Статьи на букву "Л"
Название города Полесск в Калининградской области до 1946. |
В Краснодарском крае, краевого подчинения, районный центр, в 281 км к востоку от Краснодара. Расположен в Предкавказье, на р. Лаба (приток Кубани), при выходе её из предгорий на равнину. Железнодорожная станция (Лабинская) на ветке Курганная - Шедок от линии Армавир - Туапсе. Население 59,2 тыс. человек (1992; 53,9 тыс. в 1979). Основан в 1841 как крепость. В конце XIX в. - станица Лабинская Кубанской области, Лабинского отдела с населением свыше 14 тыс. человек; действовали 2 церкви, училища мужское 2-классное и женское, больница, насчитывалось 17 мельниц, 20 паровых и 7 конных молотилок, 122 торгово- промышленных заведения. Хлебный рынок. В современном Л. - предприятия пищевой (консервный, сахарный, маслоэкстракционный заводы, молочный и мясной комбинаты и др.), лёгкой (швейная, обувная фабрики), деревообрабатывающей, машиностроительной (оборудование для животноводческих ферм), химической промышленности. Производство тары. Литература: Чучмай Г. Т., Лабинск, Краснодар, 1986. |
В Ямало-Ненецком автономном округе, окружного подчинения, в 20 км от Салехарда. Расположен на восточных склонах Полярного Урала, за Северным полярным кругом. Пристань на левом берегу Оби. Конечная железнодорожная станция на ветке от Сеиды на линии Микунь - Воркута; связан с Салехардом, расположенным на правом берегу р. Обь, летом речным трамваем, зимой автобусным сообщением. Аэропорт. Население 28,2 тыс. человек (1992; 18,1 тыс. в 1979). В начале XIX в. был временно обитаемым ненецким селением с несколькими чумами. Город - с 1975. Современный Л. - лесоперевалочная база; лаборатория Института экологии растений и животных Уральского научного центра Российской АН. Близ Л. - добыча газа. |
Районный центр в Калмыкии, в 310 км к юго-востоку от Элисты. Расположен на Прикаспийской низменности, в 9 км от Каспийского моря, в 42 км от железнодорожной станции Улан-Холл на линии Астрахань - Гудермес. Население 16,3 тыс. человек (1992; 14,3 тыс. в 1979). Город - с 1963. В современной Л.: машиностроительный завод; мясоконсервный комбинат; рыбный завод - один из крупнейших в Волго-Каспийском рыбопромысловом районе; предприятия по обслуживанию рыболовного флота и автотранспорта. Нефтегазодобывающее управление. Зверосовхоз "Лаганский" (выращивание пушных зверьков ценных пород). Рыболовецкие колхозы "Каспиец" и "Красный моряк". Краеведческий музей. Мемориал "Отстоявшим Отчизну. 1941-45 гг.". |
В Багратионовском районе Калининградской области, в 28 км к юго-западу от Калининграда. Расположен близ Калининградского залива Балтийского моря. Железнодорожная станция на линии Калининград - Мамоново. Население 3,1 тыс. человек (1992; 2,8 тыс. в 1979). Основан в 1314, до 1945 (назывался Людвигсорт) - в составе Германии (Восточная Пруссия), затем - в составе России. В 1946 переименован в честь Героя Советского Союза И. М. Ладушкина, погибшего в боях в Восточной Пруссии в 1945 (похоронен в Л.). В современном Л. - маслозавод, зверосовхоз (разведение норки). |
Название города Краснознаменск в Калининградской области до 1946. |
Посёлок городского типа, районный центр в Татарии, в 62 км к юго-востоку от Казани. Расположен на берегу Куйбышевского водохранилища. Население 6,9 тыс. человек (1989; 3,7 тыс. в 1897; 3,8 тыс. в 1926; 6,5 тыс. в 1979).
Герб Лаишева (Лаишев). В верхней части щита - герб Казанский, в нижней части в голубом поле - готовый к отправлению струг в знак того, что в сём городе находится наиславнейшая пристань. Высочайше утверждён 18 октября 1781
В 1781 образован уездный город Лаишев Казанского наместничества. С 1926 - сельское поселение, с 1950 - посёлок городского типа. |
Во Владимирской области (подчинён Собинскому горсовету), в 32 км к юго-западу от Владимира. Расположен на левобережье р. Клязьма, на автомагистрали Москва - Нижний Новгород - Казань. Железнодорожная станция (Ундол) на линии Москва - Нижний Новгород. Население 19,1 тыс. человек (1992; 14,9 тыс. в 1970; 17,1 тыс. в 1979). Образован в 1969 из рабочего посёлка Лакинский; назван в честь революционера М. И. Лакина, погибшего здесь осенью 1905. В черту города Л. вошло бывшее торгово-промышленное село Ундол (известно с конца XV в.); в XVIII в. - имение Суворовых, в котором в 1784-86 жил А. В. Суворов. В Ундоле родился русский библиограф В. М. Ундольский. Ведущее промышленное предприятие современного Л. - прядильно-ткацкая фабрика (основана в 1889); действуют мебельная фабрика, молочный комбинат, пивоваренный, кирпичный заводы. В застройке Л. сохранилась Казанская церковь (конец XVII в.). |
Посёлок городского типа в Лузском районе Кировской области, в 528 км к северо-западу от Кирова. Расположен на р. Лала (приток Лузы), в 27 км от железнодорожной станции Луза на линии Котлас - Киров. Население 5,4 тыс. человек (1989; 1,1 тыс. в 1897; свыше 6 тыс. в 1979).
