Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "Ч"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

Чайковский Пётр Ильич

Чайковский Пётр Ильич (1840—1893), композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. В 1848 приезжал в Петербург. В 1850—59 учился в Училище правоведения. В 1852 семья Чайковского переехала в Петербург в связи с назначением отца — Ильи Петровича (1795—1880) на должность директора Технологического института (в 1852—53 жили на Сергиевской улице, ныне улица Чайковского, 41). По окончании училища Чайковский в 1859—63 служил в Министерстве юстиции. В 1865 окончил консерваторию (по классу сочинения занимался у А. Г. Рубинштейна). С 1866 жил в Москве, но часто приезжал в Петербург, где участвовал в постановках своих опер, выступал как симфонический и оперный дирижёр (его дебют дирижёра состоялся в Петербурге в 1865 — исполнение увертюры для малого оркестра в Михайловском дворце). В Петербурге впервые исполнены многие произведения Чайковского , в том числе в Мариинском театре: оперы «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Чародейка» (1887; дирижёр Чайковский ), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892), балеты «Спящая красавица» (1880), «Щелкунчик» (1892); в концертах — 5-я и 6-я симфонии (1888 и 1893; дирижёр Чайковский ), 3-я сюита для оркестра (1885), увертюра «Гамлет» и фантазия «Буря» (обе 1888; дирижёр Чайковский ), секстет «Воспоминания о Флоренции» (1892), впервые в России — 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1875; первоначально в том же году, в Бостоне); в Михайловском театре был поставлен «Гамлет» У. Шекспира с музыкой Чайковского (1891); в Павловске в 1865 под управлением И. Штрауса исполнены «Характерные танцы» Чайковского . Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На доме, где умер Чайковский (улица Гоголя, 13), — мемориальная доска. В одной из комнат, где в квартире отца в 1855—58 жил молодой Чайковский (8-я линия Васильевского острова, дом 39, квартира 27), — мемориальная доска. Именем Чайковского названа в 1923 улица (см. Чайковского улица).

Литература:

Конисская Л. М., Чайковский в Петербурге, 2 изд., Л., 1974;

Воспоминания о П. И. Чайковском, 4 изд., Л., 1980;

Орлова Е. М., П. И. Чайковский, М., 1980.

Чайковского улица

Улица Чайковского.

Улица Чайковского.

Улица Чайковского.

Санкт-Петербург.

Чайковского улица [в 1762—1923 Сергиевская, от одноименного собора (не сохранился)], между набережной р. Фонтанки и Потёмкинской улицей. Названа в честь П. И. Чайковского. Проложена вначале XVIII в. В 1780-х гг. построен «придворный прачечный дом» (дом 2), ныне механизированная прачечная. В 1820-х гг. сооружён дом 4 (см. Кокошкина дом), в 1838 — дом 27, графа Орлова-Давыдова (архитектор Г. Фассати), в 1844-46 — дом 30 (см. Нечаева-Мальцева дом), в 1857—60 — дом 10 (см. Бутурлиной дом), в 1896—1903 — особняк Кельха. В конце 1920-х — начале 30-х гг. Улица Чайковского заасфальтирована и озеленена. На улице Чайковского  — гостиница «Нева». В доме 41 в 1852—53 жил П. И. Чайковский.

Литература:

Воложенинов И., Улица Чайковского, «БА», 1967, № 32.

Чаплиных дом

Чаплиных дом (Невский проспект, 13), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1804-06 (возможно, архитектор В. И. Беретти). Массивное 4-этажное здание со срезанным углом отличается крайней простотой и сдержанностью в использовании декоративных элементов. Центральные части фасадов, выходящих на Невский проспект и улицу Герцена, отмечены широкими фронтонами, над окнами 3-го этажа ритмично сгруппированы прямые и треугольные сандрики, балконы с чугунными решётками опираются на гранитные кронштейны. В 1817 в доме Чаплиных жил А. С. Грибоедов, в 1860-х гг. - М. П. Мусоргский.

Чапыгин Алексей Павлович

Чапыгин Алексей Павлович (1870—1937), писатель. В Петербург приехал из деревни в 1883, работал подмастерьем в живописно-малярных мастерских. В 1903 очерк Чапыгина «Зрячие», отредактированный В. Г. Короленко, опубликован в журнале «Новая иллюстрация». Первый сборник его рассказов «Нелюдимые», издан в Петербурге в 1912. В 1915 Чапыгин сблизился с М. Горьким, сотрудничал в журнале «Летопись». Создал исторические романы «Разин Степан» (ч. 1—3, 1926—27), «Гулящие люди» (ч. 1—4, 1935—37); автор текста первого советского звукового фильма «Златые горы» (1931). Похоронен на Литераторских мостках (надгробие работы Л. А. Дитриха). На доме, где с 1924 жил Чапыгин (улица Литераторов, 19), — мемориальная доска. Именем Чапыгина в 1939 названа улица (бывшая Вологодская, между Кировским проспектом и Уфимской улицей).

