Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Выборгская сторона

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Выборгская сторона

Старое здание Финляндского вокзала на Выборгской стороне.

Старое здание Финляндского вокзала на Выборгской стороне.

Старое здание Финляндского вокзала на Выборгской стороне.

Открытка начала XX в.

Санкт-Петербург.

Выборгская сторона, исторический район в северной части Ленинграда, на правом берегу Невы и Большой Невки, на восток простирается до Большой Охты, на северо-запад — до Чёрной Речки (в XX в. понятие Выборгская сторона распространилось на районы, лежащие к северу и северу-западу от собственно Выборгской стороны ). Название от древней дороги на Выборг (трасса современного проспекта Карла Маркса, проспекта Энгельса и Выборгского шоссе), в источниках XVIII в. Выборгскую сторону иногда называют Финляндской стороной. В первой четверти XVIII в. Выборгская сторона осваивалась медленнее, чем другие районы Петербурга: в 1717 на Выборгской стороне всего 350 дворов (на Адмиралтейском острове свыше 1720). В 1717 на Выборгской стороне основан Генеральный сухопутный госпиталь, в районе которого возникли Госпитальные слободы, в северной части Выборгской стороны (ближе к Чёрной Речке) находились казармы батальона городовых дел и так называемая Сенявина слобода, в которой жили работные люди и низшие служащие Канцелярии городовых дел. В честь Полтавской победы 1709 на Выборгской стороне построена деревянная церковь, в 1728—40 на её месте возведён каменный Сампсониевский собор. В XVIII — начале XIX вв. строительство на Выборгской стороне велось главным образом вдоль берегов Невы и Большой Невки, к северу и востоку — обширные незастроенные пустыри. В 1798—1803 на Выборгской стороне построено здание МХА (ныне Военно-медицинская академия), в 1820 размещено Артиллерийское училище (позднее Михайловские артиллерийское училище и артиллерийская академия, ныне Военная артиллерийская академия). В 1870 открыта Финляндская железная дорога и построен Финляндский вокзал, в 1875—79 сооружён Литейный мост, связавший Выборгскую сторону с центральными районами Петербурга. Во второй половине XIX в. на Выборгской стороне возникли многочисленные промышленные предприятия (заводы Барановского, Лесснера, Эриксона, Нобеля, «Парвиайнен», меднопрокатный, «Феникс», Петербургский Металлический, «Арсенал Петра Великого», Сампсониевская, Никольская, Выборгская мануфактуры, фабрика «Невка» и др.), к концу XIX в. на них занято около 100 тыс. рабочих. В конце XIX — начале XX вв. Выборгская сторона  — один из центров рабочего движения в Петербурге. Начиная с 1870-х гг. на Выборгской стороне вели революционную пропаганду в рабочих кружках революционеры-народники, народовольцы, с середины 1880-х гг. — первые петербургские марксисты. Осенью 1895 на собраниях петербургских марксистов на квартире С. И. Радченко [улица Комсомола (бывшая Симбирская), 12/4] под руководством В. И. Ленина создан петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Рабочие Выборгской стороны участвовали в Революции 1905—07, политических стачках 1912—14 и 1915—16. В ходе Февральской революции восставшие солдаты и рабочие Выборгской стороны освободили узников тюрьмы «Кресты». Выборгская сторона вошла в состав Выборгского района. 26—29 июля (8—11 августа) 1917 в здании «Сампсониевского братства» (ныне ДК имени 1-го Мая; проспект Карла Маркса, 37) проходили первые заседания 6-го съезда РСДРП(б) (мемориальная доска). Красная Гвардия Выборгской стороны активно участвовала в Октябрьском вооружённом восстании 1917. В 1920—30-х гг. осуществлена техническая реконструкция промышленных предприятий Выборгской стороны , начались работы по благоустройству: сооружены Бабуринский жилмассив, Батенинский жилмассив и ряд других жилмассивов для рабочих, воздвигнут Выборгский дворец культуры, разбиты Сад имени К. Маркса (1927—28, садовод Р. Ф. Катцер), Выборгский сад (1934) и др. В 1936 восточная часть Выборгской стороны вошла в состав Красногвардейского (с 1946 Калининского) района, западная часть осталась в Выборгском районе. Прерванные Великой Отечественной войной работы по благоустройству Выборгской стороны возобновились в начале 1950-х гг., к началу 1970-х гг. реконструированы проспект Карла Маркса и проспект Энгельса, Ленина площадь, Выборгская и Свердловская набережные. Революционному прошлому В. с. посвящена экспозиция Мемориального музея Выборгской стороны (открыт в здании бывшей Лесновско-Удельнинской районной управы; Болотная улица, 13).

Литература:

Выборгская сторона. Из истории борьбы рабочего класса за победу Великой Октябрьской социалистической революции. Сб. статей и воспоминаний, Л., 1957.

В начало энциклопедии