Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "К" (часть 3, "КИЕ"-"КОМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КИЕ"-"КОМ")

Киёура Кэйго

Киёура Кэйго (1850-1942) - политический и государственный деятель. Киёура родился в районе нынешней префектуры Кумамото, где учился в школе Хиросэ Тансо. Еще в молодости Киёура показал себя способным политиком и правоведом и, работая совместно с Министерством юстиции с 1876 г., участвовал в подготовке проекта "Закона о сохранении мира" 1887 г. Войдя в альянс с известным политиком Ямагата Аритомо, Киёура Кэйго занимал несколько ответственных постов в кабинете министров. В 1922 г. стал президентом Тайного совета. В январе 1924 г. Киёура сформировал свой кабинет, но под натиском нескольких политических партий, объединившихся в Движение протеста конституционному правительству, вскоре был вынужден уйти в отставку.

Кикукава Эйдзан

Кикукава Эйдзан (1787-1867) - художник, мастер Укиё-э. Основатель художественной династии Кикукава. Настоящее имя - Тосинобу. Художественный псевдоним - Тёкюсай. Родился в Эдо, в районе Итигая, в семье художника школы Кано - Кикукава Эйдзи. Изучал живопись сначала под руководством отца, затем перешел в ученики к Судзуки Нанрэй. Будучи близким другом Хоккэя, одного из учеников Хокусая, испытал влияние работ Хокусая. Начал самостоятельно работать с 1804 г., так и не примкнув ни к одной из известных школ. Специализировался на театральных гравюрах (якуся-э), изображениях красавиц (бидзинга), иллюстрациях к книгам, гравюрах для игры сугороку. В 1830-х гг. начал впервые выпускать двойные гравюры вертикального формата (какэмоно-э) с портретами красавиц в полный рост. Именно в эти годы работы Эйдзана пользовались наибольшей популярностью.

Кикути Кан

Кикути Кан (1888-1948) - писатель, сценарист, издатель. Настоящее имя Кикути Хироси. Родился в Такамацу в семье небогатого школьного канцеляриста. Окончив среднюю школу, он поступил в Токийское педучилище, откуда, правда, вскоре был исключен. Кикути Кан примыкает к журналу "Синситё". Его сотоварищами становятся Акутагава Рюноскэ и другие представители неореализма. С перерывами он учился в разных учебных заведениях, а также в университетах Мэйдзи и Васэда, но по-прежнему главным источником получения знаний для него было самообразование. Последним местом учебы был Киотоский университет, который он оканчивает в 1916 г. Известность к Кикути Кану приходит в 1918 г., когда он опубликовал "Дневник безвестного литератора" и "Летопись подвига князя Таданао". Однако еще раньше вышли в свет новеллы "Спасительница утопленников" (1916), "Осмеяние мертвых" (1918), "Поручик Жерар" (1918), пьеса "Возвращение отца" (1917). Творчество Кикути Кана принято делить на два периода - произведения в жанре "чистой" литературы и произведения в жанре "массовой" литературы. Для первого периода творчества писателя характерна критика догматов феодальной морали. Этим, вероятно, может объясняться неоднократное обращение писателя к темам кровной мести и самоубийства. Часть "просветительских" новелл Кикути, написанных в первый период творчества, близка по характеру к историческим произведениям. Характерен рассказ "Начало голландской учености" (1921), который посвящен деятельности двух видных ученых эпохи Эдо - Сугита Гэмпаку (1733-1817) и Маэно итаку (1723-1803). Роман "Портрет дамы с жемчугами" (1921) - одно из лучших произведений Кикути. Роман поднимает проблему эмансипированной женщины в 20-е гг. XX столетия. В 1923 г. Кикути Кан стал издавать собственный журнал "Бунгэй сюндзю", на страницах которого яростно выступал против пролетарской литературы, может быть, это отчасти и обусловило необыкновенную популярность журнала в те годы. Кикути Кан завоевывает репутацию не как писатель, а как комментатор и критик, арбитр литературных споров, спонсор и ментор начинающих литераторов, наконец, как издатель и предприниматель. Этот период творчества характеризовался созданием произведений в жанре "массовой" литературы. Цель и задачи Кикути Кана и других представителей литературных кругов в те годы заключались в том, чтобы расширить рамки "чистой" литературы, сделав ее достоянием широких масс. Кикути Кан явился инициатором учреждения двух литературных премий - имени Акутагавы и имени Наоки в 1935 г., лауреатами которых становятся писатели и по сей день.

Кимоно

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кимура Хэйтаро

Кимура Хэйтаро (1888-1948) - военачальник, генерал. Заместитель начальника Генерального штаба Японии в 1940-1941 гг., затем заместитель военного министра в кабинете Тодзё (1941-1943), руководил всей текущей работой министерства. Главнокомандующий японскими силами в Бирме в 1944-1945 гг. Международным трибуналом для Дальнего Востока приговорен к смертной казни и повешен.