Литература:

Вальбе Б., А. П. Чапыгин. Очерк жизни и творчества, 2 изд., Л., 1959.

Чарушин Евгений Иванович

Чарушин Евгений Иванович (1901—1965), график и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Учился в ВХУТЕИНе (1922—26). С 1927 работал в качестве художника-графика в ленинградском детском отделении Госиздата. Иллюстрации к собственным книгам («Волчишко и другие.гие», 1931; «Никитка и его друзья», 1938; «Моя первая зоология», ч. 1—3, 1942—44; «Зверята», 1949; «Про больших и маленьких», 1952; «Про Томку», 1957), а также к книгам М. Горького, В. В. Бианки, В. К. Арсеньева, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др., главным образом о природе и животных, исполнены в манере свободного акварельного рисунка, проникнуты (как и проза Чарушина ) тёплым юмором. Создал ряд станковых литографских эстампов на детские темы, занимался росписью фарфора, мелкой фарфоровой пластикой. На доме, где жил Чарушин (набережная р. Фонтанки, 50), — мемориальная доска.

Литература:

Гроденский Г., Е. Чарушин, Л., 1962;

Мир Чарушина. Е. И. Чарушин — художник и писатель. [Сост. И. А. Бродский, Н. Е. Чарушин], Л., 1980.

Части

Части полицейские, городские полицейско-территориальные единицы, введены в 1737. Территория Петербурга была разделена на 5  частей по предложению Комиссии о Санкт-Петербургском строении: Адмиралтейская (Адмиралтейский остров), Васильевская (Васильевский остров), Петербургская (Петербургская и Выборгская стороны), Московская и Литейная (к ним относилась территория за Фонтанкой, граница между ними — Невская перспективная дорога; к Литейной — также Охта). В 1739 Охта и Выборгская сторона выделены в самостоятельные части В 1782 Петербург разделён на 10  частей , в 1828 их 13, в 1858 — 12. В 1865 в Петербурге: Адмиралтейская, Казанская, Спасская, Коломенская, Александро-Невская, Выборгская, Васильевская, Литейная, Нарвская, Московская, Петербургская, Рождественская части. Несколько частей объединялись в полицейские отделения. До 1866 части делились на кварталы, затем на полицейские участки. Во главе части стояли частные приставы, аппарат и канцелярия которых помещались на «съезжих дворах»; там же находились и пожарные команды во главе с брандмейстерами. Деление на части сохранилось до Февральской революции; затем на основе частей были образованы так называемые думские районы (см. Районирование).

Частный пристав

Частный пристав, полицейский чин, начальник части. Должность введена Уставом благочиния 1782. Частный пристав подчинялся полицмейстеру соответствующего полицейского отделения и обер-полицмейстеру; под его началом были квартальные надзиратели. Частные приставы следили за «охранением тишины и спокойствия», присутствовали на всех публичных собраниях, вели регистрацию строений и жителей, давали разрешение на проживание в Петербурге и выезд из него, надзирали за гостиницами, трактирами, ресторанами, исполняли судебные решения, в случае происшествия проводили предварительный розыск, составляли протокол, брали под стражу. В 1866 должность частного пристава упразднена; полицейские функции переданы в участки, которые возглавлялись участковыми приставами.

