Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИР"-"ДОМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИР"-"ДОМ")

Дирекции театров здание

Дирекции театров здание (улица Зодчего Росси, 2), памятник архитектуры ампира. Построено в 1828-34 (архитектор К. И. Росси) как одно из двух идентичных по архитектуре зданий, образующих улицу (см. Зодчего Росси улица), связывающую здание Александрийского театра с Чернышёвой площадью (ныне площадь Ломоносова). 3-этажные фасады отличаются строгостью форм и акцентированы лоджиями с дорическими полуколоннами. Ныне в здании Хореографическое училище имени А. Я. Вагановой, Музей театрального и музыкального искусства, Театральная библиотека имени А. В. Луначарского.

Диспансеры

Диспансеры, специализированные медицинские учреждения, оказывающие лечебно-профилактическая помощь больным определенными заболеваниями (например, туберкулёз) и осуществляющие систематическое наблюдение за состоянием их здоровья, а также за некоторыми группами здоровых людей (например, спортсменами). В 1804 в Петербурге Медико-филантропическим комитетом были открыты «диспенсарии для бедных» с небольшими лазаретами при них. В связи с ростом так называемых социальных болезней (в первую очередь туберкулёза) возникла необходимость в создании медицинских учреждений диспансерного типа, где наряду с индивидным лечением оказывалась бы и социальная помощь. В начале XX в. в России возникли благотворительные диспансерные учреждения для больных туберкулёзом — амбулатории-попечительства. Первые противотуберкулёзные диспансеры открыты в 1918. В 1990 в Ленинграде 56 диспансеров (противотуберкулёзные, кожно-венерологические, психоневрологические, наркологические, онкологические, кардиологические, врачебно-физкультурные). При 8 из них стационары на 1460 коек.

Дмитриев Александр Иванович

Дмитриев Александр Иванович (1878—1959), архитектор, академик архитектуры (1912), действительный член Академии архитектуры СССР (с 1939), почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (с 1956). Окончил ИГИ (1900) и АХ (1903). Профессор ИГИ — Ленинградского инженерно-строительного института (с 1904). Автор проектов жилых, общественных зданий и инженерных сооружений: интерьеры особняка Кшесинской (1904—06), реконструкция Адмиралтейского судостроительного завода (1907—12, совместно с инженером Н. И. Дмитриевым), Городской училищный дом имени Петра Великого; участие в проектировании ДК имени М. Горького и Верхнесвирской ГЭС (1920-е гг.), Научный труд в области архитектурно-художественной критики, мостостроения, строительства в условиях вечной мерзлоты. Жил на 2-й линии Васильевского острова, 35. Похоронен на Серафимовском кладбище.

Литература:

Кириков Б., Архитектор А. И. Дмитриев. (К 100-летию со дня рождения), «Архитектура СССР», 1979, № 2;

его же, Поиски нового в творчестве архитектора А. И. Дмитриева (период 1900—1917 гг.), в сб.: Архитектурное наследство, в. 27, М., 1979.

Дневник Тани Савичевой

Дневник Тани Савичевой.

Дневник Тани Савичевой.

Дневник Тани Савичевой.

Дневник Тани Савичевой. Ленинградская школьница Т. Савичева (р. 1930) жила на 2-й линии Васильевского острова, 13; в декабре 1941 — мае 1942 в условиях блокады вела краткие записи о том, как на её глазах умирали ближайшие родственники (бабушка, дяди, мать и др.). После смерти матери Таня в мае 1942 помещена в детдом № 48 Смольнинского района, в августе 1942 эвакуирована в Горьковскую область, умерла в 1944 от прогрессирующей дистрофии в посёлке Шатки (в 1972 на могиле открыт памятник). Дневник Тани Савичевой  — документ, обличающий войну, развязанную фашизмом и принёсшую человечеству огромные потери и неисчислимые страдания. Подлинник дневника в Музее истории Ленинграда, фотокопия экспонируется в одном из павильонов Пискарёвского кладбища, текст воспроизведён на стенах мемориала «Цветок жизни».

Литература:

Пивень З. Г., Навечно в памяти народной, Л., 1984, с. 101—05.

