Москва. Энциклопедический справочник.
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АКА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АКА")

«А. и В. Сапожниковы»

«А. и В. Сапо́жниковы» Торгово-промышленное товарищество. Учреждено в 1912 на базе торгового дома «Александр и Владимир Григорьевичи Сапожниковы» (образован в 1870, с 1877 его единственным владельцем являлся потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник В.Г. Сапожников). Правление товарищества и склад изделий находились в Верхних торговых рядах на Красной площади. В.Г. Сапожников был главным пайщиком (владел 487 паями из 500) и председателем правления товарищества. Фирме принадлежали парчово-шёлкоткацкое предприятие (располагалось в начале нечётной стороны улицы Новая Басманная; было основано как шёлкоткацкая мануфактура в 1837 отцом А.Г. и В.Г. Сапожниковых - Григорием Григорьевичем Сапожниковым; к 1913 производство велось на 300 ручных ткацких станках), а также первая в России механическая шёлкокрутильная и ткацкая фабрика при селе Куракино Мытищинской волости Московского уезда (основана в 1875; к 1913 была оснащена 250 ткацкими станками и другим современным оборудованием). Предприятия выпускали парчовые и изысканные шёлковые ткани на сумму свыше 2 млн. рублей в год. Изделия фабрик Сапожниковых отличались высокохудожественным исполнением, не имели равных себе в России. Особенное восхищение у современников вызывали бархатные парчи и глазеты с затканными в них стразами, мебельные шёлковые ткани и фасонные ткани из шёлка с оригинальными рисунками в «русском стиле». С 1852 фирма Сапожниковых выполняла специальные заказы для высшего духовенства и придворной знати на изготовление тканей для религиозных и светских церемоний, для отделки дворцовых апартаментов. Изготовлялись по образцам знамёна и штандарты воинских частей. На всероссийских промышленных и промышленно-художественных выставках (1870, 1872 и 1896) фирма удостаивалась права изображать государственный герб на своих вывесках, рекламе и пр.; на всемирных и международных выставках получила 6 высших наград (Гран-при) и дипломов первой степени, 5 золотых и почётных медалей. В течение многих лет Сапожниковы финансировали Строгановское училище, поощряя разработки в «русском стиле». Предприятия национализированы в 1919.

Литература: Иоксимович Ч.М., Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем, М., 1915.

С.В. Ильин.

Абакумов Егор Трофимович

Абакумов Егор Трофимович (1895-1953), начальник «Метростроя» в 1935-39 (с 1933 заместитель начальника). Окончил Московский горный институт (1930, заочно). Участник Гражданской войны. С 1920 на руководящей хозяйственной работе в Донбассе. С 1939 на руководящей работе в Наркомате (Министерстве) угольной промышленности, с 1949 в Совете министров СССР. Государственная премия СССР (1947). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем в 1964 названа улица (улица Егора Абакумова, бывшая Станционная улица, в поселке Лось).

Аббревиатуры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Абдулов Осип Наумович

Абдулов Осип Наумович (1900, Лодзь - 1953, Москва), актёр, народный артист РСФСР (1944). Учился в Московском университете. Сценическую деятельность начал в 1920 в московской Студии имени Ф.И. Шаляпина. В 1924-25 работал в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской, в 1925-26 - во МХАТе, в 1926-27 - в Театре сатиры, в 1928 - в Профклубной мастерской, в 1929-36 - в Театре-студии под руководством Ю.А. Завадского, в 1938-42 - в Театре Революции, с 1943 - в Театре имени Моссовета. Среди ролей: Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты», 1928), Лыняев («Волки и овцы», 1934; обе - А.Н. Островского), Сатин («Чайка» А.П. Чехова, 1945), Шмага («Без вины виноватые» Островского, 1948). Абдулов проявил себя как яркий характерный и комедийный актёр, в искусстве которого острота внешнего рисунка сочеталась с тонким, убедительным раскрытием психологии персонажа. Работал на радио. Снимался в кино, среди лучших ролей: Джон Сильвер («Остров сокровищ», 1938), Тарантулов («Человек в футляре», 1939), Грек Дымба («Свадьба», 1944). Государственная премия СССР (1951). Похоронен на Введенском кладбище.

Абельмановская застава

Абельмановская застава (площадь)

(до 1919 площадь Покровской заставы), на пересечении улиц Абельмановской, Рогожский вал, Таганской и Нижегородской. Прежнее название - по бывшему Покровскому монастырю и Покровской заставе (с 1742) Камер-Коллежского вала. Названа по имени Н.С. Абельмана, делегата V Всероссийского съезда Советов (от г. Коврова), погибшего в районе Покровской заставы во время подавления Июльского восстания 1918.

Абица

Абица, Битца - значительный левый приток р. Пахры, на юго-западе Москвы. Длина 24 км, протяжённость в открытом русле в пределах города около 6 км. Площадь бассейна около 100 км2. Средняя глубина около 0,5 м. Берёт начало из родников на склоне Теплостанской возвышенности, вблизи пересечения МКАД с Профсоюзной улицей. Два истока Битцы протекают по восточной и юго-западной окраине Голубинского лесопарка. Далее Битца заключена в коллектор и появляется на поверхности к югу от Голубинской улицы, пересекает МКАД и течёт на восток вблизи неё, принимая из города многочисленные левые притоки: Журавенку и др. Вблизи усадьбы Знаменское-Садки проходит через каскад декоративных прудов. Здесь долина реки, объявленная памятником природы, особенно живописна. В верхнем течении находились два сельца - Большое Голубино и Малое Голубино.

Абрикосов Алексей Иванович

Бюст А. И. Абрикосова.

Бюст А. И. Абрикосова.

Москва.

Абрико́сов Алексей Иванович (1875, Москва — 1955, там же), патологоанатом, академик Академии наук СССР (1939), вице-президент Академии медицинских наук СССР (1944—48), Герой Социалистического Труда (1945). Из семьи предпринимателей Абрикосовых. Окончил Московский университет (1899). В 1904—18 приват-доцент там же. Заведующий кафедрами патанатомии 2-го (1918—20) и 1-го (1920—53) МГУ (с 1930 — 1-й Московский медицинский институт) и одновременно директор Института нормальной и патологической анатомии Академии медицинских наук (1941—52). Основные труды по морфологии туберкулёза, вегетативной нервной системы, сепсиса. Описал (1925) разновидность мышечной опухоли, названной его именем. Организатор и почётный председатель (с 1938) Московского общества патологов, почётный председатель Московского общества патологоанатомов, почётный член Московского общества испытателей природы. Государственная премия СССР (1942). Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1956 именем Абрикосова назван переулок, где до 1995 находилась кафедра патанатомии 1-го Медицинского института (бывший 2-й Клинический переулок на Девичьем поле), перед зданием которой в 1960 установлен бюст Абрикосова (скульптор А.Г. Постол). На доме, где в 1948—55 жил Абрикосов (Новослободская улица, 57/65), — мемориальная доска.

С.Н. Затравкин.

Абрикосовы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аввакум Петров

Авваку́м Петро́в (около 1620, село Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда — 1682, Пустозерский острог), один из основателей старообрядчества, протопоп, писатель. Из священников. С 1642 дьякон, с 1644 священник села Лопатищи Нижегородского уезда. Летом 1647 из-за преследований местного «начальника» бежал с семьёй в Москву. Сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия» (С. Вонифатьевым, И. Нероновым, Ф.М. Ртищевым, будущим патриархом Никоном), познакомился с царём Алексеем Михайловичем. В сентябре 1647 вернулся в Лопатищи. В мае 1652, спасаясь от разъярённой толпы прихожан, вновь бежал в Москву. Назначен протопопом в г. Юрьевец-Повольский. В декабре 1652 вновь с семьёй переехал в Москву, где служил в Казанском соборе. Выступил против церковных реформ патриарха Никона. В августе 1653 Аввакум оставил Казанский собор и служил полунощницу в церкви Аверкия в Замоскворечье, а всенощную — во дворе Неронова. В августе 1653 арестован, доставлен на Патриарший двор и находился месяц в заключении в подвале трапезной Спасо-Андроникова монастыря (Андроньевская, ныне площадь Прямикова, 10). В середине сентября 1653 расстрижен в Успенском соборе с сохранением сана по просьбе царя и сослан с семьёй в Сибирь. С декабря 1653 протопоп Вознесенской церкви в Тобольске. В июне 1655 сослан в Якутский острог, затем в Енисейский острог, откуда отправлен с отрядом воеводы А.Ф. Пашкова в Забайкалье. В 1656 посажен на полтора месяца в башню Братского острога (в 1959 перевезена в Государственный музей-заповедник «Коломенское»). Летом 1663 через Нерчинский и Иргенский остроги добрался до Тобольска. Весной 1664 возвратился из ссылки в Москву, принят царём и поселился на монастырском подворье в Кремле. Несмотря на уговоры царя и церковных иерархов, продолжал отстаивать идеи старообрядчества, часто посещал дома единомышленников: Ртищева (в Конюшенной слободе Земляного города), Ф.П. Морозовой (в Белом городе, вблизи церкви Георгия на Красной горке; Моховая улица, 16), своего брата — священника Кузьмы Петрова (в Барашах), Л. Лаврентьевича (в Кожевниках). За открытое неприятие церковных реформ Никона в 1664 сослан с семьёй в Пустозерский острог, но затем отправлен на р. Мезень, в Окладникову слободу. 1 марта 1666 вернулся с сыновьями в Москву на церковный собор. 9 марта 1666 помещён в Пафнутьев-Боровский монастырь, в начале мая привезён в Москву для «прения» с участниками собора (Крестовая палата Патриаршего дворца); церковным иерархам не удалось заставить Аввакума отказаться от своих взглядов. 13 мая 1666 по решению собора расстрижен и предан церковному проклятью в Успенском соборе и 15 мая закован и отправлен в Николо-Угрешский монастырь. 5 сентября 1666 переведён в Пафнутьев-Боровский монастырь, откуда 30 апреля 1667 вновь вызван в Москву на церковный собор и содержался на подворье Пафнутьев-Боровского монастыря на Посольской улице, 3, 11 мая 1667 спорил в Чудовом монастыре с архимандритами Иоакимом и Сергием, а 17 июня с патриархами — Макарием Антиохийским, Паисием Александрийским и Иоасафом II Московским. 17 июня отвезён в Андреевский монастырь на берегу Москвы-реки близ Воробьёвых гор (Андреевская набережная, 2). 17 июля по решению церковного собора предан анафеме и 20 июля отправлен в Николо-Угрешский монастырь, а в конце июля Аввакум вместе с Лазарем и Епифанием перевезён в Москву на Никольское подворье. 30—31 августа 1667 из села Братошино (в 32 верстах от Москвы) на «ямских подводах» отправлен в ссылку в Пустозерский острог, где 14 апреля 1682 сожжён в срубе вместе со сторонниками по решению церковного собора 1681—82.

Сочинения: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения, Иркутск, 1979; Соч. Аввакума, в книге: Памятники литературы Древней Руси. XVII век, [в. 10], кн. 2, М., 1989.

Литература: Бороздин А.К., Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в., 2 изд., СПб., 1900; Робинсон А.Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963; Малышев В.И., Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума», в книге: Древнерусская книжность, Л., 1985; Соколова Е.И., Протопоп Аввакум в Москве, в сборнике: Старообрядчество: история, культура, современность, в. 2, М., 1995.

Е.М. Юхименко.

Авдеев Александр Фёдорович

Авде́ев Александр Фёдорович (1917, село Большая Талинка Тамбовской губернии - 1942), лётчик, Герой Советского Союза (1943), капитан. Жил в Люблине, где работал на Литейно-механическом заводе слесарем. В Великую Отечественную войну - в истребительной авиации: командир звена, заместитель командира эскадрильи. 189 боевых вылетов, сбил 7 самолётов, один из них - тараном. Погиб в воздушном бою. В 1965 в сквере на Ставропольской улице (Люблино) установлен памятник Авдееву, на заводе - мемориальная доска и барельеф.

Авербах Михаил Иосифович

Аверба́х Михаил Иосифович (1872, Мариуполь - 1944, Москва), врач, основатель научной школы офтальмологов, академик Академии наук СССР (1939). После окончания медицинского факультета Московского университета (1895) работал в клинике глазных болезней там же; с 1900 - в глазной больнице имени В.А. и А.А. Алексеевых (с 1903 главный врач; см. Алексеевская глазная больница), на базе которой в 1910 основал кафедру глазных болезней медицинского факультета Высших женских курсов. В 1931-44 заведующий основанной им кафедрой глазных болезней Центрального института усовершенствования врачей, одновременно в 1935-44 директор Института Гельмгольца. Председатель Московского общества глазных врачей. Основные труды посвящены проблемам глаукомы, трахомы, травматизма глаз, детской и оперативной офтальмологии и др. Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Введенском кладбище. Имя Авербаха присвоено глазной клинике, детской поликлинике при Институте Гельмгольца. На территории Института Гельмгольца в 1952 установлен бюст Авербаха (скульптор С.Д. Меркуров). Мемориальная доска на 5-м (Голицынском) корпусе 1-й городской клинической больницы.

Литература: Тальковский С.И., Авербах М.И., М., 1970.

А.В. Бруенок.

«Авиамоторная»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Авиамото́рная» станция метро Калининской линии. Открыта в 1979. Архитекторы А.Ф. Стрелков, В.И. Клоков, Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова. Расположена на шоссе Энтузиастов (на пересечении с Авиамоторной улицей), выходы на обе стороны без наземных вестибюлей. Колонны аркад станционного зала облицованы светлым, а цоколи путевых стен тёмным мрамором. Художественное оформление посвящено создателям авиационных двигателей (авторы А.М. Мосийчук, Е.М. Рысин).

Авранек Ульрих Иосифович

Авранек Ульрих Иосифович (Осипович) (1853, Клученице, Чехия - 1937, Москва), хормейстер и дирижёр, народный артист РСФСР (1933), Герой Труда (1934). Родился в семье учителя, органиста приходской церкви. В 1870 окончил Пражскую консерваторию по классам виолончели и теории музыки, играл в оркестре Немецкой оперы в Праге. С 1874 в России, с 1882 в Москве. Дебютировал в качестве капельмейстера в Большом театре - оперы «Аида» Дж. Верди и «Гугеноты» Дж. Мейербера; был назначен главным хормейстером и вторым капельмейстером оперы. За время работы (1882-1937) под его руководством прошло свыше 1,3 тыс. спектаклей, в том числе премьеры опер «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Ночь перед Рождеством» и «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова, «Пир во время чумы» и «Сын мандарина» Ц.А. Кюи; были возобновлены оперы «Рогнеда» и «Вражья сила» А.Н. Серова, «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского, «Маккавеи» А.Г. Рубинштейна, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Русалка» А.С. Даргомыжского.

Авранек регулярно выступал с хором Большого театра в концертах, расширил его состав до 100 человек. В 1928-33 был также главным хормейстером Оперного театра имени К.С. Станиславского. С 1883 вёл педагогическую деятельность. Автор многих хоровых произведений, 3 струнных квартетов, фортепьянного квинтета, сонаты для виолончели с фортепьяно и фортепьянных пьес. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература: Ремезов И., У.И. Авранек, «Советская музыка», 1937, № 12; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963.

О.С. Лебедева.

Автобус

В системе городского общественного транспорта автобус обеспечивает в Москве примерно третью часть пассажирских перевозок. Протяжённость автобусных маршрутов в городе составляет свыше 4 тыс. км (1995). Первый автобус появился в Москве в 1907; совершались нерегулярные рейсы от центра к окраинам. Первый автобусный маршрут начал работать регулярно с 8 августа 1924. Было закуплено 8 английских автобусов «Лейланд». К концу года их насчитывалось уже 79. С 1929 в Москве начали эксплуатироваться отечественные автобусы - Я-6 (Ярославского завода), с 1934 - ЗИС-8 (Московского завода имени И.В. Сталина). В 1931 число автобусов в Москве составило 203, а в 1934 - 422 машины. В 1938 появились новые автобусы ЗИС-16 с обтекаемой формой кузова. В годы Великой Отечественной войны большая часть автобусов была передана для нужд обороны. После войны подвижной состав московских автобусов комплектовался машинами вагонной компоновки (ЗИС-154, ЗИС-155), позволяющей заметно увеличить вместимость салона. Эксперименты с английскими двухэтажными автобусами успеха не имели. С 1958 начата эксплуатация ЗИЛ-158, производство которого вскоре было развёрнуто на подмосковном Ликинском заводе. На протяжении 15 лет эти машины составляли основу автобусного парка Москвы. С середины 60-х гг. началась их замена на более совершенную модель ЛиАЗ-677. Одновременно на наиболее загруженных маршрутах появились сочленённые автобусы венгерской фирмы «Икарус» (Икарус-180, позже Икарус-280). В 1978 число автобусов превысило 5300. С 1989 в эксплуатации появились автобусы ЛиАЗ-5256, с 1991 - усовершенствованные сочленённые Икарус-283. Кроме городских автобусов, с конца 40-х гг. для связи Москвы с другими городами были открыты линии междугородных автобусов. Первоначально использовались несколько модифицированных городских автобусов (ЗИС-155, ЗИЛ-158), с середины 50-х гг. на маршрутах между Москвой и другими городами, а также к аэропортам стали совершать рейсы отечественные междугородные автобусы специальной постройки - ЗИС-127, а затем автобусы Львовского завода. С начала 70-х гг. в основном эксплуатировались междугородные машины фирмы «Икарус». Подготовку автобусов, обслуживание и ремонт осуществляют автобусные парки. Инвентарный парк автобусов - 5646 единиц (к 1995). В 1994 автобусами перевезено более 1147 млн. человек, действовали 470 автобусных маршрутов общей протяжённостью 5300 км по Москве и 68 маршрутов протяжённостью 1545 км по Московской области.

А.В. Рогачёв, Л.Ф. Честная.

Автобусные парки

Относятся к городскому хозяйству Москвы, обеспечивают хранение, выпуск на линию и мелкий ремонт подвижного состава автобуса. Первый автобусный парк (Гараж № 1 МКХ - Московского коммунального хозяйства) был открыт в 1924 в здании бывшей электростанции на улице Большая Дмитровка, 3. Строительство специальных сооружений для автобусных парков велось с середины 20-х гг. Памятниками промышленной архитектуры являются автобусные парки № 3 (улица Образцова, 19а), № 4 (Новорязанская улица, 27), построенные по проектам архитектора К.С. Мельникова. В 1995 в Москве работало 15 автобусных парков, большая часть которых размещена на окраинах или за Московской кольцевой автодорогой.

А.В. Рогачёв, Л.Ф. Честная.

Автовокзал

Автовокза́л (Щёлковское шоссе, 75/2). Построен в 1972, рядом со станцией метро «Щёлковская». К Автовокзалу приписано более 70 маршрутов междугородных автобусов, совершающих поездки в различные регионы России и страны ближнего зарубежья. также автостанции междугородных сообщений.

Автозаводская улица

Автозаво́дская у́лица (до 1930-х гг. часть современной улицы составляли Амовский и Трюфелев проезды), между Велозаводской улицей и Автозаводским мостом, на юге Москвы, в районе Симонова и Кожухова. Названа по находящемуся здесь автомобильному заводу. В XVI в. на близлежащей территории находилась слобода Симонова монастыря. С начала XX в. заселялась рабочими окрестных заводов (АМО, Бари, «Динамо» и др.), в районе Трюфелевой рощи строились дачи. В 1920 — 1930-е гг. вдоль улицы выстроены корпуса Автомобильного завода и жилые дома для рабочих; перед главным входом на завод в 1958 установлен бронзовый бюст И.А. Лихачёва, в течение многих лет руководившего заводом (скульптор М.Г. Манизер). В 1942 сооружён павильон станции метро «Автозаводская». В 1947—48 высажены многолетние липы, создан бульвар. В 50-х гг. улица продолжена до Велозаводской улицы и застроена многоэтажными домами (руководитель — архитектор А.Д. Сурис). На здании училища металлистов (д. 25/7), где учились Герои Советского Союза В.И. Гущин, Р.Р. Ибаррури, А.Г. Курзенков, К.А. Новиков, Б.М. Ривкин, А.И. Свистунов, — мемориальная доска. Рядом с Автозаводской улицей находятся Автозаводская площадь, 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские проезды (до 1950 — Трюфелев проезд, улица Швецова слобода, Борьевский проезд).

«Автозаводская»

«Автозаводская» (до 1956 «Завод имени Сталина»), станция метро Замоскворецкой линии. Открыта в 1943. Архитекторы А.Н. Душкин, Н. Князев. Вестибюли расположены в здании на Автозаводской улице и на пересечении её с улицей Мастеркова. Первый вестибюль оформлен светлым мрамором, украшен мозаичными панно «Русские богатыри» и «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (Душкин, М.Г. Файнштейн); второй вестибюль выполнен в виде лёгкого павильона из стекла и металлических конструкций с лестницами в подземный переход. Колонны станционного зала облицованы светло-сиреневым, а стены светлым мрамором. В оформлении зала использованы мозаичные панно на сюжеты, связанные с темами труда и обороны (авторы В.Ф. Бородиченко, Ф.К. Лехт, И.С. Ефимов).

Автозаводский мост

Автозаводский мост.

Автозаводский мост.

Москва.

Автозаво́дский мост через Москву-реку, соединяет Автозаводскую улицу с Большой Тульской улицей и Варшавским шоссе. Сооружён взамен находившегося несколько выше по течению реки Даниловского деревянного моста в 1961 (инженер С.Я. Терёхин, архитекторы К.Н. Яковлев и А.И. Сусоров). Длина Автозаводского моста с подходами 842 м, ширина 42 м. Речной пролёт длиной 148 м, береговые — по 38 м; сооружены из сборного предварительно напряжённого железобетона с применением способа навесного монтажа. на правом берегу имеется железобетонная эстакада с отверстиями для пересечения в разных уровнях с железнодорожными путями и с Новой Дубининской улицей. Съезд с моста на Автозаводскую улицу осуществлён также в железобетонной эстакаде, в которой размещены гаражи.

Литература: Москва. Автозаводский мост через Москву-реку, в книге: Советская архитектура. Ежегодник. 1961, М., 1963.

Автомобильный транспорт

Автомоби́льный тра́нспорт в статье транспорт.

Автостанции междугородных сообщений

Автоста́нции междугоро́дных сообще́ний В Москве организованы 4 автостанции у станций метрополитена («Юго-Западная», «Тушинская», «Измайлово», «Выхино») и автовокзал на Щёлковском шоссе. Действуют более 100 маршрутов автобуса, обеспечивающих транспортные связи в основном с различными регионами России: автобусы из Москвы следуют в Воронеж, Владимир, Курск, Липецк, Иваново, Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Пензу, Киржач, Ковров и другие города. По 4 маршрутам обеспечиваются связи с городами ближнего зарубежья; автобусы следуют в Киев, Днепропетровск, Бобруйск, Тбилиси. Маршрут туристического назначения проложен в Турцию (Стамбул).

Л.Ф. Честная.

Адашев Алексей Фёдорович

Адашев Алексей Фёдорович (?-1561), думный дворянин, окольничий (с ноября 1553), постельничий. Из костромских дворян. С конца 40-х гг. XVI в. руководил Избранной радой. С его именем связаны государственные реформы конца 40-50-х гг. XVI в., определившие на столетие особенности государственного управления в России. Совмещал правительственные обязанности с придворными (постельничий), был хранителем личной казны царя и его печати «для скорых и тайных дел». Возглавлял Челобитный приказ, направлявший и контролировавший при нём деятельность других учреждений и одновременно являвшийся личной канцелярией царя. Вёл дипломатическую подготовку присоединения Казанского ханства. Руководил составлением официальной Разрядной книги и «Государева родословца», редактировал официальную летопись. Сторонник активной восточной политики Российского государства. Совместно с И.М. Висковатовым ведал внешними сношениями России в начале Ливонской войны 1558-83, но противился дальнейшей активизации военных действий на западе. В 1560 был воеводой в Ливонии, умер в Юрьеве в опале, вызванной борьбой за власть придворных группировок. Поводом для опалы, возможно, послужили сопротивление Адашева продолжению войны, борьба с влиянием Захарьиных, родственников царицы Анастасии.

Литература: Шмидт С.О., Правительственная деятельность А.Ф. Адашева, «Ученые записки МГУ», 1954, в. 167.

С.О. Шмидт.

Адриан

Адриа́н (в миру Андрей) (1627, Москва — 1700, Перервинский монастырь, под Москвой), патриарх Московский и Всея Руси. Впервые упоминается в источниках в 1678 как архимандрит Чудова монастыря в Кремле; содействовал строительству в нём церквей: соборной Святого Митрополита Алексия и Святого Андрея Первозванного. Ходатайствовал перед правительством за стрельцов во время восстания 1682 года. С 1686 митрополит Казанский и Свияжский. С 24 августа 1690 патриарх. Поддерживая Петровские реформы, выступал против брадобрития, курения, иноземной одежды и др. Пытался возродить былые притязания патриаршей власти на главенство в решении как церковных, так и государственных дел. При Адриане введено летосчисление от Рождества Христова. В сентябре 1692 освятил иконостас церкви Козьмы и Дамиана, в 1696 — Богоявленский собор Богоявленского монастыря (Богоявленский проезд, 2/6). Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.

Литература: Под патриаршим омофором. К 400-летию установления патриаршества на Руси, М., 1989.

С.А. Потапова.

Адрианов Александр Александрович

Адрианов Александр Александрович (1861-?), московский градоначальник (1908 - 1914), первый главноначальствующий над Москвой (11 июля 1914 - 5 мая 1915), генерал-майор свиты Его Императорского Величества. До марта 1908 военный судья петербургского военно-окружного суда. В своей краткой речи 7 марта 1908 во время официального представления должностных лиц новому градоначальнику Москвы в большом зале Дома градоначальства Адрианов отметил, что «считает главным условием службы соблюдение законности и всегда готов идти навстречу нуждам служащих». Особое внимание обратил на предотвращение беспорядков в Москве во время проведения массовых общественных мероприятий. Возглавляемая Адриановым полиция обеспечивала порядок на Всероссийской ремесленной и фабрично-заводской выставке (1914) и др.

В связи с объявлением 11 июля 1914 Московского градоначальства о положении чрезвычайной охраны Адрианову были предоставлены права главноначальствующего. В соответствии с законом от 14 августа 1881 Адрианов издал обязательные постановления «Об изъятии из общей подсудности и передаче военно-окружному суду дел о вооружённом сопротивлении властям и устройстве стачек» (июль 1914), «О продаже спиртных напитков» (август), «О воспрещении продажи и распития спиртных напитков» (октябрь). Адрианов участвовал в решении вопросов, связанных с проводившейся в Москве мобилизацией запасных, размещением беженцев из западных губерний, устройством лазаретов и др. После передачи полномочий главноначальствующего 5 мая 1915 Ф.Ф. Юсупову Адрианов вернулся к обязанностям градоначальника. Негативно оценив роль Адрианова во время беспорядков 26-29 мая 1915, сопровождавшихся разгромом предприятий, складов, магазинов, контор и квартир лиц немецкого происхождения и германских подданных, министр внутренних дел Н.А. Маклаков потребовал от московского градоначальника подачи прошения об отставке. В октябре 1916 постановлением Московской судебной палаты Адрианов привлечён к следствию в качестве обвиняемого в бездействии и превышении власти во время событий 26-29 мая 1915. Дальнейшая судьба неизвестна.

О.В. Кузовлева.

«Академическая»

Схема линий московского метрополитена 2004 г

Схема линий московского метрополитена 2004 г. (с сайта Московское метро).

«Академи́ческая» станция метро Калужско-Рижской линии. Открыта в 1962. Архитекторы Ю.А. Колесникова, И.Г. Петухова, А.Ф.Фокина. Сооружена по типовой конструкции. Выходы со станции по подземным переходам, без наружных вестибюлей, на площади Хо Ши Мина, вблизи ряда учреждений Российской академии наук. В отделке станционного зала использованы светлый мрамор, белая и чёрная глазурованная плитка. Пол выложен плитами из чёрного и серого гранита.

Академический Большой симфонический оркестр

Академи́ческий Большо́й симфони́ческий орке́стр и́мени П.И. Чайко́вского Министе́рства культу́ры Российской Федера́ции (БСО) - основан в 1930 как оркестр Всесоюзного радио (ныне за рубежом известен под названием «Большой симфонический оркестр Московского радио»), в 1958-91 назывался БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Создан первоначально для исполнения опер в студии Радиотеатра, но вскоре стал концертирующим коллективом. Руководителями и главными дирижёрами оркестра были: А.И. Орлов (до 1937), Н.С. Голованов (1937-53), А.В. Гаук (1953-61), Г.Н. Рождественский (1961-74), под управлением которого впервые исполнены многих сочинения советских композиторов (Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Р.М. Глиэра и др.). С 1974 художественный руководитель и главный дирижёр оркестра - народный артист СССР В.И. Федосеев. С БСО выступали крупнейшие исполнители (Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган, Э.Г. Гилельс, И.С. Козловский и др.), за дирижёрским пультом стояли видные российские и зарубежные музыканты (Е.Ф. Мравинский, Б.Э. Хайкин, Л. Стоковский, Г. Абендрот и др.). В составе оркестра свыше 100 человек. Репетиционное помещение и офис - в Доме радиовещания и звукозаписи (Малая Никитская улица, 24).

М.В. Есипова.

Академический пруд

На севере Москвы, расположен на территории парка Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. Сооружён в середине XVIII в. на территории усадьбы Петровско-Разумовское, в пойме р. Жабенки. Площадь 19,0 га. Средняя глубина 2,0 м. Питание главным образом из Химкинского водохранилища. Берега укреплены железобетонными плитами. Имеются песчаный пляж и лодочная станция. Пруд используется для купания и прогулок на лодках. Близ пруда - стадион «Наука».

Академический русский народный оркестр имени Н.П. Осипова

Академи́ческий ру́сский наро́дный орке́стр и́мени Н.П. О́сипова профессиональный оркестр народных инструментов. Основан в 1919 (17 человек) Б.С. Трояновским и П.И. Алексеевым (первоначальное название - Первый московский великорусский оркестр) при 1-й Армейской артиллерийской бригаде тяжёлой артиллерии особого назначения. С 1921 в системе Главполитпросвета (30 человек), с 1930 во Всесоюзном радиокомитете, с 1936 Государственный оркестр народных инструментов СССР (80 человек). В 1940 художественным руководителем и дирижёром оркестра стал Н.П. Осипов (в прошлом - солист оркестра). Он расширил инструментальный состав оркестра (ввёл духовые и баяны), привлёк в оркестр композиторов С.Н. Василенко, Н.Н. Крюкова, И.В. Морозова, в 40-х гг. - Н.П. Будашкина, написавшего для оркестра лучшие свои произведения, в том числе «Русскую увертюру». С 1943 оркестр носит современное название, с 1946 имени Осипова, с 1969 академический. После смерти Осипова (1945) за пульт встал его брат Д.П. Осипов. Оркестром в разные годы также дирижировали М.М. Ипполитов-Иванов, Р.М. Глиэр, Василенко, А.В. Гаук, Н.С. Голованов. С ним выступали Л.А. Русланова, А.В. Нежданова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, А.С. Пирогов, Л.Г. Зыкина и др.

О.С. Лебедева.

Академический русский народный хор Российской Федерации имени М.Е. Пятницкого

Академи́ческий ру́сский наро́дный хор Российской Федера́ции имени М.Е. Пя́тницкого профессиональный народный хор. Организован М.Е. Пятницким в 1910 из крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Первый концерт в Москве состоялся 17 февраля 1911 в Малом зале Благородного собрания. Искусством хора восхищались С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин. В 1918 хор выступил в красноармейском клубе Кремля, с этого времени постоянно в Москве. В 1923 хор выступил перед крестьянами на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, а с 1924 постоянно выступает на радио. С 1927 имени Пятницкого, с 1937 в составе Московской филармонии. В 1938 увеличен состав хора, созданы оркестр народных инструментов и танцевальная группа. С 1940 современное название, с 1967 академический. Особенностью хора являются большой диапазон народной музыки, стремление к «живописному исполнению песни» (по выражению Пятницкого), театрализация, разыгрывание сцен сельской жизни на фоне декораций, объединение песен в циклы («За околицей», «Посиделки», «Свадьба»). Руководители хора: Пятницкий (1910-27), П.М. Казьмин (1927-64), В.Г. Захаров (1932-56), М.В. Коваль (1956-62), В.С. Левашов (с 1962). Главные дирижёры: А.С. Широков (1951-74), И.Ф. Обликин (с 1974). При хоре работает фольклорный кабинет, хранится большая коллекция народных инструментов и костюмов, собранная Пятницким.

Литература: Хор имени Пятницкого. 1911-1961, М., 1961.

О.С. Лебедева.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Академи́ческий симфони́ческий орке́стр Моско́вской филармо́нии Создан в сентябре 1951 путём слияния Малого симфонического оркестра и оперного оркестра Радиокомитета. В 1953 в составе Московской филармонии. С 1973 академический. Художественными руководителями и главными дирижёрами оркестра были: С.А. Самосуд (с 1951), Н.Г. Рахлин (с 1957), К.П. Кондрашин (с 1960), Д.Г. Китаенко (с 1976); с 1989 — В.С. Синайский. Среди крупных творческих достижений коллектива — исполнение цикла из всех 9 симфоний Людвига ван Бетховена к юбилею композитора (сезон 1970/71), первые исполнения 4-й (сочинение 1930), 13-й (сочинение 1962) симфоний и оратории «Казнь Степана Разина» (сочинение 1964) Д.Д. Шостаковича, а также премьеры ряда сочинений Г.В. Свиридова, Т.Н. Хренникова, Р.К. Щедрина, М.С. Вайнберга, Б.А. Чайковского и др.

А.С. Соколов.

Академия автомобильного и тракторного машиностроения

Акаде́мия автомоби́льного и тра́кторного машинострое́ния (Большая Семёновская улица, 38), основана в 1922 как Московский механический институт имени М.В. Ломоносова. Специальности подготовки студентов и официальные названия вуза неоднократно менялись; в 1939 реорганизован в Московский автомеханический институт (МАМИ). Развитие вуза тесно связано с научными школами в областях машиноведения и двигателестроения, созданными академиками Академии наук СССР Е.А. Чудаковым, Б.С. Стечкиным и др. Современный статус и название с 1993. В составе академии: 4 факультета по группам специальностей технологии дорожно-строительного и автомобильного машиностроения. Применяется многоуровневая система подготовки инженеров и исследователей. В едином учебном комплексе с академией работают профессиональные учебные заведения - лицей и колледж. Имеются научно-исследовательский сектор и испытательные лаборатории, вычислительный центр, научная библиотека. Действует студенческое конструкторское бюро. Академия имеет филиалы в Дмитрове и Ликине-Дулёве (Московская область). В 1995 свыше 6 тыс. студентов. Научно-педагогическую работу вели свыше 580 профессоров и преподавателей, в том числе свыше 70 докторов наук.

Следующая страница