Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВОЕ"-"ВОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВОЕ"-"ВОЛ")

Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского

Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского (до 1938 — на Арсенальной набережной, 17, затем в Москве), готовит командные и военно-инженерные кадры различных специальностей для Вооружённых Сил. Научный центр по разработке военных и военно-технических проблем. Ведёт свою историю от Михайловского артиллерийского училища, основанного в 1820. В 1855 на базе офицерских классов этого училища создана Михайловская артиллерийская академия, которая первоначально входила в состав Имперской военной академии (включала также Николаевскую инженерную и Николаевскую Генштаба академии), с 1863 самостоятельное учебное заведение с подчинением генералу-фельдцейхмейстеру. В Михайловскую академию принимались артиллерийские офицеры до чина штабс-капитана (гвардейского поручика) включительно. Курс обучения 2 или 3 класса. Третий (дополнительный) класс готовил офицеров для службы на заводах артиллерийского ведомства. Учёные, конструкторы и воспитанники академии внесли большой вклад в развитие артиллерии, стрелкового оружия и артиллерийской науки (А. В. Гадолин, Р. Я. Дурляхов, Н. А. Забудский, К. И. Константинов, Н. В. Маиевский, С. И. Мосин, В. И. Рдултовский, В. М. Трофимов, В. Г. Фёдоров, Н. М. Филатов, Д. К. Чернов и др.). В дни Октябрьской революции большинство преподавателей академии перешли на сторону Советской власти. С февраля 1918 академия возобновила учебные занятия. В 1919 переименована в Артиллерийскую академию РККА, в 1925 объединена с Инженерной академией в Военно-техническую академию РККА. В 1926 присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. В 1932 на базе её артиллерийского факультета воссоздана Артиллерийская академия. В первые годы Советской власти активное участие выпускников академии в работе Комиссии артиллерийских опытов позволило решить важнейшие проблемы технического перевооружения советской артиллерии. В академии преподавали и вели научную работу видные учёные А. А. Благонравов, П. А. Гельвих, И. П. Граве, Н. Ф. Дроздов, В. Г. Дьяконов, Ф. Ф. Лендер, М. Е. Серебряков, Н. А. Упорников и др. Многие преподаватели и воспитанники академии, её академических курсов стали крупными военачальниками, в их числе маршалы артиллерии Ю. П. Бажанов, В. И. Казаков, П. Н. Кулешов, Г. Ф. Одинцов. Известными конструкторами стали Д. Н. Вишневский, В. Г. Грабин, И. И. Иванов, М. Я. Крупчатников, Г. Э. Лангемак, Б. С. Петропавловский и др. Награждена орденом Ленина (1938), Октябрьской Революции (1970), Суворова 1-й степени (1945).

Здания Михайловского артиллерийского училища и академии построены в начале XIX в., неоднократно перестраивались и расширялись. В 1952 реконструированы архитектором М. Е. Русаковым. С 1953 здесь размещается Военная артиллерийская академия имени М. И. Калинина.

Литература:

Трижды орденоносная военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, М., 1982.

Военная академия тыла и транспорта

Военная академия тыла и транспорта (набережная Макарова, 8), готовит руководящие командные и инженерные кадры всех основных специальностей тыла и транспорта; проводит научные исследования по проблемам тылового обеспечения. Предшественники академии — Институт корпуса инженеров путей сообщения (основан в 1810) и Интендантский курс русской армии (основан в 1900), преобразованные в 1911 в Интендантскую академию. В этой академии слушатели получали подготовку в области интендантского снабжения. После победы Октябрьской революции академия одной из первых перешла на сторону Советской власти, в 1918 переведена в Москву и реорганизована в Военно-хозяйственную академию РККА (с 1920 Военно-хозяйственная академия РККА и РККФ). В 1921 переведена в Петроград, в 1924 расформирована. Воссоздана в 1935 в Харькове, с 1940 — Интендантская академия Красной Армии, с 1942 — Военная академия тыла и снабжения. В 1943—56 располагалась в Калинине, с 1956 — в Ленинграде, где была объединена с Военно-транспортной академией (создана в 1932 в Москве, с 1938 в Ленинграде). В годы Великой Отечественной войны выпускники академии показали себя умелыми организаторами тыла. Среди них 11 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 14 — Героя Социалистического Труда. Награждена орденом Ленина (1968).

Здание академии построено в 1914—15 (архитектор М. М. Перетяткович). На учебном корпусе (Съездовская линия, дом 1/3) — мемориальная доска, посвященная проходившему здесь в июне 1917 первому Всероссийскому съезду советов рабочих и солдатских депутатов, на котором дважды выступал В. И. Ленин.

Литература:

Военная академия тыла и транспорта, Л., 1967.

Военная артиллерийская академия

Военная артиллерийская академия имени М. И. Калинина.

Военная артиллерийская академия имени М. И. Калинина.

Военная артиллерийская академия имени М. И. Калинина.

Главное здание.

Санкт-Петербург.

Военная артиллерийская академия имени М. И. Калинина (улица Комсомола, 22), готовит артиллерийские командные и инженерные кадры; научный центр по разработке проблем боевого применения ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск. Создана в 1953 в Ленинграде на базе командных факультетов Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского и названа Военно-артиллерийской командной академией. В 1960 в её состав вошли факультеты Ленинградского высшего артиллерийского инженерного училища и она стала именоваться Военной артиллерийской академией . В 1967 присвоено имя М. И. Калинина. Академия внесла значительный вклад в развитие ракетных войск и артиллерии, способы их боевого применения, совершенствования военной техники и др. В разработке актуальных научных проблем и подготовке военных кадров принимали активное участие заслуженные деятели науки и техники РСФСравни доктора наук и профессора Л. Л. Благоразумов, Р. Б. Брагинский, В. П. Демиденко, И. И. Жуков, М. Н. Катханов, Л. А. Мартыщенко, А. И. Матвеев, В. Г. Староселец, Б. И. Стрельченко и др. Размещается в зданиях бывшей Михайловской артиллерийской академии, где 31 декабря 1917 (13 января 1918) выступал перед рабочими и красногвардейцами Выборгской стороны В. И. Ленин, и на Литейном проспекте, 3, в здании, где в 1893—96 и 1911—13 работал М. И. Калинин. Награждена орденом Ленина и Красного Знамени (ордена бывшего Ленинградского высшего артиллерийского инженерного училища). На зданиях академии — мемориальные доски, посвященные В. И. Ленину, М. И. Калинину, первому начальнику академии — главному маршалу артиллерии Н. Н. Воронову.

Литература:

Военная артиллерийская академия им. М. И. Калинина, Л., 1984.

Военная галерея

Военная галерея Зимнего дворца (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников — участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813—14 (написаны в 1819—28 английским портретистом Дж. Доу при участии русских художников В. А. Голике, А. В. Полякова). Помещение Военной галереи построено архитектором К. И. Росси между Георгиевским и Гербовым залами (торжественное открытие — 25 декабря 1826). В 1837 во время пожара Зимнего дворца все полотна Военной галереи спасены солдатами Дворцовой роты, помещение восстановлено в 1837—39 (архитектор В. П. Стасов, пластичное убранство — скульптор А. И. Теребенёв, Н. А. Устинов, Т. Дылев, декоративные росписи свода — Я. и В. Додоновы). На торцевой стене Военной галереи  — портреты императора Александра I и его союзников: прусского короля Фридриха-Вильгельма III и австрийского императора Франца I (живописцы Ф. Крюгер, П. Крафт), у дверей в залы — портреты М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, великого князя Константина Павловича и английского полководца герцога А. Веллингтона, получившего чин генерала-фельдмаршала русских войск за заслуги в войнах с Наполеоном. На стенах Военной галереи в 5 рядах 332 погрудных портрета русских генералов — героев 1812 (в их числе Я. П. Кульнев, П. П. Коновницын, Д. П. Немировский, Д. С. Дохтуров, П. И. Багратион, А. И. Кутайсов, Н. А. и А. А. Тучковы, Н. Н. Раевский, А. П. Ермолов, М. И. Платов, Д. В. Давыдов, А. Н. Сеславин и др.). В  Военной галерее помещены также 13 рам, затянутых зелёным шёлком, с именами генералов, портреты которых по разным причинам не были написаны. После Октябрьской революции в состав Военной галереи включены 4 портрета солдат Дворцовой роты — участников Отечественной войны 1812 и кавалеров высших солдатских наград (написаны Доу в 1828, ранее хранились в Царском Селе) и два батальных полотна художника П. Хесса: «Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину» (оба 1840-е гг.). В 1949 в Военной галерее установлена мраморная доска с текстом стихов А. С. Пушкина «Полководец».

Литература:

Военная галерея 1812 г., СПБ, 1912;

Глинка В. М., Помарнацкий А. В., Военная галерея Зимнего дворца, 3 изд., Л., 1981;

Заев А., «И вечной памятью двенадцатого года...», «Советский музей», 1987, № 3;

Глинка В. М., Пушкин и Военная галерея Зимнего дворца, Л., 1988.

Военно-автомобильная дорога № 101 (ВАД-101)

Военно-автомобильная дорога № 101 (ВАД-101), см. «Дорога жизни».

Военно-инженерная академия

Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева (до 1932 — в Инженерном замке, затем в Москве), готовит военных инженеров; научный центр по разработке проблем военно-инженерного искусства, топогеодезического обеспечения, капитального и войскового строительства. Ведёт свою историю от Главного инженерного училища (основано в 1819), офицерские классы которого в 1855 были преобразованы в Николаевскую инженерную академию. Первоначально инженерная академия входила в состав Императорской военной академии, с 1863 стала самостоятельной. В академию принимались офицеры всех родов войск до чина штабс-капитана (гвардейского поручика) включительно. Курс обучения 2 или 3 класса. Окончившие 3-й (дополнительный) класс получали звание военного инженера. Среди выпускников академии — выдающиеся военные инженеры и учёные Н. А. Буйницкий, К. И. Величко, Д. М. Карбышев, Н. Л. Кирпичёв, Р. И. Кондратенко, А. Р. Шуляченко и др. С ноября 1917 академия начала подготовку кадров для армии Советской Республики. В 1923 объединилась с электротехнической, а в 1925 с артиллерийской академиями в Военно-техническую академию (ВТА). В 1932 на базе инженерного факультета ВТА и Московского высшего инженерно-строительного училища в Москве открыта Военно-инженерная академия (с 1935 имени В. В. Куйбышева).