Часы городские

Часы городские. Первые механические городские часы установлены в 1704 под шпилем деревянной колокольни церкви Петра и Павла в Петропавловской крепости (ныне существующие куранты Петропавловского собора смонтированы в 1776). В 1711 поставлены часы на мазанковой башне Главного Адмиралтейства (современные часы фирмы «Ф. Винтер» установлены в 1869). В XVIII в. механические городские часы ставились главным образом на колокольнях церквей и соборов, в воротах домов наиболее богатых вельмож; на фасадах общественных зданий и на некоторых верстовых столбах устраивались солнечные часы. В начале XIX в. часы установлены на башне здания Городской думы (в 1884 заменены курантами фирмы «Ф. Винтер»). Во второй половине XIX в. городские часы были помещены на башнях всех вокзалов Петербурга, на зданиях Публичной библиотеки, банков, крупнейших гостиниц, а также в витринах модных магазинов и на рынках. В 1890-х гг. по предложению Д. И. Менделеева на арке Главного штаба установлены первые в Петербурге электрические часы, соединённые проводами с часами Главной палаты мер и весов. В 1900—10-х гг. на улицах Петербурга около 70  городских часов . С начала 1930-х гг. в Ленинграде повсеместно устанавливались электрические городские часы с круглым корпусом. В 1972 началась их замена на городские часы с квадратным корпусом. Коррекция показаний городских часов производится ежечасно по сигналам точного времени, ремонт осуществляет служба времени завода «Ленремчас». На фасаде переходной галереи Главного почтамта (улица Почтамтская, 9) и в зале Междугородной телефонной станции (улица Герцена, 3—5) установлены часы, показывающие время в городах, расположенных в других часовых поясах. В современном Ленинграде около 700 электрических городских часов (с классическим циферблатом или со световым табло).

Литература:

Радченко Б., Часы Ленинграда, Л., 1975.

Чевакинский Савва Иванович

Чевакинский Савва Иванович (1713 — между 1774 и 1780), архитектор; представитель барокко. С 1729 учился в Морской академии, с 1731 служил в Измайловском полку. Архитектуре учился у И. К. Коробова (1732—38). В 1741—67 главный архитектор Адмиралтейств-коллегий; в 1761 разработал генеральный план застройки Кронштадта (осуществлён частично), после пожара Кронштадта (1764) — план его перепланировки. В 1755—58 архитектор АН. Для творчества Чевакинского характерны органическое слияние традиций русской архитектуры XVII в. (пятиглавие, ярусная живописная композиция и др.) с приёмами и формами ордерной архитектуры, уравновешенность и чёткость объёмных композиций, тонкое чувство силуэта, богатство декора: Никольский Морской собор, Шереметевский дворец («Фонтанный дом»), дворец Шуваловых, склады Новая Голландия. В 1745-60 руководил работами по реконструкции дворцово-паркового ансамбля в Царском селе (ныне г. Пушкин), по его проектам возведены два корпуса дворца, павильон «Монбижу» (не сохранился), дома для дворцовых служащих, участвовал в создании павильона Эрмитаж.

Литература:

Петров А. Н., С. Чевакинский, Л., 1983.

Чёрная

Чёрная, распространённое название малых рек с тёмной водой на северо-западной Европейской части СССР В Петербурге Чёрными прежде назывались Екатерингофка, Монастырка (её прежнее название сохранилось в наименовании Чернорецкого переулка), Смоленка, Волковка. Одна из таких рек — Чёрная , правый приток р. Каменка, протекает по Лахтинской впадине. Длина 8,5 км, ширина в нижнем течении 6—10 м, глубина 0,7—1 м. Берега в основном заболочены; вода часто разливается из русла по болоту. См. также Чёрная Речка.

Чёрная Речка

Обелиск на месте дуэли А. С. Пушкина.

Обелиск на месте дуэли А. С. Пушкина.

Чёрная Речка.

Обелиск на месте дуэли А. С. Пушкина.

Санкт-Петербург.

Чёрная Речка, река, правый приток Большой Невки. Берёт начало из озера Долгое, протекает в районе Новой Деревни, устье — в районе Выборгской набережной. Длина 8,1 км, ширина в низовьях до 20 м. Средний расход воды около 100 л/с. Уровень находится в подпоре от вод р. Нева. В местах пересечения реки городскими улицами сооружены мосты. В средней части течения Чёрная Речка проходит близ Серафимовского кладбища. На Чёрной Речке недалеко от бывшей Комендантской дачи в Коломягах, 27 января 1837 произошла дуэль А. С. Пушкина с Ж. Дантесом (в 1937 на этом месте установлен обелиск с бронзовым барельефом поэта; скульптор М. Г. Манизер). Близ устья Чёрной Речки  — гостиница «Выборгская» (1961—62, архитекторы Л. Ю. Гальперин и др.), наземный павильон станции метро «Чёрная Речка». От названия Чёрная Речка происходит наименование Чернореченской улицы.

«Чёрная речка»

Станция метро «Чёрная Речка».

Станция метро «Чёрная Речка».

Станция метро «Чёрная Речка».

Наземный вестибюль.

Санкт-Петербург.

«Чёрная речка», станция метро Московско-Петроградской линии. Открыта 6 ноября 1982. Наземный вестибюль (архитекторы В. Г. Хильченко, П. А. Виноградова, И. Е. Сергеева) — вблизи места дуэли А. С. Пушкина, состоявшейся 27 января 1837. Вестибюль облицован сааремским доломитом. Оформлению придан декоративно-парковый характер. Перронный зал (архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Н. Щербин, А. П. Волкова) оформлен тёмно-красным гранитом, оригинальными светильниками. У торцовой стены бронзовая скульптура Пушкина (скульптор М. К. Аникушин).

Ленинградский метрополитен.

Ленинградский метрополитен.

Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина.

Чернов Дмитрий Константинович

Чернов Дмитрий Константинович (1839—1921), учёный-металлург. Родился в Петербурге. Окончил Петербургский практический технологический институт (1858). С 1866 работал инженером, в 1874—80 помощник начальника Обуховского сталелитейного завода. С 1889 профессор металлургии Михайловской артиллерийской академии. Основоположник отечественного металловедения, автор теории термической обработки стали. Открыл критические точки фазовых превращений стали («точки Чернова »). Именем Чернова в 1952 названа улица (бывшая Бертовская улица и Бертовский переулок, за Невской заставой). В 1968 на заводе «Большевик» (проспект Обуховской Обороны, 120) установлена мемориальная доска.

Черноруцкий Михаил Васильевич

Черноруцкий Михаил Васильевич (1884—1957), терапевт, академик АМН СССР (1945). С 1902 в Петербурге. Окончил ВМА (1908), с 1911 работал там же. С 1922 профессор Петроградского медицинского института (ныне 1-й ЛМИ). В блокадном Ленинграде занимался вопросами организации здравоохранения. Труды по проблемам конституции и реактивности организма, ревматизма. Председатель правлений ленинградского Терапевтического общества имени С. П. Боткина (1942—57) и Ревматологического общества (1930). Похоронен на Серафимовском кладбище. На одном из зданий 1-го ЛМИ (улица Льва Толстого, 6), где работал Черноруцкий  — мемориальная доска.

Литература:

Мусийчук Ю. И., М. В. Черноруцкий. (Врач, ученый, педагог), Л., 1965.

«Чёрный передел»

«Чёрный передел», революционная народническая организация. Зародилась летом 1879 в результате раскола «Земли и воли», оформилась в августе — сентябре 1879 в Петербурге на конспиративных совещаниях в Лесном. Основатели: Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, В. Н. Игнатов, О. В. Аптекман, Я. В. Стефанович, М. Р. Попов и др., составили Центральный кружок «Чёрного передела» . Программа организации первоначально сохраняла основные положения программы «Земли и воли»: главное внимание уделяла работе среди крестьян, отрицала необходимость политической борьбы (в дальнейшем в неё вносились изменения). Вопреки программе основные усилия чернопередельцы сосредоточили на революционной пропаганде среди рабочих (в 1879—80 кружки «Чёрного передела» на фабриках и заводах Петербурга объединяли до 150 человек, из их среды вышли рабочие-революционеры Ф. Х. Артищев, С. И. Сосин, В. П. Зайцев, М. Д. Романов и др.). Кружки «Чёрного передела» были созданы в Технологическом институте, МХА, Петербургском университете, Морском училище, Высших женских медицинских курсах и др. Члены «Чёрного передела» организовали конспиративные квартиры в Измайловском полку, на Невском проспекте, 130, и др., создали нелегальную типографию, где печатались орган организации журнал «Чёрный передел» и газета для рабочих «Зерно». В начале 1880 в связи с угрозой ареста Плеханов, Дейч, Засулич и Стефанович эмигрировали, организацию возглавили «молодые» чернопередельцы А. П. Буланов, К. Я. Загорский, М. В. Трубникова, М. К. Решко, М. И. Шефтель и др. Они укрепили студенческие кружки, расширили связи с рабочими, создали осенью 1881 «Общество рабочей кассы». Собрания членов «Чёрного передела» проходили на явочных квартирах А. Н. и А. П. Ульяновых (Средняя Мещанская улица), К. К. Решко (Белозерская улица, 3), М. А. Кланг (Таврическая улица) и др. Несмотря на идейные расхождения, многие чернопередельцы с 1880 вели революционную работу в тесном контакте с «Народной волей», в 1881—82 в её ряды в Петербурге влились А. Л. Блек, В. Н. Переляев, К. К. Решко, Е. А. Дубровин и др. Аресты 1880—81 ослабили Центральный кружок «Чёрного передела» , в 1882 полиция разгромила «Общество рабочей кассы», однако отдельные кружки «Чёрного передела» продолжали революционную работу в Петербурге на протяжении всех 80-х гг. (некоторые чернопередельцы примкнули к группе Благоева). Находившиеся в эмиграции основатели «Чёрного передела» порвали с народничеством и создали в 1883 группу «Освобождение труда».

Литература:

Ольховский Е. Р., К истории «Черного передела» (1879—1881 гг.), в кн.: Общественное движение в пореформенной России, М., 1965;

«Народная воля» и «Черный передел». Воспоминания участников революционного движения в Петербурге в 1879—1882 гг., Л., 1989.

Черных Иван Сергеевич

Черных Иван Сергеевич (1918—1941), Герой Советского Союза (1942, посмертно), младший лейтенант, лётчик. Член ВЛКСмотри В Красной Армии с 1938. Окончил военную авиационную школу пилотов (1940). В Великую Отечественную войну командир комсомольского экипажа (штурман С. К. Косинов, стрелок-радист Н. П. Губин) пикирующего бомбардировщика 125-го бомбардировочного авиаполка. 16 декабря экипаж вылетел для нанесения бомбового удара по колонне немецко-фашистских танков и автомашин с пехотой в районе г. Чудово. При подлёте к цели самолёт от попадания зенитного снаряда загорелся. Экипаж во главе с Черных направил горящую машину в центр вражеской колонны, где произошёл взрыв. Именем Черных в 1965 названа улица — улица Ивана Черных (бывшая Новосивковская, за Нарвской заставой).

Литература:

Буров А. В., Твои герои, Ленинград, 2 изд., Л., 1970.

Чернышёва дача

Дача Чернышёва «Александрино».

Дача Чернышёва «Александрино».

Дача Чернышёва «Александрино».

Санкт-Петербург.

Чернышёва дача («Александрино»), усадьба (проспект Стачек, 162), памятник архитектуры классицизма. Построена в середине 1770-х гг. (возможно, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот, по другой версии - И. Е. Старов) для графа И. Г. Чернышёва. Усадебный дом решён по классической схеме с выделением центрального объёма (с двумя 4-колонными портиками ионического ордера и куполом), соединённого галереями с боковыми флигелями. В центре главного корпуса великолепно отделанный 8-угольный зал, освещавшийся верхним светом через широкие полуциркульные окна, прорезавшие стены 8-гранного барабана, перекрытого невысоким куполом. Сильно разрушенная в годы Великой Отечественной войны, усадьба восстановлена в 1960-х гг. (архитектор М. М. Плотников). Сохранился парк «Александрино».

Чернышёва дом

Чернышёва дом, см. Барятинского дом.

«Чернышевская»

«Чернышевская», станция метро Кировско-Выборгской линии. Открыта 1 июня 1958. Архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис. Расположена на проспекте Чернышевского. Перронный зал облицован светлосерым мрамором.

Чернышевский Николай Гаврилович

Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889), революционер-демократ, писатель, публицист, критик, философ. В Петербурге с 1846. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Жил в 1849—50 на Большой Конюшенной улице, 15 (ныне улица Желябова). Входил в демократический кружок И. И. Введенского. Преподавал во 2-м кадетском корпусе. В 1851 выехал в Саратов. Вернулся в Петербург в 1853, начал печататься в журнале «Отечественные записки». Тогда же познакомился с Н. А. Некрасовым. В 1855 в Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». С 1854 сотрудник журнала «Современник», в 1855—62 фактический его руководитель наряду с Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, с которым Чернышевский сблизился в 1856 и привлёк к участию в журнале. В «Современнике» Чернышевский опубликовал «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855—56), «Антропологический принцип в философии» (1860), многочисленные работы на политические, экономические, философские темы, статьи о творчестве Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Некрасова, Н. В. Успенского. В 1855—60 Чернышевский жил в Поварском переулке, 13. В 1861 написал прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» по случаю обнародования Манифеста об отмене крепостного права. Чернышевский был идейным вдохновителем революционной организации «Земля и воля». 7 июля 1862 арестован, заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где пробыл 22 месяца, написал здесь «Автобиографию», роман «Что делать?» и неоконченные произведения «Повести в повести», повесть «Алферьев» и др. 4 мая 1864 судом Правительствующего Сената Чернышевский приговорён к 7 годам каторги. Обряд гражданской казни совершён 19 мая на Мытнинской площади (территория в основном застроена, сохранившийся сквер в 1952 назван Садом имени Чернышевского ). На следующий день Чернышевский отправлен в Сибирь.

Петербургская тема отражена в публицистике и письмах Чернышевского , романе «Что делать?» (журнал «Современник», 1863). В Петербурге происходит и действие незавершенного романа «Пролог» (созданного на каторге). На доме, где в 1861—62 жил Чернышевский (Большая Московская улица, 6), — мемориальная доска. Именем Чернышевского названы проспект (см. Чернышевского проспект), станция метро, библиотека, площадь на Московском проспекте (1948; в 1947 на ней установлен памятник Чернышевскому , скульптор В. В. Лишев, архитектор В. И. Яковлев).

Литература:

Пини О. А., Чернышевский в Петербурге, Л., 1978;

Н. Г. Чернышевский в воспоминаниях современников, М., 1982;

Савченко В. И., Властью разума. Повесть о Н. Чернышевском, 2 изд., М., 1986.

Чернышевского проспект

Чернышевского проспект (до 1923 Воскресенский), между набережной Робеспьера и улицей Салтыкова-Щедрина. Назван в честь Н. Г. Чернышевского. Возник во второй половине XVIII в. Прежнее название от церкви Воскресения за Литейным двором, на месте которой в 1817—18 возведена церковь Всех скорбящих (дом 3, архитектор Л. Руска). В начале XIX в. построен 2-этажный жилой дом с мезонином (дом 5). К середине XIX в. относится дом 17 (архитектор Н. П. Гребёнка), считавшийся в своё время одним из самых больших доходных домов Петербурга. В 1910 сооружён дом 12 (архитектор С. А. Баранкеев). В доме 13 жил и умер Н. В. Шелгунов (мемориальная доска). На проспекте Чернышевского : хлебозавод Дзержинского района (дом 16), станция метро «Чернышевская».

«Чесменская победа»

«Чесменская победа» (улица Ленсовета, 12), музей, филиал Центрального военно-морского музея. Открыт в 1977 в здании бывшей Чесменской церкви. Посвящён победе русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря (1770). В экспозиции диорама «Чесменское сражение», портреты флотоводцев — участников сражения (Г. А. Спиридова, А. Н. Сенявина, Ф. Ф. Ушакова и др.), документы, карты, морские измерительные инструменты XVIII в., оружие, ордена, модели русских кораблей и пленённых турецких судов, трофейные флаги. В 1770-х гг. в честь Чесменской победы в Петербурге сооружён Чесменский дворец, в Гатчине — обелиск, в Царском Селе (ныне г. Пушкин) — памятник Чесменская колонна (1771—78, архитектор А. Ринальди), память о победе сохранилась в наименовании Чесменской улицы (проложена в 70-х гг. XVIII в. в районе Смольного монастыря) и Чесменского воинского кладбища.

Литература:

Кулешов И. М., Печатина М. И., Хвощинская Л. З., Музей-памятник «Чесменская победа». Путеводитель, Л., 1986.

Чесменская церковь

Чесменская церковь.

Чесменская церковь.

Чесменская церковь.

Санкт-Петербург.

Чесменская церковь (улица Ленсовета, 12), памятник архитектуры псевдоготики. Построена в 1777-80 (архитектор Ю. М. Фельтен) в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря (1770). В плане представляет собой «четырёхлистник», каждый из лепестков которого является полукружным основанием полуцилиндрического объёма. Средний и боковые объёмы увенчаны полусферическими куполами со шпилевидными завершениями с крестами. Стены обработаны вертикальными рельефными тягами, стянутыми сверху фигурными горизонтальными поясами, и завершены зубчатым парапетом, декорированным крестоцветами. Края полукружий и барабаны куполов акцентированы островерхими башенками-пинаклями с богатым рельефным убором. Стрельчатые ниши оконных проёмов декорированы медными орнаментальными решётками. Получившая сильные повреждения в годы Великой Отечественной войны, Чесменская церковь реставрирована (1965-77) и превращена в музей «Чесменская победа». На прилегающей к церкви территории - Чесменское воинское кладбище.

Чесменский дворец

Чесменский дворец (улица Гастелло, 15), памятник архитектуры. Ансамбль, включающий дворец, служебные постройки и Чесменскую церковь, построен в 1774-80 (архитектор Ю. М. Фельтен) и в 1780 назван Чесменским в честь победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря (1770). В плане Чесменский дворец представляет собой равносторонний треугольник с круглыми башнями по углам и обширным круглым залом в центре. В обработке фасадов использованы элементы готической архитектуры (зубчатые парапеты над стенами, стрельчатые окна). Центральный зал в нижнем этаже перекрыт низким купольным сводом с распалубками, зал верхнего этажа - невысоким куполом, прорезанным овальными окнами и украшенным лепными филёнками и росписью. В 1830-х гг. Чесменский дворец был перестроен под военную богадельню (инвалидный дом) для ветеранов Отечественной войны 1812 (архитектор А. Е. Штауберт), пристроены три тождественных по архитектуре флигеля. Ныне Чесменский дворец  - один из корпусов Института авиационного приборостроения.

