Энциклопедический справочник "Африка"
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИРО"-"ИЯС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИРО"-"ИЯС")

Ироко

Ироко́, дерево рода хлорофора, а также коммерческое название древесины этого вида.

Иронси Джонсон Томас Умуанкве

Иро́нси Джонсон Томас Умуанкве (Ironsi), Агийи-Иронси (Aguiyi-Ironsi), (1924—1966), военный и политический деятель Нигерии. По этнической принадлежности игбо. Служил в колониальных частях с 1942. Офицерское звание присвоено в 1949. Окончил в Великобритании колледж сухопутных войск в Кимберли, имперский колледж обороны в Лондоне. Командовал силами ООН по поддержанию мира в Конго (1964). С 1965 главнокомандующий вооруженными силами Нигерии. Подавил подготовленный молодыми офицерами нигерийской армии государственный переворот (15 января 1966) и возглавил первое военное правительство (16 января 1966). Правительство И. приняло декрет о создании унитарной формы правления в стране (24 мая 1966). Это привело к резкому усилению сепаратистских настроений и послужило одной из причин армейского мятежа 29 июля 1966, во время которого И. погиб.

Исейин

Исейи́н (Iseyin), город на юго-западе Нигерии, в штате Ойо. 232,3 тыс. жителей (1976). Узел шоссейных дорог. Крупный центр кустарного производства тканей. Торговля молоком, сыром, скотом.

Исида

Исида ведёт царицу Нефертари.

Исида ведёт царицу Нефертари.

Роспись в гробнице Нефертари в Фивах.

XIX династия.

Иси́да, Изида (егип. Исет, греч. Isis), в древнеегипетской религии и мифологии богиня плодородия, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Культ И. пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. И. — дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его жена), Нефтиды, Сета, мать Гора. Основные мифы об И. тесно переплетены с мифами об Осирисе. Первоначально И. почиталась в северной части дельты Нила и центром её культа был город Буто. Вероятно, она олицетворяла небо, и само её имя (исет — «трон», «место») указывало на рождение ею солнечного бога Гора. Культ И. был самым популярным из египетских культов в греко-римском мире. Он повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу И. с младенцем Гором. Образ И. получил отражение в поэзии (например, у О. Уайльда, В. Брюсова).

Литература:

Морэ А., Мистерии Изиды, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. с франц., М., 1914, с. 171—225.

Исимила

Исими́ла (Isimila), группа стоянок ашельской культуры на юге Танзании. Раскопками (с 50-х гг. XX в.) открыты стоянки с тремя группами каменных орудий:

1) с преобладанием крупных режущих (ручные рубила и др.) и массивных (скрёбла и др.) орудий;

2) с мелкими зубчатыми орудиями, скрёблами, скребками и др.;

3) стоянка с «пиками», массивными скрёблами, чопперами (орудия из галек, оббитые по одному краю).

Различия в материале стоянок отражают, по мнению некоторых исследователей, разницу в занятиях их обитателей.

Исиро

Иси́ро (Isiro), бывший Паулис, город на северо-востоке Заира, в области Верхний Заир. 60 тыс. жителей (начало 1970-х гг.). Узел шоссейных дорог, железнодорожная станция. Вывоз продукции прилегающего сельскохозяйственного района (плантации масличной пальмы, кофе, хлопчатник). Крупные мыловаренные и пивоваренные предприятия.

Ислам

Статья большая, находится на отдельной странице.

«исламский социализм»

