Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Васильевский остров

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Васильевский остров

Васильевский остров.

Васильевский остров.

Васильевский остров.

6-я и 7-я линии.

Справа — Андреевский рынок, за ним — колокольня и купол Андреевского собора.

Санкт-Петербург.

Васильевский остров, самый большой остров дельты Невы, между Большой Невой и Малой Невой. Площадь 1090 га. На западе выходит на Невскую губу Финского залива, с севера отделяется от острова Декабристов р. Смоленка. Наибольшая протяжённость с севера на юг 4,2 км, с запада на восток 6,6 км. Возвышается над урезом воды на 1,3—3,5 м. Назван в конце XV в. по имени владельца — новгородского посадника Василия Селезня; имел финское название — Хирвисаари (Лосиный остров), в начале XVIII в. назывался также Княжеский, Меншиков, Преображенский. Был сильно заболочен (особенно западная часть) и покрыт хвойным лесом. После основания Петербурга территория Васильевского острова постепенно осушалась, леса вырубались, подсыпались и укреплялись берега. В 1703—15 почти не застраивался (в 1710—11 здесь лишь деревянный дворец А. Д. Меншикова и 3 ветряные лесопильные мельницы на его восточной оконечности). Освоение территории Васильевского острова началось в середине 1710-х гг., когда у Петра I возник план создать на острове центр города. В 1716 составлен проект планировки Васильевского острова (архитектор Д. Трезини?), в основе которого любимая идея Петра I — сеть каналов по типу Амстердама (по трассам современных проспектов и линий Васильевского острова ). Несмотря на ряд указов и принудительных мер, застройка Васильевского острова в 1710—30-х гг. шла медленно. Главные постройки [Дворец А. Д. Меншикова (см. Меншиковский дворец), здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, здание Петербургской АН и др.] сосредоточены в восточной части острова и на набережной Большой Невы, остальная территория оставалась незастроенной. В 1730-х гг. в район Стрелки Васильевского острова перемещён Петербургский порт, началась интенсивная застройка восточной и юго-восточной частей острова. Западная часть Васильевского острова (Гавань) оставалась глухой окраиной, в северной части возникло Смоленское православное кладбище, к которому примыкало обширное Смоленское поле, занимавшее центральную часть Васильевского острова . В конце XVIII — начале XIX вв. в восточной части Васильевского острова были сосредоточены почти все научные и учебные заведения Петербурга — Петербургская АН, Российская академия, Академия художеств, Горное училище (ныне Горный институт), 1-й и Морской кадетские корпуса, Главный педагогический институт (с 1819 Петербургский университет, ныне ЛГУ) и др. В домах на прилегавших к ним проспектах и линиях жили многие деятели науки, культуры, искусства, а также чиновники, студенты. В 1850 В. о. соединён первым поставленным мостом через Большую Неву (см. Лейтенанта Шмидта мост) с Адмиралтейской стороной. Во второй половине XIX — начале XX вв. в южной и северной частях Васильевского острова возник ряд крупных промышленных предприятий (заводы: Дервиза, Шухова, «Сименс-Гальске», Кабельный, Кожевенный, «Сименс-Шуккерт» и др., крупнейший — Балтийский судостроительный завод), территория вокруг них застраивалась рабочими казармами и домами, лишёнными элементарных удобств. По инициативе «Товарищества борьбы с жилищной нуждой» в 1904—06 в западной части Васильевского острова построен так называемый Гаванский рабочий городок, который, однако, не мог решить жилищной проблемы на Васильевском острове . Рабочие Васильевского острова активно участвовали в Революции 1905—07 (один из центров революционных собраний — клуб Гаванского городка, ныне спортклуб «Факел») и Февральской революции. В 1917 Васильевский остров и соседний остров Голодай (ныне остров Декабристов) вошли в состав Василеостровского района. Красная Гвардия Васильевского острова активно участвовала в Октябрьском вооружённом восстании. В 1920-х гг. началась реконструкция западной части Васильевского острова и района Гавани, между 21-й и 22-й линиями построен жилмассив «Металлострой» (1929—33, архитектор А. Г. Вальтер), в 1931—37 — ДК имени С. М. Кирова. В годы блокады все деревянные постройки на Васильевском острове разобраны на топливо. В 1950—60-х гг. продолжалась застройка западных районов Васильевского острова . В конце 1960-х гг. началось формирование нового района, являющегося морским фасадом Ленинграда (сооружается на намывных территориях, руководитель проекта — архитектор С. И. Евдокимов, позднее — архитекторы В. А. Сохин и В. Н. Соколов), в его составе — Морской вокзал, гостиница «Прибалтийская», ансамбль площадь Морской Славы, Морская набережная. Васильевский остров соединён мостами Лейтенанта Шмидта и Дворцовым с центром города (Адмиралтейским островом), Тучковым и Биржевым — с Петроградской стороной, 4 небольшими мостами — с островом Декабристов.

Литература:

Медерский Л., Васильевский остров, Л.—М., 1958;

Пирогов П. П., Васильевский остров, Л., 1966;

Селезнёва О. И., Ленинские места на Васильевском острове в Ленинграде, Л., 1969; Лисовский В. Г., Ленинград. Районы новостроек, Л., 1983, с. 260—74;

Ленинград. Путеводитель, 2 изд., Л., 1988;

См. также литературу при статье Василеостровский район.

Юго-западная оконечность Васильевского острова.

Юго-западная оконечность Васильевского острова.

Юго-западная оконечность Васильевского острова.

Вход в канал Галерной гавани.

Санкт-Петербург.

В начало энциклопедии