Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Академия художеств

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Академия художеств

«Вид Академии художеств в Петербурге».

«Вид Академии художеств в Петербурге».

«Вид Академии художеств в Петербурге».

Гравюра Г. Молторна по рисунку Дж. Хирна.

1789.

Академия художеств, высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, являвшееся также высшей художественной школой. Учреждена в Петербурге в 1757 как «особая трёх знатнейших художеств Академия» (до этого заботы о развитии искусства возлагались, по мысли Петра I, на АН) по проекту И. И. Шувалова, ставшего её «первым главным директором» (1757—63). В 1764 преобразована в Императорскую АХ — учебное заведение и правительственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь страны, раздававшее государственные заказы и присуждавшее звания. Учебные занятия в АХ начались в 1758 (первый выпуск в 1762). В 1764 И. И. Бецким (президент АХ в 1764—94) открыто Воспитательное училище при АХ, где обучение начиналось в 5—6-летнем возрасте (интернат существовал до начала XIX в.). После 9-летней подготовки учащиеся завершали образование в историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и другие.гих высших классах, а при выпуске из АХ выполняли «программу» (произведения на заданную тему). С 1767 отличившиеся выпускники посылались за границу в качестве пенсионеров АХ. В XVIII — первой трети XIX вв. АХ сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма («золотой век» АХ — президенты А. С. Строганов, 1800—11, и А. Н. Оленин, 1817—43). К середине XIX в. в АХ возобладали консервативные тенденции; АХ насаждала казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Развитие демократического художественного движения привело в 1863 к публичному разрыву с АХ группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Вместе с тем благодаря деятельности ряда крупных педагогов реалистического направления (П. П. Чистяков и др.) и принятию нового, более демократического устава 1893, когда к преподаванию были допущены крупные мастера-передвижники (И. Е. Репин, А. И. Куинджи), сохранилось значение АХ как школы профессионального мастерства. В 1918 АХ упразднена декретом СНК и заменена другими учебными заведениями. В 1933 на их основе создана учебная Всероссийская АХ (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована в Москве АХ СССР в системе которой находится ряд учреждений Ленинграда, помещающихся в прежних зданиях АХ: Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Музей Академии художеств, библиотека, архитектурно-мозаичная и бронзолитейная мастерские, лаборатории. Часть собраний АХ в первые годы Советской власти передала в ГЭ: Кушелевская галерея (положила начало новому разделу Эрмитажа, посвященному искусству XIX и XX вв.), часть скульптурного собрания, рисунки, гравюры.

Первоначально АХ помещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, в 1764—88 было построено специальное здание АХ (Университетская набережная, 17) — один из памятников периода перехода от барокко к классицизму (архитектор А. Ф. Кокоринов, при участии Ж. Б. М. Валлен-Деламота). Почти квадратное в плане здание включает большой круглый двор в середине и четыре прямоугольных малых по углам; чётко расчленённые прямоугольные протяжённые фасады имеют рустованный нижний этаж и два верхних, объединённые дорическим ордером. Главный фасад, обращённый к Неве, подчёркнут тремя 4-колонными портиками и определяет архитектурный облик этой части набережной. Позднее созданы чугунная лестница (1819), учебный корпус в академическом саду (1819—21) — архитектор А. А. Михайлов, парадные интерьеры главного здания (1829—37), пристань с двумя древнеегипетскими сфинксами по сторонам перед главным входом (1832—34) — архитектор К. А. Тон, профессорские дома в саду (1846—49, архитектор А. П. Брюллов), мастерские мозаики (1862—64, архитектор Ф. И. Эппингер). Отделка конференц-зала изменена во второй половине 1860-х гг. (проект архитектора А. И. Резанова).

Литература:

Лисовскии В. Г., Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк, 2 изд., Л., 1982;

225 лет Академии художеств СССР Каталог выставки, [2 изд.], т. 1—2, М., 1985.

Здание Академии художеств.

Здание Академии художеств.

Здание Академии художеств.

Санкт-Петербург.

Здание Академии художеств.

Здание Академии художеств.

Здание Академии художеств.

Парадная лестница.

Санкт-Петербург.

Колонна в память учреждения Академии художеств.

Колонна в память учреждения Академии художеств.

Колонна в память учреждения Академии художеств.

Санкт-Петербург.

В начало энциклопедии