Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "К" (часть 6, "КРА"-"КРО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КРА"-"КРО")

Красногвардейский укреплённый район

Красногвардейский укреплённый район, создан в начале Великой Отечественной войны (июль — август 1941). Прикрывал подступы к Ленинграду с юга и юго-востока. Протяжённость по фронту до 160 км от Петергофа (ныне Петродворец), до Красногвардейска (ныне Гатчина) и далее по левому берегу р. Ижора до впадения её в р. Нева. УР разделялся на три сектора: Красносельский (комендант — полковник К. М. Трошихин), Центральный (комендант — генерал-майор В. А. Крылов) и Слуцко-Колпинский (комендант — подполковник А. Б. Успенский). В составе УР было 16 отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов. 17—19 августа оборонительные рубежи УР заняли 2-я и 3-я дивизии народного ополчения и 291-я стрелковая дивизия. С 19 августа начались бои на подступах к УР. В конце августа оборонявшиеся в нём войска вошли в состав вновь сформированной 42-й армии, которая, опираясь на позиции УР, продолжала вести ожесточённые бои с превосходящими силами противника. 17 сентября управление УР было расформировано, а его личный состав передан на укомплектование соединений и частей 55-й армии и 6-й дивизии народного ополчения.

26 сентября 1941 в районе Пулковских позиций, составлявших тыловой рубеж Красногвардейского укреплённого района , фронт стабилизировался до января 1944. оборонительные бои за Красногвардейский укреплённый район сыграли важную роль в срыве вражеских планов молниеносного прорыва к Ленинграду с юга. Комендант Красногвардейского укреплённого района и заместитель командующего 42-й армии — генерал-майор И. И. Швыгин.

Красного Курсанта мост

Красного Курсанта мост (до 1923 Кадетский), через р. Ждановка, соединяет Петровский проспект со Ждановской набережной. О происхождении название моста см. в статье Красного Курсанта улица. Первый деревянный мост в этом районе отмечен на картах 1817, находился в 420 м ниже по течению и соединял Петровский проспект с Петровским переулком. Около 1840 мост перенесён на современное место, неоднократно ремонтировался и в 1957 был закрыт. Современный мост Красного Курсанта построен в 1962 (инженеры В. В. Демченко, А. Д. Гутцайт, архитектор Л. А. Носков), пролёт перекрыт консольно-подвесным строением из преднапряжённого железобетона на железобетонных устоях, облицованных гранитом. Длина моста 57 м, ширина 22 м.

Красного Курсанта улица

Красного Курсанта улица (до 1923 Большая Спасская), между Большим проспектом Петроградской Стороны и Новоладожской улицей. Возникла в 1720-х гг. в слободе Невского гарнизонного полка (см. Колтовские). Застраивалась зданиями военно-учебных заведений, в том числе 2-го кадетского корпуса (дома 14—16, 1795—1803, архитектор Ф. И. Демерцов; экзерциргауз корпуса — дом 18, 1819—20). В XIX — начала XX вв. здесь располагались Дворянский полк (с 1859 Константиновское военное училище), Павловское военное училище, Топографическое училище, с 1918 — Военно-топографические курсы, с 1937 — Военно-топографическое командное училище, Военно-теоретическая школа ВВС РККА, позже Военно-воздушная академия имени А. Ф. Можайского. В 1918 в доме 17 открылись первые пехотные курсы командиров РККА (отсюда современное название улицы). На улице Красного Курсанта  — производственное трикотажное объединение «Красное знамя» (дом 25).

Литература:

Ефремов Г., Улица Красного курсанта, «БА», 1976, № 4.

Красного Флота набережная

«Английская набережная в Петербурге».

«Английская набережная в Петербурге».

«Английская набережная в Петербурге».

Гравюра первой половины XIX в.

Красного Флота набережная (до 1919 Нижняя, Галерная, Английская), на левом берегу Большой Невы, между Адмиралтейской набережной и площадью Декабристов и Ново-Адмиралтейским каналом; на противоположном берегу — Университетская набережная и набережная Лейтенанта Шмидта. Названа в честь моряков Красного Балтийского флота. Возникла в начале XVIII в. в нижнем течении Большой Невы (отсюда 1-е название), вела к Галерной верфи (отсюда 2-е название). В XVIII — начале XX вв. на набережной возводились дворцы, особняки и др., в том числе английских подданных (отсюда 3-е название). К концу 1730-х гг. набережная застроена «сплошною фасадою». В начале XVIII в. построен дом Капниста, в 1720—30-е гг. — дом Румянцева (позже перестроен; ныне Музей истории Ленинграда), в 1730-е гг. — дом Лаваль, дом Струкова, в 1736—38 — дом Воронцова-Дашкова (ныне Ленинградское отделение Всесоюзной торговой палаты), в 1737—38 — дом Гауша (см. Демидова дом), в 1750—60-е гг. — дом Куракина. Во 2-й половине XVIII — 1-й половине XIX вв. многие дома на набережной Красного Флота были перестроены. В 1770—88 сооружена гранитная набережная (реконструирована в 1952—54). В 1814 воздвигнута Английская церковь (с использованием части жилого дома 1730-х гг.). В 1842—50 (против современной площади Труда) построен Благовещенский, позднее Николаевский, мост через Большую Неву (см. в статье Лейтенанта Шмидта мост). В 1859—62 сооружён особняк А. Л. Штиглица (дома 66—68, архитектор А. И. Кракау), в конце XIX в. — особняк Дервиза (дом 28, архитектор А. Ф. Красовский), ныне Дворец бракосочетания. 23—26 февраля (8—11 марта) 1917 по набережной Красного Флота проходили рабочие демонстрации. 24—25 октября (6—7 ноября) 1917 против набережной на Неве стояли революционные корабли «Самсон» и «Забияка». 25 октября (7 ноября) 1917 против дома 44 стоял крейсер «Аврора» (мемориальная стела, 1939, архитектор А. И. Гегелло). В период блокады 1941—44 на Неве в районе набережной стояли корабли Балтийского флота. По набережной проходил рубеж внутренней обороны. Набережная Красного Флота  — место гуляний во время «Белых ночей».