Герб Лальска. "В верхней части щита - герб Вологодский, в нижней части в золотом поле - две куничьи шкуры в знак того, что сего города жители производили знатный торг мягкой рухлядью". Высочайше утверждён 2 октября 1780
В 1780 из Лальского Посада образован уездный город Л. Устюжской области Вологодского наместничества, в 1796 оставлен за штатом. После 1917 - сельское поселение, с 1927 - посёлок городского типа. |
В Ханты-Мансийском автономном округе, окружного подчинения, в 545 км к востоку от Ханты-Мансийска. Расположен в пределах Среднеобской низменности, на правом берегу Оби. Железнодорожная станция на линии Сургут - Нижневартовск. Автобусное сообщение с Нижневартовском. Аэропорт. Население 30,2 тыс. человек (1992; 25,8 тыс. в 1989). Возник в связи с освоением нефтяных месторождений. Город - с 1985. ПО "Лангепаснефтегаз". Газоперерабатывающий завод, хлебозавод. Транспортные и ремонтные предприятия. |
Районный центр в Карелии, в 331 км к востоку от Петрозаводска. Расположен на северо-западном побережье Ладожского озера (пристань), в 3 км от железнодорожной станции Яккима на линии Санкт-Петербург - Петрозаводск. Население 10,8 тыс. человек (1992). В 1918-40 - в составе Финляндии; до 1924 назывался посёлок Сиеклахти (входил в состав посёлка Яккима); в 1924 выделен в самостоятельный посёлок под названием Л. (от финского - дно залива) в связи со строительством завода по производству фанеры. С 1940 Л. - в составе Карело-Финской ССР, в 1956-91 - Карельской АССР. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 в сентябре 1941 оборудование фанерного завода было демонтировано и вывезено в уральский г. Тавда; оккупирован финскими войсками с сентября 1941 по сентябрь 1944. Город - с 1945. В современной Л.: фанерный комбинат (ведущее промышленное предприятие; восстановлен и реконструирован в послевоенные годы); комплексный леспромхоз; хлебозавод. Центр сельскохозяйственного района. С 1970-х гг. Л. застраивается в основном 4-5-этажными домами. Литература: Неикен Л. Л., Лахденпохья, 2 изд., Петрозаводск, 1989. |
Районный центр в Липецкой области, в 62 км к северо-западу от Липецка. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, по берегам р. Дон. Железнодорожная станция на линии Елец - Троекурово. Узел автомобильных дорог. Население 23,1 тыс. человек (1992; 20,5 тыс. в 1979).
Герб Лебедяни. В верхней части щита герб Тамбовский. В нижней - птица лебедь, в голубом поле, означающая имя сего города. Высочайше утверждён 16.8.1781
Основана в конце XVI в. на правом берегу Дона как сторожевой пункт на юго-восточных рубежах Русского государства. Город - с 1613. В годы царствования Алексея Михайловича, а затем Петра I в Л. строились струги и создавались запасы хлеба для отправки вниз по Дону. С 1708 Л. - в составе Азовской, с 1725 - Воронежской губернии; с 1779 - уездный город Тамбовского наместничества (с 1796 - Тамбовской губернии). В XIX - начале XX вв. Л. была известна конскими ярмарками и скачками. Общество сельских хозяев, существовавшее в Л. в середине XIX в., выпустило несколько томов своих записок. Л. - родина пианиста К. Н. Игумнова, писателя Е. И. Замятина. В Л. учился писатель А. И. Левитов; бывали И. С. Тургенев, М. А. Булгаков, Б. М. Кустодиев и другие деятели русской культуры. В современной Л.: заводы - машиностроительный, строительно-отделочных машин, инструментальный, сахарный, молочный, 2 консервных; пуговичная фабрика. Краеведческий музей. Сохранился Троицкий монастырь, основанный в 1621 по распоряжению патриарха Филарета - отца царя Михаила Романова, с Троицким собором (1642-66), Ильинской (начало XVII в.) и Успенской (1621) церквами. По преданию, монастырь основан в бывшем Романцевском лесу, близ Л., где на рубеже XVI-XVII вв. скрывался от преследований Бориса Годунова будущий патриарх Филарет - Ф. Н. Романов. Среди других памятников архитектуры - церковь Рождества Богородицы (конец XVII в.) в стиле "московского барокко", Староказанский (1771) и Новоказанский (1828) соборы. В Лебедянском районе развиты садоводство (совхозы "Агроном", им. И. В. Мичурина и др.), производство плодовых, овощных и ягодных консервов. Литература: Волынчиков Н., Никитина С., Черменский П., Лебедянь, Липецк, 1962; Рудаков Л. Е., По следам легенд. Очерки по истории городов и памятников архитектуры Липецкой области, 3 изд., Воронеж, 1986. |
Название города Санкт-Петербург в 1924-91. |
Название города Ленинск-Кузнецкий в Кемеровской области в 1922-25. |
В Татарии, республиканского подчинения, районный центр, в 322 км к юго-востоку от Казани. Расположен на склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Железнодорожная станция (Письмянка) на линии Акбаш - Набережные Челны. Население 64,1 тыс. человек (1992; 53,1 тыс. в 1979). Возникновение рабочего посёлка на месте села Новая Письмянка связано с открытием в 1948 и разработкой Ромашкинского месторождения нефти. Город Л. - с 1955. Современный Л. - один из центров добычи нефти и газа. Заводы: "Автоспецоборудование", автоматизации. Производство стройматериалов. Факультет Государственной академии нефти и газа. Музей истории татарской нефти. Выставочный зал. Литература: Ларичева Э. И., У истока. (О возникновении, развитии г. Лениногорска), Каз., 1981. |
Районный центр в Волгоградской области, в 78 км к востоку от Волгограда. Расположен на Прикаспийской низменности, на левом берегу р. Ахтуба (рукав Волги), в 4 км от железнодорожной станции на линии Волгоград - Астрахань. Население 13,2 тыс. человек (1992; 12 тыс. в 1979). До 1919 назывался Пришиб; в 1919 переименован в Л., с 1963 - город Л. Современный Л. - центр сельскохозяйственного района. Консервный завод (переработка овощей и фруктов). Механический цех Волгоградского завода бурового оборудования. Литература: Поляков М. Т., Ленинск, Волгоград, 1981. |
В Кемеровской области, областного подчинения, районный центр, в 131 км к югу от Кемерово. Расположен в Кузнецкой котловине, на берегах р. Иня (приток Оби). Железнодорожная станция на ветке Таштагол - Юрга от Транссибирской магистрали. Население 132,0 тыс. человек (1992; 20 тыс. в 1926; 83 тыс. в 1939; 132 тыс. в 1959; 128 тыс. в 1970; 158 тыс. в 1979). Основан в конце XIX в. как посёлок Кольчугино в связи с разработкой Кольчугинского месторождения, но до 1920-х гг. добыча угля здесь была незначительной. С 1922 посёлок назывался Ленино, в 1925 преобразован в город Л.-К. Современный Л.-К. - центр угольной промышленности Кузбасса. Заводы: "Кузбассэлемент", электроламповый, шахтного пожарного оборудования, клеевой. Предприятия коксохимической промышленности. Камвольно- суконный комбинат, швейная, обувная фабрики. Предприятия пищевой промышленности. Краеведческий музей. Литература: Волков А. Я., Ленинск-Кузнецкий, Кемерово, 1966; Лакисов А. И., Ленинск-Кузнецкий, 2 изд., Кемерово, 1984. |
Районный центр в Якутии, в 840 км к западу от Якутска (воздушным путём). Расположен на Приленском плато, на левом берегу р. Лена. Крупный речной порт по приёмке и транспортировке грузов для алмазодобывающей промышленности Якутии. Связан автомобильной дорогой с г. Мирный. Аэропорт. Население 30,9 тыс. человек (1992; 23,9 тыс. в 1979). Основан как поселение "промышленных" людей на месте эвенкийского стойбища Мухтуй (деревня Мухтукуевская; по эвенкски - большая вода) не позже 1663. В 1730-е гг. для обслуживания 2-й Камчатской экспедиции В. Беринга здесь была открыта ямская (почтовая) станция Мухтуя. В XIX - начале XX вв. - место политической ссылки. Город вырос в связи с открытием и разработкой алмазных месторождений в бассейне Вилюя. Посёлок Мухтуя как ближайшее ленское селение к кимберлитовой трубке "Мир" превратился в базу для строительства г. Мирный. В 1956 от Мухтуй к будущему Мирному началась прокладка автодороги, на окраине посёлка выросли первые причалы порта. В 1963 рабочий посёлок Мухтуя был преобразован в город районного подчинения Л. В современном Л.: НПО "Якуталмаз"; предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности; комбинат стройматериалов; завод крупнопанельного домостроения. Пищевые предприятия. Филиал Башкирского геофизического института. Экспедиции: геофизическая, нефтегазоразведочная НПО "Ленанефтегазогеология". Историко- краеведческий музей. Главные улицы города застроены многоэтажными домами. На набережной - сквер с монументом-обелиском в память жителей Мухтуй, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-45. В западной части Л. - поля, сенокосные угодья; мясомолочное животноводство, растениеводство. В окрестностях города - месторождения нефти и газа. Литература: Федорова Е. Н., Города и рабочие поселки - районные центры Якутской АССР, Якутск, 1982; Чуварков А. А., Касаткин Б. В., Ленек, Якутск, 1988. |
В Ставропольском крае, краевого подчинения, в 190 км к юго-западу от Ставрополя. Расположен в Предкавказье, на южной окраине Ставропольской возвышенности, в центре крупной агломерации городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, на предгорной равнине и западном склоне горы Бештау, в 5 км от железнодорожной станции Скачки на ветке Минеральные Воды - Кисловодск. Население 22,0 тыс. человек (1992; 10,8 тыс. в 1956; 17,9 тыс. в 1976). Основан в 1953 как рабочий посёлок Лермонтовский на площади 2,9 тыс. га, выделенной для размещения промышленных объектов атомной энергетики (добыча урановой руды, ныне ПО "Алмаз"), жилья и т. д. С 1956 - город Л. В 1967 специализированное значение города утратилось, возникли новые промышленные предприятия радиоэлектронной промышленности, приборостроения, средств автоматизации и систем управления и др. В 1989 в состав Л. вошла территория села Острогорки. В современном Л.: заводы - "Микроом", "Оргтехника"; ткацкая фабрика и др. Филиал проектного института "ОргстройНИИпроект". Памятник М. Ю. Лермонтову (1981, скульптор О. К. Комов и др.). |
В Углегорском районе Сахалинской области, в 415 км к северо-западу от Южно-Сахалинска. Расположен на западном побережье о. Сахалин, в устье р. Лесогорка, на берегу Татарского пролива Японского моря, в 196 км к северу от железнодорожной станции Ильинск. Автомобильная дорога (Бошняково - Горнозаводск). Население 1,4 тыс. человек (1992; 3,6 тыс. в 1959; 2,0 тыс. в 1979). Основан в 1860, с 1870 - пост Сортунайский. Согласно Портсмутскому мирному договору 1905, завершившему русско-японскую войну 1904-05, южная часть о. Сахалин отошла к Японии. С 1945 - в России. До 1947 назывался Найоси (Нояси), с 1947 - город Л. В современном Л.: леспромхоз; производство стройматериалов; пищекомбинат. В 30 км от Л. горячие источники. |
