Статьи на букву "С" (часть 3, "СОФ"-"СЫЧ")
Образован в 1780, включён в состав города Царское Село (ныне Пушкин) в 1805. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Районный центр в Калужской области, в 197 км к западу от Калуги. Расположен на юге Смоленско-Московской возвышенности. Железнодорожная станция на линии Сухиничи - Смоленск. Аэропорт. Население 6,3 тыс. человек (1992; 1,7 тыс. в 1926; 6,0 тыс. в 1979). Известен с XV в. как городище Деменск. В 1855 по ходатайству помещика Нарышкина населённый пункт преобразован в местечко Спас-Деменское; был значительным в Калужской губернии центром торговли пенькой и производства рогож (8 рогожных фабрик с 500 рабочими изготовляли свыше 1 млн. рогож). Город - с 1917. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками 4 октября 1941; освобождён 13 августа 1943. В современном С.-Д.: фабрика строчевышитых изделий; молочный завод; предприятия железнодорожного транспорта. |
Центр Клепиковского района Рязанской области, в 67 км к северо-востоку от Рязани. Расположен в центральной части Мещёрской низменности, на р. Пра (приток Оки). Железнодорожная станция на линии Рязань - Гусь-Хрустальный. Узел автомобильных дорог (на Москву, Рязань, Владимир, Касимов). Население 7,1 тыс. человек (1992; 2,3 тыс. в 1926; 6,8 тыс. в 1979). Известен с XVI в. как село Клепики (название от старорусского "клепик" - нож для разделки и чистки рыбы, "клепики" - место разделки рыбы, улова); название С.-К. село, по-видимому, получило с появлением первой деревянной Спасо-Преображенской церкви. Во второй половине XVII в. С.-К. - торговое село с полотняной фабрикой на оживлённом Касимовском тракте; к середине XIX в. в населённых пунктах, расположенных близ села, значительное развитие получило производство ваты из угаров (отходов) хлопкопрядильных и ткацких фабрик Московской и Владимирской губерний, а также из льняной пакли, бытового тряпья и др. (всего действовало до 15 фабрик). В XIX - начале XX вв. в С.-К. и его окрестностях широкое распространение получили промыслы: плетение лаптей, углежжение, вырезка оконных наличников и избяных карнизов, изготовление мебели и различных предметов крестьянского обихода. В 1899 через С.-К. была проложена узкоколейная железная дорога от Рязани до Тумы. В конце XIX в. в селе действовали котельный и мыловаренный заводы, кузница, ветряная мельница; были открыты несколько начальных учебных заведений, народная читальня, земская больница, аптека, почта, телеграф и др. В 1919 был образован Клепиковский уезд; с 1920 С.-К. - город. В 1909-12 в церковно-учительской школе С.-К. учился С. А. Есенин (на окраине города сохранилось здание бывшей школы); в деревне Егорово, близ С.-К., родился художник А. Е. Архипов. В современных С.-К.: текстильно-трикотажная и швейная фабрики; производство обуви. В окрестных сёлах - производство ваты различного назначения (Клепиковское ватное объединение). Филиал Государственного музея-заповедника С. А. Есенина. Литература: Попов А. С., Мещерский край, М., 1970; Вагнер Г. К., Чугунов С. В., Рязанские достопамятности, 2 изд., М., 1989; Города и районы Рязанской области, Рязань, 1990. |
Название города Беднодемьяновск в Пензенской области до 1925. |
Название города Булгар в Татарии до 1926. |
В Приморском крае, краевого подчинения, центр Спасского района, в 243 км к северо-востоку от Владивостока. Расположен на Приханкайской низменности, в 20 км от озера Ханка. Железнодорожная станция на линии Хабаровск - Владивосток. Население 61,4 тыс. человек (1992; 23,3 тыс. в 1939; 39,6 тыс. в 1959; 53,2 тыс. в 1979). Основан переселенцами из других районов России около 1886 как село Спасское, близ которого в 1906 построена станция Евгеньевка Уссурийской железной дороги. В 1917 село преобразовано в город Спасск; в 1926 в его состав вошёл пристанционный посёлок Евгеньевка. С 1929 - город С.-Д. В 1908 на базе месторождений высококачественных известняков и глин близ Евгеньевки построен цементный завод; в 1932-34 построен второй цементный завод. В 1976 вошёл в строй Ново-Спасский цементный завод. В современном С.-Д.: производство стройматериалов (ПО "Спасскцемент", комбинат асбоцементных изделий, "Спасскцемремонт", заводы - литейно-механический, железобетонных изделий, стройматериалов и др.); машиностроение и металлообработка (заводы - экспериментально-механический, авто- ремонтный, Приморский экспериментальный, предприятие "Спасскводмашремонт"); лёгкая промышленность (Приморское ПО "Восток", фабрика валяльной обуви "Таёжная"); завод художественной керамики; пищевые предприятия (мясокомбинат, колбасная фабрика, молокозавод, завод овощных и фруктовых консервов). На территории С.-Д. - охраняемый памятник природы (с 1981) Пещера Спасская. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название города Булгар в Татарии в 1926-35. |
Районный центр в Якутии, в 1485 км (воздушным путём) к северо-востоку от Якутска. Расположен на Колымской низменности, в зоне распространения многолетнемёрзлых пород. Пристань на левом берегу р. Колыма, при впадении в неё р. Анкудинка. Аэропорт. Население 4,9 тыс. человек (1992; 538 человек, в 1897; 3,2 тыс. в 1979). Основан в 1644 казаками как острог (назывался Ярманка), в 1775 переименован в город С. - центр Колымского округа. С. был местом ссылки; здесь на поселении находился декабрист Н. С. Бобрищев-Пушкин и др. В XIX в. С. - окружной город. В конце XIX в. в С. числилось 147 домов (в том числе 53 жилых), 22 юрты, 12 торговых заведений, были открыты деревянная церковь, церковно-приходская школа, небольшая больница. Жители занимались рыболовством, пушным промыслом, охотой на птиц, сбором грибов, ягод. В современном С. - мясомолочный комбинат, нефтебаза и другие предприятия. В районе - пушной промысел, звероводство (в том числе разведение серебристо-чёрных лисиц), рыболовство, животноводство (крупный рогатый скот, лошади, олени). Краеведческий музей (основан в 1921 как музей на общественных началах; в 1989 преобразован в районный краеведческий филиал Якутского объединённого музея истории и культуры народов Севера). Город разделён р. Анкудинка на две части. Памятники: первым открывателям р. Колыма и основателям города; надмогильный памятник жертвам Колымской ссылки; жертвам Гражданской войны. Литература: Федорова Е. Н., Города и рабочие поселки - районные центры Якутской АССР, Якутск, 1982. |
В Свердловской области, подчинён Верхнепышминской городской администрации, в 25 км к северу от Екатеринбурга. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на берегу Исетского озера, в 10 км от железнодорожной станции Исеть на линии Екатеринбург - Нижний Тагил. Население 18,5 тыс. человек (1992; 8,8 тыс. в 1939; 13,1 тыс. в 1959; 17,7 тыс. в 1979). Возник в 1931 в связи со строительством Среднеуральской ГРЭС (первый агрегат пущен в 1936). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 на базе эвакуированного в С. Харьковского механического завода и местных мастерских создан Среднеуральский механический завод. В 1963-66 построена 2-я очередь ГРЭС. Город - с 1966. В современном С.: заводы - металлоконструкций и железобетонных изделий, винзавод; птицефабрика. Город застроен в основном многоэтажными зданиями. Центр города - на высоком берегу озера. Промышленная зона - в северной части С. В окрестностях - живописные скалы "Чёртово городище", "Семь братьев", скалы Грокского. Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983. |
Районный центр в Читинской области, в 385 км к востоку от Читы. Расположен на юго-востоке Забайкалья, в предгорьях Борщовочного хребта, на берегу р. Шилка (бассейн Амура). Железнодорожная станция на ветке от станции Куэнга на Транссибирской магистрали. Узел автодорог (Агинское - С. и др.). Пристань на правом берегу Шилки. Аэропорт. Население 10,3 тыс. человек (1992; 1,4 тыс. в 1897; 8,6 тыс. в 1926; 12,3 тыс. в 1939; 15,1 тыс. в 1959; 13,4 тыс. в 1979).
Герб Сретенска (Сретинска). В верхней части щита герб Иркутский. В нижней части - в голубом поле положенные слитки серебра, в знак того, что в округе сего города находятся серебряныя руды, где и сплавливаются. Высочайше утверждён 26.10.1790
Основан в 1689 как зимовье, позднее возник Сретенский острог. С 1789 - уездный город Иркутского наместничества. С 1798 С. - волостное селение, с 1851 - центр казачьей станицы. В 1830-х гг. в С. на поселении жили декабристы А. И. Вегелин и К. Г. Игельстром. Особенно важную роль С. стал играть в организации сообщения по Амуру, когда сюда в 1897 подошла Транссибирская железнодорожная магистраль (С. был её конечным пунктом до сооружения Китайско-Восточной железной дороги, а затем Амурской магистрали). От С. шли пароходы на Благовещенск и Хабаровск. Был построен переселенческий пункт, где останавливались переселенцы, ехавшие на Амур. С. был типичным купеческим городом, в 1910 около 40% населения занималось торговлей. Из С. на Амур пароходами отправлялись мануфактура, галантерея, экипажи, лошади, крупный рогатый скот, зерно. Зимой санным путём С. снабжал золотые прииски продуктами и припасами. В городе находились таможня, 3 банка (Русско-Азиатский, Сибирский и Взаимного кредита), казначейство, 105 торговых фирм, контор, магазинов и др. Действовали полукустарные мыловаренный, кожевенный, шубный, красочный, верёвочный, пивоваренный, дроболитейный заводы и другие предприятия, почтовая контора, телеграф и войсковая казачья больница. Вновь город - с 1922. В современном С.: фабрика валяльной обуви; мясокомбинат, пищекомбинат; мебельный, деревообрабатывающий комбинат и др. Краеведческий музей. Основные районы города вытянуты неширокой полосой по правому берегу Шилки, часть построек - на левом высоком берегу, около железнодорожной станции. С 1986 действует автодорожный мост через Шилку. Литература: Дворниченко Н. Е., Земля за Байкалом, Иркутск, 1970. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название города Тольятти в Самарской области до 1964. |
Название города Волгоград в 1925-61. |
Название города Новомосковск в Тульской области в 1934-61. |
Название города Новокузнецк в Кемеровской области в 1932-61. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название города Элиста в 1944-57. |
В Башкирии, республиканского подчинения, районный центр, в 130 км к югу от Уфы. Расположен у западного подножия Южного Урала. Пристань на левом берегу р. Белая, при впадении в неё рр. Ашкадар и Стерля. Железнодорожная станция на линии Уфа - Тюльган. Население 254,0 тыс. человек (1992; 15,5 тыс. в 1897; 25 тыс. в 1926; 39 тыс. в 1939; 111 тыс. в 1959; 184 тыс. в 1970; 220 тыс. в 1979).
Герб Стерлитамака. "В верхней части щита герб Уфимский. В нижней части - три плавающие, серебряные гуся, в голубом поле, в знак великаго изобилия оных птиц". Высочайше утверждён 6.6.1782
До 1766 был известен как небольшая почтовая станция Стерлитамакский Ям. С развитием соляного промысла становится складским и транзитным пунктом (Ашкадарская пристань) на пути к Илецкой Защите (современный Соль-Илецк) по вывозу соли по р. Белая на Каму и Волгу. С 1782 - уездный город С. Уфимского наместничества. В 1919-22 - столица Башкирской АССР. С открытием нефти в районе Ишимбая (1932) С. стал одним из опорных пунктов освоения нефтяных месторождений. Современный С. - крупный центр химической и машиностроительной промышленности, развившейся главным образом после Великой Отечественной войны 1941-45. ПО: "Сода" (1951), "Каустик" (1964); заводы - синтетического каучука (I960), нефтехимический (1963), станкостроительный, строительных машин (1944), стройматериалов (1973), механический (1942), механический пчеловодческого инвентаря (1942); концерн по производству машиностроительной продукции (1982); кожевенное объединение, обувная, швейная фабрики и др. Педагогический институт, филиал Уфимского нефтяного института. Драматический театр (с 1946). Краеведческий музей. Город вытянут вдоль Оренбургского тракта и железной дороги. Северная его окраина занята промышленным районом, южная часть - историческое ядро города, застроена в основном деревянными одноэтажными домами, перемежающимися с новыми кварталами многоэтажных жилых массивов. Литература: Абдуллин М., Стерлитамак. Путеводитель, Уфа, 1972; Стерлитамак, Уфа, 1984; Стерлитамак. Страницы истории, Уфа, 1993. |
В Томской области, областного подчинения, в 931 км к северо-западу от Томска. Расположен на юго-востоке Среднеобской равнины, на берегу правой протоки Оби, в 70 км от железнодорожной станции Нижневартовск. Пристань на р. Обь (в 6 км от С.). Аэропорт. Население 44,6 тыс. человек (1992; 0,3 тыс. в 1959; 8,4 тыс. в 1970; 23,6 тыс. в 1979). Деревня Стрежевая построена в 1930-х гг. спецпереселенцами. В 1966 возле деревни основан посёлок С., с 1967 - "спальный" район нефтяников, обслуживающих вахтовым методом буровые в радиусе 200 км. Город - с 1978. Современный С. - центр добычи нефти и газа Соснинско-Советского месторождения. Нефтепровод на Анжеро-Судженск, газопровод на Кузбасс. ПО "Томскнефтегеофизика", ведущее геологическую разведку и обслуживание скважин. Учебно-курсовой комбинат Томского инженерно-строительного института. Центр сельскохозяйственного района: совхозы "Стрежевской", "Северный", "Тепличный". За исключением района бывшей деревни, город застроен многоэтажными каменными зданиями. На широких и прямых улицах сохраняется таёжная хвойная растительность. |
Во Владимирской области, подчинён Александровской городской администрации, в 131 км к северо-западу от Владимира. Расположен на Смоленско-Московской возвышенности, в нескольких километрах к западу от Александрова. Железнодорожная станция на линии Москва - Ярославль. Население 18,2 тыс. человек (1992; 20 тыс. в 1979). Город С. образован в 1938 из рабочего посёлка, выросшего при текстильной фабрике. Современное С. - промышленный город-спутник г. Александров. Хлопчатобумажный комбинат. |
В Московской области, областного подчинения, районный центр, в 110 км к югу от Москвы. Расположен на Окско-Москворецкой равнине, в 9 км к северу от Каширы. Железнодорожная станция на линии Москва - Донбасс. Население 74,4 тыс. человек (1992; 40 тыс. человек в 1959; 59 тыс. в 1970; 70 тыс. в 1979). В начале XVI в. возник починок Ступинский (с 1511 - деревня Ступинская), принадлежавший Троицкому Белопесоцкому монастырю, основанному в конце XV в. и до XVII в. служившему важным форпостом Московского и Каширского княжества в борьбе с татарскими набегами. Под стенами монастыря выросла Белопесоцкая слобода (ныне в черте г. Ступино). В конце XIX - начале XX вв. через деревню прошла железная дорога на Павелец. В 1932 в районе деревни началось строительство крупного электровозного завода (в 1936 перепрофилирован в металлургический комбинат). В 1934 заводской посёлок и деревня Ступинская объединены в рабочий посёлок Электровоз, с 1938 - город С. (с 1944 - райцентр). В современном С.: машиностроительное ПО; металлургический комбинат; заводы - стеклопластиков, химический; предприятия промышленности стройматериалов. Филиал Московского авиационного технологического института. На южной окраине города в излучине Оки - ансамбль Троицкого Белопесоцкого монастыря: 5-главый Троицкий собор, окружённый крытой галереей на аркадах (последняя четверть XVII в.); трапезная палата (XVI в.) с классицистической, завершённой купольной ротондой Сергиевской церкви (1804); ампирная Ивановская церковь (первая половина XIX в.); служебные корпуса (XVII в.), "Святые ворота" с Никольской церковью (1578, в конце XVIII в. церковь надстроена ярусом колокольни); башни монастырской ограды - квадратные в плане (конец XVII в.) и круглые (XIX в.). В 1930-50-е гг. застраивалась в основном территория рабочего посёлка в северной части города, с 1960-х гг. - юго-западного и западного районов (микрорайоны Черёмушки, "А" и др.). В 1970-80-е гг. осваивался северо-западный жилой район, административные и общественные здания строились в центре С. В 17 км к северо-западу от С., в селе Киясово, - 5-главая, декорированная в духе московского барокко Казанская церковь с изящной 4-ярусной колокольней (1701). В 9 км к северу от С. - бывшая усадьба Верзилово, принадлежавшая декабристу Ф. П. Шаховскому. Сохранились Преображенская церковь типа "восьмерик на четверике" в стиле московского барокко (конец XVII - начало XVIII вв.), классицистический 2-этажный главный дом с белокаменными деталями (начало XIX в.), липовый пейзажный парк в долине р. Каширка. Литература: Памятники архитектуры Московской области, т. 2, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 3, М., 1981; Разумовский Ф. В., На берегах Оки, М., 1988. |
Районный центр в Тульской области, в 90 км к западу от Тулы. Расположен в северной части Среднерусской возвышенности, в 3 км от железнодорожной станции Збродово на линии Тула - Козельск. Население 21,9 тыс. человек (1992; 19 тыс. в 1979). Город - с 1954. В современном С.: фабрика объёмной пряжи, предприятия пищевой промышленности; производство строй- материалов. Черепетская ГРЭС. Краеведческий музей. В 11 км от С. расположен бальнеогрязевой курорт Краинка, основанный в 1847 под названием Лихвинские Минеральные Воды. Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -10°C, июля 18°C. Осадков около 500 мм в год. Основные природные лечебные факторы - торфяная грязь (месторождения в пойме р. Черепеть; используется для лечения заболеваний органов движения и опоры, нервной системы, гинекологических болезней) и минеральные воды различного химического состава (применяются для ванн, ингаляций и питьевого лечения при заболеваниях органов пищеварения, почек, мочевых путей). Литература: Атласов А. М., Суворов. Историко-экономический очерк, Тула, 1961; Ногаллер А. М., Алексеев А. В., Курорт Краинка, Тула, 1991. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Посёлок городского типа, районный центр в Костромской области, в 51 км к северо-востоку от Костромы. Расположен на развилке автомобильных дорог Кострома - Галич и Кострома - Мантурово, в 5 км от железнодорожной станции Судиславль на линии Галич - Ярославль. Население 5,8 тыс. человек (1989; 1,4 тыс. в 1897; 976 человек в 1926; 5,3 тыс. в 1979). Упоминается в летописи Солигаличского Воскресенского монастыря под 1360. Как город-крепость С. существовал до XVI в. В XVIII в. - торговый купеческий город. С 1719 - уездный город в Костромской провинции. С 1778 - заштатный город (уездное управление переведено в г. Буй). После 1925 - сельское поселение, с 1963 - посёлок городского типа. |
Районный центр во Владимирской области, в 40 км к юго-востоку от Владимира. Расположен на Мещёрской низменности, на левом отлогом берегу р. Судогда (приток Клязьмы), в 6 км от конечной станции железнодорожной ветки от линии Ковров - Муром, на автодороге Владимир - Муром. Население 14,6 тыс. человек (1992; 3,4 тыс. в 1897; 4,5 тыс. в 1926; 12,4 тыс. в 1979).
Герб Судогды. В верхней части щита герб Владимирский. В нижней - в зелёном поле четверо положенный параллельно грабли, в знак изобилия сенокосом. Высочайше утверждён 16.8.1781
Известна с начала XVII в. как слобода, принадлежавшая князю М. Грязеву, с 1778 - уездный город Владимирского наместничества; с 1796 - заштатный, в 1803 восстановлен в правах уездного города Владимирской губернии. В XIX в. выполнял преимущественно административные функции. В 1806 и 1838 пострадал от пожаров. В конце XIX в. в С. действовала льнопрядильная фабрика (до 1 тыс. рабочих) и бутылочно-стекольный завод. В городе имелись 3 церкви, числилось около 400 домов, были открыты мужское и женское городские училища. В современной С. ведущее предприятие - завод стекловолокна "Красный химик"; фабрики льнопрядильная и швейная; мебельное производство. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название города Красный Сулин в Ростовской области до 1926. |
Районный центр в Карелии, в 139 км к северо-западу от Петрозаводска. Расположен на берегу озера Суоярви. Узел железнодорожных линий (на Петрозаводск, Сортавалу, Санкт-Петербург, Юшкозеро). Население 11,8 тыс. человек (1992; 10,4 тыс. в 1979). В XVI-XVII вв. известен как Шуезерский погост Карельского уезда. В 1918-40 - центр Суоярвской волости Финляндии. С 1940 - город, районный центр в Карело-Финской ССР. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-финскими войсками 27 июля 1941; освобождён 13 июля 1944. В современном С.: картонная фабрика; птицефабрика; предприятия железнодорожного транспорта; типография; молокозавод, хлебозавод. Комплексный леспромхоз. Центр города застраивается 2-, 3- и 5-этажными кирпичными и крупнопанельными домами; сложился общественно-культурный центр. На территориях, примыкающих к многоэтажной застройке, ведётся строительство индивидуальных домов. Город хорошо озеленён. Мемориал (1985) на Братской могиле воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. Литература: Шейнблат Г. Ш., Суоярви, Петрозаводск, 1978. |
Районный центр в Брянской области, в 177 км к юго-западу от Брянска. Расположен на р. Ипуть (бассейн Днепра). Железнодорожная станция на линии Унеча - Орша. Население 12,8 тыс. человек (1992; 4 тыс. в 1897; 5,8 тыс. в 1926; 11 тыс. в 1979). Основан как деревня Суражичи в начале XVII в. (позднее - слобода). В 1781 преобразована в уездный город Новгородско-Северского наместничества, позднее - в составе Черниговской губернии. В 1894 в С. построена картонная фабрика; в 1897 насчитывалось 817 домов (в том числе 23 каменных). В 1920-30-е гг. картонная фабрика была расширена, построены предприятия пищевой промышленности. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 С. был оккупирован немецко-фашистскими войсками 17 августа 1941; освобождён 25 сентября 1943. В современном С.: фабрики - технического картона, швейная; плодоовощной комбинат; маслосырозавод, кирпичный завод. Близ С., в селе Ляличи, - остатки дворцового комплекса фаворита Екатерины II графа П. В. Завадовского (1780-90-е гг., проект Дж. Кваренги). Литература: Цыганков В. М., Город на Ипути.;Гула, 1977. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Районный центр в Волгоградской области, в 155 км к западу от Волгограда. Расположен при впадении р. Чир в Цимлянское водохранилище (пристань). Железнодорожная станция на линии Волгоград - Лихая. Автомобильная дорога (Белая Калитва - Волгоград). Население 18,8 тыс. человек (1992; 16,8 тыс. в 1979). Город - с 1966. В современном С.: молочно-консервный комбинат, мясоптицекомбинат, плодоовощеконсервный завод; завод железобетонных изделий. Центр сельскохозяйственного района. |
В Городищенском районе Пензенской области, в 60 км к востоку от Пензы. Расположен на левом берегу р. Сура (приток Волги), в 3 км от железнодорожной станции Асеевская на линии Пенза - Сызрань. Население 10,0 тыс. человек (1992; 10,5 тыс. в 1959; 10,7 тыс. в 1979). Основан в 1849, до 1953 - посёлок Никольский Хутор; затем - город С. В современном С.: суконный комбинат; заводы - спиртовой, литейно-механический. Литература: Григорьев Н. Я., Сильченко О. М., Сурск, Саратов - Пенза, 1980. |
Районный центр в Магаданской области, в 650 км к северо-западу от Магадана. Расположен на р. Бёрёлёх (бассейн Колымы), на Колымской автотрассе. Аэропорт. Население 15,1 тыс. человек (1992). Город - с 1964. В современном С.: горно-обогатительный комбинат (добыча золота); заводы - кислородный, ремонтно-механический, стройматериалов, автотранспортные предприятия; мясо-молочный комбинат; овоще-молочный совхоз. |
Районный центр в Калужской области, в 105 км к юго-западу от Калуги. Узел железнодорожных линий (на Брянск, Москву, Рославль, Смоленск, Тулу). Население 18,3 тыс. человек (1992; 5,5 тыс. в 1897; 6,6 тыс. в 1926; 15,5 тыс. в 1979).
Герб Сухиничей. 'Щит разделён на две половины: в верхней - герб Калукский, а в нижней - в голубом поле торговые весы и под ними две бочки' утверждён 7.9.1842
Основан как село в первой половине XVIII в. В начале XIX в. вместе с пятью близлежащими деревнями составляло одну большую общину государственных крестьян, было важным складским и перевалочным пунктом для товаров, направлявшихся к пристаням Волги (гг. Ржев, Зубцов), Западной Двины и далее в Ригу и Санкт-Петербург. Отсюда велась торговля пенькой, коноплёй, маслом с Москвой, Санкт-Петербургом, Одессой, Нижним Новгородом, Варшавой (ежегодно зимой через С. проходило от 6 до 10 тыс. подвод). С 1840 - город Калужской губернии. Значительная часть жителей занималась земледелием. С проведением железнодорожных магистралей (Московско- Курской, Московско-Брестской и Сызрано-Вяземской) С. - важный железнодорожный узел, средоточие торговли конопляным маслом, хлебом и другими товарами, здесь проводились ежегодно 2 ярмарки, на которые привозилось товаров более чем на 90 тыс. рублей. В 1896 действовали 2 кожевенных, маслобойный (продукции производилось на 50 тыс. рублей) и кирпичный (на 80 тыс. рублей) заводы. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 город был оккупирован немецко-фашистскими войсками 7 октября 1941; освобождён 8 марта 1943. В современном С.: заводы - автоматических линий, радиоламповый, кирпичный, овощных концентратов, пивоваренный; фабрики - пластмассовых изделий, швейная; предприятия железнодорожного транспорта. |
В Свердловской области, областного подчинения, районный центр, в 114 км к востоку от Екатеринбурга. Расположен на восточном склоне Среднего Урала на р. Пышма (бассейн Оби). Железнодорожная станция (Кунара) на линии Алапаевск - Каменск-Уральский. Автомобильной дорогой (16 км) связан с Сибирским трактом. Население 36,8 тыс. человек (1992). Село С. Л. возникло в начале XVIII в. В 1847 здесь открыты месторождения каменного угля, в селе и окрестностях были заложены угольные шахты, но в 1860-х гг. добыча угля прекращена. В 1913 начато строительство крупного цементного завода (вошёл в строй после Октябрьской революции 1917). С 1931 - районный центр. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 в С. Л. построен ряд промышленных предприятий. Город - с 1943. В современном С. Л. комбинаты по производству цемента, асбоцементных изделий; заводы - огнеупорных изделий, вторичных цветных металлов, механический (оборудование для лесной промышленности); бумажная фабрика (производство пергамента); лесокомбинат. Центр города застроен многоэтажными каменными зданиями; на окраинах - деревянная индивидуальная застройка. В 9 км к востоку от С. Л. находится бальнеоклиматический курорт Курьи. Расположен на берегу Пышмы, среди хвойного леса, покрывающего причудливые прибрежные склоны; многочисленны карстовые пещеры. Как лечебная местность Курьи известна с 1845, курорт основан в 1892. Климат умеренно континентальный, с холодной зимой (средняя температура января -16°C) и тёплым летом (средняя температура июля 18°C). Осадков около 500 мм в год. В С. Л. проводится амбулаторно-курсовочное лечение при заболеваниях органов кровообращения и дыхания. Применяются водолечение (железистые источники) и грязелечение (сапропелевые грязи озера Ведкулово). Литература: Мельчаков Л., Никитина Л., Курорт Курьи, 3 издание, Свердловск, 1967; Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 издание, Свердловск, 1983. |
В Химкинском районе Московской области, в 29 км к северо-западу от Москвы. Расположен на южных склонах Клинско-Дмитровской гряды, на р. Сходня (приток р. Москва). Железнодорожная станция на линии Москва - Клин. Население 20,1 тыс. человек (1992; 16 тыс. в 1959; 18,5 тыс. в 1970; 17,6 тыс. в 1979). Вырос на месте полустанка Сходня (возник в 1870) Николаевской железной дороги, а также деревень Морщихино, Саврасово и др., известных с XVI в. (ныне в городской черте). С начала XX в. существует одноимённый дачный посёлок. Промышленное производство развивалось с 1920-х гг. (мебельная артель и др.), в 1938 образован рабочий посёлок С.; в конце 1940-х гг. построены также промышленные предприятия по производству оконного стекла, зеркал, трикотажных изделий. С 1961 - город. Современная С. - центр мебельной промышленности. В городе действуют завод радиоэлектронной аппаратуры, предприятия лёгкой промышленности (в том числе швейной и трикотажной). Строительство ведётся главным образом в южной части города, в районе так называемого Морщихинского поля. В окрестностях С. сохранились многочисленные архитектурные памятники и комплексы XVII-XIX вв. Близ С. и железнодорожной станции Фирсановка, в 4 км к югу от неё, находится ансамбль бывшей усадьбы Середниково (ныне санаторий "Мцыри"), до 1770-х гг. принадлежавшей князьям Егуповым-Черкасским, в 1775-1805 - князьям Всеволжским (существующий усадебный ансамбль создан при них). На главной оси симметрично распланированного комплекса в стиле классицизма размещён 2-этажный дом с 4 флигелями, образующими парадный двор; по сторонам подъездной аллеи - замкнутые каре скотного и конного дворов (все постройки - конца XVIII в.). К северу от основного ядра усадьбы - обширный пейзажный парк с прудами и кирпичными, облицованными камнем мостами. В 1825-69 усадьба принадлежала родственникам М. Ю. Лермонтова Столыпиным, в 1830-31 поэт неоднократно бывал здесь. При последней владелице усадьбы Середниково В. И. Фирсановой в 1914, к столетию со дня рождения Лермонтова, здесь установлен памятник-обелиск поэту с надписью "Певцу печали и любви". В Середниково и С. неоднократно бывал Ф. И. Шаляпин. В 6 км к северу от С., в бывшей вотчине боярина М. С. Артамонова с. Поярково, - небольшая одноглавая, украшенная ярусами кокошников, резными белокаменными наличниками и порталами церковь Рождества Богоматери (1665; в интерьере - фрагменты фресок XVII в.). В 2,5 км к северу от С., в посёлке Чёрная Грязь, - 2-этажное здание почтовой станции на бывшем Петербургском тракте (вторая половина XVIII в., классицизм). Здесь на пути в Санкт-Петербург часто останавливались А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, А. И. Герцен, М. И. Глинка, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов и др. Литература: Памятники архитектуры Московской области, т. 2, М., 1975; Города Подмосковья, книга 1, М., 1979; Попадейкин В. И., Струков В. В., Тарунов А. М., Тропами Подмосковья, 4 издание, М., 1989. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Районный центр в Свердловской области, в 50 км к югу от Екатеринбурга. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Сысерть (бассейн Оби), на шоссе Екатеринбург - Челябинск. Население 23 тыс. человек (1992; 10,4 тыс. в 1897; 21 тыс. в 1979). Основана в 1732 как посёлок в связи со строительством Нижнесысертского чугуноплавильного и железоделательного завода (существовал до 1932). Позднее стал административном центром Сысертского заводского горного округа, в который входило 5 заводов: Сысертский, Верх-Сысертский, Ильинский, Северский и Полевской. В 1897 в округе проживало 22 тыс. человек, из них на рудниках (добыча железной, медной, хромовой руд, торфа, огнеупорной глины, мрамора, золота) работало 3,6 тыс. человек; развивались кузнечный и медно-слесарный промыслы, производство спичек. В С. в начале XX в. действовали несколько школ, больница, метеостанция, почта, телеграф. С 1923 - районный центр; до 1932 назывался Сысертский Завод. Город - с 1946. В современной С.: ПО "Уралгидромаш" (производство турбин для высоконапорных гидроэлектростанций и насосов для водоподъёмных станций); заводы - электротехнический (электродвигатели для бытовой техники), деревообрабатывающий, художественного фарфора. Краеведческий музей. В историческом центре С. сохранился комплекс доменных цехов Сысертского завода, памятник промышленной архитектуры XIX в. В С. родился писатель П. П. Бажов (в 1982 открыт мемориальный дом-музей П. П. Бажова, в 1985 - памятник ему). Окрестности города живописны. В местах, где р. Сысерть была запружена, образовались большие красивые пруды, берега которых покрыты сосновым бором, в южной и юго-западной частях С. - зоны отдыха. В 6 км к западу от С. находится памятник природы Тальков Камень - небольшое глубокое озеро, образовавшееся на месте карьера по добыче талька; борта карьера сложены зеленовато-белым слоистым тальковым камнем, отчего вода озера кажется зеленовато-голубой (здесь проходит туристический маршрут "По местам сказов П. П. Бажова"). В 40 км к С. от города - карьеры Малоседельниковского месторождения родонита. Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983. |
Районный центр в Смоленской области, в 251 км к северо-востоку от Смоленска. Расположен на северных склонах Сычёвско-Вяземских гряд, ограничен двумя реками - Вазуза и Лосьмина (приток р. Вазуза). Железнодорожная станция на линии Ржев - Вязьма, автомобильная дорога (Зубцов - Вязьма). Население 9,3 тыс. человек (1992; 4,8 тыс. в 1897; 8,2 тыс. в 1976).
Сычёвка. Герб Сычёвска. "В верхней части щита герб Смоленский. В нижней - птица сыч, сидящая на молодом дереве, в голубом поле, означающая имя сего города". Высочайше утверждён 10.10.1780
Впервые упоминается в 1488 как вотчина тверского князя Ивана Молодого, сына московского князя Ивана III, с 1493 - дворцовое село Вяземского уезда. С 1776 - уездный город Смоленского наместничества. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками 10 октября 1941; освобождён 8 марта 1943. В современной С.: электродный завод, льнозавод, молочный завод; мясокомбинат; леспромхоз. Краеведческий музей. Центр животноводческого района, известного высокопродуктивной сычёвской породой крупного рогатого скота. Близ С., в селе Милюкове (ныне Новодугинский район), родился русский почвовед и географ В. В. Докучаев. |