Энциклопедический справочник "Африка"
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАМ"-"ХАУ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАМ"-"ХАУ")

Хамада

Хама́да, хаммада, гамада, название каменистых пустынь, распространённых на плато в Северной Африке (в Сахаре называется также рег). В широком понимании — название любых каменистых и щебнистых пустынь в разных районах земного шара.

Хамада-эль-Хамра

Хама́да-эль-Ха́мра, см. Эль-Хамра.

Хамелеоны

Хамелеон Оуэна.

Хамелеон Оуэна.

хамелео́ны, хамелеоновые (Chamaeleontidae), семейство ящериц. Длина тела от 4 до 60 см (Chamaeleo oustaleti с Мадагаскара). 5 родов, объединяющих свыше 80 видов. Более половины всех видов обитает в Африке (эндемичные роды Microsauria, Rhampholeon) и на Мадагаскаре (эндемичный род Brookesia), остальные — в Индии и странах Средиземноморья. Большая часть видов ведёт древесный лазающий образ жизни. Отличаются сжатым с боков телом, цепким хвостом и конечностями, преобразованными в своеобразные клешни, удобные для обхватывания тонких ветвей. Добычу ловят с помощью длинного языка, способного стремительно выбрасываться изо рта животного. Обладают способностью быстро менять окраску соответственно окружающему фону. У некоторых африканских видов самцы вооружены рогами (например, у Chamaeleo jacksoni), имеющими, по-видимому, сигнальное значение. Большинство видов Х. откладывают яйца; представители рода Microsauria (8 видов) и обитающий в горных лесах Ch. bitaeniatus — яйцеживородящи.

Б. Д. Васильев.

Хамелеон.

Хамелеон.

Хамиси

Хами́си, аль-Хамиси Абд ар-Рахман (1920—1987), египетский поэт, прозаик, общественный деятель. С 1938 работал в Египте в издательствах, диктором на радио, учителем в сельской школе. В годы второй мировой войны в рядах антифашистов, в послевоенный период — участник национально-освободительного и демократического движения. С 70-х гг., находясь в эмиграции, участвует в движении писателей стран Азии и Африки, в конференциях сторонников мира, в работе Постоянного секретариата Общеарабского народного конгресса. В 1980 Х. присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».

Борьба народных масс на Арабском Востоке, национально-освободительное движение — главная тема творчества Х. получившего общеарабское признание: сборники рассказов «Глубина» (1949), «Глас народа» (1952), «Окровавленные рубашки» (1953), «Мы не умрём» (1953), «Огненные ветры» (1954), «Эта кровь не высохнет» (1956). Проникновенный лиризм, страстный гражданский пафос, фольклорные мотивы свойственны поэзии Х.: сборники «Людские страсти» (1958), «Следы и огонь» (1962), «Диван аль-Хамиси» (1970), «Книга любви» (1970, русский перевод 1980), «Я отвергаю» (1972), «Мелодии рыцарю Месопотамии» (1975), «Шесть красных гвоздик в дар Москве» (1975), «Египет любви и революции» (1980). Автор пьес, киносценариев, публицистической книги «Борцы» (1951).

Сочинения:

В русском переводе — Монолог, М., 1973;

Клятва, М., 1979;

Мятежная надежда, М., 1982.

И. В. Тимофеев.

Хамисса

Хами́сса (рим. Тубурсикум Нумидарум), древний город в Алжире, к юго-западу от Сук-Ахраса. От периода расцвета (II—III вв.) сохранились: остатки старого форума, руины служившего рынком нового форума (III в., 3-пролётная входная арка, капитолий, базилика, курия; каменные прилавки с измерительными столами), терм, театра, храмового комплекса (портики, бассейн, статуи). Византийские городские стены и крепость.

Литература:

Gsell S., Khamissa, Mdaurouch, Announa, pt. 1 — Khamissa, fasc. 1, Alger—P., 1914.

Т. П. Каптерева.

Хаммадиды

Хаммади́ды, берберская династия (из группы племён санхаджа), правившая в 1014—1152 в Центральном Магрибе. Основным эмиром Хаммадом, которому его дядя, зиридский эмир Бадис, предоставил в удел западные области своего государства. Хаммад основал столицу Х. — г. Кала-Бени-Хаммад. Отделившись в 1014 от Зиридов, Х. в 1015 установили свою власть на территории современного северо-восточного Алжира с городами Алжир, Константина, Беджаия. Х. сохранили верность Фатимидам (Зириды отделились от них в 1048) и некоторое время действовали в союзе с кочевыми арабскими племенами бану хиляль и бану сулейм, завоевавшими государство Зиридов. Вскоре, однако, опустошительные набеги арабов вытеснили Х. из Кала-Бени-Хаммада на побережье, в порт Беджаию (1090). При эмире аль-Мансуре (1088—1105) Х. удалось расширить свои владения до Аннабы на востоке и Тлемсена на западе. В первой половине XII в. натиск норманнов с моря и бедуинов с суши привёл государство Х. в упадок. В 1151 правитель династии Альмохадов Абд аль-Мумин захватил Алжир, Беджаию, Кала-Бени-Хаммад, в 1152 разгромил ополчение арабских племён и уничтожил государство Х.

Литература:

Golvin L, Recherches archéologiques à la Qal’a des Banû Hammåd, P., 1965.

Хаммасат

Хаммаса́т (от араб. хамса — пять), форма издольной аренды в арабских странах. При Х. 1/5 часть урожая получал арендатор (хаммас), 4/5 — землевладелец, предоставлявший хаммасу землю, тягловый скот, сельскохозяйственный инвентарь, семена, нередко жилище. Долговые обязательства, возникавшие при Х., приводили к различным формам личной зависимости крестьян и их прикреплению к земле.

В. В. Наумкин.

Хамруш Ахмед

Хамру́ш Ахмед (р. 1921), египетский историк, публицист, общественный деятель. Входил в организацию «Свободные офицеры», участник Июльской революции 1952. Возглавлял редакции ряда египетских журналов. Автор работ по различным вопросам общественно-политического и социального развития Египта в новейшее время, написанных с прогрессивных позиций. Основное сочинение — «Революция 23 июля 1952 г. в Египте» (охватывает и период правления Г. А. Насера), в котором Х. выступает одновременно как историк и мемуарист.

Сочинения:

Саура 23 юлиу 1952 фи Миср (Революция 23 июля 1952 г. в Египте), т. 1—5, Бейрут, 1974—1975 (рус. пер., М., 1984);

Кисса саура 23 юлиу. Бахс ан аль-ишти-ракийя (История революции 23 июля. Исследование о социализме). Каир. 1983.

Б. Г. Сейранян.

Хамсин

Хамси́н (араб., буквально — пятьдесят), жаркий и сухой ветер южных румбов в Северо-Восточной Африке и над Красным морем. Отмечается при прохождении циклонов над Средиземным морем и пустыней Сахара около 50 дней в году, главным образом с апреля по июнь. Переносит много песка и пыли, что снижает видимость и часто приводит к пыльным бурям; сопровождается высокими (до 40°C) температурами и резким снижением относительной влажности воздуха.

Хапи

Ха́пи, в древнеегипетской религии и мифологии бог Нила, податель влаги и урожая. Почитался по всему Египту, но центром культа были ущелье Гебель-Сильсиле, где, как считалось, из подземного царства выходят «ключи Нила», и южная оконечность острова Элефантина. Х. изображался жирным мужчиной с женской грудью, в руках — сосуды с водой. Праздник Х. был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. Иногда Х. отождествляли с Амоном (Амон-Хапи).

Р. И. Рубинштейн.

Харадж

Хара́дж, поземельный налог в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века. Первоначально Х., как и джизья, — дань, которую должны были платить арабскому государству покорённое немусульманское население. Однако уже с VII в. Х. называется поземельный налог, который платило (в основном натурой) население завоёванных территорий, даже если оно принимало ислам. Различались два вида Х.: Х.-мисаха (с единицы площади посевов) и Х.-мукасама (доля урожая). Иногда Х.-мисаха взимался в твёрдо фиксированном размере, в других случаях размер Х. зависел от возделываемой культуры, качества земли, орошения и других условий. Земледельцы отдавали государству 1/42/3% урожая. На государственных землях Х. выступал как рента-налог. Начиная с периода Аббасидов взимание Х. отдавалось на определённый период на откуп.

Литература:

Абу Йусуф Йакуб ибн Ибрахим, Китаб аль-харадж (Книга о харадже), Каир, 1885;

Dennett D. C., Conversion and the poll-tax In early Islam, Camb., 1950.

В. В. Наумкин.

Хараре

Схематический план.

Хараре.

Схематический план.

Хара́ре (Harare), до 1982 — Солсбери, столица Зимбабве. Расположена на северо-востоке страны, на высоте около 1,5 тыс. м. 681 тыс. жителей (1983, оценка). Климат субтропический, средние температуры января 21°C, июля 16°C; осадков свыше 800 мм в год. Важнейший промышленный центр страны. В промышленных пригородах предприятия металлургической, машиностроительной, пищевкусовой промышленности, стройматериалов; производство мебели, сигарет. Х. — центр района золото- и хромодобывающей промышленности. Основан в 1890.

