Города России. Энциклопедия.
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАД"-"КАТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАД"-"КАТ")

Кадников

В Сокольском районе Вологодской области, в 43 км к северу от Вологды. Расположен в заболоченной Присухонской низине, на небольшой р. Содима (приток Сухоны), в 21 км от железнодорожной станции Сухона на линии Вологда - Архангельск. Население 5,4 тыс. человек (1992; 2,4 тыс. в 1897; 2,3 тыс. в 1926; 5,2 тыс. в 1979).

Герб Кадникова.

Герб Кадникова. "В первой части щита герб Вологодский. Во второй части кадка, наполненная смолою, в серебряном поле, означающая имя сего города, а наполнена смолою для того, что жители сего города и всего уезда оною производят знатный торг". Высочайше утверждён 2.10.1780

Возник на месте, называемом Кадниковской пустошью; в 1492 для ограждения торгового пути здесь был установлен сторожевой пост, давший начало деревни Кадниковской, которая в 1780 получила статус уездного города. В современном К. действуют льнокомбинат и молокозавод.

Литература: Край наш Вологодский, Архангельск, 1982.

Кадом

Посёлок городского типа, районный центр в Рязанской области, в 245 км к востоку от Рязани. Расположен в 61 км к северо-востоку от железнодорожной станции Сасово на линии Рязань - Рузаевка. Пристань на правом берегу р. Мокша (приток Оки). Население 7,5 тыс. человек (1989; 6,4 тыс. в 1897; 8,2 тыс. в 1926; 7,9 тыс. в 1979).

Герб Кадома

Герб Кадома. В верхней части щита - герб Тамбовский, в нижней части в зелёном поле - два положенные крестообразно молотила в знак изобилия местности хлебом. Высочайше утверждён 16 августа 1781

К. - старинный город. В 1708 причислен к Казанской губернии, в 1719 - к Азовской, в 1725 - к Шацкой провинции Воронежской губернии. С 1779 - уездный город Тамбовского наместничества, в 1787 - оставлен за штатом, с 1926 - сельское поселение, с 1958 - посёлок городского типа.

Кадый

Посёлок городского типа, районный центр в Костромской области, в 142 км к востоку от Костромы. Расположен на р. Вотгать (бассейн Волги), на автомобильной дороге Кострома - Мантурово, в 64 км к востоку от железнодорожной станции Островское на ветке от линии Ярославль - Галич. Население 4,1 тыс. человек (1989; свыше 1 тыс. в 1897; 3,4 тыс. в 1979).

Герб Кадыя.

Герб Кадыя. "В верхней части щита - часть герба Костромского: в голубом поле галерная корма с тремя фонарями и опущенными лестницами. В нижней части серебряном поле - два пука срезанной травы осоки, означающие низменное положение сего города". Высочайше утверждён 29 марта 1779

Основан в 1673. С 1778 - уездный город Костромского наместничества, в 1796 - оставлен за штатом. После 1917 - сельское поселение; с 1971 - посёлок городского типа.

Казань

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каинск

Название города Куйбышев в Новосибирской области до 1935.

Кайеркан

В Красноярском крае, подчинён Норильской городской администрации, в 30 км к западу от Норильска, город-спутник Норильска, в 1560 км к северу от Красноярска. Расположен в зоне распространения многолетнемёрзлых пород. Через К. проходят железная дорога и автомобильное шоссе Талнах - Норильск - Дудинка. Аэропорт Алыкель (в 15 км к западу от города). Население 28,3 тыс. человек (1992).

Основан в 1943 как посёлок шахтёров, строителей, позднее и металлургов (строился заключёнными). С 1957 - рабочий посёлок, с 1982 - город. В современном К. - Надеждинский металлургический завод (работает на местных полиметаллических рудах и каменном угле), открытые карьеры и шахты по добыче каменного угля. Научно-исследовательская лаборатория цветных металлов. Городская застройка отличается своеобразной компактностью: внутренняя часть города как бы ограждена от пурги 9-этажными домами, образующими круг и ослабляющими силу ветра.

Литература: Львов А. Л., Норильск, 2 изд., Красноярск, 1985.

Калата

Название города Кировград в Свердловской области в 1928-35.

Калач

Районный центр в Воронежской области, в 294 км к юго-востоку от Воронежа. Расположен на Калачской возвышенности, при слиянии рек Толучеевка и Подгорная (бассейн Дона). Конечная станция железнодорожной ветки (94 км) от станции Таловая на линии Лиски - Поворино. Узел автодорог. Население 22,9 тыс. человек (1992; 15,5 тыс. в 1897; 19 тыс. в 1959; 21,3 тыс. в 1979).

Основан в 1716. В конце XIX в. - слобода, в которой проживали главным образом украинцы. Действовали: 6 церквей, земская больница, аптека; 8 кожевенных, 7 маслобойных, 2 салотопенных заводов; ветряные мельницы. Основными занятиями населения были земледелие (бахчеводство, возделывание подсолнечника) и торговля скотом, который пригонялся сюда на ярмарки из Области войска Донского. Город - с 1945.

Современный К. - центр сельско- хозяйственного района. Пищевая промышленность, сахарный завод, мясокомбинат, сырзавод, пищекомбинат и др. Элеватор. Предприятие по производству стройматериалов, авторемонтный завод. Народный драматический театр. Мемориал Победы в Парке памяти Героев Великой Отечественной войны 1941-45.

Литература: Города Воронежской области, Воронеж, 1978.

Калачинск

В Омской области, областного подчинения, районный центр, в 88 км к востоку от Омска. Расположен на левом берегу р. Омь (приток Иртыша). Железнодорожная станция (Калачинская) на Транссибирской магистрали. Узел автомобильных дорог. Население 25,5 тыс. человек (1992; 19 тыс. в 1959; 22,4 тыс. в 1979).

