Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
«Зелёный пояс Славы»

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«Зелёный пояс Славы»

Зелёный пояс славы.

Зелёный пояс славы.

Зелёный пояс славы

Большое блокадное кольцо

1. Кировский вал

2. Бессмертие солдата

3. Пулковский рубеж

4. Ополченцы

5. Мемориальный комплекс в честь героев-авроровцев

6. Непокорённые

7. Штурм

8. Ижорский таран

9. Монумент в честь подвигов 72-го Ижорского батальона

10. «Невский порог»

11. «Безымянная высота»

12. «Невский пятачок»

13. «Прорыв»

14. «Прорыв блокады Ленинграда»

15. Мемориальный комплекс в честь героических защитников крепости «Орешек»

16. Обелиск

17. «Кронштадтский»

18. «Сестра»

19. «Сад мира»

20. «Лемболовская твердыня»

21. Памятник героям-лётчикам

Ораниенбаумский плацдарм

22. «Приморский»

23. «Атака»

24. «Якорь»

25. «Январский гром»

26. «Гостилицкий»

27. «Дальний рубеж»

28. «Берег мужественных»

29. Форт «Красная Горка»

«Дорога жизни»

30. «Цветок жизни»

31. «Румболовская гора»

32. Катюша

33. Мемориальные километровые столбы на железнодорожном пути от Ленинграда до Ладожского озера

34. Мемориальные километровые столбы у шоссе от Ленинграда до Ладожского озера

35. Мемориальный комплекс на мысе Осиновец

36. Мемориальный комплекс на станции Ладожское Озеро (памятник-паровоз; вокзал-памятник)

37. «Тройка-1»

38. «Разорванное кольцо»

39. «Переправа»

40. «Стальной путь»

41. Памятник-стела

42. «Легендарная полуторка»

43. Памятник-стела.

«Зелёный пояс Славы», комплекс мемориальных сооружений на рубежах Ленинградской битвы 1941—1944, посвященный стойкости и героизму ленинградцев и воинов Ленинградского фронта. Первые временные памятники сооружены на рубежах обороны Ленинграда в 1944—1945 из подручных недолговечных материалов и до наших дней не дошли. Самые ранние сооружения «З. п. С.» — стела между Урицком и Сосновой Поляной (1944) и обелиск на Петергофском шоссе у развилки дорог на Красное Село и Петродворец (1946), входящие ныне в состав мемориального комплекса «Кировский вал». 23 июня 1956 Исполком Ленгорсовета принял постановление «О мероприятиях по сооружению памятников и мемориальных досок, посвящённых героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», в соответствии с которым в 1957 открыт обелиск у Московского шоссе (ныне в составе мемориала «Штурм»), в 1961 — монумент на 32-м км Петергофского шоссе (ныне в составе мемориала «Приморский»). Идея создания единого мемориального комплекса родилась в канун 20-летия Победы. 23 февраля 1965 газета «Смена» опубликовала воззвание участника обороны Ленинграда поэта М. А. Дудина, который от имени ветеранов войны писал: «Пусть каждый ленинградец, молодой и старый, долгом и честью сочтёт... посадить на смертельном рубеже дерево вечной жизни и памяти — это наш долг». Организаторами работы по сооружению «Зелёного пояса Славы» стали партийные и комсомольские организации Ленинграда, органы городского управления. На страницах ленинградских газет систематически публиковались материалы, пропагандировавшие идею создания памятников на бывшей линии обороны.

В основу планировки «Зелёного пояса Славы» положен рубеж, на котором в сентябре 1941 советские войска остановили наступление гитлеровцев. Большую работу по уточнению линии фронта и мест дислокации войск провёл Штаб Ленинградского ВО. Общая протяжённость «Зелёного пояса Славы» составила свыше 200 км. В соответствии с военной обстановкой осени 1941 он подразделяется на отдельные участки: южную часть «Большого блокадного кольца» (южный берег Финского залива в районе Урицка — Пулковские высоты — севернее Пушкина — южнее Колпина — Кировск — правый берег Невы — район «Невского “пятачка”» на левом берегу Невы — западный берег Ладожского озера), северную часть «Большого блокадного кольца» на Карельском перешейке (западный берег Ладожского озера — посёлки Верхние и Нижние Никулясы — Васкелово — Лемболово — Агалатово — Белоостров — р. Сестра — северный берег Финского залива), «Малое блокадное кольцо» (Ораниенбаумский плацдарм: Петродворец — Гостилицкое шоссе — Порожки — р. Воронка — Керново). Кроме того, «Зелёный пояс Славы» включает также западный и восточный (Леднево — Кобона — Лаврово — Войбокало) участки «Дороги жизни» и мемориал «Кронштадтский», находящийся на острове Котлин.

