Энциклопедический справочник "Африка"
Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХА"-"ХАЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХА"-"ХАЛ")

Ха

Ха, баха, ваха (самоназвание), народ на западе Танзании, главным образом в области Кигома. Численность 700 тыс. человек (1983, оценка). Говорят на одном из банту языков. Традиционные занятия — тропическое земледелие и скотоводство. Большая часть Х. — христиане, сохраняются также традиционные верования, фольклор.

Хабиров Валерий Петрович

Хаби́ров Валерий Петрович (р. 1944), советский филолог. Кандидат филологических наук. Окончил Свердловский педагогический институт. Работает там же. Основное направление научных исследований — африканское языкознание.

Сочинения:

Языковая ситуация в странах Африки, М., 1975 (совм. с др.);

Социолингвистические проблемы развивающихся стран, М., 1975 (совм. с др.);

Сопоставительные исследования грамматических категорий в романских и германских языках, Свердловск, 1985 (совм. с др.).

Хабуб

Хабу́б, название песчаной или пыльной бури в Судане. Возникает вследствие сильной конвекции при вторжении холодных воздушных масс. Отмечается обычно в послеполуденные часы в период с мая по сентябрь—октябрь.

Хабус

Хабу́с, то же, что вакф (термин особенно распространён в странах Магриба).

Хабьяримана Жювеналь

Хабьярима́на Жювеналь (Habyarimana) (р. 1937), политический и государственный деятель Руанды. Принадлежит к этносоциальной группе хуту. Учился в университете Леопольдвиля (современный Киншаса). Закончил офицерскую школу в Кигали. В независимой Руанде с 1963 занимал ряд высших постов в армии и полиции. С 1967 подполковник, с 1970 полковник, с 1973 генерал-майор. В июле 1973 возглавил военный переворот, в результате которого стал президентом и министром национальной обороны; глава правительства с 1974. С 1975 председатель образованной им партии Национальное революционное движение за развитие. В своей политике придерживается курса тесного сотрудничества со странами Запада.

В. Я. Карпушина.

Хавара

Хава́ра, местность на восточной окраине оазиса Файюм. Руины древнеегипетских сооружений XIX в. до н. э.: гигантской пирамиды (включает подземную погребальную камеру, высеченную из блока кварцита массой около 110 т) и заупокойного храма фараона Аменемхета III (знаменитый «Лабиринт», описанный Геродотом и Страбоном; от многочисленных залов, молелен, колоннад, скульптуры сохранились лишь архитектурные фрагменты и несколько статуй). В эллинистических некрополях Х. найдены так называемые файюмские портреты.

Р. Д. Шуринова.

Хаддад

Хадда́д, Мухаммед Амезиан бен-Али аль-Хаддад (1790—1873), один из руководителей Мукрани восстания 1871—1872, шейх, мукаддам (глава) дервишского ордена Рахмания. Сын кузнеца из деревни Седдук (Кабилия). Получив теологическое образование, основал завию ордена в Седдуке, ставшую его резиденцией. После завоевания французами Кабилии в 1857 распространил влияние братства на горные области Джурджуры, Бабора и Ходны. Во время катастрофического голода в 1866—68 организовал широкую помощь крестьянам. В сентябре 1870 начал агитацию за вооружение ордена для «приближения дня освобождения». 8 апреля 1871 объявил французам джихад (священную войну). Орден стал организационной базой восстания Мукрани. Неудачи повстанцев в мае—июне 1871 (в том числе пленение французами его сыновей, Си Азиза и Мухаммеда, командовавших военными силами Рахмании) вынудили Х. 13 июля 1871 сдаться оккупировавшим Кабилию французским войскам. В апреле 1873 был приговорён к 5 годам тюремного заключения, но через несколько дней умер в тюремной больнице.

Литература:

Яхья Буазиз, ас-Саура сана 1871 (Восстание 1871 г.), Алжир, 1975.

Р. Г. Ланда.