Известен с 1792. Был основан в месте крутого изгиба р. Омь, которое в русских диалектах называлось "калачом", "калачиком" (отсюда название). С 1830 - село, которое заселялось самовольными переселенцами из вятских, пензенских и калужских деревень. В 1838 близ К. был проложен Сибирский тракт, в 1895 - Транссибирская магистраль. В селе действовали торговые фирмы, мельницы, мучные лабазы, салотопенные заводы. Застройка была в основном деревянная (избы-четырёхстенки) и саманная. С 1952 К. - город.

В современном К. - механический завод (выпускает запасные части к сельско- хозяйственным машинам, тракторные прицепы и др.), завод керамических стеновых материалов, обувная, ткацкая (жаккардовые ковры и покрывала, махровые полотенца, декоративные ткани) фабрики, предприятия пищевой промышленности (маслодельный комбинат, мясокомбинат, пищекомбинат, элеватор, завод кондитерских изделий). Ныне К. - один из самых озеленённых городов области с асфальтированными улицами, с бульварами, в застройке - двух- и трёхэтажные кирпичные дома.

Литература: Города Омской области, Омск, 1985; Оселедцев Г., На Оми-реке Калачинск. Очерки истории города и района, Омск, 1993.

Калач-на-Дону

Районный центр в Волгоградской области, в 85 км к западу от Волгограда. Расположен на левом берегу Цимлянского водохранилища, в 9 км выше входа в Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Конечная станция железно- дорожной (Донская) ветки (30 км) от линии Волгоград - Лихая. Автомоб. дорога (Волгоград - Белая Калитва). Население 23,5 тыс. человек (1992; 16,7 тыс. в 1959; 22,9 тыс. в 1979).

Возник в 1708 как казачья слобода. Город - с 1951. В современном К.-на-Д.: заводы - судостроительно-судоремонтный, авто- ремонтный, металлопроволочный, металлоконструкций, железобетонных изделий, молочный, рыбный; мясокомбинат. Театр кукол.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 в районе К.-на-Д. в августе 1942 происходили напряжённые бои, 26 августа город был захвачен немецко-фашистскими войсками; освобождён после упорных боёв 23 ноября 1942, юго-восточнее города (в районе посёлка Советский) произошло соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов, завершившее окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом. На этом месте сооружён монумент "Соединение фронтов" (скульптор Е. В. Вучетич).

Литература: Зайцев М. И., Калач-на-Дону. (Исторический очерк), Сталинград, 1960; Гребцова Т. А., Калач-на-Дону, Волгоград, 1986.

Калинин

Название города Тверь в 1931-1991.

Калининград (Калининградская обл.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калининград (Московская обл.)

В Московской области, областного подчинения, в 19 км к северо-востоку от Москвы. Расположен близ р. Клязьма. Железнодорожная станция (Подлипки) на ветке Москва - Рязань. Население 161,6 тыс. человек (1992; 72 тыс. вместе с г. Костино в 1959; 106 тыс. в 1970; 134 тыс. в 1979).

Образован в 1938 на базе посёлка Калининский (бывшие Подлипки); в 1960 в его состав включён г. Костино (к югу от первоначального ядра города), в 1963 в административном подчинение Кали- нинградскому горсовету переданы посёлки городского типа Болшево, Первомайский и Текстильщики.

Современный К. - крупный центр в области космических исследований. Здесь находится Центр управления космическими полётами. Ведущие отрасли промышленности: маши- ностроение и металлообработка (машино- строительный завод, ПО "Стрела" и др.), текстильная (хлопкопрядильная фабрика и др.), деревообрабатывающая, технологический завод. Город назван в честь М. И. Калинина. В городе открыт Дом-музей В. И. Ленина (с 17 января по 1 марта 1922 жил в совхозе близ Костино).

Болшево, известное со второй половины XVI в. как владение думного дьяка Василия Щелкалова, в XVII в. перешло во владение бояр Шереметевых, с 1651 - князей Одоевских, в 1776 передавших село в распоряжение попечительского комитета на содержание "убежища для бедных" (отсюда наименование современного микрорайона К. "Комитетский лес"). В Болшево сохранилась церковь Косьмы и Дамиана в стиле раннего классицизма: декорированный плоскими пилястровыми портиками четверик, увенчанный массивной купольной ротондой (1786).

Застраивались кирпичными 4-этажными домами с 1928 пос. Калининский, с начала 1930-х гг. посёлок Болшевской труд-коммуны (организована в 1925 Ф. Э. Дзержинским). Интенсивное жилищное строительство велось после 1963 в микрорайонах Новые Подлипки между старой частью К. и Костино, в Завокзальном районе у железнодорожной станции Подлипки. В 1970-80-е гг. современные многоэтажные здания построены в Костино, Болшево, Первомайском, Текстильщиках, новый городской центр сформирован в районе Новых Подлипок.

Дополнение:

Указом Президента Российской Федерации No 1020 от 08 июля 1996 г. город Калининград Московской области переименован в Королёв.

Литература: Памятники архитектуры Московской области, т. 1, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1, М., 1979.

Калининск

Районный центр в Саратовской области, в 121 км к западу от Саратова. Расположен на западной окраине Приволжской возвышенности, на р. Баланда (приток р. Медведица). Конечная железнодорожная станция (Калининск Саратовский) ветки (80 км) от линии Ртищево - Саратов. Узел автомобильных дорог (Балашов - Саратов и др.). Население 19,4 тыс. человек (1992; 18,0 тыс. в 1979).

В 1962 посёлок Баланда преобразован в город К. (названный в честь М. И. Калинина). В современном К.: заводы - резиновых изделий, авторемонтный, асфальтобетонный, кирпичный; предприятия пищевой промышленности (молочно-консервный комбинат, птицекомбинат, пивоваренный завод).

Калтан

В Кемеровской области, подчинён Осинниковскому горсовету, в 338 км к югу от г. Кемерово и в 12 км к югу от г. Осинники, его город-спутник.