Кинкакудзи

Кинкакудзи - Золотой павильон. Расположен в северной части Киото на территории буддийского храмового комплекса Рокуондзи. Он был построен в 1397 г. по велению сёгуна Ёсимицу из династии Асикага, здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны. Этот трехъярусный дворец-храм считается образцом караэ - китайского стиля. Одна из особенностей этого стиля - трехъярусная конструкция сооружения с таким расположением ярусов, которые не превращают постройку ни в трехъярусную башню, ни в трехступенчатую пирамиду. Это достигается гармоническим распределением разных уровней с внутренней симметричностью, причем не в геометрически прямых линиях, а в изогнутых очертаниях. Средства, которыми строители осуществляли такой художественный замысел, были различны: прорезные стены, легкие колонны-столбы, узорчатые карнизы-решетки, прихотливой формы окна. Четырехскатную крышу со слегка приподнятыми краями венчает фигурка фантастической птицы Феникс. Соразмерность всех деталей создает великолепную гармоничность всего сложного и причудливого сооружения. Первый этаж Кинкакудзи представляет собой своего рода приемный зал. Он окружен верандой, почти выступающей над прудом. Второй этаж немногим отличается от первого, но его интерьер украшен богатой живописью, поскольку на этом этаже размещался зал музыки и поэзии. Третий этаж, отделенный от первых двух выносом крыши, отличается большими арочными проемами окон, очень близкими к буддийской храмовой архитектуре XIV в. Он был предназначен для религиозных церемоний и снаружи и внутри покрыт золотыми листьями на лаковом фоне, за что и получил название Золотой павильон. Несмотря на три этажа, павильон воспринимается как очень легкая постройка, тесно связанная с окружающей природой. Первые два этажа с большими, свободно просматривающимися галереями почти не представляют замкнутых интерьеров, раздвижные двери дают возможность как бы устранить границу между внешним и внутренним пространством. Прямые, ничем не украшенные подпоры здания гармонируют со стволами растущих кругом деревьев, две его крыши со слегка загнутыми краями напоминают широкие ветви стоящих рядом сосен. Павильон окружает сад, он был создан в конце XIV в. Уже много веков Кинкакудзи отражается в озере, которое совсем не случайно носит название Кёкоти - Озеро-зеркало. Озеро огромное и глубокое, с прозрачной водой, украшенное многочисленными большими и малыми островами с растущими на них соснами. Из воды поднимаются камни причудливой формы и расцветки. С галереи павильона хорошо видны два основных острова -Остров черепахи и Остров журавля (в дальневосточной мифологии журавль и черепаха являются символами долголетия). И острова, и камни расположены таким образом, что они как бы обрамляют отражение Кинкакудзи в озере, что лишь подчеркивает его изысканную строгость. После смерти сёгуна Ёсимицу его сын превратил Кинкакудзи в буддийский храм - такова была воля отца. Золото со стен храма постепенно сходило, и от его былого величия почти ничего не осталось. Но Кинкакудзи тем не менее окружен всеобщим поклонением. Золотой павильон стал составной частью храмового ансамбля, за многие столетия он как бы сросся с окружающей его природой. И ему была оказана величайшая честь, которой может быть удостоен исторический памятник в Японии: Кинкакудзи был включен в список государственных сокровищ. Но это не уберегло его от трагедии - в июле 1950 г. Золотой павильон сгорел дотла. Пожар не был вызван несчастным случаем, поджег его молодой буддийский монах, который был недоволен своей карьерой. Об этом он написал в записке перед тем, как совершить самоубийство. Кинкакудзи был восстановлен японскими мастерами в 1955 г.

Кинки

Кинки - экономический район. Занимает юго-запад острова Хонсю. Площадь - 33 097 кв. км, или 8,7% всей территории страны. Большая часть района - горы и плоскогорья. На северо-востоке расположено самое большое озеро в стране - Бива. Территория района пронизана густой речной сетью. Находится в континентальной климатической зоне с теплым и влажным летом. В состав Кинки входят 7 префектур: Миэ, Сига, Киото, Осака, Хёго, Нара, Вакаяма. В них проживает 22 511 тыс. чел., или 17,9% всего населения страны. Средняя плотность - 101,7 чел. на 1 кв. км, что в 3 раза превышает средний уровень по стране. Наибольшая плотность - 4653,3 - префектура Осака, наименьшая - 228,6 - префектура Вакаяма. Кинки - второй по значимости экономический район в Японии, доля которого в национальном доходе равна 18%. Основные отрасли промышленности: электроника, машиностроение, металлообработка, нефтеочистка и переработка, текстильная. Главные города: Осака, Киото, Сакаи, Кобе (один из важнейших портов страны). Первые три - основа индустриальной зоны Хансин (Кэйхансин), занимающей второе место после Кэйхин. Объем общей промышленной продукции, производимой здесь, составляет 11,5% от общегосударственного показателя. Под сельское хозяйство в районе отведено 32,7 тыс. га (6,5% всей обрабатываемой земли в стране; максимум - 8,4 тыс. га - префектура Хёго). В нем занято 128,2 тыс. чел., или 10,9% работающих в этой отрасли экономики.

Кино

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ки-но Цураюки

Ки-но Цураюки (868-946) - поэт. Писал в жанре танка. Занимал должности при дворе императора. В 930-935 гг. был губернатором провинции Тоса. Сохранилось 440 его стихотворений. Один из составителей первой придворной антологии японской поэзии - "Кокин(вака)сю", в которой помещены стихи, ставшие для последующих поэтов классическими образцами. Первый теоретик и критик японской поэзии, Ки-но Цураюки был автором предисловия к этой антологии, в котором он изложил свои взгляды на сущность и роль художественного слова. Ему принадлежит лирический дневник "Путевые заметки из Тоса" (936), который считается первым произведением этого жанра и состоит главным образом из описаний природы и лирических стихов.

Киносита Дзюндзи

Киносита Дзюндзи (р. 1914) - известный драматург и автор пьес в послевоенной Японии. В 1939 г. окончил отделение английской литературы и философии Токийского императорского университета; шекспировед. Заинтересовавшись новым театральным искусством, Киносита воссоздал передовой театр, став руководителем молодежной труппы "Будо-но кай" ("Общество винограда"). Как драматург дебютировал в 1947 г., опубликовав историческую пьесу "Ветер и волны", действие в которой происходило в начале эпохи Мэйдзи. Пьеса "За цепью гор", в которой ставился вопрос о судьбах послевоенной интеллигенции, полюбилась читателям и привлекла внимание критики. Другие известные пьесы - "Вечерний журавль", "Мужчина по имени Отто" - также получили положительные отзывы критики. Киносита - автор пьес, радиопьес и сценических постановок на темы народных сказаний ("минва-гэки") - "Враль Хикоити" (1943), "Омон и Тода" (1946), "Богатство из соломинки" (1952), "Девочка Урико-химэ и злодей Амандзяку" (1953) и др. Пьеса "Успение лягушки" (1951) вызвала резкий резонанс у консервативно настроенной общественности, поскольку представляла собой злую сатиру на послевоенную японскую демократию, еще не научившуюся пользоваться плодами дарованных свобод.

