Япония от А до Я. Энциклопедия.
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИCЭ"-"ИНУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИCЭ"-"ИНУ")

Иcэ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иандзи

Иандзи - буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава ИэЯсу. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада иандзи был знаменитый мастер Соами. Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма. Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз - другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого. Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада иандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.

Ибараки

Ибараки - префектура, расположенная в Центральном Хонсю. Граничит с префектурой Фукусима на севере, префектурой Тиба на юге, префектурами Тотиги и Сайтама на западе. С востока омывается водами Тихого океана. В северной части - горные гряды Абукума и Ямидзо. В южной - продолжение равнины Канто. На территории префектуры находится несколько больших озер и лагун. Климат относительно мягкий. Прежнее название - провинция Хитати. Город Мито был местом пребывания влиятельного ответвления семьи Токугава в период Эдо (1600-1868). Он стал крупным образовательным центром. Сегодняшние название и границы установлены в 1875 г. - после Реставрации Мэйдзи. Относительное изобилие равнинных земель и близость к огромному рынку Токио способствовали тому, что Ибараки стала одной из ведущих сельскохозяйственных префектур. Здесь в огромных количествах производят рис, другие зерновые культуры, разнообразные виды овощей и фруктов. С давних времен большое внимание уделяется рыболовству. В последние годы развивается производство электрооборудования, стали, продуктов питания и нефтехимии. Последние широкомасштабные проекты включают создание прибрежного индустриального района Касима и нового академического городка Цукуба. Среди туристических достопримечательностей - сад Кайракуэн в Мито, а также весьма популярные в Японии парки, озера, лагуны и песчаные пляжи. Один из самых больших водопадов страны (127 м) находится неподалеку от Фукурода - курорта с горячими источниками. Площадь - 6090 кв. км. Население - 2995 тыс. чел. Префектуральный центр - город Мито. Другие крупные города - Хитати, Цутиура и Кога.

Иватэ

Иватэ - префектура, расположенная в Северном Хонсю. Граничит с префектурой Аомори на севере, префектурой Акита на западе, префектурой Мияги на юге. С востока омывается водами Тихого океана. Поверхность состоит из горных хребтов и плоскогорий. Горная гряда Оу находится в западном секторе префектуры, а Китаками - в восточном. Между ними пролегает бассейн реки Китакамигава - основной равнинный район, где живет большинство населения. Климат прохладный и сухой. Этот район попал под контроль центрального правительства только в период Хэйан (794-1185). В ХI-ХII вв. он находился под властью семейства Осю Фудзивара. Его столица Хираидзуми стала главным культурным центром Северной Японии. Затем район перешел под контроль сёгуната Камакура. В ХVI в. здесь правили кланы Намбу и Датэ, а в период Эдо (1600-1868) провинция была разделена на несколько феодальных княжеств. Современные названия и границы были установлены в 1876 г. В сельском хозяйстве доминируют производство риса и животноводство, развиты лесное хозяйство и рыболовство. Постепенно осваивается производство пищевых продуктов, электроприборов, строевого леса. Иватэ - один из главных источников железной и медной руды в Японии. Значительная часть береговой линии префектуры входит в национальный природный парк - РИКУТЮ КАЙГАН. Пользуется популярностью у туристов и другой национальный природный парк - Товада-Хатимантай. В Иватэ много курортов с горячими источниками, в их числе Ханамаки, Гэто и Цунаги. В Хираидзуми привлекают внимание несколько исторических памятников. Префектура известна изделиями из чугуна, куклами Кокэси, а также обычаями местных жителей (танец с мечами, танец оленя). Площадь - 15 278 кв. км. Население - 1420 тыс. жителей. Префектуральный центр - город Мориока. Другие крупные города - Мияко, Ханамаки и Итиносэки.

Идзанаги и Идзанами

Идзанаги и Идзанами - божества синтоистского пантеона. Их имена не расшифрованы, есть предположение, что они означают "первый мужчина" и "первая женщина". В японской мифологии эти боги последние из пяти поколений богов, являющихся на свет парами, после семерых богов, которые были "каждый сам по себе и не дали себя увидеть" ("Кодзики", св. I). Они - первые божества, имеющие антропоморфный облик и обладающие способностью рождения других богов. Высшие небесные боги, явившиеся первыми при разделении неба и земли, поручают им "оформить" землю, которая находится еще в жидком, бесформенном состоянии и, подобно всплывающему жиру, медузой носится по морским волнам (св. I), и создать страну. Миф рассказывает, как, стоя на мостике над небесным потоком, оба бога погружают пожалованное им высшими богами копье в морскую воду и месят ее, вращая копье, а когда затем они поднимают копье, капли, падая с него, загустевают и образуют остров. Он получает название Оногородзима (Самозагустевший). Сойдя на остров, оба бога превращают его в срединный столб всей земли, а затем совершают брачный обряд, состоящий в церемонии обхождения вокруг столба и произнесения любовного диалога. Однако рожденное ими потомство оказывается неудачным. Обеспокоенные неудачей, оба бога обращаются к высшим небесным богам за советом и с помощью магических действий узнают, что причина кроется в неправильном совершении ими брачного обряда: брачные слова первой произнесла богиня Идзанами - женщина. Боги повторяют обряд, но теперь первым говорит Идзанаги. От их брака на свет появляются острова - они и составляют страну Японию, а затем боги-духи, заселяющие ее: это боги земли и кровли, ветра и моря, гор и деревьев, равнин и туманов в ущельях и многие другие. Последним является бог огня Кагуцути, рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает - согласно мифу, удаляется в царство мертвых ёми-но куни. Горюя о ее кончине, ведь страна, которую оба бога должны были создать, "еще не устроена", Идзанаги отправляется за ней в подземное царство. Миф рассказывает о его злоключениях в стране смерти, бегстве из нее и о расторжении им брака с Идзанами, ставшей божеством подземной страны. Затем Идзанаги совершает очищающее омовение, во время которого является на свет множество богов. Последними рождаются три великих божества: от капель воды, омывших левый глаз Идзанаги, является богиня солнца Аматэрасу, от воды, омывшей его правый глаз, - бог ночи и луны Цукиёми, и, наконец, от воды, омывшей нос Идзанаги, является бог ветра и водных просторов Сусаноо. Идзанаги распределяет между ними свои владения: Аматэрасу, старшая сестра, получает в управление такамо-но хара - равнину высокого неба, бог луны - царство ночи, а Сусаноо - равнину моря. В этом мифе, наиболее подробно изложенном в "Кодзики", обрисован космогонический процесс, дано описание брачного обряда у древних японцев. Можно также с известной степенью достоверности определить ступень развития древнего японского общества, достигнутую ко времени создания мифа, как переход от материнского права к отцовскому: именно то, что при заключении брачного обряда женщина заговорила первой, привело к рождению "неудачного" потомства, и лишь вмешательство высших богов помогает исправить ошибку. О том же говорит и рождение детей одним лишь Идзанаги, без участия женского божества, и то, что Идзанами становится олицетворением сил смерти, темным началом, Идзанаги же представляет светлые силы, защищающие людей, и даже становится покровителем рожениц. Как отец трех главных божеств, он выступает и как глава патриархальной семьи, производящий между детьми раздел наследства, каковым является Вселенная. Оба бога упоминаются также в "Нихонги", в "Идзумо фудоки". В "Нихонги", в частности, указывается, что местом зарождения культа Идзанаги была провинция Авадзи (ныне Авадзи(сима) в префектуре Xёго).

Идзуми Кёка

Идзуми Кёка (1873-1939) - писатель-романтик, основоположник жанра так называемой социальной, или идейной, прозы (каннэн сёсэцу). Ранние произведения писателя носят явно выраженный романтический характер - новеллы "Достойная кровь, героическая кровь", "Операционная". В них воспевается высокое чувство любви и удивительная преданность женщины по отношению к возлюбленному. В новеллах жанра каннэн сёсэцу, например "Ночном полицейском", ставятся вопросы, затрагивающие социальные проблемы, в данном случае общественный статус полицейских. Идзуми Кёка - автор произведений о сверхъестественном и мистическом; писатель был настолько набожен и суеверен, что всякий раз, когда проходил мимо какого-либо храма, почтительно кланялся и снимал очки - чтобы ничто не стояло между ним и святыней. Повесть о сверхъестественных силах - "Паломничество в Коя" (1900) - рассказывает о невероятных приключениях монаха-отшельника в одном из заброшенных уголков Японии. На пути монаха встречаются и гигантские змеи, и пиявки, готовые высосать кровь, и, конечно же, прекрасная и мистическая обольстительница, однако монах с достоинством преодолевает все соблазны, и только чудо помогает ему избежать участи всех предыдущих путешественников, останавливавшихся в доме прекрасной женщины, - превращения в различных животных. На русский язык переведена повесть "Паломничество в Коя".

Идзуми Сикибу

Идзуми Сикибу (977?-?) - одна из лучших поэтесс конца Х - начала XI в. Входит в число "тридцати шести бессмертных поэтов" средневековья. Настоящее имя неизвестно. Имя отца - Оэ Масамунэ. Мать Идзуми Сикибу была придворной дамой супруги императора Рэйдзэй (950-1011, годы правл. 967-969), ей же, очевидно, прислуживала в детские годы и сама Идзуми Сикибу. Судя по всему, она была очень хороша собой и обладала блестящим поэтическим даром. В 996 г., примерно в двадцатилетнем возрасте, Идзуми Сикибу вступила в брак с Татибана Митисада. От этого брака у нее родилась дочь, позже тоже ставшая поэтессой, известной как Косикибу. В 999 г. Митисада был назначен наместником провинции Идзуми и в том же году уехал туда вместе с супругой, которая, однако, вскоре вернулась в столицу, чтобы прислуживать заболевшей императрице. Вскоре у нее начался роман с сыном императора Рэйдзэй, принцем Тамэтака. К тому времени ее отношения с мужем ухудшились, и в конце концов они окончательно расстались. Однако Тамэтака очень скоро заболел и скончался. Идзуми Сикибу очень тяжело переживала эту утрату, но примерно через год ее начал посещать младший брат Тамэтака - принц Ацумити. Подробности своих любовных отношений с ним Идзуми Сикибу описала в дневнике "Идзуми Сикибу-никки" - замечательном образце дневниковой литературы. Роман с Ацумити тоже продолжался недолго, принц заболел и скончался, когда ему было всего двадцать семь. Вскоре после его смерти Идзуми Сикибу поступила на службу к дочери канцлера Фудзивара-но Митинага (966-1027) и супруге императора Итидзё (980-1011, годы правл. 986-1011), императрице Сёси, в свите которой были такие блестящие дамы, как Мурасаки Сикибу и Акадзомэ Эмон. С последней Идзуми Сикибу была связана еще и родственно - ее отец был старшим братом мужа Акадзомэ Эмон. Впоследствии Идзуми Сикибу вышла замуж за домоправителя Фудзивара-но Митинага - Фудзивара Ясумаса. Их брак оказался довольно долгим, Ясумаса скончался в 1036 г. в возрасте 79 лет. Пережила ли его Идзуми Сикибу или нет, неизвестно. После нее осталась домашняя антология "Идзуми Сикибу-сю" и дневник "Идзуми Сикибу-никки". Ее пятистишия входят во все крупные антологии, начиная с "Сюивакасю" (между 1005 и 1007 гг.). Благодаря своим многочисленным любовным похождениям (канцлер Митинага называл ее "ветреницей") Идзуми Сикибу стала героиней многих легенд.

Идзумо

Идзумо - небольшой район на побережье Японского моря, называемый Страна богов. У каждого народа есть свои святыни, заповедные места, связанные с возникновением самой их истории. Они овеяны легендами, сказаниями, преданиями. Более двух тысяч лет тому назад провинция Идзумо занимала значительную территорию (нынешний район Санъин с префектурами Тоттори, Симанэ, Ямагути, Хёго, Киото) и была в те незапамятные времена одним из важнейших центров складывающегося первого японского государства Ямато. Жители другого ареала - Кинки (нынешний район Кансай с городами Осака и Киото) в упорной борьбе за власть подчинили Идзумо, но он сохранил за собой роль важнейшего после Исэ центра синтоизма. Несмотря на то, что сегодня Идзумо - небольшой провинциальный городок в сельской местности, отделенный от центра значительными расстояниями, он неизменно привлекает массу посетителей со всей страны, которым дорога и интересна собственная история. История древней Японии дошла до нас в виде мифов, поскольку письменности у японцев не было до VI в. Уже позже, в начале VIII в., они были собраны в "Кодзики" - "Записи о деяниях древности". По мифам с большой долей вероятности можно реконструировать подлинные события. Местом действия одного из основных мифов, отражавших борьбу за власть древних могучих родов, является как раз Идзумо. Сказание о том, как один из главных синтоистских богов Сусаноо (брат богини солнца Аматэрасу) был отправлен сюда, чтобы победить страшного восьмиголового, восьмихвостого змея, на теле которого росли огромные криптомерии и кипарисы, а из брюха сочилась кровь. Ежегодно жители Идзумо были обязаны приносить ему в жертву прекрасную девушку. Сусаноо проявил и хитрость, и мужество: он напоил змея сакэ, поставив у каждой его головы по бочонку, а затем разрубил на куски. За победу он был вознагражден, достав из тела дракона диковинный меч Кусанаги. Этот меч вместе с зеркалом и яшмовыми подвесками стал одним из трех символов верховной власти. Согласно преданию, Аматэрасу пожаловала их своему внуку Ниниги, отправляя его на землю и вручая власть над Японией. Считается, что от него и ведет свою историю японская императорская династия - самая древняя в мире, а символы власти хранятся в синтоистских святилищах. В основе большинства мифов лежат подлинные события, отражены приметы ландшафта, в отличие от сказок, все действующие лица и места имеют названия. В образе скользящего змеиного тела отражено извилистое течение реки Хии, которая проложила себе путь через горы и равнину, растущие на теле деревья - ее лесистые берега, а сочащаяся кровь - воды реки, русло которой устлано железистым песком. В стародавние времена провинция Идзумо была форпостом Японского государства и через нее осуществлялись контакты с континентом. Не случайно именно в Идзумо было возведено одно из древнейших и крупнейших синтоистских святилищ, посвященное богу Сусаноо, - Идзумо тайся. О том времени, когда провинция Идзумо была Страной богов, людям напоминает изящный каменный островок невдалеке от берега. Он действительно похож на поднявшийся над изумрудной гладью вод рукотворный памятник. А это, оказывается, боги, состязаясь в мастерстве метания скал, сотворили маленькое чудо.

Идзумо Тайся

Идзумо Тайся - древнейшее и крупнейшее синтоистское святилище, посвященное богу Сусаноо, расположено в префектуре Симанэ. Главное его здание вознеслось в высоту на 24 метра. У входа под кровлей укреплена огромная, плетенная из рисовой соломы веревка - симэнава, свидетельствующая о святости места. Это величественное сооружение - образец древней японской архитектуры - служило моделью для многих культовых сооружений. Например, его центральная колонна явилась прообразом осевой мачты при строительстве пагод. Как и постройки Исэ, Великое святилище Идзумо поражает воображение не яркостью и богатством украшений, а строгой сдержанностью, простотой. О его значении повествует такая легенда: раз в год боги из всех храмов Японии собирались здесь в десятом месяце по лунному календарю, чтобы обсудить важнейшие дела. Поэтому этот месяц назывался "месяц без богов". Святилище Идзумо - любимое место совершения брачных церемоний, и большая площадка перед главным зданием нередко напоминает диковинный цветник, на котором яркими красками расцветают нарядные кимоно невест, оттеняющие строгие костюмы мужчин. Со святилищем Идзумо связано и рождение всемирно известного классического театра Кабуки. Одна из его жриц - ИДЗУМО-НО Окуни - слыла искуснейшей исполнительницей священных танцев-молений - нэмбуцу-одори. Эти представления явились прообразом знаменитого театра Кабуки. В память об этом ежегодно в святилище Идзумо устраиваются подобные представления.

Идзумо-но Окуни

Идзумо-но Окуни - храмовая танцовщица из провинции Идзумо (XVI-XVII вв.). Ее социальное происхождение точно неизвестно. Предполагают, что она была дочерью кузнеца. Окуни выступила в Киото с танцем-молитвой (нэмбуцу-одори), обычным для храмовой танцовщицы. Возможно, что в действительности Окуни не имела никакого отношения к храму и просто выбрала религиозную форму представления, так как в то время собирать деньги за представление в интересах церкви было спокойнее и надежнее. Ободренная успехом, Окуни начала постепенно расширять программу своих выступлений. К ставшему знаменитым танцу нэмбуцу-одори, который она исполняла соло, были добавлены танцевальные сценки, имитирующие представления театра Но. Нередко Окуни появлялась на сцене в мужском костюме с двумя самурайскими мечами у пояса и изображала страстную любовь к куртизанке. Это и стало рождением театрального жанра кабуки. Представления труппы Окуни привлекали как зрителей, так и приверженцев нового жанра, желавших присоединиться к ее труппе. Эти представления вызвали интерес также и у сочинителей комических интерлюдий - кёгэнов, которые искали возможности большей свободы в творчестве, чем было дозволено канонами и покровителями театра Но. Постепенно новое зрелище обретало драматическую основу. Темами для спектаклей служили случаи из современной жизни, широко известные исторические события или сюжеты из репертуара сказителей дзёрури. В качестве музыкального сопровождения использовались барабаны и флейты, заимствованные из театра Но. На представления труппы Окуни собирались тысячи горожан. Поскольку представителям высших классов не разрешалось присутствовать на сборищах вместе с простыми людьми, по обе стороны от сцены сооружали специальные закрытые решетками ложи (садзики) для высокопоставленных гостей. Это архитектурное добавление было первым шагом к сооружению стационарного закрытого театрального помещения, где и актеры, и зрители находились под крышей. Окуни умерла примерно в 1610 г. Более точная дата ее смерти неизвестна, так как и другие танцовщицы называли себя этим именем, используя его популярность. Все труппы Кабуки в этот период назывались "окуни-кабуки".

Иена

Иена - см. Национальная валюта.

Иероглифика

Иероглифика - см. Письменность и Японский язык.

Икан

Икан - гостиница в традиционном японcком стиле. Полы комнат покрыты соломенными циновками - татами, по которым ходят только без обуви, из мебели - маленькое зеркало на подставке, вешалки для одежды, низкий столик и, как правило, телевизор. В специальной нише украшения: икэбана, японская кукла, маска и т. д. Спят на полу, на специальных матрацах-футонах. Как правило, в номерах нет ванных комнат, за исключением гостиниц, построенных в последние годы для иностранцев. Имеется общая баня. Двухразовое питание состоит из завтрака и ужина, зачастую подаваемых в номер. Для иностранных туристов рёкан - одна из достопримечательностей Японии.

Икко Икки

Икко Икки - массовые восстания последователей буддистской секты Дзёдосин (Икко) в ХV-ХVI вв. Секта Икко превратилась в середине ХVI в. в одну из самых активных и агрессивных организаций монахов, располагавших огромными богатствами и многочисленными вооруженными силами. Вооруженные выступления начались в 70-х гг. ХV в., когда ее настоятель Рэннё обосновался в районе Хокурику (нынешние префектуры Тояма, Исикава и Фукуи). В 1488 г. выступавшие под лозунгами борьбы за справедливость монахи секты расправились с военным губернатором провинции Кага (префектура Исикава) и установили над ней полный контроль, взяв все проблемы местного самоуправления в свои руки. Эта уникальная форма крестьянско-буддистского правления сохранялась почти целый век. В 1563 г. войска даймё Токугавы Иэясу подавили мятежников в провинции Микава (ныне префектура Айти), Ода Нобунага в 1571 г. сжег вместе с осажденными монахами монастырь Энрякудзи на горе Хиэй(дзан) - оплот секты Икко, а в 1580 г. окончательно разбил войска секты.

Икэбана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Икэда Дайсаку

Икэда Дайсаку (р. 1928) - религиозный и политический деятель, почетный президент буддийского общества Сока гаккай. В 1947 г. окончил колледж Фудзи в Токио. Включившись в деятельность Сока Гаккай, возглавил его молодежный отдел. С 1960 г. президент общества. Под руководством Икэда Сока Гаккай значительно расширило сферу своей деятельности. В 1964 г. на основе Сока Гаккай была создана политическая партия Комэйто. В 1971 г. учрежден университет Сока (г. Хатиодзи). В 1975 г. создано международное объединение национальных обществ Сока Гаккай - Сока Гаккай Интернэшнл, президентом которого стал Икэда. Поддерживает активные контакты с Россией.

Икэда Хаято

Икэда Хаято (1899-1965) - государственный и политический деятель, премьер-министр Японии в 1960-1964 гг. Родился в префектуре Хиросима, в состоятельной семье. Получил высшее юридическое образование. После окончания Киотоского университета в 1925 г. поступает на работу в Министерство финансов. В 1947 г. назначен заместителем министра финансов. В 1949 г. впервые избирается в палату представителей парламента Японии и становится министром финансов. Возглавлял одну из самых сильных фракций в Либерально-демократической партии (ЛДП). В 1954-1956 гг. был генеральным секретарем сначала Либеральной партии, а затем ЛДП. В 1960 г. становится премьер-министром Японии. Инициатор выдвижения "Плана удвоения национального дохода" ("План Икэды"), обеспечившего высокие темпы развития японской экономики и выход японского капитала на внешние рынки.

Имена и фамилии

В Японии для идентификации в документах необходимы всего два компонента - фамилия и имя, что создает большие трудности в повседневной жизни: слишком много однофамильцев и тезок. Дополнительная путаница появляется при написании японских имен и фамилий иностранцами. Сами японцы всегда ставят фамилию перед именем, в европейских странах и в России - традиционно иной порядок. Соответственно, человеку, плохо знакомому с японскими реалиями, бывает очень сложно понять, где имя, а где фамилия, как обращаться к собеседнику. Вот десять самых распространенных японских фамилий (по числу в миллионах):

1) Сато - 1,93

2) Судзуки - 1,87

3) Такахаси - 1,40

4) Танака - 1,34

5) Ватанабэ - 1,18

6) Ито - 1,14

7) Накамура - 1,07

8) Кобаяси - 1,04

9) Ямамото - 1,01

10) Kaтo - 0,93

Фамилии официально были введены в практику в Японии только в 1872 г., когда была проведена посемейная регистрация. В то время каждый стремился зарегистрироваться под желанной для себя по той или иной причине фамилией. Целые деревни иногда выбирали одну и ту же. Это и поныне затрудняет жизнь как почтовых служащих города, так и самих носителей этой фамилии. Много неприятностей приносит путаница с почтовыми переводами, счетами, письмами. Исследование показывает четкую региональность распространения фамилий. Северные Тохоку и Хоккайдо - вотчина Сато. Очень высока распространенность этой фамилии в префектуре Ямагата, где 7%, или один из каждых 14 человек, отзовется на фамилию Сато. В префектуре Аомори популярна фамилия Кудо, в префектуре Ивата - Сасаки. Фамилия Судзуки больше распространена в регионе Канто, Танака - в Кансай и на острове Кюсю. Судзуки - отголосок молитв об обильном урожае. Равнина Канто традиционно была сельскохозяйственным регионом, поэтому здесь эта фамилия весьма распространена. Многие фамилии, такие как Танака (среднее поле), Накамура (середина деревни), отождествляются с местом, другие с занятием, подобно Хаттори (ткач), Кадзи (кузнец).

Императорская династия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Инагаки

Хироси (1905-1980) - кинорежиссер. Родился в Токио. Прежде чем стать режиссером, был актером. Ученик Д. Ито. Дебютировал фильмом "Хроника мирного времени" (1928). Главным образом ставил дзидайгэки - фильмы на материале исторических легенд и фольклора. Вместе с Д. Ито, М. Итами и С. Яманакой обновил жанр, внеся в него проблемы современности. В фильмах "Миямото Мусаси" (1940), "Последние дни Эдо" (1941), "Жизнь Мухомацу" (1943) разоблачал социальное зло, воссоздал атмосферу прошлого. Международную известность принесли ему лучшие послевоенные ленты-римейки: "Миямото Мусаси" (1954 г., премия "Оскар"), "Мухомацу, человек-рикша" (1958 г., главный приз МКФ в Венеции). Поставил 110 фильмов.

Иноуэ Каору

Иноуэ Каору (1836-1915) - политический и государственный деятель периода Мэйдзи. Родился в семье самурая в княжестве Хосю (сейчас - префектура Ямагути). В 1863 г. отправляется на учебу в Англию, становится другом Ито Хиробуми. Вернувшись в Японию, активно выступает за пересмотр неравноправных договоров Японии с США и европейскими странами. Является одной из ключевых фигур в образовании альянса Сацума-Хосю против сёгуната Токугава. Активный сторонник европеизации Японии , призывал отказаться от риса в пользу хлеба и от кимоно ради европейского платья. После Реставрации Мэйдзи, в 1871 г., Иноуэ назначается заместителем министра финансов, он занимается реформированием системы государственных налогов и развитием промышленности. Уходит в отставку в 1873 г. и продолжает заниматься развитием японских компаний, прежде всего "Мицуи". Возвращается в правительство в 1878 г., работает министром общественных работ, министром иностранных дел, министром внутренних дел. Вместе с Ито организует и является одним из руководителей Конституционной императорской партии. В 1884 г. ему присваивается титул графа. С 1901 г. Иноуэ вместе с Курода, Ямагата и Ито становится членом группы пожизненных советников императора - гэнро.

Иноуэ Ясуси

Иноуэ Ясуси (1907-1991) - выдающийся японский писатель. Родился в городе Асахикава на Хоккайдо. В 1927 г., окончив среднюю школу, он думал было пойти по стопам отца и стать военным врачом, но медика из него не получилось. Иноуэ поступает на философский факультет университета в Киото, изучает эстетику, занимается литературой. После окончания университета Иноуэ работал журналистом в издательстве "Майнити". Служба репортера, продолжавшаяся без малого пятнадцать лет, дала ему хорошее знание жизни. В 1937 г. семь месяцев прослужил солдатом в Северном Китае. Первые же рассказы сделали имя Иноуэ известным и принесли ему премию Акутагавы. Это "Бой быков" и "Охотничье ружье" (1949). В "Бое быков", написанном в стиле репортажа, главное для писателя - душевное состояние героя, холодный ум которого сочетается с азартом охотника. Славу писателю принес роман "Куросио" (1950) о загадочном убийстве известного общественного деятеля. Роман "Ледяная стена", печатавшийся в 1956-1957 гг. в газете из номера в номер, был удостоен премии Японской академии искусств. Особо следует выделить исторические произведения Иноуэ Ясуси. Видимо, интерес к истории объясняется желанием писателя понять недуги современного мира, ибо появились они не сегодня, их причины коренятся в далеком прошлом. Он задумывается над прошлым Японии, когда в повести "Черепичная крыша Тэмпё" (1957) размышляет о том, что принесли в Японию китайские и японские монахи годов Тэмпё (729-749), распространявшие в Японии, не жалея сил и жизни, учение Будды, заимствованное из Китая. Тогда в Японии закладывались основы новой цивилизации. Или в повести "Саиики-моногатари" ("Путешествие в Самарканд", 1969) он представляет историю древних городов Центральной Азии и рассказывает о караванном Шелковом пути, соединившем эти города. И наконец, роман "Сны о России" (1968): Россия екатерининских времен глазами японца. В основе романа лежат действительные события. Потерпевшие кораблекрушение японцы после многолетних мытарств попадают в Петербург, и их глава, Кодаю, получает аудиенцию у Екатерины II, у которой просит разрешения вернуться в Японию. В 1976 г. Иноуэ Ясуси наградили орденом Культуры.

Инсэй

Инсэй - правление монахов-императоров. В ХI-ХII вв., когда воинское сословие только формировалось и росло, когда в результате реформ Тайка в стране были приняты две официальные религии - синтоизм и буддизм и главный соперник императорского рода - клан Сога был побежден и уничтожен, на арену вышел победитель - древнейший род Накатоми-Фудзивара. Представители этой богатой фамилии подчинили своему влиянию императорский род, оставив за собой пост государственных канцлеров, переходящий по наследству. Практически единственными претендентками на сердце императора и, соответственно, трон императрицы были дочери Фудзивара. Мириться со все возрастающим влиянием могущественных родственников императорской семье в конце концов надоело. Занявший в середине ХI в. трон император Го-Сандзё отказался от услуг Фудзивара по управлению страной. Он издал несколько указов, чтобы подорвать экономическое могущество дома Фудзивара. Политику Го-Сандзё продолжил сменивший его на престоле в 1072 г. Сиракава. Он тоже издал несколько указов, преследовавших ту же цель, а в 1087 г. совершил невиданный дотоле шаг - отрекся от престола и принял монашество по буддийскому обряду. При этом он сохранил все свои властные рычаги, а его резиденция стала правительственной. Такая практика правления императоров-монахов получила в истории название "инсэй" ("ин" - монастырь, а "сэй" - правление). Сиракава, покинув трон, передал функции "отца нации" своему преемнику, с которым сохранил прочную связь и на которого оказывал сильное влияние. В то же время экс-император стал главой буддийской церкви, поставив и ее на защиту традиционного централизованного правления. Освобожденный от условностей двора, Сиракава наконец-то получил собственные вооруженные дружины - хокумэн-но буси. Он возглавил и полицейское ведомство, на время даже остановив все нарастающую волну разбоев и бандитизма. Очень быстро экс-император Сиракава стал реальным центром властной структуры страны. Сиракава и его самые известные преемники в ранге экс-императоров - Тоба и Го-Сиракава - были ревностными буддистами. Все трое приняли монашество, построили множество храмов и монастырей, совершали частые паломничества и свято соблюдали ритуалы. Такой образ жизни требовал больших расходов, что вкупе с расходами на содержание вооруженных сил ложилось на плечи государства дополнительным налоговым бременем. И хотя экс-императору уже принадлежало около 600 поместий из 1000 по стране (у Фудзивара к тому времени осталось лишь около сотни), даже для него нести такое бремя было нелегко. Противоречия между экс-императором и монастырями, между Тайра и Минамото, между императором и Фудзивара привели в итоге к открытому противостоянию между всеми ними. После смерти экс-императора Тоба в 1156 г. вспыхнул мятеж. В результате правящий император Го-Сиракава взял на себя всю полноту власти и через полтора года последовал примеру предшественников, став монахом. Однако обстановка уже выходила из-под его контроля. Постепенно утрачивающий свое былое влияние экс-император оказался не у дел. Когда в 1192 г. Го-Сиракава умер, вместе с ним навсегда ушла и практика инсэй. Бывшие императоры, правящие страной из-за буддийского занавеса, были не нужны воинственному правительству сёгуната Камакура.

Интервенция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Инукаи Цуёси

Инукаи Цуёси (Ки) (1855-1932) - политический и государственный деятель, премьер-министр Японии в 1931-1932 гг. По профессии - журналист. Начиная с 1882 г. играл заметную роль в формировании партийной системы Японии. Был избран в палату представителей японского парламента на первых всеобщих выборах 1890 г. и переизбирался 17 раз. В 1898 г. стал министром просвещения в кабинете Окума Сигэнобу. В 1910 г. организовал и возглавил партию Риккэн кокуминто. Инукаи вместе с Танака Гиити образует крупнейшую и влиятельнейшую партию Сэйюкай, руководителем которой он становится в 1929 г. после смерти Танака. 13 декабря 1931 г. Инукаи формирует правительство Японии. В первый же день после прихода к власти правительство Инукаи ввело эмбарго на вывоз золота и взяло курс на проведение инфляционной экономической политики. Провал японской интервенции в Китае и негативное отношение к Японии со стороны Лиги Наций способствовали активизации антиправительственных террористических сил. В ходе инцидента 15 мая 1932 г. группой экстремистов была совершена попытка государственного переворота. При нападении путчистов на резиденцию премьер-министра Инукаи был смертельно ранен.

Предыдущая страница Следующая страница