Железнодорожная станция на линии Новокузнецк - Таштагол. Автодорога К. - Новокузнецк. Расположен в Кузбассе, на р. Кондома. Население 25,8 тыс. человек (1992; 26,6 тыс. в 1959; 24,9 тыс. в 1979).

Возник в 1946 как посёлок в связи со строительством Южно-Кузбасской ГРЭС, с 1959 - город. Добыча каменного угля для ГРЭС. Заводы: котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов, деревообрабатывающий, кирпичный, шлакоблочный, шлакобетонный.

Калуга

Статья большая, находится на отдельной странице.

Калязин

Районный центр в Тверской области, в 175 км к северо-востоку от Твери. Расположен на берегу Угличского водохранилища (создано в 1940). Железнодорожная станция на линии Москва - Сонково - Санкт-Петербург; от К. начинается железнодорожная ветка (47 км) на Углич. Пристань. Население 15,8 тыс. человек (1992, 13,8 тыс. в 1979).

Герб Калязина.

Герб Калязина. "В верхней части щита герб Тверской. В нижней - старинныя деревянныя монастырския ворота в зелёном поле, означающия собою древности монастыря того, по которому имя своё город сей получил".Высочайше утверждён 10.10.1780

В XII в. на месте современного К. возникла слобода. В XV в. на противоположном берегу р. Волга был основан Калязинско-Троицкий (Макарьевский) монастырь, на земле владельца Коляги, по имени которого и получил название В 1775 слобода получила статус уездного города К. Тверского наместничества. В конце XIX в. в городе было 30 предприятий, в том числе ткацкая фабрика, крахмальный, кожевенные, кафельные заводы. Большое развитие получили строительство судов, кузнечное дело и плетение кружев. Находясь на судоходной реке, К. имел значение города-порта.

В современном К.: фабрики - валяной обуви, швейная, обувная; заводы - спецавтоматики, механический, овощесушильный, льно- обрабатывающий. Краеведческий музей (в здании Богоявленской церкви, 1781; архитектурные, скульптурные и керамические фрагменты и росписи Калязинско-Троицкого монастыря, декоративно-прикладное искусство XVIII- XIX вв.).

Часть территории старого города была затоплена при строительстве Угличской ГЭС. Сохранившаяся часть расположена на холмах (застройка 1-2-этажными домами XVIII-XIX вв., Вознесенская церковь, 1787). В зоне затопления также постройки Калязинско-Троицкого монастыря (XVI-XVII вв.); над зеркалом водохранилища возвышается многоярусная колокольня бывшего городского Никольского собора (1800).

Литература: Герчук Ю., Домшлак М., Художественные памятники Верхней Волги, 2 изд., М., 1976; Города и районы Калининской области, М., 1978.

Камбарка

Районный центр в Удмуртии, в 116 км к юго-востоку от Ижевска. Расположен в Прикамье, на р. Камбарка (бассейн Камы); Камбарский порт - в посёлке Кама (в 9 км от города). Железнодорожная станция на линии Казань - Екатеринбург. Население 13,4 тыс. человек (1992; 12,9 тыс. в 1979).

Возник как посёлок при построенном А. П. Демидовым в 1767 чугуноплавильном и железоделательном заводе (выпускал чугунное литьё, сортовое железо). В XIX в. в посёлке при Камбарском заводе были развиты кузнечные и бондарные промыслы, производство тарантасов, экипажей и плетёных выездных коробов. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в К. разместились эвакуированные с запада предприятия и население. В 1945 посёлок был преобразован в город.

В современной К.: заводы - машиностроительный (производство тепловозов, снегоочистителей и др.), "Металлист" (сейфы, металлические шкафы, садово-огородный инвентарь), газового оборудования; фабрика - "Корд"; лесокомбинат. Музей истории Камбарского района (в экспозиции - изделия народных промыслов, материалы по истории железоделательного завода и др.).

Жилая, преимущественно одноэтажная застройка в первой половине XIX в. была сосредоточена на левом берегу пруда, небольшие промышленные здания - на обширной низменной территории за построенной в 1760-е гг. для железоделательного завода плотиной (длина 1,8 км). Во второй половине XIX в. был застроен правый берег пруда. С 1950-60-х гг. строятся новые жилые микрорайоны, контрастирующие с прежней одноэтажной застройкой.

Своеобразна природа К., расположенной на стыке тайги, лиственного леса и лесостепи; на территории города находится клюквенное болото (К. - единственное место в Удмуртии, где растёт таёжная мелкоплодная клюква).

Каменка

В Пензенской области, областного подчинения, районный центр, в 75 км к западу от Пензы. Расположен на западной окраине Приволжской возвышенности, на р. Атмис (бассейн Оки). Железнодорожная станция (Белинская) на линии Пенза - Ряжск. В 5 км к югу от К. автодорога Тамбов - Пенза. Население 41,8 тыс. человек (1992; 35,4 тыс. в 1979).

Населенный пункт возник в XVIII в. В 1864 здесь проживало 722 человека, действовали православная церковь, 6 поташных заводов, 3 маслобойни. В конце XIX в. в К. - 1500 человек; школа, винокуренный завод. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 построен завод "Белинсксельмаш". С 1951 - город К. В современной К.: заводы - сельскохозяйственного машиностроения, кирпичный, стройдеталей, крупяной, сахарный, семенной, маслодельный, пивоваренный; мясокомбинат. Старая часть К. расположена по берегам р. Атмис, застроена главным образом одноэтажными домами. В новой части (строилась с 1941 в связи с сооружением завода "Белинсксельмаш") - многоэтажные дома. В центре новой части - парк. Памятники: В. Г. Белинскому, М. Ю. Лермонтову и др.

Литература: Крылов Г. И., Каменка, Саратов, 1980.

Каменногорск

В Выборгском районе Ленинградской области, в 157 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Расположен на Карельском перешейке, в пределах Вуоксинской низменности, на левом берегу р. Вуокса (бассейн Ладожского озера). Железнодорожная станция на линии Выборг - Петрозаводск; от К. отходит ветка (26 км) на г. Светогорск. Население 5,9 тыс. человек (1992; 4,1 тыс. в 1979).

В 1918-40 - в составе Финляндии. С 1940 - город, до 1948 назывался Антреа. В период Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован финскими войсками с 14 августа 1941 до 24 сентября 1944. Ведущие предприятия современного К. - бумажная фабрика, комбинат нерудных материалов. Близ К. - добыча гранита.

Каменск-Уральский

В Свердловской области, областного подчинения, районный центр, в 100 км к юго-востоку от Екатеринбурга. Расположен на юго-восточном склоне Среднего Урала, при впадении р. Каменка в Исеть (бассейн Оби). Узел железнодорожных линий на Екатеринбург, Курган, Челябинск. Население 208,7 тыс. человек (1992; 5 тыс. в 1926; 51 тыс. в 1939; 141 тыс. в 1959; 169 тыс. в 1970; 187,7 тыс. в 1979).

Возник в 1682 как поселение крестьян Далматовского монастыря. В 1700 по указу Петра I был заложен Каменский чугунолитейный завод (пущен в 1701; один из старейших в России горных заводов; здесь также отливались пушки и ядра); развиты были кожевенный и мыловаренный промыслы. В годы довоенных пятилеток стал местом строительства крупных промышленных предприятий. Город - с 1935; до 1940 назывался Каменск, Каменский Завод. Значительное развитие получил во время Великой Отечественной войны 1941-45.

В современном К.-У.: заводы - Уральский алюминиевый (производство глинозёма и металлического алюминия), Синарский трубный, обработки цветных металлов, радиозавод, литейный (производство продукции для авиапромышленности), металлургический, электромеханический (производство электродвигателей, передвижных электро- станций); швейная, обувная фабрики. Красногорская ТЭЦ. Общетехнический факультет Уральского государственного технического университета. Театры: драматический, актёра и куклы "Гонг". Краеведческий музей.

Территория города вытянута с северо-запада на юго-восток более чем на 20 км; старая часть К.-У. расположена в междуречье Исети и Каменки. Для современной городской застройки характерна разобщённость отдельных жилых массивов, расположенных около промышленных предприятий и представляющих как бы отдельные городки, кольцом окружающие старый город.

Близ К.-У. - поселение эпохи бронзы "Лужки", на р. Исеть - памятники природы - скалы "Семь братьев" и "Каменные ворота".

Литература: Каменск-Уральский - город на Исети, Свердловск, 1967; Каменск-Уральский, Свердловск, 1978.

Каменск-Шахтинский

В Ростовской области, областного подчинения, центр Каменского района, в 145 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. Расположен у северо-восточных отрогов Донецкого кряжа, на р. Северский Донец (правый приток Дона). Железнодорожная станция (Каменская) на линии Миллерово - Ростов-на-Дону. Узел автомобильных дорог, в том числе автомагистрали Москва - Ростов-на-Дону, Волгоград - Кишинёв. Население 73,3 тыс. человек (1992; 17 тыс. в 1926; 43 тыс. в 1939; 58 тыс. в 1959; 68 тыс. в 1970; 72,1 тыс. в 1979).

Возник в 1686 как казачье поселение, с 1817 - станица Каменская. С середины XIX в. на окраине станицы строились угольные шахты и заводы (поташный, спиртоводочный, ремонтно- механический). В январе 1918 в Каменской состоялся съезд представителей фронтовых казачьих полков, на котором был избран Донской казачий Военно-революционный комитет во главе с Ф. Г. Подтёлковым и М. В. Кривошлыковым. В 1927 станица получила статус города и новое название - К.-Ш. В период Великой Отечественной войны 1941- 45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 18 июля 1942 до 13 февраля 1943.

Современный К.-Ш. - крупный промышленный центр Ростовской области. В городе - машиностроительный завод (производство шахтного оборудования), химический комбинат "Россия" (ПО "Химволокно"), опытный механический завод, стеклотарный завод; предприятия деревообрабатывающей, пищевой промыш- ленности, производство стройматериалов и др. ТЭЦ. Краеведческий музей.

Исторический центр К.-Ш. сохраняет прямоугольную уличную сеть старинной казачьей станицы; на западных и южных окраинах города - районы многоэтажной застройки 1980-90-х гг. На центральной площади К.-Ш., бывшем станичном майдане, - две Братские могилы: бойцов Красной Армии, погибших во время Гражданской войны, и советских солдат, павших в годы Великой Отечественной войны.

В районе К.-Ш. - угольные шахты и сельскохозяйственные угодья (посевы пшеницы, подсолнечника; молочно-мясное животно- водство).

Литература: Шумов В. В., Каменск на Донце Северском. (Исторический очерк), Ростов н/Д., 1967; Донецкий А. М., Лобода А. Г., Каменск-Шахтинский. Историко-краеведческий очерк, Ростов н/Д., 1987.

Камень-на-Оби

В Алтайском крае, краевого подчинения, центр Каменского района, в 208 км к северо-западу от Барнаула. Расположен в Предалтайской степи, на р. Обь, на окраине - Новосибирское водохранилище (так называемое Обское море). Железнодорожная станция на линии Барнаул - Омск. Порт. Аэропорт. Население 43,3 тыс. человек (1992; 22,9 тыс. в 1926; 40,7 тыс. в 1979).

Впервые упоминается как деревня Камень в 1751. С 1886 - село; город - с 1915; современное название - с 1933. Современный К.-на-О. - центр сельскохозяйственного района. Ведущая отрасль промышленности - пищевкусовая (мясокомбинат, маслосырозавод, ликероводочный завод, рыбо- и хлебозаводы, пищекомбинат; птицефабрика), элеватор. Заводы: металлоизделий, авторемонтный, киномеханический; ткацкая, мебельная, трикотажная и швейная фабрики; производство стройматериалов (заводы железобетонных изделий, кирпичный, щебёночный). Краеведческий музей (основан в 1920; коллекции - нумизматическая, археологическая и др.; картинная галерея, открыта в 1974). В К.-на-О. родился кинорежиссёр И. А. Пырьев.

Исторический центр города сформировался вдоль левого берега Оби и образован бывшей Главной улицей (длина около 3 км), в застройке которой выделяются здания конца XIX - начала XX вв., в том числе Покровский собор, бывшие торговые дома Винокурова, Хомутова и др. В 1929 в этой части города было построено зернохранилище (оригинальная деревянная конструкция по проекту инженера, будущего теоретика космонавтики Ю. В. Кондратюка), получившее за свой причудливый силуэт название "Мастодонт". Планировка города сложилась к концу 1920-х гг. (квадратные кварталы с улицами, идущими с юго-запада на северо-восток и с юго-востока на северо-запад).

Камешково

Районный центр во Владимирской области, в 41 км к северо-востоку от Владимира. Расположен на Клязьминско- Нерлинской низменности. Железнодорожная станция на линии Москва - Нижний Новгород. Население 15,1 тыс. человек (1992; 14,1 тыс. в 1979).

В начале XX в. в "пустоши Камешки" была построена прядильно-ткацкая фабрика Дербенёвых. Старый фабричный посёлок был преобразован в город в 1951. Основные промышленные предприятие современного К. - прядильно-ткацкая фабрика; филиал Московского электротехнического завода и др. Неподалёку от К. сохранились памятники архитектуры XVII-XIX вв., в том числе церкви: Воскресенская (1794) - в селе Воскресенское; Грузинской Богоматери (1812) - в селе Гатиха; Троицкая (1801) - в селе Горки.

Камызяк

Районный центр в Астраханской области, в 35 км к югу от Астрахани. Расположен на Прикаспийской низменности, в дельте Волги. Ближайшая железнодорожная станция - Астрахань I. Автомобильная дорога на Астрахань. Население 15,3 тыс. человек (1992).

Город - с 1973. Современный К. - центр сельскохозяйственного района с пищевыми предприятиями. НИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства.

Камышин

В Волгоградской области, областного подчинения, районный центр в 200 км к северо-востоку от Волгограда. Расположен на правом берегу Волгоградского водохранилища, в устье р. Камышинка. Порт, крупный перевалочный пункт (главным образом зерно, соль, нефть). Конечная станция железнодорожной линии Балашов - К. Автомобильная дорога (Волгоград - Саратов). Население 125,4 тыс. человек (1992; 15,9 тыс. в 1897; 18 тыс. в 1926; 24 тыс. в 1939; 56,5 тыс. в 1959; 97 тыс. в 1970; 111,6 тыс. в 1979).

Герб Камышина.

Герб Камышина. "В верхней части герб Саратовский. В нижней - трава, называемая камыш, в белом поле, от которой город сей название своё получил".Высочайше утверждён 23.8.1781

Основан в 1668 на левом берегу Камышинки как крепость Камышинка (Камышенка) для охраны волжского торгового пути от набегов кочевников и вольного казачества. В 1670 крепость сожжена отрядами С. Т. Разина. В 1697, когда по указу Петра I в междуречье Иловли и Камышинки началось сооружение канала, на правом берегу Камышинки было построено укрепление "Пётр-город"; тогда же сюда был переведён Дмитриевский полк. Уже в грамоте 1699 город именовался Дмитриевском. Располагался по обоим берегам: на правом - военная крепость, на левом - поселение. В начале XVIII в. посад также был перенесён на правый берег, к крепости. В 1708 жители Дмитриевска принимали участие в Булавинском восстании. В 1774 город был разорён отрядами Е. И. Пугачёва. В 1780 Дмитриевск переименован в К., уездный город Саратовского наместничества, с 1797 - той же губернии. В XVIII в. К. утратил военно-стратегическое значение и в дальнейшем развивался как торговый город Поволжья (зерно, скот, лес). В конце XIX в. в К. было 193 жилых каменных и 1315 деревянных домов, работали 28 небольших фабрик и заводов, действовали реальное училище и другие учебные заведения, богадельня, библиотека, 9 православных церквей, костёл, лютеранский храм. В К. и его окрестностях было развито садоводство, славились камышинские арбузы.

В современном К.: хлопчатобумажный комбинат; заводы - крановый, машиностроительный (оборудование для животноводческих ферм), слесарно-монтажного инструмента, стеклотарный, лакокрасочный; предприятия пищевой промышленности (овощеконсервный завод, маслосырокомбинат, мясокомбинат и др.), производство стройматериалов. Центр сельскохозяйственного района (зерновые, овощеводство, бахчеводство, мясомолочное животноводство). Политехнический колледж. Драматический театр. Краеведческий музей.

Литература: Мурашов А. М., Камышин, Волгоград, 1975.

Камышлов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Канавино

Образован в 1925, включён в состав города Нижний Новгород в 1928.

Канадей

Посёлок городского типа в Николаевском районе Ульяновской области Расположен на р. Сызранка (приток Волги). Железнодорожная станция на линии Пенза - Сызрань. Население 2,4 тыс. человек (1989; 2,8 тыс. в 1979).

Герб Канадея.

Герб Канадея. "В верхней части щита - герб Симбирский, в нижней части в красном поле - три золотые стрелы в знак того, что прежние обыватели сего места с великим проворством сие орудие употреблять умели". Высочайше утверждён 22 декабря 1780

В 1780 село К. преобразовано в уездный город Симбирского наместничества. В материалах переписи 1897 в перечне городов отсутствует. С 1974 - посёлок городского типа.

Канаш

В Чувашии, республиканского подчинения, районный центр, в 82 км к югу от г. Чебоксары. Расположен на склонах Приволжской возвышенности. Железнодорожный узел линий на Чебоксары, Казань, Арзамас и Рузаевку. Автодорога (Цивильск - Ульяновск). Население 56,4 тыс. человек (1992; 2,2 тыс. в 1926; 46,6 тыс. в 1979).

Возник как железнодорожная станция Шихраны в 1891 на Московско-Казанской железной дороге. При станции были построены лесные склады, хлебные амбары. В 1920 посёлок Шихраны переименован в К. (чуваш. - Совет). Город - с 1925. В современном К. - машиностроение и металлообработка (заводы - автоагрегатный, авторемонтный, вагоно- ремонтный, электропогрузчиков, резцов, техноло- гической оснастки и др.), химическая (ПО "Лакокраска", завод полимерных материалов), пищевая (мясокомбинат, маслосыродельный завод, кондитерская фабрика), лёгкая (в том числе производство валяной обуви) промышленность. Краеведческий музей.

Литература: Аввакумов С. Г., Тимофеев П. Т., Канаш, Чебоксары, 1965.

Кандалакша

В Мурманской области, областного подчинения, в 276 км к югу от Мурманска. Расположен на Кольском полуострове, на побережье Кандалакшского залива Белого моря (так называемый Кандалакшский берег), при впадении в него р. Нива. Порт на Белом море. Железнодорожная станция на линии Мурманск - Санкт-Петербург. Население 54,2 тыс. человек (1992; 44,8 тыс. в 1979).

Известна с XI в. Через К. проходил почтовый тракт на г. Кола. В XVI-XVII вв. в К. действовал монастырь. В 1590 была сожжена и разграблена шведами, в 1855 сожжена англичанами. Город - с 1938. В современной К.: заводы - опытный машиностроительный, алюминиевый, авторемонтный и рыбоконсервный; лесокомбинат и др.; в районе - лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия. 6 ГЭС, объединённых в единый каскад. Памятник жертвам англо-американской интервенции 1918-20.

К. - центр туризма и спорта, здесь ежегодно проводится лыжный сверхмарафон (на 70 км).

В окрестностях К. в 1932 создан Кандалакшский заповедник для охраны гнездовий колоний морских птиц островов Белого и Баренцева морей. Близ К. сохраняется культовое сооружение (2-е тысячелетие до н. э.) в виде выложенных на земле сложных фигур из небольших камней, так называемый Лабиринт. В селе Ковда - деревянная Никольская церковь (1705).

Литература: Разин Е. Ф., Кандалакша, Мурманск, 1991.

Канск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Карабаш

В Челябинской области, областного подчинения, в 96 км к северо-западу от Челябинска. Расположен на Южном Урале. Конечная железнодорожная станция (Пирит) ветки от линии Екатеринбург - Челябинск. Население 16,4 тыс. человек (1992; 17,7 тыс. в 1979).

Возник в 1822 как посёлок золотоискателей на берегу речки Сак-Элги. Вскоре в Соймановской долине было обнаружено месторождение медно-колчеданных золотосодержащих руд и в 1834 заложен первый медеплавильный завод (пущен в 1837; просуществовал 5 лет). Посёлок получил название Соймановский. В 1907 близ шахты Конюховская был построен второй завод; в том же году было начато строительство третьего медеплавильного завода у горы Карабаш (башкирское "кара-баш" - чёрная голова), пущенного в 1910. Город К. - с 1933. Основное предприятие современного К. - медеплавильный комбинат (на базе реконструированного третьего завода). Краеведческий музей. В 1970-80-е гг. возведены 2 жилых микрорайона, больничный городок и др.

Литература: Ахмин Л. Н., Карабаш, Челябинск, 1968.

Караваново

Во Владимирской области, подчинён Александровской городской администрации, в 128 км к северо-западу от Владимира, в 9 км к югу от г. Александров. Расположен на Клинско-Дмитровской гряде, на левом берегу р. Шерна (приток Клязьмы). Железнодорожная станция на линии Александров - Орехово-Зуево. Население 17,2 тыс. человек (1992; 19 тыс. в 1970; 19 тыс. в 1979).

Возник в 1846 как посёлок в связи с постройкой красильной фабрики. Город - с 1938. Ведущее предприятие современного К. - хлопчатобумажный комбинат.

Карасук

Районный центр в Новосибирской области, в 678 км к западу от Новосибирска. Расположен на р. Карасук, на севере Кулундинской равнины. Узел железнодорожной линии на Барнаул, Омск, Кулунду, Татарскую. Автодорога (Павлодар (Казахстан) - Новосибирск). Аэропорт. Население 30,0 тыс. человек (1992; 26,3 тыс. в 1979).

Известен с конца XVIII в., с 1954 - город. Предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, мелькомбинат, производство молочных консервов, сухих овощей и др.). Близ К., на озёрах, - рыболовство и рыбозавод.

Карачаевск

В Карачаево-Черкесии, районного подчинения, районный центр, в 60 км к юго-западу от Черкесска. Расположен на Северном Кавказе, в отрогах Скалистого хребта, на р. Кубань, при впадении в неё р. Теберда, на Военно-Сухумской автомобильной дороге, в 45 км от железнодорожной станции Джегута (конечный пункт ветки на линии Армавир - Минеральные Воды). Население 21,6 тыс. человек (1992; 19,2 тыс. в 1979).

Основан в 1926-27, город - с 1929. До 1944 назывался Микоян-Шахар, в 1944-57 - Клухори, с 1957 - К. В современном К. - инструментальный завод, предприятия пищевой промышленности, производство строй- материалов. Педагогический институт. Город разделён на 3 района: центральный (междуречье рек Кубани и Теберды), правобережный (вдоль Кубани) и левобережный (вдоль Теберды); среди построек 1930-40-х гг. - кинотеатр имени С. Халилова (1930-е гг.), Дом Советов (1940). Парк имени Героя Советского Союза X. Богатырёва (1966) с Зелёным театром (1967).

К северу от К. - осетинское село имени Косты Хетагурова с памятником поэту (1959, скульптор И. У. Дзанчиев); близ села, на горе Шоана, - христианский, так называемый Шоанинский храм (X в., крестово-купольный, с 2 притворами), Георгиевский скит (XIX в.). Неподалёку от посёлка Орджоникидзевский - Музей обороны перевалов Кавказа в 1942 (архитектор В. В. Давитая, А. Е. Чиковани). У села Хумара - Хумариское городище (VIII-X вв.) - плато площадью свыше 25 га, окружённое стеной (прослеживается в виде оплывшего земляного вала). К югу от К. (в 15 км) - село Нижняя Теберда (бывшие Сенты), близ которого на левом берегу р. Теберда, на одном из выступов окаймляющего её хребта сохранились христианский так называемый Сентинский храм (X в., крестово-купольный, остатки фресок), мавзолей (X в.), Спасо-Преображенский монастырь (конец XIX в.).

Литература: Лайпанов С. З., Карачаевск, Черкесск, 1968; Кузнецов В. А., В верховьях Большого Зеленчука, М., 1977.

Карачев

Районный центр в Брянской области, в 44 км к востоку от Брянска. Расположен на восточной окраине Среднерусской равнины, на р. Снежеть (приток Десны). Железнодорожная станция на линии Брянск - Орёл. Население 22,6 тыс. человек (1992; 15,6 тыс. в 1897; 11,9 тыс. в 1926; 19,8 тыс. в 1979).

Герб Карачева.

Герб Карачева. "В верхней части щита - герб Орловский. В нижней - в серебряном поле - пук связаннаго золотою верёвкою распустившагося маку, котораго окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют". Высочайше утверждён 16.8.1781

К. - один из древнейших русских городов. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 как город Новгород-Северского княжества; позднее вошёл в состав Черниговского княжества. С 1246 - центр Карачевского удельного княжества в составе Черниговско-Брянского княжества, с 1396 находился под властью Литвы. С 1503 вошёл в состав Московского государства; был сторожевым городом России со стороны Крыма. Во время польско-литовской интервенции начала XVII в. разрушен поляками; в 1662 разорён крымскими татарами. В 1708 К. приписан к Киевской губернии, с 1719 - в составе Севской провинции (в 1727 вошла в Белгородскую губернию); с 1779 - уездный город Орловской губернии. С первой половины XVIII в. К. становится значительным торговым городом (торговля пенькой, маслом, хлебом, салом, дёгтем, смолой с соседними уездами Орловской губернии и губерниями юга России). Заметное развитие получил после постройки в 1868 Риго-Орловской железной дороги, прошедшей через город. В 1894 в К. насчитывалось 144 каменных (в том числе 59 частных жилых) и 1420 деревянных (жилых 1273) зданий, 194 торговые лавки (в том числе 62 каменные), 12 каменных церквей; были открыты типография, аптека, 4 гостиницы. В К. действовало свыше 90 предприятий (в том числе пенькотрепальные и пенькопрядильные, маслобойные, кирпичные, канатные и др.).

С 1920 К. - в Брянской губернии, с 1929 - в Западной области; с 1937 - в Орловской; с 1944 - в Брянской области. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 6 октября 1941 по 15 августа 1943 и практически полностью разрушен. В современном К.: заводы - "Электродрель", "НИИТавтопром", экспери- ментально-механический, пенькообраба- тывающий; швейная фабрика, предприятия пищевой промышленности.

Литература: Передельский Л. Д., Карачев. Историко-экономический очерк, Тула, 1969; Русанов Р., Соколов Я., На славной Брянской земле, Тула, 1975.

Каргат

Районный центр в Новосибирской области, в 177 км к западу от Новосибирска. Расположен на Барабинской низменности, на р. Каргат (правый приток Чулыма, бассейн озера Чаны). Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Автомобильная дорога К. - Кочки; в 6 км к северу от К. трасса Омск - Новосибирск. Население 13,2 тыс. человек (1992; 12,7 тыс. в 1979).

Основан в XVIII в. как Каргатский форпост, город - с 1965. Маслосыродельный и мясной комбинаты.

Каргополь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Карпинск

В Свердловской области, областного подчинения, в 431 км к северу от Екатеринбурга. Расположен на восточном склоне Северного Урала, на р. Турья (бассейн Оби). Конечная железнодорожная станция ветки от г. Серов на линии Гороблагодатская - Ивдель; к К. подходит старый Верхотурский тракт. Население 36,1 тыс. человек (1992; 38 тыс. в 1970; 36,6 тыс. в 1979).

Основан в 1769 как посёлок в связи со строительством турьинского (позднее - Богословского) чугуноплавильного и железоделательного завода (с 1774 выплавлялась медь). До 1917 - один из крупнейших центров производства меди на Урале. С 1911 разрабатывается Богословское угольное месторождение. С 1939 началась реконструкция Богословских копей. Город - с 1941; образован слиянием посёлков Богословский и Угольные Копи. Назван в честь геолога академика А. П. Карпинского. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 построены новые промышленные предприятия. В современном К. - добыча бурого угля (для металлургических заводов Северного Урала); заводы - рудоремонтный (выпускает детали для ремонта горных машин), машиностроительный (буровые установки и станки и др.), электромашиностроительный (электро- оборудование к буровым установкам, генераторы). Фабрика пряжи (нетканое полотно, пошивочный ватин). Краеведческий музей. В историческом ядре города, бывшем Богословском посёлке, преобладает деревянная застройка, в новых центральных кварталах и в микрорайоне у фабрики пряжи - многоэтажные здания.

Литература: Анимица Е. Г., Города Свердловской области, 2 изд., Свердловск, 1983.

Карсун

Посёлок городского типа, районный центр в Ульяновской области, в 101 км к западу от Ульяновска. Расположен на р. Барыш (приток Суры), в 22 км к северо-западу от железнодорожной станции Вешкайма на линии Ульяновск - Инза. Население 7,9 тыс. человек (1989; 4,1 тыс. в 1897; 5,2 тыс. в 1926; 7,1 тыс. в 1979).

В 1780 село К. преобразовано в уездный город Симбирского наместничества. С 1925 - сельское поселение, с 1943 - посёлок городского типа.

Литература: Красовский В. Э., Прошлое города Корсуна, Симбирск, 1903.

Карталы

В Челябинской области, областного подчинения, районный центр, в 260 км к юго-западу от Челябинска. Расположен на Южном Урале, на холмистой равнине в долине р. Карталы-Аят (левом притоке Тобола). Узел железнодорожных линий (на Магнитогорск, Челябинск, Орск, Целиноград). Население 36,9 тыс. человек (1992; 37,2 тыс. в 1979).

До 1917 К. - тупиковая станция Самаро-Златоустовской железной дороги. Значение К. возросло после постройки железной дороги Акмолинск - К., вступившей в строй перед началом Великой Отечественной войны 1941-45. Город - с 1944. В современных К. - предприятия железнодорожного транспорта, производство стройматериалов, запасных частей для сельскохозяйственных машин, ковровых изделий. Застройка в основном одноэтажная, жилые кварталы расположены среди железнодорожных путей, складских помещений и других различных железнодорожных служб; компактная застройка - в старой, привокзальной части города.

Касимов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Касли

В Челябинской области, областного подчинения, районный центр, в 138 км к северо-западу от Челябинска. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, среди озёр - Большие и Малые Касли, Иртяш, Сунгуль и Киреты, в 25 км от железнодорожной станции (Маук) на линии Екатеринбург - Челябинск. Население 21,2 тыс. человек (1992; 21,1 тыс. в 1979).

Возник в 1747 как посёлок Каслинский при строительстве А. Н. Демидовым чугуноплавильного и железоделательного завода. С конца XVIII в. здесь началось изготовление чугунного хозяйственного литья, решёток и надгробных плит. К середине XIX в. завод славился художественными отливками. Изделия (настольная скульптура, декоративные чаши, блюда, вазы, подсвечники, архитектурные детали) выполнялись по моделям известных скульпторов (М. Д. Канавин - один из первых скульпторов завода, П. К. Клодт, Ф. П. Толстой, Н. Р. и Р. Р. Баховы, Е. А. Лансере) и местных мастеров. Каслинское художественное литьё получило золотые медали на выставках в Париже в 1867 и 1900; в Вене в 1873, в Филадельфии в 1876, в Копенгагене в 1888 и 1898, в Стокгольме в 1897. Для Международной выставки в Париже в 1900 был отлит из металла ажурный павильон (ныне экспонируется в Екатеринбургской картинной галерее). Ныне по моделям известных мастеров выполняются современная скульптура, композиции для оформления городов, парков, вокзалов, станций метро, мостов, набережных и др. Город - с 1942.

В современном К. - машиностроительный завод, радиозавод, швейная фабрика. Музей художественного литья. К. застроен преимущественно деревянными домами; многие из них украшены затейливой резьбой по дереву, жестяным кружевом отделаны водосточные трубы и колпаки над дымоходами. Сохранились украшенное лепниной и каннелированными колоннами здание XVIII в. (бывший дом управляющего) в стиле раннего классицизма с элементами барокко, госпиталь (1780), памятники промышленной архитектуры XIX в.

Литература: Шувалов Е. Л., Урал индустриальный, М., 1974; Матюшин Г. Н., Яшмовый пояс Урала, М., 1977; Народные художественные промыслы, под ред. О. С. Поповой, М., 1984.

Каспийск

В Дагестане, республиканского подчинения, в 14 км к юго-востоку от Махачкалы, её промышленный спутник. Расположен на берегу Каспийского моря, на Приморской низменности, близ предгорий Большого Кавказа. Ближайшая железнодорожная станция - Махачкала. Население 62,4 тыс. человек (1992).

Возник в 1932 как рабочий посёлок Двигательстрой. Город К. - с 1947. В современном К.: заводы - "Дагдизель", точной механики, камнеобрабатывающий, кирпичный; фабрики - текстильно-галантерейная, "Универсал". ТЭЦ. Зверохозяйство. Механический факультет Махачкалинского политехнического института. Краеведческий музей. Музей дважды Героя Советского Союза лётчика-испытателя С. Амет-Хана.

К. имеет чёткую правильную планировку. Хорошо озеленён. Центральная часть К. застроена многоэтажными жилыми и административными зданиями 1940-50-х гг. Современные дома повышенной этажности строятся в районе, примыкающем к приморскому парку, что создаёт острый градостроительный силуэт со стороны моря.

Каспийский

Название города Лагань в Калмыкии в 1944-91.

Катав-Ивановск

В Челябинской области, областного подчинения, районный центр, в 321 км к юго-западу от Челябинска. Расположен на западном склоне Южного Урала, на р. Катав (левый приток Юрюзани). Конечная железнодорожная станция ветки от станции Вязовая на линии Уфа - Челябинск. Население 24,7 тыс. человек (1992; 22,9 тыс. в 1979).

Возник в 1755 как посёлок при строительстве чугуноплавильного и железоделательного завода; первыми жителями были крепостные крестьяне-переселенцы. В 1914 пущен в эксплуатацию цементный цех. В это же время в посёлке Запрудовка построена механическая мастерская, преобразованная в весовой завод, на базе которого в годы Великой Отечественной войны 1941-45 был размещён эвакуированный из Ленинграда приборостроительный завод. Город - с 1937.

Основные промышленные предприятия современного К.-И. - приборостроительный, литейно-механический, цементный заводы. Лесная промышленность. Краеведческий музей. Сохранились памятники промышленной архитектуры XVIII в., в том числе плотина заводского пруда, церковь Иоанна Предтечи в стиле неоготики (1824).

Предыдущая страница Следующая страница