Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Мостовые

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мостовые

Мостовые. Первоначально улицы Петербурга представляли собой просеки с канавами для отвода воды. В 1710 на Городском острове (Петроградская сторона) были начаты работы по их замощению камнем. Указом 1714 (действовал до 1776) предписывалось каждому судну привозить в Петербург по 10—30 камней (массой не менее 10 фунтов), всем возам — по 3 камня (не менее 5 фунтов); они поступали в распоряжение Канцелярии городовых дел (с 1723 «Канцелярия от строений»). Замощение улиц выполнялось пленными шведами. Около 1715 замощена новая дорога от Главного Адмиралтейства к старой Новгородской дороге (ныне Невский проспект). В 1718 строительство мостовых на участке улицы против своего дома стало натуральной повинностью жителей Петербурга; у казённых зданий мостовые строились казной. Работы выполняли крестьяне-сезонники; за исправностью замощения следила полиция. Наряду с булыжными мостовыми применялись деревянные настилы. К концу XVIII в. большая часть центральных улиц Петербурга была замощена, на окраинах оставались грунтовые дороги. На главных улицах (Невской проспективе, вдоль Адмиралтейства, у кадетского корпуса на Васильевском острове) были устроены тротуары из каменных плит. В 1826 пробовали уложить поверх булыжной мостовой (долговечной, но шумной и тряской) каменные или деревянные настилы-колёсопроводы для экипажей, но опыты были неудачны. Самую удобную, но дорогостоящую (требовала постоянной починки) мостовую  — из деревянных шашек-торцов, лежавших на деревянном, а с началом XX в. на бетонном основании, — предложил в 1825 изобретатель В. П. Гурьев. В начале 1830-х гг. торцами были выстланы 20—30 главных улиц и площадей (первым вымостили Невский проспект), остальные имели булыжное покрытие. Устройством торцовых мостовых занимались артели, подрядные организации и компании. В 1839 впервые применили асфальтовые мостовые , но вследствие неумения производить хороший асфальт от него надолго отказались. В 1860 в Петербурге имелось свыше 1,3 млн. кв. сажен булыжных мостовых , свыше 7 тыс. квадратных сажен торцовых мостовых , 350 квадратных сажен дощатых мостовых , свыше 45,8 тыс. квадратных сажен щебёночных шоссе. С 1817 начато устройство тротуаров на всех замощённых улицах Петербурга; в 1832 протяжённость тротуаров составляла 122 тыс. погонных сажен. В 1870 на набережной р. Фонтанки у Соляного городка устроили асфальтовую мостовую , в 1876 Городская дума заключила договор с «Товариществом асфальтовых дорог» о производстве асфальтовых работ. В 1892 целиком покрыта асфальтом Большая Конюшенная (ныне Желябова) улица, в 1910 — Екатерининская (ныне Малая Садовая) улица, часть улицы Жуковского. В 1910 площадь булыжных мостовых составляла 1,7 млн. квадратных сажен, торцовых — 132 тыс., площадь незамощённых улиц — 261 тыс. В годы Гражданской войны дорожное хозяйство Петрограда сильно пострадало. С 20-х гг. началось его восстановление. В 1922 приведены в порядок дороги, соединявшие Морской порт с Петроградом и вокзалами. В конце 20-х — начале 30-х гг. на смену торцам (в 1927 — 660 тыс. м2, или 8% площади замощения) пришла диабазовая брусчатка, с 1932 основным дорожным материалом стал асфальт. К 1940 асфальтовые мостовые составляли 30% общей дорожной площади Ленинграда (в 1930 — 6,5%). После Великой Отечественной войны началась реконструкция городских дорог. Мощности асфальтовых заводов Ленинграда были увеличены в 3 раза. В 1953 асфальтобетоном было покрыто около 50% мостовых , в 1963 — 85,1%, к 1990 заасфальтированы почти все улицы и площади Ленинграда.

В начало энциклопедии