Города России. Энциклопедия.
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

Лабиау

Название города Полесск в Калининградской области до 1946.

Лабинск

В Краснодарском крае, краевого подчинения, районный центр, в 281 км к востоку от Краснодара. Расположен в Предкавказье, на р. Лаба (приток Кубани), при выходе её из предгорий на равнину. Железнодорожная станция (Лабинская) на ветке Курганная - Шедок от линии Армавир - Туапсе. Население 59,2 тыс. человек (1992; 53,9 тыс. в 1979). Основан в 1841 как крепость. В конце XIX в. - станица Лабинская Кубанской области, Лабинского отдела с населением свыше 14 тыс. человек; действовали 2 церкви, училища мужское 2-классное и женское, больница, насчитывалось 17 мельниц, 20 паровых и 7 конных молотилок, 122 торгово- промышленных заведения. Хлебный рынок.

В современном Л. - предприятия пищевой (консервный, сахарный, маслоэкстракционный заводы, молочный и мясной комбинаты и др.), лёгкой (швейная, обувная фабрики), деревообрабатывающей, машиностроительной (оборудование для животноводческих ферм), химической промышленности. Производство тары.

Литература: Чучмай Г. Т., Лабинск, Краснодар, 1986.

Лабытнанги

В Ямало-Ненецком автономном округе, окружного подчинения, в 20 км от Салехарда. Расположен на восточных склонах Полярного Урала, за Северным полярным кругом. Пристань на левом берегу Оби. Конечная железнодорожная станция на ветке от Сеиды на линии Микунь - Воркута; связан с Салехардом, расположенным на правом берегу р. Обь, летом речным трамваем, зимой автобусным сообщением. Аэропорт. Население 28,2 тыс. человек (1992; 18,1 тыс. в 1979).

В начале XIX в. был временно обитаемым ненецким селением с несколькими чумами. Город - с 1975. Современный Л. - лесоперевалочная база; лаборатория Института экологии растений и животных Уральского научного центра Российской АН. Близ Л. - добыча газа.

Лагань

Районный центр в Калмыкии, в 310 км к юго-востоку от Элисты. Расположен на Прикаспийской низменности, в 9 км от Каспийского моря, в 42 км от железнодорожной станции Улан-Холл на линии Астрахань - Гудермес. Население 16,3 тыс. человек (1992; 14,3 тыс. в 1979).

Город - с 1963. В современной Л.: машиностроительный завод; мясоконсервный комбинат; рыбный завод - один из крупнейших в Волго-Каспийском рыбопромысловом районе; предприятия по обслуживанию рыболовного флота и автотранспорта. Нефтегазодобывающее управление. Зверосовхоз "Лаганский" (выращивание пушных зверьков ценных пород). Рыболовецкие колхозы "Каспиец" и "Красный моряк". Краеведческий музей. Мемориал "Отстоявшим Отчизну. 1941-45 гг.".

Ладушкин

В Багратионовском районе Калининградской области, в 28 км к юго-западу от Калининграда. Расположен близ Калининградского залива Балтийского моря. Железнодорожная станция на линии Калининград - Мамоново. Население 3,1 тыс. человек (1992; 2,8 тыс. в 1979).

Основан в 1314, до 1945 (назывался Людвигсорт) - в составе Германии (Восточная Пруссия), затем - в составе России. В 1946 переименован в честь Героя Советского Союза И. М. Ладушкина, погибшего в боях в Восточной Пруссии в 1945 (похоронен в Л.). В современном Л. - маслозавод, зверосовхоз (разведение норки).

Лазденен

Название города Краснознаменск в Калининградской области до 1946.

Лаишево

Посёлок городского типа, районный центр в Татарии, в 62 км к юго-востоку от Казани. Расположен на берегу Куйбышевского водохранилища. Население 6,9 тыс. человек (1989; 3,7 тыс. в 1897; 3,8 тыс. в 1926; 6,5 тыс. в 1979).

Герб Лаишева (Лаишев)

Герб Лаишева (Лаишев). В верхней части щита - герб Казанский, в нижней части в голубом поле - готовый к отправлению струг в знак того, что в сём городе находится наиславнейшая пристань. Высочайше утверждён 18 октября 1781

В 1781 образован уездный город Лаишев Казанского наместничества. С 1926 - сельское поселение, с 1950 - посёлок городского типа.

Лакинск

Во Владимирской области (подчинён Собинскому горсовету), в 32 км к юго-западу от Владимира. Расположен на левобережье р. Клязьма, на автомагистрали Москва - Нижний Новгород - Казань. Железнодорожная станция (Ундол) на линии Москва - Нижний Новгород. Население 19,1 тыс. человек (1992; 14,9 тыс. в 1970; 17,1 тыс. в 1979).

Образован в 1969 из рабочего посёлка Лакинский; назван в честь революционера М. И. Лакина, погибшего здесь осенью 1905. В черту города Л. вошло бывшее торгово-промышленное село Ундол (известно с конца XV в.); в XVIII в. - имение Суворовых, в котором в 1784-86 жил А. В. Суворов. В Ундоле родился русский библиограф В. М. Ундольский.

Ведущее промышленное предприятие современного Л. - прядильно-ткацкая фабрика (основана в 1889); действуют мебельная фабрика, молочный комбинат, пивоваренный, кирпичный заводы. В застройке Л. сохранилась Казанская церковь (конец XVII в.).

Лальск

Посёлок городского типа в Лузском районе Кировской области, в 528 км к северо-западу от Кирова. Расположен на р. Лала (приток Лузы), в 27 км от железнодорожной станции Луза на линии Котлас - Киров. Население 5,4 тыс. человек (1989; 1,1 тыс. в 1897; свыше 6 тыс. в 1979).

Герб Лальска.

Герб Лальска. "В верхней части щита - герб Вологодский, в нижней части в золотом поле - две куничьи шкуры в знак того, что сего города жители производили знатный торг мягкой рухлядью". Высочайше утверждён 2 октября 1780

В 1780 из Лальского Посада образован уездный город Л. Устюжской области Вологодского наместничества, в 1796 оставлен за штатом. После 1917 - сельское поселение, с 1927 - посёлок городского типа.

Лангепас

В Ханты-Мансийском автономном округе, окружного подчинения, в 545 км к востоку от Ханты-Мансийска. Расположен в пределах Среднеобской низменности, на правом берегу Оби. Железнодорожная станция на линии Сургут - Нижневартовск. Автобусное сообщение с Нижневартовском. Аэропорт. Население 30,2 тыс. человек (1992; 25,8 тыс. в 1989).

Возник в связи с освоением нефтяных месторождений. Город - с 1985. ПО "Лангепаснефтегаз". Газоперерабатывающий завод, хлебозавод. Транспортные и ремонтные предприятия.

Лахденпохья

Районный центр в Карелии, в 331 км к востоку от Петрозаводска. Расположен на северо-западном побережье Ладожского озера (пристань), в 3 км от железнодорожной станции Яккима на линии Санкт-Петербург - Петрозаводск. Население 10,8 тыс. человек (1992).

В 1918-40 - в составе Финляндии; до 1924 назывался посёлок Сиеклахти (входил в состав посёлка Яккима); в 1924 выделен в самостоятельный посёлок под названием Л. (от финского - дно залива) в связи со строительством завода по производству фанеры. С 1940 Л. - в составе Карело-Финской ССР, в 1956-91 - Карельской АССР.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 в сентябре 1941 оборудование фанерного завода было демонтировано и вывезено в уральский г. Тавда; оккупирован финскими войсками с сентября 1941 по сентябрь 1944. Город - с 1945.

В современной Л.: фанерный комбинат (ведущее промышленное предприятие; восстановлен и реконструирован в послевоенные годы); комплексный леспромхоз; хлебозавод. Центр сельскохозяйственного района. С 1970-х гг. Л. застраивается в основном 4-5-этажными домами.

Литература: Неикен Л. Л., Лахденпохья, 2 изд., Петрозаводск, 1989.

Лебедянь

Районный центр в Липецкой области, в 62 км к северо-западу от Липецка. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, по берегам р. Дон. Железнодорожная станция на линии Елец - Троекурово. Узел автомобильных дорог. Население 23,1 тыс. человек (1992; 20,5 тыс. в 1979).

Герб Лебедяни.

Герб Лебедяни. В верхней части щита герб Тамбовский. В нижней - птица лебедь, в голубом поле, означающая имя сего города. Высочайше утверждён 16.8.1781

Основана в конце XVI в. на правом берегу Дона как сторожевой пункт на юго-восточных рубежах Русского государства. Город - с 1613. В годы царствования Алексея Михайловича, а затем Петра I в Л. строились струги и создавались запасы хлеба для отправки вниз по Дону. С 1708 Л. - в составе Азовской, с 1725 - Воронежской губернии; с 1779 - уездный город Тамбовского наместничества (с 1796 - Тамбовской губернии). В XIX - начале XX вв. Л. была известна конскими ярмарками и скачками. Общество сельских хозяев, существовавшее в Л. в середине XIX в., выпустило несколько томов своих записок.

Л. - родина пианиста К. Н. Игумнова, писателя Е. И. Замятина. В Л. учился писатель А. И. Левитов; бывали И. С. Тургенев, М. А. Булгаков, Б. М. Кустодиев и другие деятели русской культуры.

В современной Л.: заводы - машиностроительный, строительно-отделочных машин, инструментальный, сахарный, молочный, 2 консервных; пуговичная фабрика. Краеведческий музей.

Сохранился Троицкий монастырь, основанный в 1621 по распоряжению патриарха Филарета - отца царя Михаила Романова, с Троицким собором (1642-66), Ильинской (начало XVII в.) и Успенской (1621) церквами. По преданию, монастырь основан в бывшем Романцевском лесу, близ Л., где на рубеже XVI-XVII вв. скрывался от преследований Бориса Годунова будущий патриарх Филарет - Ф. Н. Романов. Среди других памятников архитектуры - церковь Рождества Богородицы (конец XVII в.) в стиле "московского барокко", Староказанский (1771) и Новоказанский (1828) соборы.

В Лебедянском районе развиты садоводство (совхозы "Агроном", им. И. В. Мичурина и др.), производство плодовых, овощных и ягодных консервов.

Литература: Волынчиков Н., Никитина С., Черменский П., Лебедянь, Липецк, 1962; Рудаков Л. Е., По следам легенд. Очерки по истории городов и памятников архитектуры Липецкой области, 3 изд., Воронеж, 1986.

Ленинград

Название города Санкт-Петербург в 1924-91.

Ленино

Название города Ленинск-Кузнецкий в Кемеровской области в 1922-25.

Лениногорск

В Татарии, республиканского подчинения, районный центр, в 322 км к юго-востоку от Казани. Расположен на склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Железнодорожная станция (Письмянка) на линии Акбаш - Набережные Челны. Население 64,1 тыс. человек (1992; 53,1 тыс. в 1979).

Возникновение рабочего посёлка на месте села Новая Письмянка связано с открытием в 1948 и разработкой Ромашкинского месторождения нефти. Город Л. - с 1955. Современный Л. - один из центров добычи нефти и газа. Заводы: "Автоспецоборудование", автоматизации. Производство стройматериалов. Факультет Государственной академии нефти и газа. Музей истории татарской нефти. Выставочный зал.

Литература: Ларичева Э. И., У истока. (О возникновении, развитии г. Лениногорска), Каз., 1981.

Ленинск

Районный центр в Волгоградской области, в 78 км к востоку от Волгограда. Расположен на Прикаспийской низменности, на левом берегу р. Ахтуба (рукав Волги), в 4 км от железнодорожной станции на линии Волгоград - Астрахань. Население 13,2 тыс. человек (1992; 12 тыс. в 1979).

До 1919 назывался Пришиб; в 1919 переименован в Л., с 1963 - город Л. Современный Л. - центр сельскохозяйственного района. Консервный завод (переработка овощей и фруктов). Механический цех Волгоградского завода бурового оборудования.

Литература: Поляков М. Т., Ленинск, Волгоград, 1981.

Ленинск-Кузнецкий

В Кемеровской области, областного подчинения, районный центр, в 131 км к югу от Кемерово. Расположен в Кузнецкой котловине, на берегах р. Иня (приток Оби). Железнодорожная станция на ветке Таштагол - Юрга от Транссибирской магистрали. Население 132,0 тыс. человек (1992; 20 тыс. в 1926; 83 тыс. в 1939; 132 тыс. в 1959; 128 тыс. в 1970; 158 тыс. в 1979).

Основан в конце XIX в. как посёлок Кольчугино в связи с разработкой Кольчугинского месторождения, но до 1920-х гг. добыча угля здесь была незначительной. С 1922 посёлок назывался Ленино, в 1925 преобразован в город Л.-К.

Современный Л.-К. - центр угольной промышленности Кузбасса. Заводы: "Кузбассэлемент", электроламповый, шахтного пожарного оборудования, клеевой. Предприятия коксохимической промышленности. Камвольно- суконный комбинат, швейная, обувная фабрики. Предприятия пищевой промышленности. Краеведческий музей.

Литература: Волков А. Я., Ленинск-Кузнецкий, Кемерово, 1966; Лакисов А. И., Ленинск-Кузнецкий, 2 изд., Кемерово, 1984.

Ленск

Районный центр в Якутии, в 840 км к западу от Якутска (воздушным путём). Расположен на Приленском плато, на левом берегу р. Лена. Крупный речной порт по приёмке и транспортировке грузов для алмазодобывающей промышленности Якутии. Связан автомобильной дорогой с г. Мирный. Аэропорт. Население 30,9 тыс. человек (1992; 23,9 тыс. в 1979).

Основан как поселение "промышленных" людей на месте эвенкийского стойбища Мухтуй (деревня Мухтукуевская; по эвенкски - большая вода) не позже 1663. В 1730-е гг. для обслуживания 2-й Камчатской экспедиции В. Беринга здесь была открыта ямская (почтовая) станция Мухтуя. В XIX - начале XX вв. - место политической ссылки. Город вырос в связи с открытием и разработкой алмазных месторождений в бассейне Вилюя. Посёлок Мухтуя как ближайшее ленское селение к кимберлитовой трубке "Мир" превратился в базу для строительства г. Мирный. В 1956 от Мухтуй к будущему Мирному началась прокладка автодороги, на окраине посёлка выросли первые причалы порта. В 1963 рабочий посёлок Мухтуя был преобразован в город районного подчинения Л.

В современном Л.: НПО "Якуталмаз"; предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности; комбинат стройматериалов; завод крупнопанельного домостроения. Пищевые предприятия. Филиал Башкирского геофизического института. Экспедиции: геофизическая, нефтегазоразведочная НПО "Ленанефтегазогеология". Историко- краеведческий музей. Главные улицы города застроены многоэтажными домами. На набережной - сквер с монументом-обелиском в память жителей Мухтуй, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-45.

В западной части Л. - поля, сенокосные угодья; мясомолочное животноводство, растениеводство. В окрестностях города - месторождения нефти и газа.

Литература: Федорова Е. Н., Города и рабочие поселки - районные центры Якутской АССР, Якутск, 1982; Чуварков А. А., Касаткин Б. В., Ленек, Якутск, 1988.

Лермонтов

В Ставропольском крае, краевого подчинения, в 190 км к юго-западу от Ставрополя. Расположен в Предкавказье, на южной окраине Ставропольской возвышенности, в центре крупной агломерации городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, на предгорной равнине и западном склоне горы Бештау, в 5 км от железнодорожной станции Скачки на ветке Минеральные Воды - Кисловодск. Население 22,0 тыс. человек (1992; 10,8 тыс. в 1956; 17,9 тыс. в 1976).

Основан в 1953 как рабочий посёлок Лермонтовский на площади 2,9 тыс. га, выделенной для размещения промышленных объектов атомной энергетики (добыча урановой руды, ныне ПО "Алмаз"), жилья и т. д. С 1956 - город Л. В 1967 специализированное значение города утратилось, возникли новые промышленные предприятия радиоэлектронной промышленности, приборостроения, средств автоматизации и систем управления и др. В 1989 в состав Л. вошла территория села Острогорки. В современном Л.: заводы - "Микроом", "Оргтехника"; ткацкая фабрика и др. Филиал проектного института "ОргстройНИИпроект". Памятник М. Ю. Лермонтову (1981, скульптор О. К. Комов и др.).

Лесогорск

В Углегорском районе Сахалинской области, в 415 км к северо-западу от Южно-Сахалинска. Расположен на западном побережье о. Сахалин, в устье р. Лесогорка, на берегу Татарского пролива Японского моря, в 196 км к северу от железнодорожной станции Ильинск. Автомобильная дорога (Бошняково - Горнозаводск). Население 1,4 тыс. человек (1992; 3,6 тыс. в 1959; 2,0 тыс. в 1979).

Основан в 1860, с 1870 - пост Сортунайский. Согласно Портсмутскому мирному договору 1905, завершившему русско-японскую войну 1904-05, южная часть о. Сахалин отошла к Японии. С 1945 - в России. До 1947 назывался Найоси (Нояси), с 1947 - город Л. В современном Л.: леспромхоз; производство стройматериалов; пищекомбинат. В 30 км от Л. горячие источники.

Лесозаводск

В Приморском крае, краевого подчинения, районный центр в 349 км к северо-востоку от Владивостока. Расположен на Уссурийской низменности, в месте пересечения р. Уссури (приток Амура) Транссибирской магистрали. Железнодорожная станция (Лесозаводск I) на линии Хабаровск - Уссурийск. Население 45,4 тыс. человек (1992; 24,1 тыс. в 1939; 32,1 тыс. в 1959; 38,6 тыс. в 1979).

Основан в 1938. В современном Л.: деревообрабатывающий комбинат; заводы - гидролизно-дрожжевой, биохимический; мебельная фабрика. К юго-востоку от Л. находится бальнеологический курорт Шмаковка (углекислая, гидрокарбонатная минеральная вода.

Лесосибирск

В Красноярском крае, краевого подчинения, в 458 км к северо-западу от Красноярска. Расположен на юго-западе Заангарского плато, на левом берегу Енисея, близ устья р. Ангара. Железнодорожная станция. Л. соединён железнодорожной веткой с Ачинском (274 км) на Транссибирской магистрали, автодорогой - с Красноярском и Енисейском, водным сообщением по Енисею с Красноярском и Дудинкой. Речной порт, перевалочная база грузов с железной дороги на речные суда и обратно. Население 69,9 тыс. человек (1992; 56,4 тыс. в 1939; 16,2 тыс. в 1959; 56,4 тыс. в 1979).

Л. - крупный центр по переработке сибирского леса (отсюда название). На месте Л. с 1640 существовала деревня Маклаков Луг. В XIX в. село Маклаково - центр волости. В 1915-17 в Маклакове работал небольшой лесопильный завод. После Великой Отечественной войны 1941-45 в районе Маклакова построены крупные лесопильные заводы по переработке ангарской сосны в пиломатериалы на экспорт, возведены рабочие посёлки Новомаклаково и Новоенисейск. В 1975 из посёлков Маклаково и Новомаклаково образован город Л. В 1989 в состав Л. включён рабочий посёлок Новоенисейск.

В современном Л. - лесная и лесохимическая промышленность: железнодорожные шпалы, древесноволокнистые плиты, крепёжный лес, канифоль и др.). Заводы: мачтопропиточный, канифольно-экстракционный. Комбинаты: лесоперевалочный, деревообрабатывающие и др. Педагогический институт - филиал Красноярского университета, филиал Сибирского технологического института. Музей леса и древесины. В Л. к его южным, западным и северным кварталам примыкает тайга. Около лесопильных заводов складированы штабеля древесины, пиломатериалов и отходов производства.

В Маклаково в 1903-05 жил в ссылке П. А. Заломов, послуживший прообразом Петра Власова - героя романа М. Горького "Мать".

Литература: Колесов А. Н., По Енисею, 3 изд., Красноярск, 1990.

Ливны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ликино-Дулёво

В Орехово-Зуевском районе Московской области, в 98 км к северо-востоку от Москвы, в 7 км к югу от г. Орехово-Зуево. Расположен на окраине Мещёрской низменности, на Большом окружном железнодорожном кольце. Железнодорожная станция (Дулёво) на линии Орехово-Зуево - Куровская. Население 34,2 тыс. человек (1992; 25 тыс. в 1959; 28 тыс. в 1970; 32 тыс. в 1979).

В 1870 в Ликино основана ткацкая фабрика (Ликинская мануфактура А. Ф. Смирнова), вокруг которой вырос рабочий посёлок. В 1937 рабочий посёлок Л.-Д., образованный в 1930 из посёлков Ликино и Дулёво, преобразован в город. В современном Л.-Д. ведущие промышленные предприятия - фарфоровый завод, прядильно-ткацкая фабрика, автобусный (ЛиАЗ; с 1959), красочный заводы и др. Вечернее отделение Московской академии автомобильного и тракторного машиностроения.

Дулёвский фарфоровый завод имени газеты "Правда" - одно из крупнейших в стране предприятий по изготовлению бытового и художественного фарфора. Основан в 1832 Т. Я. Кузнецовым; в 1860-е гг. на заводе - свыше 800 рабочих. Выпускает сервизы, вазы, блюда с декоративной росписью крупными цветовыми пятнами (обычно красного, синего и зелёного цветов), декоративные скульптурные композиции и статуэтки.

Городская застройка, в которой преобладают одноэтажные деревянные и типовые 5-9-этажные дома, расположена в основном вдоль трассы, соединяющей Горьковское (Нижегородское) и Рязанское шоссе. В периферийные части города вклиниваются лесные массивы. В районе Дулёво сохранилась церковь Иоанна Богослова в неовизантийском стиле (начало XX в.). Дворец культуры фарфорового завода - в стиле конструктивизма (начало 1930-х гг., архитектор К. С. Мельников).

Литература: Сказ о дулевском фарфоре, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 2, М., 1980.

Липецк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Липки

В Киреевском районе Тульской области, в 38 км к югу от Тулы. Расположен в северной части Среднерусской возвышенности, на территории Подмосковного угольного бассейна, в 23 км от железнодорожной станции Щёкино на линии Тула - Орёл. Население 10,5 тыс. человек (1992; 11 тыс. в 1979).

Деревня Л. известна с XVII-XVIII вв. С 1949-51 - посёлок; с 1955 - город. Добыча угля (с 1949; трест "Красногвардейскуголь", объединяющий 17 шахт). Заводы: кирпичный, металлоконструкций, молочный, хлебозавод.

Лиски

В Воронежской области, областного подчинения, районный центр, в 98 км к юго-востоку от Воронежа. Порт на р. Дон. Узел железнодорожных линий (Воронеж - Миллерово и Харьков - Балашов). Население 54,7 тыс. человек (1992; 34,7 тыс. в 1959; 52,3 тыс. в 1979).

На территории современных Л. с XVI в. располагалось село Новая Покровка (Бобровское) с населением 5,5 тыс. человек, а на правом берегу р. Дон находились сёла Лиски (с 1717 по 1803 - Петропавловское) и Залужное с населением 4,6 тыс. человек. В 1870 в центре села Новая Покровка построена железнодорожная станция, названная по правобережному селу Лиски (отсюда отгружалось зерно и скот). Значительная часть грузов отправлялась по реке. В 1937 пристанционный посёлок преобразован в город, в 1918-43 назывался Свобода, в 1943-65 - Л., в 1965-91 - Георгиу-Деж. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 немецко-фашистские войска 6 июля 1942 были остановлены на правом берегу Дона в районе села Залужное; сёла Лиски и Залужное были почти полностью разрушены в ходе ожесточённых боёв.

В современных Л.: заводы - монтажных заготовок и металлоконструкций, экспериментально-машиностроительный; предприятия железнодорожного транспорта; предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, маслоэкстракционный и сахарный заводы). Отделение Юго-Восточной железной дороги. Центр сельскохозяйственного района (зерновые и технические культуры; мясомолочное животноводство).

Литература: Зюбин М. В., Лиски. Земля и люди, Воронеж, 1990.

Лихвин

Название города Чекалин в Тульской области до 1944.

Лихославль

Центр Лихославльского района Тверской области, в 41 км к северо-западу от Твери. Расположен на окраине Лихославльской гряды. Узел железнодорожных линий (на Москву, Санкт-Петербург, Торжок). Население 13,4 тыс. человек (1992; 12,9 тыс. в 1979).

Город - с 1925. В современном Л. действуют заводы: светотехнических изделий ("Светотехника"), радиаторный, льнообра- батывающий. В районе Л. - добыча торфа.

Литература: Города и районы Калининской области, М., 1978.

Лобня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лодейное Поле

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ломоносов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лопасня

Название посёлка, преобразованного в 1954 в город Чехов Московской области.

Лосино-Петровский

В Щёлковском районе Московской области, в 52 км к северо-востоку от Москвы. Расположен при впадении р. Воря в р. Клязьма, в 3 км от железнодорожной станции Монино на ветке от станции Мытищи на линии Москва - Ярославль. Население 22,5 тыс. человек (1992; 8,5 тыс. в 1939; 16,8 тыс. в 1959; 22 тыс. в 1970; 22 тыс. в 1979).

В 1708 на месте современного города, на правом берегу Клязьмы, Пётр I основал казённую Лосиную мануфактуру для производства кожаного обмундирования и амуниции (как Лосиная фабрика существовала до 1858), небольшое рабочее поселение при ней получило название Лосиной слободы. С середины XIX в. в окрестностях слободы основываются крупные текстильные фабрики, в том числе в селе Пречистое (1844, сохранились производственный деревянный корпус 1840-х гг., два 2-этажных кирпичных корпуса второй половины XIX в.) и в селе Тимонино (1882). В 1928 слобода преобразована в рабочий посёлок Л.-П., в его черту вошли также Тимонинская и Пречистенская фабрики. После преобразования в 1951 рабочего посёлка в город Л.-П. в его состав включены пансионат Монино (расположен в перестроенном корпусе бывшей Лосиной фабрики), деревни Ситниково и Новинки.

Современный Л.-П. - центр текстильной промышленности: Монинский камвольный комбинат (построен в 1929-32) - крупнейшее предприятие шерстяной промышленности. Шелкоткацкая фабрика (филиал ПО "Красный шелковщик"). Цех Московского метизного завода.

В центральной части города, на территории бывшей Лосиной слободы, возвышается ампирная Всехсвятская церковь, украшенная дорическими портиками и завершённая массивным купольным барабаном (1822; в интерьере - резные золочёные иконостасы), в южной части города, в районе бывшего села Тимонино, - центрическая бесстолпная церковь Всех Скорбящих Радости в бывшей усадьбе Валуевых (с ампирными белокаменными декоративными деталями, в том числе 4-колонными тосканскими портиками, 1819). Поблизости, в районе бывшего села Пречистое (Аристов Погост), - ротондальная купольная Троицкая церковь в стиле классицизма (1822). Современная застройка концентрируется в основном в центре города, на месте бывшего поселка при Монинском камвольном комбинате.

Близ Л.-П., на левом берегу Клязьмы, - ансамбль бывшей усадьбы сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала Я. В. Брюса Глинки (ныне санаторий "Монино"): 2-этажный главный дом с белокаменным декором в духе палладианской архитектуры (1730-е гг.); флигель (так называемая кладовая Брюса) и садовый павильон (так называемая лаборатория Брюса) в стиле барокко (конец 1720 - начало 1730-х гг.); сильно перестроенный хозяйственный комплекс; регулярный липовый парк с системой геометрически правильных прудов.

Литература: Ильин М. А., Подмосковье, 3 изд., М., 1974; Памятники архитектуры Московской области, т. 2, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1, М., 1979.

Луга

В Ленинградской области, областного подчинения, районный центр, в 139 км к югу от Санкт-Петербурга. Расположен на берегу р. Луга. Железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург - Псков. Население 41,8 тыс. человек (1992).

Герб Луги.

Герб Луги. "В верхней части щита герб Псковской. В нижней - в золотом поле, пущенная в кад рыба лосось, которая в реке Луге, омывающей сего города стены, изобильно ловится". Высочайше утверждён 21.5.1781

Упоминается в XV в. в писцовых книгах как сельцо Луское в Шелонской пятине (области). В 1777 по приказу Екатерины II начато строительство города в месте впадения р. Вревка в р. Луга. Тогда же были заложены первые каменные здания: церковь, почта и казначейство. До 1781 входила в состав Псковского наместничества, затем - в Санкт-Петербургской губернии. В конце XIX в. в городе действовали 2 фабрики, лесопильня, земская больница, театр.

В Л. неоднократно бывал А. С. Пушкин, останавливаясь на пути из Петербурга в селе Михайловское. Поэт С. Я. Надсон, посетивший город в 1875, так описывает свои впечатления: "Луга - небольшой уездный городок; если считать там каменные здания, то едва ли наберётся пять. Тротуар не вымощен и потому весной ужасная грязь... Одна аптека, две гостиницы и трактир - вот здания, которые бросаются в глаза".

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Л. была оккупирована немецко-фашистскими войсками 24 августа 1941. В результате упорных боёв в районе Л. были сорваны планы противника на овладение Ленинградом с ходу через Л. и Капорское плато. Л. освобождена 12 февраля 1944.

В современной Л.: заводы - абразивный, литейно-механический, химический; предприятия микробиологической и трикотажной промышленности; горно-обогатительный комбинат формовочных материалов. Близ Л. - завод по производству белковой оболочки для колбасных изделий. Центр сельскохозяйственного района (мясомолочное животноводство, овощеводство).

В окрестностях Л., в бывшей усадьбе Калгановка, жили художники И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, К. А. Савицкий; в селе Спицыно, на берегу озера Налай, жил и работал Н. А. Римский-Корсаков; бывшая усадьба Домкино принадлежала астроному С. П. Глазенапу.

Литература: Зерцалов В., Баскаченко И., Луга, Л., 1964; Зерцалов В., Луга. Путеводитель, Л., 1972; Луга. Альбом, Л., 1983; Кринов Ю. С., Лужский рубеж. Год 1941-й, 2 изд., Л., 1987.

Луза

Районный центр в Кировской области, в 501 км к северо-западу от Кирова. Расположен в Приуралье, на правом берегу р. Луза, в месте пересечения её железной дорогой Киров - Котлас (железнодорожная станция). Население 13,6 тыс. человек (1992).

Возник на месте поселения XVII в. как пристанционный посёлок в связи со строительством в конце XIX в. железной дороги. Положение Л. как перевалочного пункта лесных грузов с воды на рельсы способствовало развитию деревообрабатывающей промышленности. Город - с 1944. Современная Л. - крупный центр деревообрабатывающей промышленности.

В 29 км к северо-востоку от Л. находится посёлок Лальск, где сохранился соборный комплекс конца XVII-XVIII вв.: Воскресенский собор (1698-1717) с притвором Николая Чудотворца; колокольня (заложена в 1729, перестроена в 1763); Благовещенская церковь (1725). Близ остатков Богоявленской церкви (1711-15) - бывший воспитательный дом и богадельня. В 1784 Лальск по генеральному плану получил регулярную планировку с центральной площадью, застроенной каменными купеческими особняками. Уцелели здание земской управы и кладбищенская церковь Успения (1791-96). В 15 км от Лальска, на берегу Лузы, близ села Буркино, - нарядная Покровская церковь (1729-50).

Литература: Города Кировской области, Киров, 1968; Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д., Дорогами земли Вятской, М., 1971.

Лукоянов

Районный центр в Нижегородской области, в 173 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода. Расположен на берегу р. Тёша (приток Оки). Железнодорожная станция на линии Нижний Новгород - Красный Узел. Население 12,2 тыс. человек (1992).

Герб Лукоянова.

Герб Лукоянова. "В верхней части щита герб Нижегородский. В нижней - два золотые лемеха в зелёном поле, означающих изобильное хпебородие тамошних мест". Высочайше утверждён 16.8.1781

Известен с начала XVIII в. как экономическое село. В 1779 получил статус уездного города Нижегородского наместничества. В конце XIX в. в Л. - около 2 тыс. человек, действовали 2 церкви, 3 училища, земская больница, аптека. В современном Л. - ремонтно-подшипниковый и керамзитовый заводы; домостроительный комбинат.

Литература: Бутусов М. Н., Город Лукоянов. Исторический очерк, Горький, 1980.

Лух

Посёлок городского типа, районный центр в Ивановской области, в 94 км к востоку от Иваново. Расположен на р. Лух (приток Клязьмы), в 35 км к юго-востоку от железнодорожной станции Вичуга на линии Иваново - Кинешма. Население 3,6 тыс. человек (1989; 1,9 тыс. в 1897; 1,9 тыс. в 1926; 3,9 тыс. в 1979).

Известен с XV в. В 1778 назначен уездным городом Костромского наместничества, в 1797 оставлен за штатом. С 1925 - сельское поселение, с 1959 - посёлок городского типа.

Луховицы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лысково

Районный центр в Нижегородской области, в 90 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода. Расположен на берегу Чебоксарского водохранилища, на автодороге Нижний Новгород - Казань, в 60 км к северо-западу от железнодорожной станции Сергач на линии Арзамас - Канаш. Население 25,2 тыс. человек (1992).