В Приморском крае, краевого подчинения, районный центр в 349 км к северо-востоку от Владивостока. Расположен на Уссурийской низменности, в месте пересечения р. Уссури (приток Амура) Транссибирской магистрали. Железнодорожная станция (Лесозаводск I) на линии Хабаровск - Уссурийск. Население 45,4 тыс. человек (1992; 24,1 тыс. в 1939; 32,1 тыс. в 1959; 38,6 тыс. в 1979). Основан в 1938. В современном Л.: деревообрабатывающий комбинат; заводы - гидролизно-дрожжевой, биохимический; мебельная фабрика. К юго-востоку от Л. находится бальнеологический курорт Шмаковка (углекислая, гидрокарбонатная минеральная вода. |
В Красноярском крае, краевого подчинения, в 458 км к северо-западу от Красноярска. Расположен на юго-западе Заангарского плато, на левом берегу Енисея, близ устья р. Ангара. Железнодорожная станция. Л. соединён железнодорожной веткой с Ачинском (274 км) на Транссибирской магистрали, автодорогой - с Красноярском и Енисейском, водным сообщением по Енисею с Красноярском и Дудинкой. Речной порт, перевалочная база грузов с железной дороги на речные суда и обратно. Население 69,9 тыс. человек (1992; 56,4 тыс. в 1939; 16,2 тыс. в 1959; 56,4 тыс. в 1979). Л. - крупный центр по переработке сибирского леса (отсюда название). На месте Л. с 1640 существовала деревня Маклаков Луг. В XIX в. село Маклаково - центр волости. В 1915-17 в Маклакове работал небольшой лесопильный завод. После Великой Отечественной войны 1941-45 в районе Маклакова построены крупные лесопильные заводы по переработке ангарской сосны в пиломатериалы на экспорт, возведены рабочие посёлки Новомаклаково и Новоенисейск. В 1975 из посёлков Маклаково и Новомаклаково образован город Л. В 1989 в состав Л. включён рабочий посёлок Новоенисейск. В современном Л. - лесная и лесохимическая промышленность: железнодорожные шпалы, древесноволокнистые плиты, крепёжный лес, канифоль и др.). Заводы: мачтопропиточный, канифольно-экстракционный. Комбинаты: лесоперевалочный, деревообрабатывающие и др. Педагогический институт - филиал Красноярского университета, филиал Сибирского технологического института. Музей леса и древесины. В Л. к его южным, западным и северным кварталам примыкает тайга. Около лесопильных заводов складированы штабеля древесины, пиломатериалов и отходов производства. В Маклаково в 1903-05 жил в ссылке П. А. Заломов, послуживший прообразом Петра Власова - героя романа М. Горького "Мать". Литература: Колесов А. Н., По Енисею, 3 изд., Красноярск, 1990. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Орехово-Зуевском районе Московской области, в 98 км к северо-востоку от Москвы, в 7 км к югу от г. Орехово-Зуево. Расположен на окраине Мещёрской низменности, на Большом окружном железнодорожном кольце. Железнодорожная станция (Дулёво) на линии Орехово-Зуево - Куровская. Население 34,2 тыс. человек (1992; 25 тыс. в 1959; 28 тыс. в 1970; 32 тыс. в 1979). В 1870 в Ликино основана ткацкая фабрика (Ликинская мануфактура А. Ф. Смирнова), вокруг которой вырос рабочий посёлок. В 1937 рабочий посёлок Л.-Д., образованный в 1930 из посёлков Ликино и Дулёво, преобразован в город. В современном Л.-Д. ведущие промышленные предприятия - фарфоровый завод, прядильно-ткацкая фабрика, автобусный (ЛиАЗ; с 1959), красочный заводы и др. Вечернее отделение Московской академии автомобильного и тракторного машиностроения. Дулёвский фарфоровый завод имени газеты "Правда" - одно из крупнейших в стране предприятий по изготовлению бытового и художественного фарфора. Основан в 1832 Т. Я. Кузнецовым; в 1860-е гг. на заводе - свыше 800 рабочих. Выпускает сервизы, вазы, блюда с декоративной росписью крупными цветовыми пятнами (обычно красного, синего и зелёного цветов), декоративные скульптурные композиции и статуэтки. Городская застройка, в которой преобладают одноэтажные деревянные и типовые 5-9-этажные дома, расположена в основном вдоль трассы, соединяющей Горьковское (Нижегородское) и Рязанское шоссе. В периферийные части города вклиниваются лесные массивы. В районе Дулёво сохранилась церковь Иоанна Богослова в неовизантийском стиле (начало XX в.). Дворец культуры фарфорового завода - в стиле конструктивизма (начало 1930-х гг., архитектор К. С. Мельников). Литература: Сказ о дулевском фарфоре, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 2, М., 1980. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Киреевском районе Тульской области, в 38 км к югу от Тулы. Расположен в северной части Среднерусской возвышенности, на территории Подмосковного угольного бассейна, в 23 км от железнодорожной станции Щёкино на линии Тула - Орёл. Население 10,5 тыс. человек (1992; 11 тыс. в 1979). Деревня Л. известна с XVII-XVIII вв. С 1949-51 - посёлок; с 1955 - город. Добыча угля (с 1949; трест "Красногвардейскуголь", объединяющий 17 шахт). Заводы: кирпичный, металлоконструкций, молочный, хлебозавод. |