Добролюбов Николай Александрович

Добролюбов Николай Александрович (1836—1861), революционер-демократ, литературный критик, публицист, поэт. Приехал в Петербург в 1853. Окончил Главный педагогический институт (1857), где был фактической главой оппозиционного студенческого кружка, в 1855 выпускал нелегальную рукописную газету «Слухи». С 1856 один из ведущих сотрудников журнала «Современник» (редактор критико-библиографического отдела), соратник Н. Г. Чернышевского. Статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придёт настоящий день?» и др. явились этапом в развитии русской литературной критики и революционно-демократической публицистики. В 1859—61 Добролюбов  — составитель, редактор и основной автор сатирического отдела «Современника» — «Свисток». В 1857—58 жил на набережной р. Фонтанки, 38, в 1858—59 — на Литейном проспекте, 36 (мемориальная доска), с августа 1861 — на Литейном проспекте, 32. Умер от туберкулёза. Похоронен на Литераторских мостках. В 1923 именем Добролюбова назван проспект (бывший Александровский, на Петроградской стороне). В 1959 на Большом проспекте Петроградской стороны открыт памятник Добролюбову (скульптор В. А. Синайский, архитектор С. Б. Сперанский).

Литература:

Золина Н., Леонтьев Н., Добролюбов в Петербурге, Л., 1971;

Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников, 2 изд., М., 1986;

В мире Добролюбова, М., 1989.

Добролюбовская демонстрация

Добролюбовская демонстрация, политическая демонстрация 17 ноября 1886 у Волковского православного кладбища в 25-ю годовщину смерти Н. А. Добролюбова. Организована революционными студенческими кружками (в том числе Союзом землячеств); свыше 3 тыс. участников (студенты и курсистки). Полиция не допустила демонстрантов к могиле Добролюбова, разрешив лишь делегатам возложить венки. Пропев «Вечную память», участники Добролюбовской демонстрации двинулись вдоль Лиговского канала к Невскому проспекту, близ которого были окружены казаками (отпущены небольшими группами через несколько часов). 28 участников Добролюбовской демонстрации высланы из Петербурга.

Добужинский Мстислав Валерьянович

Добужинский Мстислав Валерьянович (1875—1957), график и живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1885—87) и в Мюнхене в школе А. Ажбе (1899—1901). Преподавал в АХ (1918—23). Член объединения «Мир искусства» (1902—21). Работал в области станковой и книжной графики. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Адская почта», «Жупел» («Октябрьская идиллия»), в несколько стилизованной, изящно отточенной манере оформлял журналы «Золотое руно», «Мир искусства», «Аполлон», с 1907 работал в «Старинном театре» Н. Н. Евреинова и в театре В. Ф. Комиссаржевской, с 1914 участвовал в антрепризах С. П. Дягилева. В работах, посвящённых Петербургу, особое место занимает тема современного индустриального города, который порой приобретает фантастически одушевлённый трагический облик: «Домик в Петербурге» (пастель, гуашь, 1905), «Старый домик» (гуашь, графитный карандаш, 1905), «Человек в очках» (уголь, акварель, белила, 1905—06), «Окно парикмахерской» (акварель, гуашь, уголь, 1906; все в ГТГ), «Петербург» (пастель, гуашь, 1914, ГРМ); иллюстрация к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1923), отмеченные повышенной экспрессией линий и пятен. Принимал участие в оформлении массовых театрализованных постановок в Петрограде («Гимн освобождённому труду», 1920). С 1925 жил за границей.

Сочинения:

Воспоминания, М., 1987.

Литература:

М. В. Добужинский. Каталог выставки. [Автор вступит. статьи А. П. Гусарова, М., 1975];

Гоголицын Ю. М., Поэзия в графике. Петербургские пейзажи М. В. Добужинского, «ЛП», 1983, № 9;

Чугунов Г., М. В. Добужинский, Л., 1988.

Докучаев Василий Васильевич

Докучаев Василий Васильевич (1846—1903), естествоиспытатель, основатель современного генетического почвоведения, организатор комплексного исследования природы России. В 1871 окончил естественное отделение Петербургского университета, где затем работал 25 лет (с 1883 профессор) (Менделеевская линия, 2; мемориальная доска). Мировую известность получила монография «Русский чернозём» (докторская диссертация, защищена в 1883), в которой впервые изложены основы генетического почвоведения. Докучаев  — организатор и руководитель экспедиций по изучению природы, в том числе почв, России (1877—95), разработал план борьбы с засухой в степных районах. Учение Докучаева о широтных и вертикальных «естественноисторических зонах» составило главное содержание русской школы в физической географии. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Имя Докучаева присвоено Центральному музею почвоведения (см. Почвоведения музей). В 1946 АН СССР учреждены Золотая медаль и премия его имени за выдающиеся научные работы в области почвоведения (присуждается ежегодно). В 1962 на Академическом проспекте в г. Пушкин перед зданием Сельскохозяйственного института установлен памятник Докучаеву (скульптор И. В. Крестовский, архитектор М. Б. Серебровский).

Литература:

Полынов Б. Б., Крупеников И. А., Крупеников Л. А., В. В. Докучаев. Очерк жизни и творчества, М., 1956;

Кирьянов Г. Ф., В. В. Докучаев, М., 1966.

Долгорукова дача

Долгорукова дача (набережная Малой Невки, 11), памятник деревянной архитектуры классицизма. Построена на Каменном острове в 1831—32 (архитектор С. Л. Шустов) в монументальных формах каменной архитектуры. Квадратное в плане здание увенчано невысоким куполом, перекрывающим центральный круглый зал. Портики с каннелированными дорическими колоннами завершены карнизом на кронштейнах. Большие полуциркульные окна и орнамент, резные барельефы над ними типичны для русской архитектуры 1820—30-х гг. Интерьеры дачи были заново декорированы в конце 1830-х — начале 1840-х гг. (архитектор А. И. Штакеншнейдер), когда она перешла в собственность принца Ольденбургского.

Долгушинцы

Долгушинцы, революционный народнический кружок, создан в Петербурге осенью 1872 А. В. Долгушиным (отсюда название). Входили Л. А. Дмоховский, Н. А. Плотников, И. И. Папин и др., близкий к долгушинцам публицист В. В. Берви-Флеровский. Вели революционную пропаганду среди рабочих Петербурга, распространяли написанные Долгушиным и Берви-Флеровским прокламации. Собирались на квартире Долгушина (Большой проспект Петроградской стороны, 71). Весной 1873 долгушинцы перебрались в Москву, летом приступили к революционной пропаганде среди крестьян, но осенью были арестованы, в июле 1874 в Петербурге судом Особого присутствия правительствующего Сената 5 руководителей кружка приговорены к различным срокам каторги, 8 — к различным срокам заключения. После объявления приговора осужденные на каторгу долгушинцы переведены в Литовский замок, 5 и 6 мая 1875 над ними совершён обряд гражданской казни (на Конной площади). Деятельность долгушинцев  — одна из первых попыток «хождения в народ».

Литература:

Кункль А., Долгушинцы, [М., 1932];

Савченко В., Раскройте ваши сердца. Повесть об А. Долгушине, М., 1988.

«Дом академиков»

«Дом академиков».

«Дом академиков».

«Дом академиков».

Санкт-Петербург.

«Дом академиков» (набережная Лейтенанта Шмидта, 1/2), памятник архитектуры классицизма, жилой дом АН СССР Построен в 1750-х гг. (архитектор С. И. Чевакинский), перестроен в 1806-08 (архитекторы А. Д. Захаров, А. Г. Бежанов). Типичный образец многоквартирного жилого дома начала XIX в. Лаконичная Архитектурная обработка 3-этажных фасадов дополнена монументальным портиком с 4 каннелированными дорическими колоннами, поддерживающими тяжёлый антаблемент и балкон. На стенах «Дома академиков»  - мемориальные доски с именами В. В. Петрова, М. В. Остроградского, А. П. Карпинского, В. А. Стеклова, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Н. Я. Марра, А. Е. Ферсмана, Б. Я. Якоби и другие.гих учёных, живших в этом доме. Мемориальный музей-квартира академика И. П. Павлова.

Литература:

Князев Г., Дом академиков, в сб.: Белые ночи, [в. 2], Л., 1973.

Дом архитектора

Дом архитектора (бывший особняк Половцова). Бронзовый зал.

Дом архитектора (бывший особняк Половцова). Бронзовый зал.

Дом архитектора

(бывший особняк Половцова).

Бронзовый зал.

Санкт-Петербург.

Дом архитектора (дом Половцова) (улица Герцена, 52), памятник архитектуры. Фасад дома с полукруглым эркером, обращённый на улицу Герцена, сохраняет облик архитектурного памятника позднего русского классицизма (1835-36, архитектор А. Х. Пель). Во второй половине XIX - начале XX вв. принадлежал государственному деятелю А. А. Половцову (отсюда 2-е название). Внутренняя отделка (1870-е гг. - Н. Ф. Брюллов, 1880 - начало 1890-х гг. - М. Е. Месмахер), несмотря на несколько излишнюю пышность и роскошь, отличается высоким уровнем мастерства: Золотой зал облицован многими сортами мрамора; Дубовый зал украшен резьбой, скульптурой; Бронзовый зал отделан малахитом, бронзовыми накладными деталями, зеркалами, шпалерами; Белый зал. Дом архитектора работает под руководством Ленинградской организации Союза архитекторов СССР (РСФСР). Дом архитектора устраивает доклады, лекции, встречи с мастерами архитектуры и деятелями науки и искусства, с представителями других творческих союзов, выставки, концерты, спектакли, просмотры кинофильмов и т. д., организует творческие выставки архитекторов, проводит реставрационные работы по зданию и предметам декоративно-прикладного искусства; имеется библиотека.