Проект общей планировки «Зелёного пояса Славы» разработан в 1958—1964 работниками архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома и 1-й мастерской института «Ленпроект» (архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Л. Гайкович, М. А. Сементовская). Главная роль в генеральной схеме «Зелёного пояса Славы» отводилась архитектурным формам, которые в сочетании со скульптурой, памятными знаками, сохранёнными или восстановленными оборонительными сооружениями символизируют героизм защитников Ленинграда. Зелёные насаждения (парки, мемориальные аллеи, скверы и др.) выполняют функцию связующих элементов, соединяя рассредоточенные на больших расстояниях мемориалы в единый художественный организм.

«Зелёный пояс Славы» возводился методом народной стройки. В канун 20-летия Победы (1965) на местах будущих мемориалов уложены закладные камни, посажены первые деревья. В 1965 проекты мемориалов, разработанные на общественных началах ленинградскими скульпторами и архитекторами, были выставлены в Исполкоме Ленгорсовета, а в начале 1966 — в Доме архитектора. Для реализации общего замысла «Зелёного пояса Славы» исполкомы Ленинградского городского и областного Советов приняли решение о шефстве исполкомов районных Советов города и области над отдельными его участками. К работам были привлечены коллективы промышленных предприятий, учебных заведений, личный состав воинских частей. Строительство 1-й очереди «Зелёного пояса Славы» было завершено к 9 мая 1967. В конце 1960-х —первой половине 1970-х гг. строительство продолжалось. 2-я очередь завершена к 30-летию Победы (1975). «Зелёный пояс Славы» получил чёткие очертания: на бывшей линии фронта — свыше 80 памятников, обелисков и другие.гих мемориальных сооружений, объединённых в крупные мемориальные комплексы. На трассе «Дороги жизни» — мемориальные километровые столбы вдоль шоссе Ленинград — берег Ладожского озера и вдоль Ириновской линии Октябрьской железной дороги. В качестве самостоятельных элементов в состав «Зелёного пояса Славы» включены братские воинские кладбища и захоронения, здания и сооружения, отмеченные мемориальными досками (в их числе сохранившиеся доты, мемориальный блиндаж в поселке Ваганово, входящий в мемориал «Тройка-1», здание в поселке Борисова Грива, где ожидали отправки на «Большую Землю» эвакуированные ленинградцы, и др.), образцы боевой техники, установленные в местах сражений. В 1974 «Зелёный пояс Славы» принят под охрану государства как памятник истории республиканского значения. Символическим центром «Зелёного пояса Славы» стал Монумент героическим защитникам Ленинграда, открытый 9 мая 1975 на площади Победы. Дальнейшее строительство «Зелёного пояса Славы» продолжалось во второй половине 1970-х —первой половине 1980-х гг.: совершенствовались уже построенные и создавались новые мемориалы (в том числе бойцам батареи «А» в районе Пулковских высот), благоустраивалась прилегающая территория, производились дополнительные посадки деревьев. Мемориалы «Зелёного пояса Славы» стали традиционными местами проведения торжеств, и траурных церемоний в память защитников Родины. Расположение мемориалов см. на схеме (о каждом из них — самостоятельная статья).

Литература:

Косточкин В. В., Поясом немеркнущей славы, М., 1975;

Лукьянов Ю. А., Рубежи стойкости и мужества, 2 изд., Л., 1985;

Порецкина Э. Н., Стойкости и мужеству героев. Памятники и мемориальные доски Ленинграда, посвященные победе в Великой Отечественной войне. Справочник, Л., 1985;

Ганшин В., Сердобольский О., Кольцо памяти, кольцо славы, Л., 1988.

В начало энциклопедии