Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "С" (часть 1, "СAТ"-"СВА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "СAТ"-"СВА")

Сaто Кэнрё

Сaто Кэнрё (1895-1975) - генерал. Самый молодой из подсудимых на Токийском процессе. Ближайший личный друг и неофициальный советник Тодзё. Начальник Бюро военных дел Военного министерства (1941-1944). Международным военным трибуналом для Дальнего Востока в ноябре 1948 г. приговорен к пожизненному заключению, освобожден в 1956 г. последним из подсудимых. Автор двух томов объективных и содержательных воспоминаний.

Саби

Саби (буквально - "патина") - понятие безыскусной изящной простоты, как бы воплощающей в себе дух старины. Для японцев, которые находят красоту и в незавершенности, и в упрощенности, переживания красоты, связанные с саби, возникают тогда, когда предмет искусства вызывает ощущение изображаемой эпохи, и предполагают отсутствие ярких красок.

Сага

Сага

1) префектура. Расположена на северо-западе Кюсю. Граничит с префектурой Фукуока на востоке, Нагасаки на западе. Омывается водами моря Гэнкаи с севера и моря Ариакэ с юга. Горы Сэфури отделяют Сага от соседней префектуры Фукуока. К югу от них раскинулась широкая равнина Сага, которая занимает большую часть восточной части префектуры. Климат, в общем, мягкий. Известная в прошлом как провинция Хидзэн, Сага управлялась различными военачальниками до периода Эдо (1600-1868), когда власть здесь захватило семейство Набэсима. Современные название и границы появились в 1883 г. после реставрации Мэйдзи. В современный период Сага развивалась как сельскохозяйственный и угледобывающий район. Однако затем многие шахты были закрыты. Главной сельскохозяйственной культурой является рис. Также культивируют овощи и мандарины. В последние годы расширяется молочное фермерство. Рыболовство и производство жемчуга развиты на северном побережье. На берегах же моря Ариакэ выращивают и обрабатывают нори - съедобные морские водоросли. Индустриальное развитие сдерживалось отдаленностью от экономических центров. Однако в последнее время созданы предприятия, производящие продукты питания, керамические изделия, продукцию электромашиностроения. Сильно изрезанные берега моря Гэнкаи содержат немало природных красот. Здесь раскинулись самые большие в Японии прибрежные сосновые леса. Они входят в квазинациональный парк. Города Карацу на севере и Арита на юге славятся своими гончарными изделиями. Площадь - 2440 кв. км. Население -877 тыс. человек. Административный центр - Сага. Другие города - Карацу, Имари и Тосу.

2) административный центр префектуры Сага. В городе проживает 168 тыс. чел. Площадь Сага составляет 104 кв. км. Основные отрасли промышленности: пищевая, текстильная, электроприборостроительная, целлюлозно-бумажная.

Садо

Садо - остров в Японском море. Площадь острова - 857 кв. км, длина береговой линии - 217 км, население -около 90 тыс. чел. В настоящее время остров входит в префектуру Ниигата, а до 1871 г., когда было введено современное административное деление Японии, он был самостоятельной единицей, подчинявшейся непосредственно военному правительству сёгуната - бакуфу. На острове были найдены значительные залежи золота и серебра, которые бакуфу начало самостоятельно разрабатывать в 1601 г. После реставрации Мэйдзи в 1868 г. рудники перешли в частные руки. Сегодня добычу золота и серебра на острове, правда в небольших количествах, ведет корпорация "Мицубиси". В средневековой Японии остров служил местом политической ссылки для опальных императоров и прочих противников власти сёгуна. В сегодняшней Японии Садо больше известен как Остров песен и танцев. Географическая и историческая обособленность острова от остальной Японии позволила ему сохранить самобытность искусства своих жителей. Особенно большой популярностью пользуются местные танцы окэса. В заливе ицу, а также у прибрежных скал женщины Садо добывают аваби и садзаэ (разновидности съедобных морских моллюсков), а также различные виды водорослей, считающиеся местными лакомствами. Небольшие круглые "лодки-лоханки" ("тараибунэ"), которыми они пользуются, стали своеобразным неофициальным символом Садо. Остров объявлен префектуральным заповедником Садо-Яхико (статус рангом ниже, чем у национального парка).

Садовое искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сайгё

Сайгё - см. Сато Норикиё

Сайго Такамори

Сайго Такамори (1827-1877) - один из ярчайших политических деятелей и лидеров антисёгунского движения и реставрации Мэйдзи. Родился в княжестве Сацума (сейчас - префектура Кагосима), был старшим сыном в небогатой самурайской семье. Как и подобало воину, он прошел суровую школу, получив хорошую военную выучку. Десять лет он прослужил на низших военных должностях в княжестве, а в 1854 г. впервые вырвался за его пределы, сопровождая Симадзу Нариакира в Эдо. Там Сайго Такамори моментально включился в бурную политическую жизнь, активно поддерживая политику своего сюзерена. После его смерти в 1858 г. Сайго Такамори был вынужден вернуться в Сацума. На время отошел от политической деятельности, обзавелся семьей и даже побывал в ссылке, но в конце 1861 г. вновь был призван на службу новым князем - Симадзу Хисамицу. В 1864 г. Сайго был назначен командующим военным контингентом княжества Сацума, находившимся в Киото. Активный участник всех политических и военных конфликтов между бакуфу и княжествами Сацума, ТЁсю, Тоса в 1865-1866 гг. В 1867 г. на престол вступил 14-летний император Муцухито (Мэйдзи). В столице собрались практически все главные действующие лица антисёгунской оппозиции. В ноябре 1867 г. сёгун Токугава Ёсинобу добровольно подал в отставку, но продолжал оставаться владельцем примерно четверти всех земель и по-прежнему занимался ведением неотложных политических дел по поручению императора. Сайго Такамори и его сторонники считали необходимым нанести дому Токугава сокрушительный удар. Под его командованием была сформирована антисёгунская армия, ее ядром были военные отряды княжества Сацума. Началась гражданская война, которая завершилась победой антисёгунской коалиции. В 1868 г. Сайго вошел в состав первого правительства Мэйдзи. В 1871-1873 гг., во время пребывания правительственной делегации в Америке и Европе, Сайго фактически руководил страной и, превысив свои полномочия, провел ряд реформ, вызвавших серьезные противоречия в правительстве. В октябре 1873 г. Сайго вышел из правительства. Несмотря на выход из правительства, Сайго не был смещен с поста главы военного ведомства и продолжал пользоваться огромным авторитетом. И именно он возглавил Сацумское восстание 1877 г., ставшее апогеем самурайских выступлений против реформ Мэйдзи. Потерпев поражение от правительственных войск близ Кумамото, Сайго отступил к городу Кагосима. При осаде города был ранен и покончил с собой согласно самурайским обычаям. Несмотря на то, что Сайго был объявлен мятежником и лишен всех титулов и званий, уже в 1891 г. он был посмертно прощен. Более того, ему был присвоен один из высоких придворных рангов. Память о Сайго Такамори - выдающемся деятеле Реставрации Мэйдзи - увековечена бронзовой статуей, установленной в токийском парке Уэно.

Сайкай

Сайкай - национальный парк, расположен на северо-западе острова Кюсю в префектуре Нагасаки. Образован 16 марта 1955 г. Этот морской парк состоит из прибрежных районов полуострова Кита Мацуура у города Сасэбо и сотен островков у западного побережья острова Кюсю. Мягкий климат парка содействовал развитию редкой для Японии cубтpoпичeской растительности. Группа островов Кудзюкусима (дословно - "99 островов"), которая состоит npимepнo из 200 островков к западу, и холмистый остров Хирадосима, eщe далee на запад, отличаются изрезанностью береговой линии и многочисленными небольшими заливами. Далеко на западе находится островная группа Гото. Наиболее характерными деревьями для парка являются сиговое дерево и древовидный папоротник. В парке много исторических мест, связанных с историей проникновения христианства в Японию и торговлей с голландцами. Город Хирадо, северная оконечность острова Хирадосима, был первым японским портом, открытым для торговых европейских судов. Площадь парка - 247 кв. км.

Сайондзи Киммоти

Сайондзи Киммоти (1849-1868) - политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1906-1908 гг. и 1911-1912 гг. Родился в Киото, в семье придворного аристократа, принадлежавшего к ветви Фудзивара - одному из древнейших родов, близких к Императорскому дому. В 18 лет Сайондзи сам стал придворным. Принимал активное участие в реставрации Мэйдзи, будучи личным представителем императора. С 1871-го по 1880 г. учился во Франции. В 1881 г. учреждает университет Мэйдзи. В 1882-м по поручению императора сопровождает группу Ито Хиробуми в поездке по Европе. После возвращения в Японию Сайондзи становится членом Тайного совета и вице-председателем палаты пэров. Министр образования во втором и третьем кабинетах Ито в 1892-1896 гг. и 1898 г. Вместе с Ито участвует в организации политической партии Сэйюкай. В 1900 г. сменяет Ито на посту председателя Тайного совета, а в 1903-м - на посту председателя Сэйюкай. В последние годы Мэйдзи (1901-1912) в Японии установилась своего рода суррогатная "двухпартийная" система, когда правительство по очереди возглавляли Сайондзи Киммоти, пользовавшийся славой "либерала", и Кацуро Таро, известный своими милитаристскими взглядами. Свой первый кабинет министров Сайондзи сформировал в январе 1906 г. Партия Сэйюкай была тесно связана с концернами "Мицуи" и "Сумитомо". Таким образом, приход к власти кабинета Сайондзи означал внедрение прямого представительства крупной буржуазии в структуры исполнительной власти. Следуя общей линии на укрепление японских вооруженных сил, правительство Сайондзи провело через парламент бюджет, предусматривающий увеличение количества сухопутных дивизий, а также начало осуществлять амбициозную программу увеличения Военно-морского флота. В 1911 г., по решению гэнро, Сайондзи вновь возглавил кабинет министров. Он был вынужден постепенно сокращать непомерные военные расходы, что вызвало правительственный кризис. Военный министр в знак протеста против политики правительства подал в отставку, а военные круги отказались выдвинуть нового кандидата на этот пост. Кабинет Сайондзи был вынужден уйти в отставку, что вызвало недовольство крупной буржуазии. Он был назначен полномочным представителем Японии на Парижской мирной конференции. После "рисовых бунтов" в августе 1918 г. пост премьера был вновь предложен Сайондзи Киммоти, однако тот отказался и выдвинул в премьеры Хара Такаси, который и стал премьер-министром. Будучи гэнро, Сайондзи до самой смерти принимал активное участие во внешней и внутренней политике Японии. Институт гэнро прекратил свое существование в 1940 г. со смертью последнего из них - Сайондзи Киммоти.

Сайтама

Сайтама - префектура. Расположена в Центральном Хонсю. Граничит с префектурами Гумма и Тотиги на севере, Ибараки и Тиба - на востоке, Токио - на юге и с Яманаси и Нагано - на западе. Занимая северную часть равнины Канто, Сайтама является одной из самых низменных префектур Японии. Здесь всего несколько вершин гор Канто на западе. Ровная восточная часть пересекается несколькими реками, включая Тонэгава (третья по протяженности в Японии) и Аракава. Климат отличается жарким, дождливым летом и прохладной, сухой зимой. На земле Сайтама обнаружены многочисленные археологические находки, относящиеся к периодам Дзёмон и Яёй. После реформ Тайка в 645 г. этот регион стал частью провинции Мусаси, а начиная с периода Хэйан (794-1185) попал под власть сменявших друг друга военачальников. В период Эдо (1600-1868) некоторые районы перешли под прямой контроль сёгуната Токугава, который построил здесь несколько дорог, соединивших Эдо (ныне Токио) с провинциями Северного и Центрального Хонсю. Современные название и границы были определены в 1876 г. До относительно недавнего времени Сайтама оставалась преимущественно сельскохозяйственным районом, производящим главным образом рис и овощи. Практикуется разведение скота, в основном для токийского рынка. Быстро развивается промышленность - машиностроительная, пищевая, химическая, сталелитейная. Восточная часть префектуры все больше сливается с жилыми пригородами Токио. В Сайтама находится часть национального парка Титибу-Тама, который привлекает туристов из близлежащих районов Токио и Иокогамы. Площадь - 3799 кв. км. Население - 6405 тыс. человек. Административный центр - Урава. Другие крупные города - Кавагути, Омия, Кавагоэ и Токородзава.

Сайто Макото

Сайто Макото (1858-1936) - военный и государственный деятель, адмирал, премьер-министр Японии в 1932-1934 гг. Выпускник военно-морского училища. Во время русско-Японской войны 1904-1905 гг. - заместитель министра Военно-морского флота. С 1906-го по 1914 г. - министр Военно-морского флота. Чин адмирала присвоен в 1912 г. В 1919-1927 гг. Сайто - генерал-губернатор Кореи. Становится премьер-министром Японии после убийства премьера Инукаи Цуёси во время инцидента 15 мая 1932 г. Уходит в отставку в 1934 г. из-за обвинений членов правительства в коррупции. В 1935 г. становится хранителем императорской печати. Убит во время фашистского путча (Инцидент 26 февраля 1936 г.).

Сакура

Сакура - японская декоративная вишня (черешня). Это своего рода символ Японии. Ее можно встретить в Японии повсюду: в горных районах, по берегам рек, в городских и храмовых парках. Существует около 16 видов и примерно 400 сортов этого дерева. Деревья - самой разнообразной формы и размеров. Цветение сакуры очень кратковременно - оно длится всего несколько дней, а иногда лишь несколько часов. Праздник цветущей сакуры (см. Ханами) - один из древнейших обрядов японцев.

Сакураути Ёсио

Сакураути Ёсио (p. 1912) - политический деятель, председатель Парламентской ассоциации японо-российской дружбы (с 1983 г.). Происходит из семьи политика. Окончил экономический факультет университета Кэйо, работал в промышленности и торговых компаниях. В 1947 г. впервые избран депутатом парламента. Занимал ряд постов в Либерально-демократиЧеской партии, в т. ч. генерального секретаря. Неоднократно входил в состав правительства, был министром иностранных дел (1981-1982). Пользуется репутацией специалиста по вопросам экономики. Сакураути - председатель "Форума японо-российской дружбы 21", приверженец идеи развития стабильных отношений с Россией, внес большой вклад в развитие двусторонних связей по линии общественных организаций.

Сакэ

Сакэ - рисовое вино крепостью примерно в 16-19 градусов в зависимости от сорта. Сортов сакэ существует, образно говоря, бесчисленное количество. По официальной статистике, в стране насчитывается более 2400 заводов по производству этого напитка. На самом деле их много больше. Свое сакэ составляет предмет гордости местных жителей и нередко ассоциируется ими с одной из важнейших составных понятия "фурусато" - "малая родина". История рисового вина в Японии уходит корнями в глубокое прошлое. Его употребляли в этой стране еще два тысячелетия назад и в быту, и в качестве подношения богам. В древней Японии сакэ изготовляли в винокурнях при императорском дворе или при синтоистских храмах. А сам напиток был обязательным компонентом различных религиозных праздников. Лишь с ХII в. многие деревенские общины освоили производство собственного вина, и оно постепенно стало неотъемлемой частью японской национальной культуры. Эту функцию сакэ выполняет и поныне, хотя в обычной жизни его заметно потеснили прочно укоренившиеся на японской почве пришельцы из-за рубежа - виски и пиво. Раньше слово "сакэ" относилось только к рисовому вину. Но постепенно с появлением других алкогольных напитков этот термин стал употребляться шире - применительно ко всем напиткам, содержащим алкоголь. Под это название теперь подпадают и виски, и бренди, и та же водка. Свое же рисовое вино японцы чаще называют "сэйсю". Или же "нихонсю" (японское вино) в отличие от "ёсю" (европейского спиртного). Традиционными центрами национального виноделия являются префектуры Киото и Хиого, где издревле произрастал рис, из которого вырабатывались особенно вкусные сорта сакэ. Огромную популярность приобрела также продукция винокуренных заводов префектур Акита и Хиросима. Сакэ, производимое во всех других регионах страны, носит куда менее почетное название "дзидзакэ" (местные вина), хотя его качество зачастую не уступает более именитым фаворитам. У сакэ помимо чисто вкусовых достоинств есть и статус так называемого официального подарка. Когда не знаешь, что подарить малознакомому человеку, бутылка сакэ придется как нельзя кстати. А еще лучше - бочонок сакэ. К открытию нового магазина соседи-лавочники обязательно скинутся на несколько бочек сакэ. Без них немыслима и процедура открытия очередного чемпионата по борьбе сумо. Установленные друг на друга, оплетенные соломой бочата с рисовым вином украшают входы в театр Кабуки, на выставки традиционных национальных искусств, на многие торжественные мероприятия. Разработан целый ритуал открывания таких бочек. Несколько наиболее уважаемых гостей, ухватившись за длинную рукоять деревянного молотка, под одобрительные крики присутствующих разбивают верхнюю крышку, после чего идет коллективное опробование вина. Чашечка сакэ - неотъемлемый атрибут отдыха в японской бане на горячих источниках. Расслабленно нежась в бассейне с горячей минеральной водой, японцы, особенно старшего поколения, обожают время от времени освежать горло глотком охлажденного сакэ. А как можно оценить прелесть цветущего вишневого сада, если под рукой нет бутылки рисового вина? Пить можно (и нужно) не спеша, растягивая удовольствие на целый вечер. Особый кайф японцы ощущают, увидя отражающийся в маленьком зеркальце наполненной чаши диск луны, а если в рюмку упадет опавший с ветки лепесток сакуры, счастье становится почти неописуемым. Даже начисто лишенный поэтических талантов японец пытается воспеть подобный момент в самодельных стихах. А сакэ на свадьбах - это не просто горячительный напиток. Без него немыслима сама традиционная свадебная церемония. Издревле заключение брака в Японии оформлялось не обменом кольцами или поцелуями, а церемонией "сан-сан кудо" ("трижды три - девять раз"). Жених и невеста по очереди делали по три глотка из трех чаш с сакэ. Именно этот момент определял рождение новой семьи. Различия существуют не только во вкусе, аромате, прозрачности каждого конкретного напитка, зависящих, в свою очередь, как от мастерства винокуров, так и от качества местной воды и риса. Различается и культура пития. Одни предпочитают вкушать сакэ из миниатюрных фарфоровых чашечек, другие - из стеклянных бокалов, третьи - из небольших квадратных кадушек, добавляющих к аромату сакэ приятный смолистый запах сосновой живицы. Выбор надлежащей посуды определяется не столько аппетитом пьющего, сколько сортом рисового вина. Летом сакэ пьют охлажденным, в прохладные сезоны года - подогретым до 36 градусов.

Самолетостроение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самоуправление

Самоуправление - система организации власти в префектурах, городах, поселках и деревнях. Вся территория Японии делится в административном отношении на 47 префектур. Административными единицами в каждой префектуре являются города, поселки и деревни. Организация власти на местах определяется конституцией и "Законом о местной автономии" от 16 апреля 1947 г. Основные звенья местных органов власти - префектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания, численный состав которых устанавливается в зависимости от численности населения соответствующих административных единиц. Исполнительную власть в органах местного управления осуществляют: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Как местные собрания, так и главы местных управлений избираются населением. В выборах местных органов власти имеют право участвовать лишь лица, достигшие 20 лет и проживающие в соответствующей местности свыше трех месяцев. Кандидатами в члены префектуральных, городских, поселковых и деревенских собраний могут выдвигаться лица, достигшие 25 лет, кандидатами в губернаторы, мэры и старосты - лица, достигшие 35 лет. Голосование производится по тем же избирательным участкам и спискам и в основном по тем же правилам, что и при парламентских выборах. Срок полномочий выборных лиц всех ступеней местного управления - четыре года. Выборные органы на местах не могут быть распущены по приказу "сверху". В то же время юридически допускается возможность досрочного роспуска местных собраний и отставки отдельных депутатов, губернаторов, мэров и старост по требованию большинства местного населения. На практике такие случаи крайне редки. Префектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания пользуются в пределах своей территории правом самоуправления и могут издавать постановления и принимать решения по следующим вопросам: утверждение местных бюджетов, рассмотрение вопросов, касающихся арендных платежей, жалованья чиновников муниципальных учреждений и местных налогов, рассмотрение вопросов о коммунальном имуществе, находящемся в ведении местных властей, и т.д. Местным собраниям формально дано право контроля над действиями исполнительных органов местной администрации. Парламент не может без одобрения местных собраний какой-либо административной единицы издавать законы, относящиеся лишь к этой административной единице. В непосредственном подчинении у губернаторов находятся префектуральные управления. В подчинении у губернаторов и префектуральных управлений находятся мэры и старосты, возглавляющие городские, поселковые и сельские управления. Штат всех управлений состоит из профессиональных чиновников. В руках мэров и старост сосредоточена вся повседневная административная деятельность на местах. Провозглашаемая законом автономная самостоятельность органов местного управления на практике существенно ограничена центральной государственной властью. Местные собрания лишены, например, полной самостоятельности в решении финансовых вопросов: их бюджеты находятся в постоянной зависимости от субсидий из центра. Контроль столичных властей осуществляется и прямым административным путем - через Министерство по делам местной администрации, которое решает вопросы, связанные со структурой местных органов власти, и осуществляет контроль над ними. Прочие министерства также имеют на местах сеть своих учреждений, осуществляющих контроль за органами местной администрации. С середины 1990-х гг. в рамках административной реформы принимаются существенные меры по децентрализации, расширению прав и укреплению самостоятельности органов местного самоуправления.

Самураи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Санва-Токай-Асахи

Санва-Токай-Асахи - банковский холдинг, создание которого намечено на апрель 2001 года. В холдинг войдут банк "Санва", банк "Токай" и банк "Асахи". Совместные активы, по предварительным подсчетам, составят 106 трлн. иен. В Японии это будет второе по величине банковское объединение после группы "Мидзухо".

Сандзюсангэндо

Сандзюсангэндо - основной зал и единственное сохранившееся здание небольшого буддийского храма Рэнгоин, принадлежащего секте Тэндай. Расположен в восточной части Киото. Название этого зала пошло от цифры "33" (яп. "сандзю сан"): столько в нем пролетов между деревянными столбами, которые поддерживают строение. В 1164 г. по велению военачальника Тайра Киёмори был построен храм, где обитали тысячи образов богини Каннон. Скульптуры изготавливали знаменитые мастера Танкэй, Коэн и их ученики. Общепринятое название - "Храм 33 пролетов" - тоже не случайно. Это связано с тем, что Каннон имела 33 ипостаси. В Японии Каннон почитается как богиня-заступница, спасающая от кораблекрушений и разбойников, от смут, от различных наказаний и пагубных пристрастий, от ненависти, глупости, а также как подательница благ. В 1249 г. храм пострадал от пожара, в 1266 г. по приказу экс-императора Го-Сага он был восстановлен в своем первоначальном виде, именно этой постройкой мы и любуемся сейчас. Зал представляет собой длинное и узкое строение, длина его - 118 метров, ширина - 18 метров. Здание венчает крытая черепицей крыша с мягким изгибом, характерным для японских деревянных построек. Но главная притягательная сила этого храма внутри: 1001 статуя богини Каннон. Статуи размещены на ступенчатом возвышении. В центре на пьедестале в виде цветка лотоса восседает Одиннадцатиликая и Тысячерукая Каннон, у которой по глазу на каждой ладони. Такое число рук и глаз символизирует безграничные возможности Каннон спасать живые существа. "Тысяча", как правило, означает просто "очень много", и Тысячерукую Каннон изображают с 40 руками, имея в виду, что каждая из них представляет 25 рук, обладающих спасительной силой. Высота этой скульптуры - 3,3 м, она сделана известным скульптором Танкэй. По обеим сторонам от Тысячерукой Каннон стоят еще 1000 статуй богини Каннон. Высота статуй 1,65 м. Их ровные ряды теряются в глубине зала. Над их изготовлением трудилось более 70 мастеров, известный скульптор Ункэй и его сын Танкэй руководили этой работой. Более ста лет потребовалось, чтобы завершить этот грандиозный труд. В храме вдоль коридора размещены еще 30 скульптур. Две из них - бог грома Райдзин и бог ветра Фудзин - олицетворяют силы природы, остальные 28 представляют как бы охрану Каннон - это боги и духи, которые заботятся о ней, а также защищают верующих от всяких напастей. Все изображения очень выразительны и реалистичны. Все скульптуры изготовлены из дерева и раскрашены. Храм снаружи опоясан открытой верандой, на которой в 1606 г. провели первое состязание по стрельбе из лука на дальнее расстояние - тосия. В наши дни эти соревнования можно наблюдать каждый год 15 января, но длятся они не так долго, как в период Токугава, и похожи скорее на театрализованное представление. И храм, и размещенные в нем скульптуры являются национальным культурным достоянием Японии.

Санкт-Петербургский договор 1875

Санкт-Петербургский договор 1875 - г. (Трактат между Россией и Японией). Основные переговоры начались в середине 1874 г. с прибытием в Петербург чрезвычайного и полномочного посланника Японии в России Эномото Такэаки. Он привез два проекта разрешения главной проблемы переговоров - владение островом Сахалин. Согласно первому, в обмен на Южный Сахалин Россия должна была уступить Японии остров Уруп с прилегающими островками и компенсировать японскую недвижимость на Сахалине. По второму Япония должна была получить все Курильские острова. 7 мая 1875 г. русский канцлер А. М. Горчаков и японский посланник Эномото Такэаки подписали Трактат между Россией и Японией. В его ст. 1 говорилось: "Его Величество Император Японский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Российскому часть территории острова Сахалин, которой он ныне владеет... Отныне означенный остров Сахалин весь вполне будет принадлежать Российской империи, и пограничная черта между империями Российской и Японской будет проходить в этих водах через пролив Лаперуза". В статье 2 было зафиксировано: "Взамен уступки России прав на остров Сахалин... Его Величество Император Всероссийский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Японскому группу островов, называемых Курильскими... Эта группа включает в себя нижеозначенные 18 островов, а именно: 1. Шумшу, 2. Алаид, 3. Парамушир, 4. Маканруши, 5. Онекотан, 6. Харимкотан, 7. Экарма, 8. Шиашкотан, 9. Муссир, 10. Райкоке, 11. Матуа, 12. Растуа, 13. Островки Среднева и Ушисир, 14. Кетой, 15. Симусир, 16. Бротон, 17. Островки Черпой и Брат Черпоев, 18. Уруп, так что пограничная линия между империями Российской и Японской в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу". Согласно другим статьям Санкт-Петербургского договора, всем жителям уступаемых территорий предоставлялось право сохранить прежнее гражданство или вернуться на родину, но при этом они подпадали под юрисдикцию той страны, к которой перешла соответствующая территория. В портах Охотского моря и Камчатки Япония получила для судоходства, торговли и рыбной ловли те же права, что и страны, обладавшие статусом наиболее благоприятствуемой нации. Кроме того, японские суда, заходящие в порт Корсаков, освобождались от портовых сборов и таможенных пошлин сроком на 10 лет. Там же открывалось японское консульство. Российская сторона выплатила Японии за недвижимое имущество на Южном Сахалине свыше 112 тыс. рублей.

Санкэй

Санкэй - национальная ежедневная газета. Впервые начала издаваться в Осаке в 1933 г. как торгово-финансовый вестник под названием "Нихон когё симбун" ("Японская промышленная газета"). В 1942 г. ее название было изменено на "Сангё кэйдзай симбун" ("Промышленно-экономическая газета"), сокращенно - "Санкэй". С 1950 г. издательство открыло свой филиал в Токио, который постепенно принял на себя функции головной редакции. Тогда же, отказавшись от узкой экономической специализации, газета приобрела черты общенационального издания, рассчитанного на самую широкую читательскую аудиторию. В 1955 г. была предпринята попытка объединения газеты с новостным агентством "Дзидзи". Но конгломерат "Санкэй дзидзи" просуществовал недолго. В 1958 г. бизнесмен Мидзуно Сигэо восстановил газету под названием "Санкэй симбун". Ее тираж превысил 2 млн. экз. Спустя десятилетие газета завязала прочные деловые контакты с телекомпанией "Фудзи" и радиовещательной компанией "Ниппон хосо". Таким образом, в сфере массовой информации сложилась мощная группировка "Фудзи-Санкэй".

Сантори

Сантори (Suntory Co., Ltd.) - одна из известнейших ликероводочных японских компаний. Компания "Сантори Лтд." была основана в 1899 г. К настоящему времени это уже предприятие с годовым торговым оборотом более миллиарда долларов. В 1923 г. создатель компании Тории взялся за производство виски. В долине Ямадзаки был построен винокуренный завод. Теперь "Сантори" производит более 90% всего виски в Японии. В настоящее время продукция "Сантори Лтд." - это более 110 видов напитков, начиная от виски, коньяка, джина, водки, вина и т.д. и заканчивая пивом, ликерами и разнообразными безалкогольными напитками. В самой Японии сейчас более 20 тыс. баров и ресторанов "Сантори". Создаются подобные рестораны и в Канаде, Италии, Мексике, Австралии, других странах. Особое внимание компания "Сантори Лтд." уделяет своим общественным обязанностям и культурному вкладу. Важнейшими начинаниями компании в этих сферах являются музыкальная премия "Сантори Мюзик" и Музей искусств "Сантори". Компания "Сантори Лтд." имеет также Музей пива, Музей вина, Музей виски соответственно в городах Мусасино, Яманаси и Хакусю.

Сан-Францисский мирный договор

1951 г. с Японией - подписан 8 сентября 1951 г. США, Великобританией, Францией и рядом других государств, как участвовавших, так и не участвовавших в войне с Японией. Формально вступил в действие с 28 апреля 1952 г. Мирная конференция в Сан-Франциско состоялась 4-8 сентября 1951 г. с участием представителей 52 стран, включая Японию. На конференцию по обсуждению договора не были приглашены представители КНР и Тайваня, а Индия и Бирма от участия отказались. Советский Союз был представлен делегацией во главе с заместителем министра иностранных дел А. А. Громыко. Советские предложения, поддержанные на конференции Польшей и Чехословакией, не были приняты (Советский Союз этот договор не подписал, что сейчас можно расценить как крупную дипломатическую ошибку). Участники договора объявили прекращение войны с Японией, признали полный суверенитет японского народа над Японией и ее территориальными водами. Япония признала независимость Кореи, отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Корею, Тайвань, о-ва Пэнхуледао (Пескадорские), Спратли и Парасельские, согласилась с установлением опеки США над островами Рюкю и рядом других островов в Тихом океане. Один из пунктов договора провозглашал отказ Японии "от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому мирному договору от 5 сентября 1905 г.". Япония признала приговор Международного военного трибунала для Дальнего Востока и приговоры др. союзных судов по военным преступлениям как внутри, так и за пределами Японии. За Японией признано право на индивидуальную и коллективную оборону. В договоре была оговорена возможность размещения или сохранения иностранных вооруженных сил на японской территории по двусторонним или многосторонним соглашениям. В тот же день был подписан Японо-американский договор (о гарантии) безопасности, закрепивший пребывание американских войск и военных баз на территории Японии.

Санъин Кайган

Санъин Кайган - национальный парк, расположен на западе острова Хонсю в префектурах Киото, Хёго, Тоттори. Образован 15 июля 1965 г. Длинный узкий парк простирается на 77 км вдоль побережья Японского моря. Парк известен небольшими заливами и островками, скалами причудливой формы и пологими холмами. Популярным курортом является горячий источник Киносаки, находящийся на восточной окраине парка у города Киносаки. Побережье вокруг Касуми в центре парка и Урадомэ на западе отличается своими скалами, островами и пещерами. У западной оконечности парка находятся песчаные дюны Тоттори, самые большие в Японии. Среди местной фауны и флоры выделяются черная сосна, японская городская ласточка, чернохвостая чайка. Площадь парка - 90 кв. км.

Саппоро

Саппоро - административный центр губернаторства Хоккайдо и пятый по численности населения (1 млн. 800 тыс. чел.) город в Японии. Построенный в самом начале эпохи Мэйдзи (70-е гг. XIX в.) на берегах р. Тоёхира, Саппоро был спроектирован по образцу старой части Киото, и поэтому до сих пор план города напоминает решетку, где все улицы пересекаются под прямыми углами. Саппоро является центром самого развитого в сельскохозяйственном отношении региона Хоккайдо, но в то же время в городе имеются и несколько крупных промышленных производств, в том числе молочных и пивоваренных. "Саппоро биру" - третья по популярности и старейшая в Японии торговая марка пива. Кроме того, в Саппоро сконцентрирована основная масса правительственных и административных учреждений губернаторства, здесь же находится один из самых престижных в Японии университетов. 70% экономического потенциала города составляет оптовая и розничная торговля, общественное питание и другая индустрия сервиса. Так, например, квартал развлечений Сусукино, в котором на небольшой площади расположено около 4600 увеселительных заведений различной направленности, является крупнейшим к северу от Токио и считается своеобразным японским Лас-Вегасом. Обширная территория, богатая природа, прохладный для Японии климат и развитая сервисная сеть делают Саппоро очень привлекательным для туристов, которых приезжает туда более 13 млн. человек в год. Именно на туристов, как японских, так и иностранных, и рассчитана развитая сервисная сеть Саппоро. Причем из-за заметной разницы времен года и характерного для этой части Хоккайдо высокого снежного покрова город привлекателен для приезжих практически круглый год. Летом к услугам отдыхающих многочисленные музеи, парки с разнообразными сооружениями для отдыха и занятий спортом, а в феврале множество гостей устремляется в Саппоро для того, чтобы увидеть всемирно известный фестиваль снежных скульптур или покататься на лыжах на склонах окружающих город холмов. Весной в Саппоро проводится "Фестиваль сирени", а поздней осенью - "Фестиваль Белой иллюминации", которые также привлекают немало посетителей.

Сарариман

Сарариман - этот искаженный японским произношением термин (англ. salaryman) можно было бы перевести на русский как "служащий", "человек, живущий на зарплату". В ряды японских сарариманов не входят, например, служащие предприятий розничной торговли, преподаватели, медики, служители культа, хотя все они ежемесячно получают зарплату. Когда японец говорит "сарариман", он в первую очередь подразумевает работников крупных торговых, финансовых и промышленных фирм, но не рабочих, а управленцев - "белых воротничков". Среди них и ветераны, еще не забывшие трудности первых послевоенных лет, и молодежь, только-только сменившая университетскую аудиторию на служебный офис. Именно им в первую очередь Япония обязана своими успехами на международном экономическом поприще. Патриархальные принципы взаимоотношений старших и младших, начальства и подчиненных, хозяина предприятия и его служащих остаются основополагающими среди сарариманов. Президент фирмы - это отец, служащие - его дети. Примечательно, что в эту патерналистскую модель вписываются не только те, кто получает в данной фирме зарплату, но и субконтракторы, и субсубконтракторы, и другие малые и средние предприятия со своим собственным бюджетом, но связанные постоянными деловыми интересами с данной фирмой. Все они - члены большой семьи, в которой честь и верность слову значат куда больше, чем любые письменные обязательства. В этом мире указание начальника расценивается как приказ отца, выполнить который младший член семьи обязан даже ценой собственной жизни. Основной задачей для крупнейших японских компаний и поныне является не столько получение прибылей и выпуск конкурентоспособной продукции, сколько воспитание новых "бойцов фирмы". Японские корпорации приняли на вооружение и удачно эксплуатируют наследие старой японской деревенской общины, для которой выживание всей деревни было несравнимо важнее выживания отдельного человека или отдельной семьи. Именно этим силен японский менеджмент, именно здесь корни всемогущества японского сараримана.

Саруфуцу

Саруфуцу - рыбацкий поселок на севере острова Хоккайдо. В декабре 1939 г. в проливе Лаперуза во время жестокого шторма напоролся на камни советский пароход "Индигирка", который, завершая зимнюю навигацию, следовал из Магадана во Владивосток. На его борту находилось около полутора тысяч пассажиров, в основном это были промысловики с семьями, а также заключенные, этапируемые морским путем в другие лагеря. Ранним утром рыбаки из поселка Саруфуцу попытались подойти к полузатопленной "Индигирке" на двух шхунах, но, встретившись с крупной волной, вернулись в гавань. На следующий день была предпринята вторая попытка: не выдержав поединка с волнами, одна шхуна перевернулась. Проявив характер, рыбаки все-таки добрались до "Индигирки", им удалось выручить более трехсот человек. Рыбаки и спасатели всю ночь и утро следующего дня вытаскивали из ледяной воды тела, приводили в чувство тех, кто еще дышал. Но таких было мало. Японцы подобрали еще около тридцати человек. Большую часть пассажиров поглотило море (погибло более 1100 человек), а тех, кого вытащили мертвыми, по согласованию с советским посольством кремировали. Урны с прахом были отправлены в порт Отару. Сюда же доставили на японском пароходе "Карафуто-мару" всех спасенных - 402 человека. Спустя несколько дней они отбыли на советском пароходе "Ильич" во Владивосток. Тем временем на побережье Саруфуцу морские волны продолжали выбрасывать трупы погибших на "Индигирке". Рыбаки и спасатели подобрали тела еще тридцати жертв катастрофы. Местные жители похоронили их на кладбище у буддийского храма Дайдзёдзи. На братской могиле россиян установили деревянный крест с надписью на японском языке. Много лет спустя на мысу у самой кромки моря был установлен памятник погибшим.

Сасими

Сасими - блюдо национальной кухни, приготовленное из сырой рыбы и морепродуктов. Сасими чаще всего делают из филе тунца, которое режут на аккуратные небольшие кусочки. В рыбных ресторанах на блюдо посетителю положат еще красиво свернутые вместе с сухими водорослями нори кусочки сырого кальмара, порезанный тончайшей длинной лапшой редис дайкон. К сасими полагается соевый соус, который и придает сырой рыбе тончайшие оттенки вкуса, а также острый японский хрен васаби.

Сато Наотакэ

Сато Наотакэ (1882-1971) - дипломат и политик. Выпускник Токийского университета, кадровый дипломат, он за сорок лет службы прошел путь от атташе до министра иностранных дел, а затем посла в Советском Союзе. С Россией - сначала царской, потом советской - была связана вся его дипломатическая карьера. Впервые он прибыл в Россию в 1906 г. и к 1913 г. стал вторым секретарем посольства Японии. Сато стал первым полномочным дипломатическим представителем Японии в СССР, будучи поверенным в делах до приезда посла Танака с 23 марта по 14 июля 1925 г. Впереди было назначение послом в Бельгию, потом во Францию, а затем пребывание на посту министра иностранных дел в недолговечном кабинете Хаяси Сэндзюро - с 3 марта по 31 мая 1937 г. В эти месяцы Сато более всего был озабочен нормализацией отношений с СССР, а точнее, нейтрализацией отрицательного воздействия Антикоминтерновского пакта с Германией, который был подписан при его предшественнике Арита. После отставки правительства Сато числился как бы в резерве и, в общем, мог считать свою карьеру законченной. Но его знания и опыт снова понадобились в 1942 г. Он был отправлен послом в Москву. Советский Союз и Япония оказались в разных лагерях, но в положении не воюющих друг с другом стран, непростые отношения которых тем не менее развивались в рамках Пакта о нейтралитете 1941 г. Сато установил рабочие и даже вполне доверительные отношения с В. М. Молотовым и его заместителем С. А. Лозовским, курировавшим в НКИД Азию и Дальний Восток. Посол понимал, что состояние "странного нейтралитета" в советско-японских отношениях не может продолжаться вечно, но старался продлить его как можно дольше. Так, в сентябре 1944 г. он снова заговорил с Молотовым о том, что японское правительство планирует послать в Москву специальную миссию для улучшения двусторонних отношений (впервые зондаж на эту тему проводился в 1943 г.), но встретил решительный отказ. С начала 1945 г. Сато настойчиво поднимал вопрос о продлении Пакта о нейтралитете, но заявление советского правительства об отказе продлить срок его действия дало понять японскому руководству, что война неизбежна. Летом сорок пятого года в Токио ветеран японской дипломатии Хирота вел безнадежные переговоры с Маликом, предлагая даже заключить новый договор, а Сато снова хлопотал о том, чтобы в Москве приняли бывшего премьера принца Коноэ для передачи послания императора и переговоров о "важных проблемах", то есть об условиях выхода Японии из войны и ее капитуляции под советские гарантии. 8 августа 1945 г. в 17 часов по московскому времени Молотов принял Сато и объявил ему о том, что Советский Союз вступает в войну с Японией. По правилам военного времени японское посольство было интернировано, и Сато вернулся на родину только весной следующего года. В 1947 г. Н. Сато был избран в палату советников парламента Японии первого послевоенного созыва. С 1949-го по 1953 г. был спикером этой палаты. В 1965 г. отошел от политики.

Сато Норикиё

Сато Норикиё (Сайгё) (1118-1190) - один из лучших поэтов XII в. Происходил из знатного воинского рода. Родился и жил в столичном Хэйан(кё) (совр. Киото), получил прекрасное образование, служил при дворе, но в 1140 г. оставил службу, семью и постригся в монахи. Пятьдесят лет своей жизни провел в скитаниях по разным монастырям. Все это время писал стихи и посылал их в столицу своим друзьям. После Сайгё осталась домашняя антология "Санкасю" ("Горная хижина"). Его стихи входят во все ведущие антологии, начиная с "Синкокин(вака)сю" (куда включено 94 его пятистишия). Сайгё был смелым новатором в поэзии, он расширил круг установленных антологией "Кокин(вака)сю" поэтических тем, обновил поэтический словарь, его творчество оказало большое влияние на последующую поэзию, причем не только на поэзию вака, но и на поэзию хайкай.

Сато Эйсаку

Сато Эйсаку (1901-1975) - политический деятель, основатель одной из главных фракций Либерально-демократической партии. Окончил Токийский университет в 1924 г. С 1949 г. - депутат палаты представителей парламента. Занимал ряд важных министерских постов. С 1964-го по 1972 г. являлся председателем ЛДП и премьер-министром Японии, установив рекорд продолжительности пребывания на этом посту. В этот период на фоне экономического бума, прозванного "Японским экономическим Чудом", завершилось превращение Японии в один из крупнейших центров капиталистического мира.

Сатори

Сатори (буквально - "душевное спокойствие", "ощущение небытия", "внутреннее просветление") - теория "внезапного озарения" (и само состояние), которая является основой учения школы Риндзай, занимавшейся распространением дзэн-буддизма в Японии. Чтобы достичь подобного состояния, наставники этой школы ввели систему различных стимулов, среди которых особое место занимают коаны - вопросы-загадки, вопросы-головоломки. "Внезапное озарение", "внезапное постижение смысла бытия", по утверждению наставников, может наступить, если ученик, усиленно сосредоточившись на разгадке коана, перейдет от формально-логического мышления к подсознательно-ассоциативному.

Сацума

Сацума - крупное княжество на юго-востоке острова Кюсю (современная префектура Кагосима). Принадлежало князьям Симадзу. Вместе с княжествами Тёсю и Тоса сыграло важную роль в 1868 г. в свержении токугавского сёгуната и установлении новой власти правительства Мэйдзи.

Свадебные церемонии

Свадебные церемонии - в Японии существуют в нескольких видах. Обычно это религиозные обряды, включающие элементы буддийских, синтоистских и христианских свадебных церемоний. Традиционно они проводились дома, но сегодня такие мероприятия все чаще проходят в современных свадебных залах, имеющих по нескольку синтоистских алтарей, или же прямо в синтоистских храмах. Японские свадебные церемонии, по сравнению с западными, экстравагантны и дороги, они предусматривают большие приемы, которые дополняются демонстрацией нарядов. Во время церемонии жених одет в формальное кимоно с фамильными гербами. Невеста одета в белое кимоно и в белую шелковую косынку с красной подкладкой (цунокакуси). По обычаю, жених и невеста меняют наряд два или три раза во время приема. Церемония бракосочетания коротка - около 20 минут, и в ней принимают участие только близкие родственники и друзья новобрачных. Присутствует сват (накодо). Прежде, когда более распространенными были браки со сватовством, сват знакомил молодых и помогал в свадебных приготовлениях. Теперь, когда большинство пар знакомятся сами, роль накодо стала носить более символический характер. Когда молодожены дают друг другу клятву верности, они по очереди делают по три глотка сакэ из трех чашечек (сан-сан кудо), начиная с маленькой и кончая большой. После церемонии молодые переодеваются в свадебные наряды западного стиля для приема, который они организуют для своих друзей, родственников и коллег по работе. Как и во время традиционных западных церемоний, произносятся торжественные речи в честь этого события. По обычаю, молодая пара получает свадебные подарки, которые преподносятся в форме чека - обычно 200 - 300 долларов от каждого гостя. Это делается с тем, чтобы помочь возместить огромные расходы на свадьбу. Гости, в свою очередь, получают от молодоженов подарки, которые как бы символизируют их желание и в дальнейшем рассчитывать на моральную поддержку друзей. В последнее время модным стало бракосочетание, совершаемое в католической церкви по христианскому обряду. Хотя это и не исключает синтоистского обычая сан-сан кудо. Большинство японских молодоженов после бракосочетания и торжественного приема отправляются в свадебное путешествие, нередко зарубежное - в Европу, на Гавайи и т.п.

Предыдущая страница Следующая страница