Л. основано в XV в. (сохранились остатки оборонительных рвов и валов на Оленьей горе). В 1700-е гг. подарено Петром I имеретинскому царю Арчилу II, а в 1724 - Бакару Вахтанговичу. В 1925 Л. получил статус города. В современном Л.: электротехнический и металлофурнитурный заводы; предприятия пищевой промышленности; производство строчевышитых и чулочно- трикотажных изделий; плодопитомник.

Древнейшее архитектурное сооружение Л. - Спасо-Преображенский собор (1711) - 5-главый, с деталями, искусно вытесанными из кирпича. Доминирует в городской застройке купольная Вознесенская церковь (1838), входящая в ансамбль бывшей усадьбы последнего потомка грузинских царей князя Г. А. Грузинского. Близ Л., в селе Кириково, - Успенская церковь (1692), изысканная по пропорциям, одноглавая, с карнизом, завершённым рядом кокошников, со сдвинутой на угол шатровой колокольней. Неподалёку от Л., на прибрежном холме Оленья гора, - остатки крепости XIV-XVI вв.

Напротив Л., на левом берегу Волги, - посёлок Макарьево, с середины XVI в. до 1817 известный как ярмарочный центр, в котором проходила одна из крупнейших ярмарок России - Макарьевская; возникла у стен Макарьевского Желтоводского монастыря (по преданию, основанного в 1435 уроженцем Нижнего Новгорода игуменом Макарием; в 1439 разорён татарами, строительство возобновлено в 1620-е гг.); территория монастыря (ныне - в виде 4-угольника) обнесена стенами с круглыми башнями по углам и с воротами в середине каждой стены; на южной стороне, обращённой к реке, - "Святые ворота" и надвратная церковь Михаила Архангела (одноглавое завершение заменено в 1670 пятиглавием). Центр ансамбля - 6-столпный 5-главый Троицкий собор (1658; в интерьере - росписи конца XVII - начала XVIII вв.). К западу от монастыря - трапезная с Успенской церковью и папертью, соединяющейся с колокольней (все - 1651). В 1991 Макарьевский монастырь передан в ведение Нижегородской епархии (ныне действует женский монастырь).

Среди других архитектурных памятников Макарьева - церковь Казанской Богоматери (1790; "восьмерик на четверике").

Литература: Званцев М. П., Заволжье, М., 1972; Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник, 2 изд., Горький. 1981; Агафонов С. Л., Горький, Балахна. Макарьев, 2 изд., М., 1987; Филатов Н. Ф., Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII в., Горький, 1989.

Лысьва

В Пермской области, областного подчинения, районный центр, в 206 км к востоку от Перми. Расположен на западном склоне Среднего Урала, на р. Лысьва (приток Чусовой). Железнодорожная станция на линии Чусовская - Кузино. Аэропорт. Население 78,2 тыс. человек (1992; 27 тыс. в 1926; 51 тыс. в 1939).

Основана в 1785 в связи со строительством чугуноплавильного и железоделательного завода и называлась Лысьвенский Завод; производилось главным образом сортовое железо, которое реализовывали в Пермской губернии и на Нижегородской ярмарке. С 1926 - город Л. Крупнейшее предприятие современной Л. - металлургический завод (производство стали, кровельного и электротехнического листа, жести, эмалированной посуды, электроплит, молочных фляг). Среди других предприятий - НПО "Привод" (турбо- и гидрогенераторы и др.), чулочно-перчаточная фабрика, железобетонный завод. Факультет Пермского технического университета. Драматический театр. Народный музей.

Л. - город с компактной застройкой. В центре - заводская плотина (1785; XIX в.) и памятник русской промышленной архитектуры - комплекс бывшего Лысьвенского чугунолитейного и железоделательного завода (начало XIX в.), в который входят также здания, оформляющие городскую набережную: складской корпус (первая половина XIX в.), дом управляющего заводом (1897-98), заводская контора (1914-15). Среди многочисленных построек конца XIX - начала XX вв. выделяются бывший дом Шувалова (ныне техникум, 1904-05), больничный флигель (ныне детская поликлиника, 1900-е гг.).

Литература: Максаров Н. В., Лысьва, Пермь, 1959; Памятники истории и культуры Пермской области, Пермь, 1986.

Лыткарино

В Московской области, областного подчинения, в 30 км к юго-востоку от Москвы. Расположен на левом берегу р. Москва, в 12 км к югу от железнодорожного узла Люберцы (линии на Москву, Рязань, Казань). Речной порт. Население 51,7 тыс. человек (1992; 25 тыс. в 1959; 39 тыс. в 1970; 47,4 тыс. в 1979).

Возник на месте одноимённой деревни, известной с первой половины XV в. С начала XVIII в. она принадлежала воспитателю Петра I думному дьяку Н. М. Зотову и его потомкам, с 1852 - князю А. И. Чернышёву, с 1896 - князьям Барятинским. К Л. с востока подходят Лыткаринские Высоты - издавна место добычи стекольных кварцевых песков и жерновых (шедших на изготовление мельничных жерновов и тротуарных покрытий) песчаников, а в 6-8 км к юго-востоку от Л., по берегам р. Москва, расположены Мячковские каменоломни, основное место добычи белого камня для московского строительства в XIV-XIX вв.; разработка этих месторождений была основным занятием жителей Л. до начала XX в. Город - с 1957; в 1960-е гг. развивался как город-спутник Москвы и Люберец. В современном Л.: завод оптического стекла; производство стройматериалов; предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Интенсивное жилищное строительство в городе развернулось с 1950-х гг.; в 1980-е гг. были сформированы административный и торговый центры, городская зона отдыха и др. В постоянно расширяющуюся территорию города вошла расположенная на высоком берегу поймы р. Москва бывшая усадьба Петровское, принадлежавшая боярам Милославским (до 1691), Нарышкиным (1691-1785), Демидовым (1805-12) и др. В парке над рекой сохранилась шатровая Никольская церковь (между 1680 и 1691), на основании композиционной оси усадьбы - главный дом в стиле классицизма (начало XIX в., перестроен в 1959), к востоку от него - классицистическая Петропавловская церковь-ротонда, усыпальница Демидовых (1805).

К юго-западу от Л., на левом берегу р. Москва, охраняются выдающиеся памятники архитектуры XVI в. В 3 км от Л., в бывшем дворцовом селе Остров, загородной резиденции русских царей в XVI-XVII вв., - белокаменная Преображенская церковь, столпообразная, увенчанная высоким шатром, декорированная ярусами кокошников. Уцелели также здание конного двора и липовый пейзажный парк второй половины XVIII в. В 7,5 км от Л., в селе Беседы, бывшей вотчине Годуновых, - белокаменно-кирпичная церковь Рождества Христова, завершённая высоким стройным шатром (конец XVI в.).

В 6 км к юго-востоку от Л., в селе Верхнее Мячково, - белокаменная 5-главая церковь Рождества Богоматери с резным декором в духе московского барокко (1764 или 1770).

Литература: Ильин М. А., Подмосковье, 3 изд., М., 1974; Памятники архитектуры Московской области, т. 1, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1, М., 1979.

Льгов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Любань

В Тосненском районе Ленинградской области, в 85 км к юго-востоку от Санкт-Петербурга. Расположен у южного подножия Балтийско-Ладожского уступа, на р. Тигода (приток Волхова). Железнодорожная станция на линии Москва - Санкт-Петербург. Население 4,7 тыс. человек (1992; 4,3 тыс. в 1926; 7,1 тыс. в 1979).

Л. впервые упоминается в новгородских писцовых книгах XV в. как торговое селение. Одна из глав книги А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" посвящена Л. С середины XIX в. становится популярным дачным местом для жителей Петербурга; здесь отдыхали Н. Г. Чернышевский, художник А. П. Рябушкин (похоронен в Л.), автор проекта и один из руководителей строительства железной дороги Петербург - Москва П. П. Мельников (похоронен в Л.). Город - с 1912. Ведущее предприятие современного города - леспромхоз (производство фанеры, мебели, лесоматериалов).

Литература: Измайлов А. Ф., Любань, Л., 1979.

Люберцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Любим

Районный центр в Ярославской области, в 123 км к северо-востоку от Ярославля. Расположен при впадении р. Уча в р. Обнора (приток р. Кострома). Железнодорожная станция на линии Данилов - Буй. Аэропорт. Население 6,9 тыс. человек (1992; 3,0 тыс. в 1897; 3,7 тыс. в 1926; 7,3 тыс. в 1979).

Герб Любима.

Герб Любима. 'Щит разрезан пополам: из зелёнаго поля, разделённаго чёрным на несколько частей, выходящий медведь, в серебряном поле, доказывая, что сей город принадлежит к Ярославскому Наместничеству". Высочайше утверждён 31.8.1778

Основан в 1546. С 1708 - в составе Московской губернии, с 1719 - в Костромской провинции той же губернии, с 1777 - уездный город Ярославского наместничества. В 1861 в городе было 5 заводов и фабрик (в том числе кожевенный, кирпичный и др.). В современном Л. - предприятия лесной и местной промышленности, мясокомбинат.

В Л. родился поэт Л. Н. Трефолев, автор известной песни "Камаринская".

Литература: Ковалев И. А., Данилов. - Любим, Ярославль, 1973; Королев В. В., Морозов С. И., Любим. Социально-экономические очерки, Ярославль, 1977; Морозов С. И., Любим. Историко-краеведческий очерк, Ярославль, 1988.

Люблино

Образован в 1925, включён в состав города Москва в 1960.

Людиново

В Калужской области, областного подчинения, районный центр, в 200 км к юго-западу от Калуги. Расположен на берегу Людиновского водохранилища, образованного плотиной на р. Неполоть. Железнодорожная станция на линии Брянск - Вязьма. Аэропорт. Население 44,7 тыс. человек (1992; 12 тыс. в 1897; 40,3 тыс. в 1979).

Возник как посёлок при железоделательном заводе, построенном в 1755 Евдокимом Демидовым (рабочие были переселены сюда с Урала и назывались "люди новы", откуда, предположительно, и произошло название); позднее вошёл в состав Мальцовского заводского округа (назван по имени владельца И. А. Мальцева). В XIX в. крупнейшими в нём были железоделательный и механический заводы, обеспечивавшие металлом и оборудованием другие предприятия округа - стекольные, деревообрабатывающие и пр. В Л. строились первые русские пароходы, изготовлены паровые машины для первых волжских пароходов и возведены паровые корабли для Черноморского флота; в 1870 Людиновским заводом был выпущен один из первых русских товарных тепловозов, в 80-е гг. XIX в. впервые в России налажено производство локомобилей. Наибольший расцвет промышленности приходится на 1875-85, когда выполнялись крупные правительственные заказы на паровозы, вагоны, платформы для железных дорог. Город - с 1938. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками 4 октября 1941, освобождён 9 января 1942. Во время оккупации в Л. действовала подпольная комсомольская группа.

В современном Л.: тепловозостроительный, агрегатный, чугунолитейный заводы; швейная фабрика. Памятник героям-комсомольцам.

Литература: Кондаков Н. С., Латынов И. А., Людиново, Калуга, 1963.

Предыдущая страница Следующая страница