Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Наплавные мосты

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Наплавные мосты

«Исаакиевский плашкоутный мост».

«Исаакиевский плашкоутный мост».

«Исаакиевский плашкоутный мост».

Гравюра Я. В. Васильева по рисунку М. И. Махаева.

Вторая половина XVIII в.

наплавные мосты, временные мосты на плавучих опорах (плотах, понтонах, барках), наводились с начала XVIII в. Первым наплавным мостом стал мост, соединявший Берёзовый (Городской) остров с Заячьим. Второй наплавной мост был, по-видимому, наведён в районе современного Большеохтинского моста в 1707, но служил очень недолго. Третий наплавной мост наводился через Чёрную Речку (ныне р. Монастырка) в 1712—17. В 1727 сооружён наплавной Исаакиевский мост, действовавший с перерывами до 1912. Техника мостостроения XVIII в. позволяла перекрывать главные рукава Невы лишь наплавными мостами , опорами которым служили барки или плашкоуты. В XIX в. наплавные мосты строились на понтонах, имели довольно сложные подкосные пролётные строения с пролётами в осях до 18 м и гранитные устои. В 1758—1833 (по другим сведениям, с 1759) действовал Тучков наплавной мост через Малую Неву. В 1758 был наведён Гренадерский наплавной мост , переведённый в 1806 на место современного моста Свободы. В 1760—1811 (по другим сведениям, до 1813) существовал Каменноостровский наплавной мост , с 1786 до середины XIX в. — Строгановский наплавной мост (ныне Ушаковский мост). В 1786 через Неву сооружён Воскресенский наплавной мост , соединивший Воскресенский проспект с Выборгской стороной. В 1803 его перевели к Летнему саду и назвали Петербургским мостом, который был заменён построенным в 1824—27 Троицким наплавным мостом , действовавшим до 1903 до постройки постоянного моста (см. Кировский мост). По створу Воскресенского проспекта был наведён новый наплавной мост , просуществовавший до 1879 до конца строительства Литейного моста. В первой половине XIX в. наводились также три Елагиных, Крестовский и Гутуевский наплавные мосты . В дальнейшем новых наплавных мостов в Петербурге почти не строилось, уже существовавшие неоднократно переносились с места на место. Так, в 1849—75 (по другим сведениям, с 1851) Воскресенский наплавной мост наводился на месте современного Литейного, в 1856—1912 Исаакиевский — на месте Дворцового. Последний новый наплавной мост соединил в 1901 острова Вольный и Голодай. К началу XX в. в Петербурге почти все наплавные мосты были заменены постоянными (см. Мосты), в дальнейшем наплавные мосты наводились на период ремонта постоянных.

Литература:

Пунин А. Л., Повесть о ленинградских мостах, Л., 1971, с. 19—26;

Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986, с. 44—54.

«Исаакиевский (Невский) мост в Петербурге».

«Исаакиевский (Невский) мост в Петербурге».

«Исаакиевский (Невский) мост в Петербурге».

Раскрашенная гравюра Х.-Г. Хаммера.

Первая половина XIX в.

«Троицкий мост в Петербурге».

«Троицкий мост в Петербурге».

«Троицкий мост в Петербурге».

Литография Ж.-Б. Арну.

1840-е гг.

В начало энциклопедии