Япония от А до Я. Энциклопедия.
Живопись традиционная

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Живопись традиционная

К начальному периоду истории изобразительного искусства Японии относятся несколько дошедших до наших дней буддийских алтарных и стенных росписей, датируемых VII - началом VIII в. Наиболее ранняя из них - роспись алтаря Тамамуси в монастыре Хорюдзи (VII в.). На боковых стенках алтаря, покрытых черным лаком, красными, желтыми, зелеными растительными красками художник изобразил эпизоды из жизни Будды, сцены религиозных обрядов, а также фигуры бодхисаттв и других персонажей. В главном храме монастыря Хорюдзи - Кондо (Золотой зал) росписи на стенах выполнены как в большом размере (примерно три на два с половиной метра) - изображение сцен рая, так и в меньшем размере (примерно три на полтора метра) - изображение бодхисаттв, архатов, летящих апсар. Современная роспись - результат восстановительных работ после пожара 1949 г. Росписи Хорюдзи обычно сравнивают с индийской живописью в пещерах Аджанты и отмечают их близость к китайскому искусству эпохи Тан (618-907). В сокровищнице Сёсоин монастыря Тодайдзи хранится несколько живописных изображений, сделанных в эпоху Нара (710-794). В лучших традициях танской живописи выполнена роспись на знамени, известная как "Суми-э босацу дзо" ("Бодхисаттва, сидящий на облаке"), а также на шестистворчатой ширме "Дзюка бидзин" ("Красавица под деревом"). Еще один вид живописного искусства эпохи Нара представляют свитки с текстами священных текстов буддизма, которые изготовлялись в монастырях "нарских школ". Прекрасный художественный образец этого искусства - иллюстрированная сутра "Э инга кё". Над китайским текстом сутры изображены эпизоды из жизни будды Сакьямуни (хранится в коллекции Токийского университета изящных искусств и музыки). С начала IX в. широкое распространение получили мандала (яп. мандара) - важнейший элемент обрядовой и культовой практики буддийских сект Сингон и Тэндай. Мандалы изображают сложную структуру буддийского мироздания. Два подобных изображения находятся в храме Дзингодзи: "Мандала Мира Алмаза" ("Конгокай") и "Мандала Мира Чрева" ("Тайдзокай"), датируются 824-833 гг. Второй тип буддийской живописи, получивший развитие в 1Х-Х вв., - это изображение божеств - защитников веры. С этими божествами были связаны многие обряды, и их изображения стали самостоятельным объектом поклонения. Божества-стражи изображались обычно в фантастическом и устрашающем облике полулюдей-получудовищ на фоне языков пламени. Они выступали как олицетворение потусторонних таинственных сил, во власти которых находится человек. Большинство из них при всей грозности облика и мистичности наделялись доброй властью. Наиболее известным в живописи этого времени является изображение божества Фудо Мё. После X в. рост популярности амидаизма стал заметен в буддийском изобразительном искусстве. Появляется новый жанр храмовой живописи - изображения Будды Амиды. В окружении бодхисаттв Будда является верующим, чтобы спасти их после смерти и пригласить в свой рай. Сохранившиеся фрагменты подобной росписи "явления Амиды" можно увидеть в зале Хоодо (Феникса) монастыря Бёдоин (1053 г.). Важным памятником, объявленным национальным сокровищем, считается триптих под названием "Амида сёдзю райгодзю" ("Сошествие Амиды и сопровождающих его бодхисаттв") - цветная роспись на шелке середины XII в., которая сейчас хранится в монастырском комплексе Коясан, префектура Вакаяма, а первоначально принадлежала монастырю Энрякудзи на г. Хиэй (Хиэйдзан). В середине эпохи Хэйан китайский стиль живописи (кара-э) начинает уступать место совершенно другому, самобытному стилю, известному как ямато-э. Подлинных образцов японской светской живописи IХ-Х вв. не сохранилось, но имеются многочисленные свидетельства ее существования. Самые ранние изображения в этом стиле - росписи на ширмах и раздвижных перегородках. На них, как правило, изображались картины четырех времен года, события по месяцам года и прославленные своей красотой места. В это же время появляется новая форма изображения - раскрашенные горизонтальные свитки живописи (эмакимоно), длина которых иногда превышала десять метров. Они иллюстрировали литературные произведения, объединяя рисунки и текст. Самый ранний образец свитка эмакимоно - "Гэндзи-моногатари эмаки" (раскрашенный свиток "Повести о Гэндзи") начала XII в., фрагменты которого дошли до наших дней. Свитки "Гэндзи-моногатари эмаки" приписывают художнику Фудзивара Такаёси, работавшему в первой половине ХII в. Изящный и уравновешенный стиль изображения получил название "онна-э", т.е. "живопись в женской манере". "Живопись в мужской манере" ("отоко-э") процветала в конце XII в., отражая более популярный вид иллюстрированных ручных свитков. "Сигисан энги эмаки" ("Легенды горы Сиги") - очень ценный образец подобного свитка. Стоит упомянуть еще "Бан дайнагон эмаки" ("История придворного дайнагона Бан"), "Нэнтю гёдзи эмаки" ("Ежегодные ритуалы и церемонии"), который приписывают Токива Мицунага (выполнен около 1173 г.). Появляются ручные свитки с религиозными сюжетами - "Дзигоку-дзоси" ("Мир голодных духов") и др. В конце XII в. возникла мода на портреты. Превосходные портреты вышли из-под кисти Фудзивара Таканобу. Наиболее известны портрет военного деятеля и чиновника Тайра Сигэмори (ХII в.) и портрет сёгуна Минамото-но Ёритомо (ХII в.). Наряду с портретной живописью самое яркое явление - повествовательные свитки эмакимоно, сюжеты которых связаны с героическими эпопеями - гунки. Самый выдающийся памятник - "Хэйдзи-моногатари эмаки" (иллюстрации к "Повести о войне годов Хэйдзи"). Известны также свитки "Сказания о монгольском вторжении", "Жизнеописание святого Иппэна", "Чудеса святилища Касуга" и другие. В течение XIV в. живопись на свитках, так популярная в предыдущие столетия, постепенно угасает и уступает место новому виду изобразительного искусства - живописи тушью (суми-э, или суйбокуга). Суми-э (или монохромная живопись), культивируемая в крупных дзэнских монастырях Камакура и Киото, была завезена из сунского (960-1279) и юаньского (1279-1368) Китая и очень ценилась дзэнскими художниками и их покровителями. Более всего почиталась живопись китайских мастеров Му-ци (яп. Моккэй, работал ок. 1250 г.) и Лянь Кая (1140?-1210?). Дзэнские монахи-художники рисовали также портреты т.н. тиндзо, например, портрет прославленного наставника Мусо Сосэки (1275-1351) выполнил его ученик Муто Сюи. Однако живопись тушью оставалась главнейшим занятием. В традиции суми-э важнейшими фигурами ранней дзэнской живописи были Као Нинга (начало XIV в.) и Мокуан Рэйэн (середина XIV в.). К концу XIV в. монохромная пейзажная живопись стала основным и наиболее почитаемым в дзэнских монастырях (и в кругу их покровителей из клана Асикага в Киото) жанром изобразительного искусства. Минтё (1352-1431) и Дзёсэцу (начало XV в.) выработали основные формы пейзажного жанра. В XV в. Тэнсё Сюбун (?-ок. 1460) и Сэссю Тоё (1420-1506) довели китайский монохромный пейзаж до адекватного "японского формата". В этом отношении особо примечателен пейзаж Сэссю, изображающий прославленную своей природной красотой местность в Японии - Аманохасидатэ (написан ок. 1501 г., хранится в Национальном музее Киото). Новый стиль живописи тушью возникает в последние годы правления сёгунов Асикага. Вне стен дзэнских монастырей создаются объединения живописцев - школы Ами и Кано. У истоков последней стояли художники Кано Масанобу (1434-1530) и его сын Кано Мотонобу (1476-1559). Хотя китайские сюжеты и живописная техника остаются в их арсенале, представители школы Кано вводят в свои работы и другие декоративные и пластические элементы. В итоге школа Кано стала определять основную линию развития пейзажной живописи в последующие столетия. Школа Кано, которой оказывали покровительство Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и другие могущественные патроны, к концу XVI в. доминировала в японском изобразительном искусстве, разработав грандиозный многоцветный стиль настенной живописи и росписи ширм. Кано Эйтоку (1543-1590) выполнял заказы Нобунага по внутреннему декору замка Адзути около озера Бива (сооружался в 1576-1579 гг., разрушен в 1582 г.) и Хидэёси по росписи дворца Дзюракудай в Киото (сооружен в 1587 г., разрушен в 1595 г.). Эйтоку считается первым среди живописцев, применившим значительное количество тонкого листового золота для декора больших стеновых плоскостей. В начале эпохи Эдо (1600-1868) его ученик и приемный сын Кано Санраку (1559-1635) успешно продолжил работать в этом помпезном стиле. А к тому времени, когда внук Эйтоку Кано Танъю (1602-1674) смог стать достойным преемником деда и отца, школа Кано прочно утвердилась в роли официальной художественной школы сёгуната Токугава (1603-1868). В то же время некоторые художники, не принадлежащие к школе Кано, приспособили темы и стили китайской живописи для более декоративного и чувственного подхода к изображению. Среди них были Хасэгава Тохаку (1539-1610) и Кайхо Юсё (1533-1615). В другом жанре, восходящем к стилю ямато-э, работали художники школы Тоса. Небольшого размера работы часто иллюстрировали классические литературные произведения. Традиция ямато-э породила и декоративный стиль живописи группы художников, которую обычно называют школой Римпа. Ведущие мастера этой группы - Таварая Сотацу (?-1643?) и Огата Корин (1658-1716) - брали классические сюжеты и приемы изображения, но претворяли их в совершенно новой, ярко декоративной манере. Их творчество явилось определенным символом изменившихся общественных вкусов в Эдо (совр. Токио) в XVII-XVIII вв. Жанровая живопись, фудзокуга, к концу XVI в. обрела значительную популярность, вызвав к жизни стиль Укиё-э, т.е. "картины бренного мира". Темой укиё-э стала жизнь "веселых кварталов" и чайных домов в Эдо, а также других крупных центров городской культуры. Живопись укиё-э породила целую индустрию гравюры на дереве. Конец эпохи Эдо отмечен эклектикой живописных стилей. Все заметней становилось влияние европейской живописи, что привело к появлению в конце XVI в. т.н. искусства намбан ("южных варваров"). Китайские и европейские новации в живописи просачивались через портовый город Нагасаки, где возникли т.н. школа Нагасаки и живопись в европейском стиле. Ведущие художники этого периода - Маруяма Окё (1733-1795) и Мацумура Госюн (1752-1811), основатели школы Маруяма-Сидзё, а также Ито Дзякутю (1716-1810). Их творчество демонстрирует смешение японских, китайских и европейских элементов, сильно заметно возросшее внимание к натуралистическому изображению. Другой значительной тенденцией в поздний период Эдо стала "живопись литераторов" - бундзинга. Принадлежащие к этому направлению мастера черпали вдохновение в творчестве художников-любителей интеллектуальной элиты Китая, которые, начиная с династии Юань, занимались живописью в т.н. стиле южной живописи (яп. нанга). Стиль нанга в XVIII в. через Нагасаки проник в Японию - художники-иммигранты из Китая ввезли определенную культурную традицию, описание которой ранее можно было найти в многочисленных ксилографических изданиях в традиционных терминах китайской эстетики. Известным мастером живописи нанга был Ватанабэ Кадзан (1793-1841), ученый и общественный деятель начала Х1Х в. Первые художники бундзинга - Гион Нанкай (1677-1751), Сакаи Хякусэн (1697-1752) и Янагисава Кэн (1704-1758) - скорее имитировали, чем создавали новое. Второе поколение - Икэно Тайга (1723-1776), способный наполнять свои китайские и японские пейзажи целой гаммой настроений, и Ёса Бусон (1716-1783), создававший удивительно проникновенные по своему лиризму работы. Среди значительных художников позднего периода бундзинга: Урагами Гёкудо (1745-1820), Окада Бэйсандзин (1744-1820), Таномура Тикудэн (1777-1835), Ямамото Байицу (1783-1856). Последним представителем школы бундзинга стал один из великих мастеров современной живописи Томиока Тэссай (1836-1924). Можно считать, что следующая эпоха Мэйдзи (1868-1912) стала завершением периода классической японской живописи и началом современного периода изобразительного искусства.

В начало словаря