Города России. Энциклопедия.
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Валдай

Статья большая, находится на отдельной странице.

Валуйки

В Белгородской области, областного подчинения, районный центр, в 225 км к востоку от Белгорода. Расположен на высоком правом берегу р. Валуй, в 3 км от её впадения в р. Оскол. Железнодорожный узел (линии на Старый Оскол, Лиски, Купянск, Старобельск). Автомобильная дорога (Новый Оскол - Ровеньки). Население 35,3 тыс. человек (1992; 3,4 тыс. в 1861; 7 тыс. в 1897; 10,2 тыс. в 1926; 21,6 тыс. в 1959; 32 тыс. в 1979).

Герб Валуйков.

Герб Валуйков. "В верхней части щита герб Воронежский. В нижней - куча накладенных пирамидою яблоков, в зелёном поле, означающих великое изобилие сего плода". Высочайше утверждён 21.9.1781

Основан в 1593. Город часто подвергался нападениям крымских татар. В 1699 проездом в Азов В. посетил Пётр I, на средства которого и по его собственноручному плану в В. был сооружён соборный храм Сретения Владимирской Божьей Матери. В 1707 город сильно пострадал при захвате его войсками К. А. Булавина. С 1797 - уездный город Воронежской губернии. В конце XIX в. в В. действовали кожевенный, винокуренный, 2 маслобойных завода. Близ города, при слиянии рек Валуя и Оскол, находился Успенский-Пристанский (Пристаннический) мужской монастырь, сооружённый в 1613 на средства царя Михаила Фёдоровича.

С 1928 В. входил в состав Центральночернозёмной области, с 1934 - районный центр Курской области, с 1954, с образованием Белгородской области, в её составе.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 6 июля 1942 был оккупирован немецко-фашистскими войсками; освобождён 19 января 1943. В современных В.: мясокомбинат; заводы - сахарный, маслоэкстракционный, маслосыродельный, консервный и др.; мельничный комбинат; предприятия железнодорожного транспорта. Картинная галерея.

Литература: Валуйки. (Историко-краеведческие очерки), Белгород, 1963.

Варнавино

Посёлок городского типа, районный центр в Нижегородской области, в 165 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Расположен на р. Ветлуга, в 36 км к северу от железнодорожной станции Ветлужская на линии Нижний Новгород - Котельнич. Население 3,8 тыс. человек (1989; 1,4 тыс. в 1897; 1,6 тыс. в 1926; 3,5 тыс. в 1979).

Герб Варнавина (Варнавин).

Герб Варнавина (Варнавин). "В верхней части щита - герб Костромской, в нижней части в червлёном поле - выходящая из облака рука, держащая камень, означающая, что апостол Варнава, по имени которого и город сей наименован, убит был каменьями". Высочайше утверждён 29 марта 1779

В 1778 экономическое село Варнавина Пустынь преобразовано в уездный город Варнавин Костромского наместничества. С 1925 - сельское поселение, с 1961 - посёлок городского типа.

Васильсурск

Посёлок городского типа в Воротынском районе Нижегородской области, в 152 км к востоку от Нижнего Новгорода. Расположен в 126 км к юго-востоку от железнодорожной станции Кстово. Пристань на Волге, при впадении в неё р. Сура. Население 1,9 тыс. человек (1989; 3,8 тыс. в 1897; 3,3 тыс. в 1926; 2,8 тыс. в 1979).

Герб Васильсурска (Василь).

Герб Васильсурска (Василь). "В верхней части щита - герб Нижегородский, в нижней части в золотом поле - основание корабельной кормы в знак того, что окрестностях сего города лучшие корабельные леса заготовлялись". Высочайше утверждён 16 августа 1781

Основан в 1523 близ устья Суры как крепость Васильгород (назван в честь Василия III). С 1779 - уездный город Василь Нижегородского наместничества (затем - губернии). С 1925 - сельское поселение, с 1927 - посёлок городского типа.

В. расположен в живописной местности, здесь работали художники-пейзажисты И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др.

Велиж

Районный центр в Смоленской области, в 134 км к северо-западу от Смоленска. Живописно расположен на равнинной местности, по берегам Западной Двины (пристань), в 93 км к северу от железнодорожной станции Рудня на линии Витебск - Смоленск. Население 9,2 тыс. человек (1992; 12,2 тыс. в 1897; 8,7 тыс. в 1979).

Герб Велижа.

Герб Велижа. "Имеет Полоцкий герб, только в нижней части щита поле шахматное: серебряное с красным". Высочайше утверждён 21.9.1781

Впервые упоминается в западнорусской летописи, так называемой Хронике Быховца (конец XV в.). В конце XV - начале XVI вв. присоединён к Московскому государству. Официальная дата основания - 1536, когда была сооружена крепость (сохранились остатки вала и рва) на старом городище, на мысу, при впадении ручья Коневец в Западную Двину. С 1580 - под властью Польши (получил Магдебургское право). С 1655 - в составе Русского государства, с 1678 вновь отошёл к Польше, с 1722 окончательно в составе России. С 1776 - уездный город, сначала Псковской, затем Витебской губернии. С древнейших времён до конца XIX в. В. имел торговые связи с Ригой, куда водным путём отправляли лес, лён, хлеб. Ремёсла и внутригородская торговля развивались слабо. Горожане занимались в основном строительством барж и лесосплавом. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 город был оккупирован немецко-фашистскими войсками в июле 1941 - сентябре 1943 и сильно разрушен.

Современный В. - важный центр заготовки древесины, которая перерабатывается на мебельной фабрике, отправляется в другие области. Работают леспромхоз, сыродельный, льноперерабатывающие заводы и другие предприятия.

Река Велижка и глубокий овраг с ручьём делят город на 3 части. По генеральному плану 1778 В. получил прямоугольную сетку улиц (учитывал исторически сложившуюся планировку), осуществлённую в XIX в. В первой половине XIX в. центр застраивался каменными и кирпичными домами в стиле позднего классицизма (присутственные места, торговые ряды), во второй половине XIX - начале XX вв. - в стилях эклектики и модерна. Многие культовые здания разобраны после войны. По генеральному плану 1983 сохранена историческая левобережная часть города, в центральной части - парк с аллеями; город развивается в основном на север. К северо-западу от В., в деревне Маклок, - деревянная, на кирпичном основании церковь (вторая половина XVIII в.) в стиле, переходном от барокко к классицизму.

Литература: Архитектурные памятники Смоленской области. Каталог, кн. 1, М., 1987.

Великие Луки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великий Устюг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вельск

Районный центр в Архангельской области, в 545 км к югу от Архангельска. Расположен на высоком левом берегу р. Вель, при впадении её в р. Вага (бассейн Северной Двины). Железнодорожная станция на линии Коноша - Котлас. Аэропорт. Население 26,8 тыс. человек (1992; 2 тыс. в 1897; 3,5 тыс. в 1926; 24 тыс. в 1979).

Герб Вельска.

Герб Вельска. "В первой части герб Вологодский. Во второй части дёгтем наполненная бочка, в золотом поле, в знак, что обыватели сего города оным производят знатный торг". Высочайше утверждён 20.10.1760

Один из древнейших городов Русского Севера. Первое упоминание относится к 1137. С 1550 известен как посад; жители занимались земледелием, извозом, огородничеством. С 1780 - уездный город Вологодского наместничества Архангельской губернии. В В. были распространены салотопенные, свечные и терпентинные кустарные предприятия. С XVI в. жители города занимались также смолокурением (смолу продавали даже за границу, вывозя в XIX в. ежегодно до 1 млн. пудов), производством скипидара и дёгтя. Славились местные ярмарки. Через город проходил оживлённый Московский тракт. По просьбе уездного земства (1895) была утверждена прокладка железной дороги к востоку как к "естественному центру льняного и смолокуренного производства". С конца XIX в. В. известен как место политической ссылки.

Современный В. - центр лесообрабатывающей и лесохимической промышленности. Действуют машино- строительный завод, мясной и молочный комбинаты. Краеведческий музей (с 1919; в экспозиции: крестьянская утварь, предметы народного искусства начала XX в.; коллекция икон XVIII-XIX вв.; мелкая медная пластика, местная живопись и керамика), основу которого заложила частная коллекция "древностей" В. Ф. Кулакова (1866-1945), жителя В.

Венёв

Статья большая, находится на отдельной странице.

Верещагино

Районный центр в Пермской области, в 142 км к западу от Перми. Расположен в Предуралье. Железнодорожная станция на линии Пермь - Киров. Население 24,9 тыс. человек (1992; 22,1 тыс. в 1979).

Возник в конце XIX в. при строительстве железной дороги Пермь - Вятка как станция Очерская; позднее - Вознесенская, в 1915 переименован в честь русского художника-баталиста В. В. Верещагина. Город - с 1942. В современном В.: предприятия железнодорожного транспорта; трикотажная фабрика; мясо- и мелькомбинаты; молочный завод.

Верея

Статья большая, находится на отдельной странице.

Верхнеудинск

Название города Улан-Удэ в 1783-1934.

Верхнеуральск

Районный центр в Челябинской области, в 460 км к юго-западу от Челябинска. Расположен на восточном склоне Южного Урала, у восточных склонов хребта Уралтау, в верх, течении р. Урал, в 60 км от железнодорожной станции Магнитогорск на линии Уфа - Карталы. Узел автомобильных дорог. Аэропорт. Население 10,6 тыс. человек (1992; 11,1 тыс. в 1897; 10 тыс. в 1926; 11 тыс. в 1939; 10,3 тыс. в 1979).

Герб Верхнеуральска.

Герб Верхнеуральска. "В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - горностай в зелёном поле, в знак изобилия оными зверями". Высочайше утверждён 6.6.1782

Основан в 1734 как укреплённый пункт и до 1775 назывался Верхнеяицком (Верхнеяицкая крепость); входил в состав Уйской охранной линии. Город - с 1781; с 1782 - в составе Оренбургской области Уфимского наместничества. В XVIII-XIX вв. известен как центр изготовления вязаных шерстяных ("оренбургских") платков. В 1889 действовало 18 заводов (в том числе винокуренный, 4 пиво-медоваренных, 10 кожевенных). Здесь отбывали ссылку декабристы А. В. Веденяпин и И. Черноглазов.

Современный В. - центр крупного сельскохозяйственного района. Предприятия пищевой (мельница, масло- и сыродельный, пивоваренный заводы и др.) и деревообрабатывающей промышленности. Музеи: краеведческий, казачьего быта. Памятник героям Гражданской войны 1918-20 братьям Н. Д. Каширину и И. Д. Каширину.

В. состоял из крепости и форштадта - пригорода. Крепость - собственно город - была расположена на высоком левом берегу реки. Сохранились каменные здания XVIII-XIX вв. (в основном купеческие дома, лавки), 5-главый городской собор с шатровой колокольней (1870); близ него - площадь - бывший казачий плац. В городе много домов с нижним каменным и верхним деревянным этажом, но его основная часть застроена рублеными домами, многие из которых украшены затейливой резьбой. Современная застройка (главным образом 2-этажными домами) ведётся на восточной окраине города.

Литература: Матюшин Г. П., Яшмовый пояс Урала, М., 1977.

Верхний Тагил

В Свердловской области, подчинён Кировградской городской администрации, в 111 км к северо-западу от Екатеринбурга. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, в верховьях р. Тагил (бассейн Тобола). Конечная станция (Верхнетагильская) железнодорожной ветки от линии Екатеринбург - Нижний Тагил. Население 13,2 тыс. человек (1992; 4,9 тыс. в 1897).

Основан в 1716 как посёлок при строительстве промышленниками Демидовыми чугунолитейного и железоделательного завода (пущен в 1718). В XVIII в. в посёлке Верхнетагильского завода были развиты кустарные промыслы - санный, тележный, кузнечный; часть жителей работала старателями на золотых приисках. После 1917 металлургический завод был закрыт. В 1951 началось строительство ГРЭС (пущена в 1956), развивалась промышленность стройматериалов.

Город - с 1966. В современном В. Т.: комбинат строительных конструкций; мебельный цех фирмы "Тагил"; рыбное хозяйство. Историко-краеведческий музей.

Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983.

Верхний Уфалей

В Челябинской области, областного подчинения, в 142 км к северо-западу от Челябинска. Расположен в южной части восточного склона Среднего Урала, в верховьях р. Уфалей (приток Уфы). Железнодорожная станция на линии Екатеринбург - Челябинск. Население 39,8 тыс. человек (1992; 38,1 тыс. в 1979).

Основан в 1761 в связи со строительством И. Мосоловым чугуноплавильного и железоделательного завода (1100 занятых в 1888; производилось в основном кровельное железо и чугунное литьё). Город - с 1940. В современном В. У.: ПО "Уфалейникель"; заводы - металлургического машиностроения (выплавка чугуна, производство роторов, колёсных пар и др.), "Металлист" (эмалированная посуда), "Уралэлемент" (гальванические элементы), "Корунд", опытно-экспериментальный (асфальто-смесители); мебельная фабрика; предприятия лесной промышленности. Историко-краеведческий музей.

В районе - заготовки торфа, разработки мрамора, огнеупорных глин, известняка, никелевых руд, железняков. Близ В. У. - интересные природные объекты: Большой камень, Красный камень, озеро Иткуль, Шигирские сопки.

Верхняя Пышма

В Свердловской области, областного подчинения, в 13 км к северу от Екатеринбурга. Расположен на Среднем Урале, в верховьях р. Пышма, на автомагистрали Екатеринбург - Нижний Тагил. Население 54,1 тыс. человек (1992).

Вырос на месте села Пышминского, основанного в 1660; в 1854 на берегу Пышмы было открыто Пышминско-Ключевское месторождение медной руды и заложена первая шахта Ивановская (добыча началась в 1856). В 1929-34 велось строительство медеэлектролитного завода. В 1932 пущена в строй обогатительная фабрика для извлечения кобальта из местной руды. В 1934 восстановлены шахты Пышминско-Ключевского месторождения. В 1946 рабочий посёлок Пышма преобразован в город В. П. В современной В. П.: комбинат "Уралэлектромедь", заводы - сварных машиностроительных конструкций, химических реактивов, детской металлической игрушки и др. Близ В. П. - добыча медной руды.

Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983.

Верхняя Салда

В Свердловской области, областного подчинения, районный центр, в 195 км к северу от Екатеринбурга.

Расположен на Среднем Урале, на р. Салда. Железнодорожная станция на линии Нижний Тагил - Алапаевск. Население 55,1 тыс. человек (1992; 37 тыс. в 1959; 45 тыс. в 1970; 54,9 тыс. в 1979).

Возник из посёлка при строительстве чугуноплавильного и железоделательного завода, основанного в 1778 (производилось сортовое железо). В 1931 был построен завод металлоконструкций и мостов, один из крупнейших в стране (обеспечивал продукцией строившийся Магнитогорский металлургический комбинат, "Уралмаш", Московский метрополитен и др.). Город - с 1938. В современной В. С.: заводы - металлургический, металлообрабатывающий, тяжёлых стальных конструкций для мостов. Факультет Уральского технического университета.

В 10 км к северо-востоку от В. С. - г. Нижняя Салда.

Литература: Сюньков Г. К., Салда, Свердловск, 1980; Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983.

Верхняя Тура

В Свердловской области, в 187 км к северу от Екатеринбурга. Расположен на Среднем Урале, в верховьях р. Тура (бассейн Оби), в 3 км от железнодорожной станции Верхняя на линии Серов - Гороблагодатская. Население 13,3 тыс. человек (1992; 14,8 тыс. в 1979).

Возник из посёлка при чугунолитейном заводе, основанном в 1737; город - с 1941. В В. Т. - машиностроительный завод.

Верхотурье

Статья большая, находится на отдельной странице.

Верхоянск

В Верхоянском районе, в Якутии, в 900 км к северо-востоку от Якутска. Расположен к северу от Полярного круга, на северной окраине Янского плоскогорья, на берегах р. Яна. Пристань. Аэропорт. Население 1,9 тыс. человек (1992; 351 человек в 1897; 1,7 тыс. в 1979).

Основан в 1638 как казачье зимовье (острог) на р. Дулгалах, в 90 км к юго-западу от современного В.; в 1775 для удобства сбора податей было перенесено под названием Верхоянское Зимовье на левый берег р. Яна. В 1860-х гг. - 1917 - место политической ссылки. Основные занятия населения: пушной промысел (песец, белка, соболь) и животноводство.

В районе В. - один из полюсов холода Северного полушария (абсолютный минимум около - 71°C, средняя температура января около -50°C). Обелиск с надписью: "Полюс холода".

Литература: Казарян П. Л., Город Верхоянск. Исторический очерк, Якутск, 1988; 350 лет Верхоянску, Якутск, 1988.

Весьегонск

Районный центр в Тверской области, в 253 км к северо-востоку от Твери. Расположен на заболоченной местности, на Среднемоложской низине, на западном берегу Рыбинского водохранилища. Конечная железнодорожная станция ветки от линии Сонково - Санкт-Петербург. Аэропорт. Население 9,7 тыс. человек (1992; 3,5 тыс. в 1897; 4,0 тыс. в 1926; 8,4 тыс. в 1970).

Герб Весьегонска.

Герб Весьегонска. "В верхней части щита герб Тверской. В нижней - рак чёрный, в золотом поле, которыми воды, окружающия сей город, весьма изобилуют". Высочайше утверждён 20.12.1781

Впервые упоминается в XV в. как село Егонская Весь (Весь Егонская), расположенное на р. Молога и принадлежавшее московскому Симонову монастырю. В XVI в. село славилось ярмарками (продавались воск, хмель, мёд, соль, рыба, икра, сукно, меха и др.), на которые съезжались не только русские, но и иностранные купцы. В 1610-14 значительно пострадало от набегов польско-литовских войск. Из монастырского ведения в XVIII в. перешло в ведение государства. С 1776 село Весьегонское получило статус города В. Тверского наместничества. Со второй половины XVIII в. экономическое значение В. улучшилось благодаря восстановлению ежегодных ярмарок (так, Крещенская и Богоявленская стояли в ряду самых значительных ярмарок Российской империи), на которые съезжались купцы из Поволжья. С 1803 - заштатный город Тверской губернии. В конце XIX в. в связи с упадком Тихвинской водной системы, а также строительством железных дорог В. утратил значение как торговый город и транзитный пункт из Астрахани в Санкт-Петербург.

В 1939-41 при строительстве Рыбинского гидроузла город В. оказался в зоне затопления и был перенесён на новое место - в 0,5 км от старого города.

В современном В.: заводы - маслосыродельный, рыбный, винный, льнообрабатывающий; химлесхоз, леспромхоз, деревообрабатывающий комбинат и др. Краеведческий музей (основан в 1919).

Литература: Города и районы Калининской области, М., 1978.

Ветлуга

Районный центр в Нижегородской области, в 230 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Расположен в Заволжье, в восточной части, называемой Заветлужьем, на правом берегу судоходной Ветлуги (приток Волги), в 47 км к северу от железнодорожной станции Урень на линии Нижний Новгород - Котельнич. Аэропорт. Население 10,2 тыс. человек (1992).

Герб Ветлуги.

Герб Ветлуги. "В первой части щита часть герба Костромского: в голубом поле корма галерная с тремя фонарями и опущенными лестницами. Во второй части в серебряном поле куст дерева ветлы, означающей имя сего города". Высочайше утверждён 29.3.1779

На месте В. в начале XVII в. находилась деревня Шулепниково, подаренная в 1637 Михаилом Фёдоровичем княжне Мстиславской. В XVIII в. здесь была построена деревянная церковь, деревня выросла в село Верхнее Воскресенье, которое в 1778 по указу Екатерины II было преобразовано в уездный город В. - торговый центр Ветлужского края.

В современной В.: судостроение; предприятия пищевкусовой и деревообрабатывающей промышленности. Краеведческий музей (уникальные экспонаты - обломок Сихотэ-Алинского метеорита, упавшего в 1947, и обломок каменного метеорита "Ветлуга").

В В. родился философ и писатель В. В. Розанов, здесь провели детские годы писатель А. Ф. Писемский и драматург В. С. Розов.

Литература: Скворцов П. Г., Городу Ветлуге 180 лет. 1778-1958, Ветлуга, 1958; Города нашей области, Горький, 1974.

Видное

В Московской области, областного подчинения, в 23 км к югу от Москвы. Расположен на Теплостанской возвышенности на р. Битца (левый приток р. Пахра). Железнодорожная станция Расторгуево на линии Москва - Павелец. Вблизи проходит Каширское шоссе. Население 56,7 тыс. человек (1992; 17,9 тыс. в 1959; 44,6 тыс. в 1979). Входит в состав лесопаркового защитного пояса Москвы.

Возник в 1949 в связи со строительством Московского коксогазового завода (введён в эксплуатацию в 1951) как рабочий посёлок: в 1965 преобразован в город, в черту которого вошёл дачный посёлок Расторгуево. В современном В.: крупное предприятие - Московский коксогазовый завод (производит литейный кокс, аммиак, кислород, азот, моющие средства); завод "Мосметаллоконструкций"; ПО "Металлист"; комбинат "Гипсобетон"; опытный завод НИИ азотной промышленности и др. Город имеет правильную радиальную планировку, зону отдыха. Отделён от заводов санитарно-защитной зоной. С 1949 в В. строились 2-3-этажные дома-коттеджи (архитектор Б. В. Ефимович, инженер А. М. Рузский), с 1960-х гг. началась застройка многоэтажными домами, в основном в южном направлении; зелёная зона - к северу и западу от линии железной дороги, в районе бывшего посёлка Расторгуево (ныне В.-II). В северную часть города вошло бывшее село Таболово (с белокаменной Успенской церковью, между 1705 и 1721, типа "восьмерик на четверике" в стиле раннего барокко).

В окрестностях В. сохранилось много архитектурных памятников, в том числе усадебные ансамбли XVIII-XIX вв. В 6 км к юго-востоку - усадьба Горки (ныне Государственный исторический заповедник "Горки-Ленинские"), ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., перестроенный в 1910-х гг. в стиле неоклассицизма (архитектор Ф. О. Шехтель): 2-этажный главный дом с ионическим 6-колонным портиком, 2 флигеля, регулярный и пейзажный парки с Большим и Малым прудами, гротом, беседками. В. И. Ленин жил здесь с 1918 (вначале в северном флигеле, с 1921 в главном доме) по январь 1924. В 3 км к юго-западу от В. - ансамбль бывшей усадьбы Волконских Суханове: классицистические 2-этажный главный дом с открытой полукруглой колоннадой на фасаде (конец XVIII в., перестраивался в XIX в., сгорел в 1917, воссоздан в 1945-46) и ротондальный мавзолей (1813, приписывается Д. И. Жилярди или А. Г. Григорьеву, перестроен в 1934, архитектор Н. Д. Виноградов), неоготические служебные корпуса (1820-е гг.), ампирные "дома для приезжающих" (1830-е гг.), пейзажный парк с каскадами прудов, 8-колонной купольной беседкой "Храм Венеры" (начало XIX в.), кирпичным с белокаменным декором мостом через овраг (1820-е гг., восстановлен в 1951).

Литература: Ильин М. А., Подмосковье, 3 изд., М., 1974; Памятники архитектуры Московской области, т. 1, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1, М., 1979.

Виипури

Название города Выборг в Ленинградской области в 1918-40.

Вилюйск

районный центр в Якутии, в 592 км к северо-западу от Якутска. Расположен на Центральноякутской равнине. Пристань на правом берегу р. Вилюй (левый приток Лены). Аэропорт. Население 9,1 тыс. человек (1992; 611 человек в 1897; 1,3 тыс. в 1926; 7,4 тыс. в 1979).

Основан в 1634 как казачье зимовье (Тюканское или Верхневилюйское), которое в 1775 при разделении Иркутской губернии на провинции и воеводства преобразовано в комиссарство, с причислением к Олёкминскому острогу Якутской провинции. Сосланные в этот край на каторжные работы участники Пугачёвского восстания на новом месте построили город, названный в 1783 Оленском, который стал центром обширного Вилюйского округа Якутской области Иркутской губернии. В 1821 переименован в Вилюйск. В 1869 в В. насчитывалось 40 строений (около 1/3 составляли юрты, остальные - небольшие деревянные дома), расположенные на двух параллельно идущих улицах; на единственной в городе площади стояла двухэтажная деревянная церковь - Никольский собор (1800); действовали начальное и церковно-приходское училища, лечебница, винная, пороховая и хлебная лавки; один раз в году из Якутска приходили два-три судна (паузка) с казённым или купеческим грузом. Население В. занималось мелочной торговлей. Ныне в районе - животноводство и пушной промысел; месторождение природного газа. Краеведческий музей. Памятники: Н. Г. Чернышевскому; М. Н. Жиркову, первому якутскому композитору; героям Великой Отечественной войны 1941-45 и др.

Литература: Федорова Е. Н., Города и рабочие поселки - районные центры Якутской АССР, Якутск, 1982; 350 лет Вилюйску. Фотоальбом, Якутск, 1984.

Вихоревка

В Братском районе Иркутской области, в 916 км к северо-западу от Иркутска и в 35 км к юго-западу от Братска. Расположен в центральной части Ангарского кряжа, на левом берегу р. Вихоревка (приток Ангары). Железнодорожная станция на линии Тайшет - Лена. Население 24,5 тыс. человек (1992; 20,4 тыс. в 1979).

Возник в 1957 в связи со строительством железной дороги Тайшет - Братск как рабочий посёлок, преобразован в город в 1966. Лесозаготовительный комбинат, предприятия железнодорожного транспорта.

Вичуга

В Ивановской области, областного подчинения, районный центр, в 71 км к северо-западу от г. Иваново. Расположен в Верхнем Поволжье. Железнодорожная станция на ветке Иваново - Ермолино - Кинешма. Население 49,5 тыс. человек (1992).

Город образован в 1925 путём объединения фабричных посёлков, развивавшихся в XVIII-XIX вв. Современная В. - крупный центр текстильной промышленности с одним из старейших предприятий - хлопчатобумажной фабрикой (1812) имени В. Г. Ногина. Действуют также две хлопчатобумажные прядильно-ткацкие фабрики, машиностроительный, дерево- обрабатывающий заводы.

Литература: Миндовский В., Вычугская фабричная старина, Кострома, 1919; Горбунов С. В., Любичев Ю. С., Вичуга. Историко-краеведческий очерк, Ярославль, 1986.

Владивосток

Статья большая, находится на отдельной странице.

Владикавказ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Владимир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Волгоград

Статья большая, находится на отдельной странице.

Волгодонск

В Ростовской области, областного подчинения, в 190 км к востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на левом берегу Цимлянского водохранилища, на р. Дон, близ плотины Цимлянской ГЭС. Железнодорожная станция (Волгодонская) на линии Морозовск - Куберле. Порт. Население 182 тыс. человек (1992; 16 тыс. в 1959; 28 тыс. в 1970; 92,4 тыс. в 1979).

Основан в 1950 в связи с сооружением Волго-Донского судоходного канала и Цимлянской ГЭС, вблизи станицы Романовской и хутора Солёный. Город - с 1956. Современный В. - промышленный центр Ростовской области. Предприятия энергетического машиностроения: ПО "Атоммаш", завод "Энергомаш". Химический комбинат - один из крупнейших на юге России (выпускает моющие средства, вспомогательные материалы для производства различных синтетических продуктов, заменителей растительных и животных жиров). Заводы: радиотехнической аппаратуры, опытно- экспериментальный (новые образцы дорожной техники). Предприятия пищевой (молочной, мясной, консервной и др.) промышленности, производство стройматериалов и конструкций. Филиал Новочеркасского политехнического института. Краеведческий музей. Основная часть городской застройки - микрорайоны 5-9-этажных домов, возведённых в 1960-80-х гг. Близ В. - Ростовская АЭС (не действует).

Литература: Волгодонск. Фотоальбом, Ростов н/Д., 1980; Тягливый А. Е., Исакова Ю. Г., Волгодонск. Краеведческие очерки о городе, Ростов н/Д., 1982.

Волжск

В Республике Марий Эл, республиканского подчинения, районный центр, в 101 км к югу от Йошкар-Олы. Расположен на Марийской низменности, пристань на Волге (левый берег Куйбышевского водохранилища). Железнодорожная станция на ветке от Зеленодольска на линии Йошкар-Ола - Ульяновск. Население 62,5 тыс. человек (1992; 33 тыс. в 1959; 43 тыс. в 1970; 52,8 тыс. в 1979).

Вырос из посёлка Лопатино. Город - с 1940. В современном В.: заводы - "Торгхолодмаш", планетарных зубчатых редукторов и мотор-редукторов, узлов и агрегатов; комбинаты - крупный целлюлозно-бумажный, деревообрабатывающие; гидролизно-дрожжевой завод.

Литература: Волжск. Сборник, Йошкар-Ола, 1990.

Волжский

В Волгоградской области, областного подчинения, в 16 км к востоку от Волгограда. Расположен на левом берегу Волги, у начала Ахтубы - левого рукава нижней Волги (пристань). Железнодорожная станция на линии Волгоград - Ахтуба. Автодорога (Краснослободск - Энгельс). Население 281 тыс. человек (1992; 67 тыс. в 1959; 142 тыс. в 1970; 209 тыс. в 1979).

Основан в 1951 в связи со строительством Волжской ГЭС (1950-61). С 1954 - город. В современном В.: предприятия нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности (ПО "Оргсинтез" и "Химволокно"); заводы - трубный, подшипниковый, абразивное ПО, асбестовых технических изделий; мясокомбинат, молочный завод. Факультет Волгоградского инженерно-строительного института. Краеведческий музей.

Город разделён на жилую (надпойменная терраса Ахтубы), промышленную и зону отдыха. В основании плана В. - "трезубец" с лучами, расходящимися к югу и открывающими перспективу от главной площади. Город застроен небольшими кварталами (площадью 15-20 га) с периметральной замкнутой планировкой. Дворец культуры, стадион, на склоне берега Ахтубы - парк.

Литература: Гугель В. Н., Торговник Р. М., Волжский, М., 1958; Павличенков В. И., Волжский, М., 1961; Сысоев Д. П., Город юности, 2 изд., Волгоград, 1984.

Вологда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Володарск

В Володарском районе Нижегородской области, в 50 км к западу от Нижнего Новгорода. Расположен в Мещёре, на р. Сейма (приток Оки). Железнодорожная станция (Сейма) на линии Нижний Новгород - Москва. В 6 км к северу от В. проходит автомагистраль Москва - Нижний Новгород. Население 10,7 тыс. человек (1992).

Город - с 1956. Пищевая промышленность. Центр сельскохозяйственного района ("Сеймовская" птицефабрика, свинооткормочный комплекс).

Волоколамск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Волхов

В Ленинградской области, областного подчинения, районный центр, в 122 км к востоку от Санкт-Петербурга. Расположен в пределах Волховской низины, на берегу р. Волхов. Железнодорожный узел (Волховстрой I) линий на Санкт-Петербург, Петрозаводск, Череповец, Чудово-Московское (на Москву). Население 50,3 тыс. человек (1992; 47,9 тыс. в 1979).

На берегах Волхова, по которому проходил знаменитый торговый путь "из варяг в греки", издавна известны новгородские поселения, жители которых занимались проведением кораблей через речные пороги. В начале XX в., когда через Волхов прошла железная дорога, связавшая Петербург с Вологдой и Череповцом, на ней возник пристанционный посёлок Званка (с паровозным депо и ремонтными мастерскими), откуда в 1916 была проложена железнодорожная линия на Петрозаводск и Мурманск. В 1918 по плану ГОЭЛРО началось строительство Волховской ГЭС - первой ГЭС в России (вступила в строй в декабре 1926). Близ Волховской ГЭС в 1929 был заложен первый в стране алюминиевый завод. Город - с 1933; до 1940 назывался Волховстрой. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Советской Армией под Волховом зимой 1941 была одержана одна из первых крупных побед, остановивших наступление фашистских войск на подступах к Ленинграду.

В современном В.: алюминиевый завод (работающий на нефелинах Кольского полуострова); предприятия химической, цементной, пищевой промышленности.

Волховская ГЭС (1918-27, инженер Г. О. Графтио, архитекторы О. Р. Мунц, В. А. Покровский и др.) - важная веха в развитии промышленной архитектуры: её композиция органично связана с технологической схемой сооружения (9 арочных проёмов на главном фасаде, освещающих машинный зал, железобетонные арки, служащие эстакадой). Близ здания ГЭС установлен бронзовый памятник академику Г. О. Графтио. Музей истории города.

В 30 км к юго-востоку от В., на станции Зеленец, сохранился ансамбль Зеленецкого (Троицкого) монастыря (основан в 1565-70) с постройками XVI-XVIII вв.: Троицкий собор (1684, перестроен), Благовещенская церковь с трапезной и колокольней (1680-е гг.), кельи (1680-е гг.), настоятельский корпус (XIX в.), каменная ограда (1680-е гг.).

Литература: Динаров З., Волхов, Л., 1961; Андреева Л. В., Коляда М. И., Кондратьева Е. В., По Ленинградской области, Л., 1978; Булкин В. А., Овсянников О. В., По Неве и Волхову, Л., 1981.

Волчанск

В Свердловской области, подчинён Карпинской городской администрации, в 476 км к северу от Екатеринбурга. Расположен на восточном склоне Северного Урала, на р. Волчанка, правом притоке Сосьвы (бассейн Оби). Железнодорожная станция (Лесная Волчанка) на линии Серов - Североуральск. Население 14,0 тыс. человек (1992; 14,5 тыс. в 1979).

Город - с 1956, возник на месте деревни Лесная Волчанка. Добыча бурого угля (карьеры Волчанский и Восточный) открытым способом (в 1859 партией золотоискателей было обнаружено месторождение угля, которое стало разрабатываться с 1902, но вскоре добыча прекратилась; первый угольный разрез заложен в 1942, вступил в строй в 1944; уголь поступает на Серовскую ГРЭС и Богословскую ТЭЦ). Обогатительные фабрики; кирпичный, деревообрабатывающий заводы. Город состоит из двух частей, разделённых угольным карьером. Окрестности заболочены.

Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983.

Вольск

В Саратовской области, областного подчинения, районный центр, в 147 км к северо-востоку от Саратова. Расположен на правом берегу Волги (Волгоградское водохранилище), пристань. Железнодорожная станция (Привольская) на линии Сенная - Пугачёв. Население 65,2 тыс. человек (1992; 6,7 тыс. в 1804; 28,2 тыс. в 1903; 38,9 тыс. в 1917; 35,3 тыс. в 1926; 56,1 тыс. в 1939; 61,8 тыс. в 1959; 69 тыс. в 1970; 67 тыс. в 1979).

Герб Вольска.

Герб Вольска. "В верхней части щита герб Саратовский. В нижней - лежащий медведь, в золотом поле, каковыми зверями сия страна изобилует". Высочайше утверждён 23.8.1781

В XVIII в. на месте города существовало поселение Малыковка, упоминавшееся в документах 1699; преобразовано в 1780 в уездный город Волгск (Волжск или Вольск). Среди промышленных предприятий наиболее значительными были цементные заводы, работающие на местном сырье (известняк, глина), механический завод (основан в 1889), маслобойный и кожевенные заводы; мельницы, винокуренные заводы, а также кирпичные, алебастровые (алебастр добывался на окраине города), пивоваренные и мыловаренные заводы. В. славился яблоневыми садами и ягодниками, среди них выделялся сад купцов Сапожниковых (ныне - городской парк). По Волге из В. отправлялись зерно, мука, в том числе для экспорта, ввозились главным образом дрова. В В. действовали 7 православных церквей, женский монастырь, реальное училище, учительская семинария с начальным училищем, кадетский корпус, женская гимназия, школы и др.

В В. родились механик П. Д. Грушин, близ В. в селе Тепловка - Герой Советского Союза лётчик В. В. Талалихин. С городом связаны жизнь и деятельность одного из основоположников химической физики Н. Н. Семёнова, химика-органика В. В. Челинцева, цитолога С. Г. Навашина, изобретателя первого в мире гусеничного трактора Ф. А. Блинова.

Современный В. - крупный центр цементной промышленности (ПО "Вольскцемент"). Заводы: "Металлист", механический, асбоцементных изделий, кожевенный, дубильных экстрактов, лесопильный, кирпично-известковый; предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, молочный и пивоваренный заводы и др.); мебельная, швейная фабрики. Драматический театр. Краеведческий музей с картинной галереей. С начала XIX в. город застраивался каменными зданиями, главным образом в стиле русского классицизма.

Литература: Вольск. Фотоальбом, М., 1980; Кутырев П. Г., Чулков А. Г., Город Вольск, Саратов, 1985; Вольск. Очерк, Саратов, 1989.

Воркута

В Республике Коми, республиканского подчинения, в 904 км к северо-востоку от Сыктывкара. Расположен в Большеземельской тундре, в зоне распространения многолетней мерзлоты, на берегах р. Воркута, в 160 км севернее Полярного круга. Конечная железнодорожная станция на линии от Москвы. Аэропорт. Население 116 тыс. человек (1992; 83 тыс. в 1959; 90 тыс. в 1970; 101,1 тыс. в 1979).

Возник в 1931 как посёлок в связи с началом разработки месторождений каменного угля. С 1943 - город, к которому в 1951 присоединены шахтёрские посёлки (Рудник, Горняцкий, Железнодорожный и др.). По генеральной плану 1956 посёлки объединены в единый городской организм с общегородским центром. В 50- 60-х гг. построены административные и общественные здания (Горный техникум, 1956; Дворец культуры шахтёров, 1969; Дворец пионеров и школьников, 1967, и др.; всё строительство - на сваях).

Современная В. - крупный центр добычи угля и организационно-хозяйственный центр Печорского угольного бассейна. Среди предприятий: механический, ремонтно- механический, цементный, дерево- обрабатывающий заводы; по производству стройматериалов. Печорский научно- исследовательский угольный институт, филиал Санкт-Петербургского горного института. Театры: драматический, кукольный. Краеведческий музей.

Литература: Ушпик Н. Г., Воркута, Сыктывкар, 1964; Ушпик Н. Г., Гринер В. С., Воркута. Очерк, Сыктывкар, 1972;Воркута. Фотоальбом, Сыктывкар, 1981.

Воронеж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ворошилов

Название города Уссурийск в Приморском крае в 1935-57.

Ворсма

В Павловском районе Нижегородской области, в 71 км к юго-западу от Нижнего Новгорода. Расположен в Мещёре, на р. Кишма (приток Оки), в 15 км к юго-востоку от железнодорожной станции Ворсма на ветке Павлово - Нижний Новгород, на автодороге Нижний Новгород - Муром. Население 13,6 тыс. человек (1992; 14,1 тыс. в 1979).

В. возникла в XVI в. К XVIII в. стала важным центром металлообрабатывающих кустарных промыслов. На базе этих промыслов в 1820 была создана фабрика Завьялова по производству медных инструментов. Город - с 1955. В современной В. действуют заводы: медико-инструментальный, технологического оборудования.

Литература: Города нашей области, Горький, 1974.

Воскресенск (Истра)

Название города Истра в Московской области до 1930.

Воскресенск (Московская обл.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воткинск

В Удмуртии, республиканского подчинения, районный центр, в 55 км к северо-востоку от Ижевска. Расположен в Прикамье, на р. Вотка (бассейн Волги). Конечная железнодорожная станция ветки от Ижевска. Население 105 тыс. человек (1992; 21 тыс. в 1897; 39 тыс. в 1939; 60 тыс. в 1959; 74 тыс. в 1970; 90 тыс. в 1979).

В. вырос из селения, возникшего при одном из старейших железоделательных заводов Прикамья, основан в 1759. Во второй половине XIX в. на заводе производили сельскохозяйственные машины, якоря, бритвы, пружины к часовым механизмам и др. Здесь в середине XIX в. был изготовлен металлический каркас шпиля Петропавловской крепости в Петербурге; в 1870 на мартеновской печи (вторая в России) была получена сталь мартеновским способом. Город - с 1935. Современный В. - крупный центр машиностроения, оборонной промышленности; заводы - машиностроительный (производство фрезерных станков), газовой аппаратуры, радиотехнологического оборудования, лесопильный, кирпичный. Филиал Ижевского механического института. Краеведческий музей.

В В. родился и провёл детские годы П. И. Чайковский (Государственный мемориальный Дом-музей П. И. Чайковского). Проводятся традиционные майские музыкальные фестивали, приуроченные ко дню рождения композитора.

В 30 км от В. на Каме находится Воткинская ГЭС.

Литература: Воткинские были. Исторические очерки. 1759-1959, Ижевск, 1959; Ступишин В. Н., Воткинск. Справочник-путеводитель, Ижевск, 1976; Воткинск. Летопись событий и фактов, (Ижевск), 1985; Перевощиков А. П., Воткинск. Экономико-географический и социальный очерк, Ижевск, 1992.

Всеволожск

В Ленинградской области, областного подчинения, в 24 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Расположен на Карельском перешейке, у подножия Румболовских высот. Железнодорожная станция (Всеволожская) на линии от Санкт-Петербурга. Население 32,9 тыс. человек (1992; 28,7 тыс. в 1979).

На месте современного города в XVIII в. находилась мыза Рябове, подаренная Петром I после Северной войны 1700-21 А. Д. Меншикову; в 1774-79 хозяином мызы был барон И. Ю. Фредерике, основавший здесь сыроварение; в 1818 мыза перешла во владение семьи В. А. Всеволожского, который продолжил начатые бароном Фредериксом мелиоративные работы, построил сахарный завод и провёл газовое освещение. Был разбит большой сад и построена оранжерея для выращивания овощей и фруктов, которые поставлялись в Петербург; созданы крепостной театр и хор. Летом в Рябове съезжался почти весь аристократический Петербург, в числе гостей были композиторы М. И. Глинка, А. А. Алябьев и А. Н. Верстовский, скульптор Ф. П. Толстой и др. Сохранились усадебный дом, перестроенный в XIX в. по проекту архитектора П. Д. Шретера (с 1923 - сельскохозяйственный техникум), и парк. В 1892 близ Рябова прошла линия железной дороги от Петербурга к Ладожскому озеру; в 1895 построена железнодорожная станция Всеволожская, пристанционный посёлок быстро застраивался и разрастался. Город - с 1963.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 через В. проходила "Дорога жизни", соединявшая Ленинград с "Большой землёй". Многочисленные памятники Зелёного Пояса Славы: "Цветок жизни", "Румболовская гора", "Катюша", "Паровоз", "Разорванное кольцо" и др.

В современном В. - производство резинотехнических и швейных изделий, игрушек. Историко-краеведческий музей. Среди архитектурных памятников конца XIX в. - церковь Спаса Нерукотворного и церковь Свято-Троицкая.

В районе В. - добыча торфа. Благодаря мягкому микроклимату окрестности В. известны как дачная местность. В Приютино, бывшей усадьбе вице-президента Академии художеств А. Н. Оленина, часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов и др. В 9 км к югу от В., у подножия Колтушских высот, в посёлке Колтуши (бывшем Борки) находится НИИ физиологии имени И. П. Павлова. В квартире, где жил учёный, открыт музей. В Воейкове (бывшие Сельцы) - Главная геофизическая обсерватория имени А. И. Воейкова, музей и памятник её основателю А. И. Воейкову (скульптор М. К. Аникушин).

Литература: Венцель И. В., Солохин Н. Д., Всеволожск, Л., 1975.

Вуктыл

Районный центр в Республике Коми, в 575 км к северо-востоку от Сыктывкара. Расположен в Предуралье, на правом берегу р. Печора (пристань). Население 19,0 тыс. человек (1992; 16,6 тыс. в 1979).

В. - центр одноимённого газоконденсатного месторождения, открытого в 1964. От В. берёт начало магистральный газопровод "Сияние Севера" (В. - Ухта - Торжок). Город - с 1984.

Выборг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Выкса

В Нижегородской области, областного подчинения, районный центр, в 186 км к юго-западу от Нижнего Новгорода. Расположен в Мещёре, в 10 км от пристани Досчатое (на Оке). Железнодорожной веткой (28 км) соединён со станцией Навашино на линии Муром - Арзамас. Население 62,7 тыс. человек (1992; 54,2 тыс. в 1979).

Возник как посёлок при металлургическом Верхневыксунском заводе, основанном в 1765 выходцами из Тулы братьями Баташовыми. К середине XIX в. выксунские заводы были ведущими в своей отрасли. Город - с 1934. В современной В. действуют металлургические комбинат (производит сталь, прокат, сварные трубы и др.), машиностроительный завод.

От построек Верхневыксунского завода, находившегося за плотиной, сохранился одноэтажный корпус мастерских (из крупноразмерного кирпича, остатки сводов, наличников окон), напротив плотины - 3-этажный дом первого владельца завода Баташова (1760-70-е гг.; классицизм) с обширным регулярным парком; главная улица была застроена "сплошной фасадой" каменных и полукаменных 2-этажных домов, среди которых здание бывшей городской конторы (уцелела угловая часть, обращённая на юге, с фигурным барочным фронтоном), дом рунтов - полиции и вооруженной охраны Баташова (рубеж XVIII-XIX вв.; кирпичные стрельчатые окна и декоративные башенки в стиле "ложной готики"), здание конного двора (классицизм; на втором этаже - стрельчатые готические проёмы). Живописные улочки с 1-2-этажными домиками окружены зеленью садов. На главной площади - Рождественская церковь (1773, в переходном стиле от барокко к классицизму) с 4-ярусной колокольней (на углах 2-го яруса - металлические вазы); по периметру площадь застроена жилыми и общественными зданиями, среди них - аптека (XVIII в.), 2-этажный с мезонином бывший дом Шульц-Ордовой (начало XIX в.). В 1898 в В. работал инженер В. Г. Шухов (водонапорная башня и др.).

Близ В., в посёлке Досчатое, - "Охотничий домик" (построен владельцами заводов Баташовыми в конце XVIII в.; балкон и чугунные ограждения опираются на колонны; фасад украшают белокаменные и штукатуренные детали, окна - готической стрельчатой формы). На высоком берегу Оки - Троицкая церковь (1780, классицизм, в интерьере роспись художников арзамасской школы).

Литература: Города нашей области, Горький, 1969; Памятники истории и культуры Горьковской области, 2 изд., Горький, 1981; Второе рождение. К 50-летию г. Выксы, 1934-1984, Горький. 1984.

Высоковск

В Клинском районе Московской области, в 101 км к северо-западу от Москвы, в 10 км к западу от Клина. Расположен на Клинско-Дмитровской гряде, на р. Вяз, в лесистой местности. Железнодорожная станция на ветке от Клина. Население 11,5 тыс. человек (1992; 3,7 тыс. в 1897; 8,1 тыс. в 1926; 11,5 тыс. в 1939; 11 тыс. в 1959; 12,5 тыс. в 1970; 11,5 тыс. в 1979).

Возник как посёлок при построенной в 1883 крупной прядильно-ткацкой фабрике, сменившей ранее существовавшие небольшие фабрики. Развитию предприятия способствовали наличие в окрестных сёлах дешёвой рабочей силы, близость торфяных массивов, источники водоснабжения (река) и др. В начале XX в. В. представлял собой типичный фабричный посёлок. В 1903 на фабрике работало 1,9 тыс. человек, в 1916 - 5,4 тыс. человек В 1940 посёлок В. был преобразован в город. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 оккупирован 21 сентября 1941 немецко-фашистскими войсками, освобождён 16 декабря 1941.

В современном В.: реконструированная прядильно-ткацкая фабрика; производство ёлочных игрушек; асфальтовый завод и другие предприятия.

Литература: Памятные места Московской области, 3 изд., М., 1960; Города Подмосковья, кн. 2, М., 1980.

Высоцк

В Выборгском районе Ленинградской области, в 159 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Расположен на острове Высоцкий, в 12 км к юго-западу от Выборга. Порт в Финском заливе. Железнодорожная станция на ветке от станции Попово на линии Санкт-Петербург - Приморск - Выборг. Население 1,0 тыс. человек (1992; 0,9 тыс. в 1979).

Основан в начале XVIII в. Петром I как крепость Тронгзунд - один из форпостов русского военно-морского флота в Финском залива Близ Тронгзунда на островах в 1897-98 и 1902 А. С. Попов проводил первые опыты по беспроволочному телеграфированию. В 1918-40 - в составе Финляндии (назывался Уурас). В 1948 Тронгзунд переименован в честь Героя Советского Союза пулемётчика Кузьмы Высоцкого, погибшего здесь в боях с белофиннами. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 оккупирован немецко- фашистскими войсками в августе 1941, освобождён в июне 1944 войсками Ленинградского фронта в ходе Выборгско-Петрозаводской операции.

Современный В. - морской порт. Благоприятный климат острова Высоцкий способствует развитию туризма и отдыха.

Вытегра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вышний Волочёк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вяземский

Районный центр в Хабаровском крае, в 130 км к юго-западу от Хабаровска. Расположен на Уссурийской низменности. Железнодорожная станция на линии Хабаровск - Владивосток. Население 18,2 тыс. человек (1992; 17,1 тыс. в 1939; 19,2 тыс. в 1959; 18,9 тыс. в 1979).

Основан в 1895. Вырос из посёлка городского типа, город - с 1951. В современном В.: предприятия железнодорожного транспорта; деревообрабатывающий комбинат; леспромхоз; заводы - овощеконсервный, ремонтно- механический, кирпичный и др. Филиал Хабаровского краеведческого музея.

Литература: Пензин И., Вяземский, в кн.: Города Хабаровского края, Хабаровск, 1972.

Вязники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вязьма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вятка

Название города Киров в Кировской области в 1781-1934.

Вятские Поляны

В Кировской области, областного подчинения, в 350 км к юго-востоку от Кирова. Расположен в Приуралье, на высоком правом берегу р. Вятка, в её нижнем течении (пристань). Железнодорожная станция на линии Казань - Агрыз. Аэропорт. Население 46,0 тыс. человек (1992; 38,1 тыс. в 1979).

До середины XVI в. на месте В. П. находилось небольшое удмуртское село Ошторма-Бодия. После победы Русского государства над Казанским ханством в 1552 начинается освоение Вятского края русскими. В 1596 в районе В. П. был построен Рождественский монастырь, вокруг которого разрослось поселение, ставшее в XVII в. оживлённым центром торговли хлебом и лесом. Из промыслов были наиболее развиты деревообработка и кирпичное производство. С середины XIX в. возросло значение В. П. как речной пристани. Пристань и значительная часть пароходства находились в руках владельца Т. Ф. Булычёва и его компании. В 1915 через село прошла железная дорога Москва - Екатеринбург, заметно оживившая транспортные и торговые связи с промышленными центрами Поволжья и Урала. В 1938 село В. П. было преобразовано в рабочий посёлок; город - с 1942.

В современных В. П. - машиностроительный завод (производство колясок к мотоциклам, автоприцепов и др.); предприятия деревообрабатывающей и пищевой промышленности. Исторический музей. Дом-музей конструктора автоматического оружия Г. С. Шпагина.

Литература: Шнайдер С. С., Город Вятские Поляны, Киров, 1968.

Предыдущая страница Следующая страница