Литература:

Исторический очерк Чесменской военной богадельни императора Николая I, СПБ, 1896.

Чесменское воинское кладбище

Чесменское воинское кладбище (улица Гастелло, 9), в южной части Ленинграда, в районе Московского проспекта. Площадь 1,3 га. Возникло в 1836 рядом с Чесменской церковью. Здесь хоронили ветеранов русской армии, живших в военной богадельне (инвалидном доме), которая находилась в Чесменском дворце. В годы Великой Отечественной войны на Чесменском воинском кладбище хоронили советских воинов — защитников Ленинграда. Среди похороненных — Герои Советского Союза А. Т. Севастьянов, С. В. Сёмин, Ф. А. Смолячков, М. И. Яковлев. В центре кладбища обелиск с надписью: «Доблестным советским воинам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».

Честноков Владимир Иванович

Честноков Владимир Иванович (1904—1968), актёр, народный артист СССР (1960). Член КПСС с 1941. Родился в Петербурге. В 1922 окончил Вольную студию-мастерскую, в 1924 — Школу русской драмы. В 1924—36 и с 1954 в Театре драмы имени А. С. Пушкина (с 1966 художественный руководитель), в 1937—42 в Театре имени Ленинского комсомола, в 1942—46 в Театре Балтийского флота, в 1946—53 в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Среди ролей: Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Алексей Иванович («Игрок» по Ф. М. Достоевскому), Моцарт («Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина). С 1938 снимался в кино. В 1949—53 преподавал в Ленинградском государственном театральном институте имени А. Н. Островского (ныне ЛГИТМиК имени Н. К. Черкасова). Государственная премия СССР (1950, 1967). Похоронен на Литераторских мостках. На доме, где в 1944—68 жил Честноков (улица Желябова, 1), — мемориальная доска.

Литература:

Мархасев Л., Главная роль, Л., 1963;

Иванова В., В. Честноков, Л., 1967.

Четвёртая гвардейская дивизия народного ополчения

Четвёртая гвардейская дивизия народного ополчения (с 23 сентября 1941 — 13-я стрелковая дивизия), сформирована из добровольцев к середине августа 1941. В основном была укомплектована трудящимися Красногвардейского района. Находилась на положении запасной, отправив в другие дивизии несколько маршевых батальонов (свыше 12 тыс. человек). Командир дивизии — полковник Ф. П. Уткин, комиссар — батальонный комиссар Ф. Л. Казаков. В конце августа — начале сентября была переформирована, пополнена в основном добровольцами Выборгского и Василеостровского районов, получив наименование 5-й дивизии народного ополчения. В составе 42-й армии Ленинградского фронта 12 сентября вступила в бой с врагом в районе Пулково. Упорной обороной в сочетании с неоднократными контратаками сорвала все попытки противника ворваться через Пулковские высоты в Ленинград. Бойцы дивизии стали зачинателями снайперского движения на Ленинградском фронте. В составе 67-й армии Ленинградского фронта дивизия участвовала в прорыве блокады в 1943, в Красносельско-Ропшинской операции 1944, в составе 21-й армии — в Выборгской операции 1944. Боевой путь закончила на территории Чехословакии. За боевые заслуги удостоена почётного наименования Домбровская (январь 1945).

Литература:

Бойцы Выборгской стороны, Л., 1984;

См. также литературу при статье Народное ополчение 1941.

Четвёртая лёгкая дивизия народного ополчения

Четвёртая лёгкая дивизия народного ополчения (с 23 сентября 1941 — 86-я стрелковая дивизия), сформирована в середине июля 1941. В её состав вошли 3 стрелковых полка, артиллерийский дивизион и другие.гие подразделения. Комплектовалась в основном за счёт личного состава трёх истребительных полков (в основном трудящиеся Дзержинского и Куйбышевского районов), находившихся в стадии формирования. Численность свыше 4,2 тыс. человек. Командир дивизии — полковник П. И. Радыгин, комиссар — старший батальонный комиссар И. А. Степанов. Боевые действия начала 22 июля в Кингисеппском секторе Лужского рубежа обороны. С 4 по 9 августа находилась в составе Нарвской оперативной группы, затем снова в Кингисеппском секторе. В середине августа, прорвав кольцо вражеского окружения, с боями отошла к Красногвардейску. 1-й стрелковый полк действовал в составе 191-й стрелковой дивизии на Приморском плацдарме. В сентябре — октябре дивизия, входя в 55-ю армию Ленинградского фронта, вела бои юго-восточнее Колпино, отбивая атаки противника в направлении Рыбацкого. В октябре 1941 — апреле, сентябре 1942 в составе Невской оперативной группы сражалась на «Невском „пятачке“». Успешно действовала дивизия в составе 67-й армии при прорыве блокады в 1943, в составе 42-й армии — в Красносельско-Ропшинской операции 1944. Боевой путь закончила в мае 1945 в Берлинской операции. За боевые заслуги удостоена почётного наименования Тартуская (август 1944).

Литература:

См. при статье Народное ополчение 1941.

Чигорин Михаил Иванович

Чигорин Михаил Иванович (1850—1908), шахматист, основоположник отечественной шахматной школы. Родился в Гатчине. В 1859—68 воспитывался в Гатчинском сиротском институте (проспект 25 Октября, 2; мемориальная доска), исключён за протест против произвола воспитателей. В 1871—83 служил в Управлении петербургского градоначальника. С 1873 участвовал в соревнованиях по шахматам и к началу 1880-х гг. стал сильнейшим шахматистом страны. В 1876—81 издатель-редактор журнала «Шахматный листок», в 1885—87 редактор журнала «Шахматный вестник», вёл разделы о шахматах в журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», газете «Новое время». Чигорин  — участник 37 турниров (в том числе 24 международных), в которых завоёвывал высокие призовые места, в 1875—1907 сыграл 24 матча (в том числе 6 международных), в конце XIX в. претендент на мировое первенство. Умер в Люблине (Польша), в 1914 прах перезахоронен на Новодевичьем кладбище. В 1909 в Петербурге прошёл крупный международный турнир памяти Чигорина (с 1947 в СССР проводятся мемориалы Чигорина ). На доме, где в 1901—07 жил Чигорин (9-я Красноармейская улица, 15), — мемориальная доска. Имя Чигорина носит ленинградский шахматный клуб (улица Желябова, 25).

Литература:

Панов В. Н., М. И. Чигорин, его друзья, соперники и враги, М., 1963;

Васюков Е., Наркевич А., Никитин А., М. Чигорин, М., 1972;

Юдович М. М., М. Чигорин, М., 1985.

Чижов Матвей Афанасьевич

Чижов Матвей Афанасьевич (1838—1916), скульптор. До 1860 учился в Москве, в 1860—67 — в АХ, академик с 1873, действительный член с 1893. С 1879 преподавал в ЦУТРе, с 1878 был реставратором и хранителем скульптуры Эрмитажа. По рисункам М. О. Микешина исполнил модель памятника Екатерине II и её статую для этого памятника (открыт в 1873 на Александрийской площади, ныне площадь Островского). Создавал жанровые композиции, близкие к искусству передвижников («Крестьянин в беде», бронза, 1872; «Мать, учащая дочь родному языку», гипс, 1875, — обе в ГРМ), портреты, в том числе бюст Н. А. Некрасова для памятника на Новодевичьем кладбище (1880—81). Похоронен на Смоленском православном кладбище.

Чистяков Павел Петрович

Чистяков Павел Петрович (1832—1919), живописец и педагог. Учился в АХ (1849—64), академик с 1870, действительный член с 1893. Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1860—69) и в АХ (с 1872; заведовал мозаичным отделением в 1890—1912). Педагогическая система Чистякова , сочетавшая лучшие традиции академической школы с принципами реализма, сыграла большую роль в формировании реалистического метода в искусстве второй половине XIX в. Воспитал блестящую плеяду мастеров русского искусства (В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков). Создал ряд картин на исторические и бытовые темы и портретов: «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Тёмного» (1861, ГРМ), «Джованина» (1870, Научно-исследовательский музей АХ СССР), «Голова Чучары» (1864), «Портрет матери художника» (1880, оба в ГРМ), «Боярин» (1876, ГТГ). Похоронен на Казанском кладбище в г. Пушкин. На доме, где жил Чистяков (г. Пушкин, Московское шоссе, 21), — мемориальная доска.

Литература:

Лясковская О. А., П. П. Чистяков, М., 1950;

Молева Н., Белютин Э., П. П. Чистяков — теоретик и педагог, М., 1953.

Чухонка

Чухонка, река, пересекавшая Крестовский остров с севера на юг. Частично засыпана в 1952 при сооружении Приморского парка Победы.

Предыдущая страница Следующая страница