Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "М" (часть 3, "МИК"-"МОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МИК"-"МОР")

Миклухо-Маклай Николай Николаевич

Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846—1888), этнограф, антрополог, зоолог, общественный деятель. В 1863—64 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, уволен за участие в студенческих волнениях, завершил образование за границей. В 1869 вернулся в Петербург, при поддержке Русского географического общества совершил путешествия на берега Новой Гвинеи (1871—72, 1874, 1876—77, 1880, 1881, 1883), в Меланезию (1876, 1879), Микронезию (1876), на Филиппинские острова и в Индонезию (1873) и др. Провёл крупномасштабные антропологические и этнографические исследования, составил описания хозяйства, материальной культуры и быта народов Океании и Юго-Восточной Азии, выступил со страстным разоблачением политики насилий и грабежа, чинимой колонизаторами над коренным населением. В 1882 вернулся в Петербург, устроил выставку материалов, собранных в ходе путешествий, выступал с лекциями в Русском географическом обществе. В 1878—82 и 1884—86 жил в Австралии. В 1886 в Петербурге передал в дар АН собранные в 1870—85 этнографические коллекции (ныне в Музее антропологии и этнографии). В 1887 окончательно вернулся в Петербург. Похоронен на Литераторских мостках.

Литература:

Колесников М. С., Миклухо-Маклай, 2 изд., М., 1965;

Путилов Б. Н., Н. Н. Миклухо-Маклай [2 изд.], М., 1985.

Милиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Минералогическое общество

Минералогическое общество, Всесоюзное при АН СССР (21-я линия Васильевского острова, 2), одно из старейших минералогических обществ мира. Основано в 1817 как Петербургское минералогическое общество . Преобразовано в 1918 в Российское минералогическое общество , в 1947 во Всесоюзное минералогическое общество . Среди учредителей — академик В. М. Севергин и профессор Д. И. Соколов. Цели и задачи минералогического общества : содействие развитию минералогического цикла наук и производительных сил в СССР организация связей между минералогическим обществом и геологоразведочными организациями. В 1990 минералогическое общество насчитывало около 5000 членов. В составе минералогического общества свыше 30 республиканских и краевых отделений; из них самые крупные Московское и Украинское. Почётными членами минералогического общества избраны наиболее заслуженные советские и зарубежные учёные в области геолого-минералогических наук. Высший орган минералогического общества  — съезд, в перерыве между съездами — Учёный совет и Президент (находятся в Ленинграде). Руководители (президенты и директора) минералогического общества : Н. И. Кокшаров (с 1865), П. В. Еремеев (с 1892), А. П. Карпинский (с 1899), А. П. Герасимов (с 1937), С. С. Смирнов (с 1945), А. Н. Заварицкий (с 1947), В. А. Николаев (с 1952), А. Г. Бетехтин (1960), П. М. Татаринов (с 1962), А. В. Сидоренко (1976—82), с 1987 президент Д. В. Рундквист.

С 1958 минералогическое общество входит в состав Международной минералогической ассоциации, членом-соучредителем которой оно является. При минералогическом обществе работает несколько научных комиссий. Минералогическое общество выпускает журнал «Записки Всесоюзного минералогического общества» (с 1866) и тематические сборники (с 1972).

Литература:

Соловьев С. П., Всесоюзное минералогическое общество и его роль в развитии геологических наук (1817—1967), Л., 1967;

Действительные члены Всесоюзного минералогического общества. Справочник, Л., 1975.

Миних Бурхард Кристоф

Миних Бурхард Кристоф (Христофор Антонович) (1683—1767), государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1732), граф (1728). По специальности военный инженер, с 1721 на русской службе. По поручению Петра I руководил строительством Ладожского канала, шлюза на р. Тосна. С 1728 генерал-губернатор Ингерманландии, Карелии и Финляндии, в 1729—35 генерал-фельдцейхмейстер. В царствование императрицы Анны Ивановны сблизился с Э. Бироном, с 1732 президент Военной коллегии. По инициативе Миниха сформированы Измайловский и Конный гвардейские полки, тяжёлая кавалерия (кирасиры), инженерные части, создан Сухопутный шляхетный корпус (1731). Будучи обер-директором над фортификациями (с 1727), Миних руководил перестройкой в камне Петропавловской крепости (по его проектам сооружены Иоанновский и Алексеевский равелины), строительством Кронштадта, участвовал в проектировании укреплений в Выборге и Шлиссельбургской крепости. Возглавляя Комиссию о Санкт-Петербургском строении, Миних руководил перепланировкой и осушением ряда районов Петербурга. В 1727 разработал проект защиты Петербурга от наводнений. В ноябре 1740 Миних с санкции Анны Леопольдовны сверг Бирона, однако в январе 1742 был сослан Елизаветой Петровной в Пелым. Возвращён в 1762 императором Петром III, выступил против переворота, возведшего на престол Екатерину II, но вскоре перешёл на её сторону, был назначен главнокомандующим над Прибалтийскими портами и Ладожским каналом, продолжал инженерно-строительную деятельность, политическим влиянием не пользовался. В Петербурге жил в доме Кантемира (участок дома 7 по улице Халтурина), владел усадьбой «Гостилицы» и домами в Кронштадте (Июльская улица, 3/1, архитектор И. Ф. Браунштейн, 1721—24, дом перестроен) и Петербурге (на углу 12-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы; в 1752—71 здесь размещался Морской шляхетный кадетский корпус; см. Морской корпус).

