Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТОП"-"ТЮГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТОП"-"ТЮГ")

Топпан Принтинг

Топпан Принтинг (Toppan Printing Co., Ltd.) - одна из самых старых фирм, оперирующих на рынке производства и продажи печатающих устройств и полиграфии, основана в 1908 г. и занимает 2-е место среди аналогичных компаний Японии. Годовой объем продаж - 1223 млрд. иен, число работающих - 13,8 тыс. человек (март 1999 г.).

Торговля внешняя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Торгово-Промышленная Палата Японии

Торгово-Промышленная Палата Японии - ЯТПП (яп. НИССЁ: от "Нихон сёко кайгисё"). Это старейшая и самая массовая общенациональная организация деловых кругов. В Японии первые ТПП появились в 1878 г. в Токио, Осаке и Кобе. В сентябре 1892 г. образована первая Всеяпонская федерация ТПП, объединявшая в то время 15 палат различных городов и префектур (в настоящее время свыше 500 местных палат и более 1,5 млн. фирм-членов в городах 47 префектур). Уставом ЯТПП определено, что главная цель палаты - "содействовать торговле и промышленности в Японии путем координации и объединения всех торгово-промышленных палат страны, представлять их точку зрения и сотрудничать с другими экономическими организациями в Японии и за рубежом". В отличие от Кэйданрэн, выполняющей заказы крупного бизнеса, ЯТПП выражает интересы средних и малых фирм, а также региональные интересы. Членами палаты могут быть любые частные предприятия, независимо от масштаба и вида деятельности. Палаты функционируют на основе открытости, справедливости и нейтралитета в политическом плане. Членство в палате добровольное со свободным выходом из нее. Местные палаты в общей сложности охватывают примерно 30% предпринимательских структур. В среднем на палату приходится 3-5 тыс. предприятий. Крупнейшая ТПП Токио объединяет до 80 тыс. предприятий. В числе основных функций ЯТПП - обобщение и анализ предложений местных палат, представление их интересов в парламенте, правительственных учреждениях и т.п. Большое место занимает консультационная деятельность для малых и средних предприятий по широкому кругу производственных и финансовых вопросов. Палата участвует в координации региональной деятельности по вопросам территориального размещения производства, оказывает помощь в организации ярмарок, выставок, различных симпозиумов как в самой Японии, так и за рубежом. Палата занимается подготовкой кадров молодых предпринимателей посредством созданной в 1983 г. в рамках палаты Федерации молодых предпринимателей. ЯТПП имеет свои представительства в ряде зарубежных стран. Она посредничает между японскими и зарубежными партнерами, оказывает содействие иностранным фирмам по выходу на японские фирмы. Ежегодно ЯТПП выдает более миллиона сертификатов инофирмам, рекламирует их продукцию на японском рынке. Источниками финансирования палаты являются: 1) членские взносы (до 20% бюджета), размер которых зависит от величины капитала и числа служащих на предприятии; 2) доходы от услуг и издательской деятельности (до 60% бюджета); 3) средства, получаемые от государственных органов за выполняемые для них заказы (остающиеся 20%). Свою деятельность ЯТПП осуществляет через постоянные комиссии: политики в области планирования и координации, внутренней экономики, международной экономики, среднему и малому предпринимательству, налогам, трудовым отношениям, развитию региональной экономики, окружающей среде, туризму, информационному обеспечению и др. Высшим органом ЯТПП является общее собрание членов совета палаты. Оно решает все основные вопросы, связанные с деятельностью палаты. ЯТПП традиционно возглавляет видный представитель крупного капитала.

Торговые автоматы

Первый автомат по продаже кока-колы был установлен на одной из токийских улиц в 1955 г. Теперь же число торговых автоматов в Японии превышает 6 млн., что в 8 раз больше, чем число таксофонов. Автоматы установлены чуть ли не на каждом углу, у каждого магазина, а иногда выстраиваются целой шеренгой, своеобразной торговой аркадой, работающей круглосуточно. Объем продаж, осуществляемых через автоматы, в прошлом году исчислялся в 6,9 трлн. иен (56,1 млрд. долларов). Что можно купить в торговом автомате? Газеты и журналы, безалкогольные напитки или бутылки с дешевым виски, бутерброды, пакетики леденцов или подсоленных орешков к пиву, пачки жевательной резинки или сигарет, колготки, в гостиницах - бритву или зубную щетку… Впрочем, подобный незатейливый набор был свойственен автоматам первого поколения. Затем появились новые типы автоматов, предлагающие до двух десятков сортов пива или лимонада, чай, кофе (горячий или охлажденный - по желанию), тарелку исходящей паром лапши быстрого приготовления, а то и глоток чистого, напоенного кислородом горного воздуха одуревшему от жары и выхлопных газов пешеходу. Стали меняться и функции торговых автоматов. Опускаешь в него монету, например за банку колы, а автомат начинает с тобой играть в беспроигрышную лотерею. Свою банку получаешь в любом случае, а при удачном раскладе выкатывается и вторая - приз. Меняется и внешний вид автопродавцов. Последние их модели не только работают по прямому своему назначению, но и оборудованы бегущей информационной строкой, которая сообщает о предстоящих в городе событиях, местные новости, прогноз погоды. Торговые автоматы принимают любые образцы японской валюты - и монеты, и банкноты, точно отсчитывая сдачу. Победный марш автоматов продолжается. Они обосновались в канцелярских офисах и в салонах такси, в ресторанах и общественных туалетах. Развесной рис во многих городах Японии продают автоматы, у электронных торговцев можно приобрести букет цветов, билет на поезд или видеокассету с порнофильмом. Появились аппараты, способные напоить за деньги вашу собачку или выдать школьнику маленькую проволочную клеточку с заключенной в ней живой цикадой, осуществить маникюр или составить по указанию покупателя подборку музыкальных произведений на компакт-диске. В чем секрет популярности торговых автоматов? Во-первых, автоматы работают круглые сутки, что дает возможность приобрести необходимое и глубокой ночью, причем буквально на соседнем углу. Во-вторых, есть товары, которые лучше приобретать именно у бессловесного автомата, например порножурналы или соответствующие видеокассеты. Не проговорятся молчаливые продавцы и родителям подростка о том, что он купил бутылку вина или пачку сигарет, которые в обычных магазинах разрешено продавать только совершеннолетним. (Примечательно, что под нажимом родительской общественности Японская федерация продавцов табачных изделий вынуждена была с апреля 1996 г. принять самоограничивающее постановление, в соответствии с которым теперь отключает свои торговые автоматы в 11 часов вечера, чтобы избавить молодое поколение от искушения приобрести запрещенную пачку.) Но это удобства для покупателей. Однако и у владельцев торговых автоматов тоже есть стимулы к расширению их сети. И главный из них - весьма высокая стоимость рабочей силы в Японии. Любой, даже самый дорогой, автомат в процессе своей эксплуатации оправдывает вложенные в него средства и начинает приносить прибыль. Гарантированность доходов от этого бизнеса довольно высока еще и потому, что Япония практически не знает уличного хулиганства и вандализма. Покупатели не боятся спуститься ночью к автомату, а хозяин торгового автомата не опасается, что однажды обнаружит механизм с вывороченными внутренностями и опустошенной кассой. Пожалуй, единственная сфера, где обычные магазины пока не уступают нашествию автоматизированных конкурентов, - это торговля скоропортящимися продуктами. Японцы явно предпочитают покупать рыбу или мясо в знакомой лавке, не доверяя способности парящегося на улице под лучами солнца автомата сохранить их свежесть и высокое качество. Впрочем, нет сомнения, что рано или поздно новые технологии позволят создателям торговых автоматов решить и эту проблему.

Тори

Тори - см. Курацукури-но Тори.

Тории

Тории - непременный атрибут любого синтоистского святилища - П-образные ворота с двумя перекладинами сверху. Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Дело даже не в огромном количестве самих синтоистских храмов - а их ныне в Японии насчитывается более 85 тысяч. Каждый храм, большой или малый, может иметь по нескольку ворот, число которых определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии раскошелиться на новые тории для местного храма. Размер таких ворот может быть самым различным - от огромных, едва ли не циклопических сооружений высотой в несколько десятков метров до миниатюрных, в 1,5 метра высотой, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, пусть даже напоминающую чем-то частокол из жердей. Весьма различен и материал, применяемый при их строительстве. Чаще всего это крашенная суриком древесина. Для более крупных сооружений употребляют целые стволы огромных, в два обхвата японских криптомерий. Бывают, хотя и достаточно редко, тории, сваренные или склепанные из железных балок, сквозь внешнюю карминную покраску которых со временем начинает пробиваться ржавчина. Встречаются храмовые ворота из бронзы и даже гранита. Нередки возводимые, особенно в последнее время, сооружения из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта, хотя строители, пытаясь хоть намеком придать им традиционный вид, покрывают застывающий бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий. Своеобразной визитной карточкой Японии стали ворота в храм на маленьком островке МиЯдзима неподалеку от Хиросимы. Здесь примерно 850 лет назад (когда на месте Москвы стояло лишь несколько крестьянских домов!) было воздвигнуто изумительное по красоте святилище Ицукусима, посвященное морскому божеству. Строители вынесли пурпурно-красные 16-метровые тории, срубленные из камфарного дерева, прямо в прибрежные воды. Если подплываешь к Миядзима со стороны моря в часы прилива, кажется, будто из воды выбиваются огненные струи, образующие контур храмовых ворот. Но тории Миядзима поражают и во время отлива, когда вода отходит от берега на 300 метров и к воротам можно подойти посуху. Тогда глазу открывается поросшее зелеными водорослями основание столбов, и начинаешь понимать, что это чудо было некогда воздвигнуто не Божьим промыслом, а трудом обыкновенных японцев, обладавших не только необходимыми строительными навыками, но и великолепным чувством красоты. Ведь они поистине вписали храм и его тории в окружающий ландшафт, как ювелир врезает бесценный драгоценный камень в не менее великолепную оправу. Тории столь же характерны для Япон ии, как, скажем, купола православных колоколен для России. И столь же исключительны. В других странах их можно обнаружить очень редко и лишь в местах компактного обитания японских землячеств, если они получают разрешение на возведение собственного синтоистского святилища. Правда, бывали времена, когда японцы строили синтоистские храмы на захваченных в результате войн землях. Так, довольно активно эти культовые сооружения возводились на территории МаньЧжоу-Го, на оккупированных землях в Юго-Восточной Азии. Но после поражения Японии в 1945 г. практически все они были разрушены. Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - "ками".

Тории Киёнага

Тории Киёнага (1752-1815) - художник. Настоящая фамилия - Сэки или Сэкигути. Имя - Синсукэ или Итибэй. Родился в г. Урага, в семье продавца книг. С 1765 г. жил в Эдо (Токио). Он стал учеником Киёмицу, мастера из третьего поколения школы Тории. Первые самостоятельные ксилографии выпустил около 1767 года. После смерти учителя был принят в семью мастера, унаследовав его имя. В 1780 г. вводит пейзажные фоны в композиции гравюр, разрабатывает жанровые сцены с высокими, изящными красавицами на первом плане. С 1781 по 1788 гг. был наиболее признаваемым мастером Укиё-э. В последние годы жизни Киёнага выпустил несколько иллюстрированных книг.

Тории Киёнобу

Тории Киёнобу (1664-1729) - художник, мастер Укиё-э. В конце ХVII - начале ХVIII в. на первое место в искусстве укиё-э выдвигается династия Тории. Киёнобу, основатель школы Тории, учился у своего отца, который был актером, резчиком по дереву и рисовал афиши для театра Кабуки. Киёнобу родился в Киото, но затем переехал с отцом в Эдо. Там он последовал по стопам родителя и занялся изготовлением красочных плакатов-афиш, программок для спектаклей кабуки. Главная тема Киёнобу - театр Кабуки - находит воплощение в станковых гравюрах с изображениями актеров (Якуся-э) и в других ксилографических изданиях, связанных с театром. Черно-белые оттиски большого формата Киёнобу тонировал от руки охрой или киноварью различных оттенков. Стиль его работ копировало не одно поколение театральных художников. В 1687 г. вышла в свет первая иллюстрированная им книга, а приблизительно в 1700 г. Киёнобу создал свою первую гравюру ручной раскраски по мотивам, навеянным спектаклями Кабуки. Вскоре стали модными портреты актеров его работы. В 1710 г. он издал книгу с портретами куртизанок и красавиц Ёсивары.

Торэй

Торэй (Toray Industries, Inc.) - один из ведущих производителей синтетических волокон. Компания хорошо известна своими передовыми технологиями и перспективными разработками в области производства различных пластиков и является основным производителем синтетических волокон, а также искусственной кожи, карбона и полиэстера. Годовой объем продаж - 1001 млрд. иен (март 1999 г.). Число сотрудников - 9,5 тыс. человек.

Тоса

Тоса

1) японская художественная школа, возникшая в конце XIV в. Тяготела к вкусам придворной аристократии, продолжала традиции придворной полихромной живописи Ямато-э, противостояла китайским влияниям, преобладавшим в школах монохромной живописи, носила религиозный характер.

2) крупное княжество в провинции того же названия на острове Сикоку (современная префектура Коти). С 1600 г. принадлежало князьям Яманоути. Вместе с княжествами Сацума и Тёсю сыграло важную роль в свержении токугавского сёгуната, реставрации монархии и установлении правительства Мэйдзи в 1868 г. Несколько ранее князь Ямомото Тоёнобу (Ёдо), опасаясь возникновения гражданской войны, представил сёгуну Токугава Кэйки докладную записку с рекомендацией передать верховную власть трону.

Тоса-Никки

Тоса-Никки ("Путевые заметки из Тоса"). Созданное в 30-х гг. Х в., это произведение по праву считается одним из первых образцов художественной дневниковой прозы эпохи Хэйан. В "Тоса-никки" многое было впервые. "Считается, что дневники пишут мужчины. Теперь за это дело попробует приняться женщина" - так начинаются "Путевые заметки из Тоса". Перед нами - первый образец "женской прозы". Это значит - повествование обо всем, пусть даже с мужской точки зрения и не заслуживающем внимания, поскольку не наполнено официальностью; здесь не скрывают чувств и не стыдятся собственных переживаний; можно писать о пустяках, о том, что видишь сейчас, сию минуту, и не утруждать себя осмыслением происходящего. Можно не бояться описывать дни веселых пирушек, когда корабль застревает в порту, и не стесняться отмечать, что некоторые люди неприятны, а их стихи далеки от совершенства. Ведь эта только личный дневник, к тому же написанный женщиной! Итак, речь идет о первой попытке написания "женского дневника", предпринятой... мужчиной! И автор хорошо известен - поэт Ки-но Цураюки. Почему же он выдает себя за женщину? Вероятно, потому, что не подобало ему, человеку государственному, писать о таких пустяках, к тому же и писал-то он о себе самом, о своем путешествии из провинции Тоса (о-в Сикоку) в тогдашнюю столицу Хэйан(кё), современный город Киото (о-в Хонсю). Ведь именно он и есть тот герой, вокруг которого и происходят все основные события. Удивительно и то, как написано было это произведение: одной лишь национальной азбукой кана, к тому же и чисто японским языковым стилем, а не китайскими иероглифами. Позднее у женщин-писательниц именно эта манера письма войдет в моду, но пока в таком подходе было много странного и непонятного. Что же стоит за этим: желание подчеркнуть "женский стиль" или стремление великого поэта и литератора уберечь японскую литературу от слишком сильного влияния Китая? Так или иначе, но "Тоса-никки" было уже уготовано почетное место среди других шедевров японской литературы как первому бытовому дневниковому произведению. Первый полный перевод "Тоса-никки" был опубликован в 1935 г. в сборнике "Восток" уже после смерти переводчика - Олега Плетнера (1898-1929), одаренного, разностороннего исследователя, эрудита, который занимался как историей японского языка, так и экономикой Японии и художественным переводом.

Тосёгу

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тосёдайдзи

Тосёдайдзи - один из древнейших и красивейших буддийских храмов в городе Нара. Его основание связано с именем китайского буддийского монаха Чиенчена (яп. Гандзин). Кстати, Тосёдайдзи можно перевести как Храм приглашенного китайца. Если Кофукудзи - сокровищница буддийской скульптуры, а Гангодзи - "кладовая народного буддизма", как часто называют этот храм, то Тосёдайдзи известен тем, что в его пределах сохранилось, пожалуй, наибольшее число строений Нарской эпохи. Храмовый ансамбль, в который входят постройки VIII в. - кондо (главный зал) и кодо (зал проповедей), удачно вписан в окружающий сельский пейзаж, словно специально созданный для того, чтобы служить ему естественным фоном. К кондо ведет обсаженная деревьями аллея. Это одноэтажное продолговатое здание, и первое, что бросается в глаза, - большая черепичная крыша с глубокими стрехами, образующая мощную массивную горизонталь. Но ее мягкие контуры вовсе не производят впечатления чего-то давящего, наоборот, кажется, что крыша парит, невесомая, над зданием. Может быть, этот эффект достигается тем, что архитектор установил на продольном фасаде здания колоннаду, повторяющиеся вертикали которой уравновешивают горизонталь как крыши, так и каменной платформы, на которой стоит постройка. Завершающие мачту конька сиби - украшения в виде хвостов рыб или, как считают некоторые специалисты, драконов -придают контуру крыши дополнительную элегантность. По всей вероятности, сиби имели не только декоративное, но и прикладное назначение: рыбы, как и драконы, символизировали воду, дождь и, следовательно, могли спасти от пажара. Сама по себе постройка чрезвычайно проста, очень похожа на храмовые здания предыдущей эпохи, возможно, с той только разницей, что система консолей и балок, поддерживающих большой вынос крыши, отличается несколько большей сложностью. Коричневое дерево колонн, белая штукатурка стен и серая черепица крыши создают гармоничное целое с окружающей кондо зеленью. Кодо в Тосёдайдзи - самое старое здание этого типа в Японии. Полагают, что раньше это была одна из построек в дворцовом квартале и ее перенесли на нынешнее место после того, как храм уже был построен. Его архитектура очень похожа на кондо, за исключением того, что это здание более продолговатой формы и у него отсутствует колоннада. Оно предельно функционально, в нем нет ничего лишнего, выглядит очень просто даже на фоне достаточно простых форм кондо.

Тосиба

Тосиба (Toshiba Corp.) - один из крупнейших мировых производителей электрической и электронной техники, телекоммуникационного оборудования, компьютерных систем, электронного оборудования для медицины, продуктов для космической отрасли, бытовой техники, генераторов, лифтов и эскалаторов, батарей, мониторов и жидкокристаллических дисплеев, компьютеров и компьютерной периферии. Корпорация основана в 1875 г. Она первой в Японии развернула производство генераторов для гидроэлектростанций. В 1936 г. организовала первую радиотрансляционную станцию NHK. "Тосиба" - один из лидеров в области перспективных разработок в самых разных областях науки и промышленности Японии. По количеству наименований продукции и объемам ее производства является 2-й в мире компанией. Занимает 8-е место в мире среди производителей электроники. Кроме того, "Тосиба" активно работает в японской атомной промышленности и имеет тесные отношения с рядом зарубежных компаний в сфере производства ядерной энергии, в электронной и тяжелой промышленности. Располагает 219 отделениями внутри страны и 102 - за ее пределами. Количество сотрудников - 63,3 тыс. чел. Объемы годовых продаж - 5301 млрд. иен (март 1999 г.).

Тосюсай Сяраку

Тосюсай Сяраку (приблизительные годы жизни 1770-1825) - художник. Творил в Эдо в 1794-1795 гг. О его жизни нет сведений. Он работал в течение всего лишь десяти месяцев (159 картин) и исчез, не оставив никаких следов. Наряду с несколькими портретами борцов сумо, его работы состоят главным образом из портретов актеров театра кабуки, поясных и полных изображений людей. Все они были напечатаны Цутая Дзюдзабуро - наиболее процветающим издателем тех дней. Характерны для Сяраку окуби-э с карикатурными головами на темном фоне. Гримасы на лицах, часто доведенные до гротеска, скупые жесты выявляют не только характер исполняемой роли, но и индивидуальные черты самого актера.

Тотиги

Тотиги - префектура, расположена в самом центре острова Хонсю. Тотиги окружена префектурами Гумма, Фукусима, Ибараки и Сайтама. Огражденная с востока и запада горными массивами Ямидзо и Асио, посередине она прорезана водным бассейном реки Накагава. Своим климатом, напоминающим континентальный (летом здесь очень жарко, а зимой очень холодно), префектура Тотиги обязана именно своему географическому положению. Этим же фактором обусловлена и роль, которую эти земли играли в истории Японии с древних времен.Образованная в ходе реформ Тайка 645 г. провинция Симоцукэ, на месте которой в 1873 г. и была создана префектура Тотиги, с конца периода Камакура (1185-1333) находилась под контролем могущественного клана Асикага. С конца ХVI в., когда власть Асикага осталась в прошлом, провинция была разделена на отдельные владения между несколькими даймё. Сейчас экономическое благополучие префектуры Тотиги основано на выращивании риса и овощей в долине Накагава. Горные склоны дают достаточно леса для обеспечения нужд местной деревообрабатывающей промышленности, а после второй мировой войны здесь начали успешно развиваться металлургия и машиностроение, текстильная промышленность. На весь мир префектура Тотиги известна благодаря национальному парку Никко, одному из красивейших мест Японии, и расположенному в нем мавзолею Тосёгу, построенному во времена сёгуната Токугава. Внимание японских туристов привлекают озеро Тюдзэндзи, водопад Кэгон, гора Сиранэсан и множество других уголков японской природы, сохранившихся здесь практически в первозданном виде. Город Матико на юго-востоке Тотиги широко известен своим гончарным промыслом. Площадь префектуры составляет 6414 кв. км, а ее население - около 1,9 млн. человек. Административный центр префектуры Тотиги - г. Уцуномия.

Тоттори

Тоттори

1) префектура, расположена на западе острова Хонсю. Граничит с префектурой Хёго на востоке, префектурами Окаяма и Хиросима - на юге и префектурой Симанэ - на западе. Омывается водами Японского моря на севере. Поверхность в основном гористая. Горы Тюгоку пересекают южную часть префектуры. Равнинные районы сконцентрированы вдоль рек и у побережья Японского моря. Климат умеренный и относительно сухой. В регионе найдены остатки периодов Дзёмон (10 000 - 300 гг. до н. э.) и Яёй (300 г. до н.э. - 800 г. н. э.). Ранее на месте Тоттори находились две провинции - Инаба и Хоки. До реставрации Мэйдзи управлялась различными феодалами. Современные границы и название префектура обрела в 1881 г. Из-за отдаленности от экономических и наиболее заселенных центров Японии Тоттори остается преимущественно сельскохозяйственным районом. Здесь выращивают рис, фрукты, овощи и табак, а также разводят скот. Основными видами сельскохозяйственной продукции являются местные персики, арбузы, виноград, а также продукция птицеводства. Развито рыболовство, в порту Сакаиминато располагается крупнейшая в Японии рыболовная база, здесь вырабатываются консервированные иваси, рыбная мука и другие виды рыбной продукции. Прилагаются усилия для освоения новых зон рыболовного промысла, а также увеличения рыбных ресурсов путем разведения палтуса, ракушки морское ушко и т. п. Развиты лесное хозяйство, производство пищевых продуктов. Ёнаго и Сакаиминато стали новыми индустриальными городами в зоне Накауми. Общий объем выпуска промышленной продукции составляет около 1 трлн. 100 млрд. иен (электрооборудование и электрические машины, пищевые продукты, напитки, корма, табачные изделия, целлюлоза и т. п.). Имеются планы модернизации местной промышленности. К достопримечательностям относятся побережье Японского моря, песчаные дюны в прибрежном национальном парке Санъин Кайган, тренировочный центр альпинизма в национальном парке Дайсэн-Оки. Традиционный праздник Сянсин, во время которого около 4 тысяч танцующих исполняют свои танцы с ярко разукрашенными, на длинных шестах зонтиками, также привлекает немало туристов. С октября 1991 г., после подписания "Меморандума о развитии дружеских связей", поддерживает отношения с Приморским краем России. Площадь - 3494 кв. км. Население - около 620 тыс. чел. Административный центр - город Тоттори. Другие города - Караёси и Ёнаго.

2) административный центр префектуры Тоттори. В городе проживает 146 тыс. чел. Площадь Тоттори составляет 237 кв. км. Основные отрасли промышленности: электроприборная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, машиностроительная.

Тофу

Тофу - соевый творог. Изготавливается из отваренных и протертых соевых бобов, напоминает по виду мягкий пористый сыр. Тофу обычно едят с острым соусом, а также жарят или кладут в суп.

Тохо

Тохо (Toho Co., Ltd.) - одна из ведущих мировых кинокомпаний и лидер в производстве и прокате фильмов в Японии. Основана в 1932 г. Своим положением в киномире и авторитетом среди специалистов компания во многом обязана своему создателю Кобаяси Итидзо, который заложил основы маркетинговой политики и рационального менеджмента, развиваемых фирмой и сегодня. Компания владеет несколькими кинотеатрами, расположенными главным образом в деловой части Токио. К работе с киностудией традиционно привлекаются лучшие режиссеры и актеры, а также другие специалисты в области кино, театра и телевидения страны, которые, в свою очередь, считают работу с компанией особо ответственной и престижной. С фирмой тесно сотрудничали всемирно известные японские режиссеры Одзу Ясудзиро и Куросава Акира. Размер текущих доходов фирмы составил 182 млрд. иен (март 1999 г.). Число сотрудников компании - 0,5 тыс. человек.

Тохоку

Тохоку (Оу) - экономический район. Занимает северо-восток острова Хонсю. Преобладают горы, покрытые лесами. Площадь - 66 912 кв. км (17,7% всей площади страны). Климат влажный, континентальный, с теплым летом. Тохоку состоит из 6 префектур: Аомори, Иватэ, Мияги, Акита, Ямагата, Фукусима. В районе проживает 9,8 млн. чел. Ведущие позиции в экономике района принадлежат сельскому и лесному хозяйству, рыболовству. Развиты также добывающая, электроэнергетическая, электротехническая отрасли промышленности. Основные города района - главным образом столицы префектур. В сельском хозяйстве занято 224,8 тыс. чел. Обрабатываемая площадь - 93,3 тыс. га.

Тоэй

Тоэй (Toei Co., Ltd.) - одна из 4 крупнейших японских кинофирм. Существует с 1949 г. Компания является одним из основных японских продюсеров телефильмов и видеофильмов. Фирма работает также в сфере туризма, операций с недвижимостью и в мультипликации. Годовой доход - 77 млрд. иен (март 1999 г.). Число сотрудников - 0,46 тыс. человек.

Тояма

Тояма

1) префектура. Расположена в Центральном Хонсю. Граничит с префектурами Ниигата и Нагано на востоке, префектурой Гифу - на юге и префектурой Исикава - на западе. Омывается водами залива Тояма и Японского моря на севере. Центральная часть префектуры состоит из равнин, окруженных горами с востока, юга и запада. Зимы отличаются сильными снегопадами и облачной погодой. Известный после реформ Тайка 645 г. как Эттю, в период Эдо этот район попал под контроль семейства Маэда. Современное название получил в 1871 г., а границы были определены в 1883 г. Главная сельскохозяйственная культура - рис. Экспортируются луковицы тюльпанов. Наличие дешевой гидроэнергии благодаря многочисленным рекам способствовало развитию химической, металлургической, машиностроительной, деревообрабатывающей и текстильной отраслей промышленности. Также развито рыболовство. К главным достопримечательностям относятся: район ущелья Куробэ-Татэяма, часть национального парка Тюбу Сангаку, морское побережье у города Хими, которое является частью квазипарка полуострова Ното. Юго-западная оконечность префектуры входит в национальный парк Хакусан. Площадь - 4252 кв. км. Население - 1120 тыс. человек. Административный центр - Тояма. Другие крупные города - Такаока, Хими, Уодзу.

2) административный центр префектуры Тояма. В городе проживает 323 тыс. чел. Площадь Тояма составляет 209 кв. км. В городе имеются химические заводы, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, металлообработки.

Транспорт

Отличительной чертой транспортной системы Японии, по сравнению с другими странами, является большая степень зависимости от железных дорог. Железнодорожным транспортом осуществляется более 52 % общих пассажирских и грузовых перевозок (на конец 1992 г.). Кроме того, сегодня железнодорожный транспорт находится в начале качественно нового этапа развития. Последовательно проводятся расширение и модернизация дорожной сети, увеличиваются объемы использования поездов на магнитной подушке, быстрыми темпами растет компьютеризация подвижного состава, удалось добиться сокращения времени перевозок (особенно пассажирских) за счет разветвления сети сверхскоростных магистралей. Специальные планы развития городского транспорта предусматривают также сокращение расходов на содержание городского железнодорожного транспорта за счет создания дополнительных магистралей и переноса части пассажиропотока на автобусные линии и метро. Кроме Токио, метро также существует и в 8 других городах Японии, включая Осака и Нагоя. Несмотря на то, что железнодорожный транспорт в Японии продолжает сохранять высокие темпы развития, в последние годы наметился постепенный переход от железнодорожного к автомобильному и даже воздушному видам транспорта. Длина дорог в пересчете на квадратный километр площади Японии (3,0 км) сравнима с аналогичным показателем для США (0,7 км) и ФРГ (2,0 км), обладающей самой разветвленной в Западной Европе сетью автомобильных дорог. На ноябрь 1987 г. крупнейшие города Японии были связаны 4368 км автомагистралей, тогда как общая длина сети автомагистралей в США насчитывала более 80 тыс. км, в ФРГ - более 8 тыс. км и около 6 тыс. км во Франции, Италии и Великобритании. Развитие сети скоростных автодорог в Японии продвигается ускоренными темпами: за последнее десятилетие она увеличилась почти вдвое. Ежегодные капиталовложения Японии в систему автодорог составляют 60% от расходов на эти же цели в США и в несколько раз превосходят затраты западноевропейских стран. Планируется увеличение общей длины автомагистралей до 14 тыс. км к началу XXI в., а также развитие сети городских автобусных линий и укрупнение парка такси (сейчас такси перевозит более 3 млрд. пассажиров в год). До начала 70-х гг. Япония была одной из ведущих морских держав мира. Символом этого золотого века стали супертанкеры, водоизмещением достигавшие нескольких сотен тысяч тонн и создававшиеся при помощи самых передовых в мире технологий судостроения. Однако первенству Японии в области мореплавания настал конец в период топливного кризиса, который повлек за собой резкое снижение спроса на сырую нефть и привел к изменению ориентиров в торговле. Эти проблемы осложнялись еще и переходом от фрахтовой транспортировки к воздушной, а также усиливающейся конкуренцией со стороны морского транспорта развивающихся стран. Все эти факторы неизбежно привели морской транспорт Японии к глубокому кризису. Путь к спасению отрасли был один: ликвидация излишнего тоннажа и превращение морского транспорта в интегрированную систему, объединяющую воздушный, морской и наземный виды транспорта. Значительное внимание уделяется в последнее время и созданию постоянных маршрутов грузовых и пассажирских морских перевозок, осуществляемых высокоскоростным транспортом - более 65 км/ч (в т.ч. на воздушных подушках). Благодаря принятым мерам общая тенденция роста тоннажа перевозок сохранилась, и, по данным на начало 1993 г., эта цифра составляла 130 млн/т. Воздушный транспорт Японии развивался в благоприятных условиях спроса и предложения. В Японии этот вид транспорта используется не только для поездок за рубеж, но и для сообщения внутри страны. Особенно возрос спрос на услуги авиации в сфере бизнеса: сокращение транзитного времени может стать причиной увеличения коммерческой прибыли или даже способствовать заключению выгодной сделки. Еще одним фактором в пользу развития воздушных путешествий внутри страны стало снижение расценок на услуги воздушного транспорта. Стоимость перелета из Осака в Токио сегодня всего на 10% дороже путешествия по скоростной железной дороге. Усилия японской воздушно-транспортной индустрии сегодня направлены на улучшение и развитие аэропортов и создание высокоразвитой инфраструктуры вокруг них. Насущной задачей стало повышение пропускной способности международного аэропорта в г. Нарита (префектура Тиба) - главного международного аэропорта Японии. Продолжается модернизация аэропорта Ханэда. Завершена программа строительства международного аэропорта Кансай, который взял на себя все операции международного аэропорта Осака.

Тройственный Пакт

Тройственный Пакт - между Японией, Германией и Италией. Заключен 27 сентября 1940 г. Стороны договорились о следующем: "Правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии, признавая предварительным и необходимым условием долговременного мира предоставление каждому государству возможности занять свое место в мире, считают основным принципом создание и поддержание нового порядка, необходимого для того, чтобы народы в районах Великой Восточной Азии и Европы могли пожинать плоды сосуществования и взаимного процветания всех заинтересованных наций, выражают решимость взаимно сотрудничать и предпринимать согласованные действия в указанных районах в отношении усилий, основывающихся на этих намерениях. Правительства трех держав, преисполненные стремления к сотрудничеству со всеми государствами, которые прилагают подобные усилия во всем мире, полны желания продемонстрировать свою непреклонную волю к миру во всем мире, для чего правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии заключили нижеследующее соглашение.

Статья 1. Япония признает и уважает руководящее положение Германии и Италии в установлении нового порядка в Европе.

Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководящее положение Японии в установлении нового порядка в Великой Восточной Азии.

Статья 3. Япония, Германия и Италия соглашаются осуществлять взаимное сотрудничество, основывающееся на указанном курсе, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в японо-китайском конфликте, то три страны обязуются оказывать взаимную помощь всеми имеющимися в их распоряжении политическими, экономическими и военными средствами.

Статья 4. В целях осуществления настоящего пакта безотлагательно создается смешанная комиссия, назначаемая правительством Японии, правительством Германии и правительством Италии.

Статья 5. Япония, Германия и Италия подтверждают, что указанные выше статьи никоим образом не затрагивают политического курса, существующего в настоящее время между каждым из трех участников пакта и Советским Союзом.

Статья 6. Настоящий пакт вступает в силу с момента его подписания. Срок действия пакта - десять лет со дня вступления в силу. Договаривающиеся Стороны по требованию одной из держав, заключивших пакт, обсудят вопрос пересмотра настоящего договора в любой момент до истечения этого периода".

Туризм

Для современного среднестатистического японца поездки и путешествия стали органической составляющей его образа жизни. На отдых и развлечения, среди которых немалую долю занимает туризм, приходится свыше 20% семейных расходов. Каждый взрослый гражданин страны успел трижды побывать за рубежом. Начало эры международного туризма в Японии обычно датируют 1963 г., когда парламентом страны был принят закон, определивший основные цели и направления: с одной стороны, привлечение иностранных туристов, с другой - поддержка стремления японцев узнать мир. Туризм в Японии стал делом общенациональным. Он - объект неустанного внимания авторитетных государственных структур, прежде всего департамента туризма Министерства транспорта, располагающего целой сетью региональных отделений, а также двух органов при Канцелярии премьер-министра страны - Совета по туристической политике и Межведомственного координационного совета по туризму. В задачу последнего входит согласование действий более чем двадцати министерств и ведомств, так или иначе связанных с туризмом. С целью содействия иностранцам, приезжающим в Японию, и гражданам Страны восходящего солнца, собирающимся за рубеж, в апреле 1959 г. на основе специального закона была создана некоммерческая Японская национальная туристическая организация (JNTO). Проблемы же туризма внутри страны находятся в ведении главным образом Японской туристической ассоциации (JTA). Организацией туризма в Японии занимаются специализированные туристические агентства и фирмы, которых здесь насчитывается более пяти тысяч. Забота государства о развитии туристического бизнеса проявляется и в правовой поддержке перспективных начинаний в этой отрасли. Примером могут служить законы о развитии курортных районов, о национальных парках, об улучшении оборудования международных туристических гостиниц, о работе гида-переводчика, о развитии туризма через традиционные празднества и мероприятия, о горячих источниках и многие другие. Согласованные усилия государства и бизнеса не пропали даром. Сегодня Страна восходящего солнца располагает первоклассными, говоря языком специалистов, "туристическими ресурсами": заповедниками и историческими памятниками, зоопарками и ботаническими садами, музеями и развлекательными комплексами. А ознакомление с этими достопримечательностями превращается в комфортное занятие благодаря развитому гостиничному хозяйству, современной транспортной системе и отвечающему мировым стандартам сервису. Непосредственно в сфере туризма трудится около 1,91 млн. человек. Кроме того, 4,1 млн. человек, или 6,3% от числа имеющих постоянную работу японцев, заняты производством связанных с туризмом товаров и услуг. Их доля в валовом внутреннем продукте страны составляет 5,4%. За период с 1964 г. по 1994 г. число иностранных туристов, ежегодно посещающих Японию, возросло с 353 тыс. человек до 3468 тыс. человек, то есть увеличилось почти в 10 раз. Это безусловно успех, хотя и относительный: до стран более развитых в том, что касается иностранного туризма, Японии еще далеко. Если отношение числа зарубежных туристов, приехавших, например, в Великобританию, к количеству граждан этой страны составило в 1994 г. 0,33, во Франции - 1,04, в Сингапуре - 2,02, в Австрии - 2,28, то в Японии - 0,03. Главную причину, сдерживающую поток зарубежных гостей в страну, чаще всего усматривают в том, что пребывание в Японии "благодаря" постоянно возраставшему в последние годы курсу иены превращается в дорогое удовольствие. Попытки правительства как-то ослабить влияние этого фактора с помощью беспошлинной продажи ряда производимых в стране товаров, скидок со стоимости проезда и тому подобных мер пока не дают заметного эффекта. Гораздо более высокие достижения Японии связаны с другой стороной международного туризма - поездками японцев в другие страны. За тот же тридцатилетний период число граждан Страны восходящего солнца, ежегодно выезжающих за рубеж, подскочило более чем в 100 раз. Подсчитано, что расходы выезжающего за рубеж японского туриста составляют в среднем за одну поездку 3200 долларов. Необъятные просторы России пока не очень манят к себе японских путешественников. Лишь около тридцати тысяч из почти 15 миллионов выезжавших в 1995 г. за рубеж японцев предпочли приехать в нашу страну. Это примерно в 50 раз меньше, чем во Францию или Китай. По мнению японских специалистов, Россия обладает хорошими "туристическими ресурсами", которые, однако, нужно уметь использовать.

Тэдзука Осаму

Тэдзука Осаму (1928-1989) - художник комиксов, создатель мультипликации. Он начал рисовать комиксы в 11 лет, а когда ему еще не было и 25 лет, уже стал ведущим специалистом в мире комиксов Японии. В 1977 г. было издано редкое собрание сочинений комиксов Тэдзука Осаму, которое составило 400 отдельных томов. Для полного завершения работы потребовалось 8 лет. В 1960 г. он занялся мультипликацией. Один за другим автор создавал мультфильмы для показа в кинотеатрах. Одновременно с этим Тэдзука Осаму создавал мультфильмы и для телевидения. Вскоре мультипликация становится главным делом его жизни. В 1985 г. на Первом международном кинофестивале мультипликационных фильмов, состоявшемся в городе Хиросима, его экспериментальная работа "Ветхий фильм" получила премию "Гран-при", на Международном кинофестивале мультфильмов в Варне он был удостоен самого престижного приза первой категории. На Международном кинофестивале в Барядриде (Испания) мультфильм "Прыжок" был награжден премией "Серебряный Колос". В настоящее время японские сказки-мультфильмы известны во всем мире. Тэдзука Осаму считается родоначальником и лидером этого жанра.

Тэндай

Тэндай - крупная буддийская школа, основанная в 806 г. монахом Сайтё (767-822). В Японии школы Тэндай и Сингон были доминирующими школами эпохи Хэйан (794-1185). Важнейший вклад школы в японскую идеологию после IX в. - развитие учения о Чистой земле Будды Амиды и разработка собственной философии хонгаку, оказавшей серьезное влияние на догматику сект, выросших из школы Тэндай. Сейчас школе Тэндай подчинено около 4300 храмов, в которых обучается примерно 20 000 монахов, число адептов школы составляет почти 3 млн.

Тэндзин Мацури

Тэндзин Мацури - праздник, проходящий в храмах Тэммангу, посвященный Сугавара Митидзанэ (845-903), выдающемуся государственному деятелю, ученому и поэту Японии. Тэндзин ("небесный бог") - посмертное имя Сугавара, он почитается как бог литературы и просвещения. Одним из самых популярных праздников храма Тэммангу до настоящего времени является Тэндзин мацури в Осаке, который насчитывает уже тысячелетнюю историю. Поводом для для возникновения праздника послужило обращение жителей города к духу Сугавара Митидзанэ с просьбой избавить их от болезней, которые свирепствовали в жаркое лето 994 г. В наши дни праздник состоит из двух частей: шествия по улицам города и процессии лодок по реке, протекающей в центре Осаки.

Тэнри Кё

Тэнри Кё (Религия божественной мудрости) - общественно-религиозное движение. Основано в 1838 г. крестьянкой М. Накаяма. Оформилось как религиозное течение в 60-х гг. XIX в. В ранний период представляло собой массовое движение крестьян, которые в религиозной форме искали путь к социальной справедливости и лучшей жизни. По мере утверждения Тэнри кё как одной из религиозных групп, признанных властями, элементы социального протеста в его вероучении существенно ослабевали. В настоящее время по характеру проповедей фактически не выделяется среди большинства общественно-религиозных движений, делающих упор на нравственное самосовершенствование. Основную базу движения наряду с крестьянством составляет средняя и мелкая буржуазия. В догматике Тэнри кё элементы синто сочетаются с заимствованными из буддизма и еще в большей степени из христианства. Люди - дети бога. Все, что имеет человек, принадлежит не ему, а получено взаймы от бога. Если человек осознает это, ему сопутствуют счастье и удачи, в противном случае его ждут одни беды. Все отрицательные свойства человека уподобляются греховной пыли, избавление от которой достигается молитвами или посредством бесплатного труда верующих при сооружении культовых построек, проведения различных мероприятий. Обращаясь с молитвами к богу и отдавая ему безвозмездно свой труд, человек открывает путь к жизни, полной радостей. Миссионерское рвение приверженцев этого вероучения основывается на положении о необходимости помочь другим людям смести с себя греховную пыль, что в конечном итоге должно привести к устранению всех социальных бед, ликвидации угрозы войны. Культовый центр Тэнри кё в городе Тэнри (префектура Нара) - одно из крупнейших культовых сооружений в Японии, построенное за счет безвозмездного труда верующих. В ведении Тэнри кё - университет, несколько школ, библиотека, этнографический музей, больница и т.д. Численность (по данным организации) - свыше 1,8 млн.; по другим данным - 0,8-0,9 млн. Имеется 38,5 тыс. церквей и молельных домов, около 180 тыс. проповедников, среди них 110 тыс. - женщины. Зарубежные филиалы - в США, ряде стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, Африки. Издается ряд ежемесячных журналов, в т.ч. один из самых старейших в Японии - "Мити-но томо" (с 1891 г.), еженедельная газета.

Тэраути Масатакэ

Тэраути Масатакэ (1852-1919) - военный и государственный деятель, маршал и премьер-министр Японии в 1916-1918 гг. Родился в княжестве Тёсю (сейчас - префектура Ямагути). Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Тэраути был военным министром и оставался на этом посту до 1910 г. В июле 1910 г. назначен генеральным резидентом в Корею. Завершил процесс аннексии Кореи, добившись от корейского правительства подписи под договором, согласно которому корейский король "полностью и на вечные времена" передал японскому императору свои суверенные права. Корея перестала существовать как независимая страна и превратилась в генерал-губернаторство Тёсэн. Первым генерал-губернатором Кореи стал Тэраути. Премьер-министром Тэраути стал в 1916 г. по представлению князя Ямагата Аритомо. Основой деятельности нового кабинета стало расширение военной экспансии в Китае. Пребывание у власти кабинета Тэраути было отмечено самыми крупными беспорядками, случившимися в Японии в ХХ в., едва не переросшими в общенародное восстание и получившими название "рисовые бунты". В сентябре 1918 г. Тэраути был вынужден уйти в отставку.

Тюгоку

Тюгоку - экономический район. Расположен на юго-западе острова Хонсю. Площадь - 31 790 кв. км (8,5% всей территории страны). В основном это гористый район, но есть также плоскогорья и равнины. Климат - континентальный, теплый, влажный. Тюгоку объединяет 5 префектур: Тоттори, Симанэ, Окаяма, Хиросима, Ямагути. Первые две составляют подрайон Санъин, остальные - подрайон Санъё. Плотность в среднем по Тюгоку составляет 231,6 чел. на 1 кв. км (Санъин - 144,9, Санъё - 289,5), что ниже общегосударственного уровня плотности в 0,6 раза. Среди подрайонов ведущие позиции принадлежат Санъё. В городах Хиросима (центр автомобилестроения), Курасики (центр металлургии и нефтехимии), Окаяма (центр по производству синтетического каучука, текстиля) и других, входящих в состав этого подрайона, сосредоточены основные промышленно-производственные мощности. Здесь же расположен город Симоносэки - крупный порт и промышленный центр, транспортный узел, связывающий острова Хонсю и Кюсю. В сельском хозяйстве района - рисоводстве, садоводстве, мясном животноводстве - занято 102,1 тыс. чел., или 8,7% от соответствующего общегосударственного показателя (Санъин - 32,2 тыс. чел., Санъё - 69,9 тыс. чел.). Обрабатывается 28,8 тыс. га, или 5,8% культивируемых земель в стране.

Предыдущая страница Следующая страница