Киодо Цусин

Киодо Цусин - крупнейшее в Японии информационное агентство. Кооперативное объединение ведущих японских газет и радиотелевизионной корпорации Эн-эйч-кэй. Основано 1 ноября 1945 г. Находится в Токио. Предоставляет подписчикам внутриполитическую, экономическую, научную, спортивную и другую информацию на японском и английском языках. Распространяет международную информацию собственных корреспондентов, а также информацию иностранных агентств. Имеет соглашения об обмене информацией с мировыми агентствами, в т. ч. с ИТАР-ТАСС, АП, ЮПИ, "Рейтер" и др.

Киото

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирисима-Яку

Кирисима-Яку - национальный парк, расположен в южной части острова Кюсю в префектурах Кагосима и Миядзаки. Образован16 марта 1934 г. Парк включает вулканы, горы, озера, кальдерные озера, леса и остров к югу от побережья острова Кюсю. Вулканическая группа Кирисима, состоящая из 23 вулканов, определяется пиками Каракунидакэ и Такатихономинэ. Последний считается священным местом, где бог Ниниги-но Микото сошел с небес. К северо-западу располагается нагорье Эбино Кагэн, а на юго-западе находится горячий источник Кирисима. К югу от Кирисима расположены полуострова Сацума и Осуми с заливом Кагосима между ними. Кагосима, главный город южной части острова Кюсю, располагается в заливе прямо напротив Сакурадзима (остров с действующим вулканом). На оконечности полуострова Сацума находятся горячий источник Ибусуки, озеро Икэда и гора Каимондакэ. На расстоянии 60 км к югу от полуострова Осуми находится остров Якусима, известный своими гигантскими кедрами. Некоторые из этих кедров имеют возраст более 1000 лет. Площадь парка - 548 кв. км.

Киси Нобусукэ

Киси Нобусукэ (1896-1987) - политический и государственный деятель, премьер-министр Японии. Родился в префектуре Ямагути. В 1920 г. окончил Токийский унив ерситет. С 1941-го по 1944 г. входил в кабинет Тодзё. В 1953 г. избирается в парламент Японии как член Либеральной партии. Киси - один из старейших деятелей Либерально-демократиЧеской партии (ЛДП). Был генеральным секретарем Демократической партии. Основатель одной из шести крупнейших фракций в ЛДП. Известен как деятель правого, консервативного, лагеря. Премьер-министр с 1957-го по 1960 г. Выступал за перевооружение Японии. Упорно добивался заключения нового договора безопасности с США. На волне массовых протестов против ратификации договора и визита президента Д. Эйзенхауэра в 1960 г. был вынужден уйти в отставку.

Кисэн

Кисэн (годы рождения и смерти не установлены) - поэт VIII в. Один из "шести бессмертных поэтов". О его жизни не сохранилось никаких достоверных сведений. Известно только, что он был монахом и жил уединенно неподалеку от Киото, в местечке Удзи. Уже в эпоху "Кокин(вака)сю" Кисэн был легендарной личностью. Сохранилось всего два его стихотворения.

Китагава Утамаро

Китагава Утамаро (1753-1806) - выдающийся японский художник, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в. Его настоящее имя - Нобуёси, а Утамаро - псевдоним, который художник стал использовать с 1781 г. После смерти отца Нобуёси переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн - художника школы Кано - и оставался там в течение семи лет. В 1775 г. происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро, оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с Цутая. Сначала Утамаро делал иллюстрации к пьесам и поэмам, а затем перешел к портретам актеров. Из современников наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киёнага. Главная тема творчества Утамаро - жизнь обитательниц "веселых кварталов". Не без оснований именуясь "певцом женской красоты", Китагава Утамаро вводит в Укиё-э тип больших погрудных портретов "окуби-э", в которых старается передать внутренние переживания и настроения своих героинь. В 1791-м он начинает выпускать серии погрудных портретов красавиц, закрепивших за ним славу ведущего мастера в жанре бидзинга. Он часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. В 1804 г. за изображение героя японской истории Тоётоми Хидэёси в неподобающем виде Утамаро попадает в тюрьму. Арест нанес ему психологическую травму. Он до конца дней так и не смог оправиться от перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался.

Китайская Восточная Железная Дорога

Китайская Восточная Железная Дорога (после 1945 г. - Китайская Чаньчуньская ж/д, с 1953 г. - Харбинская ж/д) - железнодорожная магистраль в Северо-Восточном Китае, протянувшаяся от станции Маньчжурия до станции Далянь (Дальний) с ответвлениями на Бэньси, Фушунь, Инкоу, Чэнцзэтун и Люйшунь (Порт-Артур). Дорога характеризуется высокой степенью инженерной сложности, имеет множество искусственных сооружений и активно используется по сей день. Дорога, имеющая протяженность свыше 2500 км и стоившая 375 млн. золотых рублей, была проложена Россией в 1897-1903 гг. для обеспечения выхода России к Японскому морю и усиления русского влияния в Китае. Строительству дороги предшествовали важные исторические события, а именно Японо-китайская война, закончившаяся в 1895 г. поражением Китая, после чего Япония включила в сферу своего влияния заметную часть Восточного Китая. Россия, добившись в союзе с другими странами уступки части территории Китая себе, немедленно приступила к постройке КВЖД, рассчитывая использовать магистраль в стратегических военных целях и перехватить у Японии инициативу в этом вопросе. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. по КВЖД шло снабжение русской армии, воюющей в Маньчжурии. После поражения России южная ветка дороги - от Чаньчуня до Дальнего - отошла к Японии по Портсмутскому договору 1905 г. и использовалась победившей стороной в тех же целях, для которых ее строила Россия. Часть магистрали, ставшая японской, получила название Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД). В 1918 г. вся КВЖД оказалась под контролем японских войск, а формальный надзор за ней осуществлялся Межсоюзным комитетом, в который помимо Японии вошли США, Англия и Франция. Вопрос о принадлежности КВЖД стал поводом для острых разногласий между ними на состоявшейся в 1921-1922 гг. Вашингтонской конференции. В мае 1924 г. после окончательной победы Советской власти на Дальнем Востоке России и вывода оттуда японских войск в Пекине было подписано советско-китайское соглашение. В соответствии с ним дорога рассматривалась как чисто коммерческая организация, находящаяся в совместном управлении СССР и Китая. Уже в следующем году китайские власти, находящиеся под сильным влиянием японской армии, начали нарушать некоторые положения этого договора, а летом и осенью 1929 г. совершили несколько провокаций, приведших к военному конфликту. После военной экспедиции Красной Армии конфликт вокруг КВЖД на время прекратился, но после создания в 1932 г. прояпонского государства Маньчжоу-го возобновился с новой силой. Советский Союз понял, что не сможет далее контролировать стратегическую магистраль, проходящую на значительном удалении от его границ по территории государства, отношения с которым далеки от идеальных. В 1935 г. СССР продал КВЖД властям Маньчжоу-го за небольшую по тем временам сумму - 140 млн. иен. Все последующие годы японские вооруженные силы использовали дорогу для обеспечения нужд своих войск, в первую очередь Квантунской армии. КВЖД сыграла большую роль в военных действиях Японии в Северо-Восточном Китае. Особенно большое (и не только транспортное) значение имела для японцев ЮМЖД, при управлении которой была создана сеть фирм, под коммерческим прикрытием которых работали различные японские военные и разведывательные организации. В 1945 г. после поражения Японии КВЖД и ЮМЖД вновь были объединены в одну дорогу, названную Китайской Чаньчуньской (КЧЖД), а в 1950 г. вся дорога была безвозмездно передана Китаю со всем имуществом.

Китакюсю

Китакюсю - город в северной части острова Кюсю, на берегу Японского моря, в префектуре Фукуока. Население - 1,020 млн. жителей. Образован в 1963 г. путем слияния пяти городов - Модзи, Кокура, Вакамацу, Явата и Тобата. Еще во второй половине ХIХ в. большая часть территории современного Китакюсю представляла собой сельскую местность. В конце ХIХ в. в Модзи и Вакамацу были построены порты по вывозу угля, который начали добывать в районе Тикухо. В 1901 г. в Явате был построен государственный металлургический завод, впоследствии ставший основой крупнейшей металлургической компании страны - "Син ниппон сэйтэцу". В настоящее время Китакюсю - крупный индустриальный центр, промышленная зона которого тянется на 30 километров вдоль побережья от пролива Каммон до залива Докай. Кроме металлургии здесь развиты химия, машиностроение, производство керамики и электроприборов, пищевая промышленность. Соединен подводным тоннелем с городом Симоносэки (остров Хонсю).

Китамура Тококу

Китамура Тококу (1868-1894) - поэт, журналист, инициатор движения за создание поэзии новой формы. На становление Китамуры как поэта повлияло творчество Байрона. Лучшее романтическое произведение - драма в стихах "Песнь о волшебной стране"; некоторые критики даже утверждают, что это вольное переложение байроновского "Манфреда" на японский язык. Герой драмы страдает от порочности окружающего мира, от тусклости и пошлости жизни; он разочаровывается в людях и в своей любви к прекрасной девушке. В отчаянии герой призывает смерть и гибнет в смертельном бою с дьяволом. Одно время Китамура увлекался христианством, но потом отошел от него. Поэт погиб в двадцать семь лет, так и не сумев преодолеть конфликт между возвеличиванием духовной жизни и ее наивысшего проявления - чистой любви - и обыкновенными инстинктами человека.

Китао Сигэмаса

Китао Сигэмаса (1739-1820) - художник, мастер Укиё-э. Настоящую фамилию - Сухарая - поменял на Китао. Настоящее имя - Кюгоро. Родился в семье торговца книгами Сухарая Сабуробэй. Не обучался мастерству под руководством какого-либо художника, а в основном занимался самообразованием. Поскольку Сигэмаса был старшим сыном и должен был продолжать семейное дело, он смог посвятить себя искусству только после того, как передал все дела младшему брату. В 1750 г. начал выпускать театральные гравюры, используя два цвета, в стиле работ Тории Киёмицу. В 1770-х и 1780-х гг. находит свой собственный изысканный и сдержанный стиль. Входит в число художников укиё-э, составляющих цвет "золотого века" японской ксилографии. Специализировался на изображениях красавиц, иллюстрированных книгах. Сигэмаса выпустил множество гравюр с изображениями детей. Основал художественную династию Китао.

Китахара Хакусю

Китахара Хакусю (1885-1942) - крупнейший поэт японского символизма. Один из лидеров эстетского "Общества Пана". Раннее творчество Китахара выдержано в декадентском духе. В зрелые годы наметился переход поэта к традиционному художественному восприятию с буддийской окраской. Автор сборников "Запрещенная вера" (1909), "Воспоминания" (1911), "Виды Токио" (1913), "Цветы павлонии" (1913), "Рисунки тушью" (1923), "Тюлени и облака" (1929) и многих других. Известен также как теоретик поэзии танка, эссеист.

Кобаяси Исса

Кобаяси Исса (1763-1827) - третий после Басё и Бусона великий поэт хайкай. Родился в глухой горной провинции Синано, в семье зажиточного крестьянина. Рано лишился матери, отношения его с мачехой складывались не лучшим образом, в результате четырнадцатилетним подростком он уехал в Эдо, где в конце концов сделался профессиональным поэтом. Бродил по разным провинциям, зарабатывая на жизнь сочинением трехстиший. В 39 лет вернулся на родину, чтобы ухаживать за заболевшим отцом, и после смерти отца остался там. Поздно женился, дети его умерли в младенчестве, пережила его только одна дочь от второй жены. Творческое наследие Иссы велико - около двадцати тысяч трехстиший-хокку, эссе, дневник "Последние годы жизни отца", книга стихов и прозы "Моя весна". Его стихи отличаются простотой и искренностью.

Кобаяси Такидзи

Кобаяси Такидзи (1903-1933) - идеолог и ключевая фигура в пролетарской литературе Японии, появление которой связано с началом издания журнала "Танэмаку хито" ("Сеятель") в 1921 г. Идейная направленность журнала "Сеятель" была обусловлена влиянием западных писателей марксистской направленности - Генри Барбюса, Анатоля Франса и других. В дальнейшем на смену "Сеятелю" в 1924 г. приходит журнал "Бунгэй сэнсэн" ("Литературный фронт"). Литераторы и теоретики пролетарской литературы с резкой критикой обрушиваются на писателей модернизма и неосенсуализма, обвиняя их в отрыве от насущных задач и классовой борьбы, в сосредоточении ими всего внимания исключительно на внутреннем мире человека. Выпускник Высшего коммерческого училища, Кобаяси Такидзи впоследствии работал в банке в г. Отару (Хоккайдо). На идейные взгляды будущего писателя влияние оказали различные философские теории и воззрения, в том числе и известных литераторов западной, японской и русской литературы - Барбюса, Стриндберга, Акутагавы, Горького. В ранних произведениях писателя (новеллы "Старший брат", "Кэн") присутствуют романтизм и гуманизм как основная черта творческого метода. В дальнейшем Кобаяси начинает принимать активное участие в деятельности рабочих организаций г. Отару, вступив в 1927 г. в местное отделение Федерации деятелей рабоче-крестьянского искусства. С этого времени деятельность Кобаяси Такидзи в качестве функционера Компартии Японии достигла кульминационного периода: он пишет одно из своих лучших произведений в духе социалистического реализма - рассказ "Затравили собаками", повести "Снегозащитная роща", "Краболов" (1928). "Краболов" характеризуется тем, что в повести нет главного героя и каких-либо конкретных действующих лиц. В произведении рассказ идет о том, как на судне-заводе по отлову рыбы и крабов устанавливается полуколониальная система эксплуатации; соответственно, в основе повести лежит социальная проблема. Судьбы разных персонажей - шахтера, студентов и прочих людей, вынужденных ради заработка подрядиться на судно, автором едва намечены - несколько скупых штрихов, не более. В конце концов все они устраивают забастовку, которая, однако, заканчивается провалом: приходит военный линкор и зачинщиков ссаживают с краболова. Большинство произведений Кобаяси Такидзи представляет интерес и с художественной точки зрения, поскольку при изображении тех или иных персонажей автор умело сочетает элементы романтизма, плакатности и гротеска с чертами реализма. Дальнейшее развитие подобного направления можно найти в повестях "Фабричная ячейка", "Жизнь для партии" (1933) и др., в которых жизненное кредо писателя находит новое воплощение - это жизнь и борьба для партии. Однако несмотря на явную идеологическую ангажированность данных произведений, они воспринимаются в жанре детективной прозы - герои, скрывающиеся от полиции, вынуждены уходить от преследования, менять квартиры, т.е. жить напряженной жизнью настоящего борца-подпольщика. Роман-эпопея "Люди переходного периода" так и остался незавершенным. В последний раз писатель был арестован в 1933 г., зверски избит и скончался в полицейском участке.

