Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЗ"-"РОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЗ"-"РОС")

Розанов Николай Петрович

Розанов Николай Петрович (1857, Москва - 1941, там же), богослов, москвовед. Из семьи дьякона церкви Петра и Павла в Преображенском. Учился в Заиконоспасском духовном училище, в Московской Духовной академии, где в 1880 защитил магистерскую диссертацию. Преподавал в московской семинарии, был членом московского Общества любителей духовного просвещения, помощником редактора журнала «В борьбе за трезвость» Московского столичного попечительства о народной трезвости. Историей Москвы начал заниматься в 1910-х гг., к 100-летию Отечественной войны 1812 опубликовал книгу «Московские святыни в 1812 году». В 1920-х - 1930-х гг. работал в Обществе изучения Московской губернии, в обществе «Старая Москва», где сделал более 20 докладов, посвященных в основном топографии московских улиц, установлению адресов известных москвичей; написал статью «Пушкинские дома в Москве», вошедшую в сборник «А.С. Пушкин в Москве» (М., 1930). В архиве Розанова сохранились неопубликованные работы «Московские улицы XVIII в.», «Тверская улица в XVIII столетии», «Покровка от Ильинки до Покровских ворот в XVII и XVIII столетиях» и др. Жизни московского духовенства посвящены воспоминания Розанова «Второе сословие». Похоронен на Ваганьковском кладбище (могила не сохранилась).

Литература: Мартынов Б.В., «Москва - золотые маковки», в сборнике: Краеведы Москвы, вып. 1, М., 1991.

Розанов Сергей Васильевич

Розанов Сергей Васильевич (1870, Рязань - 1937, Москва), кларнетист, педагог, заслуженный артист Республики (1919), заслуженный деятель искусств РСФСР (1934). Один из основателей отечественной школы игры на духовых инструментах. В 1890 окончил Московскую консерваторию (класс профессора Ф. Циммермана). В 1889 - 1891 играл в оркестре Украинской оперы в Москве, в 1891-94 - в оркестре Итальянской оперы и Русской оперы И. Прянишникова. В 1894 - 1929 солист оркестра Большого театра. В 1922-32 участник Персимфанса (один из его организаторов). В 1916-37 профессор Московской консерватории (в 1931-35 заведующий кафедрой духовых инструментов) по классам кларнета и камерного ансамбля. Принимал участие в «Исторических концертах» С.Н. Василенко, играл в оркестре С.А. Кусевицкого. Автор научно-методических трудов, а также многочисленных транскрипций для кларнета произведений русских и зарубежных композиторов. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Х.М. Хаханян.

Розановы

Ро́зановы литературоведы, братья. Матвей Никанорович (1858, Москва — 1936, там же), академик АН (1921). Окончил Московский университет (1883), приватдоцент (с 1900), профессор (1911—20) там же. Организовал германо-романские отделения в университете и на Высших женских курсах, был одним из инициаторов создания Института новых языков в Москве. Исследовал творчество классиков западноевропейской литературы (Дж.Г. Байрона, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гёте и др.), изучал творческие связи А.С. Пушкина с итальянской поэзией. Иван Никанорович (1874, Моршанск Тамбовской губернии — 1959, Москва). Окончил Московский университет (1899), профессор (1918). В 1919—41 заведующий отделом редкой книги ГИМа, в 1945—53 работал в ИМЛИ имени М. Горького. Изучал русскую поэзию XVIII—XX вв., связи между книжной и народной песенной лирикой. Собрал уникальную библиотеку русской поэзии, которая после смерти Розанова была передана его женой К.А. Марцишевской в дар Музею А.С. Пушкина в Москве. Похоронены на Ваганьковском кладбище.

Литература: Новикова А.М., И.Н. Розанов, М., 1966; Библиотека русской поэзии И.Н. Розанова. Библиографическое описание, М., 1975.

Розенталь Дитмар Эльяшевич

Розенталь Дитмар Эльяшевич (1899, г. Лодзь, Польша, - 1994, Москва), лингвист. В Москве с 1914. Учился в 15-й московской (Варшавской) гимназии (до 1918), Московском университете (окончил в 1923 по специальности итальянский язык), Институте народного хозяйства имени К. Маркса (бывший Московский коммерческий институт; окончил в 1924); затем - в РАНИОНе (1924-26; аспирант, научный сотрудник). В 1922-23 преподаватель в средней, с 1923 - в высшей школе (рабфак имени Артёма, 1923-36; филологический факультет 1-го МГУ, с 1927; Московский полиграфический институт, 1940-62; факультет журналистики МГУ, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка в 1962-86, и др.). Создал вузовский учебник итальянского языка, русско-итальянские и итальянско-русские словари; переводил на русский язык произведения итальянских писателей. Родоначальник (вместе с профессором К.И. Былинским) практической стилистики, один из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания. Широко известен как автор многочисленных (более 150; публиковались с 1925) учебников, пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию, лингводидактике. Похоронен на Востряковском кладбище.

Ю.А. Бельчиков.

Рознер Эдди Игнатьевич

Ро́знер Эдди Игнатьевич (настоящее имя Адольф) (1910, Берлин — 1976, там же), джазовый трубач, дирижёр, скрипач, композитор, руководитель оркестров, заслуженный артист Белорусской ССР (1944). Окончил Высшую музыкальную школу в Берлине как скрипач, параллельно — по классу трубы. С 1928 играл в различных оркестрах Германии. В 1933 бежал в Польшу, где основал ансамбль «Рознер плейерс», а в 1937 — джаз-оркестр большого состава, с которым в 1939 оказался в Белостоке, занятом советскими войсками. Этот коллектив стал Государственным джаз-оркестром Белорусской ССР. Летом 1940 состоялось первое выступление оркестра под управлением Рознера в Москве на сцене летнего эстрадного театра сада «Эрмитаж». Выступал также в эстрадном театре Сада имени Н.Э. Баумана, Зелёном театре ЦПКиО имени М. Горького, Колонном зале Дома Союзов, Театре эстрады, Центральном доме культуры железнодорожников, во многих клубах и дворцах культуры. В годы Великой Отечественной войны выступал с оркестром в городах СССР, приезжал в Москву. Осенью 1946 был репрессирован; содержался в одном из колымских лагерей, с 1950 в Магадане. В 1954 реабилитирован. Вернувшись в том же году в Москву, снова собрал оркестр (в составе 64 человек), ставший лучшим джаз-оркестром страны и выступавший на всех эстрадных площадках города. Среди композиторов и аранжировщиков, работавших с Рознером, — В.Н. Людвиковский, В.Е. Терлецкий, Ю.С. Саульский. В разное время в оркестре работали Луи Маркович, М.П. Гофман, Ю.В. Цейтлин, певицы М.В. Кристалинская, Г. Чохели, первый состав квартета «Аккорд» и др. Оркестр Рознера озвучивал кинофильм «Карнавальная ночь» (1958). В 1957 Рознер официально стал москвичом, жил на улице Каретный ряд, 5/10. В 1968 Росконцерт освободил Рознера от занимаемой должности; попытка создать новый оркестр (при Гомельской филармонии) окончилась неудачей. В 1972 вернулся на родину, жил в Западном Берлине.

Литература: Цейтлин Ю., Взлеты и падения великого трубача Э. Рознера, М., 1993.

О.С. Лебедева, А.Н. Баташев.

Розов Константин Васильевич

Ро́зов Константин Васильевич (1874, село Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии - 1923, Москва), великий патриарший архидьякон. Родился в семье сельского священника. Учился в Алатырском духовном училище и Симбирской семинарии. По окончании был рукоположен в сан дьякона «к симбирскому кафедральному Троицкому собору». В 1898 взят митрополитом Московским Владимиром на дьяконское место в московский храм Христа Спасителя. В 1902 возведён в сан протодьякона и переведён в Успенский собор Кремля. С 1903 протодьякон при соборе Зимнего Дворца в Петербурге, с 1907 вновь в Успенском соборе. По красоте голоса (низкий бас), мастерству владения им Розова нередко сравнивали с Ф.И. Шаляпиным. На Поместном соборе Русской православной церкви в 1917-18 Розов провозглашал многолетие новоизбранному патриарху Тихону в храме Христа Спасителя (тогда же был удостоен звания патриаршего архидьякона). После Октябрьской революции Розов служил по приглашениям и в других московских храмах, продолжал выступать в духовных концертах. В 1921 состоялось - впервые в истории русской церкви - наречение Розова великим архидьяконом (к 25-летию его церковного служения). В послереволюционные годы Розов вынужден был ввести в свой концертный репертуар народные песни и некоторые классические романсы, он стал солистом Московской государственной академической капеллы и концертировал вместе с артистами Большого театра. Образ Розова запечатлён во многих произведениях русской литературы; в их числе - «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, «Русь» П.С. Романова, «Записки писателя» Н.Д. Телешова, «Угрюм-река» В.Я. Шишкова.

Похоронен на Ваганьковском кладбище. С 1990-х гг. в рамках Международных фестивалей православной музыки проводятся конкурсы диаконского и церковно-певческого искусства имени Розова.

Литература: Розова Л.К., Великий архидиакон, М., 1994.

М.П. Рахманова.

Ройзман Леонид Исаакович

Ро́йзман Леонид Исаакович (1915/16, Киев — 1989, Москва), органист, пианист, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1981). Из семьи педагогов-математиков. В Москве с 1925, обучался игре на фортепьяно у Б.М. Медведева. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру при ней по специальностям: фортепьяно (соответственно 1938, 1941, класс А.Б. Гольденвейзера) и орган (1941, 1946, класс А.Ф. Гедике); с 1942 преподавал там же (классы специального фортепьяно и органа; с 1947 доцент, с 1963 профессор). Ройзман — один из крупнейших современных интерпретаторов органной музыки самых разных направлений и стилей. Активно сотрудничая с композиторами, он был первым исполнителем многих новых сочинений для органа российских, в том числе московских, композиторов. Игре Ройзмана были свойственны академическая точность, техническая чистота, серьёзность концепции, масштабность и вдохновенность. При участии и консультациях Ройзмана построено и отремонтировано значительное количество органов. Ройзман — автор исследований по истории органной культуры и антологии «Советская органная музыка». Снялся в фильмах «Серебряные трубы» («Центрнаучфильм», 1970), «Органное многоголосие» (ТО «Экран», 1971). Жил на Покровке, 37, затем на улице Каретный ряд, 8/10. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Н.В. Малина.

