Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОМ"-"КОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОМ"-"КОР")

Комаровский мост

Комаровский мост через реку Большую Охту.

Комаровский мост через реку Большую Охту.

Комаровский мост через реку Большую Охту.

Санкт-Петербург.

Комаровский мост, через р. Большая Охта, на Якорной улице (бывшей Комаровской, отсюда название), соединяет Большую Охту и Малую Охту. Здесь находился с XVIII в. деревянный разводной мост, реконструированный в 1911 и 1943 (уложены стальные балки по деревянным опорам). Современный мост построен в 1960 (инженер В. В. Зайцев, Б. Б. Левин, архитектор Л. А. Носков). Железобетонное пролётное строение (двухпарная рама) и опоры облицованы гранитом. Длина моста 72,7 м, ширина 47 м.

Комендантская дача

Комендантская дача, см. в статье Комендантский аэродром.

Комендантский аэродром

Комендантский аэродром, местность в северо-западной части Ленинграда, на севере соседствует с Коломягами, на востоке с парком Челюскинцев, на юге с Новой Деревней, на западе примыкает к озеру Долгое. С начала XVIII в. в этом районе на левом берегу Чёрной Речки находилась дача коменданта Петропавловской крепости (так называемая Комендантская дача), прилегавшее к ней поле названное Комендантским полем. В 1893 на поле оборудован Удельный скаковой ипподром, с 1908 на нём устраивались показательные полёты авиаторов, в мае 1910 прошли первые в России международные авиационные соревнования. Осенью 1910 к западу от ипподрома на средства товарищества «Крылья» построен Комендантский аэродром . В сентябре 1910 на нём прошёл 1-й Всероссийский праздник воздухоплавания: пилот Г. В. Пиотровский совершил первый перелёт в Кронштадт. 24 сентября 1910 на Комендантском аэродроме погиб пилот и изобретатель Л. М. Мациевич. Под впечатлением этой трагедии Г. Е. Котельников начал работу над созданием парашюта (отсюда название современной Парашютной улицы). В октябре 1911 пилот Е. В. Руднев и механик С. Плотников совершили перелёт Петербург — Гатчина. В 1911 с Комендантского аэродрома стартовали участники первого в России группового перелёта Петербург — Москва. В годы 1-й мировой войны Комендантский аэродром  — военный аэродром. В начале 20-х гг. на Комендантском аэродроме сформирована 1-я отдельная эскадрилья истребителей. В 20—30-х гг. на Комендантском аэродроме обучались молодые лётчики, проводились испытания самолётов советских конструкторов (отсюда название проспект Испытателей). В 1941—44 на Комендантском аэродроме базировались полки истребительной авиации, приземлялись транспортные самолёты с «большой земли». До 1959 на Комендантском аэродроме базировались транспортная авиация Ленинградского ВО, а также ряд служб и подразделений Военной инженерной академии имени А. Ф. Можайского и Военной академии связи. В 1963 полёты с Комендантского аэродрома прекращены. С начала 70-х гг. территория Комендантского аэродрома  — район массового жилищного строительства (авторы проекта застройки архитекторы Г. Н. Булдаков, А. И. Наумов, А. В. Гордеева и др.). В 1982 в районе Комендантского аэродрома открыта станции метро «Пионерская», проходящий по его территории Богатырский проспект — часть Центральной дуговой магистрали. Память о Комендантском аэродроме сохранилась в наименовании Аэродромной улицы. В средней школе № 66 — Народный музей «Икар», экспонаты которого рассказывают об истории Комендантского аэродрома . Одна из магистралей Комендантского аэродрома названа Аллеей Поликарпова — в честь советского авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, работавшего в 20—30-х гг. на Комендантском аэродроме .

Литература:

Рынин Н. А., Всероссийский праздник воздухоплавания, СПБ, 1911;

Король В., «На демонской машине...», «Нева», 1981, № 11;

Щербин В. Н., Площадки будущих стартов, «ЛП», 1986, № 3;

Михельсон В. И., Ялыгин М. И., Воздушный мост, 2 изд., М., 1988.

Комендантский дом

Комендантский дом в Петропавловской крепости.

Комендантский дом в Петропавловской крепости.

Комендантский дом в Петропавловской крепости.

Санкт-Петербург.

Комендантский дом (Оберкомендантский дом), памятник архитектуры. Сооружён в 1743—46 на территории Петропавловской крепости к югу от Петропавловского собора, до 1917 резиденция коменданта крепости. Проект каменного дома исполнил в 1741 инженер де Марин, переделал в 1743—46 «от фортификации генерал-майор» И. де Колонг. Комендантский дом  — обширное здание, образующее в плане замкнутый четырёхугольник с внутренним двором. Отличается скромностью и простотой оформления фасада, чёткостью и ясностью внутренней планировки, органически связанной с фасадным решением. Низкий цокольный полуэтаж отделён от верхнего сильно выступающей горизонт, тягой. В  Комендантском доме проходили следствие и суд по политическим делам декабристов, петрашевцев, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Д. В. Каракозова, А. К. Соловьёва. В октябрьские дни 1917 в Комендантском доме помещался Полевой штаб ПВРК, руководивший взятием Зимнего дворца. С 1975 в Комендантском доме экспозиция Музея истории Ленинграда «История Петербурга Петрограда в 1703—1917 гг.». В бывшем парадном зале, где в 1826 находилась канцелярия Следственного Комитета по делу декабристов и где 12 июля 1826 был оглашён приговор по их делу, — мемориальная экспозиция.

Комендантское кладбище

Комендантское кладбище у стены Петропавловского собора.

Комендантское кладбище у стены Петропавловского собора.

Комендантское кладбище у стены Петропавловского собора.

Санкт-Петербург.