В Воронежской области, областного подчинения, районный центр, в 98 км к юго-востоку от Воронежа. Порт на р. Дон. Узел железнодорожных линий (Воронеж - Миллерово и Харьков - Балашов). Население 54,7 тыс. человек (1992; 34,7 тыс. в 1959; 52,3 тыс. в 1979). На территории современных Л. с XVI в. располагалось село Новая Покровка (Бобровское) с населением 5,5 тыс. человек, а на правом берегу р. Дон находились сёла Лиски (с 1717 по 1803 - Петропавловское) и Залужное с населением 4,6 тыс. человек. В 1870 в центре села Новая Покровка построена железнодорожная станция, названная по правобережному селу Лиски (отсюда отгружалось зерно и скот). Значительная часть грузов отправлялась по реке. В 1937 пристанционный посёлок преобразован в город, в 1918-43 назывался Свобода, в 1943-65 - Л., в 1965-91 - Георгиу-Деж. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 немецко-фашистские войска 6 июля 1942 были остановлены на правом берегу Дона в районе села Залужное; сёла Лиски и Залужное были почти полностью разрушены в ходе ожесточённых боёв. В современных Л.: заводы - монтажных заготовок и металлоконструкций, экспериментально-машиностроительный; предприятия железнодорожного транспорта; предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, маслоэкстракционный и сахарный заводы). Отделение Юго-Восточной железной дороги. Центр сельскохозяйственного района (зерновые и технические культуры; мясомолочное животноводство). Литература: Зюбин М. В., Лиски. Земля и люди, Воронеж, 1990. |
Название города Чекалин в Тульской области до 1944. |
Центр Лихославльского района Тверской области, в 41 км к северо-западу от Твери. Расположен на окраине Лихославльской гряды. Узел железнодорожных линий (на Москву, Санкт-Петербург, Торжок). Население 13,4 тыс. человек (1992; 12,9 тыс. в 1979). Город - с 1925. В современном Л. действуют заводы: светотехнических изделий ("Светотехника"), радиаторный, льнообра- батывающий. В районе Л. - добыча торфа. Литература: Города и районы Калининской области, М., 1978. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название посёлка, преобразованного в 1954 в город Чехов Московской области. |
В Щёлковском районе Московской области, в 52 км к северо-востоку от Москвы. Расположен при впадении р. Воря в р. Клязьма, в 3 км от железнодорожной станции Монино на ветке от станции Мытищи на линии Москва - Ярославль. Население 22,5 тыс. человек (1992; 8,5 тыс. в 1939; 16,8 тыс. в 1959; 22 тыс. в 1970; 22 тыс. в 1979). В 1708 на месте современного города, на правом берегу Клязьмы, Пётр I основал казённую Лосиную мануфактуру для производства кожаного обмундирования и амуниции (как Лосиная фабрика существовала до 1858), небольшое рабочее поселение при ней получило название Лосиной слободы. С середины XIX в. в окрестностях слободы основываются крупные текстильные фабрики, в том числе в селе Пречистое (1844, сохранились производственный деревянный корпус 1840-х гг., два 2-этажных кирпичных корпуса второй половины XIX в.) и в селе Тимонино (1882). В 1928 слобода преобразована в рабочий посёлок Л.-П., в его черту вошли также Тимонинская и Пречистенская фабрики. После преобразования в 1951 рабочего посёлка в город Л.-П. в его состав включены пансионат Монино (расположен в перестроенном корпусе бывшей Лосиной фабрики), деревни Ситниково и Новинки. Современный Л.-П. - центр текстильной промышленности: Монинский камвольный комбинат (построен в 1929-32) - крупнейшее предприятие шерстяной промышленности. Шелкоткацкая фабрика (филиал ПО "Красный шелковщик"). Цех Московского метизного завода. В центральной части города, на территории бывшей Лосиной слободы, возвышается ампирная Всехсвятская церковь, украшенная дорическими портиками и завершённая массивным купольным барабаном (1822; в интерьере - резные золочёные иконостасы), в южной части города, в районе бывшего села Тимонино, - центрическая бесстолпная церковь Всех Скорбящих Радости в бывшей усадьбе Валуевых (с ампирными белокаменными декоративными деталями, в том числе 4-колонными тосканскими портиками, 1819). Поблизости, в районе бывшего села Пречистое (Аристов Погост), - ротондальная купольная Троицкая церковь в стиле классицизма (1822). Современная застройка концентрируется в основном в центре города, на месте бывшего поселка при Монинском камвольном комбинате. Близ Л.-П., на левом берегу Клязьмы, - ансамбль бывшей усадьбы сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала Я. В. Брюса Глинки (ныне санаторий "Монино"): 2-этажный главный дом с белокаменным декором в духе палладианской архитектуры (1730-е гг.); флигель (так называемая кладовая Брюса) и садовый павильон (так называемая лаборатория Брюса) в стиле барокко (конец 1720 - начало 1730-х гг.); сильно перестроенный хозяйственный комплекс; регулярный липовый парк с системой геометрически правильных прудов. Литература: Ильин М. А., Подмосковье, 3 изд., М., 1974; Памятники архитектуры Московской области, т. 2, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1, М., 1979. |
В Ленинградской области, областного подчинения, районный центр, в 139 км к югу от Санкт-Петербурга. Расположен на берегу р. Луга. Железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург - Псков. Население 41,8 тыс. человек (1992).
Герб Луги. "В верхней части щита герб Псковской. В нижней - в золотом поле, пущенная в кад рыба лосось, которая в реке Луге, омывающей сего города стены, изобильно ловится". Высочайше утверждён 21.5.1781
Упоминается в XV в. в писцовых книгах как сельцо Луское в Шелонской пятине (области). В 1777 по приказу Екатерины II начато строительство города в месте впадения р. Вревка в р. Луга. Тогда же были заложены первые каменные здания: церковь, почта и казначейство. До 1781 входила в состав Псковского наместничества, затем - в Санкт-Петербургской губернии. В конце XIX в. в городе действовали 2 фабрики, лесопильня, земская больница, театр. В Л. неоднократно бывал А. С. Пушкин, останавливаясь на пути из Петербурга в селе Михайловское. Поэт С. Я. Надсон, посетивший город в 1875, так описывает свои впечатления: "Луга - небольшой уездный городок; если считать там каменные здания, то едва ли наберётся пять. Тротуар не вымощен и потому весной ужасная грязь... Одна аптека, две гостиницы и трактир - вот здания, которые бросаются в глаза". В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Л. была оккупирована немецко-фашистскими войсками 24 августа 1941. В результате упорных боёв в районе Л. были сорваны планы противника на овладение Ленинградом с ходу через Л. и Капорское плато. Л. освобождена 12 февраля 1944. В современной Л.: заводы - абразивный, литейно-механический, химический; предприятия микробиологической и трикотажной промышленности; горно-обогатительный комбинат формовочных материалов. Близ Л. - завод по производству белковой оболочки для колбасных изделий. Центр сельскохозяйственного района (мясомолочное животноводство, овощеводство). В окрестностях Л., в бывшей усадьбе Калгановка, жили художники И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, К. А. Савицкий; в селе Спицыно, на берегу озера Налай, жил и работал Н. А. Римский-Корсаков; бывшая усадьба Домкино принадлежала астроному С. П. Глазенапу. Литература: Зерцалов В., Баскаченко И., Луга, Л., 1964; Зерцалов В., Луга. Путеводитель, Л., 1972; Луга. Альбом, Л., 1983; Кринов Ю. С., Лужский рубеж. Год 1941-й, 2 изд., Л., 1987. |
Районный центр в Кировской области, в 501 км к северо-западу от Кирова. Расположен в Приуралье, на правом берегу р. Луза, в месте пересечения её железной дорогой Киров - Котлас (железнодорожная станция). Население 13,6 тыс. человек (1992). Возник на месте поселения XVII в. как пристанционный посёлок в связи со строительством в конце XIX в. железной дороги. Положение Л. как перевалочного пункта лесных грузов с воды на рельсы способствовало развитию деревообрабатывающей промышленности. Город - с 1944. Современная Л. - крупный центр деревообрабатывающей промышленности. В 29 км к северо-востоку от Л. находится посёлок Лальск, где сохранился соборный комплекс конца XVII-XVIII вв.: Воскресенский собор (1698-1717) с притвором Николая Чудотворца; колокольня (заложена в 1729, перестроена в 1763); Благовещенская церковь (1725). Близ остатков Богоявленской церкви (1711-15) - бывший воспитательный дом и богадельня. В 1784 Лальск по генеральному плану получил регулярную планировку с центральной площадью, застроенной каменными купеческими особняками. Уцелели здание земской управы и кладбищенская церковь Успения (1791-96). В 15 км от Лальска, на берегу Лузы, близ села Буркино, - нарядная Покровская церковь (1729-50). Литература: Города Кировской области, Киров, 1968; Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д., Дорогами земли Вятской, М., 1971. |
Районный центр в Нижегородской области, в 173 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода. Расположен на берегу р. Тёша (приток Оки). Железнодорожная станция на линии Нижний Новгород - Красный Узел. Население 12,2 тыс. человек (1992).
Герб Лукоянова. "В верхней части щита герб Нижегородский. В нижней - два золотые лемеха в зелёном поле, означающих изобильное хпебородие тамошних мест". Высочайше утверждён 16.8.1781
Известен с начала XVIII в. как экономическое село. В 1779 получил статус уездного города Нижегородского наместничества. В конце XIX в. в Л. - около 2 тыс. человек, действовали 2 церкви, 3 училища, земская больница, аптека. В современном Л. - ремонтно-подшипниковый и керамзитовый заводы; домостроительный комбинат. Литература: Бутусов М. Н., Город Лукоянов. Исторический очерк, Горький, 1980. |
Посёлок городского типа, районный центр в Ивановской области, в 94 км к востоку от Иваново. Расположен на р. Лух (приток Клязьмы), в 35 км к юго-востоку от железнодорожной станции Вичуга на линии Иваново - Кинешма. Население 3,6 тыс. человек (1989; 1,9 тыс. в 1897; 1,9 тыс. в 1926; 3,9 тыс. в 1979). Известен с XV в. В 1778 назначен уездным городом Костромского наместничества, в 1797 оставлен за штатом. С 1925 - сельское поселение, с 1959 - посёлок городского типа. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Районный центр в Нижегородской области, в 90 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода. Расположен на берегу Чебоксарского водохранилища, на автодороге Нижний Новгород - Казань, в 60 км к северо-западу от железнодорожной станции Сергач на линии Арзамас - Канаш. Население 25,2 тыс. человек (1992). Л. основано в XV в. (сохранились остатки оборонительных рвов и валов на Оленьей горе). В 1700-е гг. подарено Петром I имеретинскому царю Арчилу II, а в 1724 - Бакару Вахтанговичу. В 1925 Л. получил статус города. В современном Л.: электротехнический и металлофурнитурный заводы; предприятия пищевой промышленности; производство строчевышитых и чулочно- трикотажных изделий; плодопитомник. Древнейшее архитектурное сооружение Л. - Спасо-Преображенский собор (1711) - 5-главый, с деталями, искусно вытесанными из кирпича. Доминирует в городской застройке купольная Вознесенская церковь (1838), входящая в ансамбль бывшей усадьбы последнего потомка грузинских царей князя Г. А. Грузинского. Близ Л., в селе Кириково, - Успенская церковь (1692), изысканная по пропорциям, одноглавая, с карнизом, завершённым рядом кокошников, со сдвинутой на угол шатровой колокольней. Неподалёку от Л., на прибрежном холме Оленья гора, - остатки крепости XIV-XVI вв. Напротив Л., на левом берегу Волги, - посёлок Макарьево, с середины XVI в. до 1817 известный как ярмарочный центр, в котором проходила одна из крупнейших ярмарок России - Макарьевская; возникла у стен Макарьевского Желтоводского монастыря (по преданию, основанного в 1435 уроженцем Нижнего Новгорода игуменом Макарием; в 1439 разорён татарами, строительство возобновлено в 1620-е гг.); территория монастыря (ныне - в виде 4-угольника) обнесена стенами с круглыми башнями по углам и с воротами в середине каждой стены; на южной стороне, обращённой к реке, - "Святые ворота" и надвратная церковь Михаила Архангела (одноглавое завершение заменено в 1670 пятиглавием). Центр ансамбля - 6-столпный 5-главый Троицкий собор (1658; в интерьере - росписи конца XVII - начала XVIII вв.). К западу от монастыря - трапезная с Успенской церковью и папертью, соединяющейся с колокольней (все - 1651). В 1991 Макарьевский монастырь передан в ведение Нижегородской епархии (ныне действует женский монастырь). Среди других архитектурных памятников Макарьева - церковь Казанской Богоматери (1790; "восьмерик на четверике"). Литература: Званцев М. П., Заволжье, М., 1972; Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник, 2 изд., Горький. 1981; Агафонов С. Л., Горький, Балахна. Макарьев, 2 изд., М., 1987; Филатов Н. Ф., Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII в., Горький, 1989. |
В Пермской области, областного подчинения, районный центр, в 206 км к востоку от Перми. Расположен на западном склоне Среднего Урала, на р. Лысьва (приток Чусовой). Железнодорожная станция на линии Чусовская - Кузино. Аэропорт. Население 78,2 тыс. человек (1992; 27 тыс. в 1926; 51 тыс. в 1939). Основана в 1785 в связи со строительством чугуноплавильного и железоделательного завода и называлась Лысьвенский Завод; производилось главным образом сортовое железо, которое реализовывали в Пермской губернии и на Нижегородской ярмарке. С 1926 - город Л. Крупнейшее предприятие современной Л. - металлургический завод (производство стали, кровельного и электротехнического листа, жести, эмалированной посуды, электроплит, молочных фляг). Среди других предприятий - НПО "Привод" (турбо- и гидрогенераторы и др.), чулочно-перчаточная фабрика, железобетонный завод. Факультет Пермского технического университета. Драматический театр. Народный музей. Л. - город с компактной застройкой. В центре - заводская плотина (1785; XIX в.) и памятник русской промышленной архитектуры - комплекс бывшего Лысьвенского чугунолитейного и железоделательного завода (начало XIX в.), в который входят также здания, оформляющие городскую набережную: складской корпус (первая половина XIX в.), дом управляющего заводом (1897-98), заводская контора (1914-15). Среди многочисленных построек конца XIX - начала XX вв. выделяются бывший дом Шувалова (ныне техникум, 1904-05), больничный флигель (ныне детская поликлиника, 1900-е гг.). Литература: Максаров Н. В., Лысьва, Пермь, 1959; Памятники истории и культуры Пермской области, Пермь, 1986. |
В Московской области, областного подчинения, в 30 км к юго-востоку от Москвы. Расположен на левом берегу р. Москва, в 12 км к югу от железнодорожного узла Люберцы (линии на Москву, Рязань, Казань). Речной порт. Население 51,7 тыс. человек (1992; 25 тыс. в 1959; 39 тыс. в 1970; 47,4 тыс. в 1979). Возник на месте одноимённой деревни, известной с первой половины XV в. С начала XVIII в. она принадлежала воспитателю Петра I думному дьяку Н. М. Зотову и его потомкам, с 1852 - князю А. И. Чернышёву, с 1896 - князьям Барятинским. К Л. с востока подходят Лыткаринские Высоты - издавна место добычи стекольных кварцевых песков и жерновых (шедших на изготовление мельничных жерновов и тротуарных покрытий) песчаников, а в 6-8 км к юго-востоку от Л., по берегам р. Москва, расположены Мячковские каменоломни, основное место добычи белого камня для московского строительства в XIV-XIX вв.; разработка этих месторождений была основным занятием жителей Л. до начала XX в. Город - с 1957; в 1960-е гг. развивался как город-спутник Москвы и Люберец. В современном Л.: завод оптического стекла; производство стройматериалов; предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Интенсивное жилищное строительство в городе развернулось с 1950-х гг.; в 1980-е гг. были сформированы административный и торговый центры, городская зона отдыха и др. В постоянно расширяющуюся территорию города вошла расположенная на высоком берегу поймы р. Москва бывшая усадьба Петровское, принадлежавшая боярам Милославским (до 1691), Нарышкиным (1691-1785), Демидовым (1805-12) и др. В парке над рекой сохранилась шатровая Никольская церковь (между 1680 и 1691), на основании композиционной оси усадьбы - главный дом в стиле классицизма (начало XIX в., перестроен в 1959), к востоку от него - классицистическая Петропавловская церковь-ротонда, усыпальница Демидовых (1805). К юго-западу от Л., на левом берегу р. Москва, охраняются выдающиеся памятники архитектуры XVI в. В 3 км от Л., в бывшем дворцовом селе Остров, загородной резиденции русских царей в XVI-XVII вв., - белокаменная Преображенская церковь, столпообразная, увенчанная высоким шатром, декорированная ярусами кокошников. Уцелели также здание конного двора и липовый пейзажный парк второй половины XVIII в. В 7,5 км от Л., в селе Беседы, бывшей вотчине Годуновых, - белокаменно-кирпичная церковь Рождества Христова, завершённая высоким стройным шатром (конец XVI в.). В 6 км к юго-востоку от Л., в селе Верхнее Мячково, - белокаменная 5-главая церковь Рождества Богоматери с резным декором в духе московского барокко (1764 или 1770). Литература: Ильин М. А., Подмосковье, 3 изд., М., 1974; Памятники архитектуры Московской области, т. 1, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1, М., 1979. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Тосненском районе Ленинградской области, в 85 км к юго-востоку от Санкт-Петербурга. Расположен у южного подножия Балтийско-Ладожского уступа, на р. Тигода (приток Волхова). Железнодорожная станция на линии Москва - Санкт-Петербург. Население 4,7 тыс. человек (1992; 4,3 тыс. в 1926; 7,1 тыс. в 1979). Л. впервые упоминается в новгородских писцовых книгах XV в. как торговое селение. Одна из глав книги А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" посвящена Л. С середины XIX в. становится популярным дачным местом для жителей Петербурга; здесь отдыхали Н. Г. Чернышевский, художник А. П. Рябушкин (похоронен в Л.), автор проекта и один из руководителей строительства железной дороги Петербург - Москва П. П. Мельников (похоронен в Л.). Город - с 1912. Ведущее предприятие современного города - леспромхоз (производство фанеры, мебели, лесоматериалов). Литература: Измайлов А. Ф., Любань, Л., 1979. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Районный центр в Ярославской области, в 123 км к северо-востоку от Ярославля. Расположен при впадении р. Уча в р. Обнора (приток р. Кострома). Железнодорожная станция на линии Данилов - Буй. Аэропорт. Население 6,9 тыс. человек (1992; 3,0 тыс. в 1897; 3,7 тыс. в 1926; 7,3 тыс. в 1979).
Герб Любима. 'Щит разрезан пополам: из зелёнаго поля, разделённаго чёрным на несколько частей, выходящий медведь, в серебряном поле, доказывая, что сей город принадлежит к Ярославскому Наместничеству". Высочайше утверждён 31.8.1778
Основан в 1546. С 1708 - в составе Московской губернии, с 1719 - в Костромской провинции той же губернии, с 1777 - уездный город Ярославского наместничества. В 1861 в городе было 5 заводов и фабрик (в том числе кожевенный, кирпичный и др.). В современном Л. - предприятия лесной и местной промышленности, мясокомбинат. В Л. родился поэт Л. Н. Трефолев, автор известной песни "Камаринская". Литература: Ковалев И. А., Данилов. - Любим, Ярославль, 1973; Королев В. В., Морозов С. И., Любим. Социально-экономические очерки, Ярославль, 1977; Морозов С. И., Любим. Историко-краеведческий очерк, Ярославль, 1988. |
Образован в 1925, включён в состав города Москва в 1960. |
В Калужской области, областного подчинения, районный центр, в 200 км к юго-западу от Калуги. Расположен на берегу Людиновского водохранилища, образованного плотиной на р. Неполоть. Железнодорожная станция на линии Брянск - Вязьма. Аэропорт. Население 44,7 тыс. человек (1992; 12 тыс. в 1897; 40,3 тыс. в 1979). Возник как посёлок при железоделательном заводе, построенном в 1755 Евдокимом Демидовым (рабочие были переселены сюда с Урала и назывались "люди новы", откуда, предположительно, и произошло название); позднее вошёл в состав Мальцовского заводского округа (назван по имени владельца И. А. Мальцева). В XIX в. крупнейшими в нём были железоделательный и механический заводы, обеспечивавшие металлом и оборудованием другие предприятия округа - стекольные, деревообрабатывающие и пр. В Л. строились первые русские пароходы, изготовлены паровые машины для первых волжских пароходов и возведены паровые корабли для Черноморского флота; в 1870 Людиновским заводом был выпущен один из первых русских товарных тепловозов, в 80-е гг. XIX в. впервые в России налажено производство локомобилей. Наибольший расцвет промышленности приходится на 1875-85, когда выполнялись крупные правительственные заказы на паровозы, вагоны, платформы для железных дорог. Город - с 1938. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками 4 октября 1941, освобождён 9 января 1942. Во время оккупации в Л. действовала подпольная комсомольская группа. В современном Л.: тепловозостроительный, агрегатный, чугунолитейный заводы; швейная фабрика. Памятник героям-комсомольцам. Литература: Кондаков Н. С., Латынов И. А., Людиново, Калуга, 1963. |