Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "А" (часть 2, "АНД"-"АТО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АНД"-"АТО")

Андо Сёэки

Андо Сёэки (1703?-1762) - мыслитель ХVIII в., по профессии врач. Создал теорию т.н. "истинного пользования природой", провозгласив идеалом "естественный мир". Причины противоречий и социальных зол своего времени он видел в существовании тех, кто "не пашет, но много ест", тех, кто угнетает крестьянство. Андо разоблачал учения, оправдывавшие эксплуатацию крестьян, остро критиковал господствующие идейные течения своего времени. Он утверждал, что конфуцианские мудрецы "присвоили себе весь мир", хотя он одинаково принадлежит всем людям. Господствуя над крестьянами, они ведут паразитический образ жизни. Андо обвинял буддистов в том, что они оторвали душу природы от души Будды и души народа, противопоставили одно другому, а также в провозглашении безбрачия, противоречащего природе и "единству мужчины и женщины". Андо критиковал и синтоизм, объявив его "подделкой, наподобие конфуцианства и буддизма". В период господства слепой веры в эти учения критика Андо носила революционный характер.

Андо Тадао

Андо Тадао (р. 1941) - японский архитектор. Родился в Осака. Архитектурные проекты Андо всегда символизируют связь с природой, доступ к естественному свету. Они созданы как бы для наслаждения восприятием дождей и ветров, переменами времен года, что вообще характерно для традиционной японской архитектуры. Здания, спланированные им, напоминают о японских традициях, но без слепого подражания традиционным стилям. Среди его работ хорошо известны Дворец детей в префектуре Хёго (1987), Церковь воды (1989) и Церковь света (1989), здания музеев Сантори (1994), Асахи биру (1995). Андо спроектировал японский правительственный павильон на Всемирной выставке ЭКСПО-92 в Севилье. Творчество Андо было замечено в архитектурном мире, и он был отмечен множеством национальных и зарубежных наград, в том числе Золотой медалью Французской академии архитектуры. В течение ряда лет он преподавал в Йельском, Колумбийском и Гарвардском университетах в США. Андо - архитектор современного естественного света. "Город похож на шкатулку для драгоценностей, а здания - драгоценные камни в нем. Я хочу наполнять шкатулки драгоценными камнями". Это слова архитектора Андо Тадао, чья мечта - менять облик городов изнутри.

Андо Хиросигэ

Андо Хиросигэ (1797-1858) - один из крупнейших японских графиков. Хиросигэ родился в Эдо в семье мелкого самурая Андо Гэнэмона. Благодаря раннему обучению иероглифической письменности Токутаро (первое детское имя художника) также хорошо разбирался в свойствах бумаги, кисти и туши - основных материалов восточной живописи. Первая картина "Гора Фудзи в снегу", сохранившаяся до наших дней (Музей Сантори, Токио), написана художником в десятилетнем возрасте. Ему было четырнадцать лет, когда он стал учеником Тоёхиро, основателя школы Утагава. В шестнадцать лет Андо торжественно вручают документ, подписанный рукой Тоёхиро. Отныне он мастер гравюры - Утагава Хиросигэ. Принятая им фамилия Утагава официально объявляет его художником знаменитой школы. Имя же свой первый иероглиф заимствовало из имени Тоёхиро, учителя художника, а второй входил составной частью в имена предков художника по мужской линии. Хиросигэ еще в течение многих лет работает у Тоёхиро, копируя его произведения и пробуя свои силы и мастерство в различных жанрах Укиё-э. В основе ранних работ Хиросигэ - реальные события, сценки, подсмотренные на улицах. Второй этап творчества ознаменован появлением пейзажных гравюр. Первую выпущенную в 1825 г. серию "Восемь видов Оми", посвященную красоте озера Бива, расположенного в провинции Оми, Хиросигэ изображает, не покидая Эдо. Следующая серия "Десять видов Восточной столицы", выпущенная через два года, посвящена родному городу художника - Эдо. Затем художник полностью сосредотачивает свое внимание на пейзажах и сериях жанра катёга ("цветы и птицы"). Одним из наиболее известных является лист "Воробьи над покрытой снегом камелией" из серии в 25 гравюр. В августе 1832 г. художник проходит всю восточно-приморскую дорогу - Токайдо. Результатом путешествия явилась выпущенная им большая серия пейзажных гравюр "Пятьдесят три станции дороги Токайдо", положившая начало расцвету его творчества. Следующий период творчества Хиросигэ во многом отличен от предыдущего. Он часто меняет место жительства, совершает неоднократные, довольно длительные путешествия по стране, но при этом совсем не создает больших пейзажных серий. Большую часть времени он посвящает иллюстрированию книг с сатирическими стихами. В последнее десятилетие своей жизни художник не расстается с любимыми темами пейзажей Токайдо и Эдо, изображая их на отдельных гравюрах, веерах, в книгах. Хиросигэ создает серию "Тридцать шесть видов горы Фудзи". В эти же годы художник обращается к изображению причудливых скал, пещер, водопадов, ущелий и переправ через них. Своей последней пейзажной серии, состоящей из трех триптихов, Хиросигэ дал старое поэтическое наименование "Снег, луна, цветы". В течение трех последних лет жизни Хиросигэ постепенно выходили гравюры его самой большой серии - "Сто видов Эдо". Хиросигэ умер от холеры в 1858 г. шестидесяти двух лет от роду. Он был похоронен в храме Тогакудзи в районе Асакуса (Эдо) - там, где были погребены его родители. Пейзажи Хиросигэ наряду с произведениями Хокусая сделали гравюру укиё-э ведущим видом искусства первой половины ХIХ в.

Ансэйские договоры

Ансэйские договоры - неравноправные договоры Японии с США, Великобританией, Францией и Россией, заключенные в период Ансэй (1854 -1858). В соответствии с Ансэйскими договорами иностранцы не только добились открытия портов Японии, направления в страну дипломатических миссий, получили свободу торговли и право наибольшего благоприятствования, но и право экстерриториальности и консульской юрисдикции, а Япония лишалась таможенной автономии, ей были навязаны искусственно заниженные таможенные пошлины. Заменены равноправными договорами в период с 1894-го по 1911 г.