Кобе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кобори Энсю

Кобори Энсю (1579-1647) - один из крупнейших японских архитекторов, садоводов, художников-керамистов и мастеров чайной церемонии. Благодаря своим разносторонним художественным талантам Энсю вошел в историю японского искусства как создатель чайных садов и павильонов и как автор превосходной посуды, предназначенной для чайной церемонии. Развитию дарования Энсю способствовали превосходное образование и тонкий вкус, основанный на понимании философского значения искусства в жизни человека. Поэтому все его произведения носят печать утонченности и изысканности. Основную часть жизни Кобори Энсю провел в Киото на острове Хонсю. Его отец был вассалом клана Токугава, завершившего в 1600 г. объединение Японии. Наследственная традиция сделала и Энсю верным сторонником этого клана, будучи вассалом Токугава, Кобори Масакадза в 27 лет был назначен даймё (князем) княжества Тотоми. Иероглифы, составляющие название княжества, могут читаться как Энсю, таким образом, полное имя, под которым известен художник Кобори Энсю, представляет собой сокращенную формулу родовой фамилии и титула. Княжество Тотоми не было слишком большим, и Энсю не принадлежал к богатейшей верхушке японских феодалов, однако доход от риса, выращиваемого на плантациях Энсю, позволил художнику получить первоклассное образование. Еще в ранней юности Кобори начал изучать философию, каллиграфию, живопись, керамику и архитектуру. Став князем, он продолжил свое образование. Многие годы учился Энсю чайному этикету у знаменитого мастера Фуруто Орибэ, а затем, приняв имя Сохо, основал собственную школу, вошедшую в историю чайной церемонии как Энсю-рю. Наряду с Фуруто Орибэ и мастером Сэн-но Рикю он считается крупнейшим специалистом чайного этикета в средневековой Японии. Не было ему равных и в искусстве садоводства - до сих пор сады, разбитые Кобори, считаются лучшими. То же самое можно смело сказать относительно чайной посуды - это подлинные образцы высокохудожественной керамики, применяемой специально для чайной церемонии. Энсю вообще был удивительно гармоничным человеком: высокий интеллект сочетался в нем не только с творческими способностями, но и с талантом административного толка. Помимо управления княжеством Тотоми, Кобори Энсю возглавлял также и городское управление Фусими в городе Киото. Назначенный на этот пост в 1623 г., он сохранял его за собою в течение 24 лет. К тому же на Кобори было возложено и руководство работами по возведению крепостных и гражданских сооружений. Благодаря его неустанному надзору и контролю были выстроены замки в Нидзё и Осаке, дворец в Киото, многие здания в Эдо, куда Энсю переехал незадолго до смерти. Под конец жизни он с грустью признался своему другу, настоятелю храма Контиин, что очень устал от подобных дел и мечтает все свое время посвятить только творчеству. Но этот замысел остался неосуществленным. Однако, несмотря на занятость государственной службой, Энсю пользовался славой великого художника. В заказчиках у него не было недостатка. С именем Кобори Энсю связывают многие сады и чайные павильоны: Кацура, Сэнто, Кохоан, Рюкоин, Нандзэндзи, Контиин, Кодайдзи, Тёнан и др. Художник работал в рамках канонического построения чайного сада: сад позволял гостям при продвижении через него видеть сменяющиеся картины природы, фиксированные каким-либо предметом: одиноко стоящим деревом, камнем, фонарем. Павильон традиционно был удален от шума житейской суеты, напоминая своей конструкцией простую рыбацкую хижину. Ландшафт нередко создавался искусственно, так что выделенные садоводом предметы (дерево, каменная глыба) в зависимости от времени года выглядели по-новому. Погода, освещение, сезон должны были придавать особую неповторимость саду, помогая природе говорить с человеком о быстротечности времени, навевая то или иное, но всегда тщательно продуманное художником настроение. В саду Кобори выбирал, как правило, несколько акцентируемых им точек, не нарушая этим общего принципа гармоничного сочетания естественности и красоты. Так, например, его Павильон восьми окон в комплексе Дайтокудзин имеет маленький камерный сад, композиционное пространство которого ритмически организовано красивой дорожкой - смысловой доминантой сада. Сад же Бодзэн храма Кохоан способствует развитию ассоциативного мышления: он навевает воспоминания о красоте знаменитого в Японии озера Бива, деревья в этом саду очертаниями похожи на силуэты плывущих в море кораблей.

Когай

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кода Рохан

Кода Рохан (1867-1947) - писатель раннего романтизма, который выдвигал идеи раскрепощения человеческого духа, однако, будучи воспитанным в конфуцианских традициях, не смог полностью отойти от традиционных канонов. Поэтому в его произведениях продолжали проявляться древние классические формы и язык, порой доступные лишь представителям небольшой прослойки образованной интеллигенции. Среди лучших произведений писателя можно назвать роман "Пятиярусная пагода" (1891-1892); суть его в том, что сила творческого вдохновения и озарения художника (архитектора) настолько сильна, что может противостоять даже разбушевавшейся стихии. Другие известные новеллы и рассказы писателя - "Чашка", "Судьба".

Кодзики

Кодзики ("Записи о деяниях древности") - крупнейший памятник древнеяпонской литературы, один из первых письменных памятников, основная священная книга синтоистского троекнижия, включающего в себя помимо "Кодзики" "Нихонги" ("Анналы Японии") и сгоревшие во время пожара в 645 г. "Кудзики" ("Записи о минувших делах"). Трудно однозначно определить жанр этого произведения, представляющего собой пример синкретизма древней литературы. Это и свод мифов и легенд, и собрание древних песен, и историческая хроника. Согласно предисловию, японский сказитель Хиэда-но Арэ истолковал, а придворный О-но Ясумаро (ум. в 723 г.) записал мифологический и героический эпос своего народа, пронизав его идеей непрерывности и божественного происхождения императорского рода. Работа над "Кодзики" была завершена в 712 г. - в годы правления императрицы Гэммэй (707-715). Авторский список "Кодзики" не дошел до наших дней. Старейшим и наиболее полным вариантом из полностью сохранившихся списков всех свитков "Кодзики" является так называемая "Книга из Симпукудзи", получившая свое название в честь храма Симпукудзи в г. Нагоя, где она хранится. Создание этого варианта монахом Кэнъю относят к 1371-1372 гг. "Кодзики" состоит из трех свитков. Набольший интерес представляет первый свиток, который содержит основной цикл мифов, сказаний и вставленных в них стихотворений-песен: от космогонического мифа о возникновении Вселенной до мифов о богах-прародителях и перипетиях их взаимоотношений, о сотворении Земли - страны Ямато. Здесь же помещены цикл о героических подвигах божественных предков и героев, а также повествования о деятельности их божественных потомков на Земле, здесь же говорится о появлении на свет отца легендарного вождя японского племени Ямато Камуямато Иварэ-хико (посмертное имя Дзимму), считающегося первым императором Японии. Второй свиток интересен прежде всего своими фольклорными материалами. Мифы постепенно переходят сначала в легендарную, а затем и реальную историю: от исторического предания о походе Камуямато Иварэ-хико до рассказа о конце правления вождя союза японских племен Хомуда-вакэ (посмертное имя Одзин) (начало V в.). Меньший интерес по сравнению с другими представляет третий свиток, в котором в сжатой форме излагаются главным образом сведения о правящей династии и некоторые исторические события, охватывающие период по 628 г. Действие мифов, содержащихся в первом свитке, происходит на Равнине Высокого Неба - в обители богов, в стране Мрака - в преисподней и на земле, именуемой Тростниковой Равниной. Центральным считается миф о рождении богини солнца Аматэрасу и удалении ее в Небесный грот, отчего цикл получил название Солнечного. Широко известны также помещенные в "Кодзики" сказания о бесстрашном богатыре Яматотакэру, жившем, согласно традиционной хронологии, на рубеже 1 и II вв. н.э. Сказания представляют собой несомненно более древний пласт японской словесности, нежели мифы. Расположение их в памятнике после мифов имело целью показать божественное происхождение страны и земных властителей, их преемственную связь с небесными богами. Героические сказания проникнуты идеей создания единого централизованного государства. Сказания более, нежели мифы, связаны с реальной действительностью, с бытом. Весьма существенно, что они отразили действительные исторические события: завоевательные походы древних с целью покорения иноплеменников, борьбу могущественной группы племени Ямато с другими кланами и с аборигенами за утверждение на Японских островах племенного вождя - тэнно. Сказания группируются вокруг нескольких районов. Существовали три центра, а следовательно, три различные группы племен, в разное время, разными путями пришедшие на Японские острова и обосновавшиеся на них. Это земля Идзумо (на западе острова Хонсю), земля Химука (в южной части острова Кюсю) и земля Ямато (побережье центральной части Хонсю). Большое место отводится в "Кодзики" и жизнеописаниям императоров - тэнно, относящимся уже ко времени, когда межплеменная борьба закончилась и образовалось государство. В сказания включались многочисленные стихи: пятистишия - танка и "длинные песни" - нагаута. Значение "Кодзики" в истории японской культуры было осознано не сразу. В течение более пятисот лет после его создания предпочтение отдавалось памятнику официальной японской историографии "Нихонги" (720 г.), написанному в духе китайских хроник, который благодаря авторитету классической китайской культуры и языка рассматривался как канонический.

Кодо

Кодо - искусство благовоний, искусство эстетического отношения к запахам, отношения по законам красоты, насчитывает в Японии более тысячелетия. Еще в эпоху Хэйан (794-1185), которая отличалась высоким развитием придворной культуры, аристократы месяцами осваивали секреты соединения благовонных веществ для участия в специальных состязаниях на вечерах при императорском дворе. В кодо, как и в различных традиционных японских видах прикладных искусств, существуют различные школы и стили. В эпоху Хэйан в искусстве кодо наибольшее распространение имел стиль нэрико. Ароматические вещества в нем составлялись на основе ладана, растертого в порошок, а потом формировавшегося в виде конусов и палочек, которые и поджигались. Более поздние стили используют ввозимые из тропических стран определенные виды древесины, которые источают тонкий аромат при нагревании. В наши дни наиболее распространен стиль кодо оиэ. Даже во время второй мировой войны, когда, казалось бы, было просто не до возвышенных увлечений, кодо жило. По свидетельствам давних приверженцев этого искусства, они собирались вместе и отвлекались от военных невзгод составлением тонких ароматов. Популярность кодо среди японцев быстро растет. Формируются группы и ассоциации, члены которых регулярно проводят встречи-соревнования, так называемые кодо-кай. Состав групп весьма разнообразен: молодые и пожилые, мужчины и женщины. В большинстве случаев кодо-кай проводятся в комнатах японского стиля. Участники рассаживаются в круг на татами. Один из членов группы назначается ведущим. Он готовит реквизит. Тлеющим углем наполняются специальные сосуды. Мастерство ведущего определяется умением уловить оптимальную температуру угля, прикрытого тонким слоем пепла. Поверх пепла кладется пластина слюды и на нее весьма тонкий кусочек благовонного дерева, в каждую чашу - особый сорт. Оттуда поднимаются тонкие запахи, нежные, едва уловимые. Недопустим запах дыма. Кодо хорошо гармонирует с другими традиционными видами японских искусств, будь то чайная церемония или икэбана. Как правило, каждая встреча кодо-кай увязывается с определенным поэтическим произведением или сценами из японской классической литературы. При этом различные запахи характеризуют определенные персонажи. Это примерно так же, как в балете языком танца передаются характеры литературных персонажей. В кодо используется "язык ароматов", хотя для других народов это несколько необычно.

Козыревский

Иван Петрович (1680-1734) - известный путешественник, участник освоения Камчатки и открытия Курильских островов. Выходец из дворянского рода, он поступил на службу к царю Алексею Михайловичу и добровольно отправился в Сибирь. В 1711 г. Козыревскому и Анциферову власти поручили возглавить отряд казаков и камчадалов, который был направлен на Курильские острова для поиска путей в Японию. На весельных байдарках казаки взяли курс на мыс Лопатка - южную оконечность Камчатки, затем спустились еще южнее и достигли острова Шумшу. Дальше казаки не последовали, вернулись в Большерецк - острог, заложенный Иваном Козыревским незадолго до плавания на Курилы. Властям Камчатки был подан отчет о первом походе. На следующий год Козыревский снова пустился в плавание со своим отрядом казаков. Вернувшись, он составил первый чертеж Камчатки, на который были нанесены Курильские острова. Впоследствии этим чертежом (описанием) пользовались русские и иностранные землепроходцы. В 1713 г., собрав особый отряд "охочих людей", Козыревский снова отправился на Шумшу. Местные айны (курильцы) его встретили дружелюбно, еще в прошлый приезд они изъявили желание перейти в российское подданство. С помощью курильцев Козыревский на своих байдарках добрался на следующий остров - Парамушир. Приближалась осень, штормовое море не позволило Козыревскому продолжить свой маршрут до "Апонского государства", как говорилось в наказе камчатских властей. Как бы то ни было, Козыревский на островах Шумшу и Парамушир собрал ценные сведения о курильцах, произвел описание берегов, измерил расстояние между островами, составил метеорологическую карту. Собрав сведения воедино, Козыревский предоставил новый чертеж (описание) Курил вплоть до "Матмайского острова" - Хоккайдо. Это давало возможность русским промысловикам вести хозяйственное освоение островов Курильской гряды. Чертеж Козыревского, как утверждают различные источники, был доставлен в Москву и положен в основу географической карты Тихого океана.

Койсо Куниаки

Койсо Куниаки (1880-1950) - генерал, премьер-министр Японии. Родился в префектуре Тотиги. Профессиональный военный. С 1913 г. служил в Генеральном штабе. В 20-е гг. принадлежал к фракции Угаки, в начале 30-х был близок националистам и "молодым офицерам", участвовал в нескольких военных заговорах. Начальник Бюро военных дел Военного министерства в 1930-1932 гг., заместитель военного министра (1932 г.), после событий 15 мая 1932 г. назначен начальником штаба Квантунской армии. Принимал активное участие в создании и укреплении Маньчжоу-го. С 1934 г. Койсо - член Высшего военного совета, командующий армией в Корее (1935-1938). В июле 1938 г. в связи с японо-советским инцидентом у озера Хасан уволен в запас. В 1939-1940 гг. Койсо - министр колоний в правительствах Хиранума и Ёнаи, генерал-губернатор Кореи в 1942-1944 гг. В июле 1944 г. уходит в отставку кабинет Тодзё. Император поручает Койсо Куниаки и Ёнаи Мицумаса сформировать новое правительство. Для Койсо новое назначение было совершенно неожиданным. Только во время аудиенции у императора он узнал о том, что назначен премьером, а Ёнаи - его заместителем и военно-морским министром. Основой своей программы кабинет Койсо сделал "тотальную мобилизацию" ресурсов для ведения войны. В военной сфере было, в частности, развернуто движение смертников-камикадзэ в японских вооруженных силах. Несмотря на "чрезвычайный" характер всех проводившихся им мер, Койсо так и не смог стать авторитетным лидером страны. Не обладавший талантами государственного деятеля, Койсо на посту главы правительства был временной фигурой, мало соответствующей требованиям критического момента. Кабинет Койсо не смог справиться с создавшимся положением и был вынужден уйти в отставку. На Токийском процессе признан виновным по шести статьям обвинения, приговорен к пожизненному заключению, умер в тюрьме.

Кокинсю

Кокинсю - , или "Кокин(вака)сю" ("Собрание старых и новых песен"), - крупнейший поэтический памятник эпохи Хэйан, относится к первой четверти Х в. Задуманная как "вторая" "Манъёсю", эта антология первоначально носила название "Сёку Манъёсю", что означает "Продолжение "Манъёсю". Она также состояла из 20 свитков, в которые были включены 1100 стихотворений. Композиция и тематика новой антологии полностью повторяли структуру и темы "Манъёсю", с той лишь разницей, что спустя столетие изменился сам настрой стихов: на смену восторгу и оптимизму "Манъёсю" пришли созерцательность и задумчивость "Кокинсю". Название антологии уже изначально ориентировало читателя в материале, помещенном в собрании: от песен прошлого, т.е. тех, которые появились после "Манъёсю", до стихов, сложенных составителями "Кокинсю". Особо подчеркивалось в названии и то, что перед читателем было собрание именно "японских песен" - вака (в отличие от китайских - кара-ута), созданных по законам японского стихосложения и, главное, проникнутых духом Ямато, отражающих "японскую душу". Антология "Кокинсю" была составлена по приказу императора Дайго (897-930) несколькими поэтами и критиками во главе со знаменитым поэтом Ки-но Цураюки (868-946), человеком, немало сделавшим для развития японской поэзии и пытавшимся теоретически осмыслить ее путь и место в культуре, наметить формы ее дальнейшего развития. Именно Ки-но Цураюки в своем знаменитом предисловии к "Кокинсю" первым попытался сформулировать основные принципы японской поэзии. Поражали и меткие характеристики, которые давал поэтам Цураюки-критик. Едкие замечания были сделаны им в адрес "шести гениев поэзии" (роккасэн) - признанных авторитетов в области стихосложения, чьи имена, пройдя через все временные границы, дошли до современных любителей поэзии. Это было поистине великое созвездие: поэт и известный кавалер Аривара-но Нарихира, буддийский священнослужитель Хэндзё, монах-отшельник Кисэн, поэты Бунъя-но Ясухидэ и Отомо Куронуси, наконец, поэтесса Оно-но Комати. Все они творили в IX в. Не все стихотворения "Кокинсю" были безупречны. Попадались и такие, которые создавались по выработанным канонам, по своего рода шаблонам и потому были лишены поэтического чувства. В них на первый план выходила занятная игра слов и сложные фонетические ассоциации. Но, видимо, такие издержки были неизбежны во времена, когда поэзия считалась не только видом искусства, но и обязательным элементом светского общения - средством диалога и переписки.

Кокэй

Кокэй (конец ХII в.) - выдающийся буддийский скульптор периода Камакура (1185-1333), потомственный мастер и руководитель скульптурной школы Кэй, оказавший большое влияние на развитие искусства скульптуры в Японии. Им самим и под его руководством создавались скульптуры для многих храмов в Наре. В частности, деревянная фигура шестирукой богини Фукукэндзяку-Каннон (1189), исполненная в технике ёсэги, находящаяся в храме Нанэндо монастыря Кофукудзи. Кокэй был отцом Ункэя и учителем Кайкэя, выдающихся скульпторов школы Кэй.

Комацу

Комацу (Komatsu, Ltd.) - второй по величине в мире производитель строительной техники. Фирма основана в 1921 г. Большая доля производимого оборудования и машин собирается за пределами Японии - в Бразилии, Индонезии, США, Великобритании и других странах. Крупнейший в мире производитель прессов для переработки металлолома. Постоянно расширяет глобальную сеть своих предприятий и офисов продаж. Годовой объем продаж - 1062 млрд. иен, количество работающих - 11,3 тыс. человек (март 1999 г.).

Предыдущая страница Следующая страница