Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАГ"-"НИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАГ"-"НИН")

Нагаи Кафу

Нагаи Кафу (1879-1959) - писатель, получивший классическое образование в китайском духе. Несколько лет - с 1903 г. по 1908 г. - Нагаи Кафу проводит за границей, сначала в Америке, а потом во Франции, работая в банке, принадлежащем отцу, и одновременно занимаясь литературным творчеством. Он пишет рассказы, которые потом были объединены в сборник "Сказания об Америке" (1908). Пребывание в Америке, пожалуй, было для него самым интересным периодом в жизни. Кафу воспринял Америку с открытой душой, что было нетипично для японцев. Особенно его привлекли отношения, которые существуют в Америке между молодыми людьми и женщинами; с нескрываемой завистью он описывал то, как студенты колледжей гуляют вместе рука об руку, целуются на улицах. Нагаи Кафу был женат дважды, но оба раза несчастливо. Первый раз его женили на дочери богатого торговца, но брак не по любви очень скоро распался. Надо отметить, что во многом он был вынужден следовать воле отца. У него были бесчисленные связи с гейшами, проститутками. Кафу был глубоко убежден, что ему никогда не встретить японскую женщину, которая смогла бы дать ему такую любовь, которую он испытал с европейскими женщинами. Кафу был уверен, что для японцев любовь - это не что иное, как простая похоть. После поездки в Париж появляются его "Рассказы из Франции" (1909), представляющие собой сборник эссе и воспоминаний о пребывании во Франции. Они были запрещены цензурой, которая нашла в заметках автора непристойные места. В 10-20-е гг. Нагаи Кафу были созданы лучшие произведения - романы "Сумидагава" (1909), "Соперники" (1917), "Карликовый бамбук" (1920), "Сразу после сезона дождей" (1931), ставшие шедеврами японской литературы. Роман "Сразу после сезона дождей" - произведение традиционно-эстетического плана; в нем выражается взгляд автора на японскую женщину и ее роль в обществе. В романе предпринята попытка синтезировать элементы французской модернистской литературы с традициями японской классики времен Эдо. Автор воспевает ушедшую в прошлое атмосферу "веселых кварталов", с ностальгией вспоминает о временах Ихара Сайкаку - японского писателя второй половины XVII в. Роман "Странная история, произошедшая к востоку от одной реки", опубликованный в 1937 г., часто воспринимают как одну из лучших работ Кафу. Считается, что произведение основано на личном опыте писателя. В этом романе, с одной стороны, видно влияние Золя, с другой - романтика Мори ОгаИ. Рассказчик - воплощение Кафу - коллекционер старых журналов, поношенных кимоно и всего, что напоминает старину. Автор описывает свои отношения с проституткой, завсегдатаем дома которой он становится на некоторое время. Япония тем временем скатывалась к милитаризму, и писать фривольные произведения становилось труднее. Издатели все менее охотно принимали рукописи Кафу: идеалом для писателя продолжало оставаться прошлое Японии, ее красота, а не героические победы на континенте. В годы войны Нагаи Кафу не написал ни одной строчки о военных событиях, прослыв ярым эскапистом. Послевоенное творчество писателя не столь выразительно, как в довоенный период.

Нагано

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нагано Осами

Нагано Осами (1880-1947) - адмирал. Принадлежал к "умеренному" крылу руководства флота. Морской министр в правительстве Хирота (1936-1937). Командующий Соединенным флотом (1937-1939). Начальник Генерального штаба флота при третьем кабинете Коноэ и кабинете Тодзё (1941-1944). Активно участвовал в подготовке планов войны на Тихом океане, выступая за внезапное нападение без объявления войны. Скоропостижно скончался в ходе Токийского процесса.

Нагасаки

Нагасаки

1) административный центр префектуры Нагасаки на юге острова Кюсю. В XVI в. здесь была расположена рыбацкая деревушка Таканоура. В 1571г. на ее месте был открыт порт, получивший название Нагасаки. Первыми иностранными купцами, побывавшими здесь, стали португальцы. Затем появились испанцы, голландцы, англичане. Можно сказать, что среди импорта в то время преобладали две позиции - огнестрельное оружие и христианство. Первым интересовались местные феодалы, стремившиеся укрепить свои позиции в борьбе с центральной властью. А христианство изначально интересовало местные власти как способ стимулирования внешней торговли. Но со временем оно завоевало популярность среди местных рыбаков и крестьян, став знаменем их борьбы за свои права. Нагасаки стал центром проникновения в Японию христианства. В начале XVII в. правительство Японии, стремясь сохранить феодальные порядки, приняло решение о "закрытии страны". Исключение было сделано только для Нагасаки и только под присмотром губернаторов, назначавшихся из столицы. Из европейских купцов торговать с Японией разрешалось только голландцам, не занимавшимся распространением христианства, из азиатских - только китайцам и корейцам. Остальным было запрещено появляться в Японии. В 1636 г. в устье реки Ураками был насыпан маленький искусственный островок Дэдзима площадью 3900 кв. м. На нем разместилась голландская торговая фактория. В 1855-1861 гг. в Нагасаки была построена современная судостроительная верфь. Судостроение и поныне остается одной из основных промышленных отраслей города. Всемирной известностью пользуются в Нагасаки памятные места, связанные с атомной бомбардировкой города. Американцы сбросили атомную бомбу на город 9 августа 1945 г. Погибло 74 тыс. человек. По горькой иронии судьбы бомба взорвалась как раз над самой большой не только в Японии, но на всем Востоке католической церковью Уракамитэнсюдо. Сегодня церковь восстановлена из руин, а рядом с ней на месте сгоревших жилых кварталов разбит Парк мира. Его украшает десятиметровый бронзовый монумент, созданный скульптором Китамура Сэйбо. Нагасаки остается важнейшим южным портом Японии, базой океанического рыболовства. Население города - 445 тыс. человек.

2) префектура. Расположена в Северо-Западном Кюсю. Граничит с префектурой Сага на востоке. Омывается водами моря Гэнкаи и Цусимского пролива на севере, моря Ариакэ на востоке, моря Амакуса на юге и Восточно-Китайского моря на западе. В префектуру входят четыре покрытых холмами полуострова (Кита Мацура, Ниси Соноги, Нагасаки и Симабара), много прибрежных островов, включая Цусима, Хирадосима, группы островов Гото и Ики. Климат в основном мягкий благодаря южному расположению и теплым океанским течениям. Из-за близости к Азиатскому материку район Нагасаки с давних времен был одним из главных пунктов, через который осуществлялись контакты Японии с иностранными государствами. Частыми гостями этих мест стали многочисленные европейские миссионеры и купцы. В 1637 г. на полуострове Симабара произошло крупное восстание, вызванное преследованием христиан со стороны сёгуната Токугава. Большую часть периода Эдо (1600-1868) город Нагасаки оставался единственным портом, открытым для внешней торговли. Современные границы установлены в 1883 г. после Реставрации Мэйдзи. В 1945 г. Нагасаки стал вторым после Хиросимы городом, который подвергся атомной бомбардировке. Главные сельскохозяйственные культуры - картофель и батат. На островах Хирадосима и Гото разводят скот. Рыболовство занимает второе место после Хоккайдо. Ведутся добыча и обработка жемчуга и морских водорослей. Добыча угля началась в ХVIII в. и процветала в период Мэйдзи (1868-1912), но затем большинство шахт было закрыто. В префектуре производятся изделия машиностроения, транспортное оборудование, продукты питания. В число туристических достопримечательностей входят национальные парки Ундзэн-Амакуса и Сайкай, остатки голландской торговой фактории на острове Дэдзима, китайская часовня Сёофукудзи в Нагасаки. Есть памятные места, связанные с христианством, такие как руины замка Хара. Площадь - 4113 кв. км. Население - 1563 тыс. человек. Административный центр - Нагасаки. Другие крупные города - Сасэбо, Исахая и Омура.

Нагасино

Нагасино - , битва - одно из решающих сражений времен объединения Японии (ХVI в.). Произошло 29 июня 1575 г. Войска полководцев Оды Нобунага и Токугавы Иэясу встретились с армией Такэды Кацуёри, даймё провинций Кай, Синано и Суруга. Перед этим в течение нескольких лет Нобунага и Токугава сражались с отцом Кацуёри - Такэдой Сингэн, которого считали одним из величайших полководцев Японии всех времен. После таинственной смерти Сингэна его враги еще два года не осмеливались напасть на его владения, но Кацуёри нарушил завещание своего отца и сам пошел в атаку на явно более сильных противников. Армия Такэды была разбита наголову, и клан вскоре прекратил свое существование. Сражение у замка Нагасино произвело сильнейшее впечатление на современников тем, что убедительно доказало превосходство европейского огнестрельного оружия, примененного войсками Нобунаги и Токугавы, над традиционными самурайскими приемами боя. Сражение неоднократно описывали японские авторы в литературных произведениях, о нем рассказывают картины и росписи на ширмах. Великий мастер мирового кинематографа Куросава Акира практически документально воспроизвел битву при Нагасино в фильме "Тень воина".

Нагата Тэцудзан

Нагата Тэцудзан (1884-1935) - генерал, выдающийся стратег, тактик и администратор. В годы первой мировой войны и после нее долго жил в Европе (Дания, Германия, Швеция), благодаря чему детально изучил теорию и практику боевой подготовки европейских армий. Сторонник радикальной модернизации армии, вместе с X. Тодзё основал "баденскую группу" реформаторски настроенных офицеров. По возвращении в Японию в 1923 г. служил преимущественно в Генеральном штабе и центральном аппарате Военного министерства, занимался разработкой стратегических и оперативно-тактических планов боевых операций на континенте. Лидер и идеолог "фракции контроля" ("тосэйха"), имел большие связи в политических и финансовых кругах. С марта 1934 г. в чине генерал-майора занимал ключевой пост начальника Бюро военных дел Военного министерства. В июле 1935 г. зарублен саблей в собственном кабинете подполковником С. Айдзава из враждебной фракции; в тот же день скончался от ран, но перед смертью произведен в генерал-лейтенанты особым указом императора. "Дело Айдзава" всколыхнуло всю армию как первый в ее истории случай убийства вышестоящего начальника офицером на действительной службе.

Нагата-Тё

Нагата-Тё - район в центральной части Токио. Здесь в 1936 г. было построено здание японского парламента. Позже вокруг был возведен целый комплекс парламентских служб. В СМИ слово "Нагата-тё" нередко употребляется как синоним названия высшего законодательного органа Японии.

Нагоя

Нагоя - город в центральной части острова Хонсю, административный центр префектуры Айти. Население -2154 тыс. человек. Площадь - 327 кв. км. Основан в ХVI в. как феодальный замок. Ныне крупный промышленный центр, 3-й по объему производства в стране. Центр индустриальной зоны Тюкё. В городе размещены предприятия автомобилестроения, тяжелая индустрия и нефтехимия. Портовые сооружения - одни из мощнейших в стране. Нагоя - крупный культурный центр, в городе много памятников, храмов, музеев. Наибольший интерес вызывает феодальный замок, построенный в 1610-1612 гг., разрушенный в ходе второй мировой войны и восстановленный в 1959 г.

Наём пожизненный

Наём пожизненный - специфическая система взаимоотношений между работодателями и постоянным наемным персоналом в крупных (и отчасти в средних) японcких фирмах, рассчитанная на длительное пребывание работника в данной фирме. Формирование ядра постоянных работников осуществляется из числа молодежи, окончившей учебное заведение и не имеющей опыта работы в других фирмах. Основными критериями отбора являются главным образом определенные личностные качества (общий уровень развития, способность строить отношения с коллегами, адаптироваться к условиям фирмы и т. п.), а не профессиональные данные претендентов. Отбор крайне жесткий. Конкретная сфера деятельности будущего работника в момент его приема на работу не определяется. Он нанимается в фирму в самом общем смысле этого слова. Все работники, и прежде всего вновь нанятые, проходят внутрифирменную подготовку на рабочем месте, а также с отрывом от производства - на специальных курсах. В результате формируется работник, хорошо подготовленный к специфическим производственным условиям и к исполнению специфических трудовых функций в данной фирме. Система материального поощрения и продвижения кадров в условиях пожизненного найма основана прежде всего на приоритете возраста и стажа. В последнее время получают распространение элементы системы заработной платы, существующей в западных странах, учитывающей результаты труда и квалификацию работника. Однако до сих пор они имеют подчиненное значение. Заработная плата повышается ежегодно, в определенное, строго установленное время в соответствии с результатами коллективных переговоров администрации с профсоюзом. Пребывание постоянного работника в фирме продолжается до достижения им т. н. предельного возраста (в настоящее время он составляет обычно 60 лет), после чего он в обязательном порядке увольняется и обеспечивается от фирмы пенсией или крупным выходным пособием. Обычно фирмы идут навстречу уволенным по возрасту работникам, желающим продолжать отношения найма, однако уже на гораздо менее благоприятных для них условиях, чем при системе пожизненного найма. После кризиса 70-х гг. в системе пожизненного найма происходит усиление избирательного, индивидуализированного подхода к работникам, реализуемого по американскому образцу. Перестройка системы пожизненного найма происходит, однако, с большими трудностями. Причина их заключается в сопротивлении профсоюзов, охватывающих главным образом постоянных работников, видящих в такой перестройке угрозу стабильности занятости своих членов.

Накасонэ Ясухиро

Накасонэ Ясухиро (р. 1918) - политический деятель, одна из виднейших фигур политического мира современной Японии. Происходит из семьи владельца лесопильной фирмы. Окончив юридический факультет Токийского университета в 1941 г., поступил на службу в Министерство внутренних дел. Во время войны добровольцем пошел во флот, служил на Тайване. В 1947 г. был впервые избран в парламент от Демократической партии. Уже в те годы отличался националистическими взглядами, в 1951 г. воздержался от голосования за японо-американский договор безопасности, считая, что он ущемляет суверенитет Японии. Член Либерально-демократиЧеской партии (ЛДП) с момента ее создания. В 1959 г. впервые вошел в состав правительства в качестве начальника научно-технического управления. В дальнейшем занимал в кабинете министров посты начальника Управления национальной обороны, министра транспорта, начальника административного управления. В ЛДП принадлежал к фракции И. Коно, затем возглавил эту фракцию, став одним из лидеров партии - председателем совета общих вопросов, ген. секретарем. В 1982-1987 гг. - председатель ЛДП, премьер-министр Японии. Накасонэ - нетрадиционный политик с ярко выраженным личным политическим стилем, выступавший под лозунгом "окончательного подведения итогов послевоенной политики". С его именем связано наступление неоконсервативной волны в Японии и проведение административно-финансовой реформы. Трижды бывал в СССР, встречался с М. Горбачевым (1985, 1988, 1989). В 1989 г. в связи с обвинением в причастности к финансовым махинациям компании "Рикруто" официально вышел из ЛДП, но продолжал оказывать влияние на ее политику (в апреле 1991 г. восстановил членство в ЛДП). Основал исследовательскую организацию - Институт глобального мира.

Налоги

В настоящее время в Японии действует около 50 разных налогов. Как и в других странах, они подразделяются на центральные и местные, прямые и косвенные, обычные и целевые. Основу всех налоговых поступлений в госбюджет - около 70% - составляют подоходный налог и налог с юридических лиц. Подоходный налог взимается со всех видов доходов, которые получают частные лица. Налог с юридических лиц взимается с доходов от предпринимательской деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, пенсионных фондов и т.д. Налог на наследство взимается при получении наследства от умершего человека. Налог на дарение взимается при получении подарка от частного лица, этот налог дополняет налог на наследство. Потребительский налог взимается в размере 3% цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем. Потребительским налогом не облагаются операции по купле-продаже земли, услуги коммунальных служб, плата за поступление в школу и обучение, плата за профилактический осмотр у врача, плата за погребение и некоторые другие. Есть также несколько особых видов косвенных налогов, например цена алкогольных напитков включает в себя 44% налог. Существует местный потребительский налог на проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф - 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес. Из местных налогов наиболее важным является так называемый налог на право проживания. Им облагается доход как физических, так и юридических лиц за предыдущий год. Причем его должны платить даже те, кто не имеет ни работы, ни дохода в текущем году, но имел доход в прошедшем. Человек, обязанный уплатить подоходный налог, должен сам подсчитать свой доход за период с 1 января по 31 декабря и соответствующую сумму налога и сообщить эти сведения в местное налоговое управление. При подсчете весь доход, в зависимости от его источника, разбивается на 10 видов: доход от денежных вкладов, от владения акциями, недвижимости, от предпринимательской деятельности, от лесных угодий, зарплата и другие. Затраты по каждому из этих видов доходов учитываются по-своему. Сведения должны быть представлены в местное налоговое управление в период с 16 февраля по 15 марта. В случае опоздания сумма налога увеличивается на 15%. По сравнению с другими странами, в Японии ставки налогов выше. Так, даже после налоговой реформы 1988 г., упростившей шкалу налогов и снизившей процент, максимальная ставка центрального подоходного налога составляет 50% (при доходе свыше 30 млн. иен). Если к нему еще прибавить 15% налог на проживание, то в сумме получается 65%, в то время как в США максимальная ставка составляет всего 28%. Сведения о доходах юридических лиц заносятся в установленную форму и представляются в налоговое управление не позже чем через 2 месяца после окончания финансового года компаний (у большинства фирм это 31 марта). Налог с юридических лиц составляет 37,5% для обычных компаний и 28% для малого бизнеса (компании с капиталом менее 100 млн. иен и годовым доходом менее 8 млн. иен). У обычных служащих налоги вычитаются при расчете зарплаты. Если других доходов нет, то декларацию можно не подавать. Ежегодный доход, однако, при этом не должен превышать 15 млн. иен. Если размер налогов, взятых при расчете зарплаты, и реальная сумма налогов, которая должна быть уплачена, не совпадают, в конце года проводится корректировка в соответствующую сторону. Не всем, кто сам подает сведения о своих доходах, можно доверять. Поэтому налоговое управление проводит выборочную проверку правильности заполнения налоговых деклараций. Проводятся также инспекции особо злостных неплательщиков. Отделы проверок и инспекций национального налогового управления и региональных налоговых управлений собирают и анализируют данные, получаемые из различных информационных сетей. Инспекция может быть проведена только с санкции суда. После ее получения в помещении фирмы проводится обыск, налагается арест на конторские книги, прочие вещественные доказательства, принимаются другие меры для выяснения реального финансового положения фирмы. Доказуемость по делам, возбужденным по результатам таких проверок, практически стопроцентная. Чаще всего на сокрытии доходов попадаются предприятия, имеющие дело с наличными деньгами, например казино, больницы и т.д., а также розничные торговцы.

Нанга

Нанга (южная живопись), или бундзинга (живопись образованных людей), - возникшая в конце ХVII в. под китайским влиянием художественная школа. Художниками этой школы являлись ученые-конфуцианцы. Их творчество отличалось широким диапазоном тем и приемов. Они привнесли в живопись поэтическую непосредственность, оригинальность видения и трактовки пейзажей. В основном они писали тушью монохромные картины в китайском стиле и обычно дополняли их китайскими стихами, написанными каллиграфически. Расцвет этой школы наблюдался во второй половине ХVIII - начале ХIХ в. и был отмечен творчеством таких крупных художников, как Икэ Тайга, Ёса Бусон, Тани Бунтё, Таномура Тикудэн и Ватанабэ Кадзан.

Нанива

Нанива (Кё) - древняя столица Японии. Первое упоминание в японских документах о поселении Нанива на месте современной Осаки относится к 320 г. н. э. Свидетельств о самом раннем периоде существования Нанивы немало. Это в первую очередь предметы материальной культуры - каменные орудия, керамика ханива и др. Раскопки послевоенных лет на территории Осаки дали значительную информацию о древности города. Обнаружены остатки сооружений, относящихся к III и IV вв., вследствие чего центральная часть бывшего "столичного" поселения была объявлена местом исторической ценности. На том же месте, где в современной Осаке высится замок, стояли дворцы царей (резиденция Нинтоку). Здесь же в восточной части Осаки - Хоэндзакатё - в более поздний период были расположены резиденции трех правителей древней Японии - Котоку, Тэмму и Сёму. Установлено, что территория дворцового комплекса Сёму занимала около 6,4 кв. км. После событий 645 г., известных как переворот Тайка (разгром рода Coгa, приход к власти коалиции родов Накатоми и Сумэраги), была создана отражающая идеи строгой феодальной иерархии административная система. Городской статус Нанивы и особое положение этого городского образования в стране подчеркивались тем, что управление им осуществлялось специальным советом сики, во главе которого стоял губернатор - тайфу. Этот и более ранний (IV-VI вв.) периоды дают сведения, по которым можно осуществить относительную реконструкцию общей структуры города. Для ориентированной по сторонам света пространственной конфигурации городского строительства было характерно четкое расположение кварталов, образуемых пересекающимися под прямым углом улицами. Они как бы продолжали прямоугольное членение дворцовыми сооружениями северного, элитарного, городского района. Южная часть территории была прорезана множеством каналов, позволявших транспортировать грузы к торговым кварталам. Взаимная ориентированность каналов и мест торговли в древней Наниве была сохранена и в средневековой Осаке. Дифференцированность социального пространства города очевидна, но можно полагать, что оно не отделялось высокими и прочными стенами от окружающей местности, как в Китае. Городское строительство этого времени свидетельствовало о широком распространении в архитектуре Японии вариаций свайной постройки с поднятым над землей жилым горизонтом. Жилища знати являют собой амбарно-свайные конструкции с большим нерасчлененным, открывающимся во внешнее пространство объемом. Храмовые сооружения не отличались особыми стилевыми характеристиками. Этому содействовала идентификация культового здания и жилища. Храм возводился как жилище бога на земле, т.е. в соответствии с системой и обликом жилой сферы человека. Широкому развитию градостроительной практики способствовал обычай перенесения места пребывания двора после смерти очередного древнего властителя (осквернение территории). Переносу столицы предшествовала сложная процедура гадания с определением будущего местоположения городской застройки. На протяжении двух с половиной веков до переворота Тайка в районе Ямато была построена 31 "столица" - города, возникавшие как резиденции, в которых за этот период правили 23 представителя царской династии. Расположение "столиц" отличалось незначительным удалением друг от друга. Почти все они, за исключением Оцу (на озере Бива) и Нанивы, были расположены в юго-восточной части долины Ямато, называемой Асука. Нанива, бывшая в IV в. царской резиденцией Нинтоку, после его смерти остается "столичным" городом во времена еще двух представителей правящей династии - Тэмму (631-686) и Сёму (724-749). С 745-го по 754 г. Нанива - снова место пребывания императорского двора.

