Япония от А до Я. Энциклопедия.
Балет

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Балет

Балет - классический впервые появился в Японии в 1912 г., когда туда приехал итальянский балетмейстер Джованни Роси, который в течение трех лет преподавал танец в театре "Тэйкоку гэкидзё". В 1922 г. в Японии гастролировала русская балерина Анна Павлова. С этого времени в стране возник огромный интерес к классической хореографии и началась профессиональная подготовка собственных танцовщиц и танцовщиков. С 1960-го по 1964 г. в Токио функционировала Балетная школа им. Чайковского, в которой преподавали советские педагоги и балетмейстеры. На ее базе была создана труппа Токио барэдан. На международный уровень японский балет вышел лишь в последнее десятилетие. В наши дни многие японские артисты балета достигли известности за рубежами страны. Первой японской балериной, изменившей скептическое отношение к японскому балету на международной сцене, стала Морисита Ёко. В 1974 г. на престижном Международном конкурсе балета в Варне она завоевала золотую медаль, а ее партнер, в будущем муж, Симидзу Тэцутаро - бронзовую. После успеха в Варне к Морисита пришло международное признание, начались многочисленные международные турне, были завоеваны новые призы. Морисита и сейчас часто танцует вместе со своим мужем Симидзу Тэцутаро, хотя последний уделяет сегодня больше внимания работе хореографа. Мировую известность завоевали и другие японские пары, например Ёсида Мияко и Кумакава Тэцуя. Балерина Бирмингемского королевского балета Ёсида отличается приверженностью к классическому стилю, к танцу сдержанной манеры. Партнер Ёсида Мияко - Кумакава Тэцуя - более свободно раскрывает свою индивидуальность, но во многом, как считают специалисты, танцует в стиле Барышникова. Кумакава в настоящее время ведущий актер основной труппы. Критики отмечают его виртуозную технику, танец резкий, динамичный, всегда на грани, подчас самонадеянный. Театральные критики отмечают и более молодую пару - Мияути Марико, солистку труппы Колорадо балет (Денвер, США), и Сасаки Дай. До недавнего времени Мияути больше была известна по концертным выступлениям, в которых отмечались ее технические возможности. Для Сасаки Дай больше, чем для других японских танцоров, характерен русский стиль танца. Он победитель ряда конкурсов балета в бывшем СССР. Список талантливых артистов балета Японии в наши дни весьма велик. При этом профессиональная карьера все большего их числа складывается за границей, в зарубежных труппах, но основы этой карьеры чаще всего закладываются в Японии, где в настоящее время действует до десятка балетных коллективов. Большую роль в формировании национальных кадров балета сыграла и играет основанная в 1959 г. Японская балетная ассоциация, объединившая деятелей балетного искусства и балетные коллективы, в то время еще во многом слабые, переживавшие период становления. Ассоциация делала все возможное для поиска и продвижения национальных талантов. Однако в первые годы на заглавные партии приходилось приглашать известных, именитых артистов из Европы и Америки. Постепенно набирали силы собственные талантливые балерины и танцовщики, балетмейстеры. Если в 60-х гг. существовало мнение, что у японских артистов нет собственного почерка в танце, то сейчас в статьях театральных критиков внимание все чаще обращается именно на индивидуальность, самобытность. Японские балерины и танцовщики, каких бы высоких позиций они не достигали в зарубежных коллективах, считают за честь быть приглашенными на проводимые ежегодно в Японии балетные фестивали Аояма. Событием в мире балета становятся также и проводимые каждые три года в Японии Всемирные фестивали балета, на которые съезжается элита балетного мира. Во многом благодаря активности Японской балетной ассоциации балет стал занимать ведущие позиции и на ежегодных токийских фестивалях искусств. Они охватывают различные виды сценического искусства, но постепенно ведущую роль на них стали играть выступления балетных коллективов. На фестивали приглашаются коллективы со всей страны, до 150-200 танцоров. Всемирные фестивали балета, токийские фестивали искусств, балетные фестивали Аояма - это балетные праздники, но нужно сказать, что повседневные репертуары японских балетных коллективов весьма и весьма обширны. Среди японских балетных коллективов есть достаточно крупные, которые осуществляют масштабные постановки собственными силами. Свое 40-летие в 1996 г. отметила труппа Асами Маки барэдан. Постоянными спектаклями в ее репертуаре стали "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Раймонда". Критики высоко оценивают постановку труппой Асами Маки барэдан спектакля "Дон-Кихот". Впервые этот спектакль был поставлен труппой в 1989 г. Новая версия осуществлена Азарием Плисецким, бывшим артистом Большого театра. Популярны в Японии спектакли труппы Маоду Мацуяма Микико - известной японской артистки и балетмейстера. После сложного периода становления коллектив вышел на постановку крупных полномасштабных спектаклей, таких как "Бахчисарайский фонтан" (1957), "Отелло" (1961). Осенью 1993 г. Мацуяма барэдан отметила свое 45-летие. К этой дате труппа обновила и представила зрителю лучшие свои произведения. Быстро идет становление японск их национальных балетмейстеров. Они уделяют большое внимание развитию мужского танца, расширению национальной тематики в репертуарах спектаклей. Японские критики большое внимание уделяют и "мужскому подходу" в творчестве Ёсида Танэо - основателя и руководителя Токио сити барэ, который завоевал признание и за рубежом. Увлечение японских балетмейстеров мужским танцем, возможно, объясняет и большую популярность в Японии творчества Мориса Бежара, в частности его синтетических спектаклей-пантомим, где большое внимание уделяется мужскому танцу. Балет - интернациональное искусство, но обогащается оно за счет национальных мотивов. Весьма ярким обращением к национальной тематике был поставленный в 1986 г. М. Бежаром в исполнении артистов Токио барэдан спектакль "Кабуки" - версия о 47 верных самураях. Спектакль был хорошо принят в странах Европы. С начала 90-х гг. национальная тематика занимает все большее и большее место в репертуарах японских балетных коллективов. Осенью 1992 г. коллективом Асами Маки барэдан поставлен спектакль "Хокуто". В основе либретто - события, произошедшие в VII в. при императорском дворе, борьба за власть, трагическая любовь. Японская труппа должна иметь в своем репертуаре что-то японское, считают руководители Асами Маки барэдан, хотя в наши дни и "Лебединое озеро", и "Спящая красавица" в исполнении труппы во многом японские по духу, несмотря на то, что основаны на хореографии Петипа. Как дань национальной тематике можно рассматривать и подготовленную труппой Токио барэдан в 1993 г., к 30-й годовщине труппы, большую концертную программу на основе произведений известного японского писателя Мисима Юкио, на музыку Миядзуми Тосиро. В Мацуяма барэдан очень высоко (как одна из лучших работ на национальную тему) расценивается спектакль "Мандала" - любовная интрига христианки в эпоху Эдо, когда христианство в Японии было запрещено.

В начало словаря