Хаддад Малек

Хадда́д Малек (р. 1927), алжирский писатель. Пишет на французском языке. Изучал юриспруденцию во французском университете в г. Экс-ан-Прованс. Редактировал журнал «Progres», опубликовал поэму «Долгий путь» (1953). Испытал влияние французских поэтов П. Элюара и Л. Арагона. В стихах Х. периода национально-освободительной войны в Алжире (1954—62), созданных во Франции, звучат мотивы приверженности к страждущей отчизне (сборник «Несчастье под угрозой», 1956), памяти о погибших в сражении, тяжести жизни на чужбине (сборник «Прислушайся, я позову тебя», 1961). Действие романа «Последнее впечатление» (1958; в русском переводе — «Перевёрнутая страница», 1963) происходит в Алжире в 1954—58. Это первый в алжирской литературе роман о проблеме выбора пути, вставшей перед интеллигенцией, о решимости героя слить свой голос с голосом революции. В исповедально-лирическом романе «Я подарю тебе газель» (1959) повествуется о мучительных духовных исканиях художника, о его творчестве и о его призвании в грозные годы «быть бойцом, не носившим военной формы». Настроение растерянности, душевного смятения, которое на исходе войны испытал сам Х., отразилось в его романах «Ученик и урок» (1960) и «Набережная цветов не отвечает» (1961). Истоки такого рода настроений Х. определил в критической работе «Нули вращаются вхолостую» (1961): духовная драма литераторов, испытавших давление чуждой им идеологии колонизаторов и тем самым отторгнутых от гуманизма национальной и общечеловеческой культуры. Отвергая философию абсурда, Х. призывает писателей «вобрать в себя надежды народа», чтобы живым словом участвовать в его битвах. Возвратившись на родину в 1962, Х. включился в созидание новой жизни (поэма «День века», 1962). Опубликовал лирическую миниатюру «Баллада на трёх нотах» (1964, русский перевод 1972), публицистическую книгу «Община в Алжире» (1969). В 70-е гг. директор департамента культуры Министерства информации Алжира, избирался в 1974 генеральным секретарём Союза алжирских писателей.

Сочинения:

В русском переводе — [Стихи], в сборниках: Из африканской лирики, М., 1967;

Поэзия Африки, М., 1973;

Утро моего народа, М., 1977.

Литература:

Джугашвили Г. Я., Алжирский франкоязычный роман, М., 1976, с. 91—106;

Никифорова И. Д., Африканский роман, М., 1977, с. 200—205, 214;

Khatibi A., Le roman maghrébln, P., 1968, p. 90—92, 123, 130—132;

Brindeau S., Déjeux J., La poésie contemporaine de langue française depuis 1945, P., 1973, p. 649—654.

В. П. Балашов.

Хаддис Алемаиеху

Хадди́с Алемаие́ху (р. 1913), эфиоп, писатель и государственный деятель. Пишет на амхарском языке. Высшее образование получил в США. До 70-х гг. занимал посты в правительстве, находился на дипломатической работе. В романе «Любовь до гроба» (1965) дана картина жизни монархической Эфиопии. Автор романа «Подсудимый судья» (1981).

Литература:

Вольпе М. Л., Литература Эфиопии, М., 1981;

Kane T. L. Ethiopian literature in Amharic, Wiesbaden, 1975.

М. Л. Вольпе.

Хадж Али Башир

Хадж Али́ Башир (Hadj Ali) (р. 1920), алжирский поэт, публицист, теоретик искусства, общественный деятель. Пишет на французском языке. Учился в коранической и французской школах в г. Алжир. В 1945 вступил в Алжирскую коммунистическую партию. Участник национально-освободительной борьбы алжирского народа в 1954—1962. Поэзия Х. А. рождалась в противоборстве с идеологией колониализма как выражение коренных чаяний и идеалов восставшего народа (сборник «Песни одиннадцатого декабря», 1961). В ней звучал приговор империализму и утверждались нравственные ценности революции — свобода отчизны, честь, любовь, дружба, достоинство человека. «К народу французскому мы не питаем вражды», — провозглашает поэт-интернационалист. В лиро-эпической поэзии Х. А. по-новому зазвучали традиционные ритмы арабской и андалусской лирики; поэт ассоциативно сближает имена и деяния героев прошлого и настоящего; вводит в ткань стиха фольклорные мотивы, арабскую и кабильскую речь. Исповедь поэта, мысленно беседующего с В. И. Лениным, друзьями-соратниками и любимой, обрела в «Песнях сентябрьских ночей» (1966) сдержанную, выстраданную патетичность. В книге стихов «…Да пребудет радость» (1970) Х. А. всматривается в «коммунистическое далеко» отчизны. В цикле стихов 1976 («Настрой мое солнце…», «Миниатюра», «Кремень и нежность») поэт достигает классической ясности выражения поэтической мысли и зримой изобразительности. В этюде «Суждения о свойствах, истоках, тенденциях алжирской музыки» (1960) Х. А. выступает против нигилистического отношения к старинной народной песне. С позиций марксистско-ленинской эстетики осмыслен им опыт культурного и литературного развития в Алжире в XIX и XX вв. (работа «Национальная культура и алжирская революция», 1963; русский перевод 1966).

Х. А. — родоначальник алжирского социалистического искусства. Ему принадлежат и работы политического характера: «Что значит быть алжирским революционером в 1963 году» (1963), «Несколько уроков освободительной битвы в Алжире» (1965), «Эссе о критике и самокритике» (1964).

Сочинения:

В русском переводе — Музыка, в сборнике;

Культура современного Алжира, М., 1961;

[Стихи], в сборниках: Поэзия Африки, М., 1973;

Утро моего народа, М., 1977.

Литература:

Современные литературы Африки. Северная и Западная Африка, М., 1973, с. 72—74;

Brindeau S., Déjeux J., La poésie contemporaine de langue française depuis 1945, P., 1973, p. 668—671.

В. П. Балашов.

Хадж Омар

Хадж Ома́р, аль-Хадж Омар (1797—1864), основатель и глава государства тукулер (одного из народов фульбе в Западной Африке). Выходец из мусульманского духовенства области Фута (левобережье Сенегала), Х. О. в 20-е гг. во время паломничества в Мекку примкнул к секте тиджанийя, в соответствии с учением которой её последователи могли выдвинуться в руководители секты вне зависимости от сословной принадлежности. По возвращении на родину основал военно-религиозную общину. В 40-е гг. возглавил походы тукулер в Сегу, Каарту, Масину под флагом джихада (священной войны мусульман) и подчинил ряд исламизированных и неисламизированных народов. В 1848 обосновался в Дингирае, положив начало созданию государства, включавшего области расселения тукулер, бамана, фульбе и других народов Сегу, Каарты, Масины. В 50-е гг. Х. О. привлёк к сопротивлению французским колонизаторам многих мусульман бассейна Сенегала. В 1857 он осадил Медину, занятую французами, и расширил свои владения до Томбукту. В 1860 Х. О. заключил соглашение с французами, признавшими границу его владений по р. Бафинг. Погиб в одном из походов против восставших фульбе Масины.

Литература:

Mohammadou Aliou Tyam, La vie d’et Hadj Omar, P., 1935.

В. А. Субботин.

Хаджерес Садек

Хаджере́с Садек, деятель коммунистического и рабочего движения Алжира. В 1954—62 участвовал в национально-освободительной борьбе алжирского народа против колонизаторов. От имени Алжирской коммунистической партии (АКП) вёл переговоры с представителями Фронта национального освобождения, в результате которых было достигнуто соглашение о включении боевых отрядов АКП в состав Армии национального освобождения Алжира. После создания в 1966 на базе АКП Партии социалистического авангарда Алжира (ПСА) вошёл в состав её руководства. С начала 1970-х гг. первый секретарь ЦК ПСА.

К. Андреев.

Хадза

Ха́дза, хатса, хадзапи, народ в центральной части Танзании, в районе оз. Эяси. Численность 1 тыс. человек (1983, оценка). Язык занимает изолированное положение. Основное занятие — охота и собирательство, сбор плодов мтусси. Кочуют в дождливый сезон группами до 20 человек, в сухой — свыше 100 человек. Выменивают у соседей на слоновую кость и шкуры зерно и коров. Живут в хижинах из травы на каркасе из ветвей, в дождливый период — в пещерах. Традиционная одежда — передники из кожи и шкур. Сохраняются традиционные верования.

Хадья

Ха́дья, раннефеодальное государство в восточной части Юго-Западной Эфиопии XIV—XIX вв., созданное кушитскими этносами группы хадья-сидамо. Арабский историк Омари (его сведения датируются первой третью XIV в.) утверждал, что царь Х. был сильнейшим из мусульманских правителей в Эфиопии и его войско насчитывало 40 тыс. конных и 80 тыс. пеших воинов. Х. торговала с мусульманскими купцами рабами-евнухами; роль денег играли бруски железа. Царю подчинялись вожди — правители округов (гарады). Около 1330 Х. была завоёвана эфиопским негусом Амдэ-Цыйоном I; царь Х. амано, или амно, стал его вассалом, позднее восстал против него, но был разбит и уведён в плен, его страна была опустошена. В дальнейшем войска Х. участвовали в походах Амдэ-Цыйона. В царствование негуса Йисхака (1414—29) Х. платила ему дань. Эфиопский император Зара-Якоб I (1434—1468) был женат на дочери амано Мехмада. Хроника Зара-Якоба сообщает, что царю Х. подчинялось свыше десяти правителей более мелких государств. В 1435, после попытки восстания против Эфиопии, предпринятой Махико, сыном Мехмада, Х. была разделена на несколько владений, а в её центральной части поселены эфиопы, подчинявшиеся императорскому правительству. Правителем Х. был назначен Бамо — один из вассальных князей этого царства. В 1445 он сохранял верность императору, не поддержал его врага — адальского султана Бадлая. В 1468 император Бзыдэ-Марьям назначил нового вассального царя Х. Около 1509 Х. прекратила уплату дани и на 35 лет вернула себе независимость. В конце 1544 император Гэлаудеуос нанёс поражение царю Х., действовавшему в союзе с племенами оромо. В Х. была восстановлена власть Эфиопии. В 1568 царь Х. Азе собрал сильное войско из 500 тяжеловооружённых и 1700 легковооружённых всадников и множества пехоты; он отказался платить дань Эфиопии, но в следующем году был разбит. В Х. был назначен наместник императора. В начале XVII в. Х. вновь попыталась вернуть себе независимость, и в 1604 сюда вторглась императорская армия. В середине XVI—XVII вв. восточные и северные области Х. захватили и заселили племена оромо. С запада Х. теснило царство Кафа. В XIX в. границы Х. ещё больше сократились. Под оболочкой исламского государства Х. представляла собой характерное для Юго-Западной Эфиопии царство с традиционной политической культурой, синкретизмом ислама с местной религией, господством местного права. В 1893 Х. добровольно присоединилась к Эфиопии.

Литература:

Бартницкий А., Мантель-Нечко И., История Эфиопии, пер. с польск., М., 1976;

Taddesse Tamrat, Church and State in Ethiopia, 1270—1527, Oxf., 1972.

Ю. М. Кобищанов.

Хазнадар Мухаммад аш-Шадли

Хазнада́р Мухаммад аш-Шадли (1881—1954), тунисский поэт. Писал на арабском языке Зачинатель современной тунисской поэзии. Провозглашён в 1910 «эмиром поэтов» Туниса. Х. выступал против колониальной политики оккупантов и до 1946 примыкал к партии Дустур. Часто подвергался репрессиям. Первый диван опубликовал в 1923. Творчество Х. формально относится к традиционной школе, но придерживаясь классической метрики и древних жанров, Х. вкладывал в них современное содержание. Он идеализировал прошлое арабов (стихотворение «Призыв»), деяния правоверных халифов, без которых он не представлял современного прогресса. Х. — автор и утончённой лирики («Вечерняя песня»).

Литература:

Крачковский И. Ю., Избранные произведения, т. 3, М.—Л., 1956, с. 341;

Пантучек С., Тунисская литература, М., 1969, с. 50, 60—62.

Ю. Н. Завадовский.

Хаин Виктор Ефимович

Ха́ин Виктор Ефимович (р. 1914), советский геолог. Член-корреспондент АН СССР. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Основное направление научных исследований — геология, геотектоника.

Сочинения:

Геотектонические основы поисков нефти, Баку, 1954;

Общая геотектоника, М., 1973;

Региональная геотектоника, в. 1—4, М., 1971—84.

Хайа-Зинза

Ха́йа-Зи́нза, историко-географическая область на территории Танзании, прилегающая к западному и юго-западному побережью оз. Виктория, состоявшая в доколониальный период из многочисленных мелких и малоустойчивых раннегосударственных образований этносов хайа и зинза: Кизиба, Киамтвара, Ихангиро, Русуби и др., а также государства Карагве.

Литература:

A history of Tanzania, ed. by I. N. Kimambo, A. J. Temu, Nairobi, 1969.

Н. М. Гиренко.

Хайдра

Ха́йдра (рим. Аммедара), древний римский город в Тунисе. Зимний лагерь 3-го легиона Августа, с 75 колония ветеранов. Расцвет во II в. Руины форума, капитолия, театра (реставрирован в 299), 2-х триумфальных арок, в том числе посвящённой Септимию Северу (195; 1-пролётная, с квадратными нишами; на фронтоне — посвятительная надпись); вне центра города — храм Сатурна. Византийская цитадель (200 м×110 м; 9 башен).

Т. П. Каптерева.

Хайкаль Мухаммед Хусейн

Ха́йкаль Мухаммед Хусейн, Хейкаль, Хейкал (1888—1956), египетский писатель, литературовед и государственный деятель. Изучал право в Каире (1905—09), докторскую диссертацию по политэкономии защитил во Франции (1912). Возвратившись в Египет, занимался адвокатской, политической и преподавательской деятельностью. С 1922 стал одним из лидеров Партии либералов-конституционалистов; в 1922—33 возглавил издание её газеты «Ас-Сийаса»; в 1943—52 председатель этой партии, в 1937—44 министр просвещения, в 1945—50 государственный министр и председатель египетского сената. Автор первого арабского романа «Зейнаб, или Картины сельской жизни и нравов Египта» (1914), написанного в традициях европейской сентименталистской прозы, проникнутого сочувствием к феллахам и содержащем протест против их бесправия. В центре романа «Так она создана» (1955), — проблема семейно-правового положения египетской женщины в середине XX в.

Во второй половине 1910—20-х гг. Х. разрабатывал концепцию египетской исключительности, позднее перешёл на позиции традиционного ислама. Х. принадлежит книга биографической хроники «Жизнь Мухаммеда» (1929), популярная в мусульманском мире. Литературно-критические статьи Х. вошли в сборник «Революция в литературе» (1950), популярные очерки о писателях Востока и Запада — в книге «Переводы из (произведений) писателей египетских и европейских». Дневники Х. «Воспоминания о египетской политике» (т. 1—2) изданы в Каире в 1951—53.

Сочинения:

В русском переводе — Зейнаб. Картины сельской жизни и нравов Египта, Л., 1973.

Литература:

Долинина А. А., Из предыстории реализма в новой арабской литературе, в сб.: Проблемы становления реализма в литературах Востока, М., 1964;

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975, с. 238—241 (библ.).

З. А. Намитокова.

Хайлайф

Хайла́йф, осиби, стиль поп-музыки, получивший распространение в XX в. в Западной Африке. Сложился в результате синтеза африканских, европейских и американских музыкальных элементов. Ещё в середине XIX в. под влиянием европейских военных оркестров (многие из них наладились в европейских фортах на побережье Гвинейского залива) африканские инструментальные ансамбли начали исполнять европейские мелодии; кроме того, к африканским инструментам добавлялись европейские. К началу XX в. музыкальные ансамбли такого смешанного типа, играющие произведения, основанные на африканских, европейских и карибских мелодиях, приобрели широкую известность по всему западному побережью Гвинейского залива. Среди них — оркестры «Темпо», «Ритмические звёзды», «Бродвей», «Кометы».

Для Х. характерны многократно повторяющиеся короткие мелодические построения, основанные на диатонике, в размере 2/4 или 4/4 (реже 6/8). Активный ритмический фон создают кастаньеты, маракасы, барабаны. Тексты Х. (на языках африканских народов и английском языке) обычно повествуют о семье, друзьях, но отражают также общественные и политические темы. Большим успехом стиль Х. пользуется в Нигерии (особенно с 50-х гг.). В 60-х гг. популярность Х. в Западной Африке уменьшилась, традиция его возродилась в 80-х гг.

Л. О. Голдон.

Хайле Селассие I

Ха́йле Села́ссие I, до коронации — Тэфэри Мэконнын (1892—1975), император Эфиопии в 1930—74. Сын государственного деятеля и военачальника раса Мэконнына. Получил образование в школе имени Менелика II. С 1905 губернатор Гара-Мулеты в провинции Харэр, в 1908—16 губернатор Сидамо, затем Харэра. В результате дворцового переворота 1916 объявлен регентом при императрице Заудиту, фактически управляя всеми делами государства. После смерти Заудиту коронован в ноябре 1930. До итало-эфиопской войны 1935—36 осуществил ряд прогрессивных социально-экономических преобразований. В 1931 и 1935 были приняты законы об освобождении рабов, в 1931 обнародована первая в истории страны конституция и создан парламент, осуществлены некоторые мероприятия в области образования и здравоохранения. Во время итало-эфиопской войны 1935—36 возглавлял борьбу Эфиопии против итало-фашистских захватчиков. В годы итальянской оккупации 1936—41 находился за границей, где вёл активную деятельность по привлечению иностранных держав к освобождению Эфиопии. Вернулся в Аддис-Абебу 5 мая 1941. Деятельность Х. С. I в послевоенные годы была направлена на укрепление в стране абсолютизма и феодальной системы. Во внешней политике в значительной степени ориентировался на США, получая от них около половины американской военной помощи странам Африки. В то же время стремился к усилению влияния Эфиопии в африканских делах. Х. С. I был одним из инициаторов создания в 1963 Организации африканского единства. Обострение в Эфиопии классовых противоречий, коррупция, злоупотребление верхушкой страны властью на фоне обнищания народных масс, политическое бесправие народа, голод, начавшийся в результате многолетней засухи, привели к выступлениям вооруженных сил, трудящихся и студенчества. В ходе начавшейся в феврале 1974 национально-демократической революции Х. С. I был низложен (12 сентября 1974) и умер в тюрьме.

Литература:

Ягья В. С., Эфиопия в новейшее время, М., 1978;

Mosley L., Haile Selassie, the conquering lion, Englewood Cliffs, [1965];

Greenfield R., Ethiopia, A new political history, L., [1965].

Г. В. Цыпкин.

Хайраддин ат-Туниси

Хайрадди́н ат-Ту́ниси, Хайреттин-паша (1826, или 1819, или 1823 — 1890), тунисский просветитель и государственный деятель. Родился в Абхазии. В раннем детстве увезён в Стамбул, воспитывался как мамлюк. С 1839 жил в Тунисе при дворе Ахмед-бея; слушатель военного училища (Политехническая школа) в Бардо, офицер кавалерии. В 1846 сопровождал бея в поездке во Францию. В 1853—56 жил во Франции. В 1857 вернулся в Тунис, был произведён в генералы, в 1857—62 министр военно-морского флота и член комиссий, которые подготовили манифест о правах «Ахд аль-Аман» («Фундаментальный пакт») 1857, конституцию 1861 и другие законодательные акты в духе турецкого танзимата. В 1861 избран председателем тунисского меджлиса (парламента). В декабре 1862 из-за несогласия с финансовой политикой правительства ушёл в отставку со всех постов (кроме депутата меджлиса). В 1862—69 жил за границей, в основном во Франции. В 1869 вернулся в Тунис, назначен председателем Международной финансовой комиссии. В 1873—77 премьер-министр Туниса. Провёл ряд реформ: разработал земледельческий устав (1874), реформировал преподавание в религиозно-богословском университете аз-Зитуна, основал первый национальный коллеж Садикия (1875) и национальную библиотеку. С 1878 жил в Турции. В 1878—79 глава правительства Турции. Взгляды Х. нашли отражение в сочинении о политическом устройстве европейских стран «Аквам аль-масалик фи маарифа ахваль аль-мамалик» (1867, французский перевод 1868 и турецкий перевод 1878). Он рассматривал буржуазно-либеральные институты как основу экономического и военного прогресса Запада, считал их непременным условием возрождения мусульманского Востока, доказывал, что они якобы совместимы и даже вытекали из политической доктрины ислама. Х. первым из арабских мыслителей дал понятие о личных и политических свободах.

Литература:

Левин З. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, с. 50—53;

Амин А., Зуама аль-ислах фи-льахд аль-хадис (Видные реформаторы в новое время), Каир, 1948;

Al-Tunisi Khayr al-Din, The Surest path. The political treatise of nineteenth-century Muslim statesman. A transl. wilh introd. and notes by L. C. Brown, Camb. (Mass.), 1967;

Hourani A., Arabic thought in the liberal age, 1798—1939, L., 1962.

Н. А. Иванов.

Хайраддин Барбаросса

Хайрадди́н Барбаро́сса (1483—1546), флотоводец, гази, правитель Алжира с 1518. В западноевропейских источниках — пират. Родился на острове Лесбос (Митилена). Сын сипахи, выходца из Македонии (возможно, отставного янычара), торговавшего гончарными изделиями, и вдовы православного священника. Владел арабским, турецким, итальянским и испанским языками. Поступил юнгой в турецкий флот. В 1510 прибыл с братом Оруджем в Северную Африку. Вёл джихад (священную войну) против христиан; в 1515 (первая попытка — в 1512) братья подняли антииспанское восстание, поддержанное крестьянским населением. В 1518, после гибели Оруджа, возглавил повстанцев, создавших на территории Алжира государство, в том же году признавшее сюзеренитет турецкого султана Селима I. В 1533, после официального присоединения Алжира к Османской империи, назначен капудан-пашой (командующим османским флотом) и одновременно бейлер-беем (беем над беями) Алжира. В 1534 взял г. Тунис (оставлен в 1535). Во время венециано-турецкой войны 1538—40 разгромил при Превезе (27 августа 1538) флот европейской коалиции под командованием А. Дориа, обеспечив на время господство мусульман на Средиземном море. Оказывал помощь морискам Испании, антииспанским движениям в Тунисе и Триполитании. Умер в Стамбуле.

Литература:

Kảtip Çelebi, Tuhfel el-kibar fi esfar el-bihar, Ist., 1729;

All Riza Sayfi, Barbaros Hayrettin, Ist., 1326—1328 л. г. х. (1907—1909);

Les ghazaouat de Aroûdj et Kheireddine, chronique arabe du XVI-e siècle, Cairo, 1934.

Н. А. Иванов.

Хайрат Абу Бакр

Хайра́т Абу Бакр (1910—1962), египетский композитор, пианист, архитектор. С детских лет обучался игре на арабской скрипке и фортепьяно. Получил профессиональное образование как архитектор (автор проектов ряда архитектурных сооружений в Каире). Один из основателей (1959), первый ректор и преподаватель (класс фортепьяно) Каирской консерватории. Президент объединения писателей и деятелей искусств Египта. В музыкальных сочинениях, отличающихся национальной характерностью, Х. использовал западноевропейскую композиторскую технику. В творчестве преобладают инструментальные жанры. Автор 3 симфоний, симфонической сюиты на коптские темы, концерта для фортепьяно с оркестром, камерно-инструментальных ансамблей, пьес для фортепьяно, скрипки и др.

Литература:

Еолян И., Очерки арабской музыки, М., 1977.

Хаким

Хаки́м, аль-Хаким би амр Аллах (985—1021), шестой халиф династии Фатимидов. Сын халифа аль-Азиза (правил в 975—996). Провозглашён халифом 16 октября 996 (фактически правил его опекун Барджаван), самостоятельный правитель с апреля 1000. Правление Х. отмечено суровыми преследованиями мусульман-суннитов, иудеев и особенно христиан (разрушение церквей и монастырей в 1003, 1009 и 1014, чистки государственных учреждений и т. д.). Ряд мер был направлен на утверждение норм мусульманской морали. Массовые репрессии осуществлялись силами вооруженных отрядов исмаилитов (ахдас, или ассасины) и гвардии чёрных рабов. В 1017 был выдвинут догмат о божественной природе Х. В 1020 по приказу Х. были подожжены старые христианские и мусульманские кварталы Каира, жители которых подозревались в непризнании этого догмата. Х. погиб при загадочных обстоятельствах (таинственно исчез) во время ночной прогулки. Тезис о божественности Х. занял важное место в учении друзов о «скрытом имаме» и вторичном пришествии богочеловека.

Я. А. Иванов.

Хаккавати

Хаккава́ти, мухаббизики, бродячие рассказчики-импровизаторы в Египте и других странах мусульманского Востока. Их выступления проходили на площадях, базарах и ярмарках, в народных кварталах и кофейнях. Репертуар Х. состоял из старинных легенд, преданий, анекдотов, сказаний и сказок, примитивных сценок из народного быта, жизни двора, суда, семьи, из жизнеописаний народных героев. Рассказ сопровождался музыкой, танцами, пантомимой.

Г. А. Путинцева.

Хакки Яхья

Ха́кки Яхья (р. 1905), египетский писатель, литературовед. Получил юридическое образование. Находился на дипломатической службе в Саудовской Аравии, Турции, Италии, Франции. В 20-е гг. входил в так называемую новую школу новеллистов, вместе с А. Х. Саидом и М. Т. Лашином участвовал в издании литературного журнала «Аль-Фаджр», где были опубликованы его первые рассказы. Х. принадлежат сборники рассказов «Мать обездоленных» (1955), «Кровь и земля» (1955), «Антар и Джульетта» (1961), повесть «Пробуждение» (1959), а также книги воспоминаний и литературоведческие работы, в том числе «Заря египетской новеллы» (1960). Х. — тонкий знаток египетского быта. Его проза обладает чертами углублённого психологизма, отточенной стилистикой и мягким юмором. Наиболее значительное произведение Х. — повесть «Светильник Умм Хашим» (1944), в которой ставится проблема взаимоотношений Востока и Запада.

Сочинения:

В русском переводе, в сб.: Живи, Египет!, М., 1973.

Литература:

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975, с. 246—247;

Успенская Н., От мемуаров к повести;

Две повести на тему «Восток и Запад», в кн.: Вопросы истории литератур Востока, ч. 2, М., 1979.

В. Н. Кирпиченко.

Халид

Ха́лид, Халед, Халид ибн аль-Хашими (1875—1936), политический деятель Алжира, эмир. Внук Абд аль-Кадира. В 1885—95 учился во Франции. В 1898 по окончании офицерского училища в Сен-Сире вступил во французскую армию. В 1913 вышел в отставку. Летом 1919 организовал в Алжире ряд патриотических собраний. Отстаивал национальную и религиозную самобытность Алжира, требовал отмены ограничений прав алжирцев, предоставления им французского гражданства, прекращения репрессий, ликвидации в Алжире колониальных порядков. Стремился к объединению всех антиколониальных сил, сотрудничал с коммунистами. В 1923 был выслан из Алжира. Жил в Египте, во Франции, с 1925 в Сирии. Ставя целью организацию восстания в Алжире, пытался установить связи с Абд аль-Кримом и руководителем сирийского национального восстания 1925—27 Султаном аль-Атрашем. В 1926—29 почётный председатель Североафриканской звезды. Умер в Дамаске.

Р. Г. Ланда.

Халид Абу Бакр

Ха́лид Абу Бакр (р. 1932), суданский писатель. В 50-х гг. окончил мусульманский университет аль-Азхар в Каире. В 1957 совместно с Зарруком ат Тайибом опубликовал сборник «Суданские новеллы», в котором нашли отражение социальные проблемы суданского общества и антиимпериалистической борьбы. В изданной в Каире повести «Начало весны» (1958) Х. через восприятие подростка показывает Судан накануне завоевания независимости. Реалистическое изображение жизни современного Судана характерно также для романа «Солёный источник» (1968). В 70-е гг. Х. опубликовал несколько сборников новелл; выступал как критик и публицист.

Сочинения:

В русском переводе — [Новеллы], в сб.: Рассказы писателей Судана, М., 1966.

Литература:

Махмуд Амин аль-Алим, Творчество молодых новеллистов Судана, в сб.: Современная арабская литература, пер. с араб., М., 1960;

Бейрутская конференция писателей стран Азии и Африки 1967, М., 1968;

Современные литературы Африки, М., 1973, с. 172—179;

Литературы Африки, М., 1979, с. 104—106.

Н. К. Коцарев.

Халиф

Хали́ф (араб. халифа — наследник, наместник, преемник), калиф (устаревшее), титул верховного главы мусульманской общины; глава мусульманского теократического государства (халифата). Первым Х. после смерти Мухаммеда в 632 стал Абу Бекр. Халифами были также «праведные» Омар, Осман, Али, правители государств Омейядов, Аббасидов, Фатимидов, Кордовских Омейядов (с 929), Альмохадов (с 1130), Хафсидов (с 1258), османские султаны. Х. считались заместителями Мухаммеда (халифат расул аллах, «преемник посланника аллаха»), а начиная с Омейядов — заместителями аллаха на земле. Х. также — преемник махди [X. считался преемник Махди Суданского Абдаллах вад (ибн) ас-Саид Мухаммед Туршайн]. В странах Северной Африки Х. назывались также помощники вождей племён, в некоторых мусульманских религиозных орденах Х. — представители шейха, преемники основателя ордена, а также мелкие государственные чиновники (в Египте), помощники правителей городов (в Марокко) и др. См. также Халифат.

В. В. Наумкин.

Халифат

Халифа́т, 1) система мусульманской теократии;

2) принятое в литературе название средневекового мусульманского теократического государства с халифом во главе;

3) период правления халифа.

Система Х. (в суннизме идентичное понятие — имамат) возникла в арабо-мусульманском государстве после смерти Мухаммеда в 632, продолжив установленную им традицию теократии. Начиная с третьего халифа Османа халифы носили также титул эмир аль-муминин («повелитель верующих»), связанный с функцией военного командования. При первых четырёх «праведных халифах» (632—661) сохранялась практика избрания халифа. Начиная с Омейядов и в первые века правления их преемников Аббасидов Х. являлся мощным централизованным государством с абсолютной властью халифа как духовного и светского главы мусульман. В него вошли огромные территории, завоёванные арабами, в том числе Северная Африка, включая Египет. Начиная с IX в. Х. вступил в полосу политического распада. Наблюдается упадок светской власти халифов, возникает ряд фактически независимых феодальных государств (в частности, на территории Северной Африки — государства Идрисидов, Тулунидов, Аглабидов). После завоевания в 945 Багдада Буидами аббасидские халифы лишились светской власти. Сельджуки, занявшие в 1055 Багдад, узаконили разделение светской и духовной власти, создав систему Х.—султанат, при которой за аббасидским халифом сохранялась духовная власть, а султану принадлежала вся полнота светской власти.

Не признавая суннитов Аббасидов, халифом провозгласил себя в 910 основатель исмаилитского государства Фатимидов в Северной Африке Убейдаллах. В 1171 суннит Салах ад-Дин положил конец Х. Фатимидов, создав султанат Айюбидов и признав духовный сюзеренитет аббасидского халифа. В 929 кордовский эмир Абд ар-Рахман III из династии Омейядов в противовес Фатимидам принял титулы халиф и эмир аль-муминин. Кордовский халифат, распространивший свою власть и на некоторые княжества Северной Африки (Тахерт, Сиджиль-масу и др.), существовал до 1031. Ещё один Х. на территории Северной Африки — государство Альмохадов, правитель которого Абд аль-Мумин в 1130 провозгласил себя халифом. В XII в., с ослаблением государства Сельджуков, Аббасиды вернули себе политическую власть в бассейне Тигра и Евфрата. Конец Х. как государству положило монгольское нашествие. В 1258 Хулагу-хан взял Багдад и казнил последнего аббасидского халифа Мустасима. В 1261 мамлюкский султан Бейбарс, правивший в Египте и Сирии, пригласил в Каир одного из действительных или мнимых представителей рода Аббасидов и провозгласил его халифом. До османского завоевания Египта халифы Аббасиды жили в Каире, не имея политической власти, но освящая своим религиозным авторитетом светскую власть султанов-мамлюков, иногда также султанов других мусульманских стран, и давали им инвеституру. В 1516 османский султан Селим I вывез в Стамбул халифа Мутаваккиля, который передал ему реликвии аббасидского дома и, по созданной позднее версии, преемственное «право» на Х. Османский Х. существовал до марта 1924, когда был лишён сана последний халиф Абд аль-Маджид II.

А. А. Наумкин.

Хальк-эль-Уэд

Хальк-эль-Уэ́д, город на севере Туниса, на побережье Тунисского залива. Свыше 40 тыс. жителей. Аванпорт порта Тунис, с которым соединён каналом, проложенным через Тунисское озеро, а также железными и автомобильными дорогами, проходящими по искусственной дамбе. Судоверфь. Рыболовство. ТЭС.

Хальфа Буалем

Хальфа́ Буалем (р. 1923), алжирский писатель и общественный деятель. Пишет на французском языке. В 1953 опубликовал рассказ «Жребий». В 1954 главный редактор газеты «Либерте» («La Liberté»), выходившей нелегально после запрещения её колонизаторами. Участник алжирской национально-освободительной войны, в 1954—1961 узник французских тюрем. Все созданные им в заключении произведения вошли в книгу лирики «Убеждённость» (1961). В 1962—65 ведущий публицист и директор газеты «Альже репюбликен» («Alger Republicain»). Автор рассказа «На улице Исли нас расстреливали в упор» (1965), посвящённого ветеранам революционной борьбы. Сборник стихов Х. «Живое сердце» (1969), стихи «Исповедь» (1976) и «Весна 1974 года» (1976) — вершины алжирской гражданственной лирики 60—70-х гг.

Сочинения:

В русском переводе — [Стихи], в сборниках: Поэзия Африки, М., 1973;

Утро моего народа, М., 1977.

Литература:

Прожогина С. В., Современная алжирская поэзия на французском языке, в кн.: Фольклор и литература народов Африки, М., 1970;

Lévy-Valensi I., Bencheikh J.-E., Diwan algérien. Alger, 1967;

Stil A., Semailles nocturnes, «L’Humanité». 1969, 27 fevr.

В. П. Балашов.

Предыдущая страница Следующая страница