Города России. Энциклопедия.
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

Тавда

В Свердловской области, областного подчинения, районный центр, в 360 км к северо-востоку от Екатеринбурга. Расположен на Западно-Сибирской равнине, пристань на правом берегу р. Тавда (бассейн Оби). Железнодорожная станция на линии Екатеринбург - Устье-Аха. Население 46,3 тыс. человек (1992).

Возник в 1910 как посёлок при создании лесосеки. В 1912-16 построена железная дорога от Ирбита до р. Тавда. К середине 1920-х гг. в Т. действовало 2 лесопильных завода. Город - с 1937. Современная Т. - крупный центр деревообрабатывающей промышленности: лесопромышленный комплекс, фанерный комбинат, гидролизный, механический (единственный в России, выпускающий автоприцепы для перевозки древесины) и другие заводы; судоверфь. Тавдинские предприятия работают в основном на привозной и сплавной древесине, поэтому все деревообрабатывающие предприятия вытянуты вдоль реки более чем на 10 км. Город состоит из нескольких отдельных посёлков (находятся преимущественно на правом берегу Тавды), возникших возле промышленных предприятий. Штабеля сплавного леса, готовые к отправке пиломатериалы, плоты на рейдах предприятий, многокилометровые дощатые тротуары, кварталы деревянных одно- и двухэтажных домов, кирпичных и панельных 5-этажных зданий в обрамлении зелени придают Т. своеобразный облик. Музей лесной и деревообрабатывающей промышленности.

В 2,5 км от города - бальнеологический курорт Т., расположенный в смешанном лесу. Климат континентальный. Основной природный лечебный фактор - термальная (42°С) хлоридная натриевая йодо-бромная вода, применяемая для питьевого лечения и ванн при заболеваниях органов пищеварения, движения и опоры, нервной системы (функционирует водолечебница).

Литература: Шувалов Е. Л., Тавда - город леса, Свердловск, 1964; Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983.

Таганрог

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тайга

В Кемеровской области, областного подчинения, в 118 км к северо-западу от Кемерово. Расположен в Кузнецкой котловине. Железнодорожный узел на Транссибирской магистрали, ветка на Томск - Асино - Белый Яр. Население 25,9 тыс. человек (1992; 10,9 тыс. в 1926; 29,1 тыс. в 1939; 33,9 тыс. в 1959; 25,3 тыс. в 1979).

Возник в конце XIX в. в связи со строительством железной дороги. Город - с 1925. В современной Т.: предприятия железнодорожного транспорта, лёгкой и пищевой промышленности; производство строй- материалов.

Литература: Демидов Т. А., Тайга, Кемерово, 1960.

Тайшет

В Иркутской области, областного подчинения, районный центр, в 670 км к северо-западу от Иркутска. Расположен в юго-западной части Бирюсинского плато, на р. Бирюса. Железнодорожный узел (к Т. подходит линия от Абакана) и начальный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Узел автодорог (Красноярск - Иркутск и др.). Аэропорт. Население 43,0 тыс. человек (1992; 11,7 тыс. в 1939; 33,5 тыс. в 1959; 38,2 тыс. в 1979).

Возник в 1897 как небольшое село. Удобное положение на железной дороге, Московском тракте, близ большой реки определило роль Т. как административного и торгового центра. Город - с 1938. В современном Т.: заводы - авторемонтный, шпалопропиточный и гидролизный; производство стройматериалов; предприятия пищевой (комбинат хлебопродуктов, мясокомбинат, хлебозавод, маслозавод и др.) и лесной промышленности. Город расположен по обе стороны от Транссибирской магистрали. В его южной части - улицы с деревянными домами; северной и северо-восточной части - район новостроек с современными типовыми домами; здесь же размещены основные крупные промышленные предприятия.

Литература: Бандо Е., Предбайкалье. Города и районы, Иркутск, 1976.

Талдом

Районный центр в Московской области, в 110 км к северу от Москвы. Расположен на Верхневолжской низменности. Железнодорожная станция на линии Москва - Кимры (Савёлово). Население 14,6 тыс. человек (1992; 6,0 тыс. в 1926; 9,9 тыс. в 1939; 10,4 тыс. в 1959; 13,1 тыс. в 1979).

Впервые упоминается в летописях под 1677 деревня Т., насчитывавшая 7 дворов, с 1680 - село, перевалочный пункт на Кашинском тракте. Во второй половине XIX в. Т. - большое торговое село, чему способствовала близость волжских пристаней и таких торговых центров, как Москва, Тверь, Дмитров, Углич, Рыбинск, Ярославль и др. В 1860-70-е гг. под влиянием соседнего села Кимры в Т. широкое распространение получило производство обуви. В 1894 была основана фирма И. И. Бычкова, которая вела торговлю обувью. Роль Т. как центра кустарного производства обуви ещё более возросла в годы 1-й мировой войны 1914-18 в связи с выполнением военных заказов. В марте 1917 в Т. была организована первая кооперативная артель. В 1918 Т. получил статус города и до 1929 назывался Ленинск. В современном Т.: фабрики - обувная, швейная; заводы - лёгких металлических конструкций, асфальтобетонный, молочный; хлебокомбинат. В посёлке Северный, в 5 км от Т., - завод "Промсвязь". Краеведческий музей (с 1920).

В 37 км от Т. - село Спас-Угол, родина М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В 25 км от Т. - посёлок Вербилки, где расположен Дмитровский фарфоровый завод (акционерное общество "Фарфор Вербилок").

Литература: Города Подмосковья, кн. 2, М., 1980.

Талица

Районный центр в Свердловской области, в 219 км к востоку от Екатеринбурга. Расположен на Западно-Сибирской равнине, на правом берегу р. Пышма (бассейн Оби), в 5 км от одноимённой железнодорожной станции на линии Екатеринбург - Тюмень. Население 20,1 тыс. человек (1992; 17,7 тыс. в 1979).

Основан в 1732 как посёлок на дороге в Сибирь. Позднее в Т. возникли винокуренные и дрожжевые кустарные предприятия, на базе которых был построен ацетонобутиловый завод (впоследствии преобразован в биохимический). Город - с 1942. В современной Т.: биохимический завод (производит спирт, дрожжи, углекислоту, кормовой биомицин); объединение "Талицлес" (лесо- и пиломатериалы); хлебокомбинат. Инкубаторно-птицеводческая станция. В Т. - парк-дендрарий. Преобладает деревянная застройка.

В Т. прошло детство разведчика-партизана Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова (Комната-музей Кузнецова; памятник ему).

В окрестностях города находится бальнеологический курорт. Климат континентальный. Основные природные лечебные факторы - субтермальная (26,6°С) хлоридная натриевая йодо-бромная вода, которая используется для питьевого лечения и ванн (при заболеваниях органов пищеварения), и сапропелевая грязь озера Маян. Водолечебница "Маян", на территории которой размещён цех по розливу лечебной минеральной воды "Талицкая" (до 600 тыс. бутылок в год).

Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983.

Талнах

В Красноярском крае, подчинён городской администрации Норильска, спутник Норильска, в 24 км к северу от него. Расположен в восточной части гор Хараелах, на многолетней мерзлоте. Соединён железной дорогой и автомобильным шоссе с гг. Норильск, Кайеркан, Дудинка, с аэропортом Алыкель, дудинским портом на Енисее. Население 64,7 тыс. человек (1992; 35,1 тыс. в 1979).

Основан на берегу р. Талнах в 1960 как посёлок в связи с началом добычи медно-никелевых руд для Норильского металлургического комбината. Посёлок преобразован в город в 1982. В Т. работают крупнейшие в России рудники "Маяк" (с 1964), "Комсомольский" (с 1965), "Октябрьский", "Таймырский". Обогатительная фабрика. Малое предприятие "Саяны" (свиноводство, выращивание сельскохозяйственных культур). У въезда в Т. со стороны Норильска установлен обелиск "Первым" в честь первостроителей города и рудников.

Тамбов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тара

В Омской области, областного подчинения, районный центр, в 302 км к северу от Омска. Расположен на левом берегу р. Иртыш (порт), в 285 км от железнодорожной станции Любинская на линии Тюмень - Омск. Узел автомобильных дорог (на Омск и другие города). Аэропорт. Население 26,0 тыс. человек (1992; 7,2 тыс. в 1897; 10,3 тыс. в 1926; 26,4 тыс. в 1979).

Герб Тары.

Герб Тары. "В верхней части щита герб Тобольский. В нижней, в зелёном поле, серебряный горностай, в знак изобильности и особливой доброты горностаев оном округе". Высочайше утверждён 17.3.1785

Возник первоначально в 1594 (считается годом основания города) близ устья р. Тара (приток Иртыша) как крепость, которая служила заслоном на южном рубеже русских владений в Сибири, была центром меновой торговли с Джунгарией, Средней Азией. Неоднократно горела (в 1629, 1658, после пожара 1669 перенесена на современное место). С 1782 Т. - уездный город Тобольской губернии В конце XIX в. в Т. числилось около 1 тыс. домов (в том числе 20 каменных), имелись 6 православных церквей, мечеть, Гостиный двор, были открыты женская прогимназия, уездное и приходское училища, больница, богадельня, ночлежный дом, действовал 21 завод, в том числе винокуренный, 5 кожевенных, стеклянный. Многие жители уходили на золотые прииски. После строительства Омской крепости Т. потеряла своё стратегическое и торговое значение. С 1769, когда Сибирский тракт прошёл к югу от Т., она стала захолустным городком. В 1826 по Тарскому тракту этапом были провезены декабристы, некоторые из них отбывали ссылку в Т.; в 1906 из 7600 жителей города 2300 были ссыльными.

В современной Т.: филиал Омского телевизионного завода; комбинаты - мясной, маслосыродельный, мельничный; заводы - рыбный, пивоваренный, кирпичный; фабрики - обувная, швейная. В городской застройке сохранились деревянные дома с резными карнизами и наличниками, деревянные мостки на улицах; в новых кварталах - современные типовые дома.

Литература: Иоффе М. К., Тара. Исторический очерк, Омск, 1945; Юрасова М. К., Город над Иртышом, Омск, 1953; Евсеев Е. Н., Тара в свои первые два столетия, в книге: Сибирские города XVII - начала XX вв., Новосиб., 1978; Города Омской области, Омск, 1985.

Таруса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Татарск

В Новосибирской области, областного подчинения, районный центр, в 457 км к западу от Новосибирска. Расположен в западной части Барабинской низменности. Узел железнодорожных линий (станция Татарская) (на Омск, Новосибирск, Кулунду) и автомобильных дорог. Население 30,8 тыс. человек (1992; 9,2 тыс. в 1926; 29,2 тыс. в 1979).

Образован в 1911 в результате объединения посёлков Старая Татарка и Станционный; город - с 1925. В современном Т.: предприятия железнодорожного транспорта: заводы - механический ПО "Росэлеваторспецстрой", ремонтно-механический "татарский", торгового и технологического оборудования; фабрики - швейная и валяной обуви; предприятия пищевой промышленности (мясоптицекомбинат, маслодельный комбинат); элеватор и др. Филиал Краеведческого музея.

В 66 км к востоку от Т. расположен бальнеогрязевой курорт Карачи (с конца XIX в.). Сульфидная иловая грязь, рапа солёного озера Карачи, вода (розлив под названием "Карачинская").

Таштагол

В Кемеровской области, областного подчинения, районный центр, в 511 км к югу от Кемерово. Расположен в Горной Шории, на р. Кондома (приток Томи). Конечная станция железнодорожной линии от станции Юрга на Транссибирской магистрали, в 197 км к югу от Новокузнецка. Аэропорт. Население 26,6 тыс. человек (1992; 24,4 тыс. в 1979).

Город - с 1963. В современном Т.: добыча железной руды, поступающей на металлургические предприятия г. Новокузнецк; заводы - кирпичные, бетонный; дробильно-сортировочная фабрика и др. Краеведческий музей.

Тверь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Теберда

В Карачаево-Черкесии, подчинён Карачаевской городской администрации, в 105 км к югу от Черкесска, горноклиматический курорт. Расположен на северных склонах Большого Кавказа, на высоте 1280-1420 м, в долине р. Теберда (приток Кубани), на территории Тебердинского заповедника. Окружён горами (высотой до 3300 м) Кёльбаши, Кашкая (на востоке), Лысая, Уллу-Хатипара и Гитче-Хатипара (на западе). Долина р. Теберда и склоны гор покрыты хвойными и лиственными лесами (сосна, пихта, ель, тис, клён, граб, бук); у верхней границы лесов - заросли рододендрона, выше - субальпийские и альпийские луга; у истоков р. Теберда и её притоков - высокогорные озёра и многочисленные ледники. Климат характеризуется относительной прохладой, а также сухостью, чистотой и высокой степенью ионизации воздуха, обилием ультрафиолетовой радиации. Много солнечных дней. Зима мягкая; средняя температура января около -3°C; устойчивый снежный покров с середины декабря до конца февраля. Лето умеренно тёплое; средняя температура августа 15-16°C. Осадков около 700 мм в год; максимум - в мае. Т. находится на Военно-Сухумской дороге, в 90 км к югу от конечной железнодорожной станции Джегута ветки от линии Армавир - Баку. Население 8,9 тыс. человек (1992; 6,6 тыс. в 1979).

Благоприятные природные условия Т. издавна привлекали внимание учёных-медиков. В 1910 съезд русских врачей вынес решение о необходимости подробного метеорологического и физико-географического изучения Тебердинской долины с целью создания горноклиматического курорта. В 1925 в бывших частных дачах был открыт первый санаторий для больных туберкулёзом лёгких. В последующем были построены многочисленные санаторные корпуса, благоустраивалась территория курорта. В 1970-е гг. возведены санатории "Горное ущелье", "Клухори" и др., туристские гостиница "Теберда", база "Азгек". В 1971 посёлок Т. получил статус города.

В 1990 на курорте Т. функционировало 7 санаториев (всего около 1,5 тыс. мест), где осуществлялось лечение различных форм туберкулёза лёгких. В Т. - Музей Тебердинского заповедника.

Через Т. проходит несколько туристских маршрутов, в том числе к высокогорной Домбайской поляне, расположенной на склонах Большого Кавказа, у слияния рек Аманауз и Домбай-Ульген; включает туристский комплекс с гостиницами "Домбай" (1972), "Крокус", "Солнечная долина". Памятник защитникам Клухорского перевала в 1942.

Литература: Малышев А. А., Теберда. Путеводитель, Ставрополь, 1973; Xапаев С. А., Жемчужина Большого Кавказа, Ставрополь, 1979; Теберда. Домбай. Архыз. Природа. Исторический очерк. Туристско-экскурсионные маршруты, М., 1989.

Тейково

В Ивановской области, областного подчинения, районный центр, в 35 км к юго-западу от Иваново. Расположен на р. Вязьма (бассейн Оки). Железнодорожная станция на линии Иваново - Александров. Население 38,5 тыс. человек (1992; 17,5 тыс. в 1926; 30 тыс. в 1939; 28 тыс. в 1959; 42 тыс. в 1979).

Город - с 1918. Ведущую роль в экономике современного Т. играет текстильная промышленность; крупный хлопчатобумажный комбинат (одно из старейших предприятий в области); швейная фабрика.

Литература: По земле Ивановской, Ярославль, 1983.

Темир-Хан-Шура

Название города Буйнакск в Дагестане до 1922.

Темников

Районный центр в Мордовии, в 158 км к северо-западу от г. Саранск. Расположен на правом берегу р. Мокша (приток Оки), в 71 км к северу от железнодорожной станции Торбеево на линии Рязань - Рузаевка. Аэропорт. Население 9,5 тыс. человек (1992; 1,9 тыс. в 1926; 7,4 тыс. в 1979).

Герб Темникова.

Герб Темникова. "В верхней части щита герб Тамбовский. В нижней - великий и частый лес, в золотом поле, в знак великаго изобилия лесами". Высочайше угвеожден 16.8.1781

Впервые упоминается в конце XIV в. (ныне село Старый Город). Перенесён в 1536 выше по течению р. Мокша на 8 км. Входил в состав Касимовского царства. С 1708 Т. - в составе Казанской губернии, с 1719 - в Шацкой провинции Азовской губернии. В 1779 получил статус уездного города Тамбовского наместничества (с 1796 - губернии). С 1923 Т. входил в состав Пензенской губернии, с 1930 - в Мордовской АО, с 1934 - в Мордовской АССР. В современном Т.: завод малогабаритных ламп, бумажная фабрика, лесокомбинат, пищевые предприятия. Краеведческий музей. Мемориальный музей композитора Л. И. Воинова.

В окрестностях Т., в междуречье Мокши и её правого притока Сатиса, в 1935 создан Мордовский заповедник для охраны и изучения ландшафтов Окско-Клязьминского полесья. В 3 км от Т., ниже по течению Мокши, - Санаксарьский мужской монастырь (ныне действующий; XVIII в.), на территории которого похоронен адмирал Ф. Ф. Ушаков.

Литература: Чернухин А. А., Темников, Саранск, 1973; Филиппов Ю. Н., Дорогие мои темниковцы. (О старинном городе Темникове), Саранск, 1988.

Темрюк

Районный центр в Краснодарском крае, в 193 км к западу от Краснодара. Расположен на северном берегу Таманского полуострова, на правом берегу р. Кубань, недалеко от впадения её в Азовское море. Морской порт (в 4 км от города). Т. соединён железнодорожной веткой (14 км) с линией Крымская - Кавказ. Население 33,8 тыс. человек (1992; 14,5 тыс. в 1897; 15,9 тыс. в 1926; 23,2 тыс. в 1939; 23 тыс. в 1959; 31,9 тыс. в 1979).

В 1237 татары, захватив кубанские степи, построили на территории современного Т. город. В XIV в. здесь находилась генуэзская колония Копа. В конце XV - начале XVI вв., во время турецко-татарского владычества, город назывался Тумнев. Предположительно, название Т. происходит от имени кабардинского князя Темрюка Айдаровича (Идаровича), который с помощью русских войск изгнал с Тамани татар и турок и построил здесь крепость Новый Темрюк. В 1570, после ухода русских войск, турки и татары вновь восстановили свою власть, завладели крепостью, переименовав её в Адис. В XVII-XVIII вв. - в составе Турции, с 1774 - в России. В 1778 возведено Старотемрюкское укрепление. С 1793 - казацкое темрюкское урочище. С 1821 - местечко, с 1831 - казацкий курень, с 1843 - станица. С 1860 - город Т. В 1860-1910 - уездный центр Кубанской области. В конце XIX в. в Т. проживало свыше 15 тыс. человек, имелись 2 православные церкви, еврейский молельный дом; были открыты городское училище, женское училище, низшая ремесленная школа, мужское приходское училище и др. Городской общественный банк, типография; действовали порт, таможенная застава, войсковая грязелечебница; насчитывалось 60 фабрик, заводов и мастерских, в том числе 21 кирпичный завод, 18 мельниц и другие заведения. Жители занимались рыболовством. Главный предмет вывоза - зерно.

Современный Т. - центр рыболовства и рыбного хозяйства (заводы - рыбоконсервный, осетрово-рыбоводный); переработка сельскохозяйственного сырья (молокозавод, хлебозавод); заводы - опытно-механический, стройматериалов; швейная фабрика; звероводческое хозяйство. Музеи: историко-археологический, боевой техники "Военная горка". Город с 1860 застраивался преимущественно одноэтажными домами по регулярному плану с геометрически правильной сеткой улиц. К центральной части города примыкали слободы Солдатская, Пески, Замостянский посёлок. Ныне на главной улице и склонах горы Миски построены 5-этажные жилые дома.

Литература: Зверев К. В., Темрюк, Краснодар, 1976.

Терек

Районный центр в Кабардино-Балкарии, в 59 км к востоку от Нальчика. Расположен в Предкавказье, на равнинном правобережье р. Терек. Железнодорожная станция (Муртазово) на линии Прохладная - Беслан - Гудермес. Население 17,8 тыс. человек (1992; 12,1 тыс. в 1979).

Город - с 1967. В современном Т.: заводы - алмазного инструмента, консервный, винный и др.; элеватор. Центр сельскохозяйственного района - посевы зерновых (озимая пшеница, кукуруза), технических (подсолнечник, кенаф и др.) и кормовых культур; молочное скотоводство, овцеводство, коневодство.

Териоки

Название города Зеленогорск в Ленинградской области до 1948.

Тетюши

Районный центр в Татарии, в 180 км к югу от Казани. Расположен на Волге, на берегу Куйбышевского водохранилища (пристань), в 45 км к востоку от железнодорожной станции Буа на линии Казань - Ульяновск. Население 10,9 тыс. человек (1992; 4,8 тыс. в 1897; 4,8 тыс. в 1926; 10,4 тыс. в 1979).

Герб Тетюшей.

Герб Тетюшей. "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - два серебряныя рыцарския копья и два щита, в красном поле, в знак того, что обыватели сего места суть старых слукб слукилые люди, употреблявшие в древности с похвалою оные орудия". Высочайше утверждён 18.10.1781

Основан в 1574-78 (по другим сведениям, в 1555-57) как Тетюшская застава. В 1781 назначен уездным городом Казанского наместничества (с 1796 - губернии). В конце XIX в. в Т. имелись 4 церкви и мечеть, были открыты уездное училище, женское училище, татарская школа для мальчиков, татарское женское медресе, земская больница, богадельня, детский сиротский дом. Основными занятиями жителей были торговля хлебом, рыболовство, обслуживание пристани. Проводилось ежегодно 2 ярмарки.

В современном Т.: комбинаты - молочный, мясной, хлебопродуктов; заводы - рыбный, пивоваренный, комбикормовый, механический (филиал Казанского вертолётного); предприятия деревообрабатывающей промышленности (мебельная фабрика и др.); кирпичный завод и др. Краеведческий музей. Среди старинной застройки Т. сохранился собор казанской Божьей Матери (бывший Троицкий; 1773).

В Т. родился художник М. В. Куприянов - один из деятелей творческого содружества Кукрыниксы.

Литература: Сабиров Р. М., По городам Татарии, Каз., 1976.

Теучежск

Название города Адыгейск в Адыгее до 1990.

Тикси

Посёлок городского типа (с 1939), центр Булунского района в Якутии, в 1270 км (воздушным путём) к северу от Якутска. Расположен в зоне распространения многолетнемёрзлых пород. Морской порт на берегу бухты Тикси (море Лаптевых), близ дельты р. Лена (Быковская протока). Аэропорт. В навигацию по Лене между Т. и Якутском курсируют теплоходы. Климат суровый. В год бывает до 120 дней с метелями. Средние температуры января -35°C, июля 11°C. Зима длится 8 месяцев, лето - 2 месяца. С 10 мая по 2 августа - полярный день, с 17 ноября по 25 января - полярная ночь. Население 11,6 тыс. человек (1990; 9,9 тыс. в 1979).

Впервые на карту северного побережья России бухта нанесена в 1739 Дмитрием Лаптевым под названием губа Горелая, с 1823 она называется Тикси (в переводе с якутского - место, где можно пристать к берегу). В окрестностях Т., в дельте Лены, находились лагеря НКВД. В 1934 построен порт - на одном из самых труднодоступных участков Северного морского пути. Современный порт - хорошо оснащённое предприятие, имеющее автохозяйство, портовый флот: осуществляется перевалка грузов с морских судов для населенных пунктов на берегах рек Хатанга, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма. Наибольший грузооборот порта отмечен в 1987 - 850 тыс. т за короткую навигацию. База судоремонта.

В Т. - службы Северного морского пути. Арктическое морское пароходство. Лаборатория Института космофизики, управление Государственного комитета по гидрометеорологии, управление "Тиксистрой". Производственно-технический центр "Ламу" (национальная меховая одежда, сувениры). Народный музей Арктического морского пароходства (два отдела: картинная галерея и отдел истории освоения берегов Центральной Арктики). Памятник политическому ссыльному М. И. Брусневу.

Близ Т. - полярная станция (с 1932); в 45 км от Т., на северном побережье полуострова Быковский, - рыбозавод.

Литература: Федорова Е. Н., Города и рабочие поселки - районные центры Якутской АССР, Якутск, 1982.

Тильзит

Название города Советск в Калининградской области до 1946.

Тим

Посёлок городского типа, районный центр в Курской области, в 65 км к востоку от Курска. Расположен в верховьях р. Тим (бассейн Дона), на автомобильной дороге Курск - Воронеж, в 35 км к юго-востоку от железнодорожной станции Щигры на линии Курск - Касторная. Население 3,9 тыс. человек (1989; 7,4 тыс. в 1897; 2 тыс. в 1926; 3,3 тыс. в 1979).

Герб Тима.

Герб Тима. "В верхней части щита - герб Курский, нижняя часть разделена надвое: в красном поле - рукьё, в зелёном поле - золотая коса в знак того, что жители города "суть старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, для чего и в гербе военное орукие с орудиями тщательного хлебопашества соединено"." Высочайше утверждён 8 января 1780

В 1779 из села Выгорново образован уездный город Т. Курского наместничества. С 1926 - сельское поселение, с 1938 - посёлок городского типа.

Тимашевск

Районный центр в Краснодарском крае, в 73 км к северу от Краснодара. Расположен на Кубано-Приазовской низменности, на р. Кирпили. Узел железнодорожных линий (на Краснодар, Крымск, Приморско-Ахтарск, Батайск) и автодорог (Ейск - Краснодар и др.). Население 47,8 тыс. человек (1992; 38,9 тыс. в 1979).

Город - с 1966. Современный Т. - центр сельскохозяйственного района. Пищевая, главным образом сахарная, промышленность. Заводы: комбикормовый, пеньковый, кирпичный, асфальтовый. Тепличный комбинат, аграрно-производственное объединение; предприятия железнодорожного транспорта.

Литература: Штатский В. Н., Тимашевск, Краснодар, 1979.

Тихвин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тихорецк

В Краснодарском крае, краевого подчинения, районный центр, в 136 км к северо-востоку от Краснодара. Расположен на Кубано-Приазовской низменности. Крупный железнодорожный узел на пересечении линий Ростов-на-Дону - Баку и Волгоград - Новороссийск. Автомагистраль (Ростов-на-Дону - Минеральные Воды). Население 68,1 тыс. человек (1992; 37 тыс. в 1939; 50 тыс. в 1959; 60 тыс. в 1970; 64 тыс. в 1979).

В конце XIX в. в станице Тихорецкой проживало свыше 5 тыс. человек. Станица являлась узловой станцией Владикавказской железной дороги с интенсивным грузовым движением. Велась оживлённая торговля зерном. С 1926 - город Т. В довоенное время развивался как центр крупного сельскохозяйственного района. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 Т. был оккупирован немецко-фашистскими войсками 5 августа 1942; освобождён 30 января 1943.

В современном Т.: машиностроение и металлообработка (заводы - тяжёлых путевых машин, химического машиностроения, механический), пищевая (комбинаты - мясной, сыродельный, хлебопродуктов, совхоз-завод и др.), лёгкая (швейная фабрика и др.) промышленность; производство строй- материалов. Историко-краеведческий музей.

Литература: Мачнев И., Тихорецк, Краснодар, 1975.

Тобольск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тогучин

Районный центр в Новосибирской области, в 125 км к востоку от Новосибирска. Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на р. Иня (приток Оби). Железнодорожная станция на линии Новосибирск - Новокузнецк. Автомобильная дорога. Население 23,3 тыс. человек (1992; 19,2 тыс. в 1959; 23,3 тыс. в 1979).

Основан в 1929. Город - с 1945. В современном Т.: завод насосно-аккумуляторных станций, деревообрабатывающий комбинат, плодо- и хлебокомбинаты; заводы - напитков и концентратов "Тогучинский", молочный, пенькообрабатывающий. Лесхоз-техникум.

Литература: Булыгин Ю. С., К истории возникновения городов Новосибирской области Бердска и Тогучина, в кн.: Города Сибири, Новосиб., 1978.

Тольятти

Статья большая, находится на отдельной странице.

Томари

Районный центр в Сахалинской области, в 167 км к северо-западу от Южно-Сахалинска. Расположен в юго-западной части о. Сахалин, на берегу Татарского пролива Японского моря. Железнодорожная станция на линии Холмск - Ильинск. Автомобильная дорога (Холмск - Бошняково). Население 8,3 тыс. человек (1992; 10 тыс. в 1959; 7,8 тыс. в 1979).

Основан в 1870. Согласно Портсмутскому мирному договору 1905, завершившему русско-японскую войну 1904-05, южная часть о. Сахалин (до 50-й параллели) отошла к Японии. С 1945 - в России. До 1946 назывался Томариору. С 1946 - город Т. В современном Т.: заводы - целлюлозно-бумажный, лесотарный, шлакоблочный, пивоваренный; мебельная фабрика; леспромхоз.

Литература: Города Сахалинской области, Южно-Сахалинск, 1978.

Томмот

В Алданском районе Якутии, в 451 км к югу от Якутска. Расположен в зоне распространения многолетнемёрзлых пород, на севере Алданского нагорья, на р. Алдан, правом притоке р. Лена (пристань), на Амуро-Якутской автомобильной магистрали, в 87 км к северо-востоку от г. Алдан (аэропорт), в 280 км от железнодорожной станции Нерюнгри. Население 9,9 тыс. человек (1992; 6,4 тыс. в 1979).

Город основан в 1925 в связи со строительством Укуланской пристани на р. Алдан. Был перевалочной базой для развивающейся золотодобывающей промышленности рудника "Незаметный". В начале 1940-х гг. охотник В. Н. Захаров обнаружил на ключе Эмельджак в берлоге убитой медведицы месторождение слюды - флогопита (изоляционный материал). Добыча ведётся с 1942. В современном Т.: горнодобывающая, лесообрабатывающая промышленность; производство стройматериалов. Строится (1994) Байкало-Амурская железнодорожная магистраль от станции Беркакит до Т. Памятник В. Н. Захарову.

Литература: Федорова Е. Н., Города и рабочие поселки - районные центры Якутской АССР, Якутск, 1982.

Томск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Топки

В Кемеровской области, областного подчинения, районный центр, в 38 км к западу от г. Кемерово. Узел железнодорожных линий (на Юргу, Ленинск-Кузнецкий, Барзас). В 4 км от автомобильной магистрали Омск - Кемерово. Население 34,1 тыс. человек (1992; 25,6 тыс. в 1959; 30,4 тыс. в 1979).

Возник в 1914 в связи со строительством Сибирской железной дороги. Город - с 1933. В современном Т.: предприятия железнодорожного транспорта; заводы - цементный, механический, железобетонных изделий; фабрика игрушек. Исторический музей.

Торжок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Торопец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тосно

В Ленинградской области, областного подчинения, районный центр, в 53 км к юго-востоку от Санкт-Петербурга. Расположен на берегу р. Тосна (приток Невы). Узел железнодорожных линий (на Санкт-Петербург, Бологое, Нарву). Автомагистраль (Санкт-Петербург - Москва). Население 33,8 тыс. человек (1992; 24,3 тыс. в 1979).

Впервые поселение Т. упоминается в 1500. В начале XVIII в. на месте небольшой деревни возникла ямская слобода на "Большой дороге", проложенной от Петербурга до Москвы, населённая ямщиками, отбывавшими "почтовую гоньбу". К концу XVIII - началу XIX вв. Т. становится самым крупным населённым пунктом и почтовой станцией на дороге. Развиты были кирпичный, известковый, лесозаготовительный и другие промыслы. В 40-х гг. XIX в. через Т. прошла железная дорога Москва - Санкт-Петербург. После 1917 тосненские артели производили в основном обувь, швейные и трикотажные изделия, мебель, стройматериалы. С 1930 - районный центр. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 оккупирован немецко-фашистскими войсками 28 августа 1941; освобождён 26 января 1944. За время оккупации были разрушены почти все промышленные предприятия и около 2/3 жилого фонда. Восстановлен в послевоенные годы. Город - с 1963. В современном Т.: завод "Стройдеталь", ПО "Эра", опытный ремонтно-механический завод, мебельный цех Любавинского леспромхоза.

В 18 км к юго-западу от Т. находится посёлок Лисино-Корпус, где с XIX в. существует учебно-опытное лесное хозяйство; в середине XIX в. были построены охотничий дворец и каменная церковь (архитектор Н. А. Бенуа), перестроен главный дом "Егерского училища". С Лисинским лесхозом связаны имена учёных-лесоводов Г. Ф. Морозова, В. Н. Сукачёва и др. В 50-х гг. XIX в. лисинским лесничим был известный публицист Н. В. Шелгунов.

Литература: Тосно, Л., 1974.

Тотьма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Троицк (Московская обл.)

В Московской области, областного подчинения, в 35 км к юго-западу от Москвы. Расположен на р. Десна (приток Пахры), в 18 км к западу от железнодорожной станции Бутово на линии Москва - Подольск, на Старой Калужской дороге. Население 30,4 тыс. человек (1992; 5,2 тыс. в 1959; 12,7 тыс. в 1970; 22,2 тыс. в 1979).

Возник на месте села Троицкое (Богородицкое), принадлежавшего во второй половине XVII - начале XVIII вв. князьям Репниным. В 1797 в селе основана суконная фабрика, к концу XIX - началу XX вв. выросшая в крупное предприятие с производственными корпусами и фабричным посёлком (ныне - Троицкая камвольная фабрика, реконструирована в 1980-х гг.). С 1928 - рабочий посёлок Троицкий.

В конце 1940-х гг. в южной части Троицкого образован научный центр физических исследований АН СССР (ныне - Российская АН) с переведённым из Ленинграда Институтом земного магнетизма (ныне - Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн), Институтом физики высоких давлений (с 1965), Институтом спектроскопии (с 1968), филиалами Института атомной энергии имени И. В. Курчатова (с 1957, ныне - Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований), филиалом Физического института имени П. Н. Лебедева (с 1963), Институтом ядерных исследований (с 1970).

В 1977 посёлок Троицкий был преобразован в город Т.

Современный Т. - многоотраслевой научно-производственный центр Российской АН. Город расположен в живописной местности. Жилищное строительство в 1950-70-е гг. велось раздельно в северной промышленной зоне (микрорайон "В") и в научном городке; в центре Т. сохранён участок леса, превращённый в обширный городской парк.

В 5 км к югу от Т. - бывшая усадьба Красное (Красная Пахра), в начале XVIII в. принадлежавшая имеретинскому царевичу Александру, после 1725 - роду Салтыковых (в том числе в 1756-62 - Д. Н. Салтыковой, известной "Салтычихе"). На главной оси ансамбля расположены барочная церковь Иоанна Богослова типа "восьмерик на четверике" (1706, перестроена в первой половине XIX в. в формах ампира), главный дом (XVIII в., капитально перестроен в середине XIX в.), хорошо сохранившийся липовый парк со звездчатой системой аллей и геометрически правильными прудами (XVIII в.). В 10 км к юго-западу от Т. - ансамбль бывшей усадьбы М. Н. Кречетникова (с первой трети XIX в. - графов Шереметевых) Михайловское: 2-этажный с мезонином дом в стиле раннего классицизма (1776-84, приписывается И. Е. Старову; в интерьере - овальные комнаты, центральный 2-светный круглый зал), 2 павильона в форме 2-ярусных башен (вторая половина XVIII в.), регулярный (конца XVIII в.) и пейзажный (первая половина XIX в.) парки.

Литература: Ильин М. А., Подмосковье, 3 изд., М., 1974; Памятники архитектуры Московской области, т. 2, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 3, М., 1981.

Троицк (Челябинская обл.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Троицкосавск

Город (основан в 1727), вошедший в 1934 в состав города Кяхта в Бурятии.

Трубчевск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Туапсе

В Краснодарском крае, краевого подчинения, районный центр, в 439 км к западу от Краснодара. Расположен на берегу Туапсинской бухты Чёрного моря, окаймлённой предгорьями Большого Кавказа. Морской порт. Железнодорожная станция на линии Армавир - Сочи - Тбилиси (Грузия). Узел автомобильных дорог, в том числе автомагистраль Новороссийск - Сочи - Тбилиси. Население 64,4 тыс. человек (1992; 12 тыс. в 1926; 30 тыс. в 1939; 37 тыс. в 1959; 51 тыс. в 1970; 60 тыс. в 1979).

Возник как поселение вокруг русского военного укрепления Вельяминовского, основанного в 1838. С 1866 - посад Вельяминовский, с 1896 - посад Т. (назван по р. Туапсе), центр округа Черноморской губернии. Город - с 1916. Развитие Т. в конце XIX - начале XX вв. было связано с постройкой шоссейных дорог Новороссийск - Сухуми и Майкоп - Т. (в 1895), строительством морского порта (первые портовые сооружения построены в 1896-98) и проведением железной дороги Армавир - Т. (в 1914). В 1914-15 вошли в строй многочисленные мелкие предприятия. В годы Гражданской войны часть портовых сооружений и предприятий города была разрушена (восстановлены в 1920-е гг.). Большое значение для развития Т. в конце 1920-х гг. имело сооружение нефтепроводов из Грозного и Майкопа, а также нефтеперерабатывающего завода и нефтяного пирса в морском порту. С достройкой Черноморской железной дороги (в 1925) Т. становится "воротами" курортов Сочи и Мацесты. С 1937 Т. - в Краснодарском крае. В период Великой Отечественной войны 1941-45 на подступах к Т. в ноябре - декабре 1942 в результате ожесточённых боёв были остановлены и разгромлены немецко-фашистские войска. Город был сильно разрушен налётами вражеской авиации. После войны восстановлен, построены новые административные, общественные и жилые здания.

Морской порт Т. (грузооборот 9 млн. т в 1991) специализируется на вывозе нефти и нефтепродуктов, главным образом на экспорт; перевалка навалочных и генеральных грузов. В современном Т.: нефтеперерабатывающие, машиностроительные, судомеханические заводы; обувная фабрика; предприятия пищевкусовой промышленности (мясокомбинат, молочный, винный заводы и др.); производство стройматериалов. Историко-краеведческий музей имени М. Г. Полетаева.

Близ Т. - дольмены (3-2-е тысячелетие до н. э.). В окрестностях города - сады, виноградники; возделывание табака, кукурузы; чайные плантации (в районе Гойтхского перевала); леса.

Т. - центр Туапсинской курортной зоны Черноморского побережья протяжённостью около 100 км; включает курортные местности (с северо-запада на юго-восток); Джубга, Новомихайловский, Небуг, Агрия, Ольгинка, Гизель-Дере и Шепси.

Литература: Туапсе, Краснодар, 1958; Туапсе и Туапсинский район. (История, природа, экономика и краеведение), Краснодар, 1967.

Туймазы

В Башкирии, республиканского подчинения, районный центр, в 170 км к западу от Уфы. Расположен в Предуралье, на р. Усень (бассейн Камы). Железнодорожная станция на линии Ульяновск - Уфа. Население 60,8 тыс. человек (1992; 43,7 тыс. в 1979).

Возник в 1937 в связи с открытием и освоением Туймазинского месторождения нефти (разрабатывается с 1939). Город - с 1960. Современный Т. - крупный центр нефтяной промышленности Волго-Уральской нефте- газоносной провинции; центр пересечения нефтепроводов. Заводы - медицинского стекла, геофизического оборудования и аппаратуры, химического машиностроения, автобетоновозов, газоперерабатывающий, технического углерода, стеновых материалов, железобетонных изделий; фарфоровый, суконный комбинаты; фабрики - нетканых материалов, швейная, бумажная; мясокомбинат, маслосырокомбинат.

Литература: Лиференко Н. Н., Туймазы, Уфа, 1971.

Тула

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тулун

В Иркутской области, областного подчинения, районный центр, в 390 км к северо-западу от Иркутска. Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на р. Ия (бассейн Ангары). Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Узел автодорог (магистраль Красноярск - Иркутск, Т. - Усть-Кут). Население 53,8 тыс. человек (1992; 6 тыс. в 1926; 28 тыс. в 1939; 42 тыс. в 1959; 49 тыс. в 1970; 52 тыс. в 1979).

В XIX в. существовало притрактовое село Т. В начале XX в., после проведения железной дороги, Т. стал значительным торговым пунктом (числилось свыше 70 торговых заведений). Многие товары отправлялись, минуя Иркутск, к Ангаре и к пристаням на Лене для продажи на Ленских золотых приисках в Якутии; этим же путём многочисленные партии рабочих направлялись на Ленские золотые прииски. С 1927 - город. Современный Т. - крупный центр лесной, деревообрабатывающей и угольной промышленности, производства строй- материалов. Заводы - стекольный, гидролизный, авторемонтный и электроремонтный; предприятия пищевой промышленности (мельница, водочный завод, мясокомбинат). Историко-революционный музей. Центральная часть города застроена в основном деревянными домами. Современные каменные дома - в посёлках стекольного и гидролизного заводов, Тулунского и Азейского угольных разрезов.

Литература: Гущин П., Тулун - частица нашей Родины, Тулун, 1967; Бандо Е., Предбайкалье. Города и районы, Иркутск, 1976.

Туран

Центр Пий-Хемского района в Туве, в 70 км к северо-западу от Кызыла. Расположен в Турано-Уюкской котловине, на р. Туран (левый приток р. Уюк, впадающей в Бий-Хем - Большой Енисей), на Усинском тракте (Абакан - Кызыл), в 345 км от железнодорожного узла Абакан. Аэропорт. Население 5,6 тыс. человек (1992; 5 тыс. в 1979).

Основан в 1885 русскими переселенцами из Сибири, занимавшимися земледелием, скотоводством, охотой, сплавом леса. Город - с 1945. В современном Т.: промкомбинат; предприятия деревообрабатывающей промышленности. Для Т. характерны современная застройка, широкие прямые улицы, обсаженные рядами лиственницы. В районе - мясо-шёрстное животноводство, посевы зерновых (пшеница, овёс, ячмень). Овцеводческий совхоз.

Туринск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Туруханск

Село, районный центр в Красноярском крае, в 1474 км к северу от Красноярска. Расположено при впадении р. Нижняя Тунгуска в Енисей. Население 8,9 тыс. человек (1989; 200 человек в 1897).

ГербТуруханска.

ГербТуруханска. "В верхней части щита - герб Тобольский, в нижней части в зелёном поле - серебряный песец, потому, что оного округа песцы наилучшими почитаются". Высочайше утверждён 17 марта 1785

Основан в 1607 как укреплённый пункт Новая Мангазея. В 1782 назначен уездным городом Томской области. С 1925 - сельское поселение.

Тутаев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тушино

Образован в 1939, включён в состав города Москва в 1960.

Тында

В Амурской области, областного подчинения, районный центр, в 839 км к северо-западу от Благовещенска. Расположен в зоне распространения многолетнемёрзлых пород, в долине рек Тында и Геткан (бассейн Зеи), на высоте свыше 500 м над уровнем моря. Крупный транспортный узел. Амуро-Якутская автодорога на Невер и Якутск, железнодорожный узел БАМ. Аэропорт. Население 62,2 тыс. человек (1992; 42,6 тыс. в 1979).

Основан в 1928 как рабочий посёлок Тындинский для обслуживания Амуро-Якутской автодороги. Во время строительства БАМ - один из опорных пунктов стройки. В 1975 преобразован в город Т. Административный центр строительства и эксплуатации БАМ. Предприятия по обслуживанию БАМ. Хлебозавод, мясо-молочный комбинат. Город быстро застраивается 9- и 16-этажными зданиями. Заложен парк на берегу р. Тында.

Тырныауз

В Кабардино-Балкарии, республиканского подчинения, в 89 км к юго-западу от Нальчика. Расположен на северном склоне Большого Кавказа, в верховье р. Баксан (бассейн Терека), на высоте 1115-1285 м над уровнем моря. Близ Т., по долине р. Баксан, проходит автомобильная дорога к подножию горы Эльбрус. Население 31,1 тыс. человек (1992; 21 тыс. в 1979).

Посёлок Т. основан в 1930-х гг. на месте балкарского села Кирхожан в связи с освоением месторождения вольфрамо-молибденовых руд (открыто в 1934, разрабатывается с 1940). Город - с 1955. В современном Т.: вольфрамо-молибденовый комбинат (открытая и подземная добыча руды); заводы - низковольтной электроаппаратуры, силикатного кирпича, железобетонных изделий. Город расположен на узких речных террасах и террасовидных склонах глубокой долины Баксана. Трёх- и четырёхэтажные жилые дома, построенные главным образом в 1940-50-х гг., и промышленные сооружения размещаются между скальными выходами горных пород. В 1980-е гг. возведён микрорайон с 9- и 14-этажными жилыми домами. Здания обогатительной фабрики вольфрамо-молибденового комбината находятся на отвесно вздымающейся скале. На вершину скалы тянутся две нитки подвесной канатной дороги, по которой к руднику на высоту 243 м над городом доставляются рабочие.

Тюкалинск

В Омской области, областного подчинения, районный центр, в 134 км к северо-западу от Омска. Расположен на востоке Ишимской равнины, в 79 км к северо-востоку от железнодорожной станции Называевская на линии Ишим - Омск. Узел автодорог. Население 12,4 тыс. человек (1992; 4,2 тыс. в 1897; 4,2 тыс. в 1926; 6,6 тыс. в 1939; 10,2 тыс. в 1959; 11,9 тыс. в 1979).

В 1759 на месте современного Т. существовала почтовая станция. С 1763 (когда Сибирский тракт был проложен на юге от Тары) - ямская слобода Тюкала. Существует несколько версий происхождения наименования: от названия речки, мимо которой пролегал тракт, где "варнаки тюкали", т. е. грабили, обозы; от фамилии первопоселенца - кузнеца Ивана Тюкалова; от угорского или тюркского слова "тюк", означающего упакованный для перевозки товар. Разросшаяся слобода в 1823 получила статус окружного города Т. В 1838 оставлен за штатом и присоединён к Омскому округу. В 1878 - вновь окружной город, позднее - уездный город Тобольской губернии. В конце XIX в. в Т. числилось около 700 жилых домов, имелись 2 церкви, приходское и двухклассное училища. Жители занимались земледелием и скотоводством. На ярмарках шла оживлённая торговля хлебом, мясом, кожами, пушниной, крупным рогатым скотом, лошадьми. В начале XX в. в Т. действовали 27 фабрик и заводов, в том числе маслодельные. В 1903 в Т. была открыта контора по экспорту сливочного масла за границу (в Германию, Англию, Швецию). После проведения Транссибирской железной дороги Сибирский тракт, а вместе с ним и Т. утратили своё торговое значение.

В современном Т.: крупный маслосырокомбинат; фабрика товаров народного потребления; производство железобетонных изделий. Историко-краеведческий музей. Город застроен в основном деревянными одноэтажными домами. Сооружается (1993) водопровод с забором воды из Иртыша.

Литература: Города Омской области, Омск, 1985.

Тюмень

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница