Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

Ёга

Ёга (европейские картины) - японская живопись западного стиля, получившая распространение после окончания самоизоляции Японии в XIX в. Она отличается от традиционной японской живописи нихонга (японские картины) не только отношением к объекту изображения, но и техникой. Для ёга характерна станковая живопись маслом на холсте, для нихонга - живопись тушью и водяными красками на шелке или бумаге в форме свитков, ширм и экранов. Эти два направления сосуществуют параллельно и сегодня, лишь в небольшой степени влияя друг на друга. Среди первых художников европейской ориентации выделяются две фигуры: Каваками Тогай (1821-1881) и Такахаси Юити (1828-1894). Оба начали заниматься европейской живописью еще до Реставрации Мэйдзи. В 1876 г. при государственном Инженерном колледже была создана Школа искусств западной ориентации. Преподавать в ней были приглашены несколько итальянцев. Один из них Антонио Фонтанези (1818-1882) оказал значительное влияние на художественный мир Японии. Процветание западного искусства в Японии оказалось недолгим. Правительство стало поощрять произведения национального стиля, а после 1882 г. живопись ёга перестала допускаться на государственные выставки. Художники ёга объединялись против гонений со стороны художников-традиционалистов и представителей реакционных политических кругов. В 1889 г. было основано Общество мэйдзийского искусства, куда вошли вернувшиеся из Европы художники реалистического направления ёга. Но только в конце 40-х гг. XX в. ёга перестала подвергаться дискриминации, художники получили возможность объединяться, организовывать выставки, принимать участие в международном обмене.

Ёкомицу Риити

Ёкомицу Риити (1898-1947) - известный писатель, представитель неосенсуализма (разновидность модернизма). Это направление возникло под влиянием величайшей трагедии Японии XX в. - землетрясения 1923 г., разрушившего до основания Токио и потрясшего страну. Исходным принципом неосенсуалистов стало утверждение, что только субъективное ощущение способно проникнуть в сущность вещей и что литература призвана воспроизводить именно эту сторону человеческой природы. В основе творческого метода писателей-неосенсуалистов лежал хорошо известный на Дальнем Востоке прием ассоциаций по контрасту, издавна применявшийся в японской поэзии и живописи. Манифест школы, опубликованный в 1930 г. писателем и теоретиком направления Ёкомицу Риити, провозгласил своим принципом "искусство ради искусства". Писатель заявил, что человек осмысливает не мир, а свое восприятие мира, следовательно, художественное творчество отражает не объективную реальность, а лишь субъективные ощущения. Ёкомицу Риити, подвергая критике пролетарское искусство, писал: "В наше время исторический материализм успел вторгнуться в область всей духовной жизни… Его наступление усиливается с каждым днем, с каждым часом. Нам, представителям чистого искусства, выпала судьба повернуть свое оружие в сторону этого непредвиденного врага…" В ранних произведениях писателя, рассказе "Муха" и др. провозглашался фатализм и абсурдность жизни. Рассказ "Муха" - весьма короткое и ироничное описание одного события. В нем рассказывается о конном экипаже, который едет по горам. Кучер - большой любитель сладких булочек, и когда он наедается, то глубоко засыпает. Без управления повозка срывается со скалы. Все пассажиры погибают; единственное существо, которое выживает, - муха, присосавшаяся к трупу лошади и созерцающая картину всеобщей смерти. Новелла "Механизм" - типичное для писателя выражение идеи фатальной обусловленности всего происходящего в мире, в которой ощущается влияние Марселя Пруста и Поля Валери. Новелла позволила утвердиться Ёкомицу в литературном мире. В произведении постоянно всплывает образ некоего механизма, и рассказчик, от имени которого ведется повествование, задается вопросом: "Что окружающие думают об этом самом механизме?" Вот его рассуждения: "Когда я сам не мог просчитать все жизненные ситуации, нечто могло это сделать за нас, что сидело внутри человека. Это был некий механизм, который мы не могли видеть, механизм, который непрерывно калькулировал нас и который затем направлял наши действия согласно произведенным вычислениям..." В рассказе этот механизм предстает вершителем судеб (писатель верил в то, что внешние условия определяют судьбу человека). Эта машина, считает герой, контролирует жизни людей, которые по своей глупости думают, что живут в соответствии со своей волей. В 1936 г. Ёкомицу Риити был отправлен в Европу в качестве корреспондента газеты для освещения Берлинской Олимпиады. Прежде чем добраться до Берлина, он побывал в Париже и Лондоне. Находясь в Берлине, писатель думал только о том, как бы поскорее вернуться на родину, потому что теперь западные идеи его совсем не привлекали. Западному человеку может показаться странным, почему писатель, в своем творчестве опиравшийся на творчество европейское, вдруг испытывает неудовлетворение от поездки. Подобной перемене во взглядах посвящен роман "Печаль путешественника", который стал появляться в периодической печати с 1937 г. В частности, в эпизоде, в котором речь идет о взятии Бастилии, из беседы двух героев становится ясен новый настрой самого писателя. Ранний неосенсуализм Ёкомицу в духе модных западных теорий теперь заменяется на концепцию о том, что японцы духовно богаче европейцев. После написания этого романа Ёкомицу отчасти утратил свой былой художественный пафос. Все следы модернизма ушли в прошлое, и мало что стало отличать его работы от текущей прозы. В дальнейшем писатель окончательно отказывается от экспериментов со стилем, что было характерно для его ранних произведений. Это на некоторое время позволило ему завоевать успех у читателей, так и не сумевших постичь язык модернизма с его игнорированием устоявшихся правил словесности. В дальнейшем Ёкомицу Риити окончательно переходит к реализму и встает на правые и националистические позиции, все больше подвергая критике западную цивилизацию и культуру.

Елисеев

Сергей Григорьевич (1889-1975) - выдающийся русский японовед. Учился в Петербурге, Берлине, Токио, преподавал в Петербургском университете. Эмигрировав из России после Октябрьской революции, С. Елисеев работал в Париже (музей Гимо и Сорбонна), а с 1932 г. - в Гарвардском университете (США). Работал также в Стокгольме и Ханое. Елисеев сыграл уникальную роль в мировом японоведении, фактически став зачинателем научного японоведения в Западной Европе и США.

Ёнаи Мицумаса

Ёнаи Мицумаса (1880-1948) - адмирал, премьер-министр, один из создателей военного флота современной Японии. Уроженец префектуры Иватэ, сын самурая. Окончил военно-морскую академию в Этадзима (1901). Получил известность как специалист в области техники, преподавал в школе минного дела, окончил Академию Генерального штаба (1913). Заместитель военно-морского атташе в Петрограде (февраль 1915 г. - март 1917 г.), хорошо знал русский язык, осуществляя основные контакты японской военной миссии с русскими офицерами. Считал Россию потенциальным союзником Японии против США и Англии. Во время интервенции "союзников" 1918-1919 гг. служил в Сибири в качестве офицера Генерального штаба флота. В 1919-1920 гг. командирован в Польшу и Германию, по возвращении произведен в капитаны первого ранга. Контр-адмирал и начальник штаба Второго флота (1925), член Высшего технического совета ВМФ (1926), командир Первого экспедиционного флота в Китае (1928), вице-адмирал и командир военно-морской базы в Корее (1930). Поддерживал Лондонский морской договор 1930 г., установивший ограниченное соотношение военных флотов США, Великобритании и Японии как 5:5:3 (консервативно настроенная часть руководства ВМФ и политики националистической ориентации выступали против договора). Командующий военно-морским округом Сасэбо (1933), Вторым флотом (1934), военно-морским округом Иокосука (1935). Участвовал в ликвидации военного мятежа в Токио (инцидент 26 февраля 1936 г.): по его приказу военные моряки взяли под охрану здания Морского министерства и Генерального штаба флота и были готовы в случае необходимости вывезти императора под защитой на один из военных кораблей в Токийском заливе, где он находился бы в безопасности. Командующий Объединенным флотом и одновременно Первым флотом (1936). Морской министр в кабинетах С. Хаяси, первом Ф. Коноэ, К. Хиранума (февраль 1937 г. - август 1939 г.). Противник военно-политического союза с Германией и Италией, направленного против СССР. Понимая, что японский флот не готов к затяжной войне против Англии и США, выступал сторонником "континентальной" экспансии и нейтралитета, а затем и союза с СССР. Адмирал (1937). После отставки кабинета К. Хиранума стал членом Высшего военного совета. 16 января 1940 г. по личной рекомендации императора назначен премьер-министром (с переводом в запас). Ориентировал политику своего кабинета на неучастие в конфликте англо-французского и германо-итальянского блоков и на расширение экспансии в Юго-Восточной Азии, в том числе за счет колониальных владений Франции и Голландии, потерпевших поражение в войне в Европе; добился определенного прогресса в нормализации отношений с Советским Союзом. Не поддерживал идею радикальной реформы политической структуры страны в сторону авторитаризма ("новая политическая структура" и Движение помощи трону) и вступил в конфликт с армией, недовольной "умеренностью" его внешнеполитического курса. Отставка военного министра С. Хата и отказ армии рекомендовать нового министра привели к отставке всего правительства в июле 1940 г. Выступал против войны с Англией и США и курса X. Тодзё. В июле 1944 г. отказался от его предложения занять пост морского министра, настаивая на полной смене кабинета, но сам не согласился возглавить правительство. Вернулся на службу в качестве морского министра и вице-премьера в кабинете К. Койсо (июль 1944 г. - апрель 1945 г.), выступал за скорейший выход из войны и подал в отставку, недовольный недостаточной активностью мирных инициатив Японии. Морской министр в правительствах К. Судзуки, принца Н. Хигасикуни и К. Сидэхара (апрель-октябрь 1945 г.) вплоть до упразднения должности оккупационными властями. В кабинете К. Судзуки фактически занимал пост вице-премьера, подписывая все официальные документы (в том числе рескрипт о капитуляции) сразу вслед за премьером, но официально на этот пост не назначался. 12 мая 1945 г. предложил обратиться к СССР за помощью и посредничеством в заключении мира. В августе 1945 г. решительно выступил за принятие условий Потсдамской декларации и скорейшую капитуляцию Японии. Никогда не привлекался к суду как военный преступник, в том числе благодаря усилиям советской стороны. Давал показания на Токийском процессе как свидетель защиты, стараясь максимально облегчить участь подсудимых, в том числе своего бывшего противника С. Хата. Последние годы посвятил разработке программ социальной реабилитации бывших офицеров ВМФ и развития севера Японии. До сих пор почитается как один из трех величайших японских адмиралов наряду с X. Того и И. Ямамото, хотя мало участвовал в войнах и не одержал ни одной выдающейся победы.

Ёса Бусон

Ёса Бусон (1716-1783) - один из самых ярких поэтов XVIII в. Его деятельность приходится на те годы, когда поэзия хайкай, пережившая во времена Басё период своего расцвета, пришла в упадок, утратив свое высокое значение и выродившись в чисто шуточный, развлекательный жанр. О жизни Бусона известно не так уж много. Отец, бывший кем-то вроде сельского старосты в деревне Кэма, неподалеку от Осака, имел фамилию Танигути (Бусон - псевдоним, которым поэт подписывал свои произведения в зрелые годы, до этого он использовал другие псевдонимы). Мать была родом из местечка Ёса, поэтому впоследствии поэт часто называл себя Ёса Бусон. В детстве Бусон получил хорошее образование: читал китайских и японских классиков, учился живописи. Лет в 17-19 уехал в Эдо, очевидно для того, чтобы учиться живописи и поэзии, где стал учеником Хаяно Хадзина (1676-1742) - одного из крупнейших мастеров хайкай того времени, продолжавшего линию Басё. После смерти Хадзина Бусон покинул Эдо и около десяти лет провел в странствиях, после чего поселился в Киото, где и жил до самой своей смерти. При жизни был известен не столько как поэт, сколько как художник, был одной из центральных фигур в школе "художников-интеллектуалов" (бундзинга), видевших свой идеал в китайской живописи. Бусон стремился возродить высокий стиль поэзии Басё. Ему принадлежит известный принцип "удаления от вульгарного". Творческое наследие Бусона очень велико - живописные произведения, многочисленные хокку, эссе.

Ёсано Акико

Ёсано Акико (1872-1942) - поэтесса. Родилась в старинной купеческой семье. Первый сборник стихов Ёсано "Спутанные волосы" (1901) - замечательный памятник японской романтической поэзии. Пользуясь оригинальными словами и ритмами, поэтесса освободила танка от традиционных условностей. Ёсано создала широко известное антивоенное стихотворение "Не отдавай, любимый, жизнь свою!", в котором она обратилась к своему брату и другим участникам русско-японской войны 1904-1905 гг. Ёсано перевела на современный японский язык классический японский роман "Гэндзи-моногатари", работа над которым продолжалась с 1912-го по 1925 г. Известна также как литературный критик, общественный деятель, занимавшийся вопросами положения женщин.

Ёсивара

Ёсивара - один из известнейших "веселых кварталов" средневекового Эдо. Во времена Токугавы правительство санкционировало проституцию, которая не вызывала осуждения в обществе, и начало выдавать лицензии на устройство и содержание соответствующих заведений, как и на любой другой вид деятельности. Оно лишь преследовало разного рода нарушения, связанные с ними, которые могли угрожать общественному порядку. Крупнейшими "веселыми кварталами" были Ёсивара в Эдо-Токио, Симабара в Киото, Симмати в Осака, названия которых хорошо известны по произведениям классической японской литературы. Возникновение Ёсивары связывают с именем предприимчивого дельца Сёгу Дзингэмори, который в 1612 г. обратился к первому сёгуну из династии Токугава - Иэясу - с прошением позволить ему построить в столице специальный квартал для развлечений. Он достаточно убедительно обосновал свое прошение, подчеркнув, как это будет удобно для общества, для его морального климата, если все публичные дома будут собраны в одном месте и вся проституция будет поставлена под контроль в специальном квартале. Разрешение было получено, и в 1626 г. квартал Ёсивара распахнул свои двери в прямом и переносном смысле, ибо он был отделен от города глухими стенами и рвом. Ворота были всего одни - в целях контроля за порядком, за посетителями и обитателями квартала. Вначале название Ёсивара в переводе означало "тростниковая равнина", затем для первой морфемы, "ёси", был подобран другой иероглиф с тем же прочтением, и название стало выглядеть как "равнина радости". Через сорок четыре года земля потребовалась городским властям под застройку официальными зданиями, и весь квартал переехал на новое, более отдаленное место - в Нихондзуцуми. Здесь он функционировал уже круглые сутки, в отличие от прежнего, открытого только днем. Пожары не раз уничтожали дотла бумажно-деревянное гнездо развлечений. Самым страшным был пожар 2 марта 1657 г. Он оставил без крова пятую часть жителей столицы. Исчез и квартал Ёсивара, но уже в сентябре был отстроен заново. Именно эта "равнина радости" и получила свое красочное отображение в работах мастеров Укиё-э. Территория в 15,2 гектара была в полтора раза больше прежней. Квартал состоял из пяти улиц, вдоль которых выстроились дома свиданий, чайные домики, рестораны, жилые дома для разного рода "обслуживающего персонала". В этом мире развлечений все было строго регламентировано: какие и как строить дома, как одеваться куртизанкам и гейшам различных рангов, как принимать гостей и общаться с ними, какие церемонии и праздники проводить. Красавицы куртизанки были излюбленными моделями художников и героинями писателей и драматургов. Имена некоторых из них передавались из поколения в поколение. По популярности с ними могли соперничать лишь великие актеры традиционного театра Кабуки.

Ёсида Сигэру

Ёсида Сигэру (1878-1967) - политический и государственный деятель, премьер-министр. Сын самурая, получивший хорошее образование, дипломат, зять известного придворного и политика виконта Макино, Ёсида начинал свою карьеру с наилучшими "стартовыми условиями", прослыл западником и либералом. Посол в Риме (1930-1932) и в Лондоне (1936-1938), он так и не нашел общего языка ни с Муссолини, ни с Иденом и Галифаксом. Его считали дилетантом и неудачником, но Ёсида всегда верил в свою звезду. Когда война на Тихом океане подходила к концу, группа военных, политиков, дипломатов, находившихся по большей части "на покое", принялась зондировать почву для заключения сепаратного мира. Ёсида входил в нее и, весной 1945 г. был арестован военной полицией по подозрению в государственной измене. Несколько недель заключения стали надежным "страховым полисом" на послевоенный период - он прослыл врагом милитаризма и жертвой режима. В сентябре 1945 г., сразу же после подписания капитуляции, Ёсида стал министром иностранных дел в кабинете принца Хигасикуни. Генерал Макартур предложил ему пост премьера, но Ёсида отказался, порекомендовав вместо себя престарелого Сидэхара Кидзюро, известного дипломата-западника двадцатых годов, согласившись остаться министром иностранных дел в его правительстве. Первые послевоенные выборы в апреле 1946 г. принесли уверенную победу Либеральной партии, лидер которой - Хатояма Итиро - должен был стать новым премьером и уже получил соответствующий императорский указ. Но по "странному совпадению" именно в этот день Макартур распространил на него запрет на политическую деятельность, налагавшийся на крупных чиновников довоенного режима (Хатояма был всего лишь министром просвещения в одном из кабинетов). Ему ничего не оставалось, как порекомендовать императору кандидатуру Ёсида вместо своей. Император издал новый указ, Ёсида принял его, а Макартур немедленно утвердил назначение. Так началась бурная "эра Ёсида", включающая принятие демократической Конституции и волну полицейских репрессий против коммунистов и профсоюзов, земельную реформу и войну в Корее, Сан-Францисский мирный договор и активное участие в "холодной войне". Он сверял все свои действия сначала с Макартуром, а потом с его преемником Риджуэем, но не спорил с ними просто потому, что был их единомышленником. Ёсида видел будущее Японии только в ориентации на США и в отказе от прежних амбиций стать лидером Азии. Внеочередная сессия парламента в конце 1954 г. отправила правительство в отставку. 7 декабря на смену семидесятишестилетнему Ёсида премьером был назначен Хатояма. Ёсида и после отставки был влиятельным лидером консервативного крыла Либерально-демократической партии, дружил с американским послом Э. Рэйшауэром, написал интересные, хотя не во всем откровенные мемуары и чуть-чуть не дожил до ожидавшегося присуждения ему Нобелевской премии мира.

Ёсиминэ Мунэсада

Ёсиминэ Мунэсада (Хэндзё) (816-890) - один из лучших поэтов IX в. Входит в число "шести бессмертных поэтов" и в число "тридцати шести бессмертных поэтов" средневековья. Внук императора Камму (737-806, годы правл. 781-806). Отец известного поэта Сосэя. С 844-го по 850 г. занимал различные должности при дворе императора Ниммё (810-850, годы правл. 833-850), пользовался его личным расположением. После смерти императора Ниммё принял постриг и в дальнейшем занимал важные посты в буддийской церковной иерархии. Славился своей ученостью и эрудицией. В 860-е гг. основал монастырь Гангёдзи в Кадзан и служил там настоятелем.

Ёсино-Кумано

Ёсино-Кумано - национальный парк, расположен в центральной части острова Хонсю в префектурах Вакаяма, Нара, Миэ на полуострове Кии. Образован 1 февраля 1936 г. Северная часть парка, Ёсино, представлена в основном горами и известна храмами общины Сюгэндо (горные аскеты). К югу от этих гор находится Оминэсан, один из центров общины Сюгэндо, к востоку - Одаигахарасан, один из самых важных районов в Японии. Южная часть парка, Кумано, занята в основном небольшими горами с вечнозеленой растительностью. На востоке длинная береговая линия простирается до мыса Сиономисаки (самая южная точка острова Хонсю). Красиво течение рек Ёкуманогава и Тоцукава. Водопад Нати, на юге, один из самых высоких в Японии (133 м). Рядом храм Кумано Нати, центр общины горных аскетов. Площадь парка - 598 кв. км.

Ёсэ

Ёсэ - традиционный камерный театр комедии. В прошлом многие театры ёсэ помещались в деревянных домах японского стиля, зрители в которых сидели на татами, однако после второй мировой войны урбанизация почти не оставила таких традиционных японских театров. В марте 1979 г. в Токийском национальном театре состоялось открытие традиционного театра ёсэ - часть кампании за сохранение и развитие национальных драматических жанров, объединяемых искусством ёсэ. Спектакли этого театра относятся в основном к жанру ракуго (дословно - "рассказы с комической концовкой") - комические, а иногда и сатирические рассказы, полные острот и каламбуров, с неожиданной концовкой. Они развивались из анекдотов, которые создавали профессиональные рассказчики - ракугока. Исполнитель, по обычаю одетый в кимоно, усаживается на сцене на подушке для сидения. Из реквизита у него в руках только веер и полотенце. Героями ракуго были представители различных слоев общества, тематика повествования не ограничивалась ни временем, ни социальной принадлежностью действующих лиц. Это были смешные истории, связанные с бытовыми, политическими, историческими и злободневными ситуациями. В связи с тем, что большинство монологов ракуго относится к периодам Эдо (1600-1868) и Мэйдзи (1868-1912), когда эта форма комедийного жанра достигла своего расцвета, их содержание зачастую отражает мало знакомый современному слушателю образ жизни, а традиционный ракуго сегодня не так популярен, как в прошлом. Поэтому многие исполнители ракуго сами пишут сатирические рассказы, более соответствующие современности. Другой популярный жанр ёсэ - мандзай. Комические диалоги мандзай происходят от традиционных новогодних представлений, в ходе которых бродячие актеры исполняли песни и танцы, а позже разыгрывали комедийные сценки. С 1930-х гг., когда исполнители стали выступать в европейских костюмах, диалоги мандзай с их добродушным юмором обрели многочисленных почитателей. Одно время в Осака мандзай даже превзошел по популярности ракуго и другие жанры ёсэ. С распространением телевидения мандзай уверенно вошел в телепрограммы, включив в себя элементы мюзиклов, фарса и других жанров. Искусство ёсэ также представлено жанрами кодан, или художественное чтение, и нанивабуси, вид повествовательной баллады, называемый также рокёку. Кодан (дословно - "чтение лекции", "публичное выступление") - это рассказы, основой для которых послужили выступления странствующих сказителей. Постепенно тематика рассказов расширялась. Кроме битв прошлого они стали повествовать о семейных конфликтах в знатных феодальных домах, о судебной практике полулегендарного судьи Ооки Сэйдана, о необычных происшествиях из жизни горожан, о политических событиях своего времени. Эти рассказы были очень популярны. В начале ХIХ в. насчитывалось 800 рассказчиков - коданси. Не все темы рассказов нравились властям. Нередко выступления популярных рассказчиков запрещались, а один из лучших коданси середины ХVIII в. Баба Бунко в 1758 г. был обезглавлен за рассказ о несправедливости бакуфу. Такие виды развлечений, по-прежнему входящие в традиционные программы ёсэ, как фокусы и искусное вырезание силуэтов из бумаги, заполняют антракты между актами мандзай и ракуго.

Предыдущая страница Следующая страница