Статьи на букву "В"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Белгородской области, областного подчинения, районный центр, в 225 км к востоку от Белгорода. Расположен на высоком правом берегу р. Валуй, в 3 км от её впадения в р. Оскол. Железнодорожный узел (линии на Старый Оскол, Лиски, Купянск, Старобельск). Автомобильная дорога (Новый Оскол - Ровеньки). Население 35,3 тыс. человек (1992; 3,4 тыс. в 1861; 7 тыс. в 1897; 10,2 тыс. в 1926; 21,6 тыс. в 1959; 32 тыс. в 1979).
Герб Валуйков. "В верхней части щита герб Воронежский. В нижней - куча накладенных пирамидою яблоков, в зелёном поле, означающих великое изобилие сего плода". Высочайше утверждён 21.9.1781
Основан в 1593. Город часто подвергался нападениям крымских татар. В 1699 проездом в Азов В. посетил Пётр I, на средства которого и по его собственноручному плану в В. был сооружён соборный храм Сретения Владимирской Божьей Матери. В 1707 город сильно пострадал при захвате его войсками К. А. Булавина. С 1797 - уездный город Воронежской губернии. В конце XIX в. в В. действовали кожевенный, винокуренный, 2 маслобойных завода. Близ города, при слиянии рек Валуя и Оскол, находился Успенский-Пристанский (Пристаннический) мужской монастырь, сооружённый в 1613 на средства царя Михаила Фёдоровича. С 1928 В. входил в состав Центральночернозёмной области, с 1934 - районный центр Курской области, с 1954, с образованием Белгородской области, в её составе. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 6 июля 1942 был оккупирован немецко-фашистскими войсками; освобождён 19 января 1943. В современных В.: мясокомбинат; заводы - сахарный, маслоэкстракционный, маслосыродельный, консервный и др.; мельничный комбинат; предприятия железнодорожного транспорта. Картинная галерея. Литература: Валуйки. (Историко-краеведческие очерки), Белгород, 1963. |
Посёлок городского типа, районный центр в Нижегородской области, в 165 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Расположен на р. Ветлуга, в 36 км к северу от железнодорожной станции Ветлужская на линии Нижний Новгород - Котельнич. Население 3,8 тыс. человек (1989; 1,4 тыс. в 1897; 1,6 тыс. в 1926; 3,5 тыс. в 1979).
Герб Варнавина (Варнавин). "В верхней части щита - герб Костромской, в нижней части в червлёном поле - выходящая из облака рука, держащая камень, означающая, что апостол Варнава, по имени которого и город сей наименован, убит был каменьями". Высочайше утверждён 29 марта 1779
В 1778 экономическое село Варнавина Пустынь преобразовано в уездный город Варнавин Костромского наместничества. С 1925 - сельское поселение, с 1961 - посёлок городского типа. |
Посёлок городского типа в Воротынском районе Нижегородской области, в 152 км к востоку от Нижнего Новгорода. Расположен в 126 км к юго-востоку от железнодорожной станции Кстово. Пристань на Волге, при впадении в неё р. Сура. Население 1,9 тыс. человек (1989; 3,8 тыс. в 1897; 3,3 тыс. в 1926; 2,8 тыс. в 1979).
Герб Васильсурска (Василь). "В верхней части щита - герб Нижегородский, в нижней части в золотом поле - основание корабельной кормы в знак того, что окрестностях сего города лучшие корабельные леса заготовлялись". Высочайше утверждён 16 августа 1781
Основан в 1523 близ устья Суры как крепость Васильгород (назван в честь Василия III). С 1779 - уездный город Василь Нижегородского наместничества (затем - губернии). С 1925 - сельское поселение, с 1927 - посёлок городского типа. В. расположен в живописной местности, здесь работали художники-пейзажисты И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др. |
Районный центр в Смоленской области, в 134 км к северо-западу от Смоленска. Живописно расположен на равнинной местности, по берегам Западной Двины (пристань), в 93 км к северу от железнодорожной станции Рудня на линии Витебск - Смоленск. Население 9,2 тыс. человек (1992; 12,2 тыс. в 1897; 8,7 тыс. в 1979).
Герб Велижа. "Имеет Полоцкий герб, только в нижней части щита поле шахматное: серебряное с красным". Высочайше утверждён 21.9.1781
Впервые упоминается в западнорусской летописи, так называемой Хронике Быховца (конец XV в.). В конце XV - начале XVI вв. присоединён к Московскому государству. Официальная дата основания - 1536, когда была сооружена крепость (сохранились остатки вала и рва) на старом городище, на мысу, при впадении ручья Коневец в Западную Двину. С 1580 - под властью Польши (получил Магдебургское право). С 1655 - в составе Русского государства, с 1678 вновь отошёл к Польше, с 1722 окончательно в составе России. С 1776 - уездный город, сначала Псковской, затем Витебской губернии. С древнейших времён до конца XIX в. В. имел торговые связи с Ригой, куда водным путём отправляли лес, лён, хлеб. Ремёсла и внутригородская торговля развивались слабо. Горожане занимались в основном строительством барж и лесосплавом. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 город был оккупирован немецко-фашистскими войсками в июле 1941 - сентябре 1943 и сильно разрушен. Современный В. - важный центр заготовки древесины, которая перерабатывается на мебельной фабрике, отправляется в другие области. Работают леспромхоз, сыродельный, льноперерабатывающие заводы и другие предприятия. Река Велижка и глубокий овраг с ручьём делят город на 3 части. По генеральному плану 1778 В. получил прямоугольную сетку улиц (учитывал исторически сложившуюся планировку), осуществлённую в XIX в. В первой половине XIX в. центр застраивался каменными и кирпичными домами в стиле позднего классицизма (присутственные места, торговые ряды), во второй половине XIX - начале XX вв. - в стилях эклектики и модерна. Многие культовые здания разобраны после войны. По генеральному плану 1983 сохранена историческая левобережная часть города, в центральной части - парк с аллеями; город развивается в основном на север. К северо-западу от В., в деревне Маклок, - деревянная, на кирпичном основании церковь (вторая половина XVIII в.) в стиле, переходном от барокко к классицизму. Литература: Архитектурные памятники Смоленской области. Каталог, кн. 1, М., 1987. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Районный центр в Архангельской области, в 545 км к югу от Архангельска. Расположен на высоком левом берегу р. Вель, при впадении её в р. Вага (бассейн Северной Двины). Железнодорожная станция на линии Коноша - Котлас. Аэропорт. Население 26,8 тыс. человек (1992; 2 тыс. в 1897; 3,5 тыс. в 1926; 24 тыс. в 1979).
Герб Вельска. "В первой части герб Вологодский. Во второй части дёгтем наполненная бочка, в золотом поле, в знак, что обыватели сего города оным производят знатный торг". Высочайше утверждён 20.10.1760
Один из древнейших городов Русского Севера. Первое упоминание относится к 1137. С 1550 известен как посад; жители занимались земледелием, извозом, огородничеством. С 1780 - уездный город Вологодского наместничества Архангельской губернии. В В. были распространены салотопенные, свечные и терпентинные кустарные предприятия. С XVI в. жители города занимались также смолокурением (смолу продавали даже за границу, вывозя в XIX в. ежегодно до 1 млн. пудов), производством скипидара и дёгтя. Славились местные ярмарки. Через город проходил оживлённый Московский тракт. По просьбе уездного земства (1895) была утверждена прокладка железной дороги к востоку как к "естественному центру льняного и смолокуренного производства". С конца XIX в. В. известен как место политической ссылки. Современный В. - центр лесообрабатывающей и лесохимической промышленности. Действуют машино- строительный завод, мясной и молочный комбинаты. Краеведческий музей (с 1919; в экспозиции: крестьянская утварь, предметы народного искусства начала XX в.; коллекция икон XVIII-XIX вв.; мелкая медная пластика, местная живопись и керамика), основу которого заложила частная коллекция "древностей" В. Ф. Кулакова (1866-1945), жителя В. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Районный центр в Пермской области, в 142 км к западу от Перми. Расположен в Предуралье. Железнодорожная станция на линии Пермь - Киров. Население 24,9 тыс. человек (1992; 22,1 тыс. в 1979). Возник в конце XIX в. при строительстве железной дороги Пермь - Вятка как станция Очерская; позднее - Вознесенская, в 1915 переименован в честь русского художника-баталиста В. В. Верещагина. Город - с 1942. В современном В.: предприятия железнодорожного транспорта; трикотажная фабрика; мясо- и мелькомбинаты; молочный завод. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название города Улан-Удэ в 1783-1934. |
Районный центр в Челябинской области, в 460 км к юго-западу от Челябинска. Расположен на восточном склоне Южного Урала, у восточных склонов хребта Уралтау, в верх, течении р. Урал, в 60 км от железнодорожной станции Магнитогорск на линии Уфа - Карталы. Узел автомобильных дорог. Аэропорт. Население 10,6 тыс. человек (1992; 11,1 тыс. в 1897; 10 тыс. в 1926; 11 тыс. в 1939; 10,3 тыс. в 1979).
Герб Верхнеуральска. "В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - горностай в зелёном поле, в знак изобилия оными зверями". Высочайше утверждён 6.6.1782
Основан в 1734 как укреплённый пункт и до 1775 назывался Верхнеяицком (Верхнеяицкая крепость); входил в состав Уйской охранной линии. Город - с 1781; с 1782 - в составе Оренбургской области Уфимского наместничества. В XVIII-XIX вв. известен как центр изготовления вязаных шерстяных ("оренбургских") платков. В 1889 действовало 18 заводов (в том числе винокуренный, 4 пиво-медоваренных, 10 кожевенных). Здесь отбывали ссылку декабристы А. В. Веденяпин и И. Черноглазов. Современный В. - центр крупного сельскохозяйственного района. Предприятия пищевой (мельница, масло- и сыродельный, пивоваренный заводы и др.) и деревообрабатывающей промышленности. Музеи: краеведческий, казачьего быта. Памятник героям Гражданской войны 1918-20 братьям Н. Д. Каширину и И. Д. Каширину. В. состоял из крепости и форштадта - пригорода. Крепость - собственно город - была расположена на высоком левом берегу реки. Сохранились каменные здания XVIII-XIX вв. (в основном купеческие дома, лавки), 5-главый городской собор с шатровой колокольней (1870); близ него - площадь - бывший казачий плац. В городе много домов с нижним каменным и верхним деревянным этажом, но его основная часть застроена рублеными домами, многие из которых украшены затейливой резьбой. Современная застройка (главным образом 2-этажными домами) ведётся на восточной окраине города. Литература: Матюшин Г. П., Яшмовый пояс Урала, М., 1977. |
В Свердловской области, подчинён Кировградской городской администрации, в 111 км к северо-западу от Екатеринбурга. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, в верховьях р. Тагил (бассейн Тобола). Конечная станция (Верхнетагильская) железнодорожной ветки от линии Екатеринбург - Нижний Тагил. Население 13,2 тыс. человек (1992; 4,9 тыс. в 1897). Основан в 1716 как посёлок при строительстве промышленниками Демидовыми чугунолитейного и железоделательного завода (пущен в 1718). В XVIII в. в посёлке Верхнетагильского завода были развиты кустарные промыслы - санный, тележный, кузнечный; часть жителей работала старателями на золотых приисках. После 1917 металлургический завод был закрыт. В 1951 началось строительство ГРЭС (пущена в 1956), развивалась промышленность стройматериалов. Город - с 1966. В современном В. Т.: комбинат строительных конструкций; мебельный цех фирмы "Тагил"; рыбное хозяйство. Историко-краеведческий музей. Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983. |
В Челябинской области, областного подчинения, в 142 км к северо-западу от Челябинска. Расположен в южной части восточного склона Среднего Урала, в верховьях р. Уфалей (приток Уфы). Железнодорожная станция на линии Екатеринбург - Челябинск. Население 39,8 тыс. человек (1992; 38,1 тыс. в 1979). Основан в 1761 в связи со строительством И. Мосоловым чугуноплавильного и железоделательного завода (1100 занятых в 1888; производилось в основном кровельное железо и чугунное литьё). Город - с 1940. В современном В. У.: ПО "Уфалейникель"; заводы - металлургического машиностроения (выплавка чугуна, производство роторов, колёсных пар и др.), "Металлист" (эмалированная посуда), "Уралэлемент" (гальванические элементы), "Корунд", опытно-экспериментальный (асфальто-смесители); мебельная фабрика; предприятия лесной промышленности. Историко-краеведческий музей. В районе - заготовки торфа, разработки мрамора, огнеупорных глин, известняка, никелевых руд, железняков. Близ В. У. - интересные природные объекты: Большой камень, Красный камень, озеро Иткуль, Шигирские сопки. |
В Свердловской области, областного подчинения, в 13 км к северу от Екатеринбурга. Расположен на Среднем Урале, в верховьях р. Пышма, на автомагистрали Екатеринбург - Нижний Тагил. Население 54,1 тыс. человек (1992). Вырос на месте села Пышминского, основанного в 1660; в 1854 на берегу Пышмы было открыто Пышминско-Ключевское месторождение медной руды и заложена первая шахта Ивановская (добыча началась в 1856). В 1929-34 велось строительство медеэлектролитного завода. В 1932 пущена в строй обогатительная фабрика для извлечения кобальта из местной руды. В 1934 восстановлены шахты Пышминско-Ключевского месторождения. В 1946 рабочий посёлок Пышма преобразован в город В. П. В современной В. П.: комбинат "Уралэлектромедь", заводы - сварных машиностроительных конструкций, химических реактивов, детской металлической игрушки и др. Близ В. П. - добыча медной руды. Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983. |
В Свердловской области, областного подчинения, районный центр, в 195 км к северу от Екатеринбурга. Расположен на Среднем Урале, на р. Салда. Железнодорожная станция на линии Нижний Тагил - Алапаевск. Население 55,1 тыс. человек (1992; 37 тыс. в 1959; 45 тыс. в 1970; 54,9 тыс. в 1979). Возник из посёлка при строительстве чугуноплавильного и железоделательного завода, основанного в 1778 (производилось сортовое железо). В 1931 был построен завод металлоконструкций и мостов, один из крупнейших в стране (обеспечивал продукцией строившийся Магнитогорский металлургический комбинат, "Уралмаш", Московский метрополитен и др.). Город - с 1938. В современной В. С.: заводы - металлургический, металлообрабатывающий, тяжёлых стальных конструкций для мостов. Факультет Уральского технического университета. В 10 км к северо-востоку от В. С. - г. Нижняя Салда. Литература: Сюньков Г. К., Салда, Свердловск, 1980; Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983. |
В Свердловской области, в 187 км к северу от Екатеринбурга. Расположен на Среднем Урале, в верховьях р. Тура (бассейн Оби), в 3 км от железнодорожной станции Верхняя на линии Серов - Гороблагодатская. Население 13,3 тыс. человек (1992; 14,8 тыс. в 1979). Возник из посёлка при чугунолитейном заводе, основанном в 1737; город - с 1941. В В. Т. - машиностроительный завод. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Верхоянском районе, в Якутии, в 900 км к северо-востоку от Якутска. Расположен к северу от Полярного круга, на северной окраине Янского плоскогорья, на берегах р. Яна. Пристань. Аэропорт. Население 1,9 тыс. человек (1992; 351 человек в 1897; 1,7 тыс. в 1979). Основан в 1638 как казачье зимовье (острог) на р. Дулгалах, в 90 км к юго-западу от современного В.; в 1775 для удобства сбора податей было перенесено под названием Верхоянское Зимовье на левый берег р. Яна. В 1860-х гг. - 1917 - место политической ссылки. Основные занятия населения: пушной промысел (песец, белка, соболь) и животноводство. В районе В. - один из полюсов холода Северного полушария (абсолютный минимум около - 71°C, средняя температура января около -50°C). Обелиск с надписью: "Полюс холода". Литература: Казарян П. Л., Город Верхоянск. Исторический очерк, Якутск, 1988; 350 лет Верхоянску, Якутск, 1988. |
Районный центр в Тверской области, в 253 км к северо-востоку от Твери. Расположен на заболоченной местности, на Среднемоложской низине, на западном берегу Рыбинского водохранилища. Конечная железнодорожная станция ветки от линии Сонково - Санкт-Петербург. Аэропорт. Население 9,7 тыс. человек (1992; 3,5 тыс. в 1897; 4,0 тыс. в 1926; 8,4 тыс. в 1970).
Герб Весьегонска. "В верхней части щита герб Тверской. В нижней - рак чёрный, в золотом поле, которыми воды, окружающия сей город, весьма изобилуют". Высочайше утверждён 20.12.1781
Впервые упоминается в XV в. как село Егонская Весь (Весь Егонская), расположенное на р. Молога и принадлежавшее московскому Симонову монастырю. В XVI в. село славилось ярмарками (продавались воск, хмель, мёд, соль, рыба, икра, сукно, меха и др.), на которые съезжались не только русские, но и иностранные купцы. В 1610-14 значительно пострадало от набегов польско-литовских войск. Из монастырского ведения в XVIII в. перешло в ведение государства. С 1776 село Весьегонское получило статус города В. Тверского наместничества. Со второй половины XVIII в. экономическое значение В. улучшилось благодаря восстановлению ежегодных ярмарок (так, Крещенская и Богоявленская стояли в ряду самых значительных ярмарок Российской империи), на которые съезжались купцы из Поволжья. С 1803 - заштатный город Тверской губернии. В конце XIX в. в связи с упадком Тихвинской водной системы, а также строительством железных дорог В. утратил значение как торговый город и транзитный пункт из Астрахани в Санкт-Петербург. В 1939-41 при строительстве Рыбинского гидроузла город В. оказался в зоне затопления и был перенесён на новое место - в 0,5 км от старого города. В современном В.: заводы - маслосыродельный, рыбный, винный, льнообрабатывающий; химлесхоз, леспромхоз, деревообрабатывающий комбинат и др. Краеведческий музей (основан в 1919). Литература: Города и районы Калининской области, М., 1978. |
Районный центр в Нижегородской области, в 230 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Расположен в Заволжье, в восточной части, называемой Заветлужьем, на правом берегу судоходной Ветлуги (приток Волги), в 47 км к северу от железнодорожной станции Урень на линии Нижний Новгород - Котельнич. Аэропорт. Население 10,2 тыс. человек (1992).
Герб Ветлуги. "В первой части щита часть герба Костромского: в голубом поле корма галерная с тремя фонарями и опущенными лестницами. Во второй части в серебряном поле куст дерева ветлы, означающей имя сего города". Высочайше утверждён 29.3.1779
На месте В. в начале XVII в. находилась деревня Шулепниково, подаренная в 1637 Михаилом Фёдоровичем княжне Мстиславской. В XVIII в. здесь была построена деревянная церковь, деревня выросла в село Верхнее Воскресенье, которое в 1778 по указу Екатерины II было преобразовано в уездный город В. - торговый центр Ветлужского края. В современной В.: судостроение; предприятия пищевкусовой и деревообрабатывающей промышленности. Краеведческий музей (уникальные экспонаты - обломок Сихотэ-Алинского метеорита, упавшего в 1947, и обломок каменного метеорита "Ветлуга"). В В. родился философ и писатель В. В. Розанов, здесь провели детские годы писатель А. Ф. Писемский и драматург В. С. Розов. Литература: Скворцов П. Г., Городу Ветлуге 180 лет. 1778-1958, Ветлуга, 1958; Города нашей области, Горький, 1974. |
В Московской области, областного подчинения, в 23 км к югу от Москвы. Расположен на Теплостанской возвышенности на р. Битца (левый приток р. Пахра). Железнодорожная станция Расторгуево на линии Москва - Павелец. Вблизи проходит Каширское шоссе. Население 56,7 тыс. человек (1992; 17,9 тыс. в 1959; 44,6 тыс. в 1979). Входит в состав лесопаркового защитного пояса Москвы. Возник в 1949 в связи со строительством Московского коксогазового завода (введён в эксплуатацию в 1951) как рабочий посёлок: в 1965 преобразован в город, в черту которого вошёл дачный посёлок Расторгуево. В современном В.: крупное предприятие - Московский коксогазовый завод (производит литейный кокс, аммиак, кислород, азот, моющие средства); завод "Мосметаллоконструкций"; ПО "Металлист"; комбинат "Гипсобетон"; опытный завод НИИ азотной промышленности и др. Город имеет правильную радиальную планировку, зону отдыха. Отделён от заводов санитарно-защитной зоной. С 1949 в В. строились 2-3-этажные дома-коттеджи (архитектор Б. В. Ефимович, инженер А. М. Рузский), с 1960-х гг. началась застройка многоэтажными домами, в основном в южном направлении; зелёная зона - к северу и западу от линии железной дороги, в районе бывшего посёлка Расторгуево (ныне В.-II). В северную часть города вошло бывшее село Таболово (с белокаменной Успенской церковью, между 1705 и 1721, типа "восьмерик на четверике" в стиле раннего барокко). В окрестностях В. сохранилось много архитектурных памятников, в том числе усадебные ансамбли XVIII-XIX вв. В 6 км к юго-востоку - усадьба Горки (ныне Государственный исторический заповедник "Горки-Ленинские"), ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., перестроенный в 1910-х гг. в стиле неоклассицизма (архитектор Ф. О. Шехтель): 2-этажный главный дом с ионическим 6-колонным портиком, 2 флигеля, регулярный и пейзажный парки с Большим и Малым прудами, гротом, беседками. В. И. Ленин жил здесь с 1918 (вначале в северном флигеле, с 1921 в главном доме) по январь 1924. В 3 км к юго-западу от В. - ансамбль бывшей усадьбы Волконских Суханове: классицистические 2-этажный главный дом с открытой полукруглой колоннадой на фасаде (конец XVIII в., перестраивался в XIX в., сгорел в 1917, воссоздан в 1945-46) и ротондальный мавзолей (1813, приписывается Д. И. Жилярди или А. Г. Григорьеву, перестроен в 1934, архитектор Н. Д. Виноградов), неоготические служебные корпуса (1820-е гг.), ампирные "дома для приезжающих" (1830-е гг.), пейзажный парк с каскадами прудов, 8-колонной купольной беседкой "Храм Венеры" (начало XIX в.), кирпичным с белокаменным декором мостом через овраг (1820-е гг., восстановлен в 1951). Литература: Ильин М. А., Подмосковье, 3 изд., М., 1974; Памятники архитектуры Московской области, т. 1, М., 1975; Города Подмосковья, кн. 1, М., 1979. |
Название города Выборг в Ленинградской области в 1918-40. |
районный центр в Якутии, в 592 км к северо-западу от Якутска. Расположен на Центральноякутской равнине. Пристань на правом берегу р. Вилюй (левый приток Лены). Аэропорт. Население 9,1 тыс. человек (1992; 611 человек в 1897; 1,3 тыс. в 1926; 7,4 тыс. в 1979). Основан в 1634 как казачье зимовье (Тюканское или Верхневилюйское), которое в 1775 при разделении Иркутской губернии на провинции и воеводства преобразовано в комиссарство, с причислением к Олёкминскому острогу Якутской провинции. Сосланные в этот край на каторжные работы участники Пугачёвского восстания на новом месте построили город, названный в 1783 Оленском, который стал центром обширного Вилюйского округа Якутской области Иркутской губернии. В 1821 переименован в Вилюйск. В 1869 в В. насчитывалось 40 строений (около 1/3 составляли юрты, остальные - небольшие деревянные дома), расположенные на двух параллельно идущих улицах; на единственной в городе площади стояла двухэтажная деревянная церковь - Никольский собор (1800); действовали начальное и церковно-приходское училища, лечебница, винная, пороховая и хлебная лавки; один раз в году из Якутска приходили два-три судна (паузка) с казённым или купеческим грузом. Население В. занималось мелочной торговлей. Ныне в районе - животноводство и пушной промысел; месторождение природного газа. Краеведческий музей. Памятники: Н. Г. Чернышевскому; М. Н. Жиркову, первому якутскому композитору; героям Великой Отечественной войны 1941-45 и др. Литература: Федорова Е. Н., Города и рабочие поселки - районные центры Якутской АССР, Якутск, 1982; 350 лет Вилюйску. Фотоальбом, Якутск, 1984. |
В Братском районе Иркутской области, в 916 км к северо-западу от Иркутска и в 35 км к юго-западу от Братска. Расположен в центральной части Ангарского кряжа, на левом берегу р. Вихоревка (приток Ангары). Железнодорожная станция на линии Тайшет - Лена. Население 24,5 тыс. человек (1992; 20,4 тыс. в 1979). Возник в 1957 в связи со строительством железной дороги Тайшет - Братск как рабочий посёлок, преобразован в город в 1966. Лесозаготовительный комбинат, предприятия железнодорожного транспорта. |
В Ивановской области, областного подчинения, районный центр, в 71 км к северо-западу от г. Иваново. Расположен в Верхнем Поволжье. Железнодорожная станция на ветке Иваново - Ермолино - Кинешма. Население 49,5 тыс. человек (1992). Город образован в 1925 путём объединения фабричных посёлков, развивавшихся в XVIII-XIX вв. Современная В. - крупный центр текстильной промышленности с одним из старейших предприятий - хлопчатобумажной фабрикой (1812) имени В. Г. Ногина. Действуют также две хлопчатобумажные прядильно-ткацкие фабрики, машиностроительный, дерево- обрабатывающий заводы. Литература: Миндовский В., Вычугская фабричная старина, Кострома, 1919; Горбунов С. В., Любичев Ю. С., Вичуга. Историко-краеведческий очерк, Ярославль, 1986. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Ростовской области, областного подчинения, в 190 км к востоку от Ростова-на-Дону. Расположен на левом берегу Цимлянского водохранилища, на р. Дон, близ плотины Цимлянской ГЭС. Железнодорожная станция (Волгодонская) на линии Морозовск - Куберле. Порт. Население 182 тыс. человек (1992; 16 тыс. в 1959; 28 тыс. в 1970; 92,4 тыс. в 1979). Основан в 1950 в связи с сооружением Волго-Донского судоходного канала и Цимлянской ГЭС, вблизи станицы Романовской и хутора Солёный. Город - с 1956. Современный В. - промышленный центр Ростовской области. Предприятия энергетического машиностроения: ПО "Атоммаш", завод "Энергомаш". Химический комбинат - один из крупнейших на юге России (выпускает моющие средства, вспомогательные материалы для производства различных синтетических продуктов, заменителей растительных и животных жиров). Заводы: радиотехнической аппаратуры, опытно- экспериментальный (новые образцы дорожной техники). Предприятия пищевой (молочной, мясной, консервной и др.) промышленности, производство стройматериалов и конструкций. Филиал Новочеркасского политехнического института. Краеведческий музей. Основная часть городской застройки - микрорайоны 5-9-этажных домов, возведённых в 1960-80-х гг. Близ В. - Ростовская АЭС (не действует). Литература: Волгодонск. Фотоальбом, Ростов н/Д., 1980; Тягливый А. Е., Исакова Ю. Г., Волгодонск. Краеведческие очерки о городе, Ростов н/Д., 1982. |
В Республике Марий Эл, республиканского подчинения, районный центр, в 101 км к югу от Йошкар-Олы. Расположен на Марийской низменности, пристань на Волге (левый берег Куйбышевского водохранилища). Железнодорожная станция на ветке от Зеленодольска на линии Йошкар-Ола - Ульяновск. Население 62,5 тыс. человек (1992; 33 тыс. в 1959; 43 тыс. в 1970; 52,8 тыс. в 1979). Вырос из посёлка Лопатино. Город - с 1940. В современном В.: заводы - "Торгхолодмаш", планетарных зубчатых редукторов и мотор-редукторов, узлов и агрегатов; комбинаты - крупный целлюлозно-бумажный, деревообрабатывающие; гидролизно-дрожжевой завод. Литература: Волжск. Сборник, Йошкар-Ола, 1990. |
В Волгоградской области, областного подчинения, в 16 км к востоку от Волгограда. Расположен на левом берегу Волги, у начала Ахтубы - левого рукава нижней Волги (пристань). Железнодорожная станция на линии Волгоград - Ахтуба. Автодорога (Краснослободск - Энгельс). Население 281 тыс. человек (1992; 67 тыс. в 1959; 142 тыс. в 1970; 209 тыс. в 1979). Основан в 1951 в связи со строительством Волжской ГЭС (1950-61). С 1954 - город. В современном В.: предприятия нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности (ПО "Оргсинтез" и "Химволокно"); заводы - трубный, подшипниковый, абразивное ПО, асбестовых технических изделий; мясокомбинат, молочный завод. Факультет Волгоградского инженерно-строительного института. Краеведческий музей. Город разделён на жилую (надпойменная терраса Ахтубы), промышленную и зону отдыха. В основании плана В. - "трезубец" с лучами, расходящимися к югу и открывающими перспективу от главной площади. Город застроен небольшими кварталами (площадью 15-20 га) с периметральной замкнутой планировкой. Дворец культуры, стадион, на склоне берега Ахтубы - парк. Литература: Гугель В. Н., Торговник Р. М., Волжский, М., 1958; Павличенков В. И., Волжский, М., 1961; Сысоев Д. П., Город юности, 2 изд., Волгоград, 1984. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Володарском районе Нижегородской области, в 50 км к западу от Нижнего Новгорода. Расположен в Мещёре, на р. Сейма (приток Оки). Железнодорожная станция (Сейма) на линии Нижний Новгород - Москва. В 6 км к северу от В. проходит автомагистраль Москва - Нижний Новгород. Население 10,7 тыс. человек (1992). Город - с 1956. Пищевая промышленность. Центр сельскохозяйственного района ("Сеймовская" птицефабрика, свинооткормочный комплекс). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Ленинградской области, областного подчинения, районный центр, в 122 км к востоку от Санкт-Петербурга. Расположен в пределах Волховской низины, на берегу р. Волхов. Железнодорожный узел (Волховстрой I) линий на Санкт-Петербург, Петрозаводск, Череповец, Чудово-Московское (на Москву). Население 50,3 тыс. человек (1992; 47,9 тыс. в 1979). На берегах Волхова, по которому проходил знаменитый торговый путь "из варяг в греки", издавна известны новгородские поселения, жители которых занимались проведением кораблей через речные пороги. В начале XX в., когда через Волхов прошла железная дорога, связавшая Петербург с Вологдой и Череповцом, на ней возник пристанционный посёлок Званка (с паровозным депо и ремонтными мастерскими), откуда в 1916 была проложена железнодорожная линия на Петрозаводск и Мурманск. В 1918 по плану ГОЭЛРО началось строительство Волховской ГЭС - первой ГЭС в России (вступила в строй в декабре 1926). Близ Волховской ГЭС в 1929 был заложен первый в стране алюминиевый завод. Город - с 1933; до 1940 назывался Волховстрой. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Советской Армией под Волховом зимой 1941 была одержана одна из первых крупных побед, остановивших наступление фашистских войск на подступах к Ленинграду. В современном В.: алюминиевый завод (работающий на нефелинах Кольского полуострова); предприятия химической, цементной, пищевой промышленности. Волховская ГЭС (1918-27, инженер Г. О. Графтио, архитекторы О. Р. Мунц, В. А. Покровский и др.) - важная веха в развитии промышленной архитектуры: её композиция органично связана с технологической схемой сооружения (9 арочных проёмов на главном фасаде, освещающих машинный зал, железобетонные арки, служащие эстакадой). Близ здания ГЭС установлен бронзовый памятник академику Г. О. Графтио. Музей истории города. В 30 км к юго-востоку от В., на станции Зеленец, сохранился ансамбль Зеленецкого (Троицкого) монастыря (основан в 1565-70) с постройками XVI-XVIII вв.: Троицкий собор (1684, перестроен), Благовещенская церковь с трапезной и колокольней (1680-е гг.), кельи (1680-е гг.), настоятельский корпус (XIX в.), каменная ограда (1680-е гг.). Литература: Динаров З., Волхов, Л., 1961; Андреева Л. В., Коляда М. И., Кондратьева Е. В., По Ленинградской области, Л., 1978; Булкин В. А., Овсянников О. В., По Неве и Волхову, Л., 1981. |
В Свердловской области, подчинён Карпинской городской администрации, в 476 км к северу от Екатеринбурга. Расположен на восточном склоне Северного Урала, на р. Волчанка, правом притоке Сосьвы (бассейн Оби). Железнодорожная станция (Лесная Волчанка) на линии Серов - Североуральск. Население 14,0 тыс. человек (1992; 14,5 тыс. в 1979). Город - с 1956, возник на месте деревни Лесная Волчанка. Добыча бурого угля (карьеры Волчанский и Восточный) открытым способом (в 1859 партией золотоискателей было обнаружено месторождение угля, которое стало разрабатываться с 1902, но вскоре добыча прекратилась; первый угольный разрез заложен в 1942, вступил в строй в 1944; уголь поступает на Серовскую ГРЭС и Богословскую ТЭЦ). Обогатительные фабрики; кирпичный, деревообрабатывающий заводы. Город состоит из двух частей, разделённых угольным карьером. Окрестности заболочены. Литература: Анимица Е. Г., Города Среднего Урала, 2 изд., Свердловск, 1983. |
В Саратовской области, областного подчинения, районный центр, в 147 км к северо-востоку от Саратова. Расположен на правом берегу Волги (Волгоградское водохранилище), пристань. Железнодорожная станция (Привольская) на линии Сенная - Пугачёв. Население 65,2 тыс. человек (1992; 6,7 тыс. в 1804; 28,2 тыс. в 1903; 38,9 тыс. в 1917; 35,3 тыс. в 1926; 56,1 тыс. в 1939; 61,8 тыс. в 1959; 69 тыс. в 1970; 67 тыс. в 1979).
Герб Вольска. "В верхней части щита герб Саратовский. В нижней - лежащий медведь, в золотом поле, каковыми зверями сия страна изобилует". Высочайше утверждён 23.8.1781
В XVIII в. на месте города существовало поселение Малыковка, упоминавшееся в документах 1699; преобразовано в 1780 в уездный город Волгск (Волжск или Вольск). Среди промышленных предприятий наиболее значительными были цементные заводы, работающие на местном сырье (известняк, глина), механический завод (основан в 1889), маслобойный и кожевенные заводы; мельницы, винокуренные заводы, а также кирпичные, алебастровые (алебастр добывался на окраине города), пивоваренные и мыловаренные заводы. В. славился яблоневыми садами и ягодниками, среди них выделялся сад купцов Сапожниковых (ныне - городской парк). По Волге из В. отправлялись зерно, мука, в том числе для экспорта, ввозились главным образом дрова. В В. действовали 7 православных церквей, женский монастырь, реальное училище, учительская семинария с начальным училищем, кадетский корпус, женская гимназия, школы и др. В В. родились механик П. Д. Грушин, близ В. в селе Тепловка - Герой Советского Союза лётчик В. В. Талалихин. С городом связаны жизнь и деятельность одного из основоположников химической физики Н. Н. Семёнова, химика-органика В. В. Челинцева, цитолога С. Г. Навашина, изобретателя первого в мире гусеничного трактора Ф. А. Блинова. Современный В. - крупный центр цементной промышленности (ПО "Вольскцемент"). Заводы: "Металлист", механический, асбоцементных изделий, кожевенный, дубильных экстрактов, лесопильный, кирпично-известковый; предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, молочный и пивоваренный заводы и др.); мебельная, швейная фабрики. Драматический театр. Краеведческий музей с картинной галереей. С начала XIX в. город застраивался каменными зданиями, главным образом в стиле русского классицизма. Литература: Вольск. Фотоальбом, М., 1980; Кутырев П. Г., Чулков А. Г., Город Вольск, Саратов, 1985; Вольск. Очерк, Саратов, 1989. |
В Республике Коми, республиканского подчинения, в 904 км к северо-востоку от Сыктывкара. Расположен в Большеземельской тундре, в зоне распространения многолетней мерзлоты, на берегах р. Воркута, в 160 км севернее Полярного круга. Конечная железнодорожная станция на линии от Москвы. Аэропорт. Население 116 тыс. человек (1992; 83 тыс. в 1959; 90 тыс. в 1970; 101,1 тыс. в 1979). Возник в 1931 как посёлок в связи с началом разработки месторождений каменного угля. С 1943 - город, к которому в 1951 присоединены шахтёрские посёлки (Рудник, Горняцкий, Железнодорожный и др.). По генеральной плану 1956 посёлки объединены в единый городской организм с общегородским центром. В 50- 60-х гг. построены административные и общественные здания (Горный техникум, 1956; Дворец культуры шахтёров, 1969; Дворец пионеров и школьников, 1967, и др.; всё строительство - на сваях). Современная В. - крупный центр добычи угля и организационно-хозяйственный центр Печорского угольного бассейна. Среди предприятий: механический, ремонтно- механический, цементный, дерево- обрабатывающий заводы; по производству стройматериалов. Печорский научно- исследовательский угольный институт, филиал Санкт-Петербургского горного института. Театры: драматический, кукольный. Краеведческий музей. Литература: Ушпик Н. Г., Воркута, Сыктывкар, 1964; Ушпик Н. Г., Гринер В. С., Воркута. Очерк, Сыктывкар, 1972;Воркута. Фотоальбом, Сыктывкар, 1981. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название города Уссурийск в Приморском крае в 1935-57. |
В Павловском районе Нижегородской области, в 71 км к юго-западу от Нижнего Новгорода. Расположен в Мещёре, на р. Кишма (приток Оки), в 15 км к юго-востоку от железнодорожной станции Ворсма на ветке Павлово - Нижний Новгород, на автодороге Нижний Новгород - Муром. Население 13,6 тыс. человек (1992; 14,1 тыс. в 1979). В. возникла в XVI в. К XVIII в. стала важным центром металлообрабатывающих кустарных промыслов. На базе этих промыслов в 1820 была создана фабрика Завьялова по производству медных инструментов. Город - с 1955. В современной В. действуют заводы: медико-инструментальный, технологического оборудования. Литература: Города нашей области, Горький, 1974. |
Название города Истра в Московской области до 1930. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Удмуртии, республиканского подчинения, районный центр, в 55 км к северо-востоку от Ижевска. Расположен в Прикамье, на р. Вотка (бассейн Волги). Конечная железнодорожная станция ветки от Ижевска. Население 105 тыс. человек (1992; 21 тыс. в 1897; 39 тыс. в 1939; 60 тыс. в 1959; 74 тыс. в 1970; 90 тыс. в 1979). В. вырос из селения, возникшего при одном из старейших железоделательных заводов Прикамья, основан в 1759. Во второй половине XIX в. на заводе производили сельскохозяйственные машины, якоря, бритвы, пружины к часовым механизмам и др. Здесь в середине XIX в. был изготовлен металлический каркас шпиля Петропавловской крепости в Петербурге; в 1870 на мартеновской печи (вторая в России) была получена сталь мартеновским способом. Город - с 1935. Современный В. - крупный центр машиностроения, оборонной промышленности; заводы - машиностроительный (производство фрезерных станков), газовой аппаратуры, радиотехнологического оборудования, лесопильный, кирпичный. Филиал Ижевского механического института. Краеведческий музей. В В. родился и провёл детские годы П. И. Чайковский (Государственный мемориальный Дом-музей П. И. Чайковского). Проводятся традиционные майские музыкальные фестивали, приуроченные ко дню рождения композитора. В 30 км от В. на Каме находится Воткинская ГЭС. Литература: Воткинские были. Исторические очерки. 1759-1959, Ижевск, 1959; Ступишин В. Н., Воткинск. Справочник-путеводитель, Ижевск, 1976; Воткинск. Летопись событий и фактов, (Ижевск), 1985; Перевощиков А. П., Воткинск. Экономико-географический и социальный очерк, Ижевск, 1992. |
В Ленинградской области, областного подчинения, в 24 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Расположен на Карельском перешейке, у подножия Румболовских высот. Железнодорожная станция (Всеволожская) на линии от Санкт-Петербурга. Население 32,9 тыс. человек (1992; 28,7 тыс. в 1979). На месте современного города в XVIII в. находилась мыза Рябове, подаренная Петром I после Северной войны 1700-21 А. Д. Меншикову; в 1774-79 хозяином мызы был барон И. Ю. Фредерике, основавший здесь сыроварение; в 1818 мыза перешла во владение семьи В. А. Всеволожского, который продолжил начатые бароном Фредериксом мелиоративные работы, построил сахарный завод и провёл газовое освещение. Был разбит большой сад и построена оранжерея для выращивания овощей и фруктов, которые поставлялись в Петербург; созданы крепостной театр и хор. Летом в Рябове съезжался почти весь аристократический Петербург, в числе гостей были композиторы М. И. Глинка, А. А. Алябьев и А. Н. Верстовский, скульптор Ф. П. Толстой и др. Сохранились усадебный дом, перестроенный в XIX в. по проекту архитектора П. Д. Шретера (с 1923 - сельскохозяйственный техникум), и парк. В 1892 близ Рябова прошла линия железной дороги от Петербурга к Ладожскому озеру; в 1895 построена железнодорожная станция Всеволожская, пристанционный посёлок быстро застраивался и разрастался. Город - с 1963. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 через В. проходила "Дорога жизни", соединявшая Ленинград с "Большой землёй". Многочисленные памятники Зелёного Пояса Славы: "Цветок жизни", "Румболовская гора", "Катюша", "Паровоз", "Разорванное кольцо" и др. В современном В. - производство резинотехнических и швейных изделий, игрушек. Историко-краеведческий музей. Среди архитектурных памятников конца XIX в. - церковь Спаса Нерукотворного и церковь Свято-Троицкая. В районе В. - добыча торфа. Благодаря мягкому микроклимату окрестности В. известны как дачная местность. В Приютино, бывшей усадьбе вице-президента Академии художеств А. Н. Оленина, часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов и др. В 9 км к югу от В., у подножия Колтушских высот, в посёлке Колтуши (бывшем Борки) находится НИИ физиологии имени И. П. Павлова. В квартире, где жил учёный, открыт музей. В Воейкове (бывшие Сельцы) - Главная геофизическая обсерватория имени А. И. Воейкова, музей и памятник её основателю А. И. Воейкову (скульптор М. К. Аникушин). Литература: Венцель И. В., Солохин Н. Д., Всеволожск, Л., 1975. |
Районный центр в Республике Коми, в 575 км к северо-востоку от Сыктывкара. Расположен в Предуралье, на правом берегу р. Печора (пристань). Население 19,0 тыс. человек (1992; 16,6 тыс. в 1979). В. - центр одноимённого газоконденсатного месторождения, открытого в 1964. От В. берёт начало магистральный газопровод "Сияние Севера" (В. - Ухта - Торжок). Город - с 1984. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Нижегородской области, областного подчинения, районный центр, в 186 км к юго-западу от Нижнего Новгорода. Расположен в Мещёре, в 10 км от пристани Досчатое (на Оке). Железнодорожной веткой (28 км) соединён со станцией Навашино на линии Муром - Арзамас. Население 62,7 тыс. человек (1992; 54,2 тыс. в 1979). Возник как посёлок при металлургическом Верхневыксунском заводе, основанном в 1765 выходцами из Тулы братьями Баташовыми. К середине XIX в. выксунские заводы были ведущими в своей отрасли. Город - с 1934. В современной В. действуют металлургические комбинат (производит сталь, прокат, сварные трубы и др.), машиностроительный завод. От построек Верхневыксунского завода, находившегося за плотиной, сохранился одноэтажный корпус мастерских (из крупноразмерного кирпича, остатки сводов, наличников окон), напротив плотины - 3-этажный дом первого владельца завода Баташова (1760-70-е гг.; классицизм) с обширным регулярным парком; главная улица была застроена "сплошной фасадой" каменных и полукаменных 2-этажных домов, среди которых здание бывшей городской конторы (уцелела угловая часть, обращённая на юге, с фигурным барочным фронтоном), дом рунтов - полиции и вооруженной охраны Баташова (рубеж XVIII-XIX вв.; кирпичные стрельчатые окна и декоративные башенки в стиле "ложной готики"), здание конного двора (классицизм; на втором этаже - стрельчатые готические проёмы). Живописные улочки с 1-2-этажными домиками окружены зеленью садов. На главной площади - Рождественская церковь (1773, в переходном стиле от барокко к классицизму) с 4-ярусной колокольней (на углах 2-го яруса - металлические вазы); по периметру площадь застроена жилыми и общественными зданиями, среди них - аптека (XVIII в.), 2-этажный с мезонином бывший дом Шульц-Ордовой (начало XIX в.). В 1898 в В. работал инженер В. Г. Шухов (водонапорная башня и др.). Близ В., в посёлке Досчатое, - "Охотничий домик" (построен владельцами заводов Баташовыми в конце XVIII в.; балкон и чугунные ограждения опираются на колонны; фасад украшают белокаменные и штукатуренные детали, окна - готической стрельчатой формы). На высоком берегу Оки - Троицкая церковь (1780, классицизм, в интерьере роспись художников арзамасской школы). Литература: Города нашей области, Горький, 1969; Памятники истории и культуры Горьковской области, 2 изд., Горький, 1981; Второе рождение. К 50-летию г. Выксы, 1934-1984, Горький. 1984. |
В Клинском районе Московской области, в 101 км к северо-западу от Москвы, в 10 км к западу от Клина. Расположен на Клинско-Дмитровской гряде, на р. Вяз, в лесистой местности. Железнодорожная станция на ветке от Клина. Население 11,5 тыс. человек (1992; 3,7 тыс. в 1897; 8,1 тыс. в 1926; 11,5 тыс. в 1939; 11 тыс. в 1959; 12,5 тыс. в 1970; 11,5 тыс. в 1979). Возник как посёлок при построенной в 1883 крупной прядильно-ткацкой фабрике, сменившей ранее существовавшие небольшие фабрики. Развитию предприятия способствовали наличие в окрестных сёлах дешёвой рабочей силы, близость торфяных массивов, источники водоснабжения (река) и др. В начале XX в. В. представлял собой типичный фабричный посёлок. В 1903 на фабрике работало 1,9 тыс. человек, в 1916 - 5,4 тыс. человек В 1940 посёлок В. был преобразован в город. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 оккупирован 21 сентября 1941 немецко-фашистскими войсками, освобождён 16 декабря 1941. В современном В.: реконструированная прядильно-ткацкая фабрика; производство ёлочных игрушек; асфальтовый завод и другие предприятия. Литература: Памятные места Московской области, 3 изд., М., 1960; Города Подмосковья, кн. 2, М., 1980. |
В Выборгском районе Ленинградской области, в 159 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Расположен на острове Высоцкий, в 12 км к юго-западу от Выборга. Порт в Финском заливе. Железнодорожная станция на ветке от станции Попово на линии Санкт-Петербург - Приморск - Выборг. Население 1,0 тыс. человек (1992; 0,9 тыс. в 1979). Основан в начале XVIII в. Петром I как крепость Тронгзунд - один из форпостов русского военно-морского флота в Финском залива Близ Тронгзунда на островах в 1897-98 и 1902 А. С. Попов проводил первые опыты по беспроволочному телеграфированию. В 1918-40 - в составе Финляндии (назывался Уурас). В 1948 Тронгзунд переименован в честь Героя Советского Союза пулемётчика Кузьмы Высоцкого, погибшего здесь в боях с белофиннами. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 оккупирован немецко- фашистскими войсками в августе 1941, освобождён в июне 1944 войсками Ленинградского фронта в ходе Выборгско-Петрозаводской операции. Современный В. - морской порт. Благоприятный климат острова Высоцкий способствует развитию туризма и отдыха. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Районный центр в Хабаровском крае, в 130 км к юго-западу от Хабаровска. Расположен на Уссурийской низменности. Железнодорожная станция на линии Хабаровск - Владивосток. Население 18,2 тыс. человек (1992; 17,1 тыс. в 1939; 19,2 тыс. в 1959; 18,9 тыс. в 1979). Основан в 1895. Вырос из посёлка городского типа, город - с 1951. В современном В.: предприятия железнодорожного транспорта; деревообрабатывающий комбинат; леспромхоз; заводы - овощеконсервный, ремонтно- механический, кирпичный и др. Филиал Хабаровского краеведческого музея. Литература: Пензин И., Вяземский, в кн.: Города Хабаровского края, Хабаровск, 1972. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название города Киров в Кировской области в 1781-1934. |
В Кировской области, областного подчинения, в 350 км к юго-востоку от Кирова. Расположен в Приуралье, на высоком правом берегу р. Вятка, в её нижнем течении (пристань). Железнодорожная станция на линии Казань - Агрыз. Аэропорт. Население 46,0 тыс. человек (1992; 38,1 тыс. в 1979). До середины XVI в. на месте В. П. находилось небольшое удмуртское село Ошторма-Бодия. После победы Русского государства над Казанским ханством в 1552 начинается освоение Вятского края русскими. В 1596 в районе В. П. был построен Рождественский монастырь, вокруг которого разрослось поселение, ставшее в XVII в. оживлённым центром торговли хлебом и лесом. Из промыслов были наиболее развиты деревообработка и кирпичное производство. С середины XIX в. возросло значение В. П. как речной пристани. Пристань и значительная часть пароходства находились в руках владельца Т. Ф. Булычёва и его компании. В 1915 через село прошла железная дорога Москва - Екатеринбург, заметно оживившая транспортные и торговые связи с промышленными центрами Поволжья и Урала. В 1938 село В. П. было преобразовано в рабочий посёлок; город - с 1942. В современных В. П. - машиностроительный завод (производство колясок к мотоциклам, автоприцепов и др.); предприятия деревообрабатывающей и пищевой промышленности. Исторический музей. Дом-музей конструктора автоматического оружия Г. С. Шпагина. Литература: Шнайдер С. С., Город Вятские Поляны, Киров, 1968. |