Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Дадзай Осаму

Дадзай Осаму (1909-1948) - один из самых экстравагантных и неординарных японских писателей первой половины XX столетия, который всю жизнь играл с жизнью и смертью, четыре раза пытаясь покончить с собой, и только на четвертый раз достиг своей цели. Первую попытку самоубийства Дадзай предпринял, когда ему было девятнадцать лет и он еще учился в старших классах. С хостессой из бара они приняли снотворное, а потом бросились в море. При этом девушка погибла, а Осаму остался жив. Впоследствии он по-разному обыгрывал этот случай в пяти рассказах, написанных на эту тему. В рассказе "Цветы шутовства" (1935), одном из лучших рассказов раннего периода, речь также идет о том, как герой, неудачливый самоубийца, проходит в больнице курс лечения. В 1930 г. Дадзай уезжает учиться в Токио и поступает на отделение французской литературы Токийского императорского университета. К этому времени относится всплеск его увлеченности марксистской идеологией. Однако сразу же стоит оговориться: увлечение Дадзая марксизмом в студенческие годы было не более чем обыкновенной игрой, своего рода данью моде. В мае 1932 г. полиция посетила семью Дадзая в Аомори, и старший брат официально узнал о проделках младшего. Он настоял на том, чтобы Осаму привезли в Аомори и он поклялся перед полицией в отказе от своего дальнейшего участия в социалистическом движении. Тем временем его произведения начали привлекать всеобщее внимание, и он начинает публиковаться во множестве журналов самых различных направлений. После того как Дадзая Осаму вынудили покинуть университет, он держит экзамен на должность в газете, но проваливается. Его рассказы, написанные в это время, отличаются повышенным чувством безнадежности и апатии. Одно из лучших произведений этого периода - "О женщинах". В нем речь идет о двойных самоубийствах в разных странах и у разных народов. Потребность в наркотиках у Дадзая Осаму возрастает настолько, что его кладут в специальную клинику. Дадзая все же вылечили, однако за то время, что он находился в лечебнице, возникла другая проблема: он узнал, что жена ему изменяла. После очередной неудавшейся попытки самоубийства Дадзай расходится с женой. По совету своего учителя, писателя Ибусэ Масудзи, он в 1939 г. женится на женщине из образованной семьи. Под конец войны Дадзай Осаму с семьей уезжает в местечко Митака под Токио, где в уединении и проводит последние несколько лет своей жизни. Его последние сборники рассказов: "Жена Вийона", "Прощай" и др., а также романы "Заход солнца" и "Больше не человек" носят явно пессимистический характер. Одной из лучших новелл писателя о послевоенном времени было произведение "Жена Вийона", в котором Дадзай ассоциирует себя с Франсуа Вийоном. Франсуа Вийон был ниспровергателем устоев и морали французского общества. Таким же человеком считал себя и сам Дадзай, таков же и его герой - поэт Отани. К этому времени относится участие Дадзая в литературной группе "Бураи-ха" ("Хулиганствующие"), отличительной особенностью которой были сплошные пьянки, дебоширство и общение с люмпен-пролетариатом. Его последним крупным произведением стал роман "Больше не человек", который критики посчитали шедевром творческого мастерства писателя. Это был смелый выпад против морали и устоев японского общества. 13 июня 1948 г. Дадзай Осаму совершает двойное самоубийство с женщиной.

Дай Ниппон Принтинг

Дай Ниппон Принтинг (Dai Nippon Printing Co., Ltd.) - крупнейшая национальная полиграфическая компания, основанная в 1894 г. Годовой объем продаж - 1269,5 млрд. иен (март 1999 г.). Число работающих - 11,8 тыс. человек.

Дайдодзи Юдзан

Дайдодзи Юдзан (Дайдодзи Сигэсукэ) (1639-1730) - известный военный философ и писатель, автор книг "Наставления вступающему на путь воина", "Записки о великих полководцах", "Сведения о пяти вассалах" и некоторых других. Дайдодзи Юдзан родился в семье самурая, принадлежащего к ветви одного из великих воинских родов - клану Тайра. Юдзан получил блестящее военное образование. Он служил по очереди клану Асано, прославившемуся в те времена (см. Сорок Семь Ронинов), кланам Мацудайра из Этидзэна и из Айдзу, где был главным военным советником. Он почитался по всей Японии как живой образец несокрушимого морального духа самурая, образец верности и чести воина. Сегодня он известен прежде всего как один из создателей идеологии средневекового японского рыцарства.

Даймё

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дайсёцудзан

Дайсёцудзан - самый большой национальный парк Японии. Расположен в центральной части острова Хоккайдо среди гор, ущелий, рек и водопадов. Образован 4 декабря 1934 г. В состав парка входит вулканическая группа Дайсёцудзан; высота ее вершин превышает 2000 м, включая самый высокий пик острова Хоккайдо - Асахидакэ (2290 м, находится на севере парка). Токатидакэ - действующий вулкан, находится на юго-западе парка, Исикаридакэ - на востоке. Река Исикаригава протекает через ущелье Сюнкё, река Тюбэцунава - через ущелье Тэннинкё. На южной окраине парка находятся озера Нукабира и Сикарибэцу. Леса состоят главным образом из ели Эдо и сахалинской ели. Парк знаменит своими обширными альпийскими лугами. Много курортов на горячих источниках. Площадь парка - 2309 кв. км.

Дайсэн-Оки

Дайсэн-Оки - национальный парк. Расположен на западе острова Хонсю в префектурах Симанэ, Тоттори, Окаяма. Образован 1 февраля 1936 г. Основная достопримечательность парка - Дайсэн, конический вулкан на востоке парка, а также леса из клена, дуба, японского зубчатого бука, красной сосны, аквиларии. На юг от вулкана простирается высокогорье Хирудзэн Когэн, горные вершины которого достигают почти 1000 м; на запад - потухший вулкан Самбэсан; на севере, между вулканами Самбэсан и Дайсэн, находится холмистый полуостров Симанэ, расположенный параллельно побережью острова Хонсю и соединенный с ним на западе равниной Идзумо. 3ападный мыс полуострова Идзумо - Хиномисаки известен своим прекрасным побережьем, соперничающим по красоте с восточным мысом Михоносэки. Острова Оки лежат в 46 км к северу от полуострова. Площадь парка - 319 кв. км.

Дайхацу Мотор

Дайхацу Мотор (Daihatsu motor Co., Ltd.) - компания, основанная в 1907 г. и входящая в промышленную группу "Тойота" ("Тойота мотор" владеет 51,1% акций). Основная специализация - производство мини-автомобилей, главным образом мини-грузовиков. Один из ведущих производителей на рынке микролитражных автомобилей Японии. Компания явилась пионером в производстве электропогрузчиков и мини-каров в Японии. Число сотрудников - 11,3 тыс. человек, объем продаж - 891 млрд. иен в год (март 1999 г.).

Дайэй

Дайэй (Daiei Inc.) - крупнейшая национальная сеть супермаркетов. Фирма, созданная в 1957 г., ныне включает в себя бывшие ранее самостоятельными сети "Тюдзицуя", "Юнид Дайэй", "Дайнаха" и некоторые другие. Охватывает практически все слои товарооборота: от самых недорогих до наиболее престижных и дорогостоящих товаров. Является главным конкурентом другого крупнейшего оператора этого сектора рынка - компании "Ито-Ёкадо". Годовой объем продаж составляет 1100 млрд. иен (август 1999 г.). Число сотрудников компании - 15,6 тыс. человек.

Данноура

Данноура - восточная приморская часть города Симоносэки. Известна тем, что у берегов Данноура 25 апреля 1185 г. произошло морское сражение, завершившее многолетнюю войну кланов Тайра и Минамото. Пользуясь попутным ветром, более 800 кораблей Минамото атаковали 500 кораблей флота Тайра. Флот Тайра вели главы клана - братья Томомори и Мунэмори. Под их защитой находились мальчик-император Антоку, его бабка и священные реликвии империи: меч, зеркало и яшма. Противником императорских сил были войска великого полководца Минамото-но Ёсицунэ. Первое столкновение принесло успех в оинам Тайра. Точным и интенсивным огнем из луков они нанесли большой урон самураям Минамото. Судьбу боя решило предательство одного из военачальников Тайра. Поняв, что их участь решена, бабка императора вместе с внуком бросилась в воду. Практически все знатные самураи Тайра предпочли смерть в пучине сдаче в плен. Из огромного войска Тайра в живых осталось лишь 38 самураев и 43 придворные дамы. Все они были захвачены Минамото, в руки победителей попали и священные реликвии, за исключением меча, утонувшего в пучине. Пленные Тайра были с позором проведены по улицам Киото. Вскоре все они были казнены. Долгое и кровавое противостояние древнейших и могущественных кланов Японии закончилось. По старинному преданию, души погибших самураев Тайра переселились в больших крабов, населяющих дно залива Данноура.

Дарума

Дарума - кукла, изображающая божество буддийского пантеона. У Дарумы отсутствуют руки и ноги. Объясняется это тем, что когда-то индийский священник Бодхидхарма (в японском произношении Бодай дарума, или Дарума) провел девять лет в неподвижной медитации в пещере. В результате у него отказали руки и ноги. Изображение Дарумы напоминает русскую куклу-неваляшку. В новогодние дни каждая семья в Японии стремится обзавестись сделанной из дерева или папье-маше фигуркой божества. Он становится "ангелом-хранителем" приютившей его семьи или человека. Существует особый ритуал, чтобы привлечь на свою сторону это божество. В его пустой глазнице прорисовывается краской один зрачок. При этом загадывается желание. В награду за "прозрение" Дарума постарается выполнить просьбу, зная, что в случае удачи ему "откроют" и второй глаз, а если пожелание не сбудется, то спустя год он будет брошен в новогодний костер.

Двадцать одно требование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Девочек праздник

Девочек праздник - проводится ежегодно 3 марта и имеет еще одно название - Фестиваль кукол. Накануне этого дня в домах, где есть дочери, в гостевой комнате всегда устанавливался ступенчатый стенд с кукольными фигурками и миниатюрными игрушками. Эта традиция сохраняется во многих домах и сегодня. Куклы могут быть самыми разными - дорогими, ценными и совсем простыми, но все они изображают персонажей императорского двора эпохи Хэйан. На самый верх ставятся на фоне ширмы куклы, изображающие императора и императрицу в церемониальных костюмах. Эта пара кукол называется дайрибина и символизирует супружеское счастье, поэтому их дарят молодоженам. На второй ступеньке размещаются три придворные дамы, ниже - два министра, музыканты, слуги, а также предметы из дворцового обихода - паланкины, повозки, мебель, лаковая посуда, шкатулки и другие вещи. На краях стенда обычно ставятся два искусственных деревца в ограде, изображающие сливу и персик. Таким образом, все оформление имеет символическое и благожелательное значение, вплоть до крохотных собачек, которые символизируют верность и преданность. Маленькая кукла по-японски называется "хина", праздник - "мацури". Отсюда еще одно японское название Праздника девочек, или Фестиваля кукол, - Хина мацури. Происхождение Хина мацури относится к очень давнему времени, когда в Японии существовал обряд очищения от болезней и злых сил с помощью соломенных или бумажных кукол. Во время обряда человек дул на куклу и потом тер ею свое тело для того, чтобы вся загрязненность души и тела перешла на фигурку. Затем куклу бросали в ближайшую реку или ручей: считалось, что с ней уплывали все болезни и невзгоды. Постепенно этот обычай претерпевал изменения. В эпоху Хэйан дайрибина стали ставить в доме на священную полку - камидана, где стояли фигурки синтоистских божеств и таблички с именами предков. С конца XVII в. религиозная традиция стала превращаться в Фестиваль кукол. Это добрый и тихий праздник со своими незатейливыми радостями. Особенно его любят девочки от семи до пятнадцати лет. В этот день девочки с мамами в нарядных одеждах, обычно в кимоно, торжественные и церемонные, как настоящие дамы, ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными сладостями и любуются куклами, выставленными на стендах. Этими куклами никогда не играют. После праздника их аккуратно заворачивают в бумагу, укладывают в коробки и убирают до следующего года. Куклы хина берегут, они передаются по наследству от мамы к дочери. Помимо удовольствий праздник имеет еще и воспитательное значение. В игровой, непринужденной форме девочкам прививаются правила хорошего тона, понятие о чертах характера, которыми должна обладать женщина, и умение бережно относиться к ценным вещам, сдерживая свои желания и капризы. В Хина мацури идеально сочетаются чудесная игра, поэтическое восприятие мира и традиционное воспитание.

Декоративно-прикладное искусство эпохи Эдо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Денежная система

Денежная система - см. Национальная валюта.

Джал

Джал (Japan Airlines, JAL) - крупнейшая в Японии и одна из самых крупных в мире компаний, занимающихся авиационными пассажирскими и грузовыми перевозками. Основана в октябре 1951 г. Для создания фирмы были использованы как средства частных инвесторов, так и государственные капиталы, и до 1987 г. "Джал" была компанией с большой долей государственного участия в управлении. Сегодня "Джал" - полностью частная фирма с годовым оборотом в 1,6 трлн. иен (около 14 млрд. долларов), перевозящая в год более 35 млн. пассажиров и 900 тыс. тонн грузов. 137 самолетов компании связали 85 городов в 31 стране мира. На обслуживании этих линий трудятся 8778 человек летного состава и около 13 тыс. других сотрудников компании (с учетом 3130 иностранных специалистов и работников, занятых по временным контрактам) в 44 представительствах "Джал", раскинувшихся по всему миру, и в 41 конторе фирмы в самой Японии (штаб-квартира компании расположена в Токио). В распоряжении "Джал" крупнейший в мире флот "Боингов-747". 19 ноября 1998 г. в Вашингтоне состоялась торжественная передача компании "Джал" сотого "Боинга". Внутрияпонские перевозки - одно из самых прибыльных направлений деятельности "Джал". Последние 5 лет компания устойчиво наращивала свои обороты на этом рынке. За последний финансовый год объем пассажироперевозок составил на внутренних авиалиниях 307,4 млрд. иен. За 1998 финансовый год компания на внутренних линиях перевезла 22 660 тыс. пассажиров. Теперь самолеты "Джал" взлетают и садятся в 41 городе Японии, хотя компания и не стремится к завоеванию пальмы первенства в этом направлении. Всему миру "Джал" известен в первую очередь благодаря своей активности на международных авиалиниях. За 1998 финансовый год компания на своих международных маршрутах перевезла 12 831 тыс. пассажиров, заработав на этом 489,8 млрд. иен. В целом наблюдается тенденция роста объема перевозок. Особенно активно развиваются линии, проложенные в Австралию, Океанию, страны Юго-Восточной Азии, при сохранении общего объема пассажиропотока в Европу и Америку. Перевозки всевозможных грузов - также одна из прерогатив фирмы на международных авиалиниях (внутри Японии активность "Джал" в этом направлении менее велика). Основной сектор развития грузовых перевозок - Северная и Латинская Америка, Азия, Китай. Продолжается полным ходом внедрение всевозможных новинок и усовершенствований для пассажиров, с тем чтобы скрасить многочасовое нахождение на борту. В программу деятельности международных авиалиний "Джал" входят разнообразные туристические маршруты, туры на которые можно приобрести прямо в представительстве компании. К числу наиболее популярных предложений относятся проекты "Дисней", "ЕвроЭкспресс" и некоторые другие. Фирма приложила значительные усилия для того, чтобы создать вокруг себя широкую базу из вспомогательных компаний и инфраструктуры. Развиваясь в этом направлении, "Джал" создала сеть из 5 дочерних авиакомпаний, 14 фирм по перевозке грузов, 7 сервисных фирм, 9 компаний, поставляющих продукты питания, 7 фирм, отвечающих за горюче-смазочные материалы и топливо, 4 транспортных компаний, доставляющих пассажиров в аэропорты и обратно, 23 фирм по обслуживанию пассажиров, 5 информационных агентств, 19 компаний, владеющих более чем 200 отелями по всему миру, 4 туристических фирм, 4 компаний, оперирующих на рынке строительства и недвижимости, 1 технологической корпорации, 12 финансовых и страховых агентств, 2 крупных торговых компаний, 8 фирм, занимающихся культурными связями и прессой. Многие из этих дочерних по отношению к "Джал" организаций владеют, в свою очередь, другими дочерними по отношению к ним самим фирмами. Все эти предприятия очень разные и по капиталу (от 10 млн. до 12 млрд. иен), и по целям - от изготовления салфеток до многомиллиардных операций на рынке недвижимости. В Советском Союзе и России фирма работает более 30 лет. В 1967 г., спустя 16 лет после основания компании, в Москве был открыт региональный офис "Джал".

Джей Ти Интернэшнл

Джей Ти Интернэшнл (JT International) - одна из крупнейших международных табачных компаний. По объемам производства (450 млрд. штук сигарет в год) и продаж (ежегодный торговый оборот - свыше 15 млрд. долл. США) занимает третье место в мире. Штаб-квартира компании находится в Женеве (Швейцария). Является международным подразделением японского холдинга "Джапэн Тобакко Инк." (Japan Tobacco Inc.) со штаб-квартирой в Токио. Имеет отделения, торговые представительства и производство в 70 странах мира. Продукция компании, изготавливаемая как на полностью принадлежащих компании производственных мощностях, так и на совместных предприятиях, а также по лицензионным соглашениям, распространяется в 170 странах мира. Штат сотрудников компании насчитывает около 14 тыс. человек. Основные международные марки сигарет компании "Джей Ти Интернэшнл" - Mild Seven, Camel, Winston, Salem. Среди других международных марок компании - Magna, More, Yves St. Laurent, Monte Carlo. Разнообразен и ассортимент региональных и местных марок: "Петр 1", "Русский стиль", "Москва", "Санкт-Петербург", "Князь", "North Star", "Наша Прима", "Арсенал" и др. "Джей Ти Интернэшнл" является лидером российского рынка по объему производимой и реализуемой продукции, одним из крупнейших иностранных инвесторов в России (общий объем прямых инвестиций в экономику РФ составляет 500 млн. долл. США). Производственный комплекс "Р.Дж.Р.-Петро" в Санкт-Петербурге - одна из крупнейших табачных фабрик в мире (объем производства в 1998 г. составил свыше 40 млрд. сигарет). Региональная штаб-квартира компании по странам СНГ и Балтии находится в Москве. В России число сотрудников компании - свыше 3 тыс. человек. "Джей Ти Интернэшнл" осуществляет в России ряд широкомасштабных благотворительных проектов. Наиболее крупные из них - реставрация ограды Михайловского сада в Санкт-Петербурге, содержание экспозиции "Великий Фаберже" в Государственном Эрмитаже, восстановление Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

Джей-Ви-Си

Джей-Ви-Си (JVC, Victor Co. of Japan, Ltd.) - компания, основанная в 1927 г. и специализирующаяся на выпуске электронной аудио- и видеоаппаратуры. Входит в состав промышленной группы "Мацусита электрик". "Джей-Ви-Си", ставшая изобретателем формата "домашнего" видео - VHS и целого ряда других новинок, является одним из мировых лидеров в производстве видеотехники. Около 60% продукции компании идет на экспорт. Количество служащих - 11,8 тыс. чел. Годовой объем продаж - 947 млрд. иен (март 1999 г.).

Джетро

Джетро (JETRO) - японская организация содействия развитию внешней торговли. Сокращение образовано из начальных букв английского названия организации - Japan External Trade Organization. Создана в 1958 г., штаб-квартира находится в Токио. Имеет 28 региональных отделений в крупнейших городах страны и 77 представительств в 57 странах мира, в том числе и в России. Персонал - около 1200 сотрудников. Первоначальный капитал Джетро составлял 2 млрд. иен, а бюджет - 1812 млн. иен, из которых 885 млн. были предоставлены в форме правительственных субсидий. В 90-х гг. организация получала государственных субсидий около 20 млрд. иен, а ее годовой бюджет составлял почти 30 млрд. иен. Джетро - некоммерческая, связанная с правительством организация. Она выступает как связующее звено между Министерством внешней торговли и промышленности и различными корпорациями. В то же время она является крупным исследовательским центром, осуществляет сбор и обработку зарубежной экономической информации. Вокруг Джетро группируются всевозможные консультативные органы, например Ассоциация консультативных фирм машиностроения и строительства, Центр по развитию торговли, туризма и инвестиций в Юго-Восточной Азии и т.п.

Деятельность Джетро охватывает следующие основные направления:

1) Консультационная и посредническая деятельность по оказанию помощи в налаживании экспорта в Японию. Для этого имеются специальные комитеты из представителей правительственных организаций и торговых фирм по рассмотрению конкретных вопросов экспорта продукции в Японию, закупке образцов товаров и их демонстрации на выставках. Организация располагает банком данных о продукции, которая может быть импортирована в Японию, подготавливает информационные материалы об особенностях японского рынка и обеспечивает ими зарубежные компании. Важное место в деятельности Джетро занимают рассмотрение предложений иностранных компаний (до 300 тыс. ежегодно) на экспорт продукции в Японию, оказание бесплатных консультаций иностранным бизнесменам, желающим экспортировать в страну свои товары;

2. Организация выставок за рубежом, а также выставок-продаж образцов иностранных товаров в различных регионах страны, содействие так называемым пилотным проектам, приглашение для участия в выставках иностранных компаний;

3. Организация контактов между представителями делового мира Японии и зарубежных стран. Помощь в обмене специалистами и делегациями на уровне малых и средних предприятий для содействия импорту в Японию. Направление миссий для закупки иностранных товаров на торговых ярмарках за рубежом;

4. Проведение в стране и за рубежом семинаров (до 200 ежегодно) по проблемам экспорта и импорта товаров;

5. Издательско-информационная деятельность, выпуск различных периодических и специальных (тематических) изданий на английском языке. В их числе ежемесячники с информацией об экономике, социально-экономической, торговой и импортной системах Японии (отдельно для развитых и развивающихся стран). Издаются серии брошюр с информацией и рекомендациями, как делать бизнес в Японии (11 брошюр по налоговым, трудовым и другим аспектам бизнеса), специальная серия из 18 брошюр содержит информацию по японскому рынку, проблемам экспорта в Японию. Тематические выпуски Джетро дают информацию по конкретным товарным рынкам и отдельно по важнейшим товарам. Большой массив информации отводится продукции машиностроения и оборудованию, транспортным средствам. Для тех, кто следит за развитием экономики Японии несомненный интерес представляет статистический ежегодник "Nippon - busines facts and figures".

Дзёмон

Дзёмон - исторический период, японский неолит, получивший название по характерному "веревочному" орнаменту на глиняной посуде. Эти гончарные изделия и дали название культуре той эпохи - Дзёмон ("След веревки"). Временные рамки периода Дзёмон довольно расплывчаты. Одни специалисты полагают, что он длился с 10 000 до 300 гг. до н.э. Другие считают эпоху с 20 000 г. по 4500 г. н.э. периодом "догончарным", оставляя культуре Дзёмон время с 4500 г. до 200 г. н.э. Эти разногласия неудивительны. Ведь мастерство изготовления первобытной керамики распространялось по стране довольно медленно и неравномерно. Прошли века, если не тысячелетия, пока культурный обмен между отдельными племенами обеспечил повсеместное распространение гончарного промысла. Подробнее ознакомиться с культурой того времени широкая японская общественность смогла лишь в последние годы. В местечке Саннай Маруяма, что в префектуре Аомори (на самом севере острова Хонсю), были обнаружены древние развалины. После нескольких месяцев работы открылся огромный культурный слой. Были раскопаны шесть свайных оснований, каждое диаметром в 1 метр, которые некогда поддерживали, судя по всему, достаточно мощное сооружение. Вокруг него были обнаружены следы более шестисот жилищ-землянок. Тщательное просеивание почвы дало невиданный результат - для упаковки найденных предметов быта, отнесенных специалистами к периоду Дзёмон, потребовалось 40 тысяч коробок! Среди находок были обломки керамических изделий, сплетенные из растительных волокон сумки, фрагменты одежды, лакированные чаши, лодочные весла, украшения из нефрита - заколки для волос, кольца, ожерелья, серьги; кости белок-летяг, зайцев, морского окуня, камбалы; тыквенные семечки, бобы... Все это позволило составить совсем иную картину о жизни древних японцев, в которой было место повседневной борьбе за существование и праздникам, домам-землянкам и высоким сооружениям, широким торговым обменам с соседями и чувству моды. До сих пор представителей того времени считали варварами и примитивными людьми, а оказалось, они жили в достаточно развитом для того времени обществе. Где-то на рубеже новой эры (специалисты датируют это то 200, то 300 г. до н.э.) культура Дзёмон достигла такого развития, что в ее рамках стали происходить принципиальные изменения, позволившие говорить о рождении новой культуры - культуры Яёй.

Дзёрури

Дзёрури - старинный народный песенный сказ. Был широко распространен в Японии, начиная с Х-ХI вв. Бродячие сказители вели повествование нараспев, под аккомпанемент народного музыкального инструмента бива. Эти повествования носили название "рассказы странников, играющих на бива". Материалы для них черпались из "Хэйкэ-моногатари" - феодального эпоса, повествующего об истории борьбы крупных феодальных домов Тайра и Минамото. Особой популярностью пользовались рассказы о подвигах и злоключениях юного полководца Минамото-но Ёсицунэ и трогательная история его возлюбленной Дзёрури. Именем этой девушки стали называться сначала только сказы, героиней которых была она, а затем и сказы на другие темы. Примерно в середине ХVI в. в Японию через острова Рюкю был завезен новый струнный музыкальный инструмент - дзябисэн. Его видоизмененный японский вариант, названный сямисэн, быстро приобрел широкую популярность и вытеснил бива бродячих сказителей. Соединение песенного сказа дзёрури, исполняемого под аккомпанемент сямисэна, с кукольным представлением относится к концу ХVI- началу ХVII в., что явилось рождением нового жанра японского традиционного театрального искусства - бунраку, оказавшего огромное влияние на развитие национального театра в Японии.

Дзёсинъэцу Когэн

Дзёсинъэцу Когэн - национальный парк. Расположен в центральной части острова Хонсю в префектурах Ниигата, Гумма, Нагано. Образован 7 сентября 1949 г. Охватывает два отдельных горных региона - Дзёсинъэцу и Мёко-Тогакуси. На территории парка находятся действующие вулканы, плоскогорье, озера и курорты на горячих источниках. Популярен среди альпинистов и лыжников. На территории региона Дзёсинъэцу находятся вулканы Танигавадакэ и Наэбасан, последний из которых наклонен к юго-западу в сторону плоскогорья Сига Когэн - обширной возвышенности с болотами, озерами и лесами из серебристой березы. К югу от возвышенности - два действующих вулкана: Сиранэсан, на склонах которого находятся горячие источники Мандза, Kycaцy, и Асамаяма, у подножия которого расположился популярный летний курорт - город Каруидзава. На северо-западе, в небольшом регионе Мёко-Тогакуси, находятся пики Мэкасан, Курохимэяма, Тогакусияма и обширные леса из японского бука и другой альпийской растительности. Площадь парка - 1890 кв. км.

Дзётё

Дзётё (?-1057) - выдающийся буддийский скульптор периода Хэйан. С его именем связывают широкое распространение в скульптуре метода ёсэги, когда для изготовления деревянной статуи используется не цельный ствол, а подгоняются друг к другу отдельные деревянные детали, выточенные с ювелирной тщательностью по определенным стандартам. В результате фигуры стали легче и приобрели столь же изысканную завершенность, как и все части интерьера. Дзётё организовал в Киото мастерскую для производства деталей храмового оформления. Он получил беспрецедентное признание при дворе и придворный ранг за работу по оформлению храма Ходзёдзи и реставрационные работы в храме Кофукудзи. Единственная сохранившаяся работа Дзётё - это вызолоченная деревянная трехметровая статуя Амиды-Нёрай, главная святыня алтаря в храме Хоодо (Феникса) монастыря Бёдоин. Она стала эталоном красоты для многих последующих поколений скульпторов.

Дзидай Мацури

Дзидай Мацури - один из самых представительных праздников, посвященных истории страны, хотя он сравнительно молод. Первый раз отмечался 22 октября 1895 г.: в год постройки святилища Хэйан дзингу - в ознаменование 1100-летней годовщины основания Киото. Святилище посвящено первому и последнему императорам, жившим здесь. Праздник начинается рано утром торжественной службой в святилище, во время которой возносятся молитвы в честь двух императоров. Затем выносят микоси - священные паланкины, в которые, как утверждают, переселяются на время праздника души императоров. Позже микоси займут свое место в процессии, которая пройдет от Хэйан дзингу до императорского дворца Госё и вернется обратно. Началом ее считается момент, когда шествие проходит под сводами храмовых ворот - тории, самых больших в стране. В процессии предстaвлены все исторические эпохи в соответствии с периодизацией, принятой в Японии. Разворачиваются они в обратном порядке - от самой близкой к сегодняшним дням до самой древней. Возглавляют процессию представители эпохи Мэйдзи (1868-1912). Это главным образом солдаты императорской армии и участники крестьянских отрядов, которые сыграли большую роль в событиях Реставрации Мэйдзи, когда была восстановлена власть императора и положен конец господству сёгунов. В процессии периода сёгуната Токугава (1600-1868) представлен эпизод посещения императорского дворца посланником сёгуна, принесшего богатые дары. Здесь много красиво и богато одетых женщин: принцесса, предназначенная в жены последнему сёгуну, выдающаяся поэтесса и художница Отагаки Ракгэцу, основательница искусства театра Кабуки - танцовщица Идзумо-но Окуни. Период Адзути-Момояма (1568-1600) представлен великими объединителями страны - Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Шествие, посвященное первому правителю, изображает въезд этого могущественного феодала в Киото, куда он прибыл по повелению императора восстановить город, сильно пострадавший во время феодальных войн. В процессии, связанной с именем Хидэёси, воспроизведен эпизод, когда его сын в сопровождении свиты наносит визит императору по случаю своего совершеннолетия. В шествии периода Камакура (1185-1333) представлены в основном самураи в различном облачении. Здесь не видно ни поэтов, ни художников, ни деятелей других видов искусств. Это была эпоха суровых воинов. А вот следующая за ней процессия эпохи Хэйан, длившейся почти 400 лет (794-1185), пышна, нарядна, красочна. И мужчины, и женщины в сверкающих костюмах - ведь они представляют императорский двор, который был средоточием всего самого изысканного и изящного. Конечно, шествие представлено выдающимися женщинами Хэйана - Мурасаки Сикибу, Сэй Сёнагон, Оно-но Комати. Завершают праздничную процессию персонажи эпохи Нара (710-794), в центре которой находятся микоси с душами двух императоров. Замыкает процессию веков колесница с золотой птицей Хоо на крыше. Это персонаж китайской мифологии: у нее змеиная кожа, рыбий хвост, черепашья спина и куриный клюв. Миф говорит, что размах ее крыльев - 11 781 км. В образе этой птицы заключена идея защиты всего живого на земле от всяких невзгод. Ее появление считалось счастливым предзнаменованием. Так в зримых образах проходит перед глазами сегодняшнего поколения история страны.

Дзидзи Цусин

Дзидзи Цусин - второе по величине и значению информационное агентство Японии. Основано в 1945 г. как акционерная компания. Находится в Токио. Распространяет внутреннюю и международную информацию собственных корреспондентов и иностранных агентств. Обслуживает более 150 японских и зарубежных газетных издательств, радио- и телевизионных компаний. Издает собственные еженедельные журналы и специализированные информационные бюллетени. Имеет 100 отделений в стране и за границей.

Дзимму

Дзимму - первый император Японии. С мифа о нем начинается второй раздел эпоса "Кодзики". Имя Дзимму открывает собой длинный перечень правителей Японии эры богов, а сами мифы рассказывают об их великих земных деяниях. У Дзимму - это поход из Химука, куда его предки спустились с Небес, на Восток, в страну Ямато. Дзимму считается первым императором эры богов, и у него впервые появляются даты правления: 660-585 гг. до н.э. Сказание о Дзимму несет в себе отзвук подлинных исторических событий, в частности походов племен, населявших Кюсю, в районы Центральной Японии на острове Хонсю. Однако содержание мифа о Дзимму все еще насквозь пропитано духом божественных чудес. Дзимму посвящены храмы в Миядзаки (на Кюсю) и в Касивара (недалеко от Нара). С именем Дзимму-тэнно, вернее, с вычисленным впоследствии днем его восшествия на трон в 660 г. до н.э. связан один из самых известных праздничных дней Японии - Кигэнсэцу, установленный в 1872 г. Он выпадает на 11 февраля. Праздник был отменен по приказу оккупационных властей после поражения Японии во второй мировой войне, но вновь восстановлен в 1966 г. Он носит теперь название Кэнкоку кинэнби - День основания государства.

Дзиппэнся Икку

Дзиппэнся Икку (1765-1831) - писатель. Писал в разных жанрах: поучительные повести, сентиментальные романы и др. Прославился плутовским романом "Путешествие на своих двоих по Токайдоскому тракту" (1802-1822), который он печатал выпусками в течение нескольких лет. Роман написан живым разговорным языком той эпохи, насыщен острыми шутками, жаргонными словечками, народными песенками. Имел большой успех и много подражаний.

Дзиэн

Дзиэн (1155-1225) - поэт и историк. Сын канцлера Фудзивара Тадамити (1097-1164), известного каллиграфа и поэта. В 13 лет принял постриг, в 24 года стал настоятелем храма, войдя в высший круг столичного духовенства. Принимал активное участие и в политической жизни. Служил при дворе экс-императора Го-Сиракавы (1127-1192, годы правления 1155-158), затем при дворе императора Го-Тоба, принимал активное участие в литературной деятельности последнего. Автор известного исторического трактата "Гукансё" (1200). Его пятистишия входят во все основные поэтические антологии, начиная с "Сэндзайвакасю" (1187). Был близок с Сайгё, Фудзивара Садаиэ, Дзякурэном. Участвовал во многих поэтических состязаниях, проводимых по инициативе императора Го-Тоба. Оставил после себя домашнюю поэтическую антологию "Сюгёкусю" ("Собрание подобранных сокровищ"), в которой собрано более шести тысяч пятистиший.

Дзори

Дзори - вид национальной обуви, непременный атрибут национального парадного костюма. Сандалии без каблука, но с утолщением к пятке. Придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами. В отличие от гэта, дзори сделаны отдельно для правой и левой ног. Изготавливаются из кожи, соломы, синтетических материалов.

Дзэами Мотокиё

Дзэами Мотокиё (1363-1443) - выдающийся деятель японского театрального искусства, блестящий актер, автор почти ста пьес. Его творчество неотделимо от театра Но. Именно для этого театра Дзэами писал свои пьесы, именно для Но им была разработана теория театрального искусства. Жизнь Дзэами с самого детства была пропитана интересом и любовью к театру. Его отец - Канъами Киёцугу (1333-1384), первоначально мастер представлений саругаку, был придворным артистом. Он известен также как драматург и композитор. Канъами по праву считается основоположником японской национальной драмы - театра Но, основателем театра "Кандзэдза". После смерти Канъами его сын Дзэами, которому был в то время двадцать один год, возглавил труппу театра Но. Вершины же своей актерской славы Дзэами достиг лишь к сорока годам. Однако после смерти могущественного покровителя - сёгуна Асикага Ёсимицу, немало сделавшего для развития и процветания театра, жизнь труппы, да и самого Дзэами, круто изменилась. Теперь актеры выступали в основном в провинции и отдаленных деревнях. Новый сёгун - Асикага Ёсинори - притеснял семью Дзэами, а в 1434 г. сослал прославленного актера на остров Садо за то, что тот отказался отдать тексты своих трактатов своему племяннику, бывшему у нового сёгуна в большом фаворе. Лишь два года спустя Дзэами удалось вернуться, да и то лишь потому, что к власти пришел новый военный правитель. Последние годы жизни Дзэами провел в Киото в доме своего зятя (по другой версии - в деревне Оти, в доме внука). Актерская династия оборвалась: старший сын Дзэами Мотомаса, подававший большие надежды, скоропостижно скончался, младший - Мотоёси - стал буддийским священником. Но и того, что этот род дал японской культуре двух гениев - Канъами и Дзэами, достаточно, чтобы о нем помнили через столетия.

Дзэн

Дзэн - , дзэн-буддизм - школа японского буддизма, получившая широкое распространение в ХII-ХIII вв. В дзэн-буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем (1141-1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200-1253). Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, "внутреннее просветление". Особенно широкое распространение дзэн получил в ХIV-ХV вв. среди самураев, когда его идеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов. Дзэн нашел отражение в национальных традициях, оказал глубокое влияние на литературу и искусство. На основе дзэн культивируется Чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств. Влияние мировоззрения дзэн и сегодня распространяется на значительную часть японцев. Приверженцы дзэн утверждают, что сущность дзэн можно только почувствовать, ощутить, пережить, ее нельзя понять разумом.

Дзюдо

Дзюдо - один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. Прообразом дзю-дзюцу (джиу-джицу), ныне известного во всем мире как дзюдо, считается древнейший вид боевого единоборства в доспехах ёрои-кумиути. Изобретение ёрои-кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро - аристократу эпохи Нара (VIII в.), но в действительности это искусство старо, как сама история войн, а канонизировано оно в XV в. Ключевым элементом в технике ёрои-кумиути был подход и захват, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию. Арсенал ёрои-кумиути объединял броски через спину, грудь, голову в падении, через бедро и колено, переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек, а также около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приемы освобождения от захватов предполагали борьбу против двух нападающих. Вообще японские системы рукопашного боя без оружия в течение веков не раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах как явара, ва-дзюцу, тай-дзюцу, торитэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути, кэмпо. Дзюдо является одним из самых молодых побегов на ветвистом генеалогическом древе воинских искусств - он сформировался чуть более ста лет назад. Кано Дзигоро, отец современного дзюдо, в студенческие годы стал серьезно задумываться над возможностью достижения гармонии тела и духа. В 1882 г. он открыл при храме Эйсё в Токио собственную спортивную школу Кодокан - "Дом постижения пути". Блистательный триумф этой школы в чемпионате воинских искусств (1886) утвердил превосходство дзюдо над старым дзю-дзюцу. Вскоре дзюдо нашло применение в полиции и в армии, а через несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений. Считается, что технический комплекс приемов Кодокан был сформирован в 1887 г. и в течение десятилетий оставался неизменным. Однако над теорией и в особенности над морально-этическими проблемами изучения воинских искусств Кано продолжал работать еще долгие годы. В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованием корпуса и бедер, пожалуй, более, чем во всех прочих видах кэмпо, сказывается значение физической силы. При равной технике или даже несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу. Однако существенное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку с незавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Кано принцип "наиболее результативного приложения силы". Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образом мобилизовать и направлять свои духовные силы. В спортивном дзюдо, как известно, удары не предусмотрены, но Кано не случайно ввел в свою систему особый раздел самообороны, который должен был подготовить спортсмена к любым неожиданностям: к уличным дракам, схватке с вооруженным противником, наконец, к борьбе против человека, обладающего явным преимуществом в физической силе и технике. Важнейшую часть раздела составили разнообразные удары руками и ногами, являющиеся не чем иным, как адаптированным вариантом каратэ в современном понимании этого слова. Кроме ударов руками и ногами, в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом. Мастерам Кодокан, достигшим уровня "черного пояса", вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу. В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название "каппо" - от слов "кацу" ("оживлять") и "хо" ("способ"). В былые времена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения. Освоение каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования. Тренировки дзюдо проводятся с повторением комплексов формальных упражнений (ката). Между тем ката в классическом дзюдо всегда играли не меньшую роль, чем отработка отдельных приемов или свободный спарринг, - утверждение, которое можно отнести к любому виду воинских искусств. Кано оценивал ката как великолепное средство психической подготовки бойца.

Диана

Диана - фрегат российского Военно-морского флота. Построен на верфях Архангельска. Пришел в Японию 21 августа 1853 г. с дипломатической миссией под командованием вице-адмирала Е. Путятина. Получил серьезные повреждения во время цунами в 1855 г. в порту японского города Симода. Затонул 7 января 1855 г. при переходе из Симода в бухту Хэда.

Дизайн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Догу

Догу - глиняные статуэтки высотой от 3 до 30 см, имевшие культовый характер и широко распространенные в Японии в период Дзёмон. Среди них встречаются как изображения различных животных, так и весьма условные трактовки человеческого тела. Распластанные и схематизированные, почти сплошь покрытые резным и лепным магическим декором, они по своему орнаментальному решению близки сосудам. Тела, лица, одежды этих странных существ так фантастичны, что подчас лишь с трудом угадывается их антропоморфная сущность. Возможно, они служили амулетами. Вместе с тем они неразрывно связаны с поклонением высшим силам природы - дождям и грозам, горам и светилам, знаки которых в виде зигзагов и треугольников, полукружий и дисков украшают туловище догу, а подчас заменяют лицо и голову. Не являясь изображениями божеств, догу предназначались для того, чтобы умилостивить и сдержать божественные и грозные природные стихии.

Дои Такако

Дои Такако (р. 1928) - политический деятель. Родилась в префектуре Хёго. Юрист по образованию, окончила университет Досися (Киото). Будучи преподавателем конституционного права, становится активистом движения в защиту послевоенной Конституции. В 1969 г. впервые избирается депутатом палаты представителей парламента от Социалистической партии Японии. Специалист в социальных, международных вопросах и проблемах безопасности. В 1986 г. избирается председателем партии, став первой женщиной в истории японской политики, занявшей такой пост. В 1989 г. в коалиции с другими оппозиционными партиями Социалистическая партия одержала убедительную победу на выборах в палату советников парламента, лишив Либерально-демократическую партию большинства в верхней палате парламента. В 1993-1996 гг. - председатель палаты представителей парламента Японии. Социал-демократическую партию, в которую преобразована Социалистическая партия Японии, возглавила в 1996 г., когда ее партия потерпела крупное поражение на выборах.

Доихара Кэндзи

Доихара Кэндзи (1883-1948) - генерал, синолог, разведчик, прозванный японским Лоуренсом. Уроженец префектуры Окаяма. С детства избрал путь кадрового военного. С 1913 г. служил преимущественно в Китае, проведя там более четверти века. Изучил 13 языков и диалектов Китая и считался среди японских военных крупнейшим знатоком страны в различных аспектах ее географии, экономики, политики, военного дела. Пользовался доверием многих китайских военачальников и политиков. В 1920-е гг. возглавлял разведывательную работу японской армии в Восточной Сибири и Северном Китае. Был известен властолюбием, хитростью и осторожностью, не считался (порой открыто) с мнением вышестоящего начальства и откровенно презирал "штатских", включая министров. Военный советник властителя Маньчжурии маршала Чжан Цзолиня и организатор его убийства в 1928 г., когда тот перестал подчиняться Японии. К началу Маньчжурского инцидента (сентябрь 1931 г.) возглавлял разведку Квантунской армии, затем назначен мэром оккупированного японцами Мукдена. Организатор вывоза из Китая в Маньчжурию последнего китайского императора Пу И (1931), регента (1932), а затем императора (1934) государства Маньчжоу-го, созданного на захваченной японцами территории под контролем Квантунской армии при личном участии Доихара. В 1933-1935 гг. пытался создать в Северном Китае еще несколько прояпонских марионеточных режимов. Один из лидеров так называемой квантунской (маньчжурской) группировки японских военных, выступавших за максимальную независимость Квантунской армии от командования и правительства в Токио. Позднее командовал рядом армий в Китае, но большую часть времени уделял работе по расколу Гоминьдана и стоял за действиями Ван Цзин-вэя и его группы, создавшей в 1940 г. так называемое центральное (нанкинское) правительство, которое ориентировалось на союз с Японией. Начальник Военной академии (1940). В 1941 г. произведен в полные генералы. В годы войны на Тихом океане командовал армией в Сингапуре и Малайе, был генеральным инспектором авиации и военного образования, в последние месяцы перед капитуляцией возглавлял Первую главную армию, предназначенную для обороны Японских островов от вторжения. 21 сентября 1945 г. арестован оккупационными властями как военный преступник класса А. На Токийском процессе отказался давать показания, хотя их с нетерпением ждали и юристы, и журналисты. Признан виновным по восьми статьям обвинения, приговорен к смерти и повешен.

Докё

Докё (?-772) - буддийский монах, сыгравший роль японского Распутина при императорском дворе. Докё пользовался репутацией мага-врачевателя. Когда в 761 г. императрица Кокэн заболела, он был призван во дворец, чтобы исцелить ее. Императрица исцелилась. Докё был осыпан почестями, получил один из высших постов в буддийской храмовой иерархии, а императрица все больше подпадала под его влияние. Она повелела Докё заказать бронзовые статуи Ситэнно - Четырех божественных королей, которым надлежало карать врагов трона так же, как они попирают своими ногами демонов: именно в таком виде было принято изображать этих стражей Закона. Так было положено начало храму Сайдайдзи, строительство которого было поручено Докё. Молва, запечатленная в народных легендах, утверждает, что между императрицей и Докё были интимные отношения. Но честолюбивый монах не удовлетворился тем, что мог манипулировать правительницей государства, как ему того хотелось. Он жаждал не только фактической власти, но и самого трона. Смерть императрицы помешала осуществлению этих амбициозных планов. Докё был изгнан из столицы и вскоре умер.

Дом современный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дом традиционный

Дом традиционный - см. Минка.

Доспехи самураев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Досуг

Сложилось твердое убеждение, что подавляющее большинство японцев - ярко выраженные "трудоголики", для которых работа является приоритетом в жизни. Однако среди самих японцев такого целостного представления о себе нет. Оказывается, японцы разрываются между полярными представлениями о том, что же является главным в их жизни: работа или досуг. Число сторонников этих точек зрения примерно равно. Обратимся к беспристрастной статистике. В 1995 г. 34% японцев считали наиболее важной в жизни работу. В США такие люди составляли 32,8%, в Германии - 26%, в Швеции - 11,6%. Правда, японцам еще было далеко до Китая, где процент "трудоголиков" достигал 67,5%, и Филиппин - 78,2%. Но в том же 1995 г. 32% японцев считали досуг более важным, чем работа. Это был второй результат после Швеции (43%). Он превышал результат Германии (24,1%) и США (20,8%). Большинство японцев помимо спорта и путешествий проводят свое свободное время, делая покупки в магазинах, занимаясь домашними делами, садоводством, встречаясь с родственниками и друзьями. В 80-90-х гг. особенно увеличилось число совершающих зарубежные поездки. Специалисты отмечают, что сейчас, вместо того чтобы ездить в заграничные туристические поездки, ходить в дорогие бары с караокэ или в парки типа Диснейленда, японцы предпочитают выезжать на природу, ухаживать за собственными садиками или довольствуются посещением кино.

Дотаку

Дотаку - бронзовые культовые изделия периода Яёй, по форме напоминающие корейские колокольчики, но увеличенные примерно в десять раз и использовавшиеся в ритуалах, а не в качестве музыкального инструмента.

Дэдзима

Дэдзима (Дэсима) - небольшой искусственный островок в гавани Нагасаки, предназначенный для проживания голландских купцов в эпоху Эдо. Его общая площадь составляла 1,31 га. Остров был обнесен высоким забором, по верхней части которого шел двойной ряд железных шипов. В западной части острова были ворота, но они открывались лишь тогда, когда прибывали голландские суда: чтобы разгрузить их и затем нагрузить японскими товарами. Вокруг острова в воде были размещены столбы с табличками, оповещавшими о запрете причаливать к острову. Остров Дэдзима был соединен с берегом небольшим каменным мостом. Стража зорко следила за тем, чтобы никто без разрешения не мог войти на остров или покинуть его. Голландцы могли совершать прогулки по двум узким улочкам на острове, а для выхода в город требовалось специальное разрешение властей. Раз в год глава фактории с несколькими подчиненными совершал поездку в Эдо, чтобы преподнести подарки сёгуну и засвидетельствовать ему свою верность. Кроме того, голландцы должны были одаривать и власти в Нагасаки. На острове размещались жилые дома, товарные склады, а также помещения для официальных лиц, переводчиков и охраны. Голландцы разбили на острове цветник, у них имелось небольшое подсобное хозяйство - коровы, овцы, свиньи, куры. Аренда острова обходилась голландцам в 55 каммэ серебром. Питьевая вода привозилась из Нагасаки, за нее было необходимо платить отдельно. Число голландцев, проживавших на острове, не было постоянным. Оно колебалось год от года, но редко превышало цифру 20. Факторию возглавлял резидент. После 1640 г. бакуфу распорядилось, чтобы его меняли ежегодно, дабы он не успел наладить слишком дружественные отношения с японцами. За весь период существования фактории ее глава менялся 162 раза, но довольно часто случалось, что вновь появлялся человек, уже бывший в этой должности. У главы фактории был помощник, один или два секретаря, врач, библиотекарь, сторож на товарном складе. В состав служащих фактории также входили канониры, корабельные плотники, столяры и негритянские слуги. Число чиновников и различного обслуживающего персонала с японской стороны значительно превышало число проживавших на о-ве Дэдзима иностранцев. Одних переводчиков было около 150 чел., что преследовало цель воспрепятствовать каким-либо попыткам голландцев изучать японский язык. Никому из японцев не позволялось жить в доме у голландцев. Мало того, не разрешалось хоронить голландцев в Японии. Не дозволялось совершать и религиозные отправления - ни на о. Дэдзима, ни на кораблях. Местные власти строго следили, чтобы никакая религиозная литература не достигала прилавков японских лавок. Прибывшие корабли находились под жестким контролем местных властей, и морякам не разрешалось посещать другие корабли. Японцы поставляли на остров Дэдзима не только воду, продукты, повседневные товары, но и проституток. На мосту была надпись: "Только для проституток, вход для других женщин воспрещен". Такое маленькое послабление было сделано, чтобы скрасить голландцам одиночество - им не разрешалось приезжать в Японию с женами. В XVIII в. голландцам разрешили посещать "веселые кварталы" в Нагасаки в районе Маруяма. Но и здесь их подвергли дискриминации - они платили 65 моммэ серебром, тогда как китайские торговцы - только 5 моммэ. Если рождался ребенок, то японке разрешалось жить в доме его отца в качестве кормилицы, но ребенок считался японцем: уже с самого раннего возраста он подвергался таким же ограничениям, как и другие японцы, имевшие сношения с иностранцами. Детям предоставлялась одна маленькая поблажка - их голландским отцам разрешалось с ними встречаться в строго установленное время; кроме того, их отцы могли оказывать им материальную поддержку и заботиться об их образовании. Часто отцы помогали своим взрослым сыновьям приобрести какую-либо должность в Нагасаки или в другом месте. Жизнь на острове, который был примерно 120 м в длину, 75 м в ширину и возвышался над уровнем моря на 1-2 м, давала мало поводов для радости. Она навряд ли приносила удовольствие жившим там иностранцам и, видимо, была довольно суровой.

Дэнцу

Дэнцу (Dentsu Inc.) - крупнейшая рекламная компания Японии. Отсчет своего существования "Дэнцу" ведет с 1 июля 1901 г., когда были учреждены две компании: одна - рекламная, другая - новостная, которые в 1907 г. слились в единую компанию. Основателем этих фирм был Мицунага Хосиро, который возглавлял "Дэнцу" вплоть до 1940 г. Начало расцвета "Дэнцу" после второй мировой войны во многом связано с деятельностью ее четвертого по счету президента - Ёсида Хидэо. Он стал одним из инициаторов развития в Японии коммерческого радиовещания, а радиореклама стала впоследствии одним из основных направлений бизнеса "Дэнцу". Умело использовала фирма и те возможности, которые открылись в 1953 г. с появлением в стране телевидения. За пять лет - с 1949-го по 1954 г. - число ее сотрудников увеличилось с 1000 до 2000 человек, в ней появлялись все новые и новые подразделения. В 1959 г. в Нью-Йорке было открыто первое зарубежное отделение "Дэнцу". В середине 80-х гг. она уже стала глобальной корпорацией, охватывающей фактически весь мир и использующей весь арсенал средств массовой информации - газеты и журналы, радио и телевидение. Одной из первых она приступила к использованию в рекламном бизнесе возможностей Internet. "Дэнцу" сегодня - это около 6000 сотрудников, работающих в штаб-квартире, в четырех подразделениях и в пяти дочерних фирмах, расположенных в Японии, в шести зарубежных представительствах, а также в ее филиалах, разбросанных по 48 городам и 35 странам мира. Спектр оказываемых ею услуг чрезвычайно широк и охватывает практически все, что связано с обменом информацией. Оборот компании составил в 1995 ф. г. 12,588 млрд. долларов. Сегодня все большая доля продукции японских компаний - клиентов "Дэнцу" - предназначается для потребителей в странах Азии. Естественно, к этому региону, особенно к Китаю, обращает свои взоры и "Дэнцу". По расчетам аналитиков компании, азиатский рекламный рынок стремительно растет. В настоящее время "Дэнцу" имеет две сети в Азии: одну - свою cобственную, вторую - совместную с американской компанией Young & Rubicam. Сейчас "Дэнцу" разрабатывает новую информационную систему Global Compass, которая будет функционировать на основе компьютерной сети, соединяющей все расположенные в регионе офисы компании. Эта система включает в себя сведения о местном потребителе, его образе жизни, а также информацию о технологии планирования рекламных кампаний, уроках, извлеченных из прошлого опыта. Российский рынок вообще и рекламный в частности пока не расценивается "Дэнцу" как приоритетный. Основной функцией московского представительства компании, открытого еще в 1990 г., является обмен информацией. Сотрудники офиса оказывают поддержку в развитии российского рекламного рынка, собирают данные о российских средствах массовой информации, предоставляют информацию о маркетинговой деятельности японских компаний в России и осуществляют посредничество между российскими рекламными агентствами и японскими компаниями.

Предыдущая страница Следующая страница