Аой Мацури

Аой Мацури - Праздник мальвы - один из древнейших (известен с VI в.) в стране. Он мало изменился: так же красочен, пышен и элегантен, как и много веков назад. Аой мацури проводится ежегодно 15 мая в синтоистских святилищах Камигамо (Верхний храм) и Симогамо (Нижний храм), посвященных богам - покровителям Киото. Испокон веку императорская семья в этот праздник отправлялась в эти святилища. Отсюда блистательная пышность процессии. Участники, их более 300 человек, собираются в императорском дворце Госё, откуда начинается торжественное шествие вдоль реки Камо, протекающей через город, по направлению к святилищам. В каждом проводится пышная церемония встречи императорского посланника, который является одной из главных фигур шествия. Восседая на лошади в богатом убранстве, он возглавляет процессию. В наши дни праздничная процессия состоит уже не из членов императорской семьи и придворных, а из актеров-любителей, исполняющих их роли. За посланником следует громадная повозка, в которую запряжен бык. В стародавние времена в повозки, на которых ездила знать, запрягали быков, а не лошадей, которых использовали только для дальних путешествий и верховой езды. Повозка - довольно высокое, почти квадратное деревянное сооружение, несущие конструкции покрыты лаком и украшены строгим орнаментом, напоминающим форму листьев мальвы. Крыша ее пагодной формы, с нее потоками спускаются гирлянды искусственных цветов мальвы и глицинии. Фронтальная и боковые стороны повозки задрапированы золотистыми циновками таким образом, что создают иллюзию жилища. Сооружение установлено на платформу, стоящую на двух высоких, выше человеческого роста, колесах. Такие повозки в старину были обычным средством передвижения императора и его свиты. Огромного черного быка в убранстве из оранжевых шнуров и кистей ведут на оранжевых же канатах два мальчика, облаченные в оранжевые одежды с рисунком зеленых листьев мальвы. Им помогает группа людей из свиты императорского наследника. Они - в белых одеждах, тоже украшенных листьями мальвы. На ногах соломенная обувь - варадзи, на головах черные шляпы без полей, с высокой тульей и двумя шнурами под подбородком. Такие шляпы были традиционным убором аристократов на протяжении многих веков. Другие участники церемонии одеты в парчовые костюмы с очень красивым и сложным набивным рисунком. Во время праздника исполняются древние адзума-асоби - песенно-танцевальные композиции. Это грандиозное зрелище дает возможность увидеть костюмы и сцены жизни эпохи Хэйан.

Аомори

Аомори

1) административный центр префектуры Аомори. В городе проживает 300 тыс. человек. Площадь Аомори составляет 692 кв. км. Важный сельскохозяйственный, лесопромышленный, морской, транспортный и рыболовный центр. В городе размещены предприятия пищевой, судостроительной, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности.

2) префектура - северный уголок главного японского острова Хонсю, омываемый водами Японского моря, Сангарского пролива и Тихого океана. Вплоть до новейшего времени эта территория была далекой провинцией. С началом западной модернизации страны после Реставрации Мэйдзи в 1868 г. Аомори стала чуть ближе, туда дотянулась линия железной дороги, и г. Аомори превратился в основную перевалочную базу на пути к Хоккайдо. Здесь пассажиры и грузы переводились с железной дороги на паромы и направлялись далее на север. Многие десятилетия морские паромы были визитной карточкой префектуры. Но вот в 1988 г. закончилось сооружение подводного тоннеля Сэйкан (самого длинного подводного тоннеля в мире, его протяженность - 54 км), и от паромного флота Аомори осталось лишь судно "Хакода-мару", которое приспособили под музей. Сегодня префектура Аомори насчитывает 1,48 млн. человек, а в префектуральном центре - г. Аомори - живет 300 тыс. жителей. На фоне огромных хозяйственных достижений Японии в настоящее время префектура Аомори продолжает прежде всего гордиться первозданной природой и своим прошлым. В феодальные времена на ее современной территории располагались самурайские кланы Цугару и Намбу, которые вписали свои имена в историю освоения Японией Эдзо (нынешнего Хоккайдо). И сегодня западная часть префектуры носит название Цугару, а восточная - Намбу. Здесь многое напоминает о средневековой истории, включая и два старинных местных диалекта японского языка. Когда слышишь слово "Аомори", в памяти неизменно всплывают горное озеро Товада с множеством небольших гостиниц на горячих минеральных источниках, дикая природа полуострова Симокита и незабываемо красочный фестиваль Нэбута в г. Аомори. Озеро Товада и его окрестности входят в национальный парк Товада-Хатимантай. Само озеро имеет 46 км в окружности и глубину свыше 300 м. Особенно красивы берега озера осенью, когда листва окрестных лесов приобретает багряный цвет. Полуостров Симокита (между Тихим океаном и заливом Муцу), пожалуй, наиболее таинственное место в префектуре. В труднодоступных горных лесах, которые зимой утопают в снегу, водятся стаи таких экзотичных животных, как дикие обезьяны. Это самая северная точка естественного обитания обезьян в мире. В небольшом местечке Симофуро находятся горячие минеральные источники, которым приписывают чудодейственную целебную силу. Еще в феодальные времена этими водами залечивали свои раны местные самураи. Здесь же в кратере потухшего вулкана Осорэдзан в окружении "лунного" пейзажа расположено небольшое озеро. Его каменистые берега и окрестные скалы всегда украшены детскими игрушками и одеждой. Их приносят японцы, собирающиеся сюда в июле со всей страны, чтобы пообщаться с близкими, которые умерли или находятся далеко. Существует твердое поверье, что местные женщины-медиумы (итако) в состоянии осуществить это. Праздник Нэбута в г. Аомори проходит ежегодно 2-7 августа. Когда-то это был сельский праздник, призванный отогнать злую судьбу от местных жителей. Сегодня это праздничный парад больших паланкинов (нэбута), до 5 м в высоту и ширину, которые проносят по ночным улицам города под удары национальных барабанов и звуки флейт. Паланкины иллюминированы самодельными разноцветными фонариками, украшены рисунками, в основе которых - мифологические сюжеты или эпизоды средневековой истории. В префектуральном музее внимание туристов неизменно привлекают небольшие глиняные фигурки людей, найденные в Аомори при археологических раскопках. Они относятся к периодам Дзёмон и Яёй, отделенным от нас несколькими тысячелетиями. До сих пор не утихли споры об их предназначении. Выдвигалась даже версия, что это изображения внеземных пришельцев, якобы посетивших когда-то Японские острова. Еще одна знаменитость Аомори - ученый и дипломат Нитобэ Инадзо. В Японии этого человека знает каждый, так как он изображен на банкноте достоинством в 5 тыс. иен. Сельское хозяйство Аомори знаменито яблоками (в частности, здесь производится 60% яблочного сока Японии), чесноком (70% всего производства) и ямсом - особым сортом батата. Воды Аомори славятся рыбой и морепродуктами. Культивированный моллюск-гребешок из залива Муцу экспортируется во многие страны мира. В г. Хатинохэ базируется префектуральный рыболовный флот, занимающийся прибрежным ловом лосося.

Араи Хакусэки

Араи Хакусэки (1657-1725) - выдающийся ученый и мыслитель, политический и государственный деятель периода Эдо. Самурай по происхождению, в молодости пытался заниматься торговлей, но не добился успеха, состоял на военной службе у Хотта Масатоси в 1682-1691 гг. Увлекся изучением конфуцианской этики, нанялся на государственную службу. При сёгуне Токугава Иэнобу, чьим наставником он являлся и чьим покровительством пользовался, стал государственным советником. После его смерти служил сёгуну Токугава Иэцугу, получил ранг хатамото. При следующем сёгуне Токугава Ёсимунэ обладал значительным влиянием и был одной из самых заметных фигур в планировании и осуществлении политики бакуфу. В 1711 г. во время посольства в Корею добился замены на дипломатической корреспонденции на имя сёгуна титула великий правитель (тайкун) на король (кокуо). Организатор денежной реформы и реформы судебной системы. Тщательно и углубленно изучал историю Японии в целом и военного сословия в частности. Критически относился к древнейшим японским литературным памятникам "Кодзики" и "Нихонги". Высказал ряд новых гипотез о происхождении Японии. Был выдающимся текстологом и филологом. Укреплял авторитет военно-феодального правительства, являлся идеологом самурайства. Занимался финансовыми проблемами государства Токугава. Считается родоначальником средневековой японской политической экономии. Автор нескольких печатных трудов о периоде Адзути-Момояма, культуре Японии, неоконфуцианской философии и ряда научных исследований, в том числе: "Записки Ситтаки Сибаюки" (1716), "Перечень кланов" (1702), "Мои рассуждения о чтении исторических книг" (1713), "Рассуждения о богах и духах" и др.

Араки Садао

Араки Садао (1877-1966) - генерал, политик. Уроженец Токио. В 1909 г. командирован в Россию для изучения боевой подготовки русской армии, в 1912-1913 гг. помощник военного атташе в Петербурге. Из России вывез глубокое убеждение в неизбежности войны с ней за господство на Дальнем Востоке. Награжден двумя русскими орденами: Св. Владимира с мечами четвертой степени (1916) и Св. Анны с мечами второй степени (1917). В 1920-е гг. покровительствовал русской эмиграции в Китае и симпатизировал молодому "фюреру" К. В. Родзаевскому. Некоторые эмигранты всерьез верили слухам, что Араки в России принял православие и стал во крещении Саввой Даниловичем. В 1918 г. вошел в националистическое Общество императорского пути и стал выступать с лекциями и докладами о всемирно-исторической миссии Японии, быстро завоевав репутацию блестящего оратора. Считал морально-психологическую подготовку солдата более важной, чем техническая, и отстаивал тезис о преобладании в войне духовного фактора над материальным. Служа в аппарате генерального инспектора военного образования, добивался исключения из воинских уставов разделов об отступлении и сдаче в плен. В 1930-1931 гг. стал самой популярной фигурой среди молодого офицерства, а затем и всей армии. Убежденный противник модернизаторского и "западнического" курса военного министра К. Угаки, Араки рассматривался оппозиционными кругами как наиболее подходящий кандидат в министры. Был связан с несостоявшимся офицерским мятежом октября 1931 г., в последнюю минуту отказав заговорщикам в поддержке. В декабре 1931 г. назначен военным министром в обход многих более высокопоставленных и влиятельных претендентов. В качестве министра постоянно выступал за увеличение военных расходов, мотивируя это ростом "советской угрозы". Сторонник так называемого северного варианта экспансии (Маньчжурия - Монголия - Советское Приморье и Забайкалье). Однако, по мнению аналитиков, его целью была не столько конкретная подготовка к войне, сколько усиление позиций военных в политике и обществе. Группа Араки, лидировавшая в армии в 1932-1934 гг., известна в истории как "фракция императорского пути" ("кодоха"). В 1932-1934 гг. радикально-националистические круги выдвигали Араки в премьеры, а некоторые даже называли его потенциальным фашистским диктатором Японии, хотя сам он решительно отрицал подобные амбиции со своей стороны. В программной статье "Задачи Японии в эру Сёва" (1932) призывал к восстановлению традиционных политических и духовных ценностей, полному отвержению западной идеологии и к решительной внешней экспансии. Во время офицерского путча (Инцидент 15 мая 1932 г.), вдохновленного его идеями, снова отказался поддержать мятежников. При смене кабинета остался военным министром, упрочив позиции в правящей элите в ущерб авторитету среди военных. В октябре 1933 г. произведен в полные генералы. Автор формулы "Кризис 1936 года", подразумевавшей возможность совместного нападения СССР и США на Японию, угрозу которого необходимо предотвратить путем превентивной войны на континенте. Агрессивная программа Араки и требования увеличить военный бюджет в условиях экономического кризиса привели к конфликту с премьером М. Сайто и министром финансов К. Такахаси и стали причиной его отставки в январе 1934 г. Араки остался членом Высшего военного совета, официально входя в армейское руководство, но не имея реальной власти. В декабре 1935 г. получил титул барона. После офицерского мятежа 26-29 февраля 1936 г. уволен из армии в ходе чистки, направленной против "фракции императорского пути", хотя никак не был связан с заговорщиками. Министр просвещения в первом кабинете Коноэ (1938-1939), влиятельный идеолог национализма. Противник сближения с Германией и нормализации отношений с СССР. Осенью 1945 г. арестован как военный преступник категории А, на Токийском процессе в 1948 г. приговорен к пожизненному заключению, но в 1955 г. освобожден по состоянию здоровья. После освобождения в общественной деятельности не участвовал, но сохранил авторитет в националистических кругах. Автор мемуаров "Тридцать лет шторма и штиля", существенно преуменьшающих его истинное влияние в политике.

Аривара-но Нарихира

Аривара-но Нарихира (825-880) - поэт и художник, принц по происхождению, правнук императора Камму, занимал ряд незначительных постов при дворе и в провинции. Славился красотой и многочисленными любовными похождениями. Писал в жанре танка, был известен как автор изящной любовной лирики. Многие его танка вошли в официальные придворные антологии, 30 стихотворений включены в "Кокин(вака)сю" и другие сборники. Сохранилось и его личное собрание стихов - "Нарихира сю". Образ Аривара-но Нарихира - японский вариант Дон-Жуана, его приключения послужили основой для повести "Исэ-моногатари", авторство которой приписывают Нарихира. Считается одним из "шести бессмертных поэтов" Японии.

Аривара-но Юкихира

Аривара-но Юкихира (818-893) - старший брат Аривара-но Нарихира. Начиная с 840 г. успешно продвигался по службе, занимая различные посты при дворе, славился своей ученостью. Был организатором самого древнего из ныне известных поэтических турниров, который вошел в историю под названием "Поэтическое состязание в доме Мимбукё" ("Мимбукёкэ-утаавасэ"). Мимбукё (глава налогового ведомства) - пост, который Аривара Юкихира занимал с 884-го по 887 г. Его заслугой является также создание частного университета семьи Аривара - Сёгакуин, в котором обучались дети семейств, близких к императорскому. При императоре Монтоку за какие-то провинности был сослан на побережье Сума (неподалеку от современного Осака), его изгнание стало темой многих легенд и послужило основой для нескольких пьес театра Но (самая известная из которых - "Мацукадзэ"). Его стихи вошли во многие классические антологии, начиная с "Кокин(вака)сю".

Арисима Такэо

Арисима Такэо (1878-1923) - писатель и литературный критик. Родился в Токио в аристократической семье. Отец писателя был сторонником западного просвещения, поэтому Такэо образование получил сначала в миссионерской школе, а впоследствии продолжил его в Сельскохозяйственном колледже в г. Саппоро (Хоккайдо), известном своей пропагандой христианства. Находясь в колледже, Арисима предпринял первую неудавшуюся попытку самоубийства. С 1903-го по 1906 г. он проводит в США, где изучает социологию, историю, вопросы труда, а также знакомится с идеями христианского социализма и другими новейшими философскими течениями, идеями Льва Толстого, Уолта Уитмена, увлекается анархизмом, особенно взглядами П. Кропоткина. Сильное влияние на Арисима оказала философия Бергсона, а также идеи распространителей кальвинизма в Японии - Утимура Кандзо и других. Начало литературной деятельности Арисима связано с журналом "Белая береза" и литературной группой, сформировавшейся вокруг него и находившейся под сильным влиянием идей Л. Толстого. Как писатель заявил о себе повестью "Потомок Каина" (1917), где на примере освоения необжитых земель Хоккайдо показана борьба человека за существование в жестоком мире, конфликт личности и окружающего мира. В романе "История одной женщины" (1919) писатель защищает право человека на свободу чувств, выражает свои взгляды на эмансипацию и критикует традиционные взгляды на роль женщины в Японии. Сюжет произведения заимствован из творчества Л. Толстого ("Анна Каренина"). Прототипом главной героини Ёко стала бывшая жена писателя Куникиды Доппо. Арисима увлекся социалистическими идеями, стал помогать деньгами рабочим. В статье "Одно признание" (1923) утверждается неизбежность социалистической революции. Свою землю Арисима отдал крестьянам. На почве любви совершил двойное самоубийство вместе с женщиной. На русский язык переведены роман "История одной женщины" (в русском переводе "Женщина") и повесть "Потомок Каина".

Аристократия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арита

Арита - небольшой городок в префектуре Сага на острове Кюсю. С ним связано начало истории производства фарфора в Японии. В конце ХVI в. вблизи Арита были обнаружены месторождения каолина и полевого шпата. На этой базе начало разворачиваться фарфоровое производство; основой для него явился опыт китайских и корейских мастеров. Сначала оно концентрировалось на юге Кюсю, а затем стало постепенно распространяться и в другие районы страны. Изделия Арита вывозились через порт Имари (что и отразилось в широко распространенном наименовании "стиль имари") в другие районы страны, на континент, в Европу. Продукция Арита-Имари декорировалась пышно и ярко. Основным цветом росписи стал красный, дополнительными - синий и желтый, а также золото. Фарфор Арита пользовался такой популярностью в Европе, что его даже стали имитировать в Китае. По европейским заказам мастерские Арита изготавливали посуду, не употреблявшуюся в Японии, - соусники, бутылки, кувшины, а также канделябры. Ярмарка фарфора в Арита проводится каждую весну, когда около 650 прилавков, вытягиваясь по дороге, занимают линию в 6 километров, принимая более 700 тысяч посетителей со всей страны.

Арита Хатиро

Арита Хатиро (1884-1965) - один из крупнейших дипломатов предвоенной Японии. Проводил политику балансирования между великими державами, столь же умело лавируя среди политических группировок в Токио, за что был прозван Хамелеоном. Родился в семье Ямамото, но усыновлен бездетной семьей Арита. Окончил юридический факультет Токийского университета (1909) и поступил на службу в МИД. Работал в Китае, Сиаме, США, участвовал в Парижской мирной конференции (1919). В том же году стал одним из основателей "Товарищества обновления МИД" - группы молодых амбициозных дипломатов, недовольных "пассивной" внешней политикой правительства и считавших, что главное направление японской дипломатии - Азия. Начальник Азиатского бюро МИД (1927-1930), один из активных проводников "дипломатии Г. Танака" в Маньчжурии и Китае, сторонник укрепления политических, экономических и военных позиций Японии на континенте. Посланник в Австрии (1930-1932), затем вице-министр иностранных дел (1932-1933). Несмотря на симпатии к экспансионистскому курсу, Арита неизменно выступал за дипломатическое решение конфликтных вопросов и за "сохранение лица" в международной политике, поэтому либералы-западники считали его экстремистом, а экстремисты - либералом. В результате конфликта в руководстве МИД в мае 1933 г. подал в отставку и через несколько месяцев был назначен послом в Бельгию (1933-1935). Посол в Китае (1936), пробывший там всего несколько дней: после провала офицерского мятежа 26-29 февраля 1936 г. и сформирования нового правительства он стал министром иностранных дел. Возглавлял внешнеполитическое ведомство в кабинетах Хирота, Коноэ, Хиранума и Ёнаи в 1936-1940 гг. (с перерывами). В 1936 г. поддержал идею заключения Антикоминтерновского пакта с Германией, рассматривая его как противовес советскому влиянию на Дальнем Востоке, но в то же время стремился освободить Японию от конкретных военных и политических обязательств. Выступал за урегулирование конфликта в Китае мирными средствами, но не добился успеха из-за своей жесткой и весьма антизападной позиции. Идеолог "азиацентричной" дипломатии. Несмотря на сопротивление армии, в 1938-1939 гг. всячески затягивал принятие решения о новом военно-политическом союзе с Германией и Италией (заключен только в сентябре 1940 г. как Тройственный пакт), опасаясь резкого ухудшения отношений и даже военного конфликта с США и Великобританией. Совместное англо-японское заявление 24 июля 1939 г. по итогам переговоров Арита с послом Р. Крейги о признании специальных интересов Японии в Китае вошло в историю как "дальневосточный Мюнхен". В 1940 г. решительно выступал за южный вариант экспансии и за скорейшее осуществление гегемонии Японии в Юго-Восточной Азии, однако военные и радикально-реформаторские круги отказали ему в доверии. После падения кабинета Ёнаи летом 1940 г. не занимал никаких правительственных постов. Осенью 1940 г. в палате пэров подверг резкой критике Тройственный пакт, только что заключенный его преемником Ё. Мацуока. В годы войны тщательно собирал различные дипломатические документы, чтобы в дальнейшем использовать их как базу для будущего изучения истории внешней политики Японии. Вопреки ожиданиям многих, не был объявлен военным преступником и не привлекался к суду. Выступал как свидетель на Токийском процессе, давая немногословные и взвешенные показания. Тем же желанием не навредить бывшим коллегам пронизаны и две книги его послевоенных мемуаров: "Видеть соломинку в глазу у другого" (1948) и "Меня называют Хати-дурак" (1959). В 1950-е гг. по поручению правительства вел неофициальные переговоры с представителями КНР, способствуя нормализации отношений двух стран. В 1955 г. и 1959 г. баллотировался на пост мэра Токио как кандидат правых социалистов, но оба раза потерпел неудачу. История избирательной кампании описана Ю. Мисима в повести "После бала" (1960), которую Арита посчитал личным оскорблением. Он подал на писателя в суд и после долгого разбирательства получил денежную компенсацию, которая, конечно, не могла уравновесить крах его политических амбиций. Процесс "Арита против Мисима" вошел в историю послевоенной японской юстиции как первое громкое дело, связанное с вмешательством в частную жизнь.

Армия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Археология

Систематическое изучение и коллекционирование памятников древности началось в ХVII в., в период Токугава. К этому времени относятся первые попытки систематического изучения курганов-"кофун". Первым европейцем, который в 20-х гг. ХIX в. познакомил Запад с японскими древностями в своем труде "Япония", был Филипп Франц фон Зибольд. Однако внедрение современных научных методов археологических исследований началось только в конце ХIX в. и было связано с именами американца Э. Морса и англичанина В. Гоулэнда. Именно Э. Морс в 1879 г. впервые употребил термин "веревочная керамика", японский аналог которого - Дзёмон - стал обозначать целый период древней истории. По району Токио - Яёй-мати, где в 1884 г. были при раскопках обнаружены сосуды, принадлежавшие эпохе, пришедшей на смену Дзёмон, стал называться другой период истории Японии - Яёй. Формирование современной археологической школы в Японии произошло к началу XX в. В 1896 г. в стране организуется Археологическое общество. В 1909 г. в университете Киото был прочитан первый курс по археологии. Сегодня археологические исследования проводятся с применением самых современных технологий. Каждый год работы ведутся на 9-10 тысячах объектов, ежегодно выпускается несколько тысяч монографий по археологической тематике. В Японии зарегистрировано около 5 тысяч профессиональных археологов. Раскопками занимаются университеты, местные власти, любители. Работа археологов вызывает интерес не только у профессионалов. Сообщения о новых находках археологов выносятся на первые полосы газет, их обсуждают в качестве важнейших событий на телевидении.

Архитектура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Асакуса

Асакуса - район в Токио. Здесь шумно, многолюдно и празднично, несмотря на то, какой на календаре день. Популярность Асакусы связана с великолепным храмовым ансамблем Сэнсодзи, или, как его просто называют в народе, храмом Каннон. Каннон - одно из самых почитаемых божеств буддийского пантеона, богиня милосердия и сострадания, олицетворяющая бесконечную доброту и заботу о всех страждущих. Статуя Каннон в храме Асакуса - особая. Она была найдена еще в 628 г. братьями-рыбаками в протекающей по соседству реке Сумида. Для нее был построен небольшой храм. На протяжении веков здание много раз перестраивалось, расширялась территория, добавлялись новые строения. Сейчас комплекс включает до десятка сооружений, но основное - главный зал, построенный в XVII в. В 1945 г. он, как и стоящая неподалеку пятиярусная пагода, был превращен в руины американскими бомбардировками, но уже в 1958 г. все строения были воссозданы в их первозданной красе, вплоть до мельчайших деталей. Ансамбль Каннон занимает достаточно большую, но компактную, правильной, почти квадратной формы территорию. Восстановлены сооружения трех основных ворот - Каминаримон, Нитэммон, Ходзомон. Каминаримон (Ворота грома) в нынешнем виде воссозданы в 1960 г., почти через сто лет после рокового пожара, уничтожившего подлинник. В арке ворот подвешен огромный фонарь. По форме и цвету (красный) он повторяет традиционные бумажные фонари, которые издавна украшали дома и улицы городов. До сих пор они воспринимаются как непременный атрибут Японии и их охотно покупают иностранцы - как чисто японский сувенир. Фонарь преподнесен храму корпорацией "Мацусита", о чем и возвещает укрепленная на его основании металлическая дощечка. От Каминаримон к главному зданию ведет всегда празднично украшенная улочка Накамисэ, по сути являющаяся бесконечной чередой магазинов (отсюда и ее название - "среди лавок"). С древних времен около храмов шла бойкая торговля не только культовыми предметами, амулетами и сувенирами, но и всякой всячиной, включая еду. Не нарушена эта традиция и здесь, причем большинство лавок торгует отнюдь не "божественным": обувью, одеждой, сумками. Расчет на то, что пребывающий в хорошем, праздничном настроении посетитель Асакуса обязательно что-нибудь купит. Величие главного здания и его мощь трудно передать словами. Поднявшись по довольно высоким и крутым ступеням, попадаешь в сумеречную и величественную атмосферу буддийской культуры. Невольно проникаешься ощущением вечности. Великолепен сверкающий позолотой, богато декорированный резьбой алтарь Гокудзи, где и установлена найденная в реке статуя Каннон. Ежегодно здесь проводится праздник в честь Каннон. Как и большинство традиционных праздников, он представляет собой грандиозное шествие. Основное внимание присутствующих приковано, конечно, к массивным, причудливо украшенным паланкинам - микоси. Их несут на плечах группы из десятков мужчин в особых праздничных одеждах. Полная иллюзия, что микоси плывут по людскому морю. Но здесь проходит и другой, достаточно новый праздник, посвященный истории Токио. Этот праздник - Парад веков в Асакуса - пользуется огромной популярностью у токийцев. Сам парад проводится около храма. Очарование его в неофициальности, непринужденности поведения всех участников, хотя он, конечно, прекрасно организован. Участвовать в конкретных мероприятиях могут все желающие - и охотники есть всегда. Процессия начинается у храма и идет прилегающими улицами по заранее разработанному маршруту. На время праздника движение транспорта в районе перекрывается. Тротуары и часть дороги заняты людьми, которые не только стоят плотной стеной, но и сидят на заранее приготовленных клеенках. О содержании каждого сюжета оповещают громкоговорители, и зрители радостно приветствуют знакомых и любимых исторических персонажей.

Асанума Инэдзиро

Асанума Инэдзиро (1898-1960) - деятель социалистического движения. Окончил университет Васэда. В студенческие годы включился в рабочее и крестьянское движение. Принимал активное участие в деятельности довоенных социал-демократических организаций. Избирался депутатом Токийского городского собрания, депутатом довоенного и послевоенного парламента. Участвовал в создании Социалистической партии Японии (СПЯ), был ее генеральным секретарем в 1948-1951 гг., генеральным секретарем Правой СПЯ (1951-1955 гг.), а в 1955-1960 гг. вновь генеральным секретарем СПЯ после преодоления ее раскола. При посещении Китая в 1959 г. выступил с заявлением о том, что "американский империализм - общий враг японского и китайского народа". В марте 1960 г. избран председателем ЦИК СПЯ, руководил борьбой японских социалистов против заключения японо-американского Договора безопасности. 12 октября 1960 г. убит правым террористом во время выступления на массовом митинге.

Асахи

Асахи ("Восходящее солнце") - ежедневная общенациональная газета либерального направления. Выходит с 1879 г. в Осаке, с 1888 г. в Токио (основное издание) и ряде других крупнейших городов Японии. Общий тираж дневных и вечерних выпусков более 12,5 млн. экземпляров (1997 г.). Издается компанией "Асахи симбунся".

Асида Хитоси

Асида Хитоси (1887-1959) - политический и государственный деятель Японии. Родился в префектуре Киото, в 1912 г. окончил Токийский университет. В 1932 г. впервые избирается в парламент. С 1933-го по 1940 г. был главным редактором влиятельной японской газеты на английском языке - "Джапан таймс". Выступал против вмешательства военных в политику. В октябре 1945 г. вошел в состав первого послевоенного кабинета министров. В ноябре того же года вместе с Хатояма Итиро организовал Либеральную партию Японии, а в марте 1947 г. - Демократическую партию Японии. В том же году становится министром иностранных дел в кабинете КатаЯма Тэцу. После отставки кабинета Катаяма в марте 1948 г. сам формирует коалиционный кабинет, уходит в отставку в октябре этого же года. Поводом для отставки кабинета Асида стали факты коррупции политиков и правительственных чиновников, незаконного получения ими пожертвований на партийную деятельность от компании "Сёва дэнко".

Асидзури-Увакай

Асидзури-Увакай - национальный природный парк, расположен на юго-востоке острова Сикоку в префектурах Коти и Эхимэ. Образован 10 ноября 1972 г. Состоит из нескольких небольших участков, разбросанных по территории этих префектур. Достопримечательности: береговые вытянутые отвесные гранитные скалы, коралловые рифы и необычной формы береговая линия с большим количеством небольших бухт и островков. Главная достопримечательность парка - узкий мыс Асидзури мисаки, самая южная точка острова, с которого открывается вид на Тихий океан. Окрестности мыса богаты субтропической растительностью. Береговая линия между Миносики и Тацукуси, на севере мыса, известна своими рифами и причудливыми формами утесов. К югу от города Увадзима есть узкое ущелье Намэтоко с красивыми водопадами. Площадь парка - 110 кв. км.

Асикага

Асикага - один из известнейших военно-феодальных родов Японии, игравший значительную роль в истории Японского государства с ХII по ХVI в. Вместе с родом Нитта являлся одной из двух крупнейших ветвей знатного самурайского рода Сэйва Гэндзи - Минамото. Основателем рода Асикага считается внук Минамото-но Ёсиэ - Ёсиясу, взявший фамилию по названию своего поместья в провинции Симоцукэ (сейчас префектура Тотиги). Его сын Ёсиканэ отличился в войне Тайра и Минамото, где воевал на стороне Минамото-но Ёритомо, основателя Камакурского сёгуната. В родственных связях семейство Асикага было и с родом Ходзё, правившим империей с 1219 г. в качестве регентов после смерти сёгуна Минамото-но Ёритомо. Наиболее выдающегося положения род достиг при Асикага Такаудзи, ставшем первым из 15 сёгунов династии Асикага и основавшем сёгунат Муромати, просуществовавший более двухсот лет, с 1338-го по 1573 г., и получивший свое название по одному из районов Киото, куда была перенесена из Камакуры ставка сёгуна. В династической истории феодального дома Асикага выделяется период приблизительно в 30 лет - с 1379-го по 1408 г., когда страной правил сёгун Асикага Ёсимицу, внук Такаудзи. Это был очень ловкий и хитрый правитель, который, искусно играя на противоречиях в собственном лагере, щедро вознаграждал одних и безжалостно подавлял других, прибегая к грубой силе по отношению к слабому противнику и идя на компромисс с сильным врагом. Он сумел добиться относительного равновесия сил, предотвратить полный развал центральной власти и даже несколько укрепить ее. При нем в Киото был построен Кинкакудзи - Золотой павильон. После смерти Ёсимицу политическое влияние рода Асикага заметно падает. Власть сёгунов практически ограничивается столицей да небольшим числом прилегавших к ней провинций. Восьмой сёгун этой династии - Ёсимаса - питал отвращение к политике. Он рано самоустранился от государственных дел, уединился в своем дворце, где в кругу приближенных вельмож и наложниц вел праздный образ жизни, растрачивая огромные суммы государственных средств, соперничая в роскоши и пышности с императорским двором. При нем в Киото был построен Гинкакудзи - Серебряный павильон. Именно при его правлении вспыхнула война Онин, охватившая две трети территории страны, в ней участвовало около 300 тыс. человек. Эта жестокая война продолжалась с 1467-го по 1477 г. и унесла десятки тысяч человеческих жизней. Киото был дотла сожжен, а пламя войны перекинулось в провинции, начался период междоусобиц и войн между феодалами, получивший название Сэнгоку дзидай - "Эпоха воюющих провинций". Ко второй половине ХVI в. сёгуны Асикага почти полностью утратили контроль над страной, по существу, никак не влияли на ход и исход событий. Асикага Ёсиаки - младший брат 13-го сёгуна Асикага Ёситэру - в 1562 г. стал настоятелем буддийского монастыря в Наре. После гибели брата в 1565 г. был использован ОдОЙ НобунагА в борьбе за власть и провозглашен 15-м сёгуном, последним в династии Асикага. Низложен был сёгун в 1573 г. все тем же Одой, ставшим военным правителем Японии. Ёсиаки еще пытался вырваться из-под опеки сначала Оды, а затем Тоётоми Хидэёси, но безуспешно. Умер последний сёгун Асикага в 1597 г.

Асикага Ёсимицу

Асикага Ёсимицу (1358-1408) - третий сёгун рода Асикага. Заняв высший военный и административный пост в возрасте 10 лет, под руководством опекуна - Хосокава Ёриюки - Ёсимицу сумел полностью взять под контроль ситуацию в стране. Япония в это время достигла наибольшего процветания, а правительство самураев стало наиболее организованным за всю историю своего существования. Закончилось миром противостояние Северного и Южного императорских дворов. В 1392 г. император Южного двора вернулся в Киото и признал законные права ставленника рода Асикага. Резко расширилась внешняя торговля, особенно с Китаем. Император Китая династии Мин в официальных письмах именовал Ёсимицу королем Японии. Вассалы сёгуна назначались военными губернаторами провинций (сюго) и получали устойчивые территориальные наделы. Провинции ненадолго почувствовали жесткую руку сёгуната. Сюго стали официальными полноправными хозяевами по всей стране. Их власть на местах и экономическое могущество заметно выросли. Сначала это упрочивало центральное правительство, но со временем укрепление сюго неизбежно приводило к выходу их из-под контроля Асикага и постоянно усиливающимся экономическим и политическим противоречиям между ними и сёгунатом, выливавшимся в восстания, во главе которых часто стояли крупные самурайские полководцы. Под занавес правления Ёсимицу многочисленные проблемы, вызванные центробежными стремлениями сюго, обострились. Ухудшилась экономическая ситуация в стране. Отказ неродовитых, но богатых и дерзких провинциальных чиновников и помещиков платить налоги стал обыденным делом, и пропасть между ними и центральной властью быстро росла. Сыновья Асикага Ёсимицу - Ёсимоти (1386 -1428) и Ёсинори (1394-1441) - продолжали политику укрепления правящего влияния рода, опираясь при этом главным образом на своих сторонников в землях Канто, где влияние Асикага было традиционно сильным.

Асикага Такаудзи

Асикага Такаудзи (1305-1358) - видный представитель рода Асикага, глава клана, полководец, правитель провинций Микава и Кадзума, один из богатейших феодалов Японии, основатель сёгуната Муромати. Когда в 1333 г. император Го-Дайго вступил в борьбу за власть с сёгунатом Камакура и родом Ходзё, командующим армией сёгуната был назначен Асикага Такаудзи - родственник Ходзё. Предполагалось, что столь опытный воин быстро справится с уступающими по численности войсками императора. Но надеждам сёгуната не суждено было сбыться. Будучи не только хорошим солдатом, но и хитрым, дальновидным политиком, Асикага внезапно перешел на сторону императора и после неожиданной атаки на своих бывших союзников и хозяев занял Киото. В следующем месяце союзник Такаудзи - Нитта Ёсисада - захватил столицу военного правительства Камакура. Сёгунат перестал существовать. Фактически Такаудзи совершил предательство, но он победил, и никто не мог назвать его изменником. Наоборот, Асикага был осыпан наградами и почестями. Получил титул тиндзюфу сёгун - полководец, покоряющий врагов, что было менее почетно, чем традиционный титул правящих сёгунов - сэйи тайсёгун. Боролся за контроль над провинцией Канто против своего родственника и бывшего сподвижника Нитта Ёсисада и одержал победу. Добился назначения четырехлетнего принца Нариёси представителем центрального правительства в Камакура под контролем своего младшего брата Тадаёси, создав таким образом новое бакуфу и став при нем неофициальным регентом. Сам Такаудзи демонстративно не участвовал в деятельности двора и государственных учреждений. В то же время был крупнейшим полководцем и военным руководителем, фактически верховным главнокомандующим, чем вызвал недовольство сына императора Го-Дайго - Мориёси. Принц Мориёси получил титул сэйи тайсёгун, то есть был назначен военным правителем, но не смог увлечь за собой самураев и через несколько месяцев был лишен этого титула и остался военным министром. Впоследствии был отправлен в ссылку. Асикага Такаудзи в 1335 г. потребовал от императора титул сэйи тайсёгун для себя, но получил отказ. Тогда он сначала отказался выполнять приказы императора, а затем отстранил Го-Дайго от власти и объявил себя сёгуном. Вынужденный бежать из Киото, император учредил свою новую ставку - так называемый Южный двор. В это же время по указанию Асикага на трон в Киото (Северный двор) был возведен выгодный ему представитель императорской семьи. В стране разом появились два императора и один настоящий властитель - сёгун из династии Асикага. Соперничество императоров было на руку Такаудзи, извлекавшему пользу из вражды "сыновей неба". В 1350 г. Тадаёси, занимавший в сёгунате высокие административные должности, повздорил с братом и, подняв мятеж, захватил Киото. Такаудзи в ответ провел несколько успешных военных операций, сначала вытеснил войска Тадаёси в Камакуру и в конце концов разгромил их.

Асо-Кудзю

Асо-Кудзю - национальный природный парк, находится в центре острова Кюсю в префектурах Оита и Кумамото. Образован 4 декабря 1934 г. До 1986 г. парк был больше известен как национальный парк Асо. Знаменит как курорт на горячих источниках. Главная достопримечательность: вулкан Асосан, имеющий одну из самых больших кальдер в мире. В кальдере находится 5 центральных конусов, один из которых - Накадакэ (1520 м) - является активным. Самый высокий конус - Такадакэ (1592 м). К северу от Асосан находится потухший вулкан Кудзюсан (1787 м), вершина которого покрыта альпийской растительностью, а низкие склоны - густыми лесами. И Асосан, и Кудзюсан имеют плато с хорошими пастбищами. Красочная дикая азалия кирисима, растущая только на острове Кюсю, зацветает здесь ранним летом. Площадь парка - 727 кв. км.

Асука

Статья большая, находится на отдельной странице.

Атомные бомбардировки

Японии были проведены США в августе 1945 г. 6 августа 1945 г. над японским городом Хиросима взорвалась атомная бомба, практически полностью уничтожившая этот город. Через три дня, 9 августа, вторая бомба стерла с лица Земли еще один город - Нагасаки. Принципиальное решение о бомбардировке президент Трумэн принял 31 мая 1945 г. Через две недели были названы и первые цели: японские города Кокура, Ниигата, Хиросима и чуть позже Нагасаки. Чисто политическую, а не военную направленность ядерной акции США подтверждает и то, что ни в Хиросиме, ни в Нагасаки не было стратегических японских военных объектов, способных в тот момент существенно влиять на ход войны. Разумеется, в них существовали военные гарнизоны, заводы и базы, но даже крупнейшие военные верфи "Мицубиси" в Нагасаки, на которых строилось большинство японских линкоров и авианосцев, в августе 1945 г. не имели никакого принципиального значения для ведения дальнейших боевых действий. Надо отметить, что и Япония разрабатывала тогда атомный проект. Премьер-министр Японии Тодзё Хидэки в 1943 г. отдал приказ о начале ядерных разработок Национальному институту оборонных исследований. К началу августа 1945 г. бомбы, предназначенные для японских городов, были изготовлены и отправлены на американскую военно-воздушную базу Тиниан на Марианских островах в Тихом океане. Первая бомба была 3 метра длиной и 0,7 метра в поперечнике и весила около 4 тонн. Ее тротиловый эквивалент составлял 13 тысяч тонн. Вторая бомба была вдвое толще (1,5 м), и ее эквивалент был равен уже 22 килотоннам тринитротолуола. Если в первой в качестве боевого заряда использовался уран-235, то основу второй - гораздо более мощной - бомбы составлял плутоний-239. В 1 ч. 45 мин. 6 августа 1945 г. бомбардировщик Б-29 под названием "Энола Гэй" поднялся с Марианских островов и взял курс на Японию, имея на борту первую - меньшую из бомб. В 7 час. 30 мин. утра он был у цели - города Хиросима - и, выйдя на боевой курс, сбросил на парашюте бомбу, которая взорвалась в 8 час. 15 мин. на высоте 500-600 метров над землей. Взрыв раздался над деловым центром города в час, когда люди спешили на работу. В результате в радиусе 1-1,5 км от эпицентра взрыва в одно мгновенье люди просто испарились, оставив в память о себе лишь тени. Чуть дальше высокотемпературное пламя сохранило пепел и обгорелые кучи костей. Пронесшаяся сразу ударная волна разрушила в радиусе 3 км то, что не успело расплавиться при вспышке, и понеслась дальше, превратив город в пустыню. Начавшееся следом радиоактивное заражение плотностью около 400 рад - смертельная доза для человека - завершило дело. Точное число жертв неизвестно до сих пор, но примерно подсчитано, что в Хиросиме в момент взрыва и непосредственно от ранений, полученных при этом, погибло 130-140 тысяч человек и было разрушено 92 % всех строений. В Нагасаки все сложилось по-другому. Хотя сброшенная 9 августа в 11 ч. 02 мин. на этот город бомба была мощнее хиросимской, но холмистый рельеф района Нагасаки погасил основную часть ударной волны, а многочисленные складки местности помогли жителям избежать и части светового излучения. Число жертв в Нагасаки вдвое меньше, чем в Хиросиме, - 60-70 тыс. человек. Страна была потрясена невиданной в мировой истории трагедией. Через 6 дней после взрыва в Нагасаки император Хирохито обратился к подданным по радио, объявив, что Япония не в силах более вести войну. Неизвестные ранее болезненные симптомы обрушились на оставшихся в живых жертв взрывов - хибакуся. Сначала прошла волна лейкемии - болезни крови, вызванной радиоактивным заражением. Она унесла еще несколько десятков тысяч жизней, особенно сильно распространившись в середине 1950-х гг. Затем лейкемия пошла на убыль, но и сейчас еще встречаются случаи этого тяжелейшего заболевания у хибакуся и их потомков (ныне в Хиросиме это каждый 10-й житель). Вслед за лейкемией начались массовые вспышки рака всех форм. Страдания хибакуся осложнялись тем, что в послевоенной Японии не хватало самых элементарных медицинских средств, лекарств, техники. Американские оккупационные власти не оказали больным никакой помощи, но самым тщательным образом проводили опросы хибакуся, фотографировали их, заставляли делать анализы, используя эти данные в своих новых ядерных программах. Эксперимент продолжался. Хиросима и Нагасаки стали символами атомной катастрофы. Каждый год в этих городах, отстроенных заново, 6 и 9 августа звучит колокол в память о жертвах бомбардировок 1945 г., сотни тысяч людей приезжают туда, чтобы присоединить свой голос к призывам о запрещении ядерного оружия.

Предыдущая страница Следующая страница