Города России. Энциклопедия.
Волгоград

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Волгоград

Центр Волгоградской области, в 1073 км к юго-востоку от Москвы. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, тянется более чем на 70 км по её правому крутому берегу. От В. начинается Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Климат континентальный. Средние температуры января -9,6°C, июля 24,2°C. Осадков 330 мм в год. Крупный речной порт. Узел железнодорожных линий (на Москву, Казань, Тихорецкую, Лихую, Астрахань) и автодорог (на Тамбов, Белую Калитву, Астрахань, Саратов и др.). Аэропорт. Население 1005 тыс. человек (1992; 1130 чел. в 1799; 6,7 тыс. в 1861; 56 тыс. в 1897; 67,7 тыс. в 1902; 84,3 тыс. в 1920; 445 тыс. в 1939; 591 тыс. в 1959; 815 тыс. в 1970; 929 тыс. в 1979).

Волгоград. Герб Царицына.

Волгоград. Герб Царицына. "Щит разделён на две части: в верхней - Герб Саратовский. В нижней, в червлёном поле, две серебряныя, крестообразно расположенный стерляди, в означение производящейся в том крае ловли стерлядей. Щит украшен золотою городскою короною". Высочайше утверждён 29.10.1857

Поселение известно, предположительно, с 1555; впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589. Своё название город получил от речки Царица, впадающей в Волгу; в основе названия лежат, вероятно, татарские слова "сари" - "су" - жёлтая река или "сари" - "чин" - жёлтый остров, так кака русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на острове Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке ("переволоки") Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге. В начале XVII в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 на правом берегу Волги воеводой М. Соловцовым. Под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран. В 1606 при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Фёдора Иоанновича; отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение. В 1667-72 царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1691 в Царицыне учреждена таможня, здесь шла оживлённая торговля солью и рыбой. В 1707 донские казаки под предводительством Василия Булавина и Игнатия Некрасова взяли город, но скоро были изгнаны прибывшими из Астрахани войсками правительства. В 1722 и 1723 город посетил Пётр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1727 Царицын был снова истреблён пожаром. В 1731 в связи с учреждением волжского казачества Царицын был сильно укреплён и стал центром военной линии от Волги к Дону.

В 1768-69 город посетили академики И. И. Лепёхин, П. С. Паллас, С. Г. Гмелин, составившие описание Царицына, его окрестностей и природных ресурсов края. В 1774 город два раза был осаждён Е. И. Пугачёвым, но без успеха. В 1708 Царицын приписан к Казанской губернии, с 1719 - к Астраханской, с 1773 - в Саратовском наместничестве. С 1780 - уездный город Саратовского наместничества (затем - губернии).

В начале XIX в. в городе возникла мелкая промышленность (3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы). Через Царицын пролегли 5 почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царёвская. В 1862 вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын - Калач-на-Дону), в 1879 - на Грязи и далее на Москву, в 1897 - на Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900 - на Донбасс. В Царицыне находились агентства многих пароходных компаний. В 1880 вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы "Нобель" и строились крупнейшие в России нефтехранилища. Развиваются судостроение (керосиноналивные баржи большой ёмкости), деревообрабатывающая промышленность. В начале XX в. в городе действовали свыше 230 фабрик и заводов (15 лесопильных, 2 мукомольных, 4 чугунолитейных и механических, 5 горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Быстрый рост города в конце XIX в. отразился на его внешнем облике: появилось много новых домов, магазинов, гостиницы, рестораны, несколько клубов. Город был телефонизирован. В 1913 в Царицыне появился трамвай; в центральной части установлены первые электрические фонари; были открыты 10 православных церквей и 1 лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция; проводились 3 летние ярмарки, а также базары, особенно оживлённые зимой. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье; главные предметы торговли: нефть, керосин, хлеб, лесоматериалы, рыба, соль, летом - арбузы; многочисленные грузы шли по реке.

В городе в разное время бывали учёные В. В. Докучаев, Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, писатели М. Горький, А. И. Куприн, В. Г. Короленко, художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, композитор П. И. Чайковский. Большими культурными событиями были гастроли актёров М. Г. Савиной, М. П. Садовского, А. И. Южина, П. Н. Орленева, М. В. Дальского, Ф. И. Шаляпина. В 1858 проездом в Царицыне побывал французский писатель Александр Дюма.

Во время Гражданской войны 1918-20 в Царицыне происходили ожесточённые бои. С 1920 Царицын - центр Царицынской губернии. В 1925 город был переименован в Сталинград. В 1928 - центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 - центр Нижневолжского края. В 1934, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. С 1936 Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область.

В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в том числе первый в стране тракторный (1930), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 на подступах к городу и в самом городе с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 происходила одна из важнейших битв 2-й мировой войны 1939-45 - Сталинградская, ставшая переломным этапом. В 1961 город переименован в Волгоград.

Современный В. - один из крупнейших промышленных центров Поволжья. Главные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (ПО: "Волгоградский тракторный завод" "Волгограднефтемаш" и др.; заводы: буровой техники, измерительной аппаратуры, судостроительный и др.), чёрная (заводы: "Красный Октябрь" трубный, сталепроволочно-канатный и др.) и цветная (в том числе алюминиевый завод) металлургия, химическая (ПО "Каустик" и др.), нефтехимическая, стройматериалов (заводы: железобетонных изделий, кирпичный, гипсовый, керамический), деревообрабатывающая (мебельно-деревообрабатывающий завод), лёгкая (обувная и трикотажная фабрики, кожевенный завод и др.), пищевая (мясокомбинат; консервный, маргариновый, молочный заводы; кондитерская фабрика и др.). В. - мощный энергетический узел, состоящий из Волжской ГЭС, Волго-ГРЭС (работает на природном газе, поступающем по газопроводу с севера страны), ТЭЦ-2 (работает на отходах нефтеперерабатывающего завода). Внутригородской транспорт: автобусное, троллейбусное и трамвайное (в центре В. - метротрам - трамвайные линии проходят под землёй) сообщение; северные и южные районы связаны с центром электричками и речными судами. Волгоградский университет; аграрный и педагогический университеты. Институты: политехнический, медицинский, инженерно-строительный, управления, физической культуры; факультет Нижегородского института инженеров водного транспорта; филиалы: Всероссийского заочного финансово-экономического института, Московского коммерческого университета. 20 научно-исследовательских институтов. Театры: Новый экспериментальный, музыкальной комедии, кукольный, юного зрителя. Филармония. Цирк. Симфонический оркестр. Зал органной музыки. Планетарий. Музеи: музей-панорама "Сталинградская битва" обороны Царицына, краеведческий, изобразительных искусств, музыкальных инструментов. Город был почти полностью разрушен в 1942-43, в послевоенные годы выстроен заново. По генеральному плану 1945 сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и т. п., отрезавших жилые районы от реки. На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе - Волго-Донской судоходный канал, построенный в 1952. Центр современного В. образован системой площадей и бульваров, размещённых по одной оси перпендикулярно Волге, - привокзальная площадь, улица Гоголя, площадь Павших борцов, Аллея Героев, завершённая пропилеями и парадной гранитной лестницей, спускающейся на набережную (1952-53). Остальная территория города разделена на районы, связанные продольными транспортными магистралями. С 1958 ведётся застройка микрорайонами. В ознаменование победы в Битве на Волге в В. в 1963-67 создан памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане (скульпторы Е. В. Вучетич и др.). На склонах кургана разбит парк. Исторические места В.: Дом Павлова, площадь Павших борцов, площадь Победы. На западных окраинах города создан заслон из зелёных насаждений, сдерживающий силу горячих летних ветров.

Волгоград,

Карта

Карта

Литература: Пожарский А. Е., Сталинград, М., 1948; Савченко И. П., Липявкин А. Ф., Калиниченко П. П., Царицын - Сталинград - Волгоград, Волгоград, 1967; Водолагин М. А., Очерк истории Волгограда, 1589-1967, М., 1968; Ермаков А. Д., Памятники Волгограда, Волгоград, 1982; Атопов В., Масляев В., Липявкин А., Волгоград, М., 1985; Гундырин П. А., Путешествие по Волгограду, 3 изд., Волгоград, 1987; Мамаев курган. Альбом, 10 изд., Волгоград, 1988; Волгоград. Четыре века истории, Волгоград, 1989; Климат Волгограда, Л., 1989.

В начало словаря