Рокоссовский Константин Константинович

Рокоссо́вский Константин Константинович (1896, г. Великие Луки Псковской губернии — 1968, Москва), Маршал Советского Союза (1944), Герой Советского Союза (1944, 1945). Участник первой мировой и Гражданской войн. Окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (1929). В конце 30-х гг. репрессирован; в 1941 освобождён из заключения. В начале Великой Отечественной войны командовал механизированным корпусом, в августе 1941 — июле 1942 — 16-й армией, которая в Московской битве вела тяжёлые оборонительные бои на волоколамском и истринском направлениях и с декабря 1941 участвовала в контрнаступлении на истринском и сухиничском (с конца января 1942) направлениях. В 1942—45 командовал Брянским, Донским, Центральным, Белорусским, 1-м и 2-м Белорусским фронтами. Войска под командованием Рокоссовского участвовали в Сталинградской (1942—43) и Курской (1943) битвах, Белорусской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. 24 июня 1945 командовал войсками на Параде Победы в Москве. В 1949—56 заместитель председателя Совета министров, министр национальной обороны Польской Народной Республики. В 1956—57 и 1958—62 заместитель министра обороны СССР и главный инспектор Министерства обороны. В 1956—68 кандидат в члены ЦК КПСС. Урна с прахом в Кремлёвской стене. Мемориальная доска на здании Военной академии имени М.В. Фрунзе. Именем Рокоссовского в 1969 назван бульвар (бульвар Маршала Рокоссовского) в Богородском.

Сочинения: Солдатский долг, 5 изд., М., 1988.

Рокотов Фёдор Степанович

Ро́котов Фёдор Степанович (около 1735, село Воронцово, ныне в черте Москвы, — 1808, Москва), живописец, портретист. Из крепостных князей Репниных, в детстве был отпущен на волю и получил хорошее образование. С 1760 учился и одновременно служил младшим преподавателем в петербургской Академии художеств. В 1765 академик живописи. В 1763 приезжал в Москву писать коронационный портрет Екатерины II (ныне — в ГТГ). С 1767 постоянно жил в Москве. По поручению Академии художеств выполнил ряд портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома (П.И. Вырубова, И.Н. Тютчева, оба — в ГТГ, С.В. Гагарина, в ГРМ, все — 1768). Впоследствии уклонялся от официальных работ, исполняя в основном частные заказы родовитых московских семей. Создал фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых, вместившие представителей нескольких поколений. В портретах с большим мастерством соединял строгость формы, благородство, возвышенную идеальность истолкования личности с тонким психологизмом и лирической камерностью образного решения (портреты А.И. Воронцова, конец 1760-х гг., Н.Е. и А.П. Струйских, 1772, неизвестной в розовом платье, 1770-е гг., В.Е. Новосильцевой, 1780, И.И. Барятинского, начало 1780-х гг., все — в ГТГ). В 1770—80-х гг. Рокотов был хорошо известен в Москве как «славный» живописец, жил в собственном доме на Старой Басманной, где имел учеников. Состоял подписчиком просветительского журнала Н.И. Новикова «Утренний свет», по всей вероятности, примкнул к масонам, сблизился с просвещёнными представителями дворянской интеллигенции, оппозиционно настроенными по отношению к петербургскому придворному кругу. В середине 1770-х гг. выполнил портрет А.П. Сумарокова (ГИМ). Похоронен в Новоспасском монастыре. Именем Рокотова в 1978 названа улица в Ясеневе.

Литература: Лебедев А.В., Ф.С. Рокотов, М., 1941; Сучков С.В., Ф.С. Рокотов, Л., 1976.

Е.М. Ивановская.

Романов переулок

Рома́нов переу́лок (в 1920—92 улица Грановского), соединяет Воздвиженку с Большой Никитской улицей. Назывался в разное время по фамилиям владельцев домов — Романовым, Хитровым, Разумовским; в XIX — начале XX вв. — Шереметевский. В первой половине XVII в. по правой стороне переулка находился двор боярина Н.И. Романова, после смерти хозяина перешедший в казну и используемый для нужд Оружейной палаты. В конце XVII в. южная часть владения принадлежала Нарышкиным, выстроившим здесь церковь Знамения на Шереметевом дворе. Дом 2/6 (в переулок выходит боковой фасад) построен, вероятно, в первой трети XVIII в.; перестраивался после 1757, когда усадьба перешла к графу К.Г. Разумовскому как приданое жены. В 1799 куплен графом Н.П. Шереметевым. Дом 1/8 на углу с улицей Воздвиженкой построен в 1790-х гг. для графа А.К. Разумовского и также куплен Шереметевым. Часть переулка, прилегающая к Большой Никитской улице, в конце XIX — начале XX вв. застроена доходными домами: д. 2 (1880—95, архитектор В.В. Белокрыльцев), д. 4 (1900, архитектор К.М. Быковский), д. 3 (1895—98, архитектор А.Ф. Мейснер), д. 5 (1913, архитектор Н.Н. Чернецов). В этих домах селились преподаватели Московского университета (в дворовом корпусе д. 2 — мемориальный музей К.А. Тимирязева). Дом 3 в 1920-х гг. получил название 5-го Дома Советов (здесь жили деятели большевистской партии и советского правительства); на доме установлены многочисленные мемориальные доски.

И.Л. Давыдова.

Романов Пётр Иванович

Рома́нов Пётр Иванович (1918, село Серебряные Пруды Московской губернии - 1945), Герой Советского Союза (1944), лётчик, капитан. Работал слесарем на 1-м Государственном подшипниковом заводе. С 1940 в Советской Армии. Окончил авиационную школу (1941). В Великую Отечественную войну в дальнебомбардировочной авиации - командир звена и заместитель командира эскадрильи. 209 боевых вылетов. Погиб в бою под Берлином. Именем Романова в 1965 названа улица (улица Петра Романова, бывшая 8-я Кожуховская улица).

Ромас Яков Дорофеевич

Ро́мас Яков Дорофеевич (1902, Соколка, ныне в Белостокском воеводстве, Польша, — 1969, Астрахань), живописец и мастер оформительского искусства, народный художник СССР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1958). Учился в московском Вхутемасе — Вхутеине (1924—30). Участник праздничного оформления центральных площадей Москвы (1924—37), оформления Музея В.И. Ленина (1935—36), главный художник ВСХВ (1950—54). Автор романтических пейзажей и жанрово-пейзажных композиций («На плоту», 1947, «В Южном порту столицы», 1949, обе — в ГТГ). Государственная премия СССР (1948). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Ромас (Кутузовский проспект, 9), — мемориальная доска.

Ромм Михаил Ильич

Ромм Михаил Ильич (1901, Иркутск — 1971, Москва), кинорежиссёр, сценарист, народный артист СССР (1950). Окончил Высший государственный художественно-технический институт (1925). С 1931 на студии «Мосфильм». Поставил фильмы: «Пышка» (1934), «Тринадцать» (1937), «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939), «Мечта» (1943), «Убийство на улице Данте» (1956) и др. Свойственный дарованию Ромму гражданский пафос приобрёл новую интеллектуальную и эмоциональную окраску в фильме «Девять дней одного года» (1962). В 1966 Ромм поставил фильм «Обыкновенный фашизм», где сталкивал прошлое, запечатлённое в кадрах кинохроники, и настоящее, раскрывающееся в авторском комментарии. Обращение Ромма к архивным кинодокументам было продиктовано раздумьями режиссёра о социальной природе фашизма и судьбах послевоенного мира. Последний документальный фильм «И всё-таки я верю» («Мир сегодня»), посвящённый судьбам молодёжи в современном мире, был закончен в 1976 М.М. Хуциевым, Э.Г. Климовым и Г.Н. Лавровым. Преподавал во ВГИКе (1949—71, с 1958 профессор). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1949, 1951). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: Зак М., М. Ромм и его фильмы, М., 1988.

Ромодановский Михаил Григорьевич

Ромода́новский Михаил Григорьевич (1653-1713, Москва), московский губернатор с 1712. За участие в Чигиринском походе против турок (1678) пожалован в бояре. С 1679 входил в число ближайших к царскому двору лиц. Воевода в Пскове (1685-87) и Киеве (1689-92). С 1692 при царском дворе в Москве. В 1697-1711 участвовал в ряде военных походов. В 1698-99 в опале в связи с подозрениями в сочувствии к восставшим в Торопце стрельцам. Во время Северной войны 1700-21 возглавлял Провиантский приказ (1705 - 1707). Указом от 23 января 1712 назначен московским губернатором. Стремясь управлять губернией самовластно, доносил Петру I о притеснениях и обидах, «чинимых господами сенатами». В должности губернатора принимал меры к восстановлению Москвы после майского пожара 1712, уничтожившего четверть города, мостил камнем улицы в соответствии с указом 1712.

М.И. Осекина.

«Ромэн»

«Ромэ́н» цыганский театр (Ленинградский проспект, 32/2, театрально-концертный зал гостиницы «Советская», с 1969). Открыт в 1931. Единственный в мире цыганский театр, в спектаклях которого традиции и колорит национального искусства, щедрая музыкальность, песенное и танцевальное мастерство артистов слиты с современными театрально-эстетическими принципами. Среди спектаклей: «Табор в степи» И.И. Ром-Лебедева (1934), «Кровавая свадьба» Ф. Гарсиа Лорки (1939), «Макар Чудра» по М. Горькому (1941), «Грушенька» по Н.С. Лескову (1946), «Закон предков» И.В. Хрусталёва (1972), «Мужчины в воскресенье» Ж.Л. Ронкорони (1987), «Графиня-цыганка» П.М. Градова (1994). В разные годы театр возглавляли М.И. Гольдблат, М.М. Яншин, П.С. Саратовский и др. В 1958—77 художественным руководителем театра был С.А. Баркан, с 1977 — Н.А. Сличенко. В труппе театра в разные годы работали: Ляля Чёрная (Н.С. Хмелёва), Р.А. Волшанинова, Н.Н. Волшанинов, Т.С. Агамирова, В.Ф. Бизев, О.И. Петрова, Л.А. Боброва, Р.И. Демент, Е.А. Жемчужная, Н.С. Золотарёва и др.

«Ромэн» цыганский театр

«Ромэн» цыганский театр (Ленинградский проспект, 32/2, театрально-концертный зал гостиницы «Советская», с 1969). Открыт в 1931. Единственный в мире цыганский театр, в спектаклях которого традиции и колорит национального искусства, щедрая музыкальность, песенное и танцевальное мастерство артистов слиты с современными театрально-эстетическими принципами. Среди спектаклей: «Табор в степи» И.И. Ром-Лебедева (1934), «Кровавая свадьба» Ф. Гарсиа Лорки (1939), «Макар Чудра» по М. Горькому (1941), «Грушенька» по Н.С. Лескову (1946), «Закон предков» И.В. Хрусталёва (1972), «Мужчины в воскресенье» Ж.Л. Ронкорони (1987), «Графиня-цыганка» П.М. Градова (1994). В разные годы театр возглавляли М.И. Гольдблат, М.М. Яншин, П.С. Саратовский и др. В 1958-77 художественным руководителем театра был С.А. Баркан, с 1977 - Н.А. Сличенко. В труппе театра в разные годы работали: Ляля Чёрная (Н.С. Хмелёва), Р.А. Волшанинова, Н.Н. Волшанинов, Т.С. Агамирова, В.Ф. Бизев, О.И. Петрова, Л.А. Боброва, Р.И. Демент, Е.А. Жемчужная, Н.С. Золотарёва и др.

Российская академия медицинских наук

РАМН

Создана в 1944 при Наркомздраве СССР как Академия медицинских наук (АМН) СССР - высший орган управления медицинской наукой, на базе Всесоюзного института экспериментальной медицины имени А.М. Горького (реорганизованный в 1932 ленинградский Институт экспериментальной медицины, который был основан в 1890; переведён в 1934 в Москве) и ряда других научно-исследовательских учреждений. При создании имела в своём составе три отделения (клинической медицины; гигиены, микробиологии и эпидемиологии; медико-биологических наук) с 25 научно-исследовательскими институтами. Первые 60 академиков-учредителей были утверждены постановлением правительства. Первым президентом Академии медицинских наук был избран Н.Н. Бурденко (1944-46). В дальнейшем президентами избирались: Н.Н. Аничков (1946-53), А.Н. Бакулев (1953-60), Н.Н. Блохин (1960-68, 1977-87), В.Д. Тимаков (1968-77), В.И. Покровский (с 1987).

В 1995 Отделение клинической медицины объединяло 25 НИИ, 15 временных научных коллективов (так называемых академических групп) и 8 научных центров: Центр акушерства, гинекологии и перинатологии, Гематологический центр, Кардиологический центр, Онкологический центр, Центр психического здоровья, Центр хирургии, Эндокринологический центр и Медицинский радиологический центр (расположен в Обнинске). Отделение гигиены, микробиологии и эпидемиологии (Отделение профилактической медицины) руководило деятельностью 11 НИИ, ведущих исследования по проблемам гигиены труда, питания, окружающей среды, экологии человека, социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением, микробиологии, вирусологии, эпидемиологии, создания противовирусных препаратов и антибиотиков. В составе Отделения медико-биологических наук - 13 НИИ и 6 академических групп, в которых изучаются проблемы морфологии и физиологии человека, биохимии, общей патологии, фармакологии, медицинской генетики и др.

В 1997 в составе РАМН было 177 действительных членов, 234 член-коррепондента и 55 иностранных членов. Высший руководящий орган РАМН - Общее собрание действительных членов и член-корреспондентов, которое проводится два раза в год. РАМН присуждает 28 именных премий за наиболее значительные труды и открытия в области медицины. Издаёт журнал «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины» (с 1936) и «Вестник РАМН» (с 1946). Президиум Академии располагается в здании бывшего Опекунского совета (улица Солянка, 14).

Российская академия музыки имени Гнесиных

РАМ

(до 1993 Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основана в 1944 Еленой Фабиановной Гнесиной (до 1953 директор, затем художественный руководитель) на базе Музыкального училища имени Гнесиных. В разработке проекта принимала участие Евг. Ф. Гнесина, в институте преподавали также Елизавета Ф. Гнесина-Витачек (класс скрипки), О.Ф. Гнесина-Александрова (класс общего фортепьяно) и М.Ф. Гнесин (возглавлял кафедру композиции в 1944 - 1951). РАМ является высшей ступенью комплекса учебных заведений имени Гнесиных, включающего музыкальную школу-семилетку, музыкальный лицей (до 1995 Московская средняя специальная музыкальная школа) и музыкальное училище. В РАМ действуют (1966) факультеты: фортепьянный, оркестровый, народных инструментов, дирижёрско-хоровой, историко-теоретико-композиторский и повышения квалификации, а также эстрадное отделение. Обучение проходит на дневном, заочном и вечернем отделениях. В РАМ работают около 250 штатных преподавателей. Численность студентов около 1300, ассистентов-стажёров около 50. Научная и методическая работа осуществляется на 22 кафедрах и в лабораториях (народного творчества, физиологии фонации, технических средств обучения). В РАМ постоянно работают симфонический и камерный оркестры, хоры, оперная студия. При РАМ существует также платная школа-колледж. Выпускает музыкантов-специалистов не только академического профиля (пианистов, исполнителей на струнных, духовых инструментах, музыковедов, композиторов, дирижёров), но и исполнителей на русских народных инструментах, руководителей народных хоров (впервые в истории высшей школы), звукорежиссёров, артистов эстрады. При РАМ действует Центральное учебно-методическое объединение музыкальных учебных заведений России. Среди выдающихся музыкантов, преподававших в РАМ в разные годы, - Г.Г. Нейгауз, М.В. Юдина, А.И. Хачатурян, Н.Д. Шпиллер, З.А. Долуханова, А.А. Юрлов, М.И. Фихтенгольц, А.И. Ямпольский.

РАМ занимает специально построенное здание на Поварской улице, 30, и расположенный по соседству бывший дом Шуваловой. РАМ - один из главных центров московской музыкальной жизни: концерты проходят в трёх залах - Большом, Малом и Музыкальной гостиной дома Шуваловой.

Литература: История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных, М., 1981.

С.В. Грохотов.

Российская академия наук

Статья большая, находится на отдельной странице.

Российская академия образования

РАО

(Погодинская улица, 8), высшее научное учреждение Российской Федерации по проблемам образования. Учреждена в декабре 1991. Предшественники: Академия педагогических наук РСФСР (1943-66), Академия педагогических наук СССР (1966-91). В составе РАО свыше 110 академиков, свыше 140 член-корреспондентов, 5 почётных членов, свыше 20 иностранных членов. Объединяет 6 отраслевых и 5 региональных отделений, в том числе Центральное (для соответствующих областей Российской Федерации и Москвы). Из 32 научных учреждений РАО 17 находятся в Москве, среди них - 13 НИИ. В Москве и Московской области размещаются 15 экспериментальных общеобразовательных школ, базовых для исследований в отраслях педагогики, психологии, возрастной физиологии и др. В составе РАО действует университет (основан в 1990 как Российский открытый университет), занимающий здание на Большой Полянке, 58 (дом построен в 1909; с 1943 в нём находился Президиум АПН). Президенты РАО: А.В. Петровский (до 1997), Н.Д. Никандров (с 1997).

Российская академия театрального искусства

РАТИ

(Малый Кисловский переулок, 6), один из крупнейших театральных вузов, готовит кадры актёров и режиссёров для драматических и музыкальных театров, эстрады и цирка, театроведов, педагогов-хореографов, менеджеров сценических искусств и др. по 19 специальностям. Основана в 1878 как музыкальная школа, с 1883 Музыкально-драматическое училище при Филармоническом обществе. В 1886 стало первым высшим музыкально-театральным учебным заведением, где преподавали Вл.И. Немирович-Данченко, А.И. Южин, О.А. Правдин, В.Э. Мейерхольд и др. Среди выпускников - О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, И.Н. Певцов, Е.К. Лешковская, Е.Н. Гоголева, Л.В. Собинов и др. После ряда реорганизаций с 1934 Институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС). Во время Великой Отечественной войны фронтовой театр ГИТИСа (художественный руководитель И.М. Раевский) дал на фронтах свыше 1500 выступлений. В 1992 получил статус академии и современное название. В составе академии (1996): факультеты - актёрский, режиссуры, драмы, театроведческий, продюсерский, балетмейстерский (включая колледж), эстрады (включая лицей), музыкального театра, сценографии; научно-практический центр по проблемам актёрского и режиссёрского мастерства, музеи, учебный театр, издательство, библиотека (свыше 500 тыс. единиц хранения); аспирантура, ассистентура-стажировка, экстернат и др. В 1996 обучалось свыше 850 студентов; работало 250 преподавателей, в том числе 54 профессоров, 80 доцентов, 8 народных артистов СССР, 20 народных артистов России, 25 заслуженных деятелей искусства. В академии преподавали выдающиеся мастера театрального искусства А.Д. Попов, Н.В. Петров, О.Н. Андровская, В.Г. Сахновский, О.И. Пыжова, М.М. Тарханов, И.Я. Судаков, Раевский, Н.М. Горчаков, А.М. Лобанов, Н.И. Тарасов, Н.П. Охлопков, Ю.А. Завадский, Л.М. Лавровский, театроведы А.К. Дживелегов, С.С. Мокульский, С.С. Игнатов, Ю.В. Соболев, В.А. Филиппов, Г.Н. Бояджиев и др. За годы существования академия подготовила свыше 8 тыс. специалистов.

К.Л. Мелик-Пашаева.

Российская академия художеств

РАХ

(улица Пречистенка, 21), высшая научно-творческая организация художников и архитекторов в Российской Федерации. Образована в 1992 как правопреемница Академии художеств СССР, созданной в 1947. Имеет отделения живописи, графики, скульптуры, декоративных искусств, архитектуры, искусствознания и художественной критики. В составе РАХ (1996) - 50 действительных членов, 100 член-корреспондентов. И.о. президента РАХ (с 1997) - народный художник СССР скульптор З.К. Церетели. В систему академии в Москве также входят Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Научно-исследовательский институт теории и истории искусства, Музей-мастерская С.Т. Конёнкова. Располагается в бывшем особняке И.А. Морозова (Морозовской галерее), перестроенном в 1870-71 в духе необарокко (архитектор А.С. Каминский) из здания середины XVIII в. В 1904-06 архитектор Л.Н. Кекушев, приспосабливая особняк для размещения морозовского собрания, изменил декорировку интерьеров в строгом стиле неоклассицизма, но сохранил первоначальную отделку «готической» столовой («Дубовый зал»). В залах РАХ регулярно проводятся выставки как её членов, так и других отечественных и зарубежных мастеров искусства.

Российская ассоциация пролетарских музыкантов

РАПМ

музыкально-общественная организация. Основана в Москве в 1923 (председатель Д.А. Черномордиков) с целью «формирования пути построения пролетарской музыкальной культуры». Деятельность РАПМ проходила в русле «большевизации» сфер культуры. Многие классические образцы музыкального искусства, а также джаз были объявлены идейно чуждыми пролетариату. Активную борьбу РАПМ вела с композиторами Ассоциации современной музыки. Печатными органами РАПМ были журналы «Музыка и Октябрь» (1926), «Пролетарский музыкант» (1929-32), «За пролетарскую музыку» (1930-32). В 1932 РАПМ была ликвидирована и начато формирование Союза композиторов.

Российская государственная академия физической культуры

РГАФК

(Сиреневый бульвар, 4), крупнейший вуз в области физической культуры и спорта, готовит тренеров-преподавателей. Ведёт историю с 1918 от курсов по подготовке преподавателей физической культуры, с 1921 Центральный институт физической культуры (ГЦИФК); в 1993 получил статус академии и современное название. Становление и развитие вуза связаны с научными школами В.В. Гориневского, М.Ф. Иваницкого, В.Е. Игнатьева, И.М. Саркизова-Серазини и др. В составе академии: факультеты - массовых видов спорта, спортивных игр, зимних и технических видов спорта, спортивных единоборств; педагогический, заочный, повышения квалификации; аспирантура, докторантура, высшая школа тренеров, научно-исследовательский центр, учебно-методическое объединение по образованию в области физической культуры, издательство «Физкультура, образование, наука», библиотека (свыше 600 тыс. единиц хранения); на базе академии функционируют Центральная Олимпийская академия и Историко-спортивный музей. Имеются 14 спортивных залов, легкоатлетический манеж, 3 стрелковых тира, крытый каток для игры в хоккей и фигурного катания, плавательный бассейн, стадион, 13 теннисных кортов. В 1996 обучалось около 4 тыс. студентов; работало свыше 460 преподавателей и научных сотрудников, в том числе 62 доктора наук и профессора, 5 академиков и член-корреспондентов РАО и РАМН, 20 заслуженных тренеров, 15 заслуженных мастеров спорта, 30 заслуженных работников физической культуры. За годы существования подготовлено 45 тыс. специалистов. Среди выпускников 90 олимпийских чемпионов.

С 1918 академия размещалась на улице Казакова, 18 (бывший дом-усадьба А.К. Разумовского), с 1970 - в новом комплексе в Измайлове (архитектор Б.М. Иофан).

Литература: Государственный центральный институт физической культуры. (К 75-летию института), М., 1993.

В.В. Кузин.

Российская государственная библиотека

РГБ

(улица Воздвиженка, 3), национальная библиотека, научно-исследовательский и научно-информационный центр Российской Федерации в области библиотековедения, библиографии и книговедения. Основана в 1862 в составе Румянцевского музея, в 1919 выведена из него, с 1924 Всероссийская публичная библиотека имени В.И. Ленина, с 1925 Государственная библиотека СССР имени Ленина, с 1992 современное название. Первоначально в фондах насчитывалось около 100 единиц хранения. Библиотека получала обязательный экземпляр всех отечественных публикаций (с 1922 - 2 экземпляра, с 1945 - 3). Фонды большей частью пополнялись за счёт пожертвований всех слоёв московского общества. Большую ценность представляли личные собрания книг Н.П. Румянцева, С.Д. Полторацкого, Д.А. Гурьева, В.Ф. Одоевского, В.М. Ундольского, М.Ю. Виельгорского, П.Я. Чаадаева и др. В 1914-15 открыто книгохранилище на 500 тыс. книг; число читательских мест увеличилось с 20 до 300. В библиотеке сотрудничали библиотековеды и учёные Е.Ф. Корш, Я.Г. Квасков, А.И. Калишевский, А.А. Борзов, Ю.В. Готье, Н.Ф. Фёдоров и др. После 1917 в библиотеку поступило свыше 1,5 млн. томов из 400 национализированных книжных собраний (Шереметевых, Барятинских, Юсуповых и др.). В 1919 организованы читальный зал для научных работников и научные отделы по отраслям знаний, в 1925-26 - функциональные и специализированные отделы, Музей книги, в 1960-х гг. - отделы гигиены и реставрации и лаборатория консервации (в 1992 объединены в научный центр). В разные годы в библиотеке работали О.С. Чубарьян, Н.М. Сикорский, Е.Л. Немировский, Н.И. Тюлина и др.

В фондах (1995) свыше 38,7 млн. единиц хранения (11,6 млн. - иностранные издания), в том числе свыше 1,3 млн. книг, свыше 12,3 млн. журналов, около 1,2 млн. продолжающихся изданий, свыше 592 тыс. экземпляров годовых комплектов газет и др., свыше 2,5 млн. экземпляров изданий на микроносителях. Представлены рукописные книги, в том числе Архангельское Евангелие (1092), Евангелие Хитрово (конец XIV - начало XV вв.) и др., печатные книги с середины XVI в., русские периодические издания, в том числе «Московские ведомости» (с 1756), в отделе редких книг - издания славянских первопечатников Ш. Фиоля, Ф. Скорины, И. Фёдорова и П. Мстиславца, коллекции инкунабулов и палеотипов, первые издания трудов Дж. Бруно, Данте, Н. Коперника, архивы Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.А. Блока, М.А. Булгакова и др.

Ежегодно библиотека обслуживает свыше 1,3 млн. читателей в 20 научных и специализированных залах, является крупнейшим центром межбиблиотечного абонемента (3,7 тыс. абонентов, в том числе более чем 400 абонентов зарубежных стран). Ведёт международный книгообмен с организациями более чем в 100 государствах. Имеет центральную справочную библиотеку и систему каталогов и картотек (в том числе сводные каталоги русской книги, иностранной книги и периодических изданий, хранящихся в библиотеках страны). При РГБ действует центр по повышению квалификации библиотечных кадров. Издаёт «Труды» (с 1957), «Записки Отдела рукописей» (с 1938), журнал «Библиотековедение» (с 1952), библиографические каталоги, указатели и др. Член Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА); штаб-квартира Библиотечной ассамблеи Евразии (БАЕ); сотрудничает с ЮНЕСКО и другими организациями.

Старое здание - дом Пашкова (1784 - 1786, приписывается архитектору В.И. Баженову) - памятник русского классицизма XVIII в. Новое здание (1928-58, архитекторы В.Г. Гельфрейх, В.А. Щуко и др.) включает шесть корпусов, в том числе 19-этажное книгохранилище. В 1975 построено 10-этажное книгохранилище с читальным залом в г. Химки Московской области.

Литература: Клевенский М.М., История библиотеки Московского публичного Румянцевского музея. 1862-1917, М., 1953; История Государственной ордена Ленина библиотеки СССР имени В.И. Ленина за 100 лет. 1862-1962, [М., 1962]; Голос прошлого. Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В.И. Ленина в годы Великой Отечественной войны, М., 1991; Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В.И. Ленина. Библиографический указатель, ч. 1-2, М., 1986.

Д.Н. Бакун.

Российская государственная библиотека по искусству

Библиотека по искусству.

Библиотека по искусству.

Москва.

Российская госуда́рственная библиоте́ка по иску́сству (улица Большая Дмитровка, 8/1), ведущая библиотека и информационный центр в сфере зрелищных искусств. Основана в 1922 по инициативе А.А. Фомина как библиотека Малого театра; в 1936 передана в ведение Комитета по делам искусств и преобразована в Государственную центральную театральную библиотеку; с 1992 современное название. В фондах (1995) свыше 1,8 млн. единиц хранения (включая театральные программы, изобразительные материалы, газетные вырезки): литература об отечественном и зарубежном театре, музыке, балете, кино, по гуманитарным наукам и др., собрание Общества русских драматических писателей, Академии художественных наук, частных библиотек (А.П. Ленского, С.С. Мокульского и др.). Ежегодно обслуживает около 18 тыс. читателей. Имеет систему каталогов (уникальный предметный) и картотек (театральных программ; изображений и иллюстраций; аналитическая роспись статей из периодических изданий и др.). Издаёт библиографические указатели. Размещается (с 1948) в здании, построенном архитектором М.Ф. Казаковым (1793); в 1813-29 принадлежало графу Ф.А. Толстому; с 1829 в нём находилась Московская контора императорских театров (в 1885-86 её репертуарной частью заведовал А.Н. Островский); с 1832 - театральная школа; после 1917 - Управление государственных театров.

Д.Н. Бакун.

Российская государственная детская библиотека Министерства культуры Российской Федерации (РГДБ)

Росси́йская госуда́рственная де́тская библиоте́ка Министерства культуры Российской Федерации (РГДБ) (Калужская площадь, 1), научно-методический центр в области детской литературы, педагогики, психологии и социологии детского чтения для библиотек Российской Федерации. Основана в 1969 на базе районной библиотеки № 98. В фондах (1995) свыше 500 тыс. единиц хранения: отечественная и иностранная литература, нотные издания, фонд компьютерных программ (учебных и просветительских), музейная коллекция старой детской книги и др. Ежегодно обслуживает свыше 300 тыс. читателей. Имеет систему каталогов и картотек («Вопросы детской литературы», «Детское движение» и др.). Издаёт библиографические пособия для школьников.

Д.Н. Бакун.

Предыдущая страница Следующая страница