Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

Угаки Кацусигэ

Угаки Кацусигэ (1868-1956) - генерал и политик. Выходец из самурайской семьи. Участвовал в русско-японской и первой мировой войнах, служил в Императорской гвардии. В 1920-е гг. сторонник "версальско-вашингтонской системы" и дипломатии К. Сидэхары. Имел обширные связи в политических, придворных и финансовых кругах. Военный министр (1924-1927, 1929-1931). Следуя политической моде, выступал за разоружение (инициатор расформирования четырех дивизий), которое, однако, связывал с технической модернизацией армии и реорганизацией боевой подготовки. В начале 1931 г. согласился участвовать в заговоре группы военных и гражданских радикалов-реформистов во главе с С. Окавой и возглавить правительство, которое придет к власти в результате военного переворота, но в последнюю минуту отказал заговорщикам в поддержке, решив, что имеет шансы стать премьер-министром законным путем. Отказ от участия в перевороте и компромисс с "политиканами" вынудил Угаки уйти в отставку из правительства и из армии, в которой он стал одиозной фигурой. Генерал-губернатор Кореи (1931-1937). В январе 1937 г. назначен премьер-министром, но, приступив к формированию правительства, столкнулся с непримиримым противоборством армии, руководство которой отказалось рекомендовать военного министра в новый кабинет. Сложил с себя обязанности премьера, так и не вступив в должность. В качестве министра иностранных дел в первом кабинете Коноэ (май-сентябрь 1938 г.) прилагал максимум усилий к нормализации отношений с Великобританией и США. Противник союза с Германией. В годы оккупации подвергнут "чистке" как бывший генерал и министр, но быстро восстановил свой авторитет в политических кругах. С 1952 г. и до смерти был депутатом верхней палаты парламента. Автор многотомных дневников.

Удон

Удон - японская лапша. Готовится главным образом из пшеничной муки, особые виды - из бобовой и гречишной. Употребляется в супах, а также как составной компонент сложных блюд или как самостоятельное блюдо - в жидком соусе с добавлением различных приправ.

Укиё-э

Статья большая, находится на отдельной странице.

Умэдзу Ёсидзиро

Умэдзу Ёсидзиро (1882-1949) - генерал, один из влиятельнейших членов "квантунской клики" и "фракции контроля", активный пропагандист войны против СССР. Находился в Китае фактически с начала военных действий, командовал японскими войсками в Северном Китае (1934-1936). Заместитель военного министра в правительствах Хироты, Хаси и первом Коноэ (1936-1938). В сентябре 1939 г. он был назначен командующим Квантунской армией и одновременно послом в Маньчжоу-го. Назначение Умэдзу последовало непосредственно за прекращением боевых действий на р. Халхин-Гол, в ходе которых японская армия потерпела сокрушительное поражение. В последующие годы Умэдзу не изменил своей военной и политической ориентации, хотя и вынужден был считаться с нежеланием правительства обострять отношения с Советским Союзом. В 1944 г. назначен начальником Генерального штаба армии и оставался им до конца войны, формально сохраняя за собой и должность командующего Квантунской армией. В вопросе о принятии условий Потсдамской декларации и капитуляции Японии поддерживал военного министра - генерала Анами и требовал "стоять до конца". Вместе с Сигэмицу подписал Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Международным военным трибуналом для Дальнего Востока в ноябре 1948 г. приговорен к пожизненному заключению, умер в тюрьме.

Ундзэн-Амакуса

Ундзэн-Амакуса - национальный парк, расположен на западе острова Кюсю в префектурах Нагасаки, Кумамото, Кагосима. Образован 16 марта 1934 г. Парк представлен вулканами, островами, крутыми утесами, местами отдыха с горячими источниками. Ундзэндакэ, группа действующих вулканов, находится в центре полуострова Симабара. На склонах Ундзэндакэ расположены горячие источники Ундзэн. К югу от вулканов в море Яцусиро находятся острова Амакуса, прибрежная зона которых включена в состав парка. Эти острова характерны холмами, белыми песчаными пляжами и морскими утесами. В 1966 г. было завершено строительство пяти мостов Амакуса, которые последовательно связали эти острова с островом Кюсю у города Мисуми. Здесь мнoгo исторических мест, связанных с деятельностью тайных христиан. Площадь парка - 255 кв. км.

Универмаги

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ункэй

Ункэй (?-1223) - буддийский скульптор начала периода Камакура. Сын Кокэя, коллега Кайкэя и отец Тайкэя, Ункэй был ярким представителем скульптурной династии Кэй. Его мастерская располагалась в храме Кофукудзи в Нара. Под его руководством в 1203-1204 гг. были созданы деревянные раскрашенные статуи Нио - охранителей входа, высотой 8,5 метра каждая, помещенные в боковых отсеках главных ворот монастыря Тодайдзи - Нандаймон.

Уно Дзюкити

Уно Дзюкити (1914-1988) - крупнейший актер и режиссер, художественный руководитель театра "Мингэй". В 30-х гг. был активным членом прогрессивного театра "Синкё гэкидан", играл в спектаклях "На дне" М. Горького и "Вулканическое плато" С. Кубо. В годы войны был репрессирован. После освобождения создал театр "Мингэй", впоследствии стал его художественным руководителем. Уделял большое внимание русской и современной драматургии. Им поставлены "Чайка", "Три сестры" А. Чехова, "Иркутская история", "Потерянный сын", "Мой бедный Марат" А. Арбузова, "Старшая сестра" А. Володина, "Васса Железнова" М. Горького, "Шестое июля" М. Шатрова и некоторые другие пьесы.

Уно Сосукэ

Уно Сосукэ (р. 1922) - политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1989 г. Родился в префектуре Сига, учился в Коммерческом институте (г. Кобе). В 1943 г. призван в армию. Провел два года в Сибири в лагерях для интернированных японцев. Написал роман об этом периоде своей жизни, позднее на основе книги был сделан фильм. С 1960 г. избирается в палату представителей парламента как кандидат Либерально-демократиЧеской партии от префектуры Сига. С 1974 г. входит в состав кабинета министров: начальник Управления национальной обороны, Научно-технического управления, Административного управления, министр внешней торговли и промышленности, министр иностранных дел. Принадлежа к фракции Я. Накасонэ, неоднократно занимал ответственные посты в руководящих органах Либерально-демократической партии. Премьер-министром и председателем Либерально-демократической партии Уно стал в июне 1989 г., заменив Такэсита Нобору, но уже в августе был вынужден уйти в отставку в связи с неудачным для правящей партии исходом выборов в палату советников парламента Японии.

Управление Национальной Обороны

Управление Национальной Обороны - правительственный орган, осуществляющий непосредственное руководство Силами самообороны. Создано 9 июня 1954 г. На него возложены задачи управления Вооруженными силами в мирное и военное время, а также организация контроля за деятельностью всех учреждений военного ведомства. Начальник Управления национальной обороны - гражданское лицо в ранге государственного министра, он руководит Вооруженными силами через Объединенный комитет начальников штабов и штабы Вооруженных сил. В его непосредственном подчинении также находятся Управление снабжения, Военно-строительное управление, Научно-исследовательский технический центр, исследовательский Институт обороны, Академия обороны, Военно-медицинская академия, спортивная школа, центральный госпиталь, вербовочные пункты. Все высшие руководящие должности аппарата Управления национальной обороны занимают гражданские лица.

Урава

Урава - административный центр префектуры Сайтама, расположенной на острове Хонсю. В городе проживает 459 тыс. жителей. Площадь Урава составляет 71 кв. км. Развиты пищевая, металлообрабатывающая промышленность, транспортное машиностроение.

Утагава Куниёси

Утагава Куниёси (1798-1861) - художник. Настоящее имя - Игуса Ёсисабуро. Родился Куниёси в Эдо в семье красильщика. С детства мальчик хорошо разбирался в орнаментах художественных тканей и тогда же проявил склонность к изобразительному искусству. В 12 лет Куниёси без чьей-либо помощи создает первую самостоятельную работу - рисунок, изображающий легендарного покорителя демонов с мечом в руках. Считается, что именно этот рисунок открыл Куниёси дорогу в мастерскую Утагавы Тоёкуни - наиболее авторитетного и популярного мастера того времени. Учеником Тоёкуни Куниёси становится в возрасте 15 лет. Как и все художники школы Утагава, Куниёси начал свою самостоятельную деятельность с иллюстраций к произведениям художественной литературы. Так как гравюры и книжные иллюстрации, которые он начал создавать с 1814 г., не пользовались большим спросом, художник был вынужден перебиваться случайными заработками. Только в 1827 г. он достиг успеха, выпустив серию гравюр "108 героев простонародной версии романа "Речные заводи", изображавшую героев китайского романа "Суйкодэн". Работа была выполнена в экспрессивной, динамичной манере, граничащей с гротеском. К Куниёси пришла слава. С этого времени жанр муся-э - историко-героической гравюры - становится главным для художника. Хотя мастер продолжал разрабатывать историко-героическую тему в течение многих лет, но кроме этого объектом его творчества были и фантастические привидения, и очаровательные девушки, а также жанровые сценки, пейзажи, животные. Дважды карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становились причиной конфликтов с властями, которые даже уничтожили некоторые его гравюры. Из работ второй половины 1840-х гг. наибольшую известность получили серии гравюр, посвященных истории о 47 ронинах. В 40-е гг. Куниёси неоднократно участвовал в выпуске серий гравюр вместе с другими не менее знаменитыми художниками. К числу таких серий относятся парные изображения "53 станции дороги Токайдо", выполненные им вместе с Андо Хиросигэ и Утагавой Кунисада. 1840-1850-е гг. - время наивысшей творческой активности Куниёси. За десять лет он создает 11 серий по 40-50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объема на темы, связанные с героической историей Японии, к примеру, серия "Биографии прославленных героев "Сказания о Великом мире". Куниёси считается одним из самых талантливых мастеров позднего периода Эдо. В своих муся-э, бидзинга, картинках на театральные темы, пейзажах он использовал новые стилистические формы, характерные для европейской живописи, в частности, связанные с изображением перспективы.

Утагава Кунисада

Утагава Кунисада (1786-1865) - художник. Настоящее имя - Сумида Сёдзо. Он был выходцем из зажиточной семьи, владевшей паромной переправой. В раннем возрасте у Кунисады обнаружились творческие способности, в 15-16 лет он попадает в мастерскую Утагавы Тоёкуни, где учится почти семь лет. Первые самостоятельные работы Кунисады - иллюстрации и гравюры на отдельных листах - стали появляться примерно с 1807 г. С самого начала он создает гравюры на театральные темы (якуся-э), которые в дальнейшем станут основной доминантой его творчества. Успех к Кунисаде пришел быстро: уже в 1813 г. молодой художник считался вторым по популярности после его учителя мастером театральной гравюры. В работах Кунисады 1820-х гг. окончательно складывается новый тип театральной гравюры, характерный для школы Утагавы. В этом стиле творчески соединились сильные стороны предшествующих школ: динамизм передачи сценического действия Тории и индивидуальность облика актеров Кацукава. Интересны и работы Кунисады в жанре бидзинга - изображение красавиц. В конце 1820-х гг. он выпустил серию погрудных портретов куртизанок, которая принесла ему известность. После успеха другого мастера школы Утагава - Куниёси, с которым Кунисада соперничал всю жизнь, в творчестве художника появляется новая тема. Он выпускает серию гравюр "Зерцало знаменитых мужей Японии", в которой собраны изображения героев японской истории. В 1830-х гг., когда художник достиг большего жанрового разнообразия, им были созданы весьма примечательные изображения борцов сумо. В 1844 г. в жизни и карьере Кунисады происходят чрезвычайно важные события - он становится официальным главой школы Утагавы. Одной из наиболее известных работ того периода стала серия гравюр "53 станции дороги Токайдо". Эта серия не относится к пейзажному типу. Фигурами первого плана в гравюрах являются актеры. Серия имела огромный успех и была распродана большими тиражами. 1840-1850 гг. - время интенсивной деятельности Кунисады-педагога. На протяжении нескольких десятилетий он возглавлял мастерскую и воспитал немало учеников. Им издается огромное количество театральных гравюр, которые формируют отношение зрителей к театру и влияют на сам театр. Начало 1860-х гг. - пик популярности Кунисады. Деятельность Кунисады охватывает более полстолетия. Главным его достижением было создание особого типа театрального портрета - конкретного актера в конкретной роли, сочетающего личное сходство и атмосферу театрального действа.

Утагава Тоёкуни

Утагава Тоёкуни (1769-1825) - художник. Родился в Эдо в семье знаменитого мастера кукол. Настоящее имя -Курахаи Кумакити. С юных лет он был связан с театральной средой, особенно с театром Кабуки. Ученик Утагавы Тоёхару - основателя школы Утагава. С 1786 г. делал иллюстрации к популярным новеллам и коротким рассказам. Сначала работал в жанре бидзинга (изображение красавиц). Слава пришла к нему позже, когда художник увлекся портретами актеров. Знаменитая серия Тоёкуни "Актеры на сцене", созданная между 1793 г. и 1796 г., имела большой успех у публики. В его изображении актеров нет гротескности Сяраку, Тоёкуни ближе реальный сценический облик актера. Он умел передать характерные позы, жесты, напряженность драматической ситуации. В 1796-1797 гг. Тоёкуни создает погрудные изображения актеров. В них он передает не столько характер и темперамент, сколько внешний облик, сценическое выражение лица актера. Тоёкуни заимствовал все лучшее, что было у его знаменитых современников, например, Киёнага, Сигэмасу, Сяраку, Утамаро. Он занял ведущее место среди художников якуся-э (после кратковременного взлета Сяраку). В этом жанре Тоёкуни удалось вытеснить с главенствующих позиций школы Тории и Кацукавы и придать статус монополии школе Утагавы, которую она удерживала в течение всего ХIХ в. Школа Утагавы была единственной школой Укиё-э, которая пользовалась поддержкой бакуфу - правительства Японии. Среди многочисленных учеников Тоёкуни - Кунимаса, Кунисада, Куниёси и другие.

Утагарута

Утагарута - оригинальная игра на знание древней японской поэзии, в которой используются карты со 100 стихотворениями. Каждое из них делится на две части и располагается на двух красочно оформленных картах. Есть несколько способов игры. Наиболее распространенный: ведущий держит в руках карты, на которых написаны начальные строки стихотворений, и читает их. Карты со второй половиной стихов рассыпаны перед играющими, надо быстро найти продолжение. Побеждает тот, кто быстрее соберет наибольшее количество карт.

Утамаро

Утамаро - см. Китагава Утамаро.

Ута-Моногатари

Ута-Моногатари - поэтико-повествовательный жанр, разновидность моногатари. Расцвет пришелся на середину Х в. Произведения, написанные в жанре ута-моногатари, представляют собой собрание небольших миниатюр, состоящих из прозаической части и стихотворения-танка. На первом этапе поэзия играет главенствующую роль, т.к. проза лишь поясняет, кем, когда и при каких обстоятельствах было создано это стихотворение. К ута-моногатари относятся три произведения: "Исэ-моногатари" ("Повесть об Исэ"), "Ямато-моногатари" ("Повесть о Ямато") и "Хэйтю-моногатари" ("Повесть о Хэйтю").

Уцуномия

Уцуномия - административный центр префектуры Тотиги (о. Хонсю). В городе проживает 439 тыс. человек. Площадь - 312 кв. км. В городе расположены предприятия машиностроения, металлообработки, цветной металлургии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей промышленности

Уэно

Уэно - один из самых известных и посещаемых парков японской столицы, является также одним из первых пяти общественных парков, появившихся в стране после Реставрации Мэйдзи (1868). В 1890 г. парк Уэно был объявлен собственностью императорской семьи и возвращен во владение города в 1924 г. - в ознаменование женитьбы будущего императора Сёва. На территории парка неоднократно проводились национальные промышленные выставки. Именно в парке Уэно был открыт первый в стране музей изобразительного искусства, устроен первый зоопарк. Сегодня парк - это своеобразный заповедник музеев. В четырех зданиях Национального музея хранятся ценнейшие образцы японского национального искусства, археологические находки, произведения буддийского прикладного искусства - всего более 86 тыс. экспонатов. В 1959 г. по проекту Ле Корбюзье был выстроен Национальный музей западного искусства. В основу его экспозиции легла коллекция Мацуката Кодзиро. Этот японский промышленник и меценат в период 1916-1923 гг. собрал в Европе несколько тысяч произведений западного искусства. В 1961 г. рядом с этим музеем был выстроен крупнейший в то время концертный зал столицы - Фестиваль-холл. Здесь же находится и Токийский городской художественный музей, где устраиваются различные выставки. Значительную площадь занимает Государственный музей науки.

Предыдущая страница Следующая страница