От конца XIX — начала XX вв. в Х. сохранились псевдороманский и псевдоготический католические соборы, здания парламента, Верховного суда. В 1963 был составлен проект реконструкции города (архитектор М. Локк). В центре города выстроены небоскрёбы (отели, административные здания, конторы): 14-этажный Робинсон-хаус (архитекторы Фейт, Мейерс, при участии архитекторов Таунга и Моргенстерна), 20-этажный отель «Амбассадор» (архитектор А. Руддимен), 22-этажный Ливингстон-хаус (1960, фирма «Д’Арси Катхарт»; высотой 75 м; отделан мраморными панелями, цветным стеклом, мозаикой, медью), мемориальная библиотека и Музей королевы Виктории (1960—70-е гг., фирма «Д’Арси Катхарт»), отель «Шератон» с конференц-залом на 4,5 тыс. человек («Золотой храм», 1985). Научные учреждения, крупный учебный центр; библиотека, Национальная галерея Зимбабве (здание — 1957, архитектор Монтгомери, Олдфилд): коллекция западноевропейской живописи XV—XVII вв., современной живописи и скульптуры Зимбабве.

В. Л. Воронина.

Улица Ньерере в г. Хараре.

Улица Ньерере в г. Хараре.

Харари

Хара́ри, адари (самоназвание), народ в Эфиопии, главным образом в городах Харэр, Аддис-Абеба, Дыре-Дауа и др. Численность 35 тыс. человек (1983, оценка). Говорят на одном из эфиопских языков южнопериферийной группы семитских языков. Распространены также арабский и амхарский языки. Основные занятия — торговля, ремёсла. Значителен слой интеллигенции. По религии — мусульмане-сунниты.

Харга

Ха́рга, группа стоянок каменного века в оазисе Харга в Египте. Исследовались Г. Кэтон-Томпсон (1930—33). Древнейшие относятся к локальному варианту ашельской культуры (найдены рубила с обушком на продольном краю, отсутствуют колуны). Другая группа стоянок близка памятникам атерийской культуры Магриба (возможно, следствие миграции носителей атерийской культуры). Прочие памятники эпохи мустье (относимые к культуре Х., или харгинской) содержат зубчатые орудия из камня и др.

Литература:

[Борисковский П. И., Григорьев Г. П.], Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки, Л., 1977;

Caton-Thompson G., Kharge oasis in prehistory, L., 1952.

Г. П. Григорьев.

Харгейса

Харге́йса, город на северо-западе Сомали. Административный центр Северо-Западной области 60 тыс. жителей (1976). Шоссе соединён с портом Бербера. Аэропорт. Торговля живым скотом, шкурами, кожами, кукурузой.

Харделло Мухаммед Абу Синна

Харде́лло Мухаммед Абу Синна, аль-Харделло (1830—1917), суданский поэт. Х. учился в суданских религиозных школах, рано начал писать стихи на суданском диалекте арабского языка, в которых нашли отражение политическая обстановка, социальные условия жизни и быт народа. С большой теплотой рисует Х. образ суданской женщины, природу родного края. В 1957 в Каире издан сборник его стихов «Харделло — поэт Бутаны».

Литература:

Мухаммед аль-Файтури, Катио валь-китаб, «аль-Гумхурийя», Каир, 1957, 28 окт.

Н. К. Коцарев.

Харматан

Хармата́н, местное название северо-восточного зимнего муссона, дующего с ноября по март из Сахары в сторону Гвинейского залива. Отличается большой сухостью и запылённостью, часто ураганной силой. Выносит много песка и пыли на акваторию Гвинейского залива и в прибрежные воды Атлантического океана.

Хармель Мухаммед

Харме́ль Мухаммед (р. 1929), деятель национально-освободительного, рабочего и коммунистического движения Туниса. Родился в г. Тунис в семье служащего. Получил высшее педагогическое образование. В 1952—56 работал учителем в гг. Бежа и Тунис, затем стал профессиональным революционером. В 1948 вступил в Тунисскую коммунистическую партию (ТКП). С 1951 член ЦК, с 1956 член Политбюро ЦК, с 1957 секретарь ЦК. После запрещения ТКП в январе 1963 Х. был арестован. В 1964 после освобождения по болезни выехал из страны. В 70-х гг. представлял ТКП в редакции журнала «Проблемы мира и социализма» в Праге, затем вернулся в Тунис, где находился под надзором властей. На 8-м съезде ТКП (февраль 1981) избран первым секретарем, на 9-м (июнь 1987) — генеральным секретарем ТКП. Автор работ по проблемам коммунистического и национально-освободительного движения.

Харпер

Ха́рпер (Harper), город в Либерии. Административный центр графства Мэриленд. Расположен у мыса Пальмас. 11,7 тыс. жителей (1974, перепись). Порт на побережье Атлантического океана. Лесопильный, пивоваренный заводы и др.

Харрат Эдвар

Ха́ррат Эдвар, аль-Харрат (р. 1926), египетский писатель, литературовед, переводчик. Окончил филологический факультет Каирского университета. В 60—70-е гг. сотрудничал в литературном отделе радио и телевидения. Автор сборников рассказов «Высокие стены» (1968) и «Часы гордости» (1974). В 1980 опубликовал роман «Рама и дракон». Для творчества Х. характерно обращение к символике и экспериментаторству в сочетании с реалистическим психологизмом и демократическими симпатиями. Составитель антологии «Избранные египетские новеллы 70-х годов» (1982). Знаток европейского искусства, Х. многие исследования посвящает арабскому театру, современной арабской литературе. Переводит произведения классической и современной английской и немецкой литературы.

Сочинения:

В русском переводе — Вокзал. [Рассказ], в сборнике: Избранные произведения писателей Ближнего Востока, М., 1978.

В. Э. Шагаль.

Хартия малагасийской социалистической революции

Ха́ртия малагаси́йской социалисти́ческой револю́ции, программный документ революционно-демократических сил Мадагаскара. Разработана в 1975 Верховным Революционным советом под непосредственным руководством президента Д. Рацираки; одобрена в декабре 1975 всенародным референдумом. В Хартии прослеживаются общие закономерности общественного развития, свойственные национально-демократическому этапу революции. Хартия — долгосрочная программа глубоких социально-экономических преобразований, нацеленных на укрепление национального суверенитета Мадагаскара, обеспечение его экономической независимости, проведение антиимпериалистической внешней политики, развитие страны по пути социалистической ориентации. Классовая борьба признается в ней «единственным, динамичным, исторически обоснованным путём взятия всем народом власти в свои руки». Выбор социалистического пути рассматривается «единственно возможным для достижения быстрого, гармоничного (экономического, социального, культурного) независимого развития». Хартия предусматривает создание подлинно демократического общества, свободного от угнетения и эксплуатации человека человеком; передачу в руки государства и народа основных средств производства; равный для всех граждан доступ к культуре; уничтожение всех форм дискриминации. Современный этап развития революционного процесса в стране она характеризует как национально-демократический, в ходе которого решаются прежде всего задачи общедемократического характера: ликвидация последствий колониализма и неоколониализма, укрепление политической и экономической независимости, развитие демократии.

Опорной силой малагасийской революции Хартия провозглашает традиционную малагасийскую общину (фуку-нулуну); согласно Хартии, в новых исторических условиях община приобретает социалистическое содержание, призвана стать «необходимым связующим звеном между населением и администрацией (в вопросах согласования, планирования и исполнения решений)»; основополагающим принципом её деятельности объявляется демократический централизм.

Хартия наметила меры, которые должны способствовать «самостоятельному и равномерному экономическому и социальному развитию Мадагаскара»: национализация основных средств производства, банков и страховых компаний, введение государственной монополии внешней торговли, подготовка национальных квалифицированных кадров и др. Основа экономики страны, согласно Хартии, — сельское хозяйство, а двигатель экономики — промышленность.

Прогрессивные преобразования в деревне должны базироваться на кооперировании сельского хозяйства. Хартия определила пути развития системы образования (демократизация, децентрализация и «малагасизация»); наметила меры по совершенствованию здравоохранения, улучшению условий труда и упорядочению зарплаты, по внедрению революционной законности.

В Хартии сформулированы важнейшие принципы внешней политики Мадагаскара: антиимпериализм, поддержка справедливой борьбы народов против всех форм национального и расового гнёта, борьба за мир, за полное и всеобщее разоружение, превращение Индийского океана в зону мира, неприсоединение и позитивный нейтралитет, уважение принципов территориальной целостности, национального единства и невмешательства во внутренние дела других государств.

Публикации:

Charte de la révolution socialiste malgache, [Tananarive, 1975].

Б. В. Егоров.

Хартия национальных действий

Ха́ртия национа́льных де́йствий Объединённой Арабской Республики, принята Национальным конгрессом народных сил 30 июня 1962. Представляла собой теоретическое обоснование реформ антикапиталистического этапа Июльской революции, была объявлена политической программой Арабского социалистического союза. Обобщила опыт национально-освободительной борьбы Египта и народов других развивающихся стран, отвергла путь капиталистического развития, сделав вывод, что в современную эпоху развивающиеся страны могут преодолеть экономическую отсталость лишь в результате социалистических преобразований. В Х. н. д. выдвигались задачи достижения социальной справедливости, модернизации и индустриализации народного хозяйства, обосновывалось положение о необходимости научного централизованного в национальном масштабе планирования экономики, подчёркивалась главенствующая роль государственной общественной собственности, её ведущая, руководящая роль в народном хозяйстве. Вместе с тем, выражая интересы мелкой буржуазии, Х. н. д. выдвинула тезис о защите государством частной собственности на средства производства, национального «неэксплуататорского» капитала (в противоположность эксплуататорскому), поставила целью максимальное увеличение количества мелких и средних земельных собственников.

Литература:

Аль-Мисак, Каир, [б. г.];

Беляев И. П., Примаков Е. М., Египет: время президента Насера, 2 изд., М., 1981.

Б. Г. Сейранян.

Хартум

Схематический план.

Хартум.

Схематический план.

Харту́м (араб., буквально — хобот, по форме полуострова, на котором расположен), столица, крупнейший город, торгово-финансовый, промышленный и культурный центр Судана. Расположен на левом берегу Голубого Нила и на правом берегу Белого Нила, у их слияния, на высоте 380 м. 476 тыс. жителей (1983, перепись); кроме суданцев, много выходцев из других стран Африки, а также европейцев. Климат тропический, сухой, жаркий; средняя температура января 23°C, июля 32°C, осадков около 160 мм в год. Вместе с Омдурманом, с которым его соединяет мост Белого Нила, и с Севера Хартумом, с которым связан мостом Шамбат через Голубой Нил, образует единый «тройной город» с населением свыше 1,3 млн. человек. Речной порт, узел железных и шоссейных дорог; к востоку от Х. международный аэропорт. В Х. — штаб-квартиры государственных и иностранных банков и торговых фирм, предприятия пищевкусовой, хлопкоочистительной, трикотажной, текстильной, кожевенной, резинотехнической, металлообрабатывающей промышленности, многочисленные ремесленные мастерские.

С. Г. Панфёров.

Основан египтянами в 1822 в качестве постоянного военного лагеря. В 1830 стал административным центром египетских владений в Судане. В ходе махдистов восстания в 1884 был осаждён восставшими и практически полностью разрушен. В 1898 завоёван англичанами, стал столицей Англо-Египетского Судана.

Х. включает 3 сопредельных города — собственно Х., Омдурман и Северный Х. Центральная часть, собственно Х., с прямоугольной сетью улиц, вытянута на 5,5 км между Белым и Голубым Нилом и связана 2 мостами с Северным Х. и Омдурманом. Застроена административными зданиями, 2-этажными коттеджами, виллами. Дворец республики (бывший дом генерал-губернатора; 1889), университет [до 1951 — Гордон-колледж (колледж Гордона); около 1885], коптская, англиканская, православная, католическая и другие церкви (все — конец XIX — начало XX вв.). В юго-западной части Х. — Большая мечеть (1900, подражание мамлюкским постройкам Каира в Египте). В 1960 —70-х гг. выстроены общественный и административный центр на берегу Голубого Нила (театр, конференц-зал, выставочный зал, библиотека; югославский архитектор Б. Стоянович), туберкулёзный госпиталь (1960-е гг., советский архитектор А. Е. Моисеенков, Г. Ф. Давыдова, инженер К. И. Антонюк). В Омдурмане — лабиринт кривых, узких улиц, застроенных глинобитными домами с плоскими кровлями арабского типа; в центре — рынок и мавзолей Махди Суданского (построен около 1886, разрушен в 1898, после 1956 отстроен заново). Учебный, научный и культурный центр. Хартумский университет — крупнейшее высшее учебное заведение страны.

В. Л. Воронина.

Вид части г. Хартум.

Вид части г. Хартум.

Хартумская культура

Харту́мская культу́ра, археологическая культура эпохи неолита в Судане (конец 7-го — конец 4-готысячелетия до н. э.). Х. к. бытовала на обширной территории от 2-го порога Нила на север, Кассапы и Красноморского побережья на запад, Вади-Хавар (Северный Дарфур) на востоке и верхнего течения Белого Нила на юге. Название по стоянке на левом берегу Голубого Нила близ Хартума. Х. к. оказала влияние на развитие неолитических культур к северу от 2-го порога вплоть до Фараса. Носители Х. к. принадлежали к древней суданской расе. Ранняя Х. к. (ранний неолит), конца 7-го —середины 5-го тысячелетия до н. э., известна по стоянкам у Хартума и в Эль-Коце. Обнаружены многочисленные микролитические орудия-вкладыши из кварца (пластинки с затупленной спинкой, сегменты, провёртки, наконечники стрел с поперечным лезвием), большие орудия из гнейсов и риолитов (орудия с выемками, скребки, кольца, грузила), костяные плоские односторонние наконечники гарпунов с тремя зубцами, проколки и шпильки, а также низки бус из скорлупы страусовых яиц и керамика. Лепные обожжённые на открытом огне горшки с коническим основанием орнаментированы по всей поверхности вдавленными волнистыми линиями (штамп из рыбьей кости). Судя по остаткам фауны и флоры, население ранней Х. к. жило в условиях влажного климата, занималось рыболовством, охотой, собирательством. Умерших погребали на поселении. Развитая Х. к. (развитый неолит), середина 5-го — конец 4-го тысячелетия до н. э., известна по многочисленным памятникам на высоком берегу Нила, его притоков и современные вади — стоянки Эш-Шахейнаб, Эль-Коц (верхние слои), Кадеро и Закиаб. Поселения многослойные, занимающие значительную площадь (Кадеро — 0,61 га). Характерны каменные орудия больших размеров (стамески, долота, шлифованные топоры-кельты, грушевидные навершия палиц, зернотёрки), сохраняются мелкие вкладыши (скребки, скобели и провёртки). Увеличивается набор костяных орудий: кельты, цилиндрические двусторонние гарпуны, шилья, лощила. Появляются рыболовные крючки из раковин моллюсков и новые виды украшений — бусы и подвески из амазонита. Керамика (горшки и чаши) часто лощёная, украшена симметрическими рядами точечного волнистого орнамента. Население развитой Х. к. перешло к производящему хозяйству: земледелию (сорго, два вида проса) и отгонному скотоводству (коровы, козы, овцы). По остаткам фауны и флоры выделены парные поселения: так, Кадеро (основное поселение в 6 км от Нила) заселяли во влажный период, когда сеяли зерновые, а в Закиаб (у реки) община или её часть откочёвывала со скотом в сухой период. Здесь рацион пополнялся продуктами рыболовства, собирательства и охоты. Некрополи располагались за пределами поселений. Умерших погребали в земляных могилах в скорченном положении, ставили посуду с едой и питьём, клали орудия. Предположительно, носители Х. к. — выходцы из Центральной Сахары, переселившиеся на территорию Судана несколькими волнами.

Литература:

Кларк Дж. Д., Доисторическая Африка, пер. с англ., М., 1977;

Arkell A. J., Early Khartoum, L, 1949;

его же, Shaheinab, L.—[a. о.], 1953;

его же, Dating «Early Khartoum», в кн.: Agypten und Kusch, B., 1977;

Krzyzanlak L, New light on early food-production In the Central Sudan, «Journal of African History», 1978, v. 19, № 2;

его же, Kadero, в кн.: Prace Zakładu archeologli sródzlemnomorskiej, t. 22 — Studia i prace, [№] 11, Warsz., 1979;

Close A. E., Current research and recent radiocarbon dates from Northrn Africa, «Journal of African History», 1980, v. 21, № 2.

С. Я. Березина.

Харэр

Харэ́р, Харар, город на востоке Эфиопии. Административный центр провинции Харэрге. 62 тыс. жителей (1984). Соединён шоссе с гг. Дыре-Дава и Аддис-Абеба. Центр обширного района товарного земледелия (кофе, чай, зерновые, фрукты, овощи).

Хасан II

Хаса́н II, Мауля Хасан (р. 1929), король Марокко с 1961; из династии Алауитов (Филалидов). Родился в Рабате, старший сын Мухаммеда V. Окончил (1952) факультет права университета в Бордо (Франция). В 1953 был выслан французскими властями вместе с отцом на Мадагаскар, откуда вернулся в 1955. В 1955 —начале 1956 участвовал в переговорах с Францией о предоставлении Марокко независимости. С марта 1956 начальник генерального штаба вооруженных сил. В 1957 провозглашён наследным принцем. В мае 1960 —феврале 1961 заместитель премьер-министра и министра обороны. В 1960 глава марокканской делегации в ООН. После смерти Мухаммеда V провозглашён 3 марта 1961 королём и религиозной главой мусульман Марокко. Одновременно — главнокомандующий вооруженными силами. В 1961—63 и 1965—67 возглавлял правительство.

Н. С. Луцкая.

Хасси-Месауд

Ха́сси-Месау́д, город, нефтепромышленный центр в Алжире. Расположен в алжирской Сахаре, в 500 км к юго-востоку от г. Алжир, в вилайе Уаргла. Свыше 30 тыс. жителей (1980, оценка). Нефтеразработки возникли на базе крупнейшего в стране месторождения Х.-М. (годовая добыча нефти 25,4 млн. т, 1980). Сырая нефть транспортируется по трубопроводам в порты Арзев, Беджаию, Скикду на Средиземном море и частично перерабатывается на местном нефтеперегонном заводе. Крупная ТЭС.

Хатор

Хато́р, Хатхор (егип., буквально — «дом Гора», то есть небо), в древнеегипетской религии и мифологии богиня неба. В древнейший период почиталась как небесная корова, родившая солнце. Изображалась женщиной (с рогами и иногда ушами коровы) или коровой. С возвышением культа Ра Х. стала считаться его дочерью, солнечным Оком этого бога, она отождествлялась с дочерьми Ра Сехмет и Тефнут и почиталась в образе львицы. Х. дарует плодородие, выступает как богиня-мать. Почиталась также как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Греки отождествляли Х. с Афродитой.

Хатшепсут

Хатшепсу́т (егип., «первая из почтенных»), в Древнем Египте женщина-фараон в 1479—1957 до н. э. (по одной из датировок). Дочь Тутмоса I. Жена и сводная сестра Тутмоса II. Будучи сначала регентшей при юном Тутмосе III, Х. фактически отстранила его от власти и вскоре официально объявила себя фараоном (художники изображали её мужчиной). Х. опиралась главным образом на жречество бога Амона. В правление Х. походы в Азию не совершались; при ней были утрачены владения Египта в Палестине и Сирии. При Х. была снаряжена большая морская торговая экспедиция в Пунт. Велось большое строительство, восстанавливались храмы, разрушенные во времена господства в Египте гиксосов. В западной части Фив в Дейр-эль-Бахри был возведён храм в честь богов Амона и Хатор.

Хатыби

Хаты́би, аль-Хатиби, Катиби Абд аль-Кебир (р. 1938), марокканский писатель, социолог, литературный критик. Пишет на французском языке. Окончив философский факультет Парижского университета, Х. в 1965 защитил докторскую диссертацию по социологии. Преподавал в Рабатском университете, сотрудничал в прогрессивном литературном журнале «Суффль» («Souffle», 1966—72). Директор института социологии в Рабате и главный редактор журнала «Бюльтен экономик э сосиаль» («Bulletin économique et social»). В 1964 опубликовал пьесу «Смерть художников», в 1968 — исследование «Магрибинский роман», заложившее основы национального литературоведения. В автобиографическом романе «Татуированная память» (1971) воспоминания автора о своём детстве и юности тесно переплетаются с размышлениями о судьбах магрибинской интеллигенции, об усвоении ею ценностей мировой культуры, о пробуждении в ней национально-патриотического сознания. Исследованию марокканской культуры посвящены эссе «Раны на имени собственном» (1974), «Вомито Бланко» (1974), «Искусство арабской каллиграфии» (1976). Об ответственности художника за судьбу нации, о его личной заинтересованности в будущем народа роман Х. «Кровавая книга» (1979).

Литература:

Прожогина С. В., Абделькебир Катиби: «Раны памяти», в ее кн.: Магриб. Франкоязычные писатели 60—70-х гг., М., 1980;

Максименко В. И., Интеллигенция в странах Магриба, М., 1980, с. 65, 83—84.

О. А. Власова.

Хауа-Фтеах

Ха́уа-Фте́ах, Хауа-Фтеа, пещерная стоянка каменного века на средиземноморском побережье Киренаики в Ливии. Раскопки английского археолога Ч. Мак-Бёрни в 1950-х гг. В пещере вскрыт культурный слой толщиной 16 м. Выявлено 6 культурных горизонтов. Нижний горизонт — времени последнего межледникового периода (80—65 тыс. лет назад), с верхнепалеолитическими орудиями ориньякского вида (на отретушированных пластинах), в основном угловые резцы большого размера и большие лезвия с боковой ретушью. Обнаружен нож типа шательперрон и несколько тщательно сделанных свёрл. Среди нуклеусов преобладают призматические. Следующий горизонт, соответствующий концу межледникового периода (60—35 тыс. лет назад), содержал каменные орудия, характерные для мустьерской культуры. Открыты два обломка челюсти неандертальца. Горизонт с каменными орудиями даббской культуры киренаикского верхнего палеолита (от 40 тыс. лет назад) — со множеством ножевидных пластин, изготовленных при помощи отбойника. Горизонт оранской культуры (13000—7000 до н. э.) — с преобладающими каменными орудиями: ножевидные пластины небольших размеров, появляются микролиты (наконечники стрел), костяные свёрла и проколки. Горизонт с микролитическими орудиями ливийско-капсийской культуры, множеством костей диких быков и дикой берберийской овцы относится к мезолиту (охотничье-собирательское хозяйство). В верхнем неолитическом горизонте орудия, типичные для предыдущего горизонта (резцы и концевые скребки), и новые, выполненные в традиционной технике отбойника, сочетаются с орудиями в новой технике отжимной ретуши, черешковыми и листовидными наконечниками стрел, плоскими ножами, шлифованными каменными топорами, многочисленными жерновами (для растирания дикорастущих злаков), керамикой и костяными орудиями. Судя по костям животных, к 5-му тысячелетию до н. э. были одомашнены козы и овцы. Верхний горизонт отражает развитие общества охотников-собирателей эпохи мезолита, заимствовавших неолитическую технологию и домашний скот извне, возможно из долины Нила. Пещера Х.-Ф. служила стоянкой ряда первобытных коллективов на пути с востока на запад континента.

Литература:

Берзина С. Я., Археологические памятники как источник по истории Африки, в кн.: Источниковедение африканской истории, М., 1977;

Кларк Дж. Д., Доисторическая Африка, пер. с англ., М., 1977;

[Борисковский П. И., Григорьев Г. П.], Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки, Л., 1977;

Mc Burney C. B., The Haua Fteah (Cyrenaica) and the Stone Age of South-East Mediterranean, Camb., 1967.

С. Я. Берзина.

Хауса

Труба духовая.

Хауса.

Труба духовая.

Рог, дерево, кожа.

Нигерия.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

ха́уса, народ на севере Нигерии, в Нигере и других странах Западной Африки (Бенин, Буркина-Фасо, Гана, ЦАР, Того, Экваториальная Гвинея, Камерун). Общая численность 22,38 млн. человек, из них в Нигерии 19 млн., в Нигере 3 млн. (1983, оценка). Говорят на хауса языке. Основные традиционные занятия — тропическое земледелие, скотоводство (мелкий рогатый скот, лошади), рыболовство, ремёсла (металлургия, ткачество, гончарство, кожевенное, плетение корзин и циновок, резьба по дереву, окраска тканей), торговля. Значительно городское население. Религия — ислам суннитского толка; сохраняются культы предков и сил природы.

Сосуд из шкур.

Хауса.

Сосуд из шкур.

Нигерия.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Ленинград.

Хауса государства

Ха́уса госуда́рства, раннефеодальные государства хауса, сложившиеся на основе существовавших с первых веков нашей эры на территории современной Северной Нигерии мелких общинно-родовых образований — «Семь хауса» (Кано, Кацина, Зария и др.). В XIII в. в них мигранты с севера, предположительно сахарские номады, образовали новые правящие династии. Это обусловило быстрое отделение правящего слоя от общинно-родовой верхушки. Появились предпосылки ускоренного классообразования и сложения государства. К XVI в. в хаусанских землях окончательно оформились ранние государства Кано, Кацина, Зария, Гобир и складывается раннеклассовое общество. Класс феодалов формировался за счёт служилой знати, мусульманского духовенства (ислам появился в XIV в.) и крупного купечества. Класс феодально-зависимых крестьян складывался в результате постепенного включения в систему эксплуатации свободных общинников и сближения их, таким образом, с зависимыми невольниками, занятыми в хозяйствах знати.

Ислам распространился прежде всего среди верхушки общества, к тому же в «африканизированном» виде. Важным следствием распространения ислама в Х. г. стало развитие внутрисуданской и транссахарской торговли. К концу XV в. города хауса посещали торговцы из крупнейших городов Западного и Центрального Судана. К началу XV в. Х. г. находились в сфере влияния могущественной суданской державы Мали. Ко второй половине XV в. Кано и Кацина оказались под влиянием государства Сонгай; в начале XVI в. зависимость Х. г. от Сонгай усилилась. В начале XVI в. сложилось хаусанское государство Замфара, которое, установив контроль над землями вплоть до Нигера, в начале XVII в. достигло значительного могущества. После падения государства Сонгай (в 1591) в Х. г. переместилась в основном транссахарская торговля. Заметно возросло хозяйственное могущество Кано и Кацины. Исламская культура Северной Нигерии приобрела специфически хаусанские черты; появились первые местные учёные-богословы. К XVIII в. относится расцвет Замфары и усиление Гобира, ко второй половине XVIII в. — расцвет Гобира, ставшего одним из самых сильных Х. г. К началу XIX в. наметился процесс экономической и культурной интеграции Х. г. Однако войны в XVIII в. за преобладание в транссахарской торговле, а также обозначившийся к началу XIX в. кризис раннегосударственных форм власти заметно ослабили Х. г. В начале XIX в. в результате социально-религиозного движения фульбе под предводительством Османа дан Фодио в Х. г. пали правящие династии и большинство этих государств вошли в образовавшийся на территории Северной Нигерии халифат Сокото.

Литература:

Ольдерогге Д. А., Западный Судан в XV—XIX вв. Очерки по истории и истории культуры, М.—Л., 1960;

Киселев Г. С., Хауса. Очерки этнической, социальной и политической истории (до XIX столетия), М., 1981;

Hogben S. J., Kirk-Greene A. H. M., The Emirates of Northern Nigeria, L., 1966;

History of West Africa, 2 ed., v. 1, N.Y., 1976.

Г. С. Киселев.

Предыдущая страница Следующая страница