Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

Бакин

Бакин - см. Такидзава Бакин.

Бакуфу

Бакуфу - первоначально полевая ставка командующего армией - сёгуна, затем с переходом сёгуна в качество неофициального военного диктатора страны стала фактически правительством.

Бакэмоно

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баланс платёжный

Баланс платёжный - показатель притока и оттока валюты в страну и из нее за определенный период. Состоит из баланса торгового и баланса движения краткосрочных и долгосрочных капиталов. С середины 70-х гг. Япония имеет постоянное положительное сальдо торгового баланса (почти 15 993 млрд. иен в 1998 г.), что привело к созданию в Японии крупнейшего в мире (более 270 млрд. долларов США в 1999 г.) валютного резерва. С начала 80-х гг. и по настоящее время в Японии наблюдается отрицательное сальдо баланса движения капиталов, которое вплоть до краха экономики "мыльного пузыря" составляло громадные суммы (1987 г. - около 150 млрд. долларов США), многие японские компании открывали и открывают производства в других странах, приобретали и приобретают недвижимость и ценные бумаги за рубежом. Страна стала одним из крупнейших экспортеров капитала

Баланс торговый

Баланс торговый - показатель соотношения между экспортом и импортом. До середины 60-х гг. Япония испытывала постоянные трудности с обеспечением сбалансированности торгового баланса. С 70-х гг. у Японии постоянное положительное сальдо торгового баланса. В 1998 г. Япония потратила 32 873 млрд. иен на импорт из других стран. В то же время экспорт японских товаров и услуг составил сумму в 48 866 млрд. иен.

Балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бандай-Асахи

Бандай-Асахи - национальный природный парк; расположен на севере острова Хонсю на границе префектур Фукусима, Ямагата и Ниигата. Образован в 1950 г. На территории парка находятся вулканы, озера, ущелья, лощины, густые леса, служащие кровом для их многочисленных обитателей. Северный район гор Асахи известен отвесными гранитными скалами. Здесь обитают ручные японские антилопы, медведи и летающие белки. К северу от гор Асахи находятся три горы хребта Дэва, которые считаются священными в секте Сюгэндо: Гассан, Юдоносан и Хагуросан. К югу от гор Асахи расположены горы Иидэ, на которых растут леса из японского бука. Еще немного южнее находятся вулкан Бандайсан и озеро Инавасиро. Площадь парка - 1870 кв. км.

Банк Японии

Банк Японии - японский центральный банк, был основан в 1882 г. Банк Японии решает три основные задачи. Во-первых, он формирует курс национальной валюты, регулируя объем находящейся в обращении денежной массы, поддерживая в стабильном состоянии стоимость иены внутри страны и за рубежом. Во-вторых, регулирует денежное обращение, устанавливая процентную ставку, а также посредством ряда других мер. В-третьих, поддерживает в надлежащем порядке кредитную систему. Для Банка Японии, как и для центральных банков других государств, вечно актуальной является проблема противостояния различного рода воздействиям, попыткам политиков и лоббистских групп использовать финансовую систему страны для реализации своих частных и сиюминутных интересов. Сложные отношения существуют у Банка Японии с Министерством финансов, глава которого имеет право контролировать деятельность банка и отдавать ему административные распоряжения. А по таким вопросам, как учреждение филиала или агентства, сделка с зарубежным кредитно-финансовым органом, постатейное утверждение годового бюджета, и целому ряду других требуется разрешение министра финансов. Последний назначает и администратора, которому поручает надзор за деятельностью Банка Японии. В соответствии с "Законом о Банке Японии" он действует "исключительно для выполнения задач, направленных на достижение государственных целей". В нем же указано, что "служащие банка рассматриваются как состоящие на государственной службе". Необходимую ему долю "беспристрастности" и "независимости" Банк Японии все же сумел отстоять. И, как отмечают специалисты, в настоящее время между этими двумя ключевыми учреждениями, ведающими финансовыми делами страны, сложилось состояние динамического равновесия, которое, похоже, устраивает обе стороны и которое никто пока нарушать не намерен. История Банка Японии изобилует примерами того, как его президенты даже под сильнейшим давлением весьма влиятельных лиц и структур, порой под угрозой снятия с должности все же выдерживали ту линию на сохранение стабильности национальной валюты, которую они считали верной. Действовать так им помогали не только уверенность в своей правоте, высокий профессионализм, но и четкий правовой статус возглавляемого ими учреждения, а также выработанное в течение долгих лет правило: "Регулирование денежного обращения является исключительной прерогативой Банка Японии". Такая роль Банка Японии в жизни страны нашла свое отражение в сложившейся системе управления им, в механизме принятия решений. Высшим органом управления японского ЦБ является Комитет по определению политики Банка Японии, который был создан в 1949 г. Только комитет вправе устанавливать учетную ставку и ставку ссудного процента, определять и изменять перечень векселей, учитываемых Банком Японии, залогов, принимаемых под обеспечение выдаваемых ссуд, и условий кредитования, а также решать все другие ключевые вопросы деятельности банка. В состав Комитета по определению политики входят семь человек. Возглавляет его президент Банка Японии. Представители правительства - по одному от Министерства финансов и Управления экономического планирования - не обладают правом решающего голоса. Решения принимаются в процессе голосования, проводимого среди пяти человек: президента и четырех остальных, назначаемых членов комитета, которые отбираются из наиболее опытных и знающих представителей делового мира и кандидатуры которых после одобрения парламентом утверждаются кабинетом министров. Реальная политика формируется советом управляющих, заседания которого проводятся ежедневно. В совет управляющих входят президент и вице-президент банка, назначаемые кабинетом министров на пятилетний срок, и семь управляющих, которых, по представлению президента банка, назначает министр финансов. Их срок полномочий - 4 года. Одним из этих управляющих является представитель Минфина, остальные же шесть - кадровые сотрудники банка. Всего в Банке Японии работает немногим более шести тысяч человек.

Банковская система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Басё

Басё - см. Мацуо Басё.

Бёдоин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Безработица

В 1997 финансовом году доля безработных в Японии равнялась 3,5%, в 1998 г. - 4,3%. В январе 1999 г. она составила 4,4%, в июне - 4,9%. Число полностью безработных приблизилось летом 1999 г. к 3,5 млн. человек, а на каждую сотню ищущих место приходилось только 49 вакансий (годом раньше соответствующий индикатор достигал 51). В пору японского "экономического чуда" норма безработицы в стране колебалась на уровне 1%, а в годы экономики "мыльного пузыря" не выходила за пределы 2,1-2,2%. Примерно с середины шестидесятых и до начала девяностых годов Япония пребывала в ситуации, которую можно было бы назвать ситуацией полной занятости. Цифра 4,9%, характеризующая нынешнюю ситуацию с безработицей, достаточно условна. Если бы японская статистика не исключала из состава занятых членов Сил самообороны и если бы она, напротив, учитывала занятость или отсутствие работы у тружеников-иностранцев, доля безработных в Японии была бы еще более значительной. Стоит отнести к категории скрытых безработных те полтора-два миллиона избыточных работников, которые тем не менее фигурируют в платежных ведомостях компаний, как этот показатель поднимется минимум до 7%. Серьезность проблемы безработицы подчеркивается в последнее время симптоматичным сдвигом в составе безработных. В их среде оказывается все больше выпускников учебных заведений. Только с февраля по март 1999 г. число завершивших учебу в университетах, колледжах и средних школах второй ступени, но не сумевших трудоустроиться увеличилось на 170 тыс. и составило 300 тыс. человек. Доля поступивших на работу выпускников университетов составила 88,7%, а выпускников колледжей - менее 80%. В результате доля безработных среди молодежи (лица в возрасте от 15 до 24 лет) достигла 10,9%.

Бива

Бива

1) самое большое озеро Японии. Находится на западе в самой узкой части острова Хонсю, в префектуре Сига, на высоте 86 м над уровнем моря. Оно имеет значительную по японским масштабам длину - 63 км и ширину около 20 км. Площадь озера Бива - 672 км, окружность - 277 км, наибольшая глубина - 104 м. Условно делится на Северное и Южное озера. Средняя глубина первого из вышеназванных озер - более 50 м, в то время как второго - около 5 м. С давних пор используется как транспортная артерия. Великий мост озера Бива, соединивший города на противоположных берегах - Оцу и Морияма, был построен в 1964 г. Вода из озера используется для ирригации, как питьевая, для промышленных нужд; налажено снабжение водой района Киото - Осака - Кобе. В озере водятся форель, карп, карась, плотва. Также здесь ведется добыча жемчуга.

2) термин, объединяющий ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства.В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII в.) две разновидности бива - гакубива и гогэнбива. Гакубива - инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабженной четырьмя колками для настройки четырех струн из шелка. Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Длина - 122 см, ширина - 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см), для предохранения деки от ударов плектра поперек ее центральной части наклеивается широкая кожаная лента черного цвета. В дальнейшем возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хэйкэбива, сацумабива), использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. В ХIХ в. появилась последняя разновидность этого типа инструментов - тикудзэнбива.

Бидзинга

Бидзинга - жанр искусства Укиё-э, изображающий красавиц, персонажей "веселых кварталов". Великое множество женских изображений было создано мастерами живописи, но широкую славу они приобрели благодаря гравюрам. Возникновение жанра бидзинга связано с творчеством Хисикава Моронобу (1618-1694). Следующий этап развития жанра - творчество Кайгэцудо Андо. В отличие от женских образов Моронобу, мягких и наивных, героини художников династии Кайгэцудо, высокие и статные куртизанки, представлены в полный рост в статичных позах, в ярких красочных костюмах. Это были изображения, служившие своего рода рекламой популярных обитательниц "веселых кварталов" и в то же время различных образцов кимоно. В творчестве Судзуки Харунобу (1724-1770) вновь меняется идеал женщины. На смену величавым и статным красавицам приходят хрупкие юные девушки, почти подростки, с крошечными ручками и ножками, необычайно трогательные и грациозные. Излюбленные композиционные схемы Тории Киёнага (1752-1815) - многофигурные шествия куртизанок. Красавицы в ярких, праздничных одеяниях, совершающие пешие прогулки и катающиеся на лодках в окружении роскошной свиты - своего рода гимн праздному образу жизни. Среди всех художников, работавших в жанре бидзинга, особенно выделяется Китагава Утамаро (1754-1806) - один из шести лучших художников японской ксилографии, обладатель общепризнанного титула "певца женской красоты". Утамаро вводит в укиё-э тип больших погрудных портретов - "окуби-э". Сохранились тысячи его гравюр, тонко и изящно раскрывающих мир женщин Эдо. В ХIХ в. доминировали в жанре бидзинга основатель династии Кикукава - Эйдзан (1787-1867) и его ученики.

Биржа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бон Мацури

Бон Мацури - День поминовения усопших - отмечается с VI в. В давние времена он был связан с религиозной обрядностью культа предков. С течением времени (О)Бон потерял свое сугубо религиозное значение, но по-прежнему чрезвычайно популярен, поскольку людям всегда свойственно почитание умерших. Бон отмечается в течение нескольких дней: в одних районах - в середине июля, в других - в середине августа. Хотя День поминовения усопших, казалось бы, праздник грустный, но отмечается он весело, красочно, шумно. Накануне праздника закупается все необходимое для соблюдения ритуала: украшения для дома и кладбищ, специальная еда. В первую очередь приводятся в порядок семейные могилы. Их украшают ветками священных в синтоистской религии деревьев сакаки и коямаки (произрастающих лишь в Японии). На могилы кладут моти, фрукты, зажигают курительные палочки. В домах тщательно убирают и украшают домашний буддийский алтарь, перед ним расстилают соломенную циновку и кладут поминальные таблички с именами умерших. Вокруг ставятся различные украшения и специальная еда. Во время Бон повсюду разжигается масса фонарей, поэтому он называется еще Праздником фонарей. Они бывают различной формы, но всегда изготовлены из белой бумаги. Такой же бумагой прикрывают и отверстия каменных фонарей, установленных на подступах к храмам. Фонари на кладбищах призваны осветить путь домой душам умерших. Гирлянды фонарей на улицах и в парках приветствуют их, а зажженные в последний день праздника в домах - освещают путь обратно. До сих пор японцы очень любят обряд спуска на воду маленьких бумажных фонариков на деревянных подставках, похожих на лодочки. Внутри каждого фонарика зажигается небольшая свечка. В день Бон, например, в Хиросиме реки окутаны призрачным светом плывущих по ним фонариков. Одним из вариантов прощальной церемонии является и разведение костров на склонах гор, так называемых прощальных огней. В старину они зажигались в тех местах, где были могилы предков. В настоящее время наиболее впечатляющее зрелище прощальных огней можно наблюдать в Киото, который лежит в котловине и со всех сторон окружен горами. Во время Бон его называют Городом пяти сверкающих гор. Здесь костры зажигаются в последний день праздника и большей частью в форме иероглифов. В последние годы эту церемонию из Киото транслируют по телевидению. Вообще празднику Бон уделяется большое внимание в средствах массовой информации. В дни праздника обычно служащим предоставляются несколько дней отпуска, чтобы они могли посетить родные места. К дням Бон приурочена выплата специальных премий - летних бонусов. В праздничные вечера люди собираются во дворах храмов или школ. Одни танцуют, другие участвуют в различных представлениях, играх, соревнованиях. Очень популярны специальные танцы этого праздника - бон-одори. Первоначально они предназначались для ублажения душ предков. Затем этими танцами люди стали просить у обожествленных предков помощи в земных делах. Танцы сопровождаются пением и ударами барабана. Во время Бон танцуют все: молодые и старые, мужчины и женщины, родители и дети. Они танцуют на площадях перед храмами, улицах, в парках, на берегу моря.

Бонсай

Бонсай - традиционное искусство выращивания карликовых деревьев. Полагают, что начало "пейзажам в горшках" положил великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699-759), который вырастил в фарфоровом сосуде орхидеи и, чтобы подчеркнуть их изящество, положил вокруг стеблей белые камешки. В дальнейшем стали высаживать и карликовые деревья. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева. Сам термин "бонсай" произошел от японского произношения китайских иероглифов "пэньцзай" - "выращивание в горшке". В Японии это направление известно предположительно с XI в. Японские бонсай отличаются рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией. Какая бы причудливая форма ни была придана деревцу, оно всегда похоже на реальное большое дерево, а отточенная выразительность художественного образа вызывает в воображении тот или иной пейзаж, окружающий его. Искусство бонсай не получило столь массового распространения, как искусство икэбана. В отличие от последнего, для создания настоящего бонсай требуется несколько десятилетий, если он выращивается из семени, и не меньше четырех-пяти лет, если основой служит карликовый саженец, выросший в жестких природных условиях, например в щели горной породы. Человек, занимающийся этим делом, должен быть и художником, который сначала мысленно создает желаемый образ, и хорошим садоводом, знающим множество тонкостей, которые позволяют правильно растить деревце. В одном из трактатов на данную тему говорится: "Беспредельная нежность требуется при выращивании карликовых деревьев". Бонсай не только требуют ласкового обращения, но и сами способны вызывать в душе человека нежность, очень похожую на чувство, испытываемое к маленькому ребенку. Первая национальная выставка карликовых деревьев состоялась в Токио в 1914 г. Выставка 1934 г., организованная в Художественной галерее парка Уэно в Токио, утвердила бонсай как полноправный национальный вид искусства. Сегодня бонсай различают по форме - прямостоящая, свисающая или каскадная, по характеру посадки - групповая, создающая атмосферу пейзажа или одинокое дерево на скале и так далее. Существенное значение придается количеству листвы, цветов, плодов. Размеры бонсай - от нескольких сантиметров до полутора метров. Наиболее популярны деревца высотой 38-65 см. Емкость, где растет карликовое деревце, должна формой, цветом и размером сочетаться с деревцем, подчеркивать его красоту и необычность и в то же время обладать собственной художественной значимостью. Это, как правило, керамические изделия, внешне весьма простые, но часто очень старые и дорогостоящие. В настоящее время бонсай приобрели еще один важный аспект: в сложных условиях городской жизни они являются как бы связующим звеном между человеком и Природой, общение с которой всегда имело большое значение для японцев. Внимательное знакомство с бонсай помогает понять некоторые существенные особенности японской культуры, национального мышления, воспитывает и развивает художественный вкус, наблюдательность, любовь к природе. Бонсай дал толчок к развитию еще одного направления миниатюрного художественного садоводства - сайкэй. Его основателем является Тосио Кавамото. Цель сайкэй - создание привлекательного миниатюрного пейзажа из живых растений, в нем нет ограничений, присущих бонсай. Так, если для групповой посадки в бонсай деревца должны быть обязательно одного вида, примерно одного размера и не моложе 10 лет, то для сайкэй могут быть использованы самые разные сеянцы в разном сочетании, что делает творческую задачу особенно разнообразной и привлекательной. Также и "скалы" в сайкэй могут быть любого очертания, причем некоторые дефекты легко скрыть мхом или почвой. Таким образом, поиск "совершенного" камня здесь не является проблемой, которая становится все более сложной в бонсай. В сайкэй, как правило, используются трех-, четырехлетние растения, выращенные из семени. Когда деревца перерастают масштаб созданного пейзажа, их перемещают в другой пейзаж или пересаживают для того, чтобы культивировать уже как бонсай. Сайкэй привлекателен и сам по себе, и как разминка для мастеров бонсай. Искусство бонсай перешагнуло границы Японии, им серьезно увлекаются люди в разных странах мира, в том числе и в России.

Бонтё

Бонтё - см. Нодзава Бонтё.

Бонусы

Бонусы - характерная для Японии форма стимулирования труда. Представляет собой премиальную часть заработной платы, которая выплачивается дважды в год - в середине и в конце года - после подведения итогов деятельности фирмы. Размер бонусов равняется 3-4 месячным заработкам работника (иногда больше) и колеблется в зависимости от состояния экономической конъюнктуры и результатов деятельности самого предприятия.

Босин

Босин - гражданская война, серия сражений между войсками сёгуната Токугава и сторонниками реставрации императорской власти в период Реставрации Мэйдзи. Началась с битвы Тоба - Фусими 27 января 1868 г. и закончилась битвой при Горякаку 27 июня 1869 г. В 1867 г. после длительного и ожесточенного политического противостояния уже было ясно, что войска сёгуната не смогут долго сопротивляться проимператорским силам, политический и военный центр которых находился в княжествах Тёсю и Сацума (сейчас префектуры Ямагути и Кагосима). Учитывая, что расстановка сил складывается не в его пользу, сёгун Токугава Ёсинобу согласился на компромисс с мятежниками, но в это время войска Сацума и Тёсю захватили императорский дворец в Киото и провозгласили реставрацию императорской власти. Ёсинобу отошел в замок Осака, а затем двинулся со своими войсками в Эдо. За ним вслед отправилась императорская армия во главе с принцем Арисугава. Вскоре, однако, между представителем мятежников и посланником сёгуна было достигнуто соглашение о перемирии. Ёсинобу отправился в провинцию Мито (сейчас часть префектуры Ибараки), но наиболее реакционно настроенная часть его армии во главе с генералом Омура Масудзиро не подчинилась приказу и продолжила борьбу с войсками императора, но вскоре была разгромлена.

Бриджстоун

Бриджстоун (Bridgestone Corp.) - одна из крупнейших японских компаний. В мировой табели о рангах производителей автопокрышек "Бриджстоун" занимает первую строчку. В 1995 г. "Бриджстоун" принадлежало 19% мирового рынка автопокрышек, далее следовали компании "Мишлен" (17,9%) и "Гудьир" (14,8%). На японском рынке "Бриджстоун" принадлежало, по данным за 1994 г., 47% рынка автопокрышек. Продажи за рубежом составили за тот же период 54% от совокупного объема продаж компании. "Бриджстоун" сегодня - это глобальная компания. Годовой объем ее продаж, 75% которого приходится на шины, а остальное - на велосипеды, снаряжение для игры в гольф, применяемые в промышленности и строительстве резиновые ремни, шланги, изоляционные материалы и т.п., составил, по итогам 1998 г., 18,5 млрд. долларов, количество сотрудников - 13,7 тыс. человек. Ее 39 заводов разбросаны по всему миру: 9 - в Японии, 6 - в странах Азии и Океании, 9 - в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, 15 - в Северной и Южной Америке. Сбыт осуществляется через разветвленную сеть дочерних компаний и представительств, управляемых из головных региональных офисов, расположенных в Токио (Азия и Тихоокеанский регион), Брюсселе (Европа) и Нэшвилле (США). Вхождению "Бриджстоун" в число мировых лидеров и укреплению позиций компании на американском рынке способствовало приобретение ею в 1988 г. фирмы "Файерстоун" (США). История "Бриджстоун" восходит к 1931 г. Именно тогда в городе Курумэ (о. Кюсю) ее основатель Содзиро Исибаси открыл небольшое шинное производство. В 1964 г. в компании был принят план повышения качества продукции, включавший в себя и программу контроля качества продукции, разработанную на основе идей выдающегося американского специалиста в этой области Э. Деминга. О том, что план этот был блестяще реализован, свидетельствует присуждение "Бриджстоун" в 1968 г. престижной в Японии премии имени Э. Деминга, которой удостаиваются предприятия, достигшие наибольших успехов в производстве высококачественной продукции. В 1988 г. компания подняла планку требований к выпускаемым ею товарам еще выше, поставив задачу производить продукцию, вообще не имеющую дефектов. Так появилась концепция "нуль дефектов", нацеленная на производство продукции идеального качества. В 1984 г. в компании была разработана "теория оптимизации формы шины в движении", служащая предметом гордости "Бриджстоун" и по сей день, - Rolling Contour Optimization Theory. Применение этой теории позволило сначала найти приемы изучения формы шины в движении под реальной нагрузкой, а не в состоянии покоя, а затем и разработать оптимальную с точки зрения эксплуатационных свойств конфигурацию шины. Этот проект, осуществлявшийся в течение 4 лет, обошелся компании в 2 млн. долларов. Зато продукция "Бриджстоун" получила целый ряд конкурентных преимуществ: использование автопокрышек оптимальной формы обеспечивает лучшую маневренность и устойчивость, лучшее торможение на сырой и сухой дороге, делает их более износостойкими, снижает уровень создаваемого при движении шума и дает благодаря меньшему сопротивлению при качении заметную экономию горючего. Круг исследований и разработок "Бриджстоун" не ограничивается шинами. Здесь также создаются поглощающие удары и вибрацию материалы для нужд автомобиле- и судостроения. Компании принадлежит заслуга изобретения антисейсмичных строительных конструкций с применением различных видов резины. Она производит и специальные добавки для дорожного покрытия, позволяющие ему впитывать воду, что делает дорогу менее скользкой, а значит, более безопасной. Расширение зарубежной деятельности компании происходит в основном за счет роста производственных мощностей заводов компании вне Японии, прежде всего в Северной Америке и Европе, и увеличения экспорта в те регионы, где шины "Бриджстоун" еще не производятся, - на Ближний и Средний Восток, в Африку и Юго-Восточную Азию, а также в Россию. Годовой объем продаж компании составляет 2237 млрд. иен (декабрь 1998 г.). Количество сотрудников - 13,7 тыс. человек.

Бубнова

Варвара Дмитриевна (1886-1983) - русская художница приехавшая в Японию в 1922 г. с советским паспортом, думала провести здесь год-два. Но провела она в Японии 36 лет. Родилась и училась Варвара Бубнова в Петербурге. Академию художеств окончила в 1914 г. Приехав в Японию в июне 1922 г., она уже в сентябре на выставке художников-авангардистов "Никакай" представила две свои работы, сделанные в Токио. Варвара Дмитриевна начинает изучать технику японской печати, рассчитывая, вернувшись на Родину, внести вклад в развитие эстампа. Перепробовав разные техники печати, Бубнова останавливается на литографии, которая в то время имела в Японии прикладное значение (печатание открыток, виньеток). Но она видит в литографии не использованные еще художественные возможности. Русская художница становится лучшим литографом Японии. Начав с цветной литографии, Бубнова с середины 30-х гг. переходит преимущественно на черно-белую. Этот переход был вызван в какой-то мере технической причиной: литографские краски иногда сильно выгорали. Но все-таки главная причина была в другом - в увлечении Бубновой тушевой живописью суйбоку-га. Ее усилия не пропали даром - в 1936 г. ее работы, представленные на II-й выставке "Кокагакай", были признаны лучшими. Японские художники и критики, отмечая профессиональное мастерство и высокую поэтичность этих работ, сходились в том, что в них не было ни малейшего намека на восточную экзотику, на подражание японским образцам. Во время американских бомбежек Токио в 1945 г. сгорели ее мастерская, хранившиеся в ней работы и литографские доски. Уцелело только то, что она успела передать на хранение друзьям. Поэтому осталось так мало работ художницы 20-30-х гг. и ее творчество предстает перед нами неполным. Но как только жизнь в разрушенном Токио стала входить в колею, Бубнова снова организовала свою мастерскую. Ее литографии постоянно и с успехом экспонировались на выставках японских графиков. Всего прошло шесть ее персональных выставок. Выставлялась она в США и Франции. Варвара Бубнова всегда чувствовала себя русской художницей. Она писала о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий. Иллюстрировала русских классиков - Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. По поручению советского полпреда В. С. Довгалевского принимала участие в организации и проведении выставки "Искусство новой России" в 1927 г. Рассказывала японским художникам о новых течениях в русском искусстве 10-20-х гг., участницей которых она была. А вернувшись на Родину, писала воспоминания о японском искусстве, рассказывала о нем молодым советским художникам. Материальные обстоятельства заставили Бубнову взяться за преподавание русского языка и литературы. Из ее учеников вышли многие известные ныне переводчики и исследователи Пушкина. Шесть имеющихся сейчас переводов "Евгения Онегина" сделаны ее учениками или близкими друзьями. С ее участием вышел первый в Японии перевод пушкинской лирики. В 1958 г. 72-летняя Варвара Бубнова снова на Родине. Она поселяется в Сухуми. Для Варвары Дмитриевны приезд в Сухуми означал новый поворот в творчестве. В этот период она создала замечательные работы, написала теоретические статьи. Японское правительство наградило Варвару Бубнову орденом Драгоценной Короны четвертой степени. Столетие со дня ее рождения (1986 г.) было отмечено выставками и вечерами памяти в Москве, Ленинграде, Архангельске, Тбилиси, Сухуми. Япония не забывает Бубнову. В 1995 г. представительная выставка ее литографий и акварелей (всего около двухсот работ) прошла в Музее графики города Матида, недалеко от Токио, и в Музее искусств префектуры Мияги, в городе Сэндай.

Бугаку

Статья большая, находится на отдельной странице.

Буддизм

Буддизм - в Японии стал распространяться в VI в. Учение Будды было одной из важнейших составляющих культурного потока, перенесенного эмигрантами на Японские острова с континента, однако ни в Корее, ни в Китае буддизм не сыграл такой выдающейся исторической роли, как в Японии. (О распространении буддизма в Японии см. статью "Асука".) Сегодня его наряду с синтоизмом - национальной японской религией - исповедуют большинство верующих японцев. В процессе утверждения буддизма в Японии сформировалось несколько его сект, или школ, которые, в отличие от новых религий буддийского происхождения, называются традиционными. Все они принадлежат к махаяне, или так называемой северной ветви буддизма. Самые древние по происхождению секты (Кэгон, Рицу, Хоссо), образовавшиеся еще в период Нара, со временем утратили свое влияние. Секта Тэндай появилась в Японии в середине VIII в. Ее основателем был Сайтё - японский священник, прошедший обучение в Китае. Сайтё проповедовал доктрину махаяны, согласно которой сущность Будды находится в каждом, кто стремится к самосовершенствованию. Секта Сингон была основана монахом Кукаем (774-835). Согласно его учению, безграничная вера в Будду ведет людей от мирских забот к спасению. Отличительной особенностью школы Сингон являлась ярко выраженная терпимость в отношении синто. Наиболее распространенным направлением буддизма в Японии является амидаизм, в котором основу культа составляет поклонение Будде Амитабха (яп. Амида) - повелителю Чистой земли - буддийского рая. Самые популярные амидаистские школы Дзёдо сю (Школа Чистой земли) и Дзёдо син сю (Истинная школа Чистой земли) были основаны в ХIII веке проповедниками Хонэном и Синраном. Культовая практика амидаистов - традиционное обращение верующих к Будде Амида за помощью. В культе секты Нитирэн (по имени проповедника ХIII в. Нитирэна) главное место занимает почитание основателя учения Будды Шакьямуни. В основе учения Нитирэна лежит один из наиболее популярных буддийских текстов - "Сутра лотоса благого закона". Большое распространение в Японии получила школа Дзэн, проповедующая достижение идеала буддизма - выявление в себе сущности Будды - путем погружения в углубленное самосозерцание. Все организации традиционных школ буддизма входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию. В настоящее время буддийские храмы занимаются не столько проповедью буддийского вероучения в интерпретации той или иной школы, сколько религиозными обрядами и прежде всего - поминально-заупокойными ритуалами. Это служит главным источником доходов подавляющего большинства буддийских храмов. Немало средств храмы получают и от продажи амулетов, календарей, предсказаний судьбы. Для храмов, имеющих древнюю историю, основным источником денежных поступлений стал туризм. Духовенство традиционных школ буддизма не проявляет интереса к общественной жизни.

Будо

Будо - общее название для традиционных боевых искусств японцев. Еще в период раннего феодализма в стране сформировались основные направления нравственного и физического обучения представителей военного сословия. Каждый из самураев обязан был овладеть "будзюцу" (дословно - "боевое мастерство"). Позже этот комплекс стали называть "бугэй" ("боевое искусство"). В японских рукописях того времени довольно часто попадается словосочетание "бугэй дзюхаппан" ("18 боевых искусств"). Сюда включались: кюдо - искусство стрельбы из лука, кэндо - фехтование на мечах, искусство верховой езды, содзюцу - владение копьем, плавание, яидо - умение быстро выхватывать меч из ножен, что обеспечивало мгновенную победу более подготовленному, владение коротким мечом, умение обращаться с дзиттэ - стальной палкой длиной около 45 см с крючком у рукояти, которой можно было не только отразить удар меча, но и обезоружить противника, искусство метания холодного оружия - кинжалов, сюрикэнов, умение метать ртом иглы, владение нагината - широким, чуть изогнутым лезвием на длинной, до 2 метров, рукоятке, своего рода алебардой, владение огнестрельным оружием (впервые завезенным в Японию в 1543 г.), умение пользоваться арканом, явара - предшественник нынешнего Дзюдо, Ниндзюцу - искусство разведчика-ниндзя, умение драться на палках, умение обращаться с модзири (вариант булавы, палица, утыканная острыми шипами), владение кусаригама - железной цепью, на одном конце которой укреплен металлический шар, на другом - острый серп. Примечательно, что одно из известнейших ныне боевых искусств Японии - каратэ - не было включено в состав "бугэй дзюхаппан". Объясняется это тем, что каратэ для японского средневековья было иностранной формой единоборства. В Японию оно пришло с Окинавы, куда в свою очередь было завезено из Китая. В период Эдо (1600-1868) строгие правила будо были несколько упрощены. Обязательным для самурая осталось изучение лишь семи предметов: фехтования, содзюцу, верховой езды, кюдо, джиу-джитсу, владения огнестрельным оружием и военной стратегии. Это и были составные Бусидо (буквально - "Путь воина"). Одновременно Бусидо имел и очень важную нравственную составляющую в виде четко прописанной этической системы, в основу которой были положены неоконфуцианские принципы. Однако, в отличие от Китая, в Японии основной упор делался не на послушание младших главе семьи, а на безусловную лояльность своему сюзерену, что считалось высшей добродетелью и неукоснительной обязанностью любого воина. Это позволило говорить о Бусидо как о кодексе чести японского воина. После Реставрации Мэйдзи (1868) смысл и содержание военного искусства претерпели радикальные изменения. Боевые приемы и навыки больше не приходилось использовать в вооруженных схватках, что основательно подорвало среди юношества интерес к обучению единоборствам. А для тех, кто продолжал заниматься фехтованием, стрельбой, борьбой, более привлекательными стали духовные составляющие этих искусств, позволяющие воспитывать характер. В этой связи термин "бугэй" постепенно был заменен на "будо" ("путь оружия"). Современное будо посвящено совершенствованию техники владения оружием с помощью физических и духовных упражнений, достижению объективных стандартов, созданных на базе искусства старых мастеров. Это открывает возможности для состязательности, а значит, и превращает будо в особый вид национального спорта. Особенно заметно этот процесс пошел после окончания второй мировой войны, когда из многих боевых искусств были удалены грозящие смертью или увечьем приемы, а упор был сделан на спортивности. Это относится в первую очередь к борьбе, фехтованию, стрельбе из лука. Хотя и все остальные виды "бугэй дзюхаппан" открыты для изучения, но интерес к ним ныне минимален.

Букэ

Букэ (буквально - "военный дом"). Так в феодальной Японии называли князей - даймё и представителей военно-служилого дворянства - самураев в отличие от кугэ - придворной аристократии.

Букэ Сёхатто

Букэ Сёхатто - "Закон о военных домах", т.е. самурайских кланах, изданный в период сёгуната Токугава (1600-1868), с целью усиления контроля над феодалами - даймё, повышения качества воспитания и образования в самурайских кланах. После прихода к власти Токугава Иэясу был опубликован закон из 13 статей - Сёхатто, регулирующий важнейшие аспекты отношений самураев с другими слоями общества, а также между собой. Составителями закона были дзэнский монах Судэн, представитель конфуцианской школы Хаяси Радзан, а также ученики главного дзэнского храма в Киото - Годзан. Закон был принят после поражения, нанесенного в 1615 г. Тоётоми Хидэёри сыном Токугава Иэясу - Хидэтада. В дальнейшем этот кодекс неоднократно пересматривался и изменялся, сохраняя при этом свою основную суть. Особое внимание "Букэ сёхатто" уделял сохранению у самураев верности принципам Бусидо, которые в условиях мирного времени могли утратить свое былое значение. Близкие "Букэ сёхатто" идеи впоследствии были изложены в книгах ортодоксов самурайской морали - Дайдодзи Юдзана, Ямага Соко и Ямамото Цунэтомо.

Бунраку

Бунраку - самый крупный кукольный театр Японии, являющийся хранителем традиций, названный по имени организатора и постановщика первых спектаклей Уэмура Бунракукэн (1737-1810). Он был открыт в 1872 г. в Осака, на вывеске было написано: "Дозволенный правительством кукольный театр Бунраку". Это название стало символом японского традиционного кукольного театра (нингё дзёрури) вообще. Cоединение кукольного представления с народным песенным сказом дзёрури, исполняемым под аккомпанемент сямисэна, относится к концу ХVI - началу ХVII в. Сначала кукольные представления устраивались в старой столице Киото на открытых площадках русла периодически пересыхающей реки Камо. В начале ХVII в. кукольники перебрались в только что основанную новую столицу Эдо. Однако после пожара 1657 г. кукольные театры снова переместились в район Осака - Киото, где обосновались окончательно. Появились стационарные кукольные театры с хорошо оборудованными сценами. Их устройство без существенных изменений дошло до наших дней. Куклы для представлений Бунраку изготавливаются в размере 1/2-2/3 человеческого роста. Каждую куклу, как правило, ведут три оператора. Наиболее опытный из них управляет движениями головы (глаза, веки, брови, рот) и правой рукой куклы. Второй оператор двигает левой рукой куклы, третий - ее ногами. Сами операторы одеты в черные балахоны, укрывающие с головой. Через несколько минут после начала представления зрители перестают видеть оператора: их внимание сосредоточено исключительно на движениях кукол. В редких случаях, когда в роли первого оператора выступает известный артист, ему позволяется не укрывать свое лицо под черным капюшоном. Представление идет под голос певца-сказителя гидаю и ритмический музыкальный аккомпанемент на трехструнных сямисэнах и барабанах. Гидаю говорит от лица всех занятых в представлении кукол - мужчин, женщин, детей, обозначая лишь голосом, изменяющимся от баса до фальцета, кому принадлежат слова. В 1956 г. было построено новое здание театра Бунраку, сочетающее элементы, характерные для традиционной японской театральной классики, с самым современным театральным оборудованием. Этот театр функционирует до сих пор. Теперь он называется "Асахидза", а "Бунраку" сохранилось как название труппы, которая в нем выступает. Труппа неоднократно переживала трудные времена, она раскалывалась, объединялась, находилась на грани банкротства. В 1963 г. образовалась ассоциация "Бунраку кёкай" с участием государственных и частных организаций, ведающая делами этого театра. В 1964 г. театр был объявлен важной культурной ценностью, находящейся под покровительством государства. В 1966 г. у театра появилась еще одна прекрасная сцена в государственном театре в Токио. С 1962 г. начались гастроли театра Бунраку за рубежом.

Бурлюк

Давид Давидович (1882-1967) - известный российский поэт, художник, литературный критик. Друг В. Маяковского. В 1918 г. оказался в Сибири: имение его жены находилось в Уфимской губернии. Летом 1920 г., когда началась эвакуация японских войск из Читы, на одном из поездов, уходящих в Харбин, Бурлюк с семьей отправился в Маньчжурию, а затем пароходом в Нагасаки. Находясь с октября 1920 г. в Японии, Бурлюк написал около 450 живописных произведений. Вошел в группу японских футуристов, выпустил сборник стихотворений со своими иллюстрациями - "Восхождение на Фудзи-сан" (1921), печатался в местных газетах. В 1922 г. переехал с семьей в США, где пребыванию в Японии посвятил изданные в Нью-Йорке книги "По Тихому океану: из жизни современной Японии" (1925) и "Ошима. Японский Декамерон" (1927). Его картины хранятся в таких нью-йоркских музеях, как Метрополитен, Уитни, Бруклинский, Музей современного искусства, и других. Около 200 картин Бурлюка находятся в России - в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге и Уфимском художественном республиканском музее.

Буси

Буси - военно-феодальное сословие в Японии, возникшее в VIII-Х вв. Низшая часть сословия буси состояла из мелкопоместного военно-служилого дворянства - самураев. В современном японском языке слова "буси" и "самурай" - синонимы.

Бусидо

Бусидо ("Путь воина") - морально-этическое учение о нормах поведения самураев (буси). Несмотря на то, что кодекс никогда не формулировался официально в письменном виде, он имел исключительно сильное влияние на формирование мировоззрения, философии и жизненных принципов военного сословия и в целом всего японского народа. Основы Бусидо возникли практически одновременно с формированием устойчивого класса воинов в IХ-ХI вв. н. э. Верность и готовность выполнить любой приказ господина становились определяющими качествами для самурая. Его жизнь и смерть были подчинены только закону чести и самурайского долга. Чувства обычного человека не имели для воина никакого значения. Основными идейными источниками для возникновения кодекса чести воина, как часто называют Бусидо, явились конфуцианство, синтоизм и буддизм (особенно секты Дзэн). Основные морально-этические нормы конфуцианства, прежде всего верность долгу, чести, понятие и характеристики "благородного мужа", сочетались с буддийским трепетным отношением к смерти и, как следствие, равнодушием к жизни, верой в возможность перерождения в лучшем качестве в зависимости от того, как удалось прожить и завершить свою жизнь. Путь к идеалу лежал через тяжелейшие психофизические упражнения дзэн-буддизма, тренировки с оружием, сражения и смерть. Некоторые нормы поведения самураев были изложены в "Законе о военных домах" - "Букэ сёхатто". Затем вышла в свет книга Дайдодзи Юдзана "Будо сёсин сю" - "Основы воинских искусств". Самым же известным трудом на эту тему явилась книга бывшего самурая Ямамото Цунэтомо "Хагакурэ" ("Сокрытое в листве"), опубликованная в 1716 г. Помимо всего прочего, автор в этой книге акцентировал внимание воинов на почетности и даже необходимости насильственной смерти для самурая. В ситуации, когда честь воина хотя бы случайно задета, следовало немедленно выбирать смерть. Как правило, воины следовали этому совету, и ритуальное самоубийство - сэппуку (или харакири) - было распространено необычайно широко. Популярность разных его видов достигла таких размеров, что правительство сёгуна вынуждено было бороться с ним законодательно. После Реставрации Мэйдзи популярность Бусидо пошла на убыль, но не исчезла совсем. Уже в конце XIX в. бывший самурай Нитобэ Инадзо написал книгу, которую так и назвал: "Бусидо: дух Японии", ставшую одним из последних ярких примеров письменной характеристики Пути воина. Являясь частью национального самосознания, Бусидо в некоторые периоды японской истории вновь становился для общества актуален и сознательно использовался японскими политиками для повышения боевого духа солдат и для поддержания идеи национального превосходства. Так происходило во время ведения Японией войн в конце Х1Х в. и начале ХХ в., когда милитаристское правительство фактически сделало экспансию национальной политикой, а также до и во время второй мировой войны. Наиболее яркий пример использования Бусидо в это время - летчики-смертники, так называемые камикадзэ. Идея жертвования своей жизнью по приказу императора являлась для них всего лишь нормой Бусидо, в обязательности исполнения которой не может быть никаких сомнений. После окончания войны примеры следования Пути воина в таких ортодоксальных формах стали гораздо более редкими. Один из последних - самоубийство знаменитого писателя националистического толка Мисима Юкио, совершившего сэппуку после неудачной попытки военного переворота в 1970 г.

Бусон

Бусон - см. Ёса Бусон.

Бэнкэй

Бэнкэй (?-1189) - известен как Мусасибо Бэнкэй. Легендарный воин-монах, друг и ближайший сподвижник Минамото-но Ёсицунэ. Японские легенды описывают Бэнкэя как человека незаурядной хитрости, смелости, силы и как выдающегося мастера боевых искусств. Он странствовал по Японии и проводил жизнь в состязаниях с попадающимися навстречу мастерами единоборств. Впоследствии стал преданным учеником, спутником Минамото-но Ёсицунэ и участником практически всех сражений войны Тайра и Минамото (1180-1185). Герой-монах ценой своей жизни дал попавшему в окружение Ёсицунэ возможность совершить сэппуку. Впоследствии подвиги Бэнкэя и Ёсицунэ стали основой для многочисленных пьес Но и Кабуки.

Бэнто

Бэнто - еда, положенная в пластмассовую, лакированную или плетеную коробочку, которую японцы берут в поездку, на прогулку или на экскурсию, на работу, в школу. По традиции, ведущейся с незапамятных времен, содержимое бэнто состоит из отварного риса и крошечных порций мяса, птицы, рыбы, овощей, яиц, фруктов и маринованных слив. Набор продуктов зависит от сезона, от личных пристрастий едока, иногда и от его кошелька. Приготовление бэнто нередко превращается в ритуал. Ведь домашнее бэнто рассматривается как символ любви, заботы, преданности жены или матери. Открывая бэнто и глядя на изящно нарезанные ломтики ветчины или рыбы, красиво оформленные зеленью, приправами или специями, человек испытывает эстетическое наслаждение и ощущает незримое присутствие близких, которые хотели доставить ему удовольствие, собирая в коробочку эту еду. Конечно, бэнто можно купить и в магазине. Из готовых коробочек наибольшей популярностью пользуется "экибэн", который всегда имеется в наличии на большинстве железнодорожных станций. Содержимое его варьируется в зависимости от района страны и служит своего рода рекламой местных деликатесов, обычаев и ремесел. Например, в Такасаки (префектура Гумма), известном центре по производству национальных кукол, дорожный ланч продается в красных пластмассовых мисочках, напоминающих по форме куклу Дарума. Некоторые путешественники так увлекаются дегустацией местных бэнто, что это становится чуть ли не главной целью их поездок.

Бюджет государственный

Финансовый год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. К концу августа министерства и другие правительственные ведомства представляют в Министерство финансов свои бюджетные заявки на предстоящий финансовый год. Министерство финансов сравнивает эти запросы с предполагаемыми доходами, составляет проект бюджета к концу декабря и представляет его кабинету министров. После одобрения кабинетом министров правительство представляет бюджет на утверждение в парламент и старается обеспечить его принятие до начала нового финансового года. В своей доходной части государственный бюджет формируется главным образом за счет налоговых поступлений. Среди этих поступлений около 40% составляет подоходный налог с физических лиц, около 30% - налог на юридические лица (на прибыли компаний) и также около 30% - косвенные налоги (алкогольные напитки, сигареты, предметы роскоши). До середины 70-х гг. налоговые поступления в целом покрывали государственные расходы. К государственным займам правительство прибегало в небольших масштабах для целевого финансирования строительства государственных объектов. В 1975 г. произошло заметное снижение налоговых поступлений, вызванное мировым нефтяным кризисом. Правительство Японии инициировало закон, предусматривающий выпуск государственных облигаций на 2 трлн. иен для покрытия дефицита бюджета. К концу 1978 г. общий государственный долг составил 10 трлн. иен. В 1979 г. за счет государственных займов финансировалось 34,7% всех общегосударственных расходов. Выплаты процентов по этим займам стали крупной расходной статьей государственного бюджета. Во внутренней политике 80-х гг. главным вопросом была финансовая реформа, целью которой являлось значительное сокращение к 90-м гг. государственных займов для покрытия дефицита бюджета. В 1987 г. уже 19,4% общегосударственных расходов финансировалось за счет выпуска государственных облигаций. В 1996 г. за счет выпуска государственных облигаций финансировалось 28% бюджета. Реализация государственного бюджета осуществляется в трех основных формах: прямые выплаты (в основном на содержание административного аппарата), расходование средств по спецсчетам (пенсионное обеспечение, социальное страхование, общественные работы, оборона) и финансовая помощь местным администрациям.

Бюджет развития

Помимо традиционного финансирования страны через текущий бюджет, доходная часть которого формируется за счет налогов, в Японии существует и параллельная, тоже государственная, система финансирования экономических проектов, но с привлечением внебюджетных, в традиционном понимании, средств. Эта система называется государственной инвестиционной программой и используется для развития приоритетных, с точки зрения государства, производств и объектов. Таким образом, фактически правительство Японии имеет реальный рычаг проведения структурной и промышленной политики. Подобное разграничение в государственном финансировании имеет в Японии давнюю историю. Оно возникло еще в период Мэйдзи (1868-1912) и берет свое начало с решения правительства в 1878 г. использовать почтовые сбережения граждан в целях промышленного развития. Сегодня эта система существует в виде так называемой Программы государственных займов и инвестиций. Кроме источников поступления средств, Программа государственных займов и инвестиций отличается от общегосударственного бюджетного финансирования и тем, что ее средства выделяются на условиях возвратности, срочности и платности. Капиталовложения и займы, полученные компаниями в рамках этой программы, подлежат полному возврату с начислением процентов, которые сегодня устанавливаются в основном на уровне частных кредитных учреждений. Программа разрабатывается правительством одновременно с подготовкой проекта "обычного" текущего бюджета, но отдельно от него. Японский инвестиционный бюджет также проходит ежегодное утверждение в парламенте. Финансовыми источниками программы государственных займов и инвестиций являются:

1) система почтовых сбережений граждан;

2) система почтового страхования жизни;

3) пенсионные фонды;

4) специальный счет промышленного инвестирования;

5) гарантированные правительством обязательства и займы.

Программа государственных займов и инвестиций оперирует в настоящее время капиталами, достигающими 10% стоимости ВВП. Это сопоставимо с суммой, составляющей 2/3 общих расходов бюджета.

Предыдущая страница Следующая страница