Литература:

Военно-инженерная академия им. Куйбышева, 150 лет, М., 1969.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Парк имени Ленина, 7), ведёт свою историю с 1756, когда на территории Нового пушечного двора (ныне территории Военной артиллерийской академии имени М. И. Калинина), а с 1776 в помещении Главного арсенала на Литейном проспекте, получившем название «Достопамятный зал», был начат сбор предметов вооружения русской армии, её знамён, орденов и медалей. Экспонаты поступали из Оружейной палаты и Кремлёвского арсенала Москвы, Петропавловской крепости, монастырей и др. С 1868 музей разместился в здании Кронверкского арсенала (см. Кронверк) и получил наименование Артиллерийского музея, с 1903 — Артиллерийского исторического музея. В 1963 в его состав включён Центральный исторический военно-инженерный музей (основан в 1855). С созданием в 1965 отдела истории войск связи музей получил современное наименование. В музее хранится около 500 тыс. экспонатов, представляющих собой большую историческую ценность: богатейшая коллекция образцов артиллерийских орудий (от пищалей XIV в. и пушек А. Чохова до многоствольных реактивных установок), огнестрельного и холодного оружия, предметы военно-инженерной техники и техники связи, трофейное оружие, большое количество знамён, орденов, медалей, произведение батальной живописи, графики, скульптуры, образцы военной одежды и снаряжения, личные вещи и документы видных военачальников и героев различных войн, а также учёных и др. В начале Великой Отечественной войны около 75% фондов музея было эвакуировано в Новосибирск, в октябре 1945 возвращено в Ленинград. Имеются военно-историческая библиотека (создана в 1879) и архив. Музей проводит военно-патриотическую и научно-исследовательскую работу, занимается распространением военно-технических знаний. По материалам его фондов изданы научные труды, каталоги, путеводители. Ежегодно музей посещает свыше 1,5 млн. человек. Награждён орденом Красной Звезды (1983). На здании музея — мемориальная доска: в дни Октябрьской революции красногвардейские отряды получали здесь оружие; в вестибюле здания — мемориальная доска М. К. Тер-Арутюнянцу.

Литература: Боевые реликвии. Путеводитель по залам Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, М., 1983.

Военно-медицинская академия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Военно-медицинский музей

Военно-медицинский музей (Лазаретный переулок, 2) Министерства обороны СССР основан в 1942 в Москве по инициативе профессора ВМА В. Н. Шевкуненко, при поддержке начальника Главного военно-санитарного управления Е. И. Смирнова. С 1945 в Ленинграде. Первый начальник — член-корреспондент АМН СССР А. М. Максименко. В 1951 открыта экспозиция по истории отечественной медицины. В фондах — свыше 20 млн. историй болезней и свыше 32 млн. карточек учёта военнослужащих, поступивших за годы Великой Отечественной войны во все военно-медицинские учреждения. На их основании выдаются справки о пребывании военнослужащих в лечебных учреждениях в годы Великой Отечественной войны. За годы работы Военно-медицинский музей удовлетворил свыше 3 млн. запросов. Материалы музея отражены в труде «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—45 гг.» (тт. 1—35, 1949—55). Военно-медицинский музей  — учебная база для медицинских учебных заведений Ленинграда. Издаёт популярную медицинскую литературу, разрабатывает и изготавливает наглядные пособия по военно-медицинской подготовке и санитарному просвещению. Расположен в здании бывшего лазарета (с чем связано название переулка), а затем военного госпиталя лейб-гвардии Семёновского полка.

Литература:

Базанов В. А., Селиванов В. И., Селиванов Е. Ф., Медицинские памятные места Ленинграда, Л., 1971;

Воспоминания и дневники в фондах музея, Л., 1980;

Варламов В. М., Рожденный в дни войны, «ЛП», 1986, № 12.

Военно-морская академия

Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова (Выборгская набережная, 73/1), готовит командные и командно-инженерные кадры для ВМФ; научный центр по разработке проблем военно-морского искусства, кораблестроения, вооружения, строительства и боевого применения сил и средств ВМФ. Ведёт свою историю от офицерских классов (создана в 1827 при Морском кадетском корпусе); с 1862 — Академический курс морских наук, с 1877 — Морская академия. С 1919 академия начала подготовку командных кадров для советского ВМФ, с 1922 называется Военно-морской академией РККФ. В 1931 присвоено имя К. Е. Ворошилова. В 1945 инженерно-технические факультеты академии выделены в самостоятельную Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения, которой в том же году присвоено имя А. Н. Крылова. В 1960 обе академии объединены в Военно-морскую академию . В 1976 академии присвоено имя А. А. Гречко, в 1990 — Н. Г. Кузнецова. В академии преподавали и вели научную работу крупные учёные А. И. Берг, И. Г. Бубнов, Б. Б. Жерве, Н. Л. Кладо, А. Н. Крылов, Н. Н. Матусевич, М. А. Петров, П. Ф. Папкович, Ю. М. Шокальский, А. Н. Щукин, М. И. Яновский. Среди её выпускников — видные военачальники А. Г. Головко, С. Г. Горшков, И. С. Исаков, Н. Г. Кузнецов, В. Ф. Трибуц, И. С. Юмашев. В годы Великой Отечественной войны выпускники академии успешно руководили частями, соединениями и объединениями ВМФ. 97 из них удостоены звания Героя Советского Союза, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. В. Челноков, А. О. Шабалин стали дважды Героями Советского Союза. Награждена орденом Ленина (1944), Октябрьской Революции (1977), Ушакова 1-й степени (1968).

Здание академии построено в 1938—41 (архитекторы А. И. Васильев и А. П. Романовский).

Литература:

Очерки истории Военно-морской орденов Ленина и Ушакова академии, Л., 1970;

Военно-морская академия им. Гречко. Краткая история, Л., 1977.

Военно-морская библиотека

Военно-морская библиотека, Центральная ВМФ СССР (улица Садовая, 2), создана в 1805 как Морская библиотека на базе существовавшего при Адмиралтейств-коллегии собрания книг. В фондах — около 700 тыс. томов. (1990). Содержит издания по теории и истории военно-морского искусства, строительству, вооружению, техническому оснащению, организации и подготовке отечественных и иностранных флотов, по судостроению и наукам, связанным с потребностями ВМФ. Библиографический и методический центр библиотек ВМФ. С 1957 размещается в Инженерном замке.

Военно-морского флота СССР архив

Военно-морского флота СССР архив, Центральный государственный (ЦГАВМФ СССР) (улица Халтурина, 36), основан в 1724 при Адмиралтейств-коллегии, с 1827 в составе Морского министерства, с августа 1917 Центральный архив флота и морского ведомства (в 1918 вошёл в состав Единого государственного архивного фонда), с 1941 современное название. До 1926 находился в здании Главного Адмиралтейства и в Новой Голландии. Содержит (1990) свыше 1 млн. дел по истории отечественного ВМФ (с XVII в. по 1940): о создании и действиях флота, развитии военно-морской науки и техники, совершенствовании вооружения, строительстве портов, Кронштадтской крепости и её фортов, революционной и боевой славе ВМФ, русских и советских флотоводцах. Документы о военно-морском образовании, подготовке кадров русского и советского флота содержатся в фондах Военно-морской академии, училищ (в том числе ВВМУ имени М. В. Фрунзе, ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского и др.), гардемаринских и различных офицерских классов, курсов, школ. С историей Петербурга и Ленинграда связаны материалы НИИ, научных экспедиций, медицинских учреждений, Центральный военно-морской и другие.гих музеев. В фондах архива: документы флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, П. С. Нахимова, С. О. Макарова и др., учёных и изобретателей М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, Н. Ф. Можайского, А. С. Попова и др., мореплавателей В. И. Беринга, И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского и др., моряков-декабристов Д. И. Завалишина, К. П. Торсона, братьев М. А. и Б. А. Бодиско, А. А. Бестужева и др., деятелей революционного движения и Гражданской войны П. П. Шмидта, П. Е. Дыбенко, Ф. Ф. Раскольникова и др., деятелей советского ВМФ. Здание, в котором архив находится с 1926, построено в 1883—87 (архитектор М. Е. Месмахер) для Архива Государственного совета. В районе бывшего Комендантского аэродрома строится (1990) новое здание ЦГАВМФ СССР (архитектор О. Б. Голынкин).

Литература:

Материалы для истории русского флота, ч. 1—17, СПБ, 1865—1904;

Описание дел архива Морского министерства за время с половины XVII до начала XIX столетия, ч. 1—10, СПБ, 1877—1906;

Соловьёв И. Н., 250 лет архиву Военно-Морского Флота, «Советские архивы», 1973, № 6.

Военно-морское высшее инженерное училище

Военно-морское высшее инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского (ВВМИУ; помещается в здании Главного Адмиралтейства), готовит офицеров-инженеров для службы на кораблях ВМФ по специальностям инженер-механик, инженер-электрик, инженер-кораблестроитель. Ведёт свою историю с 1798, когда в Петербурге было основано Училище корабельной архитектуры (название впоследствии неоднократно менялось). В училище получили образование многие будущие талантливые учёные, конструкторы, инженеры-кораблестроители, с именами которых неразрывно связана история русского и советского ВМФ: И. А. Амосов, В. И. Афанасьев, Н. Н. Божерянов, И. Г. Бубнов, М. Н. Гринвальд, В. И. Костенко, А. А. Попов и др. После Октябрьской революции училище расформировано. Вновь создано в 1922 на базе технического отдела Училища командного состава флота. В 1927 присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. За годы Советской власти училище воспитало тысячи высококвалифицированных инженеров для ВМФ СССР Многие его выпускники стали видными учёными (А. И. Берг, В. Л. Поздюнин, Н. С. Соломенко, Ю. А. Шиманский, М. Н. Бабушкин, П. Ф. Папкович, А. А. Саркисов, М. И. Яновский и др.); в развитие судостроительной промышленности значительный вклад внесли М. В. Егоров, И. Г. Миляшкин, А. М. Редькин и др. В годы Великой Отечественной войны воспитанники училища героически сражались с фашистскими захватчиками на море и на суше (в составе морских стрелковых бригад). Свыше 2 тыс. из них награждены орденами и медалями, 2 присвоено звание Героя Советского Союза. В послевоенное время за разработку и освоение новой техники свыше 100 воспитанников училища удостоены Ленинградской премии, Государственной премии СССР 7 — звания Героя Советского Союза, 6 — Героя Социалистического Труда. Бывший курсант училища В. И. Рождественский стал лётчиком-космонавтом, Героем Советского Союза. Училище награждено орденом Ленина (1939).

Литература:

Усик Н. П., Полях Я. И., Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского, Л., 1976.

Военно-морское высшее училище

Военно-морское высшее училище имени М. В. Фрунзе (набережная Лейтенанта Шмидта, 17), старейшее военно-морское учебное заведение по подготовке кадров для ВМФ. Ведёт свою историю от Школы математических и навигацких наук, создано Петром I в Москве (1701). В 1715 часть учащихся была переведена в Петербург, в основанную здесь Морскую академию, преобразованную в 1752 в Морскую шляхетный кадетский корпус (см. Морской корпус). В 1867 корпус переименован в Морское училище, в 1891 — вновь в Морской кадетский корпус. В 1918 в здании бывшего Морского корпуса были открыты Курсы командного состава флота (зачислялись рабочие и крестьяне, специалисты-матросы), которые в 1919 реорганизованы в Училище командного состава флота с 2 отделами: военно-морским и техническим. В 1922 технический отдел передан во вновь созданное Военно-морское инженерное училище, а Училище командного состава стало готовить моряков только командного состава без деления на специальности. С 1922 называется военно-морским училищем, в 1926 присвоено имя М. В. Фрунзе, с 1939 Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. В июле 1941 училище эвакуировано в Астрахань, в августе 1942 — в Баку. Летом 1944 возвратилось в Ленинград. В ходе Великой Отечественной войны 55 выпускников училища стали Героями Советского Союза. В разные годы училище закончили видные советские военачальники: Л. М. Галлер, А. Г. Головко, С. Г. Горшков, Н. Г. Кузнецов, Ф. С. Октябрьский, В. Ф. Трибуц, В. Н. Чернавин и др. Награждено орденом Ленина (1939), орденом Ушакова 1-й степени (1951), Почётным революционным Красным знаменем ЦИК СССР (1936). Здание училища построено в 1796—98 (архитектор Ф. И. Волков; мемориальная доска), в нём выступал В. И. Ленин (мемориальная доска). На здании 6 мемориальных досок, посвященных выдающимся русским и советским флотоводцам (военачальникам), мореплавателям и деятелям науки, окончившим училище: Г. А. Спиридову, Ф. Ф. Ушакову, Д. Н. Сенявину, П. С. Нахимову, Г. И. Бутакову, И. Ф. Крузенштерну, Ю. Ф. Лисянскому, Ф. Ф. Беллинсгаузену, Г. И. Невельскому, Н. Г. Кузнецову, В. Ф. Трибуцу, Ф. С. Октябрьскому, С. М. Лобову, А. Г. Головко, Ф. В. Зозуле, В. А. Фокину, В. П. Дрозду, Л. М. Галлеру, Г. И. Левченко, В. А. Алафузову, Л. А. Владимирскому, В. И. Далю, А. Ф. Можайскому, Ю. М. Шокальскому, А. Н. Крылову. Перед зданием училища памятник Крузенштерну.

Литература:

Там за Невой моря и океаны. История Высшего военно-морского училища им. Фрунзе, М., 1976.

Военно-морской революционный комитет

Военно-морской революционный комитет (ВМРК), образован по инициативе В. И. Ленина 26 октября (8 ноября) 1917 на совещании делегатов 2-го Всероссийского съезда Советов от флотов и флотилий в Смольном (в дальнейшем помещался в здании Главного Адмиралтейства). Первоначальный состав: большевики И. И. Вахрамеев (председатель), А. В. Баранов, В. П. Евдокимов, П. Д. Мальков, Д. Н. Марулин, В. С. Мясников, Н. М. Неверовский, Н. А. Ховрин; сочувствующие большевикам А. Г. Железняков, В. И. Пенкайтис, А. П. Попов, Т. М. Рыжков. Подчинялся ПВРК, действовал в тесном контакте с Центробалтом. Аппарат ВМРК включал 16 большевиков и сочувствующих им членов Центробалта (Э. А. Берг, К. Я. Зедин, И. Д. Сладков, А. С. Штарев и др.) и 45 моряков от Центробалта. 27 октября (9 ноября) ВМРК распустил созданный в июне 1917 1-м Всероссийским съездом Советов Центрофлот, в котором преобладали меньшевики и эсеры, и стал главным руководящим органом революционных моряков. Одно из первых мероприятий ВМРК — мобилизация сил флота на разгром Керенского — Краснова мятежа и юнкерского мятежа 1917 в Петрограде. К началу ноября 1917 в распоряжении ВМРК не менее 10 тыс. моряков, а также находившиеся в Морском канале и на Неве линкор «Заря свободы», 2 крейсера, 5 эсминцев, 3 тральщика, 2 минных заградителя и 27 других судов. Одновременно ВМРК сформировал и направил морские отряды на помощь восставшим рабочим Москвы и на борьбу с контрреволюцией и саботажем на флоте. ВМРК участвовал в организации охраны революционного порядка в Петрограде, охране сокровищ Зимнего дворца и Эрмитажа, в борьбе с саботажем контрреволюционным (посылал отряды моряков в различные министерства, на телеграф, телефон), создании советского государственного аппарата (откомандировывал наиболее проверенных товарищей в распоряжение наркоматов). Для обеспечения населения Петрограда продовольствием отряд моряков под началом Сладкова привёл из Шлиссельбурга в Петроград несколько барж с продуктами. По решению ВМРК флот передал заводам и фабрикам Петрограда 1800 тыс. пудов угля и значительное количество мазута. С целью демократизации морского ведомства ВМРК направил в Управление Морского министерства своих комиссаров. ВМРК подготовил и созвал 1-й Всероссийский съезд военного флота [18—25 ноября (1—8 декабря) 1917], по решению которого 25 ноября (8 декабря) ВМРК был упразднён, взамен него созданы новые органы управления флотом: Верховная морская коллегия и Морская секция ВЦИК.

Литература:

Военно-морской революционный комитет. Сб. документов, Л., 1975;

Березовский Н. Ю., Военно-морской революционный комитет, «Вопросы истории», 1987, № 10.

Военно-политическое училище

Военно-политическое училище ПВО (Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО) имени Ю. В. Андропова (посёлок Горелово), готовит офицеров-политработников для службы в подразделениях Войск ПВО. Основано в 1967. В 1984 присвоено имя Ю. В. Андропова. На территории училища памятник лётчикам — Героям Советского Союза старшему политруку А. С. Пасечнику и лейтенанту М. П. Тюрину.

Литература:

Наследники комиссаров. Очерк истории Ленинградского высшего военно-политического училища им. Ю. В. Андропова, Л., 1987.

Военно-походной канцелярии здание

Здание Военно-походной канцелярии.

Здание Военно-походной канцелярии.

Здание Военно-походной канцелярии.

Санкт-Петербург.

Военно-походной канцелярии здание (улица Каляева, 17), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1807-08 (автор неизвестный). Центральная часть главного фасада выделена 6-колонным портиком ионического ордера, объединяющим 2-й и 3-й этажи и завершённым фронтоном; над окнами треугольные сандрики на кронштейнах и барельефные панно. Здание реставрировано в 1950-х гг.

Военно-топографическое командное училище

Военно-топографическое командное училище (Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище) имени генерала армии А. И. Антонова (улица Пионерская, 20), готовит офицеров военно-топографической службы по специальностям: инженер-аэрофотогеодезист, инженер-геодезист, инженер-картограф. Ведёт свою историю от дореволюционного Военно-топографического училища, на базе которого в середине декабря 1918 были сформированы военно-топографические курсы (в 1919 преобразованы в школу). В 1919 курсанты школы участвовали в боях под Ямбургом и Гатчиной, на олонецком направлении, в 1921 — в подавлении мятежа в Кронштадте. В 1937 школа реорганизована в училище. В Великую Отечественную войну и в послевоенное время выпускники училища решали сложные задачи топогеодезического обеспечения войск. Многие из них стали видными учёными: А. Д. Астахов, Б. М. Балин, Е. Г. Бойко, В. В. Бойков, А. Н. Живичин, М. М. Машимов, В. М. Молоканов, С. С. Уралов и др., лауреатами Государственной премии СССР Б. Е. Бызов, Н. Н. Воронков, Н. Д. Жданов, Н. А. Кошняков, И. И. Максимов и др. В 1968 училище преобразовано в высшее Военно-топографическое командное училище . В 1980 училищу присвоено имя генерала армии А. И. Антонова. Награждено орденом Красного Знамени (1943), Красной Звезды (1968).

Военно-топографическое училище

Военно-топографическое училище, готовило офицеров Корпуса военных топографов. Создано в 1822 под наименованием Санкт-Петербургское училище топографов; в 1832 преобразовано в Школу топографов, которая в 1863 получила прежнее название; с 1867 Военно-топографическое училище . Размещалось сначала в здании Главного штаба, затем на Большой Спасской улице (ныне улице Красного Курсанта), 17. Выпускники Военно-топографического училища внесли весомый вклад в развитие отечественной военной картографии, собрали в различных экспедициях большой материал географического характера. Военно-топографическое училище продолжало функционировать и после Октябрьской революции. В 1918 его личный состав находился в Саратовской губернии, где из-за боёв учебный процесс был прерван. В дальнейшем на базе Военно-топографического училища создано Военно-топографическое командное училище.

Военный институт физической культуры

Военный институт физической культуры (проспект Карла Маркса, 63), готовит офицеров-специалистов по физической культуре и спорту; центр научно-исследовательской работы по проблемам совершенствования системы физической подготовки военнослужащих. Ведёт свою историю от Петроградских курсов инструкторов физического развития и Военной главной гимнастическо-фехтовальной школы; создан в 1918 (в 1932 преобразованы в военный факультет Государственного центрального института физической культуры, а в 1947 — в Военный институт физической культуры и спорта имени В. И. Ленина). В 1960 институт преобразован в военный факультет при Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта; с 1974 вновь самостоятельное военно-учебное заведение. Среди его воспитанников — 9 Героев Советского Союза, многие выдающиеся спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр. Награждён орденом Красного Знамени (1943), Почётным революционным Красным знаменем (1921). Помещается в бывших казармах Литовского полка, построенных в 1830-х гг. в стиле позднего классицизма, с 1850-х гг. здесь находился лейб-гвардии Московский полк.

Военный совет Ленинградского фронта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Военный совет обороны Ленинграда

Военный совет обороны Ленинграда, создан в связи с приближением фронта к Ленинграду приказом Главнокомандования Северо-Западного направления от 20 августа 1941. Председатель — генерал-майор А. И. Субботин, командующий Армией народного ополчения; члены — секретари горкома партии А. А. Кузнецов и Я. Ф. Капустин, заведующий отделом горкома Л. М. Антюфеев, председатель Ленгорисполкома П. С. Попков. Затем по требованию председателя ГКО И. В. Сталина в Военный совет обороны Ленинграда в качестве его руководителей были введены К. Е. Ворошилов и А. А. Жданов, одновременно возглавлявшие Военный совет Северо-Западного направления. Наличие этих двух Советов на практике не оправдало себя. 30 августа 1941 в связи с объединением командования войск Северо-Западного направления и Ленинградского фронта Военный совет обороны Ленинграда был упразднён, его функции переданы Военному совету Ленинградского фронта.

Воздухоплавательный парк

Воздухоплавательный парк, местность в южной части Ленинграда, к югу от Волковой Деревни. В XIX — начале XX вв. обширный пустырь (так называемый Волково поле), на котором в первой половине XIX в. размещался артиллерийский полигон с казармами и артиллерийской лабораторией, проводились испытания артиллерийских систем (стрельбы, отсюда название современной Стрельбищенской улицы) и пуски пороховых ракет (отсюда встречающееся в картографических источниках название Ракетное поле). К югу от полигона (между набережной р. Волковки и современным Волковским проспектом) находились Персидское и Татарское кладбища. В 1885 на полигоне размещена команда военных воздухоплавателей, в 1890 создан Учебный воздухоплавательный парк (УВП; отсюда название местности) для подготовки офицеров и рядовых к воздухоплавательной службе, испытаний «воздухоплавательных снарядов» и изготовления снаряжения для воздухоплавательных частей (в составе УВП — шаровая и сетевая мастерские, учебная голубиная станция, метеорологическая станция, механические мастерские, различные лаборатории). В 1904 в составе УВП открыта Военная воздухоплавательная школа. В разное время с УВП сотрудничали учёные Д. И. Менделеев, М. М. Поморцев, М. А. Рыкачёв, А. Н. Крылов, Н. Е. Жуковский и др., командовал парком видный русский воздухоплаватель генерал-лейтенант А. М. Кованько. В 1909 в УВП собран и 30 июля 1910 испытан в воздухе первый русский дирижабль «Кречет». После Октябрьской революции в Воздухоплавательном парке базировалась Высшая военная воздухоплавательная школа, после её ликвидации (1926) началась застройка территории. Ныне название сохранилось в наименовании железнодорожной платформы Воздухоплавательный парк, Воздухоплавательной улицы и Парковой улицы. На здании бывшей Воздухоплавательной школы (Парковая улица, 7) — мемориальные доски в честь 100-летия Воздухоплавательного парка (1885—1985) и в честь 100-летия со дня рождения лётчика П. Н. Нестерова.

Литература:

Краткий исторический очерк военного воздухоплавания в России, СПБ, 1904;

Дузь П. Д., История воздухоплавания и авиации в России. Период до 1914 г., 2 изд., М., 1979.

Вознесенский мост

Вознесенский мост, через канал Грибоедова, по трассе проспекта Майорова (бывший Вознесенский проспект, отсюда название). В 1735 на этом месте уже существовал деревянный мост, в 1780-х гг. он был однопролётным с деревянным балочным (в дальнейшем с ригельно-подкосным) пролётным строением на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой. Современный Вознесенский мост построен в 1957—58 (инженер Б. Б. Левин, архитектор Л. А. Носков). Пролётное строение металлическое, рамное, двухшарнирное, торшеры фонарей в виде пучков пик (близки по рисунку торшерам Садового Первого моста), чугунные перила близки решёткам Итальянского моста. Длина моста 19,3 м, ширина 20 м.

Вознесенский Николай Алексеевич

Вознесенский Николай Алексеевич (1903—1950), государственный и партийный деятель, учёный-экономист, академик АН СССР (1943). Член Коммунистической партии с 1919. Окончил Институт красной профессуры (1931). В 1935—38 председатель Ленинградской городской плановой комиссии, заместитель председателя Ленгорисполкома. В 1938—41 и 1942—49 председатель Госплана СССР член бюро Комиссии советского контроля, в 1939—41 заместитель председателя, в 1941—46 1-й заместитель председателя СНК, в 1946—49 заместитель председателя Совет Министров СССР В годы Великой Отечественной войны член ГКО. Член ЦК ВКП(б) в 1939—49, член Политбюро ЦК в 1947—49 (кандидат с 1941). Депутат ВС СССР с 1946. Автор книги «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (1947; Государственная премия СССР 1948). В марте 1949 с санкции И. В. Сталина Вознесенский необоснованно снят с должности заместителя председателя Советов Министров СССР выведен из Политбюро ЦК ВКП(б) и ЦК ВКП(б) и исключён из партии. С нарушением социалистической законности Вознесенский был судим по «Ленинградскому делу» и расстрелян 30 сентября 1950. Посмертно реабилитирован. Имя Вознесенского в 1963 присвоено Ленинградскому финансово-экономическому институту.

Сочинения:

Избранные произведения. 1931—1947, М., 1979.

Литература:

Колотов В. В., Н. А. Вознесенский, 2 изд., М., 1976;

Кутузов В., «Ленинградское дело», «Диалог», 1987, № 18, 19.

«Возрождение»

«Возрождение» (Пискарёвский проспект, 3), производственное хлопчатобумажное объединение, входит в объединение Ленхлоппром. Создано в 1970. Выпускает хлопчатобумажные и штапельные ткани, пряжу. Головное предприятие — бумагопрядильная фабрика одноимённое название. Основана в 1848 как Охтинская бумагопрядильная мануфактура. После Октябрьской революции фабрика законсервирована. Начала выпускать продукцию в 1925, в этом же году получила современное название. В 1941—45 не работала. После войны реконструирована. Неоднократно проводились модернизация и обновление оборудования. В составе объединения также ткацкие фабрики: имени Ф. Э. Дзержинского (основана в 1927), имени Лебедева (основана в 1891), Резвоостровская (основана в 1890); прядильно-ткацкие фабрики: имени П. Анисимова (основана в 1846, в состав объединения вошла в 1980), «Искра» (первая очередь пущена в 1987). Имеются ДК имени 10-летия Октября, клуб «Возрождение». Многотиражная газета «За качество» (с 1928).

Воинов Иван Авксентьевич

Воинов Иван Авксентьевич (1884—1917), участник революционного движения. Член Коммунистической партии с 1909. С 1897 рабочий на заводах Петербурга, Николаевской железной дороге. Корреспондент газет «Звезда» и «Правда». С 1912 в сибирской ссылке. После Февральской революции в Петрограде, экспедитор и корреспондент «Правды», работал в типографии «Труд», где печаталась «Правда». В июле при распространения «Листка “Правды”» убит контрреволюционерами около Таврического дворца на Шпалерной улице. Похоронен на Волковском православном кладбище. Именем Воинова в 1918 названа улица (бывшая Шпалерная).

Литература:

Хабло Е. П., Горбачевич К. С., С «Правдой» в руках, в их кн.: Их именами названы улицы Ленинграда, [2 изд.], Л., 1963.

Воинова улица

Улица Воинова. В перспективе — собор Смольного монастыря.

Улица Воинова. В перспективе — собор Смольного монастыря.

Улица Воинова.

В перспективе — собор Смольного монастыря.

Санкт-Петербург.

Воинова улица [до 1727 1-я линия, затем 1-я Береговая улица; с конца XVIII в. Воскресенская улица (набережная), по Воскресенскому собору Смольного монастыря; в 1859—1918 Шпалерная, по мастерским Шпалерной мануфактуры (1730—1858)], между улицей Фурманова и площади Растрелли. Названа в честь И. А. Воинова. В 1714—20 построены Кикины палаты, в 1783—89 — Таврический дворец, в 1800—06 — манеж и казармы Кавалергардского полка (дома 41, 43, архитектор Л. Руска), в 1817—18 — церковь Всех скорбящих (ныне Ленинградское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). В 1859—63 сооружён комплекс водопроводной станции с водонапорной башней (архитектор И. А. Мерц), в 1875—77 — Дом предварительного заключения (дом 25, инженер К. Я. Маевский). В конце XIX — начале XX вв. построены доходные дома (дом 9, 1903—04, архитектор П. И. Гилев; дом 44а, 1907, архитектор С. Г. Гингер; дом 5, 1911, архитектор Г. Г. Цолликофер, и др.). В советское время Воинова улица между Таврической улицей и площадью Растрелли перепланирована и реконструирована. В 1981 открыт памятник Ф. Э. Дзержинскому.

Литература:

Яковченко Р. Н., Улица Воинова, Л., 1970.

Войтик Павел Михайлович

Войтик Павел Михайлович (1892—1921), участник Октябрьской революции. Член Коммунистической партии с 1915. С 1907 в Петербурге. С 1913 учился в Горном институте. Агитатор ПК РСДРП. Участник Февральской революции. Гласный Нарвско-Петергофской районной думы, член РК РСДРП(б) 2-го Городского района. Один из руководителей рабочих Ново-Адмиралтейского завода. Участник Октябрьского вооружённого восстания и разгрома мятежа Керенского — Краснова. С 1918 военком в Красной Армии. Делегат 10-го съезда РКП(б), участник ликвидации Кронштадтского мятежа 1921, смертельно ранен. Похоронен в Ленинграде в сквере на площади Коммунаров. Именем Войтика в 1923 названа улица (бывшая Витебская, между Дровяным переулком и Лоцманской улицей).

Литература:

Хабло Е. П., Горбачевич К. С., Делегат съезда, в их кн.: Их именами названы улицы Ленинграда, [2 изд.], Л., 1963.

Вокзалы

Вокзалы железнодорожные. В ленинградском железнодорожном узле 5  вокзалов : Балтийский, Варшавский, Витебский (старейший в стране), Московский и Финляндский. Из Ленинграда в разных направлениях идёт 12 железнодорожных линий: 8 на юг от Невы, 4 на север. Все пригородные участки железных дорог электрифицированы. Ежедневно ленинградские вокзалы отправляют и принимают около 2200 дальних и пригородных поездов, обслуживая при этом около 1,6 млн. пассажиров (1990). Вблизи всех вокзалов расположены станции метро. За годы Советской власти старые здания вокзалов (кроме Витебского) реконструированы. Началась подготовка к сооружению нового вокзала  - Ленинград-Ладожский. См. также статьи об отдельных вокзалах.

Литература:

Семёнов Г., Вокзалы, Л., 1965;

Шафран И. А., Вокзалы, в кн.: Здесь свершался Великий Октябрь. По местам вооружённого восстания в Петрограде, Л., 1967.

Волго-Балтийский водный путь

Баржи с грузом на Неве.

Баржи с грузом на Неве.

Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина.

Баржи с грузом на Неве.

Санкт-Петербург.

Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина (бывшая Мариинская водная система), искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским морем, а через Беломорско-Балтийский канал и с Белым морем. Строительство Мариинской водной системы было обусловлено выходом России в начале XVIII в. к Балтийскому морю и необходимостью связать Петербург удобными водными сообщениями с внутренними районами страны. Движение по ней было открыто в 1810. Трасса начиналась у Рыбинска, шла по Шексне, Белому озеру, Ковже, Мариинскому каналу, затем по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве. Длина около 1100 км. Отходящий от Шексны Северо-Двинский канал (открыт в 1828) дал выход через Сухону и Северную Двину к Белому морю. Для удобства прохождения небольших плоскодонных судов позже были проложены обходные каналы — Белозерский, Онежский, Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением, но к началу XX в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны. Коренная реконструкция Волго-Балтийского водного пути началась после Великой Отечественной войны и была завершена в 1964. Местами трасса Волго-Балтийского водного пути отклоняется от трассы прежней Мариинской системы. На Волго-Балтийском водном пути 5 мощных гидроузлов с 7 камерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла — Вытегорский, Белоусовский, Новиковский и Пахомовский, расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый, Череповецкий гидроузел — на южном склоне на Шексне. Глубина Волго-Балтийского водного пути не менее 4 м; он стал доступен для судов грузоподъёмностью около 5 тыс. т. Вместо движения по обходным каналам суда идут прямо по озёрам. Резко возросла скорость перевозок (Череповец — Ленинград 2,5—3 суток, до реконструкции 10—15 суток). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова — железорудный и апатитовый концентрат, из Карелии — гранит и диабаз, из Архангельской и Вологодской областей — лес и пиломатериалы, из Череповца — чёрный металл; донецкий и кузнецкий уголь, соликамские калийные соли, нефтеналивные суда с Волги — для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Ленинград на Волго-Балтийском водном пути поступают импортные грузы. В пассажирском движении значительно число туристских рейсов (маршруты из Ленинграда в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону и др., начинающиеся с Речного вокзала).

Литература:

Стромилова Е. Н., Славина И. И., Манкуни Г. Г., Волго-Балт с борта теплохода, Л., 1984.

Предыдущая страница Следующая страница