Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СВЯ"-"СИН")

Связь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сёва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Северные территории

Северные территории - название, используемое в Японии по отношению к островам Кунашир (яп. Кунасири), Пико, или Ловцова (Бэнтон), Итуруп (Эторофу) с прилегающими островами Лебедя и Камень-Лев (Моэкэси), Шикотан, или Шпанберга (Сикотан), и группе островов Плоские (Хабомаи), к которой относятся острова Сигнальный (Кайгара), Танфильева (Суйсё), Юрий (Юри), Анучина (Акиюри), Зеленый (Сибоцу) и Полонского (Тараку) с прилегающими островами и скалами. Общая площадь всех названных островов составляет 5 тыс. кв. км. По российско-японским договорам 1855, 1875 и 1905 гг., в которых определялась межгосударственная граница, принадлежали Японии. Находятся под юрисдикцией России (СССР) с 1946 г. Являются предметом пограничных разногласий между Россией (СССР) и Японией. (Подробнее - см. Территориальная проблема.)

Сега

Сега - см. Сэга

Сёги

Сёги - японский вариант шахмат. В них играют на деревянной доске, расчерченной решеткой на 81 клетку. У каждого игрока по 20 фигур 8 наименований, отличающихся друг от друга своей ценностью, силой и рисунком ходов. (В сёги фигуры внешне различаются не формой, а размером фишки и иероглифом, написанным на ней.) И уже с этой точки зрения игра в сёги несколько сложнее шахмат, где на поле в 64 клетки двигаются по 16 фигур 6 наименований каждого цвета. При совпадении конечной задачи - заматовать короля противника - у сёги есть и дополнительные сложности. Так, взятую фигуру противника можно "рекрутировать" в свое войско. Таким образом, потеря фигуры оборачивается двойным, а то и тройным ударом. Это значительно расширяет тактику и стратегию игры. Шахматы и сёги произошли от одного корня. Их родиной можно считать иранский Абадан, в древности входивший в состав Индии. Оттуда любители игры завезли ее через Персию в Европу, где она эволюционировала в то, что ныне известно под названием "шахматы". Но движение игры происходило и на восток, в Китай, где она трансформировалась в хорошо известные там "сянги". В эпоху Нара (710-794) японские миссии, посылаемые ко двору империи Тан, привезли с собой на родину и захватывающую игру, несколько изменив на свой лад ее название. В Стране восходящего солнца с тех пор и играют в сёги. Ежегодно Японская ассоциация сёги, в которой зарегистрировано около 140 мастеров-профессионалов и около сотни кандидатов в мастера, проводит семь национальных турниров - каждый за собственный приз. Чтобы завоевать корону чемпиона конкретного турнира, игроку приходится пробиваться через серию квалификационных соревнований. Учитывая численность конкурентов, это отнюдь не простое дело. Мир сёги жестко стиснут обручами традиций. Здесь оговорены не только правила игры, но и одежда игрока, и поклоны, которыми обмениваются партнеры, и место, на котором молодым игрокам приходится ждать появления более маститого соперника. Молодежь годами обязана изучать партии мастеров, прежде чем будет допущена к состязаниям.

Сёгун

Сёгун - военно-феодальный правитель Японии ХII-ХIХ вв. По преданию, титул сёгуна впервые учредила императрица Кэйко, хотя первые документальные свидетельства существования этого титула относятся к эпохе Нара (710-794). В эти годы правительство Японии предприняло ряд военных экспедиций против племен айну, населявших северную часть Японского архипелага. Главнокомандующий войск получал титул сэйто сёгун (генералиссимус, покоряющий Восток) или позднее сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров). Позже титул был редуцирован до сёгун.

Сёгунат

Сёгунат - военно-феодальная система правления в Японии, при которой император выполнял сугубо церемониальные функции, а реальная власть принадлежала военному правителю - сёгуну. При этом должность сёгуна передавалась по наследству. В истории Японии насчитывается три сёгуната: клана Минамото (1192-1333) со ставкой в Камакура - Камакура бакуфу, клана Асикага (1338-1573) в киотоском районе Муромати - Муромати бакуфу, клана Токугава (1603-1868) в Эдо, нынешнем Токио, - Эдо бакуфу. Императоры несколько раз предпринимали попытки свергнуть власть сёгунов и вернуть себе всю полноту власти в стране. Это окончательно удалось лишь в 1868 г. в ходе Реставрации Мэйдзи, когда понятия "сёгунат", "бакуфу" и титул сёгун стали достоянием истории.

Сёдзи

Сёдзи - стенные клетчатые рамы из легких деревянных планок, заменяющие в традиционном японском жилище окна. С внешней стороны оклеены полупрозрачной бумагой. Легко двигаются в пазах, при необходимости сдвигаются в одну сторону или вынимаются.

Сёкуси-Найсинно

Сёкуси-Найсинно (1151-1201) - одна из ведущих поэтесс второй половины XII в. Дочь императора и поэта Го-Сиракава. Принадлежа к императорскому семейству, она оказалась в самом центре политической жизни того времени, которая была весьма нестабильной. Это был период постоянных дворцовых интриг, смут и раздоров, связанных с ослаблением могущества рода Фудзивара, до того времени игравшего главную роль в политической жизни страны, и укреплением провинциальной аристократии, которая стремилась к власти. Ее родственники один за другим становились жертвами заговоров и мятежей. С восьми и до восемнадцати лет Сёкуси-найсинно была жрицей синтоистского святилища Камо, а потому юность ее прошла в уединении, вдали от жизни двора. В 1169 г. из-за болезни она оставила святилище и переехала в столицу. С ранних лет она писала стихи, а когда вернулась в столицу, ее наставником в поэзии стал Фудзивара Тосинари. В 1192 г., после смерти отца, она приняла монашеский постриг. Сёкуси-найсинно оставила домашнюю антологию "Сёкусинайсинно-сю", ее стихи есть почти во всех ведущих антологиях, начиная с антологии "Синкокин(вака)сю" (куда включено 49 ее пятистиший). Интересно, что она, всю свою жизнь прожившая в затворничестве, почти не общавшаяся с мужчинами, оставила много прекрасных любовных стихов, по страстности сопоставимых разве что со стихами Идзуми Сикибу.

Сельское хозяйство

Считается, что история сельского хозяйства Японии насчитывает более 2 тыс. лет. Методика возделывания риса и других зерновых, а также ряда овощных культур была ввезена в страну из Китая через Корею. С тех древних времен в Японии выращивают рис, пшеницу, ячмень, просо, соевые бобы, редьку, огурцы. Древнейшие крестьянские орудия труда изготовлялись из дерева или камня. Когда в страну из-за рубежа проникла технология обработки железа, производительность труда в сельском хозяйстве резко возросла. В аграрный оборот были вовлечены заболоченные участки и освобожденные от камней горные террасы. А в XVII в. появились первые книги о методах возделывания урожая. С появлением городов начался отток населения из сельских районов. Более половины урожая изымалось в качестве налогов, поэтому крестьяне постоянно жили на грани голода. Крестьянский труд пришлось интенсифицировать, прежде всего за счет освоения новых земель, применения удобрений. В период Эдо крестьяне получили право продавать часть урожая на рынке, что позволило придать аграрному производству товарный характер. До Реставрации Мэйдзи (1868) в сельском хозяйстве было занято около 80% населения страны. Из-за крайней ограниченности сельскохозяйственных угодий животноводство было развито сравнительно слабо. Рис оставался основной сельскохозяйственной культурой, к тому же весьма трудоемкой, что сказалось на формировании национального характера. После открытия страны для международных контактов японцы проявили огромный интерес к европейской и американской аграрной практике. Однако ситуация с землей в Японии значительно отличалась от ситуации в странах Запада, и поэтому перенос зарубежных технологий на японскую почву не давал результатов. В итоге основой сельскохозяйственного производства в Японии так и осталось рисоводство. Довольно долго в аграрном секторе Японии из-за миниатюрности крестьянских наделов не могла привиться механизация. Лишь после земельной реформы 1946 г., когда значительные участки плодородной земли были изъяты у помещиков и по низкой цене распределены между фермерами, сельское хозяйство стало приобретать современные черты. Государство поддержало процесс формирования сельскохозяйственных кооперативов, обеспечивших кредитование крестьянских хозяйств и применение на полях сельхозтехники, удобрений, новых интенсивных технологий. С конца 50-х гг. начался процесс ускоренной урбанизации страны, сопровождавшийся массовым оттоком рабочих рук из деревни. На фермах оставались в основном лишь пожилые люди и дети. Обработка земли вблизи городов приобрела повременный характер, когда работники приезжали в деревню лишь в период очередной страды - посева, уборки урожая. Благодаря внедрению механизации - тракторов, культиваторов, комбайнов - урожайность риса за 25 лет (с 1950 г. по 1975 г.) увеличилась с 9,5 млн. до 13 млн. метрических тонн. Однако потребление риса (в пересчете на 1 человека) за эти годы уменьшилось. Преимущественно рисовая диета уступила место более сбалансированной мясо-молочной, овощной, фруктовой, и государству пришлось решать проблему перепроизводства риса. Крестьянам стали платить деньги за то, чтобы они на своих рисовых полях выращивали другие культуры. Сейчас Япония сама обеспечивает свои нужды в рисе на 102%, в картофеле - на 85%, в овощах - на 86%, во фруктах - на 47%, в мясе - на 56%, в молочных продуктах - на 72%, в пшенице - на 7%. По ситуации на 1997 г. аграрный сектор Японии (включающий охоту, лесное дело и рыболовство) составляет 1,9% в ВНП страны (499,86 трлн. иен).

Семья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серебряная революция

Серебряная революция - широко распространенный термин, характеризующий демографические процессы в Японии. Население Японии быстро стареет, и в не столь отдаленном будущем пожилые могут стать весьма значительной демографической группой в стране. Доля японцев, возраст которых превысит 65-летнюю отметку (то есть пенсионеров), составит в 2020 г. 25,5%. Для сравнения - тот же показатель в 1990 г. выглядел много скромнее: 12,1%. Ни одна из стран мира не "седеет" так быстро, как Япония. За те же три десятилетия (1990-2020) доля пожилых в населении США вырастет на 16,4%, в Великобритании - на 18,2%, в Германии - на 19,1%, во Франции - на 19,5%. А это означает, что именно Японии предстоит решить самую сложную и самую острую по сравнению с другими развитыми странами проблему - приспособить ныне существующую систему социального обеспечения к быстро меняющимся реалиям. Дело не только в поисках источников наполнения различных пенсионных фондов, но и в обеспечении производственного потенциала страны, заметно снижающегося с переходом все возрастающей доли активной части населения в разряд пенсионеров. Ведь кому-то надо содержать престарелых. Сейчас одного престарелого поддерживают через систему налогов 6-7 работающих. А к 2020 г. эта пропорция снизится до 1 к 3. Финансирование социального обеспечения в Японии, как и во многих других странах мира, осуществляется не только за счет государственных отчислений, но и личных взносов трудящихся в страховой фонд, и отчислений предприятий в эти же фонды определенной доли от прибылей. В 1993 г. налоги и отчисления на эти цели составили в доходной части японского госбюджета 38,1%. 13,8% из них приходится на отчисления частного сектора. Но к 2025 г. картина может заметно ухудшиться. Частный сектор вынужден будет увеличить свою долю до 20%, а госфинансирование престарелых возрастет до 50%. Повышение доли отчислений предприятий в пенсионные фонды ляжет дополнительным бременем на ценообразование. Японская продукция будет неминуемо проигрывать в конкуренции на международных рынках товарам стран с менее обременительной для местного бизнеса системой социального страхования. Все большее число японских предприятий будет стремиться в оффшорные зоны, открывать в развивающихся странах с дешевой рабочей силой филиалы, постепенно превращающиеся в основные производства данной фирмы. По данным Министерства внешней торговли и промышленности, в 1995 финансовом году доля зарубежной продукции японских фирм увеличилась с 8,9% до 10%. В том же году японские компании, уже открывшие зарубежные филиалы, более четверти всей своей продукции произвели вне пределов Японии. Кроме того, высокие налоги, взимаемые с производств в Японии, станут своеобразным барьером на пути иностранных инвестиций в страну. Да и национальный капитал вынужден будет устремиться за рубеж, в регионы со щадящим налоговым климатом. Утечка национального капитала из Японии и перевод за рубеж производственных мощностей, естественно, снижают налоговую базу государства. Если новая система социального обеспечения будет рассчитана на большие отчисления предприятий и увеличение личных отчислений трудящихся в пенсионный фонд, то бизнес потеряет значительную долю привлекательности. Реорганизация системы социального обеспечения неминуемо затронет и ряд других институтов государства, ломая сложившиеся десятилетиями табу и принципы. Сокращение пропорции работающих и пенсионеров ведет к резкому увеличению финансового бремени, неподъемной ношей ложащегося на каждого трудящегося. К тому же в государственных и частных офисах Японии не поощряется работа людей, достигших пенсионного возраста. Еще крепкие здоровьем и имеющие производственный опыт люди обязаны уступать свое место молодежи. Конечно, приток "свежих мозгов" очень выгоден для любой фирмы. Да и система зарплаты в большинстве случаев традиционно строится не на мастерстве трудящегося и его личном вкладе в производство, а на трудовом стаже на данном предприятии. Новичкам начинают платить с "нулевой отметки", иногда в два-три раза меньше, чем пожилым предшественникам на том же посту. К настоящему времени лишь 4,3% японских фирм отказались от системы оплаты труда по старшинству в пользу вознаграждения за более производительный труд. Ломка традиции принудительного выхода на пенсию, очевидно, ляжет в основу принципиально новой системы социального страхования. Бремя поддержания стариков приходится делить между активно работающими. Чем больше пенсионеров, тем больше нужда в налогоплательщиках. Иначе стране грозит возвращение к давним временам, когда в японских семьях существовал страшный обычай "убасутэ" - обессилевших стариков дети уносили в горы и оставляли там умирать, ведь содержать бесполезных членов семье было не под силу. Можно понять японских социологов, которые с такой озабоченностью следят за демографическими переменами в обществе, за развитием "серебряной революции", названной так по цвету старческих седин.

Серебряный павильон

Серебряный павильон - см. Гинкакудзи.

Сётику

Сётику (Shochiku Co., Ltd.) - фирма, основанная в 1920 г. и входящая в число 4 крупнейших кинопрокатчиков Японии. В начале своей деятельности специализировалась на театральных представлениях Кабуки, которые и по сей день входят в сферу интересов компании. Имеет сеть дистрибьюторов, обеспечивающих прокат и гастроли по всей стране. Установила тесные отношения с некоторыми иностранными телекомпаниями, а также с фирмами "ХХ век Фокс" и "Сэга". Развивает сеть видеопроката и производства лицензированных видеокассет. Годовой объем продаж составляет 56 млрд. иен (февраль 1999 г.). Число сотрудников - 0,6 тыс. человек.

Сётоку Тайси

Сётоку Тайси (574-622) - принц Умаядо (Сётоку Тайси - посмертное имя, означающее Принц Святые Добродетели) -государственный деятель древней Японии. Вступил в борьбу за власть в 592 г., когда род Сога, убив императора, монополизировал неформальную власть при дворе и привел на престол императрицу Суйко. Регентом при ней стал ее племянник принц Умаядо. Принцу удалось сыграть решающую роль в укреплении центрального государственного аппарата и осуществить действенное административное управление провинциями. В то же время внутриполитическое положение не удалось стабилизировать полностью из-за жесточайшей борьбы между сторонниками новой религии - буддизма, завезенного из Кореи, и адептами традиционного японского культа предков - синто. Объявленный в 593 г. наследным принцем, Сётоку поддержал дворцовую группировку буддистов, хотя и старался примирить их с синтоистами. Считается, что именно ему принадлежит известное высказывание о том, что "Буддизм - ветви на дереве синто, а конфуцианство - листва на этих ветвях". Вместо наследственной системы должностей в 603 г. ввел табель о рангах. Считается также, что Сётоку Тайси принадлежит авторство в названии страны - Нихон, т.е. "Страна, где восходит солнце", и новом названии государя - тэнно, что значит "небесный правитель". В 600 г. по инициативе Сётоку Тайси было отправлено первое японское посольство в Китай и установлены официальные отношения между этими государствами. До конца своей жизни Сётоку Тайси поддерживал идею повсеместного распространения буддизма и стал свидетелем строительства 46 храмов новой религии, в том числе одного из самых красивых храмовых комплексов - Хорюдзи, созданного в имении Икаруга, где принц закончил свои дни, удалившись туда в 607 г. для изучения буддизма.

Сётю

Сётю - алкогольный напиток крепостью 40 градусов, который изготавливают из сладкого картофеля. За год продается более 600 млн. литров этого напитка. Одна из причин этого - его дешевизна. Молодежь особенно любит смешивать бесцветное сётю с безалкогольными напитками, начиная с чая и кончая апельсиновым соком. Старшее поколение употребляет сётю с горячей водой и маринованными сливами. 20% его сбываемого количества расходится в картонных пакетах. Большим спросом пользуются и 4-литровые пластиковые бутыли.

Сёхаку

Сёхаку (1443-1527). Также известен под именем Ботангэ ("Цвет пиона"). Сын придворного аристократа. Человек высокой культуры, совмещал жизнь аристократа-аскета и поэта-отшельника. В двадцать лет совершил свое первое путешествие по местам, прославленным в классической поэзии, и в то же время получил высокий придворный ранг. В период войны годов Онин (1467-1477) удалился в отшельническую хижину в провинции Сэтцу (ныне часть преф. Хёго), но не прекращал путешествий. В 1511 г. постригся в буддийские монахи, а в 1518-м переселился в портовый город Сакаи. Участвовал в составлении антологии рэнга "Синсэн Цукуба сю" ("Новое собрание Цукуба", 1495). Составил несколько трактатов и комментариев, посвященных как рэнга, так и вака. Его личный поэтический сборник "Сюммумо" ("Весенний сон трав") состоит из двух частей, включающих строфы рэнга и более двух тысяч танка.

Сиба итаро

Сиба итаро (1923-1996) - писатель. Настоящее имя - Фукуда Тэйити. Родился в Осаке, изучал монгольский язык на факультете иностранных языков Осакского университета. Во время второй мировой войны он был отправлен служить в Китай; война потрясла его своей глупостью и жестокостью. Это позволило многим критикам сделать заявление, что именно военный опыт стал основной движущей силой и пружиной для создания блистательных исторических романов. После окончания войны в течение тринадцати лет Сиба работал репортером в газете "Санкэй", однако уже тогда начал писать первые художественные произведения. В 1960 г. он получил премию им. Наоки за роман "Замок филина". В 1962 г. Сиба итаро создает еще один роман - "Ворота бога ветров". Эти произведения рассказывают о кровавой борьбе ниндзя, находящихся на службе у разных сюзеренов, в конце XVI в. и скорее представляют собой работу творческой фантазии автора, чем воскрешение подлинных исторических событий. Иногда эти романы сравнивают с "Тремя мушкетерами" Дюма. Слава к Сиба итаро пришла с появлением романов "Гори, мой меч" (1962) и "Сказание об объединении страны" (1963). В романе "Гори, мой меч" рассказывается о специальном подразделении полиции, в функции которого входило следить за врагами сёгуната. Автор тем не менее вновь по своему усмотрению вольно интерпретирует подлинную историю. Но действительно всеобщее признание Сиба итаро получил лишь в 1969 г., когда из-под пера писателя начал выходить роман "Облака над холмами", публиковавшийся до 1972 г. Произведение посвящено двум японским военачальникам, братьям Акияма Санэюки и Ёсифуру, принимавшим участие в русско-Японской войне 1904-1905 гг. Сиба рисует своих героев отнюдь не гениальными или особо одаренными людьми, а, напротив, показывает их вполне обыкновенными жителями своей страны, которые благодаря патриотизму и упорству добиваются своих целей. Образ простого человека, способного горы свернуть ради своего народа, стал любимым для миллионов японских читателей. Заслуживают внимания также публицистические работы Сиба итаро, например труды "Страна в эпоху Мэйдзи" (1989) и "Форма нашего государства" (1990-1996), а также изданная в 1996 г. на русском книга "О России. Изначальный облик севера".