«исла́мский социали́зм», термин, принятый для обозначения ряда идейно-политических концепций мусульманских буржуазных и мелкобуржуазных идеологов, которые выдвигаются ими в качестве альтернативы как социалистической ориентации общественного развития освободившихся стран, так и различным формам капиталистического развития. Для «И. с.» характерна попытка синтезировать религиозные традиции с современными общественными институтами и рядом «социалистических» принципов. Общественная собственность объявляется священной, выдвигается идеал «трудовой собственности», гарантией достижения социального равенства признаётся перераспределение общественных благ при помощи традиционных мусульманских налогов. Мусульманское положение иштирак («соучастие») понимается как принцип коллективизма, общественной солидарности для помощи неимущим классам. Главной движущей силой социальных преобразований считается моральное совершенствование в труде. В основу современных концепций «И. с.» легли идеи Джемаль ад-Дина аль-Афгани. К «социалистическим» началам в исламе он относил налог в пользу бедных (закат), запрещение ростовщического процента (риба), иштирак и противопоставлял их марксизму. Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России радикальными мусульманскими идеологами было сформулировано положение о том, что «социалистический» идеал ислама сближает его с научным социализмом. Представление о том, что в исламе заложены идеи социальной справедливости, было присуще и некоторым идеологам арабских стран Африки 1-й половины XX в. Термин «И. с.» стал употребляться в 1950—60-х гг., в этот же период разрабатывались основные концепции «И. с.». Принципы ислама, лежащие в их основе, толкуются с точки зрения национализма народов, переживших эпоху колониальной зависимости и борющихся за преодоление экономической зависимости и неравенства. В 1950—60-х гг. на севере Африки пользовался популярностью ряд концепций «И. с.». М. Сибаи, идеолог «братьев-мусульман», выдвинул антикоммунистическую концепцию «И. с.», в которой основой социалистических преобразований объявлялось совершенствование природы человека, регулирование потребления на основе принципов ислама, частная собственность провозглашалась неприкосновенной. Теория «И. с.», разработанная в богословском университете аль-Азхар в период президентства Г. А. Насера, — радикального типа, утверждала близость социальных идеалов ислама и социализма; принципы «трудовой собственности», заката, риба, иштирака и коллективизма трактовала как защиту интересов трудовых слоев населения и препятствие концентрации богатств имущими классами. В ряде стран Африки южнее Сахары со значительной численностью мусульман, идущих по пути прогрессивных социальных преобразований, — таких, как Мали, Танзания, идеи ислама (в том числе «И. с.») используются правительствами для сплочения мусульман вокруг лозунгов антиимпериалистической борьбы, построения справедливого демократического общества. В некоторых африканских странах ислама, развивающихся по капиталистическому пути (например, в Нигере), лозунги ислама используются в целях национального сплочения.

Литература:

Левин З. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, [ч. 1—2], М., 1972;

Кобищанов Ю. М., Государство и религия, в кн.: Общество и государство в Тропической Африке, М., 1980;

Идеология революционных демократов Африки, М., 1981;

Полонская Л. Р., Вафа А. Х., Восток: идеи и идеология, М., 1982;

Степанянц М. Т., Мусульманские концепции в философии и политике XIX—XX вв., М., 1982.

Л. Р. Полонская.

Исламского искусства музей

Исла́мского иску́сства музе́й в Каире (до 1952 — Музей арабского искусства), один из крупнейших музеев Египта. Основан в 1881. Памятники средневекового монументально-декоративного и прикладного искусства арабских стран, Ирана, Турции. В основе собрания (к началу 1970-х гг. около 70 тыс. экспонатов) — поступления из каирских мечетей, частных домов, раскопок в Фустате и других районах Каира. Коллекции ценнейших рукописных текстов и миниатюр, резьбы по дереву, керамики, художественных изделий из металла, стекла с росписью цветными эмалями (лампы из мечетей, сосуды).

Литература:

Ходжаш С. И., Каир, 2 изд., М., 1975, с. 136—47;

Mohamed Mostafa, The Museum of Islamic art. A short guide, 2 ed., Cairo, 1961.

Исмагилова Роза Нургалиевна

Исмаги́лова Роза Нургалиевна (р. 1928), советский историк. Доктор исторических наук. Окончила САГУ. Заведующая сектором национальных и культурных проблем ИА АН СССР. Основные исследования по этнокультурным проблемам Африки.

Сочинения:

Народы Кении в условиях колониального режима, в кн.: Африканский этнографический сборник, вып. 1, М.—Л., 1956;

Народы Нигерии. Этнический состав и краткая этнографическая характеристика, М., 1963;

Этнические проблемы современной Тропической Африки, М., 1973;

Ethnic Provlems of trорical Africa. Can They be Solved? Moscow, 1978;

La composition ethnique du Tanganyika. — Les Africanistes Russes parlent de L’Afrique, Paris, 1960;

Die Prozesse dor enhnischen Integration in den heutigen afrlkanischen Staaten. — Afrika. Gegenwarting socials Prozesse und Strukturen, Berlin, 1976, s. 283—304;

Africa: Cultural Heritage and Modern Times. — Problems of Contemporary Africa, Rome, 1984.

Исмаил

Исмаи́л, Мауля Исмаил (около 1646 — 1727), султан Марокко с 1672. Из династии Алауитов (Филалидов). Изгнал испанцев из Эль-Мамуры (1681) и Лараша (1689), англичан из Танжера (1684), португальцев из Арсилы (1691). Объединил Марокко, жестоко подавляя феодальные мятежи и восстания племён, нередко провоцировавшиеся европейскими захватчиками. Создал в стратегически важных пунктах страны военные посты, гарнизоны которых насчитывали до 3 тыс. человек. Содействовал развитию экономической жизни, внешней торговли, укреплению финансов, строительству городов, перенёс столицу в Мекнес.

Н. С. Луцкая.

-----------------------------------

Исмаи́л (1830—1895), правитель (паша, с 1867 хедив) Египта в 1863—79. Сын Ибрахима-паши. В 1846—48 учился во Франции в военном училище Сен-Сир. В 1854, после дворцового переворота, сместившего Аббаса I, возглавил Государственный совет. В 1861 главнокомандующий египетской армией; дважды в качестве регента замещал Мухаммеда Саида. 18 января 1863 после его смерти провозглашён правителем Египта. Способствовал развитию капиталистических отношений в Египте, его экономическому и культурному подъёму. В 1866—1873 добился признания Египта автономной частью Османской империи, в 1869 провозгласил арабский язык государственным языком Египта. В 1866 учредил Консультативное собрание депутатов (палату нотаблей). К 1878 в ходе англо-египетских экспедиций было завершено завоевание Судана. В правление И. усилилась зависимость страны от иностранного капитала. Ухудшению финансового положения способствовало участие в мексиканской экспедиции Наполеона III (1862—67), русско-турецкой войне 1877—78 и др. В 1875 И. продал египетские акции Суэцкого канала и 8 апреля 1876 объявил о финансовой несостоятельности Египта. И., тайно поддерживавший выступления офицеров и палаты нотаблей против иностранцев, 25 июня 1879 по настоянию держав был низложен турецким султаном и выслан из Египта. Некоторое время жил в Неаполе; умер в Стамбуле.

Литература:

Sabry M., Episode de la question d’Afrique. L’Empire égyptien sous Ismaïl et l’ingérence anglo-française (1863—1879), P., 1933.

Н. А. Иванов.

Исмаил Махмуд Хасан

Исмаи́л Махмуд Хасан (1910—1977), египетский поэт. Окончил Каирский университет в 1936. Стихи в сборниках «Песни хижины» (1934), «Так я пою» (1938), «Где выход?» (1947) на сельские темы выразили индивидуалистическое мироощущение И. Автор революционно-романтических стихов (сборники «Огонь и оковы», 1959, «Это очень близко», 1964) и сборников стихов «Непременно», «Мир, который я знаю», «Молитва и отклонение», изданных в 60-х гг. Составитель антологических сборников стихов арабских поэтов «Поэзия в сражении 1967 года» (1968), куда вошли и произведения И.

Сочинения в русском переводе, в сборнике:

Стихи поэтов Египта, М., 1958.

Литература:

Коцарев Н. К., Писатели Египта. XX в., М., 1975, с. 111—12.

Э. А. Али-заде.

Исмаилия

Исмаили́я, город в Египте, при впадении канала Исмаилия в озеро Тимсах, через которое проходит Суэцкий канал. Административный центр мухафазы Исмаилия. 146 тыс. жителей (1976). Транспортный узел (железных и автодорог, морских путей). Большая часть населения занята обслуживанием канала. Пищевкусовая, машиностроительная, радиотехническая, химическая промышленность, производство цветных металлов. Близ И. — карьеры по разработке строительного камня. Основан в 1863 в связи со строительством Суэцкого канала.

Исмон Реймонд Сариф

И́смон Реймонд Сариф (Easmon) (р. 1930), писатель Сьерра-Леоне. Основоположник национальной драматургии. В сатирической комедии «Дорогой отец» (1964) политические вопросы переплетаются с актуальной для страны проблемой взаимоотношения креолов (колонистов, поселившихся в этой стране в 1-й половине XIX в.) с представителями других этнических групп, в социальной иерархии занимавших более низкое положение. Этим проблемам посвящён также роман «Неудавшийся брак» (1967). Произведения И., содержащие материал бытового и этнического характера, передают колорит и своеобразие жизни народов Сьерра-Леоне.

В. Н. Вавилов.

Исна

И́сна, Эсна (др.-егип. Иунит, Теснет; греч. Латополь), древний город в Египте. Храм бога Хнум (основан фараонами XVIII династии — XVI — конец XIV вв. до н. э., достройки римского времени): пилон, пронаос с 24 колоннами, на стенах и колоннах — рельефы. Минарет (1082).

Р. Д. Шуринова.

Испано-марокканская декларация

Испа́но-марокка́нская деклара́ция 1956 о признании независимости Марокко, подписана 7 апреля в Мадриде. Декларация предусматривала отказ Испании от франко-испанского соглашения от 27 ноября 1912 о разделе Марокко и установлении режима протектората. Испания признала независимость и территориальную целостность Марокко. В результате переговоров, проходивших в феврале—июле 1957, Марокко и Испания заключили предусмотренные И.-м. д. 1956 экономические и торговые соглашения, а также конвенции по вопросам культурного, административного и технического сотрудничества.

Однако испано-марокканские территориальные проблемы окончательно не урегулированы до сих пор. Часть территории Марокко (гг. Сеута и Мелилья и др.) продолжает ещё оставаться под управлением Испании.

Литература:

Луцкая Н. С., Марокко вновь обретает независимость, М., 1958;

Аваков Р. М., Марокко от протектората к независимости, М., 1961.

П. Ф. Петровский.

