Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник (вариант 2)
Римский-Корсаков Николай Андреевич

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844—1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Римского-Корсакова прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862—65 участвовал в заграничном плавании. В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи и др., стал членом Балакиревского кружка, известного впоследствии как «Могучая кучка». С 1871 профессор консерватории (классы практического сочинения, инструментовки, оркестровки), в 1873—84 инспектор музыкальных хоров (духовых оркестров) Морского ведомства, в 1874—81 директор Бесплатной музыкальной школы, в 1883—94 помощник управляющего Придворной певческой капеллой. В 1874 впервые выступил как дирижёр в симфоническом концерте (позже дирижировал и оперными спектаклями). В 80-е гг. возглавил Беляевский кружок.

Из 15 опер созданных Римским-Корсаковым , впервые в Петербурге (главным образом в Мариинском театре) поставлены: «Псковитянка» (1873; 3-я редакция 1895), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Сервилия» (1902), «Пан воевода» (1904), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907). В Петербурге впервые исполнены и его симфонические произведения, в том числе 1-я симфония (1865), «Увертюра на темы 3 русских песен» (1866), «Сербская фантазия» и музыкальная картина «Садко» (обе 1867), 2-я симфония (позже — симфоническая сюита «Ангар»; 1868), 3-я симфония (1874, первое выступление Римского-Корсакова в качестве дирижёра), «Испанское каприччио» (1877), сюита «Шехеразада» и увертюра «Светлый праздник» (обе 1888). Благодаря редакторской работе Римского-Корсакова были опубликованы и исполнены (преимущественно впервые в Петербурге) многие произведения русских композиторов, в том числе «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского; участвовал в издании оперных партитур М. И. Глинки. Большое просветительное значение имели выступления Римского-Корсакова как дирижёра в концертах Бесплатной музыкальной школы, Русского музыкального общества, «Русских симфонических концертах».

Римский-Корсаков  — создатель композиторской школы, воспитавший свыше 200 учеников, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский. Ценный материал по истории музыкальной культуры второй половины XIX в., в частности Петербурга, содержит автобиографическая книга Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни», над которой он работал в 1876—1906 (издана под редакцией жены композитора Н. Н. Римской-Корсаковой, СПБ, 1909; 9 изд., 1982).

Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, в 1937 прах перенесён в Некрополь мастеров искусств. В квартире, где Римский-Корсаков жил последние 15 лет (Загородный проспект, 28), в 1971 открыт Музей-квартира. Именем Римского-Корсакова в 1939 назван проспект (см. Римского-Корсакова проспект). Его имя присвоено консерватории и музыкальной школе Дзержинского района (улица Некрасова, 4/2). На Театральной площади, возле консерватории, установлен памятник Римскому-Корсакову (скульпторы В. Я. Боголюбов, В. И. Ингал).

Литература:

Орлова А. А., Римский-Корсаков В. Н., Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества, в. 1—4, Л., 1969—73;

Полевая М. И., Римский-Корсаков в Петербурге, Л., 1989.

В начало энциклопедии