Литература:

Анисимов Е. В., Россия в середине XVIII в., в кн.: В борьбе за власть, М., 1988.

«Мир искусства»

Статья большая, находится на отдельной странице.

Михайлов-Политикус Лев Михайлович

Михайлов-Политикус Лев Михайлович (настоящая фамилия Елинсон) (1872—1928), революционный деятель. Член Коммунистической партии с 1896. С 1906 в Петербурге, участвовал в издании марксистской литературы. В 1910—14 сотрудник редакций газет «Звезда» и «Правда», журнала «Просвещение». С 1914 главный заведующий Биржи труда, член ПК РСДРП. В марте 1917 в помещении Биржи (см. Дом городских учреждений) состоялось учредительное собрание первого легального ПК РСДРП(б), Михайлов вошёл в Исполнительную комиссию ПК. Делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции и 6-го съезда РСДРП(б). Председатель Выборгской районной управы. В дни Октябрьского вооружённого восстания член революционного штаба Выборгского района, затем депутат Петросовета, член Президиума Петроградского губисполкома, возглавлял Совет коммунального хозяйства. С 1922 на дипломатической и партийной работе. Похоронен на Марсовом поле. Именем Михайлова в 1930 названа улица (бывшая Тихвинская, между Арсенальной набережной и улицей Комсомола).

Михайловская артиллерийская академия

Михайловская артиллерийская академия, создана в 1855 на базе офицерских классов Михайловского артиллерийского училища. Входила в состав Императорской военной академии (включала также Николаевскую инженерную и Николаевскую Генштаба академии), с 1863 самостоятельное учебное заведение с подчинением генералу-фельдцейхмейстеру. В  Михайловскую артиллерийскую академию принимались офицеры, окончившие артиллерийские училища или университеты и прослужившие в строю не менее 2 лет, а также все офицеры, прослужившие в артиллерии не менее 3 лет. Курс обучения 2 или 3 класса. 3-й класс готовил офицеров для службы на заводах артиллерийского ведомства. Учёные, конструкторы и воспитанники академии А. В. Гадолин, Н. А. Забудский, Н. В. Маиевский, С. И. Мосин, В. И. Рдултовский, В. Г. Фёдоров, Н. М. Филатов, Д. К. Чернов и др. внесли большой вклад в развитие артиллерии, стрелкового оружия и артиллерийской науки. В дни Октябрьской революции большинство преподавателей академии перешло на сторону Советской власти. С февраля 1918 академия возобновила учебные занятия. В 1919 переименована в Артиллерийскую академию РККА (ныне Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского в Москве). Размещалась на Арсенальной набережной, 17 (ныне помещение Военной артиллерийской академии имени М. И. Калинина).

Литература:

Трижды орденоносная Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского. Очерк истории, М., 1982.

Михайловский замок

Михайловский замок, см. Инженерный замок.

Михайловский манеж

Михайловский манеж.

Михайловский манеж.

Михайловский манеж

(ныне Зимний стадион).

Санкт-Петербург.

Михайловский манеж (Манежная площадь, 2, 6, 10), памятник архитектуры ампира. Построен в 1798-1800 (архитектор В. Ф. Бренна), перестроен в 1823-24 архитектор К. И. Росси, который объединил торцовые фасады Михайловского манежа и расположенные рядом конюшни Михайловского (Инженерного) замка в единую композицию. В обработке фасадов широко использована декоративная скульптура - арматуры, барельефы из военных доспехов, барельефные щиты с мечами и дубовыми ветвями (возможно, скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). В годы 1-й мировой войны в Михайловском манеже размещался автобронедивизион. В  Михайловском манеже 15 (28) апреля 1917 и 1 января 1918 выступал В. И. Ленин (мемориальная доска). В 1946-47 Михайловский манеж и площадь реконструированы с учётом проекта Росси (архитекторы Н. В. Баранов, Е. И. Катонин, В. Д. Кирхоглани). Ныне в Михайловском манеже Зимний стадион. От Михайловского манежа происходит наименование Манежной площади.

Михайловский театр

Михайловский театр (площадь Искусств, 1), открылся 8 ноября 1833 (балет «Амур в деревне», водевиль «Знакомые незнакомцы» П. А. Каратыгина). Здание театра, сооружённое в 1831—33 (архитектор А. П. Брюллов), в 1859 капитально перестроенное (архитектор А. К. Кавос), первоначально использовалось главным образом как концертный зал. В начале 1860-х гг. в нём проходили гастроли артистов итальянской оперы, потом немецкой драматической труппы, французской оперетты. С конца 1870-х гг. (до февраля 1917) здесь играла постоянная французская труппа. Репертуар Михайловского театра определялся в основном модными новинками парижской сцены. В  Михайловском театре в течение длительного времени играли выдающиеся французские актёры Г. Режан, С. Гитри, Б. Коклен и др. Труппа Михайловского театра считалась одной из лучших французских трупп в Европе. В 1894 во время переделки Мариинского театра в Михайловском театре давались оперные спектакли (продолжались до 1898). В 1911—17 на сцене Михайловского театра в дни, свободные от представлений французской труппы, шли по сниженным ценам спектакли Александринского театра для учащейся молодёжи (постановки классических пьес). С 1918 здание Михайловского театра было передано филиалу Государственного театра оперы и балета; ныне в нём Малый театр оперы и балета.

Мичурина-Самойлова Вера Аркадьевна

Мичурина-Самойлова Вера Аркадьевна (1866—1948), актриса, народная артистка СССР (1939). Представительница актёрской семьи Самойловых. С 1886 в Александринском театре (с 1937 Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина). Среди ролей: Ренёва («Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва, 1893), Раневская («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1905), Гурмыжская («Лес» А. Н. Островского, 1936). В годы Великой Отечественной войны оставалась в блокадном Ленинграде, вела активную общественную и творческую работу. Государственная премия СССР (1943). Похоронена в Некрополе мастеров искусств. На доме, где в 1917—48 жила Мичурина-Самойлова (улица Зодчего Росси, 2), — мемориальная доска.

Сочинения:

Шестьдесят лет в искусстве, Л.—М., 1946.

Литература:

Державин К., В. А. Мичурина-Самойлова, М.—Л., 1948;

Персидская О., Вторая школа жизни, в сб.: Белые ночи, [в. 1], Л., 1971.

Многотиражная печать

Многотиражная печать (многотиражные газеты), газеты, издаваемые производственными, научными или учебными коллективами. Первыми в Ленинграде возникли многотиражные газеты: завода имени М. И. Калинина «Калининец» и завода «Большевик» «Коммунист» (с 1923), типографии «Печатный двор» (одноимённое название, с 1924). Большинство многотиражных газет основано в 1928. С 1942 издавалась газета «Строитель», ныне газета Ленметростроя «Ленинградский метростроитель», с 1945 — газета трамвайно-троллейбусного управления «Ленинградские магистрали». В годы Великой Отечественной войны продолжали выходить газеты: вагоностроительного завода имени И. Е. Егорова «Егоровец» (с 1928), Кировского завода «Кировец» (с 1928), завода «Большевик» «Коммунист» и др. Большинство газет выходит еженедельно, ряд газет — 3—5 раз в неделю (на 2—4 полосах), газеты крупных предприятий — на 12 полосах — «Знамя прогресса» (с 1972), «Ленинградский университет» (с 1927), газета НПО «Позитрон» «Маяк» (с 1964) и др. Тираж свыше 10 тыс. имеют газеты: «Кировец», Морского пароходства и порта «Моряк Балтики» (с 1928), Октябрьской железной дороги. «Октябрьская магистраль» (с 1933). В Ленинграде издаётся (1990) около 100 многотиражных газет общим разовым тиражом свыше 200 тыс. экземпляров [в том числе 23 газеты вузов, Театра оперы и балета имени С. М. Кирова «За советское искусство» (с 1933), студии «Ленфильм» «Кадр» (с 1930)]. В многотиражных газетах сотрудничают свыше 17 тыс. рабочих корреспондентов, действуют 2 тыс. рабкоровских постов.

Литература:

Ленинградская пресса. Справочник, Л., 1984.

«модерн»

«модерн» (франц. moderne - новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX - начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека - от архитектуры до костюма, ведущую роль представители «модерна» отдавали архитектуре как основе нового синтеза искусств. Принципиально новым в архитектуре «модерна» стал отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасадов и интерьеров. Определяющее значение в структуре зданий имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм и декора. Фасады построек «модерна» обладают, как правило, динамичностью и пластической текучестью форм; орнамент, имеющий характерные криволинейные очертания, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняет себе всю композиционную структуру произведений, объединяет фасады с декором интерьеров.

В архитектуре Петербурга наиболее ярко «модерн» выразился в строительстве частных домов-особняков, а также деловых и торговых зданий, доходных домов. Специфическим вариантом стиля стал в Петербурге «северный модерн », отличавшийся романтичностью облика построек, живописностью силуэта, широким использованием в отделке естественного камня (дом Лидваля). Для ранних сооружений в стиле «модерн» характерны живописно-пластические решения фасадов, необычные очертания проёмов (в форме эллипсов, подков, многоугольников и др.), прихотливо-изысканные орнаментальные мотивы (особняк Кшесинской). С середины 1900-х гг. «модерн» вступил в позднюю фазу, которой свойственны более строгие композиционные решения, использование элементов ордерной архитектуры (Азовско-Донской коммерческий банк, Торговый дом Мертенса). В 1910-х гг. «модерн» постепенно вытесняется из архитектуры Петербурга различными ретроспективистскими направлениями, главным образом неоклассицизмом. Крупнейшие мастера петербургского «модерна»  - А. И. Гоген, Ф. И. Лидваль, В. В. Шауб, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь.

Литература:

Кириченко Е. И., Русская архитектура 1830-1910-х гг., 2 изд., М., 1982.

Можайский Александр Фёдорович

Можайский Александр Фёдорович (1825—1890), изобретатель одного из первых в мире пилотируемых летательных аппаратов тяжелее воздуха, контр-адмирал (1886). Окончил Морской кадетский корпус (1841). С 1856 занимался теорией и практикой создания летательных аппаратов. В 1881 получил первую в России привилегию на изобретённый им «воздухоплавательный снаряд». В 1883 закончил постройку самолёта с двумя паровыми двигателями, который при испытаниях 1885 потерпел аварию. Похоронен на Смоленском православном кладбище. На доме, где в 1870-х гг. жил Можайский (Невский проспект, 78), — мемориальная доска. Памятники Можайскому : перед зданием Ленинградского военно-инженерного института имени Можайского (1958, архитектор А. А. Драга, скульптор Г. А. Черниенко), на пересечении Гатчинского и Кингисеппского шоссе (1962, скульпторы В. М. Шишков, М. Т. Климушин), вблизи бывшего Красносельского военного поля, где проходили испытания самолёта Можайского . В 1950 посёлок Дудергоф переименован в посёлок Можайский.

Литература:

А. Ф. Можайский — создатель первого самолёта. Сб. документов, М., 1955.

Моисеенко Евсей Евсеевич

Моисеенко Евсей Евсеевич (1916—1988), живописец, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986). Учился в АХ (1936—47). Преподавал в ИЖСА (1958—88). В широкой, экспрессивной манере писал проникнутые революционной романтикой картины, посвященные Гражданской войне и Великой Отечественной войне (цикл «Годы боевые»: «Красные пришли», 1961, «Товарищи», 1963—64, — обе в ГРМ; «Черешня», 1969, «Победа», 1970—72, Ленинская премия, 1974). Работал также в области портретной («Г. В. Кекушева», 1971, ГРМ) и пейзажной живописи, обращался к образам древнегреческой литературы («Антигона», 1977), создал сложные композиции, в которых воспоминания о прошедшем пронизаны чувством современности (серия картин «Память», 1976—80; Государственная премия СССР 1983). В последние годы работал над циклом, посвященным А. С. Пушкину («Памяти поэта», 1985). Похоронен на Литераторских мостках. На доме, где жил Моисеенко (Суворовский проспект, 56), — мемориальная доска.

Литература:

Кекушева-Новосадюк Г. В., Е. Е. Моисеенко. [Альбом], Л., 1977;

её же, Е. Моисеенко. Живопись, М., 1981;

Леонова Н. Г., Е. Моисеенко, Л., 1989.

Моисеенко Пётр Анисимович

Моисеенко Пётр Анисимович (Анисимов) (1852—1923), один из первых рабочих-революционеров, ткач. Член Коммунистической партии с 1905. В начале 1870-х гг. приехал в Петербург, работал на фабриках Шау, Кожевникова, Новой бумагопрядильне, сблизился с революционерами народниками, вёл революционную пропаганду среди рабочих Нарвской заставы, участвовал в Казанской демонстрации 1876, с 1878 член «Северного союза русских рабочих». На квартире Моисеенко на Глазовской улице (ныне улица Константина Заслонова) проходили нелегальные сходки. В феврале — марте 1878 Моисеенко  — один из руководителей стачки на Новой бумагопрядильне, в апреле 1878 арестован и выслан, осенью 1878 нелегально вернулся в Петербург, продолжал революционную работу под фамилией П. Анисимов. В январе 1879 вновь возглавил стачку на Новой бумагопрядильне, 18 января был арестован и сослан в Сибирь, в дальнейшем вёл революционную работу в Орехово-Зуеве, Донбассе, Баку, участвовал в Гражданской войне, в начале 20-х гг. на советской и партийной работе. Именем Моисеенко в 1923 названа улица (бывшая Большая Болотная, между Суворовским проспектом и Синопской набережной). В 1925 Новая бумагопрядильня переименована в фабрику имени П. Анисимова (в 1972 во дворе фабрики установлен бюст Моисеенко ).

Сочинения:

Воспоминания старого революционера, М., 1966.

Литература:

Подляшук П. И., Основа. [Рассказ о П. Моисеенко], М., 1970.

Мойка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молвинский мост

Молвинский мост, через р. Таракановка, соединяет Лифляндскую улицу и улицу Калинина. Название от соседней дачи купца Молво (вторая половина XVIII в., не сохранилась). Здесь находился с конца XVIII в. деревянный балочный мост, заменённый в 1828 деревянным 3-пролётным арочным мостом на кирпичных береговых устоях и русловых опорах в виде чугунных колонн (инженеры П. П. Базен, Б. П. Э. Клапейрон). Затем в начале XX в. здесь был сооружён деревянный 5-пролётный мост длинной 54 м. Современный мост однопролетный, железобетонный, балочный, построен в 1983—84 (инженеры Л. Н. Соболев, С. С. Надточий). По фасадам установлены арки, облицованные гранитом. Длина моста 25 м, ширина 27 м.

Молдагулова Алия (Лия) Нурмухамедовна

Молдагулова Алия (Лия) Нурмухамедовна (1925—1944), Герой Советского Союза (1944, посмертно), снайпер, ефрейтор. Член ВЛКСмотри В 1938—42 воспитывалась в ленинградском детдоме (улица Гурдина, с 1980 улица Молдагуловой ). В 1943 окончила Центральную женскую школу снайперской подготовки в Москве. С 1943 снайпер 4-го батальона 54-й отдельной стрелковой бригады (22-я армия, 2-й Прибалтийский фронт). На её счету свыше 30 уничтоженных солдат и офицеров противника. Погибла в бою 14 января севернее г. Новосокольники. Имя Молдагуловой присвоено пионерской дружине школы № 140, где она училась; в школе — музей Молдагуловой , на фасаде школы (Большеохтинский проспект, 25) — мемориальная доска.

Литература:

Синицкий С., Лия, в сб.: Белые ночи, [в. 1], Л., 1971.

Молодая партия «Народной воли»

Молодая партия «Народной воли», революционная народовольческая организация. Зародилась в Петербурге в 1882—83 как оппозиция старому руководству «Народной воли», оформилась в январе 1884 (в ЦК входили П. Ф. Якубович, В. А. Бодаев, Н. М. Флёров, Н. Е. Ермолаев, П. Н. Мануйлов, М. П. Овчинников, Ф. В. Олесинов и др.). Главная задача партии — пропаганда идей социализма среди рабочих, важное агитационное средство — фабричный и аграрный террор (то есть террор, направленный против помещиков и фабрикантов). Члены Молодой партии «Народной воли» разработали устав организации, создали в Петербурге ряд рабочих кружков, нелегальные типографии в Петербурге, Дерпте (ныне Тарту), Киеве, установили связи с народовольческими группами других городов, готовили печатный орган — газету «Народная борьба», наладили контакты с группой Благоева. В марте 1884 Распорядительная комиссия «Народной воли» (создана на съезде в Париже для восстановления ослабленной арестами и разногласиями партии, руководитель Г. А. Лопатин) начала в Петербурге переговоры с Молодой партией «Народной воли» . В июне достигнуто соглашение об объединении, но часть кружков Молодой партии «Народной воли» продолжала самостоятельную работу и в 1885 слилась с благоевцами. Многие члены Молодой партии «Народной воли» арестованы в марте и ноябре 1884, некоторые осуждены по «процессу 21-го» (1887).

Литература:

Сайкин О. А., Из истории «“Молодой” партии Народной воли», «История СССР», 1971, № 6.

Молодёжный театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молочные кухни

Молочные кухни, учреждения, обеспечивающие детей до года молочными продуктами и смесями (для искусственного вскармливания и прикорма). Первая молочная кухня в Петербурге — «Капля молока» — организована в 1901 при городском приюте для недоношенных детей (в Николаевской больнице, ныне Больница имени Н. Ф. Филатова). В 1904 создана центральная станция, откуда молоко развозилось по аптекам и выдавалось по специальным справкам врача. После Октябрьской революции молочные кухни стали организовывать при городских детских консультациях, ныне они — структурные подразделения детских поликлиник и больниц. Кроме того, в Кировском и Невском районах работают 2 самостоятельные кухни, выпускающие до 12 тыс. порций в сутки. В связи с тем, что молочные кухни обслуживают несколько районов, при детских поликлиниках организуются раздаточные пункты. В 1990 в Ленинграде работали 13  молочных кухонь и 23 молочно-раздаточных пункта.

Монастырка

Монастырка, река в Смольнинском районе Ленинграда, от Синопской набережной до Обводного канала. Ранее pp. Монастырка и Волковка были одной р. Сетуй, в XVII—XVIII вв. названной Чёрной Речкой. Прорытый в 1805—33 Обводный канал пересек её, и из одной реки получилось две. Одна из них, протягиваясь от канала до Калашниковской (ныне Синопской) набережной Невы, огибающая территорию Александро-Невской лавры, длиной около 1,15 км (в 1820-е гг. участок русла будущей р. Монастырка, примерно в 700 м от Обводного канала, был засыпан и течение направлено по вновь прорытому спрямлённому руслу), в 1864 официально названа Монастырской речкой, или в обиходе Монастыркой. 10 апреля 1887 улица по берегу реки наименована набережная р. Монастырки. Через реку перекинуты мосты: Лаврский № 1 (основной вход в лавру с площади Александра Невского), Лаврский № 2 (вход в лавру с Лаврского проезда), Монастырский (по Шлиссельбургскому тракту, ныне проспект Обуховской Обороны).

Монастырский мост

Монастырский мост (бывший Благовещенский), через р. Монастырка (отсюда название), по проспекту Обуховской Обороны. В 1833 выше существовавшего ранее деревянного моста построен однопролётный деревянный арочный мост на устоях, облицованных известняком и гранитом (инженер П. П. Базен). В 1926—27 на этом месте сооружён железобетонный однопролётный арочный мост со сквозным надарочным строением (инженеры Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева) — один из первых железобетонных мостов, построенных в Ленинграде в советское время. В связи с перепланировкой площади при въезде на мост Александра Невского Монастырский мост разобран, в 1961—64 ниже по течению сооружён новый мост (балочный, из преднапряжённого железобетона; инженер А. Д. Гутцайт, архитектор Л. А. Носков); длина 39,9 м, ширина 34 м. Несколько выше по течению в 1963—64 построен мост Обуховской Обороны аналогичной конструкции; длина 34,2 м, ширина 46,5 м.

Монастырский остров

Монастырский остров, сформировался при строительстве Обводного канала и спрямлении участка р. Монастырка; восточный берег благодаря подсыпке грунта выдвинут в сторону Невы. Длина вдоль Обводного канала около 1 км, площадь около 0,5 км2. Название от размещённого здесь Александро-Невского монастыря (с 1797 Александро-Невская лавра).

Монетный двор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Монумент героическим защитникам Ленинграда.

Монумент героическим защитникам Ленинграда.

Монумент героическим защитникам Ленинграда.

Монумент героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, на площади Победы. Открыт в 1975, Памятный зал — в 1978 (архитекторы С. Б. Сперанский, В. А. Каменский, Ленинская премия, 1978; скульптор М. К. Аникушин, художники А. А. Мыльников, Я. Н. Грачёв, С. Н. Репин, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, при участии сотрудников Музея истории Ленинграда Л. Н. Беловой, А. М. Гондельмана). Размещён в центре площади, задуманной как единый архитектурно-скульптурный комплекс, рассказывающий о героической обороне Ленинграда. Сложный по замыслу, грандиозный по масштабу мемориал играет важную градостроительную роль, формирует парадный въезд в город со стороны Москвы, Киева и одновременно служит центром нового района. Композиционный центр ансамбля — обелиск, за ним разорванное со стороны обелиска монолитное, выполненное из бетона кольцо (диаметром 40 м), символизирующее прорыв блокады, у подножия обелиска скульптурная группа «Победители», внутри кольца группа «Блокада». Со стороны въезда в город к монументу ведёт широкая лестница, украшенная многофигурными скульптурными группами «Фронт и тыл». Памятник воспринимается в органичном единстве с формирующими площадь крупномасштабными многоэтажными зданиями. На стенах Памятного зала названия всех населённых пунктов Ленинградской области, где шли бои, наименования предприятий и учреждений Ленинграда, внёсших вклад в оборону города. На мраморных досках имена более чем 650 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в боях за Ленинград. В центральной части зала электрифицированная рельефная карта обороны Ленинграда, в каменных саркофагах реликвии блокады (светильник-«копилка», пайка блокадного хлеба, патронные гильзы, пробитый комсомольский билет). У северной стены Летопись блокады Ленинграда: 900 бронзовых светильников и 900 бронзовых листов, на которых день за днём запечатлены события героической эпопеи. На боковых стенах мозаичные панно «Блокада» и «Победа» (художники Репин, Уралов, Фомин).

Литература:

Булушев П. М., Ганшин В. И., Подвигу твоему, Ленинград. Монумент героическим защитникам города, 2 изд., М., 1980;

Монумент героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, Альбом. Автор вступит. ст. и сост. И. А. Бартенев, Л., 1980.

Монументальная скульптура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монументальной пропаганды план

Монументальной пропаганды план, план развития монументального искусства, использования его форм как средства идейного и эстетического воспитания народа в условиях победы Октябрьской революции. Выдвинут В. И. Лениным весной 1918, утверждён декретом СНК 12 апреля 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции (“О памятниках республики”)». Для осуществления плана была создана специальная комиссия из работников Наркомпроса и Наркомата имуществ Республики, работавшая во взаимодействии с художественными коллегиями Москвы и Петрограда. 30 июля 1918 СНК утвердил список памятников (69 имён). Первоначально преимущественно создавались временные монументы из дешёвых материалов (гипс, дерево, бетон), лучшие из которых впоследствии должны были быть переведены в более прочный материал. В Петрограде план осуществлялся под руководством А. В. Луначарского и Л. В. Шервуда. 22 сентября 1918 открыт памятник-бюст A. Н. Радищева (скульптор Шервуд). В 1918—19 в Петрограде сооружены 15 памятников и 3 обелиска: Ф. Лассалю (скульптор В. А. Синайский, авторский вариант, 1922, ГРМ), А. И. Герцену (скульптор Шервуд), Н. А. Добролюбову (скульптор В. Зале), Г. Гейне (скульптор Синайский), Л. О. Бланки (скульптор Т. Залькалн) — все не сохранились. В дни празднования 1-й годовщины Октябрьской революции открыты памятник К. Марксу (скульптор А. Т. Матвеев), «Красному металлисту» (скульптор М. Ф. Блох). В соответствии с планом в Петрограде была осуществлена перепланировка Марсова поля, сооружён мемориал «Борцам революции» (1917—19, архитектор Л. В. Руднев), разбит партерный сад (1920—23, архитектор И. А. Фомин). В последующие годы создавались памятники из более прочных материалов, многие из которых сохранились: В. Володарскому на проспекте Обуховской Обороны (1925, скульптор М. Г. Манизер), Н. А. Некрасову (1923, скульптор В. В. Лишев), Г. В. Плеханову (1925, скульптор И. Я. Гинцбург), группа «Октябрь» (1927, скульптор Матвеев, в 1967 установлена перед Большим концертным залом «Октябрьский»). В соответствии с декретом в Петрограде в 1918—19 и в последующие годы были сняты и уничтожены бюст императора Александра II на улице Рентгена, 6 у здания гомеопатической больницы (автор неизвестен), памятники Петру I у восточного павильона Главного Адмиралтейства (установлен в 1909) и у западного павильона («Царь-плотник», 1910, оба скульптор Л. А. Бернштам), у завода «Арсенал» (1914, скульптор Лишев), бюст Петра I на Большеохтинском проспекте, 3 (1911, скульптор Гинцбург), памятник великому князю Николаю Николаевичу на Манежной площади (1914, скульптор П. Канонико) и др. В результате массового переименования улиц, площадей и другие.гих объектов был нанесён значительный ущерб исторической топонимике города (в 1944 исторические названия возвращены 20 проспектам и набережным, в 1989 процесс восстановления исторических названий возобновлён).

Литература:

Хомутецкий Н., Их имена останутся в веках..., в сб.: Белые ночи, [в. 3], Л., 1974;

Толстой В. П., У истоков советского монументального искусства. 1917—1923, М., 1983;

Павлюченков А. С., Памятники революционной России, М., 1986.

«Монументскульптура»

«Монументскульптура» (Расстанный проезд, 7а), экспериментальный завод художественного литья имени М. Г. Манизера. Изготовляет произведения монументального искусства в бронзе, граните, мраморе (памятники, портретная, станковая, декоративно-парковая скульптура и др.). Создан в 1922 на базе бывшей частной литейной мастерской. В 1939 мастерская получила официальное название — завод бронзового и чугунного литья «Монументскульптура» , в 1970 заводу присвоено имя Манизера. В 1941—45 более половины работников сражались на фронтах. Завод выполнял военные заказы. В годы блокады, например, было отлито более 80 тыс. деталей для миноискателей и радиоаппаратуры, изготавливались корпуса противотанковых гранат и мин. После войны рабочие «Монументскульптуры» провели ряд реставрационных и восстановительных работ, в том числе заново воссоздали скульптурную композицию «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петродворце. Специалистами завода выполнены скульптура «Родина-мать» на Пискарёвском кладбище, 37 скульптур для Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, памятник М. В. Ломоносову на Менделеевской линии, памятник Ф. Э. Дзержинскому, В. В. Маяковскому в Москве, В. И. Ленину в Московском Кремле и многие др. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1972).

Литература:

Отлитая в бронзе. История ленинградского завода художественного литья «Монументскульптура», Л., 1985.

Монферран Август Августович

Монферран Август Августович (Огюст Рикар де Монферран) (Monferrand) (1786—1858), архитектор; представитель ампира. По происхождению француз. Учился в Политехнической школе (с 1806) и у архитекторов Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена в Париже. С 1816 жил в Петербурге, где построил Исаакиевский собор и Александровскую колонну, которые сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра города, дом Лобанова-Ростовского, дом Гагариной, флигель собственного дома (дом Монферрана). Занимался переустройством Екатерингофского парка, построив в нём ряд увеселительных павильонов, отличавшихся смелыми конструктивными решениями (1820-е гг.). По проектам Монферрана осуществлена отделка Петровского, Фельдмаршальского и Малахитового залов Зимнего дворца, созданы лестница и зал-ротонда в Эрмитаже (1830-е гг.).

Литература:

Никитин Н., О. Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны, Л., 1939;

Ротач А. Л., Чеканова О. А., Монферран, 2 изд., Л., 1990.

Монферрана дом

Дом Монферрана.

Дом Монферрана.

Дом Монферрана.

Санкт-Петербург.

Монферрана дом (набережная р. Мойки, 86), памятник архитектуры классицизма. Построен в начале XIX в. (автор неизвестен). В 1834-58 принадлежал архитектору А. А. Монферрану, по проекту которого был возведён поперечный флигель с эркером, отделивший парадный двор; во флигеле Монферран разместил свою коллекцию произведений античного искусства, создав своеобразный музей. Внутренняя отделка небольшого 2-этажного дома (большой зал с венецианским камином, малый зал в духе французской архитектуры классицизма XVII в., «готическая» капелла) произведена в 1845-46 (архитектор В. А. Шрейбер), в 1913 при новом владельце дома Я. В. Ратькове-Рожнове на месте галерей создан столовый зал (архитектор И. А. Фомин, плафон - художник И. А. Боданинский). Ныне в здании институт «Гипроруда».

Морейская колонна

Морейская колонна в Екатерининском парке г. Пушкина.

Морейская колонна в Екатерининском парке г. Пушкина.

Морейская колонна в Екатерининском парке г. Пушкина.

Морейская колонна, один из первых памятников Царского Села (ныне г. Пушкин). Сооружён в 1771 в Екатерининском парке (архитектор А. Ринальди?) в честь побед русской армии и флота при полуострове Морея (Пелопоннес) в Средиземном море в ходе русско-турецкой войны 1768—74. Мраморная колонна с двумя рострами (носовые части кораблей) в верхней части установлена на 4-гранном пьедестале, на его лицевой стороне бронзовая доска с мемориальными надписями.

Предыдущая страница Следующая страница