Дом ветеранов сцены

Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной (Петровский проспект, 13), основан в 1896 актрисой М. Г. Савиной при Российском театральном обществе под названием «Убежище для престарелых актёров». Первоначально находился на Кирочной улице (ныне улица Салтыкова-Щедрина, 23), затем в Бабурином переулке, с 1902 в специально выстроенном здании (архитектор Б. А. Альмединген) на берегу р. Малая Невка. Средства на его содержание складывались преимущественно из пожертвований частных лиц и учреждений, доходов от спектаклей, концертов. Перестраивался в 1946—58 (архитектор В. Н. Талепоровский, Ф. И. Милюкова). Состоит в ведении Союза театральных деятелей РСФСравни В комплекс Дома ветеранов сцены входят 7 жилых корпусов (185 мест); имеются библиотека, концертный зал, специальный медицинский корпус, парк площадью 6,5 га. На территории могила М. Г. Савиной и её мужа А. Е. Молчанова, также одного из учредителей Дома ветеранов сцены .

«Дом военной книги»

«Дом военной книги» (до 1976 «Военная книга») (Невский проспект, 20), универсальный книжный магазин, один из первых военных книжных магазинов в стране. Открыт в 1920. В период блокады продолжал работать, выезжал с книгами к бойцам на передовые позиции. Книги по всем отраслям знаний (преобладает военная, военно-патриотическая и массово-политическая тематика). Отделы: букинистический, книгообмена, «Книга — почтой». Товарооборот около 4 млн. руб. (1990). Имеет около 30 филиалов и киосков. При магазине Клуб любителей книги. Помещается в бывшем доме Голландской церкви.

Дом городских учреждений

Дом городских учреждений (проспект Максима Горького, 49), памятник архитектуры. Построен в 1910—14 (архитектор М. М. Перетяткович при участии М. С. Лялевича) с использованием элементов архитектуры классицизма. Нижний этаж, обработанный мощными рустами и служащий цоколем для двух верхних, прорезан по фасаду высокими и широкими арками застеклённых проёмов, а центральный ризалит — ещё более высокой аркой проезда. На уровне двух верхних этажей боковые ризалиты декорированы колоннами, несущими треугольные фронтоны, украшенные скульптурой; в центре здания 4-гранная массивная башня, увенчанная куполом. Здание построено на средства Городской думы для размещения различных городских учреждений (отсюда название). 1-й этаж сдавался под магазины, на других этажах — торговая палата, камера мирового судьи, аукционный зал, зал для заседаний и др. После победы Февральской революции в двух комнатах верхнего этажа разместился первый легальный Петербургский комитет РСДРП (вскоре переехал в особняк Кшесинской). В 1917—29 большую часть здания занимала Биржа труда, затем — сектор по регулированию организованного набора рабочей силы Леноблисполкома. В конце 1930-х гг. здание передано Высшей профессорской школе. После Великой Отечественной войны — один из корпусов Ленинградского института точной механики и оптики.

Дом журналиста

Дом журналиста, Ленинградский (ЛДЖ), творческий клуб журналистов. Учреждён в 1926 как Дом печати; помещался на набережной р. Мойки, 94, неоднократно менял адреса, с 1973 — на Невском проспекте, 70. В 1932 открыты его филиалы в Володарском, Выборгском, Московском и Нарвском районах, тогда же создан Театр малых форм (спектакли с использованием газетных материалов). В 1938 Дом печати реорганизован в Дом журналиста , в 1941—57 не функционировал, в 1958 вновь образован при Ленинградской организации Союза журналистов СССР В 1958 в Доме журналиста открыт первый в стране Университет рабочих корреспондентов (к 1990 его окончили около 5 тыс. человек). Проводятся встречи с деятелями науки и культуры, организуются выставки. В  Доме журналиста имеются мемориальные доски в память Ленинградских журналистов, погибших в Великую Отечественную войну. Здание Дома журналиста  — бывший особняк генерала Сухозанета, построен в 20-х гг. XIX в. (архитектор Д. Квадри).

