Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "С" (часть 3, "СИН"-"СУД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СИН"-"СУД")

Синдо Канэто

Синдо Канэто (р. 1912) - сценарист, режиссер, продюсер. Сценарий фильма "Бал в доме Андзё" (1947) принес Синдо первый успех. Это было начало содружества с режиссером Ёсимурой Кодзабуро, с которым они основали в 1950 г. независимую компанию "Ассоциация современного киноискусства". По сценариям Синдо поставлено более 200 фильмов. Режиссерский дебют Синдо - фильм "Повесть о любимой жене" (1951). Первым в мировом кино обратился к трагедии жертв атомных взрывов: "Дети атомной бомбы" (1952). В фильмах 50-х гг. Синдо рассказывал о жизни городского "дна": "Сточная канава" (1954), "Волки" (1955). Широко известен фильм "Голый остров" (1960) о тяготах жизни крестьянской семьи. С конца 60-х гг. в фильмах Синдо отчетливо зазвучали социальные мотивы: "Сильная женщина, слабый мужчина" (1968), "Обнаженные девятнадцатилетние" (1970) - в советском прокате "Сегодня жить, умереть завтра" ("Гран-при" на Московском кинофестивале в 1971 г.). С 1972 г. Синдо - генеральный секретарь Гильдии сценаристов Японии. В 1999 г. удостоен "Гран-при" на ХХI Московском кинофестивале за фильм "Жажда жизни".

Синкансэн

Синкансэн - скоростные пассажирские железнодорожные линии. Первая линия "Синкансэн" ("Новая колея") связала между собой столицу Японии и город Осака в октябре 1964 г., накануне открытия ХVIII летней Олимпиады в Токио. "Новой колеей" эта линия была названа потому, что японские строители впервые при прокладке "Синкансэн" отошли от практики узкоколеек, стандартная ширина колеи стала 1435 мм. На протяжении 92 лет со дня пуска в 1872 г. первого паровоза вся японская железнодорожная сеть была узкоколейной (ширина колеи - 1067 мм). Такой она остается и поныне на нескоростных участках. В тридцатые годы возник проект прокладки магистрали с широкой колеей. Предполагалось соединить рельсами Токио и Пекин через подземный туннель под Цусимским проливом. Во избежание хлопотных перегрузок в пути решено было подогнать расстояние между рельсами под материковый стандарт. Это позволило бы существенно увеличить как грузоподъемность, так и скорость движения. Недаром проект получил название в духе того времени - "Данган рэсся" ("Поезд-пуля"). Однако смета строительства показалась правительству слишком высокой, и проект тихо увял на архивной полке. Лишь спустя несколько десятилетий инженеры-путейцы вернулись к некогда забракованной идее. Вынудило их к этому бурное развитие экономики страны. Узкоколейки не справлялись с возросшими перевозками. Не удовлетворяли и черепашьи (по меркам нового времени) скорости движения поездов. С огромным трудом авторам идеи удалось убедить политиков и финансистов страны в необходимости коренной модернизации железнодорожного транспорта. Строительство первой линии заняло пять с половиной лет. Для осуществления проекта были мобилизованы все новейшие научно-технические разработки. Скоростные экспрессы в рекламных целях стали называть "Поезд-пуля", заимствовав это словосочетание из довоенного проекта. И поныне поезда "Синкансэн" на английском именуют "bullet-train". Хотя, откровенно говоря, в 60-х гг. до "пули" этим поездам было еще далеко. Первый поезд, отправившийся в путь 1 октября 1964 г., преодолел 552,6 км, разделяющие два крупнейших города Японии, за четыре часа. А сейчас поезда на этой линии развивают скорость до 270 км/час, покрывая то же расстояние за три часа. Секрет "резвости" "поездов-пуль" не только в революционно-новой концепции тяги, при которой моторы посажены на каждую колесную ось. Линии "Синкансэн" прокладывали так, чтобы исключить все регулируемые и нерегулируемые переезды и пересечения с другими видами наземного транспорта. Ведь, скажем, обычный поезд, следующий по маршруту Токио-Осака, останавливается в пути около 120 станций и платформ, минует более тысячи переездов. Для этого ширококолейная линия прокладывается как бы в собственном желобе - через десятки мостов и туннелей. Но это обусловило и огромную стоимость строительства - в несколько раз выше, чем для обычных узкоколеек. Соответственно, и возмещение расходов затягивается на многие десятилетия. В годы бурного экономического роста, когда на развитие транспортной инфраструктуры деньги выделялись весьма щедро, проблем с финансированием строительства новых линий "Синкансэн" не возникало. От столицы скоростные линии дотянулись до Фукуоки (на юге страны), до Ниигаты (на западном побережье) и до Мориоки (на севере Хонсю). Строительство ведется и сейчас. Осенью 1997 г. открылась новая 118-километровая линия Такасаки (северо-запад Токио) - Нагано, предназначенная соединить столицу Японии со столицей зимней Олимпиады-98. Общая длина линий "Синкансэн" к 1997 г. достигла 2153,9 км. Скорость и безопасность являются козырными картами поездов "Синкансэн", они всегда приходят вовремя. Они отправляются с интервалом в 5-6 минут каждое утро и каждый вечер, перевозя ежегодно 275 миллионов пассажиров. У Министерства транспорта есть план дальнейшего расширения сети "Синкансэн". Скоростные поезда в будущем должны будут добраться через подводные туннели до берегов Хоккайдо и Кюсю, освоить западное побережье Хонсю. Обойдется это, по минимальным подсчетам, в 5,2 триллиона иен.

Синкокинсю

Синкокинсю ("Синкокин(вака)сю") ("Новое собрание древних и новых японских песен") - известная поэтическая антология. К ней вполне применимо название трактата, написанного ученым и поэтом Фудзивара Тэйка (1162-1241), - "Лучшие песни нашего времени". Тэйка был и составителем "Синкокинсю", увидевшего свет в 1205 г. Поэты того времени воспитывались на традициях, заложенных "Кокинсю". Об этом говорит и само название антологии - "Новое "Кокинсю". В "Синкокинсю" сохранился практически без изменений весь спектр основных тем и мотивов: природа, любовь, разлука, странствия, приветствия, скорбь. Однако художественные традиции "Кокинсю" за это время претерпели существенные изменения. Это касалось главных эстетических принципов и установок. Если в основе поэзии "Кокинсю" лежала категория "аварэ" - "очарование", или "печальное очарование", то ко времени появления "Синкокинсю" аварэ трансформировалось в югэн - категорию, содержание которой можно передать словами "глубина", "неуловимость", "таинственность". Под югэн подразумевалась красота неуловимая, с налетом фантастики; действительность, близкая видению, грезам, плывущим как бы сквозь дымку, сквозь сон. Эстетический идеал югэн восторжествовал в конце хэйанского периода в условиях усиливающегося в Японии влияния буддизма и приближающегося заката элитарной аристократической культуры. Благодаря глубоко усвоенной к этому времени буддийской концепции мудзё - "всеобщего непостоянства", а значит, и эфемерности красоты сложилось представление о прекрасном как о чем-то неуловимом. А восприятие идеи непостижимости дальнейшего пути привело к пониманию красоты как глубоко сокрытой. Заметную роль в поэзии того времени играли образы грез, сна, воспоминания, в том числе о прежней любви. Особое значение приобретали образы тумана и сумерек, лунного сияния и утреннего рассвета. Поэты все чаще обращались к песням своих предшественников, близким им по духу, стремясь создать свое творение "вослед". Поэзия "Синкокинсю" до сих пор мало известна нашим читателям.

Синтоизм

Синтоизм - , синто ("путь богов") - национальная религия японцев, возникшая на основе тотемистических представлений древности, инкорпорировавшая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков - покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством ("ками") синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия. Главная специфическая особенность синтоизма - глубокий национализм. "Ками" породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером. Подобные представления широко использовались правящими кругами Японии в своих интересах, В период между Реставрацией Мэйдзи (1867-1868) и окончанием второй мировой войны синтоизм служил официальной идеологией государства. Власти объявили его своего рода "надрелигией", обязательной для всех японцев, независимо от их вероисповедания. Насаждались обряды, связанные с почитанием императора. Мифы о его "божественном" происхождении и концепция об "особой" миссии японской нации стали основой системы народного образования. Синтоизм превратился в орудие оправдания агрессивных войн Японии. Разгром японского милитаризма во второй мировой войне привел к ликвидации синтоистской "надрелигии". Конституция 1947 г. провозгласила отделение религии от государства и политики. Синтоистские святилища (дзиндзя) были лишены привилегий, которыми они пользовались в сравнении с культовыми учреждениями других религий. Подавляющее большинство их (до 97%) объединилось в Ассоциацию синтоистских святилищ (Дзиндзя хонтё). В Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских святилищ, в которых отправляют обряды свыше 27 тыс. священнослужителей (каннуси). В то время как крупные храмы обслуживают десятки каннуси, на несколько десятков мелких приходится по одному священнослужителю. Большинство каннуси сочетает служение синтоизму с мирскими занятиями, работая в качестве учителей, служащих местных муниципалитетов и других учреждений. Главным источником доходов крупных храмов служат традиционные новогодние паломничества, когда количество посетителей каждого из них колеблется от сотен тысяч до миллионов. Солидную прибыль приносит и торговля амулетами, заклинаниями, предсказаниями судьбы. При этом одни из них "специализируются" на предотвращении дорожных катастроф, другие "уберегают" от пожаров, третьи "обеспечивают" сдачу экзаменов в учебные заведения и т. п. Внушительный доход синтоистскому духовенству приносят и находящиеся в ведении храмов залы для свадебных церемоний. Десятки тысяч мелких святилищ влачат убогое существование, привлекая посетителей лишь во время ежегодных праздников (мацури). Дзиндзя, как правило, состоит из двух частей: хондэн, где хранится предмет, символизирующий объект культа (синтай), и хайдэн - зал для молящихся. Обязательным атрибутом дзиндзя служит устанавливаемая перед ним арка П-образной формы - тории. Синтоистский культ отправляется не только в дзиндзя. Его объектом может быть любой предмет, "святость" которого обозначается сплетенной из рисовой соломы веревкой - симэнава. Во многих семьях имеются домашние алтари - камидана, в которых объектами почитания служат таблички с именами предков. Синтоистский обряд начинается с очищения, заключающегося в омовении водой рта и рук. Его обязательным элементом является чтение обращенных к божеству молитв. Завершается обряд ритуалом, в ходе которого каннуси и верующие выпивают по глотку рисовой браги, что символизирует вкушение "вместе с божеством" сделанных ему подношений.

Сиратори Тосио

Сиратори Тосио (1887-1949) - дипломат и политик. На дипломатической службе с 1929 г. Начальник Информационного бюро МИД (1931-1933). В 30-е гг. радикальные националисты (особенно из военных кругов) неоднократно выдвигали его кандидатуру на пост министра, но им противостояли как атлантисты, так и умеренные националисты. Во второй половине 30-х гг. Сиратори считался лидером "фракции обновления" ("какусинха") и одним из наиболее влиятельных политиков за пределами правительства. Посол в Италии (1939, 1940 - с перерывом), один из инициаторов Тройственного пакта и его официальный комментатор и истолкователь с японской стороны. Советник МИД с осени 1940 г. Активный поборник скорейшего заключения советско-японского Пакта о нейтралитете. В годы войны на Тихом океане уходит в тень. Международным военным трибуналом для Дальнего Востока в ноябре 1948 г. был приговорен к пожизненному заключению. Умер в тюрьме вскоре после окончания процесса.

Сирэтоко

Сирэтоко - национальный парк, расположен в северо-восточной части острова Хоккайдо на полуострове Сирэтоко. Образован 1 июня 1964 г. Этот девственный горный регион состоит из лесов, кальдерных озер, водопадов и вулканов. Самый высокий вулкан - Раусудакэ (1661 м) - находится на юге. У его склонов расположен горячий источник Раусу - популярное место отдыха туристов. Леса в регионе состоят преимущественно из ели. Среди многочисленных представителей дикой природы, заселяющих регион, выделяются бурый медведь, лисица, белохвостый морской орел. Площадь парка - 386,3 кв. км.

Сисэйдо

Сисэйдо (Shiseido Co., Ltd.) - крупнейший производитель косметики в Японии и одна из 3 крупнейших косметических фирм мира. Компания создана в 1927 г. и известна как создатель парфюмерной продукции и аксессуаров. Торговая марка компании пользуется широкой популярностью во всем мире и имеет чрезвычайно сильные позиции в США, Франции и Италии. Развитие зарубежных рынков и реструктуризация сетей розничных продаж идут чрезвычайно высокими темпами. Годовой объем продаж компании - 604 млрд. иен (март 1999 г.). Число сотрудников компании - 3,4 тыс. человек.

Сити-Го-Сан Мацури

Сити-Го-Сан Мацури - Праздник детей, которым в этом году исполнилось 3, 5 или 7 лет. Отмечается 15 ноября. Основная церемония в этот день - посещение храма и принесение богам благодарности за то, что дети растут счастливыми и здоровыми. В храмы приводят мальчиков трех и пяти лет, а девочек - трех и семи лет, но сейчас обычно не делают различия. Выбор возрастов связан с китайской магией нечетных чисел. В Японии нечетное число также имеет сакральное значение и рассматривается как благоприятное. Эти возрасты отражали этапы взросления детей. В средние века в аристократических семьях мальчикам в три года впервые надевали взрослую одежду - хакама (юбка-брюки), а в самурайских это делали в пять лет. Именно в этом возрасте самураи представляли детей своим феодалам, вводя их в круг взрослых. Для всех детей трехлетнего возраста очень важным считался обряд охранения волос (камиоки). В старину в раннем детстве их брили наголо, чтобы потом росли густые волосы, которые были предметом гордости. Во время церемонии всеми уважаемый и очень пожилой человек преподносил ребенку длинный пучок шелка-сырца, связанного наподобие ложки. Он символизировал седые волосы, до которых ребенку желали дожить. Мальчикам волосы завязывали в пучок на затылке, девочкам по бокам, а сзади их коротко стригли. Наиболее значим этот праздник для девочек семи лет, поскольку им впервые надевают жесткий пояс для кимоно - оби. Это символ взросления. Они впервые одеваются как взрослые женщины. В большинстве случаев родителей не останавливают большие траты на праздничную одежду для детей. Они всегда заботятся о том, чтобы сделать этот праздник запоминающимся в жизни ребенка. В домах устраиваются торжества для детей и их друзей. В этот день повсюду, особенно на те рриториях храмов, царит оживление. Специально для детворы продают мелкие игрушки, воздушные шары, сувениры, лакомства.

Ситизен

Ситизен (Citizen Watch Co., Ltd.) - компания, созданная в 1930 г. и являющаяся сейчас одним из лидеров в секторе производства часов. Совместно с фирмой "Сэйко" возглавляет список крупнейших производителей этой продукции в Японии и лидирует среди мировых производителей часов среднего класса. Имеет разветвленное производство и сбытовые сети как в стране, так и за ее пределами, особенно в Юго-Восточной Азии. Наращивает выпуск продукции точного машиностроения, популярных микрокалькуляторов, кассовых аппаратов и т.п. продукции, объемы продаж которой составляют до 50% от общего уровня, оцениваемого по состоянию на март 1999 г. в 361 млрд. иен. Численность персонала составляет 2,6 тыс. человек.

Ситифукудзин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сказки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скульптура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соба

Соба - национальное блюдо в виде длинной лапши из гречишной муки (основная форма потребления японцами гречихи). В Японию пришло из Китая в VII-VIII вв. Часто употребляется в пищу в холодном виде с добавками из сушеных водорослей. В горячем - с овощами, рыбой, сырыми яйцами.

Совместная Декларация СССР И Японии 1956

Совместная Декларация СССР И Японии 1956 - г. - подписана в Москве 19 октября 1956 г. Провозгласила восстановление мира и добрососедских дружественных отношений между двумя странами. Стороны подтвердили, что в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава ООН и договорились вступить в переговоры о заключении договоров и соглашений, чтобы поставить на прочную и дружественную основу свои торгово-экономические отношения. Было решено, что одновременно с декларацией вступают в силу подписанные 14 мая 1956 г. Конвенция о рыболовстве в северо-западной части Тихого океана и Соглашение о сотрудничестве при спасении людей, терпящих бедствие на море. СССР обязался поддержать просьбу Японии о принятии ее в ООН, отказался от репарационных претензий к Японии и согласился освободить и репатриировать в Японию всех осужденных в СССР японских граждан. В декларации была зафиксирована договоренность продолжать переговоры о заключении мирного договора. При этом СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, согласился на передачу Японии островов Плоские (Хабомаи) и о-ва Шикотан (Сикотан) после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована парламентами двух стран. В 1960 г., во время "холодной войны", СССР, реагируя на заключенный между Японией и США договор безопасности, подверг ревизии один из пунктов декларации, заявив, что "только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии" Советский Союз сможет передать Японии острова Шикотан и Хабомаи.

Сога

Сога - один из самых могущественных родов эпохи становления японского государства, о нем рассказывает историческая летопись "Нихонги". Род Сога обязан своим происхождением предводителям переселенцев из Китая, находившихся в царстве Ямато фактически на положении рабов - бэ. Об этом свидетельствует полное название рода - Согабэ. Во времена объединения японских племен ных союзов (до V в. н. э.) в борьбу за власть вмешались все слои общества Ямато, в том числе и потомки различных родов бэ, при этом Сога получили очевидное преимущество. Они восходили корнями к передовой китайской цивилизации и стояли на гораздо более высокой ступени развития по сравнению со своими главными противниками - потомками варваров-эбису, кланами Отомобэ и Мононобэ. В отличие от своих конкурентов, поклонявшихся языческому культу духов предков - синто и подчинявшихся примитивным законам родового общества, Сога исповедовали передовую религию - буддизм, с которым тогда были тесно связаны все общественные новации. Род Сога добился в царстве высокого положения, а в IV-V вв. еще более упрочил его, когда при императорах Ритю и Юряку он был допущен к управлению "тремя царскими сокровищами". Сога сохранили за собой эту должность до самого своего конца. Ко второй половине VI в. Сога столкнулись с сильным противодействием со стороны главной военной силы Ямато - рода Мононобэ. Между ними вспыхнула борьба, принявшая особенно ожесточенный характер из-за того, что Сога в силу своего происхождения были ревностными поборниками буддизма, а Мононобэ по тем же причинам - синтоизма. Сога одержали победу, фактически подчинив себе императорский род. Сога совершенно отчетливо понимали, что, навязав Японии буддизм в качестве государственной религии, они смогут добиться китайской формы правления, когда императором является не "потомок Небес", каким считался в соответствии с синтоистскими мифами император Японии, а всего лишь "праведнейший из земных", как в Китае. Естественно, в качестве самой удачной кандидатуры они видели свой род. Всю опасность такой ситуации для японской императорской системы хорошо представлял себе принц Сётоку Тайси. Он разработал основные политические предложения по нейтрализации и ассимиляции в стране буддизма. Его дело на практике продолжили принц Накано-Оэи и Накатоми Каматари. Они вступили в заговор против Сога и, сплотив вокруг себя значительные силы, добились успеха. В ходе переворота Тайка (645 г.) все представители Сога были убиты, а их дворец сожжен. История рода Сога закончилась.

Соги

Соги (1421-1502) - поэт. Место рождения неизвестно. По одной из версий, сын исполнителя гигаку (старинный драматический танец в масках). Рано получил буддийский сан в храме Сёкокудзи (Киото), относящемся к дзэнской секте Риндзай. Начал изучать рэнга в тридцатилетнем возрасте. Много путешествовал. Написал трактаты "Тёокубуми" (1466) и "Адзума мондо" ("Беседы в Адзума", 1470), посвященные технике рэнга, и путевой дневник "Сиракава кико" (1468). В 1473 г. в северо-восточной части Киото построил себе отшельническую хижину. К этому времени слава Соги как поэта и знатока классической литературы сделала его популярной фигурой среди придворной знати. В 1474 г. составил личную поэтическую антологию "Васурэгуса" ("Трава-забвение"). Руководил составлением антологии рэнга "Синсэн Цукуба сю" ("Новое собрание Цукуба", 1495), чрезвычайно важной для последующего развития рэнга.

Сока Гаккай

Сока Гаккай (Общество создания ценностей) - наиболее влиятельное среди новых общественно-религиозных движений. Основано в 1937 г. Распущено властями во время второй мировой войны за отказ его сторонников поклоняться синтоистским святыням, что вменялось в обязанность каждому гражданину в милитаристской Японии. Восстановлено в 1946 г. В основе идеологии Сока Гаккай - модифицированное вероучение буддийского религиозного деятеля XIII в. Нитирэна. Наибольшего развития движение Сока Гаккай достигло в период с середины 50-х гг. до конца 60-х гг. Составной частью Сока Гаккай является крупная издательская корпорация, занимающаяся выпуском не только религиозной, но и светской литературы, включая литературно-художественные, общественно-политические и научные журналы. В ведении общества находятся университет, общеобразовательные школы, музеи, другие культурные учреждения; под его эгидой действуют концертная и драматическая ассоциации, научные организации. В 1964 г. на базе общества была создана политическая партия Комэйто (Партия чистой политики). Даже после разделения Сока Гаккай и Комэйто в 1970 г. общество продолжает оставаться главной массовой базой этой партии. Организации Сока Гаккай охватывают всю Японию, но основная масса членов концентрируется в крупных городских центрах. Численность, по разным оценкам, от 4 до 18 млн. чел. Зарубежные филиалы имеются в 115 странах мира, наиболее крупные - в США, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

Сокайя

Сокайя - тип корпоративного вымогателя, который под угрозой дискредитации тех или иных руководящих сотрудников компании на собрании держателей акций требует для себя услуг, часто в форме незаконных выплат или займов. Одну из основных причин финансового рэкета печать, вернее специалисты, выступающие на ее страницах, усматривает во внутрифирменных порядках, сложившихся в настоящее время. Прежде всего констатируется слабость внутриведомственного контроля за прохождением финансовых сделок в компаниях, что, в свою очередь, объясняют почти полным отсутствием контроля за руководством со стороны держателей акций. Отмечается, что почти 70% акций зарегистрированных компаний находятся в перекрестном владении компаний. Такое положение резко снижает роль и значение начального контролирующего звена - общих собраний держателей акций. Подобная порочная практика фактической выплаты "отступных" рэкетирам признана незаконной в Японии в 1982 г., однако она продолжает процветать и поныне.

Сони

Сони (Sony Сorp.) - ведущий производитель бытовой электроники, аудио- и видеопродукции. Образована в 1946 г. усилиями Ибука Масару и Морита Акио под названием "Токийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций". В 1950 г. компания изготовила свой первый магнитофон. В 1958 г. сменила название на "Сони". За чуть более полувековой период своего существования "Сони" дала миру товары, без которых жизнь современного человека просто немыслима. Это транзисторный радиоприемник и бытовой кассетный видеомагнитофон, аудиоплейер и разработанная совместно с компанией "Филипс" лазерная технология звукозаписи, технология "Тринитрон", позволяющая получать на телеэкране изображение высокой четкости, и плоский телевизор, а также многие другие товары. Сотрудник "Сони" физик Эсаки Реона (Лео) за разработки, связанные с туннельным эффектом и созданием туннельного диода, был удостоен Нобелевской премии, которая достаточно редко присуждается ученым, работающим в промышленности. "Сони" купила голливудскую шоу-компанию Columbia pictures и приобрела право на издание почти всего, что было создано ансамблем "Битлз", а также записей Элвиса Пресли и других звезд рока. Из этого можно сделать вывод, что "Сони" расширяет пространство, в котором она намерена вести исследования и разрабатывать новые товары, и вступает в новые сферы бизнеса. Сочетание технических достижений компании с музыкальными произведениями и киноискусством может дать потрясающий синэргетический эффект. Будущее компании связано с предоставлением товаров и услуг, представляющих собой синтез искусства и техники. Но "Сони" не прекращает поисков и в технике, причем на принципиально новом для себя направлении. В частности, она намерена вступить в конкуренцию с ведущими мировыми производителями персональных компьютеров. Опыт "Сони" в производстве высокотехнологичных, но простых в использовании товаров может оказаться решающим. Цель "Сони" - жилая комната, которую компания намерена радикально преобразовать с помощью компьютера и бытовой электронной аппаратуры, сведя их, насколько возможно, в единую систему. И тогда телевизор можно будет использовать не только для просмотра транслируемых передач, показа видеофильмов или подключения приставок для игр, но и как монитор компьютера со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая возможность работы в информационных сетях. Основу этих преобразований и всей будущей деятельности "Сони" составят цифровые технологии. Компания активно работает на российском рынке. По оценкам специалистов, в 1997 г. ей принадлежала самая высокая (22%) доля российского рынка продаж телевизоров. В 1998 финансовом году совокупный объем продаж компании составил 6795 млрд. иен. Количество сотрудников - 21,3 тыс. человек.

Сонэ Ёситада

Сонэ Ёситада (годы рождения и смерти не установлены, существует предположение, что он родился около 930 г. и прожил семьдесят с небольшим лет). Биографических данных о нем почти не сохранилось. Известно, что в 960-м или 961 г. он создал цикл из ста пятистиший, а лет через десять им был составлен сборник "Майгэцу-сю" ("Месяц за месяцем"), где 360 пятистиший были соединены в весьма своеобразные для того времени циклы. Сохранилась его домашняя антология "Сотансю".

Соробан

Соробан - традиционные счеты. Широко использовались в Японии начиная с ХVI в., попав туда из Китая. Их устройство отличается от счет, привычных для россиян. Прямоугольная рама содержит 23-27 вертикальных палочек (чем больше их число, тем с большим разрядом цифр можно проводить операции). На каждой палочке по пять косточек, разделенных поперечной полосой - над полосой одна косточка, под полосой - четыре. Передвигая косточки двумя пальцами -большим и указательным, обладатель соробана может поспорить в быстроте математических вычислений с компьютером. А настоящие мастера счета могут проводить все арифметические действия, не касаясь косточек пальцами, а лишь глядя на соробан - в уме. В стародавние времена соробан был неотъемлемой принадлежностью торгового сословия. Позднее обучение правилам работы с соробаном было включено в школьную программу. Если ученики школ в других странах начинают свой путь к знаниям с чтения, письма и арифметики, то японских детей обучают прежде всего чтению, письму и соробану. Сейчас изучение соробана остается обязательным для учеников третьего и четвертого классов начальной школы. К тому же в стране работает 25 тыс. частных учебных заведений по обучению работе на соробане. Овладев мастерством (или искусством) соробана, люди начинают быстрее усваивать статистический материал, лучше понимать и анализировать поступающую информацию. По данным токийских медиков, обследовавших большую группу школьников, занятия соробаном развивают творческие способности. Специалисты считают, что обучение основам математики должно обязательно идти с применением соробана, который является самым быстрым механическим счетным устройством в мире и неотъемлемой частью японской культуры.

Сорок Семь Ронинов

Этот эпизод японской истории начала ХVIII в. специалисты склонны считать весьма загадочным для европейского сознания. Сорок семь самураев, отомстив обидчику их господина, превратились одновременно в преступников, которых по закону ожидала казнь, и в кумиров общества, воплотивших собою идеал истинного воина Ямато. История преданных вассалов, конечно же, взбудоражила умы и сердца современников событий, трагических и героических, она хорошо знакома и нынешнему поколению японцев, ибо не только послужила материалом для исследований множества историков, но и стала излюбленной в литературе, театре и изобразительном искусстве темой. По традиции сёгунское правительство (бакуфу) ежегодно посылало ко дворцу императора в Киото представителей с новогодними поздравлениями. Спустя два месяца наносился ответный визит императорских послов. Церемонии придавалось очень большое значение, и назначаемые для приема высоких гостей крупные феодалы (даймё) получали строгие и подробные инструкции. В 1701 г. торжественный ритуал был омрачен событием из ряда вон выходящим: один из ответственных за прием - 35-летний Асано Такуми-но ками Наганори - в замке сёгуна в Эдо с мечом в руке набросился на престарелого Кира Кодзукэ-но Ёсинака - главу знатного аристократического рода и церемониймейстера при дворе сёгуна - и ранил его. Причина нападения на Кира Ёсинака разными исследователями трактуется по-разному: одни считают виновной внезапную вспышку гнева, другие - соперничество соляных производств двух кланов. Весьма вероятна и версия из дневника самурая "Записки из клетки попугая": алчный Кира за свой инструктаж требовал подношений, Асано же был отвратителен этот обычай, и он его проигнорировал, за что недополучил инструкций, допустил немало ошибок, был оскорбительно осмеян и в порыве гнева бросился на обидчика... Асано был схвачен, арестован и экстренным совещанием немедленно приговорен к сэппуку - ритуальному вспарыванию живота. Преступление Асано, по нормам того времени, было весьма тяжким, и поскольку речь шла о заранее обдуманной мести, наказание распространялось на весь его клан: владения феодала были конфискованы. Все самураи, служившие Асано, лишились источника существования и превратились в ронинов - вассалов без хозяина. При обсуждении дальнейших действий мнения разделились: одни предлагали смириться с судьбой и разойтись в поисках нового пристанища, другие - немедленно покончить с собой вслед за господином, третьи предлагали выждать удобный момент и отомстить обидчику их господина. Среди последних был Оиси Кураносукэ, возглавивший союз мстителей, союз сорока семи ронинов. Дождавшись удачного момента, двумя отрядами ронины двинулись ночью к главным и задним воротам особняка Кира. С охраной расправились быстро, а обнаруженному в кладовке с углем Кира Ёсинака ударом меча отрубили голову. Оиси отрядил двух самураев доложить о случившемся главному полицейскому столицы. А весь отряд направился к монастырю Сэнгакудзи, где верные слуги совершили молитву у могилы их господина и водрузили перед ней отрубленную голову врага. Затем они сообщили о своем желании совершить сэппуку у могилы Асано настоятелю монастыря. Тот обратился к властям, ронины были взяты под стражу, и их дело стало предметом разбирательства в правительстве. Длилось оно полтора месяца. В 1703 г. бакуфу вынесло решение о смертном приговоре. Обычно людей такого ранга (достаточно невысокого) ожидала казнь через отсечение головы. Сэппуку считалась более почетной, и ее "удостаивались" только крупные феодалы. Но, учитывая беспредельную преданность своему хозяину, его защитникам отсечение головы было заменено на сэппуку - почетную для самурая смерть. Приговор был приведен в исполнение, останки верных воинов похоронили рядом с могилой их господина... Вся эта героическая и драматическая история вскоре стала широко известна в стране. Огромную роль сыграли театры, которым пришлось прибегнуть к историческому камуфляжу, перенося действие пьес о современных героях во времена древние. Будучи явлением художественным, спектакли позволяли себе всевозможные версии и домыслы, но и в таком виде волновали сердца и умы зрителей. Самой популярной стала пьеса "Канадэхон Тюсингура" ("Сокровища самурайской верности"), которая и в наши дни в канун Нового года становится своего рода лейтмотивом культурной жизни Японии: ей посвящаются выставки, теле- и радиопередачи, представления театра Кабуки и кинофильмы.

Сотацу

Сотацу - см. Тавароя Сотацу.

Спорт

До своего знакомства с западными видами спорта Япония уже имела вековые традиции в развитии таких видов, как кэндо (японское фехтование на бамбуковых мечах), джиу-джицу (известной сегодня как дзюдо), бадзюцу (искусство верховой езды), кюдо (стрельба из лука) и суйрэн (традиционное плавание). Каратэ развилось как искусство самообороны на Окинаве. Позже появились другие вариации борьбы, такие как айкидо. Большинство из этих видов спорта были боевыми искусствами. Им придавалось особое значение в образовании и тренировке детей, особенно из военного сословия. Они служили для физического и умственного развития, тренировки, а также воспитания чувства личного достоинства и в меньшей степени существовали как развлечение. Из традиционных видов спорта самым известным является сумо. Японцы впервые познакомились с западными видами спорта в первые несколько десятилетий после Реставрации Мэйдзи (1868). Новые виды спорта были привезены учителями, приглашенными из-за рубежа, иностранцами, поселившимися в портовых городах, японскими студентами, обучавшимися за границей. Бейсбол впервые был показан в 1872 г. американским тренером Горацием Уилсоном. В семидесятых годах XVIII столетия британским морским инструктором были представлены легкая атлетика и регби, американцы показали спортивное катание на коньках. Учитель английского языка Фредерик Стрейндж получил имя "отца западной атлетики". Он научил своих студентов одиночной и командной гребле. В 1911 г. австрийский военный атташе, служивший в Японии, дал уроки японским солдатам по бегу на лыжах. Затем появились гимнастика и теннис. Самым большим событием в мире любительского спорта в Японии является Национальный атлетический турнир, в котором принимают участие 20 000 спортсменов и официальных лиц, представляющих 47 префектур Японии. Турнир включает в себя соревнования по 39 видам спорта, которые продолжаются три сезона в году. Зимой проводятся соревнования по лыжам, конькам и хоккею. По плаванию, парусным гонкам, гребле - летом. Состязания по остальным видам, таким как легкая атлетика, футбол, теннис, стрельба и дзюдо, проводятся осенью. Мужская команда от префектуры, которая наберет наибольшее число очков в трех национальных турнирах, выигрывает Кубок Императора, то же самое и женская команда, получающая Кубок Императрицы. Турниры, ведущие свое начало с 1946 г., были организованы Ассоциацией любительского спорта в Японии. С тех пор они стали ежегодными и проводятся по очереди в разных префектурах. Это способствует развитию спорта в стране. Японская команда впервые приняла участие в Олимпийских играх в 1912 г. Трижды Олимпиады прошли на японской земле: летние Олимпийские игры в Токио в 1964 г., зимние - в 1972 г. в Саппоро и в 1998 г. в Нагано. Золотые медали были завоеваны спортсменами Японии на мировых чемпионатах в таких видах, как гимнастика, борьба, тяжелая атлетика, плавание, дзюдо, волейбол, настольный теннис и бадминтон.

Средний класс

Пройдя через горнило войн и классовых битв, японское общество постепенно утратило некогда четкое деление, по марксистским канонам, на антагонистические классы и превратилось в довольно-таки однородный сплав. По данным официальной статистики, более 90 процентов населения Японии причисляют себя к среднему классу. Это, кстати, определяется не только уровнем семейных доходов или сферой трудовых интересов, но и менталитетом японцев, предпочитающих, как правило, пребывать в коллективе, в середнячках, не выделяясь из общей массы. Индивидуализм, ставший, например, основой западной и особенно американской цивилизации, все еще чужд и неприемлем для большинства японцев. Статистики обычно делят средний класс на пять групп. В первую, высшую, включаются люди с ежемесячным доходом семьи свыше 1 млн. иен (примерно 150-220 тыс. долларов в год). В низшую, пятую, группу (но все еще в пределах среднего класса!) входят японцы, семейный доход которых примерно вдвое меньше - не превышает 494 тыс. иен в месяц.

Средства массовой информации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стессель

Анатолий Михайлович (1848-1915) - генерал русской армии, участник русско-японской войны, один из основных виновников падения Порт-Артура в 1905 г. В августе 1903 г. Стессель был назначен комендантом крепости Порт-Артур, а в январе 1904 г., т. е. практически сразу с началом войны, - командующим 3-й армией и начальником Квантунского укрепрайона, сосредоточив таким образом в своих руках всю военную и гражданскую власть в районе Порт-Артура. Проявил себя как совершенно бездарный военачальник. В декабре 1904 г., вопреки мнению Военного совета крепости, Стессель, напуганный успехами японцев в Маньчжурии, решил сдать Порт-Артур противнику. С падением Порт-Артура война окончательно вошла в разгромную для России фазу, и Стессель был одним из виновников этого перелома. В 1906 г. бывший комендант Порт-Артура был отправлен в отставку, а затем под суд военного трибунала как главный виновник сдачи города. Суд установил, что в течение всего периода обороны Стессель не руководил действиями гарнизона по защите крепости, а, наоборот, сознательно готовил ее к сдаче. 7 февраля 1908 г. Стессель был приговорен к расстрелу, замененному на 10-летнее содержание в камере Петропавловской крепости. Затем приговор был пересмотрен, 6 мая 1909 г. он был освобожден по Высочайшему повелению и сразу же уехал за границу.

Строительство

Строительство - один из крупнейших секторов японской экономики. В Министерстве строительства зарегистрировано 550 тыс. крупных, средних и мелких фирм, объединяющих в общей сложности около 6,7 млн. рабочих. Это составляет 10 процентов всей рабочей силы страны. В значительной степени строительный комплекс завязан на общественные работы. В 1996 финансовом году объем продаж и оказанных строительными фирмами услуг исчислялся в 83,02 трлн. иен. 44,4% из этих средств поступило из общественного сектора. Однако вечно так продолжаться не может. Так, в 1997 финансовом году бюджет отпустил на эти цели 12,6 трлн. иен. А это означает, что государственных заказов на строительные работы впредь будет значительно меньше, что резко ужесточит конкуренцию в этом секторе рынка. Свой звездный час строители переживали в 80-х гг., когда над страной веял ветерок крутого экономического взлета. Теперь тот период искусственного перегрева экономики называют экономикой "мыльного пузырЯ". Взбадриваемые ажиотажным спросом, хозяева земельных участков вкладывали огромные суммы в недвижимость, строительство новых зданий, промышленных предприятий, инфраструктуру, залезая при этом в долги. В стране насыпались рукотворные острова, пробивались новые подводные туннели, над морем протягивались рекордные (по размеру и по стоимости) мосты... Крупные строительные фирмы из огромного портфеля заказов отбирали лишь самые выгодные и престижные. Стоимость земли достигла заоблачных пределов. Для сравнения можно упомянуть, что в годы "мыльного пузыря" площадь Токийского мегаполиса по стоимости была сопоставима с площадью всех Соединенных Штатов Америки. Но однажды "пузырь" неожиданно для многих лопнул, цены на землю упали, хозяева участков оказались неплатежеспособными и на бюджетах строительных фирм огромными гирями повисли безнадежные долги. Строительная индустрия Японии напоминает огромную пирамиду, на верху которой закрепилось несколько десятков крупнейших фирм, опирающихся на большое число субконтракторов, которые, в свою очередь, главенствуют в своих пирамидах из мелких и средних подрядных компаний. Поэтому крушение влиятельной фирмы, как камешек, сорвавшийся с вершины горы, увлекает за собой вниз другие компании, проносясь смертельной лавиной по всей отрасли.

Сугавара Митидзанэ

Сугавара Митидзанэ (845-903) - крупный государственный деятель, выдающийся ученый, поэт и каллиграф. Современники считали его самым большим знатоком отечественной литературы. Благодаря своим блестящим способностям Сугавара занимал при императорском дворе в столице Киото высокие государственные посты. Император Дайго назначил ученого-конфуцианца правым министром (третье лицо в табели о рангах). Однако в результате интриг завистников, в частности представителей могущественного рода Фудзивара, Сугавара был оклеветан и отправлен в изгнание на остров Кюсю. В то время это была далекая ссылка. На Кюсю Сугавара исполнял обязанности вице-губернатора, но делами не интересовался, фактически не покидал своей резиденции и все время отдавал самым разнообразным наукам. Большая научная и творческая деятельность принесла ему широкую известность среди современников, несмотря на изгнание. Признанием его заслуг было посмертное обожествление. Он получил имя Тэндзин, что означает "небесный житель", и почитался как бог литературы и просвещения. Ему было посвящено множество храмов Тэммангу в разных районах страны. До сегодняшнего дня в этих храмах проходят праздники, посвященные Сугавара Митидзанэ, носящие название Тэндзин мацури.

Сугихара Тиунэ

Сугихара Тиунэ (1900-1986) - дипломат. С октября 1939 г. по август 1940 г. исполнял обязанности консула в Каунасе, бывшем тогда столицей Литвы. В связи с заключением советско-германского Пакта о ненападении прибалтийские государства отошли в советскую зону влияния. Еврейское население Литвы было испугано возможностью репрессий после занятия их страны иностранными войсками - советскими или германскими, поэтому начался массовый исход евреев из Литвы. Просьбы о предоставлении визы (транзитной) поступали и в японское консульство. Вопреки указаниям МИД Японии, Т. Сугихара выдал около 6 тысяч виз еврейским беженцам. Их называли "визы на жизнь". Это полностью подтвердилось после оккупации Прибалтики фашистскими войсками. После включения Литвы в состав СССР Сугихара был переведен на консульскую работу в Прагу. В мае 1944 г. вместе с колонной отступавших немцев попал в плен к румынским партизанам. Провел несколько лет в концлагерях в Румынии и Одессе. В 1947 г. вернулся на родину. Работы в МИД ему не было предоставлено, и Сугихара 15 лет проработал в Москве представителем торговой фирмы. Правительство Израиля наградило Сугихару почетной премией.

Сугороку

Сугороку - настольная игра в кости с передвижными фишками. На доске изображен маршрут в виде картинок, с препятствиями и знаками, облегчающими их преодоление. Бросая кости, играющие передвигают фишку по клеточкам поля в соответствии с числом набранных очков. Выигрывает тот, кто быстрее достигнет финишной клетки поля.

Судебная система Японии

Высшим судебным учреждением Японии является Верховный суд, обладающий, согласно Конституции, всей полнотой судебной власти. Верховный суд состоит из главного судьи и 14 судей. Главный судья назначается императором по представлению кабинета министров, остальные судьи - кабинетом. Назначение судей Верховного суда утверждается всенародным референдумом во время ближайших выборов в палату представителей. Затем такие референдумы повторяются через каждые 10 лет. Судья, против которого выскажется большинство голосовавших, уходит в отставку. Однако на практике такие референдумы носят чисто формальный характер, так как большинство населения Японии не имеет ясного представления о лицах, назначенных членами Верховного суда. Верховный суд обладает исключительным правом толкования Конституции и суждения о соответствии Конституции тех или иных законов, постановлений и директив, а также правом пересмотра и отмены решений всех остальных судебных органов и прокуратуры. Все звенья судебной системы подведомственны в административном отношении Верховному суду. Непосредственно Верховному суду подчиняются восемь районных апелляционных судов. Судьи апелляционных судов назначаются кабинетом министров по списку, представляемому Верховным судом. Апелляционным судам подчинены суды низовых инстанций соответствующих районов - местные, дисциплинарные и семейные. Судьи этих судов назначаются также кабинетом по представлению Верховного суда сроком на 10 лет с правом последующего возобновления назначения. Местные суды контролируют деятельность дисциплинарных судов, которые занимаются разбором мелких дел по искам, а также дел, связанных с оскорблениями и нарушением общественного порядка. Семейные суды объединены повсеместно с местными судами и действуют в пределах тех же территориальных единиц. В них разбираются гражданские дела, связанные с семейными отношениями, включая дела о разводах, о наследовании имущества, есовершеннолетних и т.д. Согласно Конституции, "все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести", будучи связаны только Конституцией и законами.

Судзуки Дзэнко

Судзуки Дзэнко (р. 1911) - политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1980-1982 гг. Родился в префектуре Иватэ, окончил Институт рыболовства, сельскохозяйственного и лесного дела. В 1947 г. был впервые избран в палату представителей парламента от Социалистической партии Японии. Судзуки вступает в 1949 г. в Либерально-демократиЧескую партию и вновь избирается в парламент, а потом еще 16 раз. Он был министром почт и телекоммуникаций в первом кабинете Икэда Хаято (1960), генеральным секретарем третьего кабинета Икэда (1964). В 1980 г., после внезапной смерти премьер-министра Охиры Масаёси, Судзуки стал его преемником. Сменил его на этом посту через два года Накасонэ Ясухиро. Из политики Судзуки ушел в 1990 г.

Судзуки Кантаро

Судзуки Кантаро (1867-1948) - военный и государственный деятель, адмирал и премьер-министр Японии с апреля по август 1945 г. Родился в Осаке, окончил военно-морское училище. В 1923 г. получил звание адмирала и через два года стал начальником Генерального штаба Военно-морских сил. Став 7 апреля 1945 г. премьер-министром, Судзуки заявил о необходимости крепить "боевой дух народа" и "самоотверженно защищать родину". Одновременно кабинет Судзуки стремился каким-либо образом вступить в переговоры относительно условий прекращения войны. Памятуя о советско-японском Пакте о нейтралитете 1941 г., он обратился к Советскому Союзу с просьбой о посредничестве в этом вопросе, но получил резкий отказ. В июле, под давлением генералитета, Судзуки выступил с заявлением, в котором говорилось, что правительство игнорирует Потсдамскую декларацию и "будет неотступно продолжать движение вперед для успешного завершения войны". Это фактически предрешило атомную бомбардировку Японии. В начале августа Хиросима и Нагасаки были уничтожены атомными бомбами, в войну вступил Советский Союз. 9 августа состоялись экстренное заседание Высшего совета по руководству войной, чрезвычайное заседание кабинета министров, императорское совещание. Было принято решение о прекращении войны, но только 15 августа рескрипт императора Хирохито о принятии условий капитуляции был передан по радио. Правительство Судзуки в этот день сложило с себя полномочия. К суду Международного военного трибунала для Дальнего Востока, судившего главных японских военных преступников, не привлекался.

Предыдущая страница Следующая страница