Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛИТ"-"ЛЯП")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛИТ"-"ЛЯП")

Литераторские мостки

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Литературная газета»

«Литературная газета», 1) издание группы литераторов, объединившихся вокруг альманаха «Северные цветы». Выходила 1 января 1830—30 июня 1831 1 раз в 5 дней. Выпущено 109 номеров. Издатель-редактор по ноябрь 1830 А. А. Дельвиг, затем О. М. Сомов. Сотрудничали А. С. Пушкин и П. А. Вяземский. Публиковала произведения русских и зарубежных писателей, теоретические статьи. 2) Газета, издававшаяся в 1840—49. Преобразована из «Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”». Имела подзаголовок: «Вестник наук, искусств, литературы, новостей театров и мод». Издатель и основной редактор А. А. Краевский; в разные годы «Литературную газету» редактировали Ф. А. Кони, Н. А. Полевой и др. До 1846 в «Литературной газете» сотрудничали В. Г. Белинский, авторы «Отечественных записок».

Литература:

Сборник материалов к изучению истории русской журналистики, в. 1, М., 1952;

Блинова Е. М., «Литературная газета» А. А. Дельвига и А. С. Пушкина, М., 1966;

«Литературная газета» А. С. Пушкина и А. А. Дельвига, 1830 год, № 1—13, М., 1988.

«Литературная учёба»

«Литературная учёба», литературно-критический и общественно-политический журнал СП СССР и ЦК ВЛКСмотри Выходил в 1930—34 в Ленинграде, в 1935—41 и с 1978 в Москве. Редакция в Ленинграде — на проспекте 25 Октября (Невский), 28. Основатель и редактор М. Горький, который определил задачу журнала: обучение творческой молодёжи литераторскому мастерству, воспитание молодых писателей. В  «Литературной учёбе» сотрудничали К. А. Федин, Н. С. Тихонов, М. М. Зощенко и др.

Литература:

Очерки истории русской советской журналистики. 1933—1945, М., 1968.

Литературно-художественный кружок имени Я. П. Полонского

Литературно-художественный кружок имени Я. П. Полонского, образован в конце 1890-х гг. посетителями «Пятниц» Я. П. Полонского как их продолжение (наряду с «Пятницами» и «вечерами» К. К. Случевского). Цель кружка — «сближение лиц, интересующихся вопросами поэзии, изящной литературы и художественной критики и собирание и разработка биографического материала о жизни и произведениях Я. П. Полонского». Почётной хозяйкой избрана вдова поэта Ж. А. Полонская, постоянным секретарём — его сын Б. Я. Полонский. Кружок имел свой устав, казну, списки действительных членов и «постоянных гостей». Первоначально собрания проходили на квартире Полонских, с 1899 (в связи с увеличением числа посетителей) — в здании музыкальной школы (на углу Невского проспекта и Морской улицы), в помещении нотариальной конторы В. В. Струтинского (Невский проспект, 68), в 1910—12 — в здании Петровского училища (набережная р. Фонтанки, 62), с 1913 (как правило) — на квартире Ж. А. Полонской (Владимирский проспект, 13). В числе постоянных посетителей — В. С. Лихачёв, Е. П. Карпов, А. М. Нилус, Н. Я. Елачич, Б. А. Михайловский, Ф. В. Черниговец-Вишневский, А. М. Бобрищев-Пушкин, П. И. Остроумов, Н. М. Соколов, И. А. Гриневская, В. П. Авенариус, П. Н. Краснов, П. В. Штейн и др. (к началу 1910-х гг. общее число посетителей кружка превышало 500 человек). В кружке устраивались лекции, литературные чтения, вечера музицирования и декламации (часто любительские), представлялись «живые картины» и пр. С середины 1900-х гг. кружок объединял главный образом второстепенных литераторов, музыкантов и актёров и представлял собой как бы «провинциальный фон» столичной культурной жизни. Собрания кружка прекратились в 1917.

Литература:

Отчет Совета Литературно-художественного кружка имени Я. П. Полонского за 1900—1912 гг., СПБ, 1901—12;

Барятинский В., Пятницы Полонского и Пятницы Случевского, «Сегодня», Рига, 1930, № 3.

Литературные салоны, кружки и собрания

Литературные салоны, кружки и собрания, см. Салоны, кружки и собрания литературные.

Литературный музей

Литературный музей, см. в статье Институт русской литературы.

Литературный фонд

Литературный фонд, неофициальное название Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным. Идею создания Литературного фонда выдвинул в 1857 писатель А. В. Дружинин. В 1859 утверждён устав. Среди учредителей — И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, Е. П. Ковалевский (1-й председатель Литературного фонда ), Н. А. Некрасов, В. П. Гаевский и др. Цель Литературного фонда  — оказание материальной помощи нуждающимся писателям, учёным, общественными деятелям, а также членам их семей. Средства Литературного фонда складывались из членских взносов, пожертвований, доходов от изданий и др. Во главе Литературного фонда  — выборный Комитет. В числе получавших пособия Литературного фонда  — декабристы М. А. Бестужев и В. И. Штейнгейль, вдова В. Г. Белинского, писатели и поэты Г. И. Успенский, С. Я. Надсон, К. М. Станюкович, М. Горький, А. С. Грин и многие другие. В Петербурге комитет Литературного фонда устраивал для пополнения средств общества публичные чтения, литературные вечера в зале Пассажа (ныне улица Ракова, 19), зале Руадзе (набережная р. Мойки, 61), зале Тенишевского училища (ныне Моховая улица, 33—35) и др. Заседания Комитета Литературного фонда проходили на квартирах председателей, в начале XX в. — в Доме писателей (улица Литераторов, 19), общие собрания членов в 1860—62 — в доме Утина (набережная р. Мойки, 14), затем в здании Министерства народного просвещения (ныне площадь Ломоносова, 1/5). В 1922 Литературный фонд ликвидирован декретом СНК.

Литература:

Юбилейный сборник Литературного фонда, СПБ, [1910];

Сажин В. Н., Литературный фонд в годы революционной ситуации, в кн.: «Эпоха Чернышевского». Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг., [т. 7], М., 1978;

Ярославцев Я. А., Издательская деятельность Литературного фонда (1859—1917), в сб.: Книга. Исследования и материалы, в. 54, М., 1987;

его же, Документы Литературного фонда о жизни и быте русских писателей второй половины XIX — начала XX в., в кн.: Археографический ежегодник за 1987 г., М., 1988.

Литературы и искусства Ленинграда архив

Литературы и искусства Ленинграда архив, Центральный государственный (ЦГАЛИ Ленинграда) (улица Воинова, 34), второе по объему документов архивохранилище данного профиля после Центрального государственного архива литературы и искусства СССР в Москве. Выделен в 1969 из Центрального государственного архива Октябрьской революции Ленинграда. Современное название с 1988. Имеет свыше 500 фондов (свыше 210 тыс. единиц хранения). Основу архива составляют фонды творческих организаций — писателей, журналистов (Пролеткульта, Ленинградской писательской организации, издательств «Всемирная литература», «Былое», «Прибой», Ленинградского отделения Госиздата, «Советский писатель», «Художественная литература», «Искусство», «Детская литература», журналы «Нева», «Звезда», «Аврора» и др.), композиторов (фонды Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСравни Ленинградской консерватории, филармонии, Академия, капеллы), художников (документы Ленинградского отделения Союза художников, Художественного фонда и др.), архитекторов, кинематографистов (киноискусство представлено фондами киностудии «Ленфильм», кинопредприятий «Госкино», «Ленинградкино», акционерного общества «Совкино»), а также театров, Комитета по телевидению и радиовещанию и другие.гих учреждений культуры.

Документы театров повествуют о реорганизации старых и создании новых театров в первые годы Советской власти, о деятельности худсоветов, постановке опер, балетов, пьес советских и зарубежных авторов; в архиве хранятся письма А. В. Луначарского, Б. В. Асафьева, В. Э. Мейерхольда и др. В архиве имеются сведения о создании первых советских музеев, об учёте и охране памятников старины, об открытии в Ленинграде и пригородах новых памятников, об ущербе, нанесённом памятникам в годы Великой Отечественной войны, и их восстановлении. Архив хранит коллекции по истории Петербурга (Ленинграда) (собрана С. М. Вяземским) и историко-художественную коллекцию (собрана Д. И. Котельниковым).

Большую группу документов составляют фонды личного происхождения (так называемые личные фонды), содержащие рукописи опубликованных и неопубликованных произведений, биографические сведения ленинградских (преимущественно) деятелей культуры (в том числе М. М. Зощенко, М. А. Кузмина, М. Л. Слонимского, Л. В. Успенского, В. А. Мануйлова, В. П. Соловьёва-Седова, Б. А. Бабочкина, Ю. В. Толубеева и др.).

Литература:

Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области. Краткий путеводитель, Л., 1962;

Государственные архивы РСФСравни Справочник-путеводитель, М., 1980;

Государственные архивы СССР Справочник, т. 1, М., 1989.

Литовский полк

Литовский полк лейб-гвардии, сформирован в Варшаве в 1817 из 3-го батальона одноименного полка (см. Московский полк). С 1836 размещался в Петербурге (казармы — на Выборгской стороне). Участвовал в русско-турецкой 1877—78 и 1-й мировой войнах. 27 февраля (12 марта) 1917 запасный батальон полка, находившийся в Петербурге [Кирочная (ныне Салтыкова-Щедрина) улица, 33, около Таврического дворца], восстал вслед за Волынским и Преображенским запасными батальонами. Летом 1917 батальон был развёрнут в Литовский гвардейский резервный полк (в октябре 3,3 тыс. человек), который в основном поддерживал Временное правительство. К осени 1917 перешёл на сторону большевиков. Участвовал в подавлении корниловщины. В ходе Октябрьского вооруженного восстания освобождал типографию газеты «Рабочий путь», закрытую Временным правительством, охранял Смольный, штурмовал Зимний дворец. Во время юнкерского мятежа 1917 принимал участие во взятии Инженерного замка (штаб мятежников). Участвовал в подавлении мятежа Керенского — Краснова. В начале 1918 оба Литовских полка (основной и резервный) расформированы. От казарм Литовского полка происходят наименования Литовской и Ново-Литовской улиц (на Выборгской стороне).

Литература:

Маркграфский А. Н., История лейб-гвардии Литовского полка, Варшава, 1887.

Лихачёв Николай Петрович

Лихачёв Николай Петрович (1862—1936), историк и искусствовед, действительный член АН СССР (1925). Окончил Казанский университет (1884). С 1894 профессор дипломатики Археологического института, член Археографической комиссии в Петербурге. Основные труды в области источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, истории древнерусской иконописи. Коллекция икон Лихачёва поступила в Русский музей (1914), собрание печатей и актов — в АН (1925). Похоронен на Смоленском православном кладбище. На доме, где в 1902—36 жил и работал Лихачёв (Петрозаводская улица, 7), — мемориальная доска.

Литература:

Янин В. Л., К столетию со дня рождения Н. П. Лихачева, «Советская археология», 1962, № 2;

Валк С. Н., Н. П. Лихачев, в сб.: Вспомогательные исторические дисциплины, в. 9, Л., 1978.

Лицей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лобанова-Ростовского дом

Дом Лобанова-Ростовского.

Дом Лобанова-Ростовского.

Дом Лобанова-Ростовского.

На заднем плане — купол Исаакиевского собора.

Санкт-Петербург.

Лобанова-Ростовского дом (Адмиралтейский проспект, 12), памятник архитектуры высокого классицизма - ампира. Построен в 1817-20 (архитектор А. А. Монферран). Имеет в плане очертания прямоугольного треугольника, выходящего фасадами на Адмиралтейский проспект, проспект Майорова и Исаакиевскую площадь. Главный фасад, обращенный к Адмиралтейству, украшен сильно выдвинутым 8-колонным портиком и фигурами белых мраморных львов по сторонам центральной арки, изготовленными в Италии (мастерская П. Трискорни, упоминаются в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»). В интерьере наибольший интерес представляет отделка вестибюля и парадной лестницы. Во второй половине XIX - начале XX вв. здание принадлежало Военному ведомству, в нём размещались Военный совет, Канцелярия Военного Министерства, другие учреждения. Ныне в здании - Проектный институт № 1.

Лодыгин Александр Николаевич

Лодыгин Александр Николаевич (1847—1923), электротехник, один из основателей электротермии. После окончания Московского военного училища (1867) слушал лекции в Петербургском университете. Изобрёл угольную лампу накаливания (1872, патент 1874). В 1873 демонстрировал образцы изобретённой им электрической лампы в Петербургском технологическом институте. В 1873—74 проводил в Петербурге опыты электрического освещения кораблей, предприятий, улиц и пр. (в том числе на Одесской улице и в Галерной гавани). Позже лампы Лодыгина применялись для освещения магазина на Большой Морской улице (ныне улица Герцена), во время подводных работ при строительстве Литейного моста. За изобретение лампы накаливания Петербургская АН присудила Лодыгину в 1874 Ломоносовскую премию. В том же году в Петербурге организовано «Товарищество электрического освещения А. Н. Лодыгин и К°». В начале 80-х гг. Лодыгин уехал за границу, где работал до 1905 и после 1916. В 1899 Петербургский электротехнический институт присвоил Лодыгину звание почётного инженера-электрика. Именем Лодыгина в 1952 назван переулок (бывший Таракановский, между проспектом Огородникова и Курляндской улицей).

Литература:

Жукова Л., Лодыгин, 2 изд., М., 1989.

Лозинский Михаил Леонидович

Лозинский Михаил Леонидович (1886—1955), поэт, переводчик. Родился в Гатчине. В 1909 окончил юридический факультет Петербургского университета, в 1909—14 прослушал курс историко-филологического факультета. Был близок к акмеистам; некоторые заседания «Цеха поэтов» проходили в его квартире (Румянцевская площадь, ныне площадь Шевченко, 1). В 1912—13 Лозинский  — организатор и редактор-издатель издательства «Гиперборей» (в 1912 в журнале «Гиперборей» появилась первая публикация его стихов), печатавшего главным образом поэтов-акмеистов. В 1913—17 секретарь редакции журнала «Аполлон». В 1914—37 работал в Публичной библиотеке (стал библиотекарем, консультантом). В 1916 опубликовал сборник стихов «Горный ключ» (2 издание, 1919). В разработке «петербургской темы» испытал сильное влияние А. А. Блока. После Октябрьской революции был привлечён М. Горьким к работе в издательстве «Всемирная литература». Принимал активное участие в работе «Дома искусств». Один из создателей советской школы поэтического перевода, переводил У. Шекспира, Р. Б. Шеридана, Мольера и др. В 1946 удостоен Государственной премии СССР за перевод «Божественной комедии» Данте (1939—45). С 1915 жил на Кировском проспекте, 73/75 (мемориальная доска). Похоронен на Литераторских мостках.

Литература:

«Я, петербуржец». Переписка А. А. Блока и М. Л. Лозинского. Предисловие, публикация и комментарии А. Лаврова и Р. Тименчика, «Литературное обозрение», 1986, № 7.

Ломакин Гавриил Якимович

Ломакин Гавриил Якимович (Иоакимович) (1812—1885), хоровой дирижёр, педагог, композитор. Сын крепостного крестьянина. С 1822 жил в Петербурге. Пел и учился в капелле графа Д. П. Шереметева (отпущен им на волю). С 1830 преподаватель, в 1850—72 руководитель капеллы, с 1874 (после её роспуска) возглавил мужской хор С. Д. Шереметева. Преподавал также пение в Придворной певческой капелле (1848—59), училище правоведения и другие.гих учебных заведениях. В 1862 совместно с М. А. Балакиревым основал Бесплатную музыкальную школу (до 1868 её первый директор и преподаватель хорового класса). Умер и похоронен в Гатчине. На здании Капеллы имени М. И. Глинки (набережная р. Мойки, 20) — мемориальная доска.

Литература:

Горяйнов Ю. С., Г. Я. Ломакин, М., 1984.

Ломо

ЛОМО, см. Оптико-механическое объединение.

Ломоносов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ломоносов Михаил Васильевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ломоносова М. В. музей

Ломоносова М. В. музей (Университетская набережная, 3), создан в 1947 по инициативе АН СССР Открыт в 1949 в здании Кунсткамеры. С 1958 в составе музея экспозиция «М. В. Ломоносов и русская астрономия XVIII в.». Представлены личные вещи, научные приборы, сочинения учёного, а также созданные под его руководством образцы смальты, применявшейся для мозаичных картин. Воспроизведена обстановка конференц-зала АН (круглый стол, резные шкафы и витрины XVIII в.). В одном из залов Большой академический глобус XVIII в., на внешней поверхности которого материки и океаны, на внутренней — карта звёздного неба. Музей ведёт научно-исследовательскую работу по изучению наследия учёного, собирает вещественные памятники и документы о Ломоносове и его эпохе.

Литература:

Ченакал В. Л., Музей М. В. Ломоносова, Л., 1970.

Ломоносова мост

Мост Ломоносова через реку Фонтанку.

Мост Ломоносова через реку Фонтанку.

Мост Ломоносова через реку Фонтанку.

Санкт-Петербург.

Ломоносова мост (до 1948 Чернышёв мост), через р. Фонтанка, на улице Ломоносова (бывший Чернышёв переулок, отсюда прежнее название). Построен в 1785—87, имел 3 пролёта. Боковые пролёты перекрыты коробовидными каменными сводами, средний был деревянным разводным. На речных опорах сооружены 4 башни-павильона, из которых опущены металлические цепи для подъёма разводного пролёта. В 1912—13 разводное пролётное строение заменено металлическим балочным (инженер А. П. Пшеницкий). Около 1915 на береговых устоях установлены гранитные обелиски-фонари (архитектор И. А. Фомин). В 1950, 1967 и 1986 обелиски с кронштейнами и цепи между башнями восстанавливались. Длина моста 63 м, ширина 14,7 м.

Литература:

Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986, с. 171—75.

Мост Ломоносова. Торшер со светильником.

Мост Ломоносова. Торшер со светильником.

Мост Ломоносова.

Торшер со светильником (фрагмент).

Санкт-Петербург.

«Ломоносовская»

«Ломоносовская», станция метро Невско-Василеостровской линии. Открыта 25 декабря 1970. Наземный вестибюль (архитекторы А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, Г. Д. Булаевская) — недалеко от Фарфорового завода имени М. В. Ломоносова. В оформлении перронного зала (архитекторы А. Я. Мачерет, Л. С. Чупина) доминируют нежный, «фарфоровый», колорит и смягчённые архитектурные формы. На торцовой стене из белого мрамора бронзовый горельеф, посвященный Ломоносову (скульпторы А. А. Королюк., В. С. Иванов, архитектор В. М. Липовский).

Лондон Ефим Семёнович

Лондон Ефим Семёнович (1868—1939), патофизиолог, биохимик и радиобиолог. Окончил Варшавский университет. Работал (с 1895) в Институте экспериментальной медицины (мемориальная доска на здании Отделения микробиологии — улица Академика Павлова, 12). Профессор ЛГУ (с 1924), где в 1928 организовал кафедру биохимии. Основные труды по физиологии и патологии пищеварения, биохимии обмена веществ. Исследовал действие ионизирующих излучений на живые организмы. Автор первой в мире монографии по радиобиологии «Радий в биологии и медицине» (1911). Похоронен на Литераторских мостках.

Литература:

Прохорова М. И., Дубинский А. М., Е. С. Лондон, Л., 1969.

Лосенко Антон Павлович

Лосенко Антон Павлович (1737—1773), живописец и рисовальщик; представитель русской академической школы, сыграл выдающуюся роль в становлении принципов классицизма в русском искусстве второй половины XVIII в. С 1744 жил в Петербурге. Обучался живописи в мастерской И. П. Аргунова (1753—58) и в АХ (1758—60). Академик АХ (1770), преподавал там же (с 1769, директор с 1772). Создавал картины на темы русской и античной истории, в которых условную академическую трактовку сочетал со стремлением раскрыть сложный этический конфликт («Владимир и Рогнеда», 1770, ГРМ; «Прощание Гектора с Андромахой», 1773, ГТГ), жизненно убедительные портреты («П. И. Шувалов», 1760, «Ф. Г. Волков», 1763, — оба в ГРМ), тонкие по технике рисунки («Натурщик», 1764, Научно-исследовательский музей АХ СССР; «Путешествующие», около 1765, «Головы воинов», 1769, — оба в ГРМ). Лосенко  — составитель учебного пособия для АХ «Изъяснение краткой пропорции человека...» (1772).

Литература:

Каганович А. Л., А. Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия, М., 1963;

Гаврилова Е. И., А. П. Лосенко, Л., 1977.

Лубья

Лубья (Луппа), река, левый приток р. Охта, впадает в неё в 8 км от устья. Исток около озера Большое во Всеволожском районе. Длина 26 км, ширина в межень 5—18 м, глубина 0,4—1 м, в половодье — до 3 м; площадь бассейна 173 км2. Средний расход воды в устье 1,6 м3/с. Почти на всём протяжении течёт через населенные пункты: Мельничные Ручьи, Всеволожск, Ковалёво, в черте Ленинграда — через Ржевку. Основной приток — ручей Горелый (впадает справа). На Лубье 6 автодорожных, несколько железнодорожных мостов и плотина бывшая ГЭС.

Лужская оперативная группа

Лужская оперативная группа войск Северного фронта, создана решением Военного совета фронта от 5 июля 1941 из спешно выдвинутых на р. Луга 7 стрелковых дивизий (в том числе 3 ленинградской дивизии народного ополчения), стрелковой бригады, двух ленинградских военных училищ, артиллерийской и инженерной частей. Командующий группой — генерал-лейтенант К. П. Пядышев. Несмотря на крайне неблагоприятные условия (фронт обороны 300 км, низкие артиллерийские плотности, незавершённость оборонительных работ и др.), войска группы активной и упорной обороной нанесли противнику большие потери и сорвали его планы на овладение Ленинграда с ходу через Лугу и Копорское плато. 23 июля Военный совет фронта разделил Лужскую оперативную группу на 3 самостоятельных участка — Кингисеппский (генерал-майор В. В. Семашко), Лужский (генерал-майор А. Н. Астанин) и Восточный (генерал-майор Ф. Н. Стариков), подчинив их непосредственно фронту.

Литература:

Кринов Ю. С., Лужский рубеж. Год 1941-й, [2 изд.], Л., 1987.

Лукирский Пётр Иванович

Лукирский Пётр Иванович (1894—1954), физик-экспериментатор, один из создателей эмиссионной электроники, академик АН СССР (1946). Окончил Петербургский университет (1916). В 1918—43 работал в Физико-техническом институте, одновременно (с 1919) преподавал в университете (с 1928 профессор). В 1938 арестован по сфабрикованному обвинению, в 1942 «дело» прекращено, Лукирский освобождён. С 1943 заведующий отделом Радиевого института АН СССР С 1945 профессор Ленинградского политехнического института (мемориальная доска). Основные труды по физической электронике, рентгеновским лучам и ядерной физике. Воспитал научную школу, к которой принадлежали многие известные физики (А. И. Алиханов, Л. А. Арцимович, Б. П. Константинов и др.). В 1930-х гг. жил на 10-й линии Васильевского острова, 47.

Литература:

П. И. Лукирский, М., 1959.

Луначарский Анатолий Васильевич

Луначарский Анатолий Васильевич (1875—1933), участник революционного движения, государственный деятель, писатель, литературный критик, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. В 1903—07 большевик, член редакций газет «Вперёд», «Пролетарий», «Новая жизнь». С мая 1917 в Петрограде. На 6-м съезде РСДРП(б) принят в числе «межрайонцев» в большевистскую партию. Гласный Петроградской городской думы, заместитель городской головы. В Июльские дни 1917 арестован, заключён в тюрьму «Кресты», вскоре освобождён. Член Муниципальной группы при ЦК РСДРП(б). В дни Октябрьского восстания выполнял поручения ПВРК; делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, член ВЦИК. С октября (ноября) 1917 до 1929 нарком просвещения РСФСравни Основные труды по истории революционной и философской мысли, проблемам культуры. Литературно-критические работы. Пьесы. Автор текстов мемориала на Марсовом поле. С 1929 председатель Учёного Комитета при ЦИК СССР Член ВЦИК, ЦИК СССР Именем Луначарского в 1970 назван новый проспект в жилом районе севернее Муринского ручья (между Выборгским шоссе и улицей Руставели).

Литература:

Павловский О. А., Луначарский, М., 1980.

Льва Толстого площадь

Льва Толстого площадь (до 1918 Архиерейская), между Большим проспектом Петербургской Стороны, Кировским проспектом (по последнему — нумерация домов) и улицей Льва Толстого. Возникла в 1831. В начале XX в. застраивалась доходными домами: дом 31 (1903, архитектор П. М. Мульханов), дом 36 (1905, архитектор В. В. Шауб), дом 38 (1911, архитектор В. В. Ван-дер-Гюхт), дом 37 (1911, архитектор Д. А. Крыжановский), дом 36 («Дом с башнями»; 1913, архитектор А. Е. Белогруд). С 1985 в доме 36 находится театр «Эксперимент».

Льва Толстого улица

Льва Толстого улица (с 1762 Болотная, в конце XVIII в. — 1918 Архиерейская, по архиерейскому подворью, принадлежавшему в начале XVIII в. сподвижнику Петра I Феофану Прокоповичу), между Кировским проспектом и улицей Скороходова. Названа в честь Л. Н. Толстого. Проложена в 1730-х гг. В 1809 построены казармы лейб-гвардейского Гренадерского полка (архитектор Л. И. Руска), в 1835 — Петропавловская больница (ныне больница имени Ф. Ф. Эрисмана), в 1897 — Женский медицинский институт (ныне 1-й медицинский институт), в помещении которого неоднократно выступал В. И. Ленин, в 1917 работала 7-я (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б).

Львиный мост

Львиный мост через канал Грибоедова.

Львиный мост через канал Грибоедова.

Львиный мост через канал Грибоедова.

Санкт-Петербург.

Львиный мост («О четырёх львах»), через канал Грибоедова, соединяет Львиный переулок с Малой Подьяческой улицей. Построен в 1825—26 (инженеры Г. М. Треттер, В. А. Христианович) как цепной пешеходный с 4 фигурами сидящих львов (чугун, скульптор П. П. Соколов) — отсюда название моста. Фонарные столбы установлены посередине моста на чугунных ограждениях, которые около 1880 были заменены кованой решёткой. В 1948—49 деревянные продольные балки заменены на металлические (инженер А. М. Яновский). В 1954 восстановлены в первоначальных формах чугунные литые решётки и фонари (архитектор А. Л. Ротач). Длина моста 27,8 м, ширина 2,2 м.

Литература:

Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986, с. 193—97.

Львов Николай Александрович

Львов Николай Александрович (1751—1803), архитектор и теоретик архитектуры, инженер, график, поэт, музыкант, член Российской академии (1783), почетный член АХ (1786); представитель классицизма. Профессионального образования не получил. В области архитектуры осваивал классическое наследие, учитывая конкретные бытовые и природные условия России. Среди произведений Львова преобладают центрические купольные здания с лаконичным декоративным оформлением: главный почтамт (1782—89), Невские ворота Петропавловской крепости, Троицкая церковь («Кулич и Пасха»), дом Г. Р. Державина на набережной р. Фонтанки, 118 (начало 1790-х гг.). Львов  — один из главный представителей пейзажного стиля в русском садово-парковом искусстве. Разрабатывал способы землебитного строительства (Приоратский дворец в Гатчине), отопления и вентиляции зданий. В поэтическом творчестве Львова (стихи, поэмы, басни, тексты комических опер) сказалось влияние сентиментализма и предромантизма, одним из родоначальников которого в России был Львов . Стремясь приблизить поэзию к народному творчеству, Львов широко использовал народную лексику, тонические размеры, составил двухтомное нотное «Собрание народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач» (1790). Переводил произведения Анакреона, Ф. Петрарки, Сафо и др.

Литература:

Никулина Н. И., Н. Львов, Л., 1971;

Глумов А. Н., Н. А. Львов, М., 1980.

Лютеранская церковь святого Петра

Лютеранская церковь св. Петра.

Лютеранская церковь св. Петра.

Лютеранская церковь св. Петра.

Санкт-Петербург.

Лютеранская церковь святого Петра (Невский проспект, 22—24), памятник архитектуры. Построена в 1832—38 (архитектор А. П. Брюллов, скульпторы А. Трискорни, Т. Жак) на месте немецкой кирхи (1728—30) с сохранением сложившейся в XVIII в. композиции участка (в глубине церковь, перед ней 2 симметричных жилых дома, выходящих на Невский проспект, — № 22 и 24, 1830—31, архитектор Г. Р. Цолликофер). Главный фасад, прорезанный большой аркой портала и с открытой аркадой во 2-м этаже, фланкирован двумя 3-ярусными симметричными башнями, создающими впечатление лёгкости и устремлённости здания вверх. В деталях и обработке интерьера использованы мотивы романской архитектуры. В глубине двора здание бывшей Петершуле, в доме 22 размещались книжные магазины А. Ф. Смирдина (1832—45) и Н. А. Серно-Соловьевича (1861—62). В 1936 богослужение прекращено, убранство вывезено или уничтожено, церковь использовалась как овощехранилище, во второй половине 1950-х гг. переоборудована под плавательный бассейн Балтийского морского пароходства (в ходе работ погибли остатки росписей, разобрано перекрытие цокольного этажа).

Лютеранская церковь святой Анны

Лютеранская церковь св. Анны.

Лютеранская церковь св. Анны.

Лютеранская церковь св. Анны.

Санкт-Петербург.

Лютеранская церковь святой Анны (улица Салтыкова-Щедрина, 8), памятник архитектуры классицизма. Построена в 1775-79 (архитектор Ю. М. Фельтен) на месте церкви первой половины XVIII в. Полукруглый северный фасад обработан ионическими колоннами. Здание венчает сферический купол на круглом барабане, декорированном парными колоннами. В интерьере - вытянутый прямоугольный зал окружён по периметру изящной ионической колоннадой, поддерживающей балкон. В 1736 при церкви основана немецкая школа (см. Анненшуле). В 1939 здание реконструировано (архитекторы А. И. Гегелло, Л. С. Косвен) и приспособлено под кинотеатр «Спартак».

Лютеранская церковь святой Екатерины

Лютеранская церковь святой Екатерины (Большой проспект Васильевского острова, 1), памятник архитектуры раннего классицизма. Построена в 1768-71 (архитектор Ю. М. Фельтен). Прямоугольная в плане 2-ярусная церковь включает круглый в плане вестибюль, служебные помещения и большой зал, разделённый на 3 части колоннами коринфского ордера. Южная часть здания венчает небольшой купол на высоком барабане, удачно включённый в композицию главного фасада. Реконструкция 1902-03 (архитектор Л. Х. Маршнер) превратила дорический портик главного фасада в лоджию (по бокам пристроены помещения для лестниц), что несколько нарушило целостный облик здания.

Лядов Анатолий Константинович

Лядов Анатолий Константинович (1855—1914), композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в Петербурге, в 1878 окончил консерваторию по классу композиции у Н А. Римского-Корсакова, с того же года преподавал в ней (с 1886 профессор), с 1884 одновременно в Придворной певческой капелле. Среди учеников — Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, Н. Я. Мясковский, А. В. Оссовский. Один из главный участников Беляевского кружка (руководил издательским и концертным делом, входил в Попечительный совет для поощрения русских музыкантов). Как дирижёр выступал в конце 70-х — начале 80-х гг. В концертах Петербургского кружка любителей музыки, Музыкально-драматического кружка, Русских симфонических концертах (включал в программы и собственные произведения — характерные для его творчества миниатюры). В Петербурге впервые исполнены его оркестровые сочинения — «Баба-Яга» (1904), «Волшебное озеро» и «Кикимора» (1909). Умер в усадьбе Полыновка (ныне Новгородская область), похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря, позже прах перенесён в Некрополь мастеров искусств. В 1884—1914 жил на улице Марата, 52 (мемориальная доска разрушена во время Великой Отечественной войны).

Литература:

Михайлов М., А. К. Лядов. Очерк жизни и творчества, 2 изд., Л., 1985.

Ляпунов Александр Михайлович

Ляпунов Александр Михайлович (1857—1918), математик и механик. Окончил Петербургский университет (1880), в 1885—1902 работал в Харьковском университете (с 1892 профессор). С 1900 член корреспондент и с 1901 ординарный академик Петербургской АН. В 1902—17 работал в Петербурге. Труды по теории устойчивости движения механических систем, теории фигур равновесия вращающейся жидкости, математической физике и теории вероятностей. В 1969 в АН СССР учреждена Золотая медаль имени Ляпунова. На доме, где жил Ляпунов (набережная Лейтенанта Шмидта, 1/2), — мемориальная доска.

Литература:

Шибанов А., А. М. Ляпунов, М., 1985;

Цыкало А., А. М. Ляпунов, М., 1988.

Предыдущая страница Следующая страница