Дом занимательной науки

Дом занимательной науки, просветительное учреждение для пропаганды естественнонаучных и технических знаний. Создан в 1935 популяризатором науки Я. И. Перельманом при участии В. А. Камского, В. И. Прянишникова, Л. В. Успенского, А. Я. Малкова. Помещался в бывшем Шереметевском дворце. В  Доме занимательной науки насчитывалось свыше 500 крупных экспонатов и множество мелких (диапозитивы, макеты, приборы, схемы и диаграммы). Все они были сгруппированы в 4 отделах (1939): астрономии, географии (с залом геологии), математики и физики (с отделом оптики). Создавался Зал электричества, предполагалось устроить экспозицию «Залы Жюля Верна» и открыть Зал занимательного языкознания. Экспозиции Дома занимательной науки отличались динамизмом, большинство экспонатов были действующими. Демонстрируемые явления часто отражали Ленинградские реалии: так, электрифицированная звёздная карта моделировала небо Ленинграда (отдел астрономии), одна из экспозиций в Зале геологии была посвящена геологическому прошлому района, на территории которого возведён Ленинград. Дом занимательной науки издавал серию миниатюрных (8?12 Смотри научно-популярных книжек по различным отраслям науки и техники (составитель и редактор Перельман), выходивших тиражом 100—200 тыс. экземпляров. Экспозиция Дома занимательной науки погибла во время блокады, сохранились лишь описания и снимки некоторых экспонатов.

Литература:

Мишкевич Г., Дом занимательной науки, «Наука и жизнь», 1968, № 3;

его же, Это было в ДЗН..., там же, 1973, № 7;

его же, Доктор занимательных наук, М., 1986.

«Дом искусств»

«Дом искусств», организация работников искусств. Существовала в конце 1919—22. Помещалась в бывшем доме Чичерина. Организована К. И. Чуковским и А. Н. Тихоновым при поддержке М. Горького. «Дом искусств» ставил задачей оказание социальной помощи деятелям искусств — устройство столовых, библиотек, общежитий; в «Доме искусств» сложилась своего рода «писательская коммуна», в которой жили и работали А. С. Грин, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам, В. Ф. Ходасевич, А. Л. Волынский, М. С. Шагинян, Н. С. Тихонов, М. Л. Слонимский и др. Научная и культурная деятельность «Дома искусств» состояла в проведении литературных вечеров и лекций, организации художественных выставок, концертов. В 1921 были выпущены два сборника «Дом искусств». При «Доме искусств» , ставшем в эти годы центром литературной жизни Петрограда, создана литературная студия (куда была перенесена работа студии издательства «Всемирная литература»), курсы лекций читали Гумилёв (вместе с М. Л. Лозинским и Е. И. Замятиным он вёл и практические занятия), Н. Н. Евреинов, В. М. Жирмунский, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум и др. Чуковский, руководивший работой студии, привлёк к участию в ней молодых писателей, выступавших, наряду с М. Горьким, А. А. Блоком, А. Ф. Кони, с чтением своих произведений: Вс. В. Иванова, В. А. Каверина, М. М. Зощенко, К. А. Федина, Л. Н. Лунца и др., составивших ядро «Серапионовых братьев». «Дом искусств» описан в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль», в воспоминаниях Чуковского, В. А. Рождественского («Страницы жизни»), Слонимского («Завтра. Проза. Воспоминания»), Н. Н. Берберовой («Курсив мой»), И. В. Одоевцевой («На берегах Невы»).

Литература:

Зайдман А. Д., Литературные студии «Всемирной литературы» и «Дома искусств», «Русская литература», 1973, № 1.

Дом кино

Дом кино.

Дом кино.

Дом кино.

Санкт-Петербург.

Дом кино Ленинградский (улица Толмачёва, 12), старейший в стране творческий клуб деятелей кино Ленинградской организации Союза кинематографистов СССР Открыт 8 ноября 1928 в помещении бывшего театра (Невский проспект, 72, ныне кинотеатр «Знание»), с ноября 1960 на улице Толмачёва, 12. Организует премьеры фильмов, вечера отдыха, проводит творческие встречи, дискуссии, кинофестивали. Имеет 2 зрительных зала (600 и 100 мест). В фойе — мемориальная доска в память Ленинградских кинематографистов, погибших в Великую Отечественную войну.

«Дом книги»

«Дом книги».

«Дом книги».

«Дом книги».

Санкт-Петербург.

