Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Мосты

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мосты

Троицкий мост через Неву.

Троицкий мост через Неву.

Троицкий мост через Неву.

Открытка начала XX в.

Мосты. История Ленинграда неразрывно связана с сооружением и обслуживанием многочисленных мостов через Неву, её рукава, каналы, речки. Мосты являются неотъемлемой частью градостроительной структуры и архитектурного облика Ленинграда. В XVIII—XIX вв. число мостов неуклонно росло. В XX в. изменение их численности обусловлено развитием города, ростом городской территории, её благоустройством (осушение болот, засыпка мелких водоёмов), успехами мостостроения. В 1990 в Ленинграде было около 800  мостов различных видов и типов (не считая мостов на территории промышленных предприятий), в том числе 218 пешеходных. Собственно городских мостов  342, остальные — в пригородах (в том числе в Кронштадте — 5, Пушкине — 54, Петродворце — 51, Павловске — 16, Ломоносове — 7). На Неве, Большой Неве и Малой Неве 10  мостов (в том числе 1 железнодорожный), на канале Грибоедова — 21, на Обводном канале — 26 (в том числе 7 железнодорожных), на Фонтанке и Мойке — по 15. Разводных мостов в городе 21. Эксплуатацией мостов ведают Ленмостотрест, Октябрьская железная дорога, некоторые другие организации; проектированием мостов  — Ленгипротрансмост, Ленгипроинжпроект, Гипротранспуть (Ленинградский филиал) и другие организации. Строительство и реконструкцию мостов осуществляют тресты Мостострой-6, Ленмостострой, РСУ Ленмосттреста.

Первый мост в городе сооружён через современный Кронверкский пролив, он соединил Заячий остров, где шло строительство Петропавловской крепости, с Берёзовым (Городским) островом (современный Петроградский остров), где формировался первый центр Петербурга; первоначально мост был наплавным и назывался Петровским, с 1887 современное название — Иоанновский мост. Затем стали появляться другие деревянные балочные, свайные, разводные, наплавные мосты. Первым мостом через Большую Неву стал наплавной Исаакиевский мост, созданный в 1727. К 1740 в Петербурге было около 40  мостов . Ведущий мостостроитель — инженер X. ван Болес.

1760—1800-е гг. — период строительства каменных набережных и мостов . Первыми в конце 1760-х гг. были сооружены Прачечный мост, Верхне-Лебяжий мост, Эрмитажный мост, затем Казанский мост и Каменный мост. В 1780-х гг. возведены 7 однотипных разводных мостов через р. Фонтанка со строгими монументальными башнями (сохранились только на двух): Аничков мост, Обуховский мост, Старо-Калинкин мост, Измайловский, Семёновский, Симеоновский и Чернышёв мосты. В 1797—1800 построен Трёхчастный мост на Воскресенском канале. Эти сооружения, обогатившие облик города, относятся к шедеврам мостового зодчества. Группа мостов на каменных опорах была построена на Крюковом канале. Ведущие мостостроители: Ю. М. Фельтен, Т. И. Насонов, В. И. Назимов, И. Н. Борисов, Ф. В. Бауэр, П. К. Сухтелен, К. Ф. Модерах, И. К. и Ф. И. Герарды.

Первые железные мосты в России появились в 1780—90-х гг. в Царском Селе и Таврическом саду. В 1806—40-х гг. в Петербурге построено 12 чугунных тюбинговых мостов из пустотелых ящиков-клиньев (Полицейский, ныне Народный мост, Красный мост, Поцелуев мост, Синий мост, Конюшенный Большой мост, Театральный мост, Инженерный Первый мост, Певческий мост и др.) и 4 ребристых (Сальнобуянский, мост в Михайловском саду, Глухой мост через Адмиралтейский канал, 3-пролётный мост -плотина на р. Охта). В 1823—29 сооружено 8 висячих цепных мостов : Екатерингофский, Пантелеймоновский, Египетский, Почтамтский, Банковский, Львиный и 2 мостика на Безымянном ручье. Их создатели: В. И. Гесте, П. П. Базен, Г. Треттер, Е. А. Адам.

В 1850 (под руководством С. В. Кербедза) завершилось строительство первого постоянного моста через Большую Неву (см. Лейтенанта Шмидта мост). В 1837 появился первый в городе железнодорожный мост на Обводном канале, его деревянные арки на каменных устоях повторяли конструкцию обычных городских ездовых мостов . К 1809 число мостов достигло 102, к 1838 — 157, к 1863 — 181. В 1841 был построен первый проезжий железный арочный Ново-Никольский мост. В 1857 — первый балочный со сплошными стенками — Семёновский мост. С 1870-х гг. начинают строиться металлические мосты с двухшарнирными арками (Варшавский, Поцелуев) и сквозными фермами (Садовый Второй) под городскую железную дорогу (конку, затем трамвай).

В XVIII—XIX вв. одновременно с постоянными (круглогодичного пользования) деревянными, каменными и железными мостами действовали наплавные мосты , последние из которых просуществовали — Троицкий (против Летнего сада) до 1903, Исаакиевский до 1916. В 1879 начал действовать второй постоянный мост через Неву — Литейный мост. В начале XX в. построены Троицкий мост (ныне Кировский мост), Большеохтинский мост, Дворцовый мост, Финляндский железнодорожный мост через Неву и Большую Неву. Ведущие мостостроители: А. Е. Струве, Н. А. Белелюбский, Г. Г. Кривошеин, А. П. Пшеницкий, В. П. Апышков.

При восстановлении городского хозяйства Ленинграда в 1920—30-е гг. строилось много железобетонных (монолитных), в основном арочных, мостов : Ново-Кирпичный, Кашин, Обуховский и др. В 1936 открыт первый железобетонный мост через Неву — Володарский мост. Ведущие советские мостостроители: академик Г. П. Передерий, инженеры Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева, архитекторы К. М. Дмитриев, Л. А. Носков.

В период блокады 1941—44 ряд мостов подвергался артобстрелам и вражеским бомбёжкам. При подготовке Ленинграда к обороне во время оборонительного строительства 1941—43 ряд пригородных и городских мостов был заминирован и подготовлен к взрыву, чтобы разрушением мостов задержать возможное продвижение противника. Механики разводных мостов были переведены на казарменное положение и жили внутри опор своих мостов . Ряд мостов был снабжён дымовыми шашками для создания дымовой завесы во время воздушных налётов. Регулярная разводка мостов была отменена и осуществлялась только по специальному указанию Штаба морской обороны Ленинграда через специальных морских офицеров, находившихся на мостах .

В 1940—50-х гг. строились преимущественно металлические мосты (мост Свободы, Биржевой мост, Ушаковский и Египетский мосты). Затем снова стали широко строиться железобетонные мосты (сборные) балочно-неразрезных, консольных, рамных и рамно-подвесных систем: мост Александра Невского, Тучков мост, Комаровский мост, Банный мост, мосты через pp. Смоленка, Волковка, Чёрная. В 1969 появился первый мост из алюминия — Коломенский мост. Сооружён ряд мостов -теплопроводов с высокими архитектурными достоинствами (Итальянский мост, Английский мост, Сенной).

Самый широкий из ленинградских мостов  — Синий мост (ширина 97,3 м), затем Казанский мост (95 м), Певческий мост (72 м). Самый протяжённый — мост Александра Невского (длина 905,7 м с пандусами). С Кировского и Пикалова моста можно увидеть сразу по 7 других мостов .

Особое внимание с начала XX в. (архитектор Л. А. Ильин) уделяется реставрации старых мостов . В 1940—60-х гг. эту традицию продолжили главный инженер Ленмостотреста П. П. Степнов, начальники Государственной инспекции по охране памятников Н. Н. Белехов, А. В. Победоносцев и др. Ныне мосты рассматриваются как памятник архитектуры и техники одновременно. Ряд мостов находится под государственной охраной как памятники истории и культуры.

Литература:

Кочедамов В. И., Мосты Ленинграда, Л.—М., 1958;

его же, Проекты первого постоянного моста на Неве, в сб.: Архитектурное наследство, в. 4, М.—Л., 1953;

его же, Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX в., там же, в. 9, М.—Л., 1959;

Блэк И., Ротач А., Чугунные арочные мосты в Ленинграде, там же, в. 7, М.—Л., 1955;

Тумилович Е. В., Алтунин С. Е., Мосты и набережные Ленинграда, М., 1963;

Пунин А. Л., Мосты Петрограда в дни Октябрьского вооруженного восстания, в сб.: Труды института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Серия Искусствоведение, в. 2, Л., 1970;

его же, Повесть о ленинградских мостах, Л., 1971;

По рекам и каналам Ленинграда. [Путеводитель], Л., 1973;

Пунин А. Л., Плюхин Е. В., Мосты повисли над водами. [Фотоальбом], 2 изд., Л., 1977;

Захаров О. Н., Архитектурные панорамы невских берегов, Л., 1984;

Памятники истории и культуры Ленинграда, состоящие под государственной охраной. Справочник, Л., 1985;

Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986.

Николаевский мост через Большую Неву.

Николаевский мост через Большую Неву.

Николаевский мост через Большую Неву.

Открытка начала XX в.

В начало энциклопедии