Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

Яёй

Яёй - исторический период с III в. до нашей эры до III в. нашей эры. Бронзовый век Японии. Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй-мати (район Токио). В период Яёй на Японском архипелаге утвердилась новая для его обитателей культура, хозяйственную основу которой составило рисоводство, в особенности заливное. Важной особенностью этого периода стало применение железных и бронзовых изделий. Считается, что в этот период происходила массовая миграция с континента, которая привнесла на Японский архипелаг достижения континентальной культуры.

Якудза

Статья большая, находится на отдельной странице.

Якусидзи

Якусидзи - один из древнейших храмов в Нара, был основан в 680 г. по повелению императора Тэмму, дабы молить Будду - целителя Якуси - о выздоровлении императрицы Дзито, пораженной глазной болезнью. Молитвы возымели действие: императрица излечилась. Правда, когда сам Тэмму заболел, никакие обращения к Якуси не помогли, и император скончался. Тем не менее Якусидзи, объявленный официальным храмом, пользовался неизменным покровительством императорского двора. В 718 г. Якусидзи был перенесен в Хэйдзё(кё) (древнее название Нары). В Нарскую эпоху Якусидзи был одним из наиболее влиятельных столичных храмов, соперничавших с Кофукудзи. Время безжалостно обошлось с Якусидзи. Храм не единожды горел, и подавляющее большинство его зданий, которые можно увидеть сегодня, относится к XVII в. Исключение составляет лишь Восточная пагода, чудом уцелевшая, несмотря на неоднократные пожары, и ныне являющаяся одним из редких образцов раннего японского храмового зодчества. С какой стороны ни подходишь к Якусидзи, пагода - первое, что бросается в глаза и служит верным ориентиром на пути к храму. Когда смотришь на нее, создается впечатление, будто у пагоды больше ярусов, чем у сооружений такого типа. Но впечатление это обманчиво. В действительности ярусов всего три. Но под каждой из трех главных крыш сооружена крыша поменьше, так что кажется, будто перед вами две трехъярусные пагоды, вставленные одна в другую. Пагоду венчает длинный шпиль с девятью кольцами, символизирующими девять небесных сфер, а над ними вырезанный из меди орнамент в виде языков пламени, в который вписаны фигурки танцующих и играющих на музыкальных инструментах хитэн - небесных ангелов буддийской мифологии. Вся постройка характеризуется легкостью, утонченностью контура и грацией, которые делают ее красивейшей пагодой своего времени. Однако подлинное сокровище Якусидзи - бесценная коллекция буддийских скульптурных изображений, часть из которых восходит еще к предшествующей эпохе. Главные из них - помещенная в зале для проповедей троица Якуси: Будда-целитель с его неизменными спутниками - бодхисаттвами Гакко и Никко, символизирующими соответственно свет луны и солнца. Отлитые из бронзы монументальные фигуры (высота сидящего Якуси - 255 см, а стоящих по обеим сторонам от него бодхисаттв - по 312 см) впечатляют величественностью, пропорциональностью форм, реалистическим характером изображения тел и деталей одежды, а главное - технической безукоризненностью и завершенностью. Очень интересны барельефы на пьедестале Якуси: странные полуголые фигуры с длинными нечесаными волосами, с браслетами повыше локтя, ожерельями на шеях и в набедренных повязках. Кажется, это какие-то дикари, настороженно выглядывающие из своих пещер. Этих фигур - двенадцать, и присутствие их на пьедестале Якуси далеко не случайно: они как бы воплощают двенадцать обетов Будды-целителя - помогать каждому, кто обращается к нему, не исключая людей, ведущих примитивный и дикарский образ жизни. Еще несколько слов о пьедестале Якуси, который украшен различными декоративными узорами. Мотивы некоторых из них напоминают о древних связях стран Восточной Азии с далеким Средиземноморьем, которые осуществлялись по легендарному Шелковому пути. На каждой из сторон пьедестала имеются и барельефные изображения животных, символизирующих по китайской традиции страны света: голубой дракон - на востоке, белый тигр - на западе, птица Феникс - на юге и черепаха со змеей - на севере. В данном случае они не только обозначают страны света, но и символизируют охватывающее весь мир милосердие Будды-целителя. Одним из лучших образцов техники японской бронзовой скульптуры служит и помещенное в Тоиндо (Восточном зале) Якусидзи изображение бодхисаттвы Каннон. В нем поражает исключительно тонкая и технически безукоризненная отделка буквально всех деталей, даже тех, которые обычно не видны посетителю храма: складок одежды, декоративных украшений пояса, деталей прически, браслетов на руках фигуры. Вместе с троицей Якуси изображение Каннон составляет как бы единую группу, выдержанную в одном стиле, и часто эти фигуры называют "четыре бронзовые статуи и Якусидзи". Все они созданы на рубеже VII-VIII вв. и несут признаки влияния скульптуры Танского Китая; это также повышает их ценность, поскольку в самом Китае образцов скульптуры эпохи династии Тан сохранилось немного. В Якусидзи есть и первые изображения синтоистских божеств. Местные божества были невидимыми, за исключением одного - самого императора, которого поэтому и называли "богом явленным". Но под влиянием буддизма появились и статуи местных богов. Бог воинских искусств Хатиман изображен в облике монаха, в Якусидзи он попал после пожара в 974 г., дабы оберегать храм от всяческих бед и неприятностей. Его статую установили вместе со статуей императрицы Дзингу, которую также стали почитать как изображение божества.

Якуся-э

Якуся-э - жанр театральной гравюры в Укиё-э. В этом жанре творили крупнейшие мастера, оставившие после себя шедевры мирового значения. В этом ряду славных имен Тории Киёнобу (1664-1729), Кацукава Сюнсё (1726-1792), Тосюсай Сяраку (работал в 1794-1795), Утагава Тоёкуни (1769-1825). Мастерские художников, связанных с театром, были наиболее устойчивыми династическими объединениями, и зачастую сложившиеся там творческие методы и формы преемственности распространялись на художественную практику мастеров гравюры всех жанров. То, что японская театральная гравюра в процессе своего развития стала самоценным и самостоятельным искусством, расцвет которого пришелся на XVII-XIX вв., не имеет аналогий не только в культуре других стран Востока, но и в мировой культуре в целом.

Ямабуси

Ямабуси - горные отшельники, посредством аскетической практики и повторения мистических формул пытавшиеся обрести сущность Будды. Но далеко не все они оставались в горах постоянно. Подавляющее большинство совершало восхождение в горы лишь эпизодически. В остальное время они либо находились в храмах, связанных с аскетической практикой отшельничества сюгэндо, либо странствовали. Постепенно они обрастали приверженцами из числа мирян. Когда наступало время восхождения на святые горы, ямабуси служили для них проводниками и наставниками в постижении таинств горного отшельничества. Ямабуси был желанным гостем в любой крестьянской семье, где он творил заклинания у ложа больного с целью изгнания из его тела вызвавших болезнь злых духов; в любой деревне в нем видели единственного, кто своими заклинаниями мог вызвать дождь, столь необходимый в засушливое время года, или же, наоборот, успокоить разбушевавшиеся стихии. Из уст ямабуси постигали люди начатки буддийского вероучения, узнавали о хороших и дурных числах, благоприятных и неблагоприятных направлениях, о многих других представлениях даосизма, которые затем органически вплелись в ткань народных верований. Ямабуси был врачевателем, наделенным сверхъестественными способностями мудрецом. А еще он был занимательным рассказчиком, от которого люди слышали немало интересных легенд и сказаний о чудесах, незаурядным актером, исполнявшим в ходе повествования самые различные роли. Популярность ямабуси особенно возросла в позднее средневековье, когда Японией правили сёгуны из дома Токугава (1600-1868). Власти установили жесткий контроль над буддийскими храмами, которые, по существу, превратились в звенья разветвленного полицейского аппарата сёгунов, а духовенство было низведено до положения послушных чиновников этого аппарата. Главной функцией буддийских священников стало отправление многочисленных обрядов заупокойно-поминального культа. В глазах крестьян настоятель местного храма постепенно становился такой же чуждой фигурой, как сборщик податей или любой другой представитель властей. Несравненно больше доверяли они странствующим ямабуси, которые по-прежнему исцеляли, утешали, просвещали людей... Часто ямабуси селились в деревнях, где они стали выполнять функции священнослужителей синтоистских святилищ - еще одно проявление синто-буддийского синкретизма, достигшего в Токугавскую эпоху своего пика. В 70-х гг. прошлого века деятельность ямабуси была запрещена. Наличие странного симбиоза буддизма и национальной религии не укладывалось в рамки проводившегося властями курса на их разделение, на превращение синто в государственную религию. После второй мировой войны этот запрет был снят. Практика горного отшельничества возродилась, но уже в иных масштабах и иной форме. Повышение жизненного уровня народа, улучшение системы медицинского обслуживания, несравненно возросший культурно-образовательный уровень людей привели к устранению необходимости в ямабуси как во врачевателях. Сейчас даже в самых глухих уголках страны не встретишь горного отшельника, который бы занимался этим промыслом. Число профессиональных ямабуси резко сократилось.

Ямабэ Акахито

Ямабэ Акахито (годы рождения и смерти не установлены) - один из лучших поэтов первой половины VIII в. Очевидно, он был придворным чиновником невысокого ранга и много путешествовал, во всяком случае, большинство его песен сложено во время странствий. Он заложил основы пейзажной лирики, которая стала одним из ведущих поэтических жанров в эпоху Хэйан.

Ямагата

Ямагата

1) префектура. Расположена на северо-востоке Хонсю. Граничит с префектурой Акита на севере, префектурой Мияги - на востоке, префектурами Фукусима и Ниигата - на юге. С запада омывается водами Японского моря. Поверхность преимущественно гористая. Горы Оу пересекают восточную окраину префектуры с севера на юг, а горные гряды Дэва и Асахи возвышаются вдоль побережья на западе. Между цепью этих гор течет река Могамигава - сначала на север, затем на запад, впадая в Японское море около Саката. Для климата характерны теплое лето и снежная зима. В годы формирования японской нации нынешняя Ямагата была заселена племенами Эдзо. Центральное правительство постепенно расширяло свой контроль, и в 712 г. этот район стал частью только что созданной провинции Дэва. В конце периода Хэйан (794-1185) она попала под власть семейства Фудзивара. В течение почти всего феодального периода была разделена на несколько небольших владений. Современное название и границы обрела в 1876 г. после реставрации Мэйдзи. Преимущественно сельскохозяйственная префектура, Ямагата является одним из крупнейших производителей риса в Японии. Здесь много фруктовых садов, а лесоводство - основной компонент экономики. Производство продукции пищевой, текстильной, машиностроительной, деревообрабатывающей и химической отраслей промышленности сосредоточено вокруг городов Саката и Ямагата. К достопримечательностям относятся: национальный парк Бандай-Асахи, квазинациональные парки Дзао, Токаи и Курикома, Дзаодзан - один из центров лыжного спорта на Хонсю. Хорошо известны курорты с горячими источниками в Дзао, Каминояма, Хигасинэ, Гиндзан и Акакура. Площадь - 9326 кв. км. Население - 1258 тыс. человек. Административный центр - Ямагата. Другие крупные города - Ёнэдзава, Цуруока, Саката и Тэндо.

2) административный центр префектуры Ямагата. В городе проживает 255 тыс. чел. Площадь Ямагата составляет 381 кв. км. Основные отрасли промышленности: пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, машиностроительная, металлообрабатывающая.

Ямагата Аритомо

Ямагата Аритомо (1838-1922) - военный, политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1889-1891 гг. и 1898-1900 гг. Родился в г. Хаги княжества Тёсю (сейчас префектура Ямагути) в семье самурая низшего ранга. С юных лет Ямагата принимал активное участие в движении "за изгнание варваров" и проявил исключительные способности в военном деле. Это послужило базой для его последующей военной карьеры. Активно участвовал в реставрации Мэйдзи 1868 г., один из лидеров антисёгунской оппозиции. В 1872-1873 гг. внимательно изучал в Европе организацию вооруженных сил. С его именем связано создание и последующая реорганизация регулярной армии по прусскому образцу. С 1873-го по 1878 г. - министр обороны. Организатор подавления Сацумского восстания в 1877 г. Усилиями Ямагаты в этот период была заложена основа независимости вооруженных сил от влияния гражданского политического руководства страны путем создания подчиненного непосредственно императору Генерального штаба. В 1878 г. становится первым начальником Генерального штаба. При введении в Японии аристократических титулов в 1884 г. получает титул графа. С 1883-го по 1889 г. был министром внутренних дел Японии. В 1889 г. становится премьер-министром, повышен императором в воинском звании до полного генерала. В 1890 г. вступает в конфликт с первым парламентом, избранным в Японии, по поводу бюджета на 1891 г. Уходит в отставку в мае 1891 г. Правительственный кризис 1892 г., вызванный скандалом вокруг кампании по выборам в парламент, привел к появлению группы пожизненных советников императора - гэнро. Среди первых 4 гэнро был и Ямагата. Участвует в японо-китайской войне 1894-1895 гг. в качестве командующего армией, однако его служба была прервана серьезным заболеванием. В 1896 г. возглавил дипломатическую миссию в Россию. Второй раз Ямагата становится премьер-министром в 1898 г. За время пребывания правительства Ямагата у власти оно провело через парламент два важных закона, значение которых для политики Японии того времени, а также и нескольких последующих десятилетий трудно переоценить. В марте 1900 г. был издан закон о полицейских мерах по поддержанию общественного спокойствия. При соответствующем истолковании этот закон фактически запрещал создание профсоюзов и проведение забастовок. В мае этого же года Ямагата провел закон, по которому военный и военно-морской министры и их заместители могли назначаться только из числа генералов и адмиралов, находившихся на действительной военной службе. Этим военные обеспечили себе практически полную автономию от гражданского политического руководства, поскольку, будучи на действительной службе, военный и военно-морской министры подчинялись не распоряжениям премьера, а приказам военного командования и, естественно, императора как верховного главнокомандующего. Военные круги получили возможность свалить любой неугодный им кабинет министров путем ухода в отставку военного или военно-морского министра с дальнейшим отказом военного командования представить другую кандидатуру. Этими возможностями в дальнейшем военные неоднократно пользовались. В 1898 г. Ямагата стал фельдмаршалом, а в октябре 1900 г. уходит в отставку с поста премьера. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Ямагата был начальником Генерального штаба. За заслуги перед нацией получил в 1907 г. титул принца. В последующие годы, не занимая официальных государственных должностей, но будучи гэнро, оказывал сильное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Японии.

Ямагути

Ямагути

1) префектура, расположена на западной оконечности Хонсю. Граничит с префектурами Симанэ и Хиросима на востоке. Омывается водами Японского моря на севере, Сэто Найкай (Внутреннее море) - на юге и моря Хибики - на западе. Префектура Ямагути имеет обманчиво скромный облик. Она выглядит всего лишь как вереница крошечных деревушек и переживающих упадок крупных промышленных портов. Но за этим фасадом скрывается великое наследие прошлого, которое движет ее жителями с непоколебимой решительностью, поскольку когда-то Ямагути была оплотом военачальников, претендовавших на верховную власть. При семействе Оути (1136-1550) Ямагути стала политическим и культурным центром Западной Японии. Их город-крепость в Ямагути, повторявший в своей архитектуре Киото, был излюбленным местом остановки путешествующих аристократов. Позже, при семействе Мори (1550-1868), Ямагути стала центром военачальников, которые контролировали Западный Хонсю. Хотя и упраздненная в ХVII в. Токугавой Иэясу, Ямагути, известная в то время под названием Тёсю, стала базой противников сёгунов, которые в конце концов свергли сёгунат Токугавы в 1868 г. Префектура делится на индустриальный район - вдоль побережья Внутреннего моря на юге и аграрный район - вдоль побережья Японского моря на севере. Поверхность в основном покрыта невысокими горами и плато. Береговая линия каменистая и сильно изрезана. Климат в целом мягкий, особенно на побережье. Правда, относительно часты тайфуны. Благодаря близости к Корейскому полуострову, выгодному стратегическому расположению между Западным Хонсю и Кюсю, этот регион начал развиваться очень рано. Он был разделен на две провинции - Суо и Нагато, которые процветали под властью семейства Оути, а затем семейства Мори в феодальный период. Эти две провинции стали известны как Тёсю. Самураи из Тёсю, такие как Ито Хиробуми, Иноуэ Каору и Кидо Такаёси, сыграли ведущую роль в свержении сёгуната Токугава в конце периода Эдо (1600-1868). Современные название и границы были определены в 1871 г. Главный сельскохозяйственный продукт - рис. Также выращиваются цитрусовые, другие фрукты. Побережье Внутреннего моря является центром тяжелой и химической промышленности. Город-порт Симоносэки соединен с Кюсю мостом и тоннелем. Туристов привлекают побережья как Внутреннего, так и Японского моря, а также города Ямагути и Хаги, еще хранящие следы давнего прошлого. Прелесть Хаги (население - 50 тыс. чел.) кроется в его спокойствии и историческом окружении - на протяжении столетий он был феодальным городом-замком. С вершины горы Тадоко открывается красивая панорама на город, построенный в дельте реки на семи островах. Квазинациональный парк Акиёсидаи известен своими известняковыми пещерами. Среди курортов с горячими источниками наиболее знамениты Юда и Юмото. Площадь - 6108 кв. км. Население - 1 572 616 чел. Административный центр - Ямагути. Другие крупные города - Убэ, Токуяма, Ивакуни, Хофу.

2) административный центр префектуры Ямагути. В городе проживает 138 тыс. чел. Площадь Ямагути составляет 357 кв. км. Развиты производство сельхозпродуктов и их переработка.

Ямада Косаку

Ямада Косаку (1886-1965) - композитор и дирижер, крупнейший представитель европейской музыкальной традиции в Японии. По окончании Императорской музыкальной академии учился в Берлине. Вернулся на родину активным пропагандистом симфонической музыки и оперного искусства, организовал Токийский филармонический оркестр. Ямада был создателем Японского общества музыкальной драмы (Нихон гакугэки кёкай), которое способствовало осуществлению первых оперных постановок в стране. Как дирижер выступал с зарубежными оркестрами; как композитор создавал произведения в разных жанрах: от таких общеизвестных песен, как "Акатомбо" ("Красная стрекоза"), до сюит, симфоний, кантат, ораторий и опер ("Падшая небесная фея", "Черные корабли"). Автор ряда теоретических трудов. В 1942 г. был избран членом Японской академии искусств. Награжден орденом культуры, удостоен многих почетных премий.

Ямамото Гоннохёэ

Ямамото Гоннохёэ (Гомбэй) (1852-1933) - военный, политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1913-1914 гг. и 1923-1924 гг. Родился в княжестве Сацума (ныне префектура Кагосима) в самурайской семье. Получил военно-морское образование. Во время японо-китайской войны 1894-1895 гг. служил в Военно-морском министерстве и был одним из наиболее влиятельных офицеров, занимавшихся планированием военно-морской стратегии, тактики, управлением. Получив в 1895 г. звание контр-адмирала, а затем и адмирала, он стал в 1898 г. министром Военно-морского флота во втором кабинете Ямагаты Аритомо. Этот пост Ямамото занимал в сменяющихся кабинетах министров в течение шести лет. Первый раз премьер-министром Ямамото стал в 1913 г. Сразу начали поступать крупные ассигнования на расширение Военно-морского флота. В начале 1914 г. в прессу проникли сведения о коррупции в высшем эшелоне Военно-морского флота. Это стало поводом для мощных антиправительственных выступлений. В Токио народ окружил здание парламента, и министры были вынуждены выбираться оттуда тайными ходами. Правительство Ямамото подавило беспорядки военной силой, но все же вынуждено было в марте 1914 г. уйти в отставку. Второй раз премьер-министром Ямамото стал в сентябре 1923 г., но уже через четыре месяца ушел в отставку, после того как 27 декабря 1923 г. анархист Намба Дайсукэ стрелял в принца-регента Хирохито, когда тот отправлялся на открытие сессии парламента. Ямамото оставил должность 7 января 1924 г. и полностью отошел от политики.

Ямамото Исороку

Ямамото Исороку (1884-1943) - адмирал. Юношей поступил в Морской кадетский корпус. Окончание учебы совпало с началом русско-японской войны 1904-1905 гг. В чине гардемарина принимал участие в Цусимском сражении. Был ранен. После заключения Портсмутского мира с Россией продолжил образование в Военно-морском штабном колледже, который успешно окончил в 1916 г. Служебная карьера Ямамото Исороку складывалась удачно. Прошел все ступеньки командных и штабных должностей. С 1921 г. - преподаватель Морской академии. Являлся сторонником развития мощного линейного флота с палубной авиацией на борту. В этом молодой контр-адмирал видел будущее японского флота. В 1925 г. Ямамото, получив назначение на должность командира Учебного отряда военно-морской авиации, занимался разработкой применения корабельной авиации в морском бою. С 1926-го по 1928 г. - военно-морской атташе в Соединенных Штатах Америки. В 1936 г. Ямамото Исороку назначается заместителем морского министра. Эта должность давала возможность адмиралу подобрать себе единомышленников, с которыми он стал осуществлять свою давнюю мечту об использовании палубной авиации, проводил учения летного состава. По инициативе Ямамото был создан Кампон - Императорский военно-технический комитет, в задачу которого входило изучение вопроса о возможности спуска на воду новой серии сверхмощных линкоров и авианосцев. Окончательный проект программы был одобрен в марте 1937 г., и морской Генеральный штаб издал приказ о постройке для начала двух дредноутов класса "Ямамото" - по названию головного корабля этой серии. В 1939 г. премьер-министр Японии принц Коноэ пригласил к себе адмирала Ямамото, чтобы вручить ему назначение на пост главнокомандующего Объединенным императорским флотом. Через некоторое время И. Ямамото представил правительству свой план под кодовым названием "Z", в котором была изложена идея внезапного нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайях. 7 декабря 1941 г. армада японских боевых кораблей подошла к Гавайям. Самолеты, поднявшиеся с палуб авианосцев, нанесли мощный удар по базе Перл-Харбор. Американцы потеряли 18 боевых кораблей, 316 самолетов, 2403 человека было убито и 1178 ранено; японцы - 29 самолетов, одну большую и пять карликовых подводных лодок, в составе экипажей которых было всего 55 человек. У всех на устах было имя адмирала Ямамото Исороку, автора и руководителя блестящей операции. Но вскоре американский Тихоокеанский флот стал наверстывать упущенное. Уже весной 1942 г. японцы проиграли морской бой в Коралловом море, который стал поворотным пунктом в войне между Японией и Америкой. В другом сражении, вошедшем в историю как Мидуэй-Алеутская операция, адмирал И. Ямамото потерпел значительное поражение, несмотря на то, что японцы в ходе боевых действий захватили острова Кыска и Атту. После сражения у о. Мидуэй, принявшего характер взаимных ударов сторон силами авиации, японская эскадра потеряла четыре тяжелых авианосца и семь других боевых кораблей. Соотношение морских сил на Тихом океане изменилось в пользу США. 18 апреля 1943 г. самолет, на котором адмирал Ямамото летел на Соломоновы острова, был сбит американскими истребителями.

Ямамото Сацуо

Ямамото Сацуо (1910-1983) - кинорежиссер. Студентом участвовал в рабочем движении, активно боролся за демократическую культуру. Дебютировал фильмом "Ваша дочь" (1937). После войны вместе с Ф. Камэи поставил фильм "Война и мир" (1947), пронизанный ненавистью к войне и фашизму. В 1948 г. уволен со студии "Тохо" за участие в забастовке. На деньги профсоюза "Тохо" ставит фильм о рабочем движении - "Улица насилия" (1950). Один из зачинателей движения "независимых". В 1950 г. вместе с Т. Имаи основал компанию "Синсэй эйга". Среди значительных работ того периода "Зона пустоты" (1952), "Буря в горах Хаконэ" (1952), "Улица без солнца" (1954), "Песнь тележки" (1959), "Борьба без оружия" (1960), "Дело Мацукава" (1961). После распада движения "независимых", работая в крупных компаниях, остался верен острым социальным и политическим проблемам: "Большая белая башня" (1966), "Война и люди" (1970-1973, 6 серий, по Д. Гомикаве), "Великолепное семейство" (1974), "Кольцеобразное затмение солнца" (1975), "Перевал Номуги" (1979). Ямамото содействовал возрождению "независимых" в конце 60-х гг.

Ямамото Эйдзо

Ямамото Эйдзо (икан, 1758-1831). Не только один из самых талантливых поэтов и каллиграфов своего времени, но и самобытный философ, личность которого продолжает оказывать влияние и на современных японцев. Родился в семье деревенского старосты, настоятеля синтоистского святилища в северо-западной провинции Этиго (совр. преф. Ниигата). Его отец был довольно известным сочинителем хокку. В детстве икан получил прекрасное образование, посещая школу местного ученого-конфуцианца. Писал китайские стихи. В восемнадцать лет неожиданно принял постриг, отказавшись в пользу младшего брата от должностей, полагавшихся ему как старшему сыну, и вступил в буддийскую секту дзэн. Скитался по стране, собирая подаяние и слагая стихи. В сорок семь лет вернулся на родину и поселился на горе Кугами в небольшой хижине, которую назвал Гогоан ("Пять мерок риса"). Там он жил почти до самой смерти, бродя по окрестностям, сочиняя стихи, занимаясь каллиграфией и довольствуясь теми малыми крохами, которые давали ему местные жители. Все они, особенно дети, очень любили его за легкий, незлобивый нрав, за необыкновенное простодушие, о котором слагались легенды. Последние годы жизни икана были озарены сильным чувством к молодой монахине Тэйсин, которая стала его ученицей, заботилась о нем до конца его жизни и после смерти икана собрала его стихи в сборник "Хатису но цую" ("Роса на лотосе"). Пятистиший, записанных самим иканом, осталось мало, все то, что известно ныне, собрано другими людьми и опубликовано после его смерти. Литературное наследие икана включает около 1300 пятистиший, 90 тёка ("длинных песен"), множество китайских стихов. Его поэтический стиль в более ранние периоды обнаруживает влияние "Манъёсю", в более поздние - влияние "Синкокин(вака)сю".

Яманаси

Яманаси - одна из самых маленьких и внешне неприметных префектур Японии. Ее площадь - 4,5 тыс. кв. км, население - чуть более 800 тыс. человек. Она расположена почти в самом центре горной цепи Японских Альп на острове Хонсю и отделена горами и от Тихого океана, и от Японского моря. Даже климат здесь, в отличие от других местностей Японии, напоминает континентальный, с заметной разницей летних и зимних температур. Соседствует с пятью префектурами - Токио, Канагава, Сидзуока, Нагано и Сайтама. Название префектуры - Яманаси - не слишком на слуху в Японии, хотя саму ее без большой натяжки можно назвать "пятизвездочной" в прямом и переносном смысле этого слова. И в первую очередь потому, что она обладает подлинными жемчужинами японской природы. Яманаси делит пополам с Сидзуокой священную гору японцев Фудзи: граница между этими префектурами проходит как раз через пик этого потухшего вулкана, ставшего символом Страны восходящего солнца. С той же Сидзуока делит Яманаси и самый известный национальный парк (природный заповедник) Фудзи-Хаконэ-Идзу. На территории Яманаси расположены также национальные парки Титибу-Тама и Южные Альпы. А северное подножье Фудзи, находящееся в полном владении Яманаси, украшено природным ожерельем из пяти жемчужин японского туризма - цепочкой из озер Фудзи (Фудзи гоко). Если двигаться с востока на запад, это будут озера Яманака, Кавагути, Саи, Сёдзи и Мотосу. Все они расположены на высоте 800-1000 метров над уровнем моря и образовались в свое время в результате постепенного наполнения водой провалов в потоках лавы, стекавших по склонам во время извержения вулкана. Самое большое озеро - Яманака (площадь 9,5 кв. км, протяженность берега по окружности - 14 км, глубина - 13 м). Самое маленькое - Сёдзи (площадь 1 кв. км). Самое глубокое и прозрачное - Мотосу (площадь 5 кв. км, окружность - 15 км, глубина - 145 м, дно видно на глубине 17 м). Мотосу - самое таинственное из пяти озер: оно не замерзает зимой и имеет постоянную температуру воды - плюс 4 градуса. Японцы считают его священным озером и устраивают здесь 3 августа Праздник озера с религиозными процессиями и фейерверками. Тем не менее туристическим центром Пяти озер Фудзи считается поселок Кацуяма на озере Кавагути (площадь 6 кв. км, окружность - 20 км, глубина - 21 м). Если вокруг других озер существуют только туристические кемпинги (бунгало и палатки) и небольшие частные пансионаты, то в Кацуяма есть туристические отели, в том числе знаменитый еще с довоенных времен "Фудзи вью хотел", построенный в староанглийском стиле и создающий образ японской Шотландии. Есть в Кацуяме Музей Фудзи, а через озеро Кавагути можно переправиться по современному мосту. Туристический комплекс "Пять озер Фудзи" работает круглогодично. Гостям здесь предложат разнообразные развлечения: катания на лодках по озерам и прогулки на лошадях по окрестностям, летние и зимние рыбалки. Оборудованы маршруты туристических восхождений на Фудзи. На озерах нет горячих источников (онсэн), но они имеются в других местах префектуры. Наиболее известные из них - Масутоми, Сэкисуйдзи, Исава. В префектуре расположено главное святилище буддийской секты нитирэн - храм Минобусан, также привлекающий большое количество паломников и туристов. Хозяйственная жизнь Яманаси сконцентрирована в двух районах - на плато Кофу (в центре префектуры) и Гуннай (на юге у подножия Фудзи). Яманаси - преимущественно сельскохозяйственная префектура, производящая рис, фрукты и овощи. Яманаси - родина и исторический центр японского виноградарства и виноделия. Промышленность традиционно представлена текстилем и производством стекла. В последние годы здесь развиваются наукоемкая электроника, современное машиностроение, изготовление точных инструментов. Яманаси - один из древних очагов расселения японцев. С VIII в. эта местность была известна как провинция Каи. В средние века она была вотчиной военного клана Такэда. В эпоху Эдо (1600-1868) эта территория непосредственно контролировалась сёгунатом Токугава. Современное название этот район получил в результате административной реформы в 1871 г. Административный центр префектуры - г. Кофу (200 тыс. жителей). С ХVI в. развивался как призамковый город клана Такэда. В эпоху Эдо был важным пунктом на почтовом тракте Косю кайдо. В настоящее время в городе развиты пищевая, текстильная и стекольная отрасли промышленности. Другие города префектуры - Кацунума, Оцуки, Цуру и Фудзи Ёсида.

Яманоуэ-но Окура

Яманоуэ-но Окура (660-733?) - один из лучших поэтов конца VII - начала VIII в. Он был придворным чиновником довольно низкого ранга, примерно с 702-го по 707 г. жил в Китае, где изучал китайскую литературу и философию, вернувшись, стал одним из наставников наследного принца, будущего императора Сёму (701-756, годы правл. 724-749). В 726 г. уехал в провинцию Тикудзэн (о. Кюсю), будучи назначен туда наместником. Годы, проведенные в Тикудзэн, были едва ли не самыми плодотворными в жизни Окура. Вернувшись в столицу в 732 г., до последних дней жизни активно участвовал во всех придворных поэтических мероприятиях. Яманоуэ-но Окура был признанным сочинителем стихов на китайском языке, влияние китайской поэзии ощущается и в его японских пятистишиях. Один из немногих японских поэтов, в творчестве которого нашли отражение социальные мотивы.

Ямасирское восстание

Ямасирское восстание - крестьянское восстание в провинции Ямасиро в Центральной Японии в 1486-1493 гг. Жители провинции, изгнав феодалов, ввели самоуправление. Руководящий орган, избранный из представителей деревенской верхушки и самураев, получил впоследствии название "народный парламент". Отказавшись подчиняться власти назначенного правительством военного губернатора, "народный парламент" изгнал его.

Ямасита Томоюки

Ямасита Томоюки (1885-1946) - генерал. Уроженец Сикоку, сын врача. С юности отличался храбростью и верностью самурайским традициям. Служил на многих командных и штабных постах, стажировался в Европе (1919-1922), военный атташе в Австрии и Венгрии (1927-1930). В начале 1930-х гг. был близок к "фракции императорского пути", участвовал в ликвидации военного мятежа 26-29 февраля 1936 г. в Токио, хотя подозревался в сочувствии мятежникам. Сторонник "южного варианта" экспансии. Глава специальной военной миссии, направленной в Германию и Италию (1940-1941). Известен личной неподкупностью и независимостью от политических и финансовых кругов. С началом войны на Тихом океане командовал войсками в Малайе и на Суматре. Руководил взятием Сингапура - одной из самых знаменитых операций второй мировой войны, затем был назначен командующим армией в Маньчжурии. В последний год войны руководил обороной Филиппин, зарекомендовал себя как великолепный тактик и организатор, личным примером воздействуюший на подчиненных всех рангов. Осужден как военный преступник на процессе в Маниле, приговорен к смерти и повешен. Его казнь рассматривалась современниками, в том числе в США, как явная месть американского и английского генералитета за поражения 1942 г. Это немало способствовало посмертной популярности Ямаситы, который ныне считается одним из самых талантливых японских генералов.

Ямато

Ямато

1) линкор японского Императорского флота, крупнейший (наряду с линкором "Мусаси") из когда-либо создававшихся военных кораблей этого класса. Строительство его было завершено в декабре 1941 г., то есть уже после начала войны на Тихом океане. Водоизмещение линкора составляло 64 тысячи тонн, длина - 250 м, ширина - 39 м. Скорость - 27 узлов, радиус автономного плавания - 7200 морских миль. Экипаж - 2500 человек. Корабль был вооружен батареей из 9 орудий 18-дюймового калибра, 12 орудиями 6-дюймового калибра и 12 орудиями 5-дюймового калибра, мощным зенитным прикрытием, оснащен 6 самолетами палубной авиации. "Ямато" принимал участие в морских сражениях у острова Мидуэй, в Филиппинском море и в заливе Лейте. 7 апреля 1945 г. линкор вместе с несколькими кораблями прикрытия направился к Окинаве, где в то время разворачивалась крупнейшая десантная операция американских сил. "Ямато" был обнаружен американским самолетом-разведчиком и вскоре атакован 390 бомбардировщиками США к юго-западу от Кюсю. В результате продолжительного боя потоплен у мыса Бономисаки. Это событие подвело черту под процессом уничтожения японского Императорского флота.

2) равнина, лежит среди невысоких холмов на западе главного острова Японского архипелага Хонсю. Протяженность ее с севера на юг составляет не более 30 км, а с востока на запад - не более 15 км. Издревле на равнине Ямато селились люди. Здешние земли оказались особенно пригодными для поливного рисосеяния, которое проникло в Японию с материка за несколько сот лет до начала нашей эры. Окружающие равнину холмы представляли естественную преграду для нападений извне, обеспечивая тем самым относительную безопасность складывавшимся здесь земледельческим общинам, но они были все-таки не настолько высоки, чтобы препятствовать активным связям местных жителей с окружающим миром, контакты с которым осуществлялись по руслам многочисленных рек и ручьев и удобным перевальным тропам. Это обстоятельство вкупе с близостью к морю - отсюда до берега Осакского залива не более 30-40 км - сыграло немалую роль в том, что именно на равнине Ямато зародилось Японское государство. Судя по самым ранним из дошедших до нас японских письменных памятников - летописно-мифологическим сводам "Кодзики" и "Нихон сёки", составленным в самом начале VII в., основателем государства был прямой потомок Аматэрасу Омиками (Великой богини, сияющей на небе) - император Дзимму (Божественный воин). Он утвердился на равнине Ямато, которую объявил "центром Вселенной", после семилетнего завоевательного похода в 660 г. до н. э. В силу того, что центр политической власти долгое время находился в этом районе, название Ямато часто применялось ко всей Японии. До начала 70-х гг. прошлого века так называлась провинция, переименованная затем в префектуру Нара.

Ямато-Моногатари

Ямато-Моногатари ("Повесть о Ямато") - один из наиболее значительных литературных памятников эпохи Хэйан. Время его создания неизвестно, хотя чаще других называют 951 г. Существует большое число гипотез и относительно авторства "Ямато-моногатари". Но ни одна из них не может считаться абсолютно доказанной. Более того, исследователи отмечают, что памятник неоднороден, имеет несколько слоев, а потому вряд ли написан одной рукой, хотя основное ядро, безусловно, принадлежит одному автору. Человек этот, по всей видимости, происходил из рода Фудзивара, и не исключено, что он был связан родственными узами с императорской семьей. Полагают также, что автор "Ямато-моногатари" имел придворный чин. Бесспорно и то, что автором был мужчина: уж очень иронично пишет он порой о женских переживаниях, не имея к дамам никакого сочувствия. Хэйанский царедворец писал о любви и расставании, о бренности земного существования, о том, как трудно продвинуться по службе. "Ямато-моногатари" напоминает другое повествование - "Исэ-моногатари". Те же отрывки-миниатюры с обязательным пятистишием-танка. И даже само название, будто данное "вослед". Как и Исэ, Ямато - топоним: древнее название Японии, а также одной из ее провинций. Может, и создана была эта повесть в противовес "Исэ-моногатари", чтобы противопоставить повествованию о провинции повествование о столичных землях. Хотя есть, правда, и другие объяснения. Одни исследователи считают, что название произведению дано по имени фрейлины принца Ацуёси. Другие склонны видеть в вынесении слова "Ямато" (в данном случае как символа названия Японии) в заголовок стремление автора показать, что его произведение плоть от плоти "японское", включающее национальную поэзию и свободное от влияний китайской традиции. Однако при всей внешней схожести различие между двумя литературными памятниками одной эпохи очевидно. В "Ямато-моногатари" нет главного героя. Каждый эпизод вполне самостоятелен и представляет собой небольшой рассказ, не связанный с остальными сюжетно. Объединяет эти рассказы другое. "Все эпизоды построены сходным образом, излагая, кто, когда, где, при каких обстоятельствах какую танка сложил" - так определяет технику повествования "Ямато-моногатари" исследователь и переводчик памятника Л. Ермакова, впервые выполнившая полный перевод на русский язык этого удивительного образца хэйанской литературы. Поэзия в "Ямато-моногатари" тоже играет совершенно новую роль. Если в "Исэ" танка была естественным продолжением прозы, частью эмоционального ряда, то в "Ямато" она - лишь красивое украшение при главенствующей роли повествования. Проза выходит на первый план, и это знаменует собой новый этап в развитии японской литературы. А "Ямато-моногатари" становится необходимым и очень важным звеном в процессе перехода от прозаических эпизодов к роману.

Яматотакэру

Яматотакэру - бесстрашный богатырь страны Ямато, сказания о котором содержатся в крупнейшем памятнике древнеяпонской литературы "Кодзики". Согласно традиционной хронологии, богатырь Яматотакэру-но Микото жил на рубеже I и II вв. н.э. Однако, имея в виду характерное для японской традиции (и не только для нее) стремление удревнить свою историю, некоторые ученые склонны относить подвиги богатыря к III-IV вв. н.э. Бесстрашный и не ведающий поражений богатырь Яматотакэру предстает в хрониках как герой, способный силой и храбростью победить непокорные племена, населявшие отдельные части Японии (страны Ямато). В своем стремлении достичь поставленной цели он не останавливается ни перед чем: по настоянию отца убивает своего старшего брата за то, что тот был недостаточно почтителен и перестал являться к утренней и вечерней трапезе. Не менее решительно, прибегая к обману, действует Яматотакэру и при встрече с богатырями - братьями Кумасотакэру из племени кумасо, жившем на о. Кюсю. Переодевшись в женское платье, он является на пир и ударом меча убивает старшего из братьев, а затем и младшего. Во времена создания "Кодзики" Яматотакэру воспринимался как непревзойденный по своей смелости и решительности воин страны Ямато. Эпическому герою архаического эпоса неведомо различие между добром и злом, его не волнуют проблемы морали, он не помышляет о честном поединке. Жизнь и подвиги богатыря отданы одной цели: подчинить непокорные племена и снискать славу своей земле. Явная примитивность и недостаточная разработка образа не помешали Яматотакэру стать одним из известнейших эпических героев. Этому способствовал и некий ореол таинственности вокруг богатыря: его смерть оказалась столь же удивительной, как и его жизнь. Не знающий покоя в земной жизни, он превратился в большую белую птицу и взмыл в небеса, а в гробу остались только его одежды. Со временем повествования о Яматотакэру стали исполняться бродячими сказителями наряду с другими сказаниями, а образ богатыря воспринимался цельным и монолитным.

Ямаха

Ямаха (Yamaha Corp.) - одна из старейших японских компаний, основана в 1897 г., с 1900 г. выпускает музыкальную продукцию высокого качества. Является мировым лидером в производстве музыкальных инструментов, в том числе электронных, причем как профессиональных, так и любительских. Компания имеет свои специализированные музыкальные центры по продаже и сервисному обслуживанию инструментов и музыкальные салоны во многих крупных городах мира. Организует и проводит целый ряд музыкальных конкурсов и фестивалей различного уровня как в Японии, так и за ее пределами. В 1980 г. открыта Техническая академия "Ямаха", совместно с научным центром корпорации занимающаяся разработкой перспективных аудиотехнологий. Фирма является лидером группы компаний "Ямаха". Количество работающих в компании составляет 9,04 тыс. чел., годовой объем продаж - 564 млрд. иен (март 1999 г.).

Ямаха Мотор

Ямаха Мотор (Yamaha Motor Co., Ltd.) является ныне вторым по величине производителем мотоциклов, гидроциклов, снегоходов и т. п. техники в Японии. Фирма основана в 1955 г. как дочерняя компания музыкальной корпорации "Ямаха" после удачной попытки производства японских мотоциклов, предпринятой в 1954 г. Корпорации "Ямаха" принадлежит 33,3% акций компании "Ямаха мотор" (1999 г.). Помимо мототехники, производит также комплектующие к двигателям внутреннего сгорания для автомобилей, производимых корпорациями "Тойота" и "Форд". Ориентируется в настоящее время на перенос производства за пределы Японии. Количество работающих в компании - 8,5 тыс. чел., годовой объем продаж - 808 млрд. иен (март 1999 г.).

Японо-американский договор 1951

Японо-американский договор 1951 (о гарантии) безопасности 1951 г. - военное соглашение между США и Японией, подписанное 8 сентября 1951 г., в один день с Сан-Францисским мирным договором, и вступившее в силу 28 апреля 1952 г. Договор предоставлял США право создавать военные базы и размещать неограниченное количество вооруженных сил на японской территории как для "обеспечения безопасности Японии от вооруженного нападения извне", так и для "подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков" по соответствующей просьбе японского правительства. Он ограничивал суверенитет Японии, запрещая ей заключать какие-либо соглашения военного характера с третьими державами без предварительного согласия США. Вместо конкретного срока окончания договора в нем содержалось расплывчатое указание на возможность его прекращения, когда вступят в силу другие соглашения, обеспечивающие мир и безопасность в районе Японии. Был заменен Японо-американским договором (о взаимном сотрудничестве и гарантии) безопасности I960 г.

Японо-американский договор 1960

Японо-американский договор 1960 (о взаимном сотрудничестве и гарантии) безопасности 1960 г. - соглашение между США и Японией, юридически оформившее двусторонний военно-политический союз. Подписан в Вашингтоне 19 января 1960 г. вместо пересмотренного Японо-американского договора (о гарантии) безопасности 1951 г. Договор 1960 г. сохранял за США право создавать и использовать базы на территории Японии и размещать на них неограниченное количество своих вооруженных сил. Япония взяла на себя обязательство защищать эти базы, если они подвергнутся нападению, а также наращивать свой военный потенциал. В договоре появились положения о том, что обе стороны обязуются разрешать международные споры мирными средствами, воздерживаться от "угрозы силой или использования силы" против каких-либо государств и строго следовать положениям Устава ООН. В нем нет положений, которые обязывали бы Японию оказывать помощь США в случае вступления США в войну с третьими странами. Срок действия договора устанавливался в 10 лет, по истечении которых любая из сторон имела право заявить о своем намерении его денонсировать. Договор 1960 г. носит более равноправный характер, чем заключенный в 1951 г., т. к. в него не были включены положения, допускавшие вмешательство Вооруженных сил США во внутренние дела Японии, а также запрещавшие Токио самостоятельно принимать решения о соглашениях по военным вопросам с третьими странами.

Японо-китайская война 1894-1895

Японо-китайская война 1894-1895 - гг. В 1894 г. в Корею, номинально находящуюся в вассальной зависимости от Китая, по просьбе ее правительства был отправлен отряд китайских войск для помощи в подавлении ширившихся крестьянских волнений тонхаков. Япония, так же как и Китай, обещавшая не вводить войска в Корею по Тяньцзинскому договору 1885 г., немедленно отправила туда и свои силы, а затем потребовала от короля Кореи немедленного проведения ряда политических реформ, итогом которых должно было стать установление не китайского, а японского контроля над полуостровом. На случай несогласия корейского правительства Япония приняла превентивные меры: 23 июля японские вооруженные части произвели переворот в столице Кореи. Новое правительство Кореи, как от него и ожидалось, немедленно обратилось именно к Японии с просьбой освободить полуостров от присутствия китайских войск. 25 июля отряд из 4 японских военных кораблей напал на 2 китайских крейсера на рейде Осан, а еще один японский корабль потопил у Чемульпо английский транспорт с 1300 китайскими солдатами на борту. 29 июля сухопутный японский экспедиционный корпус численностью около 170 тысяч штыков атаковал под Сеулом китайские войска (45 тысяч человек), опрокинул их и развернул наступление на север. 1 августа Япония официально объявила войну Китаю, а 16 сентября китайские войска потерпели поражение под Пхеньяном и отошли к реке Ялуцзян. На следующий день у устья этой реки был разбит китайский флот, и водная преграда, являющаяся естественной границей между Корейским полуостровом и Маньчжурией, была форсирована 24 октября японской армией. Одновременно на Ляодунский полуостров высадилась еще одна 40-тысячная группировка японцев. Благодаря решительным и хорошо скоординированным действиям армии и флота Япония захватила Ляодунский полуостров и часть Южной Маньчжурии. Следующим шагом стала высадка 19-21 января 1895 г. еще одного, 30-тысячного, японского корпуса на Шандуньский полуостров и штурм мощной китайской крепости Вэйхайвэй. Блокированная с моря японским флотом, 12 февраля крепость капитулировала под натиском сухопутных сил. Следом за захватом Вэйхайвэй японцы заняли еще ряд населенных пунктов на юго-восточном побережье Китая, а также Тайвань и Пескадорские острова, принадлежащие Китаю. Поднебесная империя потерпела сокрушительное поражение и пошла на условия мирного Симоносэкского договора, заключенного 17 апреля 1895 г. По этому договору Китай потерял все права на Корею и их получила Япония. Японии также достались Ляодунский полуостров, Тайвань и Пескадорские острова. Китай обязался выплатить победителю контрибуцию в размере 200 млн. лян и разрешил японским судам плавать по рекам Янцзы и Усун. Китай также временно уступил Японии Вэйхайвэй и заключил с ней торговый договор, дававший японской стороне беспрецедентные льготы. 23 апреля Россия, Германия и Франция заставили Японию вернуть Китаю Ляодун в обмен на дополнительную контрибуцию в размере 150 млн. лян - Европа осознала опасность, исходящую от молодого дальневосточного соседа. Япония же, сразу после войны втрое увеличившая инвестиции в военную и гражданскую промышленность и резко расширившая объем внешней торговли, встала в ряд сильнейших держав мира.

Японо-китайская война 1937-1945

Японо-китайская война 1937-1945 - гг. 7 июля 1937 г., использовав вооруженный инцидент в районе Лугоуцяо (инцидент на мосту Марко Поло), японская армия начала войну, направленную на захват всего Китая. На первом ее этапе, в июле-августе 1937 г., японцам удалось добиться значительных успехов. Ими были захвачены обширные районы Северного Китая, города Пекин и Тяньцзинь. К концу 1937 г. японская армия заняла Шанхай и контролировала огромную территорию Северного и Центрального Китая, где был расположен практически весь китайский промышленный потенциал. Правительство Чан Кайши бежало в г. Чунцин в провинции Сычуань. Японское нападение на Китай получило поддержку со стороны Германии и Италии, что способствовало формированию военно-политического блока этих стран. Вместе с тем эта война дополнительно осложнила отношения Японии с США и Великобританией, имевшими собственные интересы в Китае. Что касается СССР, то он оказал Китаю значительную экономическую и военную помощь. В армию Чан Кайши были направлены советские военные советники, советские летчики принимали участие в боях на стороне Китая. В 1940 г. политическая обстановка в Китае изменилась. В условиях, когда правительство Чан Кайши развернуло активные боевые действия против сил китайских коммунистов, Советский Союз прекратил военную поддержку Гоминьдана и впредь оказывал помощь только войскам Мао Цзэдуна. В свою очередь, дальнейшее обострение японо-американских противоречий подвигло США на более активную поддержку Чан Кайши. Поскольку перспективы Японии в войне на Тихом океане становились все более мрачными, японские правящие круги вновь стали уделять большое внимание континентальному театру военных действий, начав в марте 1944 г. новое крупное наступление в Китае, завершившееся долгожданной победой японских войск. Китайская армия была вновь разгромлена, японцы захватили огромные территории с населением более 60 млн. чел. Однако Чан Кайши отказался капитулировать и сохранил контроль над частью Китая. Вплоть до августа 1945 г. на японо-китайском фронте сохранялось неустойчивое равновесие. Китайские войска были слишком слабы, чтобы предпринимать активные действия. Япония же к этому времени, несмотря на успехи в войне с Китаем, оказалась в тяжелом стратегическом положении и готовилась к безнадежной обороне метрополии. Вступление Советского Союза в войну на Дальнем Востоке и последовавшие за ним разгром Квантунской армии, освобождение советскими войсками Маньчжурии и скорая капитуляция Японии завершили японо-китайскую войну.

Японский Банк Международного Сотрудничества

Японский Банк Международного Сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation, JBIC) создан в октябре 1999 г. путем слияния Экспортно-импортного банка Японии (Эксимбанк) и Фонда международного экономического сотрудничества (ФМЭС). У Эксимбанка, работавшего с 1950 г., и ФМЭС, созданного в 1961 г., цели и задачи во многом переплетались и перекрывали друг друга. В 1975 г. правительство, чтобы исключить дубляж в работе двух организаций, постановило наделить ФМЭС исключительными правами по осуществлению Официальной помощи развитию (ОПР), а за Эксимбанком оставить финансирование проектов, выходящих за рамки ОПР. Однако это не решило проблемы разделения функций. В 1999 г. решено было объединить их в рамках Японского банка международного сотрудничества. Объединенный объем зарубежных инвестиций и займов нового банка составил 4948,2 млрд. иен (41,2 млрд. долларов), что превышает соответствующие показатели Всемирного банка (29 млрд. долларов). Создание Японского банка международного сотрудничества свидетельствовало о возрастании роли японской экономики в глобальных процессах.

Японский Фонд

Японский Фонд - был создан в 1972 г. как специальная организация под эгидой Министерства иностранных дел, и с этого времени он является стержнем культурного обмена, который осуществляет Япония со странами мирового сообщества. На протяжении всей своей истории Японский фонд работал и продолжает работать над повышением эффективности глобального международного культурного обмена, конечная цель которого - развитие взаимопонимания между нациями и народами. В связи с тем, что Японский фонд хотя и является особым юридическим лицом, все же контролируется правительством Японии, стратегическое направление его деятельности определяет МИД Японии. Штаб-квартира Японского фонда располагается в Токио. Число его сотрудников составляет всего 250 человек, в том числе около 130 представителей за пределами Японии. Одно из главных направлений работы Японского фонда - увеличение числа людей, изучающих японский язык. Именно этот аспект является наиболее ответственным и продуктивным, т.к. знание языка становится своеобразным мостом для взаимопонимания между народами. Рост общей популярности Японии и усиление интереса к различным аспектам ее культуры, экономики, политики и т. д. способствуют тому, что желающих изучать японский язык становится все больше. Японский фонд ставит своей задачей увеличение количества курсов и центров по изучению языка, рассчитанных на различные слои населения и адаптированные практически под любой возраст. В тех же странах и районах, где японский язык уже стал популярен, как, например, в Таиланде, Индонезии, Австралии и некоторых других регионах, курсы по изучению японского языка становятся своеобразными центрами по изучению современной Японии, которые не только дают знания и дипломы, но и помогают в удовлетворении интереса к повседневной жизни страны. Японский фонд также всемерно помогает развитию таких центров. Общую координацию деятельности языковых курсов осуществляет Институт японского языка при Японском фонде, который был открыт в г. Урава (префектура Сайтама) в 1989 г. В институте готовят профессиональных преподавателей и переводчиков для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Многим странам, находящимся в тяжелом финансовом положении и не имеющим достаточных материальных ресурсов для развития и поддержания центров по изучению японского языка, институт безвозмездно оказывает разностороннюю помощь. В дар передаются учебные материалы, методические пособия, учебники и т.д. Оказывается материальная помощь инструкторам-иностранцам. Немаловажным аспектом деятельности зарубежных представительств Японского фонда является также знакомство с японской культурой и искусством. Эта программа довольно обширна и включает такие направления, как искусство традиционной живописи (как монохромной - суйбокуга, так и цветные ксилографии - Укиё-э), скульптура, сценическое искусство и танцы, музыка и драматические постановки. Неизменный интерес во всем мире вызывают икэбана - искусство аранжировки цветов, чайная церемония, оригами, изготовление традиционных бумажных змеев, проведение фейерверков и многое другое. Японский фонд принимает непосредственное участие в организации крупнейших выставок японского искусства за рубежом, в проведении фестивалей японских фильмов, соревнований по японским боевым искусствам и настольным играм и т.д. Все эти направления деятельности Японского фонда характерны и для его представительства в России, имеющего многолетние традиции разносторонней помощи россиянам в знакомстве с японской культурой, в частности, фонд активно участвует в проведении традиционных осенних Фестивалей японской культуры в Москве, оказывает серьезную финансовую и материальную помощь различным учебным заведениям в преподавании японского языка как в столице России, так и в регионах. Важную роль играет Японский фонд в реализации масштабных программ по взаимному обмену студентами, учеными и исследователями, экономистами, деятелями искусства и журналистами России и Японии. Значительную помощь оказывает Японский фонд российским исследователям и издателям, публикующим материалы, посвященные российско-японским межгосударственным отношениям, а также другим аспектам истории Японии и России.

Японский язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница