Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САЯ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САЯ")

Саботаж контрреволюционный 1917—1918

Статья большая, находится на отдельной странице.

Савина Мария Гавриловна

Савина Мария Гавриловна (1854—1915), актриса. С 1874 в Александрийском театре. Одна из лучших исполнительниц в пьесах А. Н. Островского, И. С. Тургенева. Среди ролей также: Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1881), Акулина («Власть тьмы» Л. Н. Толстого, 1895). Савина занималась широкой общественной деятельностью: была одним из организаторов (1883—84) и председателем Русского театрального общества и др. В 1896 основала в Петербурге «Убежище для престарелых актёров», ныне Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной (Петровский проспект, 13). По воле Савиной она похоронена на его территории. Именем Савиной в 1965 названа улица (бывший Безымянный проезд в районе Дома ветеранов сцены).

Сочинения:

Горести и скитания, 2 изд., Л., 1983.

Литература:

Шнейдерман И., М. Г. Савина, Л.—М., 1956;

Светаева М., М. Г. Савина, М., 1988.

Савушкин Александр Петрович

Савушкин Александр Петрович (1918—1943), Герой Советского Союза (1943, посмертно), капитан, лётчик-истребитель. Член Коммунистической партии с 1941. В Красной Армии с 1938. Окончил военную авиационную школу пилотов (1938). Участник советско-финляндской войны. В Великой Отечественной войне штурман 11-го гвардейского истребительного авиаполка. При защите Ленинграда совершил 300 боевых вылетов, сбил 18 вражеских самолётов. Погиб при выполнении боевого задания 17 мая на окраине Ленинграда. Похоронен в лесопарке «Сосновка» в братской могиле. Именем Савушкина в 1950 названа улица (объединила бывший Ферзин переулок, Мигуновскую, Крупновскую, Гороховую улицы и вновь проложенную улицу) в Старой Деревне и Новой Деревне.

Литература:

Буров А. В., Твои герои, Ленинград, 2 изд., Л., 1970.

Савшинский Самарий Ильич

Савшинский Самарий Ильич (1891—1968), пианист, педагог. Родился в Петербурге. В 1915 окончил Петроградскую консерваторию, с 1921 её преподаватель (с 1926 профессор). Один из организаторов и первый директор (с 1936) специальной музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории. Похоронен на Серафимовском кладбище. Имя Савшинского присвоено одному из классов консерватории.

Сад имени 9 января

Сад имени 9 января, см. Детский парк имени 9 Января.

Сад имени Дзержинского

Сад имени Дзержинского (прежнее название Лопухинский, Громовский, Алфёровский), в Петроградском районе, между Малой Невкой, улицей Академика Павлова и Кировским проспектом. С начала XIX в. пейзажный парк дачи П. В. Лопухина, занимавший территорию от Малой Невки до нынешней улицы Профессора Попова. В середине XIX в. территория перешла к лесоторговцу В. Ф. Громову, для которого архитектором А. М. Горностаевым была построена новая дача с оранжереями (улица Академика Павлова, 13) и сооружена гранитная пристань на берегу протоки. В 1920-х гг. в Громовской даче разместился Клуб совторгслужащих имени Ф. Э. Дзержинского, в 1930 установлен памятник Дзержинскому (скульптор А. В. Крыжановская). В 1938—61 на территории сада находилась Ленинградская студия телевидения.

Сад имени Карла Маркса

Бюст К. Маркса у входа в Сад имени Карла Маркса.

Бюст К. Маркса у входа в Сад имени Карла Маркса.

Бюст К. Маркса у входа в Сад имени Карла Маркса.

Ленинград.

Сад имени Карла Маркса (Лесной проспект, 39), разбит в 1927—28 (садовод Р. Ф. Катцер) в ходе работ по благоустройству Выборгской стороны на месте пустырей и разобранных в годы Гражданской войны деревянных домов. Первоначальная площадь 10 га, в 1975 в связи со строительством подходов к Гренадерскому мосту площадь сокращена до 5,9 га. Планировка центральной части регулярная, по периферии пейзажная, с прогулочными дорожками и площадками тихого отдыха. В 1984—85 сад реконструирован (архитектор Д. А. Демидова), сооружено низкое ограждение из гранитного бортового камня, у входа со стороны Лесного проспекта установлена декоративная стела и гранитная скамья, построен домик садовника, удалены потерявшие декоративность старые деревья, произведены подсадки кустарников (сирень, чубушник, снежноягодник), на многочисленных цветниках — многолетние цветы (тюльпаны, нарциссы, пионы, флоксы и др.). В 1933 в центральной части сада установлен памятник К. Марксу (бронза, гранит; скульптор Н. В. Томский). В 1975 близ входа в сад открыта станция метро «Выборгская».

«Сад мира»

«Сад мира», мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (архитекторы Ю. А. Дьяконов, В. А. Гаврилов). Сооружён в 1967 трудящимися Петроградского района на 35-м км Верхне-Выборгского шоссе. На этом рубеже советские воины в сентябре 1941 остановили наступление финляндских войск. На искусственном холме мемориальная стела из гранитных блоков длиной 10 м и высотой 2,8 м, рядом бетонные противотанковые надолбы и фруктовый сад из 12 яблонь.

Садовая улица

Садовая улица.

Садовая улица.

Садовая улица.

Санкт-Петербург.

Садовая улица (после Октябрьской революции улица 3-го Июля, в память Июльских дней 1917; с 1944 вновь Садовая), между улицей Халтурина и площадью Репина, пересекает р. Мойка и Крюков канал. Возникла в начале XVIII в., проходила вдоль загородных садов и огородов (отсюда название). В 1730-х гг. в районе С. у. образовалась площадь, в 1737 на ней — Сенной рынок (см. Мира площадь). В середине XVIII в. построен Дом «с четырьмя колоннадами» (ныне здесь кинотеатр «Молодёжный» и ресторан «Баку»), в 1749—57 — дворец Воронцова (ныне Суворовское училище), к которому в 1798—1800 пристроено здание Мальтийской капеллы. В 1780-е гг. сооружён дом Яковлева (ныне Ленинградское отделение ТАСС), в 1788—89 — Никольский рынок. В 1783—90 построен дом 21 для Ассигнационного банка (архитектор Дж. Кваренги), ныне здесь Финансово-экономический институт. В 1797—1800 сооружён Инженерный замок. В 1825 разбит Михайловский сад (архитектор К. И. Росси). В 1824—26 возведено здание Ордонансгауза, в 1820-е гг. — дом Яковлевой, в 1856 — доходный дом (дом 44, архитектор А. И. Ланге). В 1902 построен дом 50 (ныне Музей железнодорожного транспорта СССР). В 1907 сооружён дом 55 (архитектор А. И. Лишневский), ныне райисполком Октябрьского района, в 1910-е гг. — дом 34 (архитектор Ф. И. Лидваль). В 1964 на Садовой улице у дома 52 установлена стела в память воинов народного ополчения Октябрьского района (архитектор С. Б. Сперанский). В 1967 перед зданием бывшего Ассигнационного банка открыт памятник Дж. Кваренги (скульптор Л. К. Лазарев).

На Садовой улице в доме 20 жили И. А. Крылов и Н. И. Гнедич, в доме 51 — А. Н. Майков и А. Ф. Писемский, в доме 61 — М. Ю. Лермонтов (мемориальная доска). Садовая улица связана с жизнью и деятельностью В. И. Ленина (дом 21, 49, 506). На Садовой улице : Публичная библиотека, комплекс торговых и складских помещений Апраксина двора, зеркальная галерея Гостиного двора, Детский парк Октябрьского района, кинотеатр «Сатурн» и др.; станция метро «Площадь Мира», выход со станции метро «Гостиный двор».

Литература:

Воложенинов И., Садовая улица, «БА», 1973, № 8;

Синюхаев Б. Г., Садовая улица, Л., 1974;

Ленинград. Путеводитель, 2 изд., Л., 1988.

«Садовая»

«Садовая», станция метро Правобережной линии. Открыта в 1991. Входит в метрополитеновский комплекс, сооружённый под Садовой улицей, в зоне пересечения Правобережной линии с Московско-Петроградской линией и новым Фрунзенским радиусом метро. Архитекторы А. И. Прибульский, А. В. Гончаров, Г. П. Кашихин, В. В. Попов. Переходные тоннели, площадки, лестничные спуски, перронный зал сооружались одновременно с реконструкцией станции «Площадь Мира». Перронный зал односводчатый. Стены, пол оформлены красным гранитом со вставками серого гранита. Фриз из белого мрамора, украшенного сверху анодированным под бронзу металлом. В центре зала гранитная скамья с информационными стойками.

Садовников Василий Семёнович

Садовников Василий Семёнович (1800—1879), график, акварелист. Крепостной княгини Н. П. Голицыной; в 1838 был освобождён, получил звание свободного художника. Академик АХ (1852). Многочисленные рисунки и акварели Садовникова с протокольно-документальной точностью воспроизводят как отдельные здания Петербурга, так и панорамы целых частей города. Наиболее известна «Панорама Невского проспекта», состоящая из 2 частей (общая длина около 15,6 м, высота 0,15 м; литографирована в 1830—35) и воссоздающая архитектуру зданий обеих сторон проспекта от Адмиралтейства до Фонтанки, перспективы пересекающих проспект улиц, рек и каналов, а также подъезды домов, витрины магазинов, вывески и т. д. Похоронен на Митрофаньевском кладбище.

Литература:

Котельникова И. Г., Виды Петербурга. Акварели В. Садовникова, Л., 1970.

Садовый Второй мост

Садовый Второй мост, через р. Мойка, в створе проезда Марсова поля. В 1876 на этом месте построен однопролётный железный балочный мост со сквозными открытыми фермами на чугунных сваях (для конно-железной дороги, см. Конка), в 1935 заменён 3-пролётным балочным деревянным мостом. Современный мост построен в 1966—67 (инженер Е. А. Болтунова, архитектор Л. А. Носков), однопролётный в виде 3-шарнирной железобетонной рамы, опоры облицованы гранитом. Чугунная решётка выполнена по типу решётки каменного моста через р. Таракановка у Нарвских ворот (1830-е гг., ныне засыпан), фонари по типу фонарей Первого Садового моста. Длина моста 42,8 м, ширина 20 м.

Садовый Первый мост

Первый Садовый мост через реку Мойку.

Первый Садовый мост через реку Мойку.

Первый Садовый мост через реку Мойку.

Санкт-Петербург.

Садовый Первый мост [в XVIII — начале XIX вв. 2-й Царицынский, по Царицыну лугу (Марсову полю); затем до 1924 Михайловский, по соседнему Михайловскому (Инженерному) замку], через р. Мойка, по Садовой улице. Первый деревянный мост на этом месте отмечен на плане 1716, в начале XIX в. сооружён новый ригельно-подкосный мост на каменных устоях. В 1835—36 он заменён каменным мостом, имевшим лучковый пологий кирпичный свод с прокладными рядами из известняковых плит и гранитными арками по фасадам (инженеры П. П. Базен, А. Д. Готман, И. Ф. Буттац). В 1906—07 каменный свод заменён железными 2-шарнирными арками со сквозным надарочным строением [инженер А. П. Пшеницкий(?), архитектор Л. А. Ильин]. В 1910 и 1913 на мосту установлены чугунные решётки и торшеры из связок пик (по типу близки торшерам, созданным в 1820-х гг. для Суворовского наплавного моста). В 1951 и 1969 утраченный архитектурный декор восстановлен с незначительными изменениями. Длина моста 33,8 м, ширина 20,4 м.

Сады городские

Сады городские. В Ленинграде 168 С. г. общей площадью 709 га (1990). Обычно занимают территорию от 1 до 15 га, примерно половина её — зелёные насаждения (газоны с деревьями и кустарниками, цветники). Необходимый элемент планировки — центральная площадка. Пешеходные дорожки покрыты асфальтом, бетоном, плиткой, прогулочные — гранитной крошкой. Часто в садах работают танцплощадки, кафе, спортивные сооружения и т. п. Для детей выделяют специальную площадку с игровым городком. Старейшие сады возникли в Ленинграде в XVIII—XIX вв. как частные владения, позже открыты для публики. Из них наиболее известны Летний сад, Михайловский, Сад отдыха и др. В период блокады города в 1942—43 на цветниках садов ленинградцы выращивали картофель и овощи, садам был нанесён значительный ущерб. В послевоенное время все городские сады восстановлены, открыто много новых (например, «Олимпия», Сад Замшина, Смоленский).

Салов Александр Михайлович

Салов Александр Михайлович (1917—1940), Герой Советского Союза (1940, посмертно), младший командир. Член ВЛКСмотри В Красной Армии с 1938. В советско-финляндскую войну воздушный стрелок-радист 50-го скоростного авиаполка на Северо-Западном фронте. Участвовал в 21 боевом вылете. Был тяжело ранен осколком снаряда зенитной артиллерии и скончался 18 февраля. Похоронен на Сестрорецком кладбище. Именем Салова в 1940 названа улица (бывшая Ново-Михайловская и Михайловская улицы, между Волковским проспектом и Белградской улицей).

Салоны, кружки и собрания литературные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Салтыкова дом

Салтыкова дом (Дворцовая набережная, 4), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1784-1788 (архитектор Дж. Кваренги), западный фасад перестроен в 1818 (архитектор К. И. Росси). 4-этажный, строгий по архитектурному оформлению дом Салтыкова , занимающий большой, застроенный по периметру участок с внутренним двором, играет важную роль в ансамбле площади Суворова, Марсова поля и набережной Невы. Некоторые внутренние помещения сохранили отделку 1820-50-х гг. (вестибюль, парадная лестница, Белый зал). В конце 1820-х гг. дом Салтыкова снимал австрийский посланник - граф Фикельмон. В салоне его жены - Д. Ф. Фикельмон и её матери - Е. М. Хитрово часто бывал А. С. Пушкин. Ныне в здании институт культуры имени Н. К. Крупской.

Салтыкова-Щедрина улица

Салтыкова-Щедрина улица (до 1826 4-я линия, 4-я Артиллерийская, до 1932 Кирочная), между Литейным проспектом и Новгородской улицей. Названа в честь М. Е. Салтыкова-Щедрина. Возникла в начале XVIII в. на территории Литейной слободы. В 1775—79 построен дом 8 — Лютеранская церковь святой Анны (кирха, отсюда прежнее название улицы), ныне кинотеатр «Спартак». В 1802—07 сооружены казармы и госпиталь Преображенского полка (дома 31—39, архитектор Ф. И. Волков), в 1883—85 — здание Клинического института (дом 41, архитектор Р. А. Гедике), ныне институт усовершенствования врачей имени С. М. Кирова; в 1901—04 — здание Военно-исторического музея А. В. Суворова (дом 43). В конце XIX — начале XX вв. возведены доходные дома (дома 32—34, 1899—1900, архитектор П. Ю. Сюзор; дом 6, 1908—09, архитектор В. И. Вандер-Гюхт; дом 22, 1911, архитектор В. В. Шауб; дом 19, 1914, архитектор В. Ф. Иванов). На улице Салтыкова-Щедрина : Центральная детская библиотека имени А. С. Пушкина (дом 61), Городской детский парк (см. Таврический сад). В апреле 1917 в доме 12 на квартире Т. Л. Щепкиной-Куперник В. И. Ленин провёл ряд совещаний с членами ЦК и ПК РСДРП(б). В доме 33 в 1917 размещались Литовский гвардейский резервный полк и 6-й сапёрный батальон, принимавшие участие в Октябрьском восстании 1917.

Литература:

Воложенинов И., Улица Салтыкова-Щедрина, «БА», 1967, № 4.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков) (1826—1889), писатель. Учился в Царскосельском лицее (1838—44), по окончании которого служил в канцелярии Военного министерства (1844—48). В 40-х гг. сблизился с кружком М. В. Петрашевского (см. Петрашевцы). В 1848 за повесть «Запутанное дело», в которой, по словам Николая I, обнаружилось «вредное направление и стремление к распространению революционных идей», арестован и выслан в Вятку. В Петербург вернулся в 1856. Под псевдонимом Н. Щедрин опубликовал «Губернские очерки» (1856—57), высокую оценку которым дали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов: обобщающий характер социальной сатиры, «дух правды», «сила обличения», подлинный демократизм. В 1856—58 чиновник особых поручений в Министерстве внутренних дел, участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861. В 1858—62 на службе в провинции, но практически вся его литературная и редакторская деятельность связана с Петербургом. В начале 60-х гг. Салтыков-Щедрин  — ведущий публицист «Современника» и его сатирического приложения «Свисток»; в 1864 вышел из состава редакции журнала и вернулся на государственную службу. В 1868 по велению императора Александра II уволен в отставку. Переехав в Петербург, сотрудничал в журнале «Отечественные записки» (с 1868), а после смерти Н. А. Некрасова (в 1878) был ответственным редактором журнала.

В Петербурге созданы почти все крупнейшие произведения Салтыкова-Щедрина : «История одного города» (1869—70), «Помпадуры и помпадурши» (1863—74), «Господа ташкентцы» (1869—72), роман «Господа Головлёвы» (1875—80). В 80-е гг. им написаны «Пошехонские рассказы», знаменитые «Сказки» и роман «Пошехонская старина». Салтыков-Щедрин , «историк современности», нередко обращался к реалиям современной жизни Петербурга и разнообразным петербургским типам. Тема Петербурга как воплощения социальных противоречий столичного города и бюрократически-полицейского государственного режима проходит через многие его произведения: повесть «Запутанное дело», «Невинные рассказы», пьеса «Тени», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Письма к тётиньке», «Современная идиллия», «Мелочи жизни», «Пёстрые письма» и др. Похоронен на Литераторских мостках (бюст — 1890, скульптор Л. А. Бернштам, архитектор Ф. А. Красовский). На доме, где с 1876 жил Салтыков-Щедрин (Литейный проспект, 60), — мемориальная доска. Именем Салтыкова-Щедрина в 1932 названа улица (см. Салтыкова-Щедрина улица). Его имя носят Публичная библиотека и Центральная библиотека Приморского района.

Литература:

Эльзон М., На Литейном, 62, в сб.: Белые ночи, [в. 4], Л., 1975;

Макашин С. А., Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860—1870-е гг., М., 1984;

его же, Салтыков-Щедрин. Последние годы, 1875—1889, М., 1989;

Турков А., Ваш суровый друг. Повесть о М. Е. Салтыкове-Щедрине, [4 изд.], М., 1988;

Тюнькин К., Салтыков-Щедрин, М., 1989.

Сальнобуянский канал

Сальнобуянский канал, находился на Матисовом острове, где с начала XIX в. был расположен Сальный буян (склад сала). Для его нужд и для пожарной безопасности в 1804 прорыт Сальнобуянский канал с набережной длиной около 255 м. Он шёл от Корабельной набережной Большой Невы до р. Пряжка, отделяя Сальный буян от остальной части Матисова острова. В 1806 через канал вдоль Корабельной набережной перекинут мост, позднее названный Чугунным (ныне сохранились лишь опоры). В 1903 набережная канала замощена. В 1915, после разборки амбаров Сального буяна, русло р. Пряжка от Большой Невы до канала засыпано, а её новым устьем стал Сальнобуянский канал , название канала и набережной постепенно вышло из употребления; в 1964 этот участок вошёл в состав территории производственного объединения «Адмиралтейский завод».

Салют 27 января 1944

Салют 27 января 1944, артиллерийский салют и фейерверк в Ленинграде в честь полного снятия блокады города. Приказом Ставки ВГК от 27 января 1944 право произвести Салют предоставлено Ленинграду (единственное, исключение в ходе Великой Отечественной войны, прочие салюты производились в Москве). Подготовкой салюта руководил командующий артиллерией фронта — генерал-лейтенант Г. Ф. Одинцов. Для салюта выделено 324 артиллерийских орудия (сосредоточены на Марсовом поле вдоль здания Ленэнерго, на берегу Невы под стенами Петропавловской крепости, на Стрелке Васильевского острова, на площади Революции и на Петровской набережной за Кировским мостом). Вечером 27 января по ленинградскому радио передан текст Приказа войскам Ленинградского фронта (подписан не Верхним главнокомандующим, как обычно, а командующим фронтом Л. А. Говоровым и членами Военного совета) с сообщением о полном снятии блокады. Десятки тысяч ленинградцев вышли на улицы, площади, набережные Невы. Салют начался в 20 часов: прозвучали 24 залпа артиллерийских орудий, сопровождавшиеся фейерверком и подсветкой зенитными прожекторами. Ленинградским радиокомитетом велась звукозапись салюта . Салют оказал огромное моральное воздействие на ленинградцев, стал символом победы над врагом и избавления от ужасов блокады. Под его впечатлением А. А. Ахматова написала стихотворение «27 января 1944 г.».

Литература:

Память, [в. 1], Л., 1985, с. 548—53.

«Салют»

«Салют» (Кронверкская улица, 23), производственное швейное объединение. Создано в 1964. Выпускает швейные изделия детского ассортимента: костюмы и брюки для мальчиков, платья и школьную форму для девочек, куртки, комбинезоны. Головное предприятие — фабрика «Комсомолка» — одно из старейших швейных предприятий страны. Организовано в 1930 в помещениях бывшей частной фабрики канцелярских принадлежностей «Фридрих Кан» под названием Государственная фабрика, через некоторое время переименована в фабрику детского платья, с 1931 современное название. С начала Великой Отечественной войны фабрика перешла на изготовление и ремонт военного обмундирования. В 1946—54 наряду с детской выпускала так называемую ведомственную одежду для министерств финансов, связи, путей сообщения, угольной промышленности, речного транспорта. С 1977 комплексно-механизированное предприятие. На территории фабрики памятник В. И. Ленину. Имеется музей трудовой славы (с 1978). Награждено орденом Трудового Красного Знамени (1981).

Самойлов Василий Васильевич

Самойлов Василий Васильевич (1813—1887), актёр. Представитель актёрской семьи Самойловых. С 1834 выступал на петербургской сцене как оперный актёр. В 1835—75 в Александрийском театре. Мастер внешнего перевоплощения. Среди ролей: Вырин («Станционный смотритель» по А. С. Пушкину, 1854), Кречинский («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, 1856), Лир («Король Лир» У. Шекспира, 1858), многие персонажи А. Н. Островского. Последний раз выступил на сцене Александрийского театра в 1884. Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На доме, где жил Самойлов (Стремянная улица, 8), — мемориальная доска.

Самойлов Павел Васильевич

Самойлов Павел Васильевич (1866—1931), актёр, заслуженный артист Республики (1923). Сын В. В. Самойлова. На петербургской сцене с 1888. Играл в провинции, в Москве. В 1904—05 в театре В. Ф. Комиссаржевской. В 1900—04 и 1920—24 в Александрийском театре (выступал в основном в амплуа героя-«неврастеника»). В 1923 сыграл роль рабочего-коммуниста Штарка («Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского). Похоронен на Новодевичьем кладбище, позже прах перенесён в Некрополь мастеров искусств. На доме, где с 1898 жил Самойлов (Аптекарский переулок, 6), — мемориальная доска.

Самойлова Конкордия Николаевна

Самойлова Конкордия Николаевна (урожденная Громова) (1876—1921), революционный деятель. Член Коммунистической партии с 1903. В 1896—1901 училась на Петербургских высших женских (Бестужевских) курсах, участница студенческого движения. В 1909—10 член ПК РСДРП. В 1912—14 ответственный секретарь редакции газеты «Правда», член редколлегии журнала «Работница». После Февральской революции член редколлегии журнала «Работница», делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б); в Октябрьскую революцию работала в ПК РСДРП(б), затем председатель комиссии по работе среди женщин-работниц при ПК. Один из руководителей 1-й петроградской конференции работниц (ноябрь 1917), 1-го Всероссийского съезда работниц (январь 1918). Разъездной инструктор ЦК РКП(б) по работе среди женщин. В 1920—21 заведующая политотделом агитпарохода ВЦИК «Красная звезда». Умерла от холеры. Именем Самойловой в 1923 названа улица (бывшая Нобелевская) в Волковой Деревне. Её имя присвоено кондитерскому комбинату, гардинно-тюлевой фабрике, фабрике головных уборов.

Литература:

Ленинградки, Л., 1968.

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор.

Сампсониевский собор.

Сампсониевский собор.

Санкт-Петербург.

Сампсониевский собор (проспект Карла Маркса, 41), памятник архитектуры. Построен в 1728—40 (автор неизвестен) на месте деревянной церкви, заложенной Петром I в память победы под Полтавой, одержанной 27 июля 1709 (в день святого Сампсония). Композиция собора характерна для древнерусского зодчества: к помещению церкви, перекрытому сводом и увенчанному куполом на высоком гранёном барабане (4 малых барабана пристроены в 1761), с западной стороны примыкают трапезная и многоярусная шатровая колокольня, завершённая луковичной главкой, на боковых фасадах открытые галереи. В интерьере 5-ярусный резной деревянный иконостас (иконы — А. Квашнин, А. Поспелов, Т. Баженов), резные надпрестольная сень и престол. На боковых стенах нижнего яруса колокольни — мемориальные доски, посвященные героям Полтавской битвы. В ограде с юго-западной стороны — памятник на могиле казнённых в 1740 А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева, выступивших против бироновщины (бронза, 1885, скульптор А. М. Опекушин, архитектор М. А. Шурупов). Сампсониевский собор реставрировался в 1909 (архитекторы А. П. Аплаксин, Н. Е. Лансере) и в 1970—80-х гг. (архитекторы В. С. Баниге, М. Н. Микишатьев). Ныне Сампсониевский собор  — филиал музея-памятника Исаакиевский собор. От названия Сампсониевского собора происходят прежние наименования проспекта Карла Маркса (Большой Сампсониевский проспект), улицы Братства (Малый Сампсониевский проспект) и моста Свободы (Сампсониевский мост).

Санатории, пансионаты и дома отдыха

Санатории, пансионаты и дома отдыха. Среди санаториев, расположенных в Ленинградской курортной зоне, наиболее крупные: многопрофильный «Сестрорецкий курорт» (1140 мест), который является лечебной базой пансионата «Сестрорецк» (600 мест); кардиологические «Северная Ривьера» (1100 мест) в Зеленогорске, «Чёрная Речка» (680 мест) в Молодёжном, «Репино» (544 места) в Репине. Среди пансионатов наиб, крупные: «Буревестник» (1127 мест) в Репино, специализированный для семейного отдыха «Восток-6» (1015 мест) в Смолячково и «Морской прибой» (684 места) в Зеленогорске. В пансионатах и домах отдыха (имени М. Горького, имени Джузеппе Ди Витторио, «Энергетик», «Чародейка», «Взморье», «Комарове» и др.) в летнее время организован отдых родителей с детьми. При учреждениях лечения и отдыха имеются кинотеатры, библиотеки, спортивные площадки, базы проката, пляжи; организуются прогулки и экскурсии в Ленинград и его пригороды.

Санаторно-курортная зона

Санаторно-курортная зона, см. Ленинградская курортная зона.

Санитарная очистка города 1942

Ленинградцы убирают снег и лёд на проспекте Володарского. 8 марта 1942.

Ленинградцы убирают снег и лёд на проспекте Володарского. 8 марта 1942.

Ленинградцы убирают снег и лёд на проспекте Володарского.

8 марта 1942.

санитарная очистка города 1942, проведена по решению ГКО от 2 февраля 1942 для наведения санитарного порядка в Ленинграде, не убиравшемся в течение всей первой блокадной зимы (см. Блокада 1941—1944). Улицы не очищались от снега и льда, во дворах было много мусора и нечистот. Местами под снегом лежали трупы умерших от голода и незахороненных людей. Приближение весны грозило вспышкой эпидемических заболеваний. 8 и 15 марта состоялись массовые воскресники по уборке Ленинграда, позволившие частично привести в порядок некоторые городские магистрали. 26 марта Бюро горкома партии и Исполком Ленсовета приняли постановление о мобилизации на 12 дней всего трудоспособного населения на очистку дворов и улиц. К работам привлекались мужчины в возрасте от 15 до 60 лет и женщины от 15 до 55 лет. 27 марта работали 143 тыс. человек, 28 марта — 244 тыс., 31 марта — 304 тыс., 4 апреля — 318 тыс. человек. Работа была в основном завершена к середине апреля. Ленинградцы вручную убрали свыше 3 млн. м2 улиц и площадей, привели в порядок свыше 12 тыс. дворов, очистили 27 тыс. канализационных колодцев. Было вывезено около 1 млн. т мусора, нечистот, льда и снега. Одновременно начались работы по восстановлению водопроводных магистралей, ремонту электросетей и рельсовых путей трамвая. В середине марта был пущен грузовой, а в апреле — пассажирский трамвай. Преодоление последствий первой блокадной зимы явилось необходимым условием последующего возрождения Ленинграда.

Литература:

Карасев А. В., Ленинградцы в годы блокады. 1941—1943, М., 1959;

Шумилов Н. Д., В дни блокады, 2 изд., М., 1977.

Санитарно-гигиенический медицинский институт

Санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ) (Пискарёвский проспект, 47), крупнейший вуз страны по подготовке санитарных врачей. Ведёт историю от основания в 1907 по инициативе В. М. Бехтерева Психоневрологического института. В 1920 медицинский факультет выделился в Государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ), с 1930 2-й ЛМИ, в котором наряду с лечебным был открыт один из первых в стране санитарно-гигиенический факультет. В 1936 2-й ЛМИ объединён с больницей-медвузом имени И. И. Мечникова (см. Больница имени И. И. Мечникова). С начала Великой Отечественной войны в июне 1941 из института ушли на фронт свыше 700 врачей и медицинских сестёр (на территории института — мемориал, 1985, скульптор Я. Н. Лукин), но институт продолжал работать, на его территории был развёрнут эвакогоспиталь. В 1946 институт получил современное название. В ЛСГМИ (1990): факультеты — санитарно-гигиенический, лечебный, факультет повышения квалификации преподавателей; 45 кафедр, центральная научно-исследовательская лаборатория. В 1989/90 учебном году в институте было около 4,5 тыс. студентов, около 600 преподавателей, около 100 научных сотрудников, в том числе около 60 профессоров и докторов наук. Основная клиническая база — больницы имени И. И. Мечникова и имени С. П. Боткина, а также психиатрическая больница № 3, детская больница № 11, роддом имени В. Ф. Снегирёва. Клиники ЛСГМИ ежегодно обслуживают 2 тыс. пациентов. Деятельность института связана с именами гигиенистов Е. Ц. Андреевой-Галаниной и Р. А. Бабаянца, фармаколога С. В. Аничкова, эпидемиолога В. А. Башенина, анатома Д. А. Жданова, биолога П. В. Макарова, гинеколога М А Петрова-Маслакова, невропатолога И. Я. Раздольского, гистолога С. И. Щелкунова, патологоанатома В. Д. Цинзерлинга. На территории института в 1936 открыт памятник Мечникову (скульптор Л. В. Шервуд). Основная часть институтского комплекса построена в 1907—17 (архитекторы Л. А. Ильин, А. И. Клейн, А. В. Розенберг), фасады стилизованы под петровское барокко.

Литература:

Дороватовский П. Н., К истории организации ЛСГМИ, «Советское здравоохранение», 1960, № 9;

Гриншпан М. М., Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт в годы Великой Отечественной войны, там же, 1972, № 2.

Санитарно-эпидемиологические станции

Санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), специализированные медицинские учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор и организацию мер предупреждения и ликвидации инфекционных, паразитарных заболеваний на определенных территориях и объектах. В 1990 в Ленинграде было свыше 30 СЭС, в том числе 23 в ведении Министерства здравоохранения (городская и 22 районные), остальные — министерств водного транспорта, путей сообщений, гражданской авиации и другие.гих ведомств. Ленинградская городская СЭС (Малая Садовая улица, 1) создана в 1951. Она возглавляет работу районных станций и осуществляет методическое руководство ведомственными СЭС. В её составе санитарно-гигиеническое, эпидемиологическое и дезинфекционное отделения. Всего в учреждениях санэпидслужбы Ленинграда работает около 3 тыс. человек (1990).

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, официальное название Ленинграда, в 1703—1914 в честь апостола Петра — «небесного патрона» Петра I. Первоначально так была названа крепость, заложенная в мае 1703 на Заячьем острове (см. Петропавловская крепость), вскоре название распространилось на весь город. В неофициальной лексике город назывался Петербург, в просторечии — Питер. 18 августа 1914 с началом 1-й мировой войны Санкт-Петербург переименован в Петроград. В ходе проведённого 12 июня 1991 опроса 54% участвовавших в нём горожан высказались за возвращение городу его исторического названия.

«Санкт-Петербургские ведомости»

«Санкт-Петербургские ведомости», газета, продолжение газеты «Ведомости». Выходила с 1728 при АН 2 раза в неделю, с 1800 ежедневно (с № 187 за 1914 название «Петроградские ведомости»). Редакция — на 3-й линии Васильевского острова, 4, на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна), 26 и в других местах. Печаталась в типографии АН, других типографиях. Редакторы (в разные годы) Г. Ф. Миллер, Я. Я. Штеллин, И. Ф. Богданович, А. Н. Очкин, В. Г. Авсеенко, князь Э. Э. Ухтомский, А. Н. Черкезов и др. В газете освещались политические события, наука, искусство, промышленность, торговля и т. д. В конце 1850-х — начале 1860-х гг., когда фактическим редактором был А. А. Краевский, газета стала популярным изданием либерального направления. В 1863—74 при редакции В. Ф. Корше выступила активной сторонницей реформ; её успеху (тираж до 7800 экземпляров) способствовали фельетоны А. С. Суворина (псевдоним Незнакомец). В 1875 «Санкт-Петербургские ведомости» переданы Министерству народного просвещения. В последние десятилетия существования газета перешла на консервативные позиции. С 1905 близка к октябристам. Издание прекращено 29 октября (11 ноября) 1917 решением ПВРК.

Литература:

Рейфман П. С., К проблеме эволюции либеральной журналистики в 1860-е гг. («Санкт-Петербургские ведомости». 1863—1874), «Учёные записки Тартуского государственного университета», 1975, в. 369.

«Санкт-Петербургский журнал»

«Санкт-Петербургский журнал», ежемесячный общественно-политический, научный и литературный журнал. Издавался в 1798. Вышло 12 номеров. Издатели А. Ф. Бестужев (отец декабристов), И. П. Пнин. Субсидировался великим князем Александром Павловичем (будущий император Александр I). Пропагандировал материалистические идеи в философии, свободу печати, передовые экономические теории, просвещение. В  «Санкт-Петербургском журнале» публиковались переводы трудов французских просветителей Ш. Монтескье, П. Гольбаха и др. Журнал затрагивал острые социальные и политические вопросы. В литературном отделе печатались стихотворения, в том числе и переводные.

Литература:

Орлов В., Русские просветители 1790—1800-х гг., 2 изд., М., 1953;

Западов А. В., Русская журналистика XVIII в., М., 1964.

«Санкт-Петербургский Меркурий»

«Санкт-Петербургский Меркурий», ежемесячный журнал. Издавался с февраля 1793 по апрель 1794. Вышло 12 номеров, 4 части. Издатели И. А. Крылов, А. И. Клушин. Постоянные отделы: театральный, библиографический, исторических анекдотов. Публиковались переводы статей об иностранных писателях (Вольтере, М. Сервантесе, У. Шекспире и др.) и отрывки из их произведений, а также произведения издателей журнала.

Литература:

Спасибенко А. П., «Санкт-Петербургский Меркурий» (Место И. А. Крылова в журнале), «Учёные записки Карагандинского педагогического института», 1960, т. 2.

Сапёрный

Сапёрный, поселок городского типа (с 1964), в ближайшей пригородной зоне Ленинграда, на левом берегу Невы; подчинён Колпинскому райсовету. Железнодорожная станция (Сапёрная) на линии Ленинград — Волхов. Названа от Сапёрных лагерей, существовавших в этом районе в начале XVIII — начале XX вв. В  Сапёрном  — мебельный комбинат.

«Сатирикон»

«Сатирикон», еженедельный сатирический журнал. Издавался в 1908—14. Редакция — на Невском проспекте, 9. Издатель М. Г. Корнфельд; редакторы (в разное время) А. А. Радаков, А. Т. Аверченко, П. П. Потёмкин, М. Г. Корнфельд. «Сатирикон» ставил перед собой задачу морального исправления общества с помощью сатиры на нравы. В 1908—12 в журнале появлялась политическая сатира, высмеивавшая реакционных министров, консервативных журналистов и т. д. В журнале сотрудничали Саша Чёрный (А. М. Гликберг), А. А. Блок, А. И. Куприн, А. Н. Толстой и др. В 1913 часть основных сотрудников начала издавать журнал «Новый сатирикон».

Литература:

Поэты «Сатирикона». Предисл. Г. Е. Рыклина. Вступ. ст. Л. А. Евстигнеевой, М.—Л., 1966;

Евстигнеева Л., Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы, М., 1968.

Саянов Виссарион Михайлович

Саянов Виссарион Михайлович (1903—1959), писатель. В Петрограде (Ленинграде) с 1917. В 1922—25 учился в Ленинградском университете. Постоянно жил в Ленинграде с 1934. Многие стихи Саянова («Смольный в начале 1918 г.», 1935; «Комната Ленина в Смольном», 1936; «Сказ о Ленине», 1937, и др.), главы из романа «Лена» (1953—55) посвящены революции в Петрограде. Участник Великой Отечественной войны, Саянов был среди защитников Ленинграда, военкором газеты «На страже Родины». Ответственный редактор журналов «Ленинград» (1942—44), «Звезда» (1945—46). На военном материале написаны книги очерков «В боях за Ленинград» (1943), «На полях ленинградской битвы» (1945). Тема Ленинграда также в поэмах «Орешек. Невская повесть» (1943), «Праздник» (1945), в книге «Ленинградский дневник» (1958), в сценарии фильма «Сады и парки Ленинграда» (1950). Автор романа «Небо и земля» (кн. 1—4, 1935—54; Государственная премия СССР 1949). Похоронен на Богословском кладбище. На доме, где в 1934—59 жил Саянов (Чебоксарский переулок, 2), — мемориальная доска.

Литература:

Абрамкин В., Лурье А., Творчество В. Саянова, Л., 1959;

Ленинградские писатели-фронтовики. Автор-сост. В. Бахтин, Л., 1985.

Предыдущая страница Следующая страница