Комендантское кладбище, кладбище, на котором хоронили комендантов Петропавловской крепости, умерших в этой должности. Находится у восточной стены Петропавловского собора, в 1841 огорожено железной решёткой. Здесь последовательно захоронены Р. В. Брюс (комендант в 1704—20), М. О. Чемезов (1720—23), Я. Х. Бахмиотов (1723—25), Г. Д. Есипов (1732—34), С. Л. Игнатьев (1734—47), Ф. В. Мещерский (1748—56), П. А. Сафонов (1801—14), А. Я. Сукин (1814—37), М. К. Крыжановский (1837—39), И. Н. Скобелев (1839—49), И. А. Набоков (1849—52), А. Ф. Сорокин (1861—69), Н. Д. Корсаков (1869—76), Е. И. Майдель (1876—1881), В. Н. Верёвкин (1887—96), А. В. Эллис (1896—1907), К. В. Кошаров (1908—12), В. Н. Данилов (1913—14). В 1970-х гг. произведено археологическое исследование Комендантского кладбища (руководитель В. А. Грач). В 1969—83 на Комендантском кладбище осуществлены реставрационные работы (проект архитектора И. Н. Бенуа).

Литература:

Бастарева Л. И., Сидорова В. И., Петропавловская крепость. Путеводитель, 6 изд., Л., 1986.

Комиссаржевская Вера Фёдоровна

Комиссаржевская Вера Фёдоровна (1864—1910), актриса. Родилась в Петербурге. На профессиональной сцене с 1893. В 1896—1902 в Александрийском театре. Среди ролей: Нина Заречная («Чайка» А. П. Чехова), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского). В 1904 создала в Петербурге Новый драматический театр (см. Комиссаржевской театр). Среди ролей: Нора («Кукольный дом» Г. Ибсена), Беатриса («Сестра Беатриса» М. Метерлинка). Героиням Комиссаржевской свойственны нервная порывистость, тревожное предчувствие перемен и жажда обновления жизни. С 1909 гастролировала по различным городам страны. Похоронена в Некрополе мастеров искусств. В Ленинграде имя Комиссаржевской носит театр, на здании которого (улица Ракова, 19) — мемориальная доска, свидетельствующая, что здесь в 1904—06 работал драматический театр, которым руководила Комиссаржевская .

Литература:

В. Ф. Комиссаржевская. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы, Л.—М., 1964;

О Комиссаржевской. Забытое и новое. Воспоминания. Статьи. Письма, М., 1965;

Рыбакова Ю. П., Комиссаржевская, Л., 1971.

Комиссаржевской театр

Комиссаржевской театр (Новый драматический театр, Дирекция В. Ф. Комиссаржевской, Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской), основан В. Ф. Комиссаржевской в 1904. Сезоны 1904—06 работал в театральном помещении «Пассажа» (улица Ракова, 19; мемориальная доска). В труппе: Комиссаржевская, П. В. Самойлов, А. И. Каширин, К. В. Бравич, З. В. Холмская, В. Р. Гардин, М. А. Ведринская, Е. П. Корчагина-Александровская, В. Р. Александровский, Н. А. Буткевич и др. Театр открылся трагедией К. Гуцкова «Уриэль Акоста»; центральное место в репертуаре заняли «Дачники» и «Дети солнца» М. Горького (их премьеры вылились в полит демонстрации). Ставились пьесы драматургов-«знаньевцев» С. А. Найдёнова, Е. Н. Чирикова, А. И. Косоротова, пьесы А. П. Чехова, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. Н. Островского. Режиссёры (Н. А. Попов, А. П. Петровский, И. А. Тихомиров, Н. Н. Арбатов) ориентировались на постановочные принципы МХТ, но не достигали присущей ему слитности актёрского ансамбля. В режиссуре некоторых спектаклей участвовал А. Л. Волынский. В 1906 Комиссаржевская сняла театр на Офицерской улица (ныне улица Декабристов). В труппу пришли В. П. Веригина, Н. Н. Волохова, Е. М. Мунт, М. А. Бецкий, Б. К. Пронин, О. А. Глебова, А. Я. Таиров, А. П. Зонов и др. Режиссёром был приглашён В. Э. Мейерхольд, с приходом которого театр Комиссаржевской стал своеобразной студией, где режиссёр, постигая условную природу театра, разрабатывал методы стилизованных постановок и искал новые приёмы декорационных решений (художники Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, В. И. Денисов, В. К. Коленда) и актёрской игры. Программное значение для Мейерхольда получила работа над «Балаганчиком» А. А. Блока, подсказавшая принцип сценической маски и право театра на обнажение условности сценического действия. Большинство спектаклей оставались противоречивыми режиссёрскими экспериментами. 9 ноября 1907 Комиссаржевская прервала совместную работу с Мейерхольдом, считая, что избранный им путь ведёт к театру кукол.

В 1907—09 в театре Комиссаржевской режиссировали Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Евреинов, Зонов. «Праматерь» Ф. Грильпарцера (перевод Блока) оформлял А. Н. Бенуа. Запрещение «Саломеи» О. Уайльда (в переводе-переделке Н. И. Бутковской под название «Царевна», постановка Евреинова) подорвало бюджет театра. Сотое исполнение «Кукольного дома» 8 февраля 1909 стало последним петербургским спектаклем театра Комиссаржевской .

Литература:

См. при статье Комиссаржевская В. Ф.

Комиссия о каменном строении

Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, правительственный орган, ведавший вопросами планировки и застройки обеих столиц и другие.гих городов. Существовала в 1762—96, находилась в ведении Сената. Располагалась, вероятно, вблизи Петровской (позже Сенатской) площадь Составляла проекты планировки и реконструкции Петербурга и Москвы, затем свыше 300 губернских и уездных российских городов. Комиссией предусматривались целостная регулярная застройка Петербурга, объединение в единую градостроительную систему водных магистралей и городских улиц, строительство домов по специально разработанным проектам, повышение этажности зданий и др. Комиссия провела в 1763 конкурс на лучший проект планировки столицы, результаты его, возможно, использовала в дальнейшей работе (наряду с проектами Комиссии о Санкт-Петербургском строении; 1737—40). В 1765 утверждён проект планировки Адмиралтейского острова между р. Нева и р. Мойка, в 1766 — южной части города между Мойкой и Фонтанкой, в 1767 — Васильевского острова и Петербургской стороны, в 1769 — левобережной части Петербурга с предместьями. Архитектурную часть Комиссии возглавляли архитектор А. В. Квасов (1763—72), И. Е. Старов (1772—74), И. Лем (1774—96).

Литература:

Васильев Б., К истории планировки Петербурга во второй половине XVIII в., в сб.: Архитектурное наследство, в. 4, Л.—М., 1953.

Комиссия о снабжении резиденции припасами

Комиссия о снабжении резиденции припасами, для распорядка квартир и прочих частей до полиции принадлежащих, орган городского управления. Учреждена в соответствии с Уставом столичного города Санкт-Петербурга (утверждён Павлом I 12 сентября 1798) взамен упразднённых Общей и Шестигласной дум, Городских и Губернских магистратов и Приказа общественного призрения. Возглавлялась великим князем Александром Павловичем (будущий император Александр I), члены назначались императором (в их числе генерал-губернатор Петербурга). Комиссия была наделена широкими полномочиями (ей подчинялся Ратгауз); ведала всеми вопросами городского управления и городского хозяйства, сбором городских платежей, строительством казарм и другие.гих зданий, расквартированием войск, регулированием городской застройки и др., утверждала проекты новых зданий. Непосредственный контроль за работой Комиссии осуществлял Павел I. В 1802, вскоре после восшествия на престол императора Александра I, Комиссия упразднена, все ранее ликвидированные городские учреждения восстановлены.

Комитет обороны

Комитет обороны Петрограда и Петроградской губернии, создан 4 мая 1919 Петросоветом на основе постановления Совета рабочей и крестьянской обороны, объявившего Петербургскую, Петроградскую, Олонецкую и Череповецкую губернии на осадном положении. председатель Комитета Г. Е. Зиновьев. Комитету обороны было отдано распоряжение о подготовке к эвакуации крупнейших заводов и затоплению Балтийского флота. В мае 1919 В. И. Ленин по прямому проводу потребовал от Зиновьева все оборонительные меры проводить с ведома и согласия центральных органов. 17 мая Совет обороны отменил общую эвакуацию города. Революционные тройки в районах Петербурга стали органами Комитета обороны . В Кронштадте и Петроградской губернии были созданы отделы Комитета. Комитет обороны формировал резервные рабочие полки, подбирал кадры комиссаров, назначал руководителей внутренней обороны города, направлял рабочие пополнения в 7-ю армию, принимал меры по укреплению подступов к Петербургу и др. Комитет прекратил деятельность в декабре 1919.

Комитет революционной обороны Петрограда

Комитет революционной обороны Петрограда, создан в 1918 на основе декрета СНК «Социалистическое отечество в опасности!» от 21 февраля 1918. На пленарном заседании Петросовета 21 февраля в Комитет вошли члены ЦК и ЦК партии большевиков: Г. Е. Зиновьев (председатель), Я. М. Свердлов, К. С. Еремеев, Н. В. Крыленко, Н. П. Комаров, К. А. Мехоношин, Н. И. Подвойский, М. С. Урицкий и др. 22 февраля в его состав включены представители ВЦИК и члены Чрезвычайного штаба Петроградского военного округа. Комитет находился в Смольном. В его заседаниях участвовал В. И. Ленин. Комитет вёл работу по мобилизации трудящихся на отпор нашествию германских войск в феврале 1918, участвовал в создании отрядов Красной Армии, организовывал строительство укреплений под Петербургом и др. Упразднён после подписания Брестского мирного договора в марте 1918.

«Комитет спасения родины и революции»

«Комитет спасения родины и революции», организация, создана в Петербурге в ночь на 26 октября (8 ноября) 1917 для борьбы против Советской власти. Возглавлялся эсерами (А. Р. Гоц — председатель, Н. Д. Авксентьев, В. М. Зензинов, В. М. Чернов и др.), объединял представителей Предпарламента, Центрофлота, членов эсеро-меньшевистского ВЦИК Советов 1-го созыва и др. Распространял антисоветские воззвания и листовки, поддерживал контрреволюционный саботаж чиновничества. Под флагом «Комитета» правые эсеры организовали 29 октября (11 ноября) юнкерский мятеж 1917 в Петербурге, после подавления которого «Комитет» распался (в ноябре 1917 его бывшие члены создали «Союз защиты Учредительного собрания»).

Коммерческие училища

Коммерческие училища, средние учебные заведения с коммерческим уклоном. Первое коммерческое училище основано в Москве в 1772, в 1800 переведено в Петербург, находилось в Ведомстве учреждений императрицы Марии, располагалось в Чернышёве переулке, ныне улица Ломоносова, 9 (после Октябрьской революции в доме помещалась школа № 54, с 1931 — Ленинградский технологический институт холодильной промышленности). В 1880 на средства Петербургского купеческого общества открылось Петровское коммерческое училище (в ведомстве Министерства финансов) на набережной р. Фонтанки, 62. Оба коммерческих училища готовили учащихся к коммерческой деятельности. По Положению 1896 коммерческие училища стали общеобразовательными учебными заведениями, дававшими общее (в объёме курса реального училища) и коммерческое образование. Специальные предметы (коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, товароведение, технология, коммерческая география) занимали около 11% учебного времени. В 1894—1906 коммерческие училища находились в ведении Министерства финансов, затем Министерства торговли и промышленности. Содержались на общественные и частные средства. Плата за обучение обычно была высокой. Принимались дети не моложе 10 лет; практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек. Срок обучения 7—8 лет. Выпускники могли поступать в коммерческие институты или высшие технические учебные заведения, с 1914 (после сдачи экзамена по латыни) — в университеты. Благодаря отсутствию мелочной регламентации и свободе в организации учебного процесса коммерческие училища стали лучшими общеобразовательными школами: там применялись прогрессивные методы преподавания, работали лучшие петербургские педагоги (В. Н. Верховский, В. А. Вагнер, В. А. Герд, Б. Д. Греков и др.), устраивались хорошо оборудованные кабинеты физики, естествознания. Много внимания уделялось иностранным языкам. Значительная часть коммерческих училищ (особенно в начале XX в.) открывалась интеллигенцией, в том числе коммерческое училище в Лесном, создано преподавателями Лесного института (угол Институтского проспекта и Малой Объездной улицы), коммерческое училище товарищества преподавателей (Разъезжая улица, 5). Прогрессивной организацией учебно-воспитательного процесса отличалось Тенишевское училище. Некоторые частные коммерческие училища открывались параллельно с гимназиями (например, коммерческое училище и гимназия Видемана, 9-я линия Васильевского Острова, 46). В 1914 в Петербурге свыше 20  коммерческих училищ . После Октябрьской революции как тип учебных заведений ликвидированы.

Литература:

Краткие статистические сведения о состоянии С.-Петербургского коммерческого училища за 100 лет, СПБ, 1872;

Тимофеев А. Г., История С.-Петербургского коммерческого училища, т. 1—2, СПБ, 1901—02.

Коммунаров площадь

Коммунаров площадь (до 1923 Никольская), между проспектом Римского-Корсакова, Садовой улицей, набережными каналов Грибоедова и Крюкова. Возникла в XVIII в. В 1753—62 сооружён Никольский Морской собор (отсюда прежнее название), за оградой которого в саду находятся памятник героям броненосца «Император Александр III» и братская могила участников Октябрьской революции и Гражданской войны В. С. Мясникова, К. Я. Круштейна, П. М. Войтика и др. (отсюда современное название). В доме 3 располагается городское Управление соцобеспечения.

Коммунистические батальоны

Коммунистические батальоны, создавались с началом Великой Отечественной войны районными и городскими Комитетами партии Ленинградской области в основном из коммунистов и комсомольцев, не подлежавших первоочередному призыву в армию. Использовались для непосредственной обороны городов и посёлков в прифронтовой полосе. Существовали обычно непродолжительное время, вливаясь затем в части действующей армии. Так, коммунистический батальон , созданный по решению Ленинградского обкома партии, участвовал в Тихвинских оборонительных и наступательных операциях 1941. В конце ноября вошёл в состав стрелковой, так называемой гренадерской, бригады. Наряду с коммунистическими батальонами в первые месяцы войны создавались отряды партийно-советского актива. Такие отряды были организованы в Острове, Кингисеппе, Лодейном Поле и ряде других мест.

Литература:

См. при статье Народное ополчение 1941.

Комсомольская площадь

Комсомольская площадь.

Комсомольская площадь.

Комсомольская площадь.

Санкт-Петербург.

Комсомольская площадь (до 1958 Круглая), на пересечении Кронштадтской, Краснопутиловской улиц и проспекта Стачек. Названа в честь 40-летия ВЛКСмотри Спланирована перед Великой Отечественной войной (архитектор А. А. Оль) на месте деревни Автово. В 1955—62 застроена многоэтажными жилыми домами с полукруглыми в плане фасадами и сквером в центре (архитектор В. А. Каменский, С. Г. Майофис). К 50-летию ВЛКСМ на площади сооружён памятник «Героическому комсомолу» (1968, скульптор В. И. Гордон и др.). В районе Комсомольской площади  — «Кировский завод».

«Комсомольская»

«Комсомольская», станция метро Кировско-Выборгской линии. Открыта 29 декабря 1978. Названа в честь 60-й годовщины ВЛКСмотри архитектор А. С. Гёцкин, К. Н. Афонская, Н. И. Згодько, А. В. Квятковский, И. Е. Сергеева. Совмещена с железнодорожной станции «Девяткино». Свод перронного зала из армоцементных сборных элементов поддерживается редко поставленными опорами.

Комсомольский мост

Комсомольский мост через канал Грибоедова.

Комсомольский мост через канал Грибоедова.

Комсомольский мост через канал Грибоедова.

Санкт-Петербург.

Комсомольский мост (до 1927 Харламов), через канал Грибоедова, на проспекте Римского-Корсакова. Здесь уже в 1753 находился деревянный мост на сваях, который в начале XIX в. был заменён однопролётным деревянным мостом подкосной системы на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой. Современный мост построен в 1934 (инженеры М. И. Жданов, А. Д. Саперштейн, при консультации профессора Г. П. Передерия). Отверстие Комсомольского моста перекрыто железобетонным монолитным бесшарнирным косым сводом. Длина моста 32,3 м, ширина 22,4 м.

Комсомольский полк противопожарной обороны

Комсомольский полк противопожарной обороны, создан в августе 1941 решением Ленинградского ГК ВЛКСМ в соответствии с постановлением ЦК ВЛКСМ от 17 июля 1941 об организации в городах военной зоны комсомольских пожарных формирований. Укомплектован комсомольцами-рабочими, служащими, студентами, школьниками старших классов. Состоял из 15 рот и 3 отдельных взводов (по числу районов Ленинграда и пригородов: Пушкин, Кронштадт, Петергоф), насчитывал 1600 человек (с июля 1942 — 950 человек). Командир — полковой комиссар, заместитель начальника политотдела Управления пожарной охраны Ленинграда С. С. Воронов; комиссар — заведующий отделом ГК ВЛКСМ М. М. Гитман. Подразделения полка участвовали в охране Смольного, Таврического дворца, продовольственных складов Ленсовета и другие.гих важных объектов. В 1941—43 бойцы полка ликвидировали 5 тыс. зажигательных авиабомб, самостоятельно потушили 430 крупных пожаров, участвовали вместе с кадровыми пожарными формированиями в тушении 2199 пожаров, вынесли из огня 326 человек, оказали помощь тысячам пострадавших ленинградцев, спасли материальные ценности на сумму свыше 5 млн. руб. Бойцы полка создали 130 противопожарных звеньев в домохозяйствах, привели в порядок более 1 тыс. бомбоубежищ, оборудовали 580 защитных щелей, провели тысячи инструктивных занятий с населением по борьбе с последствиями воздушных налётов и артобстрелов. В марте 1943 личный состав полка направлен на лесозаготовки в Тихвинский район Ленинградской области. В августе 1943 полк расформирован.

Литература:

Комлев В. П., «Блокада. Я в полку пожарном...», Л., 1983.

Кондратенко Роман Исидорович

Кондратенко Роман Исидорович (1857—1904), военачальник, герой обороны Порт-Артура, генерал-лейтенант (1904). Окончил Инженерную академию (1882) и Академию Генштаба (1886). В русско-японскую войну 1904—05 возглавлял сухопутную оборону Порт-Артура. Погиб 2(15) декабря при артобстреле японцами одного из фортов крепости. Похоронен в Петербурге на Никольском кладбище Именем Кондратенко в 1906 названа улица за Московской заставой; в 1964 улица Кондратенко продлена (в её состав включена Пулковская улица) и ныне проходит от Заставской улицы до Витебского проспекта.

Литература:

Дубенский Д., Миткевич В., Р. И. Кондратенко. Его жизнь и боевая деятельность, СПБ, 1908;

Куличкин С., Кондратенко, М., 1989.

Кондратьевский проспект

Кондратьевский проспект (до 1918 Безбородкинский), между Арсенальной улицы и проспектом Мечникова. Назван в честь А. А. Кондратьева. Проложен во 2-й половине XVIII в. по границе владений графа А. А. Безбородко (отсюда прежнее название). В современных границах с конца XIX в. В 1906 сооружён доходный дом (дом 1, архитектор Л. В. Богусский), в 1910 — здание ремесленного училища русского технического общества (дом 13, архитектор Р. А. Берзен). В 1914—15 в доме 14 была подпольная большевистская типография, в 1915—16 здесь же работал рабочий университет, созданный по инициативе М. Горького. В 1917 в доме 30 был сборный пункт Красной Гвардии Металлического завода. С 1922 началась реконструкция Кондратьевского проспекта . В 1928—31 сооружён Кондратьевский жилмассив (дом 40). В 1976 построены корпуса Металлического завода (архитекторы А. Ф. Орешников, Г. А. Скороход, инженер Е. Ф. Епидифоров).

Кони Анатолий Фёдорович

Кони Анатолий Фёдорович (1844—1927), юрист, общественный деятель, литератор, мемуарист, почётный Академик Петербургской АН (с 1900), член Государственного совета (с 1907). Родился в Петербурге Окончил юридический факультет Московского университета (1865). В 1871—75 прокурор, с 1877 председатель Петербургского окружного суда. Под председательством Кони суд присяжных в 1878 оправдал В. И. Засулич, совершившую покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. В 1881—85 председатель гражданского департамента Сената. С 1916 председатель Петербургского юридического общества. Последовательно выступал в защиту принципов судопроизводства, введённых судебной реформой 1864. После Октябрьской революции в 1918—22 профессор уголовного судопроизводства Петроградского университета, занимался литературной деятельностью. Мемуары Кони «На жизненном пути» (тт. 1—5, 1912—29) содержат яркие характеристики многих государственных деятелей, писателей, деятелей культуры. Похоронен на Литераторских мостках. На доме, где жил Кони (улица Маяковского, 3), — мемориальная доска.

Сочинения:

Воспоминания о писателях, М., 1989

Литература:

Смолярук В. И., А. Ф. Кони, М., 1981;

его же, Л. Ф. Кони и его окружение (Очерки), М., 1990;

Высоцкий С., Кони, М., 1988.

Конка

Вагоны конки на Биржевой площади.

Вагоны конки на Биржевой площади.

Вагоны конки на Биржевой площади.

Фото конца XIX в.

Санкт-Петербург.

конка (конно-железная дорога), первый вид общественного транспорта в Петербурге. Вагон конки (синий, одно- или чаще 2-этажный, с открытой верхней частью — империалом) везла по рельсам пара лошадей со скоростью около 8 км/ч. Перед подъёмом на высокие мосты припрягалась ещё пара лошадей. Первоначально (1860—91) конка использовалась как грузовой транспорт: линия (около 3 км) шла от Николаевской (ныне Лейтенанта Шмидта) набережной до Биржевой площади, затем продлена до пристаней в районе 17-й линии Васильевского Острова «Товарищество конно-железных дорог» (учреждено в 1862) построило пассажирскую конку : от Николаевского (ныне Московского) вокзала по Невскому проспекту на Стрелку Васильевского Острова (с 1863); от Адмиралтейской площади до 6-й линии Васильевского Острова; от Никольского рынка до Невского проспекта. Коночный парк был на Литовском проспекте, 40 (не сохранился). В 1863—64 конка перевезла 1,5 млн. человек, в 1864—65—2 млн. «Акционерное общество конно-железных дорог» (учреждено в 1876) к 1877 построило 90 км путей (25 маршрутов). Ему принадлежали коночные парки: Рождественский — на Песках (ныне район Советских улиц), Московский — у Московской заставы, Василеостровский, Петербургский (на Петербургской стороне), Нарвский (в районе современной Тракторной улицы), Выборгский — на углу Лесного проспекта и Нейшлотского переулка. «Невское общество пригородной конно-железной дороги» (учреждено в 1878) открыло движение конки от Николаевского вокзала до деревни Мурзинка (ныне южная часть проспекта Обуховской Обороны); парк общества — в селе Александровское, на Шлиссельбургском (ныне Обуховской Обороны) проспекте, 83. На городской железной дороге использовалось около 3,5 тыс. лошадей. В 1880-х гг. конки пытались заменить паровой железной дорогой; испытания проведены в 1886, затем введены 2 линии: от начала Большого Сампсониевского (ныне Карла Маркса) проспекта на Северной Выборгской стороны; от Знаменской (ныне Восстания) площади до деревни Мурзинка. Небольшой локомотив тянул первоначально 2—3, затем 4 коночных вагона. Обе линии по-прежнему именовались конкой , иногда паровой конкой , паровыми конно-железными дорогами. В 1902 городская управа выкупила права на эксплуатацию конки . В 1906 в Петербурге было 32 маршрута конки протяжённостью свыше 150 км; перевезено 106 млн. человек; доход 5,5 млн. руб. В 1907—17 конка заменена трамваем.

Литература:

Годес Я. Г., Этот новый старый трамвай, Л., 1982.

Вагоны конки на Невском проспекте.

Вагоны конки на Невском проспекте.

Вагоны конки на Невском проспекте.

Фото конца XIX в.

Санкт-Петербург.

Конная улица

Конная улица, между Полтавской и Исполкомской улицами. Проложена в 1876 по Зимней Конной площади и названа по находившемуся здесь до 1890 конскому базару. Застраивалась доходными домами: дом 7 (1912, архитектор Г. Г. Голи), дом 8 (1912, архитектор Л. Я. Наткин), дом 21/2 (1898, архитектор П. Ю. Сюзор).

Конный полк

Конный полк лейб-гвардии (Конногвардейский полк), вёл историю от лейб-шквадрона (личного конвоя А. Д. Меншикова), создан в 1706 в Киеве. Лейб-шквадрон участвовал в Северной войне 1700—21 и Прутском походе 1711; за отличие в Полтавском сражении (1709) получил серебряные литавры, отбитые у шведов. В 1721 из лейб-шквадрона, домовой драгунской роты генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметева и другие.гунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона сформирован Кроншлотский драгунский полк, который в 1725 преобразован в Лейб-Регимент, комплектовавшийся только дворянами (предназначался для подготовки кавалерийских офицеров). В конце 1730 полк назван Конной Гвардией, затем именовался лейб-гвардейским Конным полком С августа 1733 дислоцировался в Петербурге (в полковой слободе между Литейным проспектом и Смольным монастырем.). Роты Конного полка участвовали в русско-турецкой войне 1735—39 и русско-шведской войне 1741—43. В конце 1796 Конный полк пополнен офицерами и нижними чинами из состава так называемых Гатчинских войск императора Павла I и получил организацию, обмундирование и снаряжение кирасирских полков. Полк отличился в войнах с Францией 1805 и 1806—07, Отечественной войне 1812 и заграничных походах 1813—14; награждён за отличия в Аустерлицком сражении (1805) — новыми штандартами, в Отечественной войне — Георгиевскими штандартами, в сражении при Фер-Шампенуазе (1814) — Георгиевскими трубами. Конный полк участвовал в подавлении восстания 14 декабря 1825 и Польского восстания 1830—31. В 1827 получил серебряные литавры, пожалованные лейб-шквадрону, а в 1851 — новые Георгиевские штандарты с Андреевской юбилейной лентой (по случаю 55-летнего юбилея зачисления императора Николая I в списки полка). Конный полк принадлежал к числу наиболее привилегированных полков гвардии и пользовался особым вниманием императоров. В XIX — начале XX вв. Конный полк занимал казармы (1805—07, автор не установлен; в 1844—47 перестроены, архитектор И. Д. Черник; ныне бульвар Профсоюзов, 4, Конногвардейский переулок, 2, переулок Подбельского, 1 и улица Якубовича, 3). В 1804—07 для Конного полка сооружён Манеж (Исаакиевская площадь, 1; ныне Центральный выставочный зал). В 1-ю мировую войну полк находился на Юго-Западном фронте. После Октябрьской революции вернулся в Петербург. В январе 1918 на его основе сформирован 1-й Конный полк Красной Армии. От казарм Конного полка происходит прежнее наименование бульвара Профсоюзов — Конногвардейский бульвар и название Конногвардейского переулка.

Литература:

Анненков И. В., История лейб-гвардии Конного полка, ч. 1—4, СПБ. 1849.

Коноплянникова Зинаида Васильевна

Коноплянникова Зинаида Васильевна (1878—1906), участница революции 1905—07. Родилась в Петербурге. Окончила женскую учительскую семинарию (1899). В 1900—03 преподавала в школе в с. Гостилицы Петергофского уезда, за революционную пропаганду среди крестьян арестована, заключена в Трубецкой бастион, затем в Дом предварительного заключения. В апреле 1904 освобождена, примкнула к партии эсеров, с 1906 входила в её Летучий боевой отряд Северной области. 13 августа 1906 на вокзале в Новом Петергофе выстрелом из пистолета убила командир лейб-гвардии Семёновского полка генерал-майора Г. А. Мина («усмирителя» Декабрьского вооруженного Восстания 1905 в Москве), схвачена на месте покушения, доставлена в Петербург, заключена в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, военно-окружным судом приговорена к смертной казни, 29 августа 1906 повешена в Шлиссельбургской крепости, похоронена на её территории. Именем Коноплянниковой названа улица в г. Петродворец.

Литература:

Дело З. Коноплянниковой, «Былое», 1917, № 1.

Консерватория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Константинов Борис Павлович

Константинов Борис Павлович (1910—1969), советский физик, Академик (1960), вице-президент (с 1966) АН СССР Герой Социалистического Труда (1954). Член КПСС с 1959. Родился в Петербурге. Учился в Политехническом институте (1927—29), работал в Физико-технологическом институте (1926—35 и с 1940; в 1957—67 директор). В 1937—40 в НИИ музыкальной промышленности. В 1947—66 профессор Политехнического института, председатель Комитета по ядерной физике АН СССР (с 1968). Основные труды по акустике, физике, химии, физике изотопов, физике плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза, астрофизике, голографии. Изучал распространение звука в различных условиях, отражение и преломление звука, выполнил фундаментальные работы по разделению изотопов. Депутат ВС РСФСР с 1963. Государственная премия СССР (1953), Ленинская премия (1958). Похоронен на Богословском кладбище. В 1975 в Физико-технологическом институте (Политехническая улица, 2) открыты памятник Константинову (скульптор М. К. Аникушин) и мемориальная доска.

Литература:

Б. П. Константинов, М., 1976;

Академик Б. П. Константинов, Л., 1985.

Константиновское артиллерийское училище

Константиновское артиллерийское училище, готовило офицеров артиллерии. Создано в 1859 на базе Константиновского кадетского корпуса, сохранив наименование в память великого князя Константина Павловича; с 1863 — 2-е военное Константиновское училище, готовило офицеров пехоты; с 1894 — Константиновское артиллерийское училище . В числе выпускников училища — историк М. М. Бородкин и военный историк И. А. Гейсман (Гейсманс). Во время юнкерского мятежа 1917 29 октября (11 ноября) 1917 здание училища занято революционными войсками. В 1918 Константиновское артиллерийское училище ликвидировано. Размещалось на Забалканском (ныне Московский) проспекте, 17.

Литература:

История «дворян» и «константиновцев». 1807—1907, СПБ, 1908.

Контора адресов

Контора адресов, учреждена при полиции в 1809, с 1839 Адресная экспедиция. Создана для усиления полицейского надзора за населением Петербурга. В  Конторе адресов регистрировались лица, работавшие по найму, в том числе фабричные рабочие (освобождались от регистрации сезонные работники). Сдав в Контору адресов паспорт и уплатив адресный сбор (шёл в пользу города), они получали билет конторы (первоначально подтверждался каждые полгода, затем 1 раз в год); до 1839 билеты были двух разрядов, затем пяти. При перемене службы требовался новый билет (выдавался при одобрительной характеристике от прежнего хозяина); лиц, не имевших билета, высылали из Петербурга. В 1888 Адресная экспедиция упразднена, адресный сбор уплачивался при прописке паспортов в полицейских участках.

Контора главного магистрата

Контора главного магистрата, см. в статье Городской магистрат.

Контрбатарейная борьба 1941—1944

Контрбатарейная борьба 1941—1944, сыграла значительную роль в ослаблении артиллерийских группировок противника и в спасении Ленинграда от разрушений вражеской артиллерией (см. Артиллерийские обстрелы 1941—44). К проведению контрбатарейной борьбы привлекались фронтовая, армейская, дивизионная и береговая артиллерия, а также артиллерия кораблей Балтийского флота. Из-за нехватки сил и средств артиллерия, участвовавшая в контрбатарейной борьбе , вначале придерживалась оборонительной тактики. В марте 1942 Ленинградский фронт получил от Ставки 2 авиационные корректировочные эскадрильи, сформировал воздухоплавательный отряд, 2 звукометрические батареи, 2 дивизиона артиллерийско-инструментальной разведки, что резко повысило возможности по разведке вражеских батарей и корректировке огня артиллерии. Штаб артиллерии фронта стал планировать и проводить упреждающие массированные огневые удары по подавлению и уничтожению фашистских батарей. К участию в контрбатарейной борьбе начали привлекаться и ВВС фронта, а затем и Балтийского флота. В результате проведённых артиллерийско-авиационных операций активность вражеских батарей резко снизилась. Если за первые 6 месяцев 1942 противник выпустил по Ленинграду свыше 34 тыс. снарядов, то за 2-е полугодие — около 15 800. Осенью 1942 на Ленинградском фронте были созданы первые контрминомётные группы, которые успешно вели борьбу с миномётными батареями противника. Руководил контрбатарейной борьбой командующий артиллерией фронта генерал-майор Г. Ф. Одинцов. В его непосредственном подчинении была фронтовая контрбатарейная группа в составе трёх корпусных артиллерийских полков и двух артиллерийских бригад, оперативно ему подчинялась артиллерия кораблей Балтийского флота и фортов Кронштадтской крепости. В середине января 1943 обстрелы Ленинграда снова усилились. Немецко-фашистское командование создало новую сильную артиллерийскую группировку юго-восточнее Ораниенбаума в районе с. Беззаботное. Среди её дальнобойных орудий крупного калибра были 240-мм железнодорожная пушка «Рейнметалл», стрелявшая на 36—45 км, так называемого «Толстая Берта» — 400-мм мортира, 400-мм железнодорожная французская гаубица, вес снаряда которой составлял 900 кг. Для противодействия этой группировке командование фронта перебросило в июле — августе на Ораниенбаумский плацдарм 2 пушечных артиллерийских полка и дивизион 101-й железнодорожной артиллерийской бригады. В сентябре 1943 был создан 3-й Ленинградский контрбатарейный артиллерийский корпус (командир — генерал-майор артиллерии Н. Н. Жданов) в составе 5 артиллерийских полков, пушечной артиллерийской бригады, отделение дивизиона особой мощности и ряда специальных частей, оперативно ему подчинялась 101-я железнодорожная артиллерийская бригада. Всего в корпусе вместе с бригадой имелось 195 орудий (калибр от 122 до 356-мм). Корпус во взаимодействии с артиллерией кораблей Балтийского флота вёл успешную борьбу с вражескими батареями. Важную роль в борьбе с дальнобойной артиллерией противника играли также ВВС фронта и флота. Только авиация Балтийского флота в 1942—43 произвела свыше 1450 самолёто-вылетов по батареям противника, обстреливавшим Ленинград. При прорыве блокады Ленинграда и в ходе наступательных боёв в 1944 артиллерия и ВВС Ленинградского фронта продолжали успешно вести контрбатарейную борьбу с артиллерией и миномётами противника.

Литература:

Жданов Н. Н., Огневой щит Ленинграда, М., 1965;

История ордена Ленина Ленинградского военного округа, 3 изд., М., 1988.

Концертные залы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конюшенного ведомства здание

Здание Конюшенного ведомства.

Здание Конюшенного ведомства.

Здание Конюшенного ведомства.

Санкт-Петербург.

Конюшенного ведомства здание (Конюшенная площадь, 1), памятник архитектуры ампира. Построено для Придворно-конюшенного ведомства в 1817-23 (архитектор В. П. Стасов) с использованием конфигурации, фундаментов и стен старого здания Конюшенного ведомства (1720-23, архитектор Н. Ф. Гербель). К центральному 3-этажному объёму бывшей церкви Конюшенного ведомства с 4 ионического колоннами по фасаду, завершённому 8-гранным плоским куполом, примыкают 2-этажные крылья, архитектурный ритм которых прерывается размещёнными по углам здания кубическими павильонами с лоджиями. В интерьере главную роль играет 10-колонный круглый зал, перекрытый куполом на парусах. Фасад украшен барельефами «Несение креста» и «Вход в Иерусалим» (скульптор В. И. Демут-Малиновский). Придворно-конюшенному ведомству принадлежало и здание Конюшенного музея. От названия здания Конюшенного ведомства происходит наименование Конюшенной площади, Большого и Малого Конюшенных мостов и соседнего Конюшенного переулка, а также прежние название улиц Желябова и Софьи Перовской (бывшие Большая и Малая Конюшенные).

Застройка центральной части Санкт-Петербурга.

Застройка центральной части Санкт-Петербурга.

Застройка центральной части Санкт-Петербурга, в центре — здание Конюшенного ведомства.

Конюшенный Большой мост

Большой Конюшенный мост через реку Мойку.

Большой Конюшенный мост через реку Мойку.

Большой Конюшенный мост через реку Мойку.

Санкт-Петербург.

Конюшенный Большой мост (бывший Греческий, по находившейся рядом слободе, Гребецкой, мост у Мошкова переулка, Конюшенный, Второй Конюшенный), через р. Мойка, соединяет Запорожский (бывший Мошков) переулок и Конюшенный переулок Построен в 1828 (инженер Е. А. Адам, при участии В. И. Гесте, В. К. Треттера, К. Н. Берда) вместо существовавшего здесь с 1753 деревянного, окрашенного под камень 3-пролётного моста (X. ван Болес). Пролёт перекрыт бесшарнирным косым чугунным сводом из тюбингов. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1935 в ходе инженерной консервации часть тела опор и надсводное кирпичное заполнение были заменены на железобетонный монолитный бесшарнирный свод, принявший на себя транспортную нагрузку (инженеры М. И. Жданов, А. Д. Саперштейн, консультант — профессор Г. П. Передерий), что, разгрузив чугунный свод, позволило сохранить мост и как памятник архитектуры и как памятник науки и техники. В 1951 реставрированы фонари и пышный декор моста из чугунного литья (растительные орнаменты и маски-букрании на щековых поверхностях мостовых арок, венки и гирлянды на решётках перил). Длина моста 28,8 м, ширина 11,6 м.

Литература:

Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986, с. 182—86.

Конюшенный музей

Конюшенный музей (до 1917 Придворно-конюшенный). Основан в 1857 в составе Придворно-конюшенного ведомства. Экспонировались парадные и «исторические» экипажи членов императорской фамилии, гобелены. С 1917 Конюшенный музей  — филиал Эрмитажа. В 1922 ликвидирован, фонды переданы в Эрмитаж и Дворцы-музеи г. Пушкин. Здание Конюшенного музея (Конюшенная площадь, 4) построено в 1857—60 (архитектор П. С. Садовников), прямоугольное в плане, стилизовано в формах архитектуры барокко, имеет 15 дубовых резных ворот, украшено деталями из терракоты (скульптор Д. И. Иенсен).

Коняшин Иван Григорьевич

Коняшин Иван Григорьевич (1889—1919), участник Октябрьской революции. Член Коммунистической Партии с марта 1917. С 1905 в Петербурге. Рабочий на механическом заводе Зигеля, в трамвайном парке (ныне имени Коняшина ; Московский Проспект, 81 — мемориальная доска). С мая 1917 на фабрике «Скороход», член Московско-Заставского РК РСДРП(б); в дни Октябрьского восстания член районного ВРК, командир красногвардейского отряда, охранявшего южные подступы к Петербургу. С 1918 депутат Московского райсовета, Петросовета. Летом 1918 и весной 1919 на Восточном фронте. С лета 1919 начальник сводного продотряда профсоюзов Петербурга. Погиб в бою по пути на Дон. Имя Коняшина присвоено больнице в Московском районе.

Кораблестроительный институт

Кораблестроительный институт, название Морского технического университета до 1990.

Предыдущая страница Следующая страница