Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИВА"-"ИНЖ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИВА"-"ИНЖ")

Иван VI

Иван VI Антонович (1740—1764), император (с 1740), сын Анны Леопольдовны и герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебургского. Родился в Петербурге. По завещанию императрицы Анны Ивановны Иван VI в возрасте 2 месяцев провозглашён императором при регентстве Э. И. Бирона. После свержения Бирона в ноябре 1740 регентшей стала Анна Леопольдовна. В ноябре 1741 Иван VI свергнут с престола Елизаветой Петровной и отправлен с родителями в ссылку, с 1744 содержался в одиночном заключении (с 1756 в Шлиссельбургской крепости). Место заключения сохранялось в глубокой тайне. 5 июля 1764 Иван VI убит стражей в своей камере при попытке подпоручика В. Я. Мировича освободить его и провозгласить императором вместо Екатерины II. Тайно похоронен на территории крепости.

Литература:

Бильбасов В. А., Иоанн Антонович и Мирович, М., 1908;

Анисимов Е. В., Россия в середине XVIII в., в кн.: В борьбе за власть, М., 1988.

Иванов Александр Андреевич

Иванов Александр Андреевич (1806—1858), живописец. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1817—1828) у своего отца — А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова; академик с 1836. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, посетил Австрию и Германию, с 1831 жил в Риме. Произведения петербургского периода отличаются возвышенно-поэтическим истолкованием принципов классицизма: «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824, ГТГ), «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827), «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829, обе в ГРМ). Главная картина Иванова , создана в Италии, — «Явление Христа народу» (1837—1857) и многочисленные (около 300) этюды к ней относятся к высшим достижениям мировой живописи XIX в. В конце мая 1858 Иванов вернулся в Петербург, остановился у В. П. и М. П. Боткиных, встречался с К. Д. Кавелиным, В. В. Стасовым, А. С. Хомяковым, Н. Г. Чернышевским и др., познакомился с архитектором А. А. Монферраном, присутствовал на освящении Исаакиевского собора. Картина «Явление Христа народу» была выставлена в Зимнем дворце, затем в АХ, после смерти Иванова куплена императором Александром II и позднее передана в Румянцевский музей в Москве (ныне в ГТГ). Похоронен в Некрополе мастеров искусств. На стене конференц-зала АХ СССР (Университетская набережная, 17), где учился Иванов , — мемориальная доска.

Литература:

Алленов М. М., А. А. Иванов, М., 1980;

Алпатов М. В., А. А. Иванов, Л., 1983.

Иванов Всеволод Вячеславович

Иванов Всеволод Вячеславович (1895—1963), писатель. Жил в Петербурге в 1921—1924 (проспект К. Маркса, 4; мемориальная доска), входил в группу «Серапионовы братья», участвовал в собраниях «Дома искусств». В произведениях, написанных в Петербурге, — повести «Бронепоезд 14—69» (1922; одноименная драма, 1927), «Цветные ветра» (1922), и др. — картины Гражданской войны в Сибири. В Петербурге созданы также многие рассказы, вошедшие в сборник «Седьмой берег» (1922), роман «Голубые пески» (1922), повесть «Возвращение Будды» (1923).

Литература:

Вс. Иванов — писатель и человек. Воспоминания современников, 2 изд., М., 1975.

Иванов Модест Васильевич

Иванов Модест Васильевич (1875—1942), военно-морской деятель, Герой Труда (1936). Родился в Гатчине. Окончил Морскую академию (1900). Участник 1-й мировой войны, капитан 1-го ранга. В 1915—1917 служил на Балтике, командир крейсера «Диана». В мае 1917 избран командиром 2-й бригады крейсеров. С 4(17) ноября 1917 товарищ морской министр, с 7(20) ноября управляющий Морским министерством, с 14(27) ноября член Верховной морской коллегии. 21 ноября (4 декабря) 1-й Всероссийский съезд военного флота постановил присвоить Иванову «за преданность народу и революции» чин контр-адмирала (впервые после Октябрьской революции). Иванов сыграл большую роль в пресечении саботажа служащих и в налаживании работы Морского министерства, в проведении демократизации флота. Организовывал охрану морских границ Советского государства, работал в Ленинградском морском торговом порту. В Гатчине на здании, находящемся на месте дома, в котором в 1917—1937 жил Иванов (улица Кирчетова, 13), — мемориальная доска.

Ивановка

Ивановка, река в юго-западной части Ленинграда. Берёт начало у поселка Старопаново. Течёт с юга на север в пределах города: проходит под железной дорогой, проспектами Народного ополчения и Ветеранов, Петергофским шоссе, через Южно-Приморский парк. Впадает в Невскую губу. Длина 4,3 км, ширина в межень 2—6 м, глубина на перекатах 0,2—0,3 м.

Ивановская улица

Ивановская улица, между проспектом Обуховской Обороны и улицей Седова. Застройка Ивановской улицы связана с освоением территории бывшего дома Щемиловка в 1930-х гг. (архитекторы И. И. Фомин, Е. А. Левинсон и С. И. Евдокимов). В 1936—1951 застроена часть улицы от площади перед Володарским мостом до улицы Седова (архитекторы Евдокимов и др.), в 1956—1958 — от улицы Седова до улицы Кибальчича. Формирование Ивановской улицы завершили кварталы 122 и 123. На Ивановской улице  — универмаг «Невский».

«Ивановские среды»

«Ивановские среды», еженедельные литературно-художественные собрания. Проходили в 1900-е гг. на квартире поэта-символиста В. И. Иванова (1866—1949) и его жены — писательницы Л. Д. Зиновьевой-Аннибал (Таврическая улица, 25, ныне 35); квартира находилась в выступе последнего этажа, отсюда название «башня Иванова». «Ивановские среды» , игравшие заметную роль в культурной жизни Петербурга, собирали весь круг петербургской «элиты»: литераторов, нередко живших и гостивших на «башне» (А. А. Блок, А. Белый, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилёв, С. М. Городецкий, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, А. М. Ремизов), художников-«мирискусников» (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский), музыкальных и театральных деятелей (В. Э. Мейерхольд), философов (Н. А. Бердяев, Л. Шестов, Ф. Степун, М. О. Гершензон, С. Н. Булгаков, А. В. Луначарский) и др. На «башне» устраивались литературные чтения и «разборы», философские доклады и диспуты, вдохновителем которых был хозяин дома — идеолог символизма, знаток античности, мифологии и западной культуры, автор поэтических сборников «Кормчие звёзды» (1903), «Cor ardens» (1911—1912) и др., культурно-философских исследований («Родное и Вселенское», 1917; «Борозды и межи», 1916). Дух литературно-артистической богемы органично сочетался здесь с атмосферой учёных собраний. Регулярно «Ивановские среды» собирались в 1905—1907, но и после смерти жены Иванова (1907) «башня» оставалась центром притяжения литературного мира Петербурга — вплоть до отъезда Иванова из Петербурга в 1912.

Литература:

Бердяев Н., «Ивановские среды», в кн.: Русская литература XX в., под ред. С. А. Венгерова, [т. 3, кн. 8], М., 1916;

Белый А., Башенный житель, в его кн.: Начало века, М.—Л., 1933.

Ивановского кружок

Ивановского кружок, революционный народнический кружок начала 70-х гг. XIX в. Создан студентом МХА В. С. Ивановским (революционный псевдоним Василий Великий). Члены кружка Ивановского поддерживали связи с кружками «чайковцев» (распространяли изданные ими книги), «оренбуржцев», «самарцев» и др. Летом 1873 члены кружка Ивановского Ивановский, А. П. Ветютнев, П. П. Воскресенский, М. А. Карпов и др. организовали «коммуну» на мызе Резвое Шлиссельбургского уезда, где вели революционную пропаганду среди молодых рабочих. В 1873—1874 члены кружка Ивановского создали школу (фактически кружок) для рабочих фабрики Торнтона, где наряду с преподаванием общеобразовательных предметов велась революционная пропаганда. Из среды близких к кружку Ивановского рабочих вышли видные рабочие-революционеры И. Т. Смирнов и П. А. Алексеев. Весной — летом 1874 в связи с началом «хождения в народ» кружок Ивановского распался.

Литература:

Трофимов Н. Г., Народник В. Ивановский, Тула, 1980.

Ивашенцов Глеб Александрович

Ивашенцов Глеб Александрович (1883—1933), врач-инфекционист. Родился в Петербурге. Окончил ВМА (1907), работал в Обуховской больнице, с 1922 главный врач инфекционной больницы имени С. П. Боткина и одновременно (с 1927) профессор, заведующий кафедрой 1-го ЛМИ. Один из организаторов (1917) службы скорой помощи в Петрограде. Депутат Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов (1917—1918). Член ЦИК СССР (1927—1931). Похоронен на Коммунистической площадке Александро-Невской лавры. Именем Ивашенцева названа улица — улица Профессора Ивашенцова (бывшая Золотоношская, между Невским проспектом и Миргородской улицей).

Литература:

Г. А. Ивашенцов. (Очерк жизни и деятельности), Л., 1961.

Иенсен Давид Иванович

Иенсен Давид Иванович (1816—1902), скульптор. Учился в Королевской АХ в Копенгагене. С 1841 работал в Петербурге. Академик (1857), профессор (с 1868) АХ. В 1845 основал (совместно с И. И. Реймерсом) первую в России мастерскую по производству скульптур и декоративных деталей из терракоты для убранства зданий. Среди работ: барельефы в интерьерах Мариинского дворца; фигуры атлантов на фасадах дворца Белосельских-Белозерских; 18 статуй на фасаде и барельефы в интерьере Нового Эрмитажа (1847—1850, улица Халтурина, 35); барельефы и орнаменты интерьеров Дома Министерства государственных имуществ; статуи и барельефы Ново-Михайловского дворца; скульптура «Навигация» на «Ботном доме» Петропавловской крепости; памятник Я. В. Виллие (1859; улица Академика Лебедева, 6).

Ижора

Ижора, река в Ленинградской области, левый приток Невы. Берёт начало из родника у деревни Скворицы Гатчинского района. Длина 76 км, площадь бассейна около 1 тыс. км2. Расход воды в среднем течении 9 м3/с. В русле пороги, по берегам луга с редким кустарником и одиночными деревьями. В XIII—XV вв. земли в бассейне Ижоры входили в состав Ижорского погоста Водской пятины Новгородской феодальной республики, затем — в Русское централизованное государство. В районе устья Ижоры произошла Невская битва 1240, в которой новгородское войско разбило отряд шведских крестоносцев. В начале XVII в. земли по Ижоре захвачены Швецией, возвращены России в начале XVIII в. в ходе Северной войны 1700—1721. В 1700-х гг. по приказу Петра I на Ижоре построены пильные мельницы, снабжавшие лесом верфи Адмиралтейства, в 1722 основан «Ижорский завод», вокруг которого вырос посёлок (ныне город) Колпино (на Ижоре сохранилась заводская плотина начала XIX в.). В месте пересечения Ижоры с Московским трактом (ныне шоссе Москва — Ленинград) с начала XVIII в. существовала почтовая станция (ям, отсюда название поселка Ям-Ижора). В устье Ижоры в начале XVIII в. возникло село (ныне посёлок) Усть-Ижора, где в память Невской битвы в конце XVIII в. построена церковь Александра Невского (перестроена в 1835), а в 1957 установлен гранитный обелиск. В 1919 на рубежах Ижоры шли ожесточённые бои с войсками генерала Н. Н. Юденича (см. Оборона Петрограда 1919). В конце августа 1941 —январе 1944 линия фронта пересекала Ижору выше Колпино, на этих рубежах вместе с частями Советской Армии сражались бойцы Ижорского батальона, отсюда в январе 1944 они перешли в контрнаступление (в память об этом сооружён мемориал «Штурм»). Участок Ижоры от станции Антропшино до Колпино доступен для походов на байдарках.

Литература:

Плечко Л. А., Водные маршруты Ленинградской области, Л., 1987, с. 107—10.

Ижорская возвышенность

Ижорская возвышенность (Ижорское плато), наиболее возвышенная западная часть Ордовикского плато, в бассейне р. Луга и её притоков. Высота в основной части от 100 до 168 м. На севере граничит с Предглинтовой низменностью и Балтийско-Ладожским уступом. Сложена ордовикскими известняками, доломитами и песчаниками; сильно закарстована. В центральной части Ижорской возвышенности речная сеть отсутствует. По окраинам плато, особенно вдоль глинта, в глубоких оврагах выходы мощных минеральных источников (в Лопухинке, Гостилицах, Ропше, Дудергофе, Гатчине, Хревицах и др.). В пределах Ижорской возвышенности выделяются Дудергофские высоты (высота до 176 м) на юго-западной окраине Ленинграда.

Литература:

Дружников Ю. А., По Ижорской возвышенности. Путеводитель, Л., 1972.

Ижорский батальон

Бойцы Ижорского батальона. 1941.

Бойцы Ижорского батальона. 1941.

Бойцы Ижорского батальона.

1941.

Ленинград.

Ижорский батальон сформирован по решению Колпинского РК ВКП(б) 24 августа — 4 сентября 1941 из рабочих «Ижорского завода». Включал пулемётно-артиллерийский батальон (командир — инженер Г. В. Водопьянов) и рабочий отряд (командир — председатель горисполкома А. В. Анисимов), первый командир Ижорского батальона  — инженер В. С. Кудрявцев, с 29 октября 1941 — Водопьянов, комиссар — председатель завкома Г. Л. Зимин. Первый бой отряд ижорцев (70 человек при поддержке оборудованных на заводе бронемашин; командир Анисимов) принял 29 августа в 4 км от Колпино. К 4 сентября 1941 Ижорский батальон занял рубеж к югу и юго-западу от города, а на следующее утро нанёс контрудар по наступавшим гитлеровцам. К 8 сентября 1941 в рядах Ижорского батальона 1300 бойцов (к концу сентября 1400): 4 стрелковые роты, бронедивизион, артдивизион, миномётный взвод. В боях 14—17 сентября 1941 ижорцы во взаимодействии с частями 168-й стрелковой дивизии сорвали попытки гитлеровцев прорваться через Колпино к Ленинграду (линия фронта стабилизировалась в 4—7 км от города). В сентябре 1941 Ижорский батальон включён в состав 55-й армии Ленинградского фронта (позднее преобразован в 72-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон). Бойцы Ижорского батальона  — одни из зачинателей снайперского движения на Ленинградском фронте В 1941—1944 Ижорский батальон участвовал во всех операциях на Колпинском участке фронта: отличился в боях у Ям-Ижоры (июль—август 1942) и Красного Бора (февраль—май 1943). В январе 1944 Ижорский батальон вместе с другими частями перешёл в наступление, участвовал в боях по окончательному снятию блокады Ленинграда, в освобождении Вырицы, Оредежа, Луги и другие.гих населенных пунктов. За массовый героизм, проявленный при освобождении Пскова (июль 1944), Ижорский батальон награждён орденом Красного Знамени. В дальнейшем Ижорский батальон участвовал в боях против Курляндской группировки гитлеровцев, освобождал Прибалтику, закончил войну на Карельском перешейке. В июле 1945 приказом командования Ижорский батальон полностью демобилизован и возвращён в Колпино. В память подвигов бойцов Ижорского батальона воздвигнуты мемориал «Ижорский таран» и памятник в Колпино у здания заводоуправления (1959); ему посвящён специальный раздел в экспозиции заводского музея. В 1972 на киностудии «Ленфильм» снят кинофильм «Ижорский батальон» (режиссер Г. С. Казанский). Имя Ижорского батальона присвоено школе № 258 (г. Колпино).

Литература:

Корабелы в боях за город Ленина, Л., 1971;

Чертков Б., Товарищи ижорцы, Л., 1972;

Бейлин А., Если бы все сначала..., Л., 1981.

«Ижорский завод»

Статья большая, находится на отдельной странице.

«Ижорский таран»

«Ижорский таран», мемориал в составе «Зелёного пояса Славы» (архитектор Ю. В. Комаров). Сооружён в 1967 трудящимися Колпино в 3 км к югу от города, близ линии Октябрьской железной дороги. На 3 железобетонных вертикальных стойках горизонтальная балка, направленная остриём в сторону, где располагались позиции врага, рядом 85-мм зенитное орудие. Здесь в 1941—1944 проходил передний край обороны Ленинграда и стояли насмерть воины Ленинградского фронта и бойцы Ижорского батальона. В составе мемориала также памятник бойцам Ижорского батальона на территории «Ижорского завода» (1959, архитектор М. А. Шепилевский).

Ижорский укреплённый район

Ижорский укреплённый район, создан 20 августа 1941 на основании приказа народного комиссара ВМФ СССР от 19 августа 1941 № 83 путём объединения Западного и Южного УР береговой обороны Кронштадтской военно-морской базы (ВМБ). Предназначался для обороны южного побережья Финского залива, а с конца 1941 и обеспечения флангов и тыла войск Приморской оперативной группы. УР имел основной рубеж обороны по побережью Финского залива фронтом на север и тыловой рубеж — фронтом на юг. В состав УР входили 2-я и 5-я отдельные бригады морской пехоты, 31-й, 33-й, 196-й и 197-й артиллерийский дивизионы, 2-й запасный артиллерийский полк, 80-й отдельный зенитный дивизион, 33-й отдельный истребительный батальон НКВД, 310-я отдельная танковая рота, 462-я отдельная химическая рота, гарнизоны фортов «Ф» и «Краснофлотский», бронепоезда № 7 «Балтиец» и № 8 «За Родину» и другие части. Для удобства управления УР первоначально был разбит на 5, а в дальнейшем на 7 боевых участков, каждый из которых имел от 3 до 5 оборонительных районов. УР подчинялся коменданту Главной ВМБ Балтийского флота (Кронштадт). В ходе Ленинградской битвы части УР успешно вели борьбу с воздушным и морским десантами противника, артиллерийским огнём срывали попытки прорыва кораблей и транспортов противника к Кронштадту, обеспечивали выход и вход советских кораблей с Главной ВМБ. Тесно взаимодействуя с войсками Приморской группы, поддерживали их огнём артиллерии и бронепоездов. В апреле 1942 Ижорский УР переименован в Ижорский сектор береговой обороны Балтийского флота.

Комендант — генерал-майор Г. Т. Григорьев (август 1941 —апрель 1942).

«Известия Санкт-Петербургской городской Думы»

«Известия Санкт-Петербургской городской Думы», журнал городского самоуправления. Выходил в 1863—1917. Первоначально издавался несистематически, с 1884 еженедельно, в 1917 ежемесячно. С № 35 за 1914 назывался «Известия Петроградской городской думы». Редакция — в здании Городской думы (Невский проспект, 33). Публиковал указы и правительственные распоряжения по городскому общественному управлению, приказы градоначальника, журналы заседаний и постановления Городской думы, отчёты её комиссий, контракты Думы с предпринимателями, сообщения о ценах в столице на товары и продукты, объявления о торгах, о личном составе Думы, статистические данные. Как приложения к журналу издавались отчёты исполнительных комиссий Думы: санитарной, врачебной, училищной, финансовой и др., в 1901—1910 — книги и брошюры по вопросам городского хозяйства, благоустройства и городского управления. Печатались годовые указатели содержания. Вскоре после Октябрьской революции издание прекращено.

«Известия ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов»

«Известия ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов», ежедневная общеполитическая газета. 1-й номер под названием «Известия Петроградского совета рабочих депутатов» вышел 28 февраля (13 марта) 1917. С 1(14) августа 1917 издавалась под названием «Известия Центрального исполнительного комитета и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов», с 29 сентября (12 октября) — «Известия ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов». Редакция — на Лиговской улице, Сайкин переулок, 6, с № 71 — в Смольном. Газета печаталась в типографиях «Известий...», затем акционерном издательстве общества «Копейка» (находились также на Лиговской улице), с 28 декабря 1917 — в типографии на Галерной улице, 40. Политическое направление газеты до октября 1917 определялось позицией меньшевиков и эсеров, которые в то время занимали руководящее положение в Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов и во ВЦИК. С победой Октябрьской революции руководство «Известиями» перешло в руки большевиков. После 2-го Всероссийского съезда Советов [с 27 октября (9 ноября) 1917] газета стала органом ВЦИК и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Тираж 35 тыс. экземпляров (в 1918 — 324 тыс.). В связи с переездом Советского правительства в Москву (с 12 марта 1918) газета издаётся в Москве. Современное название — «Известия Советов народных депутатов СССР» (с 7 октября 1977).

Извозчики

Извозчики на Дворцовой набережной у решётки Летнего сада.

Извозчики на Дворцовой набережной у решётки Летнего сада.

Извозчики на Дворцовой набережной у решётки Летнего сада.

Фото начала XX в.

Санкт-Петербург.

извозчики, существовали в Петербурге с начала XVIII в. (в 1745 — 3 тыс., в конце XVIII в. — около 5 тыс., в конце XIX в. — 16—20 тыс.). В начале 1700-х гг., 1732 и 1745 изданы указы, содержавшие правила движения по Петербургу и предписывавшие извозчикам «ездить смирно». В 1739 заведены караулы, следившие за их исполнением. С начала 80-х гг. XVIII в. каждому извозчику выдавался «извощичий билет» (за пошлину — 2 руб.), подписанный обер-полицмейстером, и специальный жестяной знак (носился на спине) с указанием городской части, к которой извозчик приписан, и номера экипажа. Извозчик обязан был иметь шапку с жёлтой опушкой (летом шляпу с жёлтой лентой) и жёлтый кушак, экипаж красить в жёлтый цвет. В середине XIX в. извозчики имели свыше 5,2 тыс. дрожек, 300 колясок, 600 прокатных карет, зимой около 7,5 тыс. саней. «Правила» для извозчиков 1876 ограничивали скорость движения 10 вёрстами в час, вводили специальные испытания для извозчиков на грамотность, знание города, умение управлять лошадьми и ухаживать за ними (экзаменаторы — чины полиции и представители Городской думы). К 1883 (несмотря на создание в 1863 конки) число колёсных экипажей возросло до 10 тыс., саней — до 16 тыс. Дешёвые извозчики именовались «ваньками», дорогие — «лихачами». Грузовые перевозки осуществляли «ломовики» (в 1900 — 25 тыс.). Извозчики объединялись в артели или работали по найму у извозопромышленников. Большинство извозчиков  — выходцы из крестьян, 15% — из мещан. Селились извозчики главным образом в Александро-Невской части. К 1914 с развитием сети трамвая (с 1907) число извозчиков сократилось до 8—10 тыс. Извозчики вытеснялись также новыми видами городского транспорта: автобусом, троллейбусом, такси. Окончательно легковые извозчики в Ленинграде исчезли в 1930-х гг., «ломовики» — несколько позднее.

Литература:

Антонов П. А., Ямщик, не гони лошадей, «ЛП», 1986, № 1.

Издательства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Издательство Евгеньевской общины

Издательство Евгеньевской общины, действовало с 1896. Основано с целью привлечения дополнительных средств для содержания больничных учреждений и курсов сестёр милосердия общины св. Евгении Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста. Помещалось на Морской улице (ныне улица Герцена), 38. Основная продукция — художественные почтовые открытки, в том числе цветные. Выпустило открытки с видами дворцов Павловска, Царского Села, Петергофа и другие.гих пригородов Петербурга. Воспроизводились картины из Эрмитажа, Русского музея, а также из частных коллекций. Была издана серия офортов Т. Г. Шевченко «Живописная Украина» и его автопортрет. Выпускались многочисленные серии рисунков с видами городов России (современных и выполненных в XIX в.). В серии открыток об Отечественной войне 1812 использовались рисунки О. Фабера дю Фора. Вокруг издательства группировались художники из журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России»: А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих, К. А. Сомов, А. П. Остроумова-Лебедева; сотрудничал И. Е. Репин и др. Издательство выпустило около 6 тыс. художественных открыток (на 1915). С 1911 издавались книги, отличавшиеся высоким качеством художественного и полиграфического исполнения: путеводители (по Эрмитажу А. Н. Бенуа; Павловску, Петербургу В. Я. Курбатова; Костроме Г. К. Лукомского), а также иллюстрированные издания («Басни Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута, «Моцарт и Сальери» с рисунками М. А. Врубеля). Были выпущены монографии о Рерихе и Сомове (обложки С. В. Чехонина). Община издавала табель-календари по рисункам Сомова (1905—1908) и Билибина (1911). В 1920 с упразднением общины св. Евгении издательство перешло в ведение Государственной академии истории материальной культуры и стало называться Комитетом популяризации художественных изданий (упразднён в 1930).

Литература:

[Курбатов В. Я.], Обзор художественных изданий Общины Св. Евгении, СПБ, 1909;

Справочный указатель художественных изданий [Общины Св. Евгении], 6 изд., П., 1915;

Баренбаум И. Е., Костылева Н. А., Книжный Петербург — Ленинград, Л., 1986, с. 296—97, 442.

Измайловский мост

Измайловский мост, через р. Фонтанка, соединяет проспект Майорова с Измайловским проспектом (отсюда название). Деревянный мост на этом месте существовал уже в 1738, современный мост построен около 1786—1788 (один из 7 типовых мостов через Фонтанку; см. Белинского мост). В 1861 разводное пролётное строение заменено лучковым кирпичным сводом с гранитными арками по фасадам (инженер В. В. Дымман), башни разобраны, архитектурный облик моста значительно обеднён. При расширении моста тротуары вынесены на консоли, установлена кованая решётка (архитектор А. И. Кракау). Длина моста 72,5 м., ширина 15,9 м.

Измайловский полк

Измайловский полк лейб-гвардии, сформирован в 1730 в Москве. Назван в честь подмосковного села Измайлово — родовой вотчины династии Романовых. С сентября 1731 дислоцировался в Петербурге (слобода за р. Фонтанка; центральная улица слободы называлась Измайловский проспект, а улицы, отходящие от него, — по номерам расположенных на них рот, с 1923 — 1—12-я Красноармейские улицы). В начале XIX в. сооружены Измайловские казармы (архитектор Л. Руска; Смотри в статье Измайловский проспект), на территории бывшего полкового плаца — комплекс Измайловских провиантских магазинов. Офицеры и солдаты полка в составе различных сводных формирований или в полном составе участвовали в русско-турецкой 1735—1739, 1877—1878, русско-шведской 1741—1743, 1788—1790 и 1808—1809 войнах. Отважно сражались воины полка в войнах с наполеоновской Францией — сражения под Аустерлицем (1805), Фридландом (1807), при Кульме (1813) и др. Особенно отличились в Бородинском сражении 1812, за что батальоны полка были награждены георгиевскими знамёнами. Часть личного состава полка участвовала в подавлении восстания 14 декабря 1825. Во время 1-й мировой войны полк в составе 1-й гвардейской пехотной дивизии участвовал в боях на Юго-Западном фронте. Запасный батальон Измайловского полка (в феврале 1917 свыше 5,3 тыс. солдат), находившийся в Петербурге (размещался в казармах полка), принимал участие в Февральской революции. Летом 1917 батальон развёрнут в гвардейский Измайловский резервный полк. Во время корниловщины солдаты полка занимали боевые позиции под Петербургом. В ротах были созданы большевистские ячейки. В ходе Октябрьского вооруженного восстания солдаты полка 24 октября (6 ноября) 1917 овладели Балтийским вокзалом, во время мятежа Керенского — Краснова занимали боевые позиции на Пулковских высотах. В начале 1918 оба полка (основной и резервный) расформированы.

Литература:

Висковатов А. В., Историческое обозрение лейб-гвардии Измайловского полка. 1730—1850, СПБ, 1851.

Изобразительное и прикладное искусство Санкт-Петербурга

Статья большая, находится на отдельной странице.

Изобретателей и рационализаторов общество

Изобретателей и рационализаторов общество, Всесоюзное (ВОИР), Ленинградский областной совет (ЛОС ВОИР) (бульвар Профсоюзов, 19), добровольная общественная организация. Создана в 1958 с целью содействия научно-техническому творчеству трудящихся, работает под руководством профсоюзов в тесном контакте с государственными, научными и общественными организациями Ленинграда. Объединяет (1990) свыше 1650 первичных организаций (около 400 тыс. членов), под его руководством работают 20 отраслевых советов, 12 отраслевых и межотраслевых секций, Областной базовый клуб самодеятельного технического творчества (Фонарный переулок, 3) с тремя филиалами, Областной совет новаторов, Ленинградская ассоциация патентоведов, Ленинградское отделение Фонда содействия изобретательской и рационализаторской деятельности. На общественных началах при ЛОС ВОИР действуют консультационные пункты по экономическим и правовым вопросам изобретательства и рационализации, общественное патентное бюро (оказывает помощь новаторам в оформлении заявок на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки). При посредстве и с участием ЛОС ВОИР создаются временные хозрасчётные творческие коллективы, инженерно-технические центры, научно-технические кооперативы по разработке и внедрению изобретений и рацпредложений.

Ильи Пророка церковь

Церковь Ильи Пророка.

Церковь Ильи Пророка.

Церковь Ильи Пророка.

Санкт-Петербург.

Ильи Пророка церковь на Пороховых заводах (шоссе Революции, 76), памятник архитектуры классицизма. Построена в 1781-1785 (автор неизвестен). Небольшой храм-ротонда с лоджиями на северном и южном фасадах перекрыт полусферическим куполом, увенчанным лёгким 8-гранным барабаном. В интерьере стены двусветного зала прорезаны 14-пролётной аркадой, в куполе роспись с изображением Ильи Пророка. В 1804 с запада пристроены 4-столпная трапезная и 3-ярусная колокольня с 4-колонным портиком ионического ордера, с востока - алтарная апсида (архитектор Ф. И. Демерцов).

Ильин Алексей Алексеевич

Ильин Алексей Алексеевич (1858—1942), картограф, издатель, историк, член-корреспондент АН СССР (1928). Сын А. Аф. Ильина. Окончил Александровский лицей (1875), работал под руководством своего отца в «Картографическом заведении А. А. Ильина», в 1889 возглавил предприятие, одновременно вёл научную и редакционную работу по созданию картографических произведений и совершенствованию технологии их тиражирования. Разработанный Ильиным способ многокрасочной печати в 1893 отмечен Золотой медалью Петербургской АН. Среди подготовленных Ильиным картографических изданий — атласы фабрично-заводской промышленности России, железных дорог России, учебные атласы для гимназий и др. Одновременно с картоиздательской деятельностью Ильин углублённо занимался историей денежного обращения в России, в 1900-х гг. выпустил в свет ряд каталогов русских монет (с 1725 по 1801 и с 1801 по 1904). После национализации «Картографического заведения» (1918) Ильин продолжал работать в нём в качестве картографа-консультанта, одновременно с 1920 работал в Государственном Эрмитаже заведующим отделом нумизматики, в 1920—1930-х гг. возглавлял также секцию нумизматики и глиптики Государственной академии истории материальной культуры. Автор ряда трудов по нумизматике. С начала Великой Отечественной войны остался в Ленинграде; по свидетельствам сослуживцев, как картограф и знаток Ладожского озера консультировал проектирование трассы «Дороги жизни». Умер от голода в блокаду. До начала 1930-х гг. жил на набережной р. Пряжки, 5, затем на набережной канала Круштейна, 27.

Литература:

Платонов С, Лихачев Н., Жебелев С., Записка об ученых трудах А. А. Ильина, «Известия АН СССР VII. Серия отделения гуманитарных наук», 1928, № 8—10;

Костриц И. Б., А. А. Ильин — выдающийся деятель отечественной картографии, «Известия Всесоюзного географического общества», 1973, т. 105, в. 5.

Ильин Алексей Афиногенович

Ильин Алексей Афиногенович (1834—1889), картограф, издатель, генерал-лейтенант (1888). Окончил Николаевскую военную академию (1856), служил в Генштабе. В 1859 основал в Петербурге (совместно с полковником В. Полторацким) литографию для издания учебных исторических карт для военно-учебных заведений (с 1864 «Картографическое заведение А. А. Ильина») — первое предприятие такого рода в России. В 1866 Ильин «назначен состоять при начальнике Главного штаба для особых поручений без содержания от казны». Будучи владельцем и научным руководителем своего предприятия, Ильин привлёк к сотрудничеству видных учёных А. И. Воейкова, И. А. Стрельбицкого, А. А. Тилло и др., сам выступил как автор-составитель ряда карт, в том числе первой карты рельефа Европейской России («Орографическая карта Европейской России», 1874) и атласов. Ильин  — издатель-редактор научно-популярных журналов «Всемирный путешественник» (1867—1871) и «Географическая летопись» (1868—1869). Скоропостижно умер в Петербурге от воспаления лёгких. Похоронен в своём имении в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии.

Литература:

Кусов В. С., Картограф и издатель А. А. Ильин, «Геодезия и картография», 1984, № 12.

Ильин Лев Александрович

Ильин Лев Александрович (1880—1942), архитектор, доктор архитектуры. Учился в ИГИ (1897—1909) и АХ (1903—1904). После Октябрьской революции один из создателей Музея города (его первый директор) и общества «Старый Петербург». Главный архитектор Ленинграда (1925—1938), возглавлял разработку проектов Генеральных планов развития города (1932—1935 и 1935—1937), один из организаторов института Ленгипрогор (1929—1931), руководил созданием Генеральных планов ряда городов СССР в том числе Баку (главный архитектор в 1930—1936). Директор Института градостроительства Академии архитектуры СССР (1940—1941), в годы блокады научный консультант и руководитель группы обмеров Отдела охраны памятников. Работы в Ленинграде (с соавторами): школа на улице Салтыкова-Щедрина, 8 (1905—1906); мосты — Народный, Пестеля, Садовый (все 1905—1910-е гг.); комплекс Больницы Петра Великого (ныне имени И. И. Мечникова; 1906—1930-е гг.); собственная усадьба на Аптекарском острове (Песочная набережная, 24 — улица Даля, 1911—13, сохранилась частично); оформление Стрелки Елагина острова и планировка сквера на Стрелке Васильевского острова (1925—1927); перепланировка района проспекта Стачек (1923—1933); перепланировка и благоустройство Большого проспекта Васильевского острова (1925—1929); реконструкция и планировка района Московского проспекта (1933—1937); жилой дом на Московском проспекте, 79 (1934—1941). Погиб во время артобстрела. Похоронен на Литераторских мостках.

Сочинения:

Ансамбль в архитектуре города, «Архитектура СССР», 1935, № 5;

Архитектурные проблемы планировки Ленинграда, в кн.: Проблемы архитектуры, т. 2, кн. 1, М., 1937;

Мой творческий путь, «Архитектура Ленинграда», 1938, № 2.

Литература:

Бунин А., Памяти Л. А. Ильина, «Архитектура СССР», 1945, сб. 9;

Бусырева Е. П., Революцией призванный, «СиАЛ», 1980, № 11.

Ильича переулок

Ильича переулок (до 1924 Большой Казачий и Малый Казачий переулки), между улицей Дзержинского и Загородным проспектом. Назван в честь В. И. Ленина, который в 1894—1895 жил в доме 7 (квартира 13, ныне Музей-квартира) и ночевал в доме 11 с 20 на 21 мая 1900 и утром был арестован полицией. Прежнее название от бывшей здесь во второй половине XVIII в. слободы донских казаков.

«Император Александр III»

«Император Александр III», броненосец Балтийского флота. Построен в 1899—1901 на Балтийском заводе, вступил в строй в 1903. В ходе русско-японской войны 1904—1905 отправлен на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, 14 мая 1905 геройски погиб в бою с японской эскадрой в Цусимском проливе. В 1908 в сквере у Никольского Морского собора (на современной площади Коммунаров) открыт памятник экипажу броненосца (средства собраны матросами и офицерами Гвардии экипажа; архитектор Я. И. Филотей, скульптор А. Л. Обер). Обелиск красного полированного гранита увенчан бронзовым изображением орла, держащего крест; на основании — бронзовые доски с мемориальными надписями. Высота памятника 8 м.

Инге Юрий Алексеевич

Инге Юрий Алексеевич (1905—1941), поэт. Родился в Стрельне близ Петербурга. В 1921—1929 рабочий на заводе «Красный треугольник». Начал печататься в 20-е гг. В стихах (избранное составило сборник «Стихотворения», 1982) — героический образ «города на Балтике», «корабельной стороны» (одноименный сборник, 1957), будни флота в дни войны и мира. Во время советско-финляндской войны участвовал в десантных операциях КБФ. С первых дней Великой Отечественной войны военный корреспондент газеты «Красный Балтийский флот». Погиб во время перехода советских кораблей из Таллинна в Кронштадт. Именем Инге названа улица в Кронштадте.

Литература:

Вечтомова Е., «Балтика была его жизнью», в сб.: Белые ночи, [в. 5], Л., 1978;

Ленинградские писатели-фронтовики. 1941—1945, Л., 1985, с. 174—75.

Индустриальный заочный институт

Индустриальный заочный институт, основан в 1930 под названием Центральный отраслевой заочно-механический втуз (в 1932—1935 Заочный механико-машиностроительный институт, в 1935—1937 Центральный институт заочного индустриального образования). В 50-х гг. на 6 факультетах обучалось до 10 тыс. студентов. Институт размещался на Международном (ныне Московском) проспекте, 24. В 1956 реорганизован в Северо-западный заочный политехнический институт.

Инженерная улица

Инженерная улица, между набережной канала Грибоедова и площадью Белинского. Названа в 1823 по Инженерному замку. Проложена в начале XIX в. Часть Инжнерной улицы , где расположен Русский музей, входит в состав архитектурного ансамбля Искусств площади. Здесь же находится музей этнографии народов СССР. На Инжнерной улице  — Михайловский манеж и конюшни (дом 13). Перспективу улицы замыкает здание бывшего цирка Г. Чинизелли (1877, архитектор В. А. Кенель), ныне Государственный цирк (набережная р. Фонтанки, 3).

Инженерное высшее морское училище

Инженерное высшее морское училище имени адмирала С. О. Макарова (ЛВИМУ) (Косая линия Васильевского острова, 15а), ведёт свою историю от Петербургских мореходных классов, основанных в 1876, — первого отечественного морского учебного заведения торгового флота. В 1908 классы вошли в Соединённое училище дальнего плавания и судовых механиков торгового флота. В 1918 оно преобразовано в техникум водных сообщений; в 1924—1944 морской техникум. С 1944 Высшее мореходное училище. После слияния с Высшим арктическим морским училищем имени адмирала С. О. Макарова (1954) — современное название. В ЛВИМУ (1990): факультеты — судоводительский, судомеханический, электромеханический, радиотехнический, арктический, управления морским транспортом. Имеется библиотека (свыше 55,6 тыс. единиц хранения). Действуют филиал в Архангельске и учебно-консультационный пункт в Мурманске; учебная база в Финском заливе. При училище факультет повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников морского флота. В 1989/90 учебном году обучалось свыше 6 тыс. курсантов, в том числе свыше половины — заочно; работали 360 преподавателей, в том числе свыше 30 докторов и 190 кандидат наук. С 1954 подготовлено свыше 19 тыс. специалистов. В училище работали учёные Б. И. Кудревич, Н. Н. Матусевич, К. С. Ухов, Н. Ю. Рыбалтовский, Б. П. Хлюстин, Е. Я. Щёголев, А. П. Ющенко. Награждено орденом Октябрьской революции (1976). Издаёт сборники научных трудов. В 1991 ЛВИМУ преобразовано в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова.

Литература:

Гаврилов В., ЛВИМУ — 100 лет, «Морской флот», 1976, № 5.

Инженерно-строительный институт

Инженерно-строительный институт (ЛИСИ) (2-я Красноармейская улица, 4), основан в 1832 как Училище гражданских инженеров, с 1882 Институт гражданских инженеров. С 1930 Ленинградский институт инженеров коммунального хозяйства. Современное название с 1941. В институте (1990): факультеты — архитектурный, строительный, санитарно-технический, инженерных сооружений, механический. Обучение ведётся также по вечерним и заочным формам на соответствующих факультетах. Имеются подготовительные курсы и отделения. 48 кафедр, аспирантура, факультет повышения квалификации специалистов; вычислительный центр, студенческое КБ: фундаментальная библиотека (около 1 млн. единиц хранения). В 1989/90 учебном году в институте было около 8 тыс. студентов, свыше 700 преподавателей, в том числе свыше 50 профессоров и докторов наук, свыше 400 кандидатов наук. В институте преподавали учёные В. В. Скобельцын, Э. Х. Ленц, Н. А. Белелюбский, В. А. Гастев, архитекторы и художники Д. И. Гримм, Г. Л. Гримм, В. А. Шрётер, П. Ю. Сюзор, А. И. Гоген, К. В. Маковский, М. Г. Манизер и др. За время существования подготовлено свыше 47 тыс. специалистов, в том числе за годы Советской власти свыше 45 тыс. Среди выпускников института — архитекторы А. И. Дмитриев, Н. В. Васильев, Л. А. Ильин, И. С. Китнер, В. А. Косяков, А. А. Оль, М. М. Перетяткович, Г. В. Барановский, А. Ф. Бубырь, С. С. Кричинский, А. А. и В. А. Веснины, А. С. Никольский, А. И. Гегелло, П. П. Роттерт и др. Награждён орденом Октябрьской революции (1982), Трудового Красного Знамени (1945). Издаёт сборник трудов (с 1934). Многотиражная газета «За строительные кадры» (с 1931).

Литература:

Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт, 1832—1982, Л., 1982.

Предыдущая страница Следующая страница