Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
«Мир искусства»

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«Мир искусства»

«Мир искусства», художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (устав утверждён в 1900) на основе кружка молодых художников, искусствоведов и любителей искусства («общество самообразования»), возглавлявшегося А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» в первоначальном виде существовало до 1904, в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство, — в 1910—24. В 1904—10 большинство мастеров «Мира искусства» входило в Союз русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), «Мир искусства» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, Б. М. Кустодиев, Н. К. ирих). Экспонентами «Мира искусства» были М. А. Врубель, И. И. Левитан, ряд иностранных художников. Программа «Мира искусства» (сформулирована Дягилевым), близкая идеям французского символизма, неоромантическими тенденциям европейского искусства конца XIX — начала XX вв., носила несколько утопический характер. Признавая за художественным творчеством миссию духовного преобразования общества, члены «Мира искусства» утверждали принципы творческого индивидуализма, «свободного», «чистого» искусства. Выступали также с острой критикой академизма и передвижничества (признавая за последним его историческое значение). В творчестве мастеров «Мира искусства» получили развитие портрет, исторический и городской («сочинённый») пейзажи, историко-бытовая картина, достигла расцвета книжная и журнальная графика. Стилистически «Мир искусства» был близок западноевропейским художественным группировкам, объединявшим приверженцев «модерна». Общими для произведений членов «Мира искусства» были утончённый декоративизм, изящная линеарность, иногда переходящая в орнаментику с использованием мотивов рококо и ампира, изысканное сочетание матовых, как бы искусственных тонов. Творчеству ряда представителей «Мира искусства» были присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Добужинский) или увлечение древнерусской культурой и историей (Билибин, ирих). В период Революции 1905—07 некоторые художники (Добужинский, Лансере) выступили как мастера политической сатиры. Поиски стилеобразующего начала, «целостного искусства» были наиболее полно реализованы мастерами «Мира искусства» в их работах для театра, в немногочисленных опытах оформления интерьера и главным образом в графике, игравшей ведущую роль в их творчестве. Гравюра из репродукционной техники окончательно превратилась в творческий вид графики (цветные эстампы Остроумовой-Лебедевой), достигли расцвета книжная иллюстрация и искусство книги (Бенуа, Билибин). После 1904 в идейных и эстетических взглядах ведущих художников произошли существенные изменения. Они отмежевались от крайне левых течений, высказывались в пользу регламентации художественного творчества, активизировали театральную деятельность и пропаганду русского искусства за рубежом. В рамках свойственных членам «Мира искусства» исторического ретроспективизма, романтической идеализации «послепетровской» России многие художественные критики и архитекторы, связанные с объединением и журналом «Мир искусства» (Бенуа, Грабарь, Г. К. Лукомский, И. А. Фомин, В. Я. Курбатов и др.), возрождали общественный и научный интерес к «старому Петербургу», к его барочной и классицистической архитектуре. В 1917 ряд членов «Мира искусства» (Бенуа, Грабарь) обратился к музейно-организационной и реставрационной деятельности. Существовал до 1924. Выставки «Мира искусства» проходили в Музее ЦУТРа (1900), в здании АХ (1901), залах Пассажа (1902), Общества поощрения художеств (1903), Екатерининском зале на Малой Конюшенной улице (1906).

Литература:

Бенуа А. Н., Возникновение «Мира искусства». Л., 1928;

его же, Мои воспоминания, т. 1—2, кн. 1—5, 2 изд., М., 1990;

Гусарова А. П., «Мир искусства», Л., 1972;

Лапшина Н. П., «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики, М., 1977.

-----------------------------------

«Мир искусства», иллюстрированный литературно-художественный журнал объединения «Мир искусства» и (до 1903) писателей-символистов. Выходил в 1899—1904 (до 1901 1 раз в 2 недели, с 1901 ежемесячно). Издатель М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем С. П. Дягилев (редактор); с № 10—11 за 1903 редактор также A. Н. Бенуа. «Мир искусства» утверждал эстетические позиции одноимённого объединения и популяризировал русское искусство XVIII — начала XIX вв. Пропагандировал образцы народного творчества, широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественной жизнью (заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, переводы, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики). Среди сотрудников — Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Лев Шестов, В. В. Розанов и др. Внешний облик журнала, в оформлении которого принимали участие К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, способствовал поднятию общего художественного вкуса, развитию искусства книги. С 1903 отдел Хроника выходил отдельно под названием «Хроника журнала “Мир искусства”».

Литература:

Корецкая И. В., «Мир искусства», в кн.: Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века. Буржуазно-либеральные и модернистские издания, М., 1982, с. 129—78;

См. также литературу при статье «Мир искусства».

В начало энциклопедии