Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЕ"-"АНЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЕ"-"АНЦ")

Алексеевский равелин

Алексеевский равелин, внешнее укрепление Петропавловской крепости, в западной её части, перед Васильевской куртиной. Назван в честь царя Алексея Михайловича — отца Петра I и деда царствовавшей в 1730-х гг. Анны Ивановны. Построен в 1733—40 (инженер Б. Х. Миних). Со второй половины XVIII в. в Алексеевском равелине находилась деревянная тюрьма для содержания политических заключённых. В 1796—97 в Алексеевском равелине сооружена каменная одноэтажная тюрьма на 20 одиночных камер («Секретный дом»), режим которой был рассчитан на медленное умирание узников. В 1825—26 в Алексеевском равелине содержались 25 декабристов (в их числе П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский и др., декабрист Г. С. Батеньков провёл в Алексеевском равелине около 20 лет), позднее — 13 петрашевцев (М. В. Петрашевский, Ф. М. Достоевский, Ф.-Э. Г. Толь и др.). В 1851—54 в Алексеевский равелин был заключён М. А. Бакунин. 20 лет (1861—81) в Алексеевском равелине провёл без суда М. С. Бейдеман. В 1860-х гг. в Алексеевский равелин были заключены Н. Г. Чернышевский (в 1862—64, написал в камере роман «Что делать?»), Н. В. Шелгунов, В. А. Обручев, Н. А. Серно-Соловьевич и др., в 1866 — Д. В. Каракозов. Около 10 лет (1873—82) провёл в равелине С. Г. Нечаев. В начале 80-х гг. в Алексеевском равелине содержались руководители и видные деятели «Народной воли» (многие из них умерли, не вынеся жестокого режима; воспоминания об Алексеевском равелине оставили Н. А. Морозов, П. С. Поливанов, М. Ф. Фроленко). В 1884 тюрьма в Алексеевском равелине упразднена, узники переведены в Шлиссельбургскую крепость. В 1895 «Секретный дом» снесён, на его месте построено здание Военно-исторического архива (ныне в нём редакция и типография газеты ЛВО «На страже Родины»).

Литература:

Щеголев П. Е., Алексеевский равелин, М., 1929;

новое издание, М., 1989;

Гериет М. Н., История царской тюрьмы, 3 изд., т. 1—3, М., 1960—61;

Алексеевский равелин. Воспоминания, очерки и документы о мужестве и стойкости революционеров, т. 1—2, Л., 1990.

Алексей Петрович

Алексей Петрович (1690—1718), царевич, старший сын Петра I от первой жены — Е. Ф. Лопухиной. До 8 лет воспитывался у матери во враждебной Петру I среде, впоследствии боялся и ненавидел отца, неохотно исполнял его поручения. В 1705—06 вокруг Алексея Петровича сгруппировалась оппозиция духовенства и бояр, противившихся реформам Петра I. Угрожая лишением наследства и заточением в монастырь, Пётр I неоднократно требовал, чтобы Алексей Петрович изменил своё поведение. В 1711 Алексей Петрович по приказанию Петра I женился на принцессе Софье Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской, от которой имел сына Петра (см. Пётр II). В Петербурге для царевича и его семьи был построен каменный дом (в районе современной набережной Кутузова). В конце 1716, опасаясь гнева отца, Алексей Петрович бежал в Австрию. Угрозами и обещаниями Пётр I добился возвращения Алексея Петровича в Россию в январе 1718. В Петербурге царевич был заключён в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, в июне 1718 Верховным судом приговорён к смертной казни. По существующей версии, 26 июня 1718 Алексей Петрович был тайно задушен в камере приближёнными Петра I. Похоронен под лестницей колокольни Петропавловского собора.

Литература:

Вилинбахов В., государево сыноубийство, «Нева», 1982, № 7—9;

Костомаров Н., Царевич Алексей Петрович. — Самодержавный отрок, М., 1989.

«Алконост»

«Алконост», частное издательство в Петербурге в 1918—23. Название по имени сказочной птицы. Основано С. М. Алянским. Выпускало главным образом произведения писателей-символистов. Опубликовало почти все послереволюционными произведения А. А. Блока, в том числе 1-е отдельное издание поэмы «Двенадцать» с иллюстрациями Ю. Анненкова (1918), книги А. Белого, Вяч. И. Иванова, Ф. К. Сологуба и др., альманах «Записки мечтателей» (1919—22, № 1—6) (художники Анненков, А. Я. Головин, Н. Н. Куприянов и др.), сборник «Серапионовы братья», а также произведения А. А. Ахматовой, А. М. Ремизова, К. И. Чуковского, М. С. Шагинян. Издания «Алконоста» отличались оригинальностью оформления. Книжная лавка и контора издательства помещались на Колокольной улице (ныне улица Рубинштейна, 11).

Литература:

Алянский С., Встречи с А. Блоком, М., 1972;

Белов С. В., Мастер книги. Очерк жизни и деятельности С. М. Алянского, Л., 1979.

«Алые паруса»

«Алые паруса», ежегодный праздник выпускников школ и профтехучилищ Ленинграда. Проводится с 1968 в конце июня после выпускных экзаменов. Первоначально — на набережных Невы и прилегающих к ним улицах и площадях от моста Лейтенанта Шмидта до Кировского моста, в 1974—79 — во Дворцах спорта и на стадионах, с 1980 — в районных ДК, парках, садах. Название праздника связано с одноименной феерией А. С. Грина; в первые годы проведения неотъемлемой частью его был приход в Неву шхуны под алыми парусами. В празднике участвуют творческие и спортивные организации, самодеятельные и профессиональные советские и зарубежные артисты. Среди режиссёров-постановщиков — Г. А. Товстоногов, И. Я. Рахлин, А. В. Орлеанский.

Альтман Натан Исаевич

Альтман Натан Исаевич (1889—1970), живописец, скульптор и график, заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художественном училище (1902—07) и в Париже (1910—11). Жил в Петербурге (Ленинграде) (1912—21 и с 1936). Преподавал в Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (1918—21). В 1918. участвовал в оформлении площади Урицкого к первой годовщине Октябрьской революции. В 1920 выполнил с натуры скульптурный портрет (бронза, Ленинградский филиал ЦМЛ) и серию зарисовок (кармин, ЦМЛ, издание 1921) В. И. Ленина. Произведения: графически острый, эффектный по композиции портрет А. А. Ахматовой (1914, ГРМ); иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя (издание 1937); декорации к «Отелло» (1944), «Гамлету» (1954) У. Шекспира — в Ленинградском театре драмы имени А. С. Пушкина. Похоронен на Комаровском кладбище.

Литература:

Эткинд М., Н. Альтман, [М., 1971].

Аммерман Пётр Кириллович

Аммерман Пётр Кириллович (1891—1919), участник обороны Петрограда. Член Коммунистической партии с мая 1919. Окончил портовую школу в Кронштадте. Капитан торгового парохода. После Октябрьской революции работал в морской конторе Кронштадтского торгового порта, руководил местным профсоюзом моряков торгового флота. С июля 1919 член исполкома Кронштадтского совета. Председатель ревтрибунала. В октябре 1919 в составе коммунистического отряда ушёл добровольцем на фронт; 21 октября погиб в бою у деревни Усть-Рудица близ Ораниенбаума. Похоронен у поселка Большая Ижора. Именем Аммермана В 1920 названа улица (бывшая Десочная) в Кронштадте.

Ампир

Здание Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Здание Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Здание Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Фрагмент фасада.

Ампир.

Санкт-Петербург.

ампир (от французского empire, буквально - империя), стиль в архитектуре первой четверти XIX в., завершивший эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, опирался на художественное наследие архаической Греции, императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир впитал в себя также древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. д.). Первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. В России, главным образом в Петербурге, ампир стал в 1810-30-е гг. выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в крупнейших градостроительных ансамблях (улица Зодчего Росси, Стрелка Васильевского острова, площадь Островского, площадь Искусств), общественных зданиях (Казанский собор, Адмиралтейство, Биржа, Большой драматический театр, здание Главного штаба, казармы Павловского полка, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор, Московские триумфальные ворота, Нарвские триумфальные ворота), монументальной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле ампир работали выдающиеся зодчие: A. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Б. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов и др.

Литература:

Некрасов А. И., Русский ампир, М., 1935.

Амундсен Руаль

Амундсен Руаль (Amundsen) (1872—1928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Неоднократно выступал в Ленинграде на заседаниях Географического общества с сообщениями о своих экспедициях в Арктику. В связи со столетием со дня рождения Амундсена правительство Норвегии подарило Арктическому и Антарктическому институту бронзовый бюст Амундсена , отлитый в 1938 по модели норвежского скульптора К. Паульсена. В 1974 бюст Амундсену установлен на тогдашней территории этого института (набережная р. Фонтанки, 34) на гранитном постаменте (архитектор В. С. Васильковский).

Ананьев Борис Герасимович

Ананьев Борис Герасимович (1907—1972), психолог, член АПН СССР (1968). С 1928 в Ленинграде. Профессор ЛГУ (1944—72), в 1967—72 декан факультета психологии. В 1946—60 работал также в Ленинградском НИИ педагогики АПН РСФСравни Автор работ по возрастной, дифференциальной и прикладной психологии, по истории русской психологии. На доме, где в 1949—72 жил Ананьев (Дибуновская улица, 31), — мемориальная доска.

«Англетер»

«Англетер» (проспект Майорова, 10/24), гостиница. Здание построено в начале XIX в. (архитектор неизвестен) как доходный дом, в 1876 переоборудовано под гостиницу (называлась «Т. Г. Шмидт—Англия», затем «Англия», в 1920-х гг. «Интернационал», затем «Англетер» ), неоднократно перестраивалось. В  «Англетере» в декабре 1925 оборвалась жизнь поэта С. А. Есенина. После Великой Отечественной войны «Англетер» переименован в гостиницу «Ленинградская» и вскоре включён в состав гостиницы «Астория». В марте 1987 обветшавшее здание «Англетера» разобрано, в 1989 восстановлено в прежнем виде (составляет единый комплекс с соседней гостиницей «Астория»).

Английская церковь

Английская церковь (набережная Красного Флота, 56), памятник архитектуры классицизма. Построена в 1814 (архитектор Дж Кваренги) с использованием части существовавшего жилого дома 1730-х гг. по типичной композиционной схеме: центр выделен ризалитом, обработан полуколоннами и пилястрами коринфского ордера и завершён фронтоном с 3 статуями. Интерьеры выполнены по рисункам Кваренги (центральный зал декорирован колоннами коринфского ордера). В 1876 перестроена архитектором Ф. К. Болтенгагеном. Роспись плоского перекрытия и витражи - вторая половина XIX в. Ныне в здании городского Экскурсионное бюро.

Английский мост

Английский мост через реку Фонтанку.

Английский мост через реку Фонтанку.

Английский мост через реку Фонтанку.

Санкт-Петербург.

Английский мост, через р. Фонтанка, против проспекта Маклина (бывший Английский проспект, отсюда название), пешеходный мост-теплопровод. С 1910 здесь был 5-пролётный деревянный мост. В 1962—63 построен 3-пролётный металлический мост на железобетонных опорах с гранитной облицовкой (инженер А. А. Керликов, архитекторы П. А. Арешев, В. С. Васильковский). По концам моста лестничные спуски. Длина моста 60,8 м, ширина 4,7 м.

Андреев Василий Васильевич

Андреев Василий Васильевич (1861—1918), музыкальный деятель, исполнитель на балалайке. Первый публичный концерт Андреев дал в Петербурге в 1886. Музыкант-виртуоз, он способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Организатор и руководитель первого оркестра народных инструментов: в 1888 «Кружок любителей игры на балалайке», с 1896 Великорусский оркестр (с 1923 имени Андреева , в 1936—41 Оркестр русских народных инструментов имени Андреева ). Автор многих пьес для балалайки. Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На домах, где в 1912—18 жил Андреев (набережная р. Мойки, 64) и где в 1888 состоялся первый концерт оркестра Андреева (ныне улица Островского, 7), — мемориальные доски. Имя Андреева присвоено в 1951 Оркестру русских народных инструментов Ленинградского радио (с 1960 Русский народный оркестр имени Андреева Ленинградского ТВ и радио).

Литература:

Соколов Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962;

В. В. Андреев. Материалы и документы, М.,1986.

Андреев Павел Захарович

Андреев Павел Захарович (1874—1950), певец (бас-баритон), народный артист СССР (1939). В 1903 окончил Петербургскую консерваторию. В том же году дебютировал в партии Демона на сцене Петербургского Народного дома. Пел в ряде петербургских театров, в том числе в «Новой опере» А. А. Церетели. В 1909—48 солист Мариинского театра (Театра оперы и балета). В годы Великой Отечественной войны, оставшись в блокадном Ленинграде, участвовал в концертах для воинов Советской Армии. В 1919—29 и 1934—50 преподавал в консерватории (с 1926 профессор). Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На доме, где в 1917—50 жил Андреев (улица Писарева, 18), — мемориальная доска. Имя Андреева присвоено классу Ленинградской консерватории.

Литература:

Лебедев Д., П. З. Андреев. Очерк жизни и творческой деятельности, Л., 1971.

Андреевский собор

Андреевский собор.

Андреевский собор.

Андреевский собор.

Санкт-Петербург.

Андреевский собор (6-я линия Васильевского острова, 11), памятник архитектуры. Построен в 1764—80 (архитектор А. Ф. Вист) на месте сгоревшей церкви (1728). 3-лепестковый объём храма в переходных от барокко к классицизму формах увенчан одним большим и четырьмя малыми куполами на высоких гранёных 2-ярусных барабанах. К низкой трапезной с запада примыкает 2-ярусная башня колокольни со шпилем. В 1848—50 к трапезной пристроены боковые приделы, что усложнило первоначальную композицию храма (архитектор Н. П. Гребёнка). Внутренняя отделка выполнена в 1858 (архитектор А. М. Горностаев). Сохранился резной деревянный иконостас, представляющий большую ценность. Ныне в здании научные отделы института этнографии АН СССР.

Анисимов Пётр

Анисимов Пётр, революционный псевдоним П. А. Моисеенко. В 1925 фабрика Новая бумагопрядильня, где он работал в 1870-х гг., переименована в ткацкую фабрику имени П. Анисимова, на её территории (набережная Обводного канала, 60) в 1972 установлен бюст революционера с надписью: «Петр Анисимов (Моисеенко)».

Аничков дворец

«Вид Аничкова дворца в Петербурге».

«Вид Аничкова дворца в Петербурге».

«Вид Аничкова дворца в Петербурге».

Гравюра К. Нике по рисунку Л. Н. Деспинасса.

1783

(перегравировка гравюры Я. В. Васильева по рисунку М. И. Махаева, 1753).

Аничков дворец (Аничковский дворец) (Невский проспект, 39), памятник архитектуры, комплекс в центре Ленинграда. В прошлом городская усадьба на месте бывшего Преображенского полкового двора. Аничков дворец построен в 1741-50 (архитекторы М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев; завершён в 1754, архитектор В. В. Растрелли) в стиле барокко. Нарядный главный фасад был обращён к р. Фонтанка, от которой к Аничкову дворцу был прорыт канал. В 1778-79 перестроен архитектором И. Е. Старовым в формах классицизма; над боковыми крыльями по сторонам центрального объёма возведён 3-й этаж, изменена обработка фасадов, луковичные завершения заменены куполами с главками. Здание Аничкова дворца имеет чёткое поэтажное членение, северный боковой фасад акцентирован пилястрами композитного ордера; в интерьерах сохранился классицистический декор. К  Аничкову дворцу примыкал регулярный сад с павильонами, трельяжами, беседками и скульптурой. В 1803-06 архитектор Дж. Кваренги выстроил со стороны Фонтанки так называемый Кабинетский корпус с ионической колоннадой. В 1808-10 архитектор Л. Руска перестроил дворец изнутри и возвёл здания служб и конюшен. В 1817-18 архитектор К. И. Росси выстроил 2 небольших павильона в саду и металлическую ограду.

Первый владелец Аничкова дворца  - фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф А. К. Разумовский. В конце 70-х гг. XVIII в. императрица Екатерина II подарила Аничков дворец князю Г. А. Потёмкину. В конце XVIII в. дворец перешёл в казну, в начале XIX в. в нём разместился Кабинет его императорского величества (государственное учреждение, ведавшее имуществом императора). С середины 60-х гг. XIX в. дворцом владел великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III). В 1878 у Аничкова дворца прошла своеобразная демонстрация: около 200 бастовавших рабочих Новой бумагопрядильни собрались перед зданием с целью подать наследнику престола петицию с протестом против произвола предпринимателей. В 1881-94 Аничков дворец  - резиденция императора Александра III, который не любил Зимний дворец, позднее - вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. В 1918 -35 в здании Музей города (предшественник Музея истории Ленинграда). В 1936-37 Аничков дворец реконструирован под Дворец пионеров (архитекторы А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский).

Аничков дворец.

Аничков дворец.

Аничков дворец.

Вид со стороны Невского проспекта.

На заднем плане — здание «Кабинета».

Санкт-Петербург.

Аничков мост

Аничков мост через реку Фонтанку.

Аничков мост через реку Фонтанку.

Аничков мост через реку Фонтанку.

Санкт-Петербург.

Аничков мост (в 1739 Невский мост, название не прижилось), через р. Фонтанка, на Невском проспекте. Первый деревянный мост построен на этом месте в 1715 под руководством подполковника (по другим данным, майора) М. О. Аничкова (отсюда название), в 1721 мост сделан подъёмным (мастер X. ван Болес), в 1749 перестроен (архитектор С. Волков) и декорирован «под гранит», около 1783—85 перестроен в камне по типовому проекту (см. в статье Белинского мост), в 1841 реконструирован (инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер, А. Д. Гетман; перила — архитектор К. Ф. Шенкель): 3-пролётный, с кирпичными сводами и фасадными арками из розового гранита, опоры старые, бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. В 1849—50 на устоях Аничкова моста установлены скульптурные группы П. К. Клодта «Укрощение коня». В 1906—08 Аничков мост перестроен (инженеры С. П. Бобровский, Н. Г. Кривошеий, архитектор П. В. Щусев; по требованию АХ архитектурные и конструктивные формы моста сохранены, лучковые своды заменены коробовыми). В ноябре 1941 скульптурные группы с Аничкова моста сняты и зарыты в саду Аничкова дворца (торжественно возвращены на прежнее место 30 апреля 1945). В 1941—44 район Аничкова моста подвергался интенсивным артобстрелам (блокадники называли его «пронеси, Господи»). На пьедестале одной из конных групп, где сохранились сколы от осколков снарядов и бомб, — мемориальная доска. Длина Аничкова моста по створу набережных — 54,6 м, ширина 37,9 м.