Нара

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нарусэ Микио

Нарусэ Микио (1905-1969) - кинорежиссер. В 1929 г. дебютировал фильмом "Воинственные супруги". Ставил лирические комедии, среди которых "Три сестры, чистые в своих помыслах" (1934) и "Жена, будь как роза" (1935). Для Нарусэ характерен интерес к традиционному укладу жизни мелких торговцев и служащих, к их семейным отношениям. Большинство его фильмов относится к жанру сёмингэки, в становление которого он внес значительный вклад. Среди знаменитых работ Нарусэ: "Еда" (1951), "Молния" (1952), "Поздняя хризантема" (1954), "Плывущее облако" (1955). Поставил 86 фильмов.

Нарухито

Нарухито - наследный принц, старший сын императора Акихито и императрицы Митико, родился 23 февраля 1960 г. Сначала его именовали Хиро-но Мия (принц Хиро). В 1982 г. окончил отделение истории литературного факультета университета Гакусюин, специализировался на средневековой истории японского транспорта и поступил в аспирантуру Оксфордского университета в Великобритании. Здесь он два года занимался изучением транспортных перевозок по Темзе в XVIII в. В марте 1988 г. он окончил первую ступень докторантуры, читал специальный курс лекций в университете Гакусюин, а в настоящее время является членом Университетского центра исторических исследований. В 1991 г. ему была присвоена степень почетного доктора наук. Нарухито приходилось также выполнять другие общественные функции. С момента присвоения ему титула наследного принца в феврале 1991 г. он участвует в официальных зарубежных визитах как представитель семьи императора Акихито. Он побывал в Норвегии, Марокко, Бразилии, Великобритании, Непале, Бутане, Индии, Германии, Бельгии, Испании, Венесуэле, Мексике и других странах. Во время учебы в Оксфорде он также посещал различные европейские страны и имел встречи с папой Иоанном Павлом II и тогдашним премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер. В четырехлетнем возрасте Нарухито начал учиться играть на скрипке, а когда поступил в оркестр университета Гакусюин, перешел на альт. Вместе со своими друзьями организовал небольшой струнный ансамбль. Кроме того, принц увлекается альпинизмом. Те, кто знал Нарухито в школьные годы, характеризуют его как очень решительного человека с большим самообладанием. Как и у всех членов монарших семей во всех демократических странах мира, их жизнь с самого рождения открыта для общества. Взросление наследного принца и его предполагаемая женитьба стали событием общественного масштаба и пристального внимания всей Японии. Тем более что интрига этого действа отличалась драматичностью. Двадцатишестилетний принц и его двадцатидвухлетняя избранница Овада Масако впервые встретились на приеме в 1986 г. Овада Масако родилась в Токио 9 декабря 1963 г. Она является старшей дочерью заместителя министра иностранных дел Овада Хисаки и его жены Юмико, у которых есть еще две дочери-двойняшки. Вместе со своим отцом-дипломатом Масако значительную часть своего детства провела за границей, в том числе в Москве и Нью-Йорке. В 1971 г. она вернулась в Японию и стала ученицей престижной частной школы в Токио, затем поездка с отцом в США, в Бостон, где он работал в консульстве, а Масако, окончив школу, поступила в Гарвардский университет и до 1985 г. специализировалась там на изучении экономики. Под влиянием отца Масако решила стать дипломатом. Вернувшись в 1986 г. после окончания Гарварда в Японию, Овада поступила на работу в Токийский университет, а через год, после сдачи сложных квалификационных экзаменов, начала работать в МИД Японии. Овада Масако в 1988 г. по направлению МИД уехала в Англию для обучения в Оксфорде, где пробыла до 1990 г., вернувшись затем в Японию, стала работать во втором североамериканском отделе МИД. Почти шесть лет потребовалось Нарухито, чтобы добиться руки Масако Овада. Сначала были возражения в императорском окружении, потому что дед Масако в свое время возглавлял компанию "Тиссо", сбросившую в 60-е гг. токсичные отходы в залив Минамата на острове Кюсю, что привело к массовому отравлению местных жителей. Да и сама Овада тоже высказывала очевидное нежелание оставлять престижную и интересную дипломатическую работу и возлагать на себя обязанности будущей императрицы с ее строгим жизненным укладом. В октябре 1992 г. на конфиденциальной встрече молодых людей, прошедшей в императорских охотничьих угодьях в префектуре Тиба, Нарухито сделал предложение, но Овада отвергла его, а 20 октября ее семья представила официальный отказ в Управление Императорского двора. Потом было еще несколько встреч в ноябре-декабре, и, к всеобщему удовлетворению, положительное решение было принято. В декабре 1992 г., после представления Масако Овада императору Акихито и императрице Митико, было объявлено о помолвке, а в июне 1993 г. состоялось бракосочетание, совершенное по традиционному для Японии синтоистскому обряду.

Население

По численности населения (125 860 тыс. человек на конец марта 1999 г.) Япония занимает 8-е место в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и Пакистана. За 100 лет ее население увеличилось с 35,3 млн. чел. в 1875 г. до 111,9 млн. чел. в 1975 г. В последние годы численность населения изменяется незначительно. В 1998 г., по сравнению с 1997 г., прирост составил всего лишь 0,2%, что является одним из самых низких показателей с 1968 г., когда в стране начали вести регулярные демографические наблюдения. Плотность населения Японии состав ляет 331 чел. на 1 кв. км. Население Японии отличается исключительной национальной однородностью, в стране проживает менее 1% лиц неяпонской национальности. Среди национальных меньшинств наиболее многочисленны корейцы - около 700 тыс. чел. Подавляющее большинство японцев (78%) живут сегодня в больших городах, и эта тенденция продолжает усиливаться. При этом основная часть городского населения по-прежнему сконцентрирована в трех огромных мегаполисах - Токио, Нагое и Осаке, которые следуют один за другим на узкой равнинной полосе вдоль побережья Тихого океана. Соотношение мужчин и женщин в населении Японии почти равно единице: в 1996 г. женщины составляли в нем 50,99%, а мужчины - 49,01%. Продолжается старение японского общества. Число людей старше 65 лет достигло в 1998 г. 16,5% всего населения, увеличившись на 0,5% по сравнению с 1997 г. В то время как количество детей до 15 лет сократилось на 0,3% и составляет сейчас уже менее 15%.

Наха

Наха - административный центр префектуры Окинава. В городе проживает 300 тыс. человек. Площадь Наха составляет 39 кв. км. В средние века - столица королевства Рюкю, о былом величии напоминает восстановленный королевский дворец Сюридзё. В городе расположены предприятия судоремонтной, нефтеперерабатывающей, пищевой отраслей промышленности.

Национальная валюта

Национальная валюта - иена, ее история ведет свой отсчет с 1871 г. Пришедшее после Реставрации Мэйдзи (1868) к власти буржуазное правительство ввело десятеричную систему национальной валюты (одна сотая иены называлась сэна, одна десятая сэны - рин). Иена заменила дзэни - довольно сложную денежную систему эпохи Эдо (1600-1868), в рамках которой параллельно существовали золотые, серебряные, медные и бумажные денежные знаки, причем как центрального правительства, так и 244 отдельных княжеских владений. Свое новое название - "иена" - японская валюта получила от формы ("эн" по-японски означает "круглый"), так как прежние монеты имели овальную, прямоугольную, а то и весьма неопределенную форму золотого или серебряного слитка. В первые годы Мэйдзи новая национальная валюта имела золотой стандарт, но потом в результате продолжительной инфляции потеряла конвертируемость и была заменена на банкноты, обменивавшиеся лишь на серебро. Вернуться к золотому стандарту удалось лишь после 1897 г., когда Япония получила огромные денежные репарации с Китая по результатам японо-китайской войны. Тогда паритет иены был установлен в 0,75 грамма золота. С тех пор Япония неоднократно отказывалась от золотого стандарта и вновь возвращалась к нему, исходя из собственных финансово-экономических задач и политической ситуации. Статус международно признанной валюты иена получила лишь в мае 1953 г., когда Международный валютный фонд утвердил ее паритет в 2,5 миллиграмма золота. В ходе целой серии последовательных ревальваций по отношению к доллару и другим основным зарубежным валютам "вес" иены значительно вырос. Ныне в обращении имеются банкноты Банка Японии в 1000, 5000 и 10 000 иен. На 1-тысячной банкноте образца 1984 г. изображен портрет известного японского писателя Нацумэ Сосэки (1867-1916), на 5-тысячной - портрет Нитобэ Инадзо (1862-1933), просветителя эпох Мэйдзи и Тайсё, а на 10-тысячной - писателя и просветителя эпохи Мэйдзи Фукудзавы Юкити (1835-1901). Ранее существовала и 100-иеновая банкнота, но в последние годы она полностью вышла из обращения. В японском парламенте в связи с продолжающейся инфляцией активно обсуждалась идея выпуска банкнот в 50 000 иен, но пока реального воплощения она не получила. В 2000 г. Банк Японии планирует выпустить в обращение 2000-иеновую банкноту. Помимо банкнот в Японии существуют монеты: 500-иеновая образца 1982 г. (никелевая, с изображением цветка павлонии), 100-иеновая образца 1962 г. (никелевая, с изображением цветка сакуры), 50-иеновая образца 1967 г. (никелевая, с изображением цветов хризантемы), 10-иеновая образца 1959 г. (бронзовая, с изображением зала Феникса монастыря Бёдоин), 5-иеновая образца 1959 г. (бронзовая, с изображением рисового колоса) и 1-иеновая образца 1955 г. (алюминиевая, с символическим изображением саженца). Кроме того, было выпущено несколько мемориальных монет - достоинством в 1000 и 100 иен - ко дням открытия Олимпийских игр, международных выставок Экспо и т.д.

Нацумэ Сосэки

Нацумэ Сосэки (1867-1916) - писатель. В юности он получил классическое образование и слыл знатоком древней китайской и японской классической поэзии. После окончания Токийского императорского университета по специальности "Английская литература" Сосэки решил продолжить обучение в аспирантуре. В 1894 г. у него обнаружились признаки туберкулеза, однако долгие годы страдать ему пришлось от другой болезни - язвы желудка. Весной 1895 г. Сосэки получил должность учителя английского языка на острове Сикоку. Его друзей очень удивило решение Сосэки поехать в этот удаленный уголок Японии, поскольку, по сути дела, он обрекал себя на добровольное изгнание. В июне 1896 г. он женился на дочери видного парламентского деятеля, однако женитьба с самого начала была несчастливой. В 1900 г. Нацумэ Сосэки был отправлен на стажировку в Англию (1900-1902), из которой вернулся ярым англофобом. Пребывание в Англии пагубно сказалось и на его здоровье - у Сосэки появились признаки нервного расстройства и депрессии. С 1903 г. он получает должность преподавателя английской литературы в Токийском императорском университете (на этом посту он сменил Лафкадио Хёрна). Собственно, творческий путь писателя начинается в 1905 г., когда из-под его пера выходят две остросатирические повести - "Ваш покорный слуга кот", "Мальчуган" и роман "Трава у изголовья". Сосэки как писатель свой творческий путь начал довольно поздно, в тридцать восемь лет. В 1907 г., он переходит на работу в газету "Асахи" на должность редактора литературной полосы, что также немало удивило его друзей, поскольку оставить место преподавателя в университете и перейти на работу в газету считалось шагом вниз. Дальнейшее творчество писателя представлено трилогией романов - "Сансиро" (1908), "Затем" (1909), "Врата" (1910), в которых выведен образ японского интеллигента, отстраненного от жизни, и поднимается проблема человеческого эгоизма и эгоизма в масштабах страны. Экспериментальный роман ("антиновелла") "Шахтер" и "Ночи грез" стоят несколько особняком от основного творческого метода писателя. В "Ночах грез", например, одни критики усматривают влияние Фрейда, другие - экзистенциализма. Еще одна трилогия писателя - "Пока не окончилось равноденствие", "Путник" и "Сердце" - закрепила творческий успех Нацумэ Сосэки. Недосказанность, не выраженная явно конфликтность ситуации, буддийские реминисценции, т.е. все то, что было присуще литературным традициям Японии, делают произведения Сосэки любимыми японским читателем. Кроме того, Нацумэ Сосэки был одним из лучших знатоков английской литературы начала XX столетия, и в памяти современников остались его блестящие лекции, с которыми он неоднократно публично выступал. Среди литераторов, посещавших писателя, был Акутагава Рюноскэ, который почерпнул немало полезного из бесед с Нацумэ Сосэки.

Невский

Николай Александрович (1892-1937) - русский ученый-востоковед, доктор филологических наук. В 1962 г. Николаю Невскому была присуждена (посмертно) Ленинская премия за дешифровку тангутской письменности. На тангутском языке говорило и писало большинство населения государства Си-Ся на севере Китая (982-1227). Пятнадцать лет своей недолгой жизни Невский провел в Японии, где сумел стать не просто иностранным ученым-исследователем, а как бы органичной частицей национальной среды. Он родился в семье следователя Ярославского окружного суда, в возрасте менее года остался без матери, а в четыре - и без отца. Его взяли на воспитание дед и бабка из Рыбинска. Уже в детстве он обнаруживал склонность к языкам: ходил к знакомым татарам, учился их языку, интересовался и арабским. После гимназии он поступил вначале в Петербургский технологический институт, но после первого курса перешел в Петербургский университет на факультет восточных языков, избрав своей специальностью языки китайский и японский. Блестящую школу востоковедения Невский прошел не только в университете. В Петербургском музее антропологии и этнографии работал тогда выдающийся этнограф Лев Яковлевич Штернберг, вокруг него группировалась молодежь, для которой он устраивал курсы лекций и неофициальные семинары. Под прямым влиянием Штернберга Николай Невский сложился как ученый-этнограф. В 1915 г. выпускник Невский был откомандирован университетом в Японию на стажировку - в расчете на дальнейшее использование его в качестве преподавателя - и для проведения научно-исследовательской работы. Своей темой молодой ученый избрал древнюю религию японцев - синтоизм, при этом он не ограничивался лишь чтением литературных и исторических памятников, а параллельно изучал фольклор, праздники, шаманство, детские игры современных ему жителей Японских островов. Летом 1916-го он отправляется в северо-восточные провинции Японии. В дневниках сохранились записи бесед с сельскими учителями, крестьянами, студентами. С некоторыми из них Невский потом поддерживал отношения многие годы. Шел 1917 г. Университет прекратил выплату содержания, и Невскому пришлось поступить на службу, чтобы иметь средства к существованию. В 1919 г. он получил место преподавателя русского языка в Высшем коммерческом училище в Отару на Хоккайдо. Студентов было немного, оставалось время для науки, тем более что здесь он соприкоснулся с языком и фольклором аборигенов острова - айнов. В те годы мировое айноведение лишь зарождалось, специалистов были единицы. За три года на Хоккайдо Невский сумел встать в ряд ведущих айноведов, и его в 1922 г. пригласили для чтения лекций в Киотоский университет. В Отару Невский познакомился с 19-летней Исо Мантани, которая помогала ему в работе. Они поженились, у них родилась дочь. Официально они зарегистрировали брак в 1929 г. в советском генконсульстве в Кобе, незадолго до отъезда Невского на родину. С 1922 г. Невский - профессор русского языка в Осакском институте иностранных языков. В это же время он углубленно занимается фольклором, этнографией и диалектами островов Мияко (архипелаг Рюкю), начинает проявлять интерес к тангутоведению. На островах Мияко он побывал трижды - в 1922, 1926 и 1928 гг. После поездок в японском научном журнале "Миндзоку" он опубликовал свои статьи. Знание диалектов очень пригодилось ученому в путешествиях по этим затерянным в море островам, где сохранились в неприкосновенности многие черты древней культуры. В последующие годы ему удалось посетить с научной целью Тайвань и Пекин. Когда в 1929 г. Николай Александрович вернулся на родину, он был уже признанным авторитетом в тангутоведении. В конце 1937 года Невский был арестован. В официальной справке о смерти было сказано, что Николай Невский умер в 1945-м от сердечной недостаточности. Есть основания предполагать, что эта дата вымышлена и он был расстрелян сразу после вынесения приговора. Реабилитированный в 1956 г., Николай Александрович Невский "вернулся" в ряд выдающихся отечественных ученых-востоковедов.

Нидзё

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ниигата

Ниигата

1) префектура. Расположена в Центральном Хонсю. Граничит с префектурой Ямагата на севере, префектурами Фукусима и Гумма на востоке, префектурой Нагано на юге и префектурой Тояма на западе. С севера омывается водами Японского моря. Пограничные районы испещрены горными грядами, внутренние - покрыты холмами и плоскогорьями. Основные низменные места протянулись вдоль побережья. Остров Садо в Японском море административно входит в состав префектуры и является одним из самых больших прибрежных островов Японии. Климат характерен мощными снегопадами, особенно в горных долинах. Часть района Ниигата была заселена племенами Эдзо еще в VII в., но они были покорены или вытеснены в более северные края силами центрального правительства. В ходе реформ ТаЙка (645) Ниигата стала провинцией Этиго (без острова Садо, который стал самостоятельной провинцией). Этиго находилась под властью различных феодалов-военачальников, включая семейство Уэсуги, после периода Хэйан (794-1185), а в период Эдо (1600-1868) была разделена на множество владений. Открытие месторождения золота на острове Садо привело к прямому контролю над ним со стороны сёгуната Токугава. Современное название префектура носит с 1871 г., а нынешние границы были установлены в 1886 г. Ниигата в течение долгих лет продолжает оставаться одним из главных производителей риса в Японии. Важное место занимает лесное хозяйство. За последнее время здесь создана современная индустрия, выпускающая продукцию машиностроения, нефтепереработки, химическую продукцию. Налажено производство сакэ, текстиля, мебели. В префектуре сосредоточены основные резервы нефти и газа страны. В Ниигате сильны традиции: более тринадцати старинных ремесел здесь охраняется законом. Мастера народных промыслов для своей работы используют как традиционную технику, передаваемую из поколения в поколение, так и современную технологию. Качеством же получаемых при этом изделий восхищаются не только жители Японии, но и зарубежные потребители. Для данной префектуры, кроме изделий народного промысла, характерным считается производство металлических изделий, например таких, как обеденная посуда европейского типа, инструменты, предметы домашнего обихода. Производство это сосредоточено в центре префектуры - городах Сандзё и Цубамэ. Как и многие области Японии, каждый район префектуры известен чем-то своим. Район Мураками славится изделиями из природных материалов, изысканной утварью, покрытой красным лаком, с разнообразным узором. Посуда мумёи-яки изготавливается в Садо, Камо славится деревянными изделиями, а Сиодзава известен традиционным ткачеством. Благодаря чудесной природе, множеству достопримечательностей, а также горячим целебным источникам и лыжным курортам префектуру круглый год посещают любители путешествий. Ниигата является признанным центром пищевой промышленности и славится своими продуктами из риса и сои (сакэ, рисовые сладости и пирожки, мисо, соевый соус), а также маринованными овощами. Великолепные вкусовые качества достигаются за счет применения чистейшей талой воды. Ниигата всегда процветала за счет сухопутных и морских перевозок. По суше железнодорожная линия "Дзёэцу Синкансэн" и другие скоростные дороги связывают ее с Токио и с другими частями страны. Морской порт Ниигата имеет торговые связи с корейским городом Пусан и российскими портами Владивосток, Восточный и Находка. Горные районы Ниигаты входят в национальные парки, такие как Дзёсинъэцу Когэн, Тюбу Сангаку, Бандай-Асахи и Никко. Популярные курорты с горячими источниками включают Этиго Юдзава, Мёкё, Акакура и Цубамэ. Площадь - 12 579 кв. км. Население - 2474 тыс. человек. Административный центр -Ниигата. Другие крупные города - Нагаока, Дзёэцу, Сандзё и Касивадзаки.

2) административный центр префектуры Ниигата. В городе проживает 486 тыс. чел. Площадь Ниигаты составляет 206 кв. км. Важный торговый и рыболовный порт страны на побережье Японского моря. Развиты цветная металлургия, машиностроение, металлообработка, нефтеперерабатывающая, текстильная отрасли промышленности.

Никко

Никко - небольшой городок (20 тыс. жителей), расположенный в 135 км к северо-востоку от Токио, и одновременно - известный национальный природный парк, занимающий огромную территорию (1402 тыс. кв. км) и отличающийся неповторимыми ландшафтами и пейзажами. Это горная страна с величественной снежной вершиной Нантайсан и озером Тюдзэндзи, из которого берет свое начало водопад Кэгон. На склонах высоких холмов и на вершинах гор здесь в течение столетий создавались многочисленные буддийские храмы и синтоистские святыни - шедевры древнего и средневекового японского искусства (Футаарасан, Рицуин, Тайюин). Здесь же находится усыпальница великого сёгуна - Токугава Иэясу - и посвященный его памяти храмовый комплекс Тосёгу. "Не говори ни о чем, что это прекрасно, пока ты не увидел Никко", - гласит старинная японская поговорка. Поднимающаяся в гору дорога приводит к небольшому деревянному зданию - это синтоистский храм Футаарасан. Согласно легенде, храм с таким названием был построен еще в VII в., но был буддийским. Считают, что первоначально он был воздвигнут на вершине горы Нантай буддийским монахом Сёнин Сёдо, который и поныне почитается как человек, "открывший Японии Никко". В древних преданиях рассказывается о том, что, когда в VII в. Сёдо прибыл в эти места, он заметил на вершине горы Нантайсан "пятицветные облака". Поняв это как божественное знамение, монах попытался подняться на вершину, но путь ему преградила горная река Дайя. Сёдо стал молиться Будде, прося его о помощи. И вдруг он увидел на противоположном берегу старца в белоснежных одеждах. Это был Дух змей, по знаку которого две змеи - красная и синяя - перекинулись над бурлящим потоком и образовали своими телами мост. В следующее мгновение этот живой мост покрылся ветками кустарника. Монах переправился на другой берег, достиг вершины горы Нантайсан и воздвиг там буддийский храм. Якобы в память об этом событии позднее через горный поток Дайя был перекинут деревянный мост, получивший наименование Синкё ("Священный мост"). Темно-красные, покрытые лаком перила моста прекрасно гармонируют с черными балками, покоящимися на каменных столбах. Особенно красив этот мост после дождя, когда краски от влаги становятся насыщенными и яркими. 17 мая 1617 г. тело Токугава Иэясу по мосту Синкё было перенесено в Никко. Мост Синкё, предназначенный для императоров и сёгунов, - одна из достопримечательностей Никко. Начиная с XVII в. он бывает открыт только в дни праздников храма Тосёгу, когда по нему проходят участники торжественных церемоний. В празднествах, фестивалях и многолюдных процессиях, проводимых ежегодно в Никко, можно наблюдать все тот же синкретизм религиозных представлений японцев, тесное переплетение буддизма, синтоизма, культа предков, а порой и более древних верований. Одним из наиболее грандиозных празднеств храма Тосёгу является фестиваль Сэннин-гёрэцу ("Процессия, состоящая из тысячи человек"), который проводится в Никко ежегодно 17-18 мая уже более 350 лет, начиная с 1617 г. Первоначально эти многолюдные процессии устраивались с единственной целью - увековечить память о великом сёгуне. Многолюдно бывает в Никко и в начале августа, когда тысячи паломников в белых одеждах, простых соломенных шляпах и сандалиях поднимаются к озеру Тюдзэндзи для того, чтобы омыться в его холодных водах и посетить буддийские храмы, расположенные по его берегам. В ночь на 3 августа большие группы людей с посохами и факелами в руках поднимаются на священную вершину горы Нантайсан, чтобы поклониться святыням, там они и встречают восход. Славу синтоистского храма Футаарасан составляют древние танцы кагура, исполняемые мико - девушками, посвятившими себя служению богам. Любоваться цветами во все времена года люди приезжают в Никко. В самом конце зимы неподалеку от деревянного строения старинного храма Рицуин (VII в.) первыми зацветают японские сливы. В середине апреля сливу сменяет цветущая сакура. Здесь, около Рицуин, есть и 200-летние вишневые деревья. Их цветы имеют своеобразный золотистый оттенок. Это особый, редкий вид сакуры - конгосакура. Множество людей приезжает в Никко осенью для того, чтобы наблюдать красоту пламенеющей листвы кленов. Обычай любования алыми листьями кленов, момидзигари, восходит к осеннему празднику урожая. Когда-то в старину после уборки урожая жители деревень собирались вместе, водили хороводы, украшали друг друга венками из алых листьев, ветвями кленов убирали свои дома. На этих празднествах складывались песни о красоте природы, о любви.

Никкэйрэн

Никкэйрэн (Нихон кэйэйся дантай рэммэй) - Федерация предпринимательских организаций Японии, одно из четырех наиболее влиятельных объединений предпринимателей, оказывающее существенное влияние на формирование государственной экономической и социальной политики. Образованная в 1948 г. как объединение предпринимателей, призванное противодействовать профсоюзному движению, федерация сейчас занимает особое положение среди предпринимательских организаций в сфере управления трудовыми отношениями на общенациональном уровне, оказывает существенное влияние на создание конструктивных отношений между предпринимателями, профсоюзами и органами государственной власти. Никкэйрэн состоит из 8 региональных, 47 префектуральных и 53 отраслевых ассоциаций предпринимателей, в которых объединены почти 29 тысяч корпораций, то есть практически весь крупный и значительная часть среднего бизнеса. Она является членом Международной организации труда. С помощью Никкэйрэн предприниматели "контролируют" 90% работников, организованных в профсоюзы.

Николай Японский

Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин (1836-1912) - архиепископ, основатель Русской православной церкви в Японии. Родился 1(13) августа в семье сельского диакона Дмитрия Касаткина в Смоленской губернии. Бойкий деревенский парнишка был послан учиться в Смоленскую духовную семинарию. А в августе 1857 г. бурсак Касаткин в числе лучших учеников отправляется в Санкт-Петербургскую духовную академию. В канун окончания 4-го курса открылась вакансия священника при Российском императорском консульстве в японском городе Хакодатэ. Иван Касаткин сразу решил начать службу пастыря в чужой стране. В конкурсе участвовало двенадцать студентов старшего курса. Касаткин победил. И подтвердил свое желание принять иночество. Отборочная комиссия, состоявшая из церковных иерархов, отправила свое решение в Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде. 23 июня 1860 г. стал днем пострига Ивана Касаткина в монахи. Его нарекли Николаем, в честь святителя и великого чудотворца Николая. Спустя пять дней инок Николай был рукоположен в иеродиаконы, а ровно через сутки, 30 июня 1860 г., он был возведен в духовный сан иеромонаха. Николай опоздал на последний пароход, уходивший в Хакодатэ. Пришлось прожить зиму и весну в Приморье. С открытием навигации, как только сошел лед в устье Амура, отбыл в Японию. В Хакодатэ он появился мало того, что без гроша в кармане, да еще с большим долгом. Казначей одной береговой морской части ссудил бедному монаху сто рублей серебром. В Хакодатэ Николая встретил консул Гошкевич. Консул не стал скрывать, что отца Николая ожидали трудности. За три года, пока существует консульство, сменилось два священника. Оба не хотели изучать японский язык, без знания которого миссионерство сводится к нулю. Первые семь лет своего пребывания в Хакодатэ настоятель консульской церкви серьезно занимался изучением японского языка, истории и культуры, а в часы досуга пытался делать переводы из некоторых священных и богослужебных книг. Научился расшифровывать иероглифы, что дало ему возможность знакомиться с книгами по литературе и искусству, а также с буддистскими религиозно-нравственными сочинениями. К этому времени, то есть к 1865 г., относятся и первые пробы пера. Иеромонах Николай начинает сотрудничать с газетой "Восточное Поморье", выходящей в Николаевске-на-Амуре. Материальное положение иеромонаха Николая было такое, что он считал каждый грош. В 1869 г. епископ Иннокентий посоветовал отцу Николаю ехать в Санкт-Петербург и добиваться открытия миссии. В столице к просьбам гостя из Японии отнеслись благосклонно. В Хакодатэ отец Николай уже вернулся в новом качестве - главой Русской духовной миссии и в священническом сане архимандрита. Было это в 1870 г. Переехав в Токио, архимандрит Николай принялся за свое святое дело. Им были созданы духовная семинария, катехизаторские школы. Издавались первые в Японии русские журналы "Православный вестник" (на русском и японском языках) и "Уранисики" ("Скромность"), знакомивший японских читателей с историей, культурой, литературой России. На первых порах это устраивало отца Николая, но все-таки главная его цель была иной - воздвигнуть кафедральный собор. В 1879-1880 гг. отец Николай посетил Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Одессу: собирал добровольные пожертвования на строительство храма в Токио. Собор Воскресения Христова, позже получивший неофициальное название Николай-до, был построен в Токио в 1891 г. В апреле 1906 г. епископ Ревельский Николай (в этом сане - с марта 1880 г.) был возведен в архиепископское духовное звание. За полувековую деятельность святителя Николая в Японии насчитывалось 31 984 верующих, 265 церквей, 41 священник, 15 хоровых регентов, 121 катехизатор. Отец Николай перевел на японский язык Священное Писание, богослужебные книги. Он внес большой вклад в установление и развитие российско-японских связей. 16 февраля 1912 г. архиепископ Николай скончался в возрасте 75 лет в Токио и был похоронен в пределах собора Воскресения Христова. В 1978 г. над его могилой была возведена белая часовенка. Спустя полвека после кончины преосвященный Николай был канонизирован. Каждое 16 февраля ежегодно отмечается День Святого равноапостольного Николая Японского.

Николай-До

Николай-До (букв. Храм Николая) - православный кафедральный собор Воскресения Христова, относится к наиболее известным достопримечательностям Токио. Ни один местный экскурсовод не преминет обратить внимание своих спутников на зеленоватый купол, отличающийся от привычных образцов традиционной японской архитектуры, но тем не менее отлично вписавшийся в городской пейзаж японской столицы. Ссылка на св. Николая понятна. Ведь как сама идея строительства этого православного храма в Токио, так и заботы по претворению ее в жизнь связаны со святителем Николаем (в миру Иваном Дмитриевичем Касаткиным), возглавлявшим в конце XIX - начале XX в. Русскую духовную миссию в Японии. Отец Николай присмотрел, а затем, набрав необходимую сумму, купил участок земли на вершине холма Суруга-дай в районе Канда. Там во времена средневековья возвышалась пожарная каланча, служившая одновременно и своеобразным маяком для судов, входивших в порт Эдо. На этом холме и было решено построить православный собор. Первоначальный эскиз будущего храма разработал известный петербургский архитектор, профессор А. Щурупов (1815-1900). Это ему принадлежала задумка построить здание, в плане напоминающее греческий крест, но с куполами в византийском стиле. Однако воплощать замысел в камень и металл пришлось другому. Строительство было поручено английскому зодчему Джошуа Кондеру (1852-1920), воздвигшему в период с 1878-го по 1907 г. более 50 зданий в Токио. Так, ему принадлежит авторство строительства Токийского императорского музея (1881), дворца Рокумэйкан (1883), здания Морского министерства (1895). А в 1891 г. Кондер вручил архиепископу Николаю ключи от кафедрального собора Воскресения Христова. Выложенные из кирпича стены окружали внутреннее пространство храма в 805 кв. м. Купол был выложен медными листами, которые со временем, окислившись, потеряли первоначальный блеск и приобрели зеленоватый оттенок. Увы, в первозданном виде собор Николай-до не сохранился. В 1923 г. здание серьезно пострадало от разрушительного землетрясения. К 1929 г. храм был восстановлен японским строителем Синъитиро Окада, который не удержался и внес некоторые коррективы в первоначальный вид собора. Изменения затронули купол, колокольню и часть интерьера, но в целом храм сохранил многое из первоначальных задумок А. Щурупова. Ныне Николай-до несколько затерялся среди высоких домов, построенных в последние годы в центре Токио. Но удачно выбранное святителем Николаем место позволяет ему и сегодня величаво красоваться над прилегающим районом, привлекая к себе взгляды прохожих и сердца верующих.

Никон

Никон (Nikon Corp.) - компания, являющаяся основным производителем фотокамер в составе группы "Мицубиси", основана в 1917 г. Компания ведет исследования и опытно-конструкторские разработки с целью выпуска высокотехнологичной продукции для оптической промышленности, медицинского оборудования и производства точных измерительных приборов. Годовой объем продаж компании составляет 306 млрд. иен. Число сотрудников - 6,7 тыс. человек (март 1999 г.).

Ниндзюцу

Ниндзюцу - тайное клановое боевое искусство, содержащее в себе комплексы знаний и умений по осуществлению диверсий и террора, методы проведения партизанских операций, разведку с использованием всех способов добывания и анализа информации, а также систему стратегического управления политической обстановкой (организация недовольства общественного мнения, политические провокации, подстрекательство и непосредственное участие в мятежах и т.д. и т.п). Весь этот комплекс ниндзюцу был организован на столь высоком уровне, что некоторые методики (например, редких способов маскировки, убийства или проникновения в жилище) кажутся маловероятными до сих пор. Жителям же средневековой Японии акции ниндзя (адептов ниндзюцу) представлялись проделками дьявола. Тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IХ-ХII вв. Прообразом ниндзя были группы китайских и корейских шпионов и диверсантов, чьи подразделения были организованы по родовой системе и которые исповедовали учения секретных школ даосизма - философского течения, направленного на подготовку человека к выживанию в самых экстремальных условиях и культивирующего полное слияние с природой, окружающей средой. Возникшие в Японии после VIII в. и организованные по китайскому принципу кланы горных отшельников Ямабуси обогатили материковые учения японским направлением эзотерического буддизма Сингон. Эта секта поощряла тяжелые и изнурительные тренировки, направленные на совершенство духа, а также тщательно сохраняла собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии и т.д. Подвижники Сингон наводили на обычных людей ужас и смятение своими возможностями, и их знания стали важным подспорьем в создании ниндзюцу. Развивающиеся одновременно и параллельно с развитием самурайства, тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными ни по своей методике подготовки и арсеналу тактических и боевых приемов, ни по своей философии. Если самураи превыше всего ставили идеалы Бусидо и в соответствии с ними стремились наилучшим образом подготовиться к смерти, то ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя - это выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача - разведка, то для успешного ее выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные, моральные или другие ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства и ниндзя успешно все их использовали. Расцвет ниндзюцу пришелся на эпоху Сэнгоку дзидай (1467-1568), когда все воевали со всеми. Большинство существующих легенд рассказывает о подвигах ниндзя, совершенных именно в это время. Сохранившиеся же документальные свидетельства подтверждают существование в эпоху Сэнгоку дзидай школ Ига (на территории нынешней преф. Миэ) и Кога (преф. Сига). Всего же в то время существовало около 70 кланов ниндзя. С установлением в 1615 г. мира в стране надобность в ниндзя постепенно отпала, и к XIX в. они сохранились как реликты.

Ниниги

Ниниги - , Хикоко-но ниниги-но микото (юноша-бог рисовых колосьев) - в японской мифологии божество, играющее главную роль в мифах о нисхождении в страну людей, уже приведенную к покорности небесным богам. Ниниги получает от своей прародительницы Аматэрасу яшмовые подвески, зеркало, с помощью которого Аматэрасу выманили из грота, и меч, извлеченный Сусаноо из хвоста восьмиголового змея и подаренный им Аматэрасу, т. е. те предметы, которые впоследствии стали символами священной власти японских императоров, ведущих свое происхождение от Ниниги. Пробившись сквозь восемь гряд облаков, Ниниги спустился на пик горы Такатихо в Цукуси (древнее название Кюсю). На земле Ниниги женился, у него родилось трое сыновей.

Предыдущая страница Следующая страница