Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕР")

Таби

Таби - носки с отделением для большого пальца. Применяются при ношении национальной обуви. Изготавливаются из белого плотного материала, застегиваются на крючки вдоль щиколотки.

Таварая Сотацу

Таварая Сотацу (?-1643) - художник. О его жизни почти ничего не известно, нет даже точной даты его рождения. Есть лишь предположение, что его родители занимались изготовлением и продажей вееров. Сотацу был выдающимся самобытным художником, черпавшим вдохновение в классическом искусстве: в придворной литературе, поэзии, театре. Он использовал разную технику и разные формы: рисовал на горизонтальных и вертикальных свитках, ширмах и складных веерах, применял водяные краски, присыпку золотом и серебром. Наиболее знамениты его ширмы с изображением сцен из классического романа "Повесть о принце Гэндзи" и "Ширмы с изображением придворных танцев бугаку". Работы Сотацу отличались сильной и уверенной линией рисунка, тонким цветовым решением и гармоничной композицией. Как высокохудожественные произведения искусства в то время ценились поэтические свитки, которые создавались содружеством талантов Сотацу и Хонъами Коэцу. Сотацу рисовал на бумаге элегантный художественный фон из цветов, трав, птиц и животных, а Коэцу писал по этому фону своим неповторимым почерком стихи танка из знаменитых придворных поэтических антологий "Кокин(вака)сю" и "Синкокин(вака)сю".

Тага-Мару

Тага-Мару - японская шхуна, потерпевшая крушение у острова Онекотан. Деревня Саи, где родились капитан "Тага-мару" Такэути Токубэй и члены его команды расположена на самом севере острова Хонсю, на берегу Сангарского пролива. Издавна здесь жили рыбаки, добывавшие треску и кальмара. Отсюда рыбу и другие морепродукты доставляли в центральные районы Японии. В 1744 г. "Тага-мару" отправилась в Эдо с грузом трески и сухой морской капусты. Однако, застигнутое сильнейшим штормом, судно потеряло управление и долгое время дрейфовало в открытом море, пока его не прибило к Онекотану - одному из северных Курильских островов. Выброшенное на берег, судно было разбито волнами. Вместе с ним погиб и его капитан - Такэути Токубэй. Остальные десять членов команды хоть и остались живы, но уже не вернулись в Японию. Обнаруженные камчатскими сборщиками ясака - Матвеем Новограбленным и Федором Слободчиковым, они были доставлены в Большерецкий острог. Японец Юсондзи отдал русским два меча, документы с погибшего корабля и подписал ландкарту, составленную по его рассказу. Все это с рапортом коменданта Камчатки, капитана Лебедева, отправили в Санкт-Петербург. Вскоре один из японцев умер, пятерых было приказано доставить в столицу, где с 1748 г. они стали преподавать в школе японского языка. 10 сентября 1747 г. они были препровождены в Охотск, а оттуда через Якутск и Илимск - в Иркутск, где им также было поручено преподавать японский язык. С 1754 г. в составе Иркутской навигацкой школы начала действовать школа японского языка. Спустя шесть лет в ней уже было семь преподавателей - моряки команды Такэути Токубэя - и пятнадцать учеников. В Иркутске японцы были крещены и получили русские имена: Саносукэ стал Иваном Татариновым, Суэмо - Григорием Свининым, Кюдоро - Петром Черновым. Осев в Иркутске, моряки с "Тага-мару" обзавелись семьями. Два-три поколения детей еще помнили свое японское происхождение. Например, сын Ивана Татаринова Андрей именовал себя также Самбати. Как и отец, он преподавал в Иркутской школе японского языка и в 1782 г. даже составил Русско-японский рукописный словарь (опубликован в 1962 г. выпускницей Иркутского университета О. Петровой). Большинство моряков с "Тага-мару" окончили свой жизненный путь в Иркутске.

Тайка

Тайка - , реформы - административные реформы, результатом которых стало образование раннефеодального государства. Началом реформ послужил заговор 645 г. членов императорской семьи против влиятельного клана Сога, узурпировавшего власть в стране. Род Сога был физически уничтожен, за исключением тех его представителей, которые сами примкнули к заговору. После переворота императором стал один из руководителей заговора - принц Кару, правивший под именем Котоку. С начала его правления была введена японская система летосчисления по времени правления императоров - нэнго. В 646 г. был издан манифест, объявляющий о реформах Тайка. В ходе реформ были отменены рабовладельческие отношения, которые до тех пор имели место в Японии, и ликвидировались рабовладельческие поместья. С этого времени основной единицей земельного хозяйства стала большая семья - "двор". Было введено административное районирование страны и ликвидированы общины. Был законодательно утвержден институт чиновничества, существовавший на правительственное жалованье, для чего вводились различные налоги, подати и трудовая повинность на общегосударственные работы вместо существовавших до того времени отработочных повинностей. В результате реформ было создано централизованное бюрократическое государство с новой структурой государственного управления. По китайскому образцу были введены должности левого и правого министров, а также должности политических советников правительства. Были обновлены судебная система и военное ведомство и даже предпринят ряд успешных походов против айну. В результате реформ Тайка японское государство совершило значительный шаг вперед и вступило на путь развития феодального общества.

Тайра

Тайра - , род - один из великих родов (наряду с Минамото и Фудзивара), определявших государственную политику Японии в эпоху Хэйан (794-1185). Род Тайра ведет свое происхождение от императора Камму (781-806), дети которого, рожденные наложницами, были лишены статуса принцев крови. Вместо этого им присваивался титул тайра-но асон. Назначение этого звания детям наложниц было совершенно произвольным, и родоначальники фамилии Тайра являлись сводными братьями Минамото, которые имели аналогичное происхождение. Другое имя семьи Тайра - Хэйкэ (Хэйси), где иероглиф "Хэй" являлся китайским чтением иероглифа "Тайра", а "кэ" или "си" - семья. Появление и вся история клана Тайра неразрывно связаны с историей военного сословия Японии. Из-за того, что императорский двор не в состоянии был нести расходы по содержанию многочисленных представителей правящей семьи, аристократической молодежи, в том числе из кланов Тайра и Минамото, им предназначались должности губернаторов в различных провинциях. В соответствии с этим положением Тайра занимали несколько административных постов в Канто, на востоке страны. Должности провинциальных губернаторов давали возможность Тайра получать высокое жалованье, а также устанавливать прочные связи с влиятельными аристократическими родами. Впервые фамилия Тайра прогремела на всю страну, когда потомок императора в пятом поколении - Тайра Масакадо (?-940) - начал в 939 г. антиправительственный мятеж. До этого он вел в провинции Симоса ожесточенные войны со своими родственниками за земельные наделы отца, которые должны были перейти к нему по наследству. Масакадо овладел провинциями Хитати, Симоцукэ, Кодзукэ, Мусаси и Сагами подчинив себе половину района Канто. Почувствовав небывалый успех, Масакадо объявил себя "новым императором". Предание, рассказывающее о нем, приписывает Масакадо знаменитую фразу: "Люди становятся правителями в этом мире, лишь добывая победу силой". Хотя восстание было подавлено императорскими войсками, а его вождь убит, оно положило начало новому этапу японской истории. С восстания Масакадо началась эпоха перманентных потрясений страны противоборствующими кланами буси. Долгое время семья Тайра находилась в тени более влиятельных родов, но продолжала укреплять свои позиции. Тайра Садамори создал одну из первых самурайских дружин, его сыновья занимали губернаторские и вице-губернаторские посты. Один из них, Корэхира, ставший в 1006 г. губернатором провинции Исэ, явился родоначальником ветви Тайра в этой провинции, впоследствии - наиболее сильной. Начало же возвышению Тайра из Исэ положил его внук Масамори. Тайра Масамори в начале Х1 в. получил назначения губернатором в 9 провинций, но жил в столице и служил при дворе. Его сын Тадамори отличился в борьбе с пиратами и стал первым самураем, добившимся доступа к императору. Наивысших успехов и огромного влияния род Тайра добился при Тайра КиЁморИ (1118-1181).

Тайра Киёмори

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тайра Садафун

Тайра Садафун (Хэйтю, ?-923). Входит в число "тридцати шести бессмертных поэтов" средневековья. Сын поэта Тайра Ёсикадзэ. С 891 г. занимал разные посты при дворе. Был известным ловеласом, благодаря чему стал героем лирической повести "Хэйтю-моногатари" (ок. 960), куда вошли 98 его пятистиший и 1 тёка. Его любовные похождения являются темой не только многих средневековых новелл, но и произведений современных писателей: Акутагава Рюноскэ сделал его героем одной из своих новелл ("Косёку"), он же является одним из основных персонажей повести Танидзаки Дзюнъитиро "Сигэмото-но хаха" ("Мать Сигэмото"). Тайра Садафун не только часто участвовал в придворных поэтических состязаниях, но и сам проводил их в своем доме. Прекрасно владел поэтической техникой, особое внимание уделяя звучанию стиха. Его стихи входят во многие поэтические антологии, начиная с "Кокин(вака)сю".

Тайсё

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тайхэйки

Тайхэйки - "Повесть о Великом мире" - самое крупное произведение, написанное в жанре гунки. Датируется второй половиной XIV в., по всей вероятности, относится к 70-м гг. Авторство приписывается монаху Кодзима-хоси, однако нет единого мнения по поводу того, кто именно скрывается под этим именем. Есть также основания полагать, что "Тайхэйки" имела несколько авторов. Структурно делится на три части. 1-12 свитки повествуют о зарождении планов императора Го-Дайго свергнуть сиккэнов (сёгунских регентов) - фактических правителей страны; 13-21 свитки посвящены разделению Южного и Северного дворов и смерти Го-Дайго, и наконец, в центре повествования 22-40 свитков - победа Северной династии и установление сёгуната Асикага. Стилистически повесть неоднородна: написана смешанным японо-китайским стилем. Для нее характерно большое количество вставных новелл. Насчитывается более 60 буддийских рассказов - сэцува, вплетенных в ткань повествования. Большая их часть заимствована из "Исторических записок" китайского историка Сыма Цяня. Начиная с XVII в. велись дискуссии, что же подразумевали авторы, давая своему произведению такое название. Принято считать, что имеется в виду не мир как синоним Вселенной, а мир как противоположность войне. Именно о таком "Великом мире" мечтали японцы, жизнь нескольких поколений которых пришлась на бесконечные междоусобные войны.

Такамагахара

Такамагахара (в буквальном переводе с древнеяпонского - "равнина высокого неба"). В японской мифологии верхний небесный мир, место обитания небесных богов, божественных предков, в отличие от Земли - места обитания земных духов и людей. Здесь владычествует богиня Аматэрасу, главное божество синтоистского пантеона, расположены ее дом и рисовые поля.

Такамацу

Такамацу - административный центр префектуры Кагава. В городе проживает 333 тыс. жителей. Площадь Такамацу - 194 кв. км. В городе развиты машиностроение, металлообработка, пищевая, нефтеперерабатывающая отрасли промышленности.

Такасимая

Такасимая (Takashimaya Co., Ltd.) - старейшая в Японии сеть универсальных магазинов, ведущая свою историю с нескольких лавок, открытых в Киото в 1831 г. После второй мировой войны фирма была подвергнута реконструкции и в современном виде существует с 1949 г. Наиболее известные магазины компании находятся в Токио, Осака, а также в Иокогаме. Лидирует среди японских магазинов, осуществляющих торговлю по каталогам. Активно работает на зарубежных рынках. Годовой объем продаж составляет 1224 млрд. иен (март 1999 г.). Число служащих - 10,7 тыс. человек.

Такатихо

Такатихо - маленький городок, расположенный высоко в горах на северо-западе префектуры Миядзаки (остров Кюсю). Его постоянное население не превышает 17 тыс. человек, в основном занимающихся сельским хозяйством, но бывают сезоны, когда оно удваивается, утраивается, удесятеряется за счет приезжих. Гостей привлекают в Такатихо древние мифы. Если верить первым памятникам японской литературы и истории - "Кодзики" (712 г.) и "Нихонги" (720 г.), Такатихо расположен как раз на том самом месте, где впервые на почву Японии ступила нога синтоистского бога Ниниги-но Микото, посланного на Землю своей бабушкой, богиней солнца Аматэрасу. В свою очередь праправнук Ниниги-но Микото, первый японский император Дзимму, правивший страной (опять же по данным этих хроник) с 660 г. по 585 г. до н. э., прожил в здешнем дворце до 45-летнего возраста, пока не отправился в завоевательный поход на север - в Ямато. Напомним вкратце события той доисторической эпохи. Оскорбленная хамским поведением своего братца Сусаноо-но Микото, Аматэрасу удалилась в пещеру, и на Земле наступил мрак. Тысячи богов собрались у входа в пещеру, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и как-то выманить богиню солнца на небосвод. Было решено устроить перед пещерой настоящий праздник с песнями и танцами в надежде на то, что любопытная богиня не выдержит искушения и захочет хотя бы одним глазком взглянуть на происходящее. Так и случилось. Аматэрасу выглянула на миг, но ее ухватили за руки и вытянули из пещеры. Солнце опять вернулось на небосклон. Так вот пещера, в которой некогда пряталось высочайшее божество японского синтоистского пантеона Аматэрасу, находится внутри храма Аманоивато, расположенного в Такатихо. Территория храма раскинулась по обоим берегам реки Ивато. Вверх по течению реки глазам откроется небольшое расширение в высохшем русле. Несмотря на довольно скромные масштабы, у этой площадки есть собственное название - Ама-но Ясугавара. Как утверждают мифы, именно здесь собравшиеся боги обсуждали возможности и способы выманивания богини Аматэрасу из пещеры. Вся площадка уставлена бесчисленным количеством каменных пирамидок, сложенных паломниками, как овеществленным воплощением вознесенных к Небу молитв. С мифами об Аматэрасу связаны многие культурные события в Такатихо. С ноября по февраль каждую ночь здесь можно увидеть танцы кагура - как напоминание о том празднике, который был устроен богами перед закрытым входом в пещеру. Но у танцев есть и более "утилитарное" назначение. Как и в далекой древности, они воплощают собой благодарность богам за уже собранный урожай и мольбу об урожае следующего года. За ночь исполняется цикл из 33 танцев кагура. Не обделены этим экзотическим зрелищем и туристы, приезжающие в Такатихо в другие сезоны. Четыре танца кагура исполняются ежедневно в храме Такатихо в любое время года. Выступающие под звуки флейты и барабанов самодеятельные артисты не могут похвастать великолепием костюмов, свойственным подобным представлениям в Токио или Киото. Явно уступает столичным сценам и местная площадка для кагура. Однако именно здешняя манера ритуальных танцев в наибольшей степени сохранила их древние особенности. А окружающий исторический пейзаж предстает перед зрителями как лучшая из любых возможных декораций.

Такахаси Корэкиё

Такахаси Корэкиё (1854-1936) - политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1921-1922 гг. Родился в Эдо (ныне Токио). Прошел путь от невысоких бюрократических постов в различных финансовых учреждениях и банках до министра финансов. Всего Такахаси был министром финансов в шести кабинетах в период с 1913-го по 1936 г. Будучи одним из членов руководства политической партии Сэйюкай, Такахаси участвовал в 1918-1921 гг. в "партийном правительстве" Хары Такаси. Когда 4 ноября 1921 г. Хара был убит террористом, Такахаси стал премьер-министром. На этом посту он пробыл менее 7 месяцев из-за раскола в партии. Будучи в 1936 г. министром финансов в правительстве ОкадЫ Кэйсукэ, Такахаси выступал за сокращение государственных расходов, вступая тем самым в конфликт с военными. Он был убит во время фашистского путча в феврале 1936 г.

Такидзава Бакин

Такидзава Бакин (1767-1848) - писатель. Настоящее имя - Такидзава Окикуни. Выходец из разорившейся семьи самураев. Прежде чем стать профессиональным писателем, переменил множество профессий. Известность приобрел в 1793 г., когда увидели свет семь его произведений шуточного характера - кусадзоси, подписанные именем Кётутэй Бакин. Но подлинную славу Бакину принесли романы в жанре ёмихон (буквально - "книга для чтения", близки к рыцарским романам, характеризуются использованием средневековых китайских и японских источников, особым стилем, обязательным наличием морализующих моментов и т. д.). Авантюрно-приключенческая тематика, безудержная фантазия, занимательность сюжета обеспечили книгам Бакина огромную популярность. Он написал более 300 романов. Наиболее крупное произведение - роман "История восьми псов" (1814).

Такэда

Сингэн (Харунобу) (1521-1573) - полководец, принадлежал к очень древнему роду из провинции Кай (ныне преф. Яманаси). В 1541 г. Сингэн, сместив своего отца, практически узурпировал руководство разветвленным и богатым кланом. Год спустя он захватил соседнюю обширную провинцию Синано (сейчас это преф. Нагано) и в 1559 г. добился от сёгуна Асикаги Ёситэру назначения его военным губернатором этой провинции. Жесткое соперничество разгорелось у Такэды с Уэсуги Кэнсином, правителем провинции Этиго (сейчас часть преф. Ниигата). Провинция эта соседствовала с Кай и была гораздо обширнее, а следовательно, привлекательнее. Сингэн встретился с Уэсуги в целой серии сражений, апофеозом которых стала многоэтапная битва при Каванакадзиме. Успех сопутствовал каждому из них по очереди, но все же шансы Такэды на победу выглядели предпочтительнее. Продвигаясь вперед после 1554 г., Такэда упрочивает свое могущество всеми доступными способами: стратегическими военными ходами, тактическими маневрами, предательствами, альянсами с сильными военными феодалами. В 1572-м Сингэн поворачивает свои армии на Запад. Поначалу ему везло, особенно после его победы над объединенными силами ТОКУГАВЫ Иэясу и ОДЫ Нобунага при Микатагахара в январе 1573 г., но неожиданно Сингэн умирает 13 мая 1573 г., девять лет спустя Нобунага уничтожает его наследников и забирает владения. Японцы считают Такэду одним из самых лучших полководцев в своей истории. Существует множество легенд и преданий, основанных на исторической хронике семьи Такэда "Коё гункан", повествующих о его подвигах, бесстрашии и воинском таланте. Он был популярен среди самураев, с которыми переносил все опасности и лишения службы, и среди крестьян, которые звали его Сингэн-ко - Принц Сингэн. Он покровительствовал боевым искусствам и проповедовал благородство в бою, невозмутимость и дзэнское хладнокровие в самых тяжелых ситуациях. В глубине души оставаясь сторонником меча и копья, Сингэн очень хорошо представлял себе грандиозные перспективы применения огнестрельного оружия. Он одним из первых создал в своей армии специальные подразделения мушкетеров и специалистов-минеров, использовавшихся при осадах замков. Справедливо полагая, что в войне хороши все средства и победителей не судят, Такэда поощрял развитие шпионажа и применение наемных убийц и диверсантов - ниндзя.

Такэсита Нобору

Такэсита Нобору (р. 1924) - политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1987-1989 гг. Окончил университет Васэда. Путь в политику начал с деятельности в молодежной организации родной префектуры Симанэ. Впервые в парламент был избран в 1958 г. Был министром труда, генеральным секретарем кабинета министров и министром финансов. В 1987-1989 гг. - председатель Либерально-демократиЧеской партии и премьер-министр Японии. Его политический стиль отличали внешняя неброскость, неторопливость, умение закулисно согласовывать самые сложные вопросы. Такэсита искусно владел всеми традиционными приемами ведения дел в японском политическом мире. Возглавлял в ЛДП самую крупную фракцию, созданную на базе бывшей фракции К. Танака.

Танабата Мацури

Танабата Мацури - традиционный праздник, отмечаемый 7 июля. Сюжет древней китайской сказки послужил основой этого романтического праздника. Герои сказки - две звезды, которые на небосклоне находятся друг против друга и разделены Млечным Путем. Это Волопас, или Пастух (звезда Альтаир в созвездии Орла), и Ткачиха (звезда Вега в созвездии Лиры), которую по-японски называют Танабата. Принцесса Ткачиха, дочь небесного царя, искусного ткача, вместе с отцом пряла небесную парчу - облака. Однажды, оторвавшись от работы, она увидела невдалеке прекрасного юношу - Волопаса, который пас коров. Молодые люди с первого взгляда полюбили друг друга и забросили работу, чем вызвали гнев отца девушки. Он повелел разлучить влюбленных и приказал стоять им всю жизнь по обе стороны Млечного Пути. Встречаться они могли только раз в году - 7 июля, т. е. в день, когда звезды максимально сближаются. Но через Млечный Путь не было моста, и молодые люди впали в отчаяние. Тут на помощь влюбленным пришли сороки, которые, выстроившись в ряд и сомкнув крылья, построили мост для влюбленных. Столь романтический сюжет делал этот праздник особенно популярным у девушек и девочек. В день праздника перед дверьми домов и воротами садов подвешивали бамбуковые ветки, к которым прикреплялись длинные тонкие бумажные полоски, на которых писали различные пожелания, считалось, что это поможет стать искусным каллиграфом или поэтом, поскольку Танабата была еще и покровительницей искусств. Ей же делалось подношение в виде вырезанных из бумаги кимоно. Пастуху подносили пять разноцветных нитей (зеленая, красная, белая, пурпурная и черная). У него просили хорошего урожая, поскольку он покровительствовал земледельцам. Затем бамбуковые ветви с прикрепленными к ним подношениями бросали в ближайшие реки, чтобы желание сбылось. Празднику Танабата посвящены многочисленные легенды, поэмы, пьесы театра Но, рассказы, стихотворения, которые дошли до нас через века. Во время праздника Танабата много внимания уделяется детям. Он широко отмечается в детских садах и школах, где дети готовят к нему свои подношения - образцы каллиграфии, песни, танцы, представления. Праздник имеет и второе название - Хоси.

Танака Гиити

Танака Гиити (1863-1929) - военный и государственный деятель, барон (1920), полный генерал (1921). Был военным атташе в России. Во время русско-Японской войны 1904-1905 гг. служил в штабе японской Маньчжурской армии, затем - в Генеральном штабе. В 1918-1921 гг. и в 1923-1924 гг. входил в правительство в качестве военного министра. Ему приписывается авторство документа, получившего название Меморандум Танака, в котором намечались пути широкой военной экспансии на Азиатском континенте. Был одним из организаторов японской интервенции на советском Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. В 1925 г. возглавил буржуазную партию Сэйюкай. В 1927 г. стал премьер-министром колоний. В период пребывания Танака у власти были проведены первые в истории Японии парламентские выборы на основе всеобщего (для мужчин) избирательного права (1928). Вместе с тем проводились массовые аресты коммунистов и "сочувствующих", были распущены профсоюзные и другие общественные организации левого направления. Внешняя политика кабинета Танака характеризовалась усилением японского вмешательства во внутренние дела Китая (вторжения в провинцию Шаньдун в 1927-м и 1928 г.).

Танака Какуэй

Танака Какуэй (1918-1993) - политический деятель. Происходит из семьи бедного торговца скотом. После окончания Токийского центрального политехнического училища в 1943 г. основал строительную компанию. В 1947 г. впервые избран депутатом парламента. Дважды занимал пост генерального секретаря кабинета министров в правительстве Сато Эйсаку. После отставки Сато в борьбе за пост председателя Либерально-демократиЧеской партии (ЛДП) победил другого кандидата - ФукудУ Такэо - и в 1972 г. стал премьер-министром. Лозунгом своей администрации Танака провозгласил "решимость и практические действия". В том же году добился нормализации отношений с Китаем. В 1973 г. посетил Советский Союз. Во внутренней политике выдвинул план "преобразования Японских островов", повлекший спекуляцию землей и невиданный рост цен на нее. В 1974 г. после серии разоблачений в коррупции ушел в отставку с поста премьера, однако и после этого Танака продолжал возглавлять крупнейшую фракцию в ЛДП, оказывая большое влияние на политическую жизнь страны. В связи со скандалом по делу "Локхид" был обвинен в получении взятки в 500 млн. иен. В 1983 г. приговорен судом к 4-летнему тюремному заключению, однако опротестовал это решение. В 1985 г. после инсульта от практических дел отошел.

Тангэ Кэндзо

Тангэ Кэндзо (р. 1913) - архитектор, имеющий мировую известность. После окончания в 1938 г. архитектурного факультета Токийского университета работал под руководством К. Маэкавы (стажировавшегося в 1928-1930 гг. в Париже у лидера европейского функционализма Ш. Э. Ле Корбюзье). Профессиональная деятельность Тангэ, увлекшегося идеями "новой архитектуры", или функционализма, началась в первые послевоенные годы, когда он участвовал в осуществлении крупных градостроительных программ, в т.ч. в застройке Хиросимы (1947). В 1949-1956 гг. Тангэ работал над созданием в Хиросиме мемориального комплекса. Многочисленные работы Тангэ начала 60-х гг. отличало стремление к логичному соединению легкости приемов и методов традиционной строительной конструкции с использованием новых материалов. Он построил несколько зданий муниципалитетов в разных городах: Токио (1957), Симидзу (1954), Кураёси (1957), Курасики (1960), а также мемориальный зал Суми в Итиномии (город-спутник Нагоя, 1957), административное здание префектуры Кагава в г. Такамацу (1958), офисы компании "Дэнцу" в Осаке (1960) и Токио (1968). Сейсмоустойчивая система традиционной деревянной конструкции, переведенная Тангэ на язык железобетона, нарочито подчеркивала массивность (более декоративную, чем конструктивную) горизонтальной расчлененности фасадов, ассоциативно создавая впечатление мощи и загадочности синтоистских храмов. В 60-е гг. в творчестве Тангэ стал заметен переход от функционализма, ценностей "новой архитектуры" к "метаболической", "структурной" теории развития городской системы, провозглашенной группой архитекторов. Реально действующую модель "растущих" городских форм Тангэ воплотил в организации всемирной выставки "ЭКСПО-70" в Осаке. Метаболическая идея незавершенности, готовности к дальнейшему развитию воплощена Тангэ и во впечатляющем сооружении зданий Центра коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу (1967). Успехи технического развития дали возможность Тангэ усложнить и проектирование отдельных крупных сооружений, в частности использовать при перекрытии больших в плане пространств оболочки сложной формы (зал собраний в г. Сидзуоке, 1957; комплекс спортивных сооружений, построенных в Токио к Олимпийским играм 1964 г., и др.). В последние годы Тангэ построил ряд интересных, с индивидуальным обликом зданий: Центр международных конференций в Хиросиме, "Принс-отель" в Оцу на побережье оз. Бива, Музей искусств в Иокогаме (все 1989). Деятельность Тангэ - талантливого архитектора-экспериментатора - широко известна в Японии и за ее пределами. Среди работ, выполненных Тангэ за рубежом, проекты здания ВОЗ в Женеве (1959), жилого комплекса в Бостонской бухте (1969), реконструкции югославского г. Скопье (1965), г. Болоньи (1970), а также строительство в Сингапуре, Таиланде, Австралии, Брунее (1989-1990).

Танидзаки Дзюнъитиро

Танидзаки Дзюнъитиро (1886-1965) - писатель, драматург. На протяжении творческого пути неоднократно менял литературную ориентацию. Став студентом факультета японской литературы Токийского императорского университета, Танидзаки забрасывает занятия и стремится как можно быстрее пробиться в литературу, поэтому он примыкает к литературному журналу "Синситё". Это время характеризовалось расцветом натурализма, большинство приверженцев которого окончили университет Васэда. Танидзаки же с самого начала становится ярым противником этого течения в литературе. Увлечение модернизмом проявилось в ранних рассказах - "Татуировка" и "Цзилинь", которые сразу же были замечены читателями. В этот период жизни (начало 10-х гг. XX в.) Танидзаки часто уезжал в путешествия по всей Японии, поскольку для литературной молодежи того времени подобные скитания несли в себе творческое вдохновение. Ранний этап творчества Танидзаки Дзюнъитиро характеризовался влиянием По, Бодлера, Уайльда, что привело к формированию первоначальных эстетических принципов писателя. Тогда Танидзаки увлекался западным искусством, в особенности авангардизмом и романтизмом, и некоторое время примыкал к неоромантическому Обществу Пана. Танидзаки сделал попытку соединить в своем творчестве литературные вкусы эпохи Эдо с принципами эстетики западноевропейской декадентской литературы. Танидзаки писал чрезвычайно смело, пренебрегая общепринятыми взглядами. Его ранние произведения насыщены демонической энергией духа и плоти, таинственной силой роковой любви и подчеркнутого эротизма. Он создал уникальные в японской литературе женские характеры, обладающие дьявольским могуществом. Это наиболее ярко проявилось в романе "Любовь глупца" (1925), считающемся лучшим произведением первого периода творчества. В произведении выражены идеи демонизма Танидзаки, его отношение к роли женщины в обществе, а именно: восхваление раскрепощенной и эмансипированной женщины. Увлечение Танидзаки Европой не ограничилось только литературой и философией. С 1920-го по 1923 г. Танидзаки Дзюнъитиро практически все время жил в Иокогаме, где существовало самое многочисленное поселение европейцев в Японии. Он снимал европейский дом, увлекался европейскими бальными танцами, а также приобрел немало знакомых среди иностранцев. Писатель интересовался кинематографом, который тогда только начинал делать свои первые шаги в Японии. В 1920 г. писателю было сделано предложение стать литературным консультантом кинокомпании "Тайсё кацуэй", на которое он с радостью откликнулся, поскольку сам давно мечтал писать сценарии для вошедшего в моду кинематографа. На протяжении трех последующих лет Танидзаки большую часть времени отдавал кино; что же касается литературного творчества, то в это время он писал в основном только пьесы. Новый этап творчества (после 1923 г.) - отход от западного влияния и погружение в мир японской старины и эстетики. Именно 1923 г. стал для Танидзаки рубежом, обозначившим переход от поклонения Западу к погружению в традиционную культуру Востока, от демонизма к стилю классической древности, что повлекло за собой важные изменения в литературном творчестве писателя. Эстетическое кредо Танидзаки и его взгляд на японскую культуру изложены в замечательном эссе "Похвала тени" (1934). В повестях "Лианы Ёсино" (1931), "Рассказ слепого" (1931), "Асикари" (1932), "История Сюнкин" (1933) и др., построенных на сюжетах древних лет, проявляется увлечение писателя японской классикой. В 30-е гг. Танидзаки переложил на современный японский язык известный роман "Повесть о Гэндзи". В течение пяти лет (1943-1948) писалось произведение "Мелкий снег". Это роман, в котором неторопливое и лиричное повествование о жизни четырех сестер изображает Японию с уходящими в прошлое традициями и обычаями. Основная тема произведения - конфликт между старым укладом и образом жизни и всезахватывающей моралью Запада. В этом произведении Танидзаки Дзюнъитиро скрупулезно заостряет внимание читателя на деталях и мелочах, относящихся к быту традиционной японской семьи.

Танка

Танка ("короткая песня") - лирическое стихотворение, состоящее из 31 слога с чередованием пятисложных и семисложных метрических единиц (5-7-5-7-7). Поэтика танка, сложившаяся в эпоху раннего средневековья, получила наиболее законченное выражение в произведениях, вошедших в антологию "Кокин(вака)сю". Как жанр высокой поэзии танка продолжает жить и в современной литературе Японии.

Татами

Татами - плотные маты толщиной 6 см из рисовой соломы для покрытия пола. Сверху обшиты высушенной травой игуса (семейство тростниковых), а по краям - плотной темной тканью. Размеры татами колеблются в зависимости от района Японии: в Токио - 1,76 х 0,88 м, в Киото - 1,91 х 0,95 м, в Нагоя - 1,82 х 0,91 м. Будучи всегда прямоугольной формы, они служат модулем для определения площади помещения.

Татибана Нагаясу

Татибана Нагаясу (монашеское имя Ноин) (988-?) - один из лучших поэтов первой половины XI в. Входит в число "тридцати шести бессмертных поэтов" средневековья. Примерно в двадцатишестилетнем возрасте Ноин принял монашеский постриг, много путешествовал, общался с самыми значительными поэтами своего времени. Долгое время жил в провинции Сэтцу, в Кособэ, поэтому его иногда называют Кособэ-нюдо (Новообетный из Кособэ). Известна его домашняя антология "Ноинхосисю". Ему же принадлежит теоретический трактат "Ноинмакуракотоба". Стихи его есть во многих классических антологиях, начиная с "Госюи(вака)сю" (1086).

Татуировка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Татэкава Дэнбэй

Татэкава Дэнбэй - первый японец, появившийся в Москве 29 декабря 1701 г., приказчик из Осаки. Его парусник с товарами для Эдо был унесен тайфуном в океан и прибит к побережью Камчатки в 1695 г. Через два года Дэнбэя встретил на Камчатке первопроходец Владимир Атласов и сообщил об этом в Москву. Молодой царь Петр I заинтересовался иностранцем и приказал доставить его в российскую столицу. Первое место, в котором оказался Дэнбэй сразу же по приезде в Москву, был Сибирский приказ, ведавший делами Сибири. Его глава, голландец Виниус, записал здесь со слов Дэнбэя "скаску" о Японии. Это был первый в России документ, в котором была зафиксирована достоверная информация об этой далекой стране. Петр I ознакомился со "скаской" Дэнбэя о Японии и 8 января 1702 г. вызвал японца к себе в село Преображенское под Москвой. После беседы с Дэнбэем Петр I решил обучить его русскому языку, а затем с его помощью подготовить первых знатоков японского языка в России и использовать их для налаживания торговли с Японией. По его указу Дэнбэй был взят на государственное содержание (он получал по 5 копеек в день) и с апреля 1702 г. определен на учебу в Артиллерийскую школу при Пушечном дворе в Москве. Артиллерийская школа, несмотря на свое военное название, была цивильным заведением. Она разбивалась на верхнюю, где обучали математике и черчению, и нижнюю - цифирную и словесную, в которой учили арифметике, чтению и письму. Дэнбэй учился в Словесной школе. В 1707 г. Дэнбэй окончил Словесную школу, но по неизвестным причинам обучение японскому языку в Москве так и не было организовано. Дэнбэя взял к себе в дом князь М. П. Гагарин - московский комендант и сибирский губернатор в то время. В 1710 г. Дэнбэй был крещен и получил имя Гавриила Богданова. С этого момента следы первого москвича-японца теряются. Есть сведения о том, что у него был сын Андрей Богданов, работавший живописцем в Императорской Академии наук в 1720-1730 гг.

Таяма Катаи

Таяма Катаи (Рокуя) (1872-1930) - писатель. Родился в Татэбаяси (префектура Гумма), был сыном бедного самурая. Образование, которое получил Катаи, было старомодным; акцент в нем был сделан на классической поэзии - вака и канси. В четырнадцать лет Катаи впервые начал писать прозу на китайском языке и стихи, однако в пятнадцать лет приступил к изучению английского и чтению европейской литературы. В начале 90-х гг. Катаи писал рассказ за рассказом, но они приносили ничтожный доход, и тогда ему пришлось пойти работать клерком-переписчиком. Рассказы Катаи были неизощренными и несколько сентиментальными, в них он продолжал описывать свой жизненный опыт. Ему, однако, удавалось кое-как сводить концы с концами благодаря тем маленьким гонорарам, которые он получал от публикации своих рассказов. Постепенно Таяма Катаи стал приверженцем натурализма. Натуралистический метод им был провозглашен в статье "Неприукрашенное изображение", а литературные принципы впервые воплощены в произведении "Конец Дзюэмона" (1902) - новелле, ярко и выразительно рисующей несчастную жизнь физически ущербного героя, воспитанного и росшего в нездоровых условиях. Трагическая и неудачная любовь писателя к своей ученице описана в романе эгобеллетристической направленности "Постель" ("Футон", 1908), ставшем шедевром японского эго-романа. Произведение, созданное в жанре натурализма, фактически положило начало этому направлению в японской литературе в XX в. Постепенный переход писателя на позиции реализма виден в романе "Сельский учитель" (1909), речь в котором идет о судьбе простого и бедного деревенского учителя, не пожелавшего разделить лавры победы японской армии в Китае и умершего от туберкулеза в день победы Японии. Расцвет творческого мастерства Катаи достиг своего апогея, когда натурализм находился на вершине своего развития. Под конец жизни карьера писателя пошла на спад - его творческий метод оставался натуралистическим, в то время как условия времени требовали новых подходов в литературе.

Телевидение

В 1924 г. Такаянаги Кэндзиро, работавший в техническом колледже Хамамацу, начал серию экспериментов с использованием электронных лучей для передачи и приема изображения. В результате в 1933 г. он изобрел катодную трубку, уступив в этом лишь несколько месяцев американскому инженеру российского происхождения Владимиру Зворыкину. Голубые экраны засветились в домах у японцев в феврале 1953 г. Тогда 866 первых обладателей телеприемников жадно смотрели четырехчасовые черно-белые программы Эн-Эйч-Кэй. В 60-е гг. бурный рост японской экономики и уровня национального дохода способствовал тому, что цена на телеприемники стала доступной для большинства населения. К 1962 г. "волшебные ящики" имели 10 млн. японских семей. А шесть лет спустя - уже 20 млн. семей (из 25 млн. к тому времени). Цветное изображение было освоено в 1960 г., и цветной телевизор вместе с автомобилем и бытовым кондиционером стал символом благополучия растущего среднего класса. В 1969 г. его имели 7,6 млн. семей, а к 1988 г. - 30 из 40 млн. Среднестатистический японец ныне проводит у телевизора по 3 часа 32 минуты ежедневно. Чем старше человек, тем больше времени он проводит у телеэкрана. Так, мужчины в возрасте около 30 лет и юные девушки обычно не выделяют на это времяпрепровождение более трех часов в день. А старики, перешагнувшие 70-летний рубеж, высиживают у телевизора не менее пяти часов ежедневно. С ростом продолжительности жизни и, как следствие, все увеличивающимся числом людей преклонного возраста телестудии все большую часть дневного времени отдают программам для пожилых. Но вечерние и особенно ночные передачи рассчитаны в основном на молодое поколение. С 1980-х гг. заметно выросло число телезрителей-полуночников. Учитывая это, NHK, а за ней и коммерческие станции ввели с 1987 г. круглосуточное спутниковое вещание, ориентированное в основном на молодежь. С 1985 г. "золотое время" вещания - между 7 и 10 часами вечера - стало отдаваться не развлекательным передачам, а новостным информационным блокам. Эти показатели тщательно отслеживают отделы рекламы коммерческих телестанций. Известно, что наиболее активными в приобретении новинок являются 20-30-летние. На эту аудиторию и направлена вся мощь коммерческой рекламы. Соответственно, рекламодатели кровно заинтересованы, чтобы их рекламные ролики шли именно в то время, когда у телеэкранов собирается молодежь. Годовой доход коммерческих телестанций страны, в основном плата за рекламу, составляет ныне 1,65 трлн. иен. Всего же в Японии насчитывается 109 телестанций коммерческого вещания.

Телевизионная башня Токио

Самой высокой точкой в Токио считается антенна ее телевизионной башни, вознесенная на высоту 333 метра. Токийская башня была построена в 1958 г. и с тех пор стала как бы визитной карточкой японской столицы. Весит она 4 тыс. тонн, что гораздо меньше веса Эйфелевой башни (7 тыс. тонн) при гораздо большей высоте. Японцы считают Токийскую башню самой высокой в мире среди конструкций, сделанных из железа. Выкрашена башня в оранжевый и белый цвета, хорошо видные с пролетающих самолетов. По ночам ее освещают 164 прожектора. Причем зимой - теплым оранжевым светом, а в остальное время года - слепящим белым. Антеннами Токийской башни пользуются восемь телевизионных и четыре радиостанции Японии. Кроме того, в верхней ее части размещены различные метеорологические приборы. Главная смотровая площадка расположена на высоте 150 м. Ее площадь - 1470 кв. м. Еще на 100 м выше есть специальная смотровая панорамная площадка, с которой в ясные дни можно рассмотреть горы Фудзи и Цукуба. На первом этаже башни -самый известный в Японии аквариум, где обитает более 50 тысяч рыб 800 наименований. Выше - торговая аркада, рестораны, кафе на 1000 мест. На третьем этаже башни расположен Музей восковых фигур, постоянная голографическая выставка. Повсюду детские и взрослые игровые автоматы. А у самого основания Токийской башни воздвигнут памятник собакам, которых первые японские исследователи Антарктиды вынуждены были оставить там при эвакуации.

Территориальная проблема

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница