Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "С" (часть 4, "СУД"-"СЯР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СУД"-"СЯР")

Судзуки Мотор

Судзуки Мотор (Suzuki Мotor Corp.) - крупнейший производитель мини-автомобилей в Японии и 3-й производитель мотоциклов в мире. Компания, созданная в 1920 г., хорошо известна за пределами Японии, главным образом благодаря популярным мотоциклам различного литража. Значительная часть продукции корпорации выпускается за границей, в т.ч. в Индии, Пакистане, Испании, Канаде, Венгрии и в некоторых других странах. Активно сотрудничает с американской корпорацией "Дженерал моторс". Стремится к интернационализации производственного процесса, считая это основой для дальнейшего прогрессивного развития компании. Годовой объем продаж компании - 1456 млрд. иен, количество работающих - 13,9 тыс. человек (март 1999 г.).

Судзуки Харунобу

Судзуки Харунобу (1725?-1770) - один из ведущих мастеров гравюры своего времени. Настоящая фамилия - Ходзуми. Имя - Дзиробэй. Родился и работал в Эдо. Первые гравюры с изображениями актеров и красавиц стал выпускать с 1760 г. Вскоре стал одним из ведущих и влиятельных мастеров Укиё-э. Впервые ввел многоцветную печать с нескольких досок, так называемую "парчевую" гравюру ("нисики-э") и тиснение ("карадзури"). Героини Харунобу - хрупкие и грациозные куртизанки. Он также является автором множества "суримоно" (поздравительных благопожелательных гравюр), выпускавшихся небольшим тиражем для узкого круга ценителей, и календарей ("эгоёми"), пользовавшихся огромным успехом в 1765-1766 гг.

Судостроение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Суйбокуга

Суйбокуга - см. Суми-э.

Сукияки

Сукияки - блюдо из тонких ломтиков мяса, обжаренных в растительном масле вместе с луком-пореем, тофу, грибами, китайской капустой, репчатым луком и другими добавками. Сукияки едят, макая в яичный желток и другие приправы.

Сумитомо

Сумитомо (Sumitomo Corp.) - одна из старейших торгово-промышленных корпораций Японии. За свою четырехсотлетнюю историю она играла различную роль в японской экономике, переживала времена расцвета и кризисов, но сумела сохранить прочную финансовую базу и до сих пор остается одной из ведущих финансово-промышленных групп в современной Японии. История "Сумитомо" уходит своими корнями в XVI-XVII вв. Дом Сумитомо с самого начала своей предпринимательской деятельности был связан с горнорудной промышленностью, в частности с добычей меди. Деятельность дома была разносторонней - торговля, ссудно-кредитные операции. В период Мэйдзи (1868-1912) "Сумитомо" стал специализироваться на прокате медного листа, производстве стали. Затем были освоены машиностроение и электротехнические отрасли. Концерн "Сумитомо" вошел в тройку наиболее мощных семейных групп дзайбацу. В годы второй мировой войны число фирм, которыми владел концерн "Сумитомо", увеличилось с 40 (в 1941 г.) до 135 (в 1946 г.). В годы послевоенной оккупации концерн был раздроблен на отдельные фирмы. В 50-х гг. группа "Сумитомо" вновь объединилась. Ей теперь принадлежит около 80 фирм. Финансовым центром группы остался банк "Сумитомо", один из крупнейших в Японии. Ныне интересы группы "Сумитомо" простираются на металлургию, машиностроение, химию, строительство, фармацевтику, электротехнику, торговлю, страховое дело, операции с недвижимостью и другие отрасли экономики. В 1998 финансовом году объем продаж корпорации "Сумитомо" составлял 10 461 млрд. иен. В компании работало 5,6 тыс. человек.

Сумитомо-Сакура Банк

В октябре 1999 г. руководство банка "Сумитомо" (финансово-промышленная группа "Сумитомо") и банка "Сакура" (финансово-промышленная группа "Мицуи") достигли соглашения о стратегическом альянсе, основанном на полном слиянии. Определен срок для окончательного слияния двух структур - апрель 2002 г. Банк "Сумитомо" основан в 1912 г., на март 1999 г. его общие активы составляли 51 531 млрд. иен, количество региональных филиалов - 364, количество служащих - 14 995 человек. Банк "Сакура" был образован в 1990 г. в результате слияния банка "Мицуи" и банка "Тайо Кобе". На март 1999 г. его общие активы составляли 47 208 млрд. иен, количество региональных филиалов - 489, количество служащих - 16 330 человек. В результате слияния вновь созданный банк станет третьим банком в мире по размеру активов - 98 740 млрд. иен.

Суми-э

Суми-э - монохромная живопись. Со времени своего зарождения в Китае на рубеже нашей эры и в течение всего последующего развития она основывалась на принципах философского мировосприятия, на акцентировании духовно-интеллектуальных и психофизических аспектов творческого процесса. Начальный этап становления японской монохромной живописи относится к середине XIII в., и он полностью определялся воздействием китайских чаньских художников-монахов. В дальнейшем японская живопись прошла свой путь развития, обретя собственный национальный характер и формы выражения. В японском языке существуют два равнозначных термина, обозначающих монохромную живопись: "суми-э" (картина тушью) и "суйбокуга" (картина водой и тушью), или чаще просто "бокуга" (картина тушью). Глубоко заблуждается тот, кто думает, что тушь - просто черная краска, приготовленная из золы и клея, а тушевой рисунок - всего лишь черно-белая картинка. "На первый взгляд, небольшое количество туши на листе белой бумаги кажется простым и скучным, но по мере пристального всматривания оно трансформируется в образ природы - маленькую частицу этого мира, видимую вроде бы смутно, как в тумане, но частицу, которая может увести дух зрителя к величественному целому", - писал современный японский исследователь Нома Сэйроку. В зрелых монохромных произведениях достигается не только гармоничное единство безупречной художественной формы и философского осмысления, но и особое эмоциональное звучание, которое создается самой магией тушевой техники, передающей в линиях, штрихах, пятнах и размывах "дыхание вечности" и отражение личности художника. Природа живописи тушью отличается подвижностью, текучестью, ритмичностью, и незаполненное пространство, как эхо, отзывается на одухотворенность линий, пятен, размывов, дымки, давая возможность ощутить "дыхание" вселенской Пустоты, из которой, как говорили древние, все приходит и в которую все уходит. Выразительные возможности туши очень многообразны и увлекательны. Тушь может быть "старой" и "новой", "влажной" и "сухой", "толстой" и "тонкой", "блестящей" и "тусклой"... Различные пигментные добавки придают ей те или иные оттенки, и все это имеет огромное значение для конечного результата и должно учитываться художником. Ориентир на китайские образцы всегда был свойственен японской монохромной живописи. Однако удивительная способность японцев к виртуозной интерпретации заимствований приводила к тому, что образцы, приходившие с материка, постепенно преобразовывались в духе отечественных художественных тенденций. В отличие от Китая, где живопись тушью вплоть до современности развивалась в едином русле общих законов и традиций, в Японии к ней обращались мастера разных школ и направлений, сумевшие существенно расширить художественный диапазон и арсенал выразительных средств суйбокуга. Так, в школах Кано (возникла в XV в.) и Сотацу-Корина (XVII в.), развивавших приемы национальной живописи ямато-э (возникла в Х в.), эффектно использованы декоративные возможности тушевого пятна и линии (свобода и широта мазка, композиционное использование пустого пространства и т.д.). Более того, Таварая Сотацу создал новую тушевую технику - "тарасикоми", заключающуюся в том, что поверх непросохшей туши накладывается еще слой, благодаря чему создается декоративно выразительная "переливчатая" живописная фактура. Великолепные монохромные произведения оставили мастера разных живописных школ - от камерных образцов на свитках и альбомных листах до масштабных декоративных стенных росписей. Можно сказать, что с монохромной живописью так или иначе связана вся история японской живописи, начиная с конца XIII в.

Сумо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Суримоно

Суримоно - жанр цветной ксилографии, сочетает изображение и текст (нередко стихотворный) и представляет поздравление с праздничными днями или торжественными (личными) событиями. Суримоно имели различные размеры, но форма была почти всегда неизменной - квадратная, так же как неизменным было использование самой высокосортной бумаги. Возникновение суримоно обычно относят примерно к 1765 г. Очевидно, это связано с введением в эти годы художником С. Харунобу печатания с многих досок - одноцветная гравюра превратилась в многоцветную. Художником, посвятившим большую часть своего творчества суримоно, был Сюнман (1752-1820). Многоцветность (применялось восемь и более досок), сложность и изящество композиции были не единственными средствами выразительности в работах Сюнмана. Отличала их скрупулезная разработка поверхности гравюры, изощренная эстетизация фактуры - применение золочения, серебрения, использование бронзы, присыпки перламутром, пылью слюды, патинированной меди.

Сусаноо

Сусаноо - , Такэхая Сусаноо-но Микото - "доблестный быстрый бог-муж". В японской мифологии божество, рожденное Идзанаги из капель воды, омывших его нос во время очищения по возвращении из ёми-но куни (страны мертвых). Распределяя свои владения между тремя рожденными им в это время детьми - Аматэрасу, Цукуёми и Сусаноо, Идзанаги отводит Сусаноо равнину моря. Недовольный разделом, Сусаноо высказывает желание удалиться в "страну его матери" Идзанами - страну мертвых, за что Идзанаги изгоняет его из такама-но хара (страны богов). Сусаноо решает попрощаться со своей сестрой Аматэрасу. Демонстрируя напуганной его шумным приближением богине свое миролюбие, Сусаноо предлагает ей вместе произвести на свет детей. От его меча рождаются девушки-богини, а от ожерелья рождаются божества мужского пола. На радостях Сусаноо позволяет себе поступки, относившиеся в древней Японии к числу "восьми небесных прегрешений": разоряет межи и каналы на полях, возделанных Аматэрасу, оскверняет священные покои. Изгнанный из такама-но хара, Сусаноо совершает нисхождение к верховьям реки Хи в Идзумо, спасает людей от чудовища - восьмиголового и восьмихвостого змея, женится на спасенной им от змея Кусинада-химэ, строит брачные покои. Среди его потомков через несколько поколений рождается бог Окунинуси. Полагают, что первоначально Сусаноо был богом бури и водной стихии, затем появилось представление о нем как о божественном предке родов, связанных с Идзумо. Возможно, что в его образе объединились несколько божеств, поскольку Сусаноо также считали божеством страны мертвых, в некоторых мифах он божество плодородия.

Суси

Суси - блюдо из отварного, подкисленного риса с ломтиками сырой морской живности или другой начинкой (икра, овощи и др.). Все это заворачивается в вымоченную в сое и высушенную морскую капусту.

Сэга

Сэга (Sega Enterprises, Ltd.) - одна из самых молодых (основана в 1960 г.) и самых известных компаний, занятых в сфере производства развлекательных программ, оборудования и продуктов. Имеет свои развлекательные центры и мини-парки, в том числе за пределами Японии. Особенно популярны они в США. Объем продаж на март 1999 г. - 266 млрд. иен. Число сотрудников - 3,97 тыс. человек.

Сэзон Групп

Сэзон Групп - включает примерно 200 компаний и 4 научно-исследовательских института, в которых трудится 98 тыс. человек. За год реализует товаров и услуг на сумму около 4 трлн. иен. Нынешний облик "Сэзон Групп" сформировался в 1991 г., когда была предпринята радикальная перестройка организационной структуры группы. До этого времени она представляла собой 12 находившихся под централизованным руководством крупных объединений. После реорганизации составляющие "Сэзон Групп" объединения стали полностью самостоятельными. Теперь сотрудничество между ними основано прежде всего на обмене информацией, а не на административной или экономической зависимости, как было раньше. Установление новой внутригрупповой системы отношений привело к образованию семи (вместо прежних двенадцати) объединений, более четко отражающих основные направления деятельности группы. Первое и важнейшее из этих направлений - розничная торговля. Ею занимаются "Сэйбу Департмент Сторз", "Сэйю Лтд." с быстро растущей сетью из более чем 200 универмагов и супермаркетов, "Фэмили Март Лтд.", имеющая 3500 магазинов в Японии и более 500 в Южной Корее, Таиланде и на Тайване, и другие фирмы. Лидер второго направления, связанного с оказанием финансовых услуг, - "Кредит Сэзон Ко., Лтд.". Кредитная карточка "Сэзон Карт", которой владеют 12,5 миллиона японцев, популярна в стране, используется она и за пределами Японии. Третье направление - реализация проектов в области недвижимости, начиная со стадии архитектурной концепции и заканчивая организацией управления собственностью. Так, "Парко Ко., Лтд." занимается проектированием и изготовлением оборудования для торговой сети и сдачей его внаем, выпуском печатной продукции, организацией работы художественных галерей и музыкальных клубов. "Сэйё Корпорэйшн" - операциями с недвижимостью. "Аэро Асахи Корпорэйшн" осуществляет авиаперевозки вертолетами и является лидером в картографии и аэросъемке, ее услугами пользуются более чем в 40 странах. Производство и реализация продуктов питания - четвертое направление, которое возглавляет "Сэйё Фуд систем Инк.". Отели и путешествия - так называется пятое направление, на котором лидирует компания "Интерконтиненталь Хотелс & Резотс", располагающая 140 первоклассными гостиницами в более чем 50 странах мира. Компании, работающие на шестом направлении, обеспечивают функционирование системы "сопровождения" товаров и услуг по схеме "производитель (поставщик) - потребитель", включая глубокие исследования мировых рынков, международные поставки, перевозки, оптовую и розничную торговлю. Седьмое направление деятельности группы - маркетинг и реклама. Здесь действуют фирмы, занимающиеся издательской деятельностью, организующие гастроли зарубежных театральных трупп в Японии и презентации иностранных фирм, а также оказывающие услуги по передаче, хранению и защите данных. Здесь же находится "Сэзон Корпорейшн" - главный информационный центр всей группы, помогающий входящим в нее компаниям совмещать продуктивную предпринимательскую деятельность с основными целями "Сэзон Групп". Деятельность "Сэзон Групп" в Москве долгое время не носила коммерческого характера. Однако приобретенный опыт позволил приступить к осуществлению в России первого коммерческого проекта - строительству Делового центра на Саввинской набережной.

Сэй Сёнагон

Сэй Сёнагон (вторая половина Х - первая половина XI) - автор широко известных "Записок у изголовья" ("Макура-но соси"). Ее настоящее имя неизвестно. Сэй Сёнагон принадлежала к роду Киёвара (Сэй - китайское чтение первого иероглифа этой фамилии, а Сёнагон - один из рангов придворных дам). Ее отец - Мотосукэ - принадлежал к провинциальной чиновничьей аристократии и тоже был известным поэтом и ученым. О жизни писательницы известно больше легенд и домыслов, нежели установленных фактов. Она родилась около 966 г. и в возрасте двадцати шести лет поступила по настоянию и протекции отца в свиту императрицы Тэйси, на службе оставалась почти десять лет. Известны ее романтические отношения с придворными среднего ранга и правителями провинций. Позднее, оказавшись в центре дворцовых интриг, Сэй Сёнагон была вынуждена покинуть дворец. От двух браков она имела двоих детей - сына и дочь Кома, будущую поэтессу. О последних годах жизни Сэй Сёнагон достоверных сведений нет. Есть предположение, что в конце жизни она очень нуждалась. По другим сведениям, постриглась в монахини. Как бы то ни было, перед потомками она предстает молодой, одухотворенной, наблюдательной, впечатлительной и ранимой. Такой, какой, наверное, и была в жизни: любительницей немного похвастаться, не лишенной честолюбия и желания казаться дамой высокого ранга и вместе с тем трепетно относящейся ко всем слабым и беззащитным, будь то ребенок или воробушек.

Сэйкан

Сэйкан - подводный тоннель, соединяющий острова Хоккайдо и Хонсю. Планы соединения подводным тоннелем двух крупнейших островов Японского архипелага существовали уже давно. Кое-кто из местных экономистов пытался привлечь внимание властей к этой идее еще до второй мировой войны. К идее прокладки тоннеля под Сангарским проливом японцы вернулись вновь лишь в пятидесятых годах. К этому их подтолкнула трагедия, случившаяся в сентябре 1954 г. в морском проливе, разделяющем острова Хонсю и Хоккайдо. Мощный тайфун раскидал и потопил пять кораблей-паромов, курсировавших между островами. 1150 пассажиров одного из них - "Тоя-мару" - погибли. Шок от этой трагедии был так силен, что буквально через несколько месяцев, в 1955 г., начались изыскательские работы, а еще год спустя на стол премьер-министра лег доклад авторитетной комиссии с утверждением, что строительство грандиозного тоннеля технически возможно. 14 лет потребовалось, чтобы пробить тоннель Сэйкан. 13 марта 1988 г. он был введен в эксплуатацию. Окончательная длина Сэйкана составила 53,9 км, в том числе подводная часть - 23,3 км. Это вдвое больше, чем длина предыдущего "мирового чемпиона" - Симплтонского железнодорожного тоннеля в Швейцарских Альпах, протянувшегося на 19,7 км. Впрочем, название японского тоннеля покрасовалось в Книге рекордов Гиннесса сравнительно недолго. Вступивший в строй тоннель под Ламаншем имел длину подводной части 37,5 км - поболее, чем у Сэйкана, хотя общая длина подземной магистрали, соединившей Англию и Францию, на 4,7 км была короче японской. Сэйкан был прорыт в наиболее мелкой части Сангарского пролива. От морского дна его отделяет сто метров. Рельсы не имеют стыков, они сварены в единую 54-километровую плеть. Тщательно отбалансированное дорожное полотно исключает даже малейшие колебания вагона. Толщина бетонных стенок тоннеля - 70 сантиметров, но вода постоянно просачивается внутрь, ибо обеспечить полную герметичность не удается. Поэтому в тоннеле работают насосные станции, ежеминутно выбрасывающие на поверхность до 16 тонн воды. Вдоль всей длины тоннеля установлены чувствительные датчики, способные уловить самые ничтожные колебания земли. При землетрясении силой в 4 балла поезда автоматически останавливаются и пережидают подземную бурю. Внутри тоннеля построены две платформы для чрезвычайных остановок. От каждой из этих платформ в толщу земли уходят 300-метровые герметизирующиеся тоннели-убежища с необходимым запасом кислорода, воды, продуктов, медикаментов.

Сэйко

Сэйко (Seiko Corp.) - ядро группы Сэйко, лидер в производстве и продаже часов среди японских компаний. Компания владеет широко известной и популярной торговой маркой, что позволяет ей сохранять традиционно сильные позиции в этом бизнесе. В составе промышленной группы компания занята также производством ряда других продуктов точного машиностроения. Имеет широкую дилерскую сеть по продаже часов среднего и высшего класса в Европе и особенно в США. Объем продаж составляет 301 млрд. иен в год. Число сотрудников -0,8 тыс. человек.

Сэкигахара

Сэкигахара - , сражение - стало итогом долголетней и тяжелой борьбы полководца и политика Токугава Иэясу за пост сёгуна. Оно произошло в 1600 г. у деревни Сэкигахара в провинции Мино (ныне на территории преф. Гифу). После смерти в 1598 г. Тоётоми Хидэёси - великого объединителя Японии, так и не сумевшего по различным причинам стать сёгуном, борьба за этот титул вошла в новую фазу. Страна разделилась на два лагеря. Один из них возглавил сподвижник Хидэёси - Токугава Иэясу. Будучи представителем древнего рода, восходящего своими корнями к ветви Гэндзи-Минамото и являясь самым богатым человеком в стране, он имел наиболее реальные шансы на победу. Его противники действовали в коалиции, возглавлявшейся влиятельным полководцем, имевшим обширные владения в Западной Японии, Исида Мицунари. Армии Исида (Западная) и Токугава (Восточная) встретились осенью 1600 г. в долине у деревни Сэкигахара. В сражении участвовало от 60 до 100 тысяч бойцов. В ходе боя часть войск Западной армии внезапно для Исида перешла на сторону Токугава. Исход битвы был предрешен. Исида и его сотоварищи бежали с поля боя, но вскоре были пойманы и казнены. Токугава Иэясу стал единоличным хозяином страны, и хотя он получил титул сёгуна лишь спустя три года, историки часто исчисляют период Токугава с 1600 г. - с битвы при Сэкигахара.

Сэкисуй Кэмикал

Сэкисуй Кэмикал (Sekisui Chemical Co., Ltd.) - ядро группы "Сэкисуй", включающей 150 фирм в Японии и около 30 - за ее пределами. Компания, история которой началась в 1947 г., специализируется на производстве химических продуктов и резины. Имеет тесные отношения с группой "Санва". Годовой объем продаж - 908 млрд. иен (март 1999 г.). Число сотрудников компании - 5,3 тыс. человек.

Сэнгоку Дзидай

Сэнгоку Дзидай ("Эпоха воюющих провинций") - исторический период. Начался в 1467 г. одновременно с началом войны Онин. Завершился спустя почти столетие - в 1568 г., с захватом войсками Оды Нобунага Киото. Постоянные перевороты и междоусобные войны стали символом эпохи Сэнгоку дзидай. Провинциальные военные губернаторы, военные феодалы установили военный и политический контроль над провинциями, власть полностью перешла в руки сюго - военных губернаторов. Каждое феодальное владение, каждый город представляли собой независимую политическую единицу, подчинявшуюся своему хозяину. Эти новые феодалы, вышедшие в большинстве своем из честолюбивых, но небогатых периферийных кланов, вели беспрестанные войны между собой до самого объединения страны под жесткой рукой Ода Нобунага. Одной из важных особенностей Сэнгоку дзидай является отмеченный в это время некоторый экономический рост. На это были свои причины. Сюго всеми силами стремились укрепить свое могущество, нарастить капиталы и создать собственные вооруженные силы. В результате активизировались торговые отношения и возникли первые города - коммерческие центры, такие как Сакаи, Хёго (нынешний Кобе), Кувана и Хаката. Столица же - Киото - стала национальным промышленным и коммерческим центром. Развитие городов в торговом и ремесленном отношении вело их к движению на следующую ступень - к политической автономии. Период Сэнгоку дзидай характеризовался также развитием национальной культуры. Дзэнские монахи несли свои знания в воинское сословие. Развивались различные направления искусства, необычайно популярными становятся в то время классическая китайская поэзия канси и живопись суйбокуга. Владение хотя бы одним из этих искусств считается для воина если не обязательным, то желательным. Рэнга и хайку становятся классическими японскими видами искусства. Развиваются национальный театр, музыка, расцветает искусство чайной церемонии тяною. Новый взлет переживает аскетичная и прекрасная в своей простоте архитектура. Именно в эпоху Сэнгоку дзидай возникают знаменитые ныне во всем мире дзэнские сады камней и песка. Растут объемы книгопечатания и очень популярными становятся книги, в том числе "Отоги-дзоси" - сборник моралистических историй и "Кангисю" - сборник популярных песен.

Сэндай

Сэндай - город на Тихоокеанском побережье острова Хонсю, административный центр префектуры Мияги. Население - 918 тыс. жителей. Основан в XVII в. как феодальный замок. Центр экономического района Тохоку (деревообрабатывающая, пищевая, нефтехимическая и полиграфическая отрасли промышленности). В последнее десятилетие развиваются электроника, биотехнология, промышленность новых материалов. Крупный транспортный узел. Важный культурный центр. Здесь расположены один из ведущих и старейших японских университетов - Тохоку, большое число колледжей и институтов. Известен своей обсерваторией. Частично сохранил облик традиционного японского города. За обилие парков, садов и бульваров Сэндай называют Городом изумрудной зелени.

Сэннин Гёрэцу Мацури

Сэннин Гёрэцу Мацури - Праздник процессии тысячи лиц, называется еще Тосёгу мацури, поскольку проходит в храме Тосёгу в Никко. Начало празднику положила процессия во время перезахоронения тела сёгуна Токугава Иэясу, состоявшегося в мае 1617 г. В память об этом событии в течение двух майских дней ежегодно проводится одна из самых впечатляющих праздничных процессий в стране. Сейчас это поистине фестиваль народного искусства, на котором можно увидеть старинные обряды, танцы, представления, развлечения, соревнования, игры, а также подлинные старинные предметы - оружие, шлемы, одежду, музыкальные инструменты. Праздник начинается с шествия, во главе которого, отдавая дань традиции, идут "потомки" дома Токугава, их "придворные", священнослужители, воины. После ритуального обряда в святилище Тосёгу из него выносят три металлических зеркала, в которых воплощены души трех великих сёгунов - Минамото Ёритомо, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, и торжественно помещают в микоси - священный паланкин. Процессия с микоси спускается от храма к воротам Ёмэй и через них - к храму Футаарасан. Здесь микоси пробудут до следующего дня, а затем опять вернутся в свое святилище. Основная часть праздника приходится на следующий день. В ней действительно участвует свыше тысячи человек, и именно она привлекает массу зрителей. Процессия растягивается больше чем на километр и представляет типичную процессию феодальных времен. Обилие подлинных атрибутов придает ей большую достоверность. За всадником, возглавляющим процессию, в две шеренги маршируют около сотни людей в костюмах самураев с алебардами в руках. От злых духов процессию охраняет группа людей в масках львов с длинными гривами (по старинным поверьям, лев прогоняет зло с дороги). Далее шествуют копьеносцы, воины со старинным оружием, в касках с оленьими рогами, в разукрашенных доспехах, со сверкающими оранжевыми щитами и яркими боевыми знаменами. Они изображают свиту сёгуна. Затем появляются 12 мальчиков-прислужников, головные уборы которых украшены изображениями животных в соответствии со знаками зодиака. За ними идут люди в масках лисицы, по древним поверьям, дух лисы, обитающей в горах вокруг Никко, охраняет храм Тосёгу. В процессе участвует большая группа синтоистских священников. Под барабанный бой и удары гонга появляются люди в одеждах охотников с чучелами соколов в руках. Соколиная охота была любимым развлечением токугавских феодалов. Появление микоси - кульминация праздника. Вечером проходят различные представления и игры.

Сэн-но Рикю

Сэн-но Рикю (1522-1591) - мастер чайной церемонии, создатель ритуала ваби-тя, предписания которого остаются в силе по сей день. Продолжая линию Мураты Дзюко, Рикю уменьшил размер чайного домика (тясицу) до трех и даже двух татами, свел к минимуму украшения в помещении и число принадлежностей, используемых в церемонии, сделал более простым и строгим весь характер ритуала. Рикю ввел в обиход заимствованный в рыбацких хижинах лазоподобный вход в тясицу размером 60 на 66 см. Сделано это было для того, чтобы подчеркнуть превосходство духовного начала над материальным, чтобы заставить любого гостя, вне зависимости от его ранга и чина, склонить при входе голову, демонстрируя смирение, простоту, отрешенность от мирской суетности, почтение к хозяину и гостям. Рикю продолжил и завершил намеченный Муратой Дзюко курс на упрощение и отход от китайских стандартов в эстетике и оформлении чайной церемонии. С деятельностью Рикю связана японизация этого ритуала. Вместо драгоценных китайских подставок, ваз, чаш и коробочек для чая, сделанных из бронзы, лака и фарфора, стали использовать простые вещи из бамбука и керамики, изготовленные в Японии. Большое внимание стало уделяться самым элементарным повседневным предметам быта. Изменился и характер оформления ниши токонома. Вместо прежних свитков с китайской живописью и каллиграфией для их украшения начали использовать свитки с японской живописью и поэзией. Стали другими цветочные композиции, помещаемые в токонома. В маленьких, скромных тясицу, введенных Рикю, пышные украшения были неуместны и по размерам, и по характеру. Рикю ввел в обиход небольшие простые композиции из веток и цветов, постарался наполнить их внутренним содержанием и сделал обязательным атрибутом чайной церемонии, назвав "тя-бай" ("цветы к чаю"). Это послужило толчком к развитию искусства аранжировки цветов (икэбана), которое впоследствии заняло почетное место среди изящных развлечений (югэй) и салонного искусства (дзасики-гэй) в комплексе японской традиционной культуры. Духовная нагрузка чаепития определялась требованиями церемониала и этикета. Предписывалось непременное достижение внешней гармонии в обстановке и поведении участников чаепития, которая должна была быть отражением гармонии внутренней. Выделялись и запретные темы бесед: религия, богатство соседей и родственников, война в стране, глупость и мудрость людей. В конечном счете идеалы Рикю восторжествовали, но ему не суждено было увидеть плоды своих усилий. Сэн-но Рикю был вынужден покончить жизнь самоубийством, совершив харакири по приказу Хидэёси.

Сэнто

Сэнто - общественная баня в Японии. Без ежедневного посещения бани не мыслят своего существования многие японцы. Дело, конечно, не в чрезмерном пристрастии японцев к чистоте, хотя это тоже нельзя скидывать со счетов. Просто жарко-влажный летом и промозгло-сырой зимой местный климат превращает посещение бани в столь же обязательную для японца процедуру, как еда или сон. Сунув в одну из стоящих при входе решетчатых пластмассовых корзин одежду, посетители нетерпеливо направляются в мыльню. Вдоль облицованных плиткой стен стоят маленькие пластмассовые табуреты. Перед каждым из стены торчит в 20 см от пола по два крана - горячей и холодной воды. Именно здесь, пользуясь мочалкой-полотенчиком, следует намылиться, смыть мыльную пену, опять намылиться... и так до полной чистоты. И лишь тогда можно переступить порог в следующее помещение, где находится огромная ванна-бассейн. Отмытые до хруста посетители медленно влезают в бассейн. Вода довольно горяча, около 40 градусов, но в этом-то и состоит вся прелесть. Погрузившись до подбородка в воду, можно спокойно вытянуться в бассейне и расслабиться. Накопленная за день усталость медленно растворяется в горячей воде. Теперь можно и перекинуться несколькими словами с людьми, замершими в истоме рядом. Для японца ближайший к дому сэнто - это не только заведение, где можно помыться и отдохнуть. Это скорее клуб, где назначаются встречи, где можно в неторопливой беседе с соседями по улице обменяться впечатлениями о событиях в мире, в городе, квартале. Нужно отметить, что урбанизация жизни в Японии привела к строительству современных квартир с душами и ванными. Но многие японцы дорожат традиционным ритуалом общения с соседями и хотя бы раз-два в неделю устраивают себе банные дни с походами в сэнто.

Сэппуку

Сэппуку (другое чтение тех же иероглифов - харакири) - ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии. Исторические истоки этого явления уходят в глубокую древность, к языческим культам жертвоприношения населявших Монголию, Маньчжурию, Курильские и Японские острова в начале нашего тысячелетия народов. Существовал такой культ и у айнов, с которыми жители царства Ямато очень долгое время вели войны и многие представители которых ассимилировались в течение нескольких веков с завоевателями-японцами. Религиозные воззрения нового класса Японии поддержали развитие языческого обряда. Конфуцианские догмы требовали не щадить своей жизни ради своего хозяина. Мужественная же смерть в соответствии и с буддизмом, и с синтоизмом гарантировала переселение в мир добрых духов. Совершая сэппуку, самураи демонстрировали свое мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих тайных помыслов перед богами и людьми. В IХ-ХI вв. обряд сэппуку становится очень популярен среди военных. Во времена войны Гэмпэй в конце ХII в. харакири приобретает характер массового явления. Каждый самурай искал способ либо погибнуть в бою, либо совершить сэппуку (не желая сдаваться в плен, проиграв сражение, совершив тяжелый проступок и т.п.). Отдельной разновидностью обычного сэппуку стало "самоубийство вослед" ("дзюнси"). Оно тоже приобрело необычайную популярность, так как всецело соответствовало нормам Бусидо в их тогдашнем понимании. Жизнь самурая ничего не стоила и не значила для него самого. Она всецело принадлежала его хозяину. Разве не естественно в таком случае, что умерший хозяин уносит с собой жизни своих верных слуг? И разве не почетный это конец для воина, целью жизни которого было служение своему господину? Такая логика была проста и понятна для самураев, а потому обычай дзюнси просуществовал очень долго, и следовали ему не только простые воины и не только во времена средневековья. Одними из самых ярких примеров дзюнси являются сэппуку пяти самых знатных даймё из окружения сёгуна Токугава Иэмицу, совершенные в 1651 г. после смерти их хозяина, и харакири генерала Ноги, героя русско-Японской войны, совершенное в 1912 г. после смерти императора Мэйдзи. С наступлением ХVII в. изменились многие стороны жизни воинского сословия. Изменились и причины для сэппуку, а со временем и техника его исполнения. Из-за того, что практически прекратились междоусобные войны, отпала необходимость в харакири для потерпевших поражение в битве. Их попросту не было. Но самурай мог быть незаслуженно (или даже заслуженно) оскорблен, ему могло грозить наказание со стороны властей сёгуната или его непосредственного начальника. Он мог протестовать против каких-то новых идей. В любом случае ему грозила "потеря лица". И у него оставался один выход - сэппуку. Правительство Токугава в 1663 г. запретило дзюнси. Отныне тот, кто совершал дзюнси, знал, что после его смерти будут казнены все его близкие, имущество будет конфисковано, а имя семьи покрыто позором. Это помогло. Популярность дзюнси пошла на убыль, но не пропала совсем. Излюбленной темой драматургов конца XVII - начала XVIII в. стало романтическое самоубийство влюбленных, а события 1704 г. показали на примере 47 ронинов из Ако, что дзюнси не только не умерло, но, став запрещенным занятием, обрело некий флер романтизма. Одновременно с закатом самурайства пришел конец и кровавому обычаю сэппуку. Но жизнь показывает, что часто забытые, казалось бы, вещи внезапно всплывают в сознании народа как часть особенностей национального характера. Тогда снова восстают из небытия старинные обычаи, снова берутся за мечи своих предков молодые самураи и снова льется кровь. Так было в 1912 г., когда умер император Мэйдзи, в 1936 г., когда покончила с собой большая группа мятежных молодых офицеров крайне правого толка, так случилось с ярым поборником самурайской морали Мисима Юкио, вскрывшим себе живот в 1970 г. после неудачной попытки мятежа...

Сэссю Тоё

Сэссю Тоё (1420-1506) - выдающийся художник, отличавшийся яркой индивидуальностью. Был дзэнским монахом, шесть лет провел в Китае, после возвращения на родину в 1469 г. обосновался в храме Ункокудзи в Ямагути (провинция Суо), отсюда и название его художественной школы - Ункоку-рю. Именно Сэссю после своего возвращения из Китая создал первый оригинальный японский шедевр пейзажной живописи тушью. Сэссю и его последователи придерживались традиций дзэнской монохромной живописи тушью.

Сэто Найкай

Сэто Найкай - , Японское Внутреннее море - национальный парк, ограничен островами: Хонсю - на севере и востоке, Сикоку - на юге, Кюсю - на западе. Образован 16 марта 1934 г. Включает в себя моря Харима, Бинго, Хиути, Иё, Суо. Усеян почти 1000 островов и ocтровков. Самым крупным островом является Авадзи(сима). Сообщается с внешними морями: на востоке - проливами Кии и Наруто, на юго-западе - Хаясуи и Бунго, на западе - Каммон. С древних времен Внутреннее море и его побережье играли важную транспортную роль. Быстрый рост промышленности и населения сделали регион Японского Внутреннего моря одним из наиболее важных индустриальных районов Японии. Однако вследствие этого региону приходится сталкиваться с серьезными экологическими проблемами. Живописная береговая линия, горы вдоль побережья, покрытые соснами острова - все это делает Японское Внутреннее море важным туристическим объектом - национальным парком. Завершено строительство мостов через крупные острова этого моря для соединения островов Хонсю и Сикоку. Средняя глубина моря - 44 м.

Сэто Охаси

Сэто Охаси - путепровод через Внутреннее Японское море Сэто Найкай, соединяющий острова Сикоку и Хонсю. Сэто Охаси - это целый комплекс, состоящий из 6 мостов, цепочкой вытянувшихся с севера на юг на расстоянии 37,3 км. Для возведения опор строители воспользовались маленькими островками, рассыпанными по глади Внутреннего моря, ширина которого в этом месте составляет 9,4 км. Из шести мостов три - висячие, два - вантовые и один - со сквозными фермами. По своему назначению Сэто Охаси - мост совмещенный. Верхний его ярус - это четырехполосная автодорога, нижний предназначен для железнодорожного сообщения. Крупнейший из шести мостов комплекса "Минами бисан" длиной 1723 метра считается пятым по величине в мире среди висячих мостов и самым длинным двухъярусным. Строительство Сэто Охаси, начатое в 1978 г., продолжалось чуть менее десяти лет и потребовало 9 млн. человеко-дней, 1,13 триллиона иен (8,7 млрд. долларов по курсу того времени) и 17 человеческих жизней. Сэто Охаси был задуман как мощная линия транспортных коммуникаций, позволяющая достигать Сикоку поездом или автомашиной без утомительных пересадок на паром и с парома. Частые туманы, тормозившие движение паромов через пролив, теперь транспортникам не страшны. Сэто Охаси соединил хорошо развитую автодорожную и железнодорожную сеть Центральной Японии с островом Сикоку.

Сэцубун Мацури

Сэцубун Мацури - Праздник пробуждения природы. Слово "сэцубун" означает "водораздел сезонов", так называют день накануне прихода нового сезона. Это один из древнейших и интереснейших праздников в стране. По лунному календарю он бывал и в 12-м и в 1-м месяцах. По солнечному Сэцубун приходится на первую декаду февраля (обычно празднуется 3 или 4 февраля). Появление этого праздника связывают с понятием китайской философии - инь-ян. Это два противоположных взаимодействующих начала, лежащие в основе мироздания: свет и тьма, положительное и отрицательное, активное и пассивное, женское и мужское. Считалось, что на стыке сезонов эти начала противостоят друг другу, что вызывает опасность появления разного рода несчастий. Отсюда родился обряд изгнания демонов, чтобы обеспечить благополучие. Обычно он совершается путем разбрасывания бобов. Легенда рассказывает, что, когда в глубокой древности эпидемия унесла много жизней, в чем были повинны черти и демоны, от них удалось избавиться разбрасыванием поджаренных бобов. В домах бобы разбрасывают не только у входа, но и в темных углах, где якобы любят обитать черти. Обычно этот обряд выполняет хозяин дома, приговаривая: "Черти - вон, счастье - в дом". Раньше бобы собирали и ели как ритуальную пищу. Следовало съесть столько, сколько человеку лет, и еще один, чтобы обеспечить здоровье и успех в делах. Обряд изгнания демонов проводят во всех храмах. Он собирает массу народа. После совершения религиозного обряда из храма с шумом выбегают мужчины в костюмах демонов и смешиваются с толпой, затем появляются монахи и гонят их по улицам. Затем все возвращаются на территорию храма и начинается caм обряд. Его совершают специально выбранные "люди года". Это обычно самые уважаемые, влиятельные и популярные личности. Одетые в традиционные праздничные одежды, они из деревянных коробочек разбрасывают завернутые в белую бумагу бобы. Все это проходит шумно и весело.

Сэцува

Сэцува - литературный жанр, сформировавшийся к IX в. Под сэцува принято понимать буддийские легенды, оформленные в самостоятельные сборники. Среди наиболее известных сборников такие, как "Нихон рёики" ("Записи о японских чудесах"; 822 г.), "Кондзяку-моногатари" ("Собрание стародавних повестей"; 1120 г.) и "Удзи сюи-моногатари" ("Повести, собранные в Удзи"; 20-е гг. XIII в.). Первые сборники сэцува писались по-китайски и имели хронологический принцип повествования. В "Нихон рёики" всего 116 легенд, собранных в три книги. Временной отрезок - V - начало IX в. К XII в. появляется уже несколько сборников сэцува, отдельные рассказы помещаются в произведения других жанров литературы. "Кондзяку-моногатари" - самое крупное собрание сэцува (31 свиток), авторство которого приписывается неизвестному буддийскому монаху. Состоит из трех частей: индийской (сюжеты, касающиеся жизни Будды), китайской (буддийская тематика и сюжеты о сыновней почтительности) и японской (буддийские и мирские сюжеты). В собрание помещено более тысячи рассказов-сэцува. Все они имеют канонизированные зачин ("ныне это старина") и концовку ("так рассказывают люди"). Текст, написанный по-японски, насыщен буддийской терминологией и иероглификой. Рассказы с мирскими сюжетами имеют фольклорное происхождение. Позднее "Кондзяку-моногатари" стал источником сюжетов для многих областей японской культуры: литературы, театра, живописи. В XIII в., когда проза сэцува вступила в завершающий этап своего развития, в рассказах все чаще стали действовать реальные исторические личности - государственные деятели, поэты, художники. Начался процесс секуляризации прозы сэцува.

Сюнга

Сюнга - эротические гравюры Укиё-э, широко распространенные в средневековой Японии. Многие выдающиеся и прославленные мастера гравюры - от Моронобу Хисикавы до Куниёси Итиюсая - на протяжении более чем двух столетий активно способствовали процветанию жанра.

Сюридзё

Сюридзё - дворец в Наха, административном центре префектуры Окинава, в далеком прошлом резиденция правителей королевства Рюкю. Во времена расцвета королевства Рюкю он был средоточием светской и религиозной жизни островного государства, центром его политики и культуры. Здесь проводились пышные празднества, приемы послов, различные религиозные ритуалы. Пожар четырежды уничтожал стены древнего дворца Сюри, и каждый раз эта национальная святыня окинавцев возрождалась. Построен был дворец в классическом окинавском стиле, который за века воспринял многое из архитектуры и дизайна соседствующих стран. Так, например, само расположение дворцового ансамбля, пурпурный цвет его стен, золотые драконы, украсившие крышу, - все это, бесспорно, влияние Китая. А вот дизайн королевского трона, многие детали внутреннего интерьера имеют немало общего с лучшими японскими образцами. Но строителей дворца нельзя обвинить в эклектике. Он прекрасен в своей самобытности, как самобытна и прекрасна сама древняя культура Окинавы, воспринявшая и переплавившая многие чужеземные заимствования. После захвата японскими войсками королевства Рюкю в ХIХ в. король Сио Тай был изгнан из дворца, а дворец японские власти использовали то для школы, то для казармы. К началу ХХ в. здания дворца обветшали и окончательно пришли в упадок. Местные власти приняли решение снести все старые строения. С огромным трудом представителям окинавской общественности удалось убедить правительство Японии придать дворцу статус национального сокровища. Впрочем, это не уберегло дворец от уничтожения. В 1945 г. штаб японских войск был размещен в дворцовых подвалах, что превратило дворец Сюри в основную мишень для американских обстрелов и бомбардировок. Но и то, что пощадила огненная стихия, сохранить не удалось. Американские оккупационные власти посчитали руины дворца никому не нужной милитаристской реликвией и решили воздвигнуть на этом месте университет как символ демократии и новых порядков. Память о древнем архитектурном шедевре хранили многие окинавцы. И когда разросшийся со временем университет спустя десять лет переехал в новое здание, в префектуре начался сбор подписей за восстановление дворца Сюри. Вскоре в 1958 г. были восстановлены дворцовые ворота Сюрэй-мон, сразу же ставшие одной из наиболее любимых туристами и местными жителями достопримечательностей острова. Немало времени и усилий ушло на то, чтобы завершить реставрацию дворца. Сложность заключалась в том, что дворец Сюри хотели воссоздать в том виде, как он выглядел двести лет назад, но не из железа и бетона, декорированных фанерными панелями, а из настоящей тайваньской криптомерии с многослойным лаковым покрытием. Весь дворцовый ансамбль с окружающим его пространством было решено превратить в префектуральный мемориальный музей. Эти планы были воплощены в жизнь к маю 1992 г., когда Япония отмечала 20-ю годовщину прекращения американской оккупации Окинавы. Теперь центральная часть дворца - Государственный зал - во всем блеске своей средневековой пышности открыта для посещения туристов. В крыльях здания, внутренний декор которых решили приспособить к музейным нуждам, разместились весьма любопытные экспозиции, посвященные истории и культуре королевства Рюкю, а также истории реконструкции дворца. Дворцовая площадь превратилась в арену для различных фольклорных и музыкальных фестивалей.

Сякухати

Сякухати - продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Существует около 20 разновидностей сякухати. Стандартная длина - 1,8 японского фута (54,5 см) - определила само название инструмента, так как "сяку" - значит "фут", а "хати" - "восемь". По мнению некоторых исследователей, сякухати ведет свое происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего долгий путь в Китай через Ближний Восток и Индию. Первоначально инструмент имел 6 отверстий (5 впереди и 1 позади). Позднее, видимо, по образцу пришедшей также из Китая в период Муромати продольной флейты сяо, модифицированной в Японии и ставшей известной как хитоёгири (дословно - "одно колено бамбука"), она приняла современный вид с 5-ю пальцевыми отверстиями. Их величина, обеспечивающая возможность многообразной техники полузакрытий, а также иная, нежели у китайского прототипа, форма амбушюра, позволяющая широко варьировать угол подачи воздуха, делают инструмент способным к продуцированию звуков любой высоты в пределах более чем 2-октавного диапазона, извлечению одного и того же по высоте звука в разных аппликатурных позициях (что, как правило, полностью изменяет его окраску), свободному получению микротоновых интервалов, приемам портаменто, глиссандо и др. Сякухати изготавливается из нижней части ствола бамбука. Средний диаметр трубки -4-5 см, и внутри трубка почти цилиндрическая. Длина варьируется в зависимости от строя ансамбля кото и сямисэна. Разница в 3 см дает разницу в высоте звучания на полтона. Стандартная длина в 54,5 см используется для сякухати, играющей сольные композиции, а звук "открытого инструмента" считается стандартной высотой. На инструменте можно продуцировать все 12 тонов хроматической гаммы, использовать разнообразную аппликатуру, частичное закрывание отверстия, контролируя угол, под которым инструмент помещается между губами и полостью рта. Имеет значение и угол среза трубки на том конце, что берется в рот, - это позволяет добиваться тончайших эффектов в интонации, недоступных западной флейте. Вместе с изысканнейшими изменениями интонации и множеством типов портаменто специальное передувание на самом конце амбушюра дает красочный звуковой эффект (в виде шороха, шелеста). Характерный звук сякухати поражает мягкостью и густотой тембра. Для улучшения качества звучания бамбуковую трубку покрывают изнутри лаком.

Сямисэн

Сямисэн (кит. саньсянь, буквально - "три струны") - щипковый инструмент лютневого семейства. Корпус деревянный, кожаная дека (в Китае и на островах Рюкю дека из змеиной кожи), струны из шелка, строй квартовый или кварто-квинтовый. Имеется ряд разновидностей сямисэна, каждая из которых обладает специфической тембральной палитрой. Звук извлекается с помощью плектра (бати), а также специального приспособления в виде металлического крючка (юбикакэ), зажимаемого между первым и вторым пальцами левой руки. При игре плектром звучание сямисэна может приближаться к звучанию ударного инструмента, т.к. при защипывании струны производится удар по кожаной деке. В системе музыки для сямисэна - музыка театра Кабуки, т.н. песенный стиль (утамоно); музыка сказителей кукольного театра Дзёрури, т.н. речитативно-повествовательный стиль (катаримоно); фольклорная песенная традиция. Сямисэн часто входит в инструментальные ансамбли (санкёку), в составе которых, кроме сямисэна, находятся кото (инструмент семейства цитр), сякухати (продольная бамбуковая флейта) или кюкю (струнный смычковый инструмент лютневого семейства).

Сяраку

Сяраку - см. Тосюсай Сяраку.

Предыдущая страница Следующая страница