Статьи на букву "А" (часть 3, "АЛЕ"-"АНЦ")
Алексеевский равелин, внешнее укрепление Петропавловской крепости, в западной её части, перед Васильевской куртиной. Назван в честь царя Алексея Михайловича отца Петра I и деда царствовавшей в 1730-х гг. Анны Ивановны. Построен в 173340 (инженер Б. Х. Миних). Со второй половины XVIII в. в Алексеевском равелине находилась деревянная тюрьма для содержания политических заключённых. В 179697 в Алексеевском равелине сооружена каменная одноэтажная тюрьма на 20 одиночных камер («Секретный дом»), режим которой был рассчитан на медленное умирание узников. В 182526 в Алексеевском равелине содержались 25 декабристов (в их числе П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский и др., декабрист Г. С. Батеньков провёл в Алексеевском равелине около 20 лет), позднее 13 петрашевцев (М. В. Петрашевский, Ф. М. Достоевский, Ф.-Э. Г. Толь и др.). В 185154 в Алексеевский равелин был заключён М. А. Бакунин. 20 лет (186181) в Алексеевском равелине провёл без суда М. С. Бейдеман. В 1860-х гг. в Алексеевский равелин были заключены Н. Г. Чернышевский (в 186264, написал в камере роман «Что делать?»), Н. В. Шелгунов, В. А. Обручев, Н. А. Серно-Соловьевич и др., в 1866 Д. В. Каракозов. Около 10 лет (187382) провёл в равелине С. Г. Нечаев. В начале 80-х гг. в Алексеевском равелине содержались руководители и видные деятели «Народной воли» (многие из них умерли, не вынеся жестокого режима; воспоминания об Алексеевском равелине оставили Н. А. Морозов, П. С. Поливанов, М. Ф. Фроленко). В 1884 тюрьма в Алексеевском равелине упразднена, узники переведены в Шлиссельбургскую крепость. В 1895 «Секретный дом» снесён, на его месте построено здание Военно-исторического архива (ныне в нём редакция и типография газеты ЛВО «На страже Родины»). Литература: Щеголев П. Е., Алексеевский равелин, М., 1929; новое издание, М., 1989; Гериет М. Н., История царской тюрьмы, 3 изд., т. 13, М., 196061; Алексеевский равелин. Воспоминания, очерки и документы о мужестве и стойкости революционеров, т. 12, Л., 1990. |
Алексей Петрович (16901718), царевич, старший сын Петра I от первой жены Е. Ф. Лопухиной. До 8 лет воспитывался у матери во враждебной Петру I среде, впоследствии боялся и ненавидел отца, неохотно исполнял его поручения. В 170506 вокруг Алексея Петровича сгруппировалась оппозиция духовенства и бояр, противившихся реформам Петра I. Угрожая лишением наследства и заточением в монастырь, Пётр I неоднократно требовал, чтобы Алексей Петрович изменил своё поведение. В 1711 Алексей Петрович по приказанию Петра I женился на принцессе Софье Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской, от которой имел сына Петра (см. Пётр II). В Петербурге для царевича и его семьи был построен каменный дом (в районе современной набережной Кутузова). В конце 1716, опасаясь гнева отца, Алексей Петрович бежал в Австрию. Угрозами и обещаниями Пётр I добился возвращения Алексея Петровича в Россию в январе 1718. В Петербурге царевич был заключён в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, в июне 1718 Верховным судом приговорён к смертной казни. По существующей версии, 26 июня 1718 Алексей Петрович был тайно задушен в камере приближёнными Петра I. Похоронен под лестницей колокольни Петропавловского собора. Литература: Вилинбахов В., государево сыноубийство, «Нева», 1982, № 79; Костомаров Н., Царевич Алексей Петрович. Самодержавный отрок, М., 1989. |
«Алконост», частное издательство в Петербурге в 191823. Название по имени сказочной птицы. Основано С. М. Алянским. Выпускало главным образом произведения писателей-символистов. Опубликовало почти все послереволюционными произведения А. А. Блока, в том числе 1-е отдельное издание поэмы «Двенадцать» с иллюстрациями Ю. Анненкова (1918), книги А. Белого, Вяч. И. Иванова, Ф. К. Сологуба и др., альманах «Записки мечтателей» (191922, № 16) (художники Анненков, А. Я. Головин, Н. Н. Куприянов и др.), сборник «Серапионовы братья», а также произведения А. А. Ахматовой, А. М. Ремизова, К. И. Чуковского, М. С. Шагинян. Издания «Алконоста» отличались оригинальностью оформления. Книжная лавка и контора издательства помещались на Колокольной улице (ныне улица Рубинштейна, 11). Литература: Алянский С., Встречи с А. Блоком, М., 1972; Белов С. В., Мастер книги. Очерк жизни и деятельности С. М. Алянского, Л., 1979. |
«Алые паруса», ежегодный праздник выпускников школ и профтехучилищ Ленинграда. Проводится с 1968 в конце июня после выпускных экзаменов. Первоначально на набережных Невы и прилегающих к ним улицах и площадях от моста Лейтенанта Шмидта до Кировского моста, в 197479 во Дворцах спорта и на стадионах, с 1980 в районных ДК, парках, садах. Название праздника связано с одноименной феерией А. С. Грина; в первые годы проведения неотъемлемой частью его был приход в Неву шхуны под алыми парусами. В празднике участвуют творческие и спортивные организации, самодеятельные и профессиональные советские и зарубежные артисты. Среди режиссёров-постановщиков Г. А. Товстоногов, И. Я. Рахлин, А. В. Орлеанский. |
Альтман Натан Исаевич (18891970), живописец, скульптор и график, заслуженный художник РСФСР (1968). Учился в Одесском художественном училище (190207) и в Париже (191011). Жил в Петербурге (Ленинграде) (191221 и с 1936). Преподавал в Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (191821). В 1918. участвовал в оформлении площади Урицкого к первой годовщине Октябрьской революции. В 1920 выполнил с натуры скульптурный портрет (бронза, Ленинградский филиал ЦМЛ) и серию зарисовок (кармин, ЦМЛ, издание 1921) В. И. Ленина. Произведения: графически острый, эффектный по композиции портрет А. А. Ахматовой (1914, ГРМ); иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя (издание 1937); декорации к «Отелло» (1944), «Гамлету» (1954) У. Шекспира в Ленинградском театре драмы имени А. С. Пушкина. Похоронен на Комаровском кладбище. Литература: Эткинд М., Н. Альтман, [М., 1971]. |
Аммерман Пётр Кириллович (18911919), участник обороны Петрограда. Член Коммунистической партии с мая 1919. Окончил портовую школу в Кронштадте. Капитан торгового парохода. После Октябрьской революции работал в морской конторе Кронштадтского торгового порта, руководил местным профсоюзом моряков торгового флота. С июля 1919 член исполкома Кронштадтского совета. Председатель ревтрибунала. В октябре 1919 в составе коммунистического отряда ушёл добровольцем на фронт; 21 октября погиб в бою у деревни Усть-Рудица близ Ораниенбаума. Похоронен у поселка Большая Ижора. Именем Аммермана В 1920 названа улица (бывшая Десочная) в Кронштадте. |
Здание Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Здание Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Фрагмент фасада. Ампир. Санкт-Петербург. ампир (от французского empire, буквально - империя), стиль в архитектуре первой четверти XIX в., завершивший эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, опирался на художественное наследие архаической Греции, императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир впитал в себя также древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. д.). Первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. В России, главным образом в Петербурге, ампир стал в 1810-30-е гг. выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в крупнейших градостроительных ансамблях (улица Зодчего Росси, Стрелка Васильевского острова, площадь Островского, площадь Искусств), общественных зданиях (Казанский собор, Адмиралтейство, Биржа, Большой драматический театр, здание Главного штаба, казармы Павловского полка, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор, Московские триумфальные ворота, Нарвские триумфальные ворота), монументальной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле ампир работали выдающиеся зодчие: A. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Б. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов и др. Литература: Некрасов А. И., Русский ампир, М., 1935. |
Амундсен Руаль (Amundsen) (18721928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Неоднократно выступал в Ленинграде на заседаниях Географического общества с сообщениями о своих экспедициях в Арктику. В связи со столетием со дня рождения Амундсена правительство Норвегии подарило Арктическому и Антарктическому институту бронзовый бюст Амундсена , отлитый в 1938 по модели норвежского скульптора К. Паульсена. В 1974 бюст Амундсену установлен на тогдашней территории этого института (набережная р. Фонтанки, 34) на гранитном постаменте (архитектор В. С. Васильковский). |
Ананьев Борис Герасимович (19071972), психолог, член АПН СССР (1968). С 1928 в Ленинграде. Профессор ЛГУ (194472), в 196772 декан факультета психологии. В 194660 работал также в Ленинградском НИИ педагогики АПН РСФСравни Автор работ по возрастной, дифференциальной и прикладной психологии, по истории русской психологии. На доме, где в 194972 жил Ананьев (Дибуновская улица, 31), мемориальная доска. |
«Англетер» (проспект Майорова, 10/24), гостиница. Здание построено в начале XIX в. (архитектор неизвестен) как доходный дом, в 1876 переоборудовано под гостиницу (называлась «Т. Г. ШмидтАнглия», затем «Англия», в 1920-х гг. «Интернационал», затем «Англетер» ), неоднократно перестраивалось. В «Англетере» в декабре 1925 оборвалась жизнь поэта С. А. Есенина. После Великой Отечественной войны «Англетер» переименован в гостиницу «Ленинградская» и вскоре включён в состав гостиницы «Астория». В марте 1987 обветшавшее здание «Англетера» разобрано, в 1989 восстановлено в прежнем виде (составляет единый комплекс с соседней гостиницей «Астория»). |
Английская церковь (набережная Красного Флота, 56), памятник архитектуры классицизма. Построена в 1814 (архитектор Дж Кваренги) с использованием части существовавшего жилого дома 1730-х гг. по типичной композиционной схеме: центр выделен ризалитом, обработан полуколоннами и пилястрами коринфского ордера и завершён фронтоном с 3 статуями. Интерьеры выполнены по рисункам Кваренги (центральный зал декорирован колоннами коринфского ордера). В 1876 перестроена архитектором Ф. К. Болтенгагеном. Роспись плоского перекрытия и витражи - вторая половина XIX в. Ныне в здании городского Экскурсионное бюро. |
Английский мост через реку Фонтанку. Английский мост через реку Фонтанку. Санкт-Петербург. Английский мост, через р. Фонтанка, против проспекта Маклина (бывший Английский проспект, отсюда название), пешеходный мост-теплопровод. С 1910 здесь был 5-пролётный деревянный мост. В 196263 построен 3-пролётный металлический мост на железобетонных опорах с гранитной облицовкой (инженер А. А. Керликов, архитекторы П. А. Арешев, В. С. Васильковский). По концам моста лестничные спуски. Длина моста 60,8 м, ширина 4,7 м. |
Андреев Василий Васильевич (18611918), музыкальный деятель, исполнитель на балалайке. Первый публичный концерт Андреев дал в Петербурге в 1886. Музыкант-виртуоз, он способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Организатор и руководитель первого оркестра народных инструментов: в 1888 «Кружок любителей игры на балалайке», с 1896 Великорусский оркестр (с 1923 имени Андреева , в 193641 Оркестр русских народных инструментов имени Андреева ). Автор многих пьес для балалайки. Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На домах, где в 191218 жил Андреев (набережная р. Мойки, 64) и где в 1888 состоялся первый концерт оркестра Андреева (ныне улица Островского, 7), мемориальные доски. Имя Андреева присвоено в 1951 Оркестру русских народных инструментов Ленинградского радио (с 1960 Русский народный оркестр имени Андреева Ленинградского ТВ и радио). Литература: Соколов Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962; В. В. Андреев. Материалы и документы, М.,1986. |
Андреев Павел Захарович (18741950), певец (бас-баритон), народный артист СССР (1939). В 1903 окончил Петербургскую консерваторию. В том же году дебютировал в партии Демона на сцене Петербургского Народного дома. Пел в ряде петербургских театров, в том числе в «Новой опере» А. А. Церетели. В 190948 солист Мариинского театра (Театра оперы и балета). В годы Великой Отечественной войны, оставшись в блокадном Ленинграде, участвовал в концертах для воинов Советской Армии. В 191929 и 193450 преподавал в консерватории (с 1926 профессор). Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На доме, где в 191750 жил Андреев (улица Писарева, 18), мемориальная доска. Имя Андреева присвоено классу Ленинградской консерватории. Литература: Лебедев Д., П. З. Андреев. Очерк жизни и творческой деятельности, Л., 1971. |
Андреевский собор. Андреевский собор. Санкт-Петербург. Андреевский собор (6-я линия Васильевского острова, 11), памятник архитектуры. Построен в 176480 (архитектор А. Ф. Вист) на месте сгоревшей церкви (1728). 3-лепестковый объём храма в переходных от барокко к классицизму формах увенчан одним большим и четырьмя малыми куполами на высоких гранёных 2-ярусных барабанах. К низкой трапезной с запада примыкает 2-ярусная башня колокольни со шпилем. В 184850 к трапезной пристроены боковые приделы, что усложнило первоначальную композицию храма (архитектор Н. П. Гребёнка). Внутренняя отделка выполнена в 1858 (архитектор А. М. Горностаев). Сохранился резной деревянный иконостас, представляющий большую ценность. Ныне в здании научные отделы института этнографии АН СССР. |
Анисимов Пётр, революционный псевдоним П. А. Моисеенко. В 1925 фабрика Новая бумагопрядильня, где он работал в 1870-х гг., переименована в ткацкую фабрику имени П. Анисимова, на её территории (набережная Обводного канала, 60) в 1972 установлен бюст революционера с надписью: «Петр Анисимов (Моисеенко)». |
«Вид Аничкова дворца в Петербурге». «Вид Аничкова дворца в Петербурге». Гравюра К. Нике по рисунку Л. Н. Деспинасса. 1783 (перегравировка гравюры Я. В. Васильева по рисунку М. И. Махаева, 1753). Аничков дворец (Аничковский дворец) (Невский проспект, 39), памятник архитектуры, комплекс в центре Ленинграда. В прошлом городская усадьба на месте бывшего Преображенского полкового двора. Аничков дворец построен в 1741-50 (архитекторы М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев; завершён в 1754, архитектор В. В. Растрелли) в стиле барокко. Нарядный главный фасад был обращён к р. Фонтанка, от которой к Аничкову дворцу был прорыт канал. В 1778-79 перестроен архитектором И. Е. Старовым в формах классицизма; над боковыми крыльями по сторонам центрального объёма возведён 3-й этаж, изменена обработка фасадов, луковичные завершения заменены куполами с главками. Здание Аничкова дворца имеет чёткое поэтажное членение, северный боковой фасад акцентирован пилястрами композитного ордера; в интерьерах сохранился классицистический декор. К Аничкову дворцу примыкал регулярный сад с павильонами, трельяжами, беседками и скульптурой. В 1803-06 архитектор Дж. Кваренги выстроил со стороны Фонтанки так называемый Кабинетский корпус с ионической колоннадой. В 1808-10 архитектор Л. Руска перестроил дворец изнутри и возвёл здания служб и конюшен. В 1817-18 архитектор К. И. Росси выстроил 2 небольших павильона в саду и металлическую ограду. Первый владелец Аничкова дворца - фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф А. К. Разумовский. В конце 70-х гг. XVIII в. императрица Екатерина II подарила Аничков дворец князю Г. А. Потёмкину. В конце XVIII в. дворец перешёл в казну, в начале XIX в. в нём разместился Кабинет его императорского величества (государственное учреждение, ведавшее имуществом императора). С середины 60-х гг. XIX в. дворцом владел великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III). В 1878 у Аничкова дворца прошла своеобразная демонстрация: около 200 бастовавших рабочих Новой бумагопрядильни собрались перед зданием с целью подать наследнику престола петицию с протестом против произвола предпринимателей. В 1881-94 Аничков дворец - резиденция императора Александра III, который не любил Зимний дворец, позднее - вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. В 1918 -35 в здании Музей города (предшественник Музея истории Ленинграда). В 1936-37 Аничков дворец реконструирован под Дворец пионеров (архитекторы А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский). Аничков дворец. Аничков дворец. Вид со стороны Невского проспекта. На заднем плане здание «Кабинета». Санкт-Петербург. |
Аничков мост через реку Фонтанку. Аничков мост через реку Фонтанку. Санкт-Петербург. Аничков мост (в 1739 Невский мост, название не прижилось), через р. Фонтанка, на Невском проспекте. Первый деревянный мост построен на этом месте в 1715 под руководством подполковника (по другим данным, майора) М. О. Аничкова (отсюда название), в 1721 мост сделан подъёмным (мастер X. ван Болес), в 1749 перестроен (архитектор С. Волков) и декорирован «под гранит», около 178385 перестроен в камне по типовому проекту (см. в статье Белинского мост), в 1841 реконструирован (инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер, А. Д. Гетман; перила архитектор К. Ф. Шенкель): 3-пролётный, с кирпичными сводами и фасадными арками из розового гранита, опоры старые, бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. В 184950 на устоях Аничкова моста установлены скульптурные группы П. К. Клодта «Укрощение коня». В 190608 Аничков мост перестроен (инженеры С. П. Бобровский, Н. Г. Кривошеий, архитектор П. В. Щусев; по требованию АХ архитектурные и конструктивные формы моста сохранены, лучковые своды заменены коробовыми). В ноябре 1941 скульптурные группы с Аничкова моста сняты и зарыты в саду Аничкова дворца (торжественно возвращены на прежнее место 30 апреля 1945). В 194144 район Аничкова моста подвергался интенсивным артобстрелам (блокадники называли его «пронеси, Господи»). На пьедестале одной из конных групп, где сохранились сколы от осколков снарядов и бомб, мемориальная доска. Длина Аничкова моста по створу набережных 54,6 м, ширина 37,9 м. Литература: Васильев В., Аничков мост, Л., 1973. |
Аничков Николай Николаевич (18851964), патолог, академик АН СССР (1939), президент АМН СССР (194653), генерал-лейтенант медицинской службы. Родился в Петербурге. Окончил ВМА (1909), работал там же и одновременно (с 1920) в институте экспериментальной медицины. В 1933 создал кафедру патологической анатомии в Ленинградском медвузе-больнице имени И. И. Мечникова (ныне Санитарно-гигиенический институт). Разработал холестериновую теорию патогенеза атеросклероза. Труды по патологии ретикулоэндотелиальной системы; аутоинфекции. Депутат ВС СССР в 194650. государственная премия СССР (1942). Похоронен на Богословском кладбище. На зданиях кафедры патологической анатомии ВМА (улица академика Лебедева, 37а) и института экспериментальной медицины АМН СССР (улица академика Павлова, 9а) мемориальные доски. Литература: Вальдман А. А., Базанов В. А., Н. Н. Аничков, М., 1974. |
Анна Ивановна (16931740), императрица (с 1730), племянница Петра I. В 1710 выдана замуж за герцога Курляндского, вскоре овдовела, жила в Митаве (ныне Елгава Латвийской ССР). После смерти в Москве, куда была перенесена столица, императора Петра II члены Верховного тайного совета пригласили Анну Ивановну на престол, планируя ограничить самодержавие в пользу аристократической олигархии. Опираясь на дворянство и гвардию, Анна Ивановна отвергла их попытку и вскоре распустила Совет. В 1732 Анна Ивановна вместе с двором и высшими государственными учреждениями вернулась из Москвы в Петербург. Недалёкого ума, ленивая, необразованная, Анна Ивановна мало занималась государственными делами, главное её увлечение грандиозные балы. Вся власть была сосредоточена в руках фаворита Анны Ивановны выходца из Курляндии Э. И. Бирона и его ставленников. Попытки бороться с немецким засильем жестоко подавлялись (в 1740 казнены члены Волынского кружка). В 1739 Анна Ивановна выдала свою племянницу Анну Леопольдовну за принца Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского (их сын будущий император Иван VI). В царствование Анны Ивановны в Петербурге открыты Сухопутный шляхный корпус (1731), Медицинско-хирургическая школа (1733), создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении (1737), в Петропавловской крепости были построены Алексеевский равелин и Иоанновский равелин, названные в честь деда и отца Анны Ивановны ; начаты работы по перепланировке центра города. Анна Ивановна похоронена в Петропавловском соборе. |
Анна Леопольдовна (17181746), «правительница» (174041) при малолетнем сыне Иване VI Антоновиче, дочь царевны Екатерины Ивановны (племянницы Петра I) и герцога Карла Леопольда Мекленбургского. В 1722 Анна Леопольдовна вместе с матерью прибыла в Россию, в правление Анны Ивановны приближена ко двору, в 1739 вышла замуж за принца Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. Их сын Иван по завещанию императрицы Анны Ивановны после её смерти провозглашён императором при регентстве Э. И. Бирона, после свержения которого регентшей («правительницей») стала Анна Леопольдовна . Фактически вся власть находилась в руках фаворитов Б. Х. Миниха, затем А. И. Остермана. Распри среди временщиков, непрочность власти Анны Леопольдовны , рост патриотических настроений в среде дворянства привели к свержению 25 ноября 1741 Анны Леопольдовны и Ивана VI Антоновича Елизаветой Петровной. Анна Леопольдовна вместе с семьёй отправлена в ссылку, умерла в Холмогорах. Похоронена в Александро-Невской лавре. |
Анненский Иннокентий Фёдорович (18551909), поэт, переводчик, критик, педагог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1879). Преподавал древние языки, античную литературу, русский язык на Высших женских (Бестужевских) курсах в 187990, в гимназиях, на Высших женских историко-литературных курсах Раева (1909). В 189396 директор 8-й Петербургской гимназии. В 18961906 директор Царскосельской Николаевской гимназии. С 1906 инспектор Петербургского учебного округа. В Петербурге вышла первая книга стихов и переводов Анненского «Тихие песни» (1904) и сборник «Посмертные стихи» (1923). В 1909 участвовал в подготовке издания журнала «Аполлон», входил в Общество ревнителей художественного слова при редакции журнала. В стихотворении «Петербург» (опубликовано 1910) создал символическую концепцию «петербургского периода» истории России страны деспотической и рабской, символом которой стала не раздавленная «Медным всадником» змея. Ощущением особого петербургского колорита, «нерва» города проникнуты статьи Анненского о Н. В. Гоголе и Ф. М. Достоевском в его сборниках критической прозы «Книга отражений» (издано в Петербурге, 1906, 1909), стихи сборника «Кипарисовый ларец» (1910). Похоронен на Казанском кладбище в г. Пушкин. Литература: Лавров А. В., Тименчик Р. Д., И. Анненский в неизданных воспоминаниях, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия, 1981, Л., 1983; Федоров А. В., И. Анненский, Л., 1984. |
Анненшуле, училище при Лютеранской церкви святой Анны, немецкая школа. Основана 3 января 1736 для обучения элементарной грамоте. С 80-х гг. XVIII в. преподавание велось по учебному плану немецкого реального училища. Аннешуле содержалась на средства прихожан церкви св. Анны. Принимались дети различных вероисповеданий (мужское и женское отделения). Мальчики обучались профессиям ремесленника, торговца, фармацевта, хирурга и др. В 1785 было выстроено новое (каменное) здание (Кирочная улица, 7); в 1786 Аннешуле включена в систему народных училищ. В первой половине XIX в. образование в Аннешуле постепенно приобрело классическое направление. В 1852 школе, отличавшейся высоким уровнем преподавания, был присвоен статус государственной гимназии, а выпускникам право поступления в университет. В 1868 для Аннешуле возведено 3-этажное здание; в 1889 пристроен гимнастический зал (архитектор В. А. Шрётер, золотая медаль Всероссийской гигиенической выставки 1893). В начале XX в. Аннешуле состояла из мужских и женских гимназий, реального училища, элементарной и подготовительной школ Сиротского дома (всего 1800 учащихся). В 1906 школа получила новое, 5-этажное здание с отдельными выходами для мальчиков и девочек (архитекторы А. Ф. Бубырь и Л. А. Ильин). Среди учеников К. Я. Люгебиль, Э. Э. Эйхвальд, Н. Н. Миклухо-Маклай, П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Кони, Р. Р. Бах, В. В. Струве, С. А. Мартинсон. После Октябрьской революции преобразована в единую трудовую школу № 11; с 1975 в её здании школа № 239 (улица Салтыкова-Щедрина, 8а). Литература: Берлин А. Б., Питомцы знаменитой школы, «ЛП», 1987, № 9. |
Антибиотиков и ферментов институт, Всесоюзный научно-исследовательский технологический (ВНИТИАФ) Минмедпрома СССР (проспект Огородникова, 41), основан в 1956 как Ленинградский институт антибиотиков, с 1975 современное название. Разрабатывает проблемы технологии промышленного производства противогрибковых антибиотиков и ферментов, продуцируемых микроорганизмами. Расположен в здании бывшей Калинкинской больницы первой Петербургской больницы по лечению венерических заболеваний. Главное здание института построено в 1832 (архитектор Л. И. Шарлемань). Сохранились больничные ворота образец русского литья XVIII в. |
Антипов Николай Кириллович (18941938), партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1912. В 190913 слесарь на Адмиралтейском заводе, в 191213 секретарь 2-го городского РК Союза металлистов. В 1914 слесарь на заводе «Новый Айваз», член ЦК РСДРП, участник партийной конференции совместно с членами большевистской фракции 4-й государственной думы в Озерках. В 1916 член ЦК РСДРП, руководитель агитпропколлегии ПК. В 1917 член ЦК РСДРП(б), депутат Петросовета; вёл революционную работу в Гельсингфорсе; делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции и 6-го съезда партии. В Октябрьскую революцию член Президиума Центрального совета фабзавкомов Петрограда, делегат 2-го Всероссийского съезда Советов. С 1918 член Президиума ВСНХ, в августе 1918 марте 1919 заместитель председателя, председатель Петроградского ЧК. С 1919 на партийной и государственной работе. В 192628 секретарь Ленинградского обкома и Северо-западного бюро ЦК ВКП(б). С 1935 председатель Комиссии советского контроля и одновременно заместитель председателя СНК и СТО СССР Член ЦК ВКП(б) в 192438. Член ВЦПК, ЦИК СССР Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. |
Антирелигиозный музей, существовал в 193037. Помещался в здании Исаакиевского собора. Был одним из главных центров атеистической пропаганды в СССР В ночь на 12 апреля 1931 в Антирелигиозном музее продемонстрирован опыт с маятником Фуко, подтверждающий учение Н. Коперника о вращении Земли (присутствовало свыше 7 тыс. человек). После ликвидации Антирелигиозного музея его материалы переданы в Музей истории религии. |
Антокольский Марк Матвеевич (18431902), скульптор. В 186271 жил в Петербурге, затем большей частью за границей. Окончил АХ (1868), академик с 1871. Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками. Мастер исторического портрета, в котором отразились его патриотические устремления и философской взгляды; произведения Антокольского отличаются ёмкой психологической трактовкой образов, точностью в изображении исторических деталей: «Иван Грозный» (бронза, 1871, ГРМ; мрамор, 1875, ГТГ), «Пётр I» (гипс, 1872, утрачен; бронза, ГТГ; мрамор, 1873, ГРМ, по этому оригиналу отлит памятник для Петродворца, открыт в 1883, похищен фашистами, восстановлен в 1953), «Нестор-летописец» (мрамор, 1889, ГТГ, ГРМ), «Ермак» (бронза, 1891, ГРМ); произведения на морально-философские темы, в том числе «Христос перед судом народа» (бронза, 1874, ГРМ). Жил в Академическом переулке, 1/4. Похоронен на Еврейском кладбище Литература: М. М. Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи, СПБМ., 1905; Шалимова В., М. М. Антокольский, Л., 1970; Кузнецова Э. В., М. М. Антокольский, М., 1989. |
Антонов-Овсеенко Владимир Александрович (18831938), государственный и военный деятель, дипломат. Член Коммунистической партии с июня 1917 (в РСДРП с 1903). В 1904 окончил Владимирское пехотное училище. В 1905 участвовал в организации военного восстания в Польше, в подготовке восстания в гарнизоне Петербурга (член ЦК РСДРП), в 1906 в Севастополе; приговорён к смертной казни, заменённой 20 годами каторги, бежал. С 1910 в эмиграции. С мая 1917 в Петербурге, работал в Военной организации при ЦК РСДРП(б). Летом 1917 арестован Временным правительством, заключён в тюрьму «Кресты». В Октябрьскую революцию секретарь и член Бюро ПВРК, один из руководителей штурма Зимнего дворца и участник ареста Временного правительства. На 2-м Всероссийском съезде Советов вошёл в СНК член комитета по военным и морским делам. В ноябредекабре 1917 командовал войсками Петроградского ВО. В 191819 Верховный главнокомандующий советскими войсками юга России, командир Украинского фронта, член РВС Республики. В 192224 начальник Политуправления РВС и член РВС СССР С 1924 на дипломатической работе. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. Именем Антонова-Овсеенко в 1970 названа новая улица (на правом берегу Невы, в районе Дальневосточного проспекта). Сочинения: В революции. [Воспоминания], М., 1983. Литература: Ракитин А., В. А. Антонов-Овсеенко, 2 изд., Л., 1989. |
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Один из залов. Санкт-Петербург. Антропологии и этнографии музей имени Петра Великого (МАЭ) института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР (Университетская набережная, 3), образован в 1879 объединением Этнографического музея и Музея соматической антропологии и доисторической археологии, выделившихся в 1836 из Кунсткамеры. Располагает коллекциями Кунсткамеры, помещается в её здании и специально выстроенном в 1887 3-этажном корпусе. Первоначальное название «Музей по этнографии и антропологии по преимуществу России» (переименован и получил имя Петра I в 1902 в связи с 200-летием со дня основания Петербурга). В фондах МАЭ около 1 млн. предметов: около 300 тыс. этнографических, около 500 тыс. археологических, около 200 тыс. антропологических). Этнографические фонды имеют богатейшие собрания по культуре и быту народов Сибири, Индии и Индонезии, Передней и Средней Азии, Китая, Японии, Кореи, Австралии, Океании, Африки, Северной и Южной Америки, многие из которых являются уникальными. В археологическом отделе - собрания по палеолиту, ашельской культуре, в антропологическом - коллекции черепов и костных останков человека, проживавшего на территории СССР с периода палеолита. Помимо вещественных фондов МАЭ располагает богатым научным архивом и негатекой. Издаёт «Сборник Музея антропологии и этнографии» (с 1900), имеет ряд постоянных экспозиций. Ежегодно музей посещает свыше 500 тыс. человек Литература: Шафрановская Т. К., Музей антропологии и этнографии АН СССР Путеводитель без экскурсовода, Л., 1979. |
Анцелович Наум Маркович (1888-1952), партийный, государственный и профсоюзный деятель. Член Коммунистической партии с 1905. Родился в Петербурге. Рабочий-электрик. В 1913-15 вёл революционную работу в Петербурге, затем в ссылке. После Февральской революции в Петербурге, агитатор Военной организации при ЦК РСДРП(б), член Исполкома Петроградского совета профсоюзов, председатель правления Союза рабочих-электриков; делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б); один из организаторов Красной Гвардии в Петроградском районе. В дни Октябрьской революции член ПВРК, комиссар над учреждениями интендантства. В ноябре 1917 направлен ПВРК в Вологодскую и Вятскую губернию для обеспечения Петрограда хлебом. В 1918-19 председатель Петроградского совета профсоюзов, член бюро ЦК РКП(б), Исполкома Петросовета, председатель горпотребкооперации; участник обороны Петрограда. С осени 1919 на политработе в Красной Армии. С 1920 председатель Петроградского губпрофсовета. С 1923 на другой профсоюзной и государственной работе. Участник Великой Отечественной войны. Член ЦК ВКП(б) с 1939 (кандидат в 1927-34). Член ВЦИК, ЦИК СССР Депутат ВС СССР в 1937-46. Литература: Герои Октября, кн. 1, Л., 1967. |
Анциферов Николай Павлович (18891958), историк, краевед, один из организаторов экскурсионного дела в СССР кандидат филологических наук (1944). С 1908 в Петербурге. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1915), ученик профессора И. М. Гревса, до 1919 состоял при кафедре всеобщей истории. В 1910 Анциферов и А. А. Гизетти создали при Эрмитаже кружок по подготовке руководителей для экскурсионной работы. С 1918 Анциферов работал в Экскурсионной секции Музейного отдела, в 192124 в Петроградском научно-исследовательском экскурсионном институте, с 1921 член общества «Старый Петербург», где вёл семинары по изучению Петербурга, Павловска, Царского Села, сотрудник журналов «Педагогическая мысль» (191824) и «Экскурсионное дело» (192123), преподавал в школе при бывшем Тенишевском училище (191225), в колонии для беспризорных в Славянке (191920), институте истории искусств (с 1925). Анциферов автор ряда работ по методике и организации экскурсионного дела. В 1929 арестован по сфабрикованному обвинению, заключение отбывал в Соловецких лагерях и на строительстве Беломорканала. После освобождения (1934) жил и работал в Москве. В работах по истории Петербурга (Ленинграда) выступил основоположником комплексного («цельнокупного») метода изучения городской среды, особое внимание уделял взаимовлиянию исторической среды и культурной жизни города. Введя в научный оборот обширный фактический материал, Анциферов первым в научно-краеведческой литературе создал художественный образ Петербурга, трактуя его как «русские Афины», «стольный город русской духовной культуры». Труды Анциферова по истории Петербурга. (Ленинграда) и ныне сохраняют научную ценность. Сочинения: Душа Петербурга, П., 1922; новое издание Л., 1990; Петербург Достоевского, П., 1923; Быль и миф Петербурга, Л., 1924; Пушкин в Царском Селе, Л., 1929; Пригороды Ленинграда. Города: Пушкин, Павловск, Петродворец, М., 1946; Петербург Пушкина, М., 1950; Из воспоминаний, «Звезда», 1989, № 4. Литература: Враская О. Б., Архивные материалы И. М. Гревса и Н. П. Анциферова по изучению города, в кн.: Археографический ежегодник за 1981 од, М., 1982; Лихачев Д. С., Добрый язычник [о Н. П. Анциферове], в сб.: Памятники Отечества, в. , [М.], 1989; Конечный А. М., Н. П. Анциферов исследователь Петербурга, в кн.: Петербург и губерния. Историко-этнографические исследования, Л., 1989; Анциферовские чтения. Материалы и тезисы конференции (2022 декабря 1989 г.), Л., 1989. |