Испано-марокканские войны

Испа́но-марокка́нские во́йны, захватнические войны Испании против Марокко. В середине XIX в. в связи с отказом Марокко распространить на Испанию исключительные права и привилегии, полученные Великобританией по англо-марокканскому договору 1856, отношения между Марокко и Испанией резко обострились. В 1859—60 Испания, воспользовавшись пограничным инцидентом, высадила в Марокко армию (около 50 тыс. человек) и установила блокаду Танжера, Лараша и Тетуана. Однако испанцам удалось овладеть лишь Тетуаном (февраль 1860). Вмешательство Великобритании, заинтересованной в сохранении статус-кво в Марокко и не желавшей усиления позиций Испании вблизи Гибралтара, вынудило Испанию прекратить в конце марта наступательные операции и заключить Тетуанский мир 1860, по которому она получала значительную денежную контрибуцию и территорию Ифни как базу для рыболовных промыслов. В начале XX в. Испания усилила проникновение в Марокко, особенно после открытия в 1908 в районе Мелильи месторождений железной руды. Жестокая эксплуатация местного населения испанской компанией «Синдикате минеро дель Риф» вызвала восстание рифских племён. 27 июля 1909 они нанесли испанцам поражение. К 1910 Испании ценой больших усилий удалось расширить в районе Мелильи зону своего влияния. В 1912 Испания установила свою власть над северным и частью южного Марокко. Однако область Риф оставалась фактически непокорённой. В начале 1921 испанские войска (около 20 тыс.) начали продвижение в глубь области Риф. 1 июня 1921 рифы, возглавленные Абд аль-Кримом, перешли в наступление. В июле 1921 в битве под Анвалем они нанесли противнику жестокое поражение. В октябре 1921 испанцы возобновили наступление, доведя численность своих войск до 70 тыс. человек. В июне 1923 рифы нанесли испанцам новое поражение на северо-западе Марокко (линия Урса — Шешауэн). В июне 1924 рифская армия начала генеральное наступление. Несмотря на численное превосходство противника (около 150 тыс. испанцев), рифская армия (около 50 тыс.) наносила поражения испанским войскам; в сентябре 1924 в долине р. Лау они потерпели сокрушительный разгром. В ноябре 1924 испанская армия была окончательно вытеснена из внутренних районов области Риф, у Испании остались лишь небольшие прибрежные территории (районы Сеуты и Мелильи). После заключения в 1925 испано-французского соглашения о совместных действиях против рифов рифские войска были вынуждены в мае 1926 капитулировать.

Литература:

Энгельс Ф., Ход войны с маврами, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 13;

его же, Война с маврами, там же;

Фрунзе М. В., Европейские цивилизаторы и Марокко, Избранные произведения, т. 2, М., 1957;

Луцкая Н. С., Республика Риф, М., 1959;

Аяш А., Марокко. Итог одной колонизации, пер. с франц., М., 1958;

al-Fasi Allal, Documentaires joints au Livre rouge, Tanger, [s. a.].

Н. С. Луцкая.

Испанская Сахара

Испа́нская Саха́ра, название испанской колонии на северо-западе Африки в 80-х гг. XIX в. — 1976. См. Западная Сахара.

Испанское Марокко

Испа́нское Маро́кко, колониальные владения Испании на территории Марокко (Испанская северная зона Марокко, Испанское южное Марокко, Ифни и др.), захваченные и оккупированные ею главным образом на основе франко-испанских конвенций 1904 и 1912 и других соглашений, связанных с Альхесирасским договором 1906. Большая часть этих территорий была воссоединена с Марокко в соответствии с Испано-марокканской декларацией 1956 о признании его независимости и территориальной целостности. Испания продолжает владеть на территории Марокко гг. Мелилья и Сеута с прилегающими землями и несколькими небольшими островами у его средиземноморского побережья (Велес-де-ла-Гомера, Алусемас и др.).

Г. Н. Уткин.

Иссави Чарлз Филипп

Исса́ви Чарлз Филипп (Issawi) (р. 1916), американский экономист. Родился в Каире. Окончил Оксфордский университет. В 1937—38 министр финансов, в 1938—43 возглавлял исследовательский центр Национального банка Египта, в 1943—47 доцент Американского университета в Бейруте. С 1947 работает в США. В 1948—55 сотрудник исследовательской группы по Ближнему и Среднему Востоку Экономической комиссии ООН. С 1955 преподаватель, с 1961 профессор экономических наук Колумбийского университета. В 1962—64 директор Института Ближнего и Среднего Востока, с 1968 вице-президент, с 1973 президент американской ассоциации по исследованию проблем Ближнего и Среднего Востока. С 1974 профессор Принстонского университета.

Сочинения:

Egypt. An economic and social analysis, L.—[a. o.], 1947;

Egypt in revolution, L.—[a. o.], 1963;

Economics of Middle Eastern oil, Westport, 1977 (совместно с M. Yeganeh);

Issawi’s Laws of social motion, N.Y., 1973;

Oil, the Middle East and the world, N.Y., 1972;

The Arab world’s legacy, Princeton (N.J.), 1981;

The economic history of Turkey, Chi.—L., 1980;

An economic history of the Middle East and North Africa, N.Y., 1982;

В русском переводе — Египет в середине XX в., М., 1958.

М. Ф. Гатауллин.

Истикляль

Истикля́ль, Аль-Хизб аль-Истикляль (Партия независимости), политическая партия Марокко. Образована в конце 1943 на базе Национальной партии для осуществления требований (создана в 1937). Основатели партии А. Балафредж, М. Лиазиди, А. аль-Фаси. Объединяет представителей национальной буржуазии, буржуазной интеллигенции, крупных землевладельцев; её поддерживает часть рабочих и крестьян. Принимала активное участие в борьбе за независимость Марокко. В 1944 направила султану, властям протектората и союзникам Манифест о предоставлении независимости Марокко. В 1951 подписала с Демократической партией независимости, Партией национальных реформ и Партией магрибинского единства Танжерский пакт об образовании Национального фронта. В декабре 1952 была запрещена французской администрацией. После завоевания Марокко независимости в 1956—59 и 1960 — январе 1963 партия правительственного большинства. В 1963—77 в оппозиции правительству, в 1977—85 в составе правительственных коалиций, с апреля 1985 вновь в оппозиции. В 1959 от И. откололось левое крыло, образовавшее партию Национальный союз народных сил. В 1963 партия направила королю Хасану II манифест «За экономическое освобождение марокканского народа», в котором ставила задачу освобождения марокканской экономики от иностранного влияния. И. — сторонница конституционной монархии, парламентаризма, отрицает классовую борьбу. В программе партии, принятой на 5-м съезде (1960), подчёркиваются требования приверженности исламу, в программах, одобренных 9-м (1974) и 10-м (1979) съездами, — требования «марокканизации» экономики, индустриализации страны, «справедливого распределения земли», национализации банков, страховых компаний и транспорта. Борясь за влияние в массах, И. выдвигает также лозунги «социальной демократии и справедливости», «рабочего самоуправления» и. т. п. По ряду международных вопросов стоит на антиимпериалистических позициях, выступает в поддержку борьбы арабского народов против империализма и сионизма. 11-й съезд И. (1982) выдвинул лозунги создания «мусульманского общества равноправия», территориального объединения страны, укрепления демократии. Под эгидой «И.» действуют Всеобщий союз марокканских трудящихся и другие организации. Генеральный секретарь Исполкома — М. Бусетта. Печатные органы — газеты «Аль-Алям» и «Опиньон» (L’Opinion).

Литература:

Gaudio A., Allal el Fassi, ou L’histoire de l’Istiqlal, P., 1972;

Rezette R., Les partis politiques marocains, P., 1955.

Н. С. Луцкая.

Ист-Лондон

Ист-Ло́ндон (East London), город на юго-востоке ЮАР, в Капской провинции. 161 тыс. жителей (1980). Транспортный узел. Порт на берегу Индийского океана, в устье р. Баффало. Химическая, кожевенно-обувная, текстильная промышленность; автосборка. База рыболовного флота. Основан в 1847—48.

Итало-турецкая война

Ита́ло-туре́цкая война́ 1911—1912, Триполитанская, или Ливийская, война, захватническая война, предпринятая Италией с целью отторжения от Османской империи её североафриканских провинций Триполитания и Киренаика и превращения их в колонию. 29 сентября 1911 Италия начала военные действия. 5 октября итальянский десант, не встретив серьёзного сопротивления гарнизона Триполи, занял город. Плохо вооружённые турецкие войска (не более 10 тыс.) не могли оказать сопротивления оснащённой современной техникой 100-тысячной итальянской армии, которая впервые использовала авиацию. Однако активное сопротивление местных повстанческих, а также добровольческих отрядов из Туниса, Алжира, Египта, Сирии и других стран помешало быстрому продвижению итальянцев в глубь территории. Несмотря на широкие карательные операции против местных жителей, итальянская армия сохраняла за собой лишь узкую прибрежную полосу. Чтобы вынудить Турцию отказаться от Триполитании и Киренаики и ускорить подписание мирного договора, Италия активизировала военные действия в районе Дарданелл и Додеканесских островов. 15 октября 1912 в Уши (близ Лозанны) был подписан предварительный договор, по которому турецкий султан декретом должен был признать «автономию» Триполитании и Киренаики, что означало фактически их переход под управление Италии. 18 октября фирманом (декретом) было объявлено о согласии султана на новую систему управления в провинциях. В тот же день было заключено мирное соглашение, которое предусматривало безотлагательную эвакуацию вооруженных сил обеих сторон: Турции — из Триполитании и Киренаики, итальянцев — с Додеканесских островов. 19 октября 1912 западноевропейские державы официально уведомили Италию о признании аннексии ею североафриканских провинций Турции. Окончательный отказ Турции от её прав на Ливию (так стали называть позднее итальянские владения в Северной Африке) был закреплён Лозаннским мирным договором 1923.

Литература:

Ленин В. И., Конец войны Италии с Турцией. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 22;

Яхимович З. П., Итало-турецкая война 1911—1912 гг., М., 1967.

Итало-эфиопские войны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Итало-эфиопские договоры

Ита́ло-эфио́пские догово́ры. Договор 1889 о дружбе и торговле, см. Уччальский договор 1889.

Аддис-Абебский мирный договор 1896, завершил итало-эфиопскую войну 1895—96 (см. Итало-эфиопские войны). Подписан 26 октября в Аддис-Абебе. Неравноправный Уччальский договор объявлялся аннулированным, и Италия безоговорочно признавала полную независимость Эфиопии. Предусматривал, что в течение года со дня его подписания представители сторон определят границу между Эфиопией и Эритреей, до этого времени граница будет проходить по линии рр. Мэрэб—Бэлеса—Муна, что означало отказ Италии от Эфиопской провинции Тигре (Тыграй). По пункту 5 договора Италия принимала на себя обязательство не делать никаких территориальных уступок другим державам, а в случае ухода из Эритреи передать её территорию Эфиопии. Одновременно была заключена конвенция об освобождении пленных, предусматривавшая возмещение Италией расходов на содержание итальянских пленных Установленная сумма 10 млн. франков была выплачена в 1897—98. В результате состоявшихся в Аддис-Абебе переговоров 10 июля 1900 был подписан договор, в соответствии с которым временные границы между Эфиопией и Эритреей становились постоянными.

Договор 1928, заключён 2 августа в Аддис-Абебе сроком на 20 лет. В 1925 между Италией и Великобританией было достигнуто соглашение о разделе Эфиопии на сферы влияния. Однако эти планы вызвали энергичный отпор как со стороны самой Эфиопии, так и Франции, усмотревшей в них угрозу своим интересам. Италия и Великобритания были вынуждены отказаться от реализации соглашения. Италия предприняла самостоятельную попытку «мирного» покорения Эфиопии. В статье 2 подписанного договора обе стороны обязались «не предпринимать никаких действий, которые бы ущемляли суверенитет другого государства». Специальная конвенция к договору предусматривала постройку автодороги Асэб (Эритрея) — Дэссе и создание в Асэбе свободной зоны площадью 6 тыс. м2 для осуществления внешнеторговых операций Эфиопии. Заключение в 1935 итало-французского соглашения, предоставившего Италии свободу действий в Эфиопии, превратило договор 1928 в фикцию.

Литература:

Цыпкин Г. В., Эфиопия: от раздробленности к политической централизации, М., 1980;

Ягья В. С., Эфиопия в новейшее время, М., 1978;

Gingold Duprey A., De l’invasion à la libération de l’Ethiopie, v. 1, P., 1955;

L’Italia in Africa, Serie storico-militare, v. 1, t. 2, pt. 1, Roma, 1962.

Г. В. Цыпкин.

Итальянская Восточная Африка

Италья́нская Восто́чная А́фрика (ИВА), колониальное владение Италии, созданное после оккупации Эфиопии в результате войны 1935—36 (см. Итало-эфиопские войны). Образована королевским декретом от 1 июня 1936, провозгласившим объединение Эфиопии, Эритреи и Итальянского Сомали под властью Италии. Во главе ИВА стоял итальянский генерал-губернатор (он же вице-король Эфиопии), представлявший короля Италии и подчинявшийся министру Итальянской Африки. Состояла из 5 губернаторств, наместничества Аддис-Абеба (с 1938 — Шоа). ИВА была ликвидирована в 1941 в результате разгрома войск фашистской Италии войсками союзников и эфиопскими партизанами в ходе Второй мировой войны.

Г. В. Цыпкин.

Итальянское Сомали

Италья́нское Сома́ли́, колониальное владение Италии на полуострове Сомали с 1905, охватывавшее южную и западную части современного Сомали. Административный центр — г. Могадишо. Управлялось губернатором. В 1936—41 в составе Итальянской Восточной Африки. В 1941—49 управлялось британской администрацией. В 1950—60 подопечная территория Италии. 1 июля 1960 вошла в состав независимой Республики Сомали.

Итимбири

Итимби́ри (Itimbiri), река в Конго, правый приток р. Конго (Заир). Длина около 600 км, площадь бассейна 50,5 тыс. км2. В верхнем течении под названием Руби пересекает плато, образуя пороги и водопады, затем спускается во впадину Конго, где течёт среди влажноэкваториальных лесов. Полноводна, наибольший расход воды с апреля по ноябрь. Судоходна от г. Бута для мелких речных судов, от г. Акети (255 км от устья) — для крупных.

Итоте Варухиу

И́тоте Варухиу (Itote) («Генерал Китай») (р. 1922), политический и общественный деятель Кении. По этнической принадлежности кикуйю. В 1941 вступил в колониальные войска, служил в Танганьике, на Цейлоне, в Бирме. В 1946 стал членом Союза африканцев Кении, в 1947 присоединился к «группе 40-го года» — одной из предшественников движения «за землю и свободу» (движение Мау Мау). В 1952—54 командовал всеми повстанческими силами, действовавшими в районе горы Кения. В феврале 1954 был ранен, захвачен в плен и приговорён к расстрелу, но затем помилован за согласие сотрудничать с властями и организацию переговоров представителей повстанцев и администрации. В 1962 освобождён. С 1964 начальник отделения Национальной службы молодёжи, затем руководитель этой организации.

Сочинения:

«Mau Mau» general, Nairobi, 1967.

И. И. Филатова.

Иудаизм

Иудаи́зм, монотеистическая религия, возникшая у древних евреев в 1-м тысячелетии до н. э. В Африке И. представлен относительно небольшим числом сторонников — около 350 тыс. человек (менее 0,1% населения континента). И. не имеет единой религиозной организации, духовной иерархии (исключение — в Израиле) и храмов (последние заменяют синагоги — молитвенные дома). Начало проникновения И. в Африку относится к VI в. до н. э. (на территории современных Марокко, Туниса), в III—IV вв. н. э. появились еврейские общины в Эфиопии, куда прибывали иудаисты из Южной Аравии. В Центральной, Западной, Восточной Африке и на Мадагаскаре И. появился в начале XX в. Африканские иудаисты подразделяются на несколько групп: мисра (или магрибские иудаисты) — в странах Северной Африки, главным образом горожане, несколько отличаются от них иудаисты острова Джерба (Тунис) — сельские жители; сефарды, выходцы с Пиренейского полуострова и стран Ближнего Востока — жители городов Магриба и Египта; ашкенази, выходцы из стран Европы, живут в ЮАР и ряде стран Тропической Африки; караимы (караиты) — в Египте, и фалаша — в Эфиопии. Сефарды и мисра придерживаются ортодоксального И.; ашкенази — в большинстве сторонники реформированного И., выступающего за большую свободу в исполнении ритуалов. Особняком в И. стоят караимы и фалаша. Караимы — приверженцы одной из сект ортодоксального И., возникшей в VIII в. в Месопотамии. Они строго придерживаются Ветхого завета, но не признают Талмуд, раввинистические предания и ряд догматов. Фалаша — эфиопские иудаисты, в основном проживают на северном берегу озера Тана. Религия фалаша представляет одну из ранних и примитивных форм И., в основе которой — Ветхий завет и некоторые апокрифические книги, написанные на языке гэез. Талмуд, Мишны, раввинистические предания и писания они узнали лишь в конце XIX в. от иудаистских миссионеров. Священнослужителями у фалаша являются дьяконы и дабтара; обрядность и некоторые догматы формировались у них под сильным влиянием монофиситства. До середины XX в. иудаистов в Африке проживало значительно больше. После 1948, когда большая часть их выехала в Израиль (особенно из Северной Африки), численность приверженцев И. сократилась втрое. В начале 80-х гг. больше всего их было в ЮАР (до 150 тыс. человек), Марокко (до 100 тыс.), Тунисе (до 50 тыс.), Эфиопии (до 30 тыс.), остальные — в Алжире, Египте, Заире, Замбии, Зимбабве, Кении, Ливии (по несколько тысяч человек), в Джибути, Западной Сахаре, на Мадагаскаре, в Свазиленде и Танзании (по несколько сотен человек).

Литература:

Aescoly A. L., Notices sur les Falacha ou Juifs d’Abyssinie…, «Cahiers d’études africaines», P., 1965, v. 2, cahier 5;

Bensimon-Donath D., Évolution du judaïsme marocain sous le Protectorat français, 1912—1956, P., 1968;

Religion in the Middle East. Three religions in concord and conflict, v. 1, L., 1969.

Г. А. Шпажников.

Ифе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ифни

И́фни, административный округ в Марокко, центр — г. Сиди-Ифни. Территория И. была присоединена к Испании по Тетуанскому миру 1860 как база для рыболовных промыслов. После Мадридской конференции 1880 территория испанской базы в И. была расширена. По франко-испанским конвенциям 1904 и 1912 о разделе сфер влияния в Марокко И. была включена в испанскую зону. В 1958 получила статус испанской провинции. Население И. вело упорную борьбу против испанских колонизаторов, за воссоединение с Марокко. 4 января 1969 был подписан испано-марокканский договор о восстановлении над И. суверенитета Марокко. В июне 1969 территория И. была включена в состав Марокко (в провинции Тарфая).

Г. Н. Уткин.

Ифорас

Ифора́с, см. Адрар-Ифорас.

Ифрикия

Ифрики́я, 1) арабское средневековое название территории современного Туниса (от названия провинции Африка Римская; часто — всего Магриба).

2) Современное арабское название Африки.

В. В. Наумкин.

Ифтер Мирутс

И́фтер Мирутс, Йифтэр (р. 1944), эфиопский спортсмен; чемпион Олимпийских игр в беге на 5000 м и 10 000 м (1980), бронзовый призёр Олимпиады 1972 в беге на 10 000 м, победитель Кубков мира по лёгкой атлетике (1977, 1979) в беге на 5000 м и 10 000 м, чемпион 7-й летней Спартакиады народов СССР (1979) на тех же дистанциях.

Ихангиро

Иханги́ро, раннеполитическое образование, сложившееся на основе симбиоза групп скотоводческого и земледельческого населения в XVI—XVII вв. между озером Буриги и западным побережьем озера Виктория (на северо-западе современной Танзании). Жители И. — баньяихангиро, подразделение современной этнической общности хайя. Административный аппарат и военная организация И. Формировались из родовых групп «знати» (скотоводов хима), получавших от верховного вождя (мукамы) право на сбор дани с земледельческих общин иру. К XIX в. существенным было социальное расслоение среди хима и иру. С развитием работорговли (середина XIX в.) появился слой рабов. Несмотря на существование дисперсных тотемических экзогамных родов и общинную собственность на землю и угодья, был явственно выражен территориальный принцип управления и сбора дани с общин иру и хима. Верховным собственником земли и скота считался мукама. К концу XIX в. И. оказалось в экономической и политической зависимости от более могущественных соседей — Карагве и Русуби.

Литература:

Taylor B. K., The Western lacustrine Bantu, L, 1962.

Н. М. Гиренко.

Ихето Дик

Ихе́то Дик (Iheto) (1929—1971), нигерийский спортсмен; чемпион мира по боксу среди профессионалов во втором среднем и полутяжёлом весе (1962—69).

Ихшидиды

Ихшиди́ды, династия в Египте в 935—969. Основатель Мухаммед ибн Тугдж (935—946), тюркского происхождения, в 935 получил от Аббасидов титул ихшид (древний титул иранских правителей Согдианы и Ферганы) и был назначен их наместником в Египте. Стал фактически независимым правителем; распространил свою власть на значительную часть Сирии, Йемен, некоторые районы Хиджаза. После его смерти фактическая власть перешла к его нубийскому рабу Кафуру (946—968; до 966 регент при сыновьях Мухаммеда ибн Тугджа). Кафур остановил продвижение Фатимидов вдоль североафриканского побережья, успешно боролся против Хамданидов в Северной Сирии, карматов, нубийцев; прославился как покровитель литературы и искусства. В 969 Египет был завоёван военачальником Фатимидов Джаухаром, династия И. ликвидирована.

Ишоко

Ишо́ко, Ишойе, в мифологии хадзапи божество-солнце, демиург, создавший людей и животных, культурный герой, научивший первых людей хозяйственным занятиям, магии, ритуальным танцам и. т. п. Через своего посредника Индайя (мифического предка и первого вождя хадзапи) И. научил их стрелять из лука и приготовлять яд для стрел, готовить еду, делать посуду из скорлупы яиц страуса, передал мужчинам луки и стрелы, женщинам — палки-копалки (для выкапывания корней и клубней), а также музыкальные инструменты, необходимые для «священных игр». После удачной охоты хадзапи совершали жертвоприношения И. Во многих мифах помощником И. в устроении мира является божество-луна Хайнэ.

Е. С. Котляр.

Июльская революция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иясу I Великий

Иясу́ I Вели́кий (? — 1706), император Эфиопии в 1682—1705. Силой, путём переговоров и династических союзов с князьями И. I восстановил власть императора и прекратил феодальные междоусобные войны в империи. И. I ввёл строгую иерархию в центральном совете вельмож, ограничив власть князей церкви. Заставил турецкого наместника Массауа признать торговые интересы Эфиопии. Упорядочил сбор таможенных пошлин. При И. I происходил расцвет литературы на языке геэз, иконописи, художественные ремесла. В 1705 И. I отказался от престола в пользу своего сына Тэкле-Хайманота I.

Литература:

Бартницкий А., Мантель-НечкоИ., История Эфиопии, пер. с польск., М., 1976;

Doresse J., La vie quotidienne des éthioplens chretiens aux XVII-e et XVIII-e siècles, P., 1972.

Ю. М. Кобищанов.

Предыдущая страница Следующая страница