Набережная Красного Флота.

Набережная Красного Флота.

Набережная Красного Флота.

Санкт-Петербург.

Красногородский экспериментальный целлюлознобумажный завод

Красногородский экспериментальный целлюлознобумажный завод, см. в статье Целлюлозно-бумажной промышленности объединение.

«Красное знамя»

«Красное знамя» (улица Красного Курсанта, 25), производственное трикотажное объединение. Создано в 1978. Выпускает бельё, верхние трикотажные чулочно-носочные изделия, товарные и технические полотна. Головное предприятие — одноименная фабрика, первое трикотажное предприятие в России. Основана в 1855 акционерным обществом «В. П. Керстен». После Октябрьской революции называлась Спасская трикотажная фабрика (по названию улицы, на которой была расположена). В 1922 награждена Красным знаменем Труда и получила современное название. В 1941—45 на фабрике налажен выпуск обмундирования для бойцов Ленинградского фронта, производство артиллерийских снарядов. 11 раз фабрика получала переходящее Красное знамя ГКО (после войны передано коллективу на вечное хранение). В 1947 здесь впервые в отечественной практике изготовлены капроновые чулки. В 1958 на фабрике начали выпускать изделия из волокна эластик, в 1960 — из полиакрилнитрильных волокон (объёмная пряжа), лавсана, смесовых и другие.гих волокон. В начале 60-х гг. создана технология по изготовлению искусственных сосудов кровеносной системы. Работница объединения М. В. Молодцова удостоена звания Героя Социалистического Труда. Фабрика награждена орденом Ленина (1966). Имеются ДК, спортивный комплекс. На территории стела в память погибших в годы Великой Отечественной войны и умерших в блокаду (в первую блокадную зиму скончались 1512 краснознаменцев). На Пионерской (бывшей Большой Гребецкой) улице стела в честь первого в городе пионерского отряда, организованного в 1923 из детей рабочих фабрики. доска в память первого на Петроградской стороне Социалистического союза рабочей молодёжи, созданного на фабрике 28 марта 1917. Многотиражная газета «Красное знамя» (с 1928, название менялось).

Литература:

Сукновалов А. Е., Фоменков И. Н., Фабрика «Красное знамя», Л., 1968.

Красное Село

Красное Село, местность в юго-западной части Ленинграда (в 1925—73 город Ленинградской области), на р. Дудергофка и озёрах Дудергофское, Долгое и Безымянное, железнодорожная станция на линии Ленинград — Гатчина. В 1714 Пётр I основал на р. Дудергофка бумажную мельницу (ныне Красногородский экспериментальный целлюлозно-бумажный завод в составе Целлюлозно-бумажной промышленности объединения), поселение при которой стало называться Красное Село (жители в основном переселенцы из одноименного села Коломенского уезда). Позже село было подарено Петром I императрице Екатерине I, до 1820 принадлежало дворцовому ведомству (называлось дворцовое село Красное). В 1-й четверти XVIII в. в Красном Селе сооружены деревянный дворец (вскоре сгорел) и церковь Троицы (с 1735 каменная, перестроена в 1854 архитектором А. И. Резановым). В XVIII в. Красное Село состояло из Коломенской, Братошинской и Павловской слобод. В 1820 Красное Село куплено в казну. В 1765—1917 (с 1823 регулярно) в районе Красного Села располагались лагеря гвардейского корпуса и военно-учебных заведений Петербурга и проводились крупные манёвры. В конце XVIII—XIX вв. в Красном Селе построены деревянные дворцы для членов императорской фамилии (сохранился дворец великого князя Николая Николаевича Старшего). В 1858 через Красное Село прошла линия железной дороги Петербург — Гатчина. В 1861 в северной части Красного Села сооружён ипподром (отсюда название железнодорожной платформы Скачки), который описан Л. Н. Толстым в романе «Анна Каренина». В 1880-х гг. близ Красного Села на Военном поле А. Ф. Можайский испытал самолёт своей конструкции (в 1950 поселок Дудергоф переименован в поселок Можайский, 1962 в районе Красного Села открыт памятник изобретателю). Со 2-й половины XIX в. окрестности Красного Села  — дачное место. Советская власть установлена 25 октября (7 ноября) 1917. 16 октября 1919 Красное Село захвачено войсками генерала Н. Н. Юденича, 26 октября освобождено частями 7-й армии. С 1925 Красное Село  — город (официальное название г. Красный не прижилось). Осенью 1941 на подступах к Красному Селу шли ожесточённые бои. 12 сентября 1941 Красное Село оккупировано немецко-фашистским войсками, освобождено 19 января 1944 в ходе Красносельско-Ропшинской операции 1944 (24 частям и соединениям присвоено почётное наименование Красносельские). В 50-х гг. разрушенный город восстановлен, в 1973 вошёл в состав Ленинграда (см. Красносельский район). В К. С: ПО «Контакт» и «Комплект», ряд других промышленных предприятий, Ленинградский областной центр «АвтоВАЗтехобслуживание» и др. В парке Красного Села и сквере на проспекте Ленина — братские могилы советских воинов, павших при обороне и освобождении Красного Села . От названия Красного Села происходят наименование Красносельских улицы и шоссе в Ленинграде.

Литература:

Тихонов Л. П., Красное Село, Л., 1968.

Красной конницы улица

Красной конницы улица (до 1923 Кавалергардская), между Суворовским проспектом и Таврическим переулком. В начале XIX в. на углу улицы Воинова построены казармы Кавалергардского полка (отсюда прежнее название), в которых в 1875 размещалась офицерская кавалерийская школа. Южная часть улицы в начале XX в. застроена доходными домами в стиле «модерн» (дом 3, 1910, архитектор И. И. Бургазлиев; дом 5, 1901, архитектор П. С. Косюра; дом 8, 1905, архитектор С. Г. Гингер). В северной части преобладает жилищная и общественная застройка 1950—70-х гг. На улице Красной конницы : НИИ морского флота (дом 6), поликлиника (дом 26/9).

Краснопутиловская улица

Краснопутиловская улица (до 1919 Царскосельская, в 1919—37 Детскосельская, в 1937—56 Якубениса, в честь участника Гражданской войны Я. Якубениса), между площадями Комсомольской и Победы. Переименован в память прежнего названия «Кировского завода». Застраивалась в основном в послевоенные годы. В начале 1964 к Краснопутиловской улице присоединено Южное шоссе. В 1983 сооружён комплекс 6-го таксомоторного парка. На Краснопутиловской улице : магазины «Клён» (дом 38), «Юный техник» (дом 55).

Красносельский район

Статья большая, находится на отдельной странице.

Красносельско-Ропшинская операция 1944

Красносельско-Ропшинская наступательная операция 14—30 января 1944 г.

Красносельско-Ропшинская наступательная операция 14—30 января 1944 г.

Красносельско-Ропшинская наступательная операция 14—30 января 1944 г.

Красносельско-Ропшинская операция 1944, 14—30 января, наступательная операция советских войск Ленинградского фронта с целью разгрома (во взаимодействии с войсками Волховского фронта) 18-й полевой армии немецко-фашистской группы армий «Север» и полной деблокады Ленинграда; часть стратегической Ленинградско-Новгородской операции 1944. Войска Ленинградского фронта (генерал армии Л. А. Говоров) нанесли два встречных удара: с Пулковского рубежа (42-я армия) и с Ораниенбаумского плацдарма, куда кораблями Балтийского флота (адмирал В. Ф. Трибуц) была переброшена 2-я Ударная Армия (44 тыс. человек, 600 орудий, танки, САУ, другая военная техника и грузы). Преодолевая ожесточённое сопротивление противника, советские войска 17 января прорвали главную полосу его обороны и вклинились во 2-ю полосу. Противник начал отвод войск из районов Красного Села, Ропши, Урицка. Преследуя их, 2-я Ударная Армия (генерал-лейтенант И. И. Федюнинский) 19 января освободила Ропшу, а 42-я армия (генерал-полковник И. И. Масленников) — Красное Село.

К исходу дня подвижные группы армий соединились в районе Русско-Высоцкого, завершив окружение остатков Петергофско-Стрельнинской группировки противника. Большую помощь наступавшим войскам оказали корабельная и береговая артиллерия Балтийского флота, авиация 13-й воздушной армии и дальнего действия, партизаны. В ночь на 21 января в наступление перешла 67-я армия (генерал-лейтенант В. П. Свиридов), преследуя противника, начавшего отход с Мгинского выступа. Войска Ленинградского фронта, развивая успех в направлениях Кингисеппа и Красногвардейска (ныне Гатчина), к 30 января продвинулись на 70—100 км от Ленинграда, освободили Пушкин, Красногвардейск и другие.гие города, вышли на рубеж р. Луга (в её нижнем течении), а на отдельных участках форсировали её. В результате Красносельско-Ропшинской операции , проведённой одновременно с Новгородско-Лужской операцией Волховского фронта, было нанесено серьёзное поражение 18-й армии противника, полностью снята блокада Ленинграда. За боевые отличия 19 соединений и частей получили почётное наименование Гатчинские, 24 — Красносельские, 15 — Мгинские, 5 — Павловские, 8 — Пушкинские, 13 — Ропшинские. см. схему на с. 293.

Литература:

См. при статье Ленинградская битва 1941—44.

«Красные зори»

«Красные зори», трудовая школа-колония, создана педагогом-новатором И. В. Иониным (1893—1939) в ноябре 1919 в бывшем поместье великого князя Михаила Николаевича «Михайловка» близ Стрельны (ныне пансионат «Красные зори» ПО «Кировский завод»); называется «Красные зори» с 1921. Задуманная Иониным как летняя колония для школьников, «Красные зори» в условиях Гражданской войны и разрухи почти сразу стала колонией с сельскохозяйственным уклоном для постоянного проживания воспитанников. Начав с 27 детей-беспризорников (3—16 лет), колония к 1925 объединяла 200 детей, к 1932 — около 600. Вся система обучения и воспитания в «Красных зорях» была построена на практическом изучении природы, сельскохозяйственного труда и техники. Особое внимание уделялось сплочению коллектива (включая детей и педагогов) на началах самоуправления (главный лозунг колонии — «Сделаем сами!»). Все учителя «Красных зорь» были одновременно воспитателями; кроме владения специальностью, Ионин требовал от них знаний в смежных областях, владения какой-либо профессией или ремеслом. Начав сельскохозяйственных производство в разорённом поместье, воспитанники уже в 1923 участвовали во Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве, а в 1931, обрабатывая 150 га земли, не только обеспечивали свои потребности, но и поставляли сельскохозяйственную продукцию в Ленинград (годовой доход колонии 60 тыс. руб.). По мысли Ионина, каждый выпускник «Красных зорь» должен был иметь специальность. С этой целью в 1931 при «Красных зорях» создан 2-годичный агротехникум с 4 отделениями.

В сентябре 1937 Ионин и группа педагогов «Красных зорь» репрессированы по сфабрикованному обвинению. В сентябре 1941 в связи с приближением немецко-фашистских войск воспитанники «Красных зорь» переведены в Ленинград. Старшеклассники сумели собрать и доставить в Ленинград урожай картофеля и овощей, что позволило детям пережить блокадную зиму 1941—42. Весной 1942 воспитанники эвакуированы в Ярославскую область, колония прекратила существование. От названия колонии происходит наименование железнодорожной платформы Красные зори.

Литература:

Ионин И. В., Школа-колония «Красные зори». Из опыта детской трудовой школы-колонии, Л., 1933.

«Красный выборжец»

Статья большая, находится на отдельной странице.

Красный канал

Красный канал, прорыт для осушения местности в 1711, соединял р. Большая Нева с р. Мойка. Название получил в 1738 по соседнему Красному мосту через Мойку (ныне Театральный мост). Проходил вдоль западной границы Марсова поля. Имел в районе современной улицы Халтурина небольшой бассейн. Засыпан в 1770 гг.

«Красный крест»

«Красный крест», политический, общее название ряда нелегальных организации конца XIX — начала XX вв., оказывавших помощь политзаключённым и ссыльным. В Петербурге первая организация «Красного Креста» создана в середине 1870-х гг. Л. И. Корниловой-Сердюковой, Л. В. Синегуб и В. Н. Фигнер (поддерживала связи с арестованными участниками «хождения в народ», содержавшимися в Доме предварительного заключения и другие.гих тюрьмах Петербурга). В 1881 по инициативе народовольца Ю. Н. Богдановича образовано «Общество Красного Креста Народной воли», которое поддерживало связи и оказывало помощь революционерам, содержавшимся в тюрьмах Петербурга и сосланным в Сибирь и другие.гие отдалённые губернии. С конца 1890-х гг. в Петербурге действовала межпартийная организация политический «Красный Крест» («Общество помощи политическим ссыльным и заключённым»), руководящая роль в ней принадлежала социал-демократам. Средства политического «Красного Креста» складывались за счёт доходов от благотворительных концертов, различных чтений и вечеров, а также добровольных сборов среди студенчества и прогрессивной интеллигенции. Особую роль в работе «Красного Креста» играли слушательницы Высших женских (Бестужевских) курсов, и других женских учебных заведений, проникавшие на свидания в тюрьмы под видом «невест». После поражения революции 1905—07 большую работу по оказанию помощи узникам царизма вело Бюро петербургской организации «Красного Креста» (председатель Т. А. Богданович, казначей Е. И. Бенуа), сборами средств среди сочувствовавших освободительному движению занималась финансовая комиссия «Красного Креста» . В задачи тюремной комиссии «Красного Креста» входило оказание всех видов материальной помощи ссыльным, заключённым и их семьям, а также организация побегов. Одной из самых активных организации политического «Красного Креста» 1910-х гг. была «Группа помощи политическим узникам Шлиссельбурга» (М. Л. Лихтенштадт, А. А. Аристова, А. Я. Бруштейн, Е. В. Познер и др.). После Февральской революции петербургские организации «Красного Креста» организовали помощь освобождённым узникам и возвращавшимся в Петербург политическим ссыльным. С уничтожением карательной системы царизма деятельность политического «Красного Креста» прекратилась.

Литература:

Бруштейн А., Вечерние огни, М., 1963;

Морозова О. П., Бронислав Шварце и «Красный крест Народной воли», в кн.: Революционная Россия и революционная Польша, М., 1967.

Красный мост

Красный мост через реку Мойку.

Красный мост через реку Мойку.

Красный мост через реку Мойку.

Санкт-Петербург.

Красный мост (до 1808 Белый, по окраске), через р. Мойка, на улице Дзержинского. Первый деревянный мост на этом месте зафиксирован на планах 1717. В 1737 существовал деревянный мост с разводной частью. В 1808—11 и 1813—14 на его месте построен новый мост (архитектор В. И. Гесте). Пролёт перекрыт чугунным тюбинговым бесшарнирным сводом. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1953—54 чугунный свод заменён сварным металлическим арочным двухшарнирным пролётным строением (инженер В. В. Блажевич). Восстановлено первоначальное архитектурное оформление, в том числе гранитные обелиски с фонарями (архитектор А. Л. Ротач) и ограждение тротуаров от проезжей части. Длина моста 42 м, ширина 16,8 м.

«Красный октябрь»

«Красный Октябрь», см. в статье Музыкальных инструментов фабрики и заводы.

«Красный октябрь», ТЭЦ № 5 Ленэнерго (Октябрьская набережная, 108), одна из первых советских тепловых электростанций. Первый агрегат пущен в 1922. Строительство 1-й очереди, состоящей из 2 турбин мощностью по 10 МВт и 8 котлоагрегатов для сжигания кускового торфа, завершено в 1926. 2-я очередь «Красного Октября» (2 турбины мощностью по 45,5 МВт и 6 котлоагрегатов) сооружена в 1930. Основные поставщики топлива в 20—30-е гг. — торфопредприятия «Синявино», «Назия», «Тесово». Во время блокады в декабре 1941 запасы кускового торфа в Ленинграде были израсходованы. По предложению профессора Т. Ф. Макарьева с декабря 1941 по март 1942 котлы № 3, 7 и 8 на «Красном Октябре» переделаны энергетиками Ленэнерго под сжигание фрезерного торфа, запасы которого имелись на торфопредприятиях «Ириновское», «Дунай», «Шувалове». Ввод в действие новых котлоагрегатов обеспечил непрерывную работу электростанции, что позволило возобновить в апреле 1942 работу городского грузового и пассажирского трамвая. За годы блокады гитлеровцы сбросили на ТЭЦ «Красный Октябрь» свыше 300 фугасных и 1000 зажигательных бомб, выпустили по ней около 300 снарядов. За образцовое выполнение задания правительства по энергетическому снабжению Ленинграда во время блокады коллектив «Красного Октября» награжден орденом Трудового Красного Знамени (1942).

В 60-е гг. ТЭЦ № 5 модернизирована. 8 неэкономичных котлоагрегатов 1-й очереди демонтированы; котлы 2-й очереди переведены на сжигание мазута и газа, их паропроизводительность увеличена до 120 т/ч. Котлы обеспечивали паром все турбины и бойлерную. Отбор тепла от одной турбины мощностью 45,5 МВт составил 50 Гкал/ч. Для снабжения топливом «Красного Октября» и ТЭЦ № 7 в 1956 построено мазутное хозяйство.

На базе «Красного Октября» осуществлено теплоснабжение жилищных массивов в Невском и Красногвардейском районах Ленинграда, а также ряда промышленных предприятий и совхоза «Красный Октябрь». Годовая выработка электроэнергии на «Красном Октябре» около 370 млн. кВт▪ ч, отпуск тепла свыше 480 тыс. Гкал (1990).

Литература:

Краснопольский И., 5-я ГЭС продолжала жить, в кн.: Память, в. 2, Л., 1987.

«Красный Партизан»

«Красный Партизан», см. в статье Музыкальных инструментов фабрики и заводы.

Красный театр

Красный театр, создан в 1924 Г. А. Авловым, В. Е. Вольфом (впоследствии директор театра), И. Г. Терентьевым. Режиссёр с 1927 Е. Г. Гаккель. Помещался на набережной р. Фонтанки, 48 в здании Клуба совторгслужащих. Открылся спектаклем «Джон Рид» (инсценировка повести Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир»). В 1926 слился с театром «Красный молот», а в 1930 — с театром Народного дома (название «Красный театр Народного дома»). В 1936 Красный театр и ТРАМ, близкие по творческим устремлениям, были объединены в Театр имени Ленинского комсомола. В театре работали актёры В. Т. Кибардина, Г. Н. Орлов, Ю. В. Толубеев, Е. Г. Альтус и др. В репертуаре: «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (1927), «Волчья тропа» А. Н. Афиногенова (1928), «Фронт» Д. Дэля (1930), «Темп» Н. Ф. Погодина, «Первая конная» В. В. Вишневского (1930), «Бесприданница» А. Н. Островского (1933), «Последние» М. Горького (1936).

«Красный треугольник»

«Красный треугольник» (набережная Обводного канала, 138), производственное объединение по выпуску изделий из эластомеров. Создано в 1962. Выпускает обувь из полимерных материалов, шины, более 20 тыс. наименований резинотехнических и более 2 тыс. наименований асбестотехнических изделий и др. Головное предприятие — одноименный завод. Основан в 1860 под названием «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ). До конца XIX в. был монополистом резинового производства в России. К концу XIX в. ведущее предприятие по выпуску резиновых изделий не только в России, но и в мире. За высокое качество изделий завод неоднократно награждался медалями и почётными грамотами на российской и международных выставках. С 1908 называется «Треугольник» (в соответствии с заводской маркой), с 1918 — Государственный завод резиновой промышленности № 1, с 1922 современное название. Рабочие завода активно участвовали в революционной борьбе. В конце 80-х гг. XIX в. они включились в деятельность социал-демократических кружков. В 1891 на первом праздновании дня 1 Мая с речью выступил рабочий завода В. И. Прошин. В 1913 рабочие М. Г. Приезжинский и Н. Н. Дмитриев создали на заводе первую большевистскую группу. Накануне Октябрьской революции в отряде Красной Гвардии завода 500 бойцов. Из работниц были сформированы санитарные дружины. В 1926 на предприятии впервые в стране создана ударная бригада на основе научной организации труда. Коллектив был в числе инициаторов социалистических соревнования в СССР В 1932 впервые в мире начали осваивать выпуск изделий из синтетического каучука, в 1938 разработан метод литья резины под давлением. В 1941—45 часть оборудования эвакуирована в восточные районы страны. За время блокады на заводе было полностью разрушено 22 корпуса, однако рабочие продолжали выпускать продукцию для нужд фронта и города. Современное производство оснащено новейшим технологическим оборудованием. Внедрены прогрессивные методы изготовления обуви, механизированы и автоматизированы многие производственные операции. Работники объединения А. Т. Никандрова, Н. П. Гора, М. А. Лыткина, Н. К. Волков, В. М. Воронина удостоены звания Героя Социалистического Труда. 2 лауреата Государственной премии СССР Объединение награждено орденом Ленина (1960), Красного Знамени (1922). В 1969 открыт музей революционной, боевой и трудовой славы. Имеются Дом техники (с 1938), ДК имени А. Д. Цюрупы, спортивный комплекс. Многотиражная газета «Красный треугольник» (с 1928).

Литература:

Шебалин Б., Красный треугольник, Л., 1935;

его же, Фабрика на Обводном, Л., 1949;

Стрельцова А. Л., Красный треугольник. Л., 1978

Красуцкий Евгений Иванович

Красуцкий Евгений Иванович (1918—1944), Герой Советского Союза (1944, посмертно), гвардии капитан. Член Коммунистической партии с 1943. Родился в Ленинграде, работал электромонтёром в грузовом трамвайном парке Московского района. В Великую Отечественную войну сражался на Ленинградском и другие.гих фронтах. Командовал стрелковым батальоном, который первым из подразделений полка и дивизии форсировал Днепр и ворвался в Никополь (начало февраля 1944). Тяжело ранен в бою 14 февраля; умер 17 марта. Именем Красуцкого в 1965 названа улица (бывшая Альбуминная, между Московским проспектом и линией железной дороги). Его имя в 1964 присвоено грузовому трамвайному парку, в котором Красуцкий работал.

Крачковский Игнатий Юлианович

Крачковский Игнатий Юлианович (1883—1951), востоковед-арабист, Академик АН СССР (1921). В 1905 окончил факультет восточных языков Петербургского университета. С 1918 профессор Петроградского (Ленинградского) университета. В 1941—42 был уполномоченным Президиума АН и возглавлял деятельность академических учреждений Ленинграда В 1942—44 был в эвакуации, а затем вернулся в Ленинград. Основные труды по литературе и языку, истории и культуре арабов, главным образом средних веков и нового времени, в том числе книга «Над арабскими рукописями» (Государственная премия СССР 1951), а также комментированный русский перевод Корана (1963). Похоронен на Литераторских мостках. На доме, где жил Крачковский (набережная Лейтенанта Шмидта, 1/2), — мемориальная доска.

Литература:

И. Ю. Крачковский, М.—Л., 1949;

Беляев. В. И., Винников И. Н., Памяти академика И. Ю. Крачковского, в сб.: Палестинский сборник, в. 1, M.—Л., 1954.

Крематорий

Крематорий (Пискарёвка, Шафировский проспект, 12), открыт в октябре 1973. Построен по проекту архитекторов А. С. Константинова и Д. С. Гольдгора. Имеются 9 прощальных залов и 10 кремационных печей, колумбарий (площадь стен с нишами для урн свыше 5 тыс. м2), кладбище (площадь 25 га) для захоронения урн.

Крестовка

Крестовка, река в северо-западной части Ленинграда Вытекает из Малой Невки, впадает в Среднюю Невку между островами Крестовским и Каменным. Длина 0,74 км, ширина около 40 м, глубина около 3 м. Средний расход воды около 10 м3/с. На Каменном острове ограничена набережной, на Крестовском острове — Ольгиной и Депутатской улицами. В 30-х гг. XIX в. при проведении через Каменный остров Большого канала на Крестовке возник остров, куда в 1963 был перекинут арочный пешеходный мост (архитекторы Л. А. Носков, В. С. Ксенофонтов). Мало-Крестовский мост (у истока; железобетонный, арочный, однопролётный) соединяет острова Крестовский и Каменный. С 1912 на Крестовке существует гребной клуб (ныне — на Депутатской улице, 15, гребной клуб «Энергия»).

Крестовников Алексей Николаевич

Крестовников Алексей Николаевич (1885—1955), физиолог, член-корреспондент АМН СССР (1953). Окончил Московский университет (1912) и Петроградский медицинский институт (1923; ныне 1-й ЛМИ). Работал с 1913 в Институте экспериментальной медицины (лаборатория И. П. Павлова), с 1919 в Институте физического образования (с 1930 Институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта), с 1927 и до конца жизни возглавлял кафедру физиологии этого института (на здании кафедры — улица Декабристов, 35 — мемориальная доска). Изучал влияние физических упражнений и спортивных тренировок на функции физиологических систем организма. Во время Великой Отечественной войны занимался разработкой теоретических и методических вопросов лечебной физкультуры, её организации в военных госпиталях. Похоронен на Волковском кладбище.

Литература:

Васильева В. В., Туркин В. Ф., Штурмующий вершины, М., 1976.

Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь.

Крестовоздвиженская церковь.

Крестовоздвиженская церковь.

Санкт-Петербург.

Крестовоздвиженская церковь (Лиговский проспект, 128), памятник архитектуры. Построена в 1848—51 (архитектор Е. И. Диммерт) на месте старой церкви 1748—49, к которой в 1810—12 была пристроена многоярусная колокольня (архитектор А. И. Постников) в стиле классицизма, завершённая шпилем; ярусы декорированы колоннами и статуями. Архитектурные формы собственно церкви воспроизводят композиционные приёмы стиля барокко. Расположенные на обширном открытом участке церковь и колокольня образуют своеобразный и выразительный комплекс, объединённый с улицей часовнями-павильонами. На этом же участке находится Тихвинская церковь XVIII в. (перестроена в 1842—44, архитектор В. Е. Морган). Ныне в Крестовоздвиженской церкви реставрационные мастерские.

Крестовский Большой мост

Крестовский Большой мост, через Малую Невку, соединяет Большую Зеленину улицу (Петроградская сторона) с Петроградской улицей (Крестовский остров). С середины XIX в. на этом месте существовал 11-пролётный деревянный мост со средним разводным пролётом. В 1949—51 построен новый мост (инженер П. В. Андреевский, архитектор Л. А. Носков) — 5-пролётный с металлическими пролётными строениями (центральное — разводное, 2-крылое; боковые — неразрезные, 2-пролётные, балочные, со сплошными стенками). В 1956—57 бетонные парапеты на опорах заменены гранитными, решётки чугунные, близки по рисунку решёткам Зимней канавки. Длина моста 149,4 м, ширина 25,5 м.

Крестовский остров

«Вид петербургских островов». Картина Т. Васильева (?).

«Вид петербургских островов». Картина Т. Васильева (?).

«Вид петербургских островов».

Картина Т. Васильева (?).

1820.

Крестовский остров, в северной части дельты Невы, в группе Кировских островов. Омывается с юга Малой Невкой, с севера Средней Невкой, с северо-востока р. Крестовка, на западе выходит к Финскому заливу. Площадь около 4,2 км2. В начале 1710-х гг. Крестовский остров подарен Петром I А. Д. Меншикову (в 1714—16 принадлежал сестре царя — царевне Наталье Алексеевне), в 1731 пожалован Б. Х. Миниху, в 1740-х гг. — Разумовским, в 1803 куплен князем А. М. Белосельским-Белозерским. В начале XIX в. на Крестовском острове находилась деревня Чухонка. В XIX — начале XX вв. место народных гуляний, восточная часть с 1860-х гг. — дачная местность. В 1846 на Крестовском острове открыт императорский яхт-клуб (ныне база парусного дела Балтийского морского пароходства). Во 2-й половине XIX в. на берегу Средней Невки существовал Крестовский сад с антрепризой. С начала 1900-х гг. Крестовский остров застраивался доходными домами и особняками. В июне 1906 В. И. Ленин и Р. Люксембург участвовали в совещании большевиков на даче А. Г Родэ (ныне набережная Мартынова, 6; дом не сохранился). В 1920-х гг. началось благоустройство западной части Крестовского острова : в 1927—28 сооружён стадион «Динамо», в 1932 началось строительство Стадиона имени С. М. Кирова. В 1931—33 в восточной части Крестовского острова , на Морском проспекте, сооружён жилмассив для рабочих — один из первых опытов индустриального жилищного строительства в Ленинграде (дома возводились из монолитного бетона; архитектор Б. В. Дмитриевский, Н. Н. Носов, инженер В. А. Латынин и др.). В Октябрьской 1945 на Крестовском острове заложен Приморский парк Победы. В 1960—80-х гг. восточная часть Крестовского острова реконструирована: построены современные жилые дома, Больница имени Я. М. Свердлова, Гостиница «Спортивная», плавательный бассейн ДСО «Спартак» (современный Крестовский остров  — общегородской спортивный центр). С соседними островами Крестовский остров соединён 5 мостами.

Литература:

Витязева В. А., Невские острова, Л., 1985.

«Кресты»

«Кресты» (Арсенальная набережная, 5), разговорное название Петербургской одиночной тюрьмы. Построена в 1893 (архитектор А. О. Томишко). Два 5-этажных крестообразных в плане (отсюда название) корпуса рассчитаны на 1150 человек. Наряду с уголовными преступниками в «Крестах» содержались политические заключённые, приговорённые к одиночному заключению (в их числе М. С. Ольминский, В. И. Браудо, В. П. Приютов, А. А. Ергин). В период революции 1905—07 «Кресты» стали преимущественно политической тюрьмой (содержались представители различных политических партий и групп, члены Петербургского совета рабочих депутатов, авторы «Выборгского воззвания», члены Петербургского Комитета РСДРП и др.). В дни Февральской революции узники «Крестов» освобождены восставшими рабочими и революционными солдатами. После Июльских дней 1917 в «Крестах» заключены арестованные большевики (освобождены в августе 1917). В 1920-х — начале 50-х гг. в «Крестах» содержались многочисленные жертвы массовых репрессий ( «Кресты» использовались как пересыльная тюрьма). Ныне «Кресты»  — следственный изолятор ГУВД Леноблгорисполкомов.

Кржижановский Глеб Максимилианович

Кржижановский Глеб Максимилианович (1872—1959), партийный и государственный деятель, учёный-энергетик, Академик АН СССР (1929), вице-президент АН СССР (1929—39), Герой Социалистического труда (1957). Член Коммунистической партии с 1893. Окончил в 1894 Петербургской технологический институт (Загородный проспект, 49; на здании — мемориальная доска). С 1891 член революционного кружка студентов-технологов, один из организаторов и руководитель Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1895 работал в Технологическом институте, на Александровском заводе, затем арестован, сослан в Сибирь. На 2-м съезде РСДРП заочно избран членом ЦК. Участник революции 1905—07 (Киев, Петербург). С 1910 в Москве. Участник Октябрьской революции (Москва), затем работал в системе ВСНХ, с 1920 председатель ГОЭЛРО. С 1921 председатель Госплана РСФСравни с 1925 — Госплана СССР затем на другой государственной и научной работе. На сессии АН СССР в Ленинграде в ноябре 1931 выступил с докладом «Об энергетических ресурсах Ленинградской области». Член ЦК ВКП(б) в 1924—39. Член ВЦИК, ЦИК СССР Депутат ВС СССР в 1937—46. Именем Кржижановского в 1976 названа новая улица (на Правом берегу Невы). В скульптурном мемориале первым марксистам Петербурга бронзовый бюст Кржижановского (1974, скульптор Е. А. Гендельман; Ново-Александровская улица, 23).

Литература:

Красильщиков В., В начале будущего, 2 изд., М., 1977;

Карцев В. П., Кржижановский, 2 изд., М., 1985.

Кривая Дамба

Кривая Дамба, искусственный узкий остров изогнутой формы, расположенный к югу от Лесного мола — длинного полуострова, вдающегося в акваторию порта. Акватория, находящаяся между ними, открыта в сторону Морского канала и названа Лесная гавань.

«Кровавое воскресенье»

«Кровавое воскресенье», см. Девятое января 1905.

Кронверк

Кронверк. Здание Арсенала.

Кронверк. Здание Арсенала.

Кронверк.

Здание Арсенала (ныне Военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи).

Санкт-Петербург.

Кронверк, земляное укрепление, сооружённое в 1705—08 в южной части современного Петрограда острова для прикрытия Петропавловской крепости с суши. В 1752 Кронверк реконструирован (инженер А. П. Ганнибал), к началу XIX в. состоял из бастиона и 2 полубастионов, соединённых куртинами, рва с водой и глассиса (внешнего вала; ныне частично сохранились внутренние валы и ров). 13 июля 1826 на плацу Кронверка совершён обряд гражданской казни над осуждёнными декабристами, а ночью на восточном валу повешены П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский (в 1975 на месте казни установлен обелиск). В 1849—60 в Кронверке сооружено здание Арсенала (архитектор П. И. Таманский; ныне Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи). Крепость связана с Кронверком Кронверкскими мостом и воротами (последние — 1708—09, перестроены в 1872). От названия Кронверка происходят наименования Кронверкского пролива, Кронверкской улицы и прежнее наименование проспекта Максима Горького (Кронверкский проспект).

Кронверкская улица

Кронверкская улица (до 1856 Покровская улица, Матвеевский проспект, в 1923—30-х гг. улица Кингисеппа, в честь деятеля российского и эстонского революционного движения В. Э. Кингисеппа), между проспектом Максима Горького и Большой Пушкарской улицы. Названа по расположенному вблизи Кронверку. Проложена в XVIII в. Современная застройка в основном начала XX в. В 1910—11 сооружён дом 27, в 1912—дом 12 (архитектор Н. С. Резвый) и дом 15 (архитектор В. В. Шауб), в 1913 — дом 7 (архитектор О. Л. Игнатович), в 1911—13 — дом 29/37, бывший Дом Первого Российского страхового общества. В 1922 разбит Матвеевский сад (архитектор И. А. Фомин). На Кронверкской улице : фабрика офсетной печати, швейное объединение «Салют». В доме 28 жил Н. К. Черкасов, в доме 29/37 жили А. А. Кузнецов, Л. А. Говоров, Д. Д. Шостакович, А. А. Прокофьев.

Кронверкский пролив

Кронверкский пролив, протока в верхней части дельты Невы, отходит от неё справа, ниже Кировского моста, огибает дугой северную часть Заячьего острова; впадает в Неву у истока Малой Невы. Длина свыше 1 км, ширина около 50 м, глубина до 4 м. На правом берегу — Кронверк (отсюда название). При Петре I по проекту Д. Трезини через Кронверкский пролив близ его истока сооружён первый в Петербурге деревянный Петровский мост, который в 1738 был перестроен, в 1887 переименован в Иоанновский. Второй (Кронверкский) мост находится близ устья Кронверкского пролива . Берега Кронверкского пролива укреплены каменным банкетом, откосы склонов задернованы. Со стороны Невы берега Кронверкского пролива до Иоанновского моста укреплены высокими гранитными стенами. По правому берегу Кронверкского пролива проложена (1980) Кронверкская набережная (между Кировским и Максима Горького проспектами).

Кроншлот

Кроншлот, форт, первое укрепление Кронштадтской крепости. Заложен зимой 1703—04 на отмели к югу от острова Котлин (место выбрано Петром I), руководил строительством А. Д. Меншиков, строители — солдаты полков Толбухина и Островского. На ряжах (деревянных срубах, заполненных камнем) была сооружена 3-ярусная мазанковая в деревянном каркасе башня, вооружённая 14 пушками. 7(18) мая 1704 над Кроншлотом поднят крепостной флаг (в память об этом выбиты золотые и бронзовые медали, этот день считается днём основания Кронштадта). В июле 1704 и июне 1705 Кроншлот во взаимодействии с батареями на южном берегу Котлина и кораблями Балтийского флота отразил попытку шведского флота прорваться к Петербургу. В 1716—22 Кроншлот перестроен в виде вооруженной стенки на ряжах бастионного начертания (вытянутый 5-угольник) с внутренней гаванью для стоянки кораблей. В 1747 башня Кроншлота разобрана и больше не восстанавливалась. В 1808 в северо-западной части форта сооружена 2-ярусная деревянная батарея. В это время на Кроншлоте около 100 орудий. С конца XVIII в. стенки форта облицовывались гранитными плитами. В 1850 по проекту инженер-полковник И. А. Заржецкого началось строительство 3-ярусной каменной казематированной батареи. Строительство прервано Крымской войной 1853—56, 2-й ярус оставлен открытым, 3-й — сооружён не был. С развитием крепости к концу XIX в. Кроншлот остался на последней линии обороны и был разоружён, внутренняя гавань использовалась для стоянки кораблей. В 1916 2-й ярус батареи надстроен и превращён в казарму для корабельных экипажей. В Великую Отечественную войну в гавани Кроншлота базировались морские охотники. Сохранившиеся постройки Кроншлота  — памятник русского военно-инженерного искусства.

Кроншпицы

Один из кроншпицев Галерной гавани.

Один из кроншпицев Галерной гавани.

Один из кроншпицев Галерной гавани.

Санкт-Петербург.

Кроншпицы Галерной гавани, памятник архитектуры XVIII в. Две небольшие башни, увенчанные высокими флагштоками. Сооружены в 1720-х гг. из дерева (архитектор Д. Трезини) как навигационные знаки, обозначавшие вход в канал Галерной гавани на западной оконечности Васильевского острова; в 1754 перестроены в камне (архитектор М. А. Башмаков) с сохранением форм раннего барокко (плоские рустованные лопатки на углах фасадов, высокие изогнутые кровли со световыми фонариками и флагштоками).

Кронштадт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница