Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "М" (часть 4, "МОР"-"МОХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МОР"-"МОХ")

Морозов Георгий Фёдорович

Морозов Георгий Фёдорович (1867—1920), лесовед, ботаник и географ. Родился в Петербурге. В 1893 окончил Петербургский лесной институт [ныне Ленинградская лесотехническая академия, на одном из корпусов (Институтский переулок, 5) — мемориальная доска]; в 1901—17 профессор там же. Разработал учение о типах лесных насаждений, о смене лесных пород и образуемых ими сообществ, обосновал теорию рубок и лесовозобновления. Создатель современного учения о лесе как биогеоценотическом, географическом и историческом явлении. Редактор «Лесного журнала» (1904—18).

Литература:

Бейлин И. Г., Парнес В. А., Г. Ф. Морозов, М., 1971.

Морозов Николай Александрович

Морозов Николай Александрович (1854—1946), революционер-народник, учёный, почётный член АН СССР (1932). В революционном движении с 1874. Участник «хождения в народ», в конце 1874 направлен петербургским кружком «чайковцев» за границу, в 1875 при возвращении в Россию арестован, доставлен в Петербург, заключён в тюрьму III отделения, затем Коломенской части, на «процессе 193-х» (1877—78) в наказание зачтено предварительное заключение. С 1878 Морозов на нелегальном положении в Петербурге, член «Земли и воли», один из редакторов газет «Земля и воля» и «Листков “Земли и воли”», с августа 1879 член Исполнительного комитета «Народной воли», один из редакторов газеты «Народная воля». В 1880 уехал за границу, в январе 1881 арестован при нелегальном возвращении в Россию, в Петербурге помещён в Дом предварительного заключения, затем в тюрьму Трубецкого бастиона. На «процессе 20-ти» (1882) приговорён к вечной каторге, отбывал в Алексеевском равелине, с 1884 в Шлиссельбургской крепости, освобождён в октябре 1905. Опубликовал ряд написанных в заключении научных трудов. Преподавал химию и астрономию в Петербурге на Высших курсах П. Ф. Лесгафта и в Психоневрологическом институте. С 1918 основатель и директор Петроградского научного института имени Лесгафта.

На доме, где в 1906—41 жил Морозов (улица Союза Печатников, 25а), — мемориальная доска. Именем Морозова назван посёлок Всеволожского района Ленинградской области. Воспоминания Морозова «Повести моей жизни» (тт. 1—2, 2 изд., 1965) содержат материал по истории революционного движения в Петербурге в 1870-х гг.

Литература:

Н. А. Морозов ученый-энциклопедист, М., 1982;

Твардовская В. А., Н. А. Морозов в русском освободительном движении, М., 1983.

Морская академия

Морская академия (Академия морской гвардии), учебное заведение, готовившее офицеров флота, а также специалистов в области геодезии. Образована в 1715 на базе переведённых в Петербург из Москвы старших (морских, или «навигацких») классов Школы математических и навигацких наук (основана в 1701). Помещалась в доме А. В. Кикина (на месте современного Зимнего дворца и построенных по соседству с ним мазанковых зданиях), с 1733 на Васильевском острове в доме князя А. Долгорукова (на месте современного здания АХ). «Инструкцией», данной Морской академии Петром I, комплект учащихся («морских гвардейцев») в мореходных классах определялся в 300 человек (в геодезическом классе 30 человек). В  Морской академии поддерживалась суровая дисциплина: все учащиеся были разделены на бригады (по 50 человек), побег карался смертной казнью, опоздание из отпуска — каторгой. Принимались в Морскую академию преимущественно дворяне, а также разночинцы (кроме выходцев из податных сословий). Основные предметы: арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация, навигация, география, рисование, в некоторых классах — астрономия, а также корабельная архитектура. Для практического изучения морского дела учащиеся Морской академии участвовали в морских походах на кораблях Балтийского флота. После смерти Петра I Морская академия постепенно пришла в упадок: в 1731 указом Сената комплект учащихся сокращён в 2 раза, в 1741 в Морской академии и Московской математической школе было всего 102 ученика (в 8 раз меньше, чем при Петре I). В 1752 Морская академия преобразована в Морской шляхетный (с 1802 кадетский) корпус (см. Морской корпус). Среди выпускников Морской академии  — мореплаватель А. И. Чириков, географ-исследователь Д. Л. Овцын, гидрограф и картограф А. И. Нагаев, адмирал С. И. Мордвинов.

Литература:

Веселаго Ф., Очерк истории Морского кадетского корпуса..., СПБ, 1852;

Сукновалов А. Е., Чему и как обучали в Петербургской Морской академии при Петре I, «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1456, т. 13, в. 2.

Морское инженерное училище

Морское инженерное училище, см. Высшее военно-морское училище.

Морской вокзал

Морской вокзал.

Морской вокзал.

Морской вокзал.

Санкт-Петербург.

Морской вокзал (площадь Морской Славы, 1), построен на берегу Финского залива, на западной оконечности Васильевского острова, в 1977—82 (руководитель проекта — архитектор В. А. Сохин). Особую образную выразительность сооружению придают необычно решённые фасады, облицованные металлическими объёмными панелями, по форме напоминающими надутые паруса. Венчает морской вокзал 78-метровый титановый шпиль с изображением корабля на острие. Морской вокзал имеет комфортабельную гостиницу, помещения для бытового обслуживания. К причалам морского вокзала могут швартоваться одновременно до 5 пассажирских судов. Ежегодно обслуживает свыше 100 тыс. советских и иностранных пассажиров. Здание морского вокзала  — одна из архитектурных доминант морского фасада Ленинграда. Для подхода судов сооружён отвод от Морского канала.

Литература:

Полторацкий Е. М., И поднялись над площадью «паруса», «ЛП», 1983, № 10.

Морской канал

Морской канал, гидротехническое сооружение. Построен в 1874—85. Пересекает по дну мелководную Невскую губу с востока на запад от Морского порта на Гутуевском острове до внешнего рейда Кронштадта. Длина (от моста Лейтенанта Шмидта) 32 км, ширина по дну 85—120 м, средняя глубина около 9 м (местами до 12 м). Начальный участок Морского канала на протяжении 9,5 км огорожен по обеим сторонам дамбами. Морской канал даёт возможность океанским судам с большой осадкой приходить непосредственно в Ленинград. Впервые идею Морского канала вдоль южного берега Невской губы выдвинул Пётр I. По его приказу были начаты работы по прокладке Морского канала на участке между Стрельной и Екатерингофом (прекращены после смерти императора). В 1810 инженер Быков предложил проект Морского канала по главному корабельному фарватеру. В проекте защиты Петербурга от наводнений инженера П. П. Базена (1824—27) предусматривалось строительство Морского канала . Большие исследования в области строительства Морского канала вёл инженер М. Г. Дестрем (середина 1820 — 30-е гг.). В 1836—70 правительству было представлено не менее 11 (по другим данным, около 25) проектов Морского канала , среди которых наибольший интерес представляли проекты инженеров Э. И. Тотлебена, И. А. Заржецкого и Н. И. Путилова. На основе последних Междуведомственный комитет при Министерстве путей сообщения под руководством С. В. Кербедза в 1872—73 выработал окончательный проект Морского канала . Подряд на строительство Морского канала взял Путилов, который с 1869 на собственные средства вёл строительство так называемого Путиловского порта. После его смерти (1880) подряд передан инженерам П. П. Борейше и С. П. Максимовичу. Строительством последовательно руководили инженеры Ф. И. Энрольд, В. В. Салов, М. Л. Фуфаевский, И. В. Жирухин и др. В ходе дноуглубительных работ 1877—84 вынуто около 9,5 млн. м3 грунта. Затраты на строительство Морского канала , гаваней и порта составили 14,8 млн. рублей. В честь окончания работ выбита памятная медаль, у входа в Морской канал установлен обелиск (не сохранился). Во время 1-й мировой войны в Морском канале (в том числе в портовой его части) затонуло около 1 тыс. различных судов, судоходство по Морскому каналу прекратилось, порт был парализован. В 1918—23 Морской канал полностью очищен и восстановлен. В период Великой Отечественной войны в Морском канале и порту заняли огневые позиции корабли Балтийского флота (в том числе линкор «Марат»), которые отсюда вели огонь по врагу. На северных и южных дамбах Морского канала сооружена система дотов и дзотов (200 огневых точек). Гитлеровцы подвергали Морской канал бомбёжкам и артобстрелам, пытались минировать его. Подходы к Морскому каналу обороняли части 21-й стрелковой дивизии, оборона акватории Морского канала была возложена на Ленинградскую военно-морскую базу. После войны канал восстановлен и реконструирован, трасса его отмечена специальными бакенами. В 1960—80-х гг. осуществлены работы по расширению Морского канала и углублению его дна, сооружён отвод для подхода судов к Морскому вокзалу. Современная глубина Морского канала от приёмного буя до Южной дамбы 12,5 м, от Южной дамбы до моста Лейтенанта Шмидта 10,3 м. Ежегодно по Морскому каналу в обе стороны проходит около 8 тыс. судов.

Литература:

Комаров В., Петербургский порт, «Русский вестник», 1876, т. 122, № 4;

Николаев А. П., Соболев Г. А., История развития Ленинградского морского торгового порта, в кн.: Водный транспорт, Л., 1957.

Морской корпус

Морской корпус, специальное военно-учебное заведение в дореволюционной России для подготовки морских офицеров. Основан Петром I 14 января 1701 в Москве под названием Школа математических и навигацких наук. Указом Петра от 1 октября 1715 на базе «навигацких» классов этой школы в Петербурге создана Морская академия. По указу императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1752 Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус, который размещался в бывшем доме генерала-фельдмаршала Б. К. Миниха (на углу 12-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы). После пожара 23 мая 1771 Морской корпус перевели в Кронштадт. Павел I вернул его на прежнее место, где он и находился по 1917. С 1802 Морской корпус называется Морской кадетский корпус. В 1827 при нём основан офицерский класс (см. Военно-морская академия). Уровень обучения в Морском корпусе был наиболее высок в 1827—42, когда его возглавлял И. Ф. Крузенштерн, а также в 1861—71, при директоре контр-адмирале В. А. Римском-Корсакове. В 1867—91 и с 1916 Морской корпус именовался Морским училищем. После Октябрьской революции переименован в Военно-морское училище. В октябре 1918 на его базе созданы Курсы по подготовке командного состава Морских сил Республики (ныне Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе). Среди воспитанников Морского корпуса  — военачальники, мореплаватели, кораблестроители, учёные: В. М. Альтфатер, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Е. А. Беренс, А. И. Берг, Г. И. Бутаков, Ф. Ф. Веселаго, М. В. Викторов, Ф. П. Врангель, Л. М. Галлер, В. М. Головкин, С. И. Елагин, Б. Б. Жерве, В. И. Истомин, Н. Л. Кладо, В. А. Корнилов, И. Ф. Крузенштерн, А. Н. Крылов, М. П. Лазарев, Ю. Ф. Лисянский, А. Д. Можайский, П. С. Нахимов, Г. И. Невельской, А. В. Немитц, А. И. Панфилов, Э. С. Панцержанский, А. А. Попов, Д. Н. Сенявин, Ф. Ф. Ушаков, Ю. М. Шокальский, Н. О. Эссен; декабрист и первый историк русского флота Н. А. Бестужев (в 1809—14 воспитатель и преподаватель в Морском корпусе ); писатели В. И. Даль, Л. С. Соболев, К. М. Станюкович; композитор Н. А. Римский-Корсаков, художник-баталист В. В. Верещагин.

Литература:

Веселаго Ф., Очерк истории Морского кадетского корпуса..., СПБ, 1852;

[Коргуев Н.], Обзор преобразований Морского кадетского корпуса с 1852 г., СПБ, 1897.

Морской порт

Морской порт.

Морской порт.

Морской порт.

Санкт-Петербург.

Морской порт торговый (Межевой канал, 5), базовый порт Балтийского морского пароходства, один из старейших морских торговых портов России. Первые портовые сооружения в Петербурге были заложены по указу Петра I в 1703. Официальным началом регулярной деятельности считали 1713. Сначала пристани сооружались по обоим берегам Невы, первая из них — Троицкая располагалась недалеко от домика Петра I (в районе современной площади Революции). Позднее главной частью порта стал Васильевский остров. Морские суда входили в порт по естественным фарватерам. После открытия в 1885 Морского канала порт перенесён в юго-западную часть города, в районы Гутуевского, Вольного, Турухтанных островов. В 1884—1914 построены Южная и Северная дамбы протяжённостью 13 км, причалы — свыше 1,5 км. Рабочие порта активно участвовали в забастовочном и революционном движении, борьбе за Советскую власть. Во время 1-й мировой войны торговое судоходство на Балтике было прервано, порт блокирован. Начал действовать в апреле 1918. Порт имел важное значение для установления торговых связей с иностранными государствами. В годы первых пятилеток полностью реконструирован. В 1941—45 продолжал работать, несмотря на разрушение более 2/3 портового хозяйства. В послевоенное время восстановлен, реконструирован, построены новые причалы; значительно пополнился парк механизмов. Современный порт является крупнейшим транспортным узлом, где тесно взаимодействуют морской, речной, железнодорожный и автомобильный транспорт. Грузооборот около 14 млн. т, навигация длится круглый год. Награждён орденом Ленина (1966).

Литература:

Моренец Н. И., Ленинградский торговый порт, М.—Л., 1931;

Сонкин М., Максимов И., Морские ворота Ленинграда, Л., 1957;

Борисевич К. К., Ленинградский морской порт, Л., 1966.

Морской проспект

Морской проспект, между проспектом Динамо, улицей Рюхина и Приморским парком Победы. Проложен в середине XVIII в. как центральная ось радиальной системы проездов Крестовского острова. Первоначально доходил до взморья и называемый Батарейной дорогой — от стоявших здесь артиллерийских батарей. В 1903 восточная часть дороги получила название Морской проспект . В 1931—33 здесь построен Крестовский жилмассив (архитекторы Б. В. Дмитриевский, Н. Н. Носов, инженер В. А. Латынин).

Морской собор

Морской собор в Кронштадте (Якорная площадь), памятник архитектуры. Построен в 1902-13 (гражданский инженер В. А. Косяков) в псевдовизантийском стиле. Строительству предшествовали конкурсы 1897 и 1898, не давшие положительных результатов, тогда же был создан комитет по строительству, возглавленный командиром Кронштадтского порта - вице-адмиралом С. О. Макаровым, и в 1901 был принят проект Косякова. Построенный по образцу собора св. Софии в Стамбуле 3-нефный базиликальный храм (длина 83,2 м, ширина 64 м), перекрытый большим куполом (диаметр 26,7 м), одновременно является и своеобразным памятником военно-морской славы (на нижних частях стен установлены памятные доски из чёрного мрамора с высеченными на них именами морских офицеров, погибших в боях и при исполнении служебных обязанностей). Главный (западный) фасад акцентирован большим порталом и двумя сильно выступающими боковыми ризалитами, завершёнными звонницами; северный и южный фасады отмечены круглыми окнами-витражами (ныне заложены), медный купол украшен орнаментом из якорей и спасательных кругов. В целом собор несколько перегружен деталями. Внутреннее пространство храма расчленено 2-ярусными, пышно орнаментированными арками, своды украшены орнаментальной мозаикой, полы выполнены из разноцветного мрамора, уложенного в медную оправу. Собор удачно расположен неподалёку от докового канала, почти напротив бывших главных Адмиралтейских ворот, на самой высокой точке Кронштадта (собственная высота собора 70,6 м). Грандиозные размеры, необычный силуэт сделали его неотъемлемой частью панорамы города, решающей доминантой силуэта Кронштадта. В годы Великой Отечественной войны в куполе собора был оборудован артиллерийский наблюдательный пункт. В 1953-54 в Морском соборе были проведены сложные реставрационные работы в целях использования его для гарнизонного военно-морского клуба, с 1980 в здании музей «Кронштадтская крепость». Перед зданием собора памятник адмиралу Макарову (1913, скульптор Л. В. Шервуд).

Морской технический университет

Морской технический университет (Лоцманская улица, 3; новый комплекс зданий — Ленинский проспект, 101), ведущий кораблестроительный вуз в СССР Основан в 1930 на базе соответствующего факультета (с 1902) Политехнического института. До 1990 назвался Кораблестроительным институтом (ЛКИ). В университете (1990): факультеты — общеинженерный, кораблестроительный, корабельной энергетики и автоматики, приборостроительный, инженерно-экономический; 46 кафедр, проблемные и отраслевые лаборатории, Межведомственный центр математического моделирования, аспирантура, факультет повышения квалификации преподавателей, специальный факультет по переподготовке специалистов промышленности, организован среднетехнический факультет (его выпускники — специалисты со среднем специальным образованием). Свыше 80% поступающих — слушатели подготовительных курсов при университете, рассчитанных в зависимости от уровня подготовки на срок от 4 месяцев до 2 лет. В 1989/90 учебном году было свыше 8,5 тыс. студентов, свыше 680 преподавателей, в том числе 80 докторов и 380 кандидатов наук. В ЛКИ преподавали и вели научную работу академики A. Н. Крылов, К. П. Боклевский, И. Г. Бубнов, И. Н. Воскресенский и др. За годы существования вуз подготовил свыше 41 тыс. специалистов. Среди выпускников — академик В. Л. Поздюнин, член-корреспондент Н. Ф. Попкович, профессор Б. М. Малинин; 19 Героев Социалистического Труда, десятки лауреатов Ленинской и Государственной премий. Награждён орденом Ленина (1967). Издаёт «Труды» (с 1937). Многотиражная газета «За кадры верфям» (с 1932).

Литература:

Холодилин А. Н., Ленинградский кораблестроительный институт, Л., 1990.

Мосин Сергей Иванович

Мосин Сергей Иванович (1849—1902), конструктор стрелкового оружия, генерал-майор (1900). По окончании Михайловской артиллерийской академии (1875) работал на Тульском оружейном заводе (1875—94). В 1890 создал 7,62-мм пятизарядную винтовку, которая была принята на вооружение русской армией под названием «трёхлинейная винтовка образца 1891 года». Удостоен за её разработку Большой Михайловской премии. Созданная Мосиным винтовка широко применялась в русско-японской 1904—05, 1-й мировой и Гражданской войнах, в последующем (с небольшими видоизменениями) и в Великой Отечественной войне. В 1894—1902 Мосин  — начальник Сестрорецкого оружейного завода (ныне инструментальный завод имени С. П. Воскова; мемориальная доска). Похоронен на Сестрорецком городском кладбище.

Литература:

Ашурков В. Н., С. И. Мосин — создатель русской винтовки, М., 1951;

Чуднов Г., Конструктор С. И. Мосин, Тула, 1990.

«Москва»

Гостиница «Москва».

Гостиница «Москва».

Гостиница «Москва».

Санкт-Петербург.

«Москва» (площадь Александра Невского, 2), гостиница Госкоминтуриста СССР Построена в 1974—77 (архитекторы Э. С. Гольдгор, В. Н. Щербин, Л. К. Варшавская). В 7-этажном здании 770 номеров (1415 мест); в нём также размещены наземный вестибюль станции метро «Площадь Александра Невского», Объединённая ленинградская дирекция строящихся объектов «Интуриста», Бюро «Интуртранс».

-----------------------------------

«Москва» (проспект Газа, 6), кинотеатр, входит в одноимённое кинозрелищное предприятие. Открыт в 1939; здание построено в 1937—39 (архитектор Л. М. Хидекель). Первый в СССР 3-зальный кинотеатр. Имеет 2 зала по 384 места и зал на 373 места с широкими экранами. Монументальное здание «Москвы»  — памятник советской архитектуры. Фасад украшен фризом «Советское искусство» (25-фигурная композиция, скульптор И. В. Крестовский).

Москвина Нина Михайловна

Москвина Нина Михайловна (1889—1923), участница Октябрьской революции. Член Коммунистической партии с августа 1917. Родилась в Петербурге. Окончила Бестужевские курсы. С 1915 вела революционную пропаганду среди работниц, создавала женские кружки. В октябре 1917 — феврале 1920 секретарь Железнодорожного РК РСДРП(б) — РКП(б). Участница обороны Петрограда в 1919. С 1920 член бюро Нарвско-Петергофского РК РКП(б). Похоронена на Коммунистической площадке Александро-Невской лавры. Именем Москвиной в 1923 назван проспект (бывший Троицкий, между Измайловским и Лермонтовским проспектами).

Московская застава

Московская застава, 1) одна из городских застав Петербурга, создана в XVIII в. в районе пересечения Царской перспективы (Царскосельского проспекта, ныне Московского проспекта) с Лиговским каналом. В 1834—38 на Московской заставе сооружены Московские триумфальные ворота, вокруг них возникла площадь, по сторонам которой находились 2 караульные будки (разобраны в 1920-х гг.). Сохранился один из верстовых столбов бывшей Царскосельской дороги (70-е гг. XVIII в.). 2) Исторический район Ленинграда к югу от современной площади Московских Ворот. В XVIII — первой половине XIX вв. Московская застава  — слабозаселённая окраина Петербурга [застройка — вдоль Московского тракта (в XIX в. Московское шоссе), к западу и востоку от которого обширные пустыри]. Во второй половине XIX — начале XX вв. за Московской заставой построен ряд крупных промышленных предприятий: заводы «Сименс — Шуккерт», «Динамо», вагоностроительный, фабрики «Скороход», «Невская фабрика механического производства обуви» и др. В конце XIX — начале XX вв. Московская застава  — один из центров рабочего движения в Петербурге. Рабочие Московской заставы участвовали в Революции 1905—07, политических стачках 1912—14 и 1915—16, Февральской революции. В 1917 Московская застава вошла в состав партийного и советского Московского района (административный район под таким названием существует и ныне). Красная Гвардия Московской заставы участвовала в Октябрьском вооружённом восстании 1917. В 20-х гг. началась реконструкция района Московской заставы : был засыпан Лиговский канал и по его трассе проложен Лиговский проспект, развернулось массовое жилищное строительство; в 1930—31 построен ДК имени Ильича завода «Электросила» (архитектор Н. Ф. Демков), в 1930—35 — здание Московского райсовета (архитекторы И. И. Фомин, В. Г. Даугуль, Б. М. Серебровский). Со второй половины 30-х гг. Московский проспект застраивался как парадная магистраль Ленинграда. В 1941—44 Московская застава  — ближайший тыл советских войск, оборонявших южные подступы к Ленинграду (в доме 145 по Московскому проспекту в 1942 располагался штаб 42-й армии). В 50—60-х гг. реконструкция Московской заставы в основном завершена. В 1961 Московско-Петроградская линия метро соединила Московскую заставу с центральными районами Ленинграда и Петроградской стороной.

Литература:

Московская застава в 1917. Статьи и воспоминания, Л., 1959.

Московская площадь

Московская площадь.

Московская площадь.

Московская площадь.

Санкт-Петербург.

Московская площадь, в южной части Ленинграда, на Московском проспекте, в районе его пересечения с Ленинским проспектом и улицами Типанова и Ленсовета, крупнейшая в Ленинграде (площадь 13 га). Возникла в 1930-х гг., до 1968 не имела названия. По Генеральному плану 1938—39 планировалось перенести в этот район центр города и сделать будущую Московскую площадь местом массовых демонстраций, парадов и другие.гих торжеств. Композиционным центром площади должен был стать «Дом Советов» (1936—41). С началом Великой Отечественной войны работы по разбивке площади прерваны, в сентябре 1941 — январе 1944 в нескольких километрах к югу от площади проходила линия фронта, в районе «Дома Советов» был сооружён узел обороны с железобетонными дотами (один из них сохранён как памятник мужеству защитников города), «Дом Советов» использовался как наблюдательный пункт. При подготовке операции по окончательному снятию блокады (зима 1943—44) в районе площади создано учебное минное поле, на котором сапёры отрабатывали тактику разминирования и обучали собак миннорозыскной службы. После окончания войны по Генеральному плану 1946—48 создание нового центра на юге города признано нецелесообразным, однако работы на площади продолжались: в 1953—55 возведены 2 жилых 10-этажных дома (архитектор С. Б. Сперанский), определившие её западную границу; с северной и южной сторон площадь замыкают 7—8-этажные жилые корпуса, перед которыми разбиты скверы. В 1969 открыта станция метро «Московская». В 1970 на Московской площади сооружён памятник В. И. Ленину (скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Каменский).

Московская сторона

Московская сторона, в XVIII в. название части левого берега Невы к востоку и юго-востоку от р. Фонтанка. Застройка Московской стороны началась позже, чем в других районах Петербурга, однако в 1717 здесь было свыше 500 дворов. В начале XVIII в. возникли слободы переведённых из Москвы работных людей. В первой половине XVIII в. Московская сторона  — промышленная окраина Петербурга, здесь находились Литейный, Стеклянный дворы, Партикулярная верфь, «запасные домы» (склады), Хамовный парусный двор и другие.гие предприятия со своими слободами. Аристократический район Московской стороны  — набережная Невы (см. Кутузова набережная, Робеспьера набережная). В 1719 на Московской стороне отведены земли для слобод Преображенского полка и Семёновского полка, в 1730-х гг. — для Измайловского полка. В ходе административных реформ XVIII в. территория Московской стороны разбита на полицейские части, и название постепенно исчезло из обихода.

«Московская»

«Московская», станция метро Московско-Петроградской линии. Открыта 25 декабря 1969. Архитектор Н. В. Каменский, С. Г. Майофис. Два кассовых зала соединены с подземными переходами под Московским проспектом. Стены перронного зала (архитектор А. К. Андреев) ритмично прорезаны дверными проёмами, обработанными рифлёным металлом.

«Московские ворота»

Станция метро «Московские ворота».

Станция метро «Московские ворота».

Станция метро «Московские ворота».

Наземный вестибюль.

Санкт-Петербург.

«Московские ворота», станция метро Московско-Петроградской линии. Открыта 29 апреля 1961. Наземный вестибюль (архитекторы А. К. Андреев, А. В. Соколов, В. В. Кудрявцев) встроен в административное здание напротив Московских триумфальных ворот. Пилоны перронного зала (архитекторы В. А. Петров, К. М. Митрофанов, А. И. Горицкий) облицованы красным мрамором. У торцовой стены скульптура — копия одного из украшений Московских триумфальных ворот.

Ленинградский метрополитен.

Ленинградский метрополитен.

Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина.

Московские триумфальные ворота

Московские триумфальные ворота.

Московские триумфальные ворота.

Московские триумфальные ворота.

Санкт-Петербург.

Московские триумфальные ворота (площадь Московские Ворота), памятник архитектуры ампира. Сооружены в 1834-38 (архитектор В. П. Стасов, скульптор Б. И. Орловский) в память о победе в русско-турецкой войне 1828-29. Отлитые из чугуна, с медными коваными деталями монументальные 12-колонные ворота в виде портика (высота 24 м, ширина 36 м) дорического ордера символизируют могущество и славу русской армии. Тема военного триумфа подчёркивается скульптурными композициями из военных трофеев; триглифы фриза заменены 30 скульптурными фигурами гениев Победы со щитами, изображающими гербы губерний. Строгие и чёткие по силуэту ворота доминируют над окружающей местностью, имеют важное идейно-композиционное и градостроительное значение. В 1936 были разобраны, восстановлены в 1959-61 (архитекторы Е. Н. Петрова, И. Г. Капцюг).

Московский вокзал

Московский вокзал.

Московский вокзал.

Московский вокзал.

Санкт-Петербург.

Московский вокзал (с 1851 до 1924 Николаевский) (площадь Восстания, 2). Здание вокзала возведено в 1851 (архитектор К. А. Тон). Оно симметрично, на оси его 2-ярусная башня с часами. Центральная часть фасада обработана двумя ярусами колонн коринфского ордера. Имеются двое ворот для подъезда к перронам; последние были перекрыты единым навесом; по сторонам дебаркадера кладовые, административные помещения и пр. В 1950—52 и 1967 по проекту архитектор В. И. Кузнецова помещения Московского вокзала были перестроены (фасад оставлен без изменений). В большом зале на высоком пьедестале установлен бюст В. И. Ленина (скульптор Л. А. Месс). На стене из красного туфа, которая служит фоном для монумента, начертаны слова из постановления 2-го съезда Советов СССР от 26 января 1924 о переименовании Петрограда в Ленинград. С  Московского вокзала поезда отправляются в южном, восточном и частично западном направлениях. В помещение Московского вокзала выходит один из наземных вестибюлей станции метро «Маяковская». На фасаде Московского вокзала  — мемориальная доска в память событий Февральской революции.

Московский парк Победы

Аллея Героев Московского парка Победы.

Аллея Героев Московского парка Победы.

Аллея Героев Московского парка Победы.

Санкт-Петербург.

Московский парк Победы, в южной части Ленинграда, между Московским проспектом и проспектом Ю. Гагарина. Площадь около 68 га. Заложен 7 октября 1945 в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне (в разбивке участвовали тысячи ленинградцев), торжественно открыт 7 июля 1946 (проект разработан в архитектурной мастерской профессора Е. Н. Катонина его учеником — архитектором В. Д. Кирхоглани). Московский парк Победы органично сочетает элементы регулярной и пейзажной планировки, зелёные посадки состоят из деревьев и кустарников около 100 видов, украшение парка — 8 прудов (общая площадь около 14 га). Главный вход в парк со стороны Московского проспекта оформлен пропилеями (архитектор Кирхоглани), на внутренних стенах которых 6 бронзовых барельефных композиций, посвящённых подвигам советских воинов и тружеников тыла. Центральная часть Московского парка Победы решена как величественный парадный партер: на круглой площади за пропилеями фонтан, от площади отходит Аллея Героев, на которой установлены бронзовые бюсты дважды Героев Советского Союза (лётчиков В. Н. Осипова, Е. П. Фёдорова, В. М. Голубева, В. И. Ракова, Н. В. Челнокова, танкиста С. И. Богданова, лётчика-космонавта Г. М. Гречко) и дважды Героев Социалистического Труда (государственного и партийного деятеля А. Н. Косыгина, рабочих-новаторов А. В. Чуева, В. А. Смирнова, В. П. Чичерова, учёных А. П. Виноградова, Н. Н. Исанина, С. Н. Ковалёва, Н. А. Пилюгина, Г. П. Свищова, Ю. Б. Харитона, A. Н. Щукина, бывшего директора ЛОМО М. П. Панфилова, балерины Г. С. Улановой). В пейзажной части парка бюст В. И. Ленина (1958, скульптор В. И. Ингал), памятники Героям Советского Союза З. А. Космодемьянской (1951, скульптор М. Г. Манизер, архитектор Кирхоглани) и А. М. Матросову (1951, скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор Кирхоглани). Интернациональному братству в борьбе за мир посвящены памятник французской патриотке Р. Дьен (1953, скульптор Ц. И. Дивеева, архитектор Кирхоглани) и композиция «Братьям по оружию» (подарена Ленинграду делегацией ЧССравни 1977, скульптор Н. Покорны, архитектор Кирхоглани). В 1961 открыта станция метро «Парк Победы», наземный вестибюль которой решён в формах традиционной садовой архитектуры. В центральной части Московского парка Победы  — Спортивно-концертный комплекс имени В. И. Ленина.

Литература:

Иванова В. П., Парки Победы, в кн.: Сады и парки Ленинграда, Л., 1981.

Московский полк

Московский полк лейб-гвардии, сформирован в 1811 из подразделений лейб-гвардии Преображенского, Семёновского и Гренадерского полков и ряда других частей под наименованием Литовский лейб-гвардии полк. Дислоцировался в Петербурге (набережная р. Фонтанки, 90; см. Местных войск казармы), с конца XIX в. казармы — на Большом Сампсониевском проспекте (проспект К. Маркса, 63—65). Участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии 1813—14. За отличие в Отечественной войне батальоны полка награждены георгиевскими знамёнами. В 1817 полк (без 3-го батальона) был переименован в Московский лейб-гвардии полк, а на базе его 3-го батальона в Варшаве развёрнут новый Литовский лейб-гвардии полк. Часть полка (около 700 человек) под руководством М. А. и А. А. Бестужевых и Д. А. Щепина-Ростовского участвовала в восстании 14 декабря 1825 (мемориальная доска). Московский полк в полном составе или частью сил участвовал в русско-иранской 1826—28, русско-турецкой 1828—29 и 1877—78 войнах. В 1916 полк был направлен на Юго-Западный фронт. 27 февраля (12 марта) 1917 дислоцировавшийся в Петрограде запасный батальон полка перешёл на сторону революции. Летом 1917 батальон был развёрнут в Московской гвардии резервный полк (в октябре 3,6 тыс. человек). Полк активно боролся с корниловщиной. В ходе Октябрьского вооружённого восстания совместно с Красной Гвардией Выборгского района занял Финляндский вокзал и тюрьму «Кресты», охранял северные подступы к городу, Литейный мост, патронный завод, участвовал в подавлении мятежа Керенского — Краснова. В начале 1918 оба Московских полка (основной и резервный) расформированы.

Литература:

Пестряков Н. С., История лейб-гвардии Московского полка, т. 1—2, [СПБ, 1903—04].

Московский проспект

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московский район

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московский рынок

Московский рынок (улица Решетникова, 12), открыт в 1954. Здание построено в 1956 (архитектор О. Б. Голынкин, инженер В. А. Ильин). Площадь торгового зала 1780 м2. 350 торговых мест. Ближайшая станция метро — «Электросила». Филиалы — в Красном Селе, у станции метро «Парк Победы», «Купчино».

«Московский» универмаг

«Московский» универмаг (Московский проспект, 205 и 220), один из крупнейших торговых центров Ленинграда. Открыт в 1966. Расположен в двух зданиях по обеим сторонам Московского проспекта (1963—65, архитекторы С. Б. Сперанский, Е. Ф. Владимирова, В. В. Исаева). Плошадь торгового зала 6,7 тыс. м2. Товарооборот свыше 200 млн. руб. (1990). Ближайшая станция метро — «Московская». Имеет 30 филиалов.

Московское шоссе

Московское шоссе, между площадью Победы и линией Окружной железной дороги, продолжает Московский проспект. Возникло в первой четверти XVIII в. как дорога к Саарской мызе (в Царское Село) и далее в направлении Москвы (отсюда название). Застраивалось в советское время. В 1933—34 возведено здание Мясокомбината имени С. М. Кирова. В 1936—41 построены жилые дома работников мясокомбината (дома 14—16, архитекторы А. А. Юнгер, Н. Н. Лебедев, A. Н. Сибиряков). В 1966—67 в начале Московского шоссе сооружён жилой комплекс (дома 2—10, архитектор С. Б. Сперанский). В 1941—44 у развилки между Пулковским шоссе и Московским шоссе проходил один из рубежей обороны Ленинграда; здесь сохранены два дота.

Московско-Петроградская линия

Ленинградский метрополитен.

Ленинградский метрополитен.

Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина.

Московско-Петроградская линия метрополитена, соединяет через Центр северный и южный районы Ленинграда. Движение открыто на участках: «Технологический институт» - «Парк Победы» (1961), «Петроградская» - «Технологический институт» (1963), «Парк Победы» - «Московская» (1969) - «Купчино» (1972), «Удельная» - «Петроградская» (1982), «Проспект Просвещения» - «Удельная» (1988). Конечные станции - «Проспект Просвещения» и «Купчино». На 1 января 1990: эксплуатационная длина 28,1 км; 17 станций; 38 пар поездов перевозят 39-43 тыс. пассажиров в час; минимальное время проезда по линии 42,5 минут. Пересадки на Невско-василеостровскую линию и Кировско-выборгскую линию.

Мостовые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мосты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мототрек

Мототрек (проспект Мориса Тореза, 75; улица Жака Дюкло, 67), стадион технических видов спорта ДОСААФ. Открыт в 1964. Имеет универсальный спортивный профиль: проводятся гонки по гаревой и ледяной дорожкам, соревнования по авиа- и автомодельному спорту, мотоболу, картингу и многому другому. Спортивное ядро состоит из 400-метровой гаревой дорожки, мотобольного поля (64?104 м), автокордодрома и др. Трибуны на 10 тыс. зрителей. Ежегодно проводятся этапы чемпионатов мира, чемпионаты СССР международные товарищеские матчи, соревнования команд высшей лиги и Спартакиады народов СССР по спидвею. На мототреке выступают спортсмены-конники, представители клуба служебного собаководства, проводятся массовые праздники технических и военно-прикладных видов спорта, зрелищные мероприятия (автородео, «Конное ревю», выставки старинных автомобилей и мотоциклов), с 1979 — новые виды соревнований с искусственными препятствиями: мотоциклетный «Звёздный кросс» и «Стадион-кросс» на специализированных автомобилях-багги. Имеются лыжная база, восстановительный центр, бассейн.

Моховая улица

Моховая улица [до 1826 Хамовая, Хамовская, в связи с устройством здесь слобод ткачей (хамовников) парусных дворов Партикулярной верфи и Главного Адмиралтейства), между улицами Чайковского и Белинского. В 1731—34 построена церковь Симеона и Анны (дом 46). До 1841 Моховая улица  — одна из оживлённых торговых улиц Петербурга. Современный архитектурный облик сложился в начале XX в. В доме 36 (1908, архитектор Е. Р. Бах, бывший особняк Строганова) размещалось издательство «Всемирная литература», ныне Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского. В начале февраля и 6 июня 1906 в домах 33—35 выступал В. И. Ленин. На Моховой улице жили и работали И. А. Гончаров (дом 3), А. С. Даргомыжский (дом 30), В. В. Стасов (дом 26, мемориальная доска), С. О. Макаров (дом 7).

Литература:

Брандт И., Моховая улица, «БА», 1971, № 4;

Исаченко В., Моховая улица, «Диалог», 1989, № 28—29.

Предыдущая страница Следующая страница