Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "Ц"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

Царское Село

Царское Село, название г. Пушкин до 1918. От названия Царское Село происходят прежние наименование улицы Якубениса (Царскосельская улица) и Малодетскосельского проспекта (Малый Царскосельский проспект).

Царскосельская железная дорога

Царскосельская железная дорога. Первая в России железнодорожная линия была проложена между Петербургом и Царским Селом (ныне г. Пушкин). Строительство началось 1 мая 1836 (проект австрийского инженера Ф. А. Герстнера), открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837. В начале поезда по ней ходили на конной тяге и только по воскресеньям и праздникам — на паровой. Полностью на паровую тягу перешли в 1838. На всём протяжении от Петербурга до Павловска (27 км) дорога была открыта 22 мая 1838. Служила главным образом для увеселительных поездок петербургской знати. Ныне является головным участком Ленинградско-Витебского направления Октябрьской железной дороги.

Литература:

Януш Б. В., Впервые по железным рельсам, «ЛП», 1985, № 6;

См. также литературу при статье Октябрьская железная дорога.

Цветной печати комбинат

Цветной печати комбинат (проспект Обуховской Обороны, 110), полиграфическое предприятие. Выпускает художественные складные коробки, этикетки, настольно-печатные игры, календари, открытки, мелованную бумагу специального назначения. Основан в 1817 как Императорская карточная фабрика. В годы Гражданской войны фабрика не работала. В 1922 предприятие восстановлено под названием Государственная карточная фабрика, с 1935 называлась 2-я Художественная литография, с 1957—3-я фабрика офсетной печати, с 1967 современное название. В 1941—45 выпускала специальные технологические бумаги, накидки, выполняла другие военные заказы. В конце 50-х гг. производство полностью переведено на офсетный способ печати. В 60—70-х гг. проведена реконструкция предприятия. Производство стало комплексно механизированным с замкнутым технологическим циклом. Имеется музей истории комбината. На территории в 1971 установлен бюст участницы «Обуховской обороны» 1901 М. Я. Яковлевой (скульптор В. И. Трояновский).

«Цветок жизни»

Мемориал «Цветок жизни».

Мемориал «Цветок жизни».

Мемориал «Цветок жизни».

Фрагмент.

«Цветок жизни», мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (архитекторы П. И. Мельников, А. Д. Левенков и др.). Сооружён в 1968 в долине р. Луппа близ деревни Ковалёво на трассе «Дороги жизни» в память о детях Ленинграда, погибших в дни блокады. На искусственном холме бетонный цветок высотой 15 м, вокруг 2 ряда бетонных наклонных плит. В 1984 посажена Аллея дружбы, соединяющая мемориал с Траурным курганом (сооружён в 1975, архитектор Левенков), на котором установлены 8 бетонных плит с текстом Дневника Тани Савичевой.

«Цветы»

«Цветы» (Потёмкинская улица, 2), цветочно-питомническое объединение Управления садово-паркового хозяйства и зелёного строительства Ленгорисполкома. Создано в 1972. В состав объединения входят цветочные хозяйства — совхозы «Выборгский» (Кондратьевский проспект, 58), «Московский» (проспект Космонавтов, 63) и его Пушкинское отделение (г. Пушкин, Красносельское шоссе, 7а), «Пулковский» (Пулково, Киевское шоссе, 22-й км); отделения Зеленогорское (Зеленогорск, Красноармейская улица, 32), Кировское (2-я Берёзовая аллея, 17), Невское (карантинный питомник; проспект Александровской фермы, 66), Петродворцовое (Петродворец, Красноармейский проспект, 26), Удельное (Фермское шоссе, 22). Объединение «Цветы» включает также опытный участок на углу Потёмкинской улицы и улицы Воинова с выставочным залом, созданные на территории бывшего Таврического садоводства и входящие в ансамбль Таврического дворца. Здесь в 1793-94 построены оранжерея, теплицы, 2-этажный дом садового мастера с одноэтажными флигелями (архитектор Ф. И. Волков); реконструированы в 1977 (архитекторы Д. С. Гольдгор, А. С. Константинов и др.). В 1935 созданы новая оранжерея (архитектор В. Я. Ландваген) и витрины выставочного зала (открыты после реконструкции в 1978).

Целлюлозно-бумажной промышленности объединение

Целлюлозно-бумажной промышленности объединение, Всесоюзное научно-производственное (проспект Шверника, 49), создано в 1972. Головное предприятие — Всесоюзный научно-исследовательский институт целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). Организован в 1930. Ведёт исследования по разработке новых технологических процессов получения волокнистых полуфабрикатов для бумаги, картона, по изучению и подготовке древесного сырья, новых видов бумаги и картона, слоистых пластиков, древесно-волокнистых плит, по охране окружающей среды. Является головным научным учреждением отрасли. Одна из опытно-промышленных баз объединения — Красногородский экспериментальный целлюлозно-бумажный завод в Красном Селе. Основан в 1714 Петром I как «бумажная мельница»; вырабатывала патронную, картузную и другие.гие бумаги для военных целей, затем гербовую и техническую, с 1768 — бумагу для ассигнаций. Рабочие принимали активное участие в Октябрьской революции, Гражданской войне (в память об этом установлен обелиск). В 1941—45 большая часть рабочих фабрики ушла на фронт и в партизанские отряды. После войны фабрика вступила в строй в 1949. К началу 60-х гг. становится экспериментальным бумажным комбинатом, на котором построен опытный целлюлозный завод. После включения в 1972 в состав объединения комбинат получил современное название. Проводит отработку технологических режимов изготовления целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них, выпускает технологические бумаги для электротехнической промышленности, приборостроения, упаковочную бумагу и др. Впервые в стране здесь освоено производство бумаги методом сухого формования и из синтетических волокон. Завод награждён орденом Ленина (1966), объединение — орденом Трудового Красного Знамени (1980). В 1966 создан музей истории предприятия.

Литература:

Индустрия бумаги СССР М., 1985.

Центральная музыкальная библиотека

Центральная музыкальная библиотека Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (улица Зодчего Росси, 2), старейшее специализированное книгохранилище Ленинграда. Основана в 1785 как библиотека императорских театров. В фонде библиотеки — партитуры, а также оркестровые партии и клавиры опер, балетов и водевилей (в том числе рукописи отечественных и зарубежных композиторов), исполнявшихся на сцене императорских театров, а также Театра оперы и балета имени Кирова. Библиотека располагает коллекцией справочников, энциклопедий и другие.гих материалов по истории и теории музыки. Здесь хранятся дневники, афиши, программы спектаклей. В фондах свыше 34 тыс. единиц хранения. Многие годы библиотекой заведовал Б. В. Асафьев. Библиотека обслуживает музыкальные организации и музыкантов. Помещается в бывшем здании Дирекции театров.

Центральное бюро профсоюзов

Центральное бюро профсоюзов (ЦБПС) Петербурга, руководящий межсоюзный орган профессиональных союзов. Возник в ходе Октябрьской всеобщей политической стачки 1905. Первое заседание — 6 ноября 1905 на Конногвардейском бульваре (ныне бульвар Профсоюзов, 15; мемориальная доска), затем — на Пантелеймоновской улице (ныне улица Пестеля, 2; мемориальная доска). В ЦБПС направляли представителей союзы, насчитывавшие не менее 50 членов; по 2 — союзы с числом не менее 500 членов, по 3 — с числом 500—1000 членов, союзы с числом свыше 1 тыс. посылали по 1 представителю на каждую последующую тысячу. В Секретариат ЦБПС (10 человек) вошли меньшевики и внефракционные социал-демократы: В. П. Гриневич, К. Д. Дмитриев, Н. Н. Лехов, В. В. Святловский, С. И. Сомов и др. При ЦБПС существовало общее Делегатское собрание — представительный орган всех профсоюзов Петербурга. С мая — июня 1906 в Секретариат входили большевики (В. Н. Вихорев, Г. М. Шкапин — член ПК РСДРП). ЦБПС имело представителей в Петербургском совете рабочих депутатов, Совете безработных, в политическом Красном Кресте и другие.гих массовых организациях, выпускало журнал «Профессиональный союз» (с 1907 «Профессиональный вестник»). К лету 1906 объединяло 36 профсоюзов (52,5 тыс. человек, или 15% всех фабрично-заводских рабочих города). ЦБПС поддерживало связи с профсоюзами Польши, Финляндии, Швеции, Франции, Германии. В 1907—10 Бюро было разгромлено. После Февральской революции по инициативе ПК РСДРП в середине марта на совещании представителей профсоюзов города вновь избрано ЦБПС [помещалось на Фурштатской улице (ныне улица Петра Лаврова, 40; мемориальная доска)]. Большевики были в нём в меньшинстве, но в Исполнительной комиссии Бюро к концу марта 1917 они получили 6 мест из 9. Член ПК РСДРП В. В. Шмидт стал секретарем ЦБПС. После Октябрьской революции ЦБПС назывался Петроградским советом профсоюзов (ПСПС), с 1920 — Петроградский городской совет профсоюзов (ПГСПС), с 1927 — Ленинградский областной совет профессиональных союзов (ЛОСПС).

Центральное училище технического рисования А. Л. Штиглица

Центральное училище технического рисования А. Л. Штиглица (ЦУТР) (Соляной переулок, 13 и 15), государственное художественное учебное заведение. Основано в 1876 (открыто в 1879) вместе с начальной школой рисования, черчения и лепки по инициативе и на средства мецената барона А. Л. Штиглица (первый директор М. Е. Месмахер). С появлением в 1890-х гг. филиалов (рисовальные классы и училища) в Нарве, Саратове, Ярославле стало называться Центральным училищем. Готовило преподавателей рисования и руководителей в области прикладного искусства для средних художественно-промышленных школ. Принимало лиц обоего пола (около 1 тыс. учащихся), но преподавание велось раздельно. С 1917 испытало ряд преобразований и переименований. В 1922 училище и присоединённые к нему музей (основан в 1895 Месмахером) и библиотека влились в петроградский ВХУТЕИН, в 1945 на базе ЦУТРа создано Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной (ЛВХПУ).

Здание ЦУТРа построено в 1879—81 (архитекторы А. И. Кракау, Р. И. Гедике), музей (ныне Музей декоративно-прикладного искусства при ЛВХПУ) сооружён в 1885—95 по проекту Месмахера в духе архитектуры итальянского Возрождения XVI в. (скульптура на фасаде — А. Г. Бауман, М. А. Чижов). Значительная часть здания занимает освещённый верхним светом выставочный зал, окружённый 2-ярусными аркадами; стилистическое решение музейных залов соответствовало составу размещённых в них коллекций. В музее хранилось около 30 тыс. произведений русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVI—XIX вв. В 30 залах была показана история развития основных отраслей прикладного искусства — ткани и шитья, мебели и резьбы по дереву, шпалеры, фарфора, фаянса, стекла, майолики, резьбы по камню и кости. После Октябрьской революции часть коллекции передана в Эрмитаж. С 1945 учебный музей, где экспонируются также лучшие работы студентов, окончивших ЛВХПУ.

Центральный военно-морской музей

Центральный военно-морской музей.

Центральный военно-морской музей.

Центральный военно-морской музей.

Интерьер.

Санкт-Петербург.

Центральный военно-морской музей (Биржевая площадь, 4), один из старейших музеев страны. Основан в 1709 по указу Петра I под названием «Модель-камора» для собирания и хранения чертежей и моделей кораблей, с 1805 Морской музей. До 1940 размещался в здании Главного Адмиралтейства, с 1940 - в здании бывшей Фондовой биржи (передано музею в 1939; см. Биржи здание). В начале Великой Отечественной войны музей был эвакуирован в Ульяновск, а после её окончания возвращён в Ленинград. В музее хранится свыше 800 тыс. экспонатов: свыше 2000 моделей кораблей, 7100 образцов оружия и техники, около 2000 произведений живописи, свыше 3500 флагов и знамён. Экспозиции музея показывают историю создания русского флота и его победы при Гангуте, Чесме, Корфу, Синопе и в других морских сражениях, повествуют о географических открытиях и кругосветных плаваниях и экспедициях, о подвигах крейсера «Варяг» и других кораблей. Представлены материалы об участии военных моряков в трёх российских революциях и Гражданской войне, о восстаниях на броненосце «Потёмкин» и крейсере «Очаков». Широко отражена роль ВМФ в Великой Отечественной войне. Показана жизнь современного океанского ВМФ СССР Музей имеет 4 филиала: крейсер «Аврора», «Кронштадтская крепость», «Дорога жизни» (посёлок Осиновец Всеволожского района Ленинградской области), «Чесменская победа» (улица Ленсовета, 12). Награждён орденом Красной Звезды (1975).

Литература:

Центральный военно-морской музей. Путеводитель, 2 изд., Л., 1984;

Шаповалов А. А., Ларионов А. Л., Музей у Ростральных колонн, в сб.: Человек. Море. Техника, ’84, Л., 1984.

Центральный котлотурбинный институт

Центральный котлотурбинный институт имени И. И. Ползунова (ЦКТИ), см. Научно-производственное объединение имени И. И. Ползунова.

Центральный парк культуры и отдыха

Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова, заложен на Елагином острове в 1931, 1-я очередь торжественно открыта 5 августа 1932 (в основе — благоустроенные и частично перепланированные парки дворца Елагина). В 1934 парку присвоено имя Кирова. Главный вход — со стороны 1-го Елагина моста [на предмостной площадке бронзовый бюст Кирова (1936, скульптор Н. В. Томский)]. В 1936—38 работы по благоустройству парка продолжены: проложены Главная аллея, которая пересекает остров с запада на восток [оформлена газонами, цветниками, клумбами, декоративными вазами и бронзовыми скульптурами «Дискобол» (скульптор М. Г. Манизер) и «Танцовщица» (скульптор Е. А. Янсон-Манизер)], сеть новых аллей и дорожек, сооружён Большой летний театр на 1600 мест (архитектор К. Л. Иогансен) и другие постройки. В период блокады в северно-западной части парка возведены оборонительные сооружения. В 1944 ЦПКиО возобновил работу, в 40—60-х гг. отремонтированы или построены заново многие парковые сооружения, отреставрирован комплекс Елагина дворца, восстановлены пострадавшие в войну зелёные насаждения. Основные композиционные элементы парка: Масляный луг близ дворца (с начала 1930-х гг. традиционное место массовых гуляний и праздничных торжеств), бывший Собственный сад, примыкающий к дворцу, Старый и Новый английские сады в районе прудов, Роща (в центральной части острова) и Западная стрелка (её ансамбль сооружён в 1926 по проекту архитектора Л. А. Ильина). На территории парка многочисленные аттракционы, Детский городок (создан в 1930-х гг.) с мастерскими кружками, школой фигурного катания и др., лодочная станция, зимой — каток и лыжная база. На предмостной площадке у 2-го Елагина моста бронзовый бюст В. И. Ленина (1958, скульптор В. Б. Пинчук).

Литература:

Демидова Д. А., Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова, в кн.: Сады и парки Ленинграда, Л., 1981.

«Цех поэтов»

«Цех поэтов», название трёх поэтических объединений, существовавших в Петербурге в 1911—22. В  «Цехе поэтов» сформировалось течение акмеизм. 1-й  «Цех поэтов» основан Н. С. Гумилёвым и С. М. Городецким осенью 1911 как общество начинающих литераторов, выделившихся из так называемой Академии стиха, вдохновителем которой был Вяч. И. Иванов. «Цех поэтов» был организацией профсоюза литераторов, сосредоточенных на обсуждении приёмов литературного мастерства и анализа поэтического текста. «Цех поэтов» издавал журнал «Гиперборей» (1912—13), позже альманахи. Заседания проходили на квартирах Городецкого (набережная р. Фонтанки, 143), у Гумилёва и А. А. Ахматовой в Царском Селе (Малая улица, 53), у М. Л. Лозинского (Румянцевская площадь, 1), у Н. А. Бруни (квартира в здании АХ). Помимо вышеназванных, в этот «Цех поэтов» входили В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич, В. В. Гиппиус, Г. В. Иванов, О. Э. Мандельштам, М. Л. Моравская, Грааль-Арельский (С. С. Петров), Е. Ю. Кузьмина-Караваева и др. Осенью 1912 из состава «Цеха поэтов» выделился кружок акмеистов (Городецкий, Гумилёв, Ахматова, Мандельштам, Нарбут, Зенкевич). В апреле 1914 конфликтом Городецкого с Гумилёвым единство кружка было подорвано, и после нескольких заседаний осенью 1914 он прекратил существование. По инициативе двух участников 1-го  «Цеха поэтов» Иванова и Г. В. Адамовича с сентября 1916 по март 1917 в среднем раз в месяц собирался 2-й  «Цех поэтов» имевший в отличие от 1-го минимальное влияние на литературную жизнь Петербурга. В 1920 Гумилёв организовал 3-й  «Цех поэтов» , наиболее активные участники которого (Иванов, Адамович, Н. А. Оцуп, И. В. Одоевцева), выехав в 1922 из СССР некоторое время ещё поддерживали деятельность этого «Цеха поэтов» в Берлине и Париже. Последний «Цех поэтов» выпустил 4 альманаха: 1-й — «Дракон», переиздан в 1923 в Берлине под названием «Цех поэтов».

Цимбалин Владимир Владимирович

Цимбалин Владимир Владимирович (1873—1920), врач, общественный деятель. Окончил (1895) Московский университет, в 1906—09 работал земским врачом в селе Вартемяги. С 1909 заведующий земской больницей св. Михаила Архангела (с 1920 больница имени Цимбалина ) за Невской заставой, где в годы 1-й мировой войны создал лазарет. Один из организаторов медицинской и материальной помощи семьям солдат, заводских больничных касс, пунктов бесплатного питания детей и др. После Октябрьской революции школьный врач. Участвуя в борьбе с эпидемией в Петербурге, заразился сыпным тифом и умер. Похоронен на Шуваловском кладбище. Именем Цимбалина в 1939 названа улица (бывший Муравьёвский переулок), где находится больница имени Цимбалина .

Цирк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цитологии институт

Цитологии институт (ИНЦ) АН СССР (Тихорецкий проспект, 4), головное научно-исследовательское учреждение по изучению клетки. Организован в 1957 по инициативе Д. Н. Насонова (первый директор, 1957—58) на базе Лаборатории общей и клеточной физиологии Зоологического института АН СССР Основные исследования посвящены биологии клетки и субклеточных структур. Ряд исследований, проведённых в институте, имеет практическое значение для решения проблем медицины, биотехнологии, сельского хозяйства. При институте в 1968 создан Центральный совет Всесоюзного общества протозоологов. Издаёт журнал «Цитология» (с 1959).

Литература:

Институт цитологии, Л., 1982.

Цылов Николай Иванович

Цылов Николай Иванович (1799, по другим данным — 1801 — 1879), картограф, генерал-майор (1860). Окончил 1-й кадетский корпус в Петербурге (1817). В 1821—24 и 1828—40 преподавал в Артиллерийском училище (позже Михайловском), автор учебника по арифметике для военно-учебных заведений (1838). В 1826—28 состоял при директоре Артиллерийского департамента. С 1840 служил в Санкт-Петербургской городской полиции, в 1853—59 полицмейстер Царского Села. В 1861 причислен к Министерству внутренних дел. В 1863—71 служил в Вильно (ныне Вильнюс). С 1871 жил в Петербурге, был членом Русского географического общества (с 1850) и Санкт-Петербургского столичного и губернского статистического комитета (с 1863). В 1846 составил и издал атлас «Изображение улиц Литейной части с подробным показанием всех казённых и обывательских домов», в 1849 (по повелению императора Николая I) — «Атлас тринадцати частей Санкт-Петербурга...», снабжённый указателем домовладельцев, в 1850 и 1853 — атлас «Планы Санкт-Петербурга в 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840 и 1849 годах...», в 1858 — «Атлас города Царское Село». Картографические работы Цылова и ныне сохраняют научную ценность как источники для изучения исторической топографии, планировки и застройки Петербурга XVIII — первой половины XIX вв. Кроме картографических материалов Цылов издал также «Городской указатель, или Адресную книгу врачей, художников, ремесленников, торговых мест, ремесленных заведений и т. п. на 1849 год» (затем — «... на 1850 год») и справочник «Описание улиц Санкт-Петербурга и фамилий домовладельцев в 1863 г.», содержащий подробный указатель домовладельцев по улицам. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сочинения:

Описание жизни Н. И. Цылова (Воспоминания), в кн.: Щукинский сборник, в. 6, М., 1907 (то же, [с сокращениями] — «Русский архив», 1907, август).

Предыдущая страница Следующая страница