«Дом книги» (Невский проспект, 28), крупнейший универсальный книжный магазин Ленинграда, первенец государственной книжной торговли в городе. Открыт в 1919 как магазин Петроградского отделения Госиздата. В период блокады работал до ноября 1942, после восстановления и реконструкции вновь открыт в ноябре 1948. Книги по всем отраслям знаний (представлена продукция всех крупных издательств страны). Имеются отделы: справочно-библиографический и «Книга — почтой». Товарооборот около 7 млн. руб. (1990). Здание, построенное в 1902—04 для компании «Зингер» (архитектор П. Ю. Сюзор), — один из ярких памятников стиля «модерн», выделяется в ансамбле застройки Невского проспекта богато стилизованными архитектурными формами, обилием декоративной скульптуры на фасадах (скульптор А. Л. Обер, А. Г. Адамсон). В 1920—30-х гг., кроме «Дома кино» , в здании помещались Петроградское отделение Госиздата (Петрогосиздат, позднее Ленгиз), издательство «Academia», редакция журнала «Звезда» и др.; ныне размещаются Ленинградские отделения издательств «Агропромиздат», «Искусство», «Просвещение», «Химия», «Художественная литература», книготорговцы, объединение Ленкнига.

Дом композиторов

Дом композиторов (улица Герцена, 45), клуб композиторов Ленинградской организации Союза композиторов РСФСравни Открыт в 1948 в доме Гагариной. Организует прослушивания новых произведений, авторские отчёты, концерты, лекции, дискуссии, научно-теоретические конференции и другие.гие мероприятия. С 1965 Дом композиторов проводит фестиваль «Ленинградская музыкальная весна» (ежегодно), Всесоюзную неделю музыки для детей и юношества (1 раз в 2 года). В  Доме композиторов размещаются: правление Ленинградской организации Союза композиторов РСФСравни Ленинградское отделение Всесоюзного бюро пропаганды советской музыки, библиотека, кабинет звукозаписи.

Дом культуры промкооперации

Дом культуры промкооперации, название до 1960 ДК имени Ленсовета (см. в статье Дворцы культуры).

«Дом ленинградской торговли»

«Дом ленинградской торговли» («ДЛТ»).

«Дом ленинградской торговли» («ДЛТ»).

«Дом ленинградской торговли»

(«ДЛТ»).

Санкт-Петербург.

«Дом ленинградской торговли» («ДЛТ») (улица Желябова, 21—23), торговая фирма и универмаг; специализируется на торговле товарами для детей. Открыт в 1927 в 10-летний юбилей Октябрьской революции как Дом Ленинградской кооперации (ДЛК; у входа — мемориальная доска). В 1930-х гг. на 1-м и 2-м этажах ДЛК помещался Центральный магазин «Торгсин», в 1945—46 — Центральный коммерческий промтоварный магазин. В 1965 образована торговая фирма «ДЛТ», в которую вошли универмаг «ДЛТ» и его филиалы — магазины «Аист», «Андрейка», «Алёнка» и др. Площадь торговых залов универмага 9170 м2. Товарооборот около 100 млн. руб. (1990). Здание «ДЛТ» построено в 1908—09 для магазина Гвардейского экономического общества (архитектор Э. Ф. Виррих, С. С. Кричинский, Н. В. Васильев, И. В. Падлевский, Б. Я. Боткин); малый зал пристроен в 1912—13 (инженер И. Л. Балбашевский). В архитектурной композиции отчётливо выявлен железобетонный каркас. В оформлении фасадов использованы модернизированные классицистические элементы (колонны, пилястры, шпиль, венчающий ротонду) и майоликовые вставки (художник-керамист П. К. Ваулин). Здание разделено перекрытиями на галереи, опоясывающие его по периметру и опирающиеся на колонны, равные по высоте трём этажам. Свободное внутреннее пространство насыщено воздухом и светом. В Великую Отечественную войну здание сильно пострадало от артобстрелов, восстановлено в 1944—47.

Дом литераторов

Дом литераторов, литературная организация. Существовала в конце 1918—22. Помещалась на улице Бассейной (ныне улица Некрасова), 11. Возглавлялась комитетом: Н. А. Котляревский (председатель), А. А. Ахматова, А. В. Амфитеатров, А. А. Блок, Н. С. Гумилёв, В. Я. Ирецкий, А. М. Ремизов, Ф. Сологуб, В. Ф. Ходасевич. Первоначально ставила исключительно задачи материальной поддержки литераторов (организация столовой, тёплой читальни, рабочих комнат; была создана комиссия по улучшению быта писателей). С 1920 устраивались публичные чтения и диспуты, литературные и музыкальные концерты, действовали книжный киоск и литературная студия для молодёжи, читались лекции по истории революционного движения в России, философии, истории — при участии К. И. Чуковского, В. Я. Шишкова, Е. В. Тарле, Л. П. Карсавина, П. Е. Щёголева, Э. Л. Радлова и др. В 1921—22 издавался литературно-исследовательский и критико-библиографический журнал «Летопись Дома литераторов» (в 1922 «Литературные записки»).

Литература:

Мартынов И. Ф., Клейн Т. П., К истории литературных объединений первых лет советской власти, «Русская литература», 1971, № 1.

Дом научно-технической пропаганды

Дом научно-технической пропаганды Ленинградские организации общества «Знание» (Невский проспект, 58), ведущий городской центр по изучению и распространению передового производственного опыта, достижений науки и техники. Открыт в 1924. Здесь работает городской совет новаторов. Здание построено в 1896—98 (архитектор С. А. Бржозовский) для Международного коммерческого банка.

Дом ордена иезуитов

Дом ордена иезуитов.

Дом ордена иезуитов.

Дом ордена иезуитов.

Санкт-Петербург.

Дом ордена иезуитов (набережная канала Грибоедова, 8), памятник архитектуры классицизма. Доходный дом, построенный в 1801-05 (архитектор Л. Руска), занимает по периметру большой участок, ограничивая с двух сторон прямоугольный в плане двор. Значительный по протяжённости фасад по улице Ракова декорирован ионической колоннадой из 10 колонн, объединяющих 2 верхних этажа; центр другого фасада обработан 6-колонным портиком, поддерживающим фронтон. Примыкая к группе зданий, входящих в ансамбль Искусств площади, Дом ордена иезуитов связывается с ними общностью композиционных приёмов и форм. До 1815 в Доме ордена иезуитов размещался частный пансион, где воспитывались будущие декабристы А. П. Барятинский, И. В. Поджио, П. Н. Свистунов.

Дом офицеров

Дом офицеров, Окружной имени С. М. Кирова (Литейный проспект, 20), культурно-просветительское учреждение для военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и членов их семей. Создан в 1918 как Дом РККА (позднее Дом Красной Армии, ДКА), с 1934 имени С. М. Кирова, с 1972 современное название. В 1918 здесь формировались первые части Красной Армии, позднее велась культурно-просветительская работа среди красноармейцев (действовали курсы ликбеза, школа, читались курсы лекций, работали народный университет и научный кинематограф). С начала Великой Отечественной войны при ДКА созданы курсы снайперов, бронебойщиков, гранатомётчиков. Фронтовые концертные бригады ДКА в 1941—44 дали около 34 тыс. концертов и спектаклей на фронте, в частях и госпиталях. При ДКА работала бригада художников, создававшая агитационные экспозиции на улицах Ленинграда, по которым войска следовали на фронт. Современный Дом офицеров  — центр лекционномассовой работы ЛВО, здесь проходят концерты и выступления мастеров искусств и творческих коллективов, проводятся устные журналы, диспуты, работают коллективы художественной самодеятельности, действует клуб молодой офицерской семьи. В библиотеке Дома офицеров 163 тыс. томов (при библиотеке клуб книголюбов «Красная Звезда»). Дом офицеров награждён орденом Красной Звезды (1944).

Здание Дома офицеров  — памятник архитектуры конца XIX в. (1895—98, военные инженеры В. К. Гаугер, А. Д. Донченко, руководитель работ — военный инженер Н. В. Смирнов). До Октябрьской революции здесь помещалось Офицерское собрание армии и флота (своеобразный офицерский клуб). В оформлении фасадов использованы элементы древнерусского зодчества, угловая башня с шатром создаёт высотный акцент в панораме Литейного проспекта. Сохранилась богатая декоративная отделка многих интерьеров. До 1914 в этом здании проходили заседания Общества ревнителей военных знаний.

В 1918 в здании некоторое время работал ПК РКП(б). В сентябре 1950 в зале Дома офицеров выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР провела «открытый» процесс по сфабрикованному «Ленинградскому делу». 14—19 декабря 1954 здесь же прошёл суд над бывшими руководителями Министерства госбезопасности В. С. Абакумовым, А. Г. Леоновым, В. И. Комаровым, М. Т. Лихачёвым, И. А. Черновым и Я. М. Бростроверманом, виновными в злостном нарушении законности. В здании Дома офицеров Музей истории войск ЛВО.

Литература:

Золотов В. Н., С Красной Звездой на фасаде, «ЛП», 1986, № 2.

Дом Первого Российского страхового общества

Дом Первого Российского страхового общества.

Дом Первого Российского страхового общества.

Дом Первого Российского страхового общества.

Санкт-Петербург.

Дом Первого Российского страхового общества (Кировский проспект, 26—28; Кронверкская улица, 29/37), памятник архитектуры. Построен в 1911—13 (архитекторы Л. Н., А. Н. и Ю. Ю. Бенуа) с использованием элементов архитектуры неоклассицизма. Огромный доходный дом с внутренним парадным двором, отделенным от улицы декоративной колоннадой, занимает ведущее положение на большом участке проспекта. Фасады, облицованные шведским «горшечным» камнем, не впитывающим влагу, украшены колоннадами, эркерами и скульптурными барельефами. В 1913—14 на смежном участке для того же Общества было построено ещё одно здание. Связанные внутренними дворами эти дома составили единый жилой комплекс. В доме жили и работали С. М. Киров (ныне Музей Кирова), А. А. Кузнецов, Л. А. Говоров, Д. Д. Шостакович, А. А. Прокофьев (мемориальная доска).

«Дом Плеханова»

«Дом Плеханова».

«Дом Плеханова».

«Дом Плеханова»

(бывший флигель дома Вольного экономического общества).

Санкт-Петербург.

«Дом Плеханова» (4-я Красноармейская улица, 1/33), научно-исследовательское архивное учреждение, сектор Отдела рукописей ГПБ имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Дом Плеханова» образован в 1928 как 5-е отделение ГПБ после передачи в дар советскому правительству библиотеки и архива Г. В. Плеханова его вдовой Р. М. Плехановой-Боград. В  «Доме Плеханова»  — личные архивные фонды Плеханова, В. И. Засулич, Л. Г. Дейча, Плехановой-Боград (свыше 7 тыс. единиц хранения), других революционных и общественных деятелей конца XIX — начала XX вв., личная библиотека Плеханова (свыше 8 тыс. томов, в том числе книги с его пометками), многочисленные мемуары деятелей и участников революционного и общественного движения в России конца XIX — начала XX вв. Сотрудниками «Дома Плеханова» подготовлены документальные публикации «Литературное наследие Г. В. Плеханова» (сб. 1—8, 1934—40), «Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова» (тт. 1—3, 1973—74), «Пометы Г. В. Плеханова на книгах его библиотеки» (сб. 1—3, 1983—90) и др. «Дом Плеханова» занимает флигель здания бывшего Вольного экономического общества.

Литература:

Каталог библиотеки Г. В. Плеханова, в. 1—4, Л., 1965;

Воспоминания участников общественно-политического и революционно-демократического движения в России (Аннотированный каталог по материалам Дома Плеханова), Л., 1973.

Дом политкаторжан

Дом политкаторжан.

Дом политкаторжан.

Дом политкаторжан.

Санкт-Петербург.

Дом политкаторжан (площадь Революции, 1), памятник архитектуры конструктивизма. Построен в 1929—33 по инициативе и на средства членов Ленинградского отделения Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев как жилой дом-коммуна с развитым общественным сектором (архитектор Г. А. Симонов, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков). Объёмно-пространственное решение 6-этажного здания основано на свободной планировочной схеме, приближающейся к треугольнику, с внутренним озеленённым двором. Главные корпуса, обращённые к Неве и площади, образуют динамичную, раскрытую к окружающей среде композицию. Строгий, выразительный силуэт Дома политкаторжан хорошо воспринимается с Кировского моста. В 1—2-м этажах корпуса, выходящего на Петровскую набережную, помещались клуб и Музей каторги и ссылки, на крыше корпуса — солярий. В 1-м этаже корпуса, обращённого к площади, были столовая-ресторан, детский комнаты, медпункт, магазин (продуктовый распределитель), в подвале — механическая прачечная. В  Доме политкаторжан 144 квартиры из 2—5 комнат со всеми удобствами (в том числе с редкими для 1930-х гг. горячим водоснабжением и ваннами). В  Доме политкаторжан жили члены различных политических партий и групп (большевики, бывшие народовольцы, меньшевики, эсеры, бундовцы и др.). В июне 1935 Общество бывших политкаторжан было ликвидировано, 132 семьи выселены из Дома политкаторжан и подвергнуты необоснованным репрессиям. В память о жертвах сталинского террора в 1987 на Доме политкаторжан установлена мемориальная доска, в 1990 в сквере на площади Революции близ Дома политкаторжан открыт закладной камень памятника «Жертвам политических репрессий в Петрограде — Ленинграде».

Предыдущая страница Следующая страница