Энциклопедический справочник "Африка"
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИС")

Фа

Фа, Гбаду, в мифологии фон божество гадания. Согласно варианту мифа о сотворении, Ф. — андрогинное божество. Его родила Маву (Маву-Лиза) после близнецов Агбе и Наете, возглавивших пантеон моря. Ф. живёт в небе на вершине пальмового дерева, откуда видит всё, что происходит в царствах моря, земли и неба. У Ф. 16 глаз, которые по утрам открывает Легба, спрашивающий, какие глаза следует открыть сегодня — те, что сзади, спереди, слева или справа. Чтобы их не подслушали, Ф. выражает свои желания при помощи пальмовых орехов: если Ф. берёт в руки один орех, это означает, что нужно открыть два глаза, а если два — один глаз. Дети Ф. — Минона (богиня женщин) и сыновья Аови, Аби, Дуво, Кити, Агбанукве, Зосе. Всех их отправила на землю Маву, чтобы они обучили людей гаданию («языку Маву»).

Б. С. Котляр.

Фагунва Даниел

Фагу́нва Даниел (Fagunwa) (1910—1963), нигерийский писатель. По национальности йоруба. Зачинатель литературы на йоруба. Опубликовал фантастическую повесть «Храбрый охотник в заповедном лесу» (1939, перевод на английский язык 1968 В. Шойинкой), основанную на фольклоре йоруба и рассказывающую о подвигах охотника, отправившегося в опасное путешествие к волшебной горе, чтобы раздобыть талисман, который должен принести счастье его народу. Автор путевых очерков, книг для детей, рассказов.

Сочинения:

на рус. пер., в сб.: Заколдованные леса, М., 1984.

В. Н. Вавилов.

Файнберг Барри

Фа́йнберг Барри (Fainberg) (р. 1938), поэт ЮАР. За участие в антирасистских выступлениях подвергался репрессиям; с 1961 — в эмиграции. Являясь членом АНК, участвует в его борьбе против реакционной политики правительства ЮАР. В стихах Ф. заметно влияние революционной поэзии В. В. Маяковского. Составил поэтические сборники «Поэты народу» (1974,1980).

Сочинения:

в рус. пер. — [Стихи], в кн.: Голоса доброй надежды, М., 1975.

Л. Б. Саратовская.

Файтури Мухаммед Мифтах

Файту́ри Мухаммед Мифтах, аль-Файтури (р. 1930), суданский поэт. Окончил мусульманский университет аль-Азхар (1959). В середине 60-х гг. переехал в Хартум. В 1955 издал в Каире сборник стихов «Песни Африки». В произведениях второй половины 50-х гг. — идеи африканского национализма («Возрождение Африки», поэма «Чёрный поток», 1959. и др.). С начала 60-х гг. темы освободительного движения и борьбы против колониализма и империализма становятся главными в творчестве Ф. (поэма «Лумумба, солнце и убийцы», 1961; сборники стихотворений «Любимый из Африки», 1963; «Африканский голос», 1966). В 1969—71 выступает на страницах журнала «Аль-Хартум» со стихами, посвящёнными борьбе народов Алжира, Кении и Вьетнама за национальную независимость. Ф. известен также как автор стихотворных драматических произведений «Крепость на африканском берегу», «Сулара» (1961) и др. и как автор литературоведческих исследований («Введение в современную поэзию Судана», 1967; «Развитие современной ливийской поэзии», 1968).

Сочинения:

в рус. пер. — [Стихи], в сб-ках.: Поэты Судана, М., 1967;

Из африканской лирики, М., 1967;

Поэзия Африки, М., 1973.

Литература:

Современная арабская литература. Сб. ст., пер. с араб., М., 1960, с. 119—122.

Н. К. Коцарев.

Файюм

Файю́м, Фаюм (коптск. — море), оазис в. Египте, отделён от Нила узкой полосой Ливийской пустыни, вокруг озера Биркет-Карун (в эпоху Среднего царства — гигантский водоём с системой шлюзов, контролировавших подачу воды в оросительные каналы). В эпоху Нового царства — место царской охоты. На территории Ф. — руины древнеегипетских городов (Кахун, близ которого находился царский гарем) и архитектурных памятников (Хавара). В некрополях Ф. найдены знаменитые произведения древнеегипетской скульптуры, файюмские портреты. Современный центр — г. Эль-Файюм.

Р. Д. Шуринова (архитектура).

Файюмские портреты

Файюмский портрет.

Файюмский портрет.

Дерево, энкаустика, темпера.

Середина II в.

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Москва.

файю́мские портре́ты, фаюмские портреты, заупокойные живописные портреты в Древнем Египте; названы по месту первой находки в 1887 в оазисе Файюм. Искусство Ф. п., возникшее в греко-римской среде около I в. (расцвет — в середине I—IV вв.), по мнению ряда исследователей, развивалось вплоть до V в. Ф. п. писались в технике энкаустики (восковой живописи) или темперы на доске либо на холсте (погребальной пелене). Первоначально, согласно римской традиции, Ф. п. писались с натуры и помещались в рамках на стенах жилых помещений, а после смерти портретируемого иногда вставлялись в бинты мумии вместо маски. Позднее Ф. п. стали применяться в заупокойном культе наряду с традиционными для Древнего Египта скульптурными масками. Стилистически в Ф. п. различаются 2 направления — одно, следовавшее античным, другое — египетским традициям; первое отличалось яркой жизненностью образов, светотеневой моделировкой форм, 3-четвертной постановкой головы; второе — фронтальностью композиции, плоскостностью и графичностью рисунка, резкими контурами. На стиль Ф. п. III—IV вв. оказали влияние некоторые черты раннехристианского искусства.

Литература:

Шуринова Р., Фаюмские портреты, М., 1960.

Р. Д. Шуринова.

Фалаша

Фа́лаша, этноконфессиональная группа агау в Эфиопии (в окрестностях г. Гондэр). Численность около 30 тыс. человек (1978, оценка). Говорят на одном из кушитских языков. По хозяйству и культуре близки другим группам агау. Восприняли иудаизм в III—IV вв. В 1980-е гг. (в период засухи) часть Ф. эмигрировала в Израиль.

Фалл Амината Coy

Фалл Амината Coy, Фаль (Fall), сенегальская писательница. Пишет на французском языке. Филолог, преподавательница Дакарского университета. В центре социально-бытового романа «Привидение» (1976) проблема социальной реабилитации личности уже после обретения независимости. В романе «Стачка нищих-батту» (1980) Ф., показывая противоречия современного сенегальского общества, открыто заявляет о неприятии «новой» национальной буржуазии.

Литература:

Развитие литературы в независимых странах Африки (60—70-е гг. XX в.), М., 1980, с. 141—143.

Т. М. Петрова.

Фалло Мамади Кейта

Фалло́ Мамади Кейта (Fallo) (р. 1943), живописец Гвинеи. Учился в Ливанской академии изящных искусств в Бейруте, Флоренции и Милане. Наряду с тематикой, посвящённой национально-освободительной борьбе африканских народов, уделяет значительное внимание традиционным сюжетам и мотивам: «Хранитель традиций» (1972); «Обряд посвящения», «Империалистическое чудовище, пойманное в собственную ловушку», «Призыв 22 ноября 1970 г.», «Материнство» (все — 1974).

Литература:

Григорович Н. Е., Шандицева Т. Б., Искусство Гвинеи, «Искусство», 1976, № 9.

Н. Е. Григорович.

Фаль Луи

Фаль Луи (псевдоним Батлинг Сики) (1897—1924), сенегальский спортсмен, чемпион мира по боксу среди профессионалов в полутяжёлом весе (1922—23).

Фанагало язык

Фанага́ло язы́к, пиджинизированная (упрощённая и сокращённая) форма зулу языка. Распространён в Витватерсранде (ЮАР) в качестве языка производственного и бытового общения. Число говорящих колеблется, так как зависит от притока рабочей силы в промышленность, особенно горнодобывающую, и, по приблизительным подсчётам, составляет не менее 100 тыс. человек. Прежде чем быть допущенным к работе на предприятиях ЮАР, рабочие и служащие должны пройти курс обучения Ф. я. Грамматической основой Ф. я. является предельно упрощённая грамматика языка зулу с включением грамматических элементов из близкородственных коса языка и языка свази. Словарь не превышает 2 тыс. слов; около 70% лексики составляют слова из зулу и родственных ему языков, остальные — заимствования из английского языка и африкаанс. Для каждого вида промышленного производства существует специфический лексикон.

Письменность на латинской основе, введённая в середине XIX в., широкого применения не имеет. Поскольку значительное число рабочих-африканцев неграмотно, обучение на курсах Ф. я. проводится устно.

Литература:

Луцков А. Д., Язык зулу и фанагало в ЮАР, в кн.: Языковая ситуация в странах Африки, М., 1975;

Cole D. T. Fanagalo and the Bantu. Languages in South Africa. «African Studies», 1953, v. 12;

Heine B., Pidgin-Sprachen in Bantu-Bereich, B., [1973].

А. Д. Луцков.

Фанг

Маска духа огня.

Фанг.

Маска духа огня.

фанг, пангве, пахуин, фанве, мфанг, группа народов в Камеруне, Габоне и Гвинее: яунде, этон, буду, бене, бети, мвеле и др. Занимают территорию от р. Санага на юге Камеруна до среднего течения р. Огове и центральных районов Гвинеи. Численность 2,48 млн. человек, из них в Камеруне свыше 1,8 млн. (1983, оценка). Основное занятие — тропическое земледелие. Традиционные ремёсла — резьба по дереву и кости (в том числе культовая скульптура), плетение. Распространено отходничество. Большинство Ф. — католики, часть сохраняет традиционные верования, фольклор.

Опора табуретки в виде мужской головы.

Фанг.

Опора табуретки в виде мужской головы.

Дерево.

Яунде.

Национальный музей Камеруна.

Яунде.

Фанг искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фанг язык

Фанг язы́к, пан, пангве, пахуин, памуэ, один из банту языков. Относится к зоне A (классификация М. Гасри). Распространён в Камеруне, Габоне и Рио-Муни. Число говорящих свыше 2 млн. человек (1978). Имеет 2 диалекта: нтум (северный) и маке (южный).

Ф. я. сильно отличается от других языков банту; испытал влияние соседних не-банту языков и может в определённой степени рассматриваться как промежуточный между банту и не-банту языками. Имеет небольшой процент общих корней с языками банту. Гласные фонемы имеют аллофоны в начальной позиции; для согласных фонем в той же позиции характерна двойная артикуляция. Представлен закрытый слог. Насчитывается 10 именных классов, причём корреляция некоторых из них по числу представляет собой аномалию; например, 9-му классу единственного числа соответствует не 10-й класс множественного числа, а 6-й. Особенность глагольной системы — отсутствие специальных форм для выражения отрицания, которое реализуется с помощью тонов. Широко представлены аспектно-темпоральные формы.

Письменность создан в XIX в. на основе латинского алфавита.

Литература:

Largeau V., Encyclopédie á pahouine, P., 1901;

Lejeune L, Dictionnaire Français-Fang, P., 1892.

И. Н. Топорова.

Фандербейлпарк

Фа́ндербейлпарк, Вандербейлпарк (Vanderbljlpark), город в ЮАР. 78,8 тыс. жителей (1970, перепись). Железной дорогой связан с магистралью, соединяющей Йоханнесбург с гг. Порт-Элизабет, Ист-Лондон и Дурбан. Чёрная металлургия (металлургический комбинат «Искор»), химическая, машиностроительная, промышленность. Крупнейшая в стране фирма по строительству машиностроительных «Фандербейл энджиниринг корпорейшен». ТЭС. Основана в 1952.

Фанти

Фа́нти, фанте, мфантсе (самоназвание), народ группы акан в Гане. Живут на побережье между гг. Аккра и Секонди. Численность 1,5 млн. человек (1983, оценка). Язык восточной подгруппы акан языков. Родственные народы — эфуту и агона. Составляли этническую основу Фанти конфедерации. Основные занятия — тропическое земледелие, рыболовство, изготовление лодок и рыболовных снастей, выпаривание соли, плетение, гончарство, кузнечество, ткачество. Большинство — христиане (католики и протестанты) и приверженцы христианско-африканских сект, в городах есть мусульмане.

Фанти конфедерация

Фа́нти конфедера́ция (Fanti, Fante), 1) раннеполитическое образование фанти (на территории современной Ганы) между Аккрой и Секонди. Сложилось в начале XVIII в. как союз нескольких фантийских оманов для борьбы с Ашанти конфедерацией; ведущую роль играли оманы Абора и Манкесим. Во главе Ф. к. стоял выборный военный предводитель (брафо). В середине XVIII в. распалась на Восточную (Бороборо) и Западную (Экумфи) конфедерации. В XIX в. участвовала в англо-ашантийских войнах на стороне англичан. 2) Раннеполитическое образование, существовавшее на побережье Гвинейского залива в 1868—73, в состав которого входили несколько фантийских оманов, а также Ассин, Денчира, Васса, Чифо и другие, со столицей в г. Манкесим. Возглавлялось президентом, советом вождей, магистратом. Большую роль играли аборигены, получившие европейское образование. В 1871 была принята конституция. В 1873 распалось, с 1901 в составе британской колонии Золотой Берег.

Литература:

Christensen J. B., Double descent among the Fanti, New Haven. 1954;

Limberg L, The Fanti Confederation. 1868—1872, Götteborg, 1974;

Sarbah J. M., Fanti National Constitution, 2 ed., L., 1968.

В. А. Попов.

Фараг Альфред

Фа́раг Альфред (р. 1929), египетский драматург. В 1952 окончил английское отделение филологического факультета Александрийского университета. Одноактная патриотическая пьеса «Голос Египта» поставлена в 1956. Автор исторической трагедии «Сулейман аль-Халаби» (1965), социально-бытовых комедий и драм «Полицейские и воры» (1966), «Регистрация брака на свидетельстве о разводе» (1972). Часто обращается к фольклору, творчески обрабатывая сюжеты арабских сказок: «Багдадский цирюльник» (1964), «Ленивый Бак-бак» (1966). Для Ф. характерен интерес к жизни народа, современным общественным отношениям, социальной борьбе.

Литература:

Современная арабская литература, М., 1966, с 66;

Коцарва Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975, с. 228—230.

В. Н. Кирпиченко.

Фараон

Фарао́н, обозначение древнеегипетских царей, с XXII династии — титул царя. Термин «Ф.» происходит от древнеегипетского «пер-о» (буквально — большой дом), переданного библейской традицией как Ф. (древнееврейский парох, греческий Pharaó). Первоначально обозначал царский дворец и лишь с XVIII династии (с эпохи Нового царства) — самого царя. До XXII династии слово «Ф.» не входило в царскую титулатуру, состоявшую из 5 «великих имён»: личного имени и 4 царских имён (которые давались при вступлении на престол). Ф. носил различные короны; белую — Верхнего Египта, красную — Нижнего Египта, двойную — соединение белой и красной как символ власти над объединённым государством.

Ф. был верховным распорядителем земли, сырьевых и продовольственных ресурсов и населения Египта. Согласно древнеегипетским верованиям, Ф. считался сыном солнца, земным воплощением Гора и наследником Осириса.

Литература:

Gauthier H., Le livre des rois d’Egypte, v. 1—5, [Le Cairo], 1907—17;

Posener G., De la divinité du pharaon, P., 1961.

Фарас

Фара́с, древний город в Судане, на левом берегу Нила, близ современного Вади-Хальфа. Основан около 500 до н. э., со второй половины VII в. столица христианской Нобатии, резиденция епископов. Остатки городских стен (мероитское время), в плане образующих трапецию, с квадратными в плане угловыми башнями и 3 воротами. Внутри стен — цитадель (надстроена в средние века арабами) — 4-угольник стен с угловыми, прямоугольными в плане башнями; к цитадели примыкают капеллы и купольная постройка начала VII в.; в цитадели — 2-этажный монастырь со сводчатыми помещениями, две 3-нефные церкви и собор (все — VIII—X вв.). В южной части города — остатки 5-нефной церкви (гранитные колонны с коринфскими капителями; ныне в Суданском национальном музее, Хартум); у ворот, выходящих к реке, — 3-нефная церковь VII в. В церквах и капеллах — настенная живопись (VIII—XI вв.; ныне в Суданском национальном музее, Хартум, и в музеях Варшавы). Остатки квадратных и прямоугольных в плане жилищ из тёсаного камня, жжёного и сырцового кирпича. К югу от города — скальные храмы, посвящённые Рамсесу II, царице Хатшепсут (оба — первые века н. э.), к западу — остатки мероитского дворца, к северу — мероитское кладбище и остатки храма Тутанхамона.

Литература:

Michalowski K., New discoveries at Faras in Nubia, «Archaeology». 1962, v. 15, № 2;

Его же, Polish excavations at Faras, «Kush», 1962—64, v. 10—12.

Фарах Антун

Фара́х Анту́н, Фарах ибн Антун ибн Ильяс Антун (1874—1922), египетский просветитель, романист, драматург. Ливанец по происхождению. Окончив Православную кефтинскую школу в Ливане (1890), Ф. А. заведовал народной школой в Триполи. В 1897 эмигрировал в Египет. В 1899—1906 издавал в Александрии научно-литературный журнал «Аль-Джамиа», способствовавший формированию светских начал в культуре Египта. Мировую известность принесла работа «Ибн Рушд и его философия» (1903), в которой Ф. А. выступил против идеалистических взглядов реформаторов ислама, считая невозможным путь общественного переустройства на религиозной основе. Одним из первых в новоарабской культуре призывал к отказу от слепого следования традициям классической литературы, проповедуя принципы французского романтизма. Автор романа «Религия, наука и капитал» (1901), пропагандирующего идеи утопического социализма, романа «Зверь! Зверь! Зверь!» (1903), проповедующего нравственные идеалы в духе Ж. Ж. Руссо, истории, романа «Новый Иерусалим» (1905). Ф. А. выступал активным сторонником демократизации языка литературы с помощью создания «третьего» языка, основанного на упрощённых грамматических формах литературного языка и лексике разговорного. Им написана первая в Египте социально-бытовая драма «Новый и старый Египет» (1913). Многие пьесы Ф. А. основаны на сюжетах французской литературы. В 1906—08 жил в США, по возвращении на родину занимался политической деятельностью, журналистикой. В 1907 издал поэму, посвящённую Л. Н. Толстому. Перевёл на арабский язык «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше, «Французская революция» А. Дюма-отца, «Поль и Виргиния» Ж. А. Бернардена де Сен-Пьера, «Жизнь Иисуса» Э. Ренана, рубаи Омара Хайяма; познакомил арабских читателя с произведениями М. Горького и Л. Н. Толстого.

Литература:

Левин З. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, с. 235—236;

Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Просветительский роман 1870—1914 гг., М., 1973. с. 158—244;

Ее же, Еще раз о проблеме языка арабской драматургии, «Ученые записки ЛГУ», № 374, сер. востоковедческих наук, в. 17, 1974, с. 107—113;

Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975, с. 54—56 (библ.).

З. А. Намитокова.

Фарах Халиль

Фара́х Халиль (1892—1932), суданский композитор, поэт, певец, исполнитель на уде; общественный деятель. Окончил Гордонский колледж в Хартуме. Общался с египетскими музыкантами. Автор стихотворений и песен, многие из которых направлены против колонизаторов Судана, в том числе «Азза», ставшая своего рода гимном суданцев, «Аш-шараф аль-базих», «Фиад-давахи». Ф. одним из первых начал включать в инструментальные ансамбли, сопровождавшие песни, европейские инструменты.

Асим Абдалла ам-Халифа.

Фарес Набиль

Фаре́с Набиль (р. 1941), алжирский писатель. Пишет на французском языке. Участник национально-освободительной войны алжирского народа в 1954—62. Окончил Сорбонну. В 1971 опубликовал книгу стихов «Песнь Акли». «Личность, народ, революция», по определению Ф., — основные темы его произведений. Герой романа «Неудачник Яхья» (1970) — молодой алжирец, оказавшийся во Франции в годы войны, осознавая свой гражданский долг, возвращается на родину, чтобы сражаться вместе со своими собратьями. В романе «Пассажир с Запада» (1971) затрагиваются острые проблемы послевоенного развития Алжира. Романы «Поля олив» (1972) и «Память отсутствующего» (1974) (из цикла «Открытие нового мира») — о прошлом и настоящем Алжира, о войне и мире, о культурном самоопределении алжирского народа.

Литература:

Прожогина С. В., Магриб. Франкоязычные писатели 60—70-х гг., М., 1980, с. 118—148;

Raybaud A., Roman algérien et quête d’identité, «Europe», 1976, juillet — août, № 567—568.

В. П. Балашов.

Фаро

Фа́ро, в мифологии бамбара божество воды, громовник, демиург. Первоначально Ф. считался, вероятно, духом р. Нигер. У Ф. уши прикрыты двумя плавниками, перепончатый хвост. Ф., сотворённый божеством Пемба, продолжил начатое тем созидание мира. Ф. создал небо, породил духа воздуха Телико, в виде воды пролил жизнь на землю. Ф. породил первых людей, создал рыб, пресмыкающихся и других животных. Когда на земле стало слишком много людей и начался голод, Ф. научил их есть дикорастущие томаты. Ф. восстал против Пемба, положив конец рождению людей от союза женщин с деревом баланза — воплощением Пемба. Благодаря Ф. стали рождаться люди, пригодные к физическому труду. Победив Пемба в битве, Ф. возобновил созидание мира, установил границы Вселенной, четыре страны света, сезоны и чередование дня и ночи; разделил землю на семь частей, соответствующих семи небесам; создал все водоёмы, дал дождь, классифицировал животных и растения; распределил людей по расам и кастам; определил их табу; обучил людей языку.

Е. С. Котляр.

Фарси Мустафа

Фа́рси Мустафа, аль-Фариси, аль-Фарси, аль-Ферси (р. 1931), тунисский писатель. Пишет на арабском и французском языках. В 1952—54 изучал в Париже арабские языки и литературу. По возвращении в Тунис опубликовал сборник пьес «Замок ветров» (1961), несколько рассказов в журнал «Аль-Фикр». Автор романа «Поворот» (1963), сборников новелл «Я украл луну» (1967), «Мост… это жизнь» (1968), а также пьесы «Смута» (1971), романа «Гласные звуки» (1978), затрагивающих социальные проблемы современного Туниса. Литературно-критические статьи о театре, поэзии, развитии североафриканского романа. В 1970—86 генеральный секретарь Союза писателей Туниса.

Сочинения:

в рус. пер. — Дар исцеления, в сб.: Дорогая наша земля, М., 1967;

[Рассказы], в сб.: Лабиринты ночи, М., 1983.

Литература:

Пантучек С., Тунисская литература, М., 1969.

З. А. Намитокова.

Фаси

Фа́си, аль-Фаси, аль-Фасси, род, давший многих марокканских учёных, поэтов, писателей, общественных и политических деятелей. Выходцы из Испании, в 1475—76 оставившие Малагу и переселившиеся в Фес. Наиболее известны: Абу Хамид аль-Ф. (1580 —?), юрист, поэт, историк. Автор сочинения «Мират аль-Махазин» («Зеркало Махзена») — истории Марокко при Саадидах. Абу Заяд аль-Ф. (1631—1685), автор свыше 175 трудов по различным областям знаний. Сочинение по юриспруденции «Аль-амаль аль-Фаси» было переведено на французский язык. Абу Хафс аль-Ф. (1713—1774). Окончил университет Карауин в Фесе, затем преподавал в нём. Автор многочисленных трудов по праву, теологии, логике, риторике, поэт. Абдаллах аль-Ф. (? —1930), поэт, занимал также ряд должностей (судья, везир в Фесе, проповедник в султанской мечети и др.). Мухаммед Алляль аль-Ф. (1906—74), политический деятель, поэт, историк. Считается «отцом марокканского национализма». Окончил университет Карауин (1932). В 1934 один из инициаторов создания Магрибинского блока национального дела. В 1937 возглавил Национальную партию для осуществления требований. В 1934 принимал участие в составлении «Плана реформ» (см. в статье Марокко). В 1935—36 в заключении. В 1937—46 в ссылке, сначала в Габоне, затем в Конго (Браззавиль). В июне 1946 вернулся в Марокко и возглавил партию Истикляль. В 1947 эмигрировал в Каир, принял активное участие в работе Комитета освобождения Северной Африки. После завоевания независимости Марокко вернулся в марте 1956 на родину, стал неофициальным советником султана. В январе 1960 избран председателем партии Истикляль. С 1961 министр по религиозным делам. Одновременно был профессором исламоведения в университете Мухаммеда V в Рабате. В январе 1963 вместе с другими членами Истикляль вышел из состава правительства.

Сочинения:

Альхаракат аль-истиклялийя филь Магриб аль-Араби (Национально-освободительное движение в арабском Магрибе), Каир, 1948;

Аль-Магриб аль-араби мунзу аль-харб аль-алямийя аль-уля (Арабский Магриб со времени первой мировой войны), Каир, 1955;

Livre rouge et documentaires, Tanger, [s. а.].

Мухаммед аль-Ф. (р. 1908), учёный-востоковед и политический деятель. Окончил университет Карауин, продолжил образование в Сорбонне. В 1931—33 президент Ассоциации студентов-мусульман Северной Африки. Член партии Истикляль с 1943. В 1944 в числе других национальных политических деятелей подписал манифест с требованием предоставления Марокко независимости. В 1944—47 в заключении, в 1952—54 в ссылке. В 1942—44, 1947—52, 1970 ректор университета Карауин, в 1958—68 ректор университета Мухаммеда V. В 1955—58 министр просвещения. В 1956, 1958, 1960, 1964 представитель Марокко в ЮНЕСКО, в 1964 президент Исполнительного совета ЮНЕСКО. В 1968—71 министр культуры. Член Исполкома и Национального совета Истикляль. Председатель Общества дружбы Марокко — СССР. Автор более 200 работ по лингвистике, истории, литературоведению, искусствоведению. Абд аль-Кебир аль-Ф. (р. 1920), политический деятель. Получил образование в Сорбонне и Алжирском университете. С 1942 занимался преподавательской деятельностью. За участие в национально-освободительном движении неоднократно подвергался репрессиям. После завоевания Марокко независимости на дипломатической службе. В 1958—1961 посол Марокко в ФРГ, в 1961 — в Египте, в 1962—67 — в СССР. С 1960 член Исполкома партии Истикляль. Малика аль-Ф. (р. 1919), писательница и общественный деятель. Окончила университет Карауин (1951). Первая женщина а Марокко, получившая высшее духовное образование. Член партии Истикляль с 1943. В 1956 вице-президент Лиги начального образования и борьбы с неграмотностью. Один из организаторов Комитета национальной взаимопомощи, член его руководства, а также Национального совета Истикляль.

Литература:

Gaudio A., Allāl el Fassi, ou L’nistoire de l’lstiqiāl, P., 1972;

Biographie de Mohammed el-Fasi, [s. l., s, а.].

Н. С. Луцкая.

Фасл Мудхик

Фасл Мудхи́к, египетский народный фарс. Возник в сельской местности, но затем исполнители Ф. М., бродячие актёры (хаккавати), стали выступать в кофейнях и на площадях городов. Сюжеты строились на весёлых недоразумениях, действие включало в себя много буффонады, клоунады, пародийности и народного юмора. Непременные элементы Ф. М. — музыка, танец и пение, а также сильная сатирическая направленность, введение острых политических намёков, злободневных социальных мотивов. Фиксированных текстов почти не сохранилось. С возникновением и развитием профессионального театра Ф. М. стал служить дополнением к основному спектаклю, затем слился с профессиональным театром, составив его разновидность — народную комедию.

Т. А. Путинцева.

Фасоль

Фасо́ль (Phaseolus), род однолетних и многолетних растений семейства бобовых. Свыше 20 видов, в том числе около  20 в культуре на всех континентах. В Африке распространены Ф. обыкновенная (Ph. vulgaris), Ф. лимская, или луновидная лима (Ph. lunatus), Ф. остролистная (Ph. acutifolius). Площадь под Ф. в Африке (1981) 2,1 млн. га, производство зерна 1,25 млн. т, средняя урожайность 5,7 ц с 1 га. Наибольшие площади (млн. га) в Танзании (0,3), Бурунди (0,26), Руанде (0,22), Заире (0,16), Камеруне (0,13).

Г. В. Устименко.

Фатимиды

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фейган Брайен

Фе́йган Брайен, Фаган, Фэген (Fagan) (р. 1936), англо-американский археолог. Окончил Кембриджский университет (Великобритания). Профессор антропологии Калифорнийского университета (США). Исследователь памятников позднего каменного и главным образом железного века в Замбии и Зимбабве, в том числе городища Зимбабве.

Сочинения:

Southern Africa during the iron age, L, 1965;

A short history of Zambia…, Nairobi — [a. o.], 1968;

Iron age cultures in Zambia, v. 1—2, L, 1967—1969;

Africa in the iron age, c. 500 B. C. to 1400 A. D., Camb. — [a. o.], 1975 (совм. с R. Oliver).

Г. П. Григорьев.

«Феникс»

«Фе́никс», трудовая община близ Дурбана (ЮАР), основанная в 1904 М. Ганди и его последователями. Члены общины занимались земледелием и ремёслами, а также выпускали на гуджарати и английском языке газету «Индиан опинион». Задуманная как эксперимент по реализации идей английского мыслителя-утописта Дж. Рескина о решающей роли физического труда в жизни человека, община в 1904—14 являлась официальной штаб-квартирой Ганди и фактически центром борьбы против дискриминации индийского населения в Южной Африке. В годы деятельности общины Ганди разрабатывал основы своих религиозно-философских и этических концепций, в частности идею ненасильственного сопротивления (сатьяграха) как метода национально-освободительной борьбы.

Литература:

См. при статье Ганди М. К.

Р. Р. Вяткина.

Фераун Мулуд

Ферау́н Мулуд (1913—1962), алжирский писатель. Окончив училище в Бу-Зареа, учительствовал в Кабилии (1935—57). Ф. — родоначальник реалистического направления алжирской литературы на французском языке. В романе «Сын бедняка» (1954, русский перевод 1963), сборник новелл «Дни Кабилии» (1954, русский перевод 1970), эпической дилогии «Земля и кровь» (1953, русский перевод 1965) и «Дорога, ведущая в гору» (1957, русский перевод 1965) воссоздал характерные черты жизни кабилов в период между двумя мировыми войнами, а также накануне национально-демократической революции в Алжире. Ф. переводил кабильскую поэзию на французский язык («Поэмы Си Моханда», 1960) и сам писал стихи. В вооруженной борьбе народа с колонизаторами Ф. видел единственный путь к свободе и независимости Алжира. Ф. расстреляли колонизаторы. В 1962 опубликован его «Дневник. 1955—62», в 1969 — автобиографическая книга «Письма друзьям», в 1972 — очерки, критические статьи и фрагменты незавершенного романа «Годовщина».

Сочинения:

рус. пер. — Дневник. 1955—62. [Фрагменты], в кн.: Писатель и современность, М., 1973.

Литература:

Прожогина С. В., Франкоязычная литература стран Магриба, М., 1973;

Khatibi A., Le roman maghrébin, P., 1968;

Déjeux J., La littérature maghrébine d’expression française, fasc. 1, Alger, 1970.

В. П. Балашов.

Фервурд Хендрик Френс

Фе́рвурд Хендрик Френс (Verwoerd) (1901—1966), политический и государственный деятель ЮАР. Окончил Стелленбосский университет (ЮАР). Работал в Германии, Нидерландах, США, а с 1927 в Южной Африке, в области прикладной психологии и социологии. В 1937—48 редактор газеты «Трансвалер» («Die Transvaler») — органа Националистической партии. Активный деятель «Брудербонда». Во время 2-й мировой войны симпатизировал фашистской Германии. С приходом Националистической партии к власти в ЮАС и провозглашением политики апартхеида — сенатор (с 1948), министр по делам банту (1950—58), премьер-министр (1958—66). Осуществил ряд крайне реакционных мероприятий.

А. Б. Давидсон.

Ферид Мухаммед

Фери́д Мухаммед, Фарид (1868—1919), политический деятель Египта. Родился в Каире в семье крупного чиновника. Окончил лицей права. Сподвижник М. Камиля, после его смерти (февраль 1908) лидер египетского национально-освободительного движения и партии Ватан. Впервые предпринял шаги по вовлечению рабочего класса и крестьянства в освободительное движение, установил связи с профсоюзами. Однако рабочий класс рассматривал не как самостоятельную силу, а как «народную поддержку» борьбы Ватан за независимость. В 1911 был выслан из Египта, жил в Западной Европе. Связывая борьбу за независимость Египта с международным социалистическим движением, установил связи с лидерами 2-го Интернационала. Умер в Берлине, в 1920 прах Ф. был перенесён в Каир. Ф. — автор сочинений по истории Египта в правление Мухаммеда Али, Османской империи, Древнего Рима, многочисленных публицистических статей.

Литература:

аш-Шафии Ш. А., Развитие национально-освободительного движения в Египте (1882—1956), пер. с араб., М., 1961;

ар-Рафии А., Мухаммед Фарид — рамз аль-ахлас ва-т-тадхийя. Тарих Миср аль-кавми мин сана 1908 иля сана 1919 (Мухаммед Фарид — символ преданности и самопожертвования. Национальная история Египта с 1908 до 1919), Каир, 1948;

ас-Саид Рифаат, Тарих аль-харака аль-иштиракийя фи Миср. 1900—1925 (История социалистического движения в Египте. 1900—1925), Каир, 1925.

Б. Г. Сейранян.

Феркеседугу

Феркеседу́гу (Ferkéssédougou), город на севере Кот-Дивуар. Административный центр департамента Феркеседугу. 35 тыс. жителей (1980, оценка). Железнодорожная станция на линии Абиджан—Уагадугу (Буркина-Фасо). Текстильные предприятия. Центр сельскохозяйственного района (выращивание кукурузы, проса, сорго). Разведение крупного рогатого скота, овец и коз, свиней. В окрестностях Ф. — агропромышленные комплексы (возделывание и переработка сахарного тростника).

З. И. Токарева.

Фернандо-По

Ферна́ндо-По́, название острова Биоко до 1973.

Фесский договор

Фе́сский догово́р 1912, об установлении французского протектората над Марокко. Заключён 30 марта 1912 в г. Фес (Марокко) марокканским султаном Абд аль-Хафизом и представителем французского правительства. Согласно договору, территория Марокко подлежала оккупации французскими войсками. При султане, формально сохранявшем положение духовного и светского главы государства, назначался французский генеральный резидент, сосредоточивавший в своих руках всю реальную власть. Генеральный резидент объявлялся единственным посредником между султаном и иностранными государствами, он наделялся правом утверждать и публиковать от имени французского правительства все декреты (дахиры) султана. Султан обязывался не заключать никаких актов, имеющих международный характер, без согласия французского правительства. Франция обязывалась вступить в переговоры с испанским правительством по поводу интересов Испании и Марокко (франко-испанская конвенция 1912); предусматривался также особый режим Танжера. 2 марта 1956 в результате национально-освободительной борьбы марокканского народа Ф. д. был аннулирован (см. Мароккано-французская декларация 1956).

Литература:

Rivière P.-L., Traités, codes et lois du Maroc, t. 1, P., [1924].

Н. С. Луцкая.

Фетва

Фе́тва (араб., мнение, решение), юридическое суждение, положение, выдвинутое муфтием. Основывается на прецеденте. Ф. касаются вопросов религиозной и политической жизни, судебных, правовых и прочих дел, в том числе связанных с женитьбой, разводом, наследованием имущества и т. п. Решение большинства юридических вопросов обычно зависело от воли правителя, но получение Ф. в средние века и новое время было обязательно по каждому важному вопросу (в том числе объявление войны, заключение мира и пр.). В большинстве современных мусульманских государств роль Ф. ограничивается религиозной жизнью.

В. В. Наумкин.

Феццан

Петроглифы.

Феццан.

Петроглифы.

Около 8-го тысячелетия до н. э.

Фецца́н, Феззан, историческая область в Ливии. В 668 Ф. был завоёван арабским полководцем Окбой ибн Нафи. Ф. входил в состав различных арабских государств, но пользовался известной автономией под властью местных династий; в стране распространился ислам. В XIII—XV вв. Ф. находился в зависимости от правителей государства Канем. В середине XVI в. под управлением местной династии Бени Мухаммед со столицей в Мурзуке. В 70-х гг. XVI в. завоёван османами (управлялся из Триполи); временами пользовался значительной самостоятельностью. Государям династии Караманли лишь периодически (завоевательные походы 1716, 1718, 1731—32, 1811) удавалось подчинить себе Ф. После восстановления турецкого господства в Ливии (1835) в Ф. в 1838—42 происходило крупное антитурецкое восстание под руководством Абд аль-Джалиля Сейф ан-Насра; с 1842 Ф. — санджак в составе вилайета Триполитания. Во второй половине XIX в. в Ф. значительным влиянием пользовался дервишский орден сенуситов. После итало-турецкой войны 1911—1912 Ф. был захвачен итальянцами (1914). Население Ф. оказывало упорное сопротивление захватчикам (Италия сумела утвердиться в Ф. лишь к 1930). В 1939 Триполитания, Киренаика и Ф. были объединены под властью итальянского генерал-губернатора. В 1943 Ф. был оккупирован французскими войсками (выведены в 1956). В декабре 1951 — мае 1963 Ф. — одна из провинций независимой Ливии.

В Ф. находится один из крупнейших в Африке комплексов наскальных изображений, которые создавались в течение тысячелетий племенами охотников и скотоводов Сахары. Древнейшие петроглифы с крупными, монументальными фигурами буйволов, носорогов, бегемотов, слонов датируются 8—6-м тысячелетием до н. э., отличаются высокой техникой высеченного наскального рисунка, верностью натуре, живой выразительностью. В конце 4-го тысячелетия до н. э. изображения диких животных постепенно уступают место изображениям быков (нередко с признаками одомашнивания). В петроглифах 4—2-го тысячелетия до н. э. преобладают (в отличие от живописи того же времени, см. Тассилин-Аджер) одиночные статичные фигуры быков, высеченные с большим мастерством. Для петроглифов середины 2-го тысячелетия до н. э.—начала 1-го тысячелетия н. э. характерны изображения лошади (часто запряжённой в повозку или колесницу), для первых вв. н. э. — схематичные фигуры верблюдов.

Литература:

Graziosi P., Rock art in the Libyan Sahara, [Firenze, 1962].

В. Б. Мириманов.

Петроглифы.

Феццан.

Петроглифы.

Около 8-го тысячелетия до н. э.

Фивы

Рамессеум. Песчаник.

Рамессеум.

Песчаник.

XIII в. до н. э.

Вид 2-го двора с колоссами фараона.

Фи́вы (греч. Thébai, др.-егип. Уасет), один из крупнейших городов Древнего Египта. Ф. известны с середины 3-го тысячелетия до н. э. При фараонах XI династии (середина XXII—XX вв. до н. э.) стали столицей и оставались ею в эпоху Среднего и Нового царств. При XXII—XXIII династиях (X—VIII вв. до н. э.) Ф. теряют значение политического центра, оставаясь религиозным центром. После захвата Ф. царём Куша Пианхи около 730 до н. э., разрушения ассирийским царём Ашшурбанипалом в 663 до н. э. и перенесения на север политического и экономического центра страны Ф. утратили свою роль. Постепенно превратились в провинциальный город, хотя и сохраняли значение религиозного центра до 88 до н. э., когда город был разрушен Птолемеем IX Сотером при подавлении народного восстания.

На территории Ф. сохранились: на восточном берегу Нила — грандиозные храмовые ансамбли (см. Карнак, Луксор), на западном берегу — древнеегипетские некрополи (преимущественно эпохи Нового царства): «Долина царей» (в т. ч. гробница Тутанхамона), «Долина цариц», гробницы фиванской знати, руины многочисленных заупокойных храмовых комплексов фараонов XVIII—XX династий (в том числе Рамсеса III в Мединет-Абу), а также ансамбль эпох Среднего и Нового царств в Дейр-эль-Бахри. «Колоссы Мемнона» (песчаник, высота 21 м) — греческое название 2 статуй фараона, сохранившихся от храма Аменхотепа III (XV в. до н. э., архитектор Аменхотеп, сын Хапу; 2 статуи из аллеи сфинксов ныне находятся в Ленинграде на Университетской набережной). Рамессеум — ансамбль храма и дворца Рамсеса II (общая площадь более 44 га; середина XIII в. до н. э., архитектор Пенра).

Литература:

Михаловский К., Фивы, Варшава, 1973;

Blackman A. M., Das hunderttorige Theben. Hinter den Pylonen der Pharaonen, Lpz., 1926;

Otto E., Topographie des Thebanischen Gaues, B., 1952;

Capart J., Thébes, la a gloire d’un grand passé. Brux., 1925.

P. Д. Шуринова (архитектура).

Фикус

Фи́кус (Ficus), род растений семейства тутовых. Вечнозелёные (изредка листопадные) деревья и кустарники, иногда лианы. Около 1000 видов, в тропиках. В Африке свыше 50 видов, встречающихся в саваннах, в вечнозелёных и листопадных лесах, на прибрежных равнинах и в болотах, иногда на сухих каменистых почвах. Некоторые местные виды используют в живых изгородях, для создания тени. В первичных лесах Нигерии, Ганы, Анголы, Заира и Уганды растёт Ф. голиаф (F. goliaph) высотой до 30 м; в Восточной и Западной Африке — Ф. мукузо (F. macaso), дерево высотой 40 м, диаметром 1,5 м, часто кустарники. Наиболее распространённый в Африке вид — Ф. капский (F. capensis), дерево высотой до 20 м, с цилиндрической низкой кроной. Розово-красные съедобные плоды очень обильны. С ним связаны религиозные обычаи, и оно охраняется населением. В Древнем Египте одной из главных культур был инжир (F. carica), который в Северной Африке возделывают и ныне. Древесина некоторых видов идёт на фурнитуру.

Н. А. Базилевская.

Филалиды

Филали́ды, Филали, Филалийцы, Филалийские шерифы; см. Алауиты.

Фипа

Фи́па, вафипа, народ на юго-западе Танзании, в пограничных районах Замбии и Малави. Численность 550 тыс. человек, из них свыше 250 тыс. в Танзании, 100 тыс. в Малави (1983, оценка). Говорят на одном из банту языков. Основное занятие — тропическое земледелие. Традиционные ремёсла — резьба по дереву (маски, мебель и др.), изготовление музыкальных инструментов. Развито отходничество на плантации в горах Рунгве и на промышленные предприятия Замбии. Большинство сохраняет традиционные верования, часть — христиане.

Фисташка

Фиста́шка (Pistacia), род растений семейства анакардиевых. Вечнозелёные или листопадные деревца или кустарники. Около 20 видов, в тропиках и субтропиках, в горах, саваннах и степных предгорьях. В Африке 2 вида. Ф. атлантическая (P. atlantica) встречается в горах Атласа и в Средиземноморье. Листопадное дерево высотой 10—12 м, диаметром до 1 м, с густой кроной и непарноперистыми листьями. Очень засухоустойчива, раньше часто росла в оазисах Сахары и по берегам озёр; в значительной мере вырублена и заменена культурными плодовыми. Ф. мастиковая (P. lentiscus) растёт в Средиземноморье и в Эфиопии, на сухих каменистых склонах гор, в составе маквиса. Твёрдая древесина обоих видов используется в машиностроении и судостроении, идёт на мебель, фанеру и т. д. Семена (фисташки) употребляют в пищу. Листья содержат дубильные вещества и жёлтый краситель, которым окрашивают ткани. Живица используется на лаки, краски.

Н. А. Базилевская.

Предыдущая страница Следующая страница