Сига

Сига - префектура, расположена в Центральном Хонсю. Граничит с префектурами Киото, Миэ, Гифу и Фукуи. Имеет форму долины, окруженной со всех сторон горами. Озеро Бива в центре Сига - самое большое в Японии. Климат умеренный, с сильными снегопадами на северной половине. Известная после реформ Тайка как провинция Оми, Сига занимала важное место с давних времен. Город Оцу (Оцу-но мия) в V1 в. некоторое время даже был столицей империи. Различные военачальники стояли во главе Сига в феодальный период. Близость к столице Киото сделала этот район ареной многих сражений. В конце ХV1 в. объединитель нации Ода Нобунага основал свою базу в замке Адзути около восточного берега озера Бива. Во времена сёгуната Токугава pайон был разделен на Хиконэ и несколько более мелких владений, где правили члены семейства Ии. Современные границы были определены в 1881 г. Сельское хозяйство является главным занятием населения. Предпочтение отдается рисоводству. Озеро Бива обеспечивает поставки пресноводной рыбы. Основная промышленность сосредоточена на южной окраине городского района Киото-Осака. Здесь производят текстиль, электроприборы, транспортное оборудование и химикаты. Главным местом туризма является озеро Бива и окружающие его места, ставшие квазинациональным парком. В него входят также храм Энрякудзи на горе Хиэй, храмы Исиямадэра и Миидэра в Оцу. Город Хиконэ на восточном берегу озера сохраняет атмосферу древнего города-замка. Горы Судзука образуют другой квазинациональный парк. Площадь - 4016 кв. км. Население - 1222 тыс. человек. Административный центр - Оцу. Другие крупные города - Хиконэ, Нагахама, Кусацу и Оми Хатиман.

Сига Наоя

Сига Наоя (1883-1971) - писатель. Родился в префектуре Мияги. Посещал престижный университет Гакусюин и Токийский университет. Творческая биография началась в 1910 г. с публикации рассказа "Бритва". Писатель прославился преимущественно в коротком жанре, однако известно произведение "Путь в ночном мраке", которое выходило в печати с 1921-го по 1937 г. Этому автобиографическому роману эгобеллетристики Сига Наоя посвятил лучшие годы своей жизни. Роман "Путь в ночном мраке" известен не столько своим трогательным сюжетом, сколько специфическим стилем повествования: автор в коротких предложениях сумел выразить полноту человеческих чувств и переживаний героев. Произведение было высоко оценено японской критикой и по сей день считается одним из лучших романов довоенного времени.

Сигэмаса

Сигэмаса - см. Китао Сигэмаса.

Сигэмицу Мамору

Сигэмицу Мамору (1887-1957) - дипломат. Родился в префектуре Оита. В 1911 г. окончил Токийский университет и поступил на работу в МИД. В 1919 г. был членом японской делегации на Парижской мирной конференции. С 1928-го по 1931 г. работал в Китае. С 1933-го по 1936 г. - заместитель министра иностранных дел. Примыкал к политикам, настроенным агрессивно по отношению к Китаю. В 1936 г. был командирован в Москву в качестве посла. Сигэмицу приехал в Москву в трудное время. При нем произошел инцидент у моста Марко Поло 7 июля 1937 г., ознаменовавший начало широкомасштабной японо-китайской войны. За полгода до того был подписан Антикоминтерновский пакт Японии и Германии, которому Сигэмицу не симпатизировал, предпочитая видеть союзником по борьбе с мировым коммунизмом Англию. 1937 г. прошел для посла Сигэмицу под знаком попыток урегулировать вопрос о рыболовной конвенции, что ему так и не удалось. Следующим летом произошли известные события на озере Хасан. 15 июля Сигэмицу потребовал передачи Японии территории при высоте Заозерная, игнорировав ссылки на Хунчунское русско-китайское соглашение 1886 г. Переговоры продолжались почти месяц. Только 10 августа Литвинов и Сигэмицу пришли к соглашению, и на следующий день военные действия были прекращены. Но посол окончательно испортил свою репутацию в Москве, оказавшись почти что персоной нон грата. Вскоре он получил долгожданное назначение в Лондон. Потом была война: отъезд из Англии, назначение послом в Китай, а затем министром иностранных дел, попытки посредничества в заключении мира между Германией и СССР в 1943-1944 гг., окончившиеся решительным отказом Москвы, неожиданно просоветские речи конца 1944 г. - начала 1945 г. В качестве министра иностранных дел 1 сентября 1945 г. М. Сигэмицу от имени японского правительства подписал Акт о капитуляции. На Токийском процессе над военными преступниками Сигэмицу приговорили к восьми годам заключения, которые он так и не отбыл до конца. Выйдя из тюрьмы, Сигэмицу решил снова заняться политикой. Последние два года своей жизни этот пожилой и много перенесший человек опять находился в центре международных событий в качестве министра иностранных дел кабинета Хатояма. Он руководил японской стороной на переговорах о восстановлении дипломатических отношений с СССР - сначала в Лондоне, потом в Москве. За полтора месяца до смерти он впервые поднялся на трибуну Генеральной ассамблеи ООН, куда только что приняли Японию.

Сидзуока

Сидзуока

1) административный центр префектуры Сидзуока. В городе проживает 473 тыс. чел. Площадь Сидзуока составляет 1146 кв. км. В городе расположены предприятия деревообрабатывающей, машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей промышленности.

2) префектура, расположенная на Тихоокеанском побережье Японского архипелага. Она протянулась с запада на восток на 155 км, а с юга на север - на 118 км. Ее площадь - 7773 кв. км, что немногим больше 2% территории всей страны. Однако в списке регионов Страны восходящего солнца Сидзуока занимает далеко не последнее место. Дело не только в ее промышленном, аграрном и транспортном потенциале. Здесь над множеством "тихих холмов", давших название этой местности, царит великолепная Фудзи (Фудзияма, или Фудзи-сан, как ее иногда называют). Отсюда, со склонов Фудзи, открывается панорама префектуры с ее бескрайними чайными плантациями (здесь выращивается половина японского чая), фруктовыми садами и заливными рисовыми полями. Издавна Сидзуока была одной из богатейших сельскохозяйственных провинций страны. Еще в XVI в., когда страну раздирали междоусобицы, этим районом правил клан Имагава, обосновавшийся в Сумпу (так в те годы называли город, ставший позднее Сидзуокой). И правил так успешно, что его процветающие владения иногда именовали "восточный Киото". Сидзуока имела и огромное стратегическое значение. По ее территории проходил тракт Токайдо, связавший столичные города Киото и Эдо (будущий Токио). Великие художники Японии Хокусай и Хиросигэ воспели красоту этих мест в сериях рисунков "36 видов Фудзи", "53 станции Токайдо" и др. Полуостров Идзу, входящий в состав префектуры Сидзуока, стал ареной многих судьбоносных событий. Именно у его берегов в 1853 г. впервые бросили свои якоря "черные корабли" - военная эскадра под командованием американского коммодора Мэтью Перри, заставившего японское правительство под угрозой пушек отказаться от политики самоизоляции, проводившейся в течение 250 лет. На юге Идзу, в Симоде, год спустя обосновался и первый американский консул. В той же Симоде в феврале 1855 г. был подписан и договор с Россией. Если рассматривать местные холмы из окна несущегося со скоростью 200 км/час железнодорожного экспресса, вряд ли что-то напомнит события полуторавековой давности. Современные высотные дома, техника на полях, промышленные комплексы, полыхание неоновой рекламы. Но стоит лишь сменить быстроходный экспресс на неторопливую местную электричку, как в глаза бросятся крытая соломой крыша крестьянского амбара, рощица тысячелетних криптомерий, в тени которых, вероятно, когда-то отдыхали проезжавшие по Токайдо князья и самураи. Но наиболее яркое напоминание об ушедших временах - красочные и веселые народные праздники мацури. Каждый городок, каждая деревня, каждый храм имеет свой список традиционных мацури. А если свести все это вместе, то окажется, что каждую неделю обязательно в каком-либо уголке префектуры происходят праздничные гулянья, парады, фестивали, сопровождаемые массовыми танцами под барабан.

Сидэхара Кидзюро

Сидэхара Кидзюро (1872-1951) - политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1945-1946 гг. Родился в Осаке, окончил Токийский университет по специальности "Юриспруденция". Затем дипломатическая служба в Корее, США и Европе. Жена - дочь главы концерна "Мицубиси" барона Ивасаки. С 1915-го по 1919 г. - заместитель министра иностранных дел. В 1919 г. назначен послом в США, принимал самое активное участие в подготовке и проведении Вашингтонской конференции 1921 - 1922 гг. В 1924 г. Сидэхара - министр иностранных дел в кабинете Като Такааки, который тоже был зятем главы "Мицубиси". Его первый министерский срок продлился до 1927 г., когда он ушел в отставку вместе с кабинетом Вакацуки Рэйдзиро. В 20-30-х гг. в Японии было нарицательным понятие "дипломатия Сидэхара", в смысле "примирительная, прозападная дипломатия". Второй период пребывания министром иностранных дел у Сидэхара пришелся на 1929-1931 гг. С ноября 1930-го по апрель 1931 г. он временно исполнял обязанности премьер-министра Хамагути, после покушения на последнего. Ушел в отставку после Маньчжурского инцидента, когда правительство Японии фактически потеряло контроль над военными. С 1931-го по 1945 г. Сидэхара хотя и был членом палаты пэров, но реальной роли в государственной политике не играл. В октябре 1945 г. император, при неофициальном одобрении штаба главнокомандующего оккупационными войсками, назначил Сидэхара премьер-министром Японии. Его правительство опубликовало в апреле 1946 г. проект ныне действующей Конституции Японии. Как утверждал Д. Макартур, идея ст. 9 Конституции Японии принадлежала Сидэхара. Не получив большинства на парламентских выборах 1946 г., правительство Сидэхара, опиравшееся на Прогрессивную партию, ушло в отставку. Сидэхара еще дважды избирался в состав палаты представителей парламента и стал спикером палаты в 1949 г. Его мемуары "50 лет дипломатии" были изданы в 1951 г.

Сикоку

Сикоку - экономический район. Занимает территорию одноименного острова и близлежащих небольших островов. Общая площадь - 18 808 кв. км (5,0% всей площади страны). Расположен в субтропической зоне с мягким, влажным климатом. В состав района входят 4 префектуры: Токусима, Кагава, Эхимэ, Коти. Численность населения - 4180 тыс. чел., или 3,3% всего населения Японии. Среднестатистическая плотность - 287,2 чел. на 1 кв. км, что ниже на 0,85 среднего показателя по стране. По своему экономическому развитию значительно отстает от многих других экономических районов страны. Доля в национальном доходе примерно 3%. Промышленные предприятия машиностроительной, нефтехимической, текстильной, пищевой отраслей сосредоточены прежде всего в городах Такамацу и Мацуяма. Основные позиции в экономике района принадлежат сельскому хозяйству, в котором занято 62 200 чел., или 5,3% от общего числа японцев, работающих в стране в этой сфере. Обрабатывается 17 300 га, или 3,5% от всех культивируемых земель в стране. В среднем на одно сельхозугодье приходится 0,85 га, что меньше на 0,6 соответствующего показателя по стране.

Сикоцу-Тоя

Сикоцу-Тоя - национальный парк, расположен на юго-западе острова Хоккайдо в 10 км к юго-западу от города Саппоро. Основные достопримечательности: действующие вулканы, многочисленные курорты на горячих источниках и три больших кальдерных озера: на востоке - Сикоцу, окруженное невысокими скалами и действующими вулканами, такими как Энивадакэ и Тарумаэдзан; на юго-западе - озеро Тоя, на южном берегу которого находятся два действующих вулкана: Усудзан, известный своими частыми извержениями, и Сёва Синдзан, образовавшийся в 1944 г. К северу от озера Тоя находится вулкан Ётэидзан. У южных границ парка лежит озеро Куттара; вблизи расположен горячий источник Ноборибэцу. Горячий источник Дзёдзанкэй находится на севере парка, рядом с водопадом Сираито. Типичные для парка деревья: ель Эдо, сахалинская ель, серебристая береза, японский дуб. Площадь парка - 983,3 кв. км.

Силы Самообороны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Симабара

Симабара - крестьянское восстание, началось 11 декабря 1637 г. во владениях даймё Мацукура. Затем восстание распространилось на острова Амакуса. Обе эти области были населены христианами, подвергавшимися гонениям со стороны сёгуната Токугава с 1614 г. Сёгунат изначально рассматривал это восстание как инспирированное христианами, и одним из результатов его подавления был полный разрыв отношений с католическим миром. На самом же деле не только ортодоксы-христиане были виноваты в этом инциденте. В районе Симабара сложилась очень тяжелая экономическая обстановка. Даймё Мацукура проводил политику необоснованного и неверно рассчитанного налогообложения, что, в свою очередь, вело к чрезмерному обнищанию крестьян. Те в поисках защиты обратились к религии, а учитывая, что именно в этом районе с конца ХVI в. были сильны португальские миссионеры, то христианские лозунги восставших были вполне объяснимы. Крестьяне объединялись в вооруженные формирования, к которым примыкали бродячие самураи - ронины. Они-то и возглавили восстание в качестве военных специалистов. Особенно известен стал среди них Амакуса Сиро, носивший прозвище Сиро Токисада. Восставшие были осаждены 50-тысячной армией сёгуната в замке Хара на полуострове Симабара. Атакующие использовали последние известные в Японии достижения военной науки, в том числе тяжелые пушки, для осады замка. Обороняющимся сильно помогало выгодное географическое расположение замка Хара, окруженного водой. Организовать приступ правительственные войска смогли только когда в замке начался голод. 12 апреля 1638 г. Амакуса Сиро и все 37 000 (по некоторым данным, 38 000) его сторонников, включая женщин и детей, были уничтожены самураями, ворвавшимися в замок. Во всем были обвинены "варвары-христиане", въезд в Японию был запрещен, отношения с Португалией, а в 1640 г. и с Голландией были прерваны. Японцам было запрещено покидать страну под страхом смерти. Контакты с Западом еще сохранялись через голландскую торговую миссию Дэдзима, но находились под строжайшим контролем сёгуната. Япония стала абсолютно закрытой страной.

Симадзаки Тосон

Симадзаки Тосон (1872-1943) - поэт, писатель. На раннем этапе своего творческого пути Симадзаки Тосон примыкал к поэтам романтической прозы; вместе с Китамура Тококу он приступил к издательству литературного журнала "Бунгаккай" (издается по сей день). На Тосона оказали влияние поэты Шелли, Вордсворт и Байрон. В дальнейшем имя Симадзаки Тосона связывают с развитием натурализма в Японии. Появление натурализма явилось одним из направлений дальнейшего развития еще только начавшего формироваться реализма. Характерная особенность японского натурализма - излишняя увлеченность авторов описанием своего личного жизненного опыта. В дальнейшем это привело к появлению жанра эгобеллетристики, или "романов о себе". В 1899 г. Тосон расстается со столицей и вместе с женой переезжает в глухую провинцию. В течение семи лет он работал преподавателем в одной из сельских школ на севере Японии. За эти годы он достаточно насмотрелся на монотонную и однообразную сельскую жизнь, ставшую впоследствии темой многих его произведений. Первое крупное произведение тех лет - "Нарушенный завет" (1904) - посвящено японцам, которые принадлежат к касте отверженных - "эта" (парии). Идея романа почерпнута из творчества Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание") - жизнь героя в состоянии сокрытия некой тайны, а потом ее разоблачение. В этом романе также подвергаются критике различные стороны японского общества - система образования, социальное неравенство по отношению к касте "эта", феодальные пережитки в области семейных отношений. Распад старого семейного уклада изображен в натуралистическом романе "Семья" (1910 - 1911). Когда Симадзаки Тосон создавал это произведение, у него умерла жена, что нашло отражение в сюжетной линии: этот роман весьма пессимистичен и по мере чтения производит тягостное впечатление. Другим значительным произведением натурализма стал роман Тосона "Новая жизнь" (1918 - 1919), явившийся результатом духовного обновления писателя.

Симанэ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Симодский Трактат

1855 г. - первый японо-русский договор. Его заключению предшествовали длительные переговоры. Путятин прибыл на фрегате "Диана" в Симоду в ноябре 1854 г. Переговоры были прерваны в связи с сильнейшим землетрясением. Осложняла переговоры Крымская война, в которой на стороне турок выступали Франция и Англия. В феврале 1855 г. в Симода в храме Гёкусэндзи японо-русский договор был заключен.

В договоре было отмечено, что:

- между странами устанавливались дипломатические отношения;

- подданные одной стороны получали защиту и покровительство на территории другой, обеспечивалась неприкосновенность их собственности;

- была урегулирована проблема территориального размежевания на Курильских островах, граница между странами была проведена между островами Уруп и Итуруп (остров Сахалин остался неразделенным);

- для русских судов открывались порты Хакодатэ, Нагасаки и Симода, где разрешались торговые сделки в ограниченных размерах и под присмотром японских чиновников;

- предусматривалось назначение русского консула в одном из открытых портов;

- в них же предоставлялось право экстерриториальности;

- Россия получала статус наибольшего благоприятствования.

При обмене ратификационными грамотами в мае 1856 г. в Симоде японской стороне были переданы в дар шхуна "Хэда" и 52 пушки с фрегата "Диана". Первым консулом в Хакодатэ был назначен И. А. Гошкевич.

Симэнава

Симэнава - священная верёвка из рисовой соломы. Подвешиваются в священных местах для защиты от осквернения и злых духов. Первые упоминания об этих веревках появились в литературе 1300 лет назад. Сегодня их можно увидеть висящими в синтоистских храмах и вокруг стволов священных деревьев. Уменьшенные варианты подвешивают в домах над синтоистскими алтарями, а на Новый год - над дверными проемами.

Сингон

Сингон - крупная буддийская школа, основанная в начале IX в. Основные доктрины и практика школы установлены Кукаем, который синтезировал индо-китайский эзотерический буддизм на основе догматики школ Мадхьямака, Йогачара и Хуаянь (яп. Кэгон). Сингон имеет много общего с индуизмом и тибетским буддизмом. В Сингон существует 2 крупных направления: ортодоксальное направление - Коги Сингон-сю (школа Истинного слова старого смысла) и Синги Сингон-сю (школа Истинного слова нового смысла). Ортодоксальная школа Сингон представлена несколькими направлениями - Тодзи, Дайго, Дайкакудзи, Омуро (Ниннадзи), Сэннюдзи, Ямасина и Дзэнцудзи. В современной школе Сингон существует 45 ответвлений, которым подчинены примерно 13 000 храмов и монастырей, а общее число верующих приближается к 16 млн.

Синдзюку

Синдзюку - один из 23 районов Токио. В эпоху Эдо (1600-1868) Синдзюку был небольшим городком, построенным вокруг почтовой станции на тракте Косю кайдо, уходящем от столицы на запад в сторону Кофу. Его быстрое развитие началось в 1920-х гг. после Токийского землетрясения 1923 г. Очень быстро ушел в прошлое идиллический сельский пейзаж и началась активная урбанизация. В 1925 г. возводится новое здание вокзала станции "Синдзюку", открытой в числе первых на железнодорожной линии "Синагава - Акабанэ" в 1885 г. Со строительством частных линий железных дорог значительно увеличивается пропускная способность станции, которая первоначально была в основном перевалочным пунктом для перевозки грузов, большей частью угля, а затем превратилась в оживленнейший центр пересадки пассажиров, уезжающих отсюда в разных направлениях не только на электричках, но и на метро и автобусах. Сейчас только одна трехъярусная площадка перед западным входом на станцию "Синдзюку" пропускает ежедневно во все стороны более 1 млн. человек. Именно территория вокруг станции становится эпицентром жизни Синдзюку. Хлынувшие сюда массы народа надо было накормить, развлечь, заставить потратить побольше денег. На узеньких улочках, бегущих вниз и вверх по небольшим склонам, рядами выстраиваются любимые японцами закусочные-забегаловки. Предвидя процветающее будущее Синдзюку, здесь открыл свой первый филиал старейший универмаг "Мицукоси", а в следующем, 1926 г. по соседству был выстроен шикарный "Исэтан". Затем в разные годы вокруг станции появились универмаги "Одакю", "Кэйо", "Люминэ", "Майсити". К ним добавился филиал "Такасимая". Район Синдзюку стал одним из важнейших административных и коммерческих субцентров столицы. Здесь стали возводиться первые японские небоскребы. Здесь же построено новое здание Токийской мэрии.

Предыдущая страница Следующая страница