Литература:

Васильев В., Аничков мост, Л., 1973.

Аничков Николай Николаевич

Аничков Николай Николаевич (1885—1964), патолог, академик АН СССР (1939), президент АМН СССР (1946—53), генерал-лейтенант медицинской службы. Родился в Петербурге. Окончил ВМА (1909), работал там же и одновременно (с 1920) в институте экспериментальной медицины. В 1933 создал кафедру патологической анатомии в Ленинградском медвузе-больнице имени И. И. Мечникова (ныне Санитарно-гигиенический институт). Разработал холестериновую теорию патогенеза атеросклероза. Труды по патологии ретикулоэндотелиальной системы; аутоинфекции. Депутат ВС СССР в 1946—50. государственная премия СССР (1942). Похоронен на Богословском кладбище. На зданиях кафедры патологической анатомии ВМА (улица академика Лебедева, 37а) и института экспериментальной медицины АМН СССР (улица академика Павлова, 9а) — мемориальные доски.

Литература:

Вальдман А. А., Базанов В. А., Н. Н. Аничков, М., 1974.

Анна Ивановна

Анна Ивановна (1693—1740), императрица (с 1730), племянница Петра I. В 1710 выдана замуж за герцога Курляндского, вскоре овдовела, жила в Митаве (ныне Елгава Латвийской ССР). После смерти в Москве, куда была перенесена столица, императора Петра II члены Верховного тайного совета пригласили Анну Ивановну на престол, планируя ограничить самодержавие в пользу аристократической олигархии. Опираясь на дворянство и гвардию, Анна Ивановна отвергла их попытку и вскоре распустила Совет. В 1732 Анна Ивановна вместе с двором и высшими государственными учреждениями вернулась из Москвы в Петербург. Недалёкого ума, ленивая, необразованная, Анна Ивановна мало занималась государственными делами, главное её увлечение — грандиозные балы. Вся власть была сосредоточена в руках фаворита Анны Ивановны  — выходца из Курляндии Э. И. Бирона и его ставленников. Попытки бороться с немецким засильем жестоко подавлялись (в 1740 казнены члены Волынского кружка). В 1739 Анна Ивановна выдала свою племянницу Анну Леопольдовну за принца Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского (их сын — будущий император Иван VI). В царствование Анны Ивановны в Петербурге открыты Сухопутный шляхный корпус (1731), Медицинско-хирургическая школа (1733), создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении (1737), в Петропавловской крепости были построены Алексеевский равелин и Иоанновский равелин, названные в честь деда и отца Анны Ивановны ; начаты работы по перепланировке центра города. Анна Ивановна похоронена в Петропавловском соборе.

Анна Леопольдовна

Анна Леопольдовна (1718—1746), «правительница» (1740—41) при малолетнем сыне Иване VI Антоновиче, дочь царевны Екатерины Ивановны (племянницы Петра I) и герцога Карла Леопольда Мекленбургского. В 1722 Анна Леопольдовна вместе с матерью прибыла в Россию, в правление Анны Ивановны приближена ко двору, в 1739 вышла замуж за принца Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. Их сын Иван по завещанию императрицы Анны Ивановны после её смерти провозглашён императором при регентстве Э. И. Бирона, после свержения которого регентшей («правительницей») стала Анна Леопольдовна . Фактически вся власть находилась в руках фаворитов — Б. Х. Миниха, затем А. И. Остермана. Распри среди временщиков, непрочность власти Анны Леопольдовны , рост патриотических настроений в среде дворянства привели к свержению 25 ноября 1741 Анны Леопольдовны и Ивана VI Антоновича Елизаветой Петровной. Анна Леопольдовна вместе с семьёй отправлена в ссылку, умерла в Холмогорах. Похоронена в Александро-Невской лавре.

Анненский Иннокентий Фёдорович

Анненский Иннокентий Фёдорович (1855—1909), поэт, переводчик, критик, педагог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1879). Преподавал древние языки, античную литературу, русский язык на Высших женских (Бестужевских) курсах в 1879—90, в гимназиях, на Высших женских историко-литературных курсах Раева (1909). В 1893—96 директор 8-й Петербургской гимназии. В 1896—1906 директор Царскосельской Николаевской гимназии. С 1906 инспектор Петербургского учебного округа. В Петербурге вышла первая книга стихов и переводов Анненского «Тихие песни» (1904) и сборник «Посмертные стихи» (1923). В 1909 участвовал в подготовке издания журнала «Аполлон», входил в Общество ревнителей художественного слова при редакции журнала. В стихотворении «Петербург» (опубликовано 1910) создал символическую концепцию «петербургского периода» истории России — страны деспотической и рабской, символом которой стала не раздавленная «Медным всадником» змея. Ощущением особого петербургского колорита, «нерва» города проникнуты статьи Анненского о Н. В. Гоголе и Ф. М. Достоевском в его сборниках критической прозы «Книга отражений» (издано в Петербурге, 1906, 1909), стихи сборника «Кипарисовый ларец» (1910). Похоронен на Казанском кладбище в г. Пушкин.

Литература:

Лавров А. В., Тименчик Р. Д., И. Анненский в неизданных воспоминаниях, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия, 1981, Л., 1983;

Федоров А. В., И. Анненский, Л., 1984.

Анненшуле

Анненшуле, училище при Лютеранской церкви святой Анны, немецкая школа. Основана 3 января 1736 для обучения элементарной грамоте. С 80-х гг. XVIII в. преподавание велось по учебному плану немецкого реального училища. Аннешуле содержалась на средства прихожан церкви св. Анны. Принимались дети различных вероисповеданий (мужское и женское отделения). Мальчики обучались профессиям ремесленника, торговца, фармацевта, хирурга и др. В 1785 было выстроено новое (каменное) здание (Кирочная улица, 7); в 1786 Аннешуле включена в систему народных училищ. В первой половине XIX в. образование в Аннешуле постепенно приобрело классическое направление. В 1852 школе, отличавшейся высоким уровнем преподавания, был присвоен статус государственной гимназии, а выпускникам — право поступления в университет. В 1868 для Аннешуле возведено 3-этажное здание; в 1889 пристроен гимнастический зал (архитектор В. А. Шрётер, золотая медаль Всероссийской гигиенической выставки 1893). В начале XX в. Аннешуле состояла из мужских и женских гимназий, реального училища, элементарной и подготовительной школ Сиротского дома (всего 1800 учащихся). В 1906 школа получила новое, 5-этажное здание с отдельными выходами для мальчиков и девочек (архитекторы А. Ф. Бубырь и Л. А. Ильин). Среди учеников — К. Я. Люгебиль, Э. Э. Эйхвальд, Н. Н. Миклухо-Маклай, П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Кони, Р. Р. Бах, В. В. Струве, С. А. Мартинсон. После Октябрьской революции преобразована в единую трудовую школу № 11; с 1975 в её здании школа № 239 (улица Салтыкова-Щедрина, 8а).

Литература:

Берлин А. Б., Питомцы знаменитой школы, «ЛП», 1987, № 9.

Антибиотиков и ферментов институт

Антибиотиков и ферментов институт, Всесоюзный научно-исследовательский технологический (ВНИТИАФ) Минмедпрома СССР (проспект Огородникова, 41), основан в 1956 как Ленинградский институт антибиотиков, с 1975 современное название. Разрабатывает проблемы технологии промышленного производства противогрибковых антибиотиков и ферментов, продуцируемых микроорганизмами. Расположен в здании бывшей Калинкинской больницы — первой Петербургской больницы по лечению венерических заболеваний. Главное здание института построено в 1832 (архитектор Л. И. Шарлемань). Сохранились больничные ворота — образец русского литья XVIII в.

Антипов Николай Кириллович

Антипов Николай Кириллович (1894—1938), партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1912. В 1909—13 слесарь на Адмиралтейском заводе, в 1912—13 секретарь 2-го городского РК Союза металлистов. В 1914 слесарь на заводе «Новый Айваз», член ЦК РСДРП, участник партийной конференции совместно с членами большевистской фракции 4-й государственной думы в Озерках. В 1916 член ЦК РСДРП, руководитель агитпропколлегии ПК. В 1917 член ЦК РСДРП(б), депутат Петросовета; вёл революционную работу в Гельсингфорсе; делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции и 6-го съезда партии. В Октябрьскую революцию член Президиума Центрального совета фабзавкомов Петрограда, делегат 2-го Всероссийского съезда Советов. С 1918 член Президиума ВСНХ, в августе 1918 — марте 1919 заместитель председателя, председатель Петроградского ЧК. С 1919 на партийной и государственной работе. В 1926—28 секретарь Ленинградского обкома и Северо-западного бюро ЦК ВКП(б). С 1935 председатель Комиссии советского контроля и одновременно заместитель председателя СНК и СТО СССР Член ЦК ВКП(б) в 1924—38. Член ВЦПК, ЦИК СССР Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Антирелигиозный музей

Антирелигиозный музей, существовал в 1930—37. Помещался в здании Исаакиевского собора. Был одним из главных центров атеистической пропаганды в СССР В ночь на 12 апреля 1931 в Антирелигиозном музее продемонстрирован опыт с маятником Фуко, подтверждающий учение Н. Коперника о вращении Земли (присутствовало свыше 7 тыс. человек). После ликвидации Антирелигиозного музея его материалы переданы в Музей истории религии.

Антокольский Марк Матвеевич

Антокольский Марк Матвеевич (1843—1902), скульптор. В 1862—71 жил в Петербурге, затем большей частью за границей. Окончил АХ (1868), академик с 1871. Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками. Мастер исторического портрета, в котором отразились его патриотические устремления и философской взгляды; произведения Антокольского отличаются ёмкой психологической трактовкой образов, точностью в изображении исторических деталей: «Иван Грозный» (бронза, 1871, ГРМ; мрамор, 1875, ГТГ), «Пётр I» (гипс, 1872, утрачен; бронза, ГТГ; мрамор, 1873, ГРМ, по этому оригиналу отлит памятник для Петродворца, открыт в 1883, похищен фашистами, восстановлен в 1953), «Нестор-летописец» (мрамор, 1889, ГТГ, ГРМ), «Ермак» (бронза, 1891, ГРМ); произведения на морально-философские темы, в том числе «Христос перед судом народа» (бронза, 1874, ГРМ). Жил в Академическом переулке, 1/4. Похоронен на Еврейском кладбище

Литература:

М. М. Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи, СПБ—М., 1905;

Шалимова В., М. М. Антокольский, Л., 1970;

Кузнецова Э. В., М. М. Антокольский, М., 1989.

Антонов-Овсеенко Владимир Александрович

Антонов-Овсеенко Владимир Александрович (1883—1938), государственный и военный деятель, дипломат. Член Коммунистической партии с июня 1917 (в РСДРП с 1903). В 1904 окончил Владимирское пехотное училище. В 1905 участвовал в организации военного восстания в Польше, в подготовке восстания в гарнизоне Петербурга (член ЦК РСДРП), в 1906 — в Севастополе; приговорён к смертной казни, заменённой 20 годами каторги, бежал. С 1910 в эмиграции. С мая 1917 в Петербурге, работал в Военной организации при ЦК РСДРП(б). Летом 1917 арестован Временным правительством, заключён в тюрьму «Кресты». В Октябрьскую революцию секретарь и член Бюро ПВРК, один из руководителей штурма Зимнего дворца и участник ареста Временного правительства. На 2-м Всероссийском съезде Советов вошёл в СНК — член комитета по военным и морским делам. В ноябре—декабре 1917 командовал войсками Петроградского ВО. В 1918—19 Верховный главнокомандующий советскими войсками юга России, командир Украинского фронта, член РВС Республики. В 1922—24 начальник Политуправления РВС и член РВС СССР С 1924 на дипломатической работе. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. Именем Антонова-Овсеенко в 1970 названа новая улица (на правом берегу Невы, в районе Дальневосточного проспекта).

Сочинения:

В революции. [Воспоминания], М., 1983.

Литература:

Ракитин А., В. А. Антонов-Овсеенко, 2 изд., Л., 1989.

Антропологии и этнографии музей

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Один из залов.

Санкт-Петербург.

Антропологии и этнографии музей имени Петра Великого (МАЭ) института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР (Университетская набережная, 3), образован в 1879 объединением Этнографического музея и Музея соматической антропологии и доисторической археологии, выделившихся в 1836 из Кунсткамеры. Располагает коллекциями Кунсткамеры, помещается в её здании и специально выстроенном в 1887 3-этажном корпусе. Первоначальное название «Музей по этнографии и антропологии по преимуществу России» (переименован и получил имя Петра I в 1902 в связи с 200-летием со дня основания Петербурга). В фондах МАЭ около 1 млн. предметов: около 300 тыс. этнографических, около 500 тыс. археологических, около 200 тыс. антропологических). Этнографические фонды имеют богатейшие собрания по культуре и быту народов Сибири, Индии и Индонезии, Передней и Средней Азии, Китая, Японии, Кореи, Австралии, Океании, Африки, Северной и Южной Америки, многие из которых являются уникальными. В археологическом отделе - собрания по палеолиту, ашельской культуре, в антропологическом - коллекции черепов и костных останков человека, проживавшего на территории СССР с периода палеолита. Помимо вещественных фондов МАЭ располагает богатым научным архивом и негатекой. Издаёт «Сборник Музея антропологии и этнографии» (с 1900), имеет ряд постоянных экспозиций. Ежегодно музей посещает свыше 500 тыс. человек

Литература:

Шафрановская Т. К., Музей антропологии и этнографии АН СССР Путеводитель без экскурсовода, Л., 1979.

Анцелович Наум Маркович

Анцелович Наум Маркович (1888-1952), партийный, государственный и профсоюзный деятель. Член Коммунистической партии с 1905. Родился в Петербурге. Рабочий-электрик. В 1913-15 вёл революционную работу в Петербурге, затем в ссылке. После Февральской революции в Петербурге, агитатор Военной организации при ЦК РСДРП(б), член Исполкома Петроградского совета профсоюзов, председатель правления Союза рабочих-электриков; делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б); один из организаторов Красной Гвардии в Петроградском районе. В дни Октябрьской революции член ПВРК, комиссар над учреждениями интендантства. В ноябре 1917 направлен ПВРК в Вологодскую и Вятскую губернию для обеспечения Петрограда хлебом. В 1918-19 председатель Петроградского совета профсоюзов, член бюро ЦК РКП(б), Исполкома Петросовета, председатель горпотребкооперации; участник обороны Петрограда. С осени 1919 на политработе в Красной Армии. С 1920 председатель Петроградского губпрофсовета. С 1923 на другой профсоюзной и государственной работе. Участник Великой Отечественной войны. Член ЦК ВКП(б) с 1939 (кандидат в 1927-34). Член ВЦИК, ЦИК СССР Депутат ВС СССР в 1937-46.

Литература:

Герои Октября, кн. 1, Л., 1967.

Анциферов Николай Павлович

Анциферов Николай Павлович (1889—1958), историк, краевед, один из организаторов экскурсионного дела в СССР кандидат филологических наук (1944). С 1908 в Петербурге. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1915), ученик профессора И. М. Гревса, до 1919 состоял при кафедре всеобщей истории. В 1910 Анциферов и А. А. Гизетти создали при Эрмитаже кружок по подготовке руководителей для экскурсионной работы. С 1918 Анциферов работал в Экскурсионной секции Музейного отдела, в 1921—24 — в Петроградском научно-исследовательском экскурсионном институте, с 1921 член общества «Старый Петербург», где вёл семинары по изучению Петербурга, Павловска, Царского Села, сотрудник журналов «Педагогическая мысль» (1918—24) и «Экскурсионное дело» (1921—23), преподавал в школе при бывшем Тенишевском училище (1912—25), в колонии для беспризорных в Славянке (1919—20), институте истории искусств (с 1925). Анциферов  — автор ряда работ по методике и организации экскурсионного дела. В 1929 арестован по сфабрикованному обвинению, заключение отбывал в Соловецких лагерях и на строительстве Беломорканала. После освобождения (1934) жил и работал в Москве. В работах по истории Петербурга (Ленинграда) выступил основоположником комплексного («цельнокупного») метода изучения городской среды, особое внимание уделял взаимовлиянию исторической среды и культурной жизни города. Введя в научный оборот обширный фактический материал, Анциферов первым в научно-краеведческой литературе создал художественный образ Петербурга, трактуя его как «русские Афины», «стольный город русской духовной культуры». Труды Анциферова по истории Петербурга. (Ленинграда) и ныне сохраняют научную ценность.

Сочинения:

Душа Петербурга, П., 1922;

новое издание — Л., 1990;

Петербург Достоевского, П., 1923;

Быль и миф Петербурга, Л., 1924;

Пушкин в Царском Селе, Л., 1929;

Пригороды Ленинграда. Города: Пушкин, Павловск, Петродворец, М., 1946;

Петербург Пушкина, М., 1950;

Из воспоминаний, «Звезда», 1989, № 4.

Литература:

Враская О. Б., Архивные материалы И. М. Гревса и Н. П. Анциферова по изучению города, в кн.: Археографический ежегодник за 1981 од, М., 1982;

Лихачев Д. С., Добрый язычник [о Н. П. Анциферове], в сб.: Памятники Отечества, в. , [М.], 1989;

Конечный А. М., Н. П. Анциферов — исследователь Петербурга, в кн.: Петербург и губерния. Историко-этнографические исследования, Л., 1989;

Анциферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (20—22 декабря 1989 г.), Л., 